Цыганы читать краткое содержание. «Цыганы

Поэму «Цыганы» Пушкин написал в 1824 году. Центральным персонажем произведения является юноша Алеко, наделенный автором характерными для литературы романтизма чертами байронического героя, который противопоставляется окружающему миру.

Главные герои

Алеко – юноша, изгнанник, который присоединился к цыганам, был влюблен в Земфиру; узнав о ее измене, убил цыганку и ее возлюбленного.

Земфира – молодая свободолюбивая цыганка, была влюблена в Алеко, но затем полюбила другого.

Старик – отец Земфиры.

«Цыганы шумною толпой
По Бессарабии кочуют».

Табор остановился на ночь у реки. За шатром «ручной медведь лежит на воле» . Цыганка Земфира приводит с собой юношу Алеко, который хочет быть цыганом. Юношу «преследует закон» , но Земфира решает быть «ему подругой» . Отец Земфиры разрешает Алеко остаться, он готов делить с пришедшим «и хлеб и кров» .

***

Услышав их разговор, старик отец Земфиры рассказал предание о том, как к ним в изгнанье был сослан царем (Августом) поэт (Овидий), который был «уже летами стар» . И хотя все полюбили его, поэт так и не смог привыкнуть к «заботам жизни бедной» , считая ее наказанием, и до последнего дня тосковал по родине (Риму).

***

Прошло два лета. Алеко «без забот и сожаленья ведет кочующие дни» , показывая людям в деревнях представления с обученным медведем.

***

Как-то Алеко услышал, как Земфира поет песню «Старый муж, грозный муж, Режь меня, жги меня…» о том, что ненавидит и презирает своего мужа, так как любит другого. Алеко пытался запретить девушке петь. Однако Земфира сказала, что эта песня была о нем, и ушла.

***

Ночью Земфира разбудила отца:

«О мой отец! Алеко страшен.
Послушай: сквозь тяжелый сон
И стонет, и рыдает он».

Земфира поделилась с отцом, что любовь Алеко ей постыла, «сердце воли просит» . Земфира подошла разбудить Алеко. Тот сказал, что ему приснилось, как она ему изменила. Земфира сказала ему «не верить лукавым сновиденьям» .

***

Увидев, что Алеко грустит, старик-отец сказал ему:

«Утешься, друг: она дитя.
Твое унынье безрассудно:
Ты любишь горестно и трудно,
А сердце женское - шутя».

Старик рассказал Алеко, что давно, когда он был еще молод, его любила Мариула – мать Земфиры. Но однажды они повстречали табор и женщина, оставив ему дочь, ушла с табором.

Алеко удивился, что старик не отомстил «и хищникам, и ей коварной» . Старик же ответил:

«К чему? вольнее птицы младость;
Кто в силах удержать любовь?»

Алеко же с уверенностью сказал, что не откажется от своих прав или хотя бы отомстит.

***

Ночью Алеко выходит в поле. Видит «чуть по росе приметный след» и «близкие две тени»: Земфиру и молодого цыгана. Заметив мужа, девушка говорит возлюбленному бежать, но Алеко убивает его ножом, а затем и саму Земфиру. Утром цыгане похоронили «чету младую» .

После похорон старик подошел к Алеко, наблюдавшему за всем издалека, и сказал:

«Оставь нас, гордый человек!
Мы дики; нет у нас законов,
Мы не терзаем, не казним -
Не нужно крови нам и стонов -
Но жить с убийцей не хотим…
Ты не рожден для дикой доли,
Ты для себя лишь хочешь воли».

«Сказал - и шумною толпою
Поднялся табор кочевой
С долины страшного ночлега».

В степи осталась только одна телега, в которой ночью «огня никто не разложил» , «до утра сном не опочил» .

Эпилог

Рассказчик вспоминает о том, как встречал «телеги мирные цыганов» , как делил с ними пищу, любил их песни.

«И долго милой Мариулы
Я имя нежное твердил».

