Доклад: Пожарная профилактика. Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты Скачать презентацию профилактика пожаров в повседневной жизни

Цель:

  1. образовательная

— правила безопасного поведения при пожарах и способах эвакуации из горящего здания;

— основные мероприятия по защите учащихся при пожаре в здании школы;

— об основных причинах и последствиях пожара;

б) владеть навыками выполнения мероприятий по защите от пожаров;

в) иметь представление о последствиях пожаров и мерах, принимаемых по защите от них.

2.воспитательная – формировать культуру безопасности жизнедеятельности, коллективизм, навыки взаимопомощи, находчивость в трудных ситуациях.

Цель использования информационной технологии на уроке:

— сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств);

— приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, который больше смотрит и слушает, чем читает и говорит, предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств;

— расширить возможности эмоционально и образно подать материал.

Задачи:

— добиться ясных представлений у учащихся о пользе, опасностях и вреде, которые может принести огонь, и способах обеспечения пожарной безопасности в повседневной жизнедеятельности;

Продолжать формирование привычки к соблюдению правил пожарной безопасности, бережного отношения к своей жизни, таких качеств, как осмотрительность, находчивость, собранности

Материальное обеспечение:

  • Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (извлечения из ППБ 01-03),
  • презентация
  • компьютер,

ХОД УРОКА

1) Организационный момент.

  • Приветствие учителя.
  • Проверка отсутствующих.

2)Сообщение темы и цели урока.

3)Работа по теме урока при помощи презентации

  • Закрепление понятия «Пожар».

Наше занятие начнем с определения огня, которое дал В.Даль в Толковом словаре русского языка: «Огонь — явление горения, высшая степень жара, которая проявляется сгущенным светом, соединением тепла и света при сгорании тела». (Слайды 2,3)

Огонь – враг, если человек к нему относится небрежно. Пожар может возникнуть всюду, где огонь найдет для себя хоть малейшую лазейку. Он уничтожает все, что человек создавал долгими годами упорного труда. В учебнике ОБЖ 8 класса определение пожара следующее: « Пожар – это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и здоровья людей» (Слайд 4)

Объясните пословицы: (Слайд 5)

  • Искру туши до пожара, беду отводи до удара.
  • Дорого при пожаре и ведро воды.
  • Огонь хороший слуга, но плохой хозяин.
  • Огонь – друг и враг человека.
  • Водой пожар тушат, а умом — предотвратят.
  • Пожарному делу учиться – вперед пригодится.
  • Утром, вечером и днем осторожен будь с огнем.

Условия возникновения горения.

Подумайте, какие составляющие нужны, чтобы возникло горение? (ответы учащихся).

Действительно, существует так называемый треугольник огня:

— горючее вещество;

— окислитель;

— источник воспламенения.

В последнее время вместо треугольника выделяют четырехугольник. К трем составляющим добавился человек. 97% всех пожаров случается по вине человека.(Слайды 6,7,8, 9)

  • Причины пожаров в зданиях.

Назовите основные причины возникновения пожара в зданиях (ответы учащихся).

  • Знакомство с основными поражающими факторами пожара.

Вспомните и назовите основные поражающие факторы пожара. (Ответы учащихся).

Ваши ответы верны. Действительно, поражающими факторами пожара являются:

— высокая температура;

— задымление помещения;

— распространение огня открытым путем;

— потери конструкциями несущей способности.

  • Знакомство с правилами безопасного поведения при эвакуации из горящего здания.

Основным мероприятием по спасению людей при возникновении пожаров в зданиях является эвакуация людей. (Слайд 10)

Перечислите этапы эвакуации из здания школы. (Ответы учащихся).

1 этап- обнаружение очага возгорания;

2 этап – сигнал тревоги;

3 этап – сообщение в пожарную службу;

4 этап – эвакуация из здания школы;

5 этап – построение на месте сбора;

6 этап – проверка количества учащихся.

