Что значит «Предан анафеме. Кого и за что предавать анафеме

ПРЕДАТЬ АНАФЕМЕ. Экспрес. 1. кого . Отлучать от церкви кого-либо. В 1667 году московский собор предал непокорных господствующей церкви двуперстников анафеме: они на анафему отвечали анафемой (Мельников-Печерский. Очерки поповщины). [Павлин: ] Лев Толстой еретик был, почти анафеме предан за неверие, а от смелости бежал в леса, подобно зверю (М. Горький. Егор Булычёв и другие). 2. кого, что . Решительно, категорически отказываться от кого-либо или от чего-либо. Он предал анафеме всякое оборонительное, ещё более отступательное действие в российской армии (Д. Давыдов. Встреча с великим Суворовым). Разумеется, было бы глупо предавать анафеме всех, кто позволяет себе в зрелые годы переиначивать свою семейную жизнь. Человек в любом возрасте хочет быть счастливым, да и право на счастье, пока он жив, он не теряет (А. Плутник. Развод накануне серебряной свадьбы). 3. кого, что . Экспрес. Выражать сильное недовольство, возмущение кем-либо или чем-либо; бранить, проклинать кого-либо или что-либо. Жена и мать Федьки по сему поводу с утра неистово пилили его… Наконец, они, дружно предав его анафеме, замолкли (М. Горький. Дипломатия).

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Смотреть что такое "Предать анафеме" в других словарях:

    предать анафеме - Подвергнуть осуждению, заклеймить … Словарь многих выражений

    Предавать/ предать анафеме - кого, что. Книжн. 1. Проклинать, отлучать от церкви кого л. 2. Клеймить, подвергать резкому осуждению. БМС 1998, 25; БТС, 38; Ф 2, 85 … Большой словарь русских поговорок

    предать проклятию - призвать проклятия на голову, предать анафеме, проклять Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

    предать - дам, дашь, даст, дадим, дадите, дадут; предай; предал, ла, ло; предавший; преданный; дан, а и а, о; св. кого что. 1. Изменнически выдать, вероломно отдать во власть, распоряжение кого л. Провокатор предал подпольщиков. Староста предал партизан.… … Энциклопедический словарь

    предать - да/м, да/шь, да/ст, дади/м, дади/те, даду/т; преда/й; пре/дал, ла/, ло; преда/вший; пре/данный; дан, а/ и а, о; св. см. тж. предавать, предаваться … Словарь многих выражений

    ПРЕДАВАТЬ АНАФЕМЕ. ПРЕДАТЬ АНАФЕМЕ. Экспрес. 1. кого. Отлучать от церкви кого либо. В 1667 году московский собор предал непокорных господствующей церкви двуперстников анафеме: они на анафему отвечали анафемой (Мельников Печерский. Очерки… … Фразеологический словарь русского литературного языка

    Михаил VIII Палеолог - У этого термина существуют и другие значения, см. Михаил Палеолог. Михаил VIII Палеолог Μιχαήλ Η΄ Παλαιολόγος … Википедия

    преда́ть - дам, дашь, даст, дадим, дадите, дадут; прош. предал, ла, ло; повел. предай; прич. прош. предавший; прич. страд. прош. преданный, дан, а и а, о; сов., перех. (несов. предавать). 1. Изменнически выдать, вероломно отдать во власть, распоряжение кого … Малый академический словарь

    АРМЯНЕ-ХАЛКИДОНИТЫ - (Правосл. армяне), средневек. общины армян, придерживавшихся правосл. вероисповедания, установленного Всел. IV Собором в Халкидоне (451). История В VI в. между Вселенской Церковью и Армянской Апостольской Церковью произошел раскол, поскольку… … Православная энциклопедия

    ИОАНН ИТАЛ - [греч. ᾿Ιωάννης ὁ ᾿Ιταλός] (2 я пол. 20 х гг. XI в. нач. 30 х гг. XI в., Юж. Италия после 1082), визант. философ, ученик Михаила Пселла и его преемник в том же звании, что было у учителя, «ипат философов». Основными источниками сведений о жизни И … Православная энциклопедия

Предавать анафеме ПРЕДАВАТЬ АНАФЕМЕ. ПРЕДАТЬ АНАФЕМЕ. Экспрес. 1. кого . Отлучать от церкви кого-либо. В 1667 году московский собор предал непокорных господствующей церкви двуперстников анафеме: они на анафему отвечали анафемой (Мельников-Печерский. Очерки поповщины). [Павлин: ] Лев Толстой еретик был, почти анафеме предан за неверие, а от смелости бежал в леса, подобно зверю (М. Горький. Егор Булычёв и другие). 2. кого, что . Решительно, категорически отказываться от кого-либо или от чего-либо. Он предал анафеме всякое оборонительное, ещё более отступательное действие в российской армии (Д. Давыдов. Встреча с великим Суворовым). Разумеется, было бы глупо предавать анафеме всех, кто позволяет себе в зрелые годы переиначивать свою семейную жизнь. Человек в любом возрасте хочет быть счастливым, да и право на счастье, пока он жив, он не теряет (А. Плутник. Развод накануне серебряной свадьбы). 3. кого, что . Экспрес. Выражать сильное недовольство, возмущение кем-либо или чем-либо; бранить, проклинать кого-либо или что-либо. Жена и мать Федьки по сему поводу с утра неистово пилили его… Наконец, они, дружно предав его анафеме, замолкли (М. Горький. Дипломатия).

