Что такое опасные и экстремальные ситуации. Чем отличаются понятия «Опасная ситуация» и «Экстремальная ситуация»? Разновидность рассматриваемых опасных ситуаций

Р.М. Шамионов

Заведующий кафедрой психологии и образования Национального исследовательского Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, д-р психол. наук

Поведение человека всегда проявляется в какой-либо обстановке,ситуации. При этом сложившиеся обстоятельства по-разному влияют на человека, выступая фактором изменения его психологического состояния.

Чрезвычайная и экстремальная ситуации .

Все ситуации могут быть классифицированы разными способами: с точки зрения их значимости- незначимости, опасности-безопасности, удовлетворения-неудовлетворения, субъективности-объективности и т.п. Особый класс ситуаций представляют чрезвычайные и экстремальные ситуации. Они неизбежно содержат проблемную составляющую, к которой не имеется готового или быстро снимающего ее напряженность решения.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (ФЗ от 21 декабря 1994г. № 68 “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”)

По характеру источников возникновения ЧС подразделяются на природные, техногенные, социальные и т.д.

В зависимости от масштабов ЧС подразделяются на локальные, муниципальные, региональные, межрегиональные и федеральные (постановление правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 304 “О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”)

Важными особенностями процессов возникновения и развития ЧС являются многообразие и неповторимость их проявления, динамика которых может быть условно представлена в виде ряда типовых стадий развития (предварительная, первая, вторая и третья).

На предварительной стадии возникновения ЧС образуются и нарастают предпосылки к возникновению природного и техногенного бедствия, накапливаются отклонения от нормального состояния или процесса.

На первой стадии происходит инициирование природного или техногенного бедствия и последующее развитие процесса чрезвычайного события, во время которого оказывается воздействие на людей, объекты экономики, инфраструктуры и природную среду.

На второй стадии осуществляется ликвидация последствий природного или техногенного бедствия, ликвидация ЧС. Этот период может начинаться до завершения первой стадии. Ликвидация ЧС заканчивается, как правило, с переходом пострадавшей территории, ее хозяйственных, социальных структур и населения на повседневный режим жизнедеятельности.

На третьей стадии осуществляется ликвидация долговременных последствий природного и техногенного бедствия. Она имеет место тогда, когда последствия этих ЧС требуют для своей полной ликвидации продолжительных по времени усилий, которые являются важной составной частью социально-экономической деятельности по обеспечению стабильности и развития соответствующего региона.

Экстремальная ситуация (ЭС) – это ситуация, выходящая за рамки обычного, связанная с особо неблагоприятными или угрожающими факторами для жизнедеятельности человека.

Отличие экстремальной ситуации от чрезвычайной заключается в том, что экстремальная ситуация - это прямое взаимодействие человека со сверхсложной обстановкой, происходящее в течение короткого периода времени и приводящее человека к персональному порогу адаптированности, когда создается опасность его жизни и здоровью. Экстремальная ситуация- не просто чрезвычайное, а именно исключительно опасное событие или совокупность опасных событий.

Поведение в ЭС и ЧС

Характеристики поведения

Любая угроза безопасности личности неминуемо создает эмоционально-психологический очаг напряженности, энергия которого тратится на противодействие этой угрозе, т.е. создание таких условий бытия, которые бы минимизировали ощущение потери безопасности. Главное, на наш взгляд, заключается не столько в объективных условиях жизнедеятельности, хотя само по себе это очень важно, сколько в формировании таких механизмов личностной устойчивости, которые бы позволили сохранять так называемое динамическое равновесие состояния, своего рода субъективное ощущение благополучия.

Поведение людей в чрезвычайных ситуациях (далее будет подразумеваться – и в экстремальных), как правило, делится на две категории:

1)рациональное, адаптивное с полным контролем состояния своей психики и управлением эмоциями- путь к быстрой адаптации к условиям сложившейся обстановки, сохранению спокойствия и осуществлению мер защиты, взаимопомощи. Такое поведение является следствием точного выполнения инструкций и распоряжений.

2)негативное, патологическое, при котором своим нерациональным поведением и опасным для окружающих действиями люди увеличивают число жертв и дезорганизуют общественный порядок. В этом случае может наступить “шоковая заторможенность”, когда масса людей становится растерянной и безынициативной. Частным случаем “шоковой заторможенности” является паника, нередко выливающаяся в беспорядочное бегство, при котором людьми руководит сознание, низведенное до примитивного уровня.

Г.Ю. Фоменко, профессор кафедры психологии личности и общей психологии Кубанского государственного университета, исходит из более широкого понимания пребывания человека в чрезвычайной ситуации – бытийного. Ею определены и описаны два модуса бытия личности в чрезвычайных условиях: предельный и экстремальный, связанные с различными типами личности. Показано, что лица с предельным модусом характеризуются в поведении результативными ожиданиями, психологической подготовленностью, ответственностью. А лица с экстремальным модусом- отсутствием психологической готовности, экстернальностью, неэффективностью.

Таким образом, характеристики личности являются существенным фактором поведения в ЧС.

Психические состояния

Страх

Особое значение при рассмотрении поведения личности в экстремальных и чрезвычайных обстоятельствах занимает страх – негативное психическое состояние, связанное с выраженным проявлением чувства тревоги, беспокойства, угрозы существованию индивида и направленное на источник действительной или воображаемой опасности.

