Дисциплинарный арест назначается на срок. Дисциплинарный арест военнослужащих

1. Дисциплинарный арест как вид дисциплинарного взыскания является крайней мерой дисциплинарного воздействия, применяемой к военнослужащему, и заключается в содержании военнослужащего в условиях изоляции на гарнизонной либо войсковой (корабельной) гауптвахте.
2. Дисциплинарный арест назначается судьей гарнизонного военного суда. Порядок применения и исполнения дисциплинарного ареста устанавливается федеральным законом и общевоинскими уставами.
3. Дисциплинарный арест не применяется к офицерам, к военнослужащим, не приведенным к Военной присяге (не принесшим обязательство), а также к военнослужащим женского пола.
4. Дисциплинарный арест может применяться:
за грубые дисциплинарные проступки, перечень которых устанавливается настоящей статьей;
за административные правонарушения, за совершение которых военнослужащие несут ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом и общевоинскими уставами и за которые предусмотрен административный арест.
5. К грубым дисциплинарным проступкам военнослужащих относятся следующие деяния, не являющиеся преступлениями:
нарушение порядка подчиненности, а также уставных правил взаимоотношений между военнослужащими;
самовольное оставление части или места службы военнослужащим, проходящим военную службу по призыву (за исключением офицеров, проходящих военную службу по призыву);
неявка в срок без уважительных причин на службу при увольнении из части, при назначении, переводе, а также из командировки, отпуска или лечебного учреждения;
отсутствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту (офицера, проходящего военную службу по призыву), в воинской части или месте службы без уважительных причин более четырех часов в течение установленного ежедневного служебного времени;
уклонение от исполнения обязанностей военной службы;
нарушение правил несения боевого дежурства;
нарушение правил несения пограничной службы;
нарушение уставных правил караульной службы;
нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности;
нарушение уставных правил несения внутренней службы и патрулирования в гарнизоне;
хищение, умышленные уничтожение, повреждение, порча, незаконное расходование или использование вверенного военнослужащему военного имущества;
нарушение правил обращения с оружием, боеприпасами, военной техникой или правил эксплуатации военной техники, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека, уничтожение (повреждение, утрату работоспособности) оружия, боеприпасов, военной техники либо иные вредные последствия;
нарушение правил вождения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека, повреждение военного имущества либо иные вредные последствия;
нарушение правил сбережения вверенных для служебного пользования оружия, боеприпасов, предметов военной техники или военного имущества, повлекшее по неосторожности их утрату;
уничтожение или повреждение по неосторожности военного имущества;
исполнение обязанностей военной службы в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
нарушение общественного порядка во внеслужебное время.
6. Исполнение дисциплинарного ареста осуществляется, как правило, немедленно после его назначения.
7. Дисциплинарный арест исполняется только в отношении военнослужащих, которые по заключению врача могут содержаться под дисциплинарным арестом.
8. Время отбывания дисциплинарного ареста не засчитывается в срок военной службы (продолжительность военных сборов).
9. Во время отбывания дисциплинарного ареста военнослужащий не может быть уволен с военной службы (гражданин, проходящий военные сборы, - исключен из списков личного состава в связи с окончанием военных сборов), за исключением случая признания его военно-врачебной комиссией негодным к военной службе, а военнослужащий, проходящий военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, или проходящий военную службу по призыву, - также за исключением случая признания его военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе.

Федеральный закон от 1 декабря 2006 г. N 199-ФЗ
О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста»

С изменениями и дополнениями от:

Президент Российской Федерации

Федеральный закон обеспечивает усиление мер административного воздействия на нарушителей воинской дисциплины при соблюдении требований Конституции РФ и Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., согласно которым арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению.

В частности, устанавливается порядок применения к военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, дисциплинарного взыскания в виде дисциплинарного ареста на основании решения военного суда. При этом действие Закона не распространяется на военнослужащих, отбывающих наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части.

Материалы о грубом дисциплинарном проступке рассматриваются судьей гарнизонного военного суда в течение 3 суток со дня их поступления в гарнизонный военный суд с участием военнослужащего, в отношении которого ведется производство по указанным материалам, и командира воинской части (должностного лица гарнизона), направившего материалы в суд (его представителя). Участниками судебного рассмотрения материалов также могут быть: защитник; военный прокурор; лицо, которому известны обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности; специалист и переводчик.

Регламентирована процедура судебного рассмотрения соответствующих материалов, пересмотра постановления судьи гарнизонного военного суда и исполнения постановления судьи.

На постановление судьи гарнизонного военного суда может быть подана жалоба, которая единолично рассматривается судьей окружного (флотского) военного суда, а также внесено представление военным прокурором.

Дисциплинарный арест исполняется путем направления военнослужащего на гарнизонную либо войсковую (корабельную) гауптвахту.

Федеральный закон от 1 декабря 2006 г. N 199-ФЗ «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста»

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Арест заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества.

Арест является основным видом наказания и применяется в случаях, когда он: 1) указан в санкции статьи Особенной части; 2) назначается в порядке смягчения наказания (ст. 64, 80 УК РФ); 3) применяется при вердикте присяжных заседателей о снисхождении (ст. 65 УК РФ); 4) определяется лицам, злостно уклоняющимся от штрафа, обязательных или исправительных работ.

Осужденные к аресту отбывают наказание по месту осуждения в арестных домах. Они содержатся в условиях строгой изоляции. Изолированно от иных категорий лиц, содержащихся под стражей, и раздельно размещаются:

– осужденные, ранее отбывавшие наказание в исправительных учреждениях и имеющие судимость. Арест не назначается:

– лицам, не достигшим к моменту вынесения судом приговора шестнадцатилетнего возраста;

– женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет.

Военнослужащий считается арестованным с момента:

– принятия его под охрану для сопровождения на гауптвахту;

– при следовании самостоятельно – когда он принят начальником гауптвахты (дежурным по воинской части).

Особенности правового положения осужденных военнослужащих:

1) время отбывания ареста не засчитывается: в общий срок военной службы; в выслугу лет для присвоения очередного воинского звания;

2) во время отбывания ареста осужденный военнослужащий не может быть: представлен к присвоению очередного воинского звания; назначен на вышестоящую должность; переведен на новое место службы и уволен с военной службы, за исключением случаев признания его негодным к военной службе по состоянию здоровья;

3) осужденным военнослужащим за время отбывания ареста денежное содержание выплачивается в размере оклада по воинскому званию. Изолированно и раздельно размещаются:

– осужденные военнослужащие из числа лиц офицерского состава – отдельно от других категорий осужденных военнослужащих;

– осужденные военнослужащие, имеющие звания прапорщиков, мичманов, сержантов и старшин, – отдельно от осужденных военнослужащих рядового состава;

– осужденные военнослужащие, проходящие службу по призыву – отдельно от осужденных военнослужащих, проходящих службу по контракту;

– осужденные военнослужащие – отдельно от военнослужащих, арестованных по иным основаниям. За примерное поведение и добросовестное отношение к военной службе к осужденным военнослужащим могут применяться меры поощрения в виде:

– досрочного снятия ранее наложенного взыскания;

– зачета времени отбывания ареста в общий срок военной службы полностью или частично.

За нарушение порядка отбывания наказания к осужденным военнослужащим могут применяться меры взыскания в виде: выговора; перевода в одиночную камеру на срок до 10 суток.

59. Содержание в дисциплинарной воинской части

– военнослужащим, проходящим военную службу по призыву;

– военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

Уголовно-правовая сущность этого наказания заключается в том, что осужденный принудительно направляется на определенный в приговоре срок в дисциплинарную воинскую часть, в которой подвергается исправительному воздействию. Этому способствует специальный режим, установленный в дисциплинарной воинской части.

Наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части устанавливается на срок:

– от трех месяцев до двух лет – за совершение преступлений против военной службы в случаях, предусмотренных статьями гл. 33 Особенной части УК РФ;

– не свыше двух лет – в случаях, когда характер преступления и личность виновного свидетельствуют о возможности замены лишения свободы на срок не свыше двух лет содержанием осужденного в дисциплинарной воинской части на тот же срок. При этом срок содержания в дисциплинарной воинской части определяется из расчета один день лишения свободы за один день содержания в дисциплинарной воинской части.

Военнослужащие, осужденные к содержанию в дисциплинарной воинской части, отбывают наказание в отдельных дисциплинарных батальонах или отдельных дисциплинарных ротах. Дисциплинарная воинская часть размещается отдельно от других воинских частей гарнизона.

В дисциплинарной воинской части устанавливается порядок исполнения и отбывания наказания, обеспечивающий:

– исправление осужденных военнослужащих;

– воспитание у них воинской дисциплины, сознательного отношения к военной службе;

– исполнение возложенных на них воинских обязанностей и требований по военной подготовке;

– реализацию их прав и законных интересов;

– охрану осужденных военнослужащих и надзор за ними;

– личную безопасность осужденных военнослужащих и персонала указанной воинской части.

В период отбывания содержания в дисциплинарной воинской части все осужденные военнослужащие независимо от их воинского звания и ранее занимаемой должности находятся на положении солдат (матросов) и носят единые установленные для данной дисциплинарной воинской части форму одежды и знаки отличия.

Осужденные военнослужащие привлекаются только для несения внутренней службы в качестве дневальных по дисциплинарной роте и рабочих в столовой.

Зачет времени пребывания осужденных военнослужащих в дисциплинарной воинской части в общий срок военной службы:

1) время пребывания осужденного военнослужащего в дисциплинарной воинской части в общий срок военной службы не засчитывается;

2) осужденным военнослужащим, овладевшим воинской специальностью, знающим и точно выполняющим требования воинских уставов и безупречно несущим службу, освобождаемым из дисциплинарной воинской части после истечения срока их призыва, время пребывания в дисциплинарной воинской части может быть зачтено в общий срок военной службы.

Дисциплинарный арест военнослужащих

В. Борисенко, председатель Балтийского флотского военного суда, кандидат юридических наук.

В ходе реализации положений Закона РФ от 21 января 1993 г. «О статусе военнослужащих» важное значение приобретает соблюдение гарантированных Конституцией РФ прав и свобод военнослужащих.

Согласно ст. 28 Закона военнослужащие за проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка, несут дисциплинарную ответственность на основании и в порядке, которые определены общевоинскими уставами.

Дисциплинарный устав Вооруженных Сил РФ (утвержден Указом Президента РФ от 14 декабря 1993 г.) за совершение грубых дисциплинарных проступков предусматривает наложение ареста с содержанием на гауптвахте военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, до 7 суток, а на проходящих военную службу по призыву — до 10 суток. Прапорщики и мичманы могут быть подвергнуты аресту с содержанием на гауптвахте до 5 суток. Правом наложения дисциплинарного ареста наделены воинские должностные лица от командира роты и выше.

Кроме того, в соответствии с Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ (утвержден Указом Президента РФ от 14 декабря 1995 г.) на военнослужащих, арестованных в дисциплинарном порядке и отбывающих наказание на гауптвахте за невыполнение установленных правил внутреннего порядка на гауптвахте или допускающих нарушения воинской дисциплины и халатное отношение к работе, налагается дополнительный арест. На военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, — до 20 суток, на военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, — до 10 суток, с учетом ранее наложенного на них ареста. Такие арестованные могут содержаться в одиночных камерах. Налагать такие аресты вправе военный комендант или командир воинской части.

Дисциплинарный устав предусматривает перечень грубых дисциплинарных проступков военнослужащих, за которые указанные категории военнослужащих могут быть подвергнуты аресту с содержанием на гауптвахте, а также порядок исполнения ареста. Между тем согласно ст. 22 Конституции РФ арест допускается только по судебному решению. При этом в Конституции не содержится никаких исключений, относящихся к указанной конституционной гарантии в отношении военнослужащих и к их аресту, налагаемому в дисциплинарном порядке.

Конституцией РФ предусмотрен прежний порядок ареста только в отношении применения его к гражданам, в том числе и к военнослужащим, в соответствии с уголовно — процессуальным законодательством Российской Федерации, т.е. в отношении подозреваемых или обвиняемых. Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., также устанавливает, что лишение свободы допускается исключительно на основании судебного решения.

Арестованные солдаты, матросы, сержанты и старшины в соответствии с Уставом гарнизонной и караульной служб постоянно находятся под конвоем и лишены права свободного передвижения, привлекаются на принудительные работы по 10 часов в сутки, им запрещаются свидания, передачи от кого-либо, посылки и получение писем. Перед помещением на гауптвахту военнослужащие подвергаются досмотру, у них изымаются личные вещи. Все это дает основание утверждать, что фактически они находятся в положении лиц, лишенных свободы.

Анализ положений ст. ст. 32, 304 и 305 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях свидетельствует, что дисциплинарный арест военнослужащего как по основаниям его применения, так и по порядку и условиям отбывания аналогичен административному аресту, налагаемому на гражданина за совершение административного правонарушения. Однако согласно ст. 32 названного Кодекса административный арест может быть назначен только судом или судьей при соблюдении процессуальных правил, установленных указанным законом. Дисциплинарный же арест, как отмечалось, на военнослужащих налагается во внесудебном порядке воинскими должностными лицами в порядке, установленном воинскими уставами.

Анализ практики применения дисциплинарного ареста свидетельствует о том, что во многих случаях он налагается без какого-либо разбирательства. Имеют место случаи, когда за один и тот же проступок накладываются и другие дисциплинарные взыскания. Не соблюдаются требования о том, что арест с содержанием на гауптвахте является одной из крайних мер воздействия и применяется в случаях совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка, когда другие меры, принятые командиром (начальником), оказались безрезультатными. Нередки случаи, когда командиры прибегали к аресту без достаточных к тому оснований.

Только на Балтийском флоте ежегодно в среднем подвергаются аресту в дисциплинарном порядке до 5 тыс. военнослужащих. Военными прокуратурами флота ежегодно устанавливаются многочисленные случаи нарушения порядка применения дисциплинарного ареста военнослужащих и их содержания на гауптвахте.

Российская Федерация присоединилась к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Согласно ст. 5 Конвенции содержание лица под стражей признается законным только на основании решения компетентного суда. При этом каждый арестованный должен незамедлительно доставляться к судье или к другому должностному лицу, уполномоченному законом осуществлять судебные функции и имеющему право на судебное разбирательство. Каждый, кто лишен свободы путем ареста, имеет право на разбирательство, в ходе которого суд решает вопрос о законности его задержания.

В соответствии с этим Законом срок действия указанных норм ограничен периодом, который потребуется для внесения в законодательство Российской Федерации изменений, полностью устраняющих несоответствия данных положений Конвенции. С момента принятия Закона прошло более двух лет, однако Федеральным Собранием никаких мер законодательного характера не принимается, в силу чего конституционные права и свободы военнослужащих продолжают грубо нарушаться.

Представляется, что основания, процессуальный порядок наложения дисциплинарного ареста на военнослужащих, а также порядок производства по исполнению постановления о дисциплинарном аресте военнослужащих должны быть определены законом, для чего предлагается разработать и принять федеральный закон о дисциплинарном аресте военнослужащих.

В нем должны найти закрепление: понятие дисциплинарного ареста военнослужащих; основания и процессуальный порядок его наложения; перечень дисциплинарных проступков военнослужащих, за которые они могут быть подвергнуты дисциплинарному аресту; сроки ареста; порядок приведения в исполнение и отбывания его, а также процессуальные основания и порядок обжалования решения суда (судьи) по применению дисциплинарного ареста к военнослужащим и процессуальный порядок рассмотрения таких жалоб.