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Смотреть что такое "Предавать анафеме" в других словарях:

    предавать анафеме - См … Словарь синонимов

    Предавать/ предать анафеме - кого, что. Книжн. 1. Проклинать, отлучать от церкви кого л. 2. Клеймить, подвергать резкому осуждению. БМС 1998, 25; БТС, 38; Ф 2, 85 … Большой словарь русских поговорок

    ПРЕДАВАТЬ АНАФЕМЕ. ПРЕДАТЬ АНАФЕМЕ. Экспрес. 1. кого. Отлучать от церкви кого либо. В 1667 году московский собор предал непокорных господствующей церкви двуперстников анафеме: они на анафему отвечали анафемой (Мельников Печерский. Очерки… … Фразеологический словарь русского литературного языка

    анафематствовать - предавать анафеме … Cловарь архаизмов русского языка

    проклинать - Клясть, налагать проклятие, предавать проклятию, анафеме, анафематствовать (анафемствовать), ругать. Ср. бранить... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. проклинать … Словарь синонимов

    АНАФЕМА - [греч. ἀνάθεμα отлучение от Церкви], отлучение христианина от общения с верными и от святых таинств, применяемое в качестве высшей церковной кары за тяжкие прегрешения (прежде всего за измену Православию и уклонение в ересь или раскол) и соборно… … Православная энциклопедия

    Сисенанд - готск. Sisinanþs, лат. Sisenandus … Википедия

    клясть - См. проклинать... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. клясть бранить, проклинать Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

    Посвящение (в сан) - на церковном языке возведение того или другого лица, посредством установленного таинства или церковного обряда, в ту или иную степень духовного служения. В церковнослужители, т. е. в низшие церковные должности (чтеца, певца, иподиакона), П.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

[греч. ἀνάθεμα - отлучение от Церкви], отлучение христианина от общения с верными и от святых таинств , применяемое в качестве высшей церковной кары за тяжкие прегрешения (прежде всего за измену Православию и уклонение в ересь или раскол) и соборно провозглашаемое.Церковную А. (или великое отлучение) не следует смешивать с «отлучением» (ἀφορισμός), к-рое представляет собой временное исключение индивида из церковной общины с запретом участвовать в таинствах и (для духовных лиц) занимать церковные должности. Называемое иногда также «малым отлучением», оно в отличие от А. служит наказанием за меньшие проступки, напр.: воровство, блуд (Ап. 48), участие в получении церковной должности с помощью взятки (Ап. 30) и т. п., не требует соборного решения и не нуждается в соборном провозглашении для вступления в силу.

Термин

Греч. термин ἀνάθεμα (ἀνάθημα) обозначал у языческих авторов (Гомер, Софокл, Геродот) «нечто посвященное богу; дар, приношение в храм» (т. е. нечто отделенное, чуждое обыденному употреблению). Он был использован в греч. переводе Библии (Септуагинте) для передачи древнеевр. термина - нечто проклятое, отверженное людьми и обреченное уничтожению (Числ 21. 2-3; Лев 27. 28 и сл.; Втор 7. 26; 13. 15 (16), 17; 20. 17; Нав 6. 17 сл.; 7. 11 сл.; Зах 14. 11; и др.). Под влиянием древнеевр. термин «А.» получил специфические негативные оттенки и стал обозначать «то, что отвержено людьми, обречено уничтожению» и потому «проклято».

В этом последнем смысле употребляется термин в посланиях св. ап. Павла : 1 Кор 12. 3; 16. 22; Гал 1. 8-9; Рим 9. 3. Ап. Павел в одном месте использует особую форму проклятия: «Кто не любит Господа Иисуса Христа,- анафема, маран-афа» (1 Кор 16. 22). Добавление «маран-афа» (арам.- Господь близко) указывает на буд. пришествие Христа, Который только и может окончательно решить участь грешника.

В правосл. богослужебной традиции с 843 г. (восстановление иконопочитания существует особый чин «Торжества Православия» - ежегодное провозглашение спасительных догматов веры, А. еретикам, «Вечной памяти» усопшим и многолетия здравствующим верным (см. Православия неделя).

