Edu реальные тесты егэ по биологии.

ЕГЭ по биологии сдается по выбору ученика, который планирует поступать в высшее учебное заведение с определенной специализацией. По уровню популярности этот предмет занимает каждый год 5-6-е места, его сдают около 18% школьников. В каких ВУЗах нужна биология? Этот предмет сдается в учебных заведениях такой направленности: медицина, биология, педагогика по специальности «Учитель биологии», сельское хозяйство, ветеринария, физическая культура, психология, садовый дизайн, экология, технические специальности, где биология граничит с физикой. Профессии: психолог, эколог, спортсмен, инженер, врач.


Работа состоит из заданий, которые условно поделены на две части. В 2018 году заданий было 28: 21 – тесты, требуется выбрать вариант из предложенных, 7 – повышенной сложности, нужно дать развернутый ответ.

На работу дается 210 минут – как распределять время на ответы решает ученик самостоятельно.

Пороговый балл для поступления в различные ВУЗы зависит от требования конкретного учебного заведения – эту информацию нужно уточнять в ВУЗе.

  • В первой части содержатся задания на знание теории и умение пользоваться этими знаниями. Типы заданий первой части: на множественный выбор (может сопровождаться рисунком), на установление логической последовательности, на решение задач, дополнение данных в таблице, на анализ данных.
  • Вторая часть ставит целью выявление особенностей и глубины знаний испытуемого. Цель подобных заданий: проверка умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, пользоваться теорией на практике, обосновывать свою позицию, мыслить логически. Именно эта часть испытания является ключевой в процессе отбора потенциальных студентов ВУЗов.

Первая часть проверяется автоматически, при помощи компьютера. Вторая анализируется специалистами.

В чем сложность экзамена по биологии?

  • Главная трудность состоит в значительном объеме информации, которую необходимо повторить. Школьный курс начинается в 5-6 классах, поэтому при подготовке придется «копать глубоко».
  • Сложности связаны также со структурой экзамена. Не обязательно качественные теоретические знания гарантируют успешную сдачу ЕГЭ – необходимо научиться выполнять задания определенных типов. Этому можно научиться при помощи профессионального репетитора или, проходя тестирование в онлайн режиме. Каждый год в структуру вводятся задания нового типа – к этому необходимо быть готовым.
  • Наибольшую сложность вызывают такие темы: фотосинтез, ДНК, энергетический обмен. С этими разделами и заданиями на данную тему лучше обращаться к репетитору.

Как эффективно подготовиться к экзамену?

  • Главное – внимательно слушать на уроках и изучать учебники. Это станет надежной базой для успешной сдачи экзамена.
  • Планирование: систематическая подготовка требует стабильного и тщательного изучения материала программы ЕГЭ.
  • Самообразование: читайте справочники, самостоятельно.
  • Проходите онлайн тестирование.

Главное преимущество онлайн тестирования – возможность отработать до автоматизма умение решать задания разного типа и уровня сложности, правильно распределять время на экзамене. С учителем или репетитором рекомендуется готовиться ко второй части.

В контрольных измерительных материалах ЕГЭ по биологии 2018 г. изменения по структуре и типам заданий не планируются. Они остаются такими же, как и в 2017 году.

КИМы учитывают специфику нашего предмета и проверяют то содержание, которое отражено в Федеральном компоненте государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Это тот самый стандарт, который действует у нас с 2004 года.

Контрольно-измерительные материалы конструируются исходя из необходимости оценки уровня овладения выпускниками всех основных групп планируемых результатов по биологии за основное общее и среднее общее образование, как на базовом, так и профильном уровнях - это новшество, так как до 2017 года разработчики оценивали уровень овладения знаниями и учебными умениями только на базовом уровне, никак не на профильном. Сегодня задания нацелены на проверку сформированности биологической компетентности выпускников.

Приоритетом контроля является контроль сформированности знаний и способов деятельности: усвоение понятийного аппарата курса биологии (чего не было раньше); овладение методологическими умениями; применение знаний при объяснении биологических процессов, явлений в различных ситуациях, как в новой, так и в измененной ситуации, решении количественных и качественных биологических задач.

Большой акцент делается на работу с информацией, которая представлена в различных видах: это и тексты, и схемы, и рисунки, и таблицы, и графики, и диаграммы.

Экзаменационная работа включает в себя семь содержательных блоков:

  • «Биология как наука. Методы научного познания»
  • «Клетка как биологическая система»
  • «Организм как биологическая система»
  • «Система и многообразие органического мира»
  • «Организм человека и его здоровье»
  • «Эволюция живой природы»
  • «Экосистемы и присущие им закономерности»

Структура КИМ

Каждый вариант экзаменационной работы содержит 28 заданий и состоит из двух частей, которые включают в себя задания, различные по форме предъявления, уровню сложности и способам оценки их выполнения.

ТАБЛИЦА СТРУКТУРА КИМ

Часть 1 (21 задание) Часть 2 (7 заданий)
- множественный выбор- 7 - ПОЗ (практико-ориентированное задание)
- соответствие – 6 - изображение
- последовательность-3 -текст
-задача – 2 -обобщение(2)
- недостающая информация-2 - задача (2)
- анализ графика или таблицы - 1

Часть 1 содержит 21 задание, из них 7: заданий с множественным выбором (с рисунком или без него); 6 – на установление соответствия (с рисунком или без него); 3 – на установление последовательности систематических таксонов, биологических объектов, процессов, явлений; 2 – на решение биологических задач по цитологии и генетике; 1 – на дополнение недостающей информации в схеме; 1 – на дополнение недостающей информации в таблице; 1 – на анализ информации, представленной в графической или табличной форме.

