"дифференциация "с-з" в словах и предложениях". Обит железом, на нем замок навесной

Елена Полуян
Конспект логопедического занятия «Звуки [С] - [З]»

Конспект логопедического занятия "Звуки [С] - [З]"

Цель: научить правильно произносить и различать звуки [С] - [З].

Коррекционно-развивающие задачи :

* учить слухо-произносительной дифференциации звуков [С] - [З];

* закреплять навыки звуко-слогового анализа слов;

* формировать умение находить звуки [С] - [З] среди других звуков, определять их место в словах;

* развивать речевую активность, фонематические представления, слуховое внимание и память;

* развитие общей и артикуляторной моторики, координации речи с движением;

* учить выделять из предложения слова с определённым звуком.

Оборудование: зеркала, предметные картинки с изучаемыми звуками на столах у детей, куклы Зоя и Соня, цветные кружочки для составления схем слов.

Предварительная работа: разучивание подвижного упражнения «Спал цветок и вдруг проснулся».

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети входят в кабинет, здороваются и становятся возле стульев.

Здравствуйте, ребята! Сейчас сядет тот, чьё имя я назову со словом «пожалуйста».

2. Артикуляционная гимнастика.

Упражнения «Улыбка», «Трубочка», чередование упражнений «Улыбка» и «Трубочка», «Качели», «Часики».

3. Знакомство с темой.

Ребята, отгадайте загадки.

Кого обижают и звери и птицы,

Он каждого кустика в поле боится.

Зимою под ёлкой он так замерзает,

Что летом шубейку свою не снимает.

(Заяц)

Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк.

Две медали на груди,

Лучше в дом не заходи.

(Собака)

Назовите 1-й звук в словах.

Сравнить артикуляцию звуков [С] - (найти общее и различие, обратив внимание на «работу горлышка»):

* губы в улыбке;

* зубы сближены;

* широкий кончик языка за нижними зубами, боковые края языка прижаты к верхним зубам;

* холодный воздух идёт по центру языка;

* при произнесении звука [С] горлышко «молчит», - «работает».

Вспомнить характеристику звуков и обозначение: звуки согласные (язычок создаёт преграду воздуху); звук [С] - глухой, обозначается синим кружочком, звук звонкий, обозначается зелёным кружочком.

4. Фонетическое упражнение.

Накачаем насосом колесо: С, С, С, С. (резкое отрывистое произнесение).

Как поют комарики? 33333. (произносить длительно на плавном выдохе).

5. Игра «Запомни, повтори» - воспроизведение слоговых рядов.

Са-са-за за-за-са сна-сна-зна

Са-за-за за-са-са сна-зна-зна

Са-за-са за-са-за зна-сна-сна

6. Дидактическое упражнение «Составь слово» (из слогов).

Са, мо, лёт; зо, ло, то; ско, во, ро, да; зо, о, парк

7. Физкультминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся.

Спал цветок и вдруг проснулся – (наклоны туловища вправо, влево)

Больше спать не захотел. (наклоны туловища вперед, назад)

Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел. (руки вверх, вправо, влево)

Солнце утром лишь проснётся, (повороты туловища вправо, влево)

Бабочка кружит и вьётся. (покружиться)

8. Подарок для Сони и Зои.

Пока мы с вами делали физкультминутку, к нам в гости пришли Соня и Зоя (педагог показывает кукол) . Произнесите имена кукол. Назовите 1-й звук. Дайте характеристику.

Давайте сделаем подарок для наших кукол. Перед вами на столе лежат картинки, вам нужно разделить картинки для Сони (со звуком [С]) и для 3ои (со звуком ).

9. Дидактическая игра «Узнай звук».

Я называю вам слова, а вы, услышав слово со звуком [С], поднимите синий кружок, со звуком [З] зелёный кружок.

Самолёт, зонт, забор, кошка, сани, коза, сом, дом, глазок, миска, стрекоза.

10. Дидактическая игра «Найди картинку».

Из ряда картинок выбрать те, в названии которых есть звук [С] или [З], определить место звука в слове, поделить на слоги.

11. Дидактическое упражнение «Доскажи словечко».

* На дне реки усатый сом

Сладко спит и видит.. . (сон).

* На осину Костя влез,

С высоты он видит. (лес).

* Помогать я маме буду,

Вымою сама. (посуду).

* Я ключом открыть не мог

На дверях большой. (замок).

* Не доела Зоя суп,

Заболел у Зои. (зуб).

* Летом нас пугают грозы,

А зимой страшны. (морозы).

12. Дифференциация звуков [С] - в предложении.

Прослушать предложения. Назвать в них слова со звуками [С] и [З].

Соня гуляет на поляне. У Оли болят зубы. Соня идёт в лес.

Захар увидел козу на поляне. Соня и Зоя купили вазу.

13. Итог занятия

Молодцы, ребята, вы отлично справились со всеми заданиями.

Вам понравилось занятие?

Что нового вы узнали сегодня?

14. Рефлексия «Светофор».

Детям раздаются карточки трех цветов – красного, желтого, зеленого. Дети должны оценить свою работу. Поднять нужно ту карточку, которая покажет насколько выполнены все задания: зеленая карточка – работа выполнена без ошибок, желтая карточка – есть немного ошибок, красная карточка – есть ошибки.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Сергеева Юлия Юрьевна Учитель-логопед МКДОУ Д/С №234 «Кроха», г. Новосибибирск Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной.

