Что входит в полномочия Росздравнадзора? Росздравнадзор наведет порядок в оказании медицинской помощи Кому подчиняется росздравнадзор рф.

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития

ФСНСЗСР встречается в газете «КоммерсантЪ». № 172 (3011). 16.09.2004

издание

  1. Росздравнадзор

Источник: http://www.garant.ru/hotlaw/files/f110812.rtf


. Академик . 2015 .

Смотреть что такое "Росздравнадзор" в других словарях:

    Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития РФ (Росздравнадзор) - 1. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения... Источник: Постановление Правительства РФ от… … Официальная терминология

    Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор) - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и социального развития; Ф.с. находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ; Ф.с. осуществляет свою… … Экологическое право России: словарь юридических терминов

    Росздравнадзор ФСНСЗСР Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития с 11 августа 2004 ФСНСЗСР встречается в газете «КоммерсантЪ». № 172 (3011). 16.09.2004 издание Росздравнадзор Источник:… … Словарь сокращений и аббревиатур

    Флаг Росздравнадзора - Флаг Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Росздравнадзор Россия … Википедия

    Лекарственные средства - (лекарственные препараты, медикаменты) (новолат. praeparatum medicinale, новолат. praeparatum pharmaceuticum, новолат. medicamentum; жарг. лечебное средство, лекарство) лекарственное вещество, субстанция или смесь… … Википедия

    Контрафактные лекарства - Лекарственные средства вещества или смеси веществ, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболеваний, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животных, растений, минералов … Википедия

    Лекарства - Лекарственные средства вещества или смеси веществ, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболеваний, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животных, растений, минералов … Википедия - Лекарственные средства вещества или смеси веществ, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболеваний, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животных, растений, минералов … Википедия

