Добровольная подготовка граждан к службе. Обязательная подготовка граждан к военной службе

Добровольная подготовка граждан к военной службе в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» предусматривает:

Занятия военно-прикладными видами спорта;

Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, а также в военных оркестрах;

Обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Занятия граждан военно-прикладными видами спорта.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, имеют право заниматься военно-прикладными видами спорта в общественных объединениях, образовательных учреждениях, спортивных клубах и секциях независимо от их ведомственной принадлежности. Те из них, которым в установленном порядке присвоен первый спортивный разряд или спортивное звание по военно-прикладному виду спорта, пользуются преимущественным правом при зачислении в военные училища либо вправе выбрать при призыве на военную службу вид и род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы в соответствии со своей спортивной подготовкой.

К военно-прикладным видам спорта относятся:

● авиамодельный спорт, соревнования по конструированию и изготовлению летающих моделей (самолетов, планеров, вертолетов, ракет и др.) и управлению ими в испытаниях на скорость, продолжительность полета и качество исполнения фигур высшего пилотажа;

● автомодельный спорт;

● автомобильный спорт, соревнования на гоночных, спортивных, серийных автомобилях (гонки на шоссе и автодроме, ралли, заезды на установление рекордов и др.);

● вертолетный спорт;

●водно-моторный спорт, скоростные соревнования и туризм на моторных судах;

● воздухоплавание, летание на аппаратах легче воздуха;

● греблю на ялах (вид гребного спорта);

● гребно-парусное многоборье;

● дельтапланерный спорт (разновидность авиационного спорта с использованием дельтапланов);

● дельталетный спорт;

● морское многоборье;

● мотоциклетный спорт, соревнования в езде на дорожных и спортивных мотоциклах по специальным трассам, дорогам и вне дорог;

● мотобол (игра в мяч на мотоцикле);

● парашютный спорт;

● планерный спорт;

● подводный спорт, скоростное плавание на различные дистанции, ныряние, ориентирование, туризм и охота под водой с применением специального снаряжения (акваланг, маска, ласты);



● радиоспорт;

● ракетомодельный спорт;

● самолетный спорт;

● служебное собаководство;

● стрельба пулевая;

● судомодельный спорт.

Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан.

Образовательными учреждениями среднего (полного) общего образования с дополнительными образовательными программами, имеющими целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, являются нахимовское военно-морское, военно-музыкальное и суворовские военные училища, а также кадетские корпуса.

Обучение в этих образовательных учреждениях проводится с целью формирования у обучаемых чувства верности конституционному и воинскому долгу, любви к военной службе, дисциплинированности, добросовестного отношения к учебе, стремления к овладению профессией офицера; воспитания у учащихся общей культуры, высоких морально-психологических, деловых и организаторских качеств, физической выносливости и стойкости.

Во всех суворовских, нахимовском училищах и кадетских корпусах (кроме Кронштадтского морского, Военно-космического и Горского кадетских корпусов) срок обучения – 3 года. В них принимают мальчиков после окончания 8 класса. В Кронштадтском морском, Военно-космическом и Горском кадетских корпусах срок обучения – 7 лет. Сюда принимают мальчиков, окончивших 4 класса. В военных оркестрах осуществляется обучение военному делу юношей допризывного возраста, зачисленных в них в качестве музыкантских воспитанников.

Военное обучение студентов дневных отделений государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования по программам подготовки офицеров запаса проводится в целях подготовки запаса Вооруженных Сил Российской Федерации.

Студенты – граждане Российской Федерации, обучающиеся по очной форме обучения в государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования, годные к военной службе по состоянию здоровья и отвечающие установленным требованиям, – вправе заключить с Министерством обороны Российской Федерации контракт. Контракт предусматривает обучение по программе офицеров запаса на военной кафедре при этом образовательном учреждении и прохождение военной службы по призыву.

Военное обучение включается в качестве самостоятельной дисциплины в учебный план образовательного учреждения. Оно включает в себя теоретический и практический курсы обучения в вузе, а также учебные сборы, проводимые в воинских частях (на кораблях), военно-учебных заведениях, учебных центрах и на полигонах. На военное обучение в вузе отводится 450 часов обязательных аудиторных занятий под руководством преподавателей. Общее количество часов на военное обучение, их распределение по видам занятий определяются программами военного обучения в зависимости от военной специальности.

Учебные сборы, предусмотренные программой подготовки офицеров запаса, считаются военными сборами. В период их прохождения студенты именуются курсантами. Продолжительность учебных сборов по всем военным специальностям, за исключением специальностей «Штурманская авиация» и «Штурманская морская авиация», составляет 30 дней. По военным специальностям «Штурманская авиация» и «Штурманская морская авиация» сборы продолжаются в течение 75 дней.

В период военного обучения студенты сдают зачеты и экзамены, а после прохождения всей учебной программы они сдают выпускные экзамены, которые проводятся в воинских частях, учебных центрах или вузе и принимаются специально созданными для этого экзаменационными комиссиями.

Студентам, успешно завершившим обучение по программе подготовки офицеров запаса, в установленном порядке присваиваются офицерские звания, и они зачисляются в запас.

Призыв этих граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации.

