Демократия как форма государственного правления. Универсальные свойства демократии

Демократический режим можно охарактеризовать следующими признаками:

    Суверенитет народа – признание этого принципа означает, что народ является источником власти, именно он выбирает своих представителей власти и периодически их сменяет.

    Периодическая выборность основных органов власти позволяет обеспечить четкий легитимный механизм преемственности власти. Государственная власть рождается из честных демократических выборов, а не посредством военных переворотов и заговоров.

    Власть выбирается на определенный и ограниченный срок.

    Всеобщее, равное и тайное избирательное право. Выборы предполагают наличие реальной соревновательности различных кандидатов, альтернативность выбора, реализацию принципа: один гражданин – один голос.

    Конституция, закрепляющая приоритет прав личности над государством и обеспечивающая одобренный гражданами механизм разрешения споров между личностью и государством.

    Принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную) в построении государственного аппарата.

    Наличие развитой системы представительства (парламентаризма).

    Гарантия основных прав человека 1 .

    Политический плюрализм (от лат. pluralie – множественный), позволяющий легально действовать не только политическим и общественным движениям, поддерживающим политику правительства, но и оппозиционным партиям и организациям.

    Свобода выражения политических суждений (идеологический плюрализм) и свобода формирования ассоциаций, движений дополняется многообразием различных источников получения информации, независимыми СМИ.

    Демократическая процедура принятия решений: выборы, референдумы, парламентское голосование и др. Решения принимаются большинством при уважении права меньшинства проявлять несогласие. Меньшинство (оппозиция) имеет право выступать с критикой в адрес правящей власти и выдвигать альтернативные программы. Разрешение конфликтов мирным путем.

Исходя из вышеперечисленных основных принципов демократического режима необходимо подробно рассмотреть его характерные черты:

1) Важнейшие признаки демократического государства:

а) реальная представительная демократия;

б) обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Представительная демократия – осуществление народом власти через выборные учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным правом принимать законы. Представительные органы (парламенты, выборные органы местного самоуправления) наделяются правом решения наиболее важных вопросов жизни народа (объявление войны, принятие бюджета, введение чрезвычайного и военного положения, разрешение территориальных споров и др.). Конституции в различных странах наделяют представительные органы различными полномочиями, но обязательными и важнейшими среди них являются функции законодательной власти и принятие бюджета. Представительные органы не обязательно призваны напрямую контролировать исполнительную власть – это признаётся только в государствах с парламентской формой правления, но при любой системе данные органы всё же наделяются отдельными конституционными полномочиями в этой области. Эффективность деятельности представительных органов в огромной, если не в решающей, степени зависит от сотрудничества с исполнительной властью. Другое не менее важное условие – независимость представительного учреждения в пределах своих полномочий, отсутствие конкурирующей законодательной власти, невмешательство исполнительной власти в прерогативы представительных учреждений.

Обеспечение прав и свобод человека и гражданина – другой важнейший признак демократического государства. Именно здесь появляется тесная связь формально демократических институтов с политическим режимом. Только в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными, устанавливается законность и исключается произвол силовых структур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демократический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция РФ закрепила известные мировой практике права и свободы, однако для реализации многим из них ещё необходимо создать условия.

2) Государство может соответствовать характеристике демократического только в условиях сформировавшегося гражданского общества. Оно должно строго придерживаться установленных пределов вмешательства в экономическую и духовную жизнь, которые обеспечивают свободу предпринимательства и культуры. В функции демократического государства входит обеспечение общих интересов народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Такое государство является антиподом тоталитарного государства, эти два понятия взаимно исключают друг друга.

3) При демократическом режиме на первый план наряду с плюра­лизмом выступает либерализм, который предусматривает расшире­ние прав и свобод граждан.

Либерализм предполагает обеспечение демократических свобод и прав личности, ограничение вмешательства государства и общест­ва в деятельность частных лиц, суверенных субъектов. Он ставит права и свободы человека выше национальных, классовых и рели­гиозных интересов, ориентирован на сохранение механизма рыноч­ного хозяйства, многопартийную систему, ограниченную регулирую­щую роль государства, умеренный социальный реформизм, обеспе­чение международной безопасности и развитие интеграционных про­цессов.