«Но счастья нет и между вами,
Природы бедные сыны!..
И под издранными шатрами
Живут мучительные сны».

Заключение

В поэме «Цыганы» Пушкин изобразил изгнание романтического героя не только из цивилизованного мира, но и из мира свободы, так как Алеко совершил преступление против общечеловеческих ценностей.

Тест по поэме

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4 . Всего получено оценок: 425.

Цыгане кочуют по Бессарабии. Табор останавливается на ночь у реки. Лагерь затихает, все погружается в сон.

Только в одном шатре не спит старик. Он ждет свою дочь Земфиру, которая пошла прогуляться. Уже поздно, а девушки все нет. Наконец, Земфира появляется вместе с незнакомым юношей. Цыганка говорит отцу, что ее спутника зовут Алеко. Молодого человека преследуют власти, а он хочет стать цыганом. Теперь Алеко будет жить в таборе.

Старый цыган не возражает. Он готов делить кров и пищу с беглецом. Старик предлагает Алеко заняться каким-либо ремеслом: ковать железо или обходить с медведем села. Юноша согласен. Он остается с Земфирой и ее отцом.

Утром старый цыган будит молодых. Все собираются в дорогу. Лагерь разобран, цыгане выступают в путь.

Алеко идет рядом с Земфирой. Девушка интересуется, не жалеет ли он, что оставил городскую жизнь? Ведь там так красиво: каменные дома, женщины в нарядах и драгоценностях. Но Алеко уверяет Земфиру, что ничуть не жалеет о своем решении. В городах люди стыдятся своей любви, торгуют свободой и жаждут только денег. А Земфира прекрасна и без драгоценностей.

Отец девушки считает, что человек, рожденный в неге цивилизации, не всегда желает быть свободным и жить на воле. Он рассказывает об одном старике, который пел чудесные песни. Его выслали из большого города к берегам Дуная за некую провинность. Этого старика все любили и почитали святым. Но изгнанник был несчастен. Он постоянно страдал, а когда умирал, то завещал, чтобы его кости перевезли на родину. Алеко с изумлением узнает в рассказе цыгана судьбу римского поэта Овидия.

Пролетело два года. Алеко привык к кочевой жизни. Он водит по селам медведя и поет. Старый цыган бьет в бубен, а Земфира собирает деньги. В шатре живут втроем. Молодой изгнанник все реже вспоминает о минувшей жизни.

Старый цыган сидит на солнышке, а Земфира поет об опостылевшем муже. Она не боится гнева. Пусть ее хоть режут, жгут огнем, но женщина презирает и ненавидит супруга, а любит другого. Алеко просит Земфиру не петь эту песню, но цыганка отвечает, что ей нет дела до желаний мужчины. Алеко снова просит девушку замолчать. Тогда Земфира уходит и в сердцах бросает, что эта песня – об Алеко.

Старый цыган вспоминает, что мать Земфиры, качая колыбель дочери, пела такую же песню.

Ночью Земфира будит отца. Ей страшно: Алеко во сне скрежещет зубами, стонет и зовет ее. Отец считает, что Земфира очень дорога юноше, поэтому он даже во сне ищет возлюбленную. Цыганка отвечает, что ей надоела такая любовь. Алеко внезапно просыпается, и Земфира идет к нему. Цыганка успокаивает молодого человека: она ушла к отцу, потому что стало страшно.

Алеко жалуется старому цыгану на Земфиру, которая его разлюбила. Старик пытается утешить юношу, объясняет, что женское сердце легкомысленно. Он рассказывает историю о Мариуле – матери Земфиры. Их любовь длилась всего год. А потом повстречался другой табор, вместе с которым ушла и Мариула, бросив мужа и дочь.

Алеко возмущен, он не понимает, почему старик не поехал вслед и не отомстил. Но цыган удивлен не меньше: ведь любовь удержать невозможно. Алеко разгневан, если бы он повстречал на берегу моря спящего врага, то столкнул бы его в пучину и с наслаждением смотрел, как тот погибает.