Срок военной службы для военнослужащих, имеющих воинское звание офицера и призванных на военную службу, составляет 24 месяца. Началом военной службы для них считается день убытия к месту прохождения военной службы, указанный в предписании военного комиссариата, а для граждан, призванных на военную службу непосредственно после окончания вуза, – день убытия в отпуск, предоставляемый военным комиссариатом по окончании образовательного учреждения. Окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

Обязательная подготовка граждан к военной службе

Обязательная подготовка гражданина к военной службе опре­делœена Федеральным законом Российской Федерации ʼʼО воин­ской обязанности и военной службеʼʼ. Обязательная подготовка к военной службе предусматривает:

Получение начальных знаний в области обороны;

Подготовку по основам военной службы в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреж­дении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и на учебных пунктах организаций;

Военно-патриотическое воспитание;

Подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матро­сов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;

Медицинское освидетельствование и медицинское обследова­ние;

Проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.

Обязательную подготовку гражданина к военной службе условно можно разделить на два периода.

Первый период - подготовка к военной службе граждан допризывного возраста. Допризывным считается возраст до момента первоначальной постановки на воинский учет. Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет.

Второй период - подготовка к военной службе граждан призывного возраста. Призывник - гражданин Российской Федерации, состоящий на воинском учете, до момента отправки его со сборного пункта к месту прохождения военной службы. Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет.

В первый период подготовка граждан к военной службе в основном должна быть направлена на достижение общеобразовательного уровня, определяющего пригодность к исполнению воинской обязанности. Работа идет по следующим направлениям: совершенствование физических качеств, выработка необходимых психологических качеств и умения работать в коллективе и малых группах, определœение индивидуальных наклонностей и возможностей, первоначальный профессиональный отбор (определœение склонностей и предрасположенности к определœенным профессиям). В данный период обучающиеся должны получить начальные знания в области обороны.

Во второй период подготовка граждан к военной службе должна носить более целœенаправленный характер с учетом рекомендаций по результатам профессионального психологического отбора во время первоначальной постановки на воинский учет. В данный период каждый призывник должен стремиться развить в себе необходимые качества, характерные для выбранной (рекомендованной) военной специальности. Вместе с тем, целœесообразно детально ознакомиться с основами военной службы по призыву (по контракту), основными требованиями к уровню здоровья при прохождении медицинского освидетельствования, изучить требования к индивидуальным психологическим качествам специалистов по сходным воинским должностям. Уяснив всœе требования к выбранной военной специальности, важно спланировать систему индивидуальной подготовки так, чтобы максимально подготовиться к выполнению обязанностей военной службы по выбранной (рекомендованной) военной специальности. действовать быстро, решительно, проявлять инициативу и находчивость.

Вместе с тем, для успешного исполнения своих обязанностей военнослужащие, занятые на должностях разведчиков, саперов, пожарных, водолазов, должны обладать крепким здоровьем, высокой степенью физической подготовленности, мужеством, са­моотверженностью, чувством коллективизма, ловкостью, наблю­дательностью и точным глазомером.

Οʜᴎ должны постоянно воспитывать в себе самообладание и выдержку, тренировать способность быстро перерабатывать большой объём информации и принимать единственно верные решения.

Технические воинские должности. Поддержание готовности и работоспособности вооружения и военной техники обеспечивают военнослужащие, занимающие технические воинские должности. Вооружение и военная техника чрезвычайно многообразны, в связи с этим существует ряд воинских должностей по обслуживанию и ремонту материальной части.

Каждая конкретная техническая воинская должность имеет свои особенности по требованиям, которые предъявляются к специалисту, но вместе с тем всœе они имеют много общего. Специалисты, занятые на этих должностях, должны уметь выявлять причи­ны неисправностей техники и осуществлять ее ремонт. Для этого специалистам, занимающим технические должности, крайне важно знать основы механики, квантовой физики, электроники, оптики, уметь читать чертежи, разбираться в показаниях приборов; четко представлять себе конструктивные особенности обслуживаемой техники.

Вместе с тем, для успешного исполнения обязанностей на технических должностях они должны обладать рядом профессиональных качеств: развитой оперативной памятью, нормальным цветоощущением, склонностью к работе по обслуживанию и ремонту техники.

Прочие воинские должности. Среди воинских должностей особое место занимают прочие должности, не предъявляющие специфических требований к индивидуальным профессионально-психологическим качествам военнослужащих. К ним относятся должности стрелков, гранатометчиков и пулеметчиков. Это самые массовые должности в Сухопутных войсках.

Стрелки, гранатометчики и пулеметчики должны прежде всœего быть смелыми, решительными, мужественными, исполнительными, дисциплинированными, обладать быстротой двигательной реакции, точным глазомером, физической выносливостью.

Обязательная подготовка граждан к военной службе - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Обязательная подготовка граждан к военной службе" 2017, 2018.

>>Обязательная подготовка граждан к военной службе


3.3. Обязательная подготовка граждан к военной службе

Обязательная подготовка гражданина к военной службе определена Федеральным законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе». Обязательная подготовка к военной службе предусматривает:

Получение начальных знаний в области обороны;
- подготовку по основам военной службы в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования , образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и на учебных пунктах организаций;
- военно-патриотическое воспитание;
- подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;
- медицинское освидетельствование и медицинское обследование;
- проведение лечебно-оздоровительных мероприятий. Обязательную подготовку гражданина к военной службе условно можно разделить на два периода.

Первый период - подготовка к военной службе граждан допризывного возраста.

Допризывным считается возраст до момента первоначальной постановки на воинский учет.

(Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет.)