Часть 2 состоит из 7 заданий с развернутым ответом. Задания этого типа дают возможность не только оценить учебные достижения экзаменуемых, глубину их знаний, но и выявить логику их рассуждений, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, обосновывать, делать выводы, логически мыслить, четко и кратко по существу вопроса излагать ответ. Эти задания обеспечивают дифференциацию выпускников по уровню и качеству подготовки и имеют большое значение для отбора их в вузы.

В отличие от заданий части 1, которые проверяются автоматически, задания части 2 проверяются экспертами – специалистами в области биологического образования.

КОЛИЧЕСТВО ЗАДАНИЙ

Содержание блока Вся работа Часть 1 Часть 2
«Биология как наука. Методы научного познания» 2 1 1
«Клетка как биологическая система» 5-4 4-3 1
«Организм как биологическая система» 4-5 3-4 1
«Система и многообразие органического мира» 4 3 1
«Организм человека и его здоровье» 5 4 1
«Эволюция живой природы» 4 3 1
«Экосистемы и присущие им закономерности» 4 3 1
Итого: 28 21 7

Обращаю Ваше внимание, что количество заданий уменьшилось. Раньше их было 40, из них 33 в первой части и 7 во второй части. Сейчас вы видите, что в первой части 21 задание, во второй – 7

Т.е. Каждый вариант, как и прежде, состоит из двух частей. В целях повышения объективности оценки качества итоговой аттестации обучающихся за среднее общее образование, из части 1 экзаменационной работы были исключены задания с выбором одного верного ответа, чтобы предотвратить случайное угадывание. Подобная модернизация привела к сокращению с 33 до 21 количества заданий части 1 и с 40 до 28 во всей работе.

Как распределяются эти задания по уровню сложности?

В таблице красным цветом выделено количество заданий, которые были в работе 2016 года, и синим с 2017 года.

Распределение заданий по уровню сложности

Уровень сложности Всего Часть 1 Часть 2
Базовый 10
(24)
10
(24)
-
Повышенный 12
(9)
11
(9)
1
(0)
Высокий 6
(7)
- 6
(7)

Обратите внимание, базовых заданий остается 10, а было 24, все они расположены в первой части. Задания повышенного уровня – их было 9, теперь их будет 12, причем 11 из них находятся в первой части и 1 задание во второй части. В 2016 году практико-ориентированные задания относились к заданиям высокого уровня сложности, а с 2017 года его перевели в категорию повышенного уровня.

Задания высоко уровня сложности – их шесть, а было семь. Все они находятся во второй части, начиная с 23 задания.

Как распределяются задания по видам умений и способам действий?

Распределение заданий по видам умений и способам действий

Группы Видов Число заданий
- Знать, уметь 9
- Умения 16
- На использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни 3

Задания можно условно разделить на три группы:

  • знать, понимать. Таких заданий 9 из 28
  • На умения. Их 16
  • На использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни - 3

Какие же существенные изменения произошли в структуре и содержании работы ЕГЭ?

  1. Полностью исключены задания с выбором одного из четырех предложенных
  2. Уменьшилось число заданий с 40 до 28
  3. Поменялся максимальный первичный балл (в 2016 – 61балл, с 2017 – 59балл)
  4. Увеличилась продолжительность экзамена. Было 180 минут, стало 210 минут (3,5 часа)
  5. НОВЫЕ ТИПЫ ЗАДАНИЙ!!! В первой части

Новые типы заданий

С использованием рисунков, схем (базовый, повышенный, уровень) ;

С множественным выбором ответов (базовый и повышенный уровень) ;

На установление соответствия биологических процессов или явлений (повышенный уровень);

На определение последовательности биологических объектов, процессов (базовый и повышенный уровень);

С (не кратким) свободным ответом на примере биологических знаний в практической ситуации (уровень);

Со свободным развернутым ответом на обобщение и применение знаний в новой ситуации (высокий уровень);

На анализ биологической информации (высокий уровень);

Со свободным развернутым ответом мс изображением биологического объекта (высокий уровень);

Биологические задачи по цитологии и генетике (высокий уровень)

Заполнение пропущенных элементов схемы или таблицы

Эти задания предполагают, что выпускники хорошо владеют терминологией, у них хорошо сформирован понятийный аппарат.

Активный искусственный иммунитет возникает после введения вакцины. Вакцины (лат. vaccinus коровий) - препараты, получаемые из ослабленных бактерий, вирусов и других микроорганизмов или продуктов их жизнедеятельности и применяемые для активной иммунизации людей и животных с целью специфической профилактики и лечения инфекционных болезней.

Ответ: вакцина, или вакцины (и единственное и множественное число - верный ответ).

Пояснение.

Изображена схема большого круга кровообращения. На месте знака вопроса необходимо написать «капилляр» (капилляры).

Ответ: капилляр, или капилляры (и единственное и множественное число - верный ответ).

ИЛИ (повышенный уровень)

Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из приложенного списка.

Место протекания процесса Процесс Фаза фотосинтеза
A возбуждение хлорофилла световая
строма хлоропласта Б темновая
мембраны тилакоидов синтез АТФ В

Список терминов и понятий:

  1. мембраны тилакоидов
  2. световая фаза
  3. фиксация неорганического углерода
  4. фотолиз воды
  5. темновая фаза
  6. цитоплазма клетки
А Б В
- - -

Пояснение.

Место протекания процесса Процесс Фаза фотосинтеза
А - мембраны тилакоидов возбуждение хлорофилла световая
строма хлоропласта Б - фиксация неорганического углерода темновая
мембраны тилакоидов синтез АТФ В - световая фаза

Ответ: 132.