4) функционирование политической системы при демократическом режиме государственного управления строится на основе разделения властей –законодательной, исполнительной и судебной. Эти орга­ны власти как бы взаимоуравновешивают друг друга, и ни один из них не может узурпировать власть в государстве.

Демократическая система государственного управления предус­матривает формирование основных органов государства путем сво­бодных выборов – парламента, главы государства, органов местно­го самоуправления, автономных образований, субъектов федерации.

Взятые в комплексе разделение властей, система сдержек и противовесов, федеративные, партийные, общественные и информа­ционные структуры в условиях гласности могут через механизмы го­сударственной власти способствовать проведению, в рамках консти­туционной законности мирного конструктивного диалога различных политических сил, созданию политической стабильности в обществе.

5) Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его организацию в определённых формах. К этому побуждает сущностная обязанность государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонарушения. Демократия - это не вседозволенность. Однако принуждение должно иметь чёткие пределы и осуществляются только в соответствии с законом. Правозащитные органы не только вправе, но и обязаны применять силу в определённых случаях, однако при этом всегда действуя только законными средствами и на основании закона. Демократическое государство не может допустить «разрыхления» государственности, то есть невыполнения законов и других правовых актов, игнорирование действий органов государственной власти. Это государство подчинено закону и требует законопослушания от всех своих граждан.

Демократичность государства выражается в том, что его организация открывает гражданам и их объединениям возможности оказывать влияние на «содержание управленческих государственных решений, добиваться реализации в этих решениях закономерных социальных интересов». Но для того, чтобы эта возможность была претворена в действительность, необходимы существенные дополнительные условия. Это, прежде всего, демократический политический режим и политико-правовая культура.

6) Демократический политический режим характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным существованием политических и правовых институтов, позволяющих ему оказывать влияние на государственное управление обществом.

Демократический политический режим обычно находит отражение в конституциях и законах, регулирующих развитые формы участия в политической жизни: институты представительной и непосредственной демократии, гарантированные гражданские (личные) и политические права и свободы, независимые средства массовой информации, партийный плюрализм, включающий разнообразную оппозицию власти, разделение властей, широкое самоуправление мест и профессий, гарантии для меньшинств и мн. др.

7) В любом, даже самом либеральном обществе имеются силовые органы – это армия, органы внутренних дел, полиция, разведка, контрразведка, органы госбезопасности. Наличие и полномочия это­го разветвленного и многообразного аппарата принуждения и на­силия закреплены в конституциях и специальных законах. На случаи необходимости подавления массовых выступлений во многих стра­нах имеются законы о чрезвычайном положении, комендантском ча­се, президентском правлении, которые приводят к временному огра­ничению прав и свобод граждан.

8) Государство не может обойтись без профессионального управленческого аппарата, именуемого в социологии бюрократией (социологи не вкладывают в этот термин того отрицательного смысла, к которому мы привыкли). Но для того, чтобы этот аппарат не встал над народом и его представителями, не стал бюрократией в нашем понимании, необходима продуманная система социального контроля за его составом и деятельностью, и система его ответственности. В развитых демократических странах конституционное право обычно содержит основательно разработанные соответствующие институты (парламентская и судебная ответственность, конкурсная система комплектования государственной службы и др.). Опыт, правда, показывает, что и в этих странах не такой уж редкостью является бюрократические извращения (служебные злоупотребления, неэффективность и пр.), однако, общество и человек обладают там сильными правовыми средствами борьбы против таких явлений.

Что же касается «социалистических» и развивающихся стран, то там засилье бюрократизма в самом отрицательном смысле слова – повсеместное явление, хотя и в конституциях и законах можно встретить немало направленных против этого положений. Они, однако, бездействуют или малоэффективны в силу упомянутых факторов – авторитарного или тоталитарного политического режима и низкого уровня политико-правовой культуры общества.