До принятия такого закона возникает вопрос о том, как быть в случае обжалования в военный суд военнослужащими действий воинских должностных лиц о наложении на них дисциплинарного ареста. Как отмечалось, ст. 22 Конституции РФ предусматривает применение ареста только по судебному решению. Заключительная часть и переходные положения Конституции РФ устанавливают сохранение прежнего порядка ареста только в отношении применения его к гражданам, в том числе и к военнослужащим, в соответствии с уголовно — процессуальным законодательством Российской Федерации, т.е. в отношении подозреваемых или обвиняемых. Исходя из этого, следует прийти к выводу, что в соответствии с Конституцией РФ дисциплинарный арест к военнослужащим должен применяться только по судебному решению.

Представляется, что военные суды в случае обращения военнослужащих с жалобами на действия воинских должностных лиц по наложению на них дисциплинарного ареста должны руководствоваться положениями ч. 1 ст. 15 Конституции РФ, согласно которой Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие, а законы и иные правовые акты, применяемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции страны.

Следует признать, что как положения Дисциплинарного устава, Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ, предусматривающие внесудебный порядок наложения на военнослужащих дисциплинарного ареста, так и Федерального закона «О ратификации Конвенции о защите прав и основных свобод и Протоколов к ней», согласно которым сохраняется прежний порядок наложения на военнослужащих дисциплинарного ареста, противоречат Конституции РФ, а значит, не подлежат применению.

К тому же Верховный Суд РФ в п. 1 постановления от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» разъяснил, что в соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти и обеспечиваются правосудием.

Поэтому военный суд обязан в установленном законом порядке принять к своему производству и рассмотреть по существу жалобу военнослужащего на действия воинского должностного лица и, разрешая дело о законности наложения на военнослужащего дисциплинарного ареста, должен применить непосредственно положения Конституции РФ и признать действия воинского должностного лица о наложении им во внесудебном порядке на военнослужащего дисциплинарного ареста незаконными.

Порядок применения дисциплинарного ареста к военнослужащим

Порядок применения к военнослужащим дисциплинарного взыскания в виде дисциплинарного ареста за совершение грубого дисциплинарного проступка регламентируется федеральными законами от 1 декабря 2006 года № 199-ФЗ«О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста», от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации (УказПрезидента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года № 1495). Законодательством Российской Федерации предусмотрен исключительно судебный порядок применения к военнослужащим данного вида дисциплинарного взыскания. Возбуждению перед судом соответствующего ходатайства должно предшествовать разбирательство по факту грубого дисциплинарного проступка, которое проводится по решению командира части(начальника органа военной полиции), назначающего ответственного за его проведение. Разбирательство, как правило, проводится непосредственным командиром (начальником) военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, в целях установления виновных, выявления причин и условий, способствовавших его совершению. По результатам составляется протокол установленной формы. Военнослужащий, в отношении которого составлен протокол, должен быть ознакомлен с ним и вправе представить замечания по его содержанию, которые прилагаются к протоколу. Протокол подписывается составившим его лицом и военнослужащим, в отношении которого он составлен, после чего вместе с материалами разбирательства и предложением о сроке дисциплинарного ареста (ином виде взыскания) представляется командиру воинской части(начальнику органа военной полиции). Копия протокола под расписку вручается военнослужащему, в отношении которого он составлен.

В ходе разбирательства должны быть установлены: событие дисциплинарного проступка (время, место, способ и другие обстоятельства его совершения);

лицо, совершившее дисциплинарный проступок;вина военнослужащего в совершении дисциплинарного проступка, форма вины и мотивы;

данные, характеризующие личность военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок;

наличие и характер вредных последствий;

обстоятельства, исключающие, смягчающие и отягчающие дисциплинарную ответственность;

характер и степень участия каждого военнослужащего при совершении дисциплинарного проступка несколькими лицами;

причины и условия, способствовавшие совершению дисциплинарного проступка;

другие обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности.

Строгость взыскания увеличивается, если дисциплинарный проступок совершен во время несения боевого дежурства (боевой службы) или при исполнении других должностных или специальных обязанностей, в состоянии опьянения или если его последствием явилось существенное нарушение внутреннего порядка.

Право ходатайствовать о применении к военнослужащему дисциплинарного ареста предоставлено командирам (начальникам) от командира отделения и выше или лицу, проводившему разбирательство.

Полномочия направлять материалы о грубом дисциплинарном проступке в гарнизонный военный суд для принятия решения о применении дисциплинарного ареста принадлежит командиру воинской части и начальнику органа военной полиции.

В качестве защитника к участию в производстве по материалам о грубом дисциплинарном проступке допускается адвокат, полномочия которого удостоверяются ордером адвокатского образования.

Материалы о грубом дисциплинарном проступке рассматриваются судьей гарнизонного военного суда единолично в течение трех суток со дня их поступления в гарнизонный военный суд. В случае, если военнослужащий, в отношении которого были направлены документы, находится под арестом или задержан, они рассматриваются непосредственно в день поступления.

По результатам судебного рассмотрения судья гарнизонного военного суда может принять одно из следующих решений:

1) о назначении дисциплинарного ареста;

2) об отказе в назначении дисциплинарного ареста и о возвращении материалов командиру воинской части (начальнику органа военной полиции), направившему их в гарнизонный военный суд, для применения иной меры дисциплинарного воздействия в случаях, еслик военнослужащему не может быть применен дисциплинарный арест;

может быть применена иная мера дисциплинарного воздействия, исходя из обстоятельств дисциплинарного проступка, его последствий, формы вины и личности военнослужащего;

3) о прекращении производства по материалам о грубом дисциплинарном проступке в случаях: если имеется одно из обстоятельств, исключающих дисциплинарную ответственность военнослужащего; передачи материалов руководителю военного следственного органа, если в действии (бездействии) военнослужащего содержится достаточно данных, указывающих на признаки преступления, и решение об освобождении военнослужащего от уголовной ответственности в установленном законодательством порядке не принято.

Постановление судьи о применении к военнослужащему дисциплинарного ареста объявляется сразу повынесении решения и для немедленной реализации в этот же день направляется должностному лицу, уполномоченному его исполнить.

Старший военный прокурор 1 отдела организационного управления Главной военной прокуратуры полковник юстиции О.В.Колбасенков

Статья 28.4. Дисциплинарное взыскание и его применение

(введена Федеральным законом от 04.12.2006 N 203-ФЗ)

1. Дисциплинарное взыскание является установленной государством мерой ответственности за дисциплинарный проступок, совершенный военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, и применяется в целях предупреждения совершения дисциплинарных проступков.

2. За дисциплинарный проступок к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, с учетом положений пункта 3 настоящей статьи могут применяться следующие виды дисциплинарных взысканий:

лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег;

лишение нагрудного знака отличника;

предупреждение о неполном служебном соответствии;

снижение в воинской должности;

снижение в воинском звании на одну ступень;

снижение в воинском звании на одну ступень со снижением в воинской должности;

досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта;

отчисление из военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования;

отчисление с военных сборов;

3. Следующие дисциплинарные взыскания могут применяться:

лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег и лишение нагрудного знака отличника — к солдату, матросу, сержанту или старшине, проходящему военную службу по призыву;

предупреждение о неполном служебном соответствии — к военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, и гражданину, призванному на военные сборы;

снижение в воинском звании на одну ступень и снижение в воинском звании на одну ступень со снижением в воинской должности — к солдату, матросу, сержанту или старшине и гражданину, призванному на военные сборы в качестве солдата, матроса, сержанта или старшины;

досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта — к военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, за исключением высших офицеров и курсантов военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

отчисление из военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования — к курсанту военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

отчисление с военных сборов — к гражданину, призванному на военные сборы;

дисциплинарный арест — ко всем военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, за исключением офицеров, граждан, призванных на военные сборы в качестве офицеров, военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, не приведенных к Военной присяге (не принесших обязательство), а также военнослужащих, не достигших возраста 18 лет, и военнослужащих женского пола;

другие дисциплинарные взыскания, указанные в пункте 2 настоящей статьи, — ко всем военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы.