"Московские аптеки", 2007, N 7-8
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФУНКЦИИ РОСЗДРАВНАДЗОРА
Все контрольные мероприятия Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития направлены на то, чтобы осуществление национального проекта в сфере здравоохранения было максимально эффективным.
Тельнова Елена Алексеевна
Заместитель руководителя Росздравнадзора
Необходимость совершенствования системы здравоохранения в современных условиях диктуется несколькими факторами:
- негативными изменениями в состоянии здоровья граждан России;
- необходимостью качественного оказания медицинских услуг населению;
- необходимостью адаптации системы здравоохранения к условиям рыночной экономики.
Результатом проводимой модернизации здравоохранения является постоянный рост расходов бюджета на ее осуществление. Увеличиваются расходы как госбюджета в целом, так и на одного пациента.
По расчетам, к 2008 году они достигнут одного триллиона рублей. Более 50% государственного финансирования идет на оплату дорогостоящей стационарной помощи. При этом более 30% больных могли бы лечиться в амбулаторных условиях. Это тоже определяет необходимость модернизации системы здравоохранения.
Основной задачей государственных контрольно-надзорных органов в сфере здравоохранения в целом и лекарственного обеспечения в частности является реализация средствами надзора и контроля государственной политики в целях обеспечения населения доступной медицинской помощью, включая лекарственное обеспечение.
В этом, а также в постоянном совершенствовании механизмов государственного контроля и надзора видят главную свою задачу работники Росздравнадзора. Кроме того, в задачу контрольных и надзорных органов входит обеспечение соответствия коммерческой деятельности, осуществляемой в сфере здравоохранения и социального развития, требованиям действующего законодательства.
Сфера полномочий Росздравнадзора определена Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. N 329.
Тогда, в 2004 году, впервые была создана служба, которая должна осуществлять контрольные функции в сфере здравоохранения. До этого Минздравсоцразвития определяло политику в сфере лекарственного обеспечения и само же осуществляло контрольные функции. О необходимости создания отдельной службы, которая могла бы эффективно осуществлять государственную функцию по надзору и контролю в сфере здравоохранения, социального развития и лекарственного обеспечения, говорилось на протяжении нескольких лет.
Формула контроля заключается в следующем:
- обеспечение прав граждан на медицинскую помощь;
- контроль качества медицинской помощи;
- представительство общественных интересов в сфере оказания медицинской помощи и услуг.
В задачу контрольно-надзорных органов входит:
- оценка соответствия программ медицинской помощи требованиям государственных гарантий;
- контроль исполнения таких программ;
- аккредитация организаций, осуществляющих деятельность в рамках государственных гарантий;
- публичный контроль за оказанием населению медицинской и лекарственной помощи.
Правовое обеспечение государственных гарантий в сфере здравоохранения состоит в надзоре за соблюдением законов и нормативно-правового поля в этой области.
Механизм реализации соблюдения государственных гарантий получения медицинской помощи определен Постановлением Правительства N 327.
Реализация государственной функции надзора осуществляется посредством:
- лицензирования;
- выдачи разрешений;
- регистрации;
- мониторинга;
- проведения проверок.
Росздравнадзор осуществляет лицензирование следующих видов деятельности:
- медицинской;
- фармацевтической;
- деятельности, связанной с оборотом наркотических и психотропных средств;
- производства медицинской техники;
- производства ЛС.
В круг обязанностей Росздравнадзора в процессе лицензирования фармацевтической деятельности входит:
- изучение представленных документов;
- выдача лицензий;
- ведение реестра выданных лицензий;
- методологическое руководство по вопросам лицензирования;
- осуществление контроля за соблюдением лицензионных требований.
В 2007 году Росздравнадзор взял на себя обязательство по стопроцентному предлицензионному контролю фармацевтической деятельности. Это дает возможность осуществления более качественной работы по допуску на фармацевтический рынок субъектов лекарственного обеспечения.
Ожидаемый результат проводимой Росздравнадзором работы должен выражаться в:
- улучшении качества оказания медицинских услуг;
- улучшении качества жизни населения;
- улучшении показателей здоровья общества;
- изменении показателей деятельности поставщиков медицинских услуг, ЛС и изделий медицинского назначения;
- создании клиентоориентированной модели контроля.
В последнем пункте имеется в виду, что законопослушные представители бизнеса в сфере здравоохранения не должны испытывать дискомфорта при общении с контрольно-надзорными органами при выполнении ими своей государственной функции.
Контроль - это наличие власти проверять и ограничивать. Мероприятия по контролю в области, например, производства ЛС выражаются в:
- лицензировании производства ЛС;
- государственной регистрации ЛС;
- предварительном контроле качества ЛС.
Надзор - процесс внимательного мониторинга соблюдения субъектами фармацевтического рынка лицензионных условий и требований, а также:
- фармнадзор;
- выборочный контроль качества ЛС;
- мониторинг деятельности в сфере обращения ЛС.
Особое внимание уделяется Росздравнадзором факторам, влияющим на доступность и качество лекарственного обеспечения.
Это экономические факторы:
- финансирование;
- система ценообразования;
- покупательская способность населения.
И неэкономические факторы, к которым относятся медицинские, пространственно-временные и информационные взаимодействия и ассортиментная политика.
Целью контрольно-надзорных мероприятий Росздравнадзора в области фармацевтической деятельности является вывод на рынок ЛС надлежащего качества. Ежегодно количество зарегистрированных ЛС увеличивается. Основную долю составляют отечественные препараты. Росздравнадзор осуществляет также регистрацию медицинской техники и изделий медицинского назначения. Контролирующая роль государства в формировании ассортиментной политики осуществляется путем формирования перечня ЛС (в Минздравсоцразвития), регистрации ЛС в Росздравнадзоре. Перечень ЛС для ДЛО также определяется в министерстве. Затем цены на них регистрируются в Росздравнадзоре. Такая схема является одним из ресурсов контроля в области лекарственного обеспечения.
Результатом контрольных мероприятий является изъятие недоброкачественной фармацевтической продукции и незарегистрированных изделий медицинского назначения. К сожалению, их количество из года в год увеличивается. Так, за весь 2006 год было изъято 448 наименований продукции. А только за первый квартал 2007 года уже изъято 278 наименований. Поэтому одним из приоритетных направлений деятельности Росздравнадзора является проведение мероприятий по контролю качества ЛС.
