Договор по открытому небу 1992 г. Досье

Военный эксперт, занимал пост замначальника направления по реализации Договора по открытому небу в Минобороны России, бывший военный советник РФ по вопросам безопасности и разоружения в Вене.

В связи с этим в СМИ появилось множество разных суждений и высказываний, как по частным моментам, так и по целесообразности имплементации данного Договора в дальнейшем. Причем ряд авторов высказывают свои мнения и даже не знают, что это за Договор, в чем его суть и каков его механизм реализации.

В свое время автор с 1992 по 2009 год занимался практическими вопросами подготовки и последующей реализации ДОН в Российской Федерации и хотел бы ознакомить с основными его положениями, проблемами практической реализации и высказать свое видение судьбы этого не однозначного Договора.

О чем собственно Договор, и для чего он нужен

Идея разработки договоренностей между США и СССР, которые позволили бы путем наблюдения с воздуха за военной деятельностью как-то снизить накал напряженности между сверхдержавами, в первый раз возникла в середине 50-х годов прошлого века за Атлантикой. И не случайно - именно в это время руководство США осознало, что СССР способен нанести ответный ядерный удар по территории Северной Америки. По ряду причин эта идея тогда практического воплощения не получила.

Идея разработки договоренностей между США и СССР, которые позволили бы путем наблюдения с воздуха за военной деятельностью как-то снизить накал напряженности между сверхдержавами, в первый раз возникла в середине 50-х годов XX века.

К ней американцы вернулись уже в 1989 году, когда необходимость реализации на практике мер, повышающих прозрачность военной деятельности через меры доверия, стала очевидна практически для всех. В течение трех лет главным образом специалисты, а не дипломаты, занимались отработкой процедур реализации таких мер, закрепленных в тексте международного соглашения, получившего название Договор по открытому небу. Он был подписан 24 марта 1992 года в г.Хельсинки представителями 27 государств, включая Российскою Федерацию и США.

Главная цель Договора - развитие открытости и транспарентности (прозрачности), содействие наблюдению за выполнением существующих или будущих соглашений в области контроля над вооружениями и для расширения возможностей по предотвращению кризисов и регулирования кризисных ситуаций в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и в других соответствующих международных организациях, достичь которые предполагалось путем использования специального режима, определенного в данном соглашении и документах, его дополняющих.

Договор давал право его участникам выполнять наблюдательные полеты в пределах выделенной активной квоты над территорией любого его участника в пределах его пассивной квоты по установленным процедурам. Для каждого участника были закреплены годовые активная и пассивная квоты, которые были равны. Причем последняя устанавливалась такой, чтобы обеспечить хотя бы один раз наблюдение любой точки национальной территории. Поэтому Россия и США получили годовую пассивную квоту по 42 полета. Столько же полетов они имели право выполнить. Распределение активных квот полетов и очередность их выполнения по кварталам следующего календарного года ежегодно согласуется в рамках Консультативной комиссии по открытому небу (ККОН).

Регламент полетов

Наблюдательные полеты могут выполняться только на специально выделенных самолетах, которые не могут нести вооружение, прошедших международную сертификацию с участием специалистов всех государств-участников по процедурам, описанным в данном Договоре. На таких самолетах должны быть оборудованы места для работы в полете представителей наблюдаемой стороны, которые будут следить за работой аппаратуры наблюдения и соблюдением согласованного маршрута полета, а также фиксировать факт того, что передача какой-либо информации в полете с борта самолета не ведется.

Не менее, чем за 72 часа до прибытия на территорию наблюдаемого государства посылается специальное уведомление о намерении провести наблюдательный полет, для чего будет использован один из выделенных принимающей стороной аэродромов (аэродром открытого неба).

Наблюдательные полеты могут выполняться только на специально выделенных самолетах, которые не могут нести вооружение, прошедших международную сертификацию с участием специалистов всех государств-участников по процедурам, описанным в данном Договоре.

Наблюдательный полет может выполняться только с аэродромов открытого неба и начаться, спустя 24 часа после вручения желаемого маршрута полета, и только после его согласования (процедуры согласования четко определены в Договоре и его дополнениях и решениях ККОН) и допуска к полету представителями наблюдаемой стороны прибывшего самолета наблюдения, который ранее прошёл международную сертификацию, также по определенным правилам и процедурам, всей установленной на нем аппаратуры и электронных устройств.

Время на выполнение наблюдательного полета по согласованному маршруту ограничивается 72 часами. В ходе всего полета на борту самолета наблюдения находится представители принимающей стороны, которые строго следят за соблюдением согласованного маршрута, фиксируют периоды включения аппаратуры наблюдения и смену носителей информации, которые сами и опечатывают, чтобы не было подмены. Они имеют право запретить использование аппаратуры наблюдения в случае отклонения от согласованного маршрута. По итогам полета стороны согласовывают и подписывают формализованный отчет, который рассылается по специальной сети связи всем участникам ДОН.

Аппаратура наблюдения

Из 11 типов аппаратуры наблюдения, предложенных специалистами США в ходе подготовки текста ДОН, Договором первоначально разрешалось применять следующую аппаратуру наблюдения, доступную для покупки на коммерческом рынке:

Оптические кадровые и панорамные аэрофотоаппараты с разрешающей способностью на местности не лучше 30 см;

Видеокамеры с той же разрешающей способностью;

Радиолокационные станция бокового обзора (РЛС БО) с синтезированной апертурой с разрешающей способностью на местности не лучше - 3 м;

Инфракрасные станции линейного сканирования с разрешающей способностью не лучше 50 см.

Копии всех данных, записанных аппаратурой наблюдения в ходе наблюдательного полета, безвозмездно передаются представителям наблюдаемой стороны, а по запросу и за плату, остальным участникам ДОН.

В ДОН сразу предусматривалось, что возможности аппаратуры наблюдения будут уступать возможностям разведывательных спутников и прежде всего США (запомним этот факт).

В связи со снятием с производства пленочных аэрофотоаппаратов в 2008 году ККОН приняла решение о возможности установки цифровых фотоаппаратов, получающих изображение в специальном формате, который также был утвержден в рамках ККОН.

Копии всех данных, записанных аппаратурой наблюдения в ходе наблюдательного полета, безвозмездно передаются представителям наблюдаемой стороны, а по запросу и за плату, остальным участникам ДОН. В период распечатывания носителей информации, доставленных с борта самолета наблюдения и последующей обработки результатов и изготовлении копий, могут присутствовать два представителя страны, над которой выполнялся наблюдательный полет.

В деятельности по Договору по открытому небу может принимать участие только персонал, внесенные в специальные списки, прошедшие одобрение каждым участником ДОН. Функции каждого человека из списка строго определены и разграничены.