ИЛИ (высокий уровень)

Рассмотрите схему сердечного цикла на рисунках 1–3. На каком из рисунков изображена фаза систолы желудочков? В каком состоянии в этот момент находятся створчатые клапаны сердца? В какие сосуды, в момент систолы желудочков, поступает кровь?


Пояснение.

  1. на рисунке №2;
  2. створчатые клапаны в момент систолы желудочков закрываются;
  3. кровь поступает в аорту и лёгочный ствол (лёгочную артерию)

- нахождение правильно указанных обозначений в рисунке (базовый уровень )

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение уха». Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. наружный слуховой проход
  2. барабанная перепонка
  3. слуховой нерв
  4. стремя
  5. полукружный канал
  6. улитка

Пояснение

Три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение уха»: наружный слуховой проход (1); барабанная перепонка (2); улитка (6). Неверно: слуховой нерв - 3 - это слуховая труба (евстахиева труба); стремя - это слуховая косточка - 4 молоточек (передающая колебания от барабанной перепонки к молоточку); полукружный канал - это слуховая косточка - 5 наковальня (передающая колебания от молоточка к стремечку).

Ответ: 126.

- множественный выбор, в том числе с рисунком и без него, работа с текстом (базовый уровень )

Все перечисленные признаки, кроме двух, используются для описания прокариотической клетки. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите.

  1. Отсутствие в ней оформленного ядра
  2. Наличие цитоплазмы
  3. Наличие клеточной мембраны
  4. Наличие митохондрий
  5. Наличие эндоплазматической сети

Прокариоты, или доядерные - одноклеточные живые организмы, не обладающие (в отличие от эукариот) оформленным клеточным ядром и другими внутренними мембранными органоидами (за исключением плоских цистерн у фотосинтезирующих видов, например, у цианобактерий). Но прокариоты - клетки, значит, у них есть цитоплазма и мембрана.

ВНИМАНИЕ!!! Новые формы заданий, которые требуют внимательного прочтения инструкций с той целью, чтобы правильно выполнить задание, а самое, главное, правильно записать ответ

ИЛИ (с рисунком)

Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображённой на рисунке клетки. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны

  1. наличие ядрышка с хроматином
  2. наличие целлюлозной клеточной оболочки
  3. наличие митохондрий
  4. прокариотическая клетка
  5. способность к фагоцитозу

Пояснение

На рисунке изображена животная клетка. Верные утверждения: наличие ядрышка с хроматином; наличие митохондрий; способность к фагоцитозу. Неверные утверждения: наличие целлюлозной клеточной оболочки - это характеристика растительной клетки; прокариотическая клетка - на рисунке видно ядро, т.е. клетка эукариотическая.

- решение биологических задач (базовый уровень )

Решение простейших биологических задач в первой части – это задания базового уровня. Это задачи количественные и требуют вписывать ответ в виде цифр

Например, В ядрах клеток слизистой оболочки кишечника позвоночного животного 20 хромосом. Какое число хромосом будет иметь ядро зиготы этого животного? В ответ запишите только соответствующее число.

Пояснение

Клетки слизистой оболочки - соматические, имеют диплоидный набор хромосом, в гамете - гаплоидный, уменьшенный в 2 раза, а в зиготе он вновь диплоидный, т. е. равен 20.

ИЛИ

У плодовой мухи дрозофилы в соматических клетках содержится 8 хромосом, а в половых клетках? В ответ запишите только соответствующее число.

Пояснение

В половых клетка число хромосом уменьшается в 2 раза, т. е. 4 хромосомы - гаплоидный.

ИЛИ

Сколько ами¬но¬кис¬лот кодирует 900 нуклеотидов. В ответ запишите только соответствующее число.

Пояснение

Ответ: 300.

Сколько аминокислот кодирует 900 нуклеотидов. В ответ запишите только соответствующее число.

Пояснение

Одну аминокислоту кодируют 3 нуклеотида, значит, 900 нуклеотидов = 300 триплетов = 300 аминокислот.

Ответ: 300.

ИЛИ

В молекуле ДНК количество нуклеотидов с гуанином составляет 20% от общего числа. Сколько нуклеотидов в % с тимином в этой молекуле. В ответ запишите только соответствующее число.

Пояснение

По правилу комплементарности количество гуанина равно количеству цитозина, значит, 20%, на тимин и аденин остается 60%, их так же равное количество, значит, по 30%.

ИЛИ

Каким будет соотношение генотипов и фенотипов потомства, полученного от скрещивания родителей с генотипами Аа и Аа, при неполном доминировании признака? Ответ запишите в виде правильной последовательности цифр, без дополнительных символов, показывающих соотношение получившихся генотипов и фенотипов.

Пояснение

При скрещивании двух гетерозиготных организмов с неполным доминированием ♀ Аа x ♂ Aа = F1 АА - 1 часть: Aa - 2 части: аа - 1 часть - потомство имеет три разных генотипа, каждому из которых соответствует свой фенотип.

Ответ: 121.

ИЛИ

- установление соответствия с рисунком и без него (повышенный уровень )

Установите соответствие между строением органоида клетки и органоидом.

СТРОЕНИЕ ОРГАНОИДА ОРГАНОИД
A) двумембранный органоид 1) хлоропласт
Б) есть собственная ДНК 2) аппарат Гольджи
B) имеет секреторный аппарат -
Г) состоит из мембраны, пузырьков, цистерн -
Д) состоит из тилакоидов гран и стромы -
Е) одномембранный органоид -

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д Е
-- -- -- -- -- --

Хлоропласт - под буквами А, Б, Д. Аппарат Гольджи - под буквами В, Г, Е.