Конспект фронтального логопедического занятия во 2 классе «Согласные звуки [В], [В’], буква В» Тема: Согласные звуки В, Вь, буква В. Цель: Закреплять правильное произношение согласных звуков В, Вь в словах. Задачи: Обучающие: -уточнить.

Конспект фронтального подгруппового логопедического занятия в старшей группе «Звуки С, Сь». Конспект открытого подгруппового логопедического занятия в старшей группе. Тема «Звуки [с], [с‘]. Задачи. 1. Корекционно- образовательные:.

Конспект логопедического занятия для детей с заиканием 5–6 лет «Звуки [С], [С’]» Конспект группового логопедического занятия для детей старшей группы Тема «Звук [С], [СЬ]. Цель: Учить детей различать звуки [с] и [сь];.

Конспект логопедического занятия по звукопроизношению в старшей группе «Звуки [г] - [г’]» Тема: Звук Г-Гь.. Учить давать сравнительную характеристику. Цели занятия: Коррекционно-образовательные: - познакомить детей со звуками.

Конспект логопедического занятия в 1 классе для детей с ФФН «Звуки [Ч], [Щ] и буквы Ч, Щ» Конспект логопедического занятия с детьми 1 класса (ФФН) на тему: «Звуки и буквы Ч, Щ» с использованием здоровьесберегающих технологий.

Нарушениями в

условиях дошкольного логопункта.
«Звуки С – З. Свистелочки и Звенелочки».

учитель-логопед высшей квалификационной категории

Лабинск 2012

Цель занятия:

Автоматизация звуков [с] и [з] в словах, фразах, предложениях, мини-стихотворениях,

чистоговорках. Закреплять правильное, отчётливое произношение свистящих звуков и их различение на слух.

Задачи:

- Образовательная .

Закрепить знание о механизмах организации данного звука, изолированного, в слогах, в словах и в предложениях. Упражнять в употреблении слов со звуком в свободной речи. Продолжать учить, составлять предложения по опорным словам.

- Развивающая .

Совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата. Развитие фонема тического восприятия, памяти, внимания, мелкой моторики.

- Коррекционная .

    Развитие и совершенствование артикуляционной, мимической мускулатуры, пальчиковой (мелкой) и общей моторики, координации речи с движением, ориентировки в пространстве, речевого дыхания (сильного выдоха); Развитие звукового и слогового анализа и синтеза (определение места звука в слове и определение количества слогов (частей) в слове). Сравнение звуков по акустическим и артикуляционным признакам. Формирование умения давать характеристику звука по артикуляционным и акустическим признакам. Совершенствование фонематического восприятия и слуха. Учить различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки С - З. Совершенствование грамматического строя речи, закрепление умения образовывать существительные именительного падежа множественного числа . Совершенствование связной речи детей, умение работать с деформированным предложением, развитие сообразительности. Ознакомление детей со зрительным образом букв С и З, развитие и коррекция зрительного восприятия, внимания, воображения. Профилактика оптической дисграфии. Развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления. Уточнение словаря по теме «Осень». Повторение темы « Сказки». Работа над интонационной выразительностью речи, темпом и ритмом.

-Воспитательная .

· Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимание , самостоятельности, инициативности, ответственности

· Воспитание интереса к играм со звуками и словами.

· Развитие умения работать в коллективе и индивидуально, воспитание уважительного отношения друг к другу.

Оборудование:

Ростовая кукла «Солнышко», зеркала, звуковые символы - звукоподражания, фольга, звуковые символы для анализа и характеристик звуков С, З, мяч, светофорчики с символами С и З, карточки с артикуляционными упражнениями, медальоны с символами «свисток» и «звоночек», буклет для пальчиковой гимнастики «Осень», картинки для физ. минутки, буклет - массаж лица «Солнышко», картинки слов со звуками С и З, картинки с чистоговорками, картинки со скороговорками, картинки на слова-паронимы, картинки и буклеты про буквы С и З, шоколадные медальки(призы).

Ход занятия

1. Организационный момент.

(Появляется ростовая кукла «Солнышко»)

Протянуло солнышко нам свои ладошки,

Нас позвало солнышко к сказочным дорожкам,

С солнцем мы покружимся

Со звуками подружимся!

Позвало нас оолнышко в кружок – поздоровайся, дружок!

(Дети встают в круг и называют свои имена)

Логопед: -Скажите, с какого звука начинается слово – солнце? (С)

А на какой планете мы живём? (Земля)

А что мы видим на небе ночью – рассыпался горох на тысячи дорог? (Звёзды)

С какого звука начинаются эти слова? – (З)

2. Сообщение темы занятия

Логопед: Сегодня познакомимся и подружимся со звуками, которые вы выделили из слов – звуки С, 3.

Солнышко приглашает нас в сказочную страну, где дети могут превратиться в свистелочек и

звенелочек!

Раз, два, три – дети стали звуками, смотри!

Предлагаю вам разбиться на 2 команды:

слева – команда «свистелочки» - у них символ – «свисток»,

справа – «звенелочки» - у них символ «звоночек».

3. П сихогимнастика и массаж лица:
Логопед:
«На улице холодно, дует ветер, наступила настоящая осень. Покажите, как вы замерзли, съежились. Давайте покажем, как летят листики с деревьев, кружатся и падают на землю /имитация движений/. Поиграли, попрыгали, отогрелись, расслабились».

А вот и солнышко выглянуло из-за тучки. Солнышко, мы так тебе рады!

