Двенадцать апостолов Христа: имена и деяния. Кто такие апостолы

Апостолы (от греч.άπόστολος— посланник, вестник) - ближайшие ученики Господа Иисуса Христа , избранные Им и посланные для благовестия о Царствии Божьем и устроения Церкви .

Имена ближайших двенадцати апостолов таковы:

  • Андрей (греч. андреас , «мужественный», «муж сильный»), брат Симона Петра, прозванный в предании Первозванным, поскольку, будучи учеником Иоанна Крестителя, был призван Господом ранее своего брата на Иордане.
  • Симон (евр. шимон - «Услышанный» в молитве), сын Ионин, прозванный Петром (Деян 10:5,18). Греч. слово петрос соответствует арамейскому кифа, передающемуся русским словом «камень». Это имя Иисус утвердил за Симоном после исповедания Его Сыном Божьим в Кесарии Филипповой (Мф 16:18).
  • Симон Кананит или Зилот (от арам. канай, греч. зелотос , что значит «Ревнитель»), уроженец Галилейского города Каны, по преданию был тем женихом, на браке которого были Иисус Христос и Его Матерь, где Христос претворил воду в вино (Ин 2:1-11).
  • Иаков (от евр. глагола акав - «побеждать») Зеведеев, сын Зеведея и Саломии, брат евангелиста Иоанна. Первый мученик между апостолами, предан смерти Иродом (в 42 - 44 г. по Р.Х.) через усекновение главы (Деян 12:2). Для отличия от Иакова младшего, его обыкновенно именуют Иаковом старшим.
  • Иаков младший , сын Алфеев. Был призван Самим Господом в число 12 апостоловь. После сошествия Святого Духа проповедовал сначала в Иудее, затем сопутствовал св. апостолу Андрею Первозванному в Едессу. Распространял евангельское благовестие в Газе, Елевферополе и сопредельных им местах, оттуда отправился в Египет. Здесь, в городе Острацине (приморский город на границе с Палестиной), был распят на кресте.
    (Многие источники ассоциируют Иакова Алфеева с Иаковом, братом Господним, поминаемым Церковью в Соборе 70-ти апостолов. Вероятно, путаница произошла из-за того, что обоих апостолов именовали Иаковоммладшим) .
  • Иоанн (греч. форма Иоаннес от евр. имени Иоханан , «Господь милостив») Зеведеев, сын Зеведея и Саломии, брат Иакова старшего. Апостол Иоанн прозван Евангелистом как писатель четвертого Евангелия и Богословом за глубокое раскрытие христианского учения, автор Апокалипсиса.
  • Филипп (греч. «любитель лошадей»), уроженец Вифсаиды, по словам евангелиста Иоанна, «одного города с Андреем и Петром» (Ин 1:44). Филипп привел к Иисусу Нафанаила (Варфоломея).
  • Варфоломей (с арам. сын Талмая ) Нафанаил (евр. Нетанэл, «Дар Божий»), уроженец Каны Галилейской, о котором Иисус Христос сказал, что это истинный Израильтянин, в котором нет лукавства (Ин 1:47).
  • Фома (арам. Тома , в греческом переводе Дидим , что означает «близнец»), известный тем, что Сам Господь позволил ему вложить руку в ребра Свои и осязать раны Свои, чтобы устранить его сомнения в Своем воскресении.
  • Матфей (греч. форма др.-евр. имени Маттафия (Маттатия) - «дар Господень»), упоминается также и под своим еврейским именем Левий. Автор Евангелия.
  • Иуда (евр. Йехуда , «восхваление Господа») Фаддей (евр. похвала), брат апостола Иакова младшего.
  • И предавший Спасителя Иуда Искариот (прозван по месту рождения в г. Кариот), вместо которого уже по вознесении Христа, был избран апостолами по жребию Матфий (одна из форм др.-евр. имени Маттафия (Маттатия) - «дар Господень») (Деян 1:21-26). Матфий следовал за Иисусом начиная с Его крещения и был свидетелем Его воскресения.

К ближайшим апостолам сопричисляется и апостол Павел, уроженец города Тарса в Киликии, чудесно призванный самим Господом (Деян. 9:1-20). Первоначальное имя Павла - Савл (Саул, евр. Шаул, «испрошенный (у Бога)» или «одолженный (для служения Богу)»). Имя Павел (лат. Паулюс, «меньший») - второе, римское имя, принятое апостолом после обращения ради удобства проповеди в Римской империи.

Кроме 12-ти апостолов и Павла, апостолами называются еще 70 избранных учеников Господа (Лк. 10:1), которые не были постоянными очевидцами и свидетелями дел и жизни Иисуса Христа. К 70 апостолам предание относит Марка (лат. «молот», второе имя Иоанна из Иерусалима) и Луку (сокращ. форма лат. имени Луций или Луциан, что значит «светящийся», «светлый»).

Написавшие Евангелие апостолы - Матфей, Марк, Лука и Иоанн - именуются Евангелистами. Апостолы Петр и Павел - первоверховными апостолами, т. е. первыми из верховных.

К апостолам иногда приравниваются , проповедовавшие христианское учение среди язычников, например, равноапостольные император Константин Великий и мать его царица Елена, князь киевский Владимир.

Празднуя память каждого из 12-ти апостолов Христовых отдельно, Православная Церковь с древних времен установила также празднование Собора Славных и Всехвальных 12-ти апостолов 13 июля (новый стиль) (см. ). Также, в предыдущий день (12 июля), совершается празднование .