9) Демократический режим может успешно функционировать лишь при наличии определенного уровня политической культуры. Это означает, что все граждане соблюдают единые для всех нормы (правовые, конституционные) с учетом тех или иных традиций, присущих данной стране. От уровня и типа политической культуры во многом зависят характер власти, ее формы, отношение к рядо­вым гражданам, способы насилия и подавления, применяемые в чрезвычайных ситуациях. В структуре политической культуры выде­ляются познавательный, нравственно-оценочный и поведенческий эле­менты. Так, например, поведенческий элемент политической культуры в условиях демократического режима предполагает осознанное уча­стие граждан в политической жизни страны: при обсуждении про­ектов государственных документов и актов; при проведении рефе­рендумов и плебисцитов; в выборах законодательной, исполни­тельной и судебной власти; в работе различных государственных и общественных органов и ряде других кампаний общественно-поли­тической деятельности.

Демократия- политический режим государства или система, при которой власть осуществляется через прямое народовластие (прямая демократия ) либо через представителей, избираемых народом или какой-то частью народа (представительная демократия ). Главным признаком демократии является обеспечение пропорционального представительства во власти как можно более широких интересов населения, присутствующих в стране, а также динамическое изменение представительной власти вместе с соответствующими изменениями этих интересов во времени.

В зависимос ти от того, как народ участвует в управлении, кто и как непо средственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую, плебисцитарную и представительную (репрезента тивную).

В прямых формах народовластия граждане сами непосредст венно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая форма участия доминировала в античных демократиях. Практически она возможна в сравнительно небольших коллекти вах (на производственных предприятиях, в общинах, городах и т.п.), причем в тех случаях, когда принимаемые решения доста точно просты и участие в их подготовке и обсуждении не требует специальной квалификации. В современном мире прямая демо кратия встречается главным образом на уровне местного самоуп равления, например в американских и швейцарских общинах, в израильских кибуцах (поселениях коммунистического типа) и т.п. Распространенность прямых форм демократии прямо зависит от того, насколько удается децентрализовать процесс вынесения решений и передать право их принятия сравнительно неболь шим, локальным коллективам.

К прямой демократии обычно относят так называемый импе ративный мандат, предполагающий обязанность выборных пред ставителей голосовать строго в соответствии с наказом избирате лей, их волей. Так, характер императивного мандата имеет кол легия выборщиков президента США, обязанных отдать свой го лос за кандидата, победившего в соответствующих штатах. Импе ративный мандат как бы консервирует волю избирателей, не по зволяя его носителям участвовать в обсуждении и принятии ком промиссных вариантов решений.

Плебисцитарная демократия. Различие между ней и прямой демократией проводится не всегда, поскольку обе эти формы участия включают непосредственное волеизъявление на рода, однако оно существует. Суть его состоит в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властвования (в подготовке, принятии полити ческих решений и в контроле за их осуществлением), а при пле бисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены. Им предоставляется право посредством голосования одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона или другого решения, который обычно готовится президентом, правительством, партией или инициативной груп пой. Возможности участия основной массы населения в подго товке таких проектов очень невелики даже в тех случаях, когда непосредственно самим гражданам предоставляется право подго тавливать и выносить их на рассмотрение законодательных орга нов или на всенародное голосование.

Плебисцитарные институты нередко используются в целях манипулирования волей граждан, достигаемого, в частности, с помощью двусмысленных формулировок вопросов, выносимых на голосование. Они, особенно референдумы и опросы, до статочно широко применяются на различных уровнях управ ления: в общинах, городах, областях, в масштабах всего госу дарства.

Представительная демократия. Ее суть - в опосредованном участии граждан в принятии решений, в выборе ими в органы власти своих представителей, призванных выражать их интересы, принимать законы и отдавать распоряже ния. Представительная демократия необходима особенно тогда, когда из-за больших территорий или вследствие других причин затруднено регулярное непосредственное участие граждан в го лосованиях, а также когда принимаются сложные решения, труд нодоступные для понимания неспециалистов.

Каждая страна характеризуется специфическим «политическим климатом» , политическим порядком (режимом), который складывается в результате взаимодействия всех компонентов политической системы - политических отношений, политических норм, институтов, политической культуры. Самым прогрессивным является демократический режим.

Термин «демократия» в буквальном переводе с греческого означает «власть народа» . В современной политической науке под демократией понимается политический строй, в котором установлены и осуществляются на практике способы и формы народовластия, закрепленные в законах свободы и равноправие граждан.

