Электронное оформление осаго. Изменения по осаго, покупка электронного страхования е-осаго

С 22 марта 2017 года закон об ОСАГО изменился и уже как год работает по-новому. Что поменялось в работе этого закона об ОСАГО и какие нововведения ждут автовладельцев в 2018 году? Давайте попробуем разобраться. Скажем сразу - закон об ОСАГО уже с самого начала 2019 года начнет работать по-новому для автолюбителей, в том числе благодаря свежему Постановлению Верховного суда РФ, которое разъяснило такие спорные вопросы, как оплата износа деталей при ремонте страховщиком и возможность получить деньги вместо ремонта. Но об этом мы поговорим ниже в этой статье.

Ремонт вместо выплаты денежных средств по ОСАГО

Замена денег ремонтом на СТО – это, пожалуй, самое ожидаемое изменение в закона об ОСАГО, которое полностью переписало заново весь порядок взаимодействия автомобилистов со страховыми компаниями. В настоящее время закон о замене денежной страховой выплаты ремонтом на СТО работает только для полисов, которые получены после 28 апреля 2017 года.

Итак, по новой страховке ОСАГО водителю-потерпевшему, попавшему в ДТП и обратившемуся в свою страховую компанию с полисом ОСАГО, после оформления документов и осмотра автомобиля теперь вручается направление на ремонт автомобиля на СТО. Причем станцию технического обслуживания выбирает далеко не сам автомобилист, так как ограничивать выбор несколькими СТО (дружественными) при оформлении водителем полиса имеет возможность именно страховая компания. Понятно, что таким образом законодатель защитил страховые компании от возможной попытки автомобилиста договориться со своим дружеским автосервисом по ремонту автомобиля с последующим денежным «откатом» части страховой выплаты. Дружеские сервисы теперь будут только у страховых компаний!

В конце 2017 года автодилеры пролоббировали поправки в закон об ОСАГО, которыми они хотели обязать автовладельцев производить ремонт по ОСАГО новых автомобилей возрастом до 2-х лет исключительно в дилерских автоцентрах. Данная поправка была принята. Однако, при одобрении обязанности ремонта по ОСАГО на СТО у дилера стоимость такого ремонта будет не всегда покрываться страховкой ОСАГО, так как цены на ремонтные работы от дилера всегда выше среднерыночных. В этом случае можно получить деньги вместо ремонта.

Есть у замены денежной выплаты по ОСАГО ремонтными работами на СТО и свои плюсы. Так, например, износ транспортного средства при принудительном ремонте по ОСАГО теперь не будет учитываться страховой компанией . Ради проталкивания принудительного ремонта страховщики согласились даже на такой шаг в пользу автомобилистов. Ремонт без учета износа по ОСАГО будет, конечно же, положительно воспринят автомобилистами. Но в 2019 году всё еще не так легко отремонтировать автомобиль на СТО страховщика без учета износа.

Замена денежной выплаты ОСАГО принудительным ремонтом позволит так же отсечь с этого спорного рынка автоюристов, перекупщиков долгов по ОСАГО, которых в стране с каждым годом становилось все больше и больше. Автоюристы и адвокаты по ДТП с 2019 года будут больше заниматься делами по страховым случаям ОСАГО в части взыскания ущерба, морального вреда и 50% штрафа в случае некачественного или не полного ремонта автомобиля.

Качество ремонтных работ наших автосервисов вызывает большие вопросы и нарекания, поэтому автомобилисты, конечно же, будут использовать Закон «О защите прав потребителей» в свою пользу и с придиркой проверять полноту и качество проведенного в рамках ОСАГО ремонта, а при наличии погрешностей в ремонте – смогут возместить свой ущерб и вполне справедливо неплохо заработать на страховом случае. В настоящее время в судах слушается не так много судебных споров между автовладельцами и автосервисами по вопросу качества проведенного ремонта истца после получения им страховой выплаты. И это вполне понятно. Сегодня подавляющее большинство граждан, получивших деньги по ОСАГО от страховой компании или посредника-автоюриста, сознательно обращается в дешевый автосервис с одной лишь целью – сделать недорогой ремонт автомобиля, при котором от полученных по ОСАГО денег осталась хоть какая-то маржа.