Апостолы Христовы: Двенадцать
Кто они такие?
Мы с вами, дорогие, приступаем к знакомству с чрезвычайно интересной и полезной темой. Мы поговорим об Апостолах Христовых.
Кто эти люди? Люди, составившие ту группу, которой Христос поручил священную миссию: донести Евангелие до всего мира?
Мы будем говорить о каждом Апостоле лично. Сегодня - вводная тема к нашему повествованию, а затем познакомимся с Апостолами Христовыми поименно.
Не просто приоткройте для себя через эти очерки личность каждого Апостола, но мысленно обратитесь к нему с молитвой, приобретите себе друга на Небесах. Почувствуйте сердцем близость к нам этих людей, про которых мы часто незаслуженно забываем (может быть, про Ап. Петра и Павла еще помним, а другие...), но которые, тем не менее, были для Христа самыми близкими людьми (после Матери).
Кто такие Апостолы?
«Апостол» (греч.апостолос )означает «посланник». Этим известным греческим словом обозначаются люди, призванные Иисусом Христом, ставшие Его Учениками и отправленные Им на проповедь Евангелия и на устроение Церкви.
Почему Двенадцать?
Не поддается никакому сомнению то, что Христос хотел создать Новый народ, который Он наименовал Церковь. Так вот, основание этого Народа было положено созданием общины Двенадцати. «Двенадцать» было их именем и сущностью. Они - представители и предвозвестники Нового Израиля, посланцы к Израилю сегодня и его судьи в конце времен. Это разъясняет особый характер их призвания, а именно - быть вполне определенным кругом, который нельзя расширить по желанию. О важности поддержания этого числа в его целостности, пока они осуществляют свою миссию, свидетельствует хотя бы стремление Апостолов восстановить число после предательства Иуды (См.: Деян. 1, 15-26). На место отпавшего Иуды избирается Матфей.
Число 12 выбрано не случайно. Число 12 как число колен Израилевых (по числу сыновей Иакова, от которых и произошел весь народ Божий) было священным числом, обозначающим «число совершенства». Именно это число в сознании иудеев стало обозначать полноту народа Божьего . Ко времени проповеди Христовой осталось всего два с половиной рода из двенадцати родов израильских: Иуды, Вениамина и половина от Левия. Остальные девять с половиной родов со времени завоевания Северного царства (722 г. до Р. Х.), считались исчезнувшими. Лишь при наступлении эсхатологических времен, как считали евреи, Бог приведет эти исчезнувшие, растворившиеся среди других, ассимилировавшиеся народы на родину и таким образом восстановит состоящий из двенадцати родов народ Божий. Избрание Христом Двенадцати недвусмысленно свидетельствует, что наступает это долгожданное время, наступает эсхатологическая эпоха.
Однако вместо того, чтобы где-то собирать эти исчезнувшие двенадцать родов, то есть вместо того, чтобы восстанавливать прежний, Ветхий, Израиль, Христос создает Новый Израиль: Церковь. Для этого Христос избирает 12 родоначальников Нового Божьего народа - Апостолов и посылает их в мир. Двенадцать составляют навеки основу Церкви: «Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца» (Откр. 21, 14).
Дохристианские параллели с Новозаветными Апостолами
Уже с глубокой древности предпринимались попытки отождествить Апостолов Христовых с каким-то институтом, существовавшим в дохристианские времена. Так, известно, что евреи посылали полномочных представителей для осуществления каких-то задач. Называли их шалиах .
Во время, близкое к служению Христову, такие посланцы, уполномоченные Синедрионом, осуществляли связь между иудеями, находящимися в рассеянии по миру, исполняли другие поручения. У евреев существовала даже важная формула, помогавшая понять место и значение шалиах : «Посланник человека, как и сам пославший» (Берахот V. 5). Эта формула показывала, что посланник обладает такими же юридическими правами, что и пославший его, то есть и говорит, и действует так, как бы говорил и действовал сам пославший.
Если мы вспомним высказывание на эту тему Христа, мы увидим, что Спаситель к миссии своих посланников относится так же: «Раб не больше Господина своего, и посланник не больше пославшего его» (Ин. 13, 16). Они - Его продолжатели, Апостолы приносят Весть Христову как полномочные представители Христа всему миру.
Однако, сближая служение Апостолов с существовавшими в иудаизме институтами, нельзя считать их тождественными. Апостолы получили не юридические права, а благодать; они посланы не с административными целями, а с харизматическими. Их задача: быть свидетелями о Иисусе Христе и продолжателями Его дела. Все самое главное (Спасение мира, примирение мира и человека с Богом, ниспослание Святого Духа и проч.) совершено Христом, задача же Апостолов не в пример скромнее:
- сообщить миру о свершившемся;
- и таким образом позволить каждому человеку принять Спасение и благодать.
Задачи Апостолов
Апостолы воспламеняют души людей Благовестием, основывают христианские общины, молятся о нисхождении на людей Духа Святого.
Служение Апостолов динамично; оно заключается в распространении христианского Благовестия до пределов земли. «Нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах» (Деян 6. 2), - говорят Апостолы, подчеркивая, что не могут позволить себе даже попечения о нуждах христианской общины ввиду другого, для них приоритетнейшего, служения - служения словом. Об этом же читаем и у Ап. Павла, призванного Самим Христом и получившего от Него Апостольское назначение: «Если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!» (1 Кор. 9, 16)
Если мы будем помнить об этой задаче уникального Апостольского служения, мы поймем категоричные слова древнехристианского документа «Дидахи»(начало 2-го века): «Относительно же апостолов и пророков согласно повелению Евангельскому так поступайте. Всякий Апостол, приходящий к вам, пусть будет принят, как Господь. Но он не должен оставаться более одного дня, если же будет нужда, то и другой, но если он пробудет три дня, то он лжепророк. Уходя же, Апостол пусть ничего не принимает, кроме хлеба (сколько потребно) до места ночлега, но если он будет требовать серебра, он лжепророк».
Мы видим, что Апостол -это человек, который не должен знать никакой жизни и никакого служения, кроме Благовестия. Его задача -основание общины и приведение людей ко Христу. Дальнейшее окормление общины лежит на других людях (епископах, священниках), Апостол же должен спешить дальше, туда, где еще не знают о Христе. Православная Церковь считает, что служение Апостолов в нашем мире может иметь место и поныне. Целый ряд людей, отправившихся в новые земли, проповедавших на территориях, не знавших о Христе, порой с угрозой для жизни, были названы в Церкви равноапостольными . Таковы:
Мария Магдалина (проповедь в Галлии - нынешняя Франция);
Нина (Грузия);
Император Константин и его мать царица Елена (Италия и другие земли);
Князь Владимир и княгиня Ольга (Русь);
Епископ Николай (Касаткин) (Япония) и др.
Почему призваны именно эти люди?
Во все времена люди пытались понять: почему Христос призвал в число Своих учеников именно этих людей, а не иных? Мы можем приводить любые аргументы за или против той или иной идеи, но надо сказать, что мы не знаем достоверно, почему были призваны эти, а не другие. «Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были» (Мк. 3, 13-14). Кого Сам хотел - ключевая фраза для понимания того, почему призваны эти, может быть, несовершенные, а то и прямо недостойные, как Иуда, а не другие.
Призвание это случилось не вдруг, не спонтанно. Когда Христос начал Свое служение, к Нему приходило много людей. Многие считали себя в той, или иной степени Его учениками. Кто-то приходил, кто-то уходил…
Создание общины Двенадцати произошло скорее всего во второй год служения Христова. «В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу. Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами» (Лк. 6, 12-13). Из этих слов Ап. Луки мы видим, что созданию этой общины предшествовала беседа Иисуса с Отцом Небесным.
Евангелия зафиксировали трогательный момент объяснения Христа с Апостолами по поводу смущающих многих слов и действий Иисуса: «С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. Тогда Иисус сказал Двенадцати: не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин. 6, 66-68).
Апостолы наделены особыми благодатными дарами
«Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. И поставил из них Двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов» (Мк. 3, 13-15).
Про то, что Христос призвал кого Сам хотел , мы уже говорили. Теперь обратим внимание на вторую часть приведенного фрагмента. Христос создает группу учеников, чтобы они шли на проповедь, и для того, чтобы миссия их была успешной, чтобы люди верили им, Христос дает Апостолам благодатные возможности.
Способность к чудотворениям, которая была в первохристианское время у Апостолов, сегодня кажется многим сомнительной, ибо ныне мы таких способностей не наблюдаем. Но это неудивительно. Это объясняется тем, что Апостолы получили от Христа особые благодатные дары: «Ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте» (Мф. 10, 7-8). Дары эти способствовали тому, что мир уверовал во Христа, вдохновился Евангелием.
Перед Апостолами стояла невероятно сложная задача: сдвинуть с места заржавевшее колесо человеческой Истории…
Отношение мира к Апостольской проповеди
Спаситель предупреждал учеников: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков» (Мф. 10, 16). Эти слова могут показаться необычными, если вспомнить, что были сказаны Апостолам, отправлявшимся на проповедь в Галилее. Этот период проповеди был безмятежным. Апостолов принимали в домах, слушали, им оказывали уважение… Однако совсем иначе эти слова стали восприниматься учениками, когда Христос был распят и Его имя стало хулиться иудейскими старейшинами и духовными вождями. В самом Израиле Апостолы начали подвергаться преследованиям, еще страшнее их миссия оказалась за пределами Израиля, в языческих землях.
Апостол Павел так пишет о своем служении: «Я … был в трудах… в ранах… в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» (2 Кор. 11, 23-27).
Апостольство - служение, которое имеет место во все времена Церкви. Ни отсутствие священного сана, ни женский пол - не помеха для осуществления этого служения (мы уже говорили, что трудившихся на ниве апостольского служения и преуспевших называют равноапостольными ). Однако всякий христианин, который желает подвизаться в апостольстве, должен помнить, что служение это требует полной самоотдачи и сопряжено с трудностями и испытаниями.
О разных гранях Апостольского служения можно говорить долго, однако, раскрыв Евангелие , познакомимся с Двенадцатью столпами нашей веры поближе.

