Чтобы быть гражданином. Занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Что значит быть гражданином? Владельцев такой награды в мире - единицы

Мария Тумашева

Цель : уточнить представление детей о России как о родной стране, объяснить

Детям понятие «гражданство » , воспитывать гражданско -патриотические чувства. Довести до сознания детей то, что каждый ребенок является гражданином государства , в котором он живет;

Активизировать словарь : гражданин России , свидетельство о рождении, паспорт, достойный сын своего Отечества.

Материалы и оборудование : Символика России : флаг РФ, герб, аудиозапись гимна

оссии, символ права, глобус, портрет Ю. А. Гагарина, магнитофон

Предварительная работа : Ознакомить детей с государственными символами нашей Родины.

Домашнее задание : рассмотреть свои свидетельства, паспорта родителей.

Ребята, в какой стране мы живем (в России) . Посмотрите на глобус. Как велика и необъятна наша Родина! Она больше любой другой страны мира. Ни в одной другой стране не живет так много разных народов, как в нашей. Все страны мира, все государства, существующие на Земле, имеют свои гербы и


лаги. Граждане России гордятся государственным гербом, флагом и гимном. Мы – россияне, граждане своей страны . Гражданин России – это человек, который родился или постоянно проживает на территории России, имеет паспорт гражданина России , пользуется защитой нашей страны, а также правами гражданина . Вы граждане России с момента рождения. Это значит , что вы находитесь под защитой нашего государства.

Назовите отличительные символы нашего государства (флаг, герб, гимн) . Вспомните, что означают цвета российского флага (ответы детей)

Дети читают стихи В. Степанова :

Флаг России.

«Белый цвет – березка,

Синий – неба цвет,

Красная полоска – солнечный рассвет».

Герб России.

«У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток


Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый,

Он – России дух свободный».

Назовите город – столицу нашей Родины (ответ)

«Москва – это Красная площадь,

Москва – это башни Кремля,

Москва – это сердце России,

Которая любит тебя».

Ребята, как называется главная песня страны (гимн)

Гимн – это торжественная песнь Родины. Он прославляет народ и Родину. Когда люди поют гимн – они дают клятву любить свою страну, трудиться для общего счастья. Давайте прослушаем главную песню Родины стоя (дети встают и слушают гимн)

Великий русский поэт – Н. Некрасов – спрашивал : «Что такое гражданин - и сам же отвечал : «Отечества достойный сын!» . Как вы понимаете выражение : «Быть достойным сыном Отечества?» (свободные ответы)


У Константина Ушинского есть чудесное произведение, которое называется «Наше Отечество» , послушайте :

«Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию, потому что в ней жили испокон веку наши отцы и деды наши.

Родиной мы зовем ее, потому что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное, а матерью – потому что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать, она защищает и бережет нас от всяких врагов. Много есть и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина».

Скажите, кто такой Ю. А. Гагарин? Можем ли мы его назвать достойным сыном нашего Отечества? Почему (ответы детей)

Можно ли назвать гражданином ленивого человека , не выполняющего свои обязанности, не желающего жить по законам своей страны, не уважающего права других людей? Что можно сказать о таком человеке (ответы детей)

Посмотрите на этот портрет – это всем известный русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Про него говорят : «Это солнце русской поэзии» .Какие сказки Пушкина вы знаете(«Сказки о царе Салтане» , «Сказка о золотом петушке» , «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» и др.)

-«Давайте знакомую книгу откроем

И снова пройдем от страницы к странице,

Всегда ведь приятно с любимым героем

Опять повстречаться, опять подружиться»(просмотр иллюстраций, чтение отрывков из произведений) .

Назовите качества характера человека, которые необходимы достойному


ражданину (смелый, честный, мужественный, справедливый, порядочный, доброжелательный)

У поэта Степанова есть стихотворение, с которым нас познакомит Наташа М., пожалуйста,:

Российская семья.

«Живут в России разные народы с давних пор,

Одним – тайга по нраву,

Другим – родной простор.

У каждого народа язык свой и наряд.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод.

Один кумыс готовит,

Другой готовит мед.

Одним милее осень,

Другим – милей весна.

А Родина – Россия –

У нас у всех одна».