Солнышко предлагает поиграть - сделать массаж лица и разогреть мышцы:

«Солнышко »

Солнце с неба посылает

Лучик, лучик, лучик

(движения по лбу от середины к вискам)

И им смело разгоняет

Тучи, тучи, тучи

(плавные зигзагообразные движения по лбу)

Лучик нежно согревает

Щёчки, щёчки, щёчки

(потирают щёчки)

Солнышко на носик ставит

Точки, точки, точки

(постукивают пальцем по носу и щёчкам)

Очень нравится им это.


(спиралевидные движения по щёчкам и подбородку)

Логопед: Ребята, солнышко предлагает вспомнить сказки и сказочных героев, в названиях которых встречаются звуки С и З.

Видеописьмо из страны сказок «Сказки гуляют по свету».

Команда «свистелочки» назовите сказочных героев, в названиях которых есть звук С.

Команда «звенелочки» назовите сказочных героев, в названиях которых есть звук З.

4. А теперь подготовим наш язычок к произнесению звуков – сделаем

гимнастику для губ и язычка, сопровождая показом движений кистей рук:

Улыбка, заборчик,

Хоботок, - бублик

Чередование улыбка – бублик;

Лопатка;

Горочка,

Язык-силач (поднимаем руки (штангу)– вдох, опускаем – выдох;

Лодочка

5. Упражнение для тренировки сильного выдоха и развитие мелкой моторики:

Логопед: Подул сильный ветер, закружились листья. У нас на столах лежит фольга – мы сделаем из неё волшебные листики, положим на ладошку и сдуем одним сильным выдохом на высунутый язычок.

Ой, как сильно вы дули, появился ветерок, и пальчики замёрзли, чтобы отогреть пальчики, сделаем

ПАЛЬЧИКОВУЮ ГИМНАСТИКУ:

Ветер по лесу летал (взмахи руками)

Ветер листики считал.

Вот дубовый,

Вот кленовый, (загибают по очереди пальчики)

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки - золотой.

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку….

6. Характеристика и артикуляция звуков С-З.

Логопед: Звуки С и З из дружной семьи свистящих звуков, которые живут в домике языка на 1 этаже (т. е. при их произношении язык находится на 1 этаже – за нижними зубами). Свистящие звуки это твёрдый глухой звук С, мягкий глухой звук СЬ, твёрдый звонкий звук З, мягкий звонкий звук ЗЬ. Звуки С и З являются парными. а почему, вы сейчас узнаете.

Давайте посмотрим, на что похожи свистящие звуки при произнесении?

(использую картинки – звуковые символы)

С-С-С - воздух выходит из насоса и свистит;

С-С-С – свистит за окошком ветер;

СЬ-СЬ-СЬ – льётся из крана вода тонкой струйкой;

З-З-З – пилит пила;

З-З-З – работает станок, точащий детали;

З-З-З – звенит звонок;

З-З-З – звенит большой комар;

ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ – звенит маленький комарик;

Давайте сравним, чем похожи и чем отличаются наши звуки С и З?

Звук С мы будем сравнивать при произношении с песенкой НАСОСА,

(У насоса длинный нос, он свистит, как пылесос.)

А звук З – с песенкой КОМАРИКА (Звенит в лесу комар, как будто он – лесной звонарь).

(картинки НАСОС – КОМАР)

Давайте сравним, что делают наши зубки, губки, язычок, голосовые складки,

когда мы произносим звуки С, З?

С – губы улыбаются, зубки заборчиком – чуть приоткрыты.

А З? - тоже улыбаются и зубы заборчиком.

2 . (Улыбка (заборчик) – Улыбка (заборчик))

С - Язык внизу, за нижними зубами, в виде горочки. Посередине желобок. З – тоже самое.

3. (картинка язычка, горочка – то же под звуком З)

С – воздушная струя узкая и холодная (струя на ладонь), З – такая же.

4. (картинка: холодный ветер, под З – такая же картинка)

Приложите свою ладошку к горлышку и послушайте, звенит ли голосок?

5. (С – колокольчик не звенит, З – колокольчик звенит)

ВЫВОД: ТАК ЧЕМ ЖЕ ОТЛИЧАЮТСЯ ЭТИ ЗВУКИ?

Давайте дадим характеристики нашим звукам.

С – согласный (преграда во рту), глухой, твёрдый (есть мягкий брат).

З - согласный (преграда во рту), звонкий, твёрдый (есть мягкий брат).

А теперь мы будем различать наши звуки С и З на слух. Поиграем?

Только повторим правило:

Если сомневаешься, какой звук – не спеши,

Руку ты на горлышко положи!

Логопед чётко и громко произносит слова, начинающиеся на звуки С, З - сок, зуб, заяц,

собака, сумка, зонт и др…

7. Игра «Эхо» (слоговой анализ и синтез)
Логопед: «Ребята, я буду «бросать» вам звуки, а вы мне «возвращать» слоги» /используется мяч/.
«с», «а» - «са»;
«с», «и» - «си»;
«с», «у» - «су»;
«с», «о» - «со».

Аналогично произносятся слоги со звуком «З»

8.Игра «Подскажи словечко».

Логопед: Закончите двустишия словами, подходящими по смыслу и значению:

Распустились утром розы, на цветах сверкают …(росы).

Щиплет травушку коза, косит травушку …(коса).

На столе лежала сайка, а по лесу бегал …(зайка).

Лиза пробовала суп, заболел у Лизы …(зуб).

Как услышите слово со звуком С – встаньте команда свистелочки, а если слово

прозвучит со звуком З – встаньте команда звенелочки.

Вкусный суп.

Ела Зоя вкусный СУП, выпал вдруг молочный ЗУБ.