А. во внецерковных целях

Поскольку А. является высшим церковным наказанием, ее использование во внецерковных (в частности, политических) целях не считается каноничным: оно не имеет основания в каноническом праве. Однако в условиях тесного сближения церковной и светской власти в правосл. гос-вах иногда имела место А. политического характера. В истории Византии известны случаи предания А. мятежников и узурпаторов имп. власти: в 1026 г. при деятельном участии имп. Константина VIII было принято соборное постановление об А. организаторам и участникам мятежа. Аналогичные определения издавались и последующими императорами (в 1171 и 1272). (В 1294 Патриарх Иоанн XII Косма и епископы не допустили издания аналогичного постановления в пользу Михаила IX Палеолога). К «политическому» использованию А. прибегали в Византии также в период гражданской войны в 40-х гг. XIV в. Однако и тогда эта практика встретила резкий отпор со стороны таких ведущих канонистов и богословов, как Патриарх Филофей Коккин и Матфей Ангел Панарет , к-рые опирались в своей аргументации на уже рассмотренный трактат, приписываемый свт. Иоанну Златоусту, и мнение Феодора Вальсамона. Противники «политической» А., кроме того, справедливо указывали на то, что узурпаторами были и правосл. визант. императоры, имена к-рых, следов., должны были быть вычеркнуты из диптихов и не поминаться на литургии, чего, однако, не происходило. В истории Русской Церкви аналогичный случай имел место на Соборе 1667 г., когда возник спор между греч. и рус. епископами относительно допустимости А. для заговорщиков, пытающихся свергнуть существующую власть. Греки, ссылаясь на некое Александрийское патриаршее «собрание законов», настаивали на А. для таких лиц, однако рус. архиереи, признавая законность А. для еретиков и раскольников, не видели оснований отлучать от Церкви лиц, выступающих не против церковной, а против светской власти (Синайский, прот . С. 58-59).

При имп. Петре I , в условиях полного контроля гос-ва над Церковью, известен случай А. гос. преступнику, наложенной не собором епископов, а имп. указом (отлучение от Церкви мятежника Стефана Глебова по указу от 23 авг. 1718).

К апотропеическому употреблению, т. е. отвращающему от нежелательных действий, А. относятся надписи на многочисленных средневек. надгробиях, грозящие А. тому, кто разроет могилу. Писцы-копиисты часто помещали на первой или последней странице рукописи письменные А. за возможную кражу книги, чтобы отпугнуть похитителей. Проклятия иногда призывались на голову тех, кто осмелится изменить текст книги, хотя в последнем случае нельзя говорить о «внецерковных целях», ибо подобное употребление А. содержит и текст Свящ. Писания (ср.: Откр 22. 18-19).

Духовные и юридические последствия А.

Офиц. провозглашение кого-либо А. (или над кем-либо А.) приводит к исключению этого лица из церковной общины, отлучению от святых таинств, запрету посещать церковь и претендовать на христ. погребение. На Западе самое позднее с IX в. А. полагалась и за общение с лицами, преданными А. (закреплено 3-м прав. Латеранского II Собора 1139). Преданный А. был ограничен в праве выступать истцом и свидетелем на суде, а его убийство не каралось в обычном законном порядке.

Снятие А.

Предание А. не является актом, бесповоротно закрывающим путь к возвращению в Церковь и в конечном счете к спасению. Снятие А. как высшего церковного наказания происходит посредством сложного юридического действия, включающего а) покаяние анафематствованного лица, к-рое производится в особом, как правило, публичном порядке; покаяние приносится непосредственно через обращение к органу церковной власти, наложившему А., либо через лицо, им назначенное (напр., через духовника), б) при наличии достаточных оснований (искренность и полнота раскаяния, исполнение положенного церковного наказания, отсутствие опасности со стороны анафематствованного для др. членов Церкви) принятие решения органом, вынесшим взыскание, о прощении данного лица. А. может быть снята и после смерти - в этом случае вновь допускаются все виды поминовения усопшего.

В 1964 г. в Иерусалиме по инициативе Афинагора , Патриарха К-польского (1886-1972), состоялась его встреча с папой Римским Павлом VI . Это была первая встреча такого уровня со времени Флорентийской унии 1439 г. (см. Ферраро-Флорентийский Собор). Результатом встречи стала отмена взаимных А., существовавших с 1054 г. Важное значение для Русской Церкви имеет отмена А. раскольникам старообрядцам Собором РПЦ 1971 г.

А. в Русской Православной Церкви

Применение А. в Русской Церкви обладает рядом существенных особенностей по сравнению с древней Церковью. В истории РПЦ в отличие от визант. Церкви не было такого количества ересей, она почти не знала случаев явного отпадения от христианства в язычество или иные религии. В домонг. эпоху возник ряд правил, направленных против языческих обрядов,- так, прав. 15 и 16 Иоанна II , митр. Киевского (1076/1077-1089), объявляют «чуждыми нашей веры и отверженными от соборной Церкви» всех, кто приносит жертвы на вершинах гор, у болот и колодцев, не соблюдает установления христ. брака и не причащается хотя бы раз в год. По прав. 2 Кирилла II , митр. Киевского (ок. 1247-1281), отлучение от Церкви грозило тем, кто в церковные праздники устраивал шумные игры и кулачные бои, причем погибшие в таких боях предавались проклятию «в сии век и в будущий» (Бенешевич В . Н . Древнеславянская кормчая XIV титулов без толкований. София, 1987. Т. 2. С. 183). Кроме того, прав. 5 митр. Иоанна отлучает от Церкви непричащающихся и употребляющих мясо и «скверное» в Великий пост, прав. 23 - лиц, продающих христиан в рабство «поганым», прав. 25 и 26 - вступивших в кровосмесительные браки (Там же. С. 79, 85-86).