Ответ: 112212.

ИЛИ

ВНИМАНИЕ!!! Новшество 2017 года: Соответствие с рисунком. Прежде не встречалось.

Установите соответствие между функциями клеточных структур и структурами, изображёнными на рисунке: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФУНКЦИИ СТРУКТУРЫ
А) осуществляет активный транспорт веществ
Б) изолирует клетку от окружающей среды
В) обеспечивает избирательную проницаемость веществ
Г) образует секреторные пузырьки
Д) распределяет вещества клетки по органеллам
Е) участвует в образовании лизосом

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д Е
-- -- -- -- -- --

Мембрана: осуществляет активный транспорт веществ; изолирует клетку от окружающей среды; обеспечивает избирательную проницаемость веществ. Комплекс Гольджи: образует секреторные пузырьки; распределяет вещества клетки по органеллам; участвует в образовании лизосом.

Ответ: 111222

- установление последовательности (базовый, повышенный уровни )

Установите последовательность расположения систематических таксонов растения, начиная с самого крупного таксона.

Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Мятлик луговой
  2. Мятлик
  3. Покрытосеменные
  4. Однодольные
  5. Растения
  6. Злаковые

Пояснение

Последовательность расположения систематических таксонов растения, начиная с самого крупного таксона: Царство Растения → Отдел Покрытосеменные → Класс Однодольные → Семейство Злаковые → Род Мятлик → Вид Мятлик луговой.

Ответ: 534621

ИЛИ

Установите, в какой последовательности в организме человека кровь проходит малый круг кровообращения.

  1. левое предсердие
  2. легочные капилляры
  3. легочные вены
  4. легочные артерии
  5. правый желудочек

Пояснение

Из правого желудочка кровь идет по легочной артерии в легкие, в легочных капиллярах происходит обмен газами, по легочным венам кровь возвращается в левое предсердие.

Ответ: 54231

ИЛИ

Установите последовательность процессов пищеварения.

  1. всасывание аминокислот и глюкозы
  2. механическое изменение пищи
  3. обработка желчью и расщепление липидов
  4. всасывание воды и минеральных солей
  5. обработка пищи соляной кислотой и расщепление белков

Пояснение

Ротовая полость - механическое изменение пищи.

Желудок - обработка пищи соляной кислотой и расщепление белков.

Двенадцатиперстная кишка - обработка желчью и расщепление липидов.

Тонкий кишечник - всасывание аминокислот и глюкозы.

Толстый кишечник - всасывание воды и минеральных солей.

Ответ: 25314

- множественный выбор - работа с текстом (повышенный уровень )

1. ВНИМАНИЕ!!! Новое задание в части 1 – работа с текстом.

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых описаны морфологические признаки современного человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны

(1) Современный человек во многом похож на своих предков - человекообразных приматов.
(3) У человека и шимпанзе насчитывается не меньше 90 % сходных генов.
(4) Эволюция человека сопровождалась развитием речи и появлением новых форм поведения.

Пояснение

Критерии вида - это признаки, по которым сравнивают 2 организма, чтобы определить, относятся они к одному виду или к разным.

Морфологический - внутреннее и внешнее строение.

Физиолого-биохимический - как работают органы и клетки.

Поведенческий - поведение, особенно, в момент размножения.

Экологический - совокупность факторов внешней среды, необходимых для жизни вида (температура, влажность, пища, конкуренты и т. п.)

Географический - ареал (область распространения), т. е. территория, на которой живет данный вид.

Генетический - одинаковое количество и строение хромосом, что позволяет организмам давать плодовитое потомство.

Необходимо выбрать три предложения, описывающие морфологический (внешнее строение) критерий вида:

(2) Его относительно крупный мозг в несколько раз превосходит мозг шимпанзе.
(5) Возникновению прямохождения способствовали появление сводчатой стопы, S-образного позвоночника с шейным и поясничным изгибами, расширенного таза.
(6) Благодаря отчетливому противопоставлению большого пальца остальным постепенно совершенствовалась рука, как орган труда.

Ответ: 256.

ИЛИ

Известно, что бактерия туберкулёзная палочка - аэробный, микроскопический, болезнетворный организм. Выберите из приведённого ниже текста три утверждения, относящиеся к описанию перечисленных выше признаков бактерии.

Пояснение

Анализ и синтез информации, в том числе представленной в форме графиков, диаграмм, таблиц со статистическими данными (повышенный уровень )

Учёные выяснили степень активности действия амилазы на крахмал в зависимости от температуры. В 4 пробирки налили по 5 мл 5% раствора крахмала. Через 10 минут в каждую пробирку капают по 0,5 мл разбавленной слюны и добавляют по 2 капли йода.


Выберите верные утверждения.

1) Амилаза наиболее активна при температуре 39 °С
2) Йод является реакцией на крахмал. Исчезновение окраски раствора говорит о разложении крахмала
3) Активность пищеварительных ферментов может зависеть от кислотности среды
4) Амилаза наиболее активна при температуре 100 °С
5) Активность пищеварительных ферментов может зависеть от количества воздействующих веществ

Пояснение

Верные утверждения:

1) Амилаза наиболее активна при температуре 39 °С.
2) Йод является реакцией на крахмал. Исчезновение окраски раствора говорит о разложении крахмала.

Неверные утверждения:

Ответы 3) и 5), поскольку данных показателей нет в таблице.

Ответ 4), поскольку уже при 40 °С ферменты (белки) денатурируют.

