Деловая игра «Ты и Закон. Деловая игра «Я — гражданин России «Если ты не занимаешься политикой

Цель мероприятия - воспитание активной гражданской позиции у молодого поколения, формирование интереса к праву, правоведению.

Задачи мероприятия:

1) расширение знаний обучающихся в сфере прав человека;

2) сознание обучающимися своей роли в правовой сфере жизни общества;

3) развитие у обучающихся интереса к изучению правовых дисциплин.

Этапы проведения игры «Я знаю право!»:

1) представление команд;

2) разминка;

3) мини-игра «Преступление и наказание»;

4) выполнение заданий по командам;

5) блиц-опрос;

6) подведение итогов работы.

1-й этап - представление команд

Целесообразно проводить игру на группе студентов (учеников) не менее 20 человек и поделить их на 4 равные команды. Каждая команда в течение 2 минут выбирает капитана, название и девиз команды.

2-й этап - разминка

1) «Высшее право часто есть высшее ________» Теренций (зло)

2) «Жестокость законов препятствует их __________» Ш. Монтескье (соблюдению)
3) «Создавайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они _____________» Д. Локк (соблюдались)

4) «Закон есть высшее проявление человеческой __________, использующее опыт людей на благо общества» С. Джонсон (мудрости)

5) «Быть добрым совсем нетрудно; трудно быть __________» В. Гюго (справедливым)

6) «Каждый человек имеет нравственную возможность защищать свои _________». А.П. Куницын (права)

7) «Закон ценен не потому, что он закон, а потому, что в нем заключена _______________». Генри Уорд Бичер (справедливость)

3-й этап - мини-игра «Преступление и наказание»

В течение 4 минут командам необходимо будет из представленных ситуаций выбрать те, которые являются уголовно наказуемыми деяниями (преступлениями)

1) В результате драки Александр сломал ногу Андрею (+)

2) Игорь вытащил из сумки незнакомой женщины 100 рублей и присвоил себе (-)

3) Михаил ночью громко слушал музыку и не стал открывать дверь приехавшим на вызов соседей сотрудникам полиции (-)

4) Олег продолжил движение на запрещенный сигнал светофора (-)

5) Антон срубил в лесу ель на новый год без специального разрешения (-)

6) 15-летние подростки угнали транспортное средство из-под окон жилого дома (+)

7) Директор ООО «Красная Лилия» не полностью выплатил деньги за услуги бригаде строителей (-)

8) Группа студентов собралась на митинг и предложила свергнуть правительство насильно (+)

9) Служивший по призыву Ярослав ушел из воинской части без разрешения командования из-за плохих отношений с товарищами (+)

4-й этап - выполнение заданий

    Основная цель команд — отвечать на вопросы и зарабатывать как можно большее число очков

    Команды отвечают по очереди, капитан команды решает, кто будет оглашать ответ на вопрос

    Если спустя 30 секунд команда не может дать правильный ответ, право ответа предоставляется другой команде. Если она правильно отвечает, то получает ½ от стоимости вопроса.

Номинация

Вопрос

Ответ

Основы права 10

Как называется общественно опасное действие?

Преступление

Основы права 20

Способность человека своими действиями приобретать права и выполнять обязанности

Дееспособность

Основы права 30

Кто является законным представителем ребенка?

Родители, опекуны, попечители

Основы права 40

Назовите международный документ о правах ребенка

Декларация прав ребенка

Основы права 50

Что такое право?

Система общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных и гарантированных государством

Административное и трудовое право 10

Возраст наступления административной ответственности?

Административное и трудовое право 20

С какого возраста по общему правилу можно заключать трудовой договор?

Административное и трудовое право 30

Молодая женщина трудоустроилась на работу в организацию на должность секретаря-референта. Через несколько месяцев она вышла замуж и забеременела. Администрация расторгла с ней трудовой договор. Женщина обжаловала свое увольнение в суде. Какое решение должен принять в данном случае суд?

Суд должен обязать работодателя принять ее на работу обратно

Административное и трудовое право 40

1)Выражение недоверия Президенту со стороны парламента
2) Многообразие, множественность
3) Уполномоченный по правам человека

1) Импичмент
2) Плюрализм
3) Омбудсмен

Административное и трудовое право 50

Водитель Петушков подобрал на дороге тяжело раненого человека и, стремясь поскорее доставить его в ближайшую больницу, сократил путь и проехал по улице, движение по которой было запрещено. Задержавший Петушкова сотрудник ГИБДД наложил на него штраф в размере 5000 рублей.

Правильно ли поступил сотрудник ГИБДД? Ответ поясните

Водитель действовал в состоянии крайней необходимости, такие образом, он не будет нести ответственность, потому что хотел спасти жизнь раненого человека

Гражданское право 10

Цивилистика-это…..?

Наука, изучающая гражданское право

Гражданское право 20

Гражданин К. заключил договор с ООО «Мёд» на поставку меда и пчел для разведения. К моменту поставки товара гражданин К. изменил свою фамилию на Н. Поставщик отказался поставить гражданину Н. мед и пчел, мотивируя это тем, что договор поставки заключен с гражданином К., а не с гражданином Н. Правомерны ли действия поставщика и почему?

действия поставщика незаконны, т. к. в соответствии с ч. 2 ст. 19 Гражданского Кодекса РФ перемена имени или фамилии не является основанием для прекращения или изменения прав и обязанностей приобретенных под прежним именем.

Гражданское право 30

В некоторых случаях полная дееспособность возникает до достижения восемнадцати лет, а именно:..

при вступлении в брак,

при эмансипации.

Гражданское право 40

При разводе М. и Н. одним из спорных объектов имущества супругов была квартира. М. указывала суду, что данное имущество должно быть разделено, в силу того, что оно нажито в период совместного проживания супругов. Н. возражал, мотивируя это тем, что данная квартира досталась ему в порядке наследования по завещанию матери.

Какое решение примет суд?

Суд примет решение в пользу Н., т. к. согласно с ч. 1 ст. 36 Семейного Кодекса РФ имущество полученное одним из супругов во время брака в порядке наследования считается его собственностью.

Гражданское право 50

Что значит мнимая сделка?

