Денежное вознаграждение за классную квалификацию (квалификационную категорию). Как получить свидетельство присвоения классности водителя Председатель Правительства Российской Федерации

43. Военнослужащим, имеющим классную квалификацию (квалификационную категорию), присвоенную в установленном порядке, занимающим воинские должности по специальности (направлению служебной деятельности), по которым может присваиваться классная квалификация (квалификационная категория), выплачивается ежемесячная надбавка за классную квалификацию (квалификационную категорию) в следующих размерах к окладу по воинской должности:
а) 5 процентов - за третий класс (квалификационную категорию);
б) 10 процентов - за второй класс (квалификационную категорию);
в) 20 процентов - за первый класс (квалификационную категорию);
г) 30 процентов - за класс мастера (квалификационную категорию).

44. Надбавка выплачивается со дня подписания приказа о присвоении военнослужащим класса квалификации до дня окончания срока действия классной квалификации.

45. Военнослужащим, не сдавшим в установленный срок испытания на подтверждение классной квалификации по независящим от них причинам (болезнь, отпуск, командировка и другие случаи), надбавка выплачивается на основании приказа командира воинской части до проведения испытаний, но не более чем в течение трех месяцев со дня прекращения указанных обстоятельств.

46. Выплата надбавки сохраняется военнослужащим:
а) имеющим соответствующую классную квалификацию, при переводе в Министерство обороны из федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба (федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации), - на весь срок действия классной квалификации, но не более чем на один год со дня назначения на воинскую должность в Министерстве обороны;

б) назначенным на высшую, равную или низшую воинскую должность (за исключением назначения в порядке реализации дисциплинарного взыскания), если при этом не менялась их специальность (направление служебной деятельности), - в течение срока, на который была присвоена классная квалификация;

в) назначенным на воинскую должность, исполнение обязанностей по которой связано с изменением их специальности (направления служебной деятельности), - в течение одного года, но не более срока, на который была присвоена классная квалификация;

г) имеющим перед зачислением на обучение в военные образовательные учреждения профессионального образования классную квалификацию - в течение всего срока обучения, но не более срока, на который была присвоена классная квалификация.

47. Выплата военнослужащим надбавки прекращается со дня подписания приказа о лишении класса квалификации, вступления во временное исполнение обязанностей по вакантным воинским должностям, по которым выплата надбавки не установлена, или воинских должностей, не связанных с исполнением обязанностей по специальности (направлению служебной деятельности), по которой присвоена классная квалификация, истечения установленного для подтверждения присвоенной классной квалификации срока по неуважительным причинам.

Основным нормативным актом для установления классности водителям является Квалификационный справочник профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады (далее - Справочник), утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 N 58/3-102. В данном Справочнике установлены квалификационные характеристики водителей определенного класса. В частности, 3-й класс получали все водители, прошедшие обучение и получившие водительское удостоверение с разрешенными категориями "B", "C" или только "D", 2-й класс - "B", "C" и "E" или только "D" ("D" и "E"), а 1-й класс - "B", "C", "D" и "E".

Напомним, что в соответствии с п. п. 4 и 5 Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.12.1999 N 1396 (в ред. от 14.02.2009), водительские удостоверения с разрешающими отметками подтверждают наличие права на управление транспортными средствами соответствующих категорий:

- "A" - мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствами;

- "B" - автомобилями, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест, помимо сиденья водителя, не более восьми;

- "C" - автомобилями, за исключением относящихся к категории "D", разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг;

- "D" - автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя;

- "E" - составами транспортных средств с тягачом, относящимся к категориям "B", "C" или "D", которыми водитель имеет право управлять, но которые не входят сами в одну из этих категорий или в эти категории.

Водительское удостоверение с разрешающей отметкой "трамвай" подтверждает право на управление только трамваями, с отметкой "троллейбус" - только троллейбусами.

Для присвоения класса водителю в учреждении должен быть разработан и утвержден локальный нормативный акт (например, положение о присвоении классности водителям), в котором необходимо прописать квалификационные характеристики водителей, указанные в Справочнике утвержденным Постановлением N 58/3-102.

Водитель автомобиля 3-го класса должен уметь управлять легковыми и грузовыми автомобилями всех типов и марок, категорий "B" или "C", или только автобусами, отнесенными к категории транспортных средств "D", буксировать прицепы весом до 750 кг, а также устранять возникшие во время работы на линии мелкие эксплуатационные неисправности подвижного состава, не требующие разборки механизмов. Он также должен знать:

Назначение, устройство, принцип действия, работу и обслуживание агрегатов, механизмов и приборов автомобилей, относящихся к одной из категорий "B" или "C", или автобусов, относящихся к категории "D";

Правила дорожного движения и основы безопасности движения;

Правила технической эксплуатации автомобилей (относящиеся к водителям);

Правила перевозки скоропортящихся и опасных грузов;

Признаки, причины и опасные последствия неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации автомобиля, способы их обнаружения и устранения;

Порядок проведения технического обслуживания автомобилей и прицепов;

Способы предотвращения дорожно-транспортных происшествий;

Приемы оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях;

Правила заполнения первичных документов по учету работы автомобиля;

Порядок экстренной эвакуации пассажиров при дорожно-транспортных происшествиях.

