Екатеринбургский гарнизонный военный суд. Обзор судебной практики верховного суда рф Какие выплаты полагаются военнослужащим при получении инвалидности

Подъемное пособие на членов семьи военнослужащего выплачивается после регистрации их по месту жительства. В случае если для военнослужащих, обучающихся в военно-учебных заведениях со сроком обучения более одного года, в установленном порядке предусмотрена регистрация не по месту жительства, а по месту пребывания (на период обучения), подъемное пособие на членов их семей, фактически переехавших к месту обучения военнослужащих, выплачивается при регистрации по месту пребывания.
В случае если супруг и супруга являются военнослужащими, подъемное пособие на членов их семьи в соответствии с Инструкцией выплачивается по их выбору одному из военнослужащих из окладов денежного содержания получателя этого пособия.
Подъемное пособие на членов семьи военнослужащего, переехавших для постоянного проживания к месту его военной службы в другой населенный пункт, выплачивается:
а) при поступлении на военную службу по контракту военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, и курсантов военно-учебных заведений, не состоявших на военной службе по контракту;
б) при назначении военнослужащих по окончании военно-учебного заведения на воинские должности в воинские части (подразделения) по месту дислокации военно-учебного заведения, если члены семьи не переезжали к военнослужащему в период обучения его в военно-учебном заведении.
Подъемное пособие выплачивается на следующих членов семьи военнослужащего, переехавших к новому месту военной службы военнослужащего в другой населенный пункт:
а) на супругу (супруга)
· состоящую (состоящего) с военнослужащим в зарегистрированном браке на день его прибытия к новому месту военной службы или поступления на военную службу по контракту;
б) на детей военнослужащего и его супруги (супруга): моложе 18 лет или инвалидов (независимо от возраста), а в возрасте до 23 лет
· обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;
в) на лиц, находящихся на иждивении военнослужащего, если они переехали к месту его военной службы из пункта, в котором военнослужащий проходил военную службу до последнего назначения на воинскую должность (до передислокации воинской части, подразделения) или совместно проживали с военнослужащим на день поступления его на военную службу по контракту из запаса, а с военнослужащим, поступившим на военную службу по контракту в период прохождения военной службы по призыву,
· до призыва на военную службу.
При выплате подъемного пособия на членов семьи возраст и инвалидность учитываются на день приезда их к новому месту военной службы военнослужащего, а в случаях выплаты подъемного пособия при убытии из воинских частей
· на день убытия.
Подъемное пособие на членов семьи выплачивается воинской частью, в которую назначен или где проходит военную службу военнослужащий, по представлении справки кадрового (строевого) органа воинской части о составе семьи (с указанием числа, месяца, года рождения детей и лиц, находящихся на иждивении военнослужащего, наименования населенного пункта, из которого прибыла семья, и даты регистрации по новому месту жительства; сведения записываются на основании записи в паспорте с указанием его серии, номера, места и даты выдачи, а также на основании свидетельств о регистрации и других документов).

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 205-КГ16-37

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дании административное дело по кассационной жалобе представителя руко­ водителя федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания» (далее - Управление финансового обеспечения по Республике Северная Осетия-Алания) Елоевой Э.Т. на решение Махачкалин­ ского гарнизонного военного суда от 17 апреля 2015 г. и апелляционное оп­ ределение Северо-Кавказского окружного военного суда от 22 июля 2015 г.

по заявлению военнослужащего войсковой части рядового Мугутди- нова М И об оспаривании действий руководителя Управления финансового обеспечения по Республике Северная Осетия- Алания, связанных с отказом в выплате денежной компенсации за наем жи­ лого помещения.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Круп­ нова И.В., изложившего обстоятельства административного дела, содержа­ ние судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационной жа­ лобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих

установила:

решением Махачкалинского гарнизонного военного суда от 17 апреля 2015 г., оставленным без изменения апелляционным определением Северо- Кавказского окружного военного суда от 22 июля 2015 г., частично удовле­ творено заявление Мугутдинова М.И., в котором он просил признать неза­ конным отказ руководителя Управления финансового обеспечения по Рес­ публике Северная Осетия-Алания выплатить денежную компенсацию за на­ ем жилого помещения с января по декабрь 2014 года и возложить на руково­ дителя названного учреждения обязанность по выплате за этот период ком­ пенсации из расчета 400 5 рублей в месяц.

Суд признал незаконными оспоренные действия руководителя Управ­ ления финансового обеспечения по Республике Северная Осетия-Алания и обязал его выплатить заявителю денежную компенсацию за поднаем жилого помещения за период с января по декабрь 2014 г. в размере 3 600 рублей ежемесячно, а в удовлетворении остальной части требований отказал.