Сделка, субъекты которой не имели цели реального достижения каких-либо правовых последствий

Уголовное право 10

С какого возраста можно привлекать виновного к уголовной ответственности

по общему правилу - с 16 лет, а за некоторые преступления - с 14 лет

Уголовное право 20

Унижение чести и достоинства другого человека, выраженное в неприличной форме. Что это?

Оскорбление

Уголовное право 30

Нападение с целью хищения чужого имущества, сопровождающееся насилием, опасным для жизни и здоровья лица, подвергшегося нападению

Уголовное право 40

пятнадцатилетний Э. совершил двойное убийство при отягчающих обстоятельствах. Какой максимально возможный срок наказания в виде лишения свободы может быть назначен несовершеннолетнему?

В соответствии с ч. 6 ст. 88 УК РФ максимальное наказание в виде лишения свободы, которое может быть назначено несовершеннолетнему, не может превышать 10 лет.

Уголовное право 50

А., достигший пятнадцатилетнего возраста совершил убийство (преступление предусмотренное ст. 105 ч. 1 УК РФ), мошенничество (преступление предусмотренное ст. 159 УК РФ), разбой (преступление предусмотренное ст. 162 УК РФ), кражу (преступление предусмотренное ст. 158 УК РФ).

По всем ли преступлениям А. подлежит уголовной ответственности?

В силу своего возраста А. не подлежит уголовной ответственности по ст. 159 УК РФ и подлежит уголовной ответственности по ст. 105, 158 и 162 УК РФ

Избирательное право 10

Найдите одно из представленных понятий, которое является обобщающим для всех остальных понятий, данного ряда:

Выборы депутатов, избирательное право, тайное голосование, списки политических партий, избирательная компания

Избирательное право

Избирательное право 20

Студент академии, обучающийся на очном отделении, имеет временную прописку в общежитии данной академии, а постоянное место его проживания в селе Борисовка.
Он решил, что не пойдет на выборы, потому как в день голосования не мог уехать в родное село.
Оцените, правильно ли решил студент

Избирательное право 30

Назовите лидера партии «Единая Россия»

Медведев Дмитрий Анатольевич

Избирательное право 40

Избиратель не имеет при себе паспорта или заменяющего его документа, но желает проголосовать. Можно ли ему голосовать? Обоснуйте ответ.

Избирателю, не имеющему паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина РФ, избирательный бюллетень не выдаётся!

Избирательное право 50

Все вы знаете, что участковая комиссия обычно работает до глубокой ночи. Наблюдатель от одной из партии предложил свою помощь в подсчете голосов на участке, но комиссия ему в этом отказала. Правомерны ли действия участковой комиссии? Ответ поясните.

Правомерны. Так как наблюдатель не имеет право принимать участие в подсчете голосов

Место, где споры решают цивилизованным путем, то есть по закону

Как назывался первый письменный свод законов Древней Руси?

Русская Правда

Как на Руси наказывали за воровство?

Отрезали ухо

Поединок с применением оружия между двумя лицами по вызову одного из них

Безвозмездное изъятие в собственность государства имущества в качестве взыскания или наказания за правонарушение.

Конфискация

5-й этап - блиц-опрос
Отвечать выходят капитаны команд, каждый капитан отвечает на 5 вопросов

Вопрос

Ответ

Команда №1

1.Как называются люди, выбранные в Государственную Думу?

Депутаты

Количество субъектов в составе РФ

3.Сколько депутатов в Государственной Думе РФ?

4.На какой срок избирается Президент РФ?

5.Во сколько лет человек может стать избирателем?

Команда №2

1.Как называется парламент в РФ?

Федеральное Собрание РФ

2.С какого возраста человек обладает правами?

С рождения

3. Какой должен быть возраст кандидата на пост Президента РФ?

4. В каком законодательном документе закреплены права и свободы человека и гражданина Российской Федерации?

В Конституции

5. Какое образование в Российской Федерации является обязательным?

Основное общее

Команда №3

1. Когда была принята ныне действующая Конституция РФ?

2. Как называется верхняя палата российского парламента?

Совет Федерации

3. Кому принадлежит исполнительная власть в РФ?

Правительству

4. Гражданин Российской Федерации может быть избран депутатом Государственной Думы при достижении на день голосования?

5. До какого возраста ребенок считается несовершеннолетним?

Команда №4

1. Юрист, оказывающий профессиональную юридическую помощь гражданам в уголовном судопроизводстве

2. В каком документе предусмотрена уголовная ответственность?

Уголовный кодекс РФ

3. Законодательная власть в РФ принадлежит

Парламенту (Федеральному собранию)

4. Основной источник права в РФ?

Закон (нормативно-правовой акт)

Референдум


6-й этап - подведение итогов работы
Время проведения мероприятия: 80 минут

Щеглова Нина Михайловна
Должность: воспитатель группы продленного дня
Учебное заведение: МБОУ"С(К)ОШ"Злагода"
Населённый пункт: г.Симферополь Республика Крым
Наименование материала: авторская методическая разработка
Тема: Деловая игра " Закон. Царство беззакония"
Дата публикации: 24.12.2017
Раздел: начальное образование

Деловая игра: « Закон. Царство Беззакония».

Цель: дать понятие термина «закон»; показать детям роль закона в обществе.

Дать понятие термина « беззаконие», оттенив его ситуацией беззакония;

подвести детей к осознанию неразрывности прав и обязанностей.

Развивать такие качества личности, как доброжелательность,

правдивость, отзывчивость.

Учить анализировать свои поступки.

Форма: деловая игра.

Предварительная работа: экскурсия в центральный суд, просмотр

видеороликов, знакомство с законодательным законом, чтение и обсуждение

правовых ситуаций.

Оборудование: социальный ролик « Закон. Царство беззакония», слайды:

высказывания известных людей; кроссворд, таблица с записью черт

характера, видеоролик « Конституция России».

Сегодня у нас деловая игра «Закон. Царство беззакония».(просмотр

видеоролика).

Обратите внимание: по одну сторону находится представитель « Царства

Закон», по другую – представитель « Царства Беззакония».

Слово предоставляется судье.