С заменой денежной выплаты по СОАГО ремонтом на СТО страховщика всё, конечно же, поменяется, и суды столкнуться с наплывом истцов, требующих возмещения вреда по некачественному ремонту своих автомобилей. С начала 2019 года уже заметен всплеск таких исковых заявлений от автолюбителей.

Ремонт вместо денег по ОСАГО имеет ряд исключений. В некоторых случаях, гражданин может получить денежную выплату и отказаться от ремонта автомобиля на СТО . Давайте рассмотрим эти случаи:

  • В результате аварии произошло полное уничтожение автомобиля и чинить уже нечего (тотальная гибель);
  • Если стоимость ремонтных работ и запчастей получается выше суммы предполагаемой страховой выплаты (например, стандартные 400 тысяч рублей или разница в износе деталей) и автовладелец не желает доплачивать недостающую для производства ремонта денежную сумму;
  • Если страховая компания не сможет по каким-то причинам организовать ремонт автомобиля в СТО, которую изначально выбрал гражданин при заключении договора страхования из предложенных страховой компанией станций технического обслуживания;
  • Страховая компания не может, не успевает организовать ремонтные работы в соответствии с требованиями правил Банка России (к примеру, не успевает организовать ремонт машины в течение 30 дней после обращения клиента в страховую компанию);
  • Автовладелец не хочет делать ремонт на СТО, а хочет получить деньги, и специальная комиссия РСА, рассмотрев заявку этого гражданина, пошла ему навстречу, например, из-за его тяжелого материального положения;
  • Страховая компания и автовладелец письменно пришли к соглашению о выплате денег вместо ремонта по ОСАГО и гражданин согласен с предложенной (конечно же - существенно заниженной) денежной суммой, которой, по его мнению, хватит для самостоятельного ремонта машины.
Положительным моментом новых изменений на рынке ОСАГО в виде замены выплаты денег ремонтом автомобилей может стать постепенное принудительное улучшение качество работы автосервисов, с целью исключения последующего ремонту спора с автовладельцем относительно качества проделанной работы. Однако, как это скажется на цене такого ремонта, в том числе как отразится на стоимости ремонта отсутствие конкуренции принудительных ремонтных работ по ОСАГО – покажет время. Возможно, изменения ОСАГО в 2019 году станут наконец полезны и для автовладельцев, а не только для страховых компаний.

Последние новости ОСАГО 2019 года

Познакомьтесь с практикой работы в 2019 году обновленного закона об ОСАГО о замене денежной выплаты принудительным ремонтом на СТО. Когда можно получить деньги вместо ремонта и надо ли платить за износ деталей при ремонте, как того может потребовать страховщик?

Электронный полис ОСАГО

Итак, еще одни изменения в ОСАГО - с 1 января 2017 года в России вступили в законную силу поправки в закон об ОСАГО, и теперь все без исключения страховые компании обязаны выдавать электронные полюсы ОСАГО и заключать договоры ОСАГО через интернет в электронном виде с любым обратившимся по сети клиентом.

Теперь, после того, как клиент по интернету подаст заявку о заключении договора страхования, страховая компания направляет на электронный адрес клиента страховой полис ОСАГО и размещает в личном кабинете клиента на сайте копию полиса ОСАГО, которую пользователь сможет скачать в любой момент. После оформления электронного полиса ОСАГО, его можно распечатать и возить с собой в автомобиле, либо, при недоверии современным технологиям, можно обратиться в страховую компанию и получить привычный бумажный бланк оформленного по интернету страхового полиса ОСАГО.