Второй период - подготовка к военной службе граждан призывного возраста. Призывник - гражданин Российской Федерации, состоящий на воинском учете, до момента отправки его со сборного пункта к месту прохождения военной службы. (Призыву на военную службу подлежат: граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет.)

В первый период подготовка граждан к военной службе в основном должна быть направлена на достижение общеобразовательного уровня, определяющего пригодность к исполнению воинской обязанности. Работа идет по следующим направлениям: совершенствование физических качеств, выработка необходимых психологических качеств и умений работать в коллективе и малых группах, определение индивидуальных наклонностей и возможностей, первоначальный профессиональный отбор (определение склонностей и предрасположенности к определенным профессиям).

В этот период обучающиеся должны получить начальные знания в области обороны.

Во второй период подготовка граждан к военной службе должна носить более целенаправленный характер с учетом рекомендаций по результатам профессионального психологического отбора во время первоначальной постановки на воинский учет.

В этот период каждый призывник должен стремиться развить в себе необходимые качества, характерные для выбранной (рекомендованной) военной специальности.

Во второй период целесообразно детально ознакомиться с основами военной службы по призыву (по контракту), основными требованиями к уровню здоровья при прохождении медицинского освидетельствования, изучить требования к индивидуальным психологическим качествам специалистов по сходным воинским должностям. Уяснив все требования к выбранной военной специальности, важно спланировать систему индивидуальной подготовки так, чтобы максимально подготовиться к выполнению обязанностей военной службы по выбранной (рекомендованной) военной специальности.

С учетом индивидуально-психологических качеств человека воинские должности, комплектуемые солдатами, матросами, сержантами и старшинами, подразделяются на классы сходных воинских должностей: командные, операторские, связи и наблюдения, водительские, специального назначения и технологические. Рассмотрим качества, которыми должен обладать человек, готовясь к выполнению обязанностей по той или иной военной специальности.

Требования к индивидуально-психологическим качествам специалистов по сходным воинским должностям

1. Командные воинские должности.

Среди воинских должностей особо необходимо выделить должности командиров отделений, экипажей, станций, боевых расчетов, постов и т. п. Они являются самыми многочисленными среди должностей командного профиля и считаются основными в деле руководства, обучения и воспитания солдат и матросов.

Основные требования к военнослужащим, занимающим указанные командные должности, определены их служебными обязанностями. Общие обязанности излагаются в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. Командир отделения в мирное и военное время отвечает: за успешное выполнение отделением боевых задач; за обучение, воспитание, строевую выправку и внешний вид подчиненных; за правильное использование и сбережение вооружения, военной техники, снаряжения, обмундирования, обуви и за содержание их в порядке и исправности. Он подчиняется командиру взвода и его заместителю и является непосредственным начальником личного состава.

Для этого каждый командир должен обладать качествами организатора, воспитателя и специалиста.

Для того чтобы успешно исполнять обязанности на командных должностях, человек должен выработать у себя ряд необходимых качеств.

Надо иметь хорошую, разностороннюю физическую подготовку. Обладать ясной и разборчивой речью, уметь кратко и логически обоснованно излагать свои мысли, доходчиво ставить подчиненным задачу. Знать основы педагогики и основные принципы обучения и воспитания и методы формирования у подчиненных нужных качеств для исполнения воинской обязанности. Важно обладать глубокими знаниями и необходимыми навыками, чтобы в короткие сроки освоить профессию по профилю отделения до уровня специалиста 1-го или 2-го класса. Быть ознакомленным с основами управления воинским коллективом, правилами оценки обстановки, уяснения поставленных задач, принятия решения, организации исполнения, достижения намеченных результатов, контроля исполнения.

Необходимо воспитывать в себе ряд психологических качеств:

Способность сознательно и беспрекословно подчиняться требованиям законов, воинских уставов, приказов командиров;
- умение быстро переключаться с одной работы на другую и направлять свою деятельность на достижение конечного результата;
- упорство и последовательность в преодолении трудностей для достижения поставленной цели;
- умение владеть собой в любой обстановке и организовать подчиненных на выполнение поставленной задачи.

2. Операторские воинские должности.

Современное оружие и боевая техника представляют собой сложный комплекс различных систем, работой которых управляет человек. Нормальная работа этих систем обеспечивается оператором - специалистом, управляющим с пульта работой сложного оборудования (например, ЭВМ), радиолокационной станцией и др.

Деятельность оператора при разных системах различна, но каждый ее вид имеет одинаковые операции: это прием, оценка и переработка информации, принятие решения, действия по реализации этого решения, контроль результатов исполнения.

В зависимости от содержания и характера операторских обязанностей различают несколько видов должностей операторов: операторы-технологи, операторы-диспетчеры, операторы-исследователи и др.

Операторы-технологи. Например, наводчик-оператор решает задачи, связанные с процессом придания оружию определенного положения в пространстве перед выстрелом для обеспечения встречи снаряда с целью. Этот процесс включает в себя и выбор цели, и установку прицельных данных, и наводку оружия.

Операторы-диспетчеры координируют из единого пункта управления действия технических средств. Так, например, операторы контрольно-измерительных постов главных энергетических установок подводных лодок контролируют режим и исправность работы энергетических установок.

Операторы-исследователи изучают обстановку, т. е. факторы и условия, в которых осуществляется подготовка и ведение боевых действий. К ним относятся операторы-наблюдатели, операторы ввода информации.

Деятельность оператора сопряжена со значительными психологическими нагрузками, так как требует быстроты и безошибочности выполняемых действий и операций.

