Деловая игра по обществознанию «Гражданином быть обязан. Цель проведения конкурса

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области

Деловая игра «Мое государство»

(Для учащихся 10 класса)

Подготовила учитель математики

Раиса Ивановна Исакова

Барыш 2011

Цели:

    развивать самостоятельное мышление, воображение, творчество;

    изучать историю возникновения государственных символов и их значение;

    воспитывать уважение к государственным символам, гражданские и патриотические чувства

    углубить первоначальные представления ребят об основных правах человека;

    акцентировать внимание на обязанностях, вытекающих из представляемых прав;

    помочь осознать взаимосвязь прав и обязанностей человека;

    формировать стремление активно содействовать защите прав человека.

Сегодня мы с вами проведем деловую игру. В игре будут участвовать три группы. Каждая группа представляет собой отдельное государство. А какое? Вы придумаете сами.

Задание 1. Каждая команда получает лист бумаги. На нём нужно написать название вашего государства. Этот листок с названием каждая команда прикрепляет к доске.

Задание 2. Географическое положение этой страны. Можно описать словами, можно нарисовать карту. Этот листок тоже появляется на доске.

Задание 3. Для более полного представления о стране не хватает государственной символики. Для того чтобы вам легче было выполнять следующее задание: давайте вспомним символы нашего государства. Это гимн, герб и флаг страны. Вот каждая команда будет сейчас создавать символику своей страны. На отдельных листах рисуют государственные символы.

Задание 4. Какие там растут растения и какие обитают животные? Каждая команда получает по два шарика. Каждый шарик – это ваша страна. Заселяете её животными и растениями. Затем шарики вывешиваются на доску.

Задание 5. Нарисуйте климат вашей страны.

Задание 6. Вы являетесь жителем вашей страны. На маленьких листочках каждый рисует свой автопортрет, и приклеивает на общий лист бумаги, и он тоже вывешивается на доску.

Задание 7. Напишите или нарисуйте, чем занимаются дети в вашей стране и кто о них заботится?

Скажите, кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права? Конечно, ваши родители, семья.

Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной среди них является ООН (Организация Объединенных Наций). Она возникла после Второй мировой войны, которую развязала фашистская Германия и в результате которой погибло более 50 миллионов человек, было разрушено множество городов, сел и деревень. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права – права на жизнь, что война – самый худший способ решения споров и проблем. Чтобы предотвратить глобальную катастрофу, народы, нации объединились во всемирную организацию – ООН, которая главной своей задачей поставила обеспечение прав человека во всем мире.

Дети Беслана? Это, притом, что Конвенция прав принята давно.

Показать Презентацию о детях Беслана

Задание 8. Все вместе напишите, какими правами обладают дети в союзе ваших государств

На одном большом плакате каждый пишет одно из предложений.

Но мы все вместе живём в одном государстве и подчиняемся его законам. А оно в свою очередь старается выполнять нормы человеческого общежития

А сейчас я зачитаю Конвенцию о правах ребёнка, а вы внимательно проследите, есть ли эти права в вашем государстве.

В Конвенции 54 статьи, вот основные из них.

Право на жизнь.
Право на имя при рождении.
Право на медицинскую помощь.
Право на образование.
Право на отдых и досуг.
Право иметь имущество.
Право свободно выражать свои взгляды.
Право на свободное перемещение.
Право на заботу и воспитание родителями.
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.
Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.
Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки

Все лучшее, что в человеке есть:
его права и жизнь его, и честь.
А жизнью пользуясь по праву,
я гордо говорю: имею право!

Свободно жить под солнцем и луной
и восхищаться красотой земной.
Не быть рабом и пыток не терпеть,
а песню жизни вдохновенно петь.

А если причинят мне вред, урон,
поможет Конституция. Закон.
Перед законом, совестью равны
живут народы ни одной страны.

Могу я погостить за рубежом,
потом вернуться в свой любимый дом.
Свободу мысли, слова я имею,
но совесть есть, грубить другим не смею.

А подрасту – поможет мне держава
работу выбрать – имею право.
Ну, а пока, я – ученик:
учу уроки, подаю дневник…

Досугу – час,
а в школе – все внимание.
Использую я право
на образование.

В Уставе нашей школы оговариваются права и обязанности учащихся.

Их изучением мы займёмся позже.

А сейчас подводим итог.

Любое государство состоит из граждан, которых оно должно защищать и требовать от них выполнения своих обязанностей

Перед вам слово ГРАЖДАНИН. Расшифруйте его, ответив на вопросы: Чем мы сегодня занимались? Что нового вы узнали? Какие выводы сделали для себя?

Список литературы

1. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя: 5-11 классы/ Н. И. Дереклеева. — М.: ВАКО, 2003. — С.86-175.

2. Классному руководителю: Учебно-методическое пособие/ Ред. М. И. Рожков. — М.: Владос, 1999. — С.45-62.

3. Каким может быть классный час? Его функции, виды, формы. Лизинский В. М. Практическое воспитание в школе. Часть II/ В. М. Лизинский. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. — С.47-72.

4. Тематика классных часов с 5 по 11 класс. Никитина Н. Н. Технологии организации коллективного взаимодействия школьников/ Н. Н. Никитина //Классный руководитель. — 2005. -N 2. — С. 68-81.

5. Степанов Е. Н. Личностно ориентированный классный час/ Е. Н. Степанов //Воспитание школьников. — 2003. — N 3. — С.14-22

Щеглова Нина Михайловна
Должность: воспитатель группы продленного дня
Учебное заведение: МБОУ"С(К)ОШ"Злагода"
Населённый пункт: г.Симферополь Республика Крым
Наименование материала: авторская методическая разработка
Тема: Деловая игра " Закон. Царство беззакония"
Дата публикации: 24.12.2017
Раздел: начальное образование

Деловая игра: « Закон. Царство Беззакония».

Цель: дать понятие термина «закон»; показать детям роль закона в обществе.

Дать понятие термина « беззаконие», оттенив его ситуацией беззакония;

подвести детей к осознанию неразрывности прав и обязанностей.

Развивать такие качества личности, как доброжелательность,

правдивость, отзывчивость.

Учить анализировать свои поступки.

Форма: деловая игра.

Предварительная работа: экскурсия в центральный суд, просмотр

видеороликов, знакомство с законодательным законом, чтение и обсуждение

правовых ситуаций.

Оборудование: социальный ролик « Закон. Царство беззакония», слайды:

высказывания известных людей; кроссворд, таблица с записью черт

характера, видеоролик « Конституция России».