Определением судьи Северо-Кавказского окружного военного суда от 1 декабря 2015 г. представителю руководителя Управления финансового обеспечения по Республике Северная Осетия-Алания отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассаци­ онной инстанции.

В кассационной жалобе представитель должностного лица, утверждая о существенном нарушении судами норм материального права, просит су­ дебные постановления отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления.

В обоснование жалобы она указывает, что законодательство связывает получение военнослужащим денежной компенсации за наем (поднаем) жило­ го помещения с подачей рапорта о выплате компенсации, который Мугутди- новым М.И. был подан лишь в декабре 2014 года. В связи с этим наем заяви­ телем жилого помещения с января по декабрь 2014 года не является основа­ нием для выплаты ему компенсации.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2016 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по делам военнослужащих.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы кас­ сационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих находит судебные постановления подлежащими отмене.

Согласно ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Рос­ сийской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм матери­ ального или процессуального права, повлиявшие на исход дела и без устра­ нения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, сво­ бод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Судами при рассмотрении дела допущена ошибка в применении норм материального права, что выразилось в следующем.

Из материалов следует, что Мугутдинов М.И., признанный в установ­ ленном порядке нуждающимся в жилом помещении по месту военной служ­ бы, 23 декабря 2014 г. обратился по команде с рапортом, в котором просил выплатить ему денежную компенсацию за наем жилого помещения (далее - денежная компенсация) с 1 января 2014 г., приложив договор найма двух комнат в жилом помещении, датированный 19 марта 2014 г., справку о соста­ ве своей семьи, другие документы.

Рапорт был зарегистрирован в воинской части 31 декабря 2014 г., после чего приказом командира войсковой части от 16 января 2015 г. № 5 было предписано выплатить Мугутдинову М.И. денежную компенсацию из расчета 3 600 рублей в месяц с января по декабрь 2014 года. Однако в выпла­ те указанной компенсации в требуемом размере заявителю было отказано Управлением финансового обеспечения по Республике Северная Осетия- Алания, что им было оспорено в судебном порядке.

Удовлетворяя частично заявление, суд первой инстанции исходил из того, что Мугутдинов М.И. обладает правом на получение денежной компен­ сации, поскольку с 2010 года составом семьи из 2 человек состоит на учете нуждающихся в получении служебного жилого помещения, а несвоевремен­ ное обращение к командованию воинской части с рапортом не свидетельст­ вует об отсутствии у него такого права.

Соглашаясь с решением, суд апелляционной инстанции дополнительно указал, что Мугутдинов М.И. до января 2014 года получал денежную ком­ пенсацию и после этого права на нее не утратил, а прекращение ее выплаты обусловлено безосновательной инициативой командования.

Между тем такие выводы основаны на неправильном истолковании норм материального права и без учета других подлежащих применению по­ ложений закона.

Как усматривается из материалов дела, основанием для отказа Мугут­ динову М.И. в выплате денежной компенсации за период с января по декабрь 2014 года явилось то обстоятельство, что с рапортом и приложенными к нему документами, подтверждающими его право на получение денежной компен­ сации, он обратился в декабре 2014 г., то есть спустя значительное время по­ сле заключения договора найма жилого помещения и за период, предшест­ вующий заключению указанного договора.

Согласно пп. 1 и 2 ст. 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения; стороны вправе устано­ вить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношени­ ям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений.

Следовательно, датой заключения Мугутдиновым М.И. договора найма жилого помещения является 19 марта 2014 г.

Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, прибывшим на новое место военной служ­ бы, до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые по­ мещения, жилые помещения маневренного фонда или общежития, а в случае их отсутствия воинские части по желанию военнослужащих ежемесячно вы­ плачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пп. 2 и 3 Положения о выплате денежной компенса­ ции за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Рос­ сийской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных право­ отношений), утвержденного постановлением Правительства Российской Фе­ дерации от 31 декабря 2004 г. № 909 (далее - Положение), денежная компен­ сация за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащему выплачивает­ ся ежемесячно одновременно с выплатой денежного довольствия за истек­ ший месяц по месту его военной службы.

Аналогичные положения закреплены в п. 12 Инструкции о мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 909 (далее - Инструкция).

Кроме того, согласно п. 14 Инструкции выплата денежной компенса­ ции производится со дня найма (поднайма) жилого помещения после прибы­ тия к месту военной службы на основании рапорта военнослужащего, в кото­ ром помимо прочего указывается дата начала найма (поднайма) жилья.

