Для получения квалификационного свидетельства вахтенного матроса - документ. Как получить морское образование за минимальные деньги (руководство для заочников) Сколько стоят документы матроса

Наверное, многие задумывались о том, как найти хорошую, денежную и стабильную при этом работу. В совеременном мире таких островком стабильности осталось мало, поэтому к выбору профессии надо подходить очень тщательно. Одной из немногих отраслей, где хорошо платят и есть гарантированный спрос на кадры является работа на море.

В этом материале журнала Reconomica наш приглашенный эксперт-моряк расскажет, куда пойти учиться морскому делу, сколько получают специалисты различных профессий на море, каким качествами нужно обладать для этой работы, и где искать работу на судне.

Какие учебные заведения в России готовят моряков

Здравствуйте, меня зовут Владлен. Сказать, что у меня была какая-то одна определенная проблема - это ничего не сказать. Началось все с того момента, как я поступил в Санкт-Петербургский морской технический колледж, с целью сэкономить год времени для будущей работы в морском деле.

При поступлении в высшее учебное заведение, вам необходимо отучиться 11 классов в школе, а если поступать в колледж, тогда вы на год раньше получаете документ, с которым можете работать в море. Конечно, Питер можно назвать столицей морского дела, так как все самые крупные компании и лучшие морские учебные заведения находятся именно здесь. Таковыми я считаю: Санкт-Петербургский морской технический колледж, ГМА им. адм . С.О. Макарова , Санкт-Петербургский Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова . В заведениях я уверен, там хорошие преподаватели, которые знают толк в морском деле.

Что нужно знать новичку о работе в море

Все мы знаем, что . Если говорить про сегодняшний день, то зарабатывают в основном люди, у которых свой бизнес, политики и моряки. Сама по себе данная профессия всегда была выгодной, это стабильная работа, на которой ты получаешь стабильный высокий оклад. Да, конечно же, это опасно, в основном за это и платят хорошую зарплату.

Морские профессии

Итак, перейдем к делу, вы хотите работать в море и зарабатывать реальные деньги за реальный труд. Как раз здесь начинается миллион вопросов, но я вам все объясню. Изначально вы должны определится, что вам больше по душе – разбирать и чинить двигателя, или же работать с документацией и картами.

Есть три вида рабочих на судне: это механики, судоводители и электромеханики (про поваров умолчу, так как работы для них сейчас почти нет). Также параллельно есть еще разрез ветки – это быть рядовым составом, из которого потом трудно выбраться, или быть в командном составе.

Как стать матросом на судне

Самый большой контейнеровоз в мире

Рядовой состав подразумевает собой матросов и мотористов , как говорят в народе “Принеси, подай, почухай”. Если вы где-то слышали, что матросы много зарабатывают, и вам стало интересно, как устроиться матросом на судно, то это просто, но зарплата матроса не так уж высока. Обучение и получение необходимых сертификатов происходит в любом морском тренинг-центре, который есть почти в каждом городе, после чего вы должны будете пройти экзамен в местной морской инспекции. Разница между категориями в том, что матрос – палубный рабочий, а моторист – машинный.

Выучиться на рядовой состав обойдется вам в районе 1100-1500$, а по времени это займет 3 – 5 месяцев. Что в плане окупаемости, затраты составят немного больше вашего месячного оклада, в среднем на различных фирмах он составляет от 800$ до 1200$.

После того как вы отработаете пару контрактов на судне в должности матроса или моториста, вы сможете повысить квалификацию в том же тренинг-центре, где и проходили обучение, и снова отправиться в инспекцию для сдачи экзамена.

Карьерный рост матроса

При повышении вы повышаетесь в должности и ваш оклад также становится выше прежнего, плюс проценты от фирмы, которые вам накидывают, если вы работаете на них не первый контракт. Но нюанс в том, что таким образом вы сможете подняться максимум до боцмана с окладом не более 2200$ . Как вы видите, карьерный рост здесь невелик, зато простота и скорость начала работы максимальны.