Среди населения зап. окраин Российского гос-ва случались уклонения в католичество или протестантство, однако против соотечественников, вступивших в унию с Римом или перешедших в протестантство, РПЦ никогда не применяла А., она молилась о воссоединении их с правосл. Церковью. Характерной чертой РПЦ в борьбе с ересями, сектами и расколами являлось, как правило, осторожное и взвешенное применение А.- она провозглашалась непримиримым раскольникам и еретикам в соответствии с каноническим правом. В 1375 г. были отлучены от Церкви стригольники - новгородско-псковская ересь стригольников являлась едва ли не единственной рус. ересью. Она продолжилась в XV - нач. XVI в. в новгородско-московской ереси «жидовствующих» (см. т. РПЦ. С. 53, 69-71), А. «жидовствующим» последовали в 1490 и 1504 гг. Своеобразным явлением Русской Церкви стал старообрядческий раскол 1666-1667 гг., возникший на почве несогласия с исправлением церковных книг и обрядов по греч. образцу - А. раскольникам старообрядцам провозглашена на Соборах 1666-1667 гг. В «Духовном регламенте» Петра I (1720) также содержится А. господам, к-рые укрывают в своих имениях раскольников (Ч. 2. Мирские особы. 5).

В «Духовном регламенте» подробно говорится о том, в каких случаях, за какие преступления выносится А. («...аще кто явственно хулит имя Божие или Священное Писание, или Церковь, или явно грешник есть, не стыдяся дела своего, но и паче тем чваняся, или без правильной вины покаяния и святыя Евхаристии больше году не приемлет; или чтолибо иное творит с явным закона Божия ругательством и посмеянием, таковый, по повторенном наказании, упрям и горд пребыв, достоин судится толикой казни. Ибо не просто за грех подлежит анафеме, но за явное и гордое презрение суда Божия и власти церковныя с великим соблазном немощных братий...» - Ч. 2. О епископах. 16), какова процедура А. (если после неоднократных увещеваний «непреклонен и упрям будет преступник, то епископ и тогда не приступит еще к анафеме, но прежде о всем том, как деялось, напишет к Духовному Коллегиум, а от Коллегиум получив соизволение на письме, предаст явно грешника анафеме...» -Там же), каковы последствия А. для анафематствованного и его семьи («...сам точию единолично анафеме сей подлежит, но ни жена, ни дети...» - Там же) и условия разрешения от А., если «изверженный» раскается и захочет принести покаяние, если же не покается и «учнет еще ругать анафему церковную», то Духовный Коллегиум просит суда мирской власти. А. отсекается человек от Тела Христова, Церкви, пребывая уже нехристианином и «отчужден наследия всех благ, смертию Спасителевою нам приобретенных» (Там же).

А. были преданы еретики-иконоборцы Д. Тверитинов и его сторонники в ходе судебного процесса над ними 1713-1723 гг. Наказание еретиков и раскольников в Патриарший период не ограничивалось А. - она, как правило, дополнялась либо телесными (в т. ч. членовредительскими) наказаниями, либо изгнанием и заточением, а зачастую и смертной казнью через сожжение (последняя применена к «жидовствующим» в 1504, по отношению к раскольникам старообрядцам узаконена царским указом от 1684).

Церковное отлучение провозглашалось также против лиц, совершавших тяжкие преступления против гос-ва - самозванцев, бунтовщиков, изменников. Во всех этих конфликтах со светской властью присутствовал, однако, элемент выступления и против Православия - либо в форме сговора с еретиками (переход самозванца Григория Отрепьева на сторону польск. интервентов в нач. XVII в., измена гетмана Малороссии Ивана Мазепы в 1709, во время войны со шведами), либо в виде прямых гонений на Церковь, как во время крестьянских войн XVIII в.

Чин «Торжества Православия», пришедший в Русскую Церковь после крещения Руси, постепенно подвергался здесь изменениям и дополнениям: в кон. XV в. в него были включены имена предводителей «жидовствующих», в XVII в.- имена изменников и самозванцев «Гришки Отрепьева», «Тимошки Акиндинова», мятежника Стеньки Разина, раскольников Аввакума , Лазаря , Никиты Суздальца и др., в XVIII в.- имя «Ивашки Мазепы». Чин, допускавший изменения со стороны епархиальных епископов, с течением времени утратил единообразие, поэтому Святейший Синод в 1764 г. ввел его новую, исправленную редакцию, обязательную для всех епархий. В 1801 г. чин Православия был существенно сокращен: в нем перечислены только сами ереси, без упоминания имен еретиков, а из имен гос. преступников оставлены (уже в исправленной форме) «Григорий Отрепьев» и «Иван Мазепа». Позднее, в редакции 1869 г., эти имена также были опущены - вместо них в чине появилась общая фраза о «дерзающих на бунт» против «православных государей». С течением времени, т. о., при анафематствовании известных лиц Русская Церковь постепенно сокращала их число, избегая называть имена и обозначая этих лиц обобщенно, по причастности к тому или иному догматическому или дисциплинарному заблуждению, а также к гос. преступлению.

