Электронный аукцион: как отказаться от заключения контракта. Отказ от заключения контракта Заказчик отказывается от подписания договора

В каких случаях отказ от заключения договора дает право одной из сторон все же требовать заключения такого договора? Например, если был заключен предварительный договор, если обязанность заключения договора предусмотрена законом.

Гражданское законодательство, регулирующее практику заключения предварительных договоров, делает особый акцент на его охранительные функции по отношению к основному договору. Ведь отказ контрагента от заключения основного договора можно приравнять к неисполнению предварительного договора, а это, в свою очередь, уже нарушает права одной из сторон. Таким образом, отказ от заключения основного договора (при существовании предварительного) поддается урегулированию в судебном порядке путем принудительного заключения договора. Правда, при условии, что сам предварительный договор был выполнен обеими сторонами и у них нет претензий друг другу по качеству его исполнения.

Добиться заключения договора через суд не так-то просто, поэтому доверить это дело лучше специалисту, который хорошо знаком с данной практикой. В противном случае судебная тяжба может в конечном итоге привести лишь к незаключенному договору, убыткам и оплате судебных издержек.

Судебное решение, вынесенное о принудительном заключении договора, примет во внимание не только необходимость его подписания, но и определит порядок контроля над его заключением. Но при этом необходимо отметить: продление договора (например, аренды) в судебном порядке невозможно, так как после срока его истечения контрагент вправе отказаться от услуг второй стороны, и обжалованию в суде данное ему законом право не подлежит.

Обращение в суд с иском о понуждении к заключению договора

Как уже было сказано, споры о понуждении к заключению договора – чаще всего, следствие отказа одной стороны сделки заключить основной договор, основанный на условиях предварительного.

Если заключение спорного договора является обязательным для другой стороны по закону (к примеру, приватизация, договор на предоставление услуг и прочее), то в случае отказа заключить данный договор можно в принудительном порядке, но уже через суд, обратившись туда с исковым заявлением о понуждении к заключению договора.

По общему правилу обращаться в суд следует по месту жительства (дислокации) ответчика. Исковое заявление о понуждении к заключению договора необходимо составить в полном соответствии с требованиями Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации. В заявлении необходимо указать следующую информацию: наименования судебного органа; информацию об истце и ответчике; суть нарушения прав и законных интересов заявителя и его ходатайство; основания для предъявления требований истца, и доказательства, которые подтверждают эти основания; сведения о досудебных разбирательствах; перечень прилагаемых к исковому заявлению документов, их копии.

Профессиональная юридическая помощь при отказе от заключения договора

Все участники госзакупок знают, что отказаться от подписания контракта можно лишь в исключительных случаях. В статье расскажем о том, когда закон № 44-ФЗ разрешает заказчикам не заключать контракт с победителем электронного аукциона и как это следует оформить.

Веские причины

В любой момент до заключения контракта заказчик может от него отказаться, если узнает, что победитель процедуры указал о себе недостоверную информацию либо не соответствует установленным требованиям. Отметим, что если для заключения контракта устанавливаются дополнительные требования, они должны быть указаны в конкурсной документации и извещении о закупке. Отсутствие таковых требований является нарушением закона.

При заключении контракта на поставку лекарственных средств у заказчика есть еще два основания для отказа. Они установлены в части 10 статьи 31 закона 44-ФЗ:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

  • на лекарство, которое предлагает поставщик, не зарегистрирована предельная отпускная цена;
  • предлагаемая поставщиком цена превышает предельную отпускную, а снижать ее он не соглашается.

Что же касается победившего участника аукциона, то в случае ненаправления им в установленный срок подписанного контракта или протокола о разногласиях он будет считаться уклонившимся от заключения контракта.

Оформление отказа от заключения контракта

В случае отказа заказчика от заключения контракта с победившим участником аукциона необходимо составить соответствующий протокол. Документ подлежит размещению в ЕИС в течение следующего рабочего дня после того, как заказчик обнаружил основания, которые не позволяют ему заключить контракт.

После этого нужно известить самого поставщика - на это заказчику отводится не более двух рабочих дней. Уведомляется победивший участник аукциона направлением протокола об отказе от заключения контракта. Он также вправе обжаловать решение заказчика.

Денежные средства, которые победитель аукциона перечислил заказчику в качестве обеспечения контракта, следует вернуть. Ведь контракт стороны не заключили, а значит, обязательства, которые обеспечиваются этими денежными средствами, так и не наступили.