Объем работы контрольно-надзорных органов в рамках программы ДЛО определяется масштабом проекта. В реализации ДЛО в РФ задействовано более 22 тысяч лечебно-профилактических мероприятий, более 17 тысяч аптечных предприятий, около 400 компаний-производителей, как отечественных, так и иностранных. Более 220 тысяч врачей осуществляют выписку рецептов на льготные лекарственные препараты. Регулирование цен на ЛС из перечня ДЛО Росздравнадзор осуществляет путем регистрации цен, установления унифицированных торговых надбавок и последующего их мониторинга. Кроме того, проводится постоянный контроль хода реализации программы в целом: еженедельный мониторинг поставок и выписки ЛС. Такой контроль осуществляется и территориальными отделениями Росздравнадзора. Проводятся проверки хода реализации программы ДЛО, осуществляется взаимодействие с общественными организациями (ассоциациями пациентов и врачей) и компаниями, занимающимися аналитической деятельностью. Во всех направлениях работа ведется очень активно.
За время реализации ДЛО Росздравнадзором проведено 3 социологических и 1 маркетинговое исследование, в ходе которых исследовались в том числе процессы формирования заявок на льготные ЛС, порядок заключения контрактов и т.д.
Росздравнадзор старается задействовать все имеющиеся ресурсы контроля за ДЛО.
В результате реализации программы дополнительного лекарственного обеспечения льготных групп граждан, несмотря на серьезные трудности, с которыми пришлось столкнуться в ходе ее реализации, на сегодня удалось достигнуть следующего:
- организовать работу по обеспечению лекарственными средствами отдельных категорий граждан по всей стране по единым правилам;
- добиться снижения смертности от хронических заболеваний;
- улучшить качество жизни пациентов, страдающих целым рядом тяжелых хронических заболеваний, требующих дорогостоящего лечения;
- уменьшить уровень госпитализации отдельных категорий граждан;
- значительно активизировать работу отечественной фармацевтической промышленности.
За 2006 год имело место значительное увеличение поставок ЛС по ДЛО. После выхода большого количества льготников из программы уменьшилось количество выписываемых льготных рецептов, но при этом произошло увеличение средней стоимости одного рецепта. Несмотря на рост поставок ЛС, увеличилось количество рецептов, находящихся на отсроченном обслуживании из-за отсутствия ЛС в момент обращения пациента.
Все контрольные мероприятия, которые проводились и будут проводиться в будущем, направлены на то, чтобы осуществление национального проекта в сфере здравоохранения было максимально эффективным. Однако в настоящее время существует ряд проблем, препятствующих запланированным темпам реализации проекта. Среди них можно отметить следующие:
- существующий объем работы для ДЛО льготников привел к значительному росту нагрузки на врачей первичного звена здравоохранения;
- отмечается существенный дефицит кадров, что еще больше усугубляет проблему увеличения нагрузки на врачей;
- в ряде случаев имеется недостаточно высокий профессиональный уровень медицинских работников первичного звена;
- отмечается слабая профилактическая направленность в работе ЛПУ;
- нередко в ЛПУ первичного звена здравоохранения отсутствует самое необходимое медицинское оборудование;
- в целом население страны недостаточно обеспечено высокотехнологичной медицинской и лекарственной помощью.
Национальный проект в сфере здравоохранения направлен на развитие и совершенствование первичной медико-санитарной помощи населению и призван решить задачу обеспечения доступной и качественной медицинской помощи. Для решения этой задачи необходимо:
- повысить укомплектованность квалифицированными кадрами ЛПУ первичного звена;
- обеспечить переход на новые формы оплаты в зависимости от объема и качества оказанной медицинской помощи;
- способствовать укреплению материально-технической базы ЛПУ.
Все эти меры уже осуществляются. В 2006 году многим врачам, медсестрам, фельдшерам была существенно увеличена зарплата. Многие специалисты прошли обучение. Многие ЛПУ получили такое медицинское оборудование, которое они не получали в течение многих лет.
В 2007 году активно продолжается реализация национального проекта в сфере здравоохранения. Происходит дальнейшее развитие первичной медицинской помощи, профилактического направления медицины, проведение диспансеризации, обеспечение населения высокотехнологичными видами медицинской помощи, оказание необходимой помощи женщинам в период беременности и родов, улучшение технического оснащения станций скорой помощи.
Результатом усилий по реализации национального проекта должно стать:
- решение демографических проблем;
- предотвращение ранней смертности и инвалидизации населения;
- стимулирование рождаемости.
В 2007 году намечено дальнейшее увеличение зарплаты медицинских работников; совершенствование системы подготовки врачей общей медицинской практики, дальнейшее улучшение оснащения ЛПУ медицинским оборудованием и автомобилями, проведение мероприятий по лечению и профилактике ряда заболеваний (таких, как ВИЧ, гепатит, краснуха и т.д.).
Среди задач Росздравнадзора в настоящее время надо отметить и такие:
- формирование единого регистра медицинских работников;
- контроль за использованием медицинского оборудования;
- контроль за поступлением транспорта на станции скорой медицинской помощи и оснащением этих автомобилей;
- разработка системы предоставления высокотехнологичной помощи населению;
- контроль за оказанием помощи беременным женщинам;
- мониторинг осуществления приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения.
В первоочередном внимании со стороны органов управления здравоохранения в настоящее время нуждаются такие направления медицины, как онкология, реаниматология, педиатрия, лабораторная диагностика.
В ходе реализации программы ДЛО и национального проекта в сфере здравоохранения проводились социологические опросы с оценкой врачами этих государственных программ. В 2006 году 49,7% опрошенных высказались за необходимость реализации этих проектов, 44,6% выразили недоверие к возможности их реализации. Росздравнадзор, планирующий проведение повторного опроса в 2007 году, рассчитывает, что после проведенной работы по увеличению зарплаты медработникам, улучшению технического оснащения ЛПУ и других положительных изменений, уже произошедших в сфере здравоохранения, результаты опроса будут более оптимистичными.
В будущем можно ожидать более динамичных преобразований в сфере здравоохранения при переходе на одноканальное финансирование и реструктуризацию здравоохранения путем развития и широкого внедрения ресурсосберегающих технологий.
По выступлению на конференции
"МЕДФАРМНАДЗОР-2007"
подготовила
А.БОГАНОВА-РУДОВСКАЯ
Подписано в печать
27.08.2007

