Деловая игра «Я — гражданин России. Деловая игра «Ты и Закон Список использованной литературы

Методическая разработка содержит как учебный, так и познавательный материал.Для того чтобы человек мог свободно жить в правовом государстве, необходимо сделать важные в правовом отношении действия: соблюдать законы своей страны, пользоваться законными требованиями в случае нарушения его прав, использовать законные инструменты влияния на преступные или незаконные решения.

Обучающимся в современном мире слишком трудно разобраться в потоке юридической информации, которая, как правило, вызывает у многих если не протест, то просто стремление идти против закона, заранее зная, что это является его прямым нарушением. Презентация к деловой игре "Перед законом все равны, и знать законы мы обязаны" наиболее наглядно представляет простоту и доступность понимания ответственности перед законом не только у взрослых, но даже и студентов, не всегда доверяющих "букве закона".

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Перед законом все равны, И знать законы мы обязаны…. «Ничто так плохо не знаем, как то, что каждый должен знать: закон» (О. Бальзак).

«Нет более вредного и страшного животного, чем человек, нарушающий законы» (Совонарол - настоятель монастыря во Флоренции) «Закон должен быть краток, чтобы его легко могли вспомнить и люди несведущие» (Сенека) ЭПИГРАФЫ

Основной закон РФ Конституция Российской Федерации

Молодежь с точки зрения правового статуса Несовершеннолетние - Совершеннолетние - Граждане с 14 до 18 лет. Они обладают частичной дееспособностью Граждане, достигшие 18 лет. С этого возраста гражданин нашего государства может осуществлять свои права и обязанности в полном объеме.

ТУР I . Блиц – вопросы 1-я команда Основной закон государства, выражающий волю Российского многонационального народа? Вопросы, связанные с трудовыми отношениями, регулирует трудовое или гражданское право? Когда была принята Всеобщая декларация прав человека? На какие ветви власти делится государственная власть? Как называется парламент РФ? Сколько сроков подряд одно и то же лицо может быть президентом? Абсолютная дееспособность наступает с 16 или 18 лет? Когда была принята Конституция РФ? Брачный возраст наступает в… Самое распространенное административное наказание?

ТУР I . Блиц – вопросы 2-я команда Максимальное уголовное наказание для несовершеннолетнего? Что согласно ныне действующей Конституции РФ является высшей ценностью? Высшим исполнительным органом РФ является … Как называется нижняя палата Парламента? Главнокомандующим Вооруженных Сил РФ является… Какой максимальный срок срочного трудового договора? Когда празднуется день Конституции? С какого возраста можно участвовать в выборах и быть избранным в местные органы власти? По Конституции РФ Россия социалистическое или правовое государство? Максимальная продолжительность рабочей недели по закону …?

ТУР I . Блиц – вопросы 3-я команда Является ли днем отдыха день Полиции, 10 ноября? Трудовой договор заключается в письменной или устной форме? Какие три города являются городами федерального значения? С какого возраста граждане РФ могут осуществлять в полном объеме свои права и обязанности? Какой язык в РФ является государственным? С какого возраста человек может быть избран депутатом в Государственную Думу? На какой срок созывается Государственная Дума? Кто обладает правом осуществлять помилование? Может ли быть президентом человек в возрасте 33 лет? Право свободы мысли и слова относится к политическим или гражданским правам?

Фемида – это богиня правосудия в греческой мифологии. Изображается с повязкой на глазах (символ беспристрастия), держит в одной руке весы, а в другой – карающий меч, роль которого во все времена отводилась уголовному праву. На одну чашу весов должно быть положено совершенное преступление со всеми смягчающими обстоятельствами, а на другую – соответствующее ему наказание. Чаши весов должны находиться в равновесии. Переносное значение: весы «Фемиды» - правосудие; «жрец Фемиды» - служитель закона. ТУР II. «Страницы прошлого» 1. Кто такая Фемида?

2. Древний Рим. I в. н.э. Юрист Мазурий Сабин в Риме. 3. Римское право. С конца XVIII в. начали включать в программы и национальное право. ТУР II. «Страницы прошлого» 2. Какая страна является родиной юридического образования? Когда и кто открыл первую частную юридическую школу? 3. Какое право изучалось на юридических факультетах Европы до XV века? Когда начали включать в программы и национальное право?

4. Закон русский (IX-X вв.), Русская Правда (XI-XIV вв.), Псковская Судная грамота (XIV-XX вв.), Судебник Ивана III (1497 г.), Судебник Ивана IV (1550 г.), и др. ТУР II. «Страницы прошлого» 4. Назовите не менее трех памятников русского права IX-X вв.

ТУР III «Юридический словарь» В своей жизни мы часто сталкиваемся с юридическими понятиями и терминами. Поэтому знание их, конечно же, необходимо. Предлагаю игрокам объяснить значение терминов. (Максимальная оценка 6 баллов) – время выполнения задания – 5 мин.

Задание для команды 1 Презумпция невиновности – предположение о невиновности лица, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Конвенция – международный договор, обязательный для исполнения теми государствами, которые его подписали. Присяжный заседатель – выборное лицо, участвующее в судебном разбирательстве и выносящее решение о виновности или невиновности лица, обвиняемого в совершении преступления. Алименты – средства на содержание каких-либо членов семьи (чаще всего – детей).

Задание для команды 2 Попечительство – одна из форм защиты личных и имущественных прав и интересов граждан. Устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет при отсутствии родителей, лишении родителей родительских прав, а также в иных случаях, когда подростки остаются без родительского попечения; над дееспособными совершеннолетними гражданами, которые по состоянию здоровья не способны защищать свои права и интересы. Исковое заявление – это письменное обращение в суд за защитой нарушенного права и одновременно к лицу, нарушившему это право, с требованием об исполнении обязательств. Уголовная ответственность – это правовое последствие, результат применения норм уголовного права, осуждение от имени государства виновного лица, совершившего преступление. Кодекс – единый закон, в котором объединены нормы права, регулирующие определенную область общественных отношений (Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Кодекс законов о труде).

Задание для команды 3 Амнистия – полное или частичное освобождение от наказания лиц, совершивших преступления, либо смягчение наказания. Импичмент - особый порядок привлечения к ответственности высших должностных лиц государства, когда роль судебных органов играют палаты парламента. Брачный договор – это соглашение мужчины и женщины (собирающихся вступить в брак или уже состоящих в браке) о том, какие имущественные права будет иметь каждый из них в браке или в случае его расторжения. Физическое лицо – это человек, обладающий правом вступать в правоотношения; субъект правоотношений.

ТУР I V «Народная мудрость гласит…» «Где закон, там и обида» «Не пойман – не вор» «Вино да игра не доведут до добра» «Живет не по карману» «Без трудов праведных, не построить палат каменных» «На вору и шапка горит» «Как пришло махом, так и ушло прахом» «С кем поведёшься, от того и наберёшься» «С собакой ляжешь, с блохами встанешь» «C пчёлкой водиться – в медку находиться, а с жуком связаться – в навозе оказаться».

«Народная мудрость гласит…» 2 3 4 5 6 с блохами встанешь не построить палат каменных так и ушло прахом не доведут до добра от того и наберёшься там и обида Где закон, 1 Без трудов праведных, Как пришло махом, С кем поведёшься, Вино да игра С собакой ляжешь,

КОНКУРС КАПИТАНОВ 1. Этим паролем пользовались контрабандисты в фильме Л. Гайдая «Бриллиантовая рука». 2. У лесных зайцев нет клыков, а чего нет у городских зайцев? 3. Этот угонщик автомобилей был опытным страховым агентом, актером в самодеятельности, водителем-каскадером. 4. Эту птицу народная молва частенько обвиняет в воровстве ювелирных изделий. 5. Кому из героев фильма «Место встречи изменить нельзя» принадлежит эта фраза «Вор должен сидеть в тюрьме»? 6. В финале этого фильма один из героев публично провозгласил: «Да здравствует наш суд – самый гуманный суд в мире!»

ТУР V. « Знаете ли вы? » 1. Когда и в связи с чем в мире отмечают День прав человека? 2. Как на юридическом языке называют человека, когда обвинительный приговор по его делу вступил в законную силу? 3. Какая международная организация играет решающую роль в защите прав человека на международном уровне? 4. Какой правовой документ обладает высшей юридической силой на территории РФ

ТУР V. « Знаете ли вы? » 5. Как называется профессия человека, защищающего подсудимого в суде? 6. Кто такой ребенок? Что говорится об этом в Конвенции о правах ребенка? 7. Что такое правонарушение? 8. Как называется тайное хищение имущества?

ТУР V. « Знаете ли вы? » 9. С какого возраста наступает уголовная ответственность? 10. Чем занимается наука криминалистика? 11. Кто устанавливает вину и признает виновным человека? 12. Кто является гарантом Конституции РФ?