От оператора требуется крепкое здоровье, высокий уровень профессиональной натренированности, умение поддерживать длительную работоспособность.

Оператору необходим ряд профессионально важных качеств: развитая оперативная и долговременная память; способность к длительной концентрации внимания; умение выделить в информации главное; точность и быстрота восприятия; хорошая координация движений; эмоциональная устойчивость; аккуратность и ответственность.

Развитию операторских качеств способствуют: хорошее знание математики; работа на компьютере; выполнение различных схем и расчетов; занятия теннисом, спортивной стрельбой, фехтованием; увлечение фотографией.

3. Воинские должности связи и наблюдения.

Связь - основное средство управления войсками и оружием.

В зависимости от используемых средств связи и среды распространения сигналов связь делится: на проводную, радиосвязь, радиорелейную (радиосвязь по линии, образованной цепочкой приемопередающих радиостанций - ретрансляторов, осуществляется на дециметровых и сантиметровых волнах), тропосферную (радиосвязь, при которой используется переизлучение деци- и сантиметровых радиоволн электрически неоднородной тропосферой), космическую (через космические аппараты), оптическую, лазерную и связь подвижными средствами (фельдъегерско-почтовую).

Деятельность связистов осуществляется в вынужденном темпе и сопряжена со значительными физическими и эмоциональными нагрузками, которые могут неизмеримо возрастать в условиях информационной войны при применении противником различных помех.

Для успешного исполнения обязанностей на должностях связи и наблюдения военнослужащим необходимы следующие профессионально важные качества: острый слух и зрение; развитая оперативная память; правильная дикция и разборчивый почерк; хорошее владение русским языком; подвижность кистей и пальцев рук; развитое чувство ритма; выносливость нервной системы.

Способствуют развитию необходимых качеств: конструирование радиоаппаратуры, увлечение физикой, радиоспортом, музыкальные наклонности.

4. Водительские воинские должности.

Одной из основных черт современной армии является высокая мобильность войск , которая обеспечивается наличием в войсках большого количества самодвижущейся техники. В Вооруженных Силах к самодвижущимся машинам относятся автомобильная и бронетанковая техника, подводные и надводные корабли, железнодорожные и транспортные средства. Поэтому водительские должностные обязанности определяются характером, назначением и особенностями эксплуатации самодвижущихся машин.

Автомобильную технику составляют военные автомобили всех видов, гусеничные и колесные тягачи, тракторы, прицепы и др.

Бронетанковая техника включает в себя различные классы боевых машин, имеющих броневую защиту.

В число самодвижущихся машин входят и боевые корабли самого различного назначения.

Это объясняет наличие многообразия водительских воинских должностей, но все они имеют много сходных обязанностей, а следовательно, схожи и требования к профессионально-психологическим качествам, определяющим их профессиональную пригодность.

В основе профессиональных требований к водительскому составу лежат их функциональные обязанности. К исходным водительским обязанностям можно отнести:

Умение водить самодвижущуюся военную технику днем и ночью, в любое время года, в различных погодных условиях и в условиях боевой обстановки;
- соблюдать установленные правила движения;
- своевременно проводить техническое обслуживание, осмотры, ремонт и регулировку материальной части;
- управлять механизмами и контролировать их работу в условиях быстроменяющейся обстановки.

Для успешного исполнения водительских обязанностей каждый военный водитель должен быть физически здоровым, закаленным и выносливым. В профессиональном отношении водитель должен иметь прочные знания принципов действия, назначения, устройства, правил эксплуатации и обслуживания подвижного средства, установленных правил движения и сигналов. Кроме того, каждый военный водитель должен обладать:

Высокой нервно-психической устойчивостью;
- развитой зрительной и слуховой памятью;
- быстрой реакцией и хорошей координацией движений;
- умением сохранять работоспособность;
- нормальным цветоощущением.

Для тренировки и развития качеств, необходимых при исполнении обязанностей водителя, способствуют:

Занятия техническими дисциплинами, ручным ремеслом, автомобилем, работа на сельскохозяйственной технике;
- занятия видами спорта, развивающие физическую выносливость, точность координации движения рук и ног (лыжи, коньки, спортивное ориентирование, вождение мопеда, мотоцикла и др.).

5. Воинские должности специального назначения.

Воинские должности специального назначения - это должности разведчиков, саперов, пожарных, водолазов и др. Деятельность на этих должностях осуществляется в особо напряженных, часто в экстремальных условиях и связана с чрезмерными эмоциональными и физическими нагрузками. Эти особенности отражены в основных требованиях к военным, служащим на должностях специального назначения.

Военнослужащие должны:

Безошибочно выполнять должностные обязанности;
- в действиях группой строжайше следовать указаниям непосредственного начальника;
- в самостоятельных действиях избегать шаблона, выполнение заданий осуществлять с учетом обстановки;
- мастерски применять и использовать штатное оружие, технику, специальное снаряжение;
- действовать быстро, решительно, проявлять инициативу и находчивость.

Для успешного исполнения своих обязанностей военнослужащие должны обладать крепким здоровьем, высокой физической подготовленностью, высокими морально-боевыми качествами: мужеством, самоотверженностью, чувством ответственности, коллективизма, войскового товарищества.

Они должны постоянно совершенствовать координацию движений, воспитывать в себе ловкость, сообразительность, самообладание и выдержку, наблюдательность и точный глазомер, умение быстро перерабатывать большой объем информации и принимать единственно верные решения.

6. Технические воинские должности.