Надкусила его ЗОЯ, думала, что это СОЯ.

Опрокинула СУПОК, потеряла свой ЗУБОК.

На окно уселась СОЙКА: - Ты не плачь, девчушка ЗОЙКА!

10 . Логопед: Прошу вас узнать, что изображено на картинках и правильно произнести слова со звуками нашего занятия.

(Узнай картинку по части контура (недорисованные картинки), теневые изображения, наложенные изображения – профилактика оптической дисграфии, коррекция зрительного восприятия и развитие фонематического слуха)

Одновременно с произношением дети поднимают светофорчики – С – с символом – Насос, З – с символом - Комарик.

11. Игра «В слове слог договори, будь внимательным, смотри!» (слоговой анализ и синтез, фонематический слух) Добавлять в конце слова СЫ или ЗЫ, чтобы слово звучало правильно, а потом произнести его целиком.

БУ… , ВЕ… , ВО… , ТА… , ЧА… , ПЛАК… , РЕЛЬ… , ГРО… , ЗАНО… , БЕРЁ… , ПОЛО… , КОЛБА…, ТЕРРА… , МОРО… , АРБУ… , АЛМА…, АНАНА… , СЕРВИ… , КЛА… , МИМО… .

Динамическая пауза.

Давайте хлопнем столько раз, сколько яблочек у нас.

Теперь присядем столько раз, сколько кабачков у нас

Сколько видишь ты листочков -

Столько сделаем прыжочков .

https://pandia.ru/text/78/043/images/image009_75.jpg" width="90" height="59">

12. Игра «Незнайкины предложения».

Логопед: Ребята! Исправьте порядок слов в предложениях (работа с деформированными предложениями).

Сахар кусает Соню. Стол постелили на скатерть. Стены поставили к стулу. На следах остался снег. Сапоги надели Саню. Бусы носят Соню.

Язык показывает Незнайку. Глаза закрыли Лизу. У зубов заболела Зоя. Газон зацвел на незабудках. Гнездо залетело в фазана. Ваза завяла в хризантеме. На узоре камзол.

Логопед: Вот и научились слышать звуки С, З в словах, предложениях, чистоговорках.

А вот вам ещё задания.

Для команды «свистелочки» надо определить, где в словах

находится звук С – в начале, середине или конце слова и положить в корзинку с данным

обозначением места звука в слове. (Карточки)

А для команды «звенелочки» слова со звуком З. Надо определить, сколько в слове

частей - одна, две или три части (слога) и поместить картинки в нужную корзину.

Чтобы определить, сколько частей (слогов) в слове – его надо отхлопать или прошагать)

З – зуб, коза, забор, кузнечик…..

13.Знакомство со зрительным образом букв З и С)

Логопед: Мы много играли со звуками. А у каждого звука есть буквенное обозначение – буква. Предлагаю запомнить

образ буквы З и проговорить стихотворения:

З – завиток на завиток,

З – закрывается замок,

З – в зарослях змея ползёт,

З – заинька морковь грызёт.

(Куда направлены разомкнутые колечки буквы З? – влево)

https://pandia.ru/text/78/043/images/image017_65.gif" alt="МЫШКА" align="left" width="71" height="61">Села мышка в уголок,

Съела бублика кусок.

(С какой стороны откусан бублик? (справа)

14.Логопед: Я предлагаю вам эти буквы вылепить из пластилина.

Итог занятия:

На нашем логопедическом занятии команды «свистелочки» и

«звенелочки» работали отлично, и победила смекалка и дружба!

Чем мы занимались на занятии?

(Мы учились различать на слух и в произношении звуки С, З).

Что вам понравилось на занятии?

Предлагаю вам эти буквы дома нарисовать на листе бумаги и раскрасить.

А так же повторить стихи и чистоговорки, которые мы произносили на занятии.

В качестве приза - шоколадные медальки.

Дифференциация С-З

Дифференциация звуков С-З в слогах

Повтори слоговые ряды:
са-са-за
за-за-са
са-за-за
за-са-са
са-за-са
за-са-за

Дифференциация звуков С-З в словах

Сом - зонт - сок
Зайка - сумка - завод
Знак - стол - звон
Собака - заноза - соль
Лист - зубы - твист
Замок - совок - засов

За-са-за - вот идет коза.
Са-за-са - вот летит оса.
Зу-зу-су - мы видели лису.
Су-су-зу - отвязали мы козу.

Взрослый произносит слог (слово) со звуком [с], а ребёнок должен заменять С на З и произносить слог (слово) со звуком [з].

Са - за соя - Зоя
Со - зо суп - зуб
Су - зу лиса - Лиза
Сы - зы коса - коза
Сэ - зэ сайка - зайка

Произнеси слова:
засуха
заносы
сазан
засов
засада
сказатъ
завеса
засыпать
сказочка
занавеска
записать
созвать

ЗА-СА
Зал – сало замок – сапог назад – сад
Зайка – сайка зальют – салют лизать – лиса
Лиза – лиса заперся – сапёр вязанка – санки
Роза – роса уползай – кусай позади – посадил
Коза – коса Захар – сахар залезать – салазки
заметёт – самолёт

ЗО-СО
Зов – сон зорко – сопка зола – сова
Зол – соль зонтик – сонный узор - сор
Зоя – соя возок – носок золотой – соловей
кузовок – совок

ЗУ-СУ
Зуб – суп зубок – сурок козу – косу
Вывезу – вынесу зубной – сукно грозу – росу
Везу – несу мазут – пасут внизу – снесу
грызут – плясун