Земфира убегает на свидание. Молодой цыган не хочет отпускать возлюбленную и просит ее побыть еще немного, но цыганка боится гнева Алеко. Она обещает вернуться, когда взойдет луна.

Алеко просыпается ночью и не видит Земфиру. Он идет ее искать, обходит кругом табор и находит в траве след, который ведет за курган. С тяжелым предчувствием юноша устремляется дальше и застает Земфиру с другим. Он слышит, как цыган уговаривает Земфиру остаться до рассвета.

Внезапно перед влюбленной парой появляется Алеко. Цыган пытается бежать, но ревнивец убивает его кинжалом, а затем расправляется и с Земфирой, которая осыпает Алеко проклятиями.

Утром убийца с окровавленным кинжалом сидит на камне. Цыгане копают могилу для Земфиры и ее возлюбленного. Молодую пару кладут вместе, прощаются с ними и засыпают землей.

Старый цыган подходит к Алеко и просит покинуть табор. В цыганском мире нет закона, люди не будут мстить или преследовать Алеко, но жить с убийцей не хотят. Старик упрекает юношу в том, что тот ищет волю лишь для себя, а другим в ней отказывает.

Табор уезжает. В степи остается одна телега, но никто не приходит к этому месту на ночлег.

Эпилог

Автор рассказывает, что в Молдавии часто встречал цыганские таборы и бродил с ними. Он ночевал в шатрах, ел простую пищу, слушал песни и долго твердил имя прекрасной Мариулы. Но в среде диких цыган сложно встретить счастье. Беды и страсти находят их даже в степи, где столь же проблематично уйти от судьбы.

  • «Цыганы», анализ поэмы Александра Пушкина
  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина

Поэма «Цыганы» - это последнее произведение А. С. Пушкина, написанное в жанре романтизма. Летом 1821 года великий русский поэт, отбывая ссылку в Кишиневе, странствовал вместе с табором бродячих цыган. Произведение было завершено Пушкиным в конце 1824 года.

Завязка

Цыганский табор кочует по бескрайним бессарабским просторам - так начинается произведение «Цыгане». Краткое содержание продолжается тем, что около костра сидит цыганская семья, неподалеку пасутся лошади, а за шатром отдыхает дрессированный медведь. Все постепенно стихает, погружаясь в мирный сон. Только в одном шатре не смыкает глаз старик, который ожидает свою дочь, Земфиру, гуляющую в поле. И вот она объявляется, с ней молодой юноша, которого старик не знает. Девушка объясняет, что повстречала его в поле, и что юноша преследуется по закону. Его зовут Алеко. Выслушав дочь, старик говорит, что будет рад приветствовать в таборе юношу, и готов радушно предоставить ему укрытие столько, сколько это потребуется.

Любовь Алеко и Земфиры

Наутро старик будит дочь и молодого человека, и табор отправляется в путь, поведывает поэма «Цыгане». Краткое содержание, которое необходимо школьникам при подготовке домашнего задания, продолжается описанием тоски Алеко. Земфира хочет знать, что его печалит. Молодые люди начинают беседовать. Девушка боится, что юноша жалеет об оставленной жизни, однако Алеко заверяет ее, что это не так. В том мире, где жил Алеко, не было любви и веселья. Теперь он счастлив каждый день видеть Земфиру. Старик слышит их разговор, и рассказывает предание о поэте, сосланном когда-то в эти земли. Несмотря на любовь и принятие жителей, он все равно тосковал по своей родине. Алеко догадался, что речь идет об Овидии.

Подозрения юноши

В течение двух лет кочевал юноша вместе с вольным цыганским табором - так продолжается произведение «Цыгане» Пушкина. Краткое содержание и анализ знакомят нас с последующими событиями. Алеко ни минуты не сожалел о покинутых краях. Его душа была спокойна, но вот однажды Алеко слышит, как Земфира поет песню. Слова ее приводят юношу в смятение: она признается, что больше не любит его. Он просит прекратить пение, однако цыганка продолжает. Алеко догадывается, что она неверна ему. Самые страшные опасения юноши подтвердились.