Большой резонанс в российском об-ве нач. XX в. получило отлучение от Церкви писателя гр. Л. Н. Толстого , осуществленное Святейшим Синодом (20-23 февр. 1901). В Определении Синода гр. Толстой назван «лжеучителем», проповедующим «ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской», к-рый, «ругаясь над самыми священными предметами веры православного народа, не содрогнулся подвергнуть глумлению величайшее из Таинств - святую Евхаристию. ...Бывшие же к его вразумлению попытки не увенчались успехом. Посему Церковь не считает его своим членом и не может считать доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею». Вместо слова «А.» в Определении Синода употреблены выражения «отторг себя сам от всякого общения с Церковью Православной», «отпадение его от Церкви». 4 апр. 1901 г. гр. Толстой выступил с ответом на Определение Святейшего Синода, в к-ром заявил: «Я действительно отрекся от Церкви, перестал исполнять ее обряды и написал в завещании своим близким, чтобы они, когда я буду умирать, не допускали ко мне церковных служителей... То, что я отвергаю непонятную Троицу и басню о падении первого человека, историю о Боге, родившемся от Девы, искупающем род человеческий, то это совершенно справедливо» (Цит. по: Духовная трагедия Льва Толстого. М., 1995. С. 88). В февр. 2001 г. правнук писателя В. Толстой обратился к Святейшему Патриарху Алексию II с письмом, в к-ром просил снять отлучение с гр. Толстого. В ответе корреспондентам по этому вопросу Святейший Патриарх сказал: гр. Толстой отказался быть правосл. христианином, отказался быть членом Церкви, мы не отрицаем, что это гений лит-ры, но у него есть явно антихрист. произведения; вправе ли мы через 100 лет навязывать человеку то, от чего он отказался?

Святейший Патриарх Тихон дважды анафематствовал «творящих беззакония и гонителей веры и Церкви Православной»: в 1918 г. в связи с начавшимися гонениями и в 1922 г. в связи с изъятием из церквей священных предметов под предлогом помощи голодающим (Акты свт. Тихона. С. 82-85, 188-190). Антирелиг. политика властей в кон. 50-х - 60-х гг. (см. т. РПЦ. С. 188-189) вызвала появление Постановления Патриарха и Свящ. Синода № 23 от 30 дек. 1959 г. «О публично похуливших Имя Божие»: священнослужителей, совершивших это преступление, бывш. прот. Александра Осипова , бывш. свящ. Павла Дарманского, «считать извергнутыми из священного сана и лишенными всякого церковного общения», «Евграфа Дулумана и прочих бывших православных мирян, публично похуливших Имя Божие, отлучить от Церкви» (ЖМП. 1960. № 2. С. 27). Осенью 1993 г., во время вооруженного противостояния у Белого Дома в Москве, Свящ. Синод РПЦ обратился с Заявлением (1 окт.), призывая людей одуматься, избрать путь диалога. 8 окт. Святейший Патриарх Алексий II, Свящ. Синод и иерархи, прибывшие в день памяти прп. Сергия Радонежского в Троице-Сергиеву лавру, выступили с Обращением, в к-ром, не называя конкретных имен, осудили тех, кто пролил невинную кровь ближних своих, - «эта кровь вопиет к Небу и, как предупреждала святая Церковь, останется несмываемой каиновой печатью» на совести их (Православная Москва. 1993. № 5).

Архиерейский Собор РПЦ 1994 г . в Определении «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме», следуя апостольской традиции, произнес слова отлучения (А.) тем, кто разделяет учения сект, «новых религиозных движений», язычества, астрологических, теософских, спиритических об-в и т. п., объявляющих войну Церкви Христовой. Архиерейский Собор РПЦ 1997 г . отлучил от Церкви мон. Филарета (Денисенко) . Лишенный всех степеней священства на Архиерейском Соборе 1992 г ., предупрежденный Архиерейским Собором 1994 г. о том, что в случае продолжения раскольнической деятельности он будет анафематствован, он продолжал совершать «богослужения», лжехиротонии; «не имея священного сана, монах Филарет, к соблазну многих, дерзнул наименовать себя «патриархом Киевским и всея Руси-Украины»», своими преступными деяниями он продолжал наносить урон Православию. Собор, основываясь на Ап. 28, Сардик. 14, Антиох. 4, Васил. 88, определил: «Отлучить монаха Филарета (Михаила Антоновича Денисенко) от Церкви Христовой. Да будет он анафема пред всем народом». Собор предупредил участвующих в преступной деятельности бывш. мон. Филарета, призвал их к покаянию - в противном случае они будут отлучены от церковного общения через анафематствование. Собор известил Предстоятелей Поместных правосл. Церквей об анафематствовании бывш. мон. Филарета (Денисенко) (ЖМП. 1997. № 4. С. 19-20). Архиерейский Собор РПЦ 1997 г. осудил антицерковную деятельность Глеба Павловича Якунина , лишенного священного сана Определением Свящ. Синода от 8 окт. 1993 г. и предупрежденного Архиерейским Собором 1994 г.: «В случае продолжения бесчинного ношения иерейского креста и священнических одежд... будет поднят вопрос об отлучении его от Церкви». Г. П. Якунин не внял обращенному к нему призыву о покаянии и прекращении бесчинств. Собор на основании Ап. 28, Карф. 10, Сардик. 14, Антиох. 4, Двукр. 13, Васил. 88 определил: «Отлучить Глеба Павловича Якунина от Церкви Христовой. Да будет он анафема пред всем народом» (Там же. С. 20).