ЗЫ-СЫ
Зыбь – сыпь арбузы – бусы пузырь – сыр
Козы – косы музыка – русые пузырёк – сырок
называть – посылать

ЗЯ-СЯ, ЗЁ-СЁ
Зябь – сядь озёра – сёла
Зябкий – всякий козёл – осёл
Изящный – вичячий призёр – боксёр
Позёмка – тесёмка зёрнышко – сёдлышко

ЗИ-СИ
Зина – Сима резина – трясина зима – синева
Зимний – синий бензин – керосин магазин – погасил
Озимый – осина возил – носил корзинка – ворсинка
Бузина – бусина зимовка – сиротка

ЗЕ-СЕ
Зев – сев зерно – седло
Зебра – серая музей – посей
Зелень – сельдь газета – кассета

ЗВА-СВА, ЗВЕ-СВЕ, ЗВО – СВО
Взвалить свалить звон – свой
Зверёк – сверчок взвод – свод

ЗЛИ-СЛИ, ЗЛО-СЛО, ЗМЕ-СМЕ
злить – слить взломать – сломать
Злой – слой змей – смей

ЗНА-СНА, ЗНО-СНО
Знать – снасть зной – сноп

Засуха, зависть, запись, засов, запись, засов, завеса, заносы, засада, засыпать, записать, заселять, замести, занести, зарасти, забросить, занавеска, сазан, сезон, сизый, сказать, слезать, свозить, связать, смазать, созвать, слёзы, стрекоза, селезень, совхозы

Полозья – колосья
разве – басня
Резьба – тесьма
разный – красный
Возле – после
гораздо – горластый
Поздно – постно
глазной – гласный
Козлик – ослик
азбука – астра
Гвозди – кости
грузный – грустный
Грозный – рослый
кузница – искусница

Дифференциация звуков С-З в стихах

Зайка
Зайку бросила хозяйка.
Под дождём остался зайка
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
(А.Барто)

Затея
Вот весёлая затея -
Запускать на нитке змея.

*****
На ослике - Соня.
На козлике - Зоя.
Соня любит букву С.
Зоя любит букву З.

Дифференциация звуков С-З в текстах

Слова на З, слова на С
Зина знает все буквы. Знает она и букву З. Зина умеет называть слова на букву З: зайка, зяблик, зубы, зонт. Зоя не все буквы знает, зато она умеет называть слова со звуком С: сад, самолёт, снег, сон. Назови и ты слова с буквой З, а потом с буквой С.

Зоя,зайка и коза
Зое купили козу и зайку. Коза была заводная. Зоя стала заводить козу. А у зайки от скуки заболели зубы. Зоя стала баюкать зайку, но зайка не спит, он боится - вот-вот коза забодает зайку.

Зима и зайка.
Зимой зайка заменил мех. Стал белым и незаметным. На снегу в поле и в лесу его не видно. В снег залезет, затихнет и спит спокойно.
Если и близко охотник, то не заметит зайку. А выспится зайка и забегает по лесу, начнёт еду искать, ветки обгладывать. А потом залезет под ёлку и заснёт.

«Звуки [С]-[З], [Сь]-[Зь]. Буквы С-З»

Конспект подгруппового логопедического занятия по подготовке к обучению элементам грамоты в подготовительной к школе группе

Составитель:

Вокина Анна Александровна,

учитель-логопед,

МБДОУ № 32 г. Пскова

Цель: дифференциация звуков С-З, Сь-Зь в словах.

Задачи:

1) образовательные:

  • закреплять понятия «звук», «слог», «слово»;
  • дифференцировать понятия «звук» – «буква»;
  • упражнять детей в дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство;
  • формировать у детей умение давать сравнительную акустико-артикуляционную характеристику звуков;
  • закреплять произношение дифференцируемых звуков в составе слов;
  • совершенствовать умение определять место звука в слове, соотносить его с соответствующей буквой;
  • формировать навыки слогового синтеза слов;
  • упражнять в употреблении простых распространенных предложений;
  • закреплять представления детей о новогоднем празднике;

2) коррекционно-развивающие:

  • развивать фонематический слух;
  • развивать произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, мышление, память;
  • способствовать развитию оптико-пространственных ориентировок, общей и мелкой моторики;

3) воспитательные:

  • воспитывать у детей чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе.

Оборудование: письмо от зайчика, дуб, сундук, заяц, утка, яйцо, опорная схема для характеристики звуков, буквы С и З, тарелки с манкой для каждого ребенка, сюжетная картина «Зимний лес ночью», написанные на небольших листках самоклеющейся бумаги буквы С и З, индивидуальные таблицы с картинками, под которыми написаны деформированные слова (слова без последнего слога), буквы разного размера, составляющие слово «СКАЗКА», ноутбук, отрывок из кинофильма «Новогодние приключения Маши и Вити».

Ход занятия:

  1. I . Организационный момент

В группу вносят письмо.

– Ребята, почтальон принес письмо. Отгадайте, от кого оно:

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке беленькой зимой,

И в серой шубке летом. (Заяц.)

– Послушайте, что пишет заяц. (Логопед открывает письмо и читает его.)

– Вы, ребята, помогите,

Снегурочку от злого Кощея спасите!

– Дело в том, что Кощей Бессмертный украл Снегурочку. Захотел для своей нечисти Новый год устроить. Он знает, что Снегурочка только к добрым людям приходит. Вот он и спрятал ее в своем подземелье. Как же быть, ребята? (Ответы детей.)