Несомненно, выдача страховыми компаниями полисов ОСАГО сможет устранить нарушение прав граждан по навязыванию недобросовестными страховыми компаниями дополнительных услуг при оформлении договоров страхования. Как известно, почти все страховые компании весь 2017 год ухищрялись и придумывали всяческие способы навязать допуслуги своим клиентам. Для того, чтобы получить полис ОСАГО без дополнительно навязанных услуг страховых компаний гргражданам в 2017 году приходилось отстаивать большие и искусственно созданные страховщиками очереди в их офисах или ждать появление якобы дефицитных бланков полисов ОСАГО. В 2019 году эти препоны со стороны страховых компаний по оформлению договоров ОСАГО уйдут в прошлое, в том числе благодаря новому рассматриваемому изменению и появлению возможности получить полис ОСАГО через интернет. Уже с начала года можно констатировать, что в 2019 году оформление полисов через интернет стало еще более популярным у автолюбителей.

Стоит заметить, что в 2017 году эксперимент по выдаче электронных страховых полисов ОСАГО проводился в нескольких регионах РФ, в том числе в Ростовской области. Нехотя и со скрипом, страховые компании наладили данную электронную услугу в экспериментальных регионах, в результате чего за полгода клиентам было выдано несколько десятков тысяч электронных страховых полисов ОСАГО. Однако, в прошлом году страховые компании не обязаны были заниматься выдачей электронных страховых полисов ОСАГО, и осваивали эту процедуру в добровольном порядке в качестве эксперимента. С 1 января 2019 года выдача электронных страховых полисов ОСАГО стала обязанностью для страховщиков, за нарушение которой им грозит приличный штраф и отзыв лицензии. Эти изменения ОСАГО 2019 года однозначно идут на пользу автомобилистам.

Адвокат - автоюрист Геннадий Ефремов

Москва. 1 января. сайт - С 1 января 2017 года в силу вступили поправки в закон об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО), согласно которым страховые компании обязаны обеспечить возможность заключения электронных договоров ОСАГО с каждым обратившимся лицом.

Закон был принят Госдумой 10 июня 2016 года под названием "О внесении изменений в федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".

После заключения договора ОСАГО в электронном виде страховщик направляет клиенту по электронной почте страховой полис и размещает его в личном кабинете автовладельца на сайте страховой компании. Личный кабинет также может быть использован страхователем для внесения изменений в договор страхования, если в течение срока его действия изменились сведения, указанные ранее в заявлении о заключении договора.

Сам е-полис можно распечатать и возить с собой. Сотрудники ГИБДД могут удостовериться в том, что автовладелец действительно застрахован, запросив информацию по выделенному каналу или с помощью базы АИС РСА. При желании страхователь сможет получить полис на привычном ему бланке ОСАГО (бланке строгой отчетности).

Согласно указаниям ЦБ РФ, которые также вступили в силу с начала года, суммарная длительность перерыва в работе сайта страховщика не должна превышать 30 минут в сутки. При необходимости проведения плановых технических работ страховая компания обязана разместить не менее чем за сутки до их начала на главной странице своего сайта уведомление с указанием даты и времени их окончания. Такие работы страховщики смогут проводить не чаще одного раза в месяц в период с 22:00 до 8:00 по московскому времени.

В свою очередь, Российский союз автостраховщиков (РСА) обеспечит бесперебойную работу системы. Если из-за технических причин страховщик не может заключить электронный договор с клиентом, потребитель перенаправляется на сайт другого страховщика, который будет предложен случайным выбором по номеру паспорта транспортного средства (ПТС). Аналогичный порядок "взаимовыручки" применяется в настоящее время при организации системы продаж через единого агента РСА обычных бумажных полисов ОСАГО. В ротации используются полисы всех страховщиков, имеющих соответствующую лицензию. О фактах нарушения работы сайтов страховщики и РСА обязаны информировать Банк России.

Кроме того, закон ужесточает ответственность страховщиков при заключении договора обязательного автострахования и ответственность автовладельцев за предоставление страховщикам недостоверных данных. Так, если предоставление страхователем недостоверных сведений при заключении договора привело к необоснованному уменьшению размера страховой премии, "страховщик имеет право предъявить регрессное требование в размере произведенной страховой выплаты к страхователю (. . .) при наступлении страхового случая, а также взыскать с него в установленном порядке денежные средства (. . .) вне зависимости от наступления страхового случая", говорится в документе.