Когда вы родились, ваши родители зарегистрировали, т. е. записали вас, дав


мя и свою фамилию в специальном учреждении – загсе. Родители показали и как бы представили вас государству как новых граждан . С рождением у вас появилось право на заботу и охрану со стороны государства. Вы получили первый в своей жизни документ – свидетельство о рождении. В нем записано, что вы – граждане своей страны , граждане России . Вспомните, что записано у вас в свидетельстве(1-2 свидетельства)

Этот документ отличает вас от всех других детей, подтверждение того, что вы не похожи на других, но все вы граждане России . Когда вы станете совершеннолетними, вы получите паспорт. (показ паспорта)

Какие права есть у детей? Для чего человеку знание своих прав (Ребенок, зная свои права, может в любой момент воспользоваться ими и защитить их)

Каждый россиянин – гражданин своей страны , он должен гордиться своей прекрасной, могучей страной, любить свою Родину с самого детства.


А что вы, ребята, можете уже сейчас сделать для России (ответы)


Правильно, надо хорошо учиться, дружить друг с другом, не мусорить на улице, помогать дома родителям, бережно относиться к природе.








ГКОУ РО « Пролетарская специальная

школа – интернат »

на заседании школьного педагогического совета

Доклад

Тема: « Ч т о з н а ч и т б ы т ь г р а ж д а н и н о м?»

Прежде чем раскрыть тему выступления я постараюсь дать определение

понятия гражданина для дальнейшего формирования его основных качеств

характера в процессе обучения учащихся на уроках чтения и классных часах.

Гражданин - это человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства, пользуется всеми правами, исполняет все обязанности этого государства. Долг каждого гражданина России - уважать достоинство других граждан, укреплять дружбу наций и народностей его многонационального государства.

Воспитание гражда нина – важнейшая задача для любой страны. Она актуальна и для России.

Быть гражданином – значит служить своей стране, любить её и делать всё для её процветания. Гражданин – это субъект, частичка общества, страны. Формирование качеств гражданина мною осуществляется на уроках литературного чтения, внеклассных и классных часах.

Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности – приоритетной ценности, обретение которой позволит осознать человеческие достоинства.

При работе над воспитанием гражданственности в условиях коррекционной школы возникают трудности. К воспитательной системе необходимо подключить ребёнка из неблагополучной семьи, что приводит к сложностям в обеспечении норм гражданского поведения как семьи, так и ребёнка.

У обучающихся, воспитанников за норму жизни принимаются отклонения, такие как эталон курева, употребление алкоголя, а по части

употребления ненормативной лексики могут выйти на первое место.

В этом заключается противоречие воспитания: в школе дают знания и умения одного направления, а дома обучающиеся, воспитанники сталкиваются с другими нормами поведения.

Задача педагога заключается в том, чтобы помочь ребёнку сделать правильный выбор между двумя жизненными позициями.

У воспитанников с проблемами в развитии гражданская позиция не воспитывается сама по себе, как не могут развиться у них нормы и признаки

гражданственности: умение действовать свободно и ответственно.

Чтобы обучающийся, воспитанник стал настоящим патриотом, необходимо, чтобы в нём жил интерес к истории родного края и Отечества, была воспитана чуткость, доброта и милосердие, развита дисциплина, упорство, мужество, привита любовь к Родине.

В коррекционном обучении наиболее значимую роль в развитии

гражданского воспитания играет педагог, грамотно спланировавший работу по развитию нравственных качеств ребёнка.

Так, в старших классах, на уроках литературного чтения, мы с воспитанниками изучаем и анализируем произведения советской и зарубежной литературы.

Проводим глубокий анализ данных произведений различной тематики.

Произведение М.Горького «Песня о Соколе» заставляет воспитанника проникнуться мыслью о величии подвига. Безумство храбрых – это стремление забыть всё простое, будничное, чтобы всего себя отдать подвигу, самопожертвованию. Люди, подобные Соколу на протяжении всей своей жизни стремятся совершать что - то значительное. Они не думают о том, что подвиг может оказаться губительным для них, они готовы к такому исходу событий заранее, но их это не страшит.

В рассказах Е. Холмогоровой «Великодушный русский воин»,

« Серебряный лебедь» и др. повествуется о личностях высоких моральных

качеств, о героях и событиях Войны 1812 года, которые оставались

верными высокому идеалу, способному на самопожертвование во имя

Перечисленные произведения помогают воспитанникам через соучастие, сочувствие героям книг осознать себя как человека, личность, гражданина.

В стихотворении «Будь человеком» Сергей Михалков обращается

к нашему поколению и призывает:

Живёшь ты в атомный наш век,

И сам не муравей,

Будь Человеком, человек,

Ты на земле своей!

Такие стихотворения оказывают положительное воздействие на учащихся. Они трепетно начинают относиться к окружающей их природе, стараются сохранить себя как часть природы.

Чтобы быть достойным гражданином воспитанникам необходимо:

Повышать культуру, улучшать моральный облик;

Знать основные правила вежливости;

Это всё отражено в учебнике по чтению 6-го класса, где напечатана статья «Здравствуйте!» (перевод с польского Д.Гальпериной).