ТУР VI. «Их надо знать в лицо» « Он отличался необычайной худобой, у него был острый пронизывающий взгляд и орлиный профиль …» « Несколькими ступенями выше стоял человек … небольшого роста мужчина с воинственно торчащими усами и яйцеобразной головой. На нем был великолепный халат и вышитые домашние туфли …» « Было около 10 утра, когда она вышла из своего номера в полном снаряжении – шляпка, перчатки, зонтик и сумка, самая парадная сумка …»

Викторина о правах литературных героев «СКАЗКА ЛОЖЬ, ДА в ней НАМЕК…» 1. В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности всё кончается благополучно? 2. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано. 3. В этой сказке речь идет о неком спортсмене, который без хорошей физической подготовки отправился на соревнования с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погибает.

Викторина о правах литературных героев «СКАЗКА ЛОЖЬ, ДА в ней НАМЕК…» 4. Назовите сказку, где две снохи царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают его. 5. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? 6. В какой сказке французского писателя Ш. Перро нарушено следующее право ребенка: «Ребенок имеет право отдохнуть, поиграть, повеселиться»?

Викторина о правах литературных героев «СКАЗКА ЛОЖЬ, ДА в ней НАМЕК…» 7. В какой сказке Г.Х. Андерсена нарушено право ребенка: «Ребенок не обязан быть как все?» 8. В какой сказке замечательного детского сказочника Г.Х. Андерсена нарушено право ребенка: «Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать». 9. В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований?

ТУР VI I . «ИЗВЕСТНЫЕ ПРАВОЗАЩИТНИКИ XX века» «Андрей Сахаров как активный участник правозащитного движения» «Писатель-диссидент Александр Солженицын» «Нельсон Мандела – борец за свободу народов африканского континента»

А.Д. Сахаров (1921-1989) Андре́й Дми́триевич Са́харов (21 мая 1921 , Москва - 14 декабря 1989 , там же) - советский физик, академик АН СССР, один из создателей первой советской водородной бомбы. Впоследствии - общественный деятель, диссидент и правозащитник; народный депутат СССР, автор проекта конституции Союза Советских Республик Европы и Азии. Лауреат Нобелевской премии мира за 1975 год. За свою правозащитную деятельность был лишён всех советских наград, премий и в 1980 году был выслан с женой Еленой Боннэр из Москвы. В конце 1986 года Михаил Горбачёв под давлением Запада разрешил Сахарову вернуться из ссылки в Москву, что было расценено в мире как важная веха в деле прекращения борьбы с инакомыслием в СССР.

А.И. Солженицын (1918-2008) Алекса́ндр Иса́евич (Исаакиевич) Солжени́цын (11 декабря 1918 , Кисловодск - 3 августа 2008 , Москва) - советский и российский писатель, драматург, публицист, поэт, общественный и политический деятель, живший и работавший в СССР, Швейцарии, США и России. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1970). Диссидент, в течение нескольких десятилетий (1960-е - 1980-е годы) активно выступавший против коммунистических идей, политического строя СССР и политики его властей. Помимо художественных литературных произведений, затрагивающих, как правило, острые общественно-политические вопросы, получил широкую известность своими историко-публицистическими произведениями по истории России XIX-XX веков.

Нельсон Мандела (1918-2013) Не́льсон Роли́лахла Манде́ла (коса Nelson Rolihlahla Mandela , 18 июля 1918 , Мфезо, близ Умтаты - 5 декабря 2013 , Йоханнесбург) - 8-й Президент ЮАР (первый темнокожий президент) с 10 мая 1994 года по 14 июня 1999 года, один из самых известных активистов в борьбе за права человека в период существования апартеида, за что 27 лет сидел в тюрьме. Лауреат Нобелевской премии мира 1993 . С 2004 года - Дельфийский посол для молодёжи (англ. Delphic Ambassador for Youth) и почётный член Международного Дельфийского совета [ . В июле 2014 года на родине Нельсона Манделы (в Умтате и Мфезо), а также в Ист-Лондоне проходил специальный Дельфийский саммит, приуроченный к 20-летию победы демократии в ЮАР и 20-летию Международного Дельфийского совета. В ЮАР Нельсон Мандела также известен как Мадиба (одно из клановых имён народа коса). Самый пожилой и долгоживущий президент ЮАР: прожил 95 лет (на момент начала президентства - 76 лет, на момент окончания - 81).

ТУР VIII . «А в жизни все гораздо страшнее…» Ситуация 1. Ребята из параллельной группы гуляли. У одного был баллончик с краской. Он предложил пойти в соседнюю школу и украсить входные двери. Было темно. Подошли к зданию и стали на дверях и стенах школы писать нецензурные слова. Сторож, который находился в здании школы, заметил их и по телефону вызвал наряд полиции. Все были задержаны и доставлены в отделение полиции.

Статья УК РФ (ст. 214 УК РФ «Вандализм) Ответственность за данное преступление наступает с 14 лет. Штраф от 50 тыс. руб. до 100 тыс. руб. Что такое вандализм? Вандализм - это осквернение памятников, зданий, других сооружений, порча имущества на общественном транспорте.

ТУР VIII . «А в жизни все гораздо страшнее…» Ситуация 2. Договорились с друзьями идти в поход. Взяли с собой помимо продуктов и туристического снаряжения несколько бутылок пива и водки (попросили взрослого дядю купить). Возвращаясь вечером, в электричке устроили дебош, нескольким пассажирам нанесли побои средней тяжести.

«Пьяному море по колено» Статья УК РФ «злостное хулиганство в состоянии алкогольного опьянения Ответственность за данное преступление наступает с 16 лет. Причинение вреда здоровью средней тяжести По какой статье будут нести ответственность дебоширы? Какое обстоятельство будет квалифицировано как отягчающее вину?

ТУР VIII . «А в жизни все гораздо страшнее…» Ситуация 3. Два приятеля постоянно пользовались телефонами друг друга. Однажды один из них оставил телефон друга в раздевалке. Телефон пропал, но приятель в течение нескольких дней продолжал утверждать, что с телефоном все в порядке. Владелец телефона обнаружил его в руках одногруппника, который заявил, что купил телефон в салоне сотовой связи.

«Все тайное рано или поздно становится явным» Статья УК РФ «мошенничество с целью сокрытия пропажи» Ответственность за данное преступление наступает с 16 лет. Мошеннические действия, повлекшие за собой новое преступное деяние По какой статье будет нести ответственность лицо, скрывшее пропажу телефона? Какое обстоятельство будет квалифицировано как отягчающее вину?

«Молодость счастлива тем, что у нее есть будущее» Н.В. Гоголь Обращение воспитанницы Новооскольской женской ВК к своим сверстникам (16 лет, осуждена на 4,5 года): «Пусть все, кто думает, что здесь хорошо, приедет на экскурсию. Здесь чувствуешь себя, как в клетке. За забор страшно хочется. Домой хочу, к маме. Сидела бы рядом с ней и никуда не отходила. А здесь матери нет. Сама карабкаешься. Никто тебе не поможет. Нужно ещё суметь за себя постоять. Знала бы, что меня ждёт…»

Предварительный просмотр:

Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области Областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Белгородский машиностроительный техникум»

Методическая разработка внеклассного мероприятия

для обучающихся профессиональных образовательных организаций СПО

(деловая игра )

Преподаватель высшей квалификационной категории

Дорина Елена Павловна

Белгород, 2014

  1. Пояснительная записка с. 3
  2. Содержание деловой игры с. 4-19
  1. ТУР I. Блиц – вопросы с. 6-7
  2. ТУР II. СТРАНИЦЫ ПРОШЛОГО с. 8
  3. ТУР III. «ЮРИДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ» с. 9-10
  4. с. 11
  5. КОНКУРС КАПИТАНОВ с. 11-12
  6. ТУР V. «ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?» с. 12-13
  7. с. 14
  8. ТУР VI. «ИХ НАДО ЗНАТЬ В ЛИЦО» с. 15
  9. Викторина «СКАЗКА ЛОЖЬ, ДА в ней НАМЕК…» с. 15-16
  10. ТУР VII. «ИЗВЕСТНЫЕ ПРАВОЗАЩИТНИКИ XX века» с. 17
  11. с. 17-19

Заключение с. 19

Литература с. 20

Приложения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основой нравственности и гражданственности является правовое воспитание. Главная задача правового воспитания – развивать у обучающихся правовую культуру. Знание основных законов, умение ими пользоваться для защиты собственных интересов приводит к пониманию таких понятий, как честность, надежность, уважение, ответственность, заботливость, гражданственность. Важной составляющей правовой культуры являются права человека. Наша страна - многонациональное государство. К сожалению, нарушение прав как отдельных людей, так и целых народов в нашей стране имело место. В настоящее время нарушения сохраняются.