Закон также регламентирует срок действия установленных Банком России предельных размеров базовых ставок страховых тарифов и коэффициентов страховых тарифов - срок действия "не может быть менее одного года". Также увеличивается срок повторного рассмотрения дела о выплате страховщиком возмещения - с 5 до 10 рабочих дней.

Ряд компаний уже начали продажи е-ОСАГО с 1 июля 2015 года в добровольном порядке. Так, по данным РСА, с момента старта добровольных продаж, было продано 375 тыс. е-полисов.

Каждого автолюбителя интересует то, какие поправки вступили или лишь могут вступить в силу в рамках закона об осаго в 2017 году и как изменения отразятся на жизни водителей и страховщиков. Тем более, нововведений действительно много – какие-то уже приняты и давно действуют, другие – лишь обсуждаются правительством и различными ведомствами. В любом случае все они довольно значимы для рынка автострахования.

Обязательный статус электронного полиса

Фундаментальные изменения в сфере осаго с 1 января 2017 года, касаются того, что все компании, предлагающие застраховать свою автогражданскую ответственность, теперь обязаны обеспечить возможность получения полиса ОСАГО онлайн. То есть на сайте страховщика должна быть соответствующая услуга, которая позволит клиенту с помощью ПК, ноутбука, смартфона и доступа в интернет оформить договор страхования. После оплаты полис просто высылается на электронную почту страхователя или же предоставляется ссылка для его скачивания. При этом страховщик обязан своевременно внести все данные о новом полисе ОСАГО в АИС.

Получается, что договор страхования теперь может быть оформлен и в виде электронного документа, который в правовом отношении ничем не уступает бумажному бланку. Его не нужно заверять. Достаточно распечатать или сохранить на смартфоне, чтобы при необходимости предъявить сотруднику ГИБДД.

Также поправки в законе об осаго говорят о том, что если страховая компания не сможет организовать подобный сервис на своём сайте, то её ждет не только штраф (до 300000 рублей), но и запрет на дальнейшую деятельность. Главная обязанность страховщиков – обеспечить бесперебойное функционирование своего интернет-ресурса на протяжении 24 часов в сутки. Иначе граждане, которые не смогли воспользоваться услугой «страхование онлайн» по техническим причинам, связанным с неполадками на сайте, могут пожаловаться в Центробанк или РСА.

Ответственность страхователя

Однако в отношении собственников ТС и страхователей также принято ряд мер. Например, человек может специально при оформлении полиса онлайн внести ложные данные, которые снизят конечную стоимость страховки. Поэтому была принята соответствующая поправка, а в пункте 1 ст. 14 теперь будет стоять подпункт «к». Он гласит о том, что страховая компания в таком случае может взыскать со своего клиента:

  • Разницу между правильной и заниженной стоимостью (даже если не было выплат);
  • Сумму страховой выплаты потерпевшей стороне (при наступлении страхового случая).

С 1 января 2017 года все страховые компании будут обязаны оформлять электронные полисы ОСАГО. При этом традиционный очный способ заключения договора также действует.
11 июня 2016 года Госдума сразу во втором и третьем чтениях приняла соответствующие поправки в закон об ОСАГО. С 1 января 2017 года электронный полис ОСАГО становится обязательным для всех страховых компаний.

В случае, если оформление электронного полиса ОСАГО будет невозможным из-за проблем с сайтом или технических неполадок (как это происходит на сегодняшний момент ), страховые компании обяжут незамедлительно информировать об этом Центробанк РФ.

Также ЦБ РФ установил штраф в размере 300 тысяч рублей для тех компаний, которые не обеспечат возможность оформить полис ОСАГО онлайн.

Но также новый закон ужесточает ответственность покупателей электронных полисов. Если по какой-то причине клиент указал неверные данные (хотя как при этом пройти проверку по базе РСА?) и стоимость страховки получилась меньше, чем положено, то страховая компания может регрессом взыскать с клиентом всю выплату пострадавшему (если был страховой случай) или разницу между «нормальной ценой» и «заниженной» (если выплат не было).