Среди ночи девушка будит отца, и говорит, что юноша стонет во сне, зовет ее, однако любовь Алеко больше не нужна ей. Земфира хочет свободы. Алеко спрашивает, где она была, и девушка отвечает, что сидела вместе с отцом, поскольку ей тяжело было смотреть на душевные переживания Алеко во сне. Молодой человек говорит, что во сне видел, как девушка ему изменяла. Однако Земфира просит его успокоиться и не верить страшным снам.

Утешения старика

Старик просит Алеко не печалиться, ведь тоска не доведет его до хорошего - так продолжается произведение «Цыгане». Краткое содержание знакомит нас с дальнейшими событиями: Алеко признается старому цыгану, что причина его сердечного горя - равнодушие Земфиры. Старик старается его убедить, что его дочь - сущее дитя, а женское сердце всегда несерьезно в любви. И никто не может приказать женщине любить одного - точно так же, как невозможно приказать Луне замереть на одном месте. Однако Алеко, постоянно вспоминающий счастливые часы, проведенные с Земфирой, остается безутешным. Тогда старик рассказывает собственную историю, в которой содержится назидание для юноши. Когда-то он был молод и влюблен в красавицу Мариулу. Наконец, у него получилось добиться от возлюбленной взаимности. Очень быстро прошла молодость, однако еще быстрее иссякла любовь Мариулы. В один прекрасный день она покинула табор, оставив маленькую дочку - ту самую Земфиру. С той поры все женщины опостылели рассказчику.

Произведение Пушкина «Цыгане»: краткое содержание дальнейших событий

Алеко удивляется, как старик не уничтожил своих обидчиков, вонзив кинжал в сердце неверной женщине и ее полюбовнику. Но старик ответил, что человек не властен удержать любовь. И молодой слушатель уверяет старика, что он бы не оставил подобную ситуацию без мщения.

В это время Земфира наслаждается временем со своим новым возлюбленным, молодым цыганом. Сон Алеко поверхностен и тревожен. Он просыпается, полный сомнений и страха, начинает бродить около шатра. В тусклом свете звезд он видит след, который ведет за курган. Алеко отправляется по этому следу, и внезапно обнаруживает две тени влюбленных. В девушке он узнает Земфиру, которая говорит бежать своему возлюбленному. Но Алеко уже вонзает в него кинжал. Объятая ужасом, Земфира проклинает свою бывшую любовь. И Алеко убивает и девушку.

Концовка

На рассвете Алеко все еще сидел за холмом, держа в руках окровавленный нож - так подходит к своей развязке поэма произведение «Цыгане». Краткое содержание расскажет читателю дальнейшие события: перед его глазами было два трупа. Цыгане прощаются с убитыми, начинаются похороны. Старик сидит, полный тяжелых дум. После того как Земфира и ее возлюбленный были похоронены, он говорит Алеко оставить табор. Ведь цыгане не хотели бы, чтобы среди них жил убийца. Через некоторое время табор снимается с места и скрывается. Только одна телега остается в поле. Наступает ночь, однако никто не разводит огня и не ночует под ее крышей.

Образ Алеко

Алеко - это обобщенный образ молодого, образованного юноши. Это персонаж байронического типа, который наделен весьма острым чувством собственного достоинства. Законы мира ему кажутся насилием перед свободой человека. Исходная точка в жизни героя - это конфликт между человеком и обществом. Но поэт не раскрывает прошлого Алеко в произведении. Персонаж охарактеризован в самом общем смысле как «беглец», который изгнан из родных краев насильственным образом. Его самая большая ценность - свобода, и именно ее он хочет обрести, примыкая к цыганскому табору.