– Если мы найдем яйцо и разобьем его, то сможем освободить Снегурочку. Но сначала надо найти дерево, на котором висит сундук, зайца и утку.

Дети подходят к дубу, на котором висит «сундук» (фотография настоящего сундука).

– А вот и дуб. Но сундук висит высоко. Чтобы его достать, надо выполнить задания.

  1. II . Актуализация опорных знаний
  1. Произнесение звуков с наблюдением за артикуляцией

– Давайте вспомним, что мы знаем о звуках. (Звуки мы слышим и произносим.)

– Какой первый звук в слове «сундук»? (В слове «сундук» первый звук С.)

– Возьмите зеркала. Произнесите звук С. Что делают губы? (Губы растягиваются в улыбке.)

– Где находится кончик языка? (Кончик языка внизу, упирается в нижние зубы.)

– На что похож язык? (Язык похож на горочку.)

– Давайте покажем ладошкой горочку. Воздушная струя идет по середине языка. Какая она, теплая или холодная? (Холодная.)

– Горлышко работает? (Нет.)

– Проверим.

– Какой первый звук в слове «заяц»? (В слове «заяц» первый звук З.)

– Посмотрите в зеркала и произнесите звук З. Звук З мы произносим так же, как и звук С, только в чем отличие? (Работает горлышко.)

– Проверим.

– Ребята, какой праздник отмечают зимой? (Зимой отмечают
Новый год.)

– А в Новый год Дед Мороз и Снегурочка готовят для детей много сюрпризов. Какой первый звук в слове «сюрприз»? (В слове сюрприз первый звук Сь.)

– Какой первый звук в слове «зима»? (В слове «зима» первый звук Зь.)

– А вы помните, что звуки Сь и Зь произносятся так же, как звуки С и З, только спинка языка поднимается выше (показывают с помощью рук.)

  1. Сравнительная характеристика звуков С-Сь, З-Зь

Логопед приглашает детей подойти к мольберту, на котором висят опорные схемы для характеристики звуков.

– Дайте характеристику звука С. (Звук С – согласный, твердый, глухой.)

– Выберите обозначение для звука С (Дети выбирают синий квадрат без колокольчика.)

– Дайте характеристику звука З. (Звук З – согласный, твердый, звонкий.)

– Как мы обозначим звук З? (Дети выбирают синий квадрат с колокольчиком.)

– Чем похожи звуки С и З? (Они оба согласные и твердые.)

– Чем эти звуки отличаются? (Звук С – глухой, а звук З – звонкий.)

– Молодцы. А теперь выберите обозначение для звуков Сь и Зь и скажите, чем похожи звуки Сь и Зь и чем они отличаются. (Ответы детей.)

В этот момент логопед незаметно достает спрятанный возле дуба настоящий сундук.

– Сундук мы нашли, но его никак не открыть. Тогда поиграем в игру «Наоборот».

III . Основная часть

  1. Игра «Наоборот»

Сейчас я буду называть слова, а вы меняйте звук С на звук З и наоборот, чтобы получились новые слова:

– А теперь измените звук Зь на звук Сь и наоборот:

зев – сев

Симушка – зимушка

Дети открывают сундук и достают из него зайца.

– Нашли зайца, теперь кого нужно найти? (Утку.)

  1. Соотнесение звуков с буквами

Логопед предлагает детям сесть за столы.

– Мы сейчас говорили о звуках, а теперь вспомните, что такое буквы. (Буквы мы видим, пишем и читаем.)

– Ребята, какой буквой обозначают звуки С и Сь? (Звуки С и Сь обозначают буквой С.)

Логопед вывешивает на доску одновременно две буквы: С и З.

– Где находится буква С? (Буква С находится в левом верхнем углу.)

– Из скольких частей состоит буква С? (Буква С состоит из одной части.)

– Правильно, буква С состоит из одного полуовала.

– В какую сторону смотрит буква С? (Буква С смотрит вправо.)

– На что похожа буква С? (Ответы детей.)

– Какой буквой обозначают звуки З и Зь? (Звуки З и Зь обозначают буквой З.)

– В каком углу находится буква З? (Буква З в правом верхнем углу.)

– Из скольких элементов состоит буква З? (Буква З состоит из двух элементов.)

– Правильно, буква З состоит из двух полукругов.

– В какую сторону она смотрит? (В левую сторону.)

– А на что похожа буква З? (Ответы детей.)

  1. Дети пишут буквы С и З пальчиком по манке

–Метель рассыпала снежок. Напишите на снегу буквы С и З. В какую сторону смотрит буква С? (Буква С смотрит вправо).

– В какую сторону смотрит буква З? (Буква З смотрит влево.)

Дети пишут пальчиком по манке буквы С и З.

Раздается звук «кряканье утки».

– Кто это? (Утка)

– Где она? (Дети осматриваются и находят утку на подоконнике.)

– Утка прилетела, но как же нам достать яйцо? (Ответы детей.)

– Наверное, нужно выполнить еще задание. А утка пусть пока здесь посидит, посмотрит на вас. (Логопед сажает утку на гнездо.)

  1. Игра «Дополни слово нужным слогом»

Логопед раздает каждому ребенку таблицу. В таблице по две картинки, под которыми написаны деформированные слова (слова без последнего слога).

– Ребята, Кощей Бессмертный со злости откусил в каждом слове последний слог, чтобы вы не догадались, какие слова были написаны. Сможем исправить проделки Кощея? (Ответы детей.)