Таким образом, в рамках ДОН создан и успешно функционирует жестко регламентированный, технически сложный и абсолютно "прозрачный" режим, позволяющий обеспечить достижение целей данного Договора при соблюдении баланса интересов его участников.

Долгий путь от подписания до вступления в силу

Специалисты, которые работали над текстом ДОН, понимали, что предусмотреть все тонкости такого сложного режима невозможно и потребуется время на подготовку к его практической реализации.

Специалисты, которые работали над текстом ДОН, понимали, что предусмотреть все тонкости такого сложного режима невозможно и потребуется время на подготовку к его практической реализации, а, главное, на практическую проверку правильности закрепленных Договором процедур и разработки дополнительных. Поэтому сразу были предусмотрены период временного применения ДОН (до его вступления в силу) и два этапа последующей реализации.

Период временного применения продлился 10 лет, за которые специалисты дополнили Договор рядом Решений ККОН (их объем превысил объем самого Договора) практической направленности. Была создана специальная система обмена формализованными сообщениями на шести официальных языках ДОН, подготовлены самолеты наблюдения и назначенный персонал. Для этого заинтересованные государства-участники выполняли так называемые тренировочные полеты. Представители Российской Федерации провели более 50 таких полетов.

Ратификация Договора в мире

Но главным в период временного применения ДОН стал процесс его ратификации, который не во всех государствах-участниках шел гладко. Европейские участники ДОН, наиболее заинтересованные в скорейшем вступлении данного Договора в силу в виду отсутствия своих средств космической разведки, ратифицировали его в течение трех-четырех лет.

Главным в период временного применения ДОН стал процесс его ратификации, который не во всех государствах-участниках шел гладко.

Лидирующую роль в этом процессе стала играть Германия, правительство которой решило использовать ДОН качестве основного механизма укрепления безопасности на Европейском континенте и углубления сотрудничества с Россией. Это нашло свое отражение в активной деятельности немцев по популяризации ДОН в Европе, создании совместно с РФ, но при финансовой помощи Германии, аппаратуры наблюдения для российского и немецкого самолетов наблюдения, совместной подготовке персонала и продвижении в ККОН российско-немецких решений.

США, недовольные тем, что с одной стороны ДОН не позволял им как-то дополнить возможности своей космической разведки, а с другой стороны открывал возможности для наблюдения их территории для государств-участников, провели специальные слушания в Конгрессе.

В ходе слушаний схлестнулись представители Госдепартамента (политики) и разведсообщества, отстаивавшие полярные точки зрения на целесообразность ратификации. В итоге комиссия Конгресса по международным делам выдала рекомендацию Договор ратифицировать, но значительно снизить возможности его участников по получению информации по территории США и стран НАТО.

Ратификация Россией

Более сложно прошел процесс ратификации Договора в Российской Федерации, который был вынесен президентом страны на рассмотрение Государственной Думы в сентябре 1994 года. Развернулись дискуссии, отвечает ли ДОН интересам безопасности России? Естественно были противники и сторонники данного соглашения.

Более сложно прошел процесс ратификации Договора в Российской Федерации, который был вынесен президентом страны на рассмотрение Государственной Думы в сентябре 1994 года.

Для того, чтобы ответить на данный вопрос Минобороны России проделала большую практическую и исследовательскую работу с привлечением специалистов силовых ведомств и промышленности. Параллельно велась подготовка нормативно-правовой базы по реализации ДОН, отработка взаимодействия с Республикой Беларусь (в рамках ДОН РФ и РБ выступают в качестве одной стороны), создание инфраструктуры, необходимой для практического выполнения положений данного Договора.

Этот процесс затянулся до начала 2001 года. К этому времени судьба Договора полностью была в руках российского парламента, так как все остальные государства-участники, от кого зависело его вступление в силу (имеют не менее 12 пассивных квот) ДОН ратифицировали.

Рассмотрение ДОН в Государственной Думе активизировалось во второй половине 2000 года. Профильные комитеты рассмотрели ратификационный пакет (насчитывал почти 600 страниц различных материалов аналитического, технического и справочного характера) и приняли решение о целесообразности ратификации Договора. После ратификации ДОН Госдумой и Советом Федерации президент Владимир Путин закон РФ №57 от 26 мая 2001 года о ратификации международного Договора по открытому небу, который вступил в силу 1 января 2002 года.

Постепенная трансформация ДОН в сторону противостояния одного всем

ДОН показал свою полезность, как вопросах повышения транспарентности и уменьшения напряженности, так и в ходе решения дополнительных задач.

ДОН показал свою полезность, как вопросах повышения транспарентности и уменьшения напряженности, так и в ходе решения дополнительных задач. Еще в 1997-1998 годах была успешно проведена серия миротворческих полетов с задействованием режима ДОН в Боснии и Герцеговине, позволившая на практике доказать полезность данного Договора в ходе посткризисного мониторинга вооруженных конфликтов. Несколько раз самолеты наблюдения использовались для мониторинга масштабных наводнений на территории США и Европы.

В течение нескольких лет после вступления в силу к Договору присоединились Финляндия и Швеция, страны Прибалтики, Хорватия, Босния и Герцеговина. Несмотря на постепенное ухудшение ситуации с Договором по ограничению обычных вооружений в Европе, выполнение наблюдательных полетов в рамках ДОН шло без заметных осложнений до 2008 года.

Но еще до вступления в ДОН в силу США в рамках НАТО добились принятия решения о том, что участники альянса не будут выполнять полеты над территорией друг друга. Этим достигались две цели: выполнять полеты над США могла фактически только РФ, возможности РФ использовать данные, полученные в ходе наблюдательных полетов без ее участия, сводились к минимуму.

Блоковый Договор

Таким образом, США внеблоковому по букве Договору придали формы блокового соглашения. Несколько парировать информационный дисбаланс позволило принятие Решения ККОН, позволявшего перераспределять неиспользованные активные квоты участников в пользу другого участника (читай, России). Еще более дисбаланс увеличился для России после принятия в Договор стран Балтии, ставших членами НАТО.

США внеблоковому по букве Договору придали формы блокового соглашения.

Начиная с 2003 года, американцы стали стремиться добиться для себя процедур выполнения полетов по правилам использования воздушного пространства, действующим на территории Северной Америки. И это несмотря на то, что в ДОН четко определен приоритет национальных правил выполнения полетов наблюдаемой стороны.

Для этого они активно использовали делегацию Канады в ККОН, которая буквально забросала Консультативную комиссию инициативами о том, что должна сделать в одностороннем порядке Российская Федерация, чтобы всем остальным было удобней наблюдать территорию России и Беларуси. Но так как любое обязывающее решение в ККОН принимается на условиях консенсуса из этих затей ничего не вышло. Однако канадцам удалось посеять зерна недовольства друг другом среди ряда участников ДОН.