Комнадный состав судна и его зарплаты

А вот в командный состав входят помощники капитана, помощники старшего механика, капитан и сам старший механик . Здесь на карьерном росте можно разгуляться, но вся проблематичность состоит в стоимости и времени обучения, что составляет примерно по 700$ – 800$ в год, а учиться придётся, если поступать в колледж, минимум 4 года и, если поступать в высшее морское заведение, максимум 6 лет, для того чтобы получить документы должности Junior (4-го помощника капитана или старшего механика). И это не все расходы, не забывайте про документы и сертификаты, на которые уйдет еще в районе 1000$.

Конечно же, всем интересно, сколько получает капитан корабля и сколько стоит выучиться на эту специальность. Давайте считать.

Итого, что у нас есть, нужно потратить 4 – 6 лет, 4000$ – 6000$, но, что мы имеем взамен - это оклады в пределах начиная от 2500$ и до 14000$ – 16000$ в должностях капитана и старшего механика. Вполне заманчиво, я считаю.

Как искать свой первый контракт без опыта работы

Работа на судне

Мой путь, как я и говорил, лёг через колледж. Я обучался на должность Junior 4 года. Проблем с получением документов не было, так как весь пакет предоставляла сама мореходка, кроме, конечно, сертификатов, их пришлось делать самому.

В процессе обучения я решил перестраховаться и, обучаясь по своей должности, параллельно получил документы матроса второго класса.

Связано это было с тем, что спрос на рынке командного состава на порядок меньше , но это было лишь мнение моих сокурсников, как говорится “сарафанное радио”, и я понимал только то, что слышал от них, так как никто больше ничего, даже в самой мореходке, толком сказать не мог.

Также параллельно я искал себе практику во время летних каникул, но так и не нашел, так как нигде без опыта брать не хотели матросом, а для Junior не было диплома, и делал сертификаты. По окончанию своего обучения в колледже я уже стал дипломированным специалистом, и меня, после пары десятков собеседований в компаниях и рассылки моего резюме, взяли в должности Junior на оклад 2600$.

Условия работы в рейсе

Сейчас только пришел с рейса, и не капли не жалею, что выбрал именно этот длинный путь с долгими ожиданиями, а не пошел матросом на третьем или четвертом курсе обучения. Да, конечно, у каждого свои жизненные ситуации, и многим нужно срочно найти работу здесь и сейчас, но мой вам совет таков, морское дело – не для тех, кто хочет сразу море денег, это работа, тяжелая как физически, так и психологически.

Только подумайте, контракты начинаются от четырех месяцев, и то, это только у командирского состава, а у рядовых от шести. Полгода в железной коробке с одними и теми же лицами работать, питаться, жить.

Далеко не все такое выдерживают, а кому-то наоборот такое по душе, тебя кормят, дают спецодежду, жилье, работу, и ты получаешь чистую прибыль без расходов на проживание. Многие умудряются на время рейса еще и квартиры свои сдавать. В общем, тут нужно сперва думать о себе, а не о деньгах и прибыли.

У меня случай был, знакомого списали с судна по его же просьбе, он отработал 2 месяца в ноль, так как при списании по собственному желанию оплата перелета, и вообще все расходы, чтоб добраться до родной страны, ложатся не на компанию, а на работника, плюс к этому всему, после этого они вряд ли возьмут вас на работу.

Есть также минусы для семьянинов , они прозрачны: допустим, у вас беременная жена, нужны деньги, решили идти в рейс, и тут должен быть такой СТОП, а сможете ли вы жить так, что не увидите рождение ребенка, его первые шаги, первые слова?

Это все очень и очень сложно в таком варианте, но если вы молодой парень без обязательств, который хочет зарабатывать хорошие деньги и повидать мир, то эта работа определенно для вас.

По-другому никак, в этой сфере ты либо полностью отдаешься работе, либо проще вообще не работать. Иди в юристы или доктора, или в программисты, что сейчас очень востребовано, насколько я знаю, будешь с семьей, конечно таких студентов очень много, и работу найти почти нереально, но увы, такова жизнь, и в ней приходится делать выбор.

Секрет успеха для желающих работать на море

Самое главное, в чем я могу подсказать по данной теме - это выбор высшего учебного заведения. Не выбирайте то, в котором дороже, толку от этого ноль, так как старые преподаватели учат намного лучше новых “хапуг”.