Для того чтобы человек мог свободно жить в правовом государстве, необходимо сделать важные в правовом отношении действия: соблюдать законы своей страны, пользоваться законными требованиями в случае нарушения его прав, использовать законные инструменты влияния на преступные или незаконные решения.

Обучающимся в современном мире слишком трудно разобраться в потоке юридической информации, которая, как правило, вызывает у многих если не протест, то просто стремление идти против закона, заранее зная, что это является его прямым нарушением. Опыт предшествующих поколений является тому наглядным доказательством. Тема деловой игры «Перед законом все равны, и знать законы мы обязаны…» предполагает найти ответы на самые сложные и простые вопросы, которые возникают в быту, во время учебы и на работе. Как сделать так, чтобы не переступать черту, за которой наступает ответственность в соответствии с государственным правом. Деловая игра предлагает «юридическую помощь» на этапе готовности к самостоятельной жизни.

Напомню, что нет страны, в которой не нарушались бы те или иные права человека. Главное научить молодежь стремиться защитить свои интересы, уметь грамотно бороться за свои права.

ТЕМА: «Перед законом все равны, и знать законы мы обязаны…»

ЦЕЛИ:

образовательные:

  • сформировать у обучающихся новый уровень осмысления основных законодательных актов Российской Федерации;
  • максимально актуализировать имеющиеся знания по политической системе государства и праву.

развивающие:

  • вырабатывать чувство ответственности и осознанности за последствия своих противоправных действий; развивать навыки групповой работы, публичного выступления;
  • анализировать, сопоставлять, делать выводы, логически рассуждать;
  • видеть причинно-следственные связи.

воспитательные:

  • содействовать воспитанию чувства уважения к социальным и правовым нормам, отраженным в законодательных актах Российской Федерации;
  • способствовать пониманию учащимися того, что наша жизнь регулируется законами, что человек в обществе не может быть свободен от законов этого общества, способствовать воспитанию уважительного отношения к своим и чужим правам и свободам.

МЕТОДЫ ВЕДЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ: беседа с элементами практикума, самостоятельные виды занятия, игровые элементы.

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийная система, проектор с экраном, Конституция РФ.

Слайд № 1

ЭПИГРАФЫ: «Нет более вредного и страшного животного, чем человек, нарушающий законы» (Совонарол - настоятель монастыря во Флоренции).

Слайд № 2

«Ничто так плохо не знаем, как то, что каждый должен знать: закон» (О. Бальзак).

«Закон должен быть краток, чтобы его легко могли вспомнить и люди несведущие» (Сенека). Слайды № 3, 4

В игре участвуют три команды, каждая команда выбирает своего капитана, определяет название, готовит эмблему. Деловая игра предусматривает предварительную подготовку участников. Они заранее должны ознакомиться с необходимой литературой. В библиотеке, где будет проходить игра, оформить книжную выставку, например: «В мире права и закона».

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые друзья! С момента появления на Земле людей возник главный вопрос: что разрешено, а что – нет? В повседневной жизни о праве человека чаще всего вспоминают тогда, когда оно по каким-либо причинам окажется нарушенным или когда возникла спорная ситуация и даже прямой конфликт. И действительно, обращение к праву – важнейший способ разрешения споров и конфликтов. Однако у права есть и другая, не менее важная задача – сделать так, чтобы споров, конфликтов и нарушений было как можно меньше. Для этого оно указывает людям, каковы их права и обязанности в экономической, политической и иных сферах жизни общества. Чем лучше люди знают свои права и обязанности, тем лучше складываются их отношения и тем увереннее они чувствуют себя в достаточно сложных условиях современного общества. Знать право, уметь ориентироваться в нем – необходимо всем. То, насколько вы умеете это делать, и поможет выяснить наша сегодняшняя игра.

ДЕЛОВАЯ ИГРА ЗНАТОКОВ ПРАВА

Приветствие команд и представление жюри. Ведущий представляет команды и жюри, которое будет оценивать конкурсы. Команды приветствуют друг друга, представляют своих капитанов, произносят девиз, демонстрируют эмблему.

ТУР I. Блиц – вопросы Слайды № 5-7

Для каждой команды предлагается по 10 вопросов. Жюри оценивает правильный ответ 1 баллом. Дается время – 120 сек.

  1. Основной закон государства, выражающий волю Российского многонационального народа? (Конституция РФ).
  2. Вопросы, связанные с трудовыми отношениями, регулирует трудовое или гражданское право? (Трудовое право).
  3. Когда была принята Всеобщая декларация прав человека? (10 декабря 1948 г.)
  4. На какие ветви власти делится государственная власть? (Законодательная, исполнительная, судебная власти)
  5. Как называется парламент РФ? (Федеральное Собрание)
  6. Сколько сроков подряд одно и то же лицо может быть президентом? (не более 2-х сроков)
  7. Абсолютная дееспособность наступает с 16 или 18 лет? (с 18 лет)
  8. Когда была принята Конституция РФ? (1993 г.)
  9. Брачный возраст наступает в… (18 лет).
  10. Самое распространенное административное наказание? (штраф)
  11. Максимальное уголовное наказание для несовершеннолетнего? (10 лет)
  12. Что согласно ныне действующей Конституции РФ является высшей ценностью? (Человек)
  13. Высшим исполнительным органом РФ является … (Правительство)
  14. Как называется нижняя палата Парламента? (Государственная Дума).
  15. Главнокомандующим ВС РФ является… (Президент).
  16. Какой максимальный срок срочного трудового договора? (5 лет)
  17. Когда празднуется день Конституции? (12 декабря)
  18. С какого возраста можно участвовать в выборах и быть избранным в местные органы власти? (с 18 лет)
  19. По Конституции РФ Россия социалистическое или правовое государство? (правовое)
  20. Максимальная продолжительность рабочей недели по закону …? (40 часов)
  21. Является ли днем отдыха день Полиции, 10 ноября? (нет)
  22. Трудовой договор заключается в письменной или устной форме? (в письменной)
  23. Какие три города являются городами федерального значения? (г. Москва, Санкт – Петербург и Севастополь)
  24. С какого возраста граждане РФ могут осуществлять в полном объеме свои права и обязанности? (с 18 лет)
  25. Какой язык в РФ является государственным? (русский язык)
  26. С какого возраста человек может быть избран депутатом в Государственную Думу? (с 21 года)
  27. На какой срок созывается Государственная Дума? (на 5 лет)
  28. Кто обладает правом осуществлять помилование? (президент)
  29. Может ли быть президентом человек в возрасте 33 лет? (нет)
  30. Право свободы мысли и слова относится к политическим или гражданским правам? (политическим)

Слайды № 8-10

ТУР II. «СТРАНИЦЫ ПРОШЛОГО»

(Командам предлагается по одному вопросу по истории права. За правильный ответ команда получает 1 балл).

1. Кто такая Фемида?

Ответ: Фемида – это богиня правосудия в греческой мифологии. Изображается с повязкой на глазах (символ беспристрастия), держит в одной руке весы, а в другой – карающий меч, роль которого во все времена отводилась уголовному праву . На одну чашу весов должно быть положено совершенное преступление со всеми смягчающими обстоятельствами, а на другую – соответствующее ему наказание. Чаши весов должны находиться в равновесии. Переносное значение: весы «Фемиды» - правосудие; «жрец Фемиды» - служитель закона.

2. Какая страна является родиной юридического образования? Когда и кто открыл первую частную юридическую школу? Ответ: Древний Рим. I в. н.э. Юрист Мазурий Сабин в Риме.

3. Какое право изучалось на юридических факультетах Европы до XV века? Когда начали включать в программы и национальное право?

Ответ: Римское право. С конца XVIII в. начали включать в программы и национальное право.

4. Назовите не менее трех памятников русского права IX-X вв.

Ответ: Закон русский (IX-X вв.), Русская Правда (XI-XIV вв.), Псковская Судная грамота (XIV-XX вв.), Судебник Ивана III (1497 г.), Судебник Ивана IV (1550 г.), и др.

Слайды № 11-14

ТУР III «ЮРИДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ»

Ведущий: В своей жизни мы часто сталкиваемся с юридическими понятиями и терминами. Поэтому знание их, конечно же, необходимо. Я предлагаю игрокам объяснить значение терминов.

(Заранее приготовить энциклопедии, справочники, словари. Максимальная оценка 6 баллов) – время выполнения задания – 5 мин.

Задание для команды 1

Презумпция невиновности – предположение о невиновности лица, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Конвенция – международный договор, обязательный для исполнения теми государствами, которые его подписали.

Присяжный заседатель – выборное лицо, участвующее в судебном разбирательстве и выносящее решение о виновности или невиновности лица, обвиняемого в совершении преступления.

Алименты – средства на содержание каких-либо членов семьи (чаще всего – детей).