Правила эвакуации

— как надо покидать класс во время эвакуации;

— как правильно двигаться по коридору;

— отношение старшеклассников к младшим;

— сообщение в пожарную службу;

— дисциплина на месте сбора.

  • Знакомство с понятием «паника», ее предотвращение.

Ответьте, что является главным врагом при эвакуации из горящего здания?

Действительно, это паника. Слово паника произошло от греческого panikon, что означает «безотчетный ужас». Именно, безотчетный, заставляющий человека неудержимо стремиться любыми путями избежать опасной ситуации. Даже в тех случаях, когда реальной угрозы для жизни нет. И тогда зачастую само паническое движение многих людей становится причиной человеческих жертв.

Как вы считаете, какова роль противопожарной службы в жизни человека? (Учащиеся отвечают).

Познакомимся с историей развития пожарной охраны.

Вторая половина XV века – начало создания пожарной службы, первые законодательные акты, касавшиеся организации службы, призванные бороться с огнем.

При Иване III в 1504 г. издаются первые противопожарные правила, касаясь жизни обывателей.

При М. Ф. Романове в 20-е годы 17 в. В Москве учреждается пожарная команда. 30 апреля 1649 г. Наказ о градском благочинии, утвержденный Алексеем Михайловичем и содержащий в себе правила предупреждения пожаров обязательные для всех. Эта дата считается днем рождения противопожарной службы.

Пожарная безопасность во времена Петра I (обязанность на всех жителей города).

24 июня 1803 г. – Александр I подписал указ о создании полицейских профессиональных пожарных команд из солдат срочной службы.

Развитие противопожарной службы в советское время.

2001 г. – ГПС вошла в состав МЧС.

Противопожарные средства (Слайды 18-20)

4) Закрепление.

5) Домашнее задание: № 1.2, задание на стр. 19.

Письменное задание.

Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения

Цель: рассмотреть с учащимися причины возникновения и виды пожаров, основы организации защиты населения от пожаров в России

Ход урока

I. Повторение пройденного материала.

1. В чём заключается значение огня в жизни человека?

2. Где наиболее часто возникают пожары? Объясните почему.

3. Перечислите основные группы причин возникновения пожаров в повседневной жизни.

4. Приведите примеры возникновения пожара из-за неосторожного обращения с огнём.

Если силу огня пытаются использовать не для созидания, а для разрушения (поджоги, вооружённые конфликты);

Если теряется контроль над процессом горения.

Стоит только огню вырваться из-под контроля человека, возникает пожар со всеми вытекающими последствиями.

Ещё в древние времена человек оценил разрушительную силу огня и понял, что пожар легче предупредить, чем заниматься его тушением и ликвидацией последствий.

Исторические факты

Уже в Древнем Риме власти серьёзно занимались организацией борьбы с пожарами. За пожарной безопасностью наблюдали особые посты, которые при возникновении пожара подавали сигналы тревоги. Тушили пожары отряды рабов. В начале I тысячелетия н. э. в Риме были созданы специальные пожарные команды, численность которых к IV в. н. э. достигла 16 тыс. человек при численности населения в 1 млн человек.

В процессе жизнедеятельности человек постепенно вырабатывал меры пожарной безопасности, чтобы снизить ущерб разрушительной силы огня, когда он вырывался из-под контроля. Меры пожарной безопасности – это действия по её обеспечению и по выполнению её требований.

В деятельности человека по обеспечению пожарной безопасности можно выделить три взаимосвязанных направления.

Первое направление – это разработка и совершенствование требований пожарной безопасности, которые устанавливаются специальными законами или другими нормативными актами и определяют ряд условий социального и технического характера по обеспечению пожарной безопасности. Эти условия определяли и определяют нормы поведения человека в процессе его жизнедеятельности по профилактике пожаров.

Второе направление – это определение порядка и организации тушения пожара. Тушение пожара представляет собой боевые действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию возгораний. Организация и эффективность этих действий всегда зависели от сил и средств, привлекаемых на борьбу с пожарами.

Третье направление – это создание и совершенствование системы подготовки населения в области пожарной безопасности, обучение правилам безопасного поведения при пожаре для снижения фактора риска для жизни и здоровья.