Не “покупайте” себе документы, так как это вам может аукнуться на судне в виде проверки ваших знаний и списания вас с судна в ближайшем порту.

И да, что самое главное, это истории про уход в рейс, но не стоит доверять свои деньги людям, которые называют себя “агентами” и берут деньги с вас, чтоб предоставить вакансию. Это будет напрасная трата ваших средств, так как, либо компания будет с очень плохим рейтингом, либо вы в ней не задержитесь. Лучше приходить с реальными знаниями в крупные крюинг-фирмы, проходить их тесты, собеседование и ждать от них вакансию.

Кстати: Собираешся в дальнее плавание? Лайфхак: можно взять ипотеку и сдавать квартиру. Жизнь - в море, пенсия - в своей квартире. . Банки любят моряков!

Правильнее посидеть пару месяцев, подождать вакансию от хорошей крупной компании-морского перевозчика, чем потом не получить зарплату от той, которая отправит вас через день, после того как получит свою “благодарность”. Так называемую “благодарность” конечно получают большинство крюингов и иногда, даже при желании уйти от хорошей крупной фирмы, людям приходится уходить через то, что есть.

Состояние рынка труда для моряков на сегодняшний день

Спрос на рынке труда по морякам не растет и не падает, он держится на золотой середуине . Но как же так, столько людей учатся и спрос не падает? Ответ прост: по моей статистике процентов 70 моряков, окончивших высшие учебные заведения или колледжи, не работают по специальности.

На вопрос “Почему так?” ответить однозначно нельзя. У каждого свои мысли, кто-то учился, и в конце понял, что это не его, а кто-то сходил в первый рейс и сказал, что больше работать в море не будет, а еще есть такие, которые учатся, а потом уходят в семейный бизнес. Все это происходит у меня на глазах, буквально половина моих одногруппников работают в абсолютно иных сферах, они теперь маркетологи, уборщики, политики даже (это отдельный случай с одним парнем), но уж никак не моряки.

В какие крюинги стоит устраиваться работать, чтобы не кинули с зарплатой

На таких кораблях предстоит работать после обучения

Если вас интересуют отзывы о компаниях-работодателях, отдельно хотел бы подчеркнуть компании Columbia Shipmanagement , MSC, Marlow Navigation, Bernard Shultz – это именно те крюинги , в которых вас не кинут и предоставят хорошую работу как для рядового, так и для командного составов.

В Санкт-Петербурге есть все данные филиалы. А также в этих фирмах еще осталась кадетская программа, которой так не хватает для свежеиспечённых моряков. Но хочу вас предупредить, что знания проверяются не только прохождением теста на компьютере, но и двумя устными собеседованиями с высококлассными специалистами, так что надеяться на удачу не стоит, лучше тщательно подготовьтесь и повторите все команды, инструменты и прочий материал, который вы изучали на курсах или в учебном заведении.

И так, свершилось, я получил возможность с головой погрузится в баги под названием катаклизм…

Выбор мой пал в сторону подводного царства. сразу попав туда я был просто в панике, полоска дыхание стремительно приближалась к завершению. Как оказалось, в зоне есть цепочка квестов, выполнив которую, можно получить бафф, который позволит дышать под водой.

Поплавав по зоне и поделав несколько квестов увидел пролетающего мимо андеда на лихом морском коньке, сразу захотелось такого же маунта. Но все по порядку. Квесты в этой зоне пока довольно примитивны, убейте тех, убейте сех, принесите пачку чего-то там.

Но красивая подводная живность не дала мне скучать, зона сделана в лучших традициях. Тут есть на что посмотреть, особенно радует изобилие крабов! =)

Так вот вернемся к коньку, выполнив ряд начальных квестов, мне предложили вместе с капитаном защищаться от нападения орды наг, ну получилось это не очень так как их очеееень много, и перекинули меня к этому товарищу.

Он дал квест на приручение морской черепахи, приручив ее и поняв что черепаха плохой подводный транспорт он же предлагает приручить собственно конька.