4. Дисциплинарный арест является крайней мерой дисциплинарного воздействия и заключается в содержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, в условиях изоляции на гауптвахте.

(в ред. Федерального закона от 03.02.2014 N 7-ФЗ)

Дисциплинарный арест применяется к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, лишь в исключительных случаях и только за совершенный им грубый дисциплинарный проступок. При этом если грубым дисциплинарным проступком является административное правонарушение, то дисциплинарный арест может быть применен только в том случае, когда за такое административное правонарушение Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено административное наказание в виде административного ареста.

Дисциплинарный арест назначается на срок до 30 суток за один или несколько грубых дисциплинарных проступков. Если грубым дисциплинарным проступком является административное правонарушение, то срок дисциплинарного ареста устанавливается в пределах срока административного ареста, установленного за такое административное правонарушение Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Дисциплинарный арест за несколько грубых дисциплинарных проступков назначается путем поглощения менее строгого дисциплинарного взыскания более строгим либо путем частичного или полного сложения сроков ареста в пределах срока, установленного абзацем третьим настоящего пункта.

Дисциплинарный арест за грубый дисциплинарный проступок, совершенный в период отбывания дисциплинарного ареста, назначается путем частичного или полного сложения сроков ареста. В этом случае непрерывный срок нахождения военнослужащего под дисциплинарным арестом не должен превышать 45 суток.

В срок дисциплинарного ареста засчитывается срок задержания военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, если такая мера обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке была применена к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, в связи с совершением им дисциплинарного проступка, за который назначен дисциплинарный арест.

Во время отбывания дисциплинарного ареста военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, не может быть исключен из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы (отчислением с военных сборов или окончанием военных сборов), за исключением случая признания его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе, а военнослужащий, проходящий военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, или гражданин, призванный на военные сборы, — также за исключением случая признания его военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе.

5. Дисциплинарный арест назначается судьей гарнизонного военного суда в порядке, установленном Федеральным законом «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста».

(в ред. Федерального закона от 04.11.2007 N 254-ФЗ)

Полномочия командиров по применению дисциплинарных взысканий, за исключением дисциплинарного ареста, а также порядок учета и снятия дисциплинарных взысканий, в том числе дисциплинарного ареста, определяются общевоинскими уставами.

Статья написана по материалам сайтов: base.garant.ru, studfiles.net, wiselawyer.ru, tvzvezda.ru, ipipip.ru.

В. БОРИСЕНКО

В. Борисенко, председатель Балтийского флотского военного суда, кандидат юридических наук.

В ходе реализации положений Закона РФ от 21 января 1993 г. "О статусе военнослужащих" важное значение приобретает соблюдение гарантированных Конституцией РФ прав и свобод военнослужащих.
Согласно ст. 28 Закона военнослужащие за проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка, несут дисциплинарную ответственность на основании и в порядке, которые определены общевоинскими уставами.
Дисциплинарный устав Вооруженных Сил РФ (утвержден Указом Президента РФ от 14 декабря 1993 г.) за совершение грубых дисциплинарных проступков предусматривает наложение ареста с содержанием на гауптвахте военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, до 7 суток, а на проходящих военную службу по призыву - до 10 суток. Прапорщики и мичманы могут быть подвергнуты аресту с содержанием на гауптвахте до 5 суток. Правом наложения дисциплинарного ареста наделены воинские должностные лица от командира роты и выше.
Кроме того, в соответствии с Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ (утвержден Указом Президента РФ от 14 декабря 1995 г.) на военнослужащих, арестованных в дисциплинарном порядке и отбывающих наказание на гауптвахте за невыполнение установленных правил внутреннего порядка на гауптвахте или допускающих нарушения воинской дисциплины и халатное отношение к работе, налагается дополнительный арест. На военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, - до 20 суток, на военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, - до 10 суток, с учетом ранее наложенного на них ареста. Такие арестованные могут содержаться в одиночных камерах. Налагать такие аресты вправе военный комендант или командир воинской части.
Дисциплинарный устав предусматривает перечень грубых дисциплинарных проступков военнослужащих, за которые указанные категории военнослужащих могут быть подвергнуты аресту с содержанием на гауптвахте, а также порядок исполнения ареста. Между тем согласно ст. 22 Конституции РФ арест допускается только по судебному решению. При этом в Конституции не содержится никаких исключений, относящихся к указанной конституционной гарантии в отношении военнослужащих и к их аресту, налагаемому в дисциплинарном порядке.
Конституцией РФ предусмотрен прежний порядок ареста только в отношении применения его к гражданам, в том числе и к военнослужащим, в соответствии с уголовно - процессуальным законодательством Российской Федерации, т.е. в отношении подозреваемых или обвиняемых. Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., также устанавливает, что лишение свободы допускается исключительно на основании судебного решения.
Арестованные солдаты, матросы, сержанты и старшины в соответствии с Уставом гарнизонной и караульной служб постоянно находятся под конвоем и лишены права свободного передвижения, привлекаются на принудительные работы по 10 часов в сутки, им запрещаются свидания, передачи от кого-либо, посылки и получение писем. Перед помещением на гауптвахту военнослужащие подвергаются досмотру, у них изымаются личные вещи. Все это дает основание утверждать, что фактически они находятся в положении лиц, лишенных свободы.
Анализ положений ст. ст. 32, 304 и 305 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях свидетельствует, что дисциплинарный арест военнослужащего как по основаниям его применения, так и по порядку и условиям отбывания аналогичен административному аресту, налагаемому на гражданина за совершение административного правонарушения. Однако согласно ст. 32 названного Кодекса административный арест может быть назначен только судом или судьей при соблюдении процессуальных правил, установленных указанным законом. Дисциплинарный же арест, как отмечалось, на военнослужащих налагается во внесудебном порядке воинскими должностными лицами в порядке, установленном воинскими уставами.
Анализ практики применения дисциплинарного ареста свидетельствует о том, что во многих случаях он налагается без какого-либо разбирательства. Имеют место случаи, когда за один и тот же проступок накладываются и другие дисциплинарные взыскания. Не соблюдаются требования о том, что арест с содержанием на гауптвахте является одной из крайних мер воздействия и применяется в случаях совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка, когда другие меры, принятые командиром (начальником), оказались безрезультатными. Нередки случаи, когда командиры прибегали к аресту без достаточных к тому оснований.
Только на Балтийском флоте ежегодно в среднем подвергаются аресту в дисциплинарном порядке до 5 тыс. военнослужащих. Военными прокуратурами флота ежегодно устанавливаются многочисленные случаи нарушения порядка применения дисциплинарного ареста военнослужащих и их содержания на гауптвахте.
Российская Федерация присоединилась к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Согласно ст. 5 Конвенции содержание лица под стражей признается законным только на основании решения компетентного суда. При этом каждый арестованный должен незамедлительно доставляться к судье или к другому должностному лицу, уполномоченному законом осуществлять судебные функции и имеющему право на судебное разбирательство. Каждый, кто лишен свободы путем ареста, имеет право на разбирательство, в ходе которого суд решает вопрос о законности его задержания.
Однако Федеральным законом от 30 марта 1998 г. о ратификации Конвенции предусмотрено, что не имеется препятствий для применения положений законодательства Российской Федерации, основанных на п. 2 ст. 26 Закона РФ от 22 января 1993 г. "О статусе военнослужащих" (в настоящее время ст. 28 Федерального закона "О статусе военнослужащих", принятого 27 мая 1998 г.), ст. ст. 51 - 53 и 62 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ, устанавливающих арест с содержанием на гауптвахте в качестве меры дисциплинарного взыскания, налагаемого на военнослужащих во внесудебном порядке.
В соответствии с этим Законом срок действия указанных норм ограничен периодом, который потребуется для внесения в законодательство Российской Федерации изменений, полностью устраняющих несоответствия данных положений Конвенции. С момента принятия Закона прошло более двух лет, однако Федеральным Собранием никаких мер законодательного характера не принимается, в силу чего конституционные права и свободы военнослужащих продолжают грубо нарушаться.
Представляется, что основания, процессуальный порядок наложения дисциплинарного ареста на военнослужащих, а также порядок производства по исполнению постановления о дисциплинарном аресте военнослужащих должны быть определены законом, для чего предлагается разработать и принять федеральный закон о дисциплинарном аресте военнослужащих.
В нем должны найти закрепление: понятие дисциплинарного ареста военнослужащих; основания и процессуальный порядок его наложения; перечень дисциплинарных проступков военнослужащих, за которые они могут быть подвергнуты дисциплинарному аресту; сроки ареста; порядок приведения в исполнение и отбывания его, а также процессуальные основания и порядок обжалования решения суда (судьи) по применению дисциплинарного ареста к военнослужащим и процессуальный порядок рассмотрения таких жалоб.
До принятия такого закона возникает вопрос о том, как быть в случае обжалования в военный суд военнослужащими действий воинских должностных лиц о наложении на них дисциплинарного ареста. Как отмечалось, ст. 22 Конституции РФ предусматривает применение ареста только по судебному решению. Заключительная часть и переходные положения Конституции РФ устанавливают сохранение прежнего порядка ареста только в отношении применения его к гражданам, в том числе и к военнослужащим, в соответствии с уголовно - процессуальным законодательством Российской Федерации, т.е. в отношении подозреваемых или обвиняемых. Исходя из этого, следует прийти к выводу, что в соответствии с Конституцией РФ дисциплинарный арест к военнослужащим должен применяться только по судебному решению.
Представляется, что военные суды в случае обращения военнослужащих с жалобами на действия воинских должностных лиц по наложению на них дисциплинарного ареста должны руководствоваться положениями ч. 1 ст. 15 Конституции РФ, согласно которой Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие, а законы и иные правовые акты, применяемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции страны.
Следует признать, что как положения Дисциплинарного устава, Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ, предусматривающие внесудебный порядок наложения на военнослужащих дисциплинарного ареста, так и Федерального закона "О ратификации Конвенции о защите прав и основных свобод и Протоколов к ней", согласно которым сохраняется прежний порядок наложения на военнослужащих дисциплинарного ареста, противоречат Конституции РФ, а значит, не подлежат применению.
К тому же Верховный Суд РФ в п. 1 постановления от 31 октября 1995 г. "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" разъяснил, что в соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти и обеспечиваются правосудием.
Поэтому военный суд обязан в установленном законом порядке принять к своему производству и рассмотреть по существу жалобу военнослужащего на действия воинского должностного лица и, разрешая дело о законности наложения на военнослужащего дисциплинарного ареста, должен применить непосредственно положения Конституции РФ и признать действия воинского должностного лица о наложении им во внесудебном порядке на военнослужащего дисциплинарного ареста незаконными.