Лит.: Kober F . Der Kirchenbann nach den Grundsätzen des Kanonischen Rechts dargestellt. Tübingen, 1857; Суворов Н . О церковных наказаниях: Опыт исследования по церковному праву. СПб., 1876; Никольский К . Анафематствование, или Отлучение. СПб., 1879; Успенский Ф . И . Синодик в Неделю Православия. Одесса, 1892; Петровский А. В . Анафема // ПБЭ. Стб. 679-700; Turner C . H . The History and Use of Creeds and Anathemas in the Early Centuries of the Church. L., 1906; Синайский А ., прот . О падших и отлученных в древнехристианской Церкви и русской. СПб., 1908; Преображенский А . Церковное отлучение (анафема) в своей истории и в своих осново-мотивах. Каз., 1909; Ширяев В . Н . Религиозные преступления. Ярославль, 1909; Троицкий А . Д . Церковное отлучение и его последствия. К., 1913; Amanieu A . Anathème // Dictionnaire de droit canonique. 1935. Vol. 1. P. 512-516; Мошин В . А ., прот . Сербская редакция Синодика // ВВ. 1959. Т. 16. С. 317-394; 1960. Т. 17. С. 278-353; ̓Αλιβιζάτος Α . ̓Ανάθεμα // ΘΗΕ. Т. 2. Σ. 469-473; Gouillard J . Le Synodicon de l"Orthodoxie // Travaux et Mémoires. 2. Centre de Recherches d" Hist. et Civ. Byzant. P., 1967; Doens I ., Hannick Ch . Das Periorismos-Dekret des Patriarchen Methodios I. gegen die Studiten Naukratios und Athanasios // JÖB. 1973. Bd. 22. S. 93-102; Beck H .-G . Nomos, Kanon und Staatsraison in Byzanz. W., 1981, S. 51-57; Darrouz è s J . Le patriarche Méthode; Ράλλη Κ . Μ . Ποινικὸν δίκαιον τῆς ̓Ορθοδόξου ̓Ανατολικῆς ̓Εκκλησίας. Θεσσαλονίκη, 19933; F ö gen M . Th . von . Rebellion und Exkommunikation in Byzanz // Ordnung und Aufruhr im Mittelalter: Historische und juristische Studien zur Rebellion. F./M., 1995. S. 43-80; Паламарчук П . (сост.) Анафема: История и XX век. [М.], 1998; Maksimovi č K . Patriarch Methodios I. (843-847) und das studitische Schisma (Quellenkritische Bemerkungen) // Byz. 2000. T. 50/2. P. 422-446.

К. А. Максимович

Предать анафеме - что это такое.

Достаточно известный, часто употребляемый, однако обычно не понимаемый толком, фразеологизм: предать анафеме – что это такое. Предать анафеме, объявить анафему, прочесть анафему – это синонимы отлучения от церкви человека. Однако не любого человека, а только христианина, считающего себя принадлежащим к этой церкви, но являющимся, по мнению церкви: еретиком. То есть, выражение предать анафеме – это сугубо внутренний, специальный церковный термин. И правильным было бы именно так к нему относиться, а не пытаться толковать значение выражения – предать анафеме, исходя из внешних, не церковных, светских позиций. Люди светские, не являющиеся христианами, обычно «грешат» уникальной способностью все дико упрощать. «Попутно» извращая смыл любых церковных терминов, самым непредсказуемым образом. Придавая по своему желанию совершенно не свойственный смысл фразеологизму: предать анафеме, являющемуся внутренним церковным термином. мы даже не всегда знаем как ударение в слове анафеме поставить правильно, а туда же - толкование даем.

Предать анафеме – что это такое? Синонимом предания анафеме, как мы знаем, будет выражение: отлучение от церкви. Если мы говорим о Православии, то отлучаются от церкви люди, считающие себя православными христианами или заявляющие о себе, как о православном христианине. Однако, на практике исповедующие другую религию и проповедующие учение не совместимое с христианством – антихристианские взгляды от имени церкви. Ведущие антихристианскую проповедь, как бы изнутри православной церкви, выдавая свои взгляды за обновленную, улучшенную, продвинутую версию Православия, в противовес «устаревшей, искаженной» церковью. То есть – еретики.