Водитель автомобиля (автобуса) 2-го класса должен уметь управлять автомобилями всех типов и марок, отнесенными к категориям транспортных средств "B", "C" и "E", или автобусами категории "D" или "D" и "E", уметь устранять возникшие во время работы на линии эксплуатационные неисправности транспортного средства, требующие разборки механизма, выполнять регулировочные работы в полевых условиях при отсутствии технической помощи, а также знать:

Назначение, устройство, принцип действия, работу и обслуживание агрегатов, механизмов и приборов автомобилей, отнесенных к категориям транспортных средств "B", "C" и "E", а при работе на автобусах ("D" или "D" и "E") - их неисправности;

Признаки, причины, опасные последствия, способы определения и устранения неисправностей транспортного средства;

Объемы, периодичность и основные правила выполнения работ по техническому обслуживанию;

Способы увеличения межремонтных пробегов автомобилей;

Особенности организации технического обслуживания и ремонта автомобилей в полевых условиях;

Особенности организации междугородных перевозок, режим работы водителей;

Основные сведения о билетной системе и тарифах на автомобильном транспорте;

Основы диспетчерского руководства перевозками, технические средства диспетчерской связи и контроля за движением автомобилей;

Показатели работы автомобилей, пути улучшения использования подвижного состава, методы работы передовых водителей;

Основные положения планирования и учета работы автомобилей;

Правила пользования средствами радиосвязи на автомобилях;

Элементы дороги, их влияние на безопасность движения;

Основные понятия теории движения автомобиля;

Способы увеличения пробега автомобильных шин и срока службы аккумуляторных батарей.

Водитель автомобиля (автобуса) 1-го класса должен уметь управлять легковыми и грузовыми автомобилями и автобусами всех типов и марок, отнесенными к категориям транспортных средств "B", "C", "D" и "E", и должен знать:

Назначение, устройство и правила технического обслуживания автопоездов, устройство и правила технического обслуживания автомобилей последних выпусков;

Влияние отдельных эксплуатационных показателей работы автомобилей на себестоимость перевозок;

Способы обеспечения высокопроизводительного и экономного использования подвижного состава;

Основные технико-эксплуатационные качества подвижного состава и их влияние на безопасность движения;

Элементы теории автомобиля;

Основные положения службы безопасности движения автотранспортного предприятия.

Второй класс присваивается при непрерывном стаже работы не менее трех лет в качестве водителя автомобиля 3-го класса на данном предприятии, а 1-й класс - при непрерывном стаже работы не менее двух лет в качестве водителя 2-го класса.

Обратим внимание, что наличие классности на одном предприятии совсем не означает ее сохранение при устройстве на новое место работы. При увольнении водителя 1-го класса из одного учреждения его квалификация при устройстве в другое больше недействительна. Необходимо вновь сдавать квалификационные "экзамены".

Порядок установления классности

Порядок присвоения классности водителям обычно прописывается в локальном нормативном акте. Для решения вопросов о присвоении (снижении) уровня квалификации (классности) на предприятии создается квалификационная комиссия под председательством руководителя организации или иного лица, назначенного соответствующим приказом. В состав такой комиссии рекомендуется включать:

Представителя профсоюзной организации;

Начальника отдела кадров;

Инженера по охране труда.

Состав и полномочия комиссии могут быть утверждены приказом или распоряжением руководителя организации. Приведем пример.

МЛПУ "Городская больница N 1"

Приказ N 46

о создании квалификационной комиссии

В целях присвоения квалификационного класса водителям

Приказываю:

1. Создать постоянно действующую квалификационную комиссию по установлению класса водителям в следующем составе:

председатель комиссии - Петров Иван Викторович, главный врач;

секретарь комиссии - Архипова Вера Петровна, секретарь;

члены комиссии:

Рахманина Оксана Игоревна, заведующая терапевтическим отделением;

Газов Андрей Геннадьевич, главный механик;

Алексеев Михаил Александрович, водитель-инструктор по безопасности движения.

2. Представлять списки водителей, подлежащих квалификационной аттестации, раз в год не позднее 15 августа - инспектору ОК Марусиной Е.И.

3. Организовать методическую подготовку квалификационной аттестации - инспектору ОК Марусиной Е.И.

4. Представить материалы квалификационной аттестации главному врачу в течение 20 рабочих дней с даты протокола заседания комиссии - председателю комиссии.

Главный врач Петров /И.В. Петров/

Для получения класса водитель может написать заявление и к нему приложить представление своего непосредственного руководителя или иного работника по его поручению. В представлении дается оценка деятельности работника, его деловых и моральных качеств, указывается стаж работы и предлагается присвоить определенный класс.