Предпосылки демократии.

  • 1) высокий уровень социально-экономического развития, способный обеспечить необходимое благосостояние всем гражданам, без чего невозможно достичь общественного согласия, стабильности и прочности базовых демократических принципов;
  • 2) высокая степень развития общей и политической культуры общества, значительная социальная и политическая активность индивидов и их добровольных объединений, готовых встать на защиту институтов демократии;
  • 3) многообразие форм собственности, обязательное признание и гарантированность права частной собственности, т.к. только в этом случае возможно реальное обеспечение всех прав и свобод человека, его, пусть даже и относительная, независимость от государства.

Практика показала, что для осуществления подлинной (а не формальной) власти народа, его возможности влиять на политические решения и действия государства необходимо создать в обществе определенные условия. К ним относятся: истинно свободные и равные выборы в парламент; гарантированность на деле прав меньшинства и прав граждан, в том числе права на инакомыслие; свободная пресса; опыт (умения) граждан грамотно и эффективно участвовать в политической жизни.

Эти условия непосредственно связаны с функционированием правового государства, развитием политического плюрализма, формированием политической культуры личности и в совокупности образуют демократический политический режим. Поэтому демократию нередко называют способом организации политической системы .

Подлинная политическая демократия не может существовать без экономической свободы. Во всех демократических странах именно свободная экономическая деятельность на основе разнообразных форм собственности способствует дифференциации разнообразных социальных интересов, возникновению негосударственных организаций, развитию политического плюрализма.

Следовательно, демократия - это способ организации не только политической системы, но и всей жизни общества . К признакам демократии можно отнести:

  • 1) признание народа источником власти и носителем суверенитета. Народный суверенитет выражается в том, что именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, что он выбирает своих представителей и может периодически сменять их;
  • 2) равноправие граждан, равная возможность участия в политической жизни;
  • 3) наличие прав и свобод человека, их признание, гарантированность и защита со стороны государства;
  • 4) принцип большинства, который через институты демократии выражает свою волю;
  • 5) право меньшинства на оппозицию (при подчинении решениям большинства);
  • 6) политический плюрализм, т. е. наличие автономных различных социально-политических партий, движений, групп, которые находятся в состоянии свободной конкуренции;
  • 7) правовое государство;
  • 8) система разделения властей, при которой различные ветви государственной власти достаточно независимы и уравновешивают друг друга, препятствуют установлению диктатуры;
  • 9) выборность основных органов власти на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании;
  • 10) гласность в действиях государственных органов и должностных лиц, возможность беспрепятственного контроля за ними со стороны общества. Этому способствуют открытые для прессы заседания коллегиальных государственных органов, представление чиновниками деклараций о своих доходах, существование свободных от цензуры и независимых от власти неправительственных СМИ;
  • 11) развитая система органов местного самоуправления, наиболее приближенных к народу и компетентных в решении местных проблем.

Всеобщие институты демократии - это организационные формы, с помощью которых реализуются демократические принципы. К ним относят:

  • 1) выборность высших органов государства, без которого невозможно выявить волю большинства и организовать нормальное функционирование демократического режима;
  • 2) ответственность или отчетность выборных органов перед избирателями или их уполномоченными (депутатами);
  • 3) сменяемость состава выборных государственных органов по истечении сроков их полномочий.

Выделяют две формы демократии: прямую (непосредственную) и косвенную (представительную).

Непосредственная демократия - это форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения, которая осуществляется через:

  • · референдум;
  • · выборы;
  • · всенародные обсуждения проектов законов и других важных вопросов государственной жизни, а также митинги, пикетирования, забастовки;
  • · народную правотворческую инициативу;
  • · участие граждан в управлении делами общества через органы местного самоуправления, общественные организации, собрания и сходы граждан;
  • · индивидуальные и коллективные обращения (петиции) в органы государственной власти и местного самоуправления.

Представительная демократия подразумевает возможность народа осуществлять свою власть через своих представителей в различных государственных органах.

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Референдум - это всенародный опрос по особо важным вопросам государственной либо общественной жизни, в котором принимают участие все граждане государства, имеющие избирательные права.

Референдумы могут проводиться либо по инициативе высших законодательных органов, либо по инициативе президента.