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) образована в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения.

Росздравнадзор находится в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации и руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, а также Положением «О Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 323.

Служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В настоящее время в структуру Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения входит центральный аппарат (10 управлений), 78 территориальных органов по субъектам Российской Федерации и 3 федеральных государственных бюджетных учреждения.

Росздравнадзор осуществляет следующие полномочия:

1. Государственный контроль:

За обращением медицинских изделий;

Качества и безопасности медицинской деятельности посредством проведения проверок;

При обращении лекарственных средств:

За применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;

За реализацией региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации и мероприятий по модернизации государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь, государственных учреждений, реализующих мероприятия по внедрению информационных систем в здравоохранение;

Достоверностью первичных статистических данных, предоставляемых медицинскими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность.

2. Контроль и надзор за полнотой и качеством выполнения органами государственной власти субъектов РФ переданного им полномочия по осуществлению ежегодной денежной выплаты лицам, награжденным нагрудным знаком "Почетный донор России", с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданного полномочия.

3. Проводит:

Мониторинг ассортимента и цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты (ЖНВЛП);

Мониторинг безопасности медицинских изделий, регистрацию побочных действий, нежелательных реакций при применении медицинских изделий, фактов и обстоятельств, создающих угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей при обращении зарегистрированных медицинских изделий.

4. Осуществляет лицензирование отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции Службы.

5. Выдает:

Разрешение на транзит через территорию Российской Федерации сильнодействующих веществ, не являющихся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ;

Разрешение на ввоз в Российскую Федерацию медицинских изделий в целях их государственной регистрации;

Сертификат на право ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

Сертификат специалиста лицам, получившим медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах.

6. Осуществляет государственную регистрацию медицинских изделий;

7. Ведет государственный реестр медицинских изделий и организаций, осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий;

8. Размещает по результатам мониторинга безопасности лекарственных препаратов информацию о принятых решениях;

9. Осуществляет проверку деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения;

10. Организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан;

11. Осуществляет иные функции, регламентированные Положением о Росздравнадзоре, а также функции, предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

(Росздравнадзор)
Общая информация
Страна Россия
Дата создания 21 мая
Предшествующее ведомство Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития
Руководство деятельностью осуществляет Министерство здравоохранения Российской Федерации
Штаб-квартира 109074, Москва , Славянская площадь , д. 4, стр. 1
Руководитель Мурашко, Михаил Альбертович
Подведомственный орган Территориальные управления
Ключевой документ Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 323 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения»
Сайт www.roszdravnadzor.ru

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор ) - федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения. До 2012 года Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и была подчинена министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации .

Единственный федеральный надзорный орган, не имеющий утвержденной форменной одежды .

Подведомственные организации

  • ФГБУ «Центр мониторинга и клинико-экономической экспертизы» Росздравнадзора
  • ФГБУ «Информационно-методический центр по экспертизе, учету и анализу обращения средств медицинского применения» Росздравнадзора
  • ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский и испытательный институт медицинской техники» Росздравнадзора

Полномочия

В соответствии ч. 5.1.3.2 главы 2 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 323 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения» Росздравнадзор - осуществляет надзор за соблюдением медицинскими организациями (независимо от форм собственности), осуществляющими медицинскую деятельность, порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи. Осуществляет государственный контроль за лекарственными и фарм препаратами.