При оформлении представления в нем указывают наименование подразделения, название вида документа, дату, регистрационный номер (если документ регистрируется), адресата, заголовок к тексту, подпись. При необходимости представление визируют заинтересованные лица. Дальше этот документ подписывается составителем и адресуется руководителю организации.

В квалификационную комиссию

МЛПУ "Городская больница N 1"

от водителя 3-го класса Завьялова Е.Р.

Заявление

Прошу провести мне в 2010 г. квалификационную аттестацию для установления 2-го класса.

Основанием для присвоения 2-го класса считаю отсутствие нарушений Правил дорожного движения, стаж работы более трех лет и выполнение графика перевозок.

Завьялов, 20.10.2009

Заключение квалификационной комиссии о присвоении класса водителю оформляется протоколом. При вынесении решения надо руководствоваться квалификационными требованиями, которым должен соответствовать водитель определенного класса, а также оценить:

Показатели в работе (систематическое выполнение графиков, расписания движения и т.д.);

Соблюдение трудовой дисциплины (водитель должен не иметь за последние три года работы нарушений Правил дорожного движения, которые влекут за собой лишение права управления транспортным средством).

Приведем пример протокола заседания квалификационной комиссии.

МЛПУ "Городская больница N 1"

Протокол N 12

заседания квалификационной комиссии

05.11.2009 г. Калуга

Комиссия в составе:

Председатель - И.В. Петров, главный врач.

Секретарь - В.П. Архипова, секретарь.

Члены комиссии: О.И. Рахманина, А.Г. Газов, М.А. Алексеев.

Присутствовали: начальник гаража Р.Л. Паромов, диспетчер А.Т. Старова.

Повестка дня:

1. Обсуждение итогов проведенной квалификационной аттестации водителя 3-го класса Колесникова Антона Александровича.

Заслушали:

Представление начальника гаража и аттестационные материалы на Колесникова Антона Александровича на присвоение 2-го класса.

Постановили:

Признать Колесникова Антона Александровича соответствующим всем требованиям для присвоения 2-го класса.

Председатель комиссии Петров /И.В. Петров/

Секретарь комиссии Архипова /В.П. Архипова/

Члены комиссии: Рахманина /О.И. Рахманина/

Газов /А.Г. Газов/

Алексеев /М.А. Алексеев/

С протоколом заседания квалификационной комиссии ознакомлен.

Колесников, 06.11.2009 /А.А. Колесников/

После присвоения квалификационного класса необходимо также занести сведения об этом в разд. 4 личной карточки и трудовую книжку.

IV. АТТЕСТАЦИЯ

Что дает водителям классность?

Присвоение классности водителям позволяет устанавливать различные доплаты стимулирующего характера к заработной плате. По нормам ст. 135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, должностных окладов, доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера, премий, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Причем локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Разрабатывая локальные нормативные акты (положение об оплате труда и материальном стимулировании работников), работодатель самостоятельно определяет размер надбавки за классность водителей. Но она должна быть не менее установленной в п. 3.8 Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008 - 2010 годы (зарегистрировано 25.03.2008 N 96/08-10). В организациях городского наземного пассажирского транспорта с учетом сложившейся практики работодатели по согласованию с соответствующими комитетами профсоюза могут устанавливать надбавку за классность:

Водителям 1-го класса - в размере 25%;

Водителям 2-го класса - 10% установленной тарифной ставки за отработанное в качестве водителя время.

Такой же процент доплаты установлен Отраслевым тарифным соглашением по организациям наземного городского электрического транспорта Российской Федерации на 2009 - 2011 годы (от 28.11.2008 N 106/09-11) и некоторыми другими соглашениями.

Придерживаться таких соглашений необходимо в силу Письма Минздравсоцразвития России от 24.07.2008 N 338-ТГ, в котором отмечено: если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к Соглашению работодатели, не участвовавшие в заключении Соглашения, не представят в Минздравсоцразвития в установленном ч. 8 ст. 48 ТК РФ порядке мотивированный письменный отказ присоединиться к Соглашению, то последнее будет считаться распространенным на этих работодателей.

Разработан также ряд отраслевых нормативных актов, регламентирующих размер данной надбавки:

Приказ МЧС России от 22.09.2009 N 545 "О новой системе оплаты труда работников бюджетных учреждений МЧС России и гражданского персонала воинских частей войск гражданской обороны";

Федеральное отраслевое соглашение по финансируемым из федерального бюджета подведомственным Росморречфлоту учреждениям в сферах внутреннего водного транспорта Российской Федерации и образования Российской Федерации на 2009 - 2012 годы;

Приказ ФМС России от 27.11.2008 N 389 "О внесении изменений в Приказ ФМС России от 15 октября 2008 г. N 249 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583".

Если работодатель примет решение о введении надбавки за классность, размер меньший, чем указан в отраслевом Соглашении, он установить не сможет.