Выборы - это избрание главы государства, должностных лиц, депутатов, членов организаций путем голосования. Выборы, как и референдум, представляют собой форму прямого народного волеизъявления.

Демократические режимы принято разделять на консервативные и охлократические.

Консервативные демократические режимы - такие режимы, которые опираются не столько на конституцию, сколько на политические традиции, являющиеся основой данных режимов. Такие режимы являются наиболее стабильными. Для них характерны:

  • · забота о личности, ее правах и свободах, защите прав собственности, прав и свобод граждан государством основывается на постоянных и неизменных правовых нормах;
  • · стабильное функционирование властных структур, которое достигается как неизменными демократическими традициями, так и наличием мажоритарной избирательной системы, что дает устойчивое большинство в парламенте для правящей партии и, таким образом, гарантирует стабильное правительство.

Охлократические демократические режимы - это такие политические режимы, которые опираются на власть толпы, власть непосредственной митинговой демократии, где все важнейшие властные решения принимаются толпой на митингах. Как правило, охлократические режимы весьма недолговечны и нестабильны.

Примером охлократического демократического режима был режим Веймарской республики в Германии, нестабильность экономического и политического состояния которого и привела к власти А.Гитлера, установившего национал-социалистическую диктатуру.

Либерально-демократический политический режим сохраняет все основные признаки режима собственно демократического, однако его характеризуют политические методы и способы осуществления власти, которые основаны на системе наиболее демократических и гуманистических принципов.

  • · При либеральном режиме в экономической сфере человек обладает собственностью, правами и свободами, экономически самостоятелен и на этой основе становится политически самостоятельным;
  • · Либеральный режим отстаивает ценность индивидуализма, противопоставляя его коллективистским началам в организации политической и экономической жизни, которые, по мнению ряда ученых, ведут, в конечном счете, к тоталитарным формам правления;
  • · Либеральный режим обусловливается, прежде всего, потребностями рыночной организации экономики. Рынок требует равноправных, свободных, независимых партнеров. Либеральное государство и провозглашает формальное равенство всех граждан;
  • · Провозглашается свобода слова, мнений, форм собственности, дается простор частной инициативе. Права и свободы личности не только закрепляются в конституции, но и становятся осуществимыми на практике;
  • · Экономическую основу либерализма представляет частная собственность. Государство освобождает производителей от своей опеки и не вмешивается в экономическую жизнь людей.

Использование этого режима наиболее эффективно становится возможным только в обществе, отличающемся высоким уровнем экономического и социального развития. Население должно обладать достаточно высоким политическим, интеллектуальным, нравственным сознанием, правовой культурой.

История учит, что демократия - благо лишь тогда, когда она соответствует политической культуре и менталитету народа, имеет необходимые экономические и социальные предпосылки. В противном случае она вырождается в охлократию - власть толпы, направляемой демагогами, приводит к хаосу и анархии и, в конечном счете, к диктаторским режимам.

Выборность влечет за собой естественную сменяемость, пополнение при каждых выборах представительных органов представителями, не обладающими профессиональными достаточными знаниями и опытом в управлении государством.

Уязвимость для критики как ценностных, так и рационально-утилитарных обоснований демократии означает, что она не является универсальной, наилучшей для всех времен и народов формой правления . «Плохая», неэффективная демократия может быть хуже для общества и граждан, чем некоторые авторитарные и даже тоталитарные режимы. История свидетельствует, что многие монархи, военные хунты и другие авторитарные правительства делали для экономического процветания, повышения благосостояния, укрепления безопасности граждан и гарантирования их индивидуальной свободы, а также справедливого распределения результатов труда гораздо больше, чем слабые или коррумпированные демократические режимы.

И все же растущее стремление населения современного мира к демократическим формам правления не случайно. При наличии определенных социальных предпосылок демократия имеет ряд преимуществ над другими формами правления.