Кафедра философии, истории и культурологии

Реферат по религиоведению на тему: «Кто такие апостолы?»

В сознании верующих имена апостолов неразрывно связаны с именем Иисуса Христа и распространением якобы открытого им людям нового нравственного учения, новой религии, получившей название христианства.

Появилась эта религия в первом столетии нашей эры на территории существовавшей в то время древней Римской империи - огромного рабовладельческого государства. Римская мировая держава в результате захватнических войн покорила многие народы и существовала за счет жесточайшей эксплуатации рабского труда и завоеванных стран - провинций.

Первоначальное христианство, отмечал Ф. Энгельс, возникает как религия «рабов и вольноотпущенников, бедняков и бесправных, покоренных или рассеянных Римом народов».

Время и обстановка становления христианства были связаны с пepиoдoм, наступившим после беспощадного подавления кpyпных народных движений и грандиознейшего из них - восстания рабов под руководством Спартака, которое до основания потрясло государство рабовладельцев. Но в тех исторических условиях, несмотря на героическую борьбу, революционные выступления трудящихся были обречены на неудачу.

Чем же объяснить потребность в новой религии?

Римский мир не существовал без богов, однако их официальные, малоутешающие культы отличались сухостью, безрадостными представлениями о загробной жизни. Кроме того, старые языческие божества, бесстрастные небесные владыки, были богами рабовладельцев, вера в них не могла удовлетворить население империи и поэтому иссякла.

Христианство зарождается в восточных провинциях Римской империи, и в первую очередь среди городского населения.

В I веке новой эры в городах Римской империи среди простого народа появляются бродячие проповедники, которых называли тогда «пророками» или «aпoстолами» (от греческого слова «апостолос», что значит «посланец»).

Они выступали с религиозными поучениями, повсеместнo пользовались авторитетом и играли значительную роль в распространении первоначального христианства в то время, когда христианские центры в виде отдельных общин только начинали складываться.

В раннехристианском неканоническом, то есть не включенном церковью в Новый завет, сочинении, известном под названием «Учение двенадцати апостолов», или «Дидахе» (по-гречески «поучение»), и носившем назидательский характер некоего руководства для общин верующих, описываютсятся такого рода странствующие проповедники.

Апостолы первоначально не принадлежали ни к одной из общин, хотя существовали за их счет и их следовало принимать с большим почтением, правда на очень короткий срок.

«Всякий апостол, приходящий к вам, пусть будет принят, как господь. Пусть он не останется больше одного дня; а если будет надобность, то и другой (день); если он пробудет три, то он лжепророк... Уходя, пусть апостол ничего не возьмет, кроме хлеба до места ночлега. А если он потребует денег, он лжепророк.

Всякого пророка, говорящего в духе, не испытывайте и не судите... Но не всякий, говорящий в духе, - пророк, а лишь в том случае, если он хранит пути господни; так что по поведению можно распознать лжепророка и пророка» («Дидахе», гл. 11, ст. 4-8).

Такие рекомендации по поводу отличия «истинных пророков и учителей» от «лжепророков» и «лжеапостолов» имели целью оградить общины от различных «инакомыслящих» или явных проходимцев, которые, видимо, нередко проникали в среду христиан.

Название этого древнейшего памятника христианской литературы уже отмечено символическим числом «двенадцать», хотя эти` «двенадцать апостолов» никоим образом не связаны с евангельскими апостолами - мифическими учениками Иисуса Христа. Более того, автору «Учения двенадцати апостолов», по всей видимости, еще не известен евангельский миф, и он ведет речь о тех апостолах, которые во множестве выступали как создатели и распространители складывающегося христианского вероучения.

Переходя из города в город, они проповедовал о том, что скоро окончатся страдания угнетенных, скоро придет их защитник, пoсланный свыше «спаситель» , который «очистит мир огнем», свершит «страшный суд» над поработителями народа, освободит рабов, вознаградит всех «страждущих и обремененных».

Апостолы призывали народ готовиться к встрече этого мессии -«помазанника и сына божия», причем первые христиане ожидали пришествия своего «избавителя» не в отдаленном и неопределенном будущем, как потом стала учить церковь, а со дня на день, горячо веря, что царство справедливости наступит для них вскоре и притом на земле.

В литературе Нового завета, в так называемых «Посланиях апостола Павла», также встречаются описания деятельности бродячих проповедников-апостолов, стоявших у истоков христианства. Авторство самих «Посланий апостолов» приписывается этим странствующим проповедникам христианства, которые адресовали свои послания организованным ими общинам (а иногда и отдельным лицам), наставляя их по вероисповедным, нравственным, административным и другим вопросам, а также в отношении к римским властям и иудаизму.