Понятно, что такая лукавая позиция еретика и ситуация в целом, не может считаться нормальной и возникает естественная реакция церкви выраженная в желании дистанцироваться от еретического учения или антихристианской проповеди, ведущейся от ее имени. Как форма предупреждения христиан, что взгляды еретика по вероучительным и догматическим вопросам, не могут быть отождествлены с мнением церкви и подкреплены ссылкой на ее авторитет, существует практика официального объявления подтверждающего фактическую ситуацию, «разделяющего стороны». Такое официальное объявление или предупреждение называется отлучением от церкви или анафемой еретику. Типа сигнала: осторожно - это секта.

Предать анафеме – что это такое в практическом смысле? Реальных физических действий или каких-то ограничений на свободу высказывания собственных религиозных взглядов еретика, анафема не предусматривает. Кроме запрета на проповедь еретического учения в стенах храмов и церковных учебных заведений. Поэтому, предание анафеме или отлучение от церкви не рассматривается в Православии как наказание или проклятие. А только как информационное сообщение о фактически сложившейся ситуации. Иногда указывается такой аспект предания анафеме, как запрет на посещение православного храма. Однако – это не соответствует действительности. Отлученный от церкви человек, по своему желанию, может посещать православный храм, молиться, ставить свечи перед иконами, присутствовать на службе.

В православной церкви просто не существует механизма, карающего органа или следящей организации, позволяющих, хотя бы теоретически, реализовать такой запрет на практике. Да и глупо гоняться за человеком по храму, не позволяя ему зажигать свечи – это абсурд. До такого идиотизма еще ни кто не доходил. Хочет еретик поставить свечку в церкви – пусть ставит. В православном храме ставить свечи и молиться перед иконами может представитель любой религии, даже самой антихристианской. Лишь бы гражданин соблюдал правила поведения в православном храме, вел себя прилично – этого достаточно. Тем более, что молиться можно и дома - было бы желание.

Предание анафеме – что это такое и можно ли отлученному от церкви человеку ходить в храм? Предполагается, что отлученный от церкви еретик, не может быть допущен к Таинствам Христовым. Однако, на практике такой запрет может быть реализован только при совершенно фантастической ситуации. Когда отлученный еретик, сам сообщит священнику о том, что он предан анафеме и попросит допустить к церковному Таинству. Естественно, в такой ситуации священник откажет. Но при допущении к Таинствам Христовым, ни кто не устраивает «паспортный контроль» и не существует практики «сверки с черным списком».

Раскаявшийся еретик, отказавшийся от своих взглядов, без особых процедур может быть воцерковлен, без повторного крещения, после снятия анафемы и допущен ко всем церковным Таинствам. С единственным ограничением, что обычно считается невозможным восстановление его в священническом сане, если он был ранее. Но и здесь есть свои тонкости, исключения, особые ситуации, принимаемые во внимание церковью.

Анафема. Этим древним церковным термином в наше время любят часто жонглировать светские журналисты, когда имеют задачу упрекнуть Церковь в жестокости, потере евангельского духа и т.п. Да и современные верующие люди часто соблазняются, когда слышат об анафеме.

Оно и не удивительно, ведь начиная с Большой Советской Энциклопедии и заканчивая современными Википедиями, слово «анафема» нам упорно трактуют как «изгнание, проклятие».
Действительно ли это так? Комментирует протоиерей Владимир Ровинский.

Как понимает анафему сама Церковь?

Дело в том, что Церковь - живой организм. Сердцевиной и Главой этого Богочеловеческого организма есть Христос. Как и всякий живой организм, Церковь имеет способность и необходимые механизмы, чтобы постоянно себя восполнять и обновлять, но вместе с тем, здесь необходимы и другие механизмы - отторжения мертвых клеток и самоочищения.
Так вот, нам всем в той или иной мере знакомы священнодействия (в Церкви они называются Таинствами), благодаря которым сама Церковь растет и обновляется. Это Крещение, Миропомазание, Покаяние, Евхаристия, Соборование. И даже таинства Венчания и Священства играют в этом процессе ключевые роли. Таинства - это средства не только количественного роста церковного организма, но и качественного. И этот процесс называется освящением, преображением и обожением каждого церковного члена, каждой клеточки этого организма.

А что мы знаем о самоочищении Церкви?

Прежде всего заметим, что Церковь очень бережно относится к своим членам. Забота о здоровье каждой клеточки - главная задача Церкви. Здесь состояние болезни называется грехом. Грех - болезнь заразная, можно сказать, инфекционная. Она опасна не только для самого больного, но и для окружающих его.
В борьбе с грехом первым и главным средством является покаяние. Чтобы покаяние было более действенным, Церковь через пастырей нередко предписывает кающемуся своеобразное лекарство-катализатор - епитимию.