Для этого подплываем к канату на обрыве, используем его, через пару секунд появляется конек, лихо вскакиваем на него. Теперь осталось в лучших традициях вестерна объездить оного. Тут все довольно просто, у вас есть одна способность "Держатся крепче" когда на экране будет появляться сообщение в виде иконки такой же как и способность. Надо ее прожать, вот и все, на 7-8 раз коньку надоест брыкаться и он послушно отвезет вас к началу квеста, остается только сдать задание и получить маунта.

Если у Вас нет никакого морского образования Вы все равно можете пойти работать в море. Как это сделать?! Самое простое отучиться на документы матроса. Времени это займет, где-то пару месяцев, а по деньгам в

районе 25 000 рублей (400$).

Итак по порядку. Документы, которые необходимо сделать:
1.Сертификат квалифицированного матроса (матрос 1 класса) или сертификат матроса 2 класса STCW-78/95Regulations II/4

2. Свидетельство о базисной подготовке по способам личного выживания на море STCW-78/95Regulation VI/1

3. Свидетельство по управлению спасательными средствами STCW-78/95Regulation VI/2

4. ОСПС (свидетельство по кодексу ОСПС(борьба с пиратами и терористами))

6. Мореходная книжка

7. Медицинская книжка - с пройденной(действующей) медкомиссией

8. Загран. Паспорт.

Пункты 1., 2., 3., 4. – эти документы и сертификаты делаются, в большинстве своем, в учебно-тренажерных центрах, список вех центров по России с адресами и телефонами Вы найдете по этой ссылке – Пункт номер 3 – требуется только при получении квалификационного свидетельства матроса первого класса, для второго класса оно не требуется.

Пункт 5 (УЛМ) , Удостоверение Личности Моряка. Делается оно в администрации порта. Для него необходимо заплатить госпошлину. Фото, как правило, делают в самой администрации, там же снимают отпечатки.

Пункт 6 , мореходную книжку могут сделать в организации, в которой Вы работаете или планируете работать. Также по поводу книжки Вы можете проконсультироваться в БУТЦ, вот список по городам –

Пункт 7 , Медицинская книжка покупается в магазине, проходите профильную медкомиссию для плавсостава в поликлинике, стоит она в районе 3 000 рублей.

Если будете работать на промысловом судне, Вам необходимо также пройти сан. минимум в СКО (санитарный контроль), занимает порядка 2-х часов, стоит в районе 500 рублей.

Пункт 8 , Загран. Паспорт – процедура получения загран. паспорта стандартная. Единственное учтите, что в некоторые страны пускают только с паспортом нового образца, например США.

Также могут потребовать дополнительные сертификаты в зависимости от типа судна. Например для промысловых и некоторых транспортных кораблей требуется наличие только вышеперечисленных 8-ми пунктов.

Если планируете работать на пассажирских судах, могут потребовать дополнительный сертификат

  • СЕРТИФИКАТ о прохождении курсов управления неорганизованными массами людей, с указанием пунктов правил, в соответствии с которыми пройдена подготовка STCW’78/95Правила V/2 и V/3

Для химовозов, газовозов,нефтевозов могут потребовать дополнительный сертификат по специфике.

Перечень необходимых документов для работы в разных должностях Вы найдете

Если еще не определились с местом работы, вот список всех морских, рыболовецких, транспортных компаний и агентств по России и не только –

«Моряк» - достаточно обширное понятие, которое подрузамевает под собой людей, работающих на пассажирских и рыболовецких судах, на балкерах и рефрижераторах, газовозах и морских паромах, а также танкерах, контейнеровозах и многих других. Много можно еще называть и перечислять судов, специализирующихся на том или ином виде деятельности. Экипаж любого существующего судна объединен работой двух основных служб – палубной и машинной. С этого и начинается понимание деятельности экипажа и сути всей работы.

Морские специальности

Чтобы выяснить какие морские специальности существуют, нужно иметь представление о том, кто входит в экипаж судна. В его составе капитан, офицеры – старший, а также второй, третий и четвертый помощники капитана, рядовой состав – уборщики, мотористы, токари, повара, официанты, боцманы и другие; старший механик и ему подчиняющиеся системный механик, электромеханик и рефрижераторный механик.