– Прочитайте слог в правом верхнем углу? (ЗЫ)

– А теперь будьте очень внимательны. Посмотрите на свои картинки, прочитайте начало слова и подберите нужный слог СЫ или ЗЫ. (Дети отклеивают слоги СЫ и ЗЫ и приклеивают их к нужному слову.)

После этого каждый ребенок читает получившиеся пары слов (косы – козы, усы – вазы, осы – тазы, бусы – розы, ананасы – арбузы).

Снова раздается кряканье утки.

– Давайте проверим, нашли ли мы яйцо? (Дети снимают с гнезда утку и обнаруживают в гнезде яйцо, пробуют его разбить – не получается.)

– Кто же поможет нам разбить яйцо, может быть, снеговик? Вставайте скорей в кружок, будем лепить снеговика.

  1. Физкультминутка
  1. Работа с сюжетной картиной

Логопед приглашает детей подойти к доске, на которую вывешивает сюжетную картину.

– А вот и наш Снеговик. Он поможет нам разбить яйцо и спасти Снегурочку, но и вам нужно постараться.

– Посмотрите на эту картину и подумайте, в каких словах нужно писать букву С, а в каких – букву З. Но сначала давайте вспомним, что если мы в слове мы слышим звук С или Сь, то в этом слове напишем букву С, а если в слове слышим звук З или Зь, то напишем букву З. А сейчас вы называйте слова и приклеивайте на эту картинку нужную букву С или З. (Дети самостоятельно находят на сюжетной картине картинки, в названии которых есть звуки С, Сь, З, Зь, и приклеивают на картинку соответствующую букву С или З. На сюжетной картине изображен зимний лес ночью: снег, месяц, звезды, снеговик, лиса, белка, заяц, совы, санки, сосна, березы.)

  1. Определение места звука в слове и соотнесение его с соответствующей буквой

– Ребята, посмотрите еще раз на картину. В каких словах мы напишем букву С в начале слова? (Дети смотрят на картину и называют слова: «снег», «санки», «совы», «снеговик».)

– Назовите слова, в которых напишем букву З в начале слова («заяц», «зима», «звезды»), в середине? («березы»)

– В каком слове напишем две буквы З? («звезды»)

– А в слове «лиса» где нужно писать букву С: в начале, в середине или в конце слова?

– В каком слове напишем букву С в самом конце? («лес»)

  1. IV . Заключительная часть
  1. Составление слова «СКАЗКА» из букв разного размера

Слышится звук бьющегося яйца, и логопед сообщает детям, что теперь можно попробовать разбить яйцо. Дети «разбивают» (открывают) яйцо, внутри которого находятся буквы разного размера.

– Ребята, посмотрите, в яйце какое-то слово, но оно рассыпалось. Как же мы сможем его прочитать? (Ответы детей.)

Дети раскладывают буквы по высоте, от самой высокой к самой низкой и читают получившееся слово «СКАЗКА».

Логопед приглашает детей подойти к волшебному экрану (ноутбуку), громко произнести волшебное слово «СКАЗКА» и посмотреть, смогли ли они победить Кощея и освободить Снегурочку.

Логопед включает ноутбук, и дети видят музыкальный фрагмент из кинофильма «Новогодние приключения Маши и Вити» об освобождении Снегурочки. В конце фрагмента Снегурочка говорит: «Я спаслась из Кощеева плена, и теперь Новый год к нам придет непременно!».

  1. Подведение итогов

– Ребята, смогли мы победить Кощея и освободить Снегурочку? (Ответы детей.)

– А что мы для этого делали? Какие задания выполняли? (Ответы детей.)

– Что вам больше всего понравилось? (Логопед выслушивает каждого ребенка.)

  1. Организованное окончание занятия




























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

С каждым годом увеличивается количество детей с различными видами дисграфии и дислексии.

Основная задача логопеда в школе состоит в том, чтобы своевременно выявить и предупредить нарушения письма и чтения, а при невозможности пропедевтической работы своевременно устранить специфические ошибки с целью не­допущения их перехода на дальнейшее обучение.

Наряду с традиционной методикой коррекционной работы по преодолению нарушений письменной речи у учащихся мною применяются обучающие компьютерные программы, которые специально разработаны для детей младшего школьного возраста: «Гарфилд второклассникам. Чтение» («Руссобит-Паблишинг», 2006), «Супердетки. Тренировка быстрого чтения» (Компания «Мультисофт», 2007) и др. Использование компьютера вызывает у учащихся повышенный интерес к логопедическим занятиям, усвоению новых знаний, активизирует работоспособность, тренирует память и логическое мышление, развивает внимательность и быстроту реакции.

С этой целью мною была разработана серия игр и упражнений в программе Power Point и успешно применяется на логопедических занятиях, предложена учащимся для домашнего задания. Конкретные виды игр и упражнений подбираются индивидуально каждому ребенку, в зависимости от возраста, уровня его речевого и интеллектуального развития.

Цели:

  • Коррекционно-развивающие :
    • закреплять умение различать звуки [З]-[С] на слух, в слогах и словах;
    • уточнять характеристику звуков [З] и [С];
    • развивать умение соотносить звуки [З]-[С] с буквами С и З;
    • обогащать словарный запас;
    • развивать оральный праксис, мимическую мускулатуру, оперативную и слуховую память, внимание, логическое мышление, общую и мелкую моторику.
  • Образовательные :
    • упражнять учащихся в проверке сомнительных согласных на конце слова.
  • Воспитательные :
    • развивать умение планировать и контролировать свои действия.