Задание для команды 2

Попечительство – одна из форм защиты личных и имущественных прав и интересов граждан. Устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет при отсутствии родителей, лишении родителей родительских прав, а также в иных случаях, когда подростки остаются без родительского попечения; над дееспособными совершеннолетними гражданами, которые по состоянию здоровья не способны защищать свои права и интересы.

Исковое заявление – это письменное обращение в суд за защитой нарушенного права и одновременно к лицу, нарушившему это право, с требованием об исполнении обязательств.

Уголовная ответственность – это правовое последствие, результат применения норм уголовного права, осуждение от имени государства виновного лица, совершившего преступление.

Кодекс – единый закон, в котором объединены нормы права, регулирующие определенную область общественных отношений (Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Кодекс законов о труде).

Задание для команды 3

Амнистия – полное или частичное освобождение от наказания лиц, совершивших преступления, либо смягчение наказания.

Импичмент - особый порядок привлечения к ответственности высших должностных лиц государства, когда роль судебных органов играют палаты парламента.

Брачный договор – это соглашение мужчины и женщины (собирающихся вступить в брак или уже состоящих в браке) о том, какие имущественные права будет иметь каждый из них в браке или в случае его расторжения.

Физическое лицо – это человек, обладающий правом вступать в правоотношения; субъект правоотношений.

Жюри подводят предварительные итоги за три тура.

Слайд № 15-16

ТУР IV. «НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ ГЛАСИТ…»

Команды должны вспомнить пословицы и поговорки о праве, законах, суде и т. д. Конкурс проводится в виде аукциона. Выигрывает та команда, которая назовет пословицу последней (по 2 балла за пословицу).

Человек не всегда мог надеяться на справедливое решение правосудия, т.е. закон был чаще всего на стороне сильного и богатого. Вот что говорилось в русских пословицах по отношению к суду и законности: «Не бойся истца, бойся судью», «Брюхо, что неправедный судья, и молча просит», «Сиди криво, а суди прямо», «Где закон, там и страх». А вот французскому королю Франциску I принадлежат слова: «Пусть свершится справедливость, если даже погибнет Мир!».

Помимо общественных государственных норм и права, есть и нравственные законы. Народ всегда осуждал тех, кто нарушал законы: «Где закон, там и обида», «Не пойман – не вор», «Вино да игра не доведут до добра», «Живет не по карману», «Без трудов праведных, не построить палат каменных», «На вору и шапка горит», «Как пришло махом, так и ушло прахом», «С кем поведёшься, от того и наберёшься», «С собакой ляжешь, с блохами встанешь», «C пчёлкой водиться – в медку находиться, а с жуком связаться – в навозе оказаться». Соединить пословицы.

А какие пословицы, поговорки, созданные народом на нравственные темы, знаете вы?

КОНКУРС КАПИТАНОВ Слайд № 17

Капитанам команд дается по 2 вопроса. За правильный ответ – 1 балл.

1. Этим паролем пользовались контрабандисты в фильме Л. Гайдая «Бриллиантовая рука». («Черт побери»)

2. У лесных зайцев нет клыков, а чего нет у городских зайцев? (Билета)

3. Этот угонщик автомобилей был опытным страховым агентом , актером в самодеятельности, водителем-каскадером. (Юрий Деточкин, герой фильма «Берегись автомобиля»)

4. Эту птицу народная молва частенько обвиняет в воровстве ювелирных изделий. (Сорока)

5. Кому из героев фильма принадлежит эта фраза «Вор должен сидеть в тюрьме»? (Жеглов из фильма С. Говорухина «Место встречи изменить нельзя»)

6. В финале этого фильма один из героев публично провозгласил: «Да здравствует наш суд – самый гуманный суд в мире!» («Кавказская пленница»)

ТУР V. «ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?» Слайды № 18-20

(Это конкурс, в ходе которого игрокам предоставляется возможность проявить эрудицию и смекалку и заработать для команды дополнительные баллы. Побеждает та команда, которая быстрее ответит на наибольшее количество вопросов. За каждый правильный ответ – 1 балл).

1. Когда и в связи с чем в мире отмечают День прав человека? (10 декабря ежегодно все люди Земли отмечают Международный день защиты прав человека. В этот день в 1948 г. Генеральная Ассамблея провозгласила Всеобщую декларацию прав человека).

2. Как на юридическом языке называют человека, когда обвинительный приговор по его делу вступил в законную силу? (Осужденный).

3. Какая международная организация играет решающую роль в защите прав человека на международном уровне? (Организация Объединенных Наций).

4. Какой правовой документ обладает высшей юридической силой на территории РФ (Конституция)

5. Как называется профессия человека, защищающего подсудимого в суде? (Адвокат)

6. Кто такой ребенок? Что говорится об этом в Конвенции о правах ребенка? (Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по национальным законам совершеннолетие не наступает раньше 18 лет).

7. Что такое правонарушение? (Антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу и караемое по закону).

8. Как называется тайное хищение имущества? (Кража)

9. С какого возраста наступает уголовная ответственность? (С 16 лет, за особо тяжкие преступления – с 14).

10. Чем занимается наука криминалистика? (Разрабатывает систему специальных приемов, методов и средств собирания, фиксации, исследования и использования судебных доказательств при рассмотрении уголовных и гражданских дел).

11. Кто устанавливает вину и признает виновным человека? (Вину человека может установить только суд).

12. Кто является гарантом Конституции РФ? (Президент РФ)

КОНКУРС «ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ»

Приглашаются по два человека от команды, которые исполняют роль работников юридической консультации . Их задача – дать юридически обоснованный письменный совет, как разрешить ситуацию. За каждую правильно разрешенную ситуацию команды получают по 2 балла.

Ситуация 1. Безработные С. и К. выпили в подъезде дома по бутылке вина. Затем оба вышли на улицу: ругались, кричали и приставали к прохожим. Какие правонарушения они совершили? Нормы какой отрасли права были нарушены? (Хулиганство, административное право )

Ситуация 2. В каких случаях применяется административный арест: за мелкое хулиганство; за злостное хулиганство; за нанесение тяжких телесных повреждений; за кражу имущества; за злостное неповиновение милиционеру? (За мелкое хулиганство).

Ситуация 3. Двенадцатилетний Сергей находился дома один. Раздался звонок, и мальчик, ожидавший прихода друга, открыл дверь. На пороге стояли мужчина и женщина, которые попросили разрешения позвонить по телефону. Сергей проводил их на кухню. Там его сильно ударили по голове и завязали глаза и рот. Незваные гости быстро собрали деньги, ценные вещи и направились к выходу. В дверях они столкнулись с другом Сергея, который держал на поводке собаку. Овчарка схватила мужчину за руку, прокусив ему сухожилие и вену. На шум отозвались соседи. Правонарушители были задержаны. На суде они подали встречный иск в связи с причинением мужчине тяжких телесных повреждений. Какие преступления были совершены в данной ситуации? Будет ли удовлетворен встречный иск обвиняемого? (Кража, «встречный иск удовлетворен не будет).

ТУР VI. «ИХ НАДО ЗНАТЬ В ЛИЦО…» Слайд № 21

Дается словесный портрет, по описанию необходимо узнать, о каком сыщике идет речь и кто автор. Первой отвечает та команда, которая раньше подаст сигнал. За каждый правильный ответ – 2 балла.

1. «Он отличался необычайной худобой, у него был острый пронизывающий взгляд и орлиный профиль…» (Шерлок Холмс, Конан Дойл)

2. «Несколькими ступенями выше стоял человек…небольшого роста мужчина с воинственно торчащими усами и яйцеобразной головой. На нем был великолепный халат и вышитые домашние туфли…» (Эркюль Пуаро, А. Кристи).

3. «Было около 10 утра, когда она вышла из своего номера в полном снаряжении – шляпка, перчатки, зонтик и сумка, самая парадная сумка…» (Мисс Марпл, А. Кристи)

Викторина о правах литературных героев

«СКАЗКА ЛОЖЬ, ДА в ней НАМЕК…» Слайды № 22-24

Командам необходимо вспомнить сказки и посмотреть на них глазами юриста (по 3 вопроса). Правильный ответ оценивается в 2 балла.

1. В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности всё кончается благополучно? («Красная Шапочка»)

2. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано. («Волк и семеро козлят»)

3. В этой сказке речь идет о неком спортсмене, который без хорошей физической подготовки отправился на соревнования с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погибает. («Колобок»)

4. Назовите сказку, где две снохи царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают его. («Царевна-лягушка»)

5. В какой сказке замечательного детского сказочника Г.Х. Андерсена нарушено право ребенка: «Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать». («Снежная королева». Из бедного, скромного домика бабушки Снежная королева увезла маленького Кая в свой огромный ледяной дворец. Она пообещала подарить ему весь мир и пару коньков в придачу).