Судья: Добрый день, наши юные друзья, гости. Сегодня состоится суд над

царством « Закон» и «царством «Беззакония». Выслушаем всех друзей,

гостей и вынесем свое решение. В каком царстве мы хотели бы жить?

Вопрос: Дети, дайте свое понятие термина « закон». К концу занятия мы

попытаемся определить, кто из вас ближе к истине.

Ведущий: Послушайте письмо. Это один наш юный друг побывал в царстве

«Закон» и вот что пишет.

В этом царстве мудрый и справедливый правитель по имени ЗАКОН.

Все знают, что если ты виноват, то будешь наказан, даже если ты первый

министр! Жители знают, что нельзя оклеветать просто так человека.

Каждого из подданных защищает его Величество Закон.

В царстве есть главная книга, в которой записаны основные правила и

их обязаны соблюдать все.

Как вы думаете, какие законы записаны в книге?

Просмотр видеоролика « Конституция России»

Основной Закон России – Конституция.

Устав школы, класса.

3.Правила внутреннего распорядка.

Правила единых требований к учащимся.

Режим дня.

Декларация прав человека, которая защищает права человека во всем

мире (принята 10.12.1948г)

Концепция о правах ребенка (принята 20.11. 1989г.)

Законы должны оберегать жизнь и достоинство каждого человека.

С утра до вечера можно слышать, как люди вежливо разговаривают

друг с другом, можно видеть милые улыбки на лицах продавцов,

водителей автобусов, детей и взрослых, спешащих на работу или с

работы. Никто не позволяет грубо разговаривать, унижая достоинство

другого человека.

Вопрос: Ребята, нравится ли вам такой порядок?

Хотелось бы вам жить в таком государстве?

Что мешает нам вести себя также?

Есть здесь и другой закон, предписывающий беречь и приумножать

красоту и порядок в царстве. Поэтому везде чисто и опрятно. Никто не

позволяет себе сорить в подъездах домов, на улицах и в парках. Вдоль

тротуаров, возле домов тянутся ухоженные аллеи цветов и

причудливых кустарников. Кстати, много сделали сами жители в

выходные дни.

Как мы с вами можем сделать класс, школу, пришкольную

территорию лучше, чище, красивее? Как?

Как вы думаете, почему в царстве Закон такая хорошая жизнь?

(Учащиеся: Хорошие справедливые законы. - Каждый житель

соблюдает закон.)

3.Что бывает, если кто – то нарушает закон? А если все жители

нарушают закон?

Жители царства законопослушны, и все, кто посещают страну

удивляются, что в стране царят МИР и ПОРЯДОК…

Как вы думаете, люди каких профессий остались без работы или почти

без работы?

(Учащиеся: милиционеры, судьи, тюремщики).

2.Почему так случилось?

(Дети: все жители соблюдают закон).

Разгадывание кроссворда «Закон».

По горизонтали:

За что получает ученик оценки в школе? (Знание)

По- другому, закон – это (правило)

Туда обычно глядит нерадивый ученик на уроке (Окно)

Так тебя похвалит ученик, если ты будешь соблюдать законы школы и

класса (Молодец)

Основной Закон государства (Конституция)

По вертикали:

Правило, которое все обязаны соблюдать (Закон)

Это и есть ключевое слово.

Ведущий: Итак, основной Закон государства - Конституция.

Вопрос: Что же такое закон?(Учащиеся: важное правило, правило,

которое все обязаны соблюдать).

В Конституции, Основном Законе государства записаны многие статьи,

где сказано, как строятся взаимоотношения граждан друг с другом и с

государством. Здесь записаны основные права граждан и их обязанности.

Что такое права человека? (Дети: это возможность человека что – то

делать, как –то поступать, соблюдая законы).

Что такое обязанность человека? (Дети: обязанность – это мера

должного поведения).

Установите взаимосвязь прав и обязанностей. (Дети: права надо знать, а

обязанности - выполнять. Нужно быть только добросовестным и

ответственным).

Только закон и исполнение закона могут обеспечить нам порядок. Вот

почему, защищая права граждан, государство предусматривает

наказание за несоблюдение закона.

Вопрос: - В каком случае можно обойтись без наказания в государстве?

(Учащиеся: если все будут выполнять, соблюдать закон).

Ведущий: А вообще –то, ребята, закон должен быть внутри нас.

Совесть человека должна подсказывать, как ему следует поступать.

Вопрос: - Подумайте, какие черты характера помогут быть

законопослушным, а какие мешают?

ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА:

Вспыльчивость

Торопливость

Осмотрительность

Аккуратность

Честность

Лживость

Уважение к людям

Безразличие.

Ведущий: Важно помнить, что законы не только в государстве, но и в

каждом человеке. Мы сами делаем выбор, по каким законам жить. По

законам правды или лжи, добра или зла, чести или бесчестия.

Пословица гласит: « Человек – кузнец своего счастья».

Вопрос: А какие понятия равнозначны понятиям « Добро», «Зло»?

(Ответ: Добро = благо = любовь = красота = свет! Зло = ненависть =

безобразие = тьма).

Судья: Если все будут соблюдать законы, будут законопослушными, в

жизни воцарится мир и порядок и всем будет хорошо!

Судья предоставляет слово Беззаконию.

Если кто – то без законов

Хочет жизнь свою прожить,

То его, конечно, надо

И лелеять, и хвалить.

Фотографию в газету

Поместить и подписать:

«Он советует законы

Никогда не выполнять!»

Вопрос: Вы согласны с таким жизненным девизом?(Ответы детей)

Ведущий: Вот суд вынесет решение, где нам лучше жить?

Но, увы, в царстве Закон случилось несчастье. Над страной пронесся ураган

Беззаконие. Он смеялся над красивой и упорядоченной жизнью царства Закон

и хотел все испортить, и доказать, что лучше жить в беспорядке (хаосе).

Ураган Беззаконие разрушил все на своем пути. Главную книгу, где были

записаны самые справедливые законы. Ураганный ветер разорвал в клочья и

разметал по всему свету.

Хулиганы поют:

Говорят, мы бяки – буки

Хулиганы высший класс!

Взяли что ли палки в руки

И побалуем сейчас.

Ой ля - ля, ой ля - ля

И побалуем сейчас – 2 раза.

Ведущий: Ребята, кто вы? Почему так шумите?