Понижаем класс водителя

Классность можно не только установить, но и понизить (п. 7 Справочника). Понижение класса квалификации объявляется приказом руководителя с занесением в трудовую книжку. Водителям, которым понижен класс квалификации, а также лишенным права управления транспортным средством на срок более года, класс квалификации может быть присвоен на общих основаниях вновь.

Понизить класс можно, если водитель 2-го и 1-го класса:

Не выполняет требования, предусмотренные квалификационной характеристикой или должностной инструкцией;

Систематически не выполняет планы, графики перевозок и расписания движения;

Имеет перерасход топлива;

Имеет за последние три года работы нарушения ПДД, повлекшие за собой дорожно-транспортные происшествия;

Нарушает техническую эксплуатацию транспортного средства и правила техники безопасности.

Для установления порядка присвоения классов водителям работодатель должен разработать ряд локальных нормативных актов, поскольку обязательные требования о присвоении классности ТК РФ и нормативными документами, содержащими нормы трудового права, не установлены. Необходимые условия выплаты надбавки - создание квалификационной комиссии и обеспечение ее функционирования, разработка положения о начислении надбавки за классность водителям и положения о присвоении классности водителям.

Положение о порядке присвоения классности водителям легкового автотранспорта

1.1. Настоящее Положение определяет порядок присвоения класса квалификации (классности) водителям легкового автотранспорта (далее - водители) администрации города _________.

1.2. Присвоение класса квалификации (классности) водителям производится комиссией по присвоению класса квалификации водителям легкового автотранспорта администрации города _________ (далее - комиссия).

2.1. Квалификация 3-го, 2-го и 1-го класса может быть присвоена водителям, которые прошли подготовку или переподготовку по единым программам и имеют водительское удостоверение с отметкой, дающей право управления определенными категориями транспортных средств.

2.2. Квалификация 3-го класса присваивается водителю, имеющему водительский стаж работы в администрации города _________ не менее года, при наличии у него в водительском удостоверении разрешающей отметки "B".

2.3. Квалификация 2-го класса присваивается водителю, имеющему стаж работы не менее трех лет в качестве водителя 3-го класса в администрации города _________, при наличии у него в водительском удостоверении разрешающей отметки "D".

2.4. Квалификация 1-го класса присваивается водителю, имеющему стаж работы не менее двух лет в качестве водителя 2-го класса в администрации города _________.

2.5. Кроме требований, предусмотренных п. п. 2.2, 2.3 и 2.4 настоящего Положения, присвоение водителю класса квалификации производится при условии:

Отсутствия за последний год работы нарушений Правил дорожного движения;

Отсутствия нарушений правил технической эксплуатации, правил техники безопасности и рабочих инструкций;

Соблюдения трудовой дисциплины.

2.6. Вопрос о присвоении класса квалификации рассматривается комиссией на основании заявления водителя.

2.7. Присвоение класса квалификации (классности) оформляется приказом начальника управления кадров и муниципальной службы администрации города _________ на основании протокола комиссии.

2.8. Ежемесячная надбавка за классность устанавливается в следующих размерах:

Водителю 2-го класса - 10% должностного оклада;

Водителю 1-го класса - 25% должностного оклада.

3.1. Если водитель 2-го или 1-го класса систематически нарушает Правила дорожного движения и эксплуатации автомобиля, по ходатайству руководителя структурного подразделения решением комиссии ему может быть понижена классность.

3.2. Понижение класса квалификации оформляется приказом начальника управления кадров и муниципальной службы администрации города _________ на основании протокола комиссии.

3.3. Водителям, которым было произведено понижение класса квалификации, классность может быть присвоена на общих основаниях, но не ранее чем через год.

4.1. Подготовка и организация проведения заседания комиссии возлагаются на секретаря комиссии.

4.2. Формой работы комиссии является заседание под руководством председателя или его заместителя. Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов. Решение комиссии принимается простым большинством голосов от числа ее членов, присутствующих на заседании. При равенстве голосов членов комиссии решающим является голос ее председателя.

4.3. Заявление водителя о присвоении класса квалификации на имя председателя комиссии принимается секретарем комиссии. К заявлению прилагаются:

Копия трудовой книжки;

Копия водительского удостоверения;

Ходатайство о присвоении класса квалификации руководителя структурного подразделения.

4.4. Ходатайство руководителя структурного подразделения о понижении водителю класса квалификации на имя председателя комиссии принимается секретарем комиссии. К ходатайству прилагаются:

Копии документов о наложении дисциплинарных взысканий за неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей, за нарушение правил технической эксплуатации, правил техники безопасности, рабочих инструкций и т.д.;

Копии документов о нарушении Правил дорожного движения.

4.5. Секретарь комиссии не позднее чем за неделю до начала работы комиссии сообщает водителям о дате, времени и месте проведения аттестации.

4.6. Решение комиссии оформляется протоколом, который утверждается председателем комиссии и передается в управление кадров и муниципальной службы администрации города для подготовки проекта приказа.

Во исполнение Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила присвоения, изменения и лишения классной квалификации в отношении военнослужащих.