Поддержание готовности и работоспособности вооружения и военной техники обеспечивают военнослужащие, занимающие технические воинские должности.

Вооружение и военная техника чрезвычайно многообразны, поэтому существует многообразное количество воинских должностей по обслуживанию и ремонту материальной части.

Каждая конкретная техническая воинская должность имеет свои особенности по требованиям, которые предъявляются к специалисту, но вместе с тем все эти должности имеют много общего.

Специалисты, получившие технические специальности, должны:

уметь выявлять причины неисправностей техники и устранять их; осуществлять ремонт и настройку механизмов; выявлять и устранять дефекты, неисправности деталей, узлов, блоков в процессе их регулировки и испытания.

Специалисты, занимающие технические должности, должны: знать основы механики, квантовой физики, электроники, оптики; уметь читать чертежи, разбираться в показаниях приборов; знать конструктивные особенности обслуживаемой техники.

Для успешного исполнения обязанностей на технических должностях специалисты должны обладать рядом профессиональных качеств:

развитой оперативной памятью, нормальным цветоощущением, склонностью к работе на технике.

7. Прочие воинские должности.

Среди воинских должностей особое место занимают прочие должности, не предъявляющие специфических требований к индивидуальным профессионально-психологическим качествам военнослужащих. К ним относятся должности стрелков, гранатометчиков и пулеметчиков. Это самые массовые должности в Сухопутных войсках.

Стрелки, гранатометчики и пулеметчики должны обладать такими профессионально важными качествами, как смелость, решительность, мужество, самообладание, исполнительность, дисциплинированность, быстрота двигательной реакции, точный глазомер, физическая выносливость.

Вопросы и задания

1. Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе.
2. Основные требования к индивидуально-психологическим качествам специалистов на командных воинских должностях.
3. Необходимые профессиональные качества для исполнения обязанностей на операторских должностях.
4. Водительские воинские должности и особенности подготовки военнослужащих.
5. Воинские должности специального назначения и технологические воинские должности, основные требования по их исполнению.

Смирнов А. Т., Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, В. А. Васнев. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2002. - 159 с. - ил.

14.10.2013 12692 0

Цели урока. Изучить назначение, структуру и содержание добровольной подготовки к военной службе.

Проверка домашнего задания.

1. Ситуационная задача. Гражданин М. после окончания 9-го класса нигде не работал и не учился. После этого он устро­ился на должность курьера в коммерческую фирму, где и про­работал до достижения 17-летнего возраста. При первоначальной постановке на воинский учет он изъявил желание пройти подготовку по военно-учетной специальности «водитель». Как должен поступить военный комиссар райо­на, отвечая на просьбу гражданина М.?

Ответ: военный комиссар имеет право направить гражданина М. про­ходить подготовку по военно-учетной специальности, однако до этого граж­данин М. должен пройти подготовку по основам военной службы на одном из учебных пунктов организаций.

2. Ситуационная задача. При одной из школ города организован военно-патриотический клуб. В нем проводит занятия по военной истории и воинским традициям священник местной церкви. Не противоречит ли такое положение закону, ведь школа в нашей стране отделена от церкви?

Ответ: не противоречит. Пункт 19 Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе гласит: «В военно-патриотическом воспитании граждан могут принимать участие общественные и религиозные объединения, деятельность которых разрешена на территории Российской Федерации».

3. Обязательно ли изучение основ военной службы в негосударственном образовательном учреждении «Женская историко-филологическая православная гимназия»?

Ответ: нет, т.к. такую подготовку должны проходить только юноши.

4. Ситуационная задача. Обучающаяся в государственной школе в городе Воронеже гражданка Молдовы Ирина С. подала заявление с просьбой допустить ее к прохождению военных сборов после окончания 10-го класса. Как должен ответить на это заявление директор школы?

Ответ: отказом. Причин здесь две - к прохождению военных сборов допускаются граждане России мужского пола.

5. Ответьте на вопросы:

1. Как законодательство формулирует понятие «обязательная подготовка к военной службе?

2. Каковы цели обязательной подготовки к военной службе?

3. Что включает в себя обязательная подготовка к военной службе?

4. Существует ли обязательная подготовка к военной службе за рубежом?

5. Где граждане России получают начальные знания в области обороны?

6. Какие задачи решает военно-патриотическое воспитание граж­дан?

7. Что включает в себя медицинское освидетельствование граж­дан и для чего оно проводится?

8. Для чего организуется подготовка граждан по военно-учетным специальностям?

9. Кто проводит эту подготовку?

Изучение нового материала. Вступительное слово учителя.

Как вы поняли из прошлого урока, обязательная подготовка к военной службе организуется и проводится для все граждан Российской Федерации мужского пола, достигших 16-летнего возраста. Граждане, не прошедшие обязательную подготовку к военной службе в учебных заведениях (школах, училищах, техникумах, лицеях колледжах и так далее) обязаны пройти ее до призыва на учебных пунктах, специально создаваемых для этой цели.

В то же время закон предусматривает и прохождение подготовки к военной службе на добровольных началах. При этом граждане сами выбирают программу подготовки, получают дополнительные по сравнению с обязательной подготовкой к военной службе знания умения и навыки. В некоторых случаях граждане, прошедшие добровольную подготовку к военной службе и успешно сдавшие выпускные экзамены, получают ряд преимуществ, которые позволяю им выполнять воинскую обязанность в ином порядке. Итак, тема сегодняшнего урока - добровольная подготовка к военной службе.