Как известно, капитан всему голова, именно он стоит заведует экипажем и палубной службой. Экипаж может состоять из огромной команды людей. При этом каждый сотрудник занимает свою нишу и выполняет функции, возложенные на него, а все вместе они обеспечивают бесперебойную и безопасную работу судна.

В экипаж входят офицеры и рядовой состав (повара, официанты). Палубная служба осуществляет подготовку и тренировку экипажа. В их обязанности также входит построение маршрута на карте, проверка оборудования и при необходимости смазка, покраска палубных механизмов.

В свою очередь машинная служба занимается поддержкой работоспособности всех механизмов машинного отделения, соответственно. Во главе этой службы находится старший механик. Ему подчиняются второй, третий, четвертый офицеры, системные механики, рефрижераторный механик и рядовой состав (уборщики, сварщики, токари).

Обучение морским специальностям

Разобравшись со структурой работы служб экипажа, рассмотрим, как получить морскую специальность.
Матросу или мотористу вполне хватит курса мореходной школы. Курсы морских специальностей можно пройти во Владивостокской мореходной школе, Санкт-Петербургском морском техническом колледже или Астраханском речном училище.

Морские специальности во Владивостоке: моторист ГЭС, механик-моторист, моторист - все это наиболее актуальные на сегодняшний день профессии для работы на судне.

На обучение мотористом или матросом уйдет год, после чего можно отправляться в плавание. Желание попасть на иностранное судно должно сопровождаться знаниями иностранного языка, как минимум, рекомендуется обладать еще и опытом работы.

Военно-морская академия - специальности

Логично, что офицером стать невозможно не закончив военно-морскую специальность. Поэтому если карьера в море не ограничивается в мыслях матросом, следует поступить на обучение по морской специальности в высшее мореходное заведение. Это может быть Военно-морская академия в Мурманске, Владивостоке или Севастополе, где ведется набор на самые разные военно-морские специальности.

В России получить образование офицера поможет Государственная Морская Академия имени Адмирала с.о. Макарова в Мурманске, Севастопольская Морская Академия, Морской государственный институт им. Г. И. Невельского во Владивостоке. Поступить в вуз не просто.

В первую очередь абитуриенты проходят медкомиссию и психологические тесты, так как обучаться могут только полностью здоровые люди. Затем проверяют навыки в плавании. До тех пор, пока человек не умеет плавать, подавать документы в военно-морскую академию бесполезно.

Если абитуриент успешно справился с вступительными испытаниями и поступил в вуз, то трудности не заканчиваются, а только начинаются. Придется много работать над собой, своими страхами, много учиться и учить.

Во время практики в первый раз студент получит опыт выхода в открытое море, где прочувствует все сложности работы "моряка" не в теории, а на практике, поймет весь объем возложенной на него ответственности.

Обязательным условием обучения в военно-морской академии или институте является углубленное изучение английского языка, относятся к этой дисциплине строго, так как столкнуться с английским языком придется не раз, все международные документы составлены на этом языке, в экипаже обязательно будут сотрудники других государств.

Перечень морских специальностей

По единой Российской классификации в перечне специальностей морские специальности идут под кодом 180000. Обучение проходит в высших морских заведениях по единому международному стандарту Морской организации, по итогам обучения выдают диплом на английском языке, что дает право беспрепятственно устроиться на работу на иностранное судно.

Офицером экипажа на судне помогут такие морские специальности как: морское судовождение - специальность с присвоенным ей единой классификацией кодом 180406, Судовождение и эксплуатация технического флота (180407),Судовождение на внутренних водных путях и в прибрежном плавании (180408), Эксплуатация внутренних водных путей (180409).

Однако, конечно же, бюджетных мест на обучение в высшее мореходное заведение очень ограниченное количество, а плата за обучение высокая, далеко не каждому желающему вступить в ряды моряка, по карману такая затея. И тут есть над чем поразмыслить, потому что деньги, которые платят морякам являются соблазнительными суммами для не искушенных, но существует ряд побочных эффектов, таких как статус безработного.

В России, по законодательству, такой вид заработка не будет являться трудовым стажем и при выходе на пенсию не на что будет рассчитывать. Не приходится говорить и об отсутствии суши на протяжении нескольких месяцев, невозможности зачастую пообщаться с родными и близкими. Кроме этого, постоянные штормы и качки не дают отдохнуть и расслабиться. Психологически выдержать такую работу не каждый сможет.