2. Военнослужащим, имеющим на момент вступления в силу настоящего постановления соответствующую классную квалификацию, ранее присвоенная классная квалификация сохраняется до окончания срока ее действия.

3. Министру обороны Российской Федерации, руководителям иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, определять квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения обязанностей по воинским должностям.

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2012 г., а в отношении военнослужащих инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти и спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службы внешней разведки Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, а также воинских подразделений федеральной противопожарной службы, оклады по воинской должности которых установлены соответствующими федеральными законами, - с 1 января 2013 г.

Председатель Правительства Российской Федерации

В. Путин

Правила присвоения, изменения и лишения классной квалификации в отношении военнослужащих

1. Настоящие Правила определяют порядок присвоения, изменения и лишения классной квалификации в отношении военнослужащих, за исключением военнослужащих летного состава и военнослужащих, замещающих воинские должности медицинских и фармацевтических специальностей, проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.

В отношении военнослужащих летного состава порядок присвоения, изменения и лишения квалификационной категории устанавливается отдельным актом Правительства Российской Федерации.

В отношении военнослужащих, замещающих воинские должности медицинских и фармацевтических специальностей, порядок присвоения, изменения и лишения квалификационной категории устанавливается в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан.

2. Классная квалификация является показателем, характеризующим профессиональный уровень военнослужащего в соответствии с замещаемой воинской должностью (имеющейся специальностью), и присваивается по результатам проведенных испытаний.

3. Военнослужащим, замещающим воинские должности высших офицеров, присваивается классная квалификация "мастер" без прохождения испытаний на весь период замещения этих воинских должностей.

4. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, имеющим присвоенную в установленном порядке классную квалификацию, при поступлении на военную службу по контракту присвоенная классная квалификация не сохраняется.

Привлечение указанных военнослужащих к испытаниям для присвоения классной квалификации производится в общем порядке, начиная с классной квалификации "специалист третьего класса".

5. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и имеющим классную квалификацию, при переводе из одного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба (федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации), в другой федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба (федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации), соответствующая классная квалификация сохраняется, но не более чем на 1 год со дня назначения военнослужащего на воинскую должность в федеральном органе исполнительной власти, в который он переведен.

Военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, назначенному на высшую, равную или низшую воинскую должность, если при этом не изменилось направление служебной деятельности, присвоенная классная квалификация сохраняется на срок, на который она была присвоена.

Военнослужащему, назначенному на воинскую должность, исполнение обязанностей по которой связано с изменением направления служебной деятельности, классная квалификация сохраняется на срок, на который она была присвоена, но не более 1 года.

6. Решение о присвоении (изменении, лишении) классной квалификации оформляется приказом соответствующего командира (начальника) с указанием даты присвоения (изменения, лишения) классной квалификации и срока, на который присвоена (изменена) классная квалификация.

7. Классная квалификация присваивается последовательно:

военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, - "специалист третьего класса", "специалист второго класса", "специалист первого класса", "мастер";

военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, - "специалист третьего класса", "специалист второго класса", "специалист первого класса".

8. Военнослужащие, которые приобретают право на присвоение классной квалификации впервые, классная квалификация присваивается исходя из фактического профессионального уровня без учета требований пункта 7 настоящих Правил.

Соответствие классной квалификации, предусмотренной настоящими Правилами, и классной квалификации, присвоенной военнослужащим в соответствии с ранее действовавшими нормативными правовыми актами, определяется при необходимости в порядке, определяемом Министром обороны Российской Федерации, руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

9. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, допускаются к испытаниям для присвоения (подтверждения) классной квалификации не ранее чем через 1 год непрерывного прохождения военной службы в замещаемой воинской должности (по имеющейся специальности).

Военнослужащие, назначенные до этого срока на высшие или равные воинские должности, если при этом не изменилось направление служебной деятельности, могут допускаться к испытаниям ранее указанного срока.

10. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, классная квалификация присваивается (подтверждается) на следующие сроки:

специалист третьего класса - на 2 года;

специалист второго класса - на 3 года;

специалист первого класса - на 3 года;

мастер - на 3 года.

Очередная классная квалификация присваивается (подтверждается) по истечении установленных сроков.

11. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, допускаются к испытаниям для определения их профессионального уровня не ранее чем через 3 месяца после начала прохождения военной службы.

Очередная классная квалификация присваивается (подтверждается) не ранее чем через 3 месяца со дня присвоения имеющейся классной квалификации.

12. В случае невозможности участия военнослужащего в квалификационных испытаниях (нахождение в отпуске, командировке, на лечении и по другим уважительным причинам) ему сохраняется присвоенная классная квалификация и предоставляется возможность для участия в испытаниях в течение 3 месяцев со дня прекращения данных оснований.

13. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, подтвердившие классную квалификацию "мастер" 2 раза подряд, к испытаниям для подтверждения профессионального уровня привлекаются не ранее чем через 5 лет.

14. Классная квалификация снижается при несоответствии военнослужащего квалификационным требованиям.