Краткое содержание рассказа «Цыгане» Пушкина будет неполным без описания философии главного героя. Вся повесть строится на свойственном романтизму противопоставлении свободной воли и цивилизации. Разрыв главного героя с цивилизацией имеет идеологическое обоснование. Мотив изгнания описан как знак его широких возможностей, нравственных преимуществ перед цивилизацией.

Изгнанник Алеко хочет найти среди этого первобытного покоя покой, ведь в их среду не проникло зло, здесь он может отыскать свое счастье. Парадокс заключается в том, что именно эта среда, которой чужда всякая активность, и выявляет странности главного героя. Он проявляет себя в бурых страстях, его желания исключительны - в особенности те, что касаются сферы взаимоотношений. В любви его начинают проявляются собственнические инстинкты.

Образ Земфиры

Земфира - это вольная и свободная девушка, «дитя» по своей натуре. В произведении читатель не отыщет подробной характеристики героини, поэтому лишь с некоторыми ее характеристики рассмотрены в данном кратком содержании «Цыган». Александр Сергеевич Пушкин отмечает лишь то, что она молода и привлекательна. Как и у других цыганок, одежда ее старая и изношенная, однако пестрая. Характер Земфиры похож на детский и в том, что она не осознает последствий своих поступков, проявляет капризность, искренне не понимая, отчего нельзя всегда следовать своим желаниям.

«Цыганы шумною толпой
По Бессарабии кочуют...»

Поэма начинается описанием вольного быта цыган. Затем рисуется картина ночного табора. В одном из шатров не спит старик и «в поле темное глядит»: ждет к ужину свою дочь Земфиру, которая «пошла гулять в пустынном поле», так как «привыкла к резвой воле».

Ho вот она; за нею следом
По степи юноша спешит;
Цыгану вовсе он неведом.
«Отец мой, - дева говорит, -
Веду я гостя; за курганом
Его в пустыне я нашла
И в табор на ночь зазвала.
Он хочет быть как мы цыганом;
Его преследует закон,
Ho я ему подругой буду.
Его зовут Алеко - он
Готов идти за мною всюду».

Старик принимает юношу. Наутро табор снимается и отправляется в путь:

И стар и млад вослед идут;
Крик, шум, цыганские припевы,
Медведя рев, его цепей

Нетерпеливое бряцанье,
Лохмотьев ярких пестрота,

Детей и старцев нагота,
Собак и лай и завыванье,
Волынки говор, скрып телег,
Всё скудно, дико, всё нестройно,
Ho всё так живо-неспокойно,
Так чуждо мертвых наших нег,
Так чуждо этой жизни праздной,
Как песнь рабов однообразной!

Однако несмотря на простор и волю расстилающюся кругом, а также на то, что рядом черноокая красавица Земфира, Алеко печален. Он не видит всех этих красот, великолепие жизни от него скрыто:

Подобно птичке беззаботной
И он, изгнанник перелетный,
Гнезда надежного не знал
И ни к чему не привыкал.
Ему везде была дорога,
Везде была ночлега сень,
Проснувшись поутру, свой день

Он отдавал на волю бога,
И жизни не могла тревога

Смутить его сердечну лень.
Его порой волшебной славы

Манила дальная звезда;
Нежданно роскошь и забавы
К нему являлись иногда -
Над одинокой головою
И гром нередко грохотал;
Ho он беспечно под грозою
И в вёдро ясное дремал. -
И жил, не признавая власти

Судьбы коварной и слепой -
Ho боже! как играли страсти

Его послушною душой!
С каким волнением кипели
В его измученной груди!
Давно ль, на долго ль усмирели?
Они проснутся: погоди!

Земфира спрашивает Алеко, не не жалеет ли он об оставленной родине, о близких. Алеко отвечает, что ему не о чем жалеть - ему не по душе «неволя душных городов», где «люди, в кучах за оградой, не дышут утренней прохладой, ни вешним запахом лугов; любви стыдятся, мысли гонят, торгуют волею своей, главы пред идолами клонят и просят денег да цепей».