Сегодня у нас деловая игра «Закон. Царство беззакония».(просмотр

видеоролика).

Обратите внимание: по одну сторону находится представитель « Царства

Закон», по другую – представитель « Царства Беззакония».

Слово предоставляется судье.

Судья: Добрый день, наши юные друзья, гости. Сегодня состоится суд над

царством « Закон» и «царством «Беззакония». Выслушаем всех друзей,

гостей и вынесем свое решение. В каком царстве мы хотели бы жить?

Вопрос: Дети, дайте свое понятие термина « закон». К концу занятия мы

попытаемся определить, кто из вас ближе к истине.

Ведущий: Послушайте письмо. Это один наш юный друг побывал в царстве

«Закон» и вот что пишет.

В этом царстве мудрый и справедливый правитель по имени ЗАКОН.

Все знают, что если ты виноват, то будешь наказан, даже если ты первый

министр! Жители знают, что нельзя оклеветать просто так человека.

Каждого из подданных защищает его Величество Закон.

В царстве есть главная книга, в которой записаны основные правила и

их обязаны соблюдать все.

Как вы думаете, какие законы записаны в книге?

Просмотр видеоролика « Конституция России»

Основной Закон России – Конституция.

Устав школы, класса.

3.Правила внутреннего распорядка.

Правила единых требований к учащимся.

Режим дня.

Декларация прав человека, которая защищает права человека во всем

мире (принята 10.12.1948г)

Концепция о правах ребенка (принята 20.11. 1989г.)

Законы должны оберегать жизнь и достоинство каждого человека.

С утра до вечера можно слышать, как люди вежливо разговаривают

друг с другом, можно видеть милые улыбки на лицах продавцов,

водителей автобусов, детей и взрослых, спешащих на работу или с

работы. Никто не позволяет грубо разговаривать, унижая достоинство

другого человека.

Вопрос: Ребята, нравится ли вам такой порядок?

Хотелось бы вам жить в таком государстве?

Что мешает нам вести себя также?

Есть здесь и другой закон, предписывающий беречь и приумножать

красоту и порядок в царстве. Поэтому везде чисто и опрятно. Никто не

позволяет себе сорить в подъездах домов, на улицах и в парках. Вдоль

тротуаров, возле домов тянутся ухоженные аллеи цветов и

причудливых кустарников. Кстати, много сделали сами жители в

выходные дни.

Как мы с вами можем сделать класс, школу, пришкольную

территорию лучше, чище, красивее? Как?

Как вы думаете, почему в царстве Закон такая хорошая жизнь?

(Учащиеся: Хорошие справедливые законы. - Каждый житель

соблюдает закон.)

3.Что бывает, если кто – то нарушает закон? А если все жители

нарушают закон?

Жители царства законопослушны, и все, кто посещают страну

удивляются, что в стране царят МИР и ПОРЯДОК…

Как вы думаете, люди каких профессий остались без работы или почти

без работы?

(Учащиеся: милиционеры, судьи, тюремщики).

2.Почему так случилось?

(Дети: все жители соблюдают закон).

Разгадывание кроссворда «Закон».

По горизонтали:

За что получает ученик оценки в школе? (Знание)

По- другому, закон – это (правило)

Туда обычно глядит нерадивый ученик на уроке (Окно)

Так тебя похвалит ученик, если ты будешь соблюдать законы школы и

класса (Молодец)

Основной Закон государства (Конституция)

По вертикали:

Правило, которое все обязаны соблюдать (Закон)

Это и есть ключевое слово.

Ведущий: Итак, основной Закон государства - Конституция.

Вопрос: Что же такое закон?(Учащиеся: важное правило, правило,

которое все обязаны соблюдать).

В Конституции, Основном Законе государства записаны многие статьи,

где сказано, как строятся взаимоотношения граждан друг с другом и с

государством. Здесь записаны основные права граждан и их обязанности.

Что такое права человека? (Дети: это возможность человека что – то

делать, как –то поступать, соблюдая законы).

Что такое обязанность человека? (Дети: обязанность – это мера

должного поведения).

Установите взаимосвязь прав и обязанностей. (Дети: права надо знать, а

обязанности - выполнять. Нужно быть только добросовестным и

ответственным).

Только закон и исполнение закона могут обеспечить нам порядок. Вот

почему, защищая права граждан, государство предусматривает

наказание за несоблюдение закона.

Вопрос: - В каком случае можно обойтись без наказания в государстве?

(Учащиеся: если все будут выполнять, соблюдать закон).

Ведущий: А вообще –то, ребята, закон должен быть внутри нас.

Совесть человека должна подсказывать, как ему следует поступать.

Вопрос: - Подумайте, какие черты характера помогут быть

законопослушным, а какие мешают?

ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА:

Вспыльчивость

Торопливость

Осмотрительность

Аккуратность

Честность

Лживость

Уважение к людям

Безразличие.

Ведущий: Важно помнить, что законы не только в государстве, но и в

каждом человеке. Мы сами делаем выбор, по каким законам жить. По

законам правды или лжи, добра или зла, чести или бесчестия.

Пословица гласит: « Человек – кузнец своего счастья».

Вопрос: А какие понятия равнозначны понятиям « Добро», «Зло»?

(Ответ: Добро = благо = любовь = красота = свет! Зло = ненависть =

безобразие = тьма).

Судья: Если все будут соблюдать законы, будут законопослушными, в

жизни воцарится мир и порядок и всем будет хорошо!

Судья предоставляет слово Беззаконию.

Если кто – то без законов

Хочет жизнь свою прожить,

То его, конечно, надо

И лелеять, и хвалить.

Фотографию в газету

Поместить и подписать:

«Он советует законы

Никогда не выполнять!»

Вопрос: Вы согласны с таким жизненным девизом?(Ответы детей)

Ведущий: Вот суд вынесет решение, где нам лучше жить?

Но, увы, в царстве Закон случилось несчастье. Над страной пронесся ураган

Беззаконие. Он смеялся над красивой и упорядоченной жизнью царства Закон

и хотел все испортить, и доказать, что лучше жить в беспорядке (хаосе).

Ураган Беззаконие разрушил все на своем пути. Главную книгу, где были

записаны самые справедливые законы. Ураганный ветер разорвал в клочья и

разметал по всему свету.

Хулиганы поют:

Говорят, мы бяки – буки

Хулиганы высший класс!

Взяли что ли палки в руки

И побалуем сейчас.

Ой ля - ля, ой ля - ля

И побалуем сейчас – 2 раза.