  • 5.1.2. государственный контроль за обращением медицинских изделий посредством;
  • 5.1.2.1. проведения проверок соблюдения субъектами обращения медицинских изделий правил в сфере обращения медицинских изделий;
  • 5.1.3. государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности посредством проведения проверок;
  • 5.1.3.1. соблюдения органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления , государственными внебюджетными фондами, а также осуществляющими медицинскую и фармацевтическую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями прав граждан в сфере охраны здоровья граждан, в том числе доступности для инвалидов объектов инфраструктуры и предоставляемых услуг в указанной сфере;
  • 5.1.3.2. соблюдения медицинскими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;
  • 5.1.3.3. соблюдения медицинскими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, порядков проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований;
  • 5.1.3.4. соблюдения медицинскими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации (уничтожению);
  • 5.1.3.5. соблюдения медицинскими работниками, руководителями медицинских организаций, фармацевтическими работниками и руководителями аптечных организаций ограничений, применяемых к ним при осуществлении профессиональной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • 5.1.3.6. организации и осуществления ведомственного контроля и внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения;
  • 5.1.4. федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств (в отношении лекарственных средств для медицинского применения) посредством;
  • 5.1.4.1. организации и проведения проверок соблюдения субъектами обращения лекарственных средств установленных Федеральным законом "Об обращении лекарственных средств" и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к доклиническим исследованиям лекарственных средств, клиническим исследованиям лекарственных препаратов, хранению, перевозке, отпуску, реализации лекарственных средств, применению лекарственных препаратов, уничтожению лекарственных средств;
  • 5.1.4.2. организации и проведения проверок соответствия лекарственных средств, находящихся в гражданском обороте, установленным обязательным требованиям к их качеству;
  • 5.1.4.3. организации и проведения фармаконадзора ;
  • 5.1.4.4. применения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений, в том числе принятию решения о нахождении лекарственных средств для медицинского применения в обращении, выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований и привлечения к ответственности лиц, совершивших такие нарушения;
  • 5.1.4(1). выборочный контроль качества лекарственных средств для медицинского применения посредством:
  • 5.1.4(1).1. обработки сведений, в обязательном порядке предоставляемых субъектами обращения лекарственных средств для медицинского применения, о сериях, партиях лекарственных средств, поступающих в гражданский оборот в Российской Федерации;
  • 5.1.4(1).2. отбора образцов лекарственных средств для медицинского применения у субъектов обращения лекарственных средств для медицинского применения в целях проведения испытаний на их соответствие требованиям нормативной документации или нормативных документов;
  • 5.1.4(1).3. принятия по результатам проведенных испытаний решения о дальнейшем гражданском обороте соответствующего лекарственного средства для медицинского применения;
  • 5.1.4(1).4. принятия решения о переводе лекарственного средства для медицинского применения на посерийный выборочный контроль качества лекарственных средств для медицинского применения в случае повторного выявления несоответствия качества лекарственного средства для медицинского применения установленным требованиям и (при необходимости) о проверке субъекта обращения лекарственных средств для медицинского применения;
  • 5.1.4(2). организацию и (или) проведение инспектирования субъектов обращения лекарственных средств для медицинского применения на соответствие правилам надлежащей лабораторной практики, правилам надлежащей клинической практики, правилам надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов, правилам надлежащей дистрибьюторской практики, правилам надлежащей аптечной практики;
  • 5.1.6.3. реализацией региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации и мероприятий по модернизации государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь, государственных учреждений, реализующих мероприятия по внедрению информационных систем в здравоохранение;
  • 5.1.6.4. достоверностью первичных статистических данных, предоставляемых медицинскими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность;
  • 5.1.7. контроль и надзор за полнотой и качеством выполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного им полномочия Российской Федерации по осуществлению ежегодной денежной выплаты лицам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России », с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданного полномочия;
  • 5.1.8. контроль за деятельностью медицинских организаций, оказывающих психиатрическую помощь , стационарных учреждений социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами (в части оказания психиатрической помощи);
  • 5.1.9. контроль за использованием наркотических средств и психотропных веществ, хранящихся в аптечках первой помощи на морских и воздушных судах международного сообщения и в поездах международных линий;
  • 5.1.10. государственный контроль за деятельностью в сфере обращения биомедицинских клеточных продуктов посредством$
  • 5.1.10.1. организации и проведения проверок соблюдения субъектами обращения биомедицинских клеточных продуктов установленных Федеральным законом "О биомедицинских клеточных продуктах" и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к доклиническим исследованиям, клиническим исследованиям, производству, реализации, хранению, транспортировке, ввозу в Российскую Федерацию, вывозу из Российской Федерации, применению, уничтожению биомедицинских клеточных продуктов;
  • 5.1.10.2. организации и проведения проверок соответствия биомедицинских клеточных продуктов, находящихся в обращении, показателям качества, установленным нормативной документацией на биомедицинский клеточный продукт;
  • 5.1.10.3. применения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, мер по пресечению выявленных нарушений требований Федерального закона "О биомедицинских клеточных продуктах" и (или) по устранению последствий таких нарушений, в том числе принятия решения о приостановлении обращения биомедицинских клеточных продуктов и выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений, а также привлечения к ответственности лиц, совершивших такие нарушения;
  • 5.1.11. выборочный контроль качества биомедицинских клеточных продуктов посредством обработки сведений и отбора образцов биомедицинских клеточных продуктов;
  • 5.1.12.2. об изъятии из обращения фальсифицированных биомедицинских клеточных продуктов или недоброкачественных биомедицинских клеточных продуктов;
  • 5.1.12.3. об уничтожении фальсифицированных биомедицинских клеточных продуктов или недоброкачественных биомедицинских клеточных продуктов;
  • 5.2.1. мониторинг ассортимента и цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты;
  • 5.2.2. мониторинг безопасности медицинских изделий, регистрацию побочных действий, нежелательных реакций при применении медицинских изделий, фактов и обстоятельств, создающих угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей при обращении зарегистрированных медицинских изделий;
  • 5.4(1).1. выдает разрешение для получения лицензии на право ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации сильнодействующих веществ, не являющихся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ;
  • 5.4(1).3. выдает сертификат на право ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
  • 5.4(1).4. выдает сертификат специалиста лицам, получившим медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах;
  • 5.4(1).5. выдает заключение (разрешительный документ) на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации образцов биологических материалов человека (за исключением биологического материала человека, полученного при проведении клинического исследования лекарственного препарата для медицинского применения, и биологического материала человека, полученного при проведении клинического исследования биомедицинского клеточного продукта, для его изучения в целях данного клинического исследования), гемопоэтических стволовых клеток, костного мозга, донорских лимфоцитов в целях проведения неродственной трансплантации, половых клеток и эмбрионов;
  • 5.4(1).6. заключение (разрешительный документ) для получения лицензии на право ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации органов и тканей человека, крови и ее компонентов (за исключением образцов биологических материалов человека, гемопоэтических стволовых клеток, костного мозга, донорских лимфоцитов в целях проведения неродственной трансплантации, половых клеток и эмбрионов);
  • 5.5(1). ведет государственный реестр медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, и размещает его на официальном сайте Службы в сети Интернет;
  • 5.5(4). определяет перечень организаций, имеющих право проводить испытания (исследования) медицинских изделий в целях осуществления их регистрации в рамках Евразийского экономического союза, рассматривает заявки организаций о включении в указанный перечень и сообщает им о принятом решении;
  • 5.5(5). осуществляет выдачу разрешений на проведение клинических испытаний (исследований) медицинских изделий;
  • 5.5(6). осуществляет организацию инспектирования производства медицинских изделий и проводит проверки инспектирующих организаций;
  • 5.8. осуществляет в установленном порядке проверку деятельности медицинских и аптечных организаций, организаций оптовой торговли лекарственными средствами, других организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения;
  • 5.8(2). выявляет нарушений законодательства Российской Федерации об обращении лекарственных средств и в сфере охраны здоровья выдает обязательные для исполнения