Как и «Дидахе», «Послания» предупреждают общины о возможном появлении всяких «лжеапостолов, лукавых делателей», которые «принимают вид апостолов Христовых» («Второе послание апостола Павла к коринфянам», гл. 11, ст. 13).

Лишь в дальнейшем в евангелиях и «Деяниях апостолов») название «апостол» стало употребляться уже и ином смысле и было связано только с учениками Иисуса Христа.

Христианство возникает как фантастическое, превратное отражение бессилия трудящихся в борьбе против эксплуататоров, как своеобразное социальное движение масс, мечтавших о чудесном избавлении от рабства, о приходе «божественного спасителя».

Но религия никогда не указывала. правильного пути к освобождению, никогда ничего не могла дать трудящимся, кроме мнимого, иллюзорного утешения. Так и христианство, хотя и выражало при своем возникновении демократические настроения масс, с самого начала призывало только ждать, рассчитывать не на свои силы, а на божественное вмешательство и этим гасило революционную энергию и протест угнетенного народа, подменяя реальную борьбу во имя земных целей бесплодиыми надеждами на сверхъестественную помощь.

Это наглядно отразилось в мифе о Христе и его двенадцати апостолах.

Сведения об апостолах основываются на Новом завете, повествующем об их «истории» с момента «обращения» и «призвания» на путь служения христианству, и последующем церковном предании, которое продолжает их «жизнеописание» вплоть до большей частью мученических кончин за дело веры.

Новый завет - это вторая часть Библии, которая в отличие от первой - Ветхого завета, воспринятого из иудаизма, представляет собой христианскую литературу. Новый завет включает в себя двадцать семь произведений: четыре евангелия (от Матфея, от Mapкa, от Луки и от Иоанна), книгу под названием «Деяния святых апостолов», двадцать одно послание апостолов и «Откровение» («Апокалипсис») Иоанна Богослова.

Важнейшая часть Нового завета - евангелия. Это древнегреческое слово переводится на русский язык как «благовествования», то есть благие, добрые вести, под которыми подразумеваются известия о земной жизни Иисуса Христа и оставленном им учении.

Первое и четвертое евангелия названы именами самих апостолов (евангелие от Матфея и евангелие от Иоанна), а второе и третье приписаны Mapку и Лyкe, бывшим якобы учениками апостолов Петра и Павла.

Множество противоречий, расхождений и неувязок, которыми, как известно, изобилует «священное писание», имеется и в новозаветном повествовании об апостолах.

Это обнаруживается при первом же ознакомлении с евангельскими рассказами об учениках Христовых, их именах и порядке «призвания» на апостольское поприще. Так, согласно евангелию от Иоанна (гл. 1, ст. 40-49), первые ученики перешли к Иисусу от проповедника Иоанна Крестителя. Это были галилейские рыбаки по имени Андрей и Иоанн.

Затем Андрей пошел к своему брату Симону, тоже рыбаку, и привел его к Иисусу. Взглянув на Симона, Ииcyc сразу определил его душевные качества и решил соответственно им тут же его переименовать, сказав:

Ты Симон, сын Ионин; ты наречешься Петр, что значит «камень».

Так появился апостол Петр.

Вскоре число апостолов пополнили Филипп и Нафанаил, прозванный Варфоломеем.

Шестым «призванным» становится старший брат апостола Иоанна - Иаков Зеведеев, который называется также Иаковом Большим, или Старшим.

Одним из призванных к апостольству был мытарь. Так называли местных сборщиков податей, служивших римлянам. Мытари пользовались всеобщей неприязнью как вымогатели грабители народа, продавшиеся завоевателям своей родины.

Согласно евангелию от Матфея (гл. 3, ст. 9), этот мытарь был сам Матфей, которого Иисус застал за сбором пошлин, сказав ему свое обычное «ступай за мною». И бывший грешник, бросив свое занятие, делается апостолом, всеми христианами уважаемым Матфеем, с именем которого церковь связывает написание первого из четырех евангелей.

После Матфея апостолами становятся его брат Иаков Алфеев (Иаков Младший), Леввей (он же Фаддей), Фома и Симон Кананит (по евангелию от Луки и «Деяниям» - Симон, прозываемый Зилотом).

Последним, двенадцатым по счету, попал в апостолы некто Иyдa из города Кериота, что при слитном произношении и написании превратило его в Иуду Искариота.

Причем, постоянные места в апостольских списках занимают Симон-Пeтp, Филипп, Иаков Алфеев и Иуда Искариот, стоящие соответственно на первом, пятом, девятом и последнем местах. В «Деяниях апостолов» место удавившегося Иуды Искариота остается вакантным, и после того, как два претендующих на него кандидата бросают жребий, оно занимается неким Матфием («Деяния», гл. 1, ст. 21-26).

Апостольские имена с первого по девятый, хотя и следующие друг за другом не в одинаковом порядке, одни и те же. Но на десятом и одиннадцатом местах начинается путаница имен, которые даже с прозвищами, согласно церковной трактовке сопутствующими этим именам, не удается отождествить.

Гораздо интереснее в научном отношении не сами имена, поскольку за ними не уловить людей, а их количество - число д в е н а д ц а т ь, которое потребовалось тотчас восполнить, коль скоро из дюжины выпал один человек.

В древневосточной мистике числу двенадцать придавалась особое значение, значение счастливого, «священного» числа. Оно делилось без остатка на три, на четыре, на шесть и лежало в основе вавилонской двенадцатиричной системы счисления, связанной, по мнению исследователей, с двенадцатью небесными знаками 3одиака. Это число вошло и в Ветхий завет.

Так, двенадцать сыновей патриарха Иакова, которых он поочередно благословляет («Бытие», гл. 49, ст. 28), явились родоначальниками двенадцати колен, или племен, Израиля.

Соответственно, при Мoиcee было якобы двенадцать «начальников Израиля» «по одному человеку из каждого племени» («Числа», гл. 1,.ст. 44).

Двенадцать долгих лет были в порабощении у царя Эламского несколько других царей («Бытие», гл. 14, ст. 4).

Двенадцать жертвенных хлебов, символически означавших двенадцать древнееврейских племен, следовало испекать из пшеничной муки и класть на чистом столе перед господом («Левит», гл. 24, ст. 5).

В саму же Библию входят двенадцать книг «малых пророков».

Двенадцатичисленность встречалась и у таких предшественников христианства, как иудейская секта эссенов-кумранитов, где, согласно уставу, в совет общины входило двенадцать представителей от народа. Такие примеры можно было бы продолжить.

В очередном евангельском труде, именуемом «Чудесный лов рыбы на Галилейском озере», наглядно, образно и весьма откровенно раскрывается подлинное значение и смысл «апостольского служения».