Земфира возражает, что «там огромные палаты, там разноцветные ковры, там игры, шумные пиры, уборы дев там так богаты!» Алеко отвечает, что она лучше всех этих дев, к тому же «где нет любви, там нет веселий».

Старик, слышащий разговор, замечает, что «но не всегда мила свобода тому, кто к неге приучен », то есть что не каждый человек готов воспринять свободу. Он рассказывает преданье об одном «жителе полудня», который попал к ним в изгнанье. Он был уже не молод, «имел он песен дивный дар», но «слаб и робок был, как дети», «чужие люди за него зверей и рыб ловили в сети», к «заботам жизни бедной» он так никогда и не привык, весь остаток дней он тосковал, да «горьки слезы проливал», а по смерти завещал свои останки увезти на родину (речь идет об Овидии, древнеримском мыслителе и поэте). Алеко думает о преходящести славы, о ее бренности - с одной стороны Рим, «певец любви, певец богов», а с другой - «цыгана дикого рассказ».

Проходит два года. Цыгане по-прежнему кочуют «мирною толпой»; Алеко постепенно привыкает к «бытью цыганскому». Он даже «с пеньем зверя водит (медведя), Земфира поселян обходит и дань их вольную берет».

Старик, Алеко и Земфира на ночлеге. Земфира качает люльку п поет песню:

Старый муж, грозный муж,
Режь меня, жги меня:
Я тверда; не боюсь
Ни ножа, ни огня.

Ненавижу тебя,
Презираю тебя;
Я другого люблю,
Умираю любя.

Алеко слышит и прерывает ее, говоря, что он «диких песен не любит». Земфира отвечает, что песню для себя поет, и продолжает:

Режь меня, жги меня;
He скажу ничего;
Старый муж, грозный муж,
He узнаешь его.

Он свежее весны,
Жарче летнего дня;
Как он молод и смел!
Как он любит меня!

Как ласкала его
Я в ночной тишине
Как смеялись тогда
Мы твоей седине!

Алеко вновь просит Земфиру замолчать и добавляет, что понял ее песню. Земфира отвечает, что песня действительно про него, и уходит.

Старик говорит, что это старинная песня и что ее «певала Мариула (его жена, мать Земфиры), перед огнем качая дочь».

Ночью Земфира будит старика, говорит, что Алеко во сне рыдает, кричит, произносит «Земфира».

Старик замечает: «Тебя он ищет и во сне: ты для него дороже мира». На это Земфира отвечает, что «его любовь постыла мне. Мне скучно; сердце воли просит».

Земфира будит Алеко, прерывая его кошмары. Алеко говорит, что ему снились страшные вещи, Земфира в ответ советует не верить «лукавым сновиденьям».

Алеко:
Ax я не верю ничему:
Ни снам, ни сладким увереньям,
Ни даже сердцу твоему.

Оставшись наедине с Алеко, старик спрашивает:

О чем, безумец молодой,
О чем вздыхаешь ты всечасно?
Здесь люди вольны, небо ясно,
И жены славятся красой.
He плачь: тоска тебя погубит.

В ответ на жалобы Алеко, что Земфира его не любит, старик отвечает:

Утешься, друг: она дитя.
Твое унынье безрассудно:
Ты любишь горестно и трудно,
А сердце женское - шутя.
Взгляни: под отдаленным сводом

Гуляет вольная луна;
На всю природу мимоходом
Равно сиянье льет она.
Заглянет в облако любое,
Его так пышно озарит -
И вот - уж перешла в другое;
И то недолго посетит.
Кто место в небе ей укажет,
Примолвя: там остановись.
Кто сердцу юной девы скажет:
Люби одно, не изменись.
Утешься.

Алеко продолжает сокрушаться, вспоминать счастливые минуты любви.

Старик рассказывает ему свою собственную историю. Он в молодости любил девушку, добивался ее и наконец «назвал своею».