"Московские аптеки", 2007, N 7-8

Все контрольные мероприятия Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития направлены на то, чтобы осуществление национального проекта в сфере здравоохранения было максимально эффективным.

Тельнова Елена Алексеевна

Заместитель руководителя Росздравнадзора

Необходимость совершенствования системы здравоохранения в современных условиях диктуется несколькими факторами:

  • негативными изменениями в состоянии здоровья граждан России;
  • необходимостью качественного оказания медицинских услуг населению;
  • необходимостью адаптации системы здравоохранения к условиям рыночной экономики.

Результатом проводимой модернизации здравоохранения является постоянный рост расходов бюджета на ее осуществление. Увеличиваются расходы как госбюджета в целом, так и на одного пациента.

По расчетам, к 2008 году они достигнут одного триллиона рублей. Более 50% государственного финансирования идет на оплату дорогостоящей стационарной помощи. При этом более 30% больных могли бы лечиться в амбулаторных условиях. Это тоже определяет необходимость модернизации системы здравоохранения.

Основной задачей государственных контрольно-надзорных органов в сфере здравоохранения в целом и лекарственного обеспечения в частности является реализация средствами надзора и контроля государственной политики в целях обеспечения населения доступной медицинской помощью, включая лекарственное обеспечение.

В этом, а также в постоянном совершенствовании механизмов государственного контроля и надзора видят главную свою задачу работники Росздравнадзора. Кроме того, в задачу контрольных и надзорных органов входит обеспечение соответствия коммерческой деятельности, осуществляемой в сфере здравоохранения и социального развития, требованиям действующего законодательства.

Сфера полномочий Росздравнадзора определена Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. N 329.

Тогда, в 2004 году, впервые была создана служба, которая должна осуществлять контрольные функции в сфере здравоохранения. До этого Минздравсоцразвития определяло политику в сфере лекарственного обеспечения и само же осуществляло контрольные функции. О необходимости создания отдельной службы, которая могла бы эффективно осуществлять государственную функцию по надзору и контролю в сфере здравоохранения, социального развития и лекарственного обеспечения, говорилось на протяжении нескольких лет.

Формула контроля заключается в следующем:

  • обеспечение прав граждан на медицинскую помощь;
  • контроль качества медицинской помощи;
  • представительство общественных интересов в сфере оказания медицинской помощи и услуг.

В задачу контрольно-надзорных органов входит:

  • оценка соответствия программ медицинской помощи требованиям государственных гарантий;
  • контроль исполнения таких программ;
  • аккредитация организаций, осуществляющих деятельность в рамках государственных гарантий;
  • публичный контроль за оказанием населению медицинской и лекарственной помощи.

Правовое обеспечение государственных гарантий в сфере здравоохранения состоит в надзоре за соблюдением законов и нормативно-правового поля в этой области.

Механизм реализации соблюдения государственных гарантий получения медицинской помощи определен Постановлением Правительства N 327.

Реализация государственной функции надзора осуществляется посредством:

  • лицензирования;
  • выдачи разрешений;
  • регистрации;
  • мониторинга;
  • проведения проверок.