ВЫВОД:

  1. Исключены полностью задания с выбором одного из четырех предложенных
  2. Вычеркнуты задания с выбором верного или неверного суждения. Хотя это задание раньше относилось к заданию повышенного уровня, но тоже предполагался только один правильный ответ в виде цифры. Поэтому таких заданий больше нет.
  3. Использование рисунков, схем остались. Это задания разных уровней сложности, т.е. встречаются как в первой, так и во второй части.
  4. Задания с множественным выбором ответов. Раньше такие задания встречались только в части 2 и считались заданиями повышенного уровня, теперь они встречаются и среди заданий базового уровня.
  5. Задания на установление последовательности биологических объектов и процессов.
    Во-первых, увеличилось их количество, их стало три; во-вторых, изменился уровень их сложности. Раньше это были задания повышенного уровня, сейчас встречаются довольно сложные задания, но отнесены они к категории базового уровня сложности.
  6. Что касается части 2, то предполагается не просто краткий свободный ответ. Разработчики требуют развернутого ответа. Не только перечисления каких-то закономерностей, но и также объяснений.

ОЦЕНИВАНИЕ ЗАДАНИЙ (Часть1)

Уровень Балл Уровень Балл Уровень Балл
1 Б 1 8 П 2 15 П 2
2 Б 2 9 Б 2 16 П 2
3 Б 1 10 П 2 17 Б 2
4 Б 2 11 Б 2 18 Б 2
5 П 1 12 Б 2 19 П 2
6 Б 2 13 П 2 20 П 2
7 П 2 14 П 2 21 П 2

ОЦЕНИВАНИЕ ЗАДАНИЙ (Часть2)

Уровень Балл
22 П 2
22 В 3
24 В 3
25 В 3
26 В 3
27 В 3
28 В 3

Вниманию школьников и абитуриентов предлагается пособие для подготовки к ЕГЭ, которое содержит 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ по биологии. Каждый вариант составлен в соответствии с требованиями единого государственного экзамена, включает задания разных типов и уровня сложности. В конце книги даны ответы для самопроверки на все задания. Пособие адресовано учащимся для самостоятельной работы и преподавателям.

Произведение относится к жанру Учебная литература. Оно было опубликовано в 2017 году издательством АСТ. Книга входит в серию "ЕГЭ-2018. Это будет на экзамене". На нашем сайте можно скачать книгу "ЕГЭ-2018. Биология. 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к единому государственному экзамену" в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt или читать онлайн. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.

Для всех учащихся, кто в 2017-2018 учебном году планирует принять участие в борьбе за бюджетные места в самых популярных ВУЗах России, начинается один из самых непростых периодов в жизни – этап подготовки к сдаче ЕГЭ. В этом году обязательными к сдаче останутся русский язык и математика, а выбор профильных предметов, таких как биология, химия, физика, информатика, иностранные языки и др. зависит от специальности, которую для себя выберет будущий абитуриент. В данной статье мы поговорим о том, что в 2018 году ожидает всех тех, кто планирует подавать заявку на ЕГЭ по биологии.

Предлагаем обсудить такие темы:

Итак, для тех, кто на протяжении долгих лет обучения в школе или лицее показывал высокие результаты по биологии, открываются такие направления:

  1. Биологические факультеты различных российский ВУЗов, выпускающие биологов и биотехнологов, зоологов и биофизиков, экологов и палеонтологов
  2. Медуниверситеты России.
  3. Факультеты ветеринарной медицины.
  4. Факультеты психологии, дающие возможность стать дипломированным психологом, дефектологом, психоаналитиком или психотерапевтом.
  5. Факультеты физической культуры, выпускники которых могут получить диплом тренера, спортивного инструктора или учителя физкультуры.

Все перечисленные направления требуют успешной сдачи ЕГЭ по биологии. Но, во многих университетах помимо базовых предметов могут понадобиться также , физика или обществознание.

Даты проведения в 2018 году ЕГЭ по биологии

В 2017-2018 учебном году Единый Государственный экзамен будет проходить в три этапа:

  1. Предварительный (4 апреля 2018 — основной и 11 апреля 2018 резервный день) – для выпускников прошлых лет и тех, кто предоставит документы, предоставляющие право на досрочную сдачу ЕГЭ.
  2. Основной (18 июня 2018 — основной, а также 26 и 29 июня 2018 резервные дни) – для выпускников 2017-2018 года.
  3. Дополнительный (в сентябре) – для тех, кто по уважительной (документально подтвержденной) причине не смог принять участие в основном этапе ЕГЭ.

Следите за новостями в официальных группах нашего сайта! Как только будут утверждены конкретные даты по всем предметам ЕГЭ, мы первыми расскажем об этом!

Нововведения, которые ожидаются в ЕГЭ по биологии

Реформирование системы образования продолжается, те или иные изменения в ЕГЭ происходят ежегодно. Потому, одним из важнейших вопросов, волнующих будущих абитуриентов 2018 года, их родителей и учителей, на плечи которых ложится подготовка выпускников к сдаче ЕГЭ – какие изменения могут внести в ЕГЭ по биологии.

В 2017 году КИМы по биологии были доработаны.

  • Исключены тестовые вопросы с выбором одного правильного из нескольких предложенных вариантов ответа.
  • Изменено количество вопросов. Теперь их только 28 вместо 40.
  • На выполнение работы теперь отводится 210 минут (по 5 минут на каждый вопрос 1 блока и по 10-20 минут для каждого задания 2 блока).
  • В блоке №1 появились новые виды заданий, требующие умение работать с графическими схемами и таблицами, а также производить анализ и синтез предоставленной информации.
  • Задания расположены не по уровню сложности, а сгруппированы по блокам.
  • Минимальный проходной порог составляет 36 баллов.