Лакоткина Юлия Анатольевна (04.12.2017 в 14:37:23)

Автор темы, если имеется приказ и вы не прибыли, к вам могут применить дисциплинарное взыскание в виде ареста, но только по . Это реально, не шучу, приходилось работать с 61 Омским военным гарнизонным судом.

Положением о порядке прохождения военной службы. и согласно ст.224 УВС. Регламентом служебного времени военнослужащих, проходящих военную , должно предусматриваться время их прибытия на службу и убытия с нее, время перерыва для приема пищи (обеда), самостоятельной подготовки (не менее четырех часов), ежедневной подготовки к проведению занятий и время на физическую подготовку (общей продолжительностью не менее трех часов в неделю).

Если есть приказ и вы не прибыли, увы и ах могут привлечь, вопрос в другом каким образом до вас доведен приказ.

Согласно от 01.12.2006 N 199-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста"

Статья 18. Виды решений, принимаемых судьей гарнизонного военного суда по результатам судебного рассмотрения материалов о грубом дисциплинарном проступке

1. По результатам судебного рассмотрения материалов о грубом дисциплинарном проступке судья гарнизонного военного суда принимает одно из следующих решений:

1) о назначении дисциплинарного ареста;

2) об отказе в назначении дисциплинарного ареста и о возвращении указанных материалов командиру воинской части (начальнику органа военной полиции), направившему в гарнизонный военный суд указанные материалы, для применения иной меры дисциплинарного воздействия, чем дисциплинарный арест, в случаях, если:

а) к военнослужащему не может быть применен дисциплинарный арест;

б) к военнослужащему может быть применена иная мера дисциплинарного воздействия, чем дисциплинарный арест, исходя из обстоятельств совершения грубого дисциплинарного проступка, его последствий, формы вины и личности военнослужащего;

3) о прекращении производства по материалам о грубом дисциплинарном проступке в случаях:

а) если имеется одно из обстоятельств, исключающих дисциплинарную ответственность военнослужащего;

б) передачи указанных материалов руководителю военного следственного органа Следственного комитета Российской Федерации, если в действии (бездействии) военнослужащего содержится достаточно данных, указывающих на признаки преступления, и решение об освобождении военнослужащего от уголовной ответственности в установленном законодательством Российской Федерации порядке не принято.

2. Решение судьи гарнизонного военного суда, принятое в соответствии с частью 1настоящей статьи, оформляется постановлением.

3. Решение судьи гарнизонного военного суда, указанное в подпункте "б" пункта 3 части 1 настоящей статьи, не препятствует повторному рассмотрению судьей гарнизонного военного суда материалов о грубом дисциплинарном проступке, если по указанным материалам принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела или уголовное дело прекращено.

Статья 19. Постановление судьи гарнизонного военного суда по результатам судебного рассмотрения материалов о грубом дисциплинарном проступке

1. В гарнизонного военного суда по результатам судебного рассмотрения материалов о грубом дисциплинарном проступке (далее - постановление судьи гарнизонного военного суда) указываются:

1) дата и место судебного рассмотрения;

2) наименование гарнизонного военного суда, фамилия и инициалы судьи, вынесшего постановление, данные об участвовавших в судебном рассмотрении военном прокуроре, защитнике, командире воинской части (начальнике органа военной полиции), направившем в гарнизонный военный суд указанные материалы, или его представителе;

3) фамилия, имя, отчество, год, месяц, день и место рождения, место военной службы и другие данные о личности военнослужащего, в отношении которого ведется производство по указанным материалам;

4) обстоятельства, установленные в ходе судебного рассмотрения, объяснения военнослужащего, в отношении которого рассмотрены указанные материалы, и иные доказательства, исследованные судьей гарнизонного военного суда, выводы по результатам исследования доказательств о виновности или невиновности данного военнослужащего, обстоятельства, смягчающие дисциплинарную ответственность, и обстоятельства, отягчающие дисциплинарную ответственность;

5) положения федеральных законов, предусматривающие ответственность военнослужащего за совершение грубого дисциплинарного проступка, либо основания прекращения производства по указанным материалам;

6) вид решения, принятого по результатам судебного рассмотрения указанных материалов, а при назначении дисциплинарного ареста, кроме того, срок дисциплинарного ареста;

7) срок и порядок обжалования постановления.

2. В постановлении судьи гарнизонного военного суда должен быть решен вопрос об изъятых вещах и документах с соблюдением требований, установленных Федеральным законом "О статусе военнослужащих".

3. Постановление судьи гарнизонного военного суда подписывается судьей, вынесшим постановление.

Дисциплинарный арест военнослужащих практически неприменим.
Почему?