Свертывание партнерских отношений

Всходов долго ждать не пришлось. Уже в ходе международного освидетельствования (проводилась в Германии в период с 24 апреля по 7 мая 2004 г.) российского самолета наблюдения Ту-154М ЛК-1, оснащенного устаревшими пленочными аэрофотоаппаратами и уже применявшимся на самолетах наблюдения Ан-30, делегации США и Канады решили заблокировать сертификацию российского самолета. Это и произошло бы, если бы российская делегация жестко не отстаивала свою правоту и не заявила в кулуарах о том, что в случае такого развития событий она не подпишет отчеты о сертификации турецкого и шведского самолетов наблюдения.

Как результат - часть аппаратуры наблюдения российского самолета была допущена до применения в ходе наблюдательных полетов. Тем самым была открыта дорога к выполнению наблюдательных полетов над США и Канадой.

Часть аппаратуры наблюдения российского самолета была допущена до применения в ходе наблюдательных полетов. Тем самым была открыта дорога к выполнению наблюдательных полетов над США и Канадой.

В это же время возобладала тенденция свертывания добрых партнерских отношений, сложившихся между лицами назначенного персонала европейских государств-участников и Российской Федерации. Тон опять задала Германия. В конце 2003 г. начальником Верификационного центра Бундесвера был назначен генерал-майор Циммерман, внук битого на Восточном фронте немецкого генерала.

Он начал удалять офицеров, хорошо относящихся к российским коллегам. За два года были уволены все такие офицеры и гражданские специалисты, включая внука хорошо известного у нас генерал-полковника Г.Гудериана. За немцами потянулись и остальные европейцы, особенно из числа новых членов НАТО. Итогом этих усилий стала потеря Германией своих лидирующих позиций в реализации ДОН и нарастание общей напряженности в отношениях.

В рамках ДОН к концу 2007 года фактически сформировалось три неофициальных лагеря: США и их партнеры по НАТО, Россия с Беларусью и тяготеющая к ним Украина и Финляндия, Швеция, Грузия, Хорватия и БиГ, формально независимых с точки зрения реализации положений ДОН государств, но практически во всем поддерживающих первую группу. Внутри групп их участники проводили или стремились проводить координацию своей деятельности по всем основным направлением реализации Договора.

Нагнетание ситуации

Еще больший раздел в позициях произошел после событий августа 2008 года.

Еще больший раздел в позициях произошел после событий августа 2008 года. Российская Федерация в полном соответствии с процедурами ДОН на период активной фазы конфликта в районе Цхинвала закрыла воздушное пространство над Северной Осетией. Грузия вообще отказалась принимать наблюдательные полеты до особого решения своего правительства, хотя такой процедуры ДОН не предусматривает, что было нарушением его положений. Однако попытка российской делегации в ККОН обратить внимание западных коллег на этот очевидный факт, встретила активное противодействие. Тем самым был создан опасный прецедент.

Не было абсолютного единства и в стане натовцев. Турция в течение трех лет блокировала попытку присоединения к Договору по открытому небу Кипра, который в свою очередь активно поддерживала Греция. Это противостояние закончилось тем, что делегация Турции в 2010 году заблокировала дальнейшую работу всех рабочих групп ККОН, где шла подготовка проектов документов, кроме группы по аппаратуре наблюдения. Эта ситуация сохраняется и поныне.

Внедрение цифровых технологий - новые вызовы для ДОН

К 2007 году всем специалистам, кто занимался практической реализацией ДОН, стало ясно, что назрел вопрос о переходе на цифровые технологии записи данных взамен пленочным. Тому были вполне объективные причины - основные производители пленки для аэрофотоаппаратов сворачивали ее производство и переходили на цифровые технологии. На рынке появились цифровые аэросъёмочные системы, сочетавшие в себе свойства фотоаппаратов и видеокамер. К этому времени стало ясно, что использовать на практике весь разрешенный Договором перечень аппаратуры наблюдения не представляется возможным и подавляющее большинство государств-участников делать это не собирается.

К 2007 году всем специалистам, кто занимался практической реализацией ДОН, стало ясно, что назрел вопрос о переходе на цифровые технологии записи данных взамен пленочным.

В связи с этим в ККОН возобновила работу группа экспертов по аппаратуре наблюдения, получившая мандат на разработку рекомендаций по внедрению цифровых аэросъемочных систем. Специалистам предстояло решить ряд проблем, главными из которых были обеспечение соблюдения договорных ограничений по разрешающей способности на местности не лучше 30 см, исключение несанкционированной перезаписи необработанной первичной информации с целью улучшения ее характеристик математическими методами, отработка единого формата записи первичной информации для последующего изготовления копий, выработка процедур сертификации цифровой аппаратуры.

Решить эти проблемы было необходимо таким образом, чтобы ни у кого не оставалось озабоченности по поводу несанкционированного получения информации в наблюдательном полете. Поскольку политики в этих вопросах ничего не понимали, работа экспертов в группе протекала в спокойной обстановке и в конструктивном ключе, но потребовала почти пяти лет. Результатом усилий стали соответствующие Решения ККОН, закрепившие единые походы и методики применения цифровых технологий и контроля за цифровой аппаратурой.

К этому времени выяснилось, что кроме России и Норвегии создавать новые самолеты наблюдения в обозримой перспективе никто не собирается. В Российской Федерации решили сконструировать свой собственный цифровой аэрофотоаппарат, который можно было бы установить, как на старые самолеты наблюдения Ан-30 и Ту-154М ЛК-1, так и на новые Ту-214ОН.

Угрозы Договору

В США представители Пентагона и разведсообщества планы России восприняли, как повод поднять вопрос о выходе США из Договора по открытому небу. Они убедились, что аппаратура устаревших американских самолетов наблюдения ОС-135В приносит мало пользы в деле обновления информации по Российской Федерации. К тому же постоянные технические проблемы с самолетами, выпущенными промышленностью в 1961 и 1962 годах, усложняли американцам выполнение наблюдательных полетов и даже стали причиной отмены нескольких полетов.

В США представители Пентагона и разведсообщества планы России восприняли, как повод поднять вопрос о выходе США из Договора по открытому небу.

Первым в атаку пошел главком стратегического командования вооруженных сил США адмирал Сесил Д. Хейни, который заявил, что Россия получает больше информации в рамках ДОН, чем США и с внедрением цифровых сенсоров дисбаланс увеличится. В сентябре 2013 года Российская Федерация проводила международное освидетельствование цифрового аппарата, установленного на самолете наблюдения Ан-30 (выполняет полеты над Европой и Турцией).