Все три направления постоянно совершенствуются государством, а их реализация способствует повышению уровня общей культуры населения в области пожарной безопасности.

Исторические факты

В XV в. в России вышли первые государственные противопожарные указы. В них были даны рекомендации обращения с огнём, чтобы обеспечить пожарную безопасность: не топить летом изб и бань без крайней надобности, не держать по вечерам в доме огня и т. д. Царь Иван IV Грозный повелел иметь во дворе на случай пожара бочки и чаны с водой.

Пётр I Великий запретил строить в Санкт-Петербурге деревянные дома . Всем жителям города было предписано чистить печные трубы в домах один раз в месяц. Были установлены штрафы за нарушение правил пожарной безопасности. Царские указы и инструкции о противопожарных мероприятиях печатались значительными тиражами и расклеивались по всем городам и селениям страны. Их зачитывали в церквях по воскресеньям и праздничным дням.

По приказу Петра I были изданы и разосланы по всей стране планы и рисунки огнестойких крестьянских изб и дворов. Тогда же был наведён некоторый порядок в тушении пожаров. Для ликвидации пожаров использовалось стрелецкое войско, а затем и регулярные войсковые подразделения, но действиях их были малоэффективны: нужны были люди, специально обученные тушению пожаров.

Первые пожарные команды появились в Москве и Санкт-Петербурге в начале XIX в. Комплектовались они из солдат, признанных негодными к строевой службе. В типовом штате пожарной команды состояли: брандмейстер (начальник пожарной команды), брандмейстерский ученик, 48 пожарных, 10 кучеров, 17 лошадей. В оснащение команды входили 12 повозок, 4 заливные пожарные трубы и другой инвентарь.

Это должен знать каждый

В настоящее время в Российской Федерации пожарная охрана – это большая и сложная структура. Основная её часть – Государственная противопожарная служба, которая входит в состав МЧС России. Это наиболее мощная и мобильная структура, основными задачами которой являются:

Организация и осуществление государственного пожарного надзора в Российской Федерации;

Организация и осуществление охраны населённых пунктов и предприятий от пожаров;

Обеспечение тушения пожаров.

Кроме государственной противопожарной службы, федеральные органы исполнительной власти и предприятия могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны. Так, свои подразделения пожарной охраны есть в воинских частях, на железнодорожном транспорте , в аэропортах и морских портах.

В последнее время в нашей стране (гг.) обозначилась тенденция к сокращению числа пожаров и случаев, сопряжённых с гибелью и травматизмом людей по их причине. МЧС России осуществляет комплекс мер по совершенствованию системы оперативного реагирования на пожары. С этой цель в МЧС России создаются пожарно-спасательные подразделения, проводится обучение пожарных основам проведения аварийно-спасательных работ.

Спасатели МЧС проходят специальную подготовку. В штаты боевых расчётов вводятся автомобили первой помощи и установки импульсного пожаротушения. На базе танка Т-64 создана машина «Импульс», которая тушит пожар в десять раз эффективнее обычных. Эта машина предназначена для тушения крупных пожаров на нефтехранилищах, местах добычи нефти, различных промышленных и гражданских объектах с помощь установки залпового огня капсулами с огнетушащим порошком.

Вопросами пожарной безопасности занимается также Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны МЧС России.

Это интересно

В 1982 г. в СССР была выпущена книга Р. Виже «30 советов по пожарной безопасности». Советы, приведённые в книге, не потеряли актуальности и сегодня. Для вашего ознакомления приведём некоторые из них.

Умейте правильно оценить опасность возникновения пожаров в своей собственной квартире. Проверьте, существуют ли в ней пожароопасные, горючие вещества (бумажный хлам, древесина и пр.). Убедитесь в исправности отопительных установок, электропроводки и обогревательных приборов. Ознакомьтесь с возможным путём эвакуации, изучите средства борьбы с огнём.