Дисциплинарный арест как вид наказания военнослужащего за совершение грубого дисциплинарного проступка во все времена обладал большим воспитательным воздействием и значительно повышал возможности командиров (начальников) по поддержанию в подчиненных частях уставного порядка. Однако Указом Президента РФ от 30 июня 2002 г. N 671 "О внесении изменений в общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации" дисциплинарный арест был исключен из практики применения военного командования всех уровней. Одновременно с этим результаты ежегодных мониторингов состояния воинской дисциплины показали, что за время, прошедшее после вступления в силу вышеназванного Указа, существенно возросло число грубых нарушений воинской дисциплины. Это прежде всего самовольные отлучки, употребление спиртных напитков, нарушение правил несения службы и уставных взаимоотношений между военнослужащими. Об этом также убедительно свидетельствуют статистические данные. Так, согласно Директиве Министра обороны Российской Федерации "О мерах по недопущению превышений должностных полномочий офицерами Вооруженных Сил Российской Федерации" от 7 июня 2003 г. N Д-33, в 2002 г. в избиении подчиненных участвовали 290 офицеров, в результате чего пострадали 419 военнослужащих, из которых 3 погибли; 11 военнослужащим причинен тяжкий вред здоровью. За указанные преступления осуждено 200 офицеров, в том числе один генерал. А в 2003 г. было зарегистрировано свыше 90 преступлений, связанных с рукоприкладством офицеров, от которых пострадало более 100 военнослужащих. Отмена дисциплинарного ареста с содержанием на гауптвахте во многих случаях снизила авторитет командира как единоначальника. Сложившаяся ситуация привела, в свою очередь, к тенденции систематического совершения нарушений одними и теми же военнослужащими, что в целом отрицательно сказалось на боеготовности войск. Проанализировав данные факты, руководство Министерства обороны пришло к выводу, что основной предпосылкой совершения грубых дисциплинарных проступков стало отсутствие надлежащей дисциплинарной ответственности за их совершение. Именно поэтому в вышестоящих кругах снова было принято решение о разработке законов, касающихся применения к военнослужащим дисциплинарного ареста. При этом были тщательно изучены опыт и практика применения данного вида дисциплинарного взыскания ведущих зарубежных государств. Как итог, Президентом Российской Федерации подписаны федеральные законы от 1 декабря 2006 г. N 199-ФЗ "О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста" и от 4 декабря 2006 г. N 203-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих", вступившие в силу с 1 января 2007 г. Вслед за ними последовало издание новых общевоинских уставов Вооруженных Сил РФ, закрепивших дисциплинарный арест как крайнюю меру дисциплинарного воздействия, сущность которой заключается в содержании военнослужащего в условиях изоляции на гарнизонной или войсковой (корабельной) гауптвахте. Тем самым национальное законодательство было полностью приведено в соответствие с мировой практикой цивилизованных государств; Европейской конвенцией о защите прав человека от 4 ноября 1950 г. (ст. 5) и Конституцией Российской Федерации (ст. 22) заключение под стражу и содержание под стражей граждан допускаются только на основании решения суда.

Казалось бы, наша страна находится на верном пути демократизации общества, и дисциплинарный арест снова станет действенной опорой командиров по поддержанию воинской дисциплины. Однако председатель Московского окружного военного суда генерал-лейтенант юстиции А. Безнасюк отметил, что восстановление гауптвахты в Российской армии с 1 января 2007 г. не повлияло на уровень правонарушений в войсках. В 2007 г. судьями военных судов было рассмотрено в целом 510 материалов по делам о применении дисциплинарного ареста, из них 116 - гарнизонными военными судьями Московского военного округа. Для сравнения: по словам председателя Балтийского флотского военного суда генерал-майора юстиции В. Борисенко, во времена российских "гауптвахт первого поколения" (1990-е годы) в Балтийском флоте ежегодно подвергались аресту до 5 тыс. военнослужащих . Следовательно, принимая во внимание эти факты, можно сделать вывод о "непопулярности" дисциплинарного ареста как одного из видов дисциплинарных взысканий с учетом наличия широкого распространения грубых дисциплинарных проступков среди лиц, проходящих военную службу.

Для того чтобы понять, почему на сегодняшний день рассматриваемый вид дисциплинарного взыскания редко применяется в Вооруженных Силах в отличие от прежних времен, необходимо прежде всего обратить внимание на порядок наложения дисциплинарного ареста.

Напомню, что, согласно ранее действовавшим общевоинским уставам Вооруженных Сил РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 14 декабря 1993 г. N 2140, правом наложения дисциплинарного ареста наделялись воинские должностные лица от командира роты и выше. В настоящее время, как уже было упомянуто, назначить рассматриваемый вид дисциплинарного взыскания в отношении военнослужащего, являющегося нарушителем воинской дисциплины, может только гарнизонный военный суд. Кроме того, до 1 июля 2002 г. Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил РФ за совершение грубых дисциплинарных проступков предусматривалось наложение ареста с содержанием на гауптвахте на военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, до 7 суток, а на проходящих военную службу по призыву - до 10 суток. С 1 января 2007 г. дисциплинарный арест назначается на срок до 30 суток за один или несколько грубых дисциплинарных проступков. А в случае совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка в период отбывания дисциплинарного ареста непрерывный срок нахождения военнослужащего на гауптвахте не должен превышать 45 суток .

Командирам воинских частей следует иметь в виду, что до подачи в суд соответствующих материалов, уличающих виновного в совершении грубого дисциплинарного проступка, необходимо провести административное расследование в целях выявления причин и условий, способствовавших совершению дисциплинарного проступка. Лицо, назначенное командиром воинской части для проведения разбирательства, направляет командиру воинской части предложение о сроке дисциплинарного ареста, который целесообразно назначить военнослужащему . Командиру воинской части в 10-дневный срок после совершения подчиненным грубого дисциплинарного проступка представляются соответствующие материалы: рапорт о происшедшем, объяснения военнослужащего и свидетелей, служебную характеристику на провинившегося, справку о медицинском освидетельствовании, а также предметы, вещи и документы, имеющие значение для решения вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности. Командир части, в свою очередь, в течение двух суток должен рассмотреть представленные документы и принять решение о направлении их в суд или о прекращении разбирательства (применении другого вида дисциплинарного взыскания). При этом в первом случае командир представляет и свое заключение о сроке ареста, который целесообразно определить для потенциального обитателя гауптвахты. Несомненно, процедура наложения дисциплинарного ареста довольно сложна для командиров с юридической точки зрения, поскольку возникает необходимость наличия четко отработанного механизма по сбору необходимых документов. Неслучайно в 2007 г. 43 материала по делам о дисциплинарном аресте было возвращено командирам воинских частей ввиду их неправильного оформления

Вообще, создается впечатление, что все "отцы-командиры" как только узнали о необходимости направления в суд по дисциплинарным делам целого перечня документов на "проштрафившегося", так все "дружно" и забыли о таком виде наказания, как дисциплинарный арест, накладываемый по судебному решению. Действительно, невозможно оставить без внимания эту особенность.

Помимо излишней бумажной оформительской волокиты на командира воинской части (должностное лицо гарнизона), направившего в гарнизонный военный суд материалы о грубом дисциплинарном проступке, возлагается обязанность обеспечить явку в суд военнослужащего, в отношении которого ведется производство по указанным материалам, а также в пределах своей компетенции иных лиц, участие которых в судебном рассмотрении указанных материалов признано необходимым . Само участие командира воинской части в судебном рассмотрении при наложении дисциплинарного ареста также обязательно. В этой связи пассивность командного звена в наложении указанного вида дисциплинарного взыскания может быть объяснена еще и тем, что некоторые воинские должностные лица зачастую ориентированы не на объективное повышение уровня дисциплины в армейской среде, а на уменьшение доли собственной работы.

Полагаю, что на принятие решения начальником назначить военнослужащему дисциплинарный арест косвенно влияет и судебная практика, которая складывалась в 2007 г. зачастую не в пользу командного состава. По каждому четвертому ходатайству командования судами назначался срок ареста менее продолжительный, чем об этом ходатайствовали командиры воинских частей. Так, срок дисциплинарного ареста до 10 суток назначался в отношении 59,7% военнослужащих (298 человек) .