Военнослужащие, действие или бездействие которых при исполнении обязанностей по воинской должности повлекло гибель (увечье) людей, а также иные тяжкие последствия, лишаются классной квалификации.

15. Военнослужащие, которым классная квалификация была снижена или они были ее лишены, допускаются к испытаниям для присвоения классной квалификации не ранее чем через 1 год со дня снижения (лишения) классной квалификации.

Многие сотрудники, чьи должностные обязанности напрямую связаны с управлением автомобильным транспортом, интересуются – как и чем отличается классность водителей по категориям в 2020 году. Кроме этого, о том, как присвоить классность водителю и рассчитать её также часто стремятся узнать и работодатели. При этом следует помнить, что есть несколько критериев и целей оценки классности водителей, поэтому данное понятие может иметь серьезные отличия в зависимости от используемого контекста.

Что такое классность водителей – правовое регулирование

Классность водителей – это система, в соответствии с которой происходит разделение водителей по различным критериям, в первую очередь, затрагивающим их мастерство и уровень квалификации. В соответствии с таковыми критериями может назначаться доплата за классность водителям, а также обеспечиваться иные механизмы регулирования трудовых взаимоотношений. Однако в целом сейчас в России существует две системы классности водителей:

  • Классность как показатель трудовой квалификации. В данном случае подразумевается отнесение водителей к какой-либо из категорий классности для определения их уровня профессионализма и соответствующего назначения льгот и доплат.
  • Классность как показатель безаварийности в страховом деле. Ещё одной разновидностью классности водителей является классность по ОСАГО. Страховые компании фиксируют стаж вождения каждого их клиента, обращающегося за полисом, и в зависимости от количества страховых случаев, а также иных факторов, применяют коэффициент бонус-малус (КБМ), увеличивающий или уменьшающий стоимость страховых услуг.

Для работодателей может иметь значение как классность водителей по категориям в 2020 году, так и по оценке страховых компаний. В первом случае, работодатель будет иметь точное понимание о навыках квалификации водителя. Знание же классности водителей по КБМ ОСАГО может помочь предприятию сократить расходы, если оно оплачивает страховку сотрудников, а также просто составить понимание о фактической безаварийности езды работника.

Непосредственно законодательство на текущий момент не регулирует порядок получения классности водителей или присвоения данных критериев работникам, занятым в вождении автомобильного транспорта. Соответственно, опираясь на положения трудового законодательства и статьи 8 ТК РФ, работодатель самостоятельно решает, следует ли ему использовать разделение водителей по категориям классности в 2020 году. При этом следует помнить о том, что работодатель обязан соблюдать принятые на предприятии локальные нормативные акты.

На территории РФ действует Квалификационный справочник профессий рабочих, в котором упоминается как работа водителя, так и критерии присвоения классности данным сотрудникам. При этом профстандарт водителя, который должен был бы заменить справочник, пока еще не принят.

Классность водителей по категориям 2020 года

Как было упомянуто ранее, классность водителей по категориям в 2020 году не имеет никаких изменений в сравнении с еще даже советскими нормативами. В данном случае предполагается разделение водителей на три возможных класса. К каждому из классов водителей предъявляются особые требования, а именно:

Работодатель не обязан устанавливать и использовать разделение водителей по категориям классности на предприятии. Однако если он применяет данную систему, ему необходимо следовать и требованиям законодательства в отношении обязательного обеспечения доплат за классность. Также работодатель вправе использовать и собственные системы оценивания и классификации сотрудников, если они не противоречат действующему законодательству.

Как получить классность водителя

Вопрос того, как получить классность водителя, интересует многих занятых в данной деятельности сотрудников. Получение определенного класса возможно исключительно в том случае, если локальные нормативные акты организации предполагают использование законодательных механизмов классности на предприятии. Если же таковое внутреннее правовое регулирование отсутствует, рассчитывать на присвоение определенной классности работник не может и требовать от работодателя данного мероприятия он не вправе.

Если же на предприятии присутствует разделение водителей на классы, то при соблюдении установленных формальных требований, работник вправе подать на имя работодателя заявление с просьбой предоставить ему определенный класс. Чтобы присвоить классность водителю, работодатель в свою очередь должен сформировать на предприятии специальную оценочную комиссию, которая проверит наличествующие у сотрудника навыки и соответствие его формальным требованиям, после чего издаст решение, на основании которого работодатель либо должен будет присвоить класс сотруднику, либо отказать в повышении класса.

Альтернативным методом оценивания работника может стать использование услуг независимых центров оценивания квалификации. При несогласии с результатами оценочной комиссии на предприятии, работник вправе также пройти оценивание за свой счет в таковом центре и работодатель, использующий на предприятии механизм классификации водителей по классности, будет обязан принять решение в соответствии с документом о прохождении квалификации. В случае, если на испытание работник направляется самим работодателем – оплата услуг центра независимой оценки возлагается на работодателя. На время прохождения оценивания работник не может быть уволен за прогул и считается освобожденным от работы с сохранением среднего заработка.