Ах, быстро молодость моя

Звездой падучею мелькнула!
Ho ты, пора любви, минула
Еще быстрее: только год
Меня любила Мариула.
Однажды близ Кагульских вод

Мы чуждый табор повстречали;
Цыганы те - свои шатры

Разбив близ наших у горы

Две ночи вместе ночевали.
Они ушли на третью ночь, -
И, брося маленькую дочь,
Ушла за ними Мариула. -
Я мирно спал - заря блеснула,
Проснулся я, подруги нет!
Ищу, зову - пропал и след -
Тоскуя, плакала Земфира,
И я заплакал - с этих пор

Постыли мне все девы мира;
Меж ими никогда мой взор

He выбирал себе подруги -
И одинокие досуги
Уже ни с кем я не делил. -

Алеко:
Да как же ты не поспешил

Тот час во след неблагодарной
И хищникам и ей коварной

Кинжала в сердце не вонзил?

Старик:
К чему? вольнее птицы младость;
Кто в силах удержать любовь?
Чредою всем дается радость;
Что было, то не будет вновь.

Алеко:
Я не таков. Нет, я не споря

От прав моих не откажусь!
Или хоть мщеньем наслажусь.
О нет! когда б над бездной моря

Нашел я спящего врага,
Клянусь, и тут моя нога
He пощадила бы злодея;
Я в волны моря, не бледнея,
И беззащитного б толкнул;
Внезапный ужас пробужденья
Свирепым смехом упрекнул,
И долго мне его паденья

Смешон и сладок был бы гул.

Земфира на свиданье с молодым цыганом. Она торопится домой, так как ее муж «ревнив и зол». Цыган не отпускает, наконец Земфира вырывается, пообещав, что придет следующей ночью.

Ночью Алеко просыпается и, не найдя рядом Земфиры, идет по следу и натыкается на влюбленных. Земфира кричит цыгану, чтобы он бежал, но Алеко вонзает в него нож со словами, обращенными к Земфире: «Теперь дыши его любовью».

Земфира:
Нет, полно, He боюсь тебя! -
Твои угрозы презираю,
Твое убийство проклинаю.

Алеко:
Умри ж и ты!
(Поражает ее.)

Земфира:
Умру любя...

Наступает утро. Алеко сидит на камне перед простертыми трупами. Пробудившиеся цыгане окружают его. Потом поднимают мертвых, роют могилы и погребают их, Алеко в отчаянии падает и лежит на земле,

Тогда старик, приближась, рек:
«Оставь нас, гордый человек.
Мы дики; нет у нас законов.
Мы не терзаем, не казним -
He нужно крови нам и стонов -
Ho жить с убийцей не хотим,..
Ты не рожден для дикой доли,
Ты для себя лишь хочешь воли;
Ужасен нам твой будет глас -
Мы робки и добры душою,
Ты зол и смел - оставь же нас,
Прости, да будет мир с тобою».

Цыгане уходят.

Эпилог

Волшебной силой песнопенья
В туманной памяти моей
Так оживляются виденья
И ваши сени кочевые
В пустынях не спаслись от бед,
И всюду страсти роковые,
И от судеб защиты нет.

По бессарабским степям бродил цыганский табор. Жизнь его проста: днём – бесконечная пыльная дорога, вечером – ужин у костра, песни и смех молодёжи, крепкий сон под бескрайним небом. Поздним вечером шум голосов стих. Лишь в одном шатре не спал старый цыган. Он сидел у затухающего костра и ждал дочь Земфиру, которая ушла прогуляться по степи. Отец привык к таким прогулкам дочери и не беспокоился о ней. Но в этот раз она задерживалась.

Под утро цыган услышал звук шагов. Это возвращалась его дочь. Вместе с ней пришёл незнакомый юноша, которого Земфира звала Алеко. Девушка рассказала отцу, что у молодого человека проблемы с законом, и она предложила ему остаться в таборе. Старый цыган согласился делить с ним кров и пищу, предложив выбрать занятие по своему желанию.