Хулиганы: А как известно, мы народ горячий

И не выносим нежностей телячьих!

А любим мы курить, любим мы дразнить,

И веселиться!

Ведущий: По – моему, это гости из царства Беззакония.

Хулиганы: Да. Нам не нужен порядок. Мы не выполняем закон. Мы сами себе

хозяева, живем по принципу: « Кто сильнее, тот и прав». Мы никогда не

убираем мусор, говорим кому хотим и что хотим. В школу мы не ходим, а

целыми днями слоняемся по улицам, курим, деремся.

Ведущий: И к чему это привело?

Хулиганы: В нашем царстве Беззакония нет порядка и справедливости. На

улицах ив домах горы мусора. Все курят, ругаются и болеют. Во время драк

мы получаем много синяков. Ран, ушибов, но в больницу мы идти боимся!

Там работают двоечники и незнайки, которые ничего не знают, а лечить

Ведущий: Дети, вам понравилось бы жить в таком царстве, где люди не

чувствуют себя защищенными, где не выполняется закон?(Ответы детей).

Дети: Люди не чувствовали себя защищенными, как раньше. Они жили в

постоянной тревоге за своих детей, за свое и их будущее. Здесь больше не

было порядка и справедливости закона. Здесь царствовали Чудо – Юдо по

прозванию Беззаконие со своими слугами. Оно само не ведало, что творило.

Оно не любило людей. Чудо –Юдо было ленивым и своенравным.

Теперь в государстве без закона никто не задумывался над вопросоми: « Что

можно делать, и что нельзя?».

Вопрос: К чему это привело?

Может ли человек осуществлять свои права в царстве Беззакония?

Дети: В царстве Беззакония не стало основного закона дорожного движения.

Ни одного знака, ни одного светофора, постового…

Вопрос: Хотели бы вы ездить по таким дорогам? Почему?

Почему следует выполнять правила дорожного движения. (Ученик: они

созданы для нашей безопасности. Этот закон обязателен для всех –

пешеходов и водителей).

Чудо – Юдо по прозванию Беззаконие отменило и закон, который давал право

иметь жилище и гарантировал (обеспечил) его неприкосновенность.

Вопрос: Как вы думаете, что произошло?

Ученик: Не было и закона, запрещающего сажать человека в тюрьму, если он

не виноват, без доказательств.

Вопрос: Хотели бы вы ни за что оказаться в тюрьме?

Вопрос: Дети, вам понравилось бы жить в таком царстве, где люди не

чувствуют себя защищенными, где не выполняются законы?

Разгадывание кроссворда.

По горизонтали:

Качество, которое помогает бороться с беззаконием (Храбрость).

Что приносит людям беззаконие? (Горе).

Человек. Нарушающий закон (Преступник).

По вертикали:

Слово, которым называется беспорядок (Хаос).

Это и есть ключевое слово.

Друзья, любители викторин и познавательных программ! Сейчас мы с

вами проведем очень интересную и необычную викторину по сказкам

разных писателей.

Какие сказочные герои несли добро, а какие зло?

Жители царства решили собрать всю свою храбрость и, обьединившись,

свергли Чудо – Юдо беззаконие и его слуг. Люди вновь зажили счастливо и

спокойно.

Судья: Прошу всех встать, суд идет!

Юные друзья! Выслушав всех присутствующих, суд вынес решение.

Чтобы хаоса не было, нужен закон. Отсутствие законов не прибавляет

человеку свободы и спокойствия. Чтобы не нарушали твои права, следует

уважать права других и соблюдать закон.

Рефлексия:

Ведущий: Ребята, мы начали классный час с обстановки

доброжелательности и понимания. Давайте и закончим его на этой же

Друзья мои, внушайте людям веру

И чаще говорите: « Добрый день!»

И следуйте хорошему примеру,

Продляйте добрым словом жизнь людей!

Другу помоги с душой

И пекись, как бы о брате,

Не для выгоды пустой

Или выигрыша ради,

Другу помоги с душой.

Надо помогать друзьям,

Вместе с ними вырастая,

И поверьте, сила злая

Не опасна будет вам!

4.Жаль друзья: прощаться надо.

Всем домой уже пора.

Пусть законы вам, ребята,

Помогают в жизни, ДА!

Цель : Способствовать формированию у школьников правосознания и правовой культуры через активизацию разносторонней творческой деятельности; воспитывать любовь к Родине, уважение к другим и к себе, чувство собственного достоинства.

Оборудование : макет «Дом», символические ключи, пропуски, карточки с заданиями

1. Вступление

То о чем мы сегодня будем говорить относится ко всем нам. Вам, ребята, предстоит очень интересная жизнь в обновляющемся Казахстане, от вас самих зависит, будет ли эта жизнь сложной или вы проживете ее радостно и счастливо. Вы уже знаете, что жизнь - это не только развлечения и радости. Это и нелегкий труд. Сегодня мы проведем игру «Ты и закон» Но прежде чем начать наше занятие, давайте настроимся на позитивные мысли.

Дети выходят и читают:

Мир. Мир. Мир везде.
Мир в тебе. Мир во мне.
Свет. Свет. Свет везде.
Свет в тебе. Свет во мне.
Любовь. Любовь. Любовь везде.
Любовь в тебе. Любовь во мне.
Жизнь.

Воспитатель: Пусть на протяжении всего занятия нас сопровождает теплый, добрый казахстанский дождь. Давайте создадим эффект бурного, но короткого ливня (дети повторяют движения за ведущим).

Ученик:
Народ наш как одна семья
Идет дорогой ясной.
Все - дочери и сыновья
Своей страны прекрасной.

2. Приветствие на разных языках

Сәлеметсіз бе! Здравствуйте! Hello! Здоровеньки буллы! Gutten Tag! Шалом! Есямассыз!

Воспитатель: Приветствие на разных языках можно продолжать еще долго, так в нашей стране проживает более 130 представителей различных национальностей.

Звучит песня «Я, ты, он, она»

Воспитатель: Итак, ребята, давайте разделимся на три команды. Сегодня мы будем говорить о правовой культуре. Это сложное психологическое явление, отражающее многие важные стороны жизни общества и государства. Чтобы представить себе, что такое правовая культура, из каких частей она состоит, возьмем для сравнения дом.