Из изложенных положений нормативных актов следует, что: основанием для начала выплаты ежемесячной денежной компенсации является волеизъявление военнослужащего, признанного нуждающимся в жилом помещении по месту военной службы, выраженное в форме рапорта с приложением к нему документов, подтверждающих право на получение ком­ пенсации; ежемесячная денежная компенсация выплачивается военнослужащему, как правило, начиная с месяца, в котором военнослужащий представил дого­ вор найма (поднайма) жилья; день найма (поднайма) жилого помещения может не совпадать с фак­ тической датой начала найма (поднайма) жилья.

Таким образом, Правительством Российской Федерации и Министром обороны Российской Федерации в пределах предоставленных им полномо- чий определено, что право на получение денежной компенсации военнослу­ жащий приобретает со дня заключения договора найма (поднайма) жилого помещения, а реализовать его может путем обращения с рапортом о выплате компенсации с приложением документов, свидетельствующих о наличии у него такого права.

При таких данных военнослужащий имеет право на получение денеж­ ной компенсации со дня обращения к командованию воинской части с соот­ ветствующим рапортом, что указывает на ошибочность выводов судов о пра­ ве заявителя на получение денежной компенсации с указанной в договоре да­ ты в качестве начала фактического найма жилого помещения.

Что касается указанного в договоре соглашения о применении к отно­ шениям, сложившимся между Мугутдиновым М.И. и наймодателем до за­ ключения договора, условий об обязанности заявителя по внесению ежеме­ сячной платы за пользование двумя комнатами с 1 января по 31 декабря 2014 г., то они, являющиеся по своей сути гражданско-правовыми, не могут распространяться на административные отношения, основанные на ином правовом регулировании, а именно на властном подчинении одной стороны другой, и возлагать на финансовый орган Министерства обороны Российской Федерации обязанность по возмещению понесенных заявителем расходов за этот период.

Для выплаты денежной компенсации Правительством Российской Фе­ дерации установлены иные условия, которые заявителем не выполнялись до даты заключения договора найма жилого помещения и обращения с рапор­ том о выплате компенсации.

Вместе с тем при наличии исключительных обстоятельств, свидетель­ ствующих об уважительности причин обращения заявителя с рапортом спус­ тя значительное время после указанной в договоре даты начала найма жилого помещения, суд может рассмотреть вопрос о праве военнослужащего на де­ нежную компенсацию с момента заключения договора найма.

Однако этого судом сделано не было, в связи с чем в судебном заседа­ нии не исследовались имеющие значение для дела обстоятельства заключе­ ния договора найма, даты обращения заявителя к командованию воинской части с рапортом о выплате компенсации, а также уважительности причин несвоевременного представления договора и рапорта командиру воинской части.

Нарушение судом норм материального права и недоказанность уста­ новленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела, привели к то­ му, что остались невыясненными юридически значимые обстоятельства о праве Мугутдинова М.И. на получение денежной компенсации за период с января по декабрь 2014 года.

В связи с изложенным судебные постановления судов первой и апелля­ ционной инстанций подлежат отмене, а дело - направлению на новое рас­ смотрение в гарнизонный военный суд.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 327, 328, п. 2 ч. 1 ст. 329, ст. 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Фе­ дерации, Судебная коллегия по делам военнослужащих

определила:

решение Махачкалинского гарнизонного военного суда от 17 апреля 2015 г. и апелляционное определение Северо-Кавказского окружного воен­ ного суда от 22 июля 2015 г. по заявлению Мугутдинова М И - в связи с существенным нарушением норм материального права от­ менить, дело направить на новое рассмотрение в Махачкалинский гарнизон­ ный военный суд.

Отменить приостановление исполнения решения Махачкалинского гарнизонного военного суда от 17 апреля 2015 г. по заявлению Мугутдинова М И.

Крупное Председательствующий А.В. Воронов Судьи: О.А. Дербилов

Статьи законов по Делу № 205-КГ16-37

ГК РФ

Мурманский гарнизонный военный суд (Мурманская область) - Административное

Суть спора: 3.042 - Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> об оспаривании решения, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решения, действий (бездействия) органов военного управления)


Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Мурманский гарнизонный военный суд под председательством судьи Вишневского Л.В., при секретаре Бучневой А.А., с участием административного истца Крыкуна А.В., административного ответчика - врио командира войсковой части ***** ЗВАНИЕ Старотиторова С.С., а так же представителя административного ответчика - командующего Северным флотом - Гринцова А.В., в открытом судебном заседании, в помещении суда, единолично, рассмотрел административное дело по административному исковому заявлению ЗВАНИЕ Крыкуна А.В. об оспаривании бездействий командира войсковой части *****, а также действий командира войсковой части *****, командующего Северным флотом и руководителя Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации», связанных с невыплатой подъемного пособия на членов семьи при переезде к новому месту военной службы.