Хотя всем иностранным специалистам был предоставлен полный пакет требуемых Договором сведений, как о цифровом аппарате, включая базу данных собранных в полетах при подготовке к освидетельствованию, так и о самолете, американская делегация единственная отказалась подписать отчет, ссылаясь на указания Вашингтона. США согласились допустить использование Ан-30 с цифровым сенсором только в июне 2014 года, после чего российские специалисты стали выполнять наблюдательные полеты с ним. Сейчас цифровая аппаратура наблюдения используется только Российской Федерацией.

В США понимали, что скоро такая-же аппаратура будет установлена и на Ту-154М ЛК-1, который выполняет наблюдательные полеты над Северной Америкой. Да, Россия этого и не скрывала, сделав официальное заявление на эту тему в ККОН. В Вашингтоне активизировались противники ДОН. Мнение о нежелательности наблюдательных полетов выразил генерал-лейтенант морской пехоты Винсент Стюарт, возглавляющий разведывательное управление министерства обороны США.

"Вещи, которые можно увидеть (в ходе запланированных полетов), количество информации, которую можно собрать и получить при последующей обработке, позволяют России, на мой взгляд, получить невероятные фундаментальные разведданные по крайне важной инфраструктуре, базам, портам и всему нашему оборудованию", — сказал Стюарт на слушаниях в конгрессе США. Мнение военных нашли поддержку в Конгрессе со стороны ряда сенаторов.

Без аргументов

При этом каких-либо технических аргументов, чем же цифровые аппараты на Ту-154М ЛК-1 опасней пленочных, не приводилось. Да их и не могло быть. Американские специалисты на практике доказали, что у них есть технические средства, используя которые в ходе обязательной перед каждым наблюдательным полетом инспекции (на нее отводится до 8 часов) самолета наблюдения, его оборудования и аппаратуры наблюдения, они способны полностью проконтролировать весь самолет Ту-154М ЛК-1 на отсутствие несанкционированных устройств сбора информации.

При этом каких-либо технических аргументов, чем же цифровые аппараты на Ту-154М ЛК-1 опасней пленочных, не приводилось.

В ход были пущены избитые приемы. В качестве претензий Россию обвинили в том, что она недобросовестно выполняет Договор, затрудняет выполнение американцам наблюдательных полетов (надо понимать, не хочет идти на односторонние уступки). Тот же Стюарт заявил, что Договор по открытому небу был разработан для другой исторической эпохи, следовательно, не нужен сейчас.

В свою очередь представители Госдепа США указывали на то, что страхи преувеличены и, что ДОН американские союзники по НАТО в Европе рассматривают в качестве единственного реального механизма контроля за военной деятельностью и средством мониторинга развития военных кризисов. В 2014 году это подтвердилось в период боев в Донбассе, когда Россия предоставляла возможность выполнять наблюдательные полеты в приграничных районах Ростовской области, как того и требовал ДОН - без каких-либо ограничений. Другое дело, что, несмотря на очевидные полученные данные, это не помешало продолжать обвинять Российскую Федерацию в задействовании своих ВС в конфликте. В Госдепартаменте считают, что потерять этот Договор в настоящее время было бы ошибкой, а выход США из ДОН будет равнозначен его развалу.

Пока в Вашингтоне взяли паузу. Материалы слушаний в Конгрессе засекретили. Можно ожидать, что назначенная на июнь 2016 года международная сертификация Ту-154М ЛК-1 с цифровой аппаратурой не пройдет для российских специалистов гладко.

К сожалению, почти не осталось тех военных специалистов среди лиц назначенного персонала практически всех государств-участников, которые в 90-х годах прошлого века ставили ДОН "на крыло" и создали отношения между собой, которые политики, заседавшие в ККОН, называли "отношениями в семье открытого неба". Они хорошо понимали важность Договора по открытому небу и делали все, чтобы он состоялся. Ведь смотреть друг на друга посредством объективов аппаратуры наблюдения намного лучше и приятней, чем через прицелы.

Ветры новой холодной войны

Можно ожидать, что назначенная на июнь 2016 года международная сертификация Ту-154М ЛК-1 с цифровой аппаратурой не пройдет для российских специалистов гладко.

Но времена меняются, и следует согласиться с американскими противниками Договора по открытому небу с тем, что обстановка в Мире и вокруг России в частности, действительно значительно отличается от той, что была на момент подписания ДОН. Почти не осталось политиков, которые были у власти в период середины-конца 80-х годов и очень хорошо осознавали, что следует снизить градус военного и политического противостояния. Иначе - катастрофа станет неизбежной. Подули ветры новой холодной войны в Европе, а на ее границах война уже полыхает.

Смена политических векторов неизбежно привела к нарастанию противостояния по всем направлениям, в том числе и в военной сфере. Резко возросло количество военных учений и их масштабы. Практически у границ Российской Федерации создаются новые военные базы. Растет взаимное недоверие.

В этих условиях ценность ДОН, как отлаженного механизма контроля за военной деятельностью, и прежде всего, за наращиванием военной инфраструктуры, значительно возрастает.

Разное отношение к Договору

Смена политических векторов неизбежно привела к нарастанию противостояния по всем направлениям, в том числе и в военной сфере.

Несмотря на это, усиливается тенденция у отдельных его участников трактовать положения ДОН по своему усмотрению. Пример тому, разное отношение к своим обязательствам по Договору России и Турции в практически схожих ситуациях. В 2014-2015 гг. Российская Федерация предоставила возможность беспрепятственного наблюдения своих приграничных районов с Донбассом иностранным самолетам наблюдения, в том числе, и турецкому. Потому что так требовал ДОН и не было надобности что-то скрывать. В России хорошо понимали необходимость снять озабоченность по поводу возможного военного вторжения на Украину, о чем каждый день кричало ее политическое и военное руководство.

По-иному повело себя руководство Турции, которое, как мы теперь знаем, приняло активное участие в дестабилизации обстановки в районе границы с Сирией. Еще в феврале 2013 года Турция закрыла воздушное пространство над позициями ЗРК "Пэтриот" на юге своей территории. В 2014 году при согласовании маршрута наблюдательного полета над Турцией турецким представителем было заявлено о запрете полетов в ряде районов воздушного пространства из-за полетов боевой авиации. При этом официальная информация о таких запретах, как этого требуют положения ДОН, в сборниках ИКАО не публиковалась.

В октябре 2015 года в ответ на российское уведомление о намерении выполнить наблюдательный полет в счет распределенной квоты над Турцией, было сообщено, что по причинам безопасности полет надо отменить. В декабре 2015 года российской стороне было отказано в наблюдении южной части территории Турции опять с нарушением положений ДОН. Ну и наконец, в начале февраля 2016 года турецкие представители, несмотря на то, что российские представители внесли в план полета изменения, предложенные турками, запретили выполнение наблюдательного полета, ссылаясь на указание своего МИДа. Это прямое нарушение положений Договора по открытому небу. Как говорится, дальше не куда! Терпение российского МИДа иссякло.