При этом будем помнить, что сравнение условно. Наш «дом» всего лишь схема. У «дома» три этажа. На первом этаже разместились правовые знания и умения ими пользоваться, второй означает отношение к праву, третий -поведение и деятельность в ситуациях, имеющих правовое отношение. Как и всякий дом наш опирается на «фундамент». «Фундаментом» правовой культуры человека выступают его политические и нравственные взгляды, убеждения.

3. Актуализация знаний учащихся

Воспитатель: ребята, давайте ответим на такие вопросы:

А кем является каждый из нас?

Ученик: Каждый из нас гражданин Казахстана

Воспитатель: Правильно. Гражданин - лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное правами и обязанностями.

Воспитатель: А скажите, пожалуйста, в каких законодательных актах прописаны права ребенка?

Ученик: Декларация «О правах человека»

Воспитатель: Да, правильно. Декларация - это документ, который защищает наши права. К вашему сведению именно в этот день - 10 декабря в 1948 году многие страны приняли декларацию «О правах человека». Поэтому 10 декабря по всей стране проходят классные часы, посвященные этому событию.

Кто скажет, сколько лет в этом году исполняется этому важному документу?

Ученик: 66 лет

Воспитатель: А какие еще вы знаете документы?

Ученик: Конвенция по правам ребенка

Воспитатель: Совершенно верно. 20 ноября в 1989 году на генеральной Ассамблее организации объединенных наций государствами была принята «Конвенция по правам ребенка», которая отныне служит мерилом основных прав детей в мире. В Европе нет ни одного государства, которое бы не присоединилось к данной Конвенции.

А еще, какие документы нашей республики вы знаете?

Ученик: Конституция РК, Закон «О правах ребенка»

Воспитатель: Конституция - это основной Закон нашей республики, который был принят 30 августа в 1995 году. В главной книге страны каждая статья гарантирует счастливую жизнь. Слово «Конституция» в переводе с латинского означает - «Установление».

Молодцы! Мы с вами неоднократно обсуждали положения Конвенции, также как, наверное, и все дети со своими воспитателями и учителями. И теперь, давайте вспомним основные направления «Конвенции по правам ребенка».

В этом документе содержатся такие значимые для каждого ребенка положения. Пожалуйста, ребята, назовите их:

Ученики:

Каждый ребенок имеет право на бесплатное начальное образование;

Имеет доступ к среднему и профессиональному обучению;

Право получать образование, готовящее к активной взрослой жизни в свободном обществе;

Получает воспитание в духе взаимопонимания, мира, терпимости и равенства;

Имеет право на досуг, игры и возможность участвовать в культурной и творческой жизни;

Каждый ребенок не должен подвергаться какой-либо дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии;

Каждый ребенок имеет право на имя и гражданство;

Дети имеют право на медико-санитарное обслуживание и социальное обеспечение.

Воспитатель: Да, в целом «дух» конвенции звучит так: «Как можно больше уважения к ребенку, его правам, заботы о нем, любви к нему».

Ученик: Я горжусь, что я живу в такой прекрасной стране. Моя мечта стать достойным гражданином РК. Я хочу, чтобы у меня была своя семья и дети, мне бы хотелось вырастить своих детей счастливыми и здоровыми. Хочу привести слова великого Абая:

Если смолоду честь не терял,
Если щедро прожил для людей,
Если враг твою доблесть познал,
Если верен был дружбе своей,
Если доброе имя берег,
Если все доверяли тебе
Если ты не плутал средь дорог,
Если сам не перечил судьбе,
Если жил согревая сердца,
Если полной влюблялся душой,
Если что отдавал - до конца,
Если брал - возвращая с лихвой,
Если смело прошел перевал,
Ели жить не осталось уж сил,
Если смерть свою не умолял,
Значит, ты человеком прожил!

Воспитатель: спасибо, Азамат. А теперь давайте совершим «Путешествие в сказку». Каждая команда получает иллюстрацию из сказки. Ваша задача определить каким правом воспользовались герои.

Ученик: «Айболит» К. И. Чуковский (право на получение мед помощи)

Ученик: «Золотой ключик» А. Толстой (право на образование)

Ученик: «Сказка о попе и работнике его Балде» А. С. Пушкин (Право на труд)

Воспитатель: А теперь продолжим наше занятие и проведем «Правовой аукцион»

Вам даются вопросы, на которые вы должны ответить. Отвечает та группа, которая первой поднимет символический ключ. Правильно ответившим вручается пропуск на следующий этаж. (Раздать вопросы)

Музыкальная минутка

Воспитатель: А теперь давайте проверим правильность ответов.

(Правильные ответы: 1-г, 2-б, 3-б, 4-в, 5-б, 6-а, б)

Воспитатель: все прекрасно справились с заданием, и поэтому три команды заслужили право перейти на следующий этаж.

Воспитатель: детство - это пора жизни человека во время которой происходит становление личности, ответственности за свои дела и поступки.

Мы поговорили с вами о правах, а теперь давайте поговорим немного о ваших обязанностях. Каждому праву соответствует обязанность. Например, право на свободу высказываний ограниченно обязанностью не говорить неправду, не говорить вещи, унижающие другого человека. В конституции Республики Казахстан об обязанностях граждан написано:

Каждый гражданин Республики Казахстан обязан знать права;
Выполнять обязанности;
Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры;
Любить свою Родину;
Защищать Отчизну;
Беречь природу;
Приумножать богатства.

Воспитатель: Ребята, вам было дано домашнее задание. Вы должны были нарисовать рисунок на тему «Моя Родина Республика Казахстан». Прошу вас показать свои рисунки и прокомментировать их.

1) Ученик 1 - конституция (слайд 16)

2) Ученик 2 - культурное наследие (слайд 17)

3) Ученик 3 - Астана (слайд18)

Воспитатель: Спасибо ребята. Мы видим, что вы ответственно подошли к данному заданию. А теперь, объявляю музыкальную паузу.