Вопросы для активизации знаний.

1. Как вы думаете, что такое добровольная подготовка к военной службе?

2. Что она включает в себя?

3. Каковы цели добровольной подготовки к военной службе?

4. Что вы знаете о суворовских, нахимовском военных училищах и кадетских корпусах?

5. Что вы знаете о военных кафедрах при гражданских образовательных учреждениях высшего профессионального образования (ОУВПО)?

6. Что вы знаете об учебных военных центрах при гражданских ОУВПО?

Беседа. В дополнение к материалу, изложенному в параграфе 2.4 учебника (с. 47-50):

Комментарий к статьям 17-19 Закона «О воинской обязанности и военной службе». Извлечение.

Статья 17. Добровольная подготовка гражданина к военной службе

Комментарий к ст. 17

1. В ст. 17 Федерального закона «О воинской обязанности и воен­ной службе» регулируется один из видов подготовки граждан к военной службе - добровольная подготовка. Добровольная подготовка, так же, как и обязательная, осуществляется в порядке, определяе­мом Правительством Российской Федерации. На основании Феде­рального закона Правительством Российской Федерации принят ряд правовых актов, в которых определяется порядок добровольной под­готовки граждан к военной службе.

Добровольность подготовки гражданина к военной службе как характерный признак данного вида подготовки к военной службе предполагает, прежде всего, что принятие решения о прохождении этой подготовки зависит от волеизъявления гражданина. Наличие у граждан права принимать по своему усмотрению упомянутое реше­ние в наибольшей степени отличает ее от обязательной подготовки.

2. Формы добровольной подготовки гражданина к военной служ­бе, которыми являются следующие:

- занятие военно-прикладными видами спорта;

- обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образова­ния, а также в военных оркестрах Вооруженных сил Российской Фе­дерации, других войск, воинских формирований и органов;

- обучение по программе подготовки офицеров запаса на воен­ных кафедрах при государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном уч­реждении высшего профессионального образования.

3. Добровольность подготовки граждан к военной службе позволяет им самостоятельно избрать форму такой подготовки.

А. Занятие военно-прикладными видами спорта как форма добро­вольной подготовки выражается в занятии гражданами, подлежа­щими призыву на военную службу, определенными, включенными в специальный перечень видами спорта.

Б. Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, является формой добровольной подготовки к военной службе граж­дан определенной возрастной группы. Эта подготовка осуществляет­ся в образовательных учреждениях среднего (полного) общего обра­зования, а также в военных оркестрах.

Согласно п. 1 ст. 19 комментируемого Закона образовательными учреждениями среднего (полного) общего образования с дополни­тельными образовательными программами являются суворовские военные училища, нахимовские военно-морские училища, военно-музыкальные училища, а также иные аналогичные образовательные учреждения, создаваемые Правительством Российской Федерации. К упомянутым иным образовательным учреждениям с дополнительными образовательными программами относятся кадетские (морские кадетские) корпуса. Кроме того, обучение по дополнительным образовательным программам может осуществляться в таких образовательных учреждениях, как кадетские школы (кадетские школы-интернаты).

Дополнительные образовательные программы предусматривают получение гражданами первичных знаний и навыков военного дела воспитание у них высоких морально-психологических, деловых организаторских качеств, физической выносливости и стойкости. По дополнительным образовательным программам ведется военная (военно-морская, летная), физическая, психологическая и другая специальная подготовка. Обучение по дополнительным образовательным программам в суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах, кадетских (морских кадетских) корпусах, кадетских школах и кадетских школах-интернатах включает практические полевые (морские) занятия.

Кроме того, обучение по дополнительным образовательным программам осуществляется в военных оркестрах.

В. Конечной целью обучения граждан на военных кафедрах является подготовка офицеров. Поэтому из числа форм добровольной подготовки граждан к военной службе наиболее высокий уровень такой подготовки обеспечивает обучение студентов по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах.

4. Разработка государственных образовательных стандартов, программ и методик подготовки граждан к военной службе на военный кафедрах осуществляется с участием Министерства обороны Российской Федерации. Программы подготовки офицеров запаса на военных кафедрах могут предусматривать обучение граждан женского пола.

Обучаются на военных кафедрах граждане, которые заключили контракт об обучении по программе подготовки офицеров запаса на военной кафедре и о прохождении военной службы по призыву после получения воинского звания офицера. Обучение граждан по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации в Положении о военном обучении студентов. [...]

7. Учебные сборы или стажировки, предусмотренные программами подготовки офицеров запаса, проходят обучающиеся по этим программам граждане мужского пола.

Продолжительность учебных сборов (стажировок) по всем военным специальностям за исключением специальностей «штурман­ская авиация» и «штурманская морская авиация» - 30 дней.

Продолжительность учебных сборов (стажировок) по военным специальностям «штурманская авиация» и «штурманская морская авиация» - 75 дней, в том числе 30 дней - в каникулярное время основного обучения в образовательном учреждении высшего профес­сионального образования и 45 дней - после защиты дипломных про­ектов (работ).

8. В период военного обучения студенты сдают зачеты и экзаме­ны, которые учитываются наравне с оценками, полученными по дру­гим дисциплинам в образовательном учреждении высшего профессионального образования. После прохождения программы военного обучения и учебных сборов (стажировок) студенты сдают выпускные экзамены, которые проводятся в воинских частях (на кораблях), учебных центрах или при образовательном учреждении высшего профессионального образования и принимаются специально созданными для этого экзаменационными комиссиями.