Оборудование: компьютер, экран, индивидуальные зеркала, цифры к «Цифровому ряду», наглядный материал к игре «Собери цветок», карточки «Корректурная проба», перфокарты.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.Оргмомент

Логопед здоровается с учащимися.

– Сейчас мы будем выполнять психогимнастику. Посмотрите на эти картинки.

Логопед показывает детям картинки с изображением разных эмоций (слайды 2-5).

– Какие настроения выражают эти лица? (Огорченное и грустное, строгое и сердитое, удивленное и восхищающее, веселое и радостное).

Выполнение мимических упражнений перед зеркалом.

– Какое настроение у вас сейчас? Давайте, ребята, с таким хорошим настроением будем заниматься.

2. Работа со словами-паронимами

– Ребята, внимательно прочитайте слова: коса – коза (слайд 6).
– Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Чем отличаются слова? (Слова отличаются только одной буквой, звуком [с]-[з], по смыслу) .
– А чем они схожи? (Остальными буквами, звуками) .
– Что будет, если вы букву З замените буквой С, и наоборот? (Изменится смысл слова) .

3. Сообщение темы занятия

– Вы догадались, какая тема нашего занятия? Сегодня мы будем с вами учиться различать буквы и звуки [З]-[С].

4. Сравнение звуков по артикуляции

Проводится работа перед индивидуальными зеркалами (слайды 7-8).

– Ребята произнесите звук [З], а теперь звук [С].
[С] – зубы почти сомкнуты и все обнажены в улыбке. Уголки рта оттянуты в сторону. Язык упирается в верхнюю часть нижних зубов – принимает положение, как при звуке (И). При этом струя воздуха направляется на передние зубы.
[З] – положение губ, зубов и языка такое же, как при звуке (С). Но этот звук – звонкий: складки сомкнуты и вибрируют, т. е. они произносятся с голосом (детям предлагается положить руку на гортань и произнести поочередно эти звуки).

– Положи ладошку на горлышко. Если чувствуется вибрация, дрожание – это звонкий звук, если дрожания нет – глухой.

5. Характеристика звуков. Игра «Цифровой ряд»

– Звук [С] – он какой? (Согласный, глухой, бывает мягким и твердым, на письме обозначается буквой С).
– На что похожа буква С? (На половину овала, луну).

Пальчиковое упражнение (слайд 9)

– Сейчас мы с вами поиграем в игру, вам нужно определить место звука в слове и поднять соответствующую цифру.

Словарный материал: сок, сосулька, лиса, действие, астра, рассказ.

– Звук [З] – он какой? (Согласный, звонкий, бывает мягким и твердым, на письме обозначается буквой З) .
– На что похожа буква З? (На змею, половину восьмерки)

Пальчиковое упражнение (слайд 10)

Словарный материал: зима, азбука, базар, слеза, пузырь, звук.

Вывод: Звуки [З]-[С] – парные (слайд №11).

6. Корректурная проба

Проводится работа по карточкам.

– Обведите букву З в кружок, букву С в квадрат:

ЗХШМЗСШЩЖЮХЦШСМOТХ
ЖСЧХЩЗШСЖХШСЩЗЮ
чзшсозшжцзмтслвдт
изплсквусждзитьюсхзфрм

– Ребята, сколько кружков и квадратиков у вас получилось? (По 10)

7. Составление и чтение слогов со звуками [З]-[С]

Учащиеся самостоятельно составляют и читают слоги по слоговой таблице.

8. Игра «Закончи слово»

СА – ЗА

Речевой материал: паруса, кукуруза, заноза, оса, береза, лиса (слайды 13-19).

СЫ – ЗЫ

Речевой материал: полосы, козы, часы, розы, усы, волосы (слайды 20-26).

9. Игра «Четвертый лишний» (слайд 27)

Материал: сова, сосулька, замок, собака

Учащимся предлагается найти лишнюю картинку и объяснить почему.

10. Физминутка «Раз, два, три»

Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо встать.
Садитесь.

11. Дифференциация [З]-[С] в словах. Игра «Собери цветок»

На партах лежат кружки, на которых написаны буквы С и З.

Задание: собрать цветок, подобрав нужные лепестки с картинками. Учащиеся, которые сидят в первом ряду, должны найти лепестки-картинки, в названии которых есть звук [З] и собрать свой цветок. Учащиеся, которые сидят во втором ряду, должны найти лепестки-картинки, в названии которых есть звук [С] и собрать свой цветок. Затем все лепестки-картинки проговариваются и анализируются.

12. Работа по карточке «Проверь и впиши последнюю букву в слове»

– Для того чтобы правильно вписать букву, необходимо найти проверочное слово. Например: Таз, пишу букву З, проверочное слово – тазик.

Детям раздаются карточки со словами: мороз – нос – автобус, ананас – кактус – арбуз, глаз – укус – страус, голос – газ – волос.

13. Работа по перфокартам

Перед учащимися перфокарта, на которой написаны слова. Нужно вставить в слова пропущенные буквы С или З.

Речевой материал: сумка, заяц, сказка, заросли, заноза, слеза .

Учащимся предлагается провести самопроверку.

14. Итог занятия

– Ребята, вам понравилось занятие? Какое задание вам понравилось больше всего? Что было самым трудным?
– Изменилось ли ваше настроение? Какое оно сейчас? (слайд 28)

Литература :

  1. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие. – М., 1997.
  2. Барылкина Л.П., Матраева И.П. Эти трудные согласные: Как помочь ребенку с нарушениями процесса письма и чтения: Пособие для учителей, логопедов и родителей.– М., 2005.
  3. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М, 2008 г.


Просмотров