Чистота и порядок. Дом, в котором царят чистота и порядок, защищён от пожара. Слой пыли, плёнка жира способствуют распространению огня. Не храните старые вещи, загромождающие вашу квартиру. Чистота и порядок должны стать вашим девизом.

Ненужные вещи на чердаках, в подвалах и гаражах. Освободите ваши подвалы, чердаки и гаражи от ненужных вещей (старых газет, одежды и пр.). Не оставляйте в гараже промасленной ветоши или тряпок, пропитанных легковоспламеняющимся веществом.

Неисправное электрооборудование. Не допускайте повреждения электропроводов, их небрежного соединения, коррозии или загрязнения предохранителей, оголения или плохой изоляции.

Перегрузка электросети. Не перегружайте электросеть, включая одновременно слишком много электроприборов. Не включайте все ваши электроприборы в одну розетку: из-за её перегрузки может возникнуть пожар.

Электробытовые приборы. Не оставляйте электробытовые приборы включенными в сеть в течение длительного времени, они могут перегреться. Не пользуйтесь неисправными электроприборами.

Источники воспламенения и горючие материалы. Не ставьте источники открытого огня (свечи, спиртовки) около занавесок. Не накрывайте люстры или настольные лампы бумагой.

Пиротехника. Пиротехника – это искусство, доступное далеко не каждому. Ограничьтесь посещением специальных официальных зрелищ и не устраивайте любительских фейерверков.

При уходе из дома. Прежде чем уйти из квартиры, перекройте подачу газа. Плотно закройте все двери в вашей квартире, чтобы избежать сквозняков и помешать распространению огня, если возникнет пожар. Убедитесь, что вы нигде не оставили источника огня (горящие угли в печи, незатушенные окурки, включенные электронагревательные приборы).

В Российской Федерации с июня 2003 г. действуют новые Правила пожарной безопасности (ППБ-01,03), утверждённые приказом МЧС России от 01.01.01 г. № 000.

Таким образом, государство совершенствует систему обеспечения пожарной безопасности. Для того чтобы эта система работала эффективно, каждый человек должен ответственно относиться к вопросам обеспечения пожарной безопасности в повседневной жизни, уметь правильно действовать во время пожара.

IV. Итог урока.

При каких условиях огонь становится опасным для человека?

Какие основные мероприятия проводятся в государстве по защите населения от пожаров?

Когда на Руси были сформированы пожарные команды? Перечислите их состав и оснащение.

Расскажите об организации пожарной безопасности в Российской Федерации.

Какие основные мероприятия проводит МЧС России по совершенствованию пожарной безопасности в стране?

Домашнее задание

Из перечисленных на уроке советов выберите требования, соблюдение которых будет способствовать обеспечению вашей личной безопасности в повседневной жизни. Запишите их в дневник безопасности.

29.09.2013 15318 0

Цель урока. Разъяснить учащимся значение профилактики пожаров; обсудить основные направления деятельности чело­века по обеспечению пожарной безопасности. Сформировать у учащихся чувство ответственного отношения к правилам пожарной безопасности, к рекомендациям специалистов по правилам поведения для обеспечения личной безопасности во время пожара.

Изучаемые вопросы

1. Значение профилактики пожаров.

2. Основные направления деятельности человека по обес­печению пожарной безопасности.

3. Защита населения Российской Федерации от пожаров

4. Основные права и обязанности граждан в области пожарной безопасности.

5. Ответственность граждан за нарушение требований пожарной безопасности.

Изложение учебного материала

1. Опираясь на примеры из курса истории, напомнить уча­щимся, что, с одной стороны, овладение огнем позволило че­ловеку воздействовать на окружающую среду и воздействия эти стали соизмеримы с силами природы. С другой стороны, огонь стал одним из источников огромной разрушительной силы. Превращает огонь в страшную, всеразрушающую стихию преж­де всего человек. Значит, от человека зависит, какой стороной огонь повернется к людям (будет он врагом или другом). Рассмотреть информацию последнего года о пожарах в России и за рубежом.