Росздравнадзор осуществляет лицензирование следующих видов деятельности:

  • медицинской;
  • фармацевтической;
  • деятельности, связанной с оборотом наркотических и психотропных средств;
  • производства медицинской техники;
  • производства ЛС.

В круг обязанностей Росздравнадзора в процессе лицензирования фармацевтической деятельности входит:

  • изучение представленных документов;
  • выдача лицензий;
  • ведение реестра выданных лицензий;
  • методологическое руководство по вопросам лицензирования;
  • осуществление контроля за соблюдением лицензионных требований.

В 2007 году Росздравнадзор взял на себя обязательство по стопроцентному предлицензионному контролю фармацевтической деятельности. Это дает возможность осуществления более качественной работы по допуску на фармацевтический рынок субъектов лекарственного обеспечения.

Ожидаемый результат проводимой Росздравнадзором работы должен выражаться в:

  • улучшении качества оказания медицинских услуг;
  • улучшении качества жизни населения;
  • улучшении показателей здоровья общества;
  • изменении показателей деятельности поставщиков медицинских услуг, ЛС и изделий медицинского назначения;
  • создании клиентоориентированной модели контроля.

В последнем пункте имеется в виду, что законопослушные представители бизнеса в сфере здравоохранения не должны испытывать дискомфорта при общении с контрольно-надзорными органами при выполнении ими своей государственной функции.

Контроль - это наличие власти проверять и ограничивать. Мероприятия по контролю в области, например, производства ЛС выражаются в:

  • лицензировании производства ЛС;
  • государственной регистрации ЛС;
  • предварительном контроле качества ЛС.

Надзор - процесс внимательного мониторинга соблюдения субъектами фармацевтического рынка лицензионных условий и требований, а также:

  • фармнадзор;
  • выборочный контроль качества ЛС;
  • мониторинг деятельности в сфере обращения ЛС.

Особое внимание уделяется Росздравнадзором факторам, влияющим на доступность и качество лекарственного обеспечения.

Это экономические факторы:

  • финансирование;
  • система ценообразования;
  • покупательская способность населения.

И неэкономические факторы, к которым относятся медицинские, пространственно-временные и информационные взаимодействия и ассортиментная политика.

Целью контрольно-надзорных мероприятий Росздравнадзора в области фармацевтической деятельности является вывод на рынок ЛС надлежащего качества. Ежегодно количество зарегистрированных ЛС увеличивается. Основную долю составляют отечественные препараты. Росздравнадзор осуществляет также регистрацию медицинской техники и изделий медицинского назначения. Контролирующая роль государства в формировании ассортиментной политики осуществляется путем формирования перечня ЛС (в Минздравсоцразвития), регистрации ЛС в Росздравнадзоре. Перечень ЛС для ДЛО также определяется в министерстве. Затем цены на них регистрируются в Росздравнадзоре. Такая схема является одним из ресурсов контроля в области лекарственного обеспечения.

Результатом контрольных мероприятий является изъятие недоброкачественной фармацевтической продукции и незарегистрированных изделий медицинского назначения. К сожалению, их количество из года в год увеличивается. Так, за весь 2006 год было изъято 448 наименований продукции. А только за первый квартал 2007 года уже изъято 278 наименований. Поэтому одним из приоритетных направлений деятельности Росздравнадзора является проведение мероприятий по контролю качества ЛС.

Объем работы контрольно-надзорных органов в рамках программы ДЛО определяется масштабом проекта. В реализации ДЛО в РФ задействовано более 22 тысяч лечебно-профилактических мероприятий, более 17 тысяч аптечных предприятий, около 400 компаний-производителей, как отечественных, так и иностранных. Более 220 тысяч врачей осуществляют выписку рецептов на льготные лекарственные препараты. Регулирование цен на ЛС из перечня ДЛО Росздравнадзор осуществляет путем регистрации цен, установления унифицированных торговых надбавок и последующего их мониторинга. Кроме того, проводится постоянный контроль хода реализации программы в целом: еженедельный мониторинг поставок и выписки ЛС. Такой контроль осуществляется и территориальными отделениями Росздравнадзора. Проводятся проверки хода реализации программы ДЛО, осуществляется взаимодействие с общественными организациями (ассоциациями пациентов и врачей) и компаниями, занимающимися аналитической деятельностью. Во всех направлениях работа ведется очень активно.

За время реализации ДЛО Росздравнадзором проведено 3 социологических и 1 маркетинговое исследование, в ходе которых исследовались в том числе процессы формирования заявок на льготные ЛС, порядок заключения контрактов и т.д.

Росздравнадзор старается задействовать все имеющиеся ресурсы контроля за ДЛО.