С учетом внесенных изменений структура КИМ предполагает, что при выполнении заданий 1 блока выпускник должен справиться с такими видами работ, как:

  1. множественный выбор;
  2. установление соответствия;
  3. установление правильной последовательности;
  4. дополнение схемы, таблицы;
  5. анализ информации, проставленной в графической либо табличной форме.

Во 2 блоке каждое из заданий потребует полного развернутого ответа.

Для выпускников прошлых лет эти изменения стали неприятным сюрпризом. Тот факт, что в этом году уже сейчас есть возможность ориентироваться на структуру экзаменационной работы – весомое преимущество. Нынешний министр не приветствует резкие и радикальные перемены, что дает надежду на то, что прошлогодний стандарт, признанный оптимальным, не будет сильно изменен в новом сезоне ЕГЭ.

Скорее всего, по результатам обсуждений билетов прошлого года в КИМы по биологии будут внесены некоторые изменения. Вероятнее всего они коснутся вопросов, вызвавших ряд негативных отзывов со стороны экзаменуемых.

Можно ли сдать этот экзамен на наивысший балл? Конечно! Это доказали выпускники, набравшие максимальные 100 баллов и успешно вступившие на бюджетные места в лучшие университеты страны. Главное – правильно организовать процесс подготовки и сосредоточится на достижении поставленной цели.

Подготовка к ЕГЭ по биологии

Хотя на первый взгляд биология кажется наукой интересной и не сложной, и тут существуют свои подводные камни, а также ряд сложностей, с которыми могут столкнуться ученики школ, в которых предмет не является профильным.

Согласно действующих КИМов единый государственный экзамен по биологии призван проверить знания по таким темам:

  • Биология как наука.
  • Клетка как биологическая система.
  • Организм как биологическая система.
  • Система и многообразие органического мира.
  • Экосистемы и их закономерности.
  • Эволюция живой природы.
  • Организм человека и здоровье.

Материал в этих семи пунктах заключен довольно объемный, поэтому не стоит откладывать подготовку на последние месяцы! Оптимально приступить к повторению всего пройденного в школе уже с июля-августа, если вы не начали заниматься раньше.

План подготовки достаточно прост:

  1. Ознакомление с теорией.
  2. Решение практической части и закрепление навыков.
  3. Проверка знаний путем решения тестовых заданий ЕГЭ.

Для работы с теорией подойдут любые учебники, рекомендованные Минобрнауки. Но, просто читать и пытаться запомнить мало. Такой формат не даст высокой эффективности при подготовке к экзамену в формате ЕГЭ. Педагоги с большим опытом рекомендуют:

  1. Учите терминологию . Биология имеет свой язык, без знания которого при сдаче ЕГЭ 2018 возникнут затруднения с заданиями высокого уровня сложности, а потому подготовка должна базировать на умении оперировать биологическими понятиями.
  2. Визуализируйте понятия . Если в учебнике нет фотографий, ищите необходимую информацию в интернете. Это поможет сделать сложные моменты более понятными и связать их с жизнью.
  3. Используйте различные методы запоминания. Подбирайте методику, которая поможет именно вам. Возможно, это представление информации в виде схем, таблиц, зарисовок, или метод ассоциаций.
  4. Поддерживайте систематичность занятий .
  5. Задавайте вопросы . Если что-то вызывает трудности, обратитесь к своему школьному учителю, задайте вопрос на форуме, посвященном ЕГЭ по биологии, или воспользуйтесь помощью репетитора.

Главное же правило подготовки к ЕГЭ по биологии 2018 и успешной сдачи экзамена – это начинать готовиться не за несколько недель до «часа Х», а с самого начала учебного года.

Закончились выпускные и вступительные экзамены 2018 года. Как много энергии и килограммов отдано одиннадцатиклассниками в конкурентной борьбе за поступление на бюджетные места в выбранный ВУЗ. Все прошло…

В этой статье обращаюсь к вам, будущим абитуриентам 2019 года и вашим преподавателям биологии. Уже вышел проект Демоверсии 2019 года из которого ясно, что изменений в составлении КИМов в 2019 году не будет, что очень отрадно.

Для более целенаправленной, плодотворной, качественной подготовки к экзаменам в 2019 году необходимо знать узкие места, пробелы в знаниях, выявленные в подготовке к сдаче экзаменов абитуриентами 2018 года.

Такой анализ результатов сдачи экзаменов по биологии в 2018 году дан

Как и в прошлом году этими авторами сделан такой подробный анализ, что изучение его целиком может занять несколько часов у самых добросовестных учителей и репетиторов. Да и вряд ли кто из будущих абитуриентов будут изучать полностью этот объемный труд авторов.

Для упрощения восприятия видения картины результатов сдачи экзамена по биологии абитуриентами в 2018 году,

в этой моей статье нет сведений о тех экзаменационных вопросах с которыми большинство учащихся справились, а обсуждаются те задания с которыми смогли справиться лишь немногие.

Экзаменационная работа включала в себя вопросы во многом сходные с из тех же 7-ми содержательных блоков, представленных в .

Каждый вариант экзаменационной работы содержал 28 заданий и состоял из 2-х частей.

Часть 1 содержала 21 задание, из них:

7 заданий с множественным выбором (с рисунком или без него);
6 – на установление соответствия (с рисунком или без него);
3 – на установление последовательности систематических таксонов, биологических объектов, процессов, явлений;
2 – на решение биологических задач по цитологии и генетике;
1 – на дополнение недостающей информации в схеме;
1 – на дополнение недостающей информации в таблице;
1 – на анализ информации, представленной в графической или табличной форме.