Помощь НАТО

В октябре 2015 года в ответ на российское уведомление о намерении выполнить наблюдательный полет в счет распределенной квоты над Турцией, было сообщено, что по причинам безопасности полет надо отменить.

При этом очевидно, что Турция рассчитывала, что натовская солидарность им поможет. Это подтвердилось в ходе проведения собранного по требованию Российской Федерации внеочередного пленарного заседания ККОН, прошедшего в Вене 19 февраля 2016 года. В ходе заседания турецкая делегация вопреки зафиксированным в отчете по итогам отмененного наблюдательного полета фактам пыталась переложить вину на российскую сторону, аргументируя свою позицию принципом "они сами дураки".

Вместо того, чтобы осудить очевидное нарушение ДОН со стороны Турции представители ряда делегаций принялись ее защищать, говоря, что все было сделано правильно. Их адвокатский пыл несколько угас, когда глава российской делегации заявил, что если такие действия Турции считаются правильными, то и Россия в дальнейшем будет действовать так же.

Такое отношение к соблюдению положений ДОН вызывает озабоченность его перспективой. Ранее США, Канада и Норвегия также допускали свободное толкование его положений. Нарастание противоречий и разного толкования положений ДОН неминуемо приведет к его развалу. Так уже было с Договором по ограничению обычных вооружений в Европе и с так называемыми стамбульскими договоренностями 1999 года.

Все больше становится очевидным, что судьба Договора по открытому небу будет целиком зависеть от политической воли государств-участников соблюдать его положения ради того, чтобы не скатиться в пучину очередной "холодной войны" и взаимного недоверия.

Сергей Колесников

HTML clipboard

Договор по открытому небу

Полковник В. Звенигородский,
кандидат технических наук

Идея создания режима «открытого неба» впервые была выдвинута американской стороной 21 июля 1955 года на Женевском совещании глав правительств четырех держав (СССР, США, Великобритания, Франция). Данная идея предлагалась в качестве одного из элементов всеобъемлющей системы контроля за военной деятельностью и предполагала обмен данными о вооруженных силах, военных объектах и предоставление друг другу возможности производить аэрофотосъемку своих территорий.

Действующие договоры в области разоружения накладывают ряд ограничений на проведение инспекций на местах, что не позволяет получать достаточно полную информацию о военных, военно-промышленных объектах и военной деятельности иностранных государств. Национальные технические средства контроля, в свою очередь, также могут использоваться ограниченно в отдельных случаях или в определенных условиях. Поэтому в мае 1989 года на сессии совета НАТО, где американская инициатива получила дальнейшее развитие, были одобрены основные принципы режима «открытого неба». В том же году руководство СССР выразило готовность участвовать в разработке будущего договора. Дальнейшее согласование Договора по открытому небу (ДОН) осуществлялось в г. Вена в 1991 - 1992 годах.

В настоящее время этот документ подписали 27 государств: 16 стран - членов НАТО, шесть восточноевропейских государств -Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия и Чехия, пять бывших советских республик - Россия, Белоруссия, Грузия, Киргизстан и Украина. Россия подписала договор 24 марта 1992 года в г. Хельсинки. Однако в связи с тем, что ДОН Россией, Белоруссией и Украиной не ратифицирован, в силу он пока не вступил и реализуется лишь в рамках так называемого «режима временного применения».

По мнению зарубежных военных специалистов, характерной его особенностью является то, что он строится на принципах доверия и сотрудничества, предусматривая возможность выбора гибких форм практической реализации, наиболее удобных как для наблюдаемой, так и для наблюдающей сторон. ДОН не является договором о контроле над вооружениями в традиционном смысле и не предусматривает уничтожения или ограничения возможностей какого-либо оружия либо другого военного снаряжения. Однако наблюдательные полеты, которые будут проводиться в соответствии с ним, во многом схожи с мероприятиями по проверке, выработанными в ходе других, уже действующих договоров в области контроля над вооружениями. Таким образом, режим «открытого неба» рассматривается как дополнительное средство контроля и в комплексе с различными национальными техническими средствами позволяет повысить уровень решения задач контроля над вооружениями в условиях относительно спокойной военно-политической обстановки.

С целью практической реализации положений ДОН государства-участники учредили Консультативную комиссию по открытому небу (ККОН) со штаб-квартирой в г. Вена, которая формируется из представителей каждого государства-участника и проводит не менее четырех сессий в год, а внеочередные - созываются ее председателем по запросу одной или более стран-участниц.

Структурно этот договор состоит из 19 статей, 16 приложений и четырех добавлений к ним, которые определяют механизм проведения режима «открытого неба». Они, в частности, регламентируют требования к самолетам наблюдения, определяют набор и технические возможности аппаратуры, содержат процедуры организации наблюдательных полетов и обработки полученных аэросъемочных материалов, а также юридические нормы, необходимые для правового обеспечения реализации данного режима, в том числе вопросы предоставления материалов аэросъемки другим государствам-участникам.

В Договоре по открытому небу закрепляется количество активных (наблюдательные полеты, выполняемые над территорией другого государства-участника) и пассивных (наблюдательные полеты, выполняемые над своей территорией другим государством-участником) квот. С вступлением его в силу Россия ежегодно будет иметь по 42 активных и пассивных квоты.

Договор предусматривает постепенное вхождение стран-участниц в режим «открытого неба» путем поэтапного его осуществления. Так, на первом этапе действует временное применение ДОН, позволяющее подготовиться к ратификациии и выполнению наблюдательных полетов. В этот период планируется согласовать финансовые вопросы и методики определения разрешающей способности аппаратуры наблюдения, оборудовать аэродромы «открытого неба» техническими средствами проверки аппаратуры наблюдения и обработки полученных в полете материалов, обучить персонал, который будет осуществлять наблюдательные полеты, и т. д. На этом этапе на основе взаимных договоренностей выполняются пробные наблюдательные полеты для практической отработки положений договора и проводятся различные эксперименты по выработке методик применения инфракрасных, телевизионных, оптических и радиолокационных систем наблюдения с самолетов «открытого неба».

Второй этап реализации ДОН будет продолжаться в течение трех-четырех лет после вступления его в силу. В ходе его для проведения полетов государства - участники договора обязаны предоставлять самолет наблюдения, оснащенный только одним панорамным или двумя кадровыми аэрофотоаппаратами (АФА). На третьем этапе они имеют право использовать самолет наблюдения, оснащенный не менее чем одним оптическим панорамным и тремя кадровыми АФА, видеокамерой с изображением на дисплее в реальном масштабе времени, пассивным инфракрасным (ИК) устройством линейного сканирования и радиолокационной станцией бокового обзора (РЛС БО) с синтезированной апертурой.