Однако, сами страховщики уже сейчас скептически относятся к этому нововведению. По их словам, с 1 января 2017 года у многих компаний система не сможет адекватно работать с большим числом заявок. На то, чтобы наладить электронный полис ОСАГО, может уйти несколько месяцев.

От себя скажем, что компаниям на сегодняшний день совсем не выгодно выписывать электронные полиса ОСАГО, т.к. они теряют возможность втюхать свои дополнительные, совсем ненужные услуги страхования.

К тому же у страховых в последние пол года появилась новая тенденция требовать автомобиль к осмотру и фотографированию при страхование ОСАГО в целях безопасности от мошенников. Все бы хорошо, но предъявить ТС к осмотру когда на автомобиле уже просрочен полис ОСАГО и нужно на нем куда то ехать без страховки что бы предъявить страховому агенту, я думаю мало кто захочет.

Интересно как они видят будущею фильтрацию страхователей. Если раньше за счет своих агентов, компании выставляли свои требования кого можно страховать, а кого нет (когда л.с. меньше 101. Страхователь или владелец из Мурманска, Иваново, Краснодара либо просто прописка не в СПб. Кбм 1,0. марка авто Российского производства) Многие же сталкивались когда им было отказано в оформлении или навешено куча доп. услуг при обращении к страховому агенту. И страхователь был вынужден обращаться в главный офис компании где можно отстоять огромную очередь что бы получить этот не дешевый полис ОСАГО.

Ну и в последнею очередь магу сказать, что у многих не честных автолюбителей все же появиться желания обмануть электронную систему оформления ради выгоды и занижения полиса либо что бы упростить себе задачу оформления когда страхователь не является владельцем, а владелец где то очень далеко.

Заключение договора обязательного страхования и получение полиса ОСАГО – непременное условие эксплуатации транспортного средства на дорогах общего пользования. Такая страховка помогает покрывать ущерб, нанесённый другим участникам движения в результате ДТП, совершенного по вине застрахованного лица.

Обо всех правоотношениях, возникающих между страховщиком и страхователем, можно узнать из содержания «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». По мнению представителей страховых компаний, в этом нормативном акте всё ещё остаются серьёзные недоработки, которые и устраняются чиновниками путём внесения тех или иных изменений.

В 2016 году закон менялся уже дважды: с 1 июля были введены новые унифицированные бланки, а с 1 сентября водителей, попавших в аварию, обязали предоставлять для осмотра повреждённые транспортные средства оценщикам страховых компаний. Без такого предварительного осмотра любая последующая независимая экспертиза теперь считается незаконной. С 1 января 2017 года в сфере страхования автогражданской ответственности снова появятся новшества. На этот раз страховщиков обяжут продавать электронные полиса ОСАГО (новая услуга уже получила название – е-ОСАГО).

Покупка электронного полиса ОСАГО онлайн с 1 января 2017 года

Покупка ОСАГО через Интернет стала возможной ещё в 2015 году. Многие страховые компании с целью сделать обслуживание своих клиентов более быстрым и удобным стали продавать электронные документы через собственные интернет-сайты. Возможностью приобрести электронный полис ОСАГО воспользовались десятки тысяч автовладельцев, а уже сегодня этот успешный опыт чиновники решили сделать повсеместным, обязав всех без исключения страховщиков организовать продажу документов в режиме онлайн.

Перед внесением изменений в законопроект была проведена серьёзная аналитическая работа, которая помогла выявить некоторые недостатки существующей практики продаж электронных полисов ОСАГО. Основная претензия клиентов по-прежнему связана с технической стороной вопроса: сайты страховых компаний работают плохо либо вовсе не функционируют. Вторая проблема – невозможность получить оригинальный «зелёный» полис, который бы подтверждал наличие страховки, приобретённой через Интернет.

Обновлённый закон должен решить эти вопросы, поскольку отныне обеспечение нормальной работоспособности сайтов – это обязательство страховых компаний. Тем же, кто не в состоянии организовать работу такого интернет-портала, разрешается реализовывать страховые полисы посредством электронной почты.