Второй вопрос логически вытекает из первого: огонь становится врагом человека, когда вырывается из-под контроля. Значит, основные усилия человека должны быть направлены на выработку мер пожарной безопасности. Далее выделить три взаимосвязанных направления в этой деятельности, подчеркнув, что все три направления постоянно совершенствуются государством, а их реализация способствует повышению уровня общей культуры населения в области пожарной безопасности.

3. Особое внимание следует уделить системе организации пожарной охраны в Российской Федерации. Рассказать о деятельности пожарно-спасательных подразделений МЧС, о разработках Всероссийского научно-исследовательского института противопожарной обороны МЧС России.

В заключение урока попросить учащихся самим сделать вывод. Он должен звучать так: каждый человек должен ответственно относиться к вопросам обеспечения пожарной безопасности в повседневной жизни, уметь правильно действовать во время пожара.

4. Личная безопасность человека в ситуациях, возникающих при пожаре, прежде всего зависит от его поведения, соблюдения правил пожарной безопасности в повседневной жизни и умения действовать во время пожара.

Права граждан в области пожарной безопасности

Каждый человек в случае пожара имеет право на:

защиту жизни, здоровья и имущества;

возмещение ущерба в установленном порядке;

участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб здоровью и имуществу;

получение информации по вопросам пожарной безопасности;

участие в мероприятиях по обеспечению пожарной безо­пасности.

Права человека с необходимостью подкрепляются его обязанностями. В области пожарной безопасности каждый человек обязан:

соблюдать требования пожарной безопасности (в том чис­ле научиться обращению с огнем в повседневной жизни; иметь подручные средства пожаротушения в доме (квартире), научить­ся ими пользоваться;

иметь в помещении первичные средства тушения пожаров в соответствии с правилами пожарной безопасности;

при обнаружении пожаров немедленно уведомить пожар­ную охрану;

до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по тушению пожара, спасению людей, имущества;

выполнять все законные требования должностных лиц по­жарной охраны.

5. Познакомить обучаемых с ответственностью, которую несут граждане за нарушение правил пожарной безопасности (ст. 167 УК РФ).

Контрольные вопросы

1. При каких условиях огонь становится опасным для че­ловека?

2. Какие основные мероприятия проводятся в государстве по защите населения от пожаров?

3. Как организована пожарная безопасность в Российской Федерации?

4. Какие основные мероприятия проводит МЧС России по совершенствованию пожарной безопасности в стране?

5. Каковы основные права граждан Российской Федерации в области пожарной безопасности?

6. Каковы обязанности граждан РФ в области пожарной безопасности и в чем их значение для обеспечения личной безопасности?

7. Какие виды ответственности предусмотрены за наруше­ние правил пожарной безопасности?

Домашнее задание

1. Изучите § 1.2 , § 1.3 учебника.

Реферат на тему:

«ПОЖАРНАЯ ПРОФИЛАКТИКА»


ПОЖАРНАЯ ПРОФИЛАКТИКА

Противопожарная профилактика – комплекс организационных и технических мероприятий по предупреждению, локализации и ликвидации пожаров, а также по обеспечению безопасной эвакуации людей и материальных ценностей в случае пожаров.

Пожарная безопасность – это такое состояние промышленного объекта, при котором исключается возможность пожара, а в случае его возникновения предупреждается влияние на людей опасных факторов и обеспечивается защита материальных ценностей. Пожары наносят огромный материальный ущерб, приводят к травмам и гибели людей, так как сопровождаются возникновением опасных факторов, таких как открытый огонь, повышенная температура, токсичные вещества, дым, недостаток кислорода, повреждение и нарушение зданий, сооружений, взрывы технического оборудования и тому подобное. Поэтому выполнение правил пожарной безопасности на предприятиях является обязательным для всех должностных лиц и граждан. Основы пожарной безопасности закладываются на стадии проектирования предприятия, здания, сооружения, планирования технологического процесса, установления оснащения, то есть учитывается инженерно – технологическими мероприятиями, которые представлены в проектах при разработке проектной документации на строительство, и требует сурового выполнения противопожарных правил в процессе эксплуатации.