Проходя однажды по берегу этого озера, Иисус застал учеников за своим прежним промыслом - рыболовством. Но удача им не сопутствовала. 3а всю ночь ничего не было поймано. Тогда Иисус попросил Симона-Петра отплыть на глубину и снова забросить невод. Когда сеть стали вытаскивать, она стала прорываться под тяжестью рыбы, которая наполнила две лодки «так, что они начинали тонуть».

Ученики-рыбаки были потрясены необычным уловом. Иисус же обратился к ним со словами:

Идите за мною, и я сделаю вас ловцами человеков.

Эта заключающаяся чудо аллегория должна была показать, какой властью над людьми наделяются отныне апостолы, призванные покинуть море Галилейское ради «моря людского» и променять сети рыбацкие на сети христианского вероучения.

Оставив свои лодки и жилища, апостолы последовали за Иисусом и с тех пор постоянно сопутствовали ему. Им предстояло теперь «ловить человеков».

Калейдоскоп «чудес», совершенным Иисусом Христом до и после воскресения, завершается наконец его вознесением на небо. Апостолы же, следуя последним земным инструкциям своего учителя, остаются в Иерусалиме в ожидании «крещения духом святым».

К этому времени «апостольская дюжина» была восстановлена. На освободившееся место Иуды был выбран некто по имени Матфий, ставший двенадцатым апостолом.

В «Деяниях апостолов» - наиболее позднем из новозаветных произведений, датируемых третьей четвертью II века, содержание которых, посвященное самостоятельной миссионерской деятельности учеников Христа, рассматривается продолжение евангелий, - чудо сошествия святого духа на апостолов изображается следующим образом.

Спустя десять дней после вознесения, когда апостолы были в сборе, «внезапно сделался шум из неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили на каждом из них. И исполнились все духа святого, и начали говорить на иных языках, как дух давал им провещать» («Деяния апостолов», гл.2, ст.2-4).

Шум привлек внимание народа, съехавшегося из разных мест на большой иудейский праздник пятидесятницы. Тогда апостолы вышли и… заговорили. Но речь их поразила собравшихся: евреи из Рима услышали, что апостолы говорят по-латыни, прибывшие из Греции, Персии и арабских земель соответственно слышали греческую, персидскую и арабскую речь. Набожные простолюдины были поражены: «Эти люди, - показывали они на апостолов – разве не галилеяне? Как же они говорят на разных языках?»

Но местные жители, не понимая слов апостолов, стали потешаться над ними и высказали резонное предположение, что они, верно, напились «сладкого вина». На это Петр ответил, что в столь ранний утренний час никто не пьет вина, и продолжил свою проповедь, обещая, что на каждого уверовавшего также сойдет дух святой и научит, как жить, чтобы обрести спасение.

Итак, апостолы, эти галилейские рыбаки и крестьяне, которые и по-еврейски-то говорили на местном простонародном диалекте, за что их и прозвали «галилеянами», обрели вдруг чудесный дар знания иностранных языков, которым никогда не обучались и которых до сего времени не понимали.

Благодаря свершившемуся чуду, повествуют «Деяния», апостолы могли разойтись теперь в разные стороны для проповеди нового учения и крещения уверовавших, что они и сделали, предварительно кинув жребий, кому в какую землю направиться.

Беспрерывные чудеса сопровождают и последующие «жизнеописания» апостолов, изложенные в «Деяниях». Апостолы с легкостью воспроизводят чудеса своего учителя. Вера в «чудесное», «таинственное»играет решающую роль при обращении в христианство. Проповедям апостолов мало доверяют, но стоит только им подкрепить свои слова чудом, как миссионер достигает желанного результата.

Что же говорит наука об евангелиях и «Деяниях», которые являются основными источниками сведений об апостолах?

Давно уже не является секретом, даже для верующих, внимательно читающих христианскую литературу, что евангелия, как и вся Библия, содержат бесчисленные расхождения и неувязки, от деликатно называемых «разночтениями» до прямых и вопиющих противоречий, совершенно исключающих друг друга.

В эпизодах, касающихся апостолов, также имеется много разного рода противоречий, которые мы обнаруживаем, сравнивая евангелия.

Немало времени, усилий и досужих домыслов потратили богословы, пытаясь разобраться в списках апостолов, чтобы уменьшить разнобой в именах, и все-таки подчас авторы, исходя из разных евангелий, противоречат друг другу.

В рассказах о чудесах евангелисты также не обнаруживают единодушия. Более того, бывает, что тот или иной евангелист совершенно замалчивает какое-нибудь «чудо», тогда как другие описывают его в подробностях. Причем это касается и таких чудес, которые, казалось бы, никак не могли пройти мимо внимания «свидетелей жизни и проповеди Иисуса», так как чем выше была марка чуда, тем большее воздействие должно было оно оказывать на «невидевших и уверовавших».

Чрезвычайно противоречивым являются также сообщения евангелистов относительно места и времени свершения столь разительного христианского «чуда», как вознесение.

Искусственность создания апостольской дюжины станет очевиднее, если ее сопоставить с эволюцией, которую проделал образ Христа, обрастая в процессе религиозного мифотворчества все большим числом конкретных деталей. Соответственно связанные мифом со своим учителем, его ученики-апостолы также облекались в «плоть и кровь», наделялись различными чертами, превращаясь в раннехристианских безликих «апостолов агнца» в людей, якобы сопутствовавших земной жизни богочеловека Иисуса Христа.

Наука считает евангелистов вымышленными лицами, так как не имеется никаких доказательств их исторического существования. Ранее перечислялись многочисленные противоречия евангелий, о самых невероятных «чудесах» и небылицах, которыми пестрят страницы этих сочинений. К этому можно было бы добавить немалый список евангельских ошибок исторического, географического и бытового характера, всяких ляпсусов, нелепостей и несообразностей.

Результаты исследования евангелий показали, что все они являются записью народных сказаний о Христе, включивших в себя переработку значительно более ранних христианских сочинений, а также дохристианских сказаний из древневосточных религий и иудейских, ветхозаветных пророчеств. Они существовали первоначально в устной традиции и, как любой миф, передавались во множестве вариантов.

Складываясь на протяжении столетий, миф о Христе и его апостолах впитывал в себя многое из других религий, дополнялся, разукрашивался богатой религиозной фантазией людей, обрастал все большим числом новых деталей.

Евангелиям, очевидно, позднее приписали вымышленные авторские имена апостолов и последователей Иисуса, чтобы эти сочинения выглядели авторитетнее, как бесспорные, древние и «подлинные» показания очевидцев или лиц, черпавших сведения об описываемых событиях от их непосредственных участников.

Евангелия, вошедшие в Новый завет, представляют собой записи христианских сказаний в литературной обработке и переводе с еврейского на греческий язык, сделанные неизвестными людьми.