Общий недостаток всех недемократических политических систем состоит в том, что они не подконтрольны народу, а значит, характер их взаимоотношений с гражданами строится, прежде всего, в зависимости от воли самих правителей. В прошлые века возможность произвола со стороны авторитарных правителей существенно сдерживалась традициями правления, относительно высокой образованностью и воспитанностью монархов и аристократии, их самоконтролем на основе религиозно-нравственных кодексов, а также мнением церкви и опасениями народных восстаний. В современную эпоху эти факторы либо вообще исчезли, либо их действие сильно ослабло. Поэтому надежно обуздать власть, гарантировать защиту граждан от государственного произвола может только демократическая форма правления.

Современный общественно-экономический прогресс во многом стимулирует развитие демократии, питает демократический менталитет и ценностные ориентации граждан. Он требует социальной эмансипации личности, уважения ее достоинства, независимости мышления, фундаментальных прав и свобод. Он нуждается в свободе информации и плюрализме общественной жизни в целом. И в этом смысле тем народам, которые готовы к индивидуальной свободе и ответственности, ограничению собственного эгоизма, уважению закона и прав человека, демократия действительно создает наилучшие возможности для индивидуального и общественного развития, реализации гуманистических ценностей: свободы, равноправия, справедливости, социального творчества.

07Ноя

Демократия – это термин который применяется к описанию политической системы управления государством, идее и концепции, основанной на принципах народной власти. Буквально, слово «демократия «, переводится как «власть народа » и имеет Древнегреческое происхождение, ведь именно там сформировались и были реализованы основные идеи демократической концепции управления.

Что такое демократия простыми словами – краткое определение.

Простыми словами, демократия – это система управления государством, источником власти в которой является сам народ. Именно народ решает, какие законы и нормы необходимы для гармоничного существования и развития государства. Таким образом, каждый человек в демократическом обществе получает определенный набор свобод и обязательств сформированных с учетом интересов всего сообщества. Исходя из вышесказанного, можно заключить, что демократия – это возможность для каждого человека свободно участвовать в непосредственном управлении своим государством, обществом и личной судьбой в конечном счете.

Узнав определения термина «демократия», закономерно возникают вопросы типа: «А как именно, народ управляет государством?» и «Какие существуют формы и способы демократического управления?».

В данный момент существует две основные концепции осуществления народной власти в демократическом обществе. Это: «Непосредственная демократия » и «Представительная демократия ».

Непосредственная (прямая) демократия.

Прямая демократия – это система при которой все решения принимаются непосредственно самим народом через его прямое волеизъявление. Данная процедура становится возможной благодаря проведению различных референдумов и опросов. К примеру, это может выглядеть следующим образом: В государстве «N», нужно принять закон о запрете употребления алкогольных напитков в определенное время. Для этого проводится референдум, на котором жители голосуют «За» или «Против» данного закона. Решение о том будет ли принят закон или нет, формируется исходя из того как проголосовало большинство граждан.

Стоит отметить, что с учетом развития современных технологий, подобные референдумы могут проходить довольно быстро и эффективно. Дело в том, что практически все граждане обладают современными гаджетами (смартфонами) с помощью которых и можно проводить голосование. Но, вероятней всего, прямой демократией государства пользоваться не будут, по крайней мере в полном объеме. Это связано с тем, что непосредственная демократия имеет ряд проблем, о которых мы поговорим ниже.

Проблемы прямой демократии.

К основным проблемам прямой демократии можно отнести такой аспект как: количество людей. Дело в том, что принцип постоянного прямого народного управления возможен только в относительно небольших социальных группах где возможны постоянные обсуждения и компромиссы. В противном случаи, решения всегда будут приниматься в угоду настроениям большинства, не учитывая мнение меньшинства. Из этого следует, что решения могут быть приняты на основе симпатий большинства, а не на логичных и обоснованных мнениях меньшинства. В этом и заключается главная проблема. Дело в том, что по факту, не все граждане являются, так сказать политически и экономически грамотными. Соответственно, что в большинстве случаев, принятые ими (большинством) решения будут заранее неверными. Если уж говорить совсем простыми словами, то будет не верно доверять управление важными политическими и экономическими делами, людям, которые в этом не разбираются.

Представительная (репрезентативная) демократия.

Представительная демократия – это самый распространенный вид управления государством, при котором люди делегируют часть своих полномочий избранным на выборах специалистам. Простыми словами, репрезентативная демократия – это когда люди выбирают себе власть путем народных выборов, и уже потом на избранную власть ложатся обязательства по управлению страной. Люди в свою очередь оставляют за собой право контролировать власть используя различные рычаги влияния: , отставка правительства (чиновника), и тому подобное.