ТТХ аппаратуры наблюдения, установленной на таком самолете, не могут превышать установленных ограничений. Оптические АФА и видеокамеры при минимальной высоте съемки должны иметь разрешающую способность на местности не лучше 30 см. При оснащении самолета тремя кадровыми АФА один из них устанавливается вертикально для выполнения плановой съемки, а два других - для перспективного фотографирования с полосой покрытия местности до 50 км от оси трассы полета. ИК устройство и РЛС БО должны иметь разрешающую способность на местности (при минимальной высоте съемки) не лучше 50 см и 6 м соответственно.

Для обеспечения выполнения указанных требований наблюдательных полетов в режиме «открытого неба» государства-участники: Бельгия, Греция, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия и Франция образовали специальный консорциум и разработали систему «Подвеска», которая будет попеременно устанавливаться на самолетах С-130Н каждой страны. Комплект аппаратуры наблюдения данной системы состоит из одного панорамного фотоаппарата KS 116 и трех кадровых KS 87В. В него входят также две аналоговые видеокамеры SEKAL: одна с фиксированным фокусным расстоянием крепится вертикально, другая (с переменным) сориентирована вперед по курсу полета и предназначена для ориентации оператора аппаратуры наблюдения. Запись изображения, получаемого с вертикально установленной видеокамеры, производится двумя записывающими устройствами HI8PAL.

В Соединенных Штатах Америки для реализации этого документа и выполнения наблюдательных полетов создан самолет «открытого неба» ОС-135В (рис. 1), в состав бортового оборудования которого входят три кадровых АФА KS-87 и один КА-91 для выполнения съемок с высот 900 и 10 600 м соответственно.

Система аннотирования данных «Милетус», построенная на базе персональной ЭВМ IBM-486, обрабатывает навигационные параметры, считывает высоту полета, время и принимает сигналы от АФА на аннотирование с учетом реальных текущих условий (высоты, времени, угла крена и другой информации). Кроме того, эта система записывает изображение и навигационные параметры кадра на магнитный диск, а затем передает их для воспроизведения на два цветных монитора Barko YGA.

Навигационная система «Литтон-92», отличающаяся высокой точностью и надежностью, представляет собой бортовую навигационную систему INS, корректируемую по данным космической радионавигационной системы NAVSTAR. Она обеспечивает полет самолета наблюдения от исходной точки маршрута по всему пути без использования наземных навигационных пунктов. INS выдает в систему «Милетус» данные о широте и долготе места, времени, угле крена и барометрической высоте.

Объединенная радиолокационная система CARA определяет высоту полета относительно уровня моря, предоставляет точную информацию экипажу для самолетовождения и передает сигнал в систему «Милетус» для аннотирования.

В Германии в качестве самолета наблюдения был выбран самолет Ту-154М российского производства. На его борту установлены: три кадровых АФА серии LKM 2000 (возможно также использование LKM 2030, 2021 и 2015); панорамный АФА LKM 2009 с углом поля зрения 104°; три видеокамерыУБ-бО, две из которых расположены наклонно и одна - вертикально. Изображение, получаемое этими видеокамерами, отображается на мониторе и может регистрироваться в цифровом виде на видеомагнитофоне «Ампекс» DCRS-107. На третьем этапе наблюдательных полетов планировалась установка на борту ТУ-154М двух ИКстанций линейного сканирования AN/AAD-5. Однако осенью 1997 года данный самолет разбился, и вопрос о его замене находится в стадии рассмотрения.

В России в качестве самолета наблюдения используется Ан-30Б, на борту которого могут размещаться аэрофотоаппараты следующих типов: АФА-41/20, АФА-41/10, АФА-41/7.5, АФА-42/20, АФА-54/50ФК.
С учетом положений ДОН, предусматривающих возможность распространения режима «открытого неба» на другие области, консультативная комиссия приняла решение о праве устанавливать на своих самолетах аппаратуру, которая позволит проводить экологический мониторинг. Таким образом, появится еще одно средство, предназначенное для тех же целей, что и существующие национальные, международные и многонациональные службы контроля параметров окружающей среды. Для координации и выполнения данных задач должны максимально использоваться специализированные агентства ООН. Наиболее важным с точки зрения практической реализации в рамках ДОН является контроль за степенью загрязнения природной среды.

Таким образом, аэросъемка земной поверхности, выполняемая комплектом съемочной аппаратуры в соответствии с этим договором, позволяет фиксировать состояние оперативного оборудования территории государства, за которыми ведется наблюдение и отслеживать изменения в его военной деятельности, а также осуществлять контроль окружающей среды. Пробные наблюдательные полеты показали, что получаемая при этом информация является хорошим дополнительным материалом для контроля выполнения договоров и соглашений в военной области.

Зарубежное военное обозрение №8 1998 С.13-18

Договор по открытому небу – многосторонний международный договор, подписанный 24 марта 1992 г. в Хельсинки представителями 23 государств-членов ОБСЕ. Целью договора является содействие укреплению доверия между государствами через совершенствование механизмов контроля за военной деятельностью и за соблюдением действующих договоров в области контроля над вооружениями. Договор устанавливает режим открытого неба, цель которого – обеспечить возможность его участникам совершать облёты территорий друг друга.

К настоящему времени участниками Договора являются 34 государства. Российская Федерация ратифицировала Договор по открытому небу 26 мая 2001 г.

Впервые концепция открытого неба была предложена Президентом США Д. Эйзенхауэром на встрече с Председателем Совета министров СССР Н.И. Булганиным в Женеве в 1955 г. Д. Эйзенхауэр предложил договориться о наблюдательных полетах над территорией США и СССР для предотвращения внезапной атаки, однако, Н.С. Хрущев отклонил это предложение.

В 1989 г. это предложение повторил Президент США Дж. Буш, после чего вскоре и было подписано соответствующее соглашение.

Договор состоит из преамбулы, 19 статей и 12 приложений. В соответствии со Статьей I Договора: Настоящий Договор устанавливает режим, который будет известен как режим открытого неба, для проведения наблюдательных полетов Государствами-участниками над территориями других Государств-участников и излагает права и обязанности Государств-участников в отношении этого режима.

34 государства являются участниками Договора по открытому небу: Беларусь, Бельгия, Босния и Герцеговина, Болгария, Канада, Хорватия, Чешская Республика, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Грузия, Германия, Греция, Венгрия, Исландия, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Россия, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Турция, Украина, Соединенное Королевство и Соединенные Штаты. Кыргызстан подписал, но не ратифицировал. Канада и Венгрия являются странами-депозитариями договора в знак признания их особого вклада в процесс создания Договора по открытому небу. Страны "Депозитарии" управляют документами Договора и оказывают административную поддержку.