Таким образом, полные всевозможных противоречий, ошибок, невероятных известий и мнимых чудес, неоднократно подправленные в интересах господствующих классов, евангелия надо рассматривать как произведения литературные, фольклорные по своему происхождению и религиозно-назидательные, богослужебные – по назначению. Наука давно уже пришла к выводу о полной несостоятельности евангельских рассказов о Христе и его двенадцати апостолах.

То же следует сказать и о другом новозаветном источнике мифа об апостолах Христа, который уже упоминался. Это «Деяния апостолов» - пятая книга Нового завета, выступающая как продолжение четырех евангелий и наиболее поздняя по времени своего возникновения, написанная неизвестным автором, и не одним.

Канонические христианские произведения Нового завета оставляли читателей в неведении относительно конца жизни апостолов, авторитет которых как непосредственных учеников и сподвижников Христа все более возрастал по мере дальнейших шагов и успехов христианства.

Потребность верующих иметь сведения о дальнейшей судьбе апостолов породила последующую христианскую легенду, или предание. Попутно дополняя, расширяя и расцвечивая канонический рассказ, предание вместе с тем доводило его до конца, завершая, таким образом, новозаветный миф о двенадцати апостолах Христа.

Сама церковь официально вынуждена признать, что сведения о деятельности апостолов после 64 года, то есть после того как хронологически заканчиваются «Деяния апостолов», «имеют меньшую степень достоверности» и что вообще «дальнейшая судьба апостолов мало известна».

Согласно христианскому преданию, апостолы основали и возглавили христианские церкви и проповедовали: Петр – в Риме, Иаков Меньший (он же Иаков Праведный) стал по жребию епископом иерусалимским, Иоанн, по преданию малоазийской церкви, действовал в Ефесе, а Фома добрался до Индии, где под видом архитектора проникал ко дворцам тамошних правителей. Когда обман открылся, апостол обратился к богу с молитвой, по которой в одну ночь на пустом месте чудом вырос дворец.

Один только Иоанн сумел якобы уцелеть, несмотря ни на что. Он перенес бичевание, затем язычники пытались отравить его, но яд не подействовал. Тогда его бросили в котел с кипящим маслом, но и тут бог не дал ему умереть, а сделал даже так, что Иоанн вышел из котла еще более здоровым и юным.

Язычники выслали его из Рима на полупустынный остров Патмос, где будто бы ему было было великое откровение грядущем конце мира и судьбах человечества, которое он и изложил в глубокой старости в «Апокалипсисе» - последнем из произведений, включенном церковью в Новый завет. По другой версии, он умер той же смертью, но не на Патмосе, а в Ефесе, где поселился после освобождения.

Иаков иерусалимский был сброшен иудеями с крыши высокого храма на камни церковного двора, но продолжал молиться за своих убийц, пока один из них не прикончил его, ударив палкой по голове.

Апостола Андрея язычники распяли на кресте в Греции.

Фома же в конце концов погиб из-за того, что обратил в христианство жену и сестру одного индийского властителя.

Когда Петр был приговорен к распятию, он попросил, чтобы его пригвоздили к кресту не так, как Иисуса Христа, а вниз головой, потому что считал себя недостойным принять смерть одинаковым образом со своим учителем. Просьба его, как говорит об этом впервые только церковный писатель III века Ориген, была удовлетворена.

Со временем духовенство для подкрепления христианских мифов о «спасителе» и его апостолах широко практиковало изготовление множества различных, якобы оставшихся от них, «святых реликвий», применяясь при этом почти в каждой строке «священного» писания и предания.

Показ этих мнимых «святынь», привлекавших верующих паломников, был для церкви весьма выгодной статьей дохода, и фабрикация их быстро росла. Так, в Синопе вплоть до IX века демонстрировалась сделанная из черных камней кафедра апостола Андрея, а в Италии – часть косого креста, на котором якобы он принял распятие. Там же оказались «обретенные» в Патрах «святые мощи» Андрея, но не в полном составе: кисть правой руки, подаренная царю Михаилу Романову, попала в московский Успенский собор. Всего же по разным соборам и церквям у Андрея Первозванного набиралось до шести голов, пяти туловищ, семнадцати рук и ног!

Что касается «святого» Петра, то его зуб демонстрировался во Франции. В распоряжении церковников имелись даже перья из хвоста того петуха, который запел при отречении апостола, и шест, на котором сидел этот мифический иерусалимский петух. А трон, на котором якобы восседал сам Петр, и сейчас показывается в Ватикане.

Распространенной формой пропаганды «жития» и «деяний» новозаветных апостолов в массах верующих католиков в Западной Европе в средние века были театрализованные церковные церемонии – мистерии. Эти многодневные спектакли на различные библейские темы, которые разыгрывались прямо на площадях западноевропейских городов как массовые зрелища с участием самих горожан.

Одна из таких мистерий, называвшаяся «История апостолов», содержала шестьдесят две тысячи стихов и длилась более недели. Еще в начале ХХ века в Германии, в селении Обераммергау, ставились мистерии на апостольские сюжеты, привлекавших многочисленных зрителей-паломников из разных стран Европы.

Что касается фигур новозаветных апостолов в том виде, в каком они выглядят в христианских сочинениях и преданиях, то Наука давно уже сделала свой единственно правильный и исключающий всякие гипотезы вывод: евангельские апостолы – ученики Христа, как и сам евангельский Иисус Христос, - не более чем продукт народного мифотворчества и литературной фантазии составителей евангелий.

Это только литературные образы, причем персонажи не светской, а сугубо религиозной литературы, где совершаемые чудеса носят не просто сказочный, а религиозный характер, так как связаны верой в них, с верой в сверхъестественное и божественное.

И в дальнейшем во всей своей деятельности христианская церковь исходила и исходит именно из этих канонизированных, то есть объявленных святыми, образов апостолов.

Использованная литература

1. Воропаева К. Л. Кто такие апостолы. Л

Хотя в своей вере русские не уступают ни одному другому народу, все же не многие из наших людей могут похвастаться тем, что хорошо знакомы с церковной терминологией. Да и что тут удивляться, ведь всем тонкостям православной веры можно научиться разве что в духовной семинарии. И тем не менее многих все же интересует вопрос: кто такой апостол? Это ученик Христа или же святой посланник?

Что же, попытаемся разобраться в значении этого слова, дабы в будущем больше не возникло подобных недоразумений. А для этого нам нужно заглянуть в прошлое и узнать, где появился первый апостол и кем он был.

Ученики Иисуса Христа

Итак, начнем с того, что изначально апостолов было двенадцать. Это были простые люди, которые впоследствии стали ученикам Иисуса Христа и всегда следовали за ним. Отсюда можно вывести первое значение этого слова: апостол - это один из первых учеников Христа.

Жизнь хорошо известна, так как описана в святом писании. При этом большинство глав в Новом Завете написано этими же учениками. Так, существует евангелие от Матфея, Марка, Луки, а также Иоанна. Из-за этого их еще называют четырьмя евангелистами Господа Бога.