Ведущий: Ребята, кто вы? Почему так шумите?

Хулиганы: А как известно, мы народ горячий

И не выносим нежностей телячьих!

А любим мы курить, любим мы дразнить,

И веселиться!

Ведущий: По – моему, это гости из царства Беззакония.

Хулиганы: Да. Нам не нужен порядок. Мы не выполняем закон. Мы сами себе

хозяева, живем по принципу: « Кто сильнее, тот и прав». Мы никогда не

убираем мусор, говорим кому хотим и что хотим. В школу мы не ходим, а

целыми днями слоняемся по улицам, курим, деремся.

Ведущий: И к чему это привело?

Хулиганы: В нашем царстве Беззакония нет порядка и справедливости. На

улицах ив домах горы мусора. Все курят, ругаются и болеют. Во время драк

мы получаем много синяков. Ран, ушибов, но в больницу мы идти боимся!

Там работают двоечники и незнайки, которые ничего не знают, а лечить

Ведущий: Дети, вам понравилось бы жить в таком царстве, где люди не

чувствуют себя защищенными, где не выполняется закон?(Ответы детей).

Дети: Люди не чувствовали себя защищенными, как раньше. Они жили в

постоянной тревоге за своих детей, за свое и их будущее. Здесь больше не

было порядка и справедливости закона. Здесь царствовали Чудо – Юдо по

прозванию Беззаконие со своими слугами. Оно само не ведало, что творило.

Оно не любило людей. Чудо –Юдо было ленивым и своенравным.

Теперь в государстве без закона никто не задумывался над вопросоми: « Что

можно делать, и что нельзя?».

Вопрос: К чему это привело?

Может ли человек осуществлять свои права в царстве Беззакония?

Дети: В царстве Беззакония не стало основного закона дорожного движения.

Ни одного знака, ни одного светофора, постового…

Вопрос: Хотели бы вы ездить по таким дорогам? Почему?

Почему следует выполнять правила дорожного движения. (Ученик: они

созданы для нашей безопасности. Этот закон обязателен для всех –

пешеходов и водителей).

Чудо – Юдо по прозванию Беззаконие отменило и закон, который давал право

иметь жилище и гарантировал (обеспечил) его неприкосновенность.

Вопрос: Как вы думаете, что произошло?

Ученик: Не было и закона, запрещающего сажать человека в тюрьму, если он

не виноват, без доказательств.

Вопрос: Хотели бы вы ни за что оказаться в тюрьме?

Вопрос: Дети, вам понравилось бы жить в таком царстве, где люди не

чувствуют себя защищенными, где не выполняются законы?

Разгадывание кроссворда.

По горизонтали:

Качество, которое помогает бороться с беззаконием (Храбрость).

Что приносит людям беззаконие? (Горе).

Человек. Нарушающий закон (Преступник).

По вертикали:

Слово, которым называется беспорядок (Хаос).

Это и есть ключевое слово.

Друзья, любители викторин и познавательных программ! Сейчас мы с

вами проведем очень интересную и необычную викторину по сказкам

разных писателей.

Какие сказочные герои несли добро, а какие зло?

Жители царства решили собрать всю свою храбрость и, обьединившись,

свергли Чудо – Юдо беззаконие и его слуг. Люди вновь зажили счастливо и

спокойно.

Судья: Прошу всех встать, суд идет!

Юные друзья! Выслушав всех присутствующих, суд вынес решение.

Чтобы хаоса не было, нужен закон. Отсутствие законов не прибавляет

человеку свободы и спокойствия. Чтобы не нарушали твои права, следует

уважать права других и соблюдать закон.

Рефлексия:

Ведущий: Ребята, мы начали классный час с обстановки

доброжелательности и понимания. Давайте и закончим его на этой же

Друзья мои, внушайте людям веру

И чаще говорите: « Добрый день!»

И следуйте хорошему примеру,

Продляйте добрым словом жизнь людей!

Другу помоги с душой

И пекись, как бы о брате,

Не для выгоды пустой

Или выигрыша ради,

Другу помоги с душой.

Надо помогать друзьям,

Вместе с ними вырастая,

И поверьте, сила злая

Не опасна будет вам!

4.Жаль друзья: прощаться надо.

Всем домой уже пора.

Пусть законы вам, ребята,

Помогают в жизни, ДА!

Сценарий занятия для средних классов.

Материал содержит сценарий занятия «Закон на нашей Земле». Мероприятие проводится в средних классах лицея с целью профилактики преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитания правового сознания учащихся.

«Закон на нашей земле» (деловая игра)

Введение

Воспитание правовой культуры является одной из составляющих в процессе формирования всесторонне развитой личности. На современном этапе российского общества, науки и образования возникли принципиально новые социокультурные явления и проблемы, которые стали следствием коренных перемен, произошедших во всех сферах жизни общества. В этих условиях большинство семей озабочено решением проблем экономического характера, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития их ребенка. Создавшееся положение способствует росту подростковой преступности, детской безнадзорности и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде.

Школа – модель жизни. И если в школе дети не научатся делать свой выбор, принимать конструктивные решения, достигать взаимопонимания с одноклассниками и не конфликтовать с учителями и родителями, то они не смогут реализовать себя наиболее полно во взрослой жизни.

Анализ ситуации:

Существует несколько причин детской преступности: незанятость детей, особенности строения психики у подростков (несформированность процессов торможения психических реакций на стрессовые ситуации), неосведомленность подростков в правовой сфере, отсутствие у подростков чувства ответственности и уверенности в себе.

На самом деле причин, толкающих подростков на противоправные действия много.

Подростковый возраст можно назвать правозначимым. 12-13 летний ребёнок уже не удовлетворяется простым участием в социально одобряемой деятельности, у него развивается потребность в общественном признании, происходит усвоение не только своих обязанностей, но, главное, прав в семье, обществе. Часто ребёнок произносит: "Я тоже имею право". Параллельно начинает формироваться стремление ко взрослости "Я могу", "Я должен". Появляется стремление проявить свои возможности, которое ведёт к осознанию своей социальной приобщённости, обостряется потребность в самоопределении, самореализации. Формируется новый, более высокий уровень осознания своего участия в общественной жизни с позиции ответственного человека, выполняющего серьёзную социальную роль. Вступая во взрослую жизнь, подростки зачастую не в состоянии защитить свои права, понять уровень свободы и её грани. Конфликтные ситуации с законом происходят по причине незнания закона. Задача педагога заключается в том, чтобы не только найти информацию о правах и обязанностях, но и донести эту информацию до каждого ребёнка наиболее эффективным способом.