Музыкальная минута (слайд19)

Воспитатель: Напомните-ка, как называется документ, в котором прописаны права и обязанности школьников

Ученики : устав школы

Учащиеся школы обязаны:
- соблюдать устав школы;
- добросовестно учиться;
- бережно относиться к имуществу школы;
- соблюдать правила поведения учащихся.

Воспитатель: Спасибо дети. Запомните! Права предоставляются, а обязанности выполняются.

Воспитатель: А сейчас я раздам вам карточки, в которых написаны ситуации. Вы должны определить что это: преступление, проступок или нарушение. Пока команды ознакамливаются с ситуациями вашему вниманию предлагается музыкальная минутка.

Музыкальная минутка (слайд 21)

Воспитатель: Итак, все ознакомились с ситуациями. Теперь давайте их рассмотрим.

Воспитатель: Думаю, вы все отлично справились с заданием и поэтому мы переходим на третий этаж, где мы подведем итоги.

Воспитатель: Зачем нужна правовая культура? Делаем вывод.

Ученик: правовая культура - это наши убеждения, нормы, принятые в нашем обществе, это гарантия того, что меньше будет правонарушений, а значит спокойнее станет наша жизнь.

Воспитатель: давайте все вместе соберем букет мечты и желаний. Я раздаю вам цветы, на которых вы должны написать свои мечты и желания.

Играет музыка, все пишут

Воспитатель: А теперь каждый должен зачитать и прикрепить свой цветок.
Посмотрите, какой получился прекрасный букет - букет мечты и желаний. Из нашего сегодняшнего занятия можно сделать вывод, что если мы будем выполнять законы, то наша жизнь станет еще красивее, а наша страна станет еще богаче.

Наш Президент обращается к детям с такими словами: «Верю, что ты будешь любить родную землю и вырастишь достойным гражданином нашего Отечества».

Наше сегодняшнее мероприятие особенно знаменательно тем, что проходит в канун празднования Дня Независимости Республики Казахстан. Я поздравляю всех с 19-летней годовщиной независимости. Желаю счастья и процветания!

Дети читают пожелания.

Все поют песню «Мы дети земли Казахстан».

Воспитатель: Спасибо ребятам за активное участие.

Спасибо всем за внимание!

\ Документы \ Сценарии школьных праздников

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Деловая игра «Человек и закон» (для учащихся старших классов)

Материал прислала: Уткина Татьяна Васильевна, учитель истории, обществознания, МОУ СОШ с. Топлое, ул. Зажигина, 1 Малосердобинский район, Пензенская область.

« Нет более вредного животного, чем человек, не следующий законам» Д. Савонарола. « Ничто так плохо мы не знаем, как то, что каждый должен знать закон» О. Бальзак.

Цель проведения конкурса:

  • -способствовать пониманию учащимися того, что наша жизнь регулируется законами, что человек в обществе не может быть свободен от законов этого общества, что торжество справедливости во многом зависит от знания законов.
  • -способствовать воспитанию уважительного отношения к своим и чужим правам и свободам.
  • -способствовать развитию внимания, сообразительности, логического мышления, творческой инициативы.

Подготовительый период:

  • -Группы получают следующее задание. Подготовить проекты конституций школы, класса, необитаемого острова.
  • -Придумать сюжет о том, как зависть, ложь, легкомыслие могут привести к серьезным правонарушениям.
  • -Подобрать пословицы и поговорки, выражающие мысль: когда не соблюдаются нравственные законы, это не приводит к добру.

Назначаются 3 судьи. Готовится наглядное оформление(рисунки, изречения)

1 тур. Высоко на светлом Олимпе царит Зевс, окруженный сонмом богов. С Олимпа рассылает он людям свои дары и утверждает на земле порядок и законы. В руках Зевса судьбы людей: счастье и несчастье, добро и зло, жизнь и смерть.

Два больших сосуда стоят у ворот дворца Зевса. В одном сосуде дары добра, в другом- зла. Зевс черпает из сосудов добро и зло и посылает людям.

Горе тому, кто нарушает установленный Зевсом порядок на земле и на соблюдает его законов.

У трона Зевса стоит хранящая законы богиня. Она созывает по повелению громовержца собрания богов на Олимпе и народные собрания на земле, наблюдает, чтобы не нарушались порядок и закон.

Итак, 1 задание : Как изображалась богиня? Как зовут богиню правосудия в греческой мифологии? Что означают символы, с которыми она изображается?

2 тур. Однако, можно сказать, что не всегда человек мог надеяться на справедливое решение правосудия, т.е. закон был чаще всего на стороне сильного и богатого. Известно изречение английского короля Ричарда Третьего « Кулак нам совесть, и закон нам-меч!». Или пословица: « С сильным не борись, с богатым не судись».Справедливость не всегда на высоте, если правосудие с большим трудом пробивает себе дорогу. Мир подвержен опасности со стороны различных темных сил. Жизнь общества регулируется законами. Среди законов высшей юридической силой обладает Конституция. Она гарантирует нам наши основные права и свободы.

Итак, 2 задание: Когда была принята ныне действующая Конституция РФ? (напишите) Составьте статью Конституции из отдельных слов, фраз. Зачитайте, прокомментируйте ее смысл.

3 задание. Защита конституций школы, класса, необитаемого острова.

3 тур. Помимо общественных, государственных норм и права есть и нравственные законы. Народ всегда осуждал тех. Кто нарушал их. Конкурс пословиц и поговорок.

4 тур . Иногда проявление таких человеческих пороков, как зависть, ложь, легкомыслие могут привести к серьезным правонарушениям

  • 1.Конкурс сюжетов на данную тему.
  • 2.Определите случаи наступления моральной и правовой ответственности.
  • 3.Сказки. Совершают ли данные персонажи какие-либо противоправные действия? Если совершают, то какие?
  • 4. Нарисуйте противоправную ситуацию.

Судьи подводят итоги и объявляют результаты конкурса.

Приложения

«Ивашка и ведьма»

Захотелось ведьме завладеть мальчиком. Ивашко приплыл, она рыбу забрала, его самого схватила и унесла к себе. Пришла домой и заставляет свою дочь Аленку: « Истопи печь пожарче да сжарь хорошенько Ивашку, а я пойду соберу гостей – моих приятелей». Вот Аленка истопила печь жарко-жарко и говорит Ивашке: « Ступай, садись на лопату!»- « Я еще мал и глуп, - отвечает Ивашко, - я ничего не умею – не разумею, поучи меня, как надо сесть на лопату» - « Хорошо,- говорит Аленка, - поучить недолго!»- и только села на лопату, Ивашко бросил ее в печь и закрыл заслонкой, а сам вышел из хаты, запер двери и влез на высокий-высокий дуб.