Работа - морские специальности

Зато по другую сторону судна существуют и другие морские специальности, которые не включают в себя долгое пребывание в плавании. Это могут быть кораблестроительные профессии: «кораблестроение и океанотехника » (180100) или «судостроение» (180103).

После окончания вуза или мореходной школы необходимо получить морское удостоверение личности и отправляться на работу. Работу находят через крюинговые компании, которые, по сути, занимаются посреднической деятельностью между судовладельцем и моряком. Общение может происходить по телефону. Составляется контракт, он может быть как кратковременным, на девять месяцев, к примеру, так и на постоянной основе.

Желающим работать на судах торгового флота необходимо получить соответствующее образование в морском учебном заведении, а также оформить паспорт моряка, здесь мы расскажем, как получить документ. Однако необходимо сразу уточнить, что термин «паспорт моряка» используется только в разговорной речи, так как с 2014 года он утратил силу. Вместо него сегодня оформляется другой документ - Удостоверение личности моряка (УЛМ). Разберемся, какую роль играет такое удостоверение, где и как его оформить.

Для чего необходим УЛМ, или паспорт моряка

Действующий ранее паспорт моряка, или УЛМ, - это документ, подтверждающий личность своего обладателя, наряду с внутренним паспортом гражданина РФ и загранпаспортом. Выдается он командному составу, матросам и другим членам команды судна, совершающего международные рейсы. Однако права на свободный въезд в Россию и выезд из нее паспорт моряка не дает. Обязательно потребуется подтверждение того, что обладатель числится в этой судовой команде на определенной должности.

УЛМ выдается как россиянам, так и иностранным гражданам, входящим в команду торговых, пассажирских и рыболовных судов, не только морских, но и смешного типа «река-море». Полагается такой документ и курсантам морских учебных заведений на время прохождения практики на судах. Паспорт моряка не положен членам команды военных судов, для них действуют особые правила и документы.

Удостоверение имеет срок действия - пять лет. Но в течение года с этого момента моряк имеет право въехать в Россию, если документ стал недействительным во время его пребывания за рубежом. После оформления нового УЛМ старый возвращается владельцу для хранения.

Куда обращаться за оформлением

Желающим получить впервые или обновить паспорт моряка необходимо знать, где и как получить этот документ. Для оформления можно обращаться в государственные инстанции, такие как Министерство транспорта (для торговых судов) или Министерство сельского хозяйства (для рыболовных судов). Выдачей УЛМ занимаются также специальные отделы в морских торговых или рыбных портах, речных управлениях. В Санкт-Петербурге оформлением удостоверений занимается также ФГБУ «Администрация морских портов Балтийского моря».

Современный способ, как получить паспорт моряка, – это использование сервисов портала Госуслуг. Подать заявление можно через электронную почту. Однако представить подлинники необходимых документов и забрать готовое удостоверение все равно придется лично. Все сведения о заявителе проверяются МВД и ФСБ. При возникновении у этих органов сомнений в выдаче удостоверения может быть отказано. Подобное решение стоит оспорить, для чего придется обратиться в суд.

Какие документы потребуется собрать

Для оформления УЛМ, или, как многим более привычно, паспорта моряка, потребуется собрать необходимые документы:

  • Анкета-заявление. Ее бланк можно скачать на портале Госуслуг или сайте той организации, которая занимается оформлением УЛМ. Анкета заполняется только на компьютере, распечатывается в двух экземплярах, каждый из которых собственноручно подписывается после проверки принимающим документы сотрудником.
  • Действующий внутренний паспорт. Он предъявляется в оригинале, а также передаются копии всех его страниц.
  • Заграничный паспорт, также оригинал и копия.
  • Документы, подтверждающие, что заявитель действительно работает на борту суда на основании трудового или иного договора (представление судовладельца, мореходная книжка, трудовой договор или трудовая книжка, судовая роль и пр.)
  • Документ, подтверждающий морскую специальность, необходимый уровень квалификации и пригодность по состоянию здоровья, если заявитель не может предоставить подтверждение занятости на борту.



Просмотров