Часть 2 состояла из 7 заданий с развернутым ответом:

1 задание на два элемента ответа и 6 заданий на три и более элементов.

Результаты ЕГЭ показали, что задания с развернутым ответом хорошо дифференцировали участников ЕГЭ по уровням их подготовки.

Изменений в структуре КИМ в 2018 г. не произошло. Однако по сравнению с предыдущим годом произошли изменения количества заданий базового (с 10 до 12 заданий), повышенного (с 12 до 9 заданий) и высокого (с 6 до 7 заданий) уровней сложности. Кроме того, в части 2 КИМ появились задания с новыми сюжетами в линиях 22, 23, 28.

В 2018 г. в ЕГЭ по биологии приняли участие более 133 тыс. человек. Экзамен по биологии традиционно востребован и входит в пятерку самых популярных выпускных экзаменов по выбору.

В 2018 г. средний тестовый балл по биологии составил 51,4. Отмечена стойкая тенденция к снижению числа участников с результатами в интервале 81–100 баллов.

Такое сокращение доли высокобалльников можно объяснить комплексом мер по повышению экспертами предметных комиссий регионов, а также включением в часть 2 КИМ новых сюжетов, требовавших четкой аргументации, а не воспроизведения общих или частных знаний по предмету. Это позволило провести более качественную дифференциацию участников с высокими тестовыми баллами.

Выполнили все задания экзаменационной работы и набрали 100 баллов 48 выпускников.

Анализ ответов экзаменуемых, проведенный в Методических рекомендациях для учителей Рохловым В.С. с соавторами позволил определить круг проблем, затруднений и типичных ошибок экзаменуемых при освоении курса биологии.

Блок 1. Биология как наука. Методы научного познания.

В этом блоке как и в прошлом году много ошибок было сделано по вопросам. касающимся методов научного познания.

Например, за задание об использовании метода «меченых атомов» для изучения процесса фотосинтеза максимальные 2 балла получили 15% экзаменуемых, а 78% — получили 0 баллов!

За задание, в котором требовалось объяснить использование метода центрифугирования для разделения органоидов клетки, 2 балла получили только 7% экзаменуемых, а 67% — получили 0 баллов.

Блок 2. Клетка как биологическая система.

В части 1 в линии 3 по некоторым заданиям были получены очень низкие результаты, хотя задания «до смешного» простые, не требующие каких-то глубинных знаний биологии.

Например, участники затруднились определить: число хромосом в соматической клетке организма по хромосомному набору половой клетки; число аутосом в половой клетке; число Х-хромосом в половой клетке мужчины.

Очень низкие результаты получены и за задание, где требовалось определить свойства генетического кода. А что здесь может быть удивительного, если даже авторы учебников «путают», отождествляют понятия «генетическая информация» и «генетический код». Поэтому убедительно прошу школьных преподавателей и репетиторов биологии обратить пристальное внимание на такое недоразумение.

Проблемными для большей части испытуемых оказались задания, проверявшие знания по химическому составу клетки и роли химических элементов в процессах жизнедеятельности. Пример такого задания на установление соответствия.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) участвует в проведении нервных импульсов (2)
Б) входит в состав костной ткани (1)
В) входит в состав липидного слоя (1)
Г) входит в состав нуклеиновых кислот (1)
Д) участвует в транспорте кислорода (3)
ХИМИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ
1) фосфор
2) калий
3) железо (В состав билипидного слоя мембраны экзаменуемые «засовывали» и железо, и калий, забывая, что мембраны состоят из фосфо липидов).

Проблемными оказались задания на сравнение характеристик митоза и мейоза и на сравнение признаков эукариот и прокариот.

Слабо усвоенными оказались знания характеристик темновой фазы фотосинтеза. Участники экзамена затруднились установить соответствие между строением хлоропласта, изображенного на рисунке, и местом протекания фаз фотосинтеза. И в заданиях на установление последовательности процессов, наиболее низкие результаты получены на задания, в которых требовалось определить последовательность процессов, протекающих при фотосинтезе.

Сложными оказались «задания и на соответствие» при установлении взаимосвязи между строением и функций органоидов клетки, процессами обмена веществ, типом деления клетки.

За задания линии 7, при решении задач по цитологии на определение числа хромосом и молекул ДНК в разных фазах митоза и мейоза, хромосомного набора клеток гаметофита и спорофита растений,
максимальные 3 балла как и в прошлом году получили менее 5% участников. (Опять приходится констатировать, что это странно, что так мало абитуриентов отвечают на эти вопросы правильно. Эти тесты почти без изменений встречаются в КИМах и помещены в ОБЗ ФИПИ на протяжении последних четырех лет).

Привожу снова пример задания, на которое было дано мало верных ответов. «Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в клетке семязачатка при образовании макроспоры в конце мейоза I и мейоза II. Объясните результаты в каждом случае».(Это тестовое задание именно в таком виде было в КИМах ЕГЭ еще в 2014 году, повторялось и в прошлом году) .

В линии 23 предлагалось по рисунку определить тип и фазу деления клетки и аргументировать свой выбор. С этим заданием справились и определили фазу и тип деления клетки, привели обоснование и получили максимальные 3 балла только 3% участников.

Самые низкие результаты выполнения линии 24 оказались по заданиям, в которых необходимо было проанализировать информацию о генетическом коде, прокариотической клетке, растительной клетке, клеточном ядре и исправить ошибки в тексте.