«Красная Шапочка»

Бабушка, какие у вас большие зубы!

Это для того, чтобы съесть тебя, дитя мое!

С этими словами Волк бросился на Красную Шапочку и проглотил ее. Но, по счастью, в это время мимо домика проходили дровосеки с топорами на плечах. Они услышали шум, вбежали в домик и убили Волка.

«Бармалей» .К.Чуковский

Дети плачут и рыдают, Бармалея умоляют: « Милый, милый Бармалей, Смилуйся над нами, Отпусти нас поскорей К нашей милой маме! Мы от мамы убегать Никогда не будем И по Африке гулять Навсегда забудем! Милый, милый людоед, Смилуйся над нами, Мы дадим тебе конфет, Чаю с сухарями!» Но ответил людоед: « Не-е-ет!»

« Золотой ключик» А. Толстой

Когда куклы приволокли Буратино и бросили на пол у решетки очага, синьор Карабас Барабас, страшно сопя носом, мешал кочергой угли.

Перестань визжать, говорю тебе!…Аап-чхи! А что – отец у тебя жив?

Мой бедный отец еще жив, синьор.

Воображаю, каково будет узнать твоему отцу, что я на тебе изжарил кролика и двух цыплят… Аап-чхи!

Мой бедный отец все равно скоро умрет от голода и холода. Я его единственная опора в старости. Пожалейте, отпустите меня, синьор.

«Лиса, заяц и петух»

Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избенка ледяная, а у зайчика лубяная. Пришла весна-красна – у лисицы избенка растаяла, а у зайчика стоит по- старому. Лиса попросилась у зайчика погреться да зайчика-то и выгнала. Идет зайчик да плачет…

«Крошечка-хаврошечка»

Осталась она сиротой маленькой, взяли ее эти люди, выкормили и на свет божий не пустили, над работой каждый день занудили, заморили- она и подает, и прибирает, и за всех и за все отвечает. А были у хозяйки три дочери большие. Но они только и знали у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала, их обшивала, для них и пряла и ткала, а слова доброго никогда не слыхала.

Деловая игра «Человек и закон» (для уч-ся старших классов)

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:

Деловая игра для старшеклассников.

Конституция РФ

Цель : формировать правовую культуру, правосознание обучающихся, их уважение к Основному Закону нашей жизни через понимание ими определяющей роли конституционно-правового строя в жизни личности, общества, власти, защиты прав и свобод граждан как важнейшей конституционной обязанности и гарантии государства;

Задачи:

Ознакомить учащихся с основными положениями Конституции РФ.

Развивать у обучающихся навыки работы с законами, нормативными документами и практического применения их в жизни;

Формировать чувства гордости и уважения к своей Родине.

Методы: «мозговой штурм», вопросы, мини-лекция, разминка.

План:

    Вступление.

    Что такое Конституция.

    История Конституции.

    Практическая часть.

    Выводы.

Ход мероприятия:

    Организационный момент

Прошу всех встать - звучит гимн РФ.

Не случайно мы начали наше мероприятие с Гимна РФ 12 декабря -это государственный праздник. Я думаю, многие знают, о каком празднике идет речь.

(День Конституции.)

Да, Россия отмечает День Конституции. 12 декабря в нашей стране государственный праздник. Мы отмечаем важную дату в истории государства, в становлении и развитии демократического общества. День принятия Конституции Российской Федерации, Основного Закона страны. Сегодня в нашей игре мы проверим, насколько вы хорошо его знаете.

    Но мне хотелось бы немного обратиться к истории, думаю, что вам это будет интересно.

В дореволюционной России вообще не было Конституции. Первая Конституция РСФСР была принята после Великой Октябрьской Социалистической революции в 1918 году, а в 1924, после образования Союза Советских Социалистических Республик - вторая. Развитие страны вело за собой и совершенствование законов, поэтому принимаются Конституции 1936 и 1977 годов. Последняя Конституция, уже России, действительно была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

А теперь познакомимся с нашей Конституцией.

Ребята, а что такое Конституция?

Ученики:

(несколько значений слова «Конституция» - устройство, установление, постановление).

Учитель обращает внимание учеников на слайды презентации и даёт официальное определение Конституции.

Какие ассоциативные слова Вы можете назвать с понятием Конституция?

Ученики:

К - кодекс, конвенция;

О - общество, область, организация, орган, обязанности, ответственность;

Н - народ, нация, независимость, нейтралитет;

С - созидание, согласие, сотрудничество, содружество;

Т - территория;

И - инициатива, инаугурация;

Т - толерантность;

У - управление, урегулирование, установление;

Ц - центр, ЦИК;

И - институт, исполнитель;

Я - «я» - личность, «я» - гражданин..

    История конституциализма в России (Презентация).

Учитель рассказывает об истории Конституций, действовавших на территории нашей страны с 1918 до принятия действующей Конституции 1993 года.

Практическая часть мероприятия

1.«Терминология»

Ведущий: положения Конституции, как и любого другого закона, не может формулироваться случайными словами. Для этого есть специальная терминология.

Задание1: за 1 минуту нужно подобрать термины к приведённым выражениям.

Как называется: Вопрос Ответ

1.Торжественное вступление к тексту Конституции - Преамбула

2. Выражение недоверия Президенту со стороны парламента импичмент

4. Форма национально-территориального устройства, союз государств федерация

5. Многообразие, множественность плюрализм

6. Независимость, самостоятельность суверенитет

2.Закончи предложение

взятое из ст. Основного закона.

На листе записаны предложения, изъятые из статей Конституции

Вставить в них вместо пропусков нужные слова, таким образом, чтобы не исказить смысл (каждой команде по 7отрывков).

1.Ст.2.

Человек, его права и свободы являются …(высшей ценностью)

2. Ст. 14.