Эффективное использование современных образовательных технологий предполагает изменения в понимании подростком личного правового статуса.

Цель данного мероприятия:

Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся.

Основные задачи:

Воспитание гражданской позиции, социальной ответственности;

Формирование правовой культуры;

Обогащение знаниями в области права и вопросов безопасности жизнедеятельности;

Развитие навыков участия в процесс выработки и принятия решений в социально-правовых ситуациях.

Количество участников в группе не более 10-15 человек;

форма мероприятия - деловая игра

Формы организации: групповая, подгрупповая.

Оборудование: книги, раздаточный материал, конституция, уголовный кодекс, административный кодекс.

Ожидаемые результаты:

    Повышение уровня правовой компетентности учащихся;

    Воспитание самоуважения, умения уважать права и свободы других;

    Профилактика правонарушений.

Ход мероприятия:

1. Организационный момент.

Здравствуйте! Я с вами поздоровалась. Что обозначает слово “здравствуйте”? (Пожелание здоровья и счастья) А что для вас здоровье? Счастье? (Дети отвечают)

2. Объявление темы и постановка цели занятия:

Учитель: Как видите в руках у меня две нити.

(нити приклеплены к доске, одна прямая, другая извилистая и запутанная)

С чем можно сравнить эти нити? (с жизнью)

А если сейчас сможем найти конец нити, что это может означать?

(Что наша жизнь протекает легко и гладко.)

Что будет если нить запутанна? (трудно найти концы)

А применительно к нашей жизни?

Представьте себе, что жизнь любого Человека – это наша нить, и любой заворот и узелок может привести к тяжелым последствиям. Есть такая пословица “от сумы и то тюрьмы не зарекайся ”

Ребята, вы вступаете в сложный, но интересный возраст 14-15 лет. Вокруг много соблазнов. И вы должны выбрать правильный путь! Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.

И сегодня наше мероприятие – это начало знакомства с законами, определяющими нашу жизнь. И попробуем в ходе игры разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность.

3. Основная часть:

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди.

Одновременно с ними появились Главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут?

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

Появилось два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно всё было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь убивать – убивай, хочешь оскорблять человека – пожалуйста, всё можно.

В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.

Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!

В городах и сёлах бывшего государства Нельзя стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно под нажимом людей попросили помощи у государства Нельзя. Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.

Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы её жители, они чувствуют себя в безопасности?

Жители стали жить по законам.

Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость!

В конце концов людям удалось решить Главные Вопросы, появился закон и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека.

ЗАКОН – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.

Есть ли у нас в государстве ЗАКОН?

В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы?

Законы записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги.)

Кроме Конституции существуют: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс».

Задание 1

В главе 2 Конституции РФ определены права и свободы человека и гражданина. Давайте подумаем, какие мы имеем права… (таблички с правами помещать на доске).

Поговорим о наших обязанностях… (таблички с обязанностями прикреплять на доске).

Выберите права и обязанности (распределить таблички)

Права

Жить и воспитываться в семье

Получить паспорт гражданина РФ

Работать в свободное от учебы время

Право на охрану здоровья

Обязанности

Слушаться родителей и лиц, их заменяющих.

Получить основное общее образование (9 классов)

Соблюдать Устав школы, правила внутреннего распорядка учебного заведения.

Соблюдать правила поведения, установленные в образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.

Ответственность

Исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе нарушения Устава школы.

Возмещение причиненного вреда.

Уголовная ответственность за отдельные виды преступления.

За совершение общественно – опасных действий, бродяжничество, уклонение от учебы, употребление спиртных напитков, вплоть до направление комиссией ПДН в специальные учреждения.

Прочитайте, что отсталость? (отсталость ответственность)

За каждое нарушение закона необходимо нести отвественность. Народная мудрость гласит «Не было бы нарушения, не надо бы было нести ответственность»

Рассмотрим понятие нарушений:

Задание 2

Учитель. Вам дано три понятия «Проступок. Правонарушение. Преступление»

Необходимо к этим понятиям найти определения.

Проступок. Правонарушение. Преступление

Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.

Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.

Преступление – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

Рассмотрим несколько ситуаций:

Ситуация № 1 . Пятиклассник Дима не приезжает в школу с каникул, говорит, что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?

(Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил)

Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?

(Устав школы в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов). Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.

Он находится в вестибюле школы).

(Проступком)

Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое?

(Да. Ученик может получить за него дисциплинарное наказание, директор может вызвать в школу родителей)

Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.

Ситуация № 2 . Девятиклассники Саша, Витя и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?

(это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры)

Верно, это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».

Представьте себе следующую ситуацию.

Ситуация № 3 . Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?

(эти ребята совершили преступление)

Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

(Учитель показывает издание «Уголовный Кодекс Российской Федерации»)

В «Уголовном Кодексе Российской Федерации» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

Для привлечения к уголовной ответственности большое значение имеет возраст. Ни один ребёнок в возрасте младше 14 лет не может быть привлечён к уголовной ответственности и осуждён за совершение преступления. Закон полагает, что до 14 лет ребёнок ещё недостаточно ответственен за свои поступки.

Задание 3

Выберите из данных преступлений, за что учащиеся 14 лет несут ответственность

Убийство,

Умышленное причинение тяжкого и среднего вреда здоровью,

Похищение человека, изнасилование, насильственные действия сексуального характера,

Кражу,

Грабеж,

Вымогательство,

Уничтожение или повреждение имущества

Терроризм

Захват заложника

Заведомо ложное сообщение об акте терроризма,

Вандализм

Хищение либо вымогательство наркотических веществ

Однако если ребёнок до 14 лет постоянно совершает противоправные действия, он может быть поставлен на учёт в органах милиции, отправлен в специальное воспитательное заведение, к нему могут быть применены другие меры воспитательного характера.

За остальные преступления ответственность наступает с 16-ти лет.

К несовершеннолетним применяются следующие виды наказаний (ст.88):

штраф;

лишение права заниматься определенной деятельностью;

обязательные работы;

исправительные работы;

арест;

лишение свободы на определенный срок.

4. Вывод. Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. Ребята, я считаю, что главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону.

Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает уголовный кодекс РФ. Так давайте уважать, ценить закон на нашей земле и тогда у вас в жизни не будет проблем.

5. Рефлексия.

Кого заставил задуматься сегодняшний классный час?