Классность водителей по КБМ ОСАГО

Механизм разделения водителей по классности в страховых компаниях кардинально отличается от присвоения определенных классов в рамках рабочего процесса. В первую очередь классы КБМ по ОСАГО предоставляются всем без исключения застрахованным лицам, вне зависимости от осуществления ими какой-либо трудовой деятельности. При этом количество классов в данной системе составляет 15. Нумерация начинается с класса М, и продолжается от 0 до 13 класса.

Минимальный класс – М предусматривает повышение стоимости полиса на 145% в сравнении с его стандартной ценой. Максимальный, класс 13, предполагает установление стоимости полиса на уровне 50% от стандартной. Повышение класса происходит ежегодно на одну единицу при отсутствии страховых случаев во время действия предшествующего договора ОСАГО.

При этом наличие страховых случаев за предыдущий период снижает класс водителя по КБМ сразу на несколько пунктов. Так, наличие одного ДТП при 13 классе водителя, может привести к переводу его в 6 класс, а 2 ДТП – в третий.

Нумерация классов в данной системе предполагает при первом заключении договора ОСАГО предоставление водителю третьего класса – он не предусматривает ни надбавок к стоимости полиса, ни скидок.


Классность водителя как определить

Важно

Класс водителя автомобиля. Класс водителя автомобиля - это его квалификационная характеристика в зависимости от открытых категорий в водительском удостоверении и стажа работы. Класс водителя автомобиля установлен Квалификационным справочником профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады» (утвержден Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 n 58/3-102). Действие справочника в Российской Федерации подтверждено постановлением Минтруда РФ от 12 мая 1992 года N 15а «О применении действующих квалификационных справочников работ, профессий рабочих и должностей служащих на предприятиях и в организациях, расположенных на территории России».

Определение класса водительского удостоверения

Так, присвоение водителю3-го класса производится при наличии в водительском удостоверении разрешающихотметок «В» или «С», или только «Д»; водителю 2-го класса - «В», «С», «Е» илитолько «Д» («Д» или «Е»), а водителю 1-го класса - «В», «С», «Д» и «Е». При этом квалификация2-го класса может быть присвоена при непрерывном стаже работы не менее трех летв качестве водителя автомобиля 3-го на данном предприятии, аквалификация 1-го класса - при непрерывном стаже работы не менее двух лет вкачестве водителя автомобиля 2-го на данном предприятии. Выплата надбавки за классность также предусмотрена: 1) в размере 10 процентов за 2-ой класс и 25 процентов установленной тарифной ставки (оклада) в месяц водителям автомобилей и автобусов Государственной противопожарной службы МЧС России (пункт 2.3.

Порядок присвоения квалификации водителя автомобиля

Выполнение регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи. 1.3. Водитель автомобиля,1 класс. Характеристика работ. Управление легковыми и грузовыми автомобилями и автобусами всех типов и марок, отнесенными к категориям транспортных средств «В», «С», «Д» и «Е».Должен знать: назначение, устройство и правила технического обслуживания автопоездов, устройство и правила технического обслуживания автомобилей последних выпусков; влияние отдельных эксплуатационных показателей работы автомобилей на себестоимость перевозок; способы обеспечения высокопроизводительного и экономного использования подвижного состава; основные технико-эксплуатационные качества подвижного состава и их влияние на безопасность движения; элементы теории автомобиля; основные положения службы безопасности движения автотранспортного предприятия. 2. Основания для присвоения классности.

Присвоение классности водителям

Инженеры и техники автомобильно-тракторной специальности вместо свидетельства о прохождении обучения на специальных курсах представляют копию диплома, заверенную в нотариальном порядке., Учащиеся, оканчивающие среднюю общеобразовательную школу, прошедшие обучение по автоделу и сдавшие экзамен, представляют справку школы и справку о прохождении стажировки; справка медицинского учреждения установленного образца о годности к управлению данным видом транспортного средства; квитанция учреждения Госбанка СССР или сберегательной кассы об уплате установленного сбора за экзамены и водительское удостоверение; две фотокарточки размером 3,5X4,5 см на матовой бумаге с белым фоном в правом углу. Кроме того, предъявляется паспорт или другой документ, удостоверяющий личность. Все лица, желающие получить удостоверение водителя автомобиля, должны заполнить экзаменационную карточку водителя.

Инфо

ТК РФ единственное исключение — когда с работой по соответствующей должности связано предоставление работнику каких-либо компенсаций, предусмотренных законодательством, в этом случае наименования этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или соответствующим положениям профессиональных стандартов. Если работодатель решит установить классы по должности водителя, то он вправе руководствоваться Квалификационным справочником, утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 N 58/3-102 (далее — Квалификационный справочник). При этом порядок присвоения работникам классов и требования к ним необходимо будет закрепить в локальном нормативном акте организации.