Изучение этой статьи даёт некоторый положительный результат в поведении обучающихся, воспитанников.

Гражданин должен выполнять свой гражданский долг перед Родиной. Гражданский долг воспитанника – хорошо учиться, соблюдать дисциплину, выполнять все режимные моменты в школе - интернате.

О гражданском долге в 7 классе с воспитанниками и обучающимися

проведена беседа, где я являюсь классным руководителем.

Традиционной целью гражданского воспитания является формирование правовых знаний, правил поведения в обществе, так как каждый ребёнок находится в социуме.

Рабочей программой в старших классах предусмотрено изучение регионального компонента, который отражён в программе уроками внеклассного чтения. Они знакомят воспитанников с творчеством писателей родного края (М.Шолоховым, Н.Николаевым, А.Н.Скриповым, В.Н.Дерябиным), которые дают представление о жизни, быте и обычаях жителей нашего региона, сопоставляют изучаемое со знакомой местностью и окружающей действительностью.

Проведены уроки внеклассного чтения на темы :

« Сказки Донских писателей»;

М. Шолохов « Родинка», « Алёшкино сердце », «Жеребёнок» ;

Н.Николаев « Конопушки»(о природе донского края) и т.д.

Целями и задачами уроков внеклассного чтения являются - через произведения приобщать воспитанников к культуре родного края, воспитывать любовь к малой Родине, скреплять дружбу народов, живущих на Дону.

В статье я хочу поднять вопрос не сколько юридического, сколько философского порядка, а именно о том, что значит быть гражданином? Гражданство определенной страны означает принадлежность этого лица к государству. Но это формальная точка зрения. Я же попробую затронуть глубину проблемы.

Исторические основы

Раньше человек считался подданным. Согласитесь, слово сейчас не совсем правильное, ведь оно отражает какую-то зависимость. Поэтому можно говрить о том, что гражданство также подразумевает культурную, идейную и духовную связь человека с государством, его принадлежность к нему. Что значит быть достойным гражданином? Чтить интересы своей страны, быть патриотом и понимать, что за рубежом ты всегда будешь чувствовать себя чужим. Честно скажу, что не понимаю, как можно иметь несколько гражданств одновременно. Ведь в этом случае невозможно ощущать себя причастным к делам страны. В любом случае одно из государств будет для тебя роднее, ближе.

Что значит быть гражданином РФ?

Это главный вопрос для нас, потому что мы родились и выросли в этой стране. Когда существовал СССР, то никто и подумать не мог о каком-либо другом гражданстве, кроме советского. Не солгу, если скажу, что каждый ощущал на себе то могущество и роль государства в мире. Может быть не задумывался об этом, но на подсознательном уровне это было. Сейчас такого чувства нет. Но тем не менее, Россия юридически является правоприемницей Союза, поэтому частичка величия присутствует и у нас. Что значит быть гражданином для нашей страны - это возможность жить в уникальном государстве, где сплетаются культуры сотни народов, где такие возможности, которых не имеют многие, где каждый день ощущаешь сопричастность с великой историей.

Люди мира

Для некотрых гражданство не играет особой роли. Что значит быть гражданином ддля них? Это жить в той стране, которая полностью обеспечит тебя материально, создаст такие условия жизни, которые будут лучшими по отношению к тому государству, в котором ты родился. Их еще называют людьми мира. Они не задумываются о границах, поменяв за свою жизнь не то что несколько мест жительств, а несколько стран. Такое понимание гражданства тоже возможно. Это воспринимается как независимость от каких-либо политических структур. Человек может вообще не иметь связи со своей Родиной.

Гражданские права

Часто гражданство рассматривается через призму прав, которые оно дает. Это, конечно же, возможность избирать и быть избранным, участвовать в референдумах, других формах волеизъявления граждан. Что значит быть гражданином в таком смысле? Обязательно учавствовать в этих мероприятиях, потому что если этого не делать, то теряется смысл гражданства. Получается, что вы делаете то же, что и иностранцы (не граждане), а это совсем неправильно.

Заключение

Много смыслов можно отыскать в Я попытался раскрыть три из них, но может каждый ощущает себя как-то по-другому и понимает принадлежность к государству в другом смысле. Я же просто даю материал для размышления, чтобы каждый для себя понял, что значит быть гражданином своей страны.

Действительно, что значит быть гражданином? И гражданином чего? Своей страны? Своей Родины? Это непростой вопрос. Тут много над чем можно поразмышлять.