Утром цыган разбудил Земфиру и Алеко, спящих в шатре. Табор собирался в дорогу. Слышны были звонкие голоса, смех, лай собак, рычание медведя. В дороге юноша с грустью смотрел на бескрайнюю степь и о чём-то думал. Ни счастливый смех черноглазой Земфиры, ни яркие лучи солнца не могли успокоить сердце молодого человека. Он вспоминал жизнь, проведенную в изгнании, свои желания, мечты, несбывшиеся надежды. Но всё это осталось в прошлом.

Рядом с юной цыганкой он решил попытаться найти счастье и покой. Земфира поинтересовалась у Алеко, не сожалеет ли он о прошлой жизни, о богатых и шумных городах, о красивых нарядных девушках. Юноша сказал, что чем может быть хороша жизнь, где всё продаётся и всё покупается. А она, Земфира, без украшений лучше любой красавицы, он согласен прожить с ней всю жизнь. Старый цыган слушал и удивлялся таким словам.

Так пролетели два года. Алеко привык к бродячей жизни, научился управляться с медведем. Воспоминания о прошлой жизни редко тревожили его душу. Вечерами они втроём готовили свой бедный ужин и спокойно засыпали. Но однажды Алеко услышал песню Земфиры, которую она пела над колыбелью. В ней она рассказывала о своей любви к молодому цыгану. Алеко был в отчаянии. Старый цыган тоже слышал песню дочери. Она напомнила ему дни молодости, когда зимними вечерами его жена Мариула пела эту песню над колыбелью Земфиры. Прошли годы, многое стёрлось из памяти старика, но песню эту он не смог забыть.

Ночью его разбудила испуганная дочь. Она рассказала, что Алеко плакал и стонал во сне, и ей страшно находиться с ним рядом. Цыган предложил посидеть вместе, не разрешив его будить. Он пояснил ей, что у русских людей есть такое придание о ночном домашнем духе, который мучает спящих. Но не ночной дух беспокоил Алеко. Ему не давала покоя ревность, которая тревожила и мучила его.

На следующий день старик спросил Алеко о том, что с ним происходит. Измученный ревностью юноша открыл ему своё сердце. Цыган попытался утешить его. Он говорил, что дочь его слишком юна, что мимолётные чувства проходят и ему нужно смириться. Он рассказал, что тоже когда-то был молод и силён и любил красавицу Мариулу. Но недолго длилось его счастье. Через год Мариула, оставив ему маленькую Земфиру, ушла с другим табором.

Алеко поразился его словам. Его удивило, что цыган даже не стал преследовать ни жену, ни своего соперника. Цыган был мудрым человеком. Он объяснил Алеко, что молодость даётся один раз в жизни. Как нельзя остановить ход луны в небе, так никто не в силах сдержать чувства, охватившие человека. С тех пор цыган так и не выбрал себе подруги, решил остаться одиноким на всю жизнь. Он не знал, почему так сложилась его судьба. Или оттого, что он уже не мог поверить никому, или так сильно любил Мариулу, что другая женщина не смогла заменить её.

Глубокой ночью Алеко проснулся от страшных видений и заметил, что Земфиры нет рядом. Он пошёл её искать по еле заметным следам на мокрой траве. За дальним курганом Земфира стояла, обнявшись с молодым красивым цыганом. Через мгновение они оба упали на старый курган, сражённые ножом. Утром цыгане нашли Алеко, сидящим на камне, а у его ног лежали мёртвые влюблённые.

Цыгане простились с убитыми и похоронили в одной могиле. Позже к Алеко подошёл старый цыган и попросил покинуть их табор, потому что цыгане не хотели жить с убийцей. Табор собрался, и через час его кибитки исчезли вдали, только одна телега осталась стоять посреди степи. Ночью никто не зажёг в ней огня, вокруг было тихо и пусто.



Просмотров