Пожарная безопасность промышленных предприятий состоит из системы предупреждения пожаров, системы пожарной защиты и организационно-технических мероприятий.

Система предупреждения пожаров – это комплекс организационных и технических средств, направленных на исключение возможности возникновения пожаров, на предотвращение образования горючей и взрывоопасной среды путем регламентации содержимого горючих газов, паров и пыли в воздухе, а также исключение возможности возникновения источников загорания или взрыва; обеспечение пожарной безопасности технологических процессов, оборудования, электрооборудования, систем вентиляции, сохранение сырья и других материалов.

Исключению и предотвращению пожаров содействует: герметизация производственного оборудования, замена горючих веществ, которые применяются в технологических процессах на негорючие, ограничение объемов веществ, применяемых и сохраняемых на предприятии; контроль над концентрацией веществ в воздухе в помещениях и технологическом оборудовании; применение рабочей и аварийной вентиляции; отвод горючей среды в специальные устройства и безопасные места; применение ингибирующих и флегматизирующих примесей; выбор безопасных скоростных режимов движения среды и пр.

Система пожарной защиты обеспечивается применением архитектурно-проектных решений, преград пути распространения пожара, огнеотсекающих устройств на технологических коммуникациях, в системах вентиляции, воздушного отопления и кондиционирования воздуха.

Организационно-технические мероприятия связаны с системами предупреждения пожаров и системами противопожарной защиты и должны включать: организацию пожарной охраны, организацию ведомственных служб в соответствии с законодательством Украины и решениями местных органов самоуправления; паспортизацию веществ, материалов, изделий, технологических процессов, зданий и сооружений в части обеспечения

Все мероприятия пожарной безопасности производства по назначению разделяются на четыре группы:

1). Мероприятия, которые обеспечивают пожарную безопасность технологического процесса и оборудования, сохранение сырья и готовой продукции.

2). Строительно-технические мероприятия, направленные на исключение причин возникновение пожаров и на создание устойчивости ограждающих конструкций и зданий, на предотвращение возможности распространения пожаров и взрывов.

3). Организационные мероприятия, которые обеспечивают организацию пожарной охраны, обучение работающих методам предупреждения пожаров и применения первичных способов тушения пожаров.

4). Мероприятия по эффективному выбору способов тушения пожаров, оснащения пожарного водоснабжения, пожарной сигнализации, создания запаса средств тушения.

Противопожарная защита обеспечивается: выбором класса огнестойкости объекта и пределов огнестойкости строительных конструкций; ограничением распространения огня в случае возникновения очага пожара; применением систем противодымной защиты; обеспечением безопасной эвакуации людей; применением средств пожарной сигнализации, извещения и пожаротушения; организацией пожарной охраны предприятия,

Согласно Закона Украины «О пожарной безопасности», обеспечение безопасности предприятий, учреждений возложено на руководителей или уполномоченных ими лиц. Обязанности владельцев предприятий по обеспечению пожарной безопасности определены ст.5 данного Закона Украины.

Владельцы предприятий, учреждений и организаций, а также арендаторы обязаны:

*Разрабатывать комплексные мероприятия по обеспечению профилактики пожарной безопасности;

В соответствии с нормативными актами по пожарной безопасности разрабатывать, утверждать положения, инструкции, другие нормативные акты, действующие в пределах предприятия, осуществлять постоянный контроль над их исполнением;

Обеспечивать исполнение противопожарных требований стандартов, норм, правил, а также исполнение предписаний и постановлений органов государственного пожарного надзора;

Организовывать обучение работников правилам пожарной безопасности и пропагандировать мероприятия по их обеспечению;

Создавать в случае необходимости, в соответствии с установленным порядком, подразделения пожарной безопасности и необходимую для их функционирования материально-техническую базу;

Подавать по требованию государственной пожарной охраны сведения и документы о состоянии пожарной безопасности объектов и продукции, которая ими выпускается;

Проводить мероприятия по внедрению автоматических средств выявления и тушения пожаров;

Своевременно информировать пожарную охрану о неисправности пожарной техники, систем пожаротушения, водоснабжения и т.д.