На то, чтобы возвратить деньги поставщику, у заказчика есть максимум 5 рабочих дней. Отсчет начинается с даты отказа от заключения контракта. Если заказчик этого не сделает, то нарушит статью 1102 Гражданского кодекса и получит необоснованное обогащение.

Как составить протокол об отказе

Законодательство не устанавливает определенной формы для протокола об отказе от заключения контракта. Это значит, что заказчик может составить этот документ по своему усмотрению. Однако важно, чтобы в нем присутствовали такие данные:

  • сведения о поставщике, с которым должен был быть заключен контракт (наименование, адрес и другая информация);
  • основание для отказа от подписания контракта;
  • наименования документов (с указанием их реквизитов), которые подтверждают это основание;
  • дату и место составления протокола.

Составить протокол может контрактный управляющий или иное лицо, на которого возложена функция осуществления госзакупок. Подписать же его следует руководителю заказчика или иному уполномоченному лицу. После составления протокол размещается в ЕИС и направляется поставщику, от заключения контракта с которым заказчик отказался.

Ситуация, когда заказчик разыгрывает закупочную процедуру, но уже после вскрытия конвертов обнаруживает, что его потребность в закупке несколько изменилась, либо потребность эта в принципе пропала - не редкость. Однако, если заказчик отказывается от проведения закупочной процедуры, отказывается от заключения договора, он очень сильно рискует. Подробности - в нашей статье.

ОАО «Корпорация «Комета» по результатам проведения запроса предложений выбрала победителя закупки, но отказалось заключать с ним договор. Московский УФАС вынес решение, по которому заказчик признан нарушившим часть 1 статьи 3 Закона 223-ФЗ. Заказчику выдано предписание о завершении процедуры. Под завершением процедуры понимается заключение контракта с тем победителем, который отобран в рамках конкурентной борьбы. Позиция Московского УФАС подтверждается судебными решениями и Арбитражный суд г. Москвы признал мнение Московского УФАС абсолютно обоснованным. В данном случае ситуация закончилась тем, что заказчик был вынужден заключить договор с победителем закупки, но иногда последствия могут быть более печальными. Например, материалы в отношении данного заказчика могут быть переданы в правоохранительные органы для обнаружения сговоров и согласованных действий между участниками закупки, либо между самим заказчиком и участником закупочной процедуры.

Во избежание подобных ситуаций заказчик обязан грамотно и корректно написать процедуру отказа от проведения закупочной процедуры после вскрытия конвертов, дабы минимизировать риски привлечения к ответственности в части нарушения процедуры проведения закупки. Риски в части подозрений по коррупционным составляющим в любом случае останутся, но по крайней мере процедура у вас будет максимально чистая и прозрачная.

Комментирует Оксана Шипунова, эксглава отдела контроля торгов отдельных юридических лиц ФАС России, ведущая вебинара « »:

Интересен пример из практики, который удивляет позицией контролирующего органа. Один из заказчиков работает по гособоронзаказу. В период проведения закупки, до определения победителя, но уже после вскрытия и рассмотрения заявок, были внесены изменения в законодательство об оборонном заказе, связанные с введением отдельных счетов. Проект договора заказчика не содержал обязанности применять отдельный счёт. Заказчик принял решение отказаться от закупочной процедуры из-за необходимости привести в соответствие свою документацию и проект договора с новыми требованиями законодательства. Действия заказчика были обжалованы в центральный аппарат ФАС России.

Антимонопольный орган вынес решение о не обоснованных действиях заказчика, так как отказ от закупочной процедуры был произведён с нарушением положения о закупке, уже после вскрытия конвертов и рассмотрения заявок. Заказчика заставили вернуть закупочную процедуру на ту стадию, где было принято решение отказаться от заключения договора с победителем.

В данной ситуации заказчика спасла незначительная ошибка контролирующего органа, который в своём предписании не подробно и не полно описал действия, которые обязан совершить заказчик. Контролирующие органы не обязали заказчика дать право участникам представить новое обеспечение заявок. Пока рассматривалась жалоба, пока заказчик медленно, но верно, приступал к исполнению предписаний, которые он получил, обеспечение заявок истекло. Закупку реанимировали, но на момент подведения итогов не было ни одной заявки, в отношении которой было действующее обеспечение. Заказчик закрыл данную закупочную процедуру в связи с тем, что ни один из участников не соответствовал требованиям закупочной документации. Если бы антимонопольный орган прописал подробно все действия, который обязан совершить заказчик, получилась бы нелепая ситуация. С одной стороны, заказчик исполняет предписания антимонопольного органа, с другой стороны, договор, который был бы заключен по итогам данной закупки, нарушал требования Закона 275-ФЗ об оборонном заказе.