Государства, заключающие настоящий Договор, именуемые ниже коллективно государствами-участниками или индивидуально – государством-участником…

преисполненные желания внести вклад в дальнейшее развитие и упрочение мира, стабильности и развитие безопасности на основе сотрудничества в этой области путем создания режима открытого неба применительно к наблюдению с воздуха,



признавая потенциальный вклад, который такого рода режим наблюдения с воздуха мог бы внести в обеспечение безопасности и стабильности также в других регионах,

отмечая возможность использования такого режима для развития открытости и транспарентности, содействия наблюдению за выполнением существующих или будущих соглашений в области контроля над вооружениями и для расширения возможностей по предотвращению кризисов и регулирования кризисных ситуаций в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и в других соответствующих международных организациях,

предусматривая возможность распространения режима открытого неба на новые области, такие как защита окружающей среды, стремясь учредить согласованные процедуры, предусматривающие наблюдение с воздуха всех территорий государств-участников, имея намерение осуществлять наблюдение одиночного государства-участника или групп государств-участников на основе справедливости и эффективности при обеспечении безопасности полетов,

отмечая, что действие такого режима открытого неба не будет наносить ущерба государствам, не участвующим в нем, договорились о нижеследующем.

Статья I. Общие положения

1. Настоящий Договор устанавливает режим, который будет известен как режим открытого неба, для проведения наблюдательных полетов государствами-участниками над территориями других государств-участников и излагает права и обязательства государств- участников в отношении этого режима.

2. Каждое из Приложений и связанные с ними Добавления являются неотъемлемой частью настоящего Договора…

Статья III. Квоты

Раздел I. Общие положения

1. Каждое государство-участник имеет право проводить наблюдательные полеты в соответствии с положениями настоящего Договора.

2. Каждое государство-участник обязано принимать наблюдательные полеты над своей территорией в соответствии с положениями настоящего Договора.

3. Каждое государство-участник имеет право проводить наблюдательные полеты над территорией любого другого государства-участника в количестве, равном числу наблюдательных полетов, которое это другое государство-участник имеет право проводить над ним.

4. Совокупное количество наблюдательных полетов, которое каждое государство-участник обязано принимать над своей территорией, является совокупной пассивной квотой для данного государства-участника. Распределение совокупной пассивной квоты среди государств-участников приводится в разделе I Приложения A к настоящему Договору.

5. Количество наблюдательных полетов, которые государство-участник имеет право проводить каждый год над территорией каждого из других государств-участников, является индивидуальной активной квотой данного государства-участника по отношению к этому другому государству-участнику. Суммарное количество индивидуальных активных квот является совокупной активной квотой данного государства-участника. Совокупная активная квота государства-участника не превышает его совокупную пассивную квоту.

6. Первое распределение активных квот приводится в разделе II Приложения A к настоящему Договору…

9. Вне зависимости от положений пунктов 3 и 5 настоящего раздела государство-участник, которому была распределена активная квота, может по согласованию с государством-участником, над территорией которого будет осуществлен полет, передать часть своей совокупной активной квоты или всю ее другим государствам-участникам и незамедлительно уведомляет об этом все другие государства-участники и Консультативную комиссию по открытому небу. Применяются положения пункта 10 настоящего раздела…

Статья VIII. Запрещения, отклонения от планов полета и чрезвычайные ситуации.

Раздел I. Запрещения наблюдательных полетов и изменения к планам миссии

1. Наблюдаемая Сторона имеет право запретить наблюдательный полет, который не соответствует положениям настоящего Договора…

Статья XV. Срок действия и выход из договора

1. Настоящий Договор является бессрочным…

Договор по открытому небу (ДОН) подписан 24 марта 1992 г. в г. Хельсинки (Финляндия) 27 государствами - участниками СБСЕ (с 1995 г. – ОБСЕ). Вступил в силу 1 января 2002 года. Государства - депозитарии – Венгрия и Канада. Договором учреждена Консультативная комиссия по открытому небу (ККОН), решения которой принимаются консенсусом.

На сегодняшний день участниками ДОН являются 34 государства: Белоруссия, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Словакия, Словения, США, Турция, Украина, Франция, Финляндия, Хорватия, Чехия, Швеция и Эстония. ДОН открыт для присоединения других государств, в т. ч. не входящих в ОБСЕ. Разрешает создавать группы государств. Так, Россия и Белоруссия составляют одну группу, другую образуют Бельгия, Нидерланды и Люксембург.

ДОН – важное достижение в области укрепления доверия и безопасности в военной области.

Договор представляет собой детально проработанный документ, состоящий из преамбулы, 19 статей и 12 приложений. В нем содержатся определения используемых терминов, излагаются права и обязанности государств - участников, порядок осуществления наблюдательных полетов, механизм распределения квот полетов, установлены технические детали выполнения наблюдательных полетов.

В практическом плане ДОН предоставляет право государствам-участникам совершать облёты любых территорий друг друга в соответствии с согласованными квотами наблюдательных миссий. Он регламентирует проведение полётов, определяет механизм контроля его соблюдения, содержит требования к самолётам наблюдения, ограничения по составу и техническим параметрам аппаратуры наблюдения. Положения ДОН могут уточняться решениями ККОН.

Государство - участник ДОН имеет право выделять в качестве самолётов наблюдения один или более типов или моделей невооруженных самолётов. При этом самолёт наблюдения проходит освидетельствование с целью подтверждения, что воздушное судно и его аппаратура наблюдения соответствуют требованиям ДОН.

Каждая страна - участница ДОН имеет право приобретать материалы, полученные в ходе любых наблюдательных полётов в рамках Договора.

Государства-участники имеют возможность задействовать предусмотренный Договором набор аппаратуры наблюдения из следующих категорий: оптические панорамные и кадровые фотоаппараты, видеокамеры с изображением на дисплее в реальном масштабе времени, радиолокационные станции бокового обзора с синтезированной апертурой, инфракрасные устройства формирования изображения. Для каждой категории аппаратуры наблюдения установлены ограничения по пространственному разрешению на местности. Пока используются только первые две категории. Вместе с тем РФ первой установила и использует собственную цифровую видеокамеру на самолётах «открытого неба» Ан-30Б, Ту-154М ЛК и Ту-214 ОН.

Несмотря на то, что в целом Договор зарекомендовал себя полезным инструментом укрепления доверия в военной сфере, эффективность реализации его потенциала ограничивается рядом факторов. Речь идёт, прежде всего, о давнем решении стран НАТО не выполнять наблюдательные полёты над территориями друг друга. Вследствие этого Российская Федерация вынуждена рассчитывать исключительно на свои собственные возможности для получения необходимой информации по территориям этих стран, что не только создаёт определённый информационный дисбаланс, но и препятствует полному осуществлению целей Договора, противоречит его духу.