Таким образом, все вышеперечисленное указывает на тот факт, что командиры крайне неохотно проявляют инициативу назначения дисциплинарного ареста в отношении злостных нарушителей уставного порядка, не обращаясь в установленном порядке в суд. Одновременно с этим бездействие должностных лиц может привести к необоснованному исключению дисциплинарного ареста из круга взысканий дисциплинарного характера. Это, в свою очередь, провоцирует использование неправовых механизмов воздействия на личный состав (запирание солдат "до вытрезвления" в оружейных комнатах, бытовках, рукоприкладство и т.д.).

Анализ действующего законодательства о дисциплинарном аресте и складывающаяся практика его применения позволили выявить еще несколько проблемных вопросов. Так, в ст. 4 Федерального закона от 1 декабря 2006 г. N 199-ФЗ "О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста" (далее - ФЗ N 199) указано, что материалы о грубом дисциплинарном проступке рассматриваются гарнизонным военным судом, в который они поступили. Данная трактовка неточно отражает правила подсудности указанных материалов, поскольку в соответствии со ст. 21 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" гарнизонный военный суд действует на территории, на которой дислоцируются один или несколько военных гарнизонов. На практике при наличии на территории одного гарнизона двух и более гарнизонных военных судов, которые обслуживают воинские части различной подчиненности, этот пробел может привести к спорам о подсудности.

Статьей 5 ФЗ N 199 предусмотрено обязательное участие военнослужащего, в отношении которого ведется производство по материалам о грубом дисциплинарном проступке, в судебном рассмотрении указанных материалов. Однако представляется, что применение дисциплинарного ареста к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, возможно и без их участия, при условии обязательного участия защитника (как административный арест возможен без участия в суде гражданина).

Согласно ч. 1 ст. 22 ФЗ N 199, на постановление судьи гарнизонного военного суда может быть подана жалоба военнослужащим, в отношении которого оно вынесено, его защитником, командиром воинской части (должностным лицом гарнизона), направившим в гарнизонный военный суд материалы о грубом дисциплинарном проступке, а также внесено представление военным прокурором. Однако в законе прямо не говорится о возможности обжалования постановления судьи о назначении военнослужащему дисциплинарного ареста либо о возврате поступивших в суд материалов в случаях, прямо предусмотренных частью 1 ст. 13 ФЗ N 199, а также об отказе в назначении дисциплинарного ареста и о возвращении указанных материалов командиру воинской части (должностному лицу гарнизона), направившему в гарнизонный военный суд указанные материалы, для применения иной меры дисциплинарного воздействия и о прекращении производства по материалам о грубом дисциплинарном проступке.

В связи с отсутствием прямого указания в законе на возможность обжалования таких постановлений представляется, что, разрешая вопрос по существу, необходимо руководствоваться частью 2 ст. 46 Конституции РФ, предусматривающей общий принцип возможности судебного обжалования любых решений государственных органов, в том числе суда.

Московским окружным военным судом в 2007 г. в кассационном порядке были рассмотрены материалы о назначении военнослужащему дисциплинарного ареста по жалобе командира войсковой части N 88612 на постановление судьи Люберецкого гарнизонного военного суда от 22 января 2007 г. о возвращении указанному должностному лицу материалов о грубом дисциплинарном проступке в отношении военнослужащего той же воинской части, проходящего военную службу по призыву в связи с их неправильным оформлением и неполнотой. Рассмотрев указанную жалобу, судья Московского окружного военного суда оставил ее без удовлетворения на том основании, что постановление судьи Люберецкого гарнизонного военного суда было принято в соответствии с требованиям п. 3 ч. 1 ст. 13 ФЗ N 199

Часть 2 ст. 22 ФЗ N 199 предусматривает, что подача жалобы (внесение представления) не приостанавливает исполнение постановления судьи гарнизонного военного суда о назначении военнослужащему дисциплинарного ареста, которое подлежит немедленному исполнению. Однако на практике не исключены судебные ошибки при рассмотрении указанных материалов. Поскольку к моменту рассмотрения жалобы на постановление суда о назначении дисциплинарного ареста военнослужащий, как правило, отбудет часть или весь срок дисциплинарного ареста, представляется необходимой разработка и законодательное закрепление компенсационного механизма тем военнослужащим, к которым дисциплинарное наказание в виде ареста было применено в результате судебной ошибки. Например, по обратной аналогии с положениями Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", предусматривающими незачет времени отбывания дисциплинарного ареста в срок службы по призыву, в вышеуказанных случаях можно было бы засчитывать один день незаконного отбывания ареста в общую продолжительность военной службы в льготном исчислении и т.п.

Интересно также представить следующую ситуацию. Если военнослужащий (гражданин, призванный на военные сборы), в отношении которого принято решение об отмене дисциплинарного ареста, находится на гауптвахте под арестом, то он подлежит немедленному освобождению. Вопрос: возникает ли у указанного военнослужащего право на реабилитацию, т.е. на возмещение причиненного ему материального и морального вреда, в связи с необоснованным дисциплинарным арестом, как это предусмотрено, например, в п. 34 ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса РФ?

К сожалению, в ФЗ N 199 данный вопрос никак не урегулирован. Между тем, как представляется, военнослужащий, который необоснованно провел под арестом хотя бы несколько дней, имеет полное право на реабилитацию (выражаясь языком уголовно-процессуального закона). Согласно ч. 1 ст. 133 УПК РФ, право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда. Вот только в какой мере, с учетом принципа аналогии права, приведенная норма уголовно-процессуального закона может быть применима к реализации норм ФЗ N 199, пока неясно в связи с недостаточной правоприменительной и судебной практикой.

Одной из главных новелл действующего законодательства стало участие защитника в суде по ходатайству военнослужащего, в отношении которого ведется производство по материалам о грубом дисциплинарном проступке. В качестве защитника к участию в судебном рассмотрении материалов о грубом дисциплинарном проступке допускается адвокат, полномочия которого удостоверяются соответствующим ордером. Согласно ст. 6 Федерального закона "О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста", защитник, допущенный к участию в судебном рассмотрении материалов о грубом дисциплинарном проступке, имеет право общаться с военнослужащим, в отношении которого ведется производство по материалам о грубом дисциплинарном проступке, наедине и конфиденциально, знакомиться со всеми материалами, собирать и представлять доказательства, участвовать в их исследовании, в том числе задавать вопросы участникам судебного рассмотрения указанных материалов с разрешения судьи гарнизонного военного суда, заявлять ходатайства и отводы. Иными словами, к примеру, если нарушитель воинской дисциплины считает, что он не заслуживает рассматриваемого вида дисциплинарного взыскания и в отношении него имеется предвзятое отношение со стороны командира части, то военнослужащий вправе требовать защитника. При этом за услуги адвокату должна заплатить воинская часть. Для этого необходимо представить в финансовую часть письменный договор с юристом. Однако непосредственно порядок выплат (с какого счета снимать, как перечислять, какие справки составлять и прикладывать) должно определять каждое ведомство, где служат военнослужащие. Это имеет принципиальное значение, поскольку командир воинской части должен иметь представление о четкой и понятной процедуре, как рассчитываться с "солдатскими адвокатами". На сегодняшний день в действующем законодательстве существуют пробелы в правовом регулировании в указанной части