В одной из своих программ Владимир Позднер привёл такой пример. Он сказал, что, когда во Франции человек говорит: «Я – француз» - это никакого отношения к национальности не имеет. Так может сказать люди совершенно разной расы. И чёрные, и белые, и жёлтые. Говоря: «я француз», жители Франции имеют в виду не национальность, а гражданство. То есть для них француз – это прежде всего гражданин Франции. Так ли это в России? Здесь всё несколько по-иному. Человек скажет: «Я русский», но это касается в первую очередь национальности. Мало кто говорит, что он россиянин, или гражданин России. В первую очередь внимание обращается на национальность.

Поэтому граждане России называют себя русскими, белорусами, татарами, узбеками и прочее.

С другой стороны, у многих присутствует патриотизм. Но зачастую, этот патриотизм показной. Папа рассказывал, что у них на работе один сотрудник очень категорично высказывался против тех, кто выбирает альтернативную гражданскую службу. Это когда призывник отказывается служить в вооружённым силам по своим убеждения, а предпочитает воспользоваться правом пройти альтернативную гражданскую службу. Есть такой закон в нашей стране. Потом оказалось, что у этого сотрудника сын сам не был в армии. Когда ему был задан вопрос, по какой причине же так случилось, этот человек очень смутился и говорил что-то невнятное.

Так кто патриот своей страны? Кто непонятно почему не прошёл службу в армии, или кто вместо этого предпочёл более долгое время работать на непрестижной малооплачиваемой работе, которую предоставляют альтернативщикам? Это вопрос, на который нелегко ответить тем, кто осуждает выбравших такую гражданскую службу.

Ещё такой ложный патриотизм проявляется, когда человек вовсю хвалит свою страну и говорит, что она лучшая. Но продукцию предпочитает исключительно иностранную. Телефон Эпол, телевизор Самсунг, автомобиль БМВ. Так если ты патриот, то пользуйся исключительно продукцией отечественного производителя. Но люди предпочитают пользоваться продукцией тех стран, про которые они высказываются нелестно, и кого даже считают врагами. А где тогда патриотизм в этой ситуации? Зачем же так ругать других, если пользуешься их товарами?

Я считаю, что быть истинным гражданином своей страны, это не говорить высокие слова о ней. Надо делать дела, которые это подтверждают. Например, честно трудиться. Если работник трудится на производстве, то не нужно воровать рабочее время, занимаясь во время работы своими личными делами. Необходимо честно платить налоги. Многие работают как индивидуальные предприниматели. Но все ли честно заполняют налоговую декларацию? Если человек – истинный гражданин своей страны, то он будет и в этом вопросе вести себя порядочно. Даже простое дело – соблюдать правила дорожного движения – это то, что может делать гражданин, чтобы показать, что он любит свою страну. Так что значит быть гражданином? Я делаю вывод, что не слова о любви к своей Родине делают нас настоящими гражданами, а наши дела, которые показывают, что человек любит и ценит свою страну.

Современная молодежь абсолютно не заинтересована в своем культурном наследии. Школьников 21 века интересует все больше Запад, пестрящий, мигающий, такой веселый. Родители даже не задумываются, когда их малыши отдают предпочтение иностранным мультфильмам, песням, хотя ростки гражданственности идут именно из раннего детства.

Так кто же такой гражданин России?! Многие выпускники, которые сдают экзамен по обществознанию, к своему стыду не знают даже слов гимна России, не говоря об основных вехах её истории, вот одна из частичек гражданственности. Однако, мало этот гимн знать, важно душой быть рядом с тем, кому его адресуют, к примеру, болея за наших спортсменов, участвующих в олимпиаде, внутри каждого из нас должно нарастать чувство гордости, когда россиянин всходит на пьедестал почета под знакомую всем мелодию.

Быть гражданином - это значит любить свою Родину, небольшой городок, деревушку или мегаполис, в котором ты живешь, не осквернять культурные достопримечательности, мимо которых ты ходишь. Удивительно, какое удовольствие доставляет молодежи разрисовать из баллончика Пушкина или Крылова, запечатленных не только в камне, но и в нашей памяти еще с младенчества, ведь едва выучив буквы, мы знакомимся именно с их произведениями. Быть гражданином - значит уважать подвиг своих предков, даже если в твоём роду не было вояк, а лишь женщины, трудившиеся в тылу, все равно их изможденными руками ковалась победа и наша сегодняшняя свобода. Не нужно кричать во все концы, что твой дед- герой, поверьте, ему это и не нужно, достаточно обнять его и тихо прошептать: «Спасибо тебе, дедушка!», и поверьте, он поймет все без лишних слов. Быть гражданином – это знать, что от тебя зависит будущее твоей страны, даже если ты еще совсем мал, и твои слова не всегда можно расслышать, придет время, когда твой голос и твое надежное плечо, пытливый ум, отважное сердце будут необходимы Отечеству.