Гражданам, успешно завершившим обучение по программе под­готовки офицеров запаса, в аттестационном порядке присваивается воинское звание офицера.

Подведение итогов урока.

Вопросы для закрепления знаний.

1. Что составляет правовую основу добровольной подго­товки гражданина к военной службе?

2. Какие формы дополнительной подготовки к военной службе вы теперь знаете?

3. Какие преимущества получают граждане, занимающиеся воен­но-прикладными видами спорта?

4. Для чего были созданы Суворовские и Нахимовские военные училища и какую задачу они решают сейчас?

5. Какова цель создания Военно-музыкального училища?

6. Чем отличаются кадетские корпуса от Суворовских и Нахимов­ского военного училища?

7. Как организована в настоящее время военная подготовка студентов государственных образовательных учреждений высше­го профессионального образования?

8. Чем отличается правовое положение студентов, обучающихся на военных кафедрах и студентов, обучающихся в учебно-воен­ных центрах?

9. Как исполняют военную обязанность выпускники военных ка­федр и военно-учебных центров?

Домашнее задание.

1. Отметьте знаком « + » мероприятия, относящиеся к до­бровольной подготовке граждан к военной службе:

Занятия в поисковых, военно-исторических, военно-патри­отических кружках, клубах, обществах и организациях;

- участие в работе школьных музеев, посвященных подвигам земляков в годы Великой Отечественной войны, войны в Афганистане, антитеррорис­ тической операции на Северном Кавказе;

- занятие военно-прикладными видами спорта;

- занятия боевыми единоборствами;

Участие в акциях молодежных движений, посвященных заботе о ветеранах Великой Отечественной войны;

Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, а также в во­енных оркестрах Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

Самостоятельное овладение специальностями, родственными военно-учетным;

Обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафед­рах при государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования.

2. Ситуационная задача. Начальнику военной кафедры ПВО МГУ им. М.В. Ломоносова подано заявление о приеме от студентки Александры 3. физического факультета. Имеет ли право начальник кафедры допустить гражданку 3. к участию в сдаче испытаний для поступления на кафедру?

3. Ситуационная задача. Гражданин Н. регулярно с 12 лет занимался автомобильным спортом, к 17 годам стал мастером спорта в этом виде. После окончания школы он поступал в Рязанский военный инженерный автомо­бильный институт. После сдачи вступительных экзаменов Н. набрал количе­ство баллов, с которыми в институт могли зачислить только часть кандидатов. Зачислит ли начальник института гражданина Н. в военный институт?

Страницы учебника 47-50.

В настоящее время существенным этапом подготовки к военной службе является военно-патриотическое воспитание детей и подростков, которое позволяет сформировать первичные навыки еще в детском возрасте и в последующем развивать их. В зависимости от целей проведения подготовительных мероприятий их можно разделить на 2 основные категории: добровольная и обязательная подготовки.

Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:

1) получение начальных знаний в области обороны. Как правило, получение начальных знаний в области обороны производится в рамках Образовательного учреждения, в рамках основ безопасности жизнедеятельности. Основной задачей такого обучения является получение знаний о том, как себя вести в экстренной ситуации и обезопасить при возникновении угрозы. Содержание подобной подготовки может существенно различаться, что зависит от персонального подхода педагога к поставленным перед ним задачам. Так, в одном случае начальная подготовка может быть ограничена исключительно теоретическими знаниями об армии, в других расширяться за счет изучения средств защиты и принципов их использования, оказания медицинской помощи, приобретения навыков обращения с оружием и т.п.;

2) подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций. Особенностью данного вида подготовки является специфика преподавательского состава, для которого приоритетным является не столько наличие педагогического образования, сколько прохождение военной службы. Таким образом, реализация данного вида подготовки осуществляется военнослужащими в запасе или в отставке, причем подготовка и ее содержание разграничивается по половому признаку. Для лиц мужского пола акцент делается на тактике и стратегии ведения боя и навыках обращения с оружием, для лиц женского пола основным является приобретение навыков оказания медицинской помощи. Занятия для лиц женского пола проводятся профессиональными медицинскими работниками. По окончаний обучения основам военной службы гражданам вручаются соответствующие справки о прохождении подготовки. Списки граждан, прошедших подготовку в учебных пунктах, с результатами сдачи зачетов по основам военной службы направляются в военные комиссариаты по месту воинского учета граждан. Сотрудники военных комиссариатов делают соответствующие записи в учетных картах призывников и удостоверениях граждан, подлежащих призыву на военную службу;

3) военно-патриотическое воспитание. Организуется вне общеобразовательных учебных заведений, в большинстве случаев осуществляется гражданами в специальных заведениях;

4) подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата. Подготовка граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин проводится в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования. Подготовка предусматривается для граждан мужского пола, достигших 17-летнего возраста, подлежащих призыву на военную службу и годных к военной службе по состоянию здоровья, физическому развитию, моральным качествам и образовательному уровню. При отборе граждан учитывается их гражданская специальность. Морские, технические и радиотехнические образовательные учреждения общественных объединений комплектуются в первую очередь;

5) медицинское освидетельствование.