В результате реализации программы дополнительного лекарственного обеспечения льготных групп граждан, несмотря на серьезные трудности, с которыми пришлось столкнуться в ходе ее реализации, на сегодня удалось достигнуть следующего:

  • организовать работу по обеспечению лекарственными средствами отдельных категорий граждан по всей стране по единым правилам;
  • добиться снижения смертности от хронических заболеваний;
  • улучшить качество жизни пациентов, страдающих целым рядом тяжелых хронических заболеваний, требующих дорогостоящего лечения;
  • уменьшить уровень госпитализации отдельных категорий граждан;
  • значительно активизировать работу отечественной фармацевтической промышленности.

За 2006 год имело место значительное увеличение поставок ЛС по ДЛО. После выхода большого количества льготников из программы уменьшилось количество выписываемых льготных рецептов, но при этом произошло увеличение средней стоимости одного рецепта. Несмотря на рост поставок ЛС, увеличилось количество рецептов, находящихся на отсроченном обслуживании из-за отсутствия ЛС в момент обращения пациента.

Все контрольные мероприятия, которые проводились и будут проводиться в будущем, направлены на то, чтобы осуществление национального проекта в сфере здравоохранения было максимально эффективным. Однако в настоящее время существует ряд проблем, препятствующих запланированным темпам реализации проекта. Среди них можно отметить следующие:

  • существующий объем работы для ДЛО льготников привел к значительному росту нагрузки на врачей первичного звена здравоохранения;
  • отмечается существенный дефицит кадров, что еще больше усугубляет проблему увеличения нагрузки на врачей;
  • в ряде случаев имеется недостаточно высокий профессиональный уровень медицинских работников первичного звена;
  • отмечается слабая профилактическая направленность в работе ЛПУ;
  • нередко в ЛПУ первичного звена здравоохранения отсутствует самое необходимое медицинское оборудование;
  • в целом население страны недостаточно обеспечено высокотехнологичной медицинской и лекарственной помощью.

Национальный проект в сфере здравоохранения направлен на развитие и совершенствование первичной медико-санитарной помощи населению и призван решить задачу обеспечения доступной и качественной медицинской помощи. Для решения этой задачи необходимо:

  • повысить укомплектованность квалифицированными кадрами ЛПУ первичного звена;
  • обеспечить переход на новые формы оплаты в зависимости от объема и качества оказанной медицинской помощи;
  • способствовать укреплению материально-технической базы ЛПУ.

Все эти меры уже осуществляются. В 2006 году многим врачам, медсестрам, фельдшерам была существенно увеличена зарплата. Многие специалисты прошли обучение. Многие ЛПУ получили такое медицинское оборудование, которое они не получали в течение многих лет.

В 2007 году активно продолжается реализация национального проекта в сфере здравоохранения. Происходит дальнейшее развитие первичной медицинской помощи, профилактического направления медицины, проведение диспансеризации, обеспечение населения высокотехнологичными видами медицинской помощи, оказание необходимой помощи женщинам в период беременности и родов, улучшение технического оснащения станций скорой помощи.

Результатом усилий по реализации национального проекта должно стать:

  • решение демографических проблем;
  • предотвращение ранней смертности и инвалидизации населения;
  • стимулирование рождаемости.

В 2007 году намечено дальнейшее увеличение зарплаты медицинских работников; совершенствование системы подготовки врачей общей медицинской практики, дальнейшее улучшение оснащения ЛПУ медицинским оборудованием и автомобилями, проведение мероприятий по лечению и профилактике ряда заболеваний (таких, как ВИЧ, гепатит, краснуха и т.д.).

Среди задач Росздравнадзора в настоящее время надо отметить и такие:

  • формирование единого регистра медицинских работников;
  • контроль за использованием медицинского оборудования;
  • контроль за поступлением транспорта на станции скорой медицинской помощи и оснащением этих автомобилей;
  • разработка системы предоставления высокотехнологичной помощи населению;
  • контроль за оказанием помощи беременным женщинам;
  • мониторинг осуществления приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения.

В первоочередном внимании со стороны органов управления здравоохранения в настоящее время нуждаются такие направления медицины, как онкология, реаниматология, педиатрия, лабораторная диагностика.

В ходе реализации программы ДЛО и национального проекта в сфере здравоохранения проводились социологические опросы с оценкой врачами этих государственных программ. В 2006 году 49,7% опрошенных высказались за необходимость реализации этих проектов, 44,6% выразили недоверие к возможности их реализации. Росздравнадзор, планирующий проведение повторного опроса в 2007 году, рассчитывает, что после проведенной работы по увеличению зарплаты медработникам, улучшению технического оснащения ЛПУ и других положительных изменений, уже произошедших в сфере здравоохранения, результаты опроса будут более оптимистичными.

В будущем можно ожидать более динамичных преобразований в сфере здравоохранения при переходе на одноканальное финансирование и реструктуризацию здравоохранения путем развития и широкого внедрения ресурсосберегающих технологий.

По выступлению на конференции

"МЕДФАРМНАДЗОР-2007"

подготовила

А.БОГАНОВА-РУДОВСКАЯ



Просмотров