Несущие слово Божье

Чуть позже люди начали видеть иной смысл в слове апостол. Это было связано с тем, что ученики сына Божьего и сами превратились в учителей. Ведь, как известно, Иисуса распяли на кресте, после чего он воскрес и явился к своим апостолам. Он приказал им донести его слова до людей по всему свету, дабы те узнали о Царстве Божьем.

Апостолы послушались своего учителя. Они который определил маршрут каждого, и отправились в путь. Благодаря их труду и вере мир узнал о том, кем был Иисус Христос, во что он верил и чему учил.

Именно поэтому многие люди считают, что апостол - это посланник Божий, проповедующий благую весть. Но в действительности и то, и иное значение верно, но при этом, когда мы слышим слово апостол, почему-то всегда на ум приходят двенадцать учеников Христовых.

А были иные апостолы?

И тем не менее апостолами были не только ученики Иисуса. Так, церковь приписала этот титул святому Павлу, хотя он и не был знаком при жизни с Христом. Более того, в некоторых христианских конфессиях его доктрины стоят на порядок выше евангельских.

Также, согласно писанию от Луки, Иисус отправил во все земли мира семьдесят два апостола, с различными поручениями и заданиями. Восточные христиане почитают их так же, как и истинных учеников Христа.

Так что получается, что точное количество апостолов довольно сложно определить. С уверенностью можно сказать только то, что первыми были двенадцать учеников Иисуса Христа.

Кто такие апостолы и сколько их было? Согласно христианскому учению, апостолы – это ближайшие ученики и сподвижники Иисуса Христа. В переводе с древнегреческого «апостолос» - это посланник.Апостолы были знакомы с Христом, принимали его проповедь, учились у него, а затем понесли его учение другим людям. Об учениках Христа мы узнаем из Евангелия и священной книги, называемой «Деяния святых апостолов». Апостолы считаются самыми почитаемыми святыми: на иконах они изображаются наиболее приближенными к Богу. Почему апостолов так почитают? Евангелие говорит нам, что Христос сам призвал учеников. Они должны были внимать учению и после казни и Вознесения проповедовать христианство людям. Считается, что именно апостолы (а именно Матфей и Иоанн) дали человечеству первые тексты Евангелия. Кроме того, апостолы были родоначальниками первых христианских общин, заложив, тем самым, основы будущей церкви. Они собирали вокруг себя приверженцев нового учения и проповедовали им. Всем известно, что апостолов было двенадцать, но не все знают, что с этим количеством произошла некая метаморфоза. Христос призвал 12 учеников: Андрея, Петра, Иоанна, Иакова Заведеева, Филиппа, Варфоломея, Матфея Левия, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона и Иуду. После предательства и самоубийства Иуды апостолы решили заменить его. Жребий указал на Матфия, который и вошел в число апостолов. А как же апостол Павел – один из самых известных и почитаемых христианских персонажей? Он не только не был учеником Христа, но и сам участвовал в гонениях на христиан.Услышав голос Господа, уверовал, стал проповедовать и внес такой огромный вклад в становление христианской веры, что был причислен к апостолам. Деятельность апостолов Каждый из апостолов после Вознесения Христа посвятил свою жизнь распространению христианского учения. Согласно преданию, все они (кроме Иоанна) были преданы мученической смерти. Все апостолы совершили подвиги во славу Христову, но некоторые из них пользуются большей известностью. Апостол Андрей был призван Христом первым, поэтому его еще называют Первозванным. Согласно преданию, в своих миссионерских путешествиях Андрей Первозванный добрался до территории, на которой в дальнейшем образовалась Древняя Русь, и водрузил здесь крест. Этот апостол считается небесным покровителем нашей страны, а косой андреевский крест – символом российского флота. Апостолы Петр и Павел являются наиболее почитаемыми в православии и католичестве. Такое почитание обусловлено тем, что эти два посланника приложили неимоверные усилия для распространения христианской веры. В Священном Предании говорится, что Петр обладал огромной силой Духа, обращая в христианство массы людей, воскрешал из мертвых, лечил неизлечимых. Апостол Павел совершил несколько апостольских путешествий и основал множество христианских общин. Петра и Павла почитают в один день, поскольку считается, что они были казнены одновременно, но в разных местах. А также их почитают как более потрудившихся в проповеди евангелия Христова. Почитание апостолов в христианской церкви Каждому апостолу (разумеется, за исключением Иуды) в христианской традиции отведен свой день. Православная церковь отмечает также день всех апостолов. На иконах, картинах, в скульптурных композициях апостолов нередко изображают всех вместе, имея в виду, что эти святые занимают особое место в ряду верных светильников Божьих.

Слово “апостол” (ἀπόστολος - посланник) происходит от греческого глагола “ἀποστέλλω” (отправлять, посылать). Этот глагол является синонимом латинского глагола “mitto”, от которого, в свою очередь, происходят слова “миссия” (missio), “миссионер”. Поэтому “апостол” - это “миссионер”, тот, кто послан проповедовать Евангельскую истину.

Собор семидесяти апостолов

Евангелие повествует нам, что Господь Иисус Христос избрал две группы - двенадцать и семьдесят - своих учеников, которые были названы апостолами. И тех и других Спаситель облек властью говорить от Его имени и пославшего Его Отца, а также властью побеждать и изгонять нечистых духов, врачевать болезни и немощи. Во время своего земного Христос послал апостолов проповедовать погибшим “овцам дома Израилева”. После Его вознесения апостолы распространили Евангелие по всей территории Римской империи и далеко за ее пределами. Однако те, которые принадлежали к числу 12, были ближайшими спутниками Спасителя, свидетелями Его Воскресения, и удостоились от него особых даров и обетований. Именно двенадцати Он обещал: “Вы, последовавшие за Мною, - в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых.” (Мф. 19. 28). Двенадцати Он явился после воскресения и сказал им: “ мир вам! как послал Меня Отец, [так] и Я посылаю вас... Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. ” (Ин. 20. 22-23). В день Пятидесятницы на двенадцать апостолов в виде огненных языков сошел Святой Дух. Этот дар Духа, полученный непосредственно от Господа, двенадцать апостолов передали епископам и пресвитерам основанных ими церквей. Так был основана церковная иерархия. С одной стороны, епископы и пресвитеры являются преемниками двенадцати апостолов в силу переданного в таинстве рукоположения дара благодати Святого Духа. С другой стороны, между служениями апостолов и епископов существует принципиальное различие. Служение епископа заключается в священнодействии, учении и управлении строго в границах вверенной ему поместной церкви (епархии). Служение пресвитера совершается в границах его общины и ограничивается полномочиями, определенными ему правящим архиереем. Служение апостолов не было ограничено местом и простиралось на весь мир (Мф. 28.19).