6. Памятка школьнику

Дорогой друг, ты учишься в школе, в которой тебе ещё учиться. Оглянись вокруг. Тебя окружают одноклассники и учителя. Пока ты учишься, мы предлагаем следовать советам «бывалых» школьников. Пользуясь своими правами и свободой, ты можешь внести что-то новое в развитие школы.

Во-первых , не теряя времени узнай, где лежит главный документ школы – Устав, в котором прописаны твои права и обязанности как школьника.

Во-вторых , запомни все, что касается тебя и твоего обучения.

В-третьих , ты в школе не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права и свободы, уважай их.

В-четвертых, школа - твой второй дом. Береги все, что в нем находится: мебель, книги, инвентарь. К тому же за порчу школьного имущества на твоих родителей может быть наложена материальная ответственность.

В-пятых , веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях, реализуй свои права.

В-шестых, ты должен аккуратно вести тетради, ведь это твоё лицо.

В-седьмых , если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги. В следующий раз помогут тебе.

В-восьмых , помни, что взрослым ты становишься не тогда, когда начинаешь курить и пить спиртные напитки, а тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.

В-девятых , как можно чаще приглашай в школу родителей, чтобы они были в курсе твоих дел, так как они твои законные представители.

В-десятых , если у тебя возникли проблемы, прежде всего, расскажи воспитателям и учителям. Совместно с администрацией школы они постараются помочь тебе.

P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.

Закончить я хочу словами оратора и политика древнего Рима жившего в 106 году до нашей эры Марка Туллия Цицерона

«Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными»

Перед вами три смайлика.

Если вам занятие понравилось, поднимите

Если занятие прошло обычно, поднимите


Если занятие не очень понравилось, поднимите

Подготовила

Очиткова Е.Г. воспитатель МБОУ

«Гимназия № 12»

им. Ф.С. Хихлушки

Белгород, 20013 год

Цели. Формирование правил и манер корректного отношения друг к другу. Развитие творческой инициативы. Воспитание уважительного отношения к своим и чужим правам и свободам.

Оборудование. Плакаты с цитатами : 1. «Людям необходимо восстановить законы и жить по законам; иначе они ничем не будут отличаться от самых диких зверей». Платон. 2. «Кто не подчиняется законам, тот лишается их священной защиты; ибо законы должны защищать нас не только от других, но и от нас самих». Гейне. 3. «Свобода человека начинается с того момента, когда в государстве, в котором он живет, вступают в действие принятые законы». К. Ясперс. Памятки для «фракций» «Десять правил работы в группе». Памятки: «Правила для учащихся лицея милиции», «Основы организации жизнедеятельности коллектива», «Этические и психологические основы общения». Таблички с названиями «фракций», ручки, бумага, фломастеры, листы ватмана. Карточки с ситуациями. Время и место проведения. Начало сентября. Классная аудитория.

Ход мероприятия.

    Вступительное слово воспитателя.
В каждом современном государстве ведётся упорядоченная, регламентированная жизнь граждан, соблюдаются законы и нормы права. - Ребята, раскройте, пожалуйста, смысл первой цитаты: «Людям необходимо восстановить законы и жить по законам; иначе они ничем не будут отличаться от самых диких зверей». (Идёт обсуждение). - Как вы понимаете следующее высказывание: «Кто не подчиняется законам, тот лишается их священной защиты; ибо законы должны защищать нас не только от других, но и от нас самих». (Идёт обсуждение). - Как вы думаете, почему «свобода человека начинается с того момента, когда в государстве, в котором он живет, вступают в действие принятые законы». (Идёт обсуждение). - Сегодня я хочу предложить вам игру «Строим правовое государство». Думаю, что она поможет скорректировать и обсудить совместными усилиями жизнедеятельность нашей группы. II . Основная часть мероприятия.Воспитатель объясняет условия игры. - Итак, давайте представим, что мы все находимся на заседании фракций в парламенте. Для начала работы необходимо сформировать сами фракции. В реальной жизни во фракции входят партии, члены которых объединены общей идеей, целью, интересами. Я предлагаю сформировать наши фракции следующим образом: необходимо встать в первый круг тем, у кого дни рождения отмечаются в сентябре; во второй круг встать тем, у кого есть родные братья и сёстры; в третий круг встать тех, кто читал о Гарри Поттере. (Таким образом формируются три команды по 6-7 человек. Учащиеся рассаживаются по группам). - Для того чтобы наше общение проходило правильно, спокойно и мирно, я предлагаю познакомиться с памятками «Десять правил работы в группе».

1. Уважение к говорящему. Слушай внимательно, не перебивай. Один говорит, остальные слушают.

2. Активное участие в работе. Говорить не запрещаем, но и не заставляем, однако нам важно мнение всех.

3. Критикуя, не обижай, а предлагай лучшее.

4. Говори сначала о хорошем, а потом критикуй.

5. Говори точно и только по делу, не повторяясь.

6. Говори от себя: «Я думаю, я считаю...».

7. Умей видеть и отметить хорошее в каждом.

8. Откровенность и искренность приветствуются и не критикуются.

9. Доброжелательность в высказываниях обязательна.

10. Цель любого обсуждения - узнать больше о себе, о других.

(Знакомство с памяткой проходит следующим образом: участники «фракций» по очереди вслух зачитывают по одному пункту памятки). Воспитатель начинает игру. - Итак, я открываю первый тур деловой игры «Рождение фракций» . Для удобства общения «фракциям» необходимо придумать название и выбрать лидера, который будет руководить работой. (Учащиеся обсуждают название, выбирают лидера, подписывают таблички с названием и дают комментарии). - Вот мы и познакомились. А теперь переходим к следующему туру «Решаем головоломки» . («Фракциям» предлагается по одному примеру жизненной ситуации, необходимо выполнить задание и дать комментарии).

1. Ситуация.

Идет обсуждение рассказа, который вы только что прочитали все вместе. Большинство членов группы придерживается одной точки зрения. И только Андрей, зануда, как всегда, не согласен. Он отчаянно доказывает свое мнение, которое у него всегда особое. Он ведет себя как настоящий всезнайка, и всех это обычно злит. Однако в этот раз ваша точка зрения совпадает с тем, что рассказал Андрей. После того как он высказался, педагог обращается к вам. Вы согласны с Андреем, но знаете, что группа попросту поднимет вас на смех, если решит, что вы с ним заодно. Как вы поступите?

Решения.

1. Ни в коем случае не скажете то, что думаете. Вы выскажете мнение, сходное с тем, что высказала почти вся группа. Вы никому не признаетесь, что думаете на самом деле. (Отсутствие сопротивления среде).