После начала известных событий на Украине и обвинений в адрес России в наращивании войск и вооружений вблизи российско-украинской границы государствами - партнёрами в рамках ДОН было проведено почти два десятка наблюдательных полётов в этом районе. Каких-либо зримых доказательств этих утверждений выявлено не было, однако это не повлияло на позиции западных стран.

С 2017 г. в русле общего нагнетания напряженности в отношениях с Россией США стали ужесточать свои подходы, обвиняя нас в нарушении Договора, прежде всего в связи с введением нами максимальной дальности полетов над Калининградской областью (500 км). Кроме того, Вашингтон заявил о планах отменить ночёвки на двух американских аэродромах, изменить максимальные дальности полетов, перераспределить аэродромы открытого неба и дозаправки и их функции.

В ответ российская сторона установила необходимость согласования ночевок на трёх аэродромах дозаправки, а также сообщила о прекращении ряда двусторонних технических договоренностей и односторонних мер, применявшихся в порядке проявления доброй воли и облегчавших ранее проведение американских миссий над Россией.

В 2018 г. ситуация с ДОН была критической – наблюдательные полеты не проводились. Причина: Грузия блокировала решение ККОН, в котором был предусмотрена миссия над ее территорией. Еще в 2012 г. грузинская сторона прекратила выполнять свои обязательства перед Российской Федерацией в части приема миссий с участием России, ссылаясь на то, что мы не разрешаем полеты в 10-километровых зонах, прилегающих к двум участкам государственной граница на Кавказе. В поиске конструктивных развязок Россия сняла это ограничение.

Однако Грузия при поддержке США, Канады, Великобритании и Германии, исчерпав договорные аргументы, стала обвинять нас в попытках «легитимизации оккупации своих регионов».

Осознавая необходимость восстановления полномасштабного функционирования ДОН для большинства государств-участников, Россия исключила из своей заявки на 2019 год полёт над Грузией. В итоге, в октябре было утверждено распределение квот наблюдательных полётов.

Принятое решение не снимает проблему нарушения ДОН. Россия оставляет за собой право вернуться к этому вопросу.

Наша позиция относительно разрешения наблюдательных полётов в 10-километровых зонах, прилегающих к двум участкам России на Кавказе, остается в силе. Придание этому решению постоянного характера будет зависеть от добровольного выполнения Тбилиси обязательств по приему наблюдательных полетов над своей территорией.

Важным событием для Договора стало освидетельствование в сентябре 2018 г. нового российского самолета Ту-214 ОН с отечественной цифровой видеокамерой «OSDCAM4060». В результате Российская Федерация первой перешла на цифровую аппаратуру наблюдения (видеокамеры) и обновила свой самолетный парк.

В Хельсинки (Финляндия) 27 государствами - участниками СБСЕ (с 1994 года - ОБСЕ).

28 мая 2001 года президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон "О ратификации Договора по открытому небу".

После передачи российской ратификационной грамоты государству-депозитарию (Канада) завершился период ратификации Договора национальными законодательными органами.

На сегодняшний день в Договоре участвуют 34 государства ОБСЕ: США, Канада, Исландия, Германия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Дания, Испания, Франция, Великобритания, Греция, Италия, Норвегия, Португалия, Турция, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехия, Словакия, Словения, Белоруссия, Россия, Украина, Грузия, Швеция, Финляндия, Латвия, Босния и Герцеговина, Хорватия, Эстония, Литва.

ДОН также открыт для присоединения и других государств, в т.ч. не входящих в ОБСЕ.

Целями Договора являются содействие большей открытости и прозрачности военной деятельности, а также упрочение безопасности через меры укрепления доверия и стабильности на основе сотрудничества по созданию режима открытого неба. Договором учреждена Консультативная комиссия по открытому небу (ККОН), решения в которой принимаются консенсусом и имеют обязательную силу.

В практическом плане ДОН предоставляет право государствам-участникам совершать облеты любых территорий друг друга для наблюдения за военной деятельностью в соответствии с оговоренными в нем и согласованными между государствами-участниками квотами наблюдательных миссий. Он регламентирует проведение полетов, определяет механизм контроля за соблюдением Договора, содержит требования к самолету, ограничения по составу и техническим параметрам аппаратуры наблюдения. Положения ДОН могут уточняться решениями ККОН.

Договор разрешает создавать группы государств. Россия и Белоруссия составляют одну группу государств-участников, другую образуют Бельгия, Нидерланды и Люксембург.

Каждое государство - участник ДОН имеет право выделять в качестве самолетов наблюдения один или более типов или моделей самолетов, зарегистрированных соответствующими органами государства-участника. Самолет наблюдения проходит освидетельствование представителями государств - участников Договора с целью подтверждения, что самолет и его аппаратура наблюдения соответствуют требованиям ДОН.

Полеты российской стороны в рамках ДОН осуществляются преимущественно на самолетах Ан-30Б или Ту-154М, переоборудованных под данную миссию. Американцы применяют для этих целей специализированный самолет OC-135B, созданный на базе Boeing 707.

В настоящее время в России для выполнения наблюдательных инспекционных полетов в рамках ДОН ведется подготовка современного самолета специального назначения Ту-214ОН ("Открытое небо") к сертификационным испытаниям. Самолет разработан ОАО "Туполев" по контракту с ОАО "Концерн "Вега" (головной разработчик авиационной системы наблюдения "Открытое небо"). Впервые Ту-214ОН был продемонстрирован на международном авиасалоне МАКС-2011.

Каждое государство-участник ДОН имеет право приобретать результаты фотосъемки, произведенной в ходе любых наблюдательных полетов в рамках Договора.

7-9 июня 2010 года в Вене под председательством США прошла Вторая обзорная конференция по рассмотрению выполнения Договора. На Конференции обсуждалось функционирование ДОН в ходе 5-летнего периода, прошедшего с Первой обзорной конференции, а также намечены пути повышения эффективности его реализации на будущее. Конференция подтвердила мнение государств-участников о том, что ДОН является одним из наиболее успешных международных инструментов в сфере контроля над вооружениями, укрепления доверия и обеспечения транспарентности. Государства-участники отметили ведущую и ключевую роль России в его осуществлении.

Наряду с этим, было обращено внимание и на стоящие перед участниками Договора трудности, связанные с устареванием парка самолетов, отсутствием в условиях финансового кризиса достаточных средств на строительство новых платформ, оснащенных современной аппаратурой наблюдения.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников



Просмотров