Линия 27 традиционно посвящена проверке умений применять знания в новой ситуации при решении задач по цитологии на определение числа хромосом и молекул ДНК в разных фазах митоза и мейоза, хромосомного набора клеток гаметофита и спорофита растений, аминокислотной последовательности в молекуле белка, используя таблицу генетического кода. Справились с такими заданиями на максимальные 3 балла только 11% участников.

Вот пример задания, по которому получены результаты ниже среднего уровня. Фрагмент молекулы ДНК имеет последовательность нуклеотидов: -А Т А А Г Г А Т Г Ц Ц Т Т Т Т-. Определите последовательность аминокислот во фрагменте полипептидной цепи и обоснуйте свой ответ. Какие изменения могли произойти в результате генной мутации во фрагменте молекулы ДНК, если четвёртая аминокислота в полипептиде заменилась на аминокислоту Глу? Какое свойство генетического кода определяет возможность существования разных фрагментов мутированной молекулы ДНК? Ответ обоснуйте. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода.

1) Сначала необходимо установить последовательность триплетов нуклеотидов иРНК. Транскрибируемый с этого участка фрагмента ДНК участок фрагмента иРНК будет таким: УАУ-УЦЦ-УАЦ-ГГА-ААА.
2) Последовательность аминокислот: тир-сер-тир-гли-лиз.
3) Чтобы во фрагменте белка вместо аминокислоты глицина находилась аминокислота глутамин, четвертый триплет иРНК должен быть ГАА или ГАГ. Соответственно, в ДНК это будут мутантные триплеты ЦТТ или ЦТЦ вместо исходного ЦЦТ.
4) Разные триплеты могут кодировать одну и ту же аминокислоту – это связано с избыточностью (вырожденностью – «тупой» термин) генетического кода.

Таким образом, в целом по данному блоку 2 к числу слабо сформированных у участников знаний и умений можно отнести:
1) знание химического состава клетки;
2) знание процессов метаболизма (например, фотосинтеза);
3) характеристики фаз митоза и мейоза;
4) умения определять число хромосом и молекул ДНК в клетках в разных фазах митоза и мейоза;
5) устанавливать соответствие между характеристиками обмена веществ и конкретными процессами;
6) определять по рисунку фазы деления клетки;
7) обосновывать и объяснять свой выбор.

Блок 3. Организм как биологическая система

Анализ результатов показал, что большинство участников овладели знаниями об организме как биологической системе, продемонстрировали умения решать генетические задачи. Столь успешному выполнению способствовал тот факт, что большинство моделей задач включались в варианты ЕГЭ и . Всё же выявлен ряд проблем в знаниях и умениях и по данной тематике.

В Части 1 эт ого блока, сложными оказались задачи на определение соотношения числа фенотипов при расщеплении у самоопыляемых растений, при анализирующем скрещивании дигомозиготы или дигетерозиготы.

В линии 7 на множественный выбор проверялись знания терминов и основных закономерностей наследственности и изменчивости, основ селекции и биотехнологии. Здесь у большей части экзаменуемых возникли трудности при отборе положений хромосомной теории наследственности и характеристик хромосомных мутациях.

В заданиях линии 8 на соответствие к числу слабо усвоенных следует отнести знания по вопросам эмбриогенеза (неверно выявлялись признаки гаструляции).

В линии 21 особые затруднения вызвало задание где требовалось объяснить влияния мутаций на накопление жировой ткани.

В Части 2 этого блока в отличие от прошлых лет, каждый текст имел определенное название, что помогало участникам экзамена выбрать правильный вариант исправления ошибки в тексте. Вот пример задания, результаты выполнения которого оказались низкими.
Найдите три ошибки в приведённом тексте «Мутации». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.
(1)Мутация – это случайное изменение наследственной информации. (2)Различают три вида ядерных мутаций: генные, геномные, хромосомные. (3)Хромосомные мутации обусловлены изменением порядка триплетов в гене. (4)Полиплоидия – это пример хромосомной мутации. (5)Полиплоиды служат материалом для получения новых сортов культурных растений. (6)Геномные мутации связаны с удвоением определённых триплетов в гене. (7)Мутации приводят к изменению признаков у организмов.
(3)ГЕННЫЕ мутации обусловлены изменением порядка триплетов в гене. (4)Полиплоидия – это пример ГЕНОМНОЙ мутации. (6)ГЕННЫЕ мутации связаны с удвоением определённых триплетов в гене.

Но наихудшие результаты получены за задания на анализ текста о половом размножении, партеногенезу и закономерностям изменчивости.

В линии 28 традиционно предлагаются генетические задачи на дигибридное скрещивание, наследование признаков, сцепленных с полом, сцепленное наследование признаков, анализ родословных. Абитуриенты 2018 года справились с такими заданиями намного хуже, чем в 2017 году.

Каковы причины такого снижения результатов?

Вот пример одного из заданий с наиболее низким результатом.

Уже известно. что существенных изменений структуры и содержания КИМ ЕГЭ в 2019 г. по биологии не будет. Изменена лишь модель задания в линии 2 (вместо двухбалльного задания с множественным выбором предложено однобалльное задание на работу с таблицей). Максимальный первичный балл за выполнение всей работы уменьшен с 59 до 58. Примеры таких заданий уже представлены в проекте демонстрационного варианта КИМ 2019 г.

Вот на такой позитивной ноте заканчиваю свой обзор Методических рекомендаций В.С. Рохловым, Р.А. Петросовой, Т.В. Мазяркиной в Методических рекомендациях для учителей. ФИПИ, Москва 2018. по анализу результатов сдачи экзаменов по биологии в 2018 году.

*******************************************************

У меня на блоге вы можете приобрести ответы на все тесты ОБЗ ФИПИ за все годы проведения экзаменов и .



Просмотров