В I-II веках апостолами называли не только тех, кто был сопричислен к кругу двенадцати и семидесяти. В то время в Церкви существовали особые, т. н. “пневматические” или “духовные” служения. В отличие от служений церковно- иерархических, на которые поставлялись избранные церковной общиной кандидаты через таинство рукоположения, духовные служения исполняли люди, наделенные соответствующими способностями и почувствовавшими, что они в силу личного Божественного призвания обрели дар благодати Св. Духа, необходимый для этих служений. Св. ап. Павел писал в Первом Послании к Коринфянам писал: “Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о [дарах] духовных… Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков....И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, [иным дал] силы [чудодейственные], также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки”. (12. 1- 28.). Сам св.Павел был обращен в веру и призван к апостольству явившимся ему лично Христом по дороге в Дамаск, а не через процедуру избрания его на служение церковной общиной (как, например, был избран вместо иуды св. ап. Матфий). Он не вошел в число двенадцати или семидесяти, но превзошел в деле проповеди Евангелия всех других апостолов и именуется Церковью первоверховным апостолом, или апостолом язычников.

Древнейший памятник христианской письменности послеапостольской эпохи (датируется кон. I - нач. II в.) “Дидахи” или “Учение Двенадцати Апостолов” содержит следующее: “Относительно же апостолов и пророков согласно повелению евангельскому так поступайте. Всякий апостол, приходящий к вам, пусть будет принят, как Господь.
Но он не должен оставаться более одного дня, если же будет нужда, то и другой, но если он пробудет три (дня), то он лжепророк.
Уходя же, апостол пусть ничего не принимает, кроме хлеба (сколько потребно) до места ночлега, но если он будет требовать серебра, он лжепророк” (11 гл.). Отсюда видно, что апостолами называли в то время странствующих миссионеров. Однако позднее в официальном церковном языке апостолами стали именовать только тех, кто входил в число двенадцати или семидесяти. Тех же святых, кто трудился в различные времена в деле проповеди и распространения христианства стали почитать в лике “равноапостольных” .

Равноапостольные Константин и Елена.

К лику “равноапостольных” причисляют святых, которые несли подвиг свидетельства о Христе среди язычников и иноверцев, а также тех, кто способствовали распространению своими деяниями. Иными словами - правителей, насадивших христианскую религию среди своих подданных. Святой равноапостольный царь Константин и мать его Елена, св. Борис I, Креститель Болгарии, св. Великий князь Владимир и св. княгиня Ольга входят в их число. Церковь воздает должное уважение их мудрости и мужеству, с которым они оставили прежние языческие суеверия и насадили в пределах своих стран веру Христову. Большую часть лика равноапостольных составляют миссионеры - миряне, монахи, священники, епископы - те, кто лично проповедовал слово Христовой истины.

Св. равноапостольная Мария Магдалина, по преданию, проповедовала в Риме. Возможно, именно она была первой проповедницей о распятом и воскресшем Спасителе в столице империи. Св. равноапостольная первомученица Фекла была спутницей апостола Павла, претерпела множество мук, хотя, по житию, скончалась своей смертью в возрасте 90 лет. Св. мученица Апфия была женой св. ап. Филимона, сопутствовала ему и окнчила жизнь мученичеством. Св. равноап. Аверкий Иерапольский (+167 г.), путешествовал и проповедовалв Риме, Сирии, Месопотамии. Св. Нина Грузинская просветила Иверию. Св. равноапостольные Мефодий и Кирилл Словенские проповедовали среди славянских племен. Их духовное наследие невозможно по справедливости оценить, поскольку они были не просто проповедниками, а создателями славянской письменности, без котороой невозможно представить себе существование славянских языков. В Новое время Господь воздвигал великих проповедников Евангелия, таких как св. Косьма Этолийский или св. Николай Японский. Некоторые из великих миссионеров прославлены как святые, но причисляются к другим ликам - например - святитель Григорий Просветитель Армении, ставший первым миссионером на Кавказе, свт. Стефан Пермский, преподобный Герман Аляскинский, просветитель Америки, святитель Иннокентий Московский (Вениаминов), просветитель алеутов и т.д.

В месяцеслове - официальном списке святых, составленном в соответствии с каждым днем года - Русской православной Церкви отсутствуют имена просветителей европейских народов - св. Августина Кентерберийского, Бонифация (Вонифатия), просетителя Германии, Ансгария, апостола Скандинавии, и др.. Это святые, канонизованные Западной Церковью до схизмы 1054 г. Их имена не вошли в месяцесловы православных церквей потому, что народы, среди которых они проповедовали, после схизмы пребывали в Римо-Католической Церкви или позднее уклонились протестантизм. Долгое время они считались “католическими святыми”. Однако наше время множество православных, в том числе и наших соотечественников, проживает в Европе, растет количество православных приходов. Возрождение почитания древних подвижников благочестия Запада может способствовать укоренению православного свидетельства в странах Европы. Как известно, к возрождению почитания древних европейских святых призывал Свт. Иоанн (Максимович) Шанхайский.
Святая первомученица равноапостольная Фекла

Особо следует отметить, что в лике равноапостольных прославляется много святых жен. Это говорит о том, что христианство не только утверждает равное достоинство мужчин и женщин во Христе и в Церкви. Христианство всегда дает возможность всем христианам независимо от пола или иных различий раскрыть свой духовный потенциал и принести добрые плоды в деле служения проповеди Слова Божия. Из всего многообразия церковных служений есть только одно служение, закрытое для женщин. Это служение предстоятеля в богослужебном собрании. Иными словами, женщина не может быть посвящена в сан епископа или пресвитера. Св. Павел запрещал женщинам учить в церковном собрании (“Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить” 1 Кор. 14. 34). Однако этот запрет ни в коем случае нельзя понимать как некое проявление дискриминации по отношению к женщинам. Когда епископ или священник проповедует в церковном собрании, тем более во время совершения божественной литургии, он говорит от лица Самого Христа. Также когда священник совершает молитву и благословение Свв. Даров во время Евхаристии, он становится “иконой”, видимым образом Христа - Первосвященника Нового Завета, Который незримо, но реально присутствует во время служения св. Евхаристии, освящает и принимает безкровную жертву Церкви. Поэтому служение священства принадлежит мужчинам. Но за пределами богослужебной сферы женщина может посвятить себя любой церковной деятельности, в том числе и миссионерству и служению Слова. Например, св. равноапостольная Нина, просветительница Иверии, обратившая в христианство многочисленный народ, почитается величайшей святой не только на Кавказе, но и во всем православном мире. Духовно-нравственный пример, явленный святыми, почитаемыми в лике равноапостольных, состоит в том, что свидетельство миру о воплотившемся Спасителе, пострадавшем и воскресшем ради спасения всего человечества, является долгом каждого христианина, члена Церкви Христовой.



Просмотров