Добровольная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:

1) занятие военно-прикладными видами спорта. Реализуется гражданами самостоятельно, посредством определения для себя наиболее приемлемого вида спорта и выбора учреждения, в котором он будет заниматься данным видом спорта. Спортивная подготовка граждан учитывается призывными комиссиями и командованием воинских формирований, в которых они будут проходить военную службу. Причем наличие спортивного разряда является существенным преимуществом гражданина, поскольку предоставляет ему льготы при поступлении в военные образовательные учреждения. Военно-прикладные виды спорта (упражнения), собирательное название упражнений, их сочетаний, взятых из отдельных видов спорта (легкой атлетики, плавания, лыжного и др.) и имеющих военно-прикладное значение, способствуют развитию качеств и навыков, необходимых для различных воинских специальностей. К военно-прикладным видам спорта относятся военно-спортивные многоборья, преодоление полос препятствий, марши-броски, кроссы с ориентированием на местности, лыжные гонки патрулей со стрельбой, плавание в обмундировании и с оружием, наведение шестовой и кабельной линии связи, фигурное вождение автомобиля и др. Выполняются они в военной форме одежды, со снаряжением и оружием на местности, на специальных полосах препятствий, на специальных снарядах индивидуально или в составе подразделений (команд). Занятия граждан военно-прикладными видами спорта организуются в соответствии с Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами, например приказом Минобороны России от 30 октября 2004 г. №352 "Об утверждении Наставления по физической подготовке и спорту для суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищ и кадетских, морских кадетских, музыкальных кадетских корпусов Министерства обороны Российской Федерации";

2) обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, а также в военных оркестрах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, осуществляется в суворовских военных училищах, нахимовских военно-морских училищах, кадетских (морских кадетских) корпусах и военно-музыкальных училищах, создаваемых Правительством РФ, а также в иных создаваемых Правительством РФ образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, в которых используются дополнительные образовательные программы, имеющие целью военную подготовку несовершеннолетних граждан. Несовершеннолетние граждане мужского пола, являющиеся сиротами либо оставшиеся без попечения родителей, поступающие в указанные образовательные учреждения, зачисляются в них без экзаменов по результатам собеседования и медицинского освидетельствования. Обучение граждан по дополнительным образовательным программам осуществляется в соответствии с Положением о суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах, кадетских (морских кадетских) корпусах и военно-музыкальных училищах (постановление Правительства РФ от 30 апреля 2008 г. № 328 "Об утверждении Типового положения о суворовских военных, нахимовских, военно-музыкальных училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах");

3) обучение по программе военной подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Гражданин до достижения им возраста 30 лет, обучающийся по очной форме обучения в федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования, годный к военной службе по состоянию здоровья, отвечающий профессионально-психологическим требованиям, предъявляемым к конкретным военно-учетным специальностям, и прошедший в Министерстве обороны РФ конкурсный отбор, вправе заключить с Министерством обороны РФ договор об обучении по программе военной подготовки офицеров запаса на военной кафедре при этом образовательном учреждении. Гражданину, проходящему обучение по программе военной подготовки офицеров запаса, выплачивается за счет средств федерального бюджета дополнительная стипендия в порядке и размере, определяемых Правительством РФ. Обучение граждан по программе военной подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования осуществляется в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Указанная программа может предусматривать обучение граждан женского пола. Министерство обороны РФ по согласованию с федеральным государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования осуществляет подбор и направление военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, для Назначения не на воинские должности преподавательского состава военной кафедры при этом образовательном учреждении. Граждане мужского пола, обучающиеся по программам подготовки офицеров запаса, проходят учебные сборы или стажировки, предусмотренные программами подготовки офицеров запаса. Указанные учебные сборы или стажировки приравниваются к военным сборам;

4) обучение по программе военной подготовки в учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Гражданин до достижения им возраста 24 лет, обучающийся по очной форме обучения в федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования, годный к военной службе по состоянию здоровья и отвечающий установленным требованиям к гражданам, поступающим на военную службу по контракту, вправе заключить с Министерством обороны РФ договор об обучении по программе военной подготовки в учебном военном центре при этом образовательном учреждении и о дальнейшем прохождении военной службы по контракту после окончания образовательного учреждения. Гражданину, обучающемуся по программе военной подготовки в учебном военном центре при федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования, выплачиваются за счет средств федерального бюджета дополнительная стипендия, дифференцированная в зависимости от уровня его успеваемости по указанной программе, а также другие выплаты в порядке и размере, определяемых Правительством РФ. Прием граждан для обучения в учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования осуществляется в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Решение о проведении добровольной подготовки принимается самостоятельно самим гражданином, причем в большинстве случаев первоначально такая подготовка предполагается лишь для общего развития личности, самозащиты и т.п. Однако впоследствии подобные навыки имеют существенное значение при прохождении военной службы. Например, наличие спортивного разряда кандидата или мастера спорта, а также иных отличительных признаков можно рассматривать в качестве дополнительных преимуществ отдельного военнослужащего. Более того, наличие навыков восточных единоборств, иных видов борьбы указывает на наличие специальной подготовки и возможность гражданина реализовать их в случае возникновения угрозы со стороны потенциального противника при прохождении военной службы.

Прохождение как обязательной, так и добровольной военной подготовки является необходимым условием современной действительности, поскольку направлено на обеспечение защищенности личности от любых потенциальных угроз. Практическая реализация полученных навыков возможна не только при прохождении военной службы, но зачастую требует их и в мирной жизни. При этом следует помнить, что важное место занимает и медицинская часть подготовки, т.е. проведение лечебно-профилактических мероприятий и медицинское освидетельствование, которые позволяют объективно оценить состояние здоровья гражданина.



Просмотров