Заметим, что грех, как и любую другую болезнь, нельзя излечить без непосредственного участия больного, его доброй воли и искреннего желания быть здоровым.
Случается, что болезнь требует не только усиленного лечения, но и изоляции больного. Понятие карантина нам всем известно. В Церкви такое явление называется отлучением. Отлучение, как правило, имеет временный характер, пока болезнь не станет угасать. Мирян на определенное время отлучают от участия в Евхаристии, а священнослужителей - от совершения священнодействий.

Как и в каждом живом организме, среди членов Церкви случаются духовные болезни, подобные раковым.

Да, ереси, расколы, лжеучения вполне сопоставимы с раковыми опухолями на церковном теле. И пусть никто не смущается, что в Богочеловеческом организме и такое возможно. Это лишь еще раз косвенно свидетельствует, что Церковь жива. Но как и всякий нормальный организм, Церковь должна иметь свою иммунную систему, защищающую ее от заражения.
Что же происходит на этой стадии духовной болезни того или иного члена Церкви. Во-первых, под действием гордости, эгоизма, самонадеянности такой член - клеточка церковного организма начинает мутировать, видоизменяться. Он не способен более выполнять свои функции, не соответствует своей роли и предназначению. По сути, для церковного, как и любого другого организма, эти клетки являются мертвыми. Но если бы они были просто мертвы. Нет, это не так!

Эти больные члены, во-вторых, начинают быстро делиться, расти количественно и все более деградировать качественно. Они способны стремительно заражать болезнью соседние клетки и угрожать целому организму.

Что делать? Да, сначала химиотерапия, потом облучение. Но если и это не помогает - операция по отторжению.

В Церкви такое отторжение получило название анафема.

Анафема слово древнегреческое (от ana – далеко; tihein – ставить). Его использовали еще апостолы, когда предостерегали о последствиях духовных болезней среди первых христиан. «Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема» (1 Кор. 16, 22), - говорит апостол Павел коринфянам. «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. (1 Гал. 8), - повторяет апостол галатам.

Апостолы в таком свидетельстве об отделении от Церкви тех, кто сам себя уже отделил, опирались на учение Христа: «Аще же согрешит к тебе брат твой, иди и… повеждь Церкви», «Аще же и Церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь» (Мф. 18, 17).

Впрочем, История Церкви свидетельствует, что только в крайних и редких случаях провозглашалась анафема.

А когда уже были употреблены все другие средства для врачевания, не с целью наказания, а последнего средства для вразумления отпавшего и воспитательного акта ему сочувствующих, провозглашалась анафема.

Священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий так пишет об анафеме: «Но как ясно вручил Господь апостолам и их преемникам право и власть крестить и таким образом вводить в Церковь достойных, так точно ясно же уполномочил Он их и отлучать от нее недостойных».
В Православии укоренилась традиция, что засвидетельствовать об отпадении от Церкви согрешающих, которые впали в ересь или раскол, т.е. провозгласить анафему, может только церковный собор.

Епископ Никодим Милош в толковании на 5 правило святых апостол так объясняет, что такое анафема:

«Совершенное исключение из церкви или большое отлучение (παντελής άφορισμός, excommunicatio omnimoda sive major) заключается в том, что известный член церкви за тяжкое церковное преступление, явное и доказанное, совершенно лишается церковного единения, т. е. теряет:

а) право общей молитвы с верными,
б) право участия в каком бы то ни было церковном богослужении, и менее всего в божественной литургии,
в) право совершения над ним какого бы то ни было таинства или церковного обряда, и
г) право быть отпеваемым и похороненным на православном кладбище после смерти.

С лицом, подвергшимся полному отлучению, ни один верный не должен иметь никакого религиозного общения, духовные же лица не должны с ним иметь и частного общения».

Как видим, анафема не есть проклятие. Это и не акт, закрывающий путь к возвращению в Церковь.

Если отпавший будет способен на покаяние - анафема может быть снята.

Одной из последних достаточно известных анафем была провозглашенная в 1997 году архиерейским собором Русской Православной Церкви анафема своему бывшему иерарху Филарету (Денисенко). К тому времени, в ожидании покаяния и обращения, монах Филарет был лишен всех степеней священства и предупрежден о возможных последствиях его раскольнической деятельности. Однако он продолжал совершать «богослужения», лжехиротонии. В соборном постановлении сказано, что «не имея священного сана, монах Филарет, к соблазну многих, дерзнул наименовать себя «патриархом Киевским и всея Руси-Украины»», своими преступными деяниями он продолжал наносить урон Православию. Ссылаясь на апостольские и святоотеческие правила, собор вынес определение: «Отлучить монаха Филарета (Михаила Антоновича Денисенко) от Церкви Христовой. Да будет он анафема пред всем народом».

В завершение следует сказать, что провозглашая анафему, Церковь всегда руководствуется законом любви. Она всегда применяет апостольский принцип: «И к одним будьте милостивы, с рассмотрением, а других страхом спасайте, исторгая из огня» (Иуд. 1, 22-23).

протоиерей Владимир Ровинский



Просмотров