Основными мерами пожарной безопасности при проектировании генеральных планов промышленных предприятий являются:

1.Обеспечение безопасных расстояний от границ промышленных предприятий до жилых и общественных зданий.

2.Зонирование зданий и сооружений на территории промышленных предприятий с учетом их назначения и др. признаков.

3.Соблюдение требуемых противопожарных разрывов между зданиями и сооружениями предприятия.

Здания и сооружения, с учетом категории производства, группируют в зоны. Зоны и сами здания и сооружения внутри каждой зоны размещают с учетом рельефа местности, розы ветров и противопожарных разрывов, чтобы возникший пожар не мог причинить ущерб соседним объектам. Так, помещения, в которых расположено производство категории А, по отношению к зданию с категорией В или бутимоварочные котлы по отношению к штабелям пиломатериалов должны располагаться с подветренной стороны, ниже по рельефу местности. Между зонами, а также зданиями, назначаются противопожарные разрывы (табл. 4.4.1.).

Таблица 4.4.1.

Противопожарные разрывы

Степень огнестойкости зданий и сооружений

Расстояние, м., при степени огнестойкости соседних зданий и сооружений

Во многих случаях расстояние между промышленными предприятиями и жилыми, общественными зданиями определяется необходимостью создания санитарно-защитных зон, исходя из производственной вредности. Санитарно-защитные зоны, как правило, по площади превышают противопожарные зоны, что удовлетворяет требованиям пожарной безопасности.

При разработке стройгенплана и ППР показывают размещение административно-бытовых, временных сооружений, складов, площадок для стоянки строительных машин, дорог, зданий и сооружений, подлежащих сносу, сетей пожарного водоснабжения, ограждений и.т.д. На стройгенплане выделяют специальные места (площадки) для производства пожароопасных работ (огневых работ). Все вопросы противопожарной защиты находят отражение в календарном плане, который составляется так, чтобы в первую очередь были осуществлены меры по предупреждению пожаров и их ликвидации. В пояснительной записке ППР противопожарные мероприятия излагаются в виде конкретных технических и организационных решений, с обязательным отражением пожаробезопасных способов обогрева помещений в зимнее время, устройство тепляков, прогрева бетона, сушки и т.д.

На территории предприятия должно быть не менее двух проездов. Ширина дорог при одностороннем движении должна быть не менее 4 метров, при двухстороннем – не менее 6 метров. Радиус закругления должен быть не менее 10 метров, а для провоза длинномерных конструкций и изделий – не менее 12 метров. На дорогах должны быть установлены дорожные знаки направления движения, скорость движения по прямым участкам не должна превышать 10 км/час, на участках поворотов и плохого обзора – 5 км/час. Дороги должны быть кольцевыми, беступиковыми.

Кроме того, обязательно предусматриваются меры по молниезащите зданий и строительных лесов, указываются способы хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей. Передвижные вагончики (административно-бытовые помещения) располагают группами на расстоянии не менее 24 м от строящихся зданий. В группе может быть не более 10 вагончиков и расстояние между группами не менее 18 м. Ко всем строящимся и эксплуатируемым зданиям, в том числе и вагончикам, должен быть устроен свободный подъезд. К зданиям шириной более 18 м подъезды устраиваются с двух сторон, более 100 м - с четырех.

Складировать негорючие строительные материалы и конструкции в исключительных случаях можно в пределах противопожарных разрывов при условии, что вокруг строений остается свободная полоса шириной не менее 5 м с покрытием, укрепленным гравием, шлаком.

Наиболее опасной в пожарном отношении является та часть строительной площадки, где складируются материалы и конструкции и особенно лесоматериалы, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости. На строительной площадке склады от строящихся зданий располагаются на расстоянии не менее 30 м для пиломатериалов; 15 м- для круглого леса и 24 м-для других горючих материалов (толь, рубероид и т. д.).