В судебном заседании военный суд

У С Т А Н О В И Л:

Крыкун А.В. в своём административном исковом заявлении и в судебном заседании, с учётом уточненных в суде требований, просит суд признать незаконным бездействие командира войсковой части ***** связанное с не удовлетворением рапорта от ДД.ММ.ГГГГ об оформлении документов для получения подъёмного пособия на членов семьи в связи с переездом их к новому месту военной службы и обязать указанное должностное лицо направить данные документы вышестоящему командованию. Кроме того, административный истец просит суд признать незаконным бездействие командира войсковой части ***** связанное с невыплатой ему вышеуказанного пособия и обязать командующего Северным флотом (далее - СФ) издать приказ о выплате данного пособия, а так же обязать последнего, командира войсковой части ***** и руководителя Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны РФ» (далее - ЕРЦ МО РФ) выплатить ему (Крыкуну А.В.) подъёмное пособие на членов семьи в связи с переездом их вместе с ним к новому месту военной службы, взыскав с ЕРЦ МО РФ в его пользу вышеназванное пособие в размере 26652 рубля и 300 рублей судебных расходов связанных с рассмотрением данного административного дела - государственная пошлина за подачу заявления в суд.

05 декабря 2016 года в ходе подготовки административного дела к судебному разбирательству Крыкун А.В., подав соответствующее заявление, просил прекратить производство по делу в части требований о признании незаконным бездействия командира войсковой части *****, связанного с невыплатой подъемного пособия на членов его семьи при переезде к новому месту военной службы и возложении обязанности на указанное должностное лицо и командующего СФ выплатить Крыкуну А.В. подъемное пособие на членов его семьи при переезде к новому месту военной службы.

В судебном заседании административный истец поддержал данное заявление.

21 декабря 2016 года определением судьи Мурманского гарнизонного военного суда производство по административному исковому заявлению Крыкуна А.В. в данной части требований к командующему СФ и командиру войсковой части ***** прекращено.

В обосновании оставшейся части требований Крыкун А.В. пояснил суду, что оснований не выплачивать требуемое им пособие на членов семьи у командования не имелось, поскольку единственным условием для производства данной выплаты, как это предусмотрено статьёй 13 Федерального закона “О статусе военнослужащих”, является переезд военнослужащего на новое место военной службы и членов его семьи в другой населенный пункт, что и было ими сделано. После перевода на новое место военной службы из в в ДД.ММ.ГГГГ, он с семьёй вселился в жилое помещение по адресу, в котором они до перевода в проживали и зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, в связи с чем по прибытию в ДД.ММ.ГГГГ в, члены его семьи в указанном жилом помещении не регистрировались. Однако в ДД.ММ.ГГГГ командир войсковой части *****, к которому он обращался с соответствующим рапортом, довёл до него информацию об отказе в направлении документов по выплате пособия вышестоящему командованию и производстве данной выплаты, сославшись на отсутствие данных о регистрации членов семьи по месту жительства по новому месту военной службы.

Представитель командующего СФ - Гринцов А.В. требования Крыкуна А.В. не признал и пояснил суду, что у командующего СФ оснований для издания приказа об установлении административному истцу выплаты подъёмного пособия на членов его семьи в связи с переездом к новому месту военной службы не имеется, поскольку необходимые для издания соответствующего приказа документы, в том числе свидетельствующие о регистрации членов семьи последнего по месту жительства по новому месту военной службы, к указанному должностному лицу не поступали.

Врио командира войсковой части ***** Старотиторов С.С. в судебном заседании показал, что из-за несогласования с УФО проекта приказа о выплате на членов семьи Крыкуна А.В. подъёмного пособия связанного с переездом последнего к новому месту военной службы по причине отсутствия данных о регистрации его членов семьи по новому месту военной службы, административному истцу было отказано в дальнейшем движении его рапорта от ДД.ММ.ГГГГ с просьбой оформить документы на данную выплату.

Надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте проведения судебного разбирательства руководитель ЕРЦ МО РФ в суд не прибыл. Представитель ЕРЦ МО РФ Бирюкова О. просила, в письменном отношении, провести судебное заседание без её участия, представив возражения в которых в обоснование занятой позиции - не признания требований административного истца, указала, что Крыкуном А.В. не предоставлены данные свидетельствующие о регистрации членов его семьи по месту жительства по новому месту военной службы, как того требует Приказ МО РФ №2700 от 30.12.2011. Кроме того, сведения об установлении административному истцу выплаты подъёмного пособия на членов семьи в связи с переездом к новому месту военной службы в базу данных СПО “Алушта” соответствующим кадровым органом не внесены, в связи с чем оснований для выплаты требуемого им пособия не имеется.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы, имеющиеся в деле, суд приходит к выводу, об отказе в удовлетворении заявленных Крыкуном А.В. требований.