6. В какой сказке французского писателя Ш. Перро нарушено следующее право ребенка: «Ребенок имеет право отдохнуть, поиграть, повеселиться»? («Золушка» или «Хрустальный башмачок». Мачеха и сестры не разрешили Золушке поехать на бал, а заставили ее переделать много домашних дел).

7. В какой сказке Г. Х.Андерсена нарушено право ребенка: «Ребенок не обязан быть, как все?» («Гадкий утенок». Его били, щипали, гнали отовсюду за то, что он был не такой, как все).

8. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (три поросенка, зайка из русской народной сказки «избушка»).

9. В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? (Дюймовочка).

ТУР VII. «ИЗВЕСТНЫЕ ПРАВОЗАЩИТНИКИ XX века»

Слайды № 25-28

Домашнее задание

Команды рассказывают об одном из деятелей юриспруденции или об известном правозащитнике. Темы: «Андрей Сахаров как активный участник правозащитного движения», «Писатель-диссидент Александр Солженицын», «Нельсон Мандела – борец за свободу народов африканского континента» и т. п. Форма рассказа – любая. (Рассказ оценивается в 10 баллов).

Слайды № 29-34

ТУР VIII. «А В ЖИЗНИ ВСЕ ГОРАЗДО СТРАШНЕЕ…»

Ситуация 1. Ребята из параллельных групп гуляли. У одного был баллончик с краской. Он предложил пойти в соседнюю школу и украсить входные двери. Было темно. Подошли к входной двери и стали на дверях и стенах школы писать нецензурные слова. Сторож, который находился в здании школы, заметил их и по телефону вызвал наряд полиции. Все были задержаны и доставлены в отделение полиции.

Ведущий: Вспомним, как на юридическом языке называются такие действия? Что такое вандализм?

Вандализм - это осквернение памятников, зданий, других сооружений, порча имущества на общественном транспорте.

Статья УК РФ (ст. 214 УК РФ «Вандализм). Ответственность за данное преступление наступает с 16 лет (административное правонарушение). Штраф от 50 тыс. руб. до 100 тыс. руб.

Ситуация 2. Договорились с друзьями идти в поход. Взяли с собой помимо продуктов и туристического снаряжения несколько бутылок пива и водки (попросили взрослого дядю купить). Возвращаясь вечером, в электричке устроили дебош, нескольким пассажирам нанесли побои средней тяжести.

По какой статье будут нести ответственность дебоширы? Какое обстоятельство будет квалифицировано как отягчающее вину?

Статья УК РФ (статья УК РФ «злостное хулиганство в состоянии алкогольного опьянения»). Ответственность за данное преступление наступает с 16 лет. Причинение вреда здоровью средней тяжести. Состояние алкогольного опьянения будет квалифицировано как отягчающее вину обстоятельство.

Ситуация 3. Два приятеля постоянно пользовались телефонами друг друга. Однажды один из них оставил телефон друга в раздевалке. Телефон пропал, но приятель в течение нескольких дней продолжал утверждать, что с телефоном все в порядке. Владелец телефона обнаружил его в руках одногруппника, который заявил, что купил телефон в салоне сотовой связи.

По какой статье будет нести ответственность лицо, скрывшее пропажу телефона? Какое обстоятельство будет квалифицировано как отягчающее вину?

Статья УК РФ (статья УК РФ «мошенничество с целью сокрытия пропажи»). Ответственность за данное преступление наступает с 16 лет. Мошеннические действия, повлекшие за собой новое преступное деяние

Ведущий: Ежегодно подростками совершаются более 145 тыс. преступлений, и практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии. Что произойдёт, если подросток нарушит правила поведения, закреплённые в законах? Что вы понимаете под словом ответственность? (обязанность отвечать за свои поступки).

Вывод: будьте всегда осторожны с теми, с кем вы связываетесь, никогда не доверяйтесь людям, в чьих принципах вы не уверены. И счастье нашей жизни в большей степени зависит от разумного выбора наших товарищей и друзей. Если они плохо выбраны, то могут довести вас до падения, если же они хороши, то могут возвысить вас. Вывод: за любое противозаконное действие наступает ответственность .

Слайд № 35

Обращение воспитанницы Новооскольской женской ВК к своим сверстникам (16 лет, осуждена на 4,5 года): «Пусть все, кто думает, что здесь хорошо, приедет на экскурсию. Здесь чувствуешь себя, как в клетке. За забор страшно хочется. Домой хочу, к маме. Сидела бы рядом с ней и никуда не отходила. А здесь матери нет. Сама карабкаешься. Никто тебе не поможет. Нужно ещё суметь за себя постоять. Знала бы, что меня ждёт…»

Ведущий: Что является законом в вашей студенческой жизни? (Устав)

В Уставе записаны ваши обязанности.

Жюри подводит итоги всей игры, награждает лучшую команду и лучших игроков.

Заключение

Уважаемые студенты, сегодня вы сами убедились в том, какую роль в жизни человека играет закон, и смогли проверить, насколько ваши представления о законе совпадают с их требованиями. Поэтому каждое свое действие необходимо проверять на его безопасность и соответствие моральным и нравственным принципам, существующим в обществе. Как гласит народная мудрость: «Что имеем - не храним, потерявши - плачем». Можно утвердительно сказать: «Незнание закона не освобождает от ответственности». Свобода – не подарок судьбы, а социальное явление, которое приобретает человек как результат соблюдения и уважения законов своей страны и прав других граждан.

Деловая игра «Перед законом все равны, и знать законы мы обязаны…» - первый шаг на пути самостоятельного и ответственного поведения.

Литература

1. Борнеман, О. Легко ли быть подростком?: профилактика правонарушений и пропаганда здорового образа жизни // Библиополе. - 2009. - № 6. - С.15-18.

2. Воспитание правовой культуры подростков и молодежи в библиотеке: методическое пособие / Волгоградская областная юношеская библиотека, инновационно-методический отдел; сост. Е.А. Филимонова, Е. П.Карпова; ответственная за выпуск Е. Г. Наумова. - Волгоград, 2010. - 56 с.

3. Кострыкина, Т. П. Азбука прав ребенка: правовой час с включением инсценировки для уч-ся 5-6х классов /Т. П.Кострыкина // Читаем, учимся, играем. - 2010. - № 3. - С.44-49.

4. Маслакова, М. Н. Сам себе адвокат: деловая игра по праву /М. Н. Маслакова // Читаем, учимся, играем. – 2004. - № 7. - С.65-72.

5. Симонова, Ю. Обучаем азам юриспруденции /Ю. Симонова // Библиотека. - 2010. - № 8. - С.14-17.

6. Фадеева, И. Правовая неотложка: роль центров социально-значимой информации для населения / И. Фадеева // Библиополе. – 2010 .- № 5. - С.2-5.

7. Хохлова, Г. А. Наши права: урок-игра / Г. А.Хохлова // Читаем, учимся, играем. - 2004. - № 7. - С.71-72.

8. Щербакова, Л. Электронные ресурсы на каждый день: правовое просвещение сельских жителей / Л. Щербакова // Библиополе. - 2009. - № 11. – С.13-17


Щеглова Нина Михайловна
Должность: воспитатель группы продленного дня
Учебное заведение: МБОУ"С(К)ОШ"Злагода"
Населённый пункт: г.Симферополь Республика Крым
Наименование материала: авторская методическая разработка
Тема: Деловая игра " Закон. Царство беззакония"
Дата публикации: 24.12.2017
Раздел: начальное образование

Деловая игра: « Закон. Царство Беззакония».

Цель: дать понятие термина «закон»; показать детям роль закона в обществе.

Дать понятие термина « беззаконие», оттенив его ситуацией беззакония;

подвести детей к осознанию неразрывности прав и обязанностей.

Развивать такие качества личности, как доброжелательность,

правдивость, отзывчивость.

Учить анализировать свои поступки.

Форма: деловая игра.

Предварительная работа: экскурсия в центральный суд, просмотр

видеороликов, знакомство с законодательным законом, чтение и обсуждение

правовых ситуаций.

Оборудование: социальный ролик « Закон. Царство беззакония», слайды:

высказывания известных людей; кроссворд, таблица с записью черт

характера, видеоролик « Конституция России».

Сегодня у нас деловая игра «Закон. Царство беззакония».(просмотр

видеоролика).

Обратите внимание: по одну сторону находится представитель « Царства

Закон», по другую – представитель « Царства Беззакония».

Слово предоставляется судье.

Судья: Добрый день, наши юные друзья, гости. Сегодня состоится суд над

царством « Закон» и «царством «Беззакония». Выслушаем всех друзей,

гостей и вынесем свое решение. В каком царстве мы хотели бы жить?

Вопрос: Дети, дайте свое понятие термина « закон». К концу занятия мы

попытаемся определить, кто из вас ближе к истине.