Представляется также весьма интересным вопрос об условиях содержания военнослужащих под дисциплинарным арестом. Примечательно, но условия, указанные в прежних общевоинских уставах, были даже хуже, чем в колониях. Достаточно сказать, что арестованные спали только на голых нарах и могли привлекаться к работам по 10 часов, в то время как осужденные по суду преступники - всего по 8. Теперь же ситуация в корне изменилась. Так, Уставом гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил РФ жилая площадь увеличена с 2 до 4 кв. м на одного человека, в каждом помещении новой гауптвахты должен быть установлен умывальник с горячей водой и туалет, а прежние нары и топчаны заменили кровати с набором постельных принадлежностей (матрасом, подушкой, одеялом, постельным бельем: двумя простынями и наволочкой). Помимо этого военнослужащие, содержащиеся на гауптвахте, должны быть обеспечены полотенцем, столовой посудой и столовыми приборами на время принятия пищи (миской, кружкой, ложкой), книгами, газетами и журналами, настольными играми (шашки, шахматы, домино: по одному комплекту на общую камеру), письменными принадлежностями. В камерах должны быть кровати, столы, табуреты (стулья) по количеству лиц, содержащихся в камере, тумбочки для личных вещей, туалетных и бритвенных принадлежностей (одна на два человека), баки с питьевой водой, вешалки для верхней одежды, настенное зеркало, розетка для подключения электроприборов, радио для прослушивания общегосударственной программы, кнопка для вызова контролера, светильники дневного и ночного освещения, урна для мусора, плевательница, инвентарь для уборки камеры. По возможности камеры обеспечиваются вентиляционным оборудованием, телевизорами, холодильниками, санузлами и умывальниками с водопроводной водой. При отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности. Арестованным военнослужащим гарантируется личная безопасность во время содержания на гауптвахте, материально-бытовое и медицинское обеспечение по установленным нормам для соответствующих категорий, восьмичасовой сон в ночное время, вежливое обращение со стороны военнослужащих, несущих службу на гауптвахте, ежедневная прогулка продолжительностью не менее одного часа.

Согласно п. 57 приложения N 14 Устава гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил РФ, гарнизонная гауптвахта оборудуется отдельными комнатами: для приема военнослужащих; для допроса подозреваемых и обвиняемых; для свиданий с осужденными к аресту с отбыванием наказания на гауптвахте, подозреваемыми и обвиняемыми; для проведения медицинского осмотра и оказания медицинской помощи военнослужащим; комнатами для работы и размещения штатного состава гауптвахты; караульным помещением; кухней (комнатой) для подогрева или приготовления пищи военнослужащим, содержащимся на гауптвахте, с необходимыми подсобными помещениями; столовой или комнатой для приема пищи (в каждом отделении); кладовой, оборудованной стеллажами (вешалками) для хранения вещей военнослужащих, содержащихся на гауптвахте; комнатой для умывания (в каждом отделении); внутренними или наружными туалетами (в каждом отделении).

Как видим, нынешний Устав гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил РФ существенным образом улучшил условия пребывания военнослужащих на гауптвахте, однако основная сложность заключается в реализации указанных выше положений на практике. Дело в том, что серьезным барьером, препятствующим применению дисциплинарного ареста в войсках, является плохое обустройство сегодняшних гауптвахт и отсутствие нормальных мест для содержания арестованных, что непосредственным образом влияет на практику назначения судами рассматриваемого дисциплинарного взыскания. Военных судей зачастую не могут удовлетворить материалы командования о применении к военнослужащим дисциплинарного ареста, поскольку отсутствуют условия содержания арестованных военнослужащих, предписанные Уставом гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил РФ, к тому же многие камеры с 2002 г. вообще пришли в полную негодность. Неслучайно председатель Московского окружного военного суда генерал-лейтенант юстиции А. Безнасюк отметил, что Министерство обороны, пять лет проливавшее слезы по поводу отмены гауптвахты в 2002 г. и наконец получившее желаемое в 2007 г., фактически оказалось не готово к применению дисциплинарного ареста в отношении злостных нарушителей уставного порядка . Именно поэтому в настоящее время в Министерстве обороны Российской Федерации, по словам начальника Управления службы войск Главного управления боевой подготовки и службы войск Вооруженных Сил РФ В. Козлова, развернута целенаправленная работа по приведению гарнизонных гауптвахт в соответствие с требованиями российского законодательства. Создана рабочая группа по разработке ведомственной целевой программы строительства и реконструкции гарнизонных гауптвахт на 2007-2010 гг. Руководство этой группы возложено на службу расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской Федерации. В состав рабочей группы включены представители различных служб Министерства обороны РФ, главных и центральных управлений. Разработана проектно-сметная документация. Имеется план строительства и реконструкции гарнизонных гауптвахт на 2006-2010 гг., утвержденный первым заместителем министра обороны РФ. В нем расписаны все этапы работы. Всего в Вооруженных Силах РФ планируется иметь 142 гауптвахты. В целом будет возведено 33 и реконструировано 109 гауптвахт . Строительство и реконструкция гауптвахт будут осуществляться Службой расквартирования и обустройства Министерства обороны, а финансирование ведомственной целевой программы будет осуществляться за счет бюджета Министерства обороны РФ. Не стоит сомневаться, что в скором будущем построение и обустройство гауптвахт "нового образца" будут способствовать широкому распространению случаев назначения дисциплинарного ареста как средства воспитательного воздействия, что непременно приведет к укреплению воинской дисциплины и эффективному поддержанию правопорядка в войсках.

Помимо указанной выше проблемы существует и иная, суть которой заключается в том, что особенностью организации военно-административных отношений является их динамичность и привязанность не к конкретной территории, а к месту дислокации войск. Военные суды в мирное время действуют в конкретных населенных пунктах и лишь при объявлении военного положения дислоцируются в местах нахождения штабов дивизий, армий, фронтов, флотилий, флотов. А гауптвахты (гарнизонные, войсковые, корабельные) создаются в местах наибольшего сосредоточения военнослужащих и бывают временными (например, на период нахождения на учебном полигоне) или постоянными. Корабельные гауптвахты создаются на флагманских судах, а также на других кораблях военно-морского флота при их нахождении в походах. В связи с этим есть основания полагать, что в мирное время реализовать судебную процедуру дисциплинарного ареста военнослужащих, совершивших дисциплинарное правонарушение не по месту постоянной дислокации войсковой части, в морском походе либо если войсковая часть расположена на значительном удалении от места нахождения военного суда, будет достаточно сложно, и существующий правовой механизм наложения дисциплинарного ареста может не работать.

Подобную озабоченность вызывает применение рассматриваемого дисциплинарного взыскания в Черноморском флоте Российской Федерации. Здесь уместно отметить, что российские суды, к примеру, осуществляют свою деятельность на постоянной основе в Казахстане, Таджикистане, Молдове с учетом уважения их суверенитета и на основе договоренностей между Россией и указанными государствами СНГ. Но на сегодняшний день, например, подобной договоренности между российской и украинской сторонами не существует, а согласно законодательству Украины, правом рассмотрения вопросов создания и ликвидации судов обладает лишь Президент Украины. Получается, что суда, непосредственно находящегося в месте дислокации флота (г. Севастополь), нет, а ближайший размещается в г. Новороссийске. Это еще более усугубляет сложившееся положение в случае обращения командования о назначении дисциплинарного ареста лицу, проходящему военную службу в составе Черноморского флота на территории Украины.

Подводя итог, хочется отметить, что практика защиты интересов личности и общества во многом предопределила научное переосмысление института дисциплинарного ареста военнослужащих. Дух и буква внесенных изменений направлены на модернизацию правового регулирования рассматриваемого вида дисциплинарного взыскания. Однако дисциплинарный арест со всеми нововведениями пока не смог в полной мере привести к совершенствованию деятельности военной организации государства. Следует признать, что, являясь мерой воспитательного воздействия, арест с содержанием на гауптвахте в настоящее время редко назначается военными судами в силу указанных выше препятствий, ликвидация которых в кратчайшие сроки является осознанной необходимостью с целью повышения управляемости войсками, укрепления дисциплины и правопорядка, обеспечения оперативного и качественного решения задач в условиях военной службы.

Д.Ю. Мананников,

военно-юридический факультет

Военного университета Министерства обороны РФ

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────



Просмотров