2. Вы не будете лгать, но постараетесь найти уклончивый ответ: не скажете, что согласны со всеми, но и не скажете, что думаете на самом деле, потому что не хотите терять уважение одногруппников. (Возможный компромисс).

3. Вы говорите то, что думаете. Вы не пытаетесь опровергнуть мнение всех, но четко высказываете свою позицию, несмотря на то, что она совпадает с позицией Андрея. (Не подвержены влиянию среды).

Задание

Выберите вариант решения или предложите свой.

2. Ситуация.

Вы обещали провести в пятницу вечер с друзьями. Но вдруг звонит вам кто-то другой и предлагает пойти в ту же пятницу на спектакль, который вы очень хотели посмотреть, но знаете, что купить билет сами не сможете. Как вы по­ступите?

Решения.

1. Скажете своим друзьям, что чувствуете себя неважно, чтобы освободить время для спектакля. 2. Откажетесь сразу от затеи похода в театр. 3. Ничего не ответите на предложение пойти на спектакль, но все же примете решение о встрече с друзьями.

Вопросы и задания:

1. Какое решение вы примете, оказавшись в подобной ситуации?

2. Если вас не устраивают предложенные варианты, опишите свой способ решения создавшейся ситуации.

3. Ситуация.

В вашей группе есть очень несимпатичный мальчик, Василий. Он действует всем на нервы. Он занят только собой, все время болтая о своих успехах, о папиной заграничной машине и о том, сколько ему привозят подарков. Постоянно на кого-то жалуется или к кому-то придирается. Как-то раз вы останавливаетесь поболтать с группой приятелей или приятельниц. Всплывает имя Василия, и они начинают отпускать злые шутки на его счет. Все смеются. Вам делается не по себе, ведь вы знаете, что одна из причин, по которой Василий так себя ведет - у него нет друзей, и все к нему относятся недоброжелательно. Шутки вам не нравятся, и вам действительно неприятно, что все над ним смеются, хотя он и не ваш друг.

Решения.

1. Смеетесь вместе с другими. Вам от этого не по себе, но вы не хотите, чтобы другие подумали, будто вы его поддерживаете.

2. Не смеетесь над шутками, хотя и не высказываете своего отношения к ним.

3. Не смеетесь и говорите другим, что вам не нравится, как они говорят о Василии за глаза.

Задание

Как вы думаете, что вы станете делать в такого рода обстоятельствах? Выберите вариант возможных действий или предложите свой.

- Ребята, сейчас мы рассмотрели различные жизненные ситуации, проанализировали их, теперь мы можем заняться законотворчеством. Переходим к третьему туру «Мозговой штурм». («Фракциям» предстоит разработать нормы поведения обучающихся по категориям: дисциплина, культура поведения и общения. Правила обсуждаются и выбираются общим решением. Воспитатель предлагает вынести на обсуждение критерии, которые еще не рассматривались. Наиболее значимые и важные правила записываются на листе ватмана.)

Нормы дисциплины и культуры

поведения:

1.Ответственное отношение к учению

2.Коллективизм

3.Отзывчивость

4.Общественная и трудовая активность

5.Бережное отношение к общественной собственности и окружающей природе

6.Самостоятельность

7.Инициативность

8.Непримиримое отношение к аморальным и антиобщественным поступкам в коллективе

9.Самокритичность

10.Организованность и точность

11.Исполнительность

12.Умение вести себя сообразно обстановке

13.Вежливость

14.Скромность

15.Сдержанность и соблюдение правил личной гигиены

Этические и психологические основы общения.

    Каждый член группы существует для каждого другого человека как личность, обладающая именем. Имя - обозначение присутствия личности в мире, название личности, форма обращения к личности.

Имя в психологической оценке - самое сладкое слово для носителя имени. Поэтому в группе устанавливается жесткое правило обращения к человеку по имени, называние его по имени, произнесение имени в момент обмена мнениями. Эта норма касается и имени педагога.

    Доброжелательность как основной принцип общения вносится в группу.

Мимика и пластика, интонации и лексика - всё несет в себе благожелательность и расценивание партнера как достойного лица, не допуская агрессии в адрес другого.

    Идея взаимной благодарности каждого каждому за совместную работу .

Если бы не каждый из нас, работа была бы иной и не столь интересной. Правило «спасибо в ответ на спасибо» неуклонно исполняется.

    Принцип неприкосновенности личности «Нельзя посягать на другого человека».

1. Неприкосновенность предметного мира другого человека (нельзя трогать чужие вещи)

2. Неприкосновенность личностного пространства (соблюдай дистанцию во взаимоотношениях)

3. Неприкосновенность внутреннего мира души (не спрашивай о тайнах души, не задавай больных вопросов, не раскрывай мир другого для окружающих без воли другого)

4. Запрет на ущерб личности (не доставляй неприятности, неудобства, боли, горя другому человеку, не ставь его в невыгодное для его репутации положение)

    Уважение индивидуальности (принятие другого как данности).

    Допускается право каждого (в том числе, и педагога) на ошибку, оплошность, неудачу в деятельности и поведении.

Ошибка исправляется и, исправленная, забывается. Оплошность прощается. Неудача используется как отправной пункт будущей удачи.

    Помощь друг другу . Но сначала спроси, нужна ли помощь, потом прими

честь оказать её. Форма поведения для этого случая: «спасибо» - «не за что» или «спасибо» - «спасибо».

Итак, определив обязанности и права каждого члена нашего коллектива, хочется верить, что все мы будем неукоснительно придерживаться правил и строго соблюдать законы. Построим наше государство справедливым и демократичным, где всем будет комфортно, уютно и тепло. - А сейчас я предлагаю последний тур игры «Авторская программа» , но прежде чем его начать, хочу познакомить вас с основами организации жизнедеятельности коллектива.

I .«Сотворчество совместной жизни».

Содержание: мы все творцы нашей жизни, каждый из нас вносит неповторимый вклад в совместное строительство общественной жизни, от каждого из нас зависит качество нашей жизни. Мы влияем на самочувствие и обстоятельства словом, мимикой, действием, поступком, предметами и вещами, с которыми мы имеем дело. Надо отдавать себе отчет, чего ты хочешь, и чем это обернется для всех товарищей в твоем коллективе.

II .«Обращение к культуре».