Ведущий: Послушайте письмо. Это один наш юный друг побывал в царстве

«Закон» и вот что пишет.

В этом царстве мудрый и справедливый правитель по имени ЗАКОН.

Все знают, что если ты виноват, то будешь наказан, даже если ты первый

министр! Жители знают, что нельзя оклеветать просто так человека.

Каждого из подданных защищает его Величество Закон.

В царстве есть главная книга, в которой записаны основные правила и

их обязаны соблюдать все.

Как вы думаете, какие законы записаны в книге?

Просмотр видеоролика « Конституция России»

Основной Закон России – Конституция.

Устав школы, класса.

3.Правила внутреннего распорядка.

Правила единых требований к учащимся.

Режим дня.

Декларация прав человека, которая защищает права человека во всем

мире (принята 10.12.1948г)

Концепция о правах ребенка (принята 20.11. 1989г.)

Законы должны оберегать жизнь и достоинство каждого человека.

С утра до вечера можно слышать, как люди вежливо разговаривают

друг с другом, можно видеть милые улыбки на лицах продавцов,

водителей автобусов, детей и взрослых, спешащих на работу или с

работы. Никто не позволяет грубо разговаривать, унижая достоинство

другого человека.

Вопрос: Ребята, нравится ли вам такой порядок?

Хотелось бы вам жить в таком государстве?

Что мешает нам вести себя также?

Есть здесь и другой закон, предписывающий беречь и приумножать

красоту и порядок в царстве. Поэтому везде чисто и опрятно. Никто не

позволяет себе сорить в подъездах домов, на улицах и в парках. Вдоль

тротуаров, возле домов тянутся ухоженные аллеи цветов и

причудливых кустарников. Кстати, много сделали сами жители в

выходные дни.

Как мы с вами можем сделать класс, школу, пришкольную

территорию лучше, чище, красивее? Как?

Как вы думаете, почему в царстве Закон такая хорошая жизнь?

(Учащиеся: Хорошие справедливые законы. - Каждый житель

соблюдает закон.)

3.Что бывает, если кто – то нарушает закон? А если все жители

нарушают закон?

Жители царства законопослушны, и все, кто посещают страну

удивляются, что в стране царят МИР и ПОРЯДОК…

Как вы думаете, люди каких профессий остались без работы или почти

без работы?

(Учащиеся: милиционеры, судьи, тюремщики).

2.Почему так случилось?

(Дети: все жители соблюдают закон).

Разгадывание кроссворда «Закон».

По горизонтали:

За что получает ученик оценки в школе? (Знание)

По- другому, закон – это (правило)

Туда обычно глядит нерадивый ученик на уроке (Окно)

Так тебя похвалит ученик, если ты будешь соблюдать законы школы и

класса (Молодец)

Основной Закон государства (Конституция)

По вертикали:

Правило, которое все обязаны соблюдать (Закон)

Это и есть ключевое слово.

Ведущий: Итак, основной Закон государства - Конституция.

Вопрос: Что же такое закон?(Учащиеся: важное правило, правило,

которое все обязаны соблюдать).

В Конституции, Основном Законе государства записаны многие статьи,

где сказано, как строятся взаимоотношения граждан друг с другом и с

государством. Здесь записаны основные права граждан и их обязанности.

Что такое права человека? (Дети: это возможность человека что – то

делать, как –то поступать, соблюдая законы).

Что такое обязанность человека? (Дети: обязанность – это мера

должного поведения).

Установите взаимосвязь прав и обязанностей. (Дети: права надо знать, а

обязанности - выполнять. Нужно быть только добросовестным и

ответственным).

Только закон и исполнение закона могут обеспечить нам порядок. Вот

почему, защищая права граждан, государство предусматривает

наказание за несоблюдение закона.

Вопрос: - В каком случае можно обойтись без наказания в государстве?

(Учащиеся: если все будут выполнять, соблюдать закон).

Ведущий: А вообще –то, ребята, закон должен быть внутри нас.

Совесть человека должна подсказывать, как ему следует поступать.

Вопрос: - Подумайте, какие черты характера помогут быть

законопослушным, а какие мешают?

ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА:

Вспыльчивость

Торопливость

Осмотрительность

Аккуратность

Честность

Лживость

Уважение к людям

Безразличие.

Ведущий: Важно помнить, что законы не только в государстве, но и в

каждом человеке. Мы сами делаем выбор, по каким законам жить. По

законам правды или лжи, добра или зла, чести или бесчестия.

Пословица гласит: « Человек – кузнец своего счастья».

Вопрос: А какие понятия равнозначны понятиям « Добро», «Зло»?

(Ответ: Добро = благо = любовь = красота = свет! Зло = ненависть =

безобразие = тьма).

Судья: Если все будут соблюдать законы, будут законопослушными, в

жизни воцарится мир и порядок и всем будет хорошо!

Судья предоставляет слово Беззаконию.

Если кто – то без законов

Хочет жизнь свою прожить,

То его, конечно, надо

И лелеять, и хвалить.

Фотографию в газету

Поместить и подписать:

«Он советует законы

Никогда не выполнять!»

Вопрос: Вы согласны с таким жизненным девизом?(Ответы детей)

Ведущий: Вот суд вынесет решение, где нам лучше жить?

Но, увы, в царстве Закон случилось несчастье. Над страной пронесся ураган

Беззаконие. Он смеялся над красивой и упорядоченной жизнью царства Закон

и хотел все испортить, и доказать, что лучше жить в беспорядке (хаосе).

Ураган Беззаконие разрушил все на своем пути. Главную книгу, где были

записаны самые справедливые законы. Ураганный ветер разорвал в клочья и

разметал по всему свету.

Хулиганы поют:

Говорят, мы бяки – буки

Хулиганы высший класс!

Взяли что ли палки в руки

И побалуем сейчас.

Ой ля - ля, ой ля - ля

И побалуем сейчас – 2 раза.

Ведущий: Ребята, кто вы? Почему так шумите?

Хулиганы: А как известно, мы народ горячий

И не выносим нежностей телячьих!

А любим мы курить, любим мы дразнить,

И веселиться!

Ведущий: По – моему, это гости из царства Беззакония.

Хулиганы: Да. Нам не нужен порядок. Мы не выполняем закон. Мы сами себе

хозяева, живем по принципу: « Кто сильнее, тот и прав». Мы никогда не

убираем мусор, говорим кому хотим и что хотим. В школу мы не ходим, а

целыми днями слоняемся по улицам, курим, деремся.

Ведущий: И к чему это привело?

Хулиганы: В нашем царстве Беззакония нет порядка и справедливости. На

улицах ив домах горы мусора. Все курят, ругаются и болеют. Во время драк

мы получаем много синяков. Ран, ушибов, но в больницу мы идти боимся!

Там работают двоечники и незнайки, которые ничего не знают, а лечить

Ведущий: Дети, вам понравилось бы жить в таком царстве, где люди не

чувствуют себя защищенными, где не выполняется закон?(Ответы детей).

Дети: Люди не чувствовали себя защищенными, как раньше. Они жили в

постоянной тревоге за своих детей, за свое и их будущее. Здесь больше не

было порядка и справедливости закона. Здесь царствовали Чудо – Юдо по

прозванию Беззаконие со своими слугами. Оно само не ведало, что творило.

Оно не любило людей. Чудо –Юдо было ленивым и своенравным.

Теперь в государстве без закона никто не задумывался над вопросоми: « Что

можно делать, и что нельзя?».

Вопрос: К чему это привело?

Может ли человек осуществлять свои права в царстве Беззакония?

Дети: В царстве Беззакония не стало основного закона дорожного движения.

Ни одного знака, ни одного светофора, постового…

Вопрос: Хотели бы вы ездить по таким дорогам? Почему?

Почему следует выполнять правила дорожного движения. (Ученик: они

созданы для нашей безопасности. Этот закон обязателен для всех –

пешеходов и водителей).

Чудо – Юдо по прозванию Беззаконие отменило и закон, который давал право

иметь жилище и гарантировал (обеспечил) его неприкосновенность.

Вопрос: Как вы думаете, что произошло?

Ученик: Не было и закона, запрещающего сажать человека в тюрьму, если он

не виноват, без доказательств.

Вопрос: Хотели бы вы ни за что оказаться в тюрьме?

Вопрос: Дети, вам понравилось бы жить в таком царстве, где люди не

чувствуют себя защищенными, где не выполняются законы?

Разгадывание кроссворда.

По горизонтали:

Качество, которое помогает бороться с беззаконием (Храбрость).

Что приносит людям беззаконие? (Горе).

Человек. Нарушающий закон (Преступник).

По вертикали:

Слово, которым называется беспорядок (Хаос).

Это и есть ключевое слово.