Как получить свидетельство присвоения классности водителям

Основанием для присвоения 2-го класса считаю отсутствие нарушени馦правил дорожного движения, стаж работы более трех лет и выполнени妦графика перевозок. ¦¦ ¦¦ Парамонов, 02.08.2009 ¦L Заключение квалификационной комиссии о присвоении класса водителю оформляется протоколом (пример см. на с. 34). При вынесении решения надо руководствоваться квалификационными требованиями, которым должен соответствовать водитель определенного класса. Они должны быть зафиксированы в положении о присвоении классности водителям.
¬¦ Общество с ограниченной ответственностью «Транзит» ¦¦ ¦¦ Протокол N 6 ¦¦ заседания квалификационной комиссии ¦¦05.11.2009 г. Астрахань¦¦ ¦¦ Комиссия в составе: ¦¦ Председатель — Н.В. Зуев, заместитель директора. ¦¦ Секретарь — А.П. Антипова, офис-менеджер.


¦¦ Члены комиссии — Е.И. Каманина, А.Г. Гамов, М.А. Чужайкин. ¦¦ ¦¦ Присутствовали: начальник гаража грузовых автомобилей Р.Л.
Таким образом, если работодатель собирается выплачивать водителям надбавку за классность, ему необходимо утвердить порядок присвоения водителям классов и порядок выплаты надбавок. Сделать это можно, например, утвердив положения: Положение о начислении надбавки за классность водителям и Положение о присвоении классности водителям. Обратите внимание! Надбавки, установленные работодателем для работников по собственной инициативе, в том числе за классность водителям, могут быть учтены в расходах по налогу на прибыль, только если они будут установлены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами (ст.
255 НК РФ). Надбавка за классность водителям не имеет компенсационного характера, а представляет собой доплату к заработной плате за особую квалификацию работника и подлежит обложению НДФЛ (ст. ст. 209 и 217 НК РФ).

Внимание

Мусатов/¦L Для получения класса водитель может написать заявление и к нему приложить представление своего непосредственного руководителя или иного работника по его поручению. В представлении дается оценка деятельности работника, его деловых и моральных качеств, стаж работы и предложение о присвоении определенного класса.При оформлении представления в нем указываются: наименование подразделения, название вида документа, дата, регистрационный номер (если документ регистрируется), адресат, заголовок к тексту, подпись. При необходимости представление визируется заинтересованными лицами.


Дальше этот документ подписывается составителем и адресуется руководителю организации. ¬¦ В квалификационную комиссию ООО «Транзит»¦¦ от водителя 3-го класса Парамонова Е.Р.¦¦ ¦¦ Заявление ¦¦ ¦¦ Прошу провести мне в 2010 г. квалификационную аттестацию для¦¦установления 2-го класса.

В последнем случае локальным нормативным актом необходимо предусмотреть порядок такой проверки знаний: кто будет входить в состав комиссии, за сколько работники будут уведомляться о проверке знаний, в какой форме она будет проходить (письменно, устно) и т.п. Кроме того, в случае применения Квалификационного справочника работодателю необходимо обратить внимание на то, что присвоение 1 класса возможно, только если водителю ранее был присвоен 2-й класс, а присвоение 2-го класса — только если ранее был присвоен 3-й класс, требования к квалификации которого также установлены данным документом. Из вышеуказанных норм можно сделать вывод о том, что работодатель вправе, но не обязан установить уровни классности водителей и соответствующие надбавки к заработной плате за классность водителей.

Создать постоянно действующую квалификационную комиссию пустановлению класса водителям в составе: ¦¦ — председатель комиссии — Зуев Николай Викторович, заместитель¦¦директора; ¦¦ — секретарь комиссии — Антипова Анна Петровна, офис-менеджер. ¦¦ Члены комиссии: ¦¦ — Каманина Елена Игоревна, менеджер по персоналу; ¦¦ — Гамов Андрей Геннадьевич, главный механик; ¦¦ — Чужайкин Михаил Александрович, водитель-инструктор по безопасност覦движения. ¦¦ 2. Предоставлять списки водителей, подлежащих квалификационно馦аттестации, раз в год не позднее 15 августа — менеджеру по персоналу¦¦Каманиной Е.И. ¦¦ 3. Организовать методическую подготовку квалификационной аттестации -¦¦менеджеру по персоналу Каманиной Е.И.
¦¦ 4. Представить материалы квалификационной аттестации директору ⦦течение 20 рабочих дней с даты протокола заседания комиссии -¦¦председателю комиссии. ¦¦ ¦¦Директор Мусатов /А.Д.
Квалификация водителя 2 и 1 классов присваивается в процессе работы квалификационной комиссией транспортного предприятия, цеха или иного субъекта транспортной деятельности. Это при условии, что работодатель применяет у себя систему повышения квалификации водителей автомобилей и осуществляет доплату за 2 и 1 класс. 4. Доплата за классность. 4.1. Как было. Ранее действовало Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17 сентября 1986 г.
N 1115 «О совершенствовании организации заработной платы и введении новых тарифных ставок и должностных окладов работников производственных отраслей народного хозяйства».



Просмотров