Основания и сроки отказа стоит четко зафиксировать в положении о закупке, а в извещении, документации каждый раз указывать на право отказаться от проведения закупки, либо заключения договора, после определения победителя закупочных процедур. В этом случае шансов у заказчика отстоять свою позицию при возникновении спорной ситуации гораздо больше.

А вот у госорганов в ситуации, если заказчик отказывается от заключения договора с победителем закупки, целых 4 позиции:

  • Позиция 1. Отказ от заключения договора с победителем закупки правомерен, если закупка осуществлялась не путем проведения торгов и возможность отказа предусмотрена положением и (или) документацией о закупке (Письмо Минэкономразвития России от 25.04.2016 № Д28и-1013).
  • Позиция 2. Отказ от заключения договора с победителем закупки неправомерен, если порядок проведения процедуры закупки отвечает признакам торгов (Решение Московского УФАС России от 18.04.2016 № 1-00-665/77-16).
  • Позиция 3. Отказ от заключения договора с победителем закупки правомерен, если сделка является для заказчика крупной и не получено согласие собственника на ее совершение (Решение Московского УФАС России от 05.11.2015 № 1-00-1848/77-15).
  • Позиция 4. Отказ от заключения договора с победителем закупки неправомерен (Решение Московского УФАС России от 08.07.2015 № 1-00-1072/77-15).

Здравствуйте, Наталья!

давайте вместе смотреть:

статья 70 Закона № 44-ФЗ

13. Победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона , или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).

14. В случае, если победитель электронного аукциона признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, и заключить контракт с участником такого аукциона, который предложил такую же, как и победитель такого аукциона, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем такого аукциона. В случае согласия этого участника заключить контракт этот участник признается победителем такого аукциона и проект контракта, прилагаемый к документации об аукционе, составляется заказчиком путем включения в проект контракта условий его исполнения, предложенных этим участником. Проект контракта должен быть направлен заказчиком этому участнику в срок, не превышающий десяти дней с даты признания победителя такого аукциона уклонившимся от заключения контракта.

15. Участник электронного аукциона, признанный победителем такого аукциона в соответствии с частью 14 настоящей статьи, вправе подписать контракт и передать его заказчику в порядке и в сроки, которые предусмотрены частью 3 настоящей статьи,или отказаться от заключения контракта. Одновременно с подписанным экземпляром контракта победитель такого аукциона обязан предоставить обеспечение исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, также обязан внести на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере предложенной этим победителем цены за право заключения контракта. Если этот победитель уклонился от заключения контракта, такой аукцион признается несостоявшимся.

Статья 71 Закона № 44-ФЗ также не содержит возможности участника отказаться от заключения контракта.

При этом в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона № 44-ФЗ

В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов

Если все так, как Вы написали, то отказ от заключения контракта означает для Вас РНП и потерю обеспечения заявки. Отказаться от заключения контракта вправе участник, который признан победителем после уклонения от заключения контракта участником, заявке которого «присвоен 1 номер».

Отказ от заключения договора

Отказ от заключения договора является правом, отражающим принцип свободы договора (ч. 1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ). Отказаться от сотрудничества субъект вправе как на стадии переговоров (ч. 1 ст. 439.1 ГК РФ), так и в ходе договорного процесса (на стадии ответа на оферту и т. п.).

Законодательство содержит ограниченный перечень ситуаций, когда отказаться от заключения договора нельзя:

  • при заключении договора с победителем торгов (ч. 1 ст. 447 ГК РФ);
  • при заключении публичного договора (ст. 426 ГК РФ);
  • если был подписан предварительный договор (ст. 429 ГК РФ);
  • после направления безотзывной оферты, в том числе по правилам для опциона в рамках ст. 429.2 ГК РФ;
  • в некоторых других оговоренных законом ситуациях.

В большинстве случаев субъекту, не желающему заключать договор, достаточно просто промолчать в ответ на оферту.

Однако иногда закон прямо требует выразить свою позицию в виде документа. Например, когда:

  • у лица, обязанного заключать публичный договор, появились основания для отказа контрагенту-потребителю;
  • сторона в ходе договорного процесса отказывается от подписания договора поставки (ч. 2 ст. 507 ГК РФ) или государственного/муниципального контракта (ч. 2 ст. 528 ГК РФ).