Друзья, любители викторин и познавательных программ! Сейчас мы с

вами проведем очень интересную и необычную викторину по сказкам

разных писателей.

Какие сказочные герои несли добро, а какие зло?

Жители царства решили собрать всю свою храбрость и, обьединившись,

свергли Чудо – Юдо беззаконие и его слуг. Люди вновь зажили счастливо и

спокойно.

Судья: Прошу всех встать, суд идет!

Юные друзья! Выслушав всех присутствующих, суд вынес решение.

Чтобы хаоса не было, нужен закон. Отсутствие законов не прибавляет

человеку свободы и спокойствия. Чтобы не нарушали твои права, следует

уважать права других и соблюдать закон.

Рефлексия:

Ведущий: Ребята, мы начали классный час с обстановки

доброжелательности и понимания. Давайте и закончим его на этой же

Друзья мои, внушайте людям веру

И чаще говорите: « Добрый день!»

И следуйте хорошему примеру,

Продляйте добрым словом жизнь людей!

Другу помоги с душой

И пекись, как бы о брате,

Не для выгоды пустой

Или выигрыша ради,

Другу помоги с душой.

Надо помогать друзьям,

Вместе с ними вырастая,

И поверьте, сила злая

Не опасна будет вам!

4.Жаль друзья: прощаться надо.

Всем домой уже пора.

Пусть законы вам, ребята,

Помогают в жизни, ДА!

Основные задачи:

  • систематизировать знания учащихся по теме;
  • проверить качество усвоения пройденного материала;
  • закрепить юридические умения и навыки, применение их в конкретных ситуациях;
  • воспитывать гражданские качества и правовую политическую культуру.

Форма проведения. Игра проходит в форме конкурса. Каждая команда сидит за отдельным столом. Побеждает та команда, которая наберет в конце игры большее количество баллов.

Разминка

Каждой команде предлагается дать определение понятиям. Время на размышление не выделяется. За правильный ответ команда получает 2 балла.

Конкурс “Государственная власть”

Командам предлагается выбрать правильный ответ из предложенных вариантов. За правильный ответ команда получает 3 балла.

I II
1. Президент РФ является:
а) главой государства
б) главой правительства
в) главой парламента
г) Верховным Главнокомандующим ВС РФ
1. Парламент России называется:
а) Советом Федерации
б) Федеральным Собранием
в) Государственной Думой
г) Верховным Советом
2. Исполнительная власть принадлежит:
а) Совету Министров
б) Кабинету Министров
в) Правительству РФ
2. Суды в России:
а) принимают законы
б) проводят выборы в стране
в) вершат правосудие
г) являются единственным государственным органом, определяющим виновность или невиновность лица
3. Из каких двух палат состоит российский парламент:
а) Совет Союза прокуратуры в РФ
б) Совет Национальностей
в) Совет Федерации
г) Государственная Дума
3. Как называется глава системы
а) главный прокурор
б) ведущий прокурор
г) генеральный прокурор

Конкурс “Государственные символы России”

I. Государственный гимн России

Командам выдаются полоски бумаги, на которых напечатаны по две строчке трех куплетов государственного гимна России. Командам необходимо сложить эти строчки так, чтобы получился весь текст гимна.

Время на выполнение задания - 1 минута. За правильное выполненное задание команда получает 2 балла.

Правильный ответ. Текст государственного гимна РФ:

1.Россия - священная наша держава,
Россия - священная наша страна.
Могучая воля, великая слава-
Твое достоянье на все времена!

Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

2.От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая-
Хранимая Богом родная земля!

3.Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!

II. Государственный флаг олицетворяет:

а) суверенитет государства
б) природные богатства
в) историческое прошлое государства

III. Российский герб - 2-главый орел исторически связан с гербом:

а) Франции
б) Германии
в) Византии

Командам предлагается выбрать правильный ответ. За правильный ответ команда получает 1 балл.

Конкурс капитанов. “Продолжи фразу”

Капитанам команд предлагаются незаконченныефразы, афоризмы, высказывания известных людей, цитаты из важнейших юридических документов. Задача – воспроизвести фразу полностью и точно. Правильный ответ - 2 балла.

  1. “ Чтобы быть свободным, нужно / подчиняться законам /” (античная мудрость)
  2. “ Закон суров, но / это закон /!” (древнеримское изречение)
  3. “ Высший закон- /благо народа /” (древнеримское изречение)
  4. “ Право ребенка быть тем, / кто он есть /” (Я. Корчак, педагог)
  5. “ Обязанность без права есть /рабство /; право без обязанности - / анархия /”
  6. (Г.Ламене, богослов, философ)
  7. “ Свобода есть право делать все, что /дозволено законом /” (Монтескье, философ)
  8. “ Во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяется /наилучшему обеспечению интересов ребенка /” (Конвенция о правах ребенка, ст. 3)
  9. “ Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих /уважение человеческого достоинства ребенка /” (Конвенция о правах ребенка, ст.28)

    Конкурс “Трудовое право”

Командам предлагаются тексты с ошибками юридического характера в правовых ситуациях. Необходимо исправить ошибки и дать правильный ответ, используя КЗоТ РФ. Время на обсуждение-2 минуты. За правильное выполненное задание команда получает 2 балла.

    1.На работу устраивается подросток 14 лет. Работодатель и он договариваются о том, что это будет тяжелый труд по подъему тяжестей в ночное время, но за большие деньги./ ТК РФ устанавливает прием на работу с 15 лет. Несовершеннолетние не допускаются к указанным работам ./

    2.При приеме на работу работодатель требует характеристику с последнего места работы или из школы, заставляя подписать контракт об обязательных сверхурочных работах./ Характеристика не требуется при приеме на работу, сверхурочные работы допускаются в исключительных случаях при согласии работника ./

    3.Проявляется дискриминация при приеме на работу: женщине устанавливается меньше оклад, чем мужчине. Предпочтение отдается красивым, русским. /В оплате труда не должно быть дискриминации. Нарушены конституционные принципы права на труд ./

    4.Устанавливается испытательный срок для тех, кому не исполнилось 18 лет или для молодых специалистов./Для таких категорий работников испытательный срок не устанавливается ./

    Конкурс “Ты - мне, я – тебе”

Команды обмениваются вопросами по теме “Государство и право”. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

    Конкурс “ Человек и его права”

Командам предлагаются тексты с утверждениями. Необходимо знаками “+” или “-” отметить согласны или не согласны с данными утверждениями. Время на выполнение задания-3 минуты. За правильно выполненное задание команда получает 2 балла.

I команда:

Правильный ответ:

А Б В Г Д Е Ж З И К
+ + - - - - + + + +

А.Осуществление всех социально- экономических и культурных прав человека зависит от уровня экономического развития страны.

Б. Политические права обусловлены степенью осуществления права гражданина на информацию.

В. Не обладая дееспособностью, человек не может пользоваться никакими правами.

Г. Отпуск в России является самым коротким в сравнении с большинством индустриально развитых государств.

Д.Человек с ограниченной дееспособностью самостоятельно несет имущественную ответственность по совершенным сделкам и за причиненный вред.

Е. Продавец не обязан сообщать покупателю достоверную информацию о свойствах вещи.

Ж. Выгул собак без намордника во дворе дома является нарушением правил содержания животных.

З.Соседи могут привлечь к административной ответственности человека, постоянно включающего магнитофон на полную мощность после 23 часов.

И.Административное решение, вынесенное судом, обжалованию не подлежит.

К.Несовершеннолетнему преступнику суд может заменить уголовное наказание принудительными мерами воспитательного характера.

II команда:

Правильный ответ:

А Б В Г Д Е Ж З И К
- - - + - + + - - -

А. Естественные права человека относятся к политическим правам.

Б. Во всех государствах, подписавших Пакт об экономических, социальных и культурных правах, вводится бесплатное среднее образование.

В. Если гражданину нанесен вред от бездействия государственных органов, то государство не обязано возмещать причиненный вред.

Г. Работники оперативных органов при расследовании уголовных дел имеют право нарушить неприкосновенность жилища в случае проведения обыска.

Д. За опоздание на работу администрация имеет право объявить выговор и перевести работника на нижеоплачиваемую должность.

Е. Пассажира, нарушившего правила на транспорте, можно привлечь к юридической ответственности.

Ж. Если гражданин не пришел на помощь другому человеку, его можно привлечь к уголовной ответственности.

З. Лицензия на право приобретения гражданином оружия может быть выдана человеку, не имеющему постоянного места жительства.

И. Если автомобилист двигался по улицам города со скоростью до 100км/ч, то он тем самым совершил уголовное преступление.

К. Сотрудники милиции не могут привлекаться к ответственности за противоправные действия или бездействие.