На данном этапе развития человеческого общества, именно Представительная демократия показывает себя самым эффективным способом управления, но и она не лишена недостатков. К основным проблемам данной формы можно отнести: , узурпацию власти и другие неприятные моменты. Именно для предотвращения таких проблем, общество всегда должно быть активным и постоянно держать власть под контролем.

Суть и принципы демократии. Условия и признаки демократии.

Переходя к данному относительно большому разделу, в первую очередь стоит перечислить основные моменты или так называемые «столпы» на которых базируется вся концепция демократии.

Основные столпы на которых базируется демократия:

  • народа;
  • Правительство формируется с согласия народа;
  • Действует принцип большинства;
  • Соблюдаются права меньшинств;
  • Гарантируются основные права и свободы человека;
  • Свободные и честные выборы;
  • Равенство перед законом;
  • Соблюдение правовых процедур;
  • ограничения в отношении правительства (власти);
  • Социальный, экономический и ;
  • Ценности , сотрудничества и компромисса.

Итак, ознакомившись с базисом, можно переходить к разбору концепции в более мелких деталях.

Из чего состоит демократия.

Для лучшего понимания всех ключевых моментов демократии следует разложить концепцию на основные ключевые элементы. Всего их четыре, это:

  • Политическая система и система выборов;
  • Активность граждан в политической и социальной жизни государства;
  • Защита прав граждан;
  • Верховенство права (равенство перед законом).

Образно говоря, сейчас мы в подробности разберем вышеперечисленные пункты и выясним какие должны быть условия для процветания демократии.

Политическая система и система выборов.

  • Возможность выбирать своих лидеров и привлекать их к ответственности за действия, совершенные будучи на посту.
  • Люди решают, кто будет представлять их в парламенте, и кто возглавит правительство на национальном и местном уровнях. Они делают это, выбирая между конкурирующими сторонами на регулярных, свободных и честных выборах.
  • В условиях демократии народ является высшей формой политической власти.
  • Властные полномочия переходят от людей к правительству только на определенное время.
  • Законы и политика требуют поддержки большинства в парламенте, но права меньшинств защищены различными способами.
  • Люди могут критиковать своих избранных лидеров и представителей. Могут наблюдать за тем, как они работают.
  • Избранные представители на национальном и местном уровнях должны прислушиваться к людям и отвечать на их запросы и потребности.
  • Выборы должны проходить через регулярные промежутки времени, как это предусмотрено законом. Те, кто у власти, не могут продлить срок своего пребывания на должности, не прося согласия у народа на референдуме.
  • Для того, чтобы выборы были свободными и справедливыми, они должны контролироваться нейтральным, профессиональным органом, который одинаково относится ко всем политическим партиям и кандидатам.
  • Все партии и кандидаты должны иметь право свободно проводить избирательную кампанию.
  • Избиратели должны иметь возможность голосовать втайне, без запугивания и насилия.
  • Независимые наблюдатели должны иметь возможность наблюдать за голосованием и подсчетом голосов, чтобы гарантировать, что этот процесс свободен от коррупции, запугивания и мошенничества.
  • Споры в отношении результатов выборов рассматривает беспристрастный и независимый суд.

Активность граждан в политической и социальной жизни государства.

  • Ключевая роль граждан в демократии — участвовать в общественной жизни.
  • Граждане обязаны внимательно следить за тем, как их политические лидеры и представители используют свои полномочия, а также выражать свои собственные мнения и пожелания.
  • Голосование на выборах — важная гражданская обязанность всех граждан.
  • Граждане должны делать свой выбор досконально разобравшись в предвыборных программах всех сторон, что обеспечивает объективность при принятии решения.
  • Граждане могут принимать активное участие в предвыборных компаниях, публичных обсуждениях и протестах.
  • Важнейшей формой участия является членство в независимых неправительственных организациях, которые представляют свои интересы. Это: фермеры, рабочие, врачи, учителя, владельцы бизнеса, религиозные верующие, студенты, правозащитники и так далее.
  • В условиях демократии, участие в гражданских объединениях должно быть добровольным. Никто не должен быть принужден присоединиться к организации против своей воли.
  • Политические партии являются жизненно важными организациями в условиях демократии, а демократия становится сильнее, когда граждане становятся активными членами политических партий. Однако никто не должен поддерживать политическую партию, потому что на него оказывают давление. В условиях демократии граждане могут свободно выбирать, какую сторону поддерживать.
  • Участие граждан должно быть мирным, уважительным к закону и толерантным в отношении взглядов оппонентов.