Письмо-отказ от заключения договора

Четко регламентированной на законодательном уровне формы письма с отказом от подписания договора нет. Составляется это письмо на фирменном бланке предприятия и заверяется подписью руководителя или иного уполномоченного на то лица. Однако рекомендуется включить в него следующие сведения:

  1. Наименование адресата, а именно:
  • для юридических лиц — наименование, адрес, контактные данные;
  • для физических лиц — Ф. И. О., адрес, контактный телефон при наличии.
  1. Исходящий номер документа, а также дату его регистрации в журнале исходящей корреспонденции.
  2. Название документа, а именно: «Уведомление об отказе от заключения договора».
  3. Далее по тексту необходимо изложить:
  • первоначальные условия, а также предложения, поступившие от адресата;
  • формулировку отказа с указанием четких причин, а также ссылки на нормативно-правовую базу, дозволяющую совершить отказ.

В случаях, когда письменный отказ обязателен, необходимо обратить внимание на его отправку контрагенту по правилам передачи юридически значимых сообщений.

Отказ в подписании контракта при поставке товаров для государственных и муниципальных нужд

Пп. 9, 10 ст. 31 закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ предоставляют заказчику в некоторых случаях возможность отказаться от заключения договора с победителем торгов.

Это случаи обнаружения заказчиком:

  • несоответствия участника закупки требованиям, предъявляемым к участникам торгов;
  • предоставления недостоверной информации в отношении соответствия победителя торгов указанным требованиям;
  • наличие обстоятельств, изложенных в п. 10 ст. 31 закона № 44-ФЗ (при закупке лекарственных средств).

Если таких обстоятельств не усматривается, отказ заказчика будет неправомерен.

Последствия произведенного действия регламентированы п. 11 той же статьи, по условиям которой заказчик не позднее 1 дня со дня обнаружения обстоятельств, послуживших основанием для отказа, размещает в сети интернет соответствующий протокол, который впоследствии в течение 2 дней надлежит отправить другой стороне.

Указанный протокол должен содержать сведения:

  • о времени и месте его оформления;
  • реквизитах исполнителя, от контракта с которым заказчик отказывается;
  • мотивированной причине отказа от заключения контракта.

Скачать образец протокола можно, пройдя по ссылке: Образец протокола об отказе в заключении договора .

Отказ же участника закупки повлечет неприятные для него последствия: обеспечительный платеж, внесенный при подаче заявки на торги, ему не вернут. Исключением являются торги в форме конкурса, проводимые в 2 этапа: после первого этапа участники могут отказаться от второго.

Когда правомерен отказ от подписания публичного договора

Сама сущность публичного договора — в необходимости заключить его с каждым обратившимся.

В то же время иногда закон разрешает обязанному лицу отказывать в заключении договора по причинам, не позволяющим оказать необходимую потребителю услугу (ч. 3 ст. 426 ГК РФ). Например, вследствие:

  • отсутствия технической возможности организовать железнодорожную перевозку (ст. 11 Устава железнодорожного транспорта РФ от 10.01.2003 № 18-ФЗ);
  • отсутствия технической возможности подключения к водопроводу и отказа муниципальных властей в расширении инвестиционной программы (ст. 18 закона «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 № 416-ФЗ).

Отсутствие технической возможности — далеко не отговорка, т. к. профильное законодательство оперирует четкими критериями, что именно считается таковым.

Кроме того, разрешение на отказ дают особые исключительные нормы, сами по себе не регулирующие гражданские правоотношения, в которых обращается внимание на злоупотребления со стороны клиента. Например:

  • при наличии у банка подозрения, что потенциальный вкладчик открывает вклад для легализации преступных доходов (ч. 5.2 ст. 7 закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 № 115-ФЗ);
  • нахождении посетителя заведения общественного питания в нетрезвом виде (внутренние правила организации общепита, пример применения которых можно увидеть в апелляционном определении Курганского областного суда от 14.08.2014 по делу № 33-2418/2014).

Скачать образец уведомления об отказе в заключении публичного договора можно, пройдя по ссылке: Уведомление об отказе в заключении договора .

Письмо с отказом от заключения договора направляется контрагенту в случае недостижения соглашения по условиям контракта. Обязанность направить такое письмо прямо предусмотрена законом, но не всегда, а для отдельных видов договоров. Особую важность приобретает формулировка отказа в случае, когда заключение договора для субъекта обязательно.



Просмотров