Конкурс “Правовой статус ребёнка”

Командам предлагаются карточки, на которых перечислены основные вехи в жизни ребенка: с рождения, с 6 лет, с 10 лет, с 14 лет, с16 лет, с 18 лет. Необходимо соотнести приобретаемые права и обязанности, возникновение ответственности и основные возрастные вехи в жизни ребенка. Во время перечисления прав и обязанностей необходимо поднять соответствующую карточку. Время на обсуждение командой каждого пункта задания – 5 секунд. За правильно выполненное задание команда получает-12 баллов.

1.Становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права / с 18 лет /.

2.Несет уголовную ответственность за любые преступления / с16 лет /.

3.Может быть членом кооператива, акционерного общества /с 16 лет /.

4.Имеет право на получение паспорта. /14 лет /.

5.Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.) /с 14 лет /.

6.Допускается поступление на работу (на легкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей /с 14 лет /.

7.Вправе распоряжаться самостоятельно своим заработком, стипендией, иными доходами /с14 лет /.

8.Дает согласие на изменение своего имени или фамилии /с10 лет /.

9.Вправе самостоятельно заключать мелкие бытовые сделки /с 6лет/.

10.Вправе посещать школу /с 6 лет /.

11.Имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов /с рождения /.

12.Имеет право на имя, отчество и фамилию / с рождения /.

Конкурс “Уголовная ответственность несовершеннолетних”

Командам предлагается текст с ошибками. Необходимо найти ошибки и дать правильный ответ. Время на обсуждение- 3 минуты. За правильно выполненное задание команда получает -2 балла.

I команда:

На основании статьи 87 УК РФ несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 16, но не исполнилось 20 лет. К несовершеннолетним, признанными виновными в совершении преступления, предусматривается одно уголовно-правовое воздействие-назначение наказания. Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним:

а) штраф;
б) лишения права заниматься определенной деятельностью;
в) конфискация имущества;
г) пожизненное лишение свободы;
д) обязательные работы;
е) исправительные работы;
ж) арест;
з) лишение свободы на определенный срок.

II команда:

Самой строгой мерой наказания для несовершеннолетних является смертная казнь. Если подросток совершил преступление, а не достиг возраста уголовной ответственности, его направляют в специализированный детский дом закрытого типа. Впервые в уголовном законодательстве в особую главу выделены преступления против несовершеннолетних. Вовлечение в совершение преступления, а тем более в преступную группу, наказывается лишением свободы до 15 лет.

Ошибки Правильные ответы
1.16 лет 1.14 лет
2. 20 лет 2. 18 лет
3.Одно уголовно-правовое воздействие 3.Два уголовно-правовых воздействия:
а) назначения наказания;
б) принудительные меры

воспитательного воздействия

4. в, г 4.а, б, д, е, ж, з
5.Смертная казнь 5. Лишение свободы на срок не свыше
6.Специализированный детский дом 6.Специализированные воспитательные

учреждения

7.До 15 лет 7. До 8 лет

Конкурс “Гражданин России”

Обязанности гражданина РФ

Команды получают карточки с перечнем обязанностей. Задание командам: отметить те из них, которые являются обязанностями гражданина России, закрепленными в Конституции нашей страны. Время на выполнение задания-15 секунд. За правильно выполненное задание команда получает 1 балл.

Обязанности:

1.Соблюдать законы.
2.Платить налоги .
3.Состоять в рядах, какой- либо политической партии.
4.Быть членом профсоюза.
5.Защищать Отечество.
6.Сохранять природу и окружающую среду .
7.Бережно относиться к памятникам истории и культуры .
8.Учиться, получать образование.
9.Участвовать в управлении делами государства.

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области

Деловая игра «Мое государство»

(Для учащихся 10 класса)

Подготовила учитель математики

Раиса Ивановна Исакова

Барыш 2011

Цели:

    развивать самостоятельное мышление, воображение, творчество;

    изучать историю возникновения государственных символов и их значение;

    воспитывать уважение к государственным символам, гражданские и патриотические чувства

    углубить первоначальные представления ребят об основных правах человека;

    акцентировать внимание на обязанностях, вытекающих из представляемых прав;

    помочь осознать взаимосвязь прав и обязанностей человека;

    формировать стремление активно содействовать защите прав человека.

Сегодня мы с вами проведем деловую игру. В игре будут участвовать три группы. Каждая группа представляет собой отдельное государство. А какое? Вы придумаете сами.

Задание 1. Каждая команда получает лист бумаги. На нём нужно написать название вашего государства. Этот листок с названием каждая команда прикрепляет к доске.

Задание 2. Географическое положение этой страны. Можно описать словами, можно нарисовать карту. Этот листок тоже появляется на доске.

Задание 3. Для более полного представления о стране не хватает государственной символики. Для того чтобы вам легче было выполнять следующее задание: давайте вспомним символы нашего государства. Это гимн, герб и флаг страны. Вот каждая команда будет сейчас создавать символику своей страны. На отдельных листах рисуют государственные символы.

Задание 4. Какие там растут растения и какие обитают животные? Каждая команда получает по два шарика. Каждый шарик – это ваша страна. Заселяете её животными и растениями. Затем шарики вывешиваются на доску.

Задание 5. Нарисуйте климат вашей страны.

Задание 6. Вы являетесь жителем вашей страны. На маленьких листочках каждый рисует свой автопортрет, и приклеивает на общий лист бумаги, и он тоже вывешивается на доску.

Задание 7. Напишите или нарисуйте, чем занимаются дети в вашей стране и кто о них заботится?

Скажите, кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права? Конечно, ваши родители, семья.

Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной среди них является ООН (Организация Объединенных Наций). Она возникла после Второй мировой войны, которую развязала фашистская Германия и в результате которой погибло более 50 миллионов человек, было разрушено множество городов, сел и деревень. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права – права на жизнь, что война – самый худший способ решения споров и проблем. Чтобы предотвратить глобальную катастрофу, народы, нации объединились во всемирную организацию – ООН, которая главной своей задачей поставила обеспечение прав человека во всем мире.

Дети Беслана? Это, притом, что Конвенция прав принята давно.

Показать Презентацию о детях Беслана

Задание 8. Все вместе напишите, какими правами обладают дети в союзе ваших государств

На одном большом плакате каждый пишет одно из предложений.

Но мы все вместе живём в одном государстве и подчиняемся его законам. А оно в свою очередь старается выполнять нормы человеческого общежития

А сейчас я зачитаю Конвенцию о правах ребёнка, а вы внимательно проследите, есть ли эти права в вашем государстве.

В Конвенции 54 статьи, вот основные из них.

Право на жизнь.
Право на имя при рождении.
Право на медицинскую помощь.
Право на образование.
Право на отдых и досуг.
Право иметь имущество.
Право свободно выражать свои взгляды.
Право на свободное перемещение.
Право на заботу и воспитание родителями.
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.
Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.
Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки

Все лучшее, что в человеке есть:
его права и жизнь его, и честь.
А жизнью пользуясь по праву,
я гордо говорю: имею право!

Свободно жить под солнцем и луной
и восхищаться красотой земной.
Не быть рабом и пыток не терпеть,
а песню жизни вдохновенно петь.

А если причинят мне вред, урон,
поможет Конституция. Закон.
Перед законом, совестью равны
живут народы ни одной страны.

Могу я погостить за рубежом,
потом вернуться в свой любимый дом.
Свободу мысли, слова я имею,
но совесть есть, грубить другим не смею.

А подрасту – поможет мне держава
работу выбрать – имею право.
Ну, а пока, я – ученик:
учу уроки, подаю дневник…

Досугу – час,
а в школе – все внимание.
Использую я право
на образование.

В Уставе нашей школы оговариваются права и обязанности учащихся.

Их изучением мы займёмся позже.

А сейчас подводим итог.

Любое государство состоит из граждан, которых оно должно защищать и требовать от них выполнения своих обязанностей

Перед вам слово ГРАЖДАНИН. Расшифруйте его, ответив на вопросы: Чем мы сегодня занимались? Что нового вы узнали? Какие выводы сделали для себя?

Список литературы

1. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя: 5-11 классы/ Н. И. Дереклеева. — М.: ВАКО, 2003. — С.86-175.

2. Классному руководителю: Учебно-методическое пособие/ Ред. М. И. Рожков. — М.: Владос, 1999. — С.45-62.

3. Каким может быть классный час? Его функции, виды, формы. Лизинский В. М. Практическое воспитание в школе. Часть II/ В. М. Лизинский. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. — С.47-72.

4. Тематика классных часов с 5 по 11 класс. Никитина Н. Н. Технологии организации коллективного взаимодействия школьников/ Н. Н. Никитина //Классный руководитель. — 2005. -N 2. — С. 68-81.

5. Степанов Е. Н. Личностно ориентированный классный час/ Е. Н. Степанов //Воспитание школьников. — 2003. — N 3. — С.14-22



Просмотров