Защита прав граждан.

  • В условиях демократии каждый гражданин имеет определенные основные права, которые государство не может отнять. Эти права гарантируются международным правом.
  • Граждане имеют право на свои собственные убеждения. Имеют право свободно говорить и писать о том, о чем думают. Никто не может указывать на то как гражданин должен думать, во что верить, об чем говорить или писать.
  • Существует свобода религии. Каждый может свободно выбирать свою религию и поклоняться ей по своему усмотрению.
  • Каждый человек имеет право пользоваться своей собственной культурой вместе с другими членами своей группы, даже если их группа является меньшинством.
  • В средствах массовой информации есть свобода и плюрализм. Человек может выбирать между различными источниками новостей и мнений.
  • Человек имеет право общаться с другими людьми, а также создавать и присоединяться к организациям по своему выбору.
  • Человек может свободно перемещаться по стране, или по желанию покинуть ее.
  • Человек имеет право на свободу собраний и протесты против действий правительства. Однако он обязан осуществлять эти права мирным путем с уважением к закону и правам других граждан.

Верховенство права.

  • В условиях демократии верховенство закона защищает права граждан, поддерживает порядок и ограничивает власть правительства.
  • Все граждане равны по закону. Никто не может подвергаться дискриминации по признаку расы, религии, этнической группы или пола.
  • Никто не может быть арестован, заключен в тюрьму или изгнан безосновательно.
  • Человек считается невиновным если его вина не доказана в соответствии с законом. Любой, кто обвиняется в совершении преступления, имеет право на справедливое публичное разбирательство в беспристрастном суде.
  • Никто не может облагаться налогом или преследоваться по закону, за исключением случаев, предусмотренных законом.
  • Никто не выше закона, даже не король или избранный президент.
  • Закон справедливо, беспристрастно и последовательно применяется судами, независимыми от других ветвей власти.
  • Пытки и жестокое и бесчеловечное обращение абсолютно запрещены.
  • Верховенство закона ограничивает власть правительства. Ни один правительственный чиновник не может нарушать эти ограничения. Ни один правитель, министр или политическая партия не могут указывать судье, как решить дело.

Требования к обществу для нормальной работы демократической системы.

  • Граждане должны не только осуществлять свои права, но и соблюдать определенные принципы и правила демократического поведения.
  • Люди должны уважать закон, и отвергать насилие. Ничто не оправдывает использование насилия против ваших политических противников, только потому, что вы не согласны с ними.
  • Каждый гражданин должен уважать права своих сограждан и их достоинство как людей.
  • Никто не должен осуждать политического противника как зло в чистом виде, просто потому, что у него другие взгляды.
  • Люди должны ставить под сомнение решения правительства, но не отвергать власть правительства.
  • Каждая группа имеет право практиковать свою культуру и иметь определенный контроль над своими делами. Но, в то же время, такая группа должна признать, что она является частью демократического государства.
  • Когда человек выражает свое мнение, он также должен выслушать мнение оппонента. Каждый человек имеет право быть услышанным.
  • Когда люди выдвигают требования, они должны понимать, что в условиях демократии невозможно угодить абсолютно всем. Демократия требует компромисса. Группы с разными интересами и мнениями должны быть готовыми договориться. В данных условиях одна группа не всегда получает все, что хочет, но возможность компромиссов ведет к всеобщему благу.

Итог.

В итоге, хотелось бы закончить данную статью словами действительно великого человека – Уинстона Черчилля. Однажды он сказал:

«Демократия - наихудшая форма правления, за исключением всех остальных, которые пробовались время от времени.»

И судя по всему, он был прав.

Категории: , / / от

Просмотров