Гражданин… Все начинается с малого: быть достойным сыном или дочерью своих родителей, соблюдать правила, предписанные школой, не бояться проявлять свою личность, однако, делать это не в ущерб другим, никогда не нарушать обещаний данных другим людям, тем самым с малых лет воспитывая в себе чувство ответственности за свои слова. И самое главное, где бы ты не находился никогда не забывать, что ты родился в России и за твоей спиной миллионы людей, а значит надежный тыл!

Сочинение на тему Что значит быть гражданином своей страны

Однажды мне удалось прочитать о древних Афинах и том, как там было устроено общество. Как говорят различные источники, Афины были независимым городом, который полностью сам себя обеспечивал и имел весьма четкую социальную градацию.

Основу города составляли граждане, которых было около десяти процентов от всего количества людей. Остальную часть составляли рабы, которые фактически пребывали в подчинении у граждан, а также в городе могли быть приезжие и подобные люди, которые тоже фактически гражданами не были. Гражданство в свою очередь позволяло не только владеть имуществом и рабами, но и участвовать в управлении городом.

Более того, каждый гражданин периодически занимал тот или иной значимый пост в правительстве города, но при этом всем гражданам нужно было голосовать. Не голосовать граждане Афин не могли, также как не могли и не придерживаться какого-то определенного мнения относительно значимых аспектов управления городом. Люди, которые не имели собственного политического мнения назывались идиотами и не как обзывательство, но просто был такой термин, который сейчас мы используем с немного другим значением.

К чему я веду такое длительное вступление-экскурс о древних Афинах? К разъяснению собственного понимания гражданина и гражданства. В моем понимании гражданин страны – тот, кто принимает активное участие в управлении собственной страной и всегда делает какой-то выбор относительно той или иной позиции.

Гражданин не может быть безучастным не в малом не в большом. Гражданские права могут в полной степени считаться собственной принадлежностью только, когда гражданин обладает собственной гражданской ответственностью и способен такую ответственность нести.

Именно поэтому, на мой взгляд, и сейчас не каждый является в действительности гражданином нашей страны. Хотя формально просто отметка в паспорте наделяет таким правом. На мой взгляд, гражданство нужно заслужить и иметь право пользоваться такой привилегией, доказывать данное право своим личным выбором и ответственностью.

Не имеет существенного значения какого гражданин придерживается мнения. Суть заключается в том чтобы мыслить не только собственными потребностями, но и исходить из потребностей своего сообщества, страны. Гражданин – активная часть общества.

Образец 3

Вероятно, слово гражданин исходит этимологически от слова горожанин, которое появилось в историческом масштабе относительно недавно. Конечно, города были на протяжении всей истории цивилизации, но в городах обитало относительно немного людей. По большей части люди обитали в деревнях и занимались выращиванием различных растений и животных, ремеслами.

Массовая миграция в города и развитие предприятий повлекло за собой возникновение новой экономики, и, как следствие, новой морали и класса людей. Горожане стали представителями среднего и низкого сословия, которые занимали какие-то торговые посты, занимались ремеслом или работали на предприятиях. Они стали основной массой городского населения, хотя и на протяжении некоторого времени не имели особенных политических прав.

Далее эти права стали постепенно появляться и горожане стали политически значимыми людьми. Во многом именно этот новый класс имел наибольшее воздействие при различных реформах и преобразованиях за счет своей массовости.

Сейчас гражданином называют каждого жителя страны, который обладает гражданством, такой человек имеет права и обязанности. В некоторых странах есть даже клятва на верность родине, которая подразумевает некоторые особенные отношения к собственной стране. В России как таковая клятва на верность простыми гражданами не принимается, но есть права и свободы, которыми наделяет каждого гражданина Конституция.

На мой взгляд, быть гражданином часто формальность, которая обуславливается текущими законами и нормативами общественного порядка, которые действуют в стране. Более крупные и устойчивые страны меньше подвергаются сменам таких норм, мелкие – чаще.

Тем не менее, они довольно регулярно меняются и волшебным образом запретное раньше становится доступным и наоборот, а люди на смену прежним характеристикам получают новые. Конечно, в каком-то смысле история является историей государств, хотя равно может быть и историей культуры или развития философско-религиозной мысли. Политика и политический строй – только часть человеческой культуры и в действительности не особенно значительная.

Поэтому, быть гражданином означает соблюдать текущие нормы и порядки, уважать законы своей страны



Просмотров