Содержание: Созидая обстоятельства общественной жизни, необходимо ориентироваться на достижения общечеловеческой культуры, иначе мы неотвратимо будем выброшены из контекста культуры, и человечество пойдет дальше по пути прогресса, оставляя нас за бортом исторического развития.

III . «Договор».

Содержание: С помощью договора решаются все вопросы нашей совместной жизни, только осмысливая и обговаривая, предлагая и оценивания предложение, предполагая и предвидя, возражая и соглашаясь, можно найти способ не ущемлять, не подавлять, не отвергать личность каждого из нас, а сопрягать интересы каждого с интересами всех - педагогов и учащихся, сильных и слабых, успешных и тех, кто еще не достиг успехов, интересов нашего коллектива и других коллективов. («Фракциям» предлагается составить краткое содержание организации жизнедеятельности коллектива по следующим вопросам:
    Мне больше всего понравилось школьное мероприятие… Я думаю, в новом учебном году следует провести… Предлагаю осуществить…
(Составляется краткое содержание плана жизнедеятельности группы на учебный год На листе ватмана записываются наиболее значимые для обучающихся мероприятия и их формы.)

III . Итог мероприятия.Заключительное слово воспитателя.

Ребята, вот и закончилась деловая игра «Строим правовое государство». В атмосфере дружеского взаимопонимания были сформулированы законы нашего «государства» и определены перспективы его развития.

В заключение хотелось бы напомнить одно из правил основ этического и психологического общения, с которым мы сегодня знакомились, это «Идея взаимной благодарности каждого каждому за совместную работу».

Если бы не каждый из нас сегодня активно, увлечённо, целенаправленно принимал участие, то работа была бы иной и не столь интересной. Спасибо всем за проявленный интерес и плодотворную работу.

IV . Рефлексия.

Использованная литература:

    Щуркова Н.Е. «Классное руководство». Москва: Педагогическое общество России, 1999. Сгибнев Е.П. «Классные часы в выпускных классах». Ростов – на – Дону: Феникс, 2007. Тыртышная М.А. «50 идей для классного руководителя». Ростов – на – Дону: Феникс, 2008.

Основные задачи:

  • систематизировать знания учащихся по теме;
  • проверить качество усвоения пройденного материала;
  • закрепить юридические умения и навыки, применение их в конкретных ситуациях;
  • воспитывать гражданские качества и правовую политическую культуру.

Форма проведения. Игра проходит в форме конкурса. Каждая команда сидит за отдельным столом. Побеждает та команда, которая наберет в конце игры большее количество баллов.

Разминка

Каждой команде предлагается дать определение понятиям. Время на размышление не выделяется. За правильный ответ команда получает 2 балла.

Конкурс “Государственная власть”

Командам предлагается выбрать правильный ответ из предложенных вариантов. За правильный ответ команда получает 3 балла.

I II
1. Президент РФ является:
а) главой государства
б) главой правительства
в) главой парламента
г) Верховным Главнокомандующим ВС РФ
1. Парламент России называется:
а) Советом Федерации
б) Федеральным Собранием
в) Государственной Думой
г) Верховным Советом
2. Исполнительная власть принадлежит:
а) Совету Министров
б) Кабинету Министров
в) Правительству РФ
2. Суды в России:
а) принимают законы
б) проводят выборы в стране
в) вершат правосудие
г) являются единственным государственным органом, определяющим виновность или невиновность лица
3. Из каких двух палат состоит российский парламент:
а) Совет Союза прокуратуры в РФ
б) Совет Национальностей
в) Совет Федерации
г) Государственная Дума
3. Как называется глава системы
а) главный прокурор
б) ведущий прокурор
г) генеральный прокурор

Конкурс “Государственные символы России”

I. Государственный гимн России

Командам выдаются полоски бумаги, на которых напечатаны по две строчке трех куплетов государственного гимна России. Командам необходимо сложить эти строчки так, чтобы получился весь текст гимна.

Время на выполнение задания - 1 минута. За правильное выполненное задание команда получает 2 балла.

Правильный ответ. Текст государственного гимна РФ:

1.Россия - священная наша держава,
Россия - священная наша страна.
Могучая воля, великая слава-
Твое достоянье на все времена!

Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

2.От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая-
Хранимая Богом родная земля!

3.Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!

II. Государственный флаг олицетворяет:

а) суверенитет государства
б) природные богатства
в) историческое прошлое государства

III. Российский герб - 2-главый орел исторически связан с гербом:

а) Франции
б) Германии
в) Византии

Командам предлагается выбрать правильный ответ. За правильный ответ команда получает 1 балл.

Конкурс капитанов. “Продолжи фразу”

Капитанам команд предлагаются незаконченныефразы, афоризмы, высказывания известных людей, цитаты из важнейших юридических документов. Задача – воспроизвести фразу полностью и точно. Правильный ответ - 2 балла.

  1. “ Чтобы быть свободным, нужно / подчиняться законам /” (античная мудрость)
  2. “ Закон суров, но / это закон /!” (древнеримское изречение)
  3. “ Высший закон- /благо народа /” (древнеримское изречение)
  4. “ Право ребенка быть тем, / кто он есть /” (Я. Корчак, педагог)
  5. “ Обязанность без права есть /рабство /; право без обязанности - / анархия /”
  6. (Г.Ламене, богослов, философ)
  7. “ Свобода есть право делать все, что /дозволено законом /” (Монтескье, философ)
  8. “ Во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяется /наилучшему обеспечению интересов ребенка /” (Конвенция о правах ребенка, ст. 3)
  9. “ Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих /уважение человеческого достоинства ребенка /” (Конвенция о правах ребенка, ст.28)

    Конкурс “Трудовое право”

Командам предлагаются тексты с ошибками юридического характера в правовых ситуациях. Необходимо исправить ошибки и дать правильный ответ, используя КЗоТ РФ. Время на обсуждение-2 минуты. За правильное выполненное задание команда получает 2 балла.

    1.На работу устраивается подросток 14 лет. Работодатель и он договариваются о том, что это будет тяжелый труд по подъему тяжестей в ночное время, но за большие деньги./ ТК РФ устанавливает прием на работу с 15 лет. Несовершеннолетние не допускаются к указанным работам ./

    2.При приеме на работу работодатель требует характеристику с последнего места работы или из школы, заставляя подписать контракт об обязательных сверхурочных работах./ Характеристика не требуется при приеме на работу, сверхурочные работы допускаются в исключительных случаях при согласии работника ./

    3.Проявляется дискриминация при приеме на работу: женщине устанавливается меньше оклад, чем мужчине. Предпочтение отдается красивым, русским. /В оплате труда не должно быть дискриминации. Нарушены конституционные принципы права на труд ./

    4.Устанавливается испытательный срок для тех, кому не исполнилось 18 лет или для молодых специалистов./Для таких категорий работников испытательный срок не устанавливается ./

    Конкурс “Ты - мне, я – тебе”

Команды обмениваются вопросами по теме “Государство и право”. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

    Конкурс “ Человек и его права”

Командам предлагаются тексты с утверждениями. Необходимо знаками “+” или “-” отметить согласны или не согласны с данными утверждениями. Время на выполнение задания-3 минуты. За правильно выполненное задание команда получает 2 балла.