Согласно выпискам из приказов командующего Северным флотом №***** и ***** от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно, военнослужащий по контракту ЗВАНИЕ Крыкун А.В. - ДОЛЖНОСТЬ, контракт о прохождении военной службы в ВС РФ сроком на 5 лет по ДД.ММ.ГГГГ освобожден от занимаемой воинской должности и назначен на воинскую должность ДОЛЖНОСТЬ войсковой части ***** (). Переместившись в связи с организационно-штатными мероприятиями, административный истец прибыл из войсковой части ***** в войсковую часть ***** ДД.ММ.ГГГГ, в которую зачислен с указанной даты в списки личного состава и на все виды обеспечения, принял дела и должность, вступив в исполнение должностных обязанностей.

Из копии рапорта Крыкуна А.В. на имя командира войсковой части ***** от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что административный истец просит дать указание на оформление документов на выплату ему подъемного пособия в связи с переездом к новому месту службы на членов его семьи.

При этом, на данном рапорте имеется резолюция командира воинской части от той же даты о подготовке справки и проекта приказа командующему СФ после предоставления необходимых справок Крыкуном А.В.

В соответствии со свидетельством о заключении брака ***** от ДД.ММ.ГГГГ и двух свидетельств о рождении ***** от ДД.ММ.ГГГГ и ***** от ДД.ММ.ГГГГ, членами семьи Крыкуна А.В. является *****.

Как усматривается из предоставленной административным истцом командованию войсковой части ***** справки ООО «Главное управление жилищным фондом» от ДД.ММ.ГГГГ № ***** о регистрации по месту жительства и о составе семьи (форма № 9), в трехкомнатной квартире по адресу с ДД.ММ.ГГГГ временно зарегистрированы: Крыкун А.В., а также жена - К.А.Г., сыновья - К.Г.А. и К.В.А. При этом члены семьи административного истца снялись с регистрационного учёта по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справки ГОБУ “МФЦ МО” (форма №9) от ДД.ММ.ГГГГ, Крыкун А.В., и члены его семьи будучи зарегистрированными с ДД.ММ.ГГГГ в предоставленном служебном жилом помещении по адресу с регистрационного учёта не снимались.

Как пояснил суду административный истец, по прибытию к новому месту военной службы члены его семьи стали проживать с ним по месту предыдущей регистрации по вышеуказанному адресу и более нигде не регистрировались.

Данное обстоятельство так же подтверждено в судебном заседании при исследовании двух свидетельств о регистрации по месту жительства в ***** Крыкуна А.В. (№***** от ДД.ММ.ГГГГ и №***** от ДД.ММ.ГГГГ) и ксерокопии паспорта его жены, а так же справкой командира войсковой части ***** №***** от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с частью 32 статьи 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием, в том числе и подъёмным пособием, определяется федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Во исполнение данного предписания закона Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 2700 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации" утвержден Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, согласно пункту 131 которого военнослужащим, проходящим военную службу по контракту при переезде на новое место (к месту) военной службы в другой населенный пункт в связи с назначением на воинскую должность производится выплата подъемного пособия - в размере одного оклада денежного содержания на военнослужащего и одной четвертой оклада денежного содержания на каждого члена семьи, переехавшего на новое место (к месту) военной службы военнослужащего или в близлежащий от указанного места населенный пункт либо в другие населенные пункты (из-за отсутствия жилого помещения). При этом, в соответствии с пунктом 132, подъемное пособие военнослужащим выплачивается на основании приказа соответствующего командира (начальника) исходя из оклада по воинской должности, получаемого ими на день вступления в исполнение обязанностей по этой должности, на которую они назначены и оклада по воинскому званию.

Пунктом 137 вышеуказанного Порядка, подъемное пособие на каждого члена семьи военнослужащего, переехавшего на новое место военной службы военнослужащего или в близлежащие от указанного места населенные пункты либо (из-за отсутствия жилой площади) в другие населенные пункты, выплачивается из тех же окладов денежного содержания, что и на самого военнослужащего, а на членов семьи, переехавших не одновременно с военнослужащим, - из окладов по воинскому званию и воинской должности, занимаемой военнослужащим на день прибытия их по новому месту военной службы военнослужащего.

Подъемное пособие на членов семьи выплачивается после регистрации их по месту жительства по новому месту службы военнослужащего.

При этом, в соответствии с пунктом 139 подъемное пособие на членов семьи выплачивается по представлении справки кадрового (строевого) органа воинской части о составе семьи (с указанием числа, месяца, года рождения детей и лиц, находящихся на иждивении военнослужащего, наименования населенного пункта, из которого прибыла семья, и даты регистрации по новому месту военной службы военнослужащего; сведения записываются на основании записи в паспорте с указанием его серии, номера, места и даты выдачи, а также на основании свидетельств о регистрации и других документов).