Второй вопрос решается следующей нормой: при необходимости страхователь может лично обратиться в офис страховой компании и бесплатно получить там оригинальный бумажный бланк. Второй вариант – заказать такой страховой полис по почте, но в этом случае все расходы, связанные с пересылкой документа, несёт клиент страховщика. Важное уточнение: стоимость услуг почтовой службы не может включаться в стоимость страховки, поэтому должна отражаться на отдельном документе (квитанция, чек).

Информация о водителе при покупке ОСАГО онлайн

Помимо вышеупомянутых нововведений в новой версии Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» появилась ещё одна крайне важная норма. Она касается возможности выставлять регрессное требование (обратное требование о возмещении уплаченной суммы) в отношении застрахованного лица, которое предоставило недостоверные данные при заключении договора обязательного страхования.

Итак, уже в январе 2017 года, когда продажа электронных документов станет повсеместной, в статье 14 Закона появится пункт, который разрешит страховым компаниям, уже возместившим ущерб согласно условиям полиса, ставить регрессное требование вернуть деньги, если при покупке ОСАГО клиент предоставил страховщику недостоверные сведения. Разумеется, это касается только тех случаев, когда такие ошибки – случайные или намеренные – привели к уменьшению величины страховой премии. К примеру, автовладелец может огласить меньший объём двигателя своего авто или сообщить о проживании не в своём регионе (где действуют меньшие коэффициенты).

Таким образом, отныне после наступления страхового случая страховщик неизбежно начнёт проверять данные, содержащиеся в страховом полисе, и при обнаружении ошибок будет иметь право взыскать с клиента:

  • полную стоимость страхового полиса (уже с достоверными данными);
  • сумму, выплаченную потерпевшему в ДТП страховщиком (в полном объёме).

Но если взглянуть на эту проблему с другой стороны, можно прогнозировать рост числа злоупотреблений со стороны самих страховых компаний. Нововведения января 2017 года открывают перед ними заманчивую «перспективу»: если клиенту продать полис (в виде бумажного или электронного документа) с ошибкой, например, с неправильным коэффициентом, то впоследствии такого страхователя удастся заставить самостоятельно оплатить ущерб. А это говорит о том, что с января 2017 года при оформлении полисов ОСАГО надо быть предельно внимательным и перепроверять правильность внесённых в документ данных.

Ещё одним важным нюансом, который также можно считать следствием внесения изменений в действующий Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», вступает проблема разглашения информации. С 2017 года начинает работу единая система межведомственного электронного взаимодействия, куда страховые компании будут дублировать всю информацию, получаемую от своих клиентов. Речь идёт о данных, которые будут почерпнуты из копий тех бумаг, который страхователь предъявит страховщику при покупке полиса. С одной стороны, последний всегда сможет извлечь нужные ему данные, чтобы сравнить с теми, которые используются при переоформлении страховки. С другой стороны, с течением времени доступ к этой базе будет открыт для многих других ведомств и организаций, а значит, информация о владельце полиса ОСАГО, по сути, станет более доступной.

Предъявление повреждений при страховом случае

Отдельного внимания заслуживает норма, вступившая в силу с 1 сентября 2016 года и касающаяся действий страхователя после наступления страхового случая. Отныне заключение договора обязательного страхования предполагает, что сразу после ДТП поврежденная машина должна быть осмотрена представителями страховщика. Главным мотивом такого нововведения стала распространённая и отчасти преступная практика автоюристов, когда те изначально проводили независимую экспертизу, результаты которой зачастую и становились основанием для выплат страховых сумм.

Представители рынка страховых услуг подсчитали, что несут серьёзные убытки, поскольку при несогласии с выводами независимых экспертов им всегда приходилось судиться со своими клиентами. На этот раз чиновники пошли навстречу страховым компаниям и установили норму, согласно которой «право первого голоса» стало принадлежать им.

Дополнительные материалы по теме:

Изменения в ОСАГО с 1 марта 2017 года Штраф за отсутствие страховки ОСАГО в 2018 году Закон об ОСАГО: полный текст с последними изменениями 2018 года



Просмотров