Участок, отводимый для складирования лесоматериалов, должен быть не более 750 м2 и не более 100 м2 - для других горючих материалов. Если этой площади для хранения недо­статочно, то отводится другой участок на расстоянии 25 м от первого. На складе необходимо систематически убирать щепу, кору, стружку и сразу же увозить на специально отведенную площадку, расположенную на расстоянии не менее 50 м от строящихся и эксплуатируемых зданий и склада материалов.

Круглый лес на складах укладывают в штабеля шириной, равной длине бревна, высотой не более 1,5 м, длиной не более 100 м. Пиломатериалы складывают в штабеля длиной и шириной не более длины доски при высоте, равной не более половины ширины штабеля, а при укладке в клетки - высотой не более ширины штабеля. Штабеля размещают группами с числом штабелей не более 12 в одной группе с разрывом между группами не менее 25 м.

Хранение легковоспламеняющихся и горючих жидкостей на стройплощадках должно отвечать требованиям СНиП 11-3-79 в расходном складе, расположенном только над землей, допускается хранить не более 5 м3 легковоспламеняющихся и 25 м3 горючих жидкостей. Для их хранения используется исправная, герметично закрывающаяся металлическая тара, открывать которую необходимо инструментом, исключающим образование искр. Порожняя тара хранится на специально отведенной площадке удаленной от всех объектов строительной площадки не менее чем на 30 м. Ремонтировать тару разрешается только после тщательной промывки и пропарки. Разлив легковоспламеняющихся жидкостей разрешается только насосами через медную сетку.

Баллоны со сжатыми, сжиженными и растворенными газом должны храниться в соответствии с Правилами устройства и безопасности эксплуатации сосудов, работающих под давлением.

Карбид кальция хранят на стеллажах в металлических закрытых барабанах в сухом, хорошо проветриваемом надземном помещении. Нижнюю полку стеллажа располагают на расстоянии 20 см от пола, чтобы избежать возможного затоплений карбида кальция.

Барабан с карбидом кальция вскрывают инструментом, исключающим искрообразование.

Конструкции складов, где хранят взрывоопасные, огнеопасные пары и газы, горючие жидкости, лаки, краски, пенополистирол, выполняют из негорючих материалов. В этих складах запрещается производить работы, связанные с огнем и образованием искр.

Машины на строительной площадке располагают на участках, расположенных не менее чем в 9 м от зданий и сооружений I-II степени огнестойкости; не менее чем в 12 м от зданий III-IV степени огнестойкости и от открытых горючих материалов в 24 м.

Даже кратковременное загромождение проходов и проездов машинами запрещается. На отведенных площадках машина располагают в 1 м друг от друга. При этом запрещается ставить машины, из которых обнаружено вытекание бензина или масла до устранения недостатков; не допускается мыть и протирать бензином или керосином детали машин.

Все строительные площадки оборудуются набором первичных средств пожаротушения.

К первичным средствам пожаротушения относятся огнетушители (пенные, газовые, порошковые), пожарные краны с комплектом оборудования, бочки с водой, ящики с песком, кошмы, багры, ломы, топоры, пилы, лопаты, ведра. Набор первичных средств пожаротушения рекомендуется в зависимости от вида работ. Обычно это один или два огнетушителя, ящик с песком (объемом 0,5 м) и бочка с водой (объемом 0,2 м). Бочки устанавливают при отсутствии внутреннего пожарного водопровода.

При производстве общестроительных работ, если строящиеся здания более трех этажей, следует предусматривать основные пути эвакуации. Такими путями могут быть лестницы лестничных клеток и лестницы, соединяющие поэтажно балконы или лоджии, которые возводятся одновременно со стенами. Строительные леса на каждые 40 м по их длине оборудуются лестницей, но на все здание должно быть не менее двух лестниц, приспособленных для подъема людей и пожарных рукавов. Сгораемые конструкции лесов, опалубки должны быть обработаны огнезащитным составом.



Просмотров