Поскольку, исходя из вышеназванных норм регулирующих порядок и условия выплаты подъемного пособия, законных оснований для удовлетворения рапорта Крыкуна А.В. от ДД.ММ.ГГГГ с просьбой об оформлении и направлении командующему СФ документов для получения им подъёмного пособия на членов семьи в связи с переездом их к новому месту военной службы, у командира войсковой части ***** - не имелось, в связи с отсутствием у последнего необходимых для этой выплаты данных о регистрации членов семьи административного истца по месту жительства по новому месту его службы, то у суда отсутствуют основания признавать незаконным отказ командира войсковой части ***** удовлетворить вышеуказанный рапорт Крыкуна А.В. и обязывать командующего СФ издать соответствующий приказ, а руководителя ЕРЦ МО РФ произвести выплату административному истцу подъёмного пособия на членов его семьи.

При этом ссылка Крикуна А.В. на статью 13 Федерального закона “О статусе военнослужащих”, как на норму устанавливающую условия выплаты военнослужащим подъёмного пособия, является не состоятельной, поскольку статьёй 7 Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ из ст. 12 и 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" исключены нормы, регламентирующие вопросы денежного довольствия военнослужащих, в том числе основания и условия требуемой административным истцом выплаты.

Так как в удовлетворении требований административному истцу судом отказано полностью, то в соответствии со статьёй отсутствуют основания и для взыскания в его пользу судебных расходов по оплате государственной пошлины за подачу данного административного искового заявления в суд.

Руководствуясь статьями , - , Раздел IV. Особенности производства по отдельным категориям административных дел > Глава 22. Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих > Статья 227. Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями" target="_blank">227 КАС РФ , военный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных Крыкуном А.В. требований о признании незаконным бездействие командира войсковой части ***** связанное с не удовлетворением рапорта об оформлении документов для получения подъёмного пособия на членов семьи в связи с переездом их к новому месту военной службы, а так же в требовании обязать указанное должностное лицо направить данные документы командующему Северным флотом, а последнего издать соответствующий приказ и руководителя Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны РФ» произвести выплату подъёмного пособия на членов семьи - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северный флотский военный суд через Мурманский гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня принятия данного решения.

Судья Л.В. Вишневский

Истцы:

Крыкун А.В.

Ответчики:

командир войсковой части 45655-Г
Командующий СФ
ФКУ "ЕРЦ МО РФ"

О выплате подъемного пособия

По делу № 2-110/10

Принято Пятигорским гарнизонным военным судом (Ставропольский край)

  1. Пятигорский гарнизонный военный суд в составе:
  2. председательствующего - судьи Дубовик А.В.,
  3. при секретаре – Машукове Т.Х.,
  4. с участием заявителя Мещека А.И., представителя командира войсковой части 3761 Козодерова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части 3761 майора юстиции Мещека А.И. об оспаривании действий командира войсковой части 3761, связанных с невыплатой подъемного пособия,
  5. Установил:

  6. Мещек обратился в суд с заявлением, в котором указал, что Дата обезличена года в порядке плановой замены он был направлен из войсковой части 3761, дислоцирующейся в ст. ..., в войсковую часть 3748 в... для дальнейшего прохождения военной службы. В связи с отсутствием в этой воинской части вакантных должностей он, Мещек, Дата обезличена года был направлен обратно к прежнему месту службы в войсковую часть 3761, где был назначен на воинскую должность, однако при обращении в Дата обезличена года к командиру части с рапортом о выплате подъемного пособия, ему было отказано.
  7. Полагая, что его права нарушены, заявитель, ссылаясь на ст. 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих», не содержащих каких-либо ограничений по выплате подъемного пособия при переводе военнослужащих к новому месту военной службы, просит суд признать данные действия командира войсковой части 3761 незаконными и обязать должностное лицо выплатить ему подъемное пособие в установленном размере.
  8. В судебном заседании Мещек требования своего заявления поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме.
  9. Представитель командира войсковой части 3761 Калин, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыл. Из письменных возражений данного представителя следует, что требования, заявленные Мещеком он не признает и просит отказать в их удовлетворении. В обоснование представитель Калин указал, что Мещек не имеет право на подъемное пособие, поскольку в соответствии с приказом МВД РФ № 253 от 15 апреля 2003 года данная выплата не производится военнослужащим, не изменившим свое место жительства при переводе к новому месту военной службы. Кроме того, по мнению представителя Калина, Мещеком пропущен трехмесячный срок обращения в суд с заявлением, а также нарушены правила подсудности при подачи данного заявления в Пятигорский гарнизонный военный суд, так как местом жительства заявителя и местом нахождения должностного лица, действия которого он оспаривает, является территория Чеченской Республики.
  10. Представитель командира войсковой части 3761 Козодеров в судебном заседании требования Мещека также не признал и просил суд отказать в их удовлетворении, при этом указав, что согласно приказу МВД РФ № 253 от 15 апреля 2003 года военнослужащим, находящимся в распоряжении соответствующих командиров (начальников), а также при назначении их на воинские должности в места прохождения военной службы до зачисления в распоряжение, подъемное пособие не выплачивается. В этом случае военнослужащему возмещаются фактические расходы по переезду. Поскольку Мещек был назначен на прежнюю должность обратно в войсковую часть 3761 до зачисления в распоряжение, то он имеет право на возмещение только фактических расходов.
  11. Рассмотрев материалы дела и оценив доводы сторон, суд Установил следующее.
  12. Из выписки из приказа командира войсковой части 3761 от Дата обезличена года Номер обезличен видно, что помощник командира данной воинской части по правовой работе – начальник юридической группы Мещек, на основании приказа командующего войсками Северо-Кавказского военного округа от Дата обезличена года Номер обезличен л/с, откомандированный для дальнейшего прохождения военной службы в распоряжение командира войсковой части 3748 в..., был исключен из списков личного состава войсковой части 3761 (ст. ...) со Дата обезличена года.
  13. Однако, как усматривается из выписки из приказа командира войсковой части 3761 от Дата обезличена года Номер обезличен Мещек, назначенный приказом командующего войсками Северо-Кавказского военного округа от Дата обезличена года Номер обезличен л/с на ранее занимаемую им воинскую должность помощника командира войсковой части 3761 по правовой работе – начальника юридической группы, прибыл из войсковой части 3748 Дата обезличена года и с указанного числа зачислен в списки войсковой части 3761.
  14. Из рапорта Мещека от Дата обезличена года следует, что он обратился к командиру войсковой части 3761 с просьбой о выплате подъемного пособия в связи с переводом в данную воинскую часть, однако, как пояснил в суде заявитель, ему было отказа в производстве указанной выплаты со ссылкой на телеграмму вышестоящего командования от Дата обезличена года.
  15. Как видно из исследованной в судебном заседании копии телеграммы от Дата обезличена года, в ней разъясняется, что военнослужащим, убывшим по плановой замене в распоряжение соответствующих командиров и не получивших назначения на воинские должности, вновь направленным для прохождения военной службы в пункты прежней военной службы при возвращении в прежнее место службы подъемное пособие не выплачивается.
  16. Полагая, что действия командования, связанные с невыплатой ему подъемного пособия являются незаконными, Мещек в порядке главы 25 ГПК РФ обратился в суд за защитой нарушенного права.
  17. В соответствии со ст.ст. 254, 256 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде Решение, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
  18. Из копии рапорта Мещека видно, что он обратился к командованию с просьбой о выплате ему подъемного пособия Дата обезличена года перед переводом в другую воинскую часть.
  19. Согласно выписки из приказа командира войсковой части 3761 от Дата обезличена года Номер обезличен Мещек исключен из списков личного состава части с Дата обезличена года.
  20. Как пояснил заявитель в судебном заседании, при исключении из списков части данная выплата ему не произведена, что подтвердил представитель должностного лица Козодеров.
  21. При таких обстоятельствах, суд считает, что Мещеку стало известно о нарушение его права не позднее Дата обезличена года, с заявлением в суд об оспаривании действий воинского должностного лица он обратился, согласно оттиску почтового штемпеля на конверте, Дата обезличена года, то есть в пределах установленного законом трехмесячного срока обращения в суд.
  22. Вместе с тем, суд приходит к выводу, что требования заявителя Мещека не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
  23. В соответствии с п. 3. ст. 13 Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" при переезде военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на новое место военной службы в другой населенный пункт, в том числе на территорию или с территории иностранного государства, в связи с назначением на воинскую должность, зачислением в военное образовательное учреждение профессионального образования, срок обучения в котором более одного года, или в связи с передислокацией воинской части, им производится выплата подъемного пособия в размере двух окладов денежного содержания на военнослужащего, одного оклада денежного содержания на супруга и половины оклада денежного содержания на каждого члена семьи военнослужащего - гражданина, переехавшего на новое место военной службы военнослужащего или в близлежащие от указанного места населенные пункты либо (из-за отсутствия жилой площади) в другие населенные пункты.
  24. Содержание названной законодательной нормы указывает на то, что условиями получения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, подъемного пособия являются его переезд в другой населенный пункт, то есть перемена места жительства, и прохождение им в этом пункте военной службы.
  25. В развитие ст. 13 Закона приказом МВД РФ от 15 апреля 2003 года N 253 утверждена Инструкция о порядке выплаты военнослужащим внутренних войск МВД России (далее – Инструкция) подъемного пособия и суточных денег, в соответствии с п. «и» п. 13 которой подъемное пособие, в том числе на членов семьи, не выплачивается военнослужащим, прибывшим в распоряжение соответствующих командиров (начальников), если они, не получив назначения на воинские должности, вновь направлены для прохождения военной службы в пункты прежней военной службы или уволены с военной службы.
  26. Согласно п. «г» п. 13 этой же Инструкции установлено, что подъемное пособие также не выплачивается военнослужащим при назначении этих военнослужащих на воинские должности в места прохождения военной службы до зачисления в распоряжение. В этом случае военнослужащему возмещаются фактические расходы по переезду.
  27. Таким образом, поскольку Мещек, прибыв в распоряжение командира войсковой части 3748 в..., не получив назначения на воинскую должность, через 5 дней был вновь направлен для прохождения военной службы в пункт прежней военной службы в войсковую часть 3761 в ст. ..., и при этом он был назначен на ранее занимаемую им воинскую должность до зачисления в распоряжение другого командира, суд приходит к выводу, что заявителем фактически не было изменено место жительства.
  28. Вследствие чего, суд считает, что действия командира войсковой части 3761, связанные с отказом Мещеку в выплате подъемного пособия, соответствуют нормам действующего законодательства, регламентирующего порядок и условия производства данной выплаты, и оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.
  29. Так как судом отказано в удовлетворении заявления Мещека полностью, согласно ст. 98 ГПК РФ судебные расходы, состоящие из уплаты государственной пошлины в размере 200 рублей, понесенные Мещеком в связи с рассмотрением данного дела, суд относит на счет заявителя.
  30. При вынесении данного решения, суд также исходит из того, что Мещеком не нарушены правила подсудности, поскольку, как установлено судом, заявление им подано в соответствии со ст. 254 ГПК РФ в суд по месту своего жительства, которым является х. ....
  31. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, военный суд
  32. Решил:

  33. В удовлетворении заявления бывшего военнослужащего войсковой части 3761 майора юстиции Мещека А.И. об оспаривании действий командира войсковой части 3761, связанных с невыплатой подъемного пособия, отказать.
  34. Признать действия командира войсковой части 3761, связанные с отказом Мещеку А.И. в выплате подъемного пособия, законными.
  35. Судебные расходы, состоящие из уплаты государственной пошлины в размере 200 рублей, понесенные Мещеком А.И., в связи с рассмотрением данного дела, отнести на счет заявителя.
  36. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда через Пятигорский гарнизонный военный суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
  37. Председательствующий по делу А.В.Дубовик

Вопрос:

При переводе мужа на новое место службы (с СКРК в Приволжский округ) он получил подъемные в размере 1 оклада только на себя. На супругу и 2 детей платить отказались, т.к. мы не прописаны постоянно на новом месте службы. В постоянной прописке при части отказано. Правомочно ли данное решение?

Ксения

Ответ:

В соответствии с пунктами 1, 2 части 2 статьи 3 Федерального закона от 07 ноября 2011 года № 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат ", военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в том числе поступившим на военную службу по контракту из запаса, при переезде на новое место (к месту) военной службы в другой населенный пункт, в том числе на территорию или с территории иностранного государства, в связи с назначением на воинскую должность, поступлением на военную службу по контракту, зачислением в военное образовательное учреждение профессионального образования, срок обучения в котором превышает один год, или в связи с передислокацией воинской части производятся следующие выплаты:

  • подъемное пособие - в размере одного оклада денежного содержания на военнослужащего и одной четвертой оклада денежного содержания на каждого члена семьи, переехавшего на новое место (к месту) военной службы военнослужащего или в близлежащий от указанного места населенный пункт либо в другие населенные пункты (из-за отсутствия жилого помещения);
  • суточные на военнослужащего и каждого члена его семьи, переезжающих в связи с переводом военнослужащего на новое место военной службы, за каждый день нахождения в пути - в размере, установленном Правительством Российской Федерации для военнослужащих, направляемых в служебные командировки.

Согласно пункту 23 раздела IV "Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию", регистрация военнослужащих осуществляется:

  • по месту их жительства - на общих основаниях (за исключением солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву);
  • по месту пребывания - при наличии отпускного билета или командировочного удостоверения (если срок отпуска или командировки превышает 90 суток).

Военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учета по месту дислокации воинских частей в установленном порядке.

Отказ в выплате подъемного пособия членам семьи военнослужащего правомерен, так как факт их переезда к новому месту его службы подтверждается регистрацией по новому месту жительства. Если вы сняты с регистрационного учёта по прежнему месту жительства, отказ в регистрации при воинской части не является законным.

Александр Томенко, военный юрист



Просмотров