Религиозные объединения отделены от государства и равны…

(перед законом)

3. Ст. 19.

Все равны перед законом и …(судом)

4. Ст. 21.

Достоинство личности охраняется …(государством)

5. Ст. 22.

Каждый имеет право на свободу и…(личную неприкосновенность)

6. Ст. 23.

Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни,

личную и семейную тайну, защиту…(своей чести и доброго имени)

7. Ст. 29.

Каждому гарантируется свобода мысли и…(слова)

8. Ст. 41.

Каждый имеет право на охрану здоровья и…(медпомощь)

    Ст. 46.

Каждому гарантируется судебная защита его прав и …(свобод)

    Ст. 58.

Каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к …(природным богатствам)

    Ст. 60

Гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с …(18лет)

    Ст. 91.

Президент РФ обладает …(неприкосновенностью)

    Ст. 95.

Федеральное Собрание состоит из II палат – Совета Федерации и..(Гос. Думы)

    Ст. 118 .

Правосудие в РФ осуществляется только …(судом)

3.Права и обязанности

1) Каких статей в Конституции больше, посвященных правам или обязанностям?

2) Какие обязанности записаны в Конституции?

Ответы учащихся:

Ст. 57 – платить налоги

Ст. 59 – защита Отечества

Ст. 58 – об охране природы и окружающей среды

Ст. 44 – забота об охране памятников культуры

Ст. 38, п.2 – забота о детях обязанность родителей

п.3 – забота детей о нетрудоспособных родителях.

Выводы: права и обязанности человека составляют его правовой статус.

обозначение прав

Личные

Политические

Социально-экономические, культурные

Зачитывает права человека по порядку. Обучающиеся выбирают, за какой стол им сесть. Условие: обучающиеся выборочно или по желанию объясняют свой выбор.

Перечень прав

(С)право на пенсию (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца);

(С)право на пособие по временной нетрудоспособности;

(С)право на пособие по безработице;

(Л)право на жизнь;

(Л)право на свободу мысли;

(С)право на труд и выбор профессии;

(Л)право на национальный язык;

(Л)тайна переписки;

(п)право на участие в митингах и собраниях;

(Л)право на отдых;

(Л)выбор места проживания;

право на образование;

(С)право на охрану здоровья и медицинскую помощь;

(п)Право на проведение публичных мероприятий

(п)Право на участие в управлении государством

(п)Право обращаться в органы власти

(Л)право иметь неприкосновенность жилища;

(Л)определять и указывать свою национальную принадлежность;

(Л)пользоваться родным языком;

(Л)свободно передвигаться по территории РФ, выбирать место пребывания и жительства;

    Вопросы

вопросы

ответы

Конституция (от лат. сonstitutio) в буквальном переводе…

Конституция (от лат. constitutio – устройство)

Назовите особые юридические свойства Конституции

верховенство Конституции (1);
высшая юридическая сила (1);
роль Конституции как ядро правовой системы государства и системы права (1);
особая охрана конституции (1);
особый порядок принятия и пересмотра конституции, внесения в нее поправок

Назовите дату принятия ныне действующей Конституции РФ

12.12.1993

Когда Конституция РФ вступила в законную силу

Конституция Российской Федерации вступила в силу в день её опубликования в - (1)

Гражданин Российской Федерации может быть лишен своего гражданства?

нет

В России Президент – глава исполнительной власти?

нет

Сколько конституций принято в нашей стране?

Итак, подведя вывод всему вышесказанному, мы можем заметить.

Сегодняшняя Конституция – прочный фундамент демократического развития российского государства. Это не просто декларация добрых намерений, это реально работающий документ прямого действия. Конституция для гражданина любой страны – Закон, который он должен знать в первую очередь, ведь знание и грамотное применение законов – норма цивилизованной жизни, мощный рычаг для повышения ее качества.

Федерация” в переводе с латинского означает “договор, союз”.

Наша страна называется Российской потому, что большинство ее населения – русские. А вот слово Федерация поясняет, что вместе с русскими на ее землях живут и другие народы. У многих из них есть свои самостоятельные республики, свои национальные области, свои национальные округа, но все они по своей воле объединились в федерацию – добровольный союз равноправных народов нашей страны.

Ее населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Всех людей, живущих в России можно назвать россиянами. И все люди в нашей стране равноправны. Вот как об этом записано в статье 19 Конституции Российской Федерации:

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений,

А как вы понимаете выражение “демократическое государство”? Что такое демократия?

В толковом словаре написано, что “демократия” в переводе с греческого языка переводится как “народ” и “власть” или “народовластие”. Значит, в нашей стране народу принадлежит власть, и он может участвовать в управлении государством.

На экране изображена схема «Органы власти современной России».

Допишите схему, используя ст. 10: на какие 3 ветви делится власть в государстве,

Найдите и запишите орган законодательной власти (ст. 94, 95)

Орган исполнительной власти (ст. 110)

Органы судебной власти (ст. 118).

В отличие от них, Государственная Дума является законодательной властью. Законодательная, то есть, принимающая законы. Она избирается, всенародно на 4 года. В ее состав входят 450 депутатов. В статьях 96 и 97 Конституции указывается на то, что каждый гражданин с 18 лет может выбирать представителей в Государственную Думу и сам может быть избранным в ее состав, если ему 21 год.

Слово “ президент” в переводе с латинского языка означает “сидящий впереди, во главе”. Действительно, Президент России – это глава нашего государства, который избирается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в которой оговариваются его права и обязанности. В настоящее время Президентом России является Владимир Владимирович Путин, который совместно с Правительством является исполнительной властью государства.Судебная власть осуществляет правосудие, следит за исполнением законов исполнительной и законодательною властями, разрешает конфликты, восстанавливает права, наказывает правонарушителей. Судебная власть осуществляется только судом.

С этим мы разобрались, но вот в чем вопрос. Мы говорили о правах и обязанностях Президента перед страной и народом. А мы, как граждане России, наверное, тоже имеем какие-то права и какие-то обязанности? Что вы об этом думаете?

Наш разговор сегодня подошел к концу. Я думаю, что он был полезен для вас. Вы многое узнали о Конституции России, об устройстве нашей государственной системы, о правах и обязанностях граждан.



Просмотров