I команда:

Правильный ответ:

А Б В Г Д Е Ж З И К
+ + - - - - + + + +

А.Осуществление всех социально- экономических и культурных прав человека зависит от уровня экономического развития страны.

Б. Политические права обусловлены степенью осуществления права гражданина на информацию.

В. Не обладая дееспособностью, человек не может пользоваться никакими правами.

Г. Отпуск в России является самым коротким в сравнении с большинством индустриально развитых государств.

Д.Человек с ограниченной дееспособностью самостоятельно несет имущественную ответственность по совершенным сделкам и за причиненный вред.

Е. Продавец не обязан сообщать покупателю достоверную информацию о свойствах вещи.

Ж. Выгул собак без намордника во дворе дома является нарушением правил содержания животных.

З.Соседи могут привлечь к административной ответственности человека, постоянно включающего магнитофон на полную мощность после 23 часов.

И.Административное решение, вынесенное судом, обжалованию не подлежит.

К.Несовершеннолетнему преступнику суд может заменить уголовное наказание принудительными мерами воспитательного характера.

II команда:

Правильный ответ:

А Б В Г Д Е Ж З И К
- - - + - + + - - -

А. Естественные права человека относятся к политическим правам.

Б. Во всех государствах, подписавших Пакт об экономических, социальных и культурных правах, вводится бесплатное среднее образование.

В. Если гражданину нанесен вред от бездействия государственных органов, то государство не обязано возмещать причиненный вред.

Г. Работники оперативных органов при расследовании уголовных дел имеют право нарушить неприкосновенность жилища в случае проведения обыска.

Д. За опоздание на работу администрация имеет право объявить выговор и перевести работника на нижеоплачиваемую должность.

Е. Пассажира, нарушившего правила на транспорте, можно привлечь к юридической ответственности.

Ж. Если гражданин не пришел на помощь другому человеку, его можно привлечь к уголовной ответственности.

З. Лицензия на право приобретения гражданином оружия может быть выдана человеку, не имеющему постоянного места жительства.

И. Если автомобилист двигался по улицам города со скоростью до 100км/ч, то он тем самым совершил уголовное преступление.

К. Сотрудники милиции не могут привлекаться к ответственности за противоправные действия или бездействие.

Конкурс “Правовой статус ребёнка”

Командам предлагаются карточки, на которых перечислены основные вехи в жизни ребенка: с рождения, с 6 лет, с 10 лет, с 14 лет, с16 лет, с 18 лет. Необходимо соотнести приобретаемые права и обязанности, возникновение ответственности и основные возрастные вехи в жизни ребенка. Во время перечисления прав и обязанностей необходимо поднять соответствующую карточку. Время на обсуждение командой каждого пункта задания – 5 секунд. За правильно выполненное задание команда получает-12 баллов.

1.Становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права / с 18 лет /.

2.Несет уголовную ответственность за любые преступления / с16 лет /.

3.Может быть членом кооператива, акционерного общества /с 16 лет /.

4.Имеет право на получение паспорта. /14 лет /.

5.Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.) /с 14 лет /.

6.Допускается поступление на работу (на легкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей /с 14 лет /.

7.Вправе распоряжаться самостоятельно своим заработком, стипендией, иными доходами /с14 лет /.

8.Дает согласие на изменение своего имени или фамилии /с10 лет /.

9.Вправе самостоятельно заключать мелкие бытовые сделки /с 6лет/.

10.Вправе посещать школу /с 6 лет /.

11.Имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов /с рождения /.

12.Имеет право на имя, отчество и фамилию / с рождения /.

Конкурс “Уголовная ответственность несовершеннолетних”

Командам предлагается текст с ошибками. Необходимо найти ошибки и дать правильный ответ. Время на обсуждение- 3 минуты. За правильно выполненное задание команда получает -2 балла.

I команда:

На основании статьи 87 УК РФ несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 16, но не исполнилось 20 лет. К несовершеннолетним, признанными виновными в совершении преступления, предусматривается одно уголовно-правовое воздействие-назначение наказания. Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним:

а) штраф;
б) лишения права заниматься определенной деятельностью;
в) конфискация имущества;
г) пожизненное лишение свободы;
д) обязательные работы;
е) исправительные работы;
ж) арест;
з) лишение свободы на определенный срок.

II команда:

Самой строгой мерой наказания для несовершеннолетних является смертная казнь. Если подросток совершил преступление, а не достиг возраста уголовной ответственности, его направляют в специализированный детский дом закрытого типа. Впервые в уголовном законодательстве в особую главу выделены преступления против несовершеннолетних. Вовлечение в совершение преступления, а тем более в преступную группу, наказывается лишением свободы до 15 лет.

Ошибки Правильные ответы
1.16 лет 1.14 лет
2. 20 лет 2. 18 лет
3.Одно уголовно-правовое воздействие 3.Два уголовно-правовых воздействия:
а) назначения наказания;
б) принудительные меры

воспитательного воздействия

4. в, г 4.а, б, д, е, ж, з
5.Смертная казнь 5. Лишение свободы на срок не свыше
6.Специализированный детский дом 6.Специализированные воспитательные

учреждения

7.До 15 лет 7. До 8 лет

Конкурс “Гражданин России”

Обязанности гражданина РФ

Команды получают карточки с перечнем обязанностей. Задание командам: отметить те из них, которые являются обязанностями гражданина России, закрепленными в Конституции нашей страны. Время на выполнение задания-15 секунд. За правильно выполненное задание команда получает 1 балл.

Обязанности:

1.Соблюдать законы.
2.Платить налоги .
3.Состоять в рядах, какой- либо политической партии.
4.Быть членом профсоюза.
5.Защищать Отечество.
6.Сохранять природу и окружающую среду .
7.Бережно относиться к памятникам истории и культуры .
8.Учиться, получать образование.
9.Участвовать в управлении делами государства.



Просмотров