По мнению известного психофизиолога П.В. Симонова, страх является наиболее сильным эмоциональным проявлением психики человека, развивающимся при недостатке сведений, необходимых для защиты. Именно в этом случае становится целесообразным реагирование на расширенный круг сигналов, полезность которых еще неизвестна. Такое реагирование избыточно, но зато оно предотвращает пропуск действительно важного сигнала, игнорирование которого может стоить жизни.

Страх проявляется и от незначительной, едва заметной тревоги до ужаса, охватывающего и дестабилизирующего личность человека с распространением на моторику. Считается, что преодолению страха способствует информированность, которая поддерживает надежду на благоприятный исход событий.

Например, на соревнованиях равных по мастерству спортивных команд чаще побеждают хозяева поля. Осведомленность об условиях соревнований, соперниках, стране и т.д. способствует тому, что в сознании спортсменов не остается места тревоге, сомнениям и страху. Основная регулятивная роль страха заключается в том, что он сигналит об опасности и соответственно вызывает вероятные защитные действия человека.

Очень часто страх, возникающий в ситуациях неожиданных и неизвестных, достигает такой силы, что человек погибает.

Известна старая притча о страхе.

“Куда ты идешь?” – спросил странник, повстречавшись с Чумой. “Иду в Багдад. Мне нужно уморить там пять тысяч человек”. Через несколько дней тот де человек снова встретил Чуму. “Ты сказала, что уморишь пять тысяч, а уморила пятьдесят”, - упрекнул он ее. “Нет, - возразила она, - я погубила только пять тысяч, остальные умерли от страха”

Однако, как отмечают специалисты по чрезвычайным ситуациям, наиболее частыми, значительными, динамичными являются необдуманные, бессознательные действия человека как результат его реакции на опасность. Французский врач А. Бомбар пришел к выводу, что до 90% людей гибнет в море после катастрофы судна в течение первых трех дней, когда еще не может быть речи о смерти из-за отсутствия пищи и воды.

Депривация

Еще одним психологическим эффектом экстремальной, а порой чрезвычайной ситуации является эмоциональная, физическая, социальная и т.п. депривация – утрата, лишение, ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей в течение длительного времени. Она обнаруживается в условиях деятельности на Крайнем Севере(например, при обвалах, блокирующих выход). Как считает один из первых исследователей, наиболее последовательно изучавших поведение личности в экстремальных ситуациях, В.И. Лебедев, экстремальных ситуациях имеет место не только недостаток впечатлений из внешней среды, но и значительное изменение афферентации, объясняемое малым объемом помещений и динамикой летательных аппаратов и подводных лодок. Часто это приводит к развитию нервозов.

Поведенческие эффекты в ЭС и ЧС

Одной из наиболее сложных проблем в экстремальной ситуации выступает одиночество. Причем речь вовсе не идет лишь о случае отсутствия рядом других людей. Как известно, одиночество можно испытывать и в группе. Как только человек попадает в экстремальные условия существования, все непосредственные “живые” связи с близкими (а в условиях одиночества – со всеми) людьми прерываются. Такой резкий разрыв и обусловливает эмоциональную напряженность, психологический шок. В этих условиях дефицит общения приводит к различным нарушениям психики. По мнению В.И. Лебедева, личность достаточно быстро адаптируется к данной ситуации и научается справляться с одиночеством. Невозможность удовлетворения потребности в общении вызывает эмоциональную напряженность, побуждающую человека искать способы удовлетворения этой потребности. В экспериментах по длительной изоляции он наблюдал персонификацию некоторыми испытуемыми “публичности одиночества” – своеобразного состояния человека, который, находясь в одиночестве, знает, что за ним ведется непрерывное наблюдение с помощью телевизионных камер, но в то же время не знает, кто конкретно наблюдает. Нередко испытуемые начинали разговаривать с телевизионной камерой, воображая при этом, что в аппаратной находится конкретный человек. И хотя данного человека в аппаратной не было, а испытуемый не получал никаких ответов, он, тем не менее, с помощью этого разговора снимал эмоциональную напряженность.

В условиях одиночества человек разговаривает не только с неодушевленными предметами и живыми существами, но нередко и с самим собой. В этих случаях силой воображения он создает партнера и ведет с ним диалог, задавая вопросы и отвечая на них, спорит сам с собой, доказывает что-нибудь самому себе, заставляет что-то делать, успокаивает, убеждает и т.д. Эмоционально насыщенная потребность в общении может вызвать яркие эйдетические образы партнеров.

Между тем создание своего второго Я и общение с ним является одним из известных способов способности отражать окружающую действительность и задействовать ресурсы самосохранения. Об этом писал и австрийский психиатр и невролог В. Франкл, описывая поведение человека в концентрационном лагере военнопленных. Именно способность сохранить (хоть и собственном воображении) связь с другим (вторым) Я, в которой интимно – личностное общение не прерывается ни при каких обстоятельствах, является порой единственным условием выживаемости. Аналогичный пример можно найти и у путешественника и специалиста по аутотренингу Х. Линдемана, переплывшего в экспериментальных целях на надувной лодке Атлантику за 72 дня.

В результате ряда исследований В.И. Лебедев пришел к заключению о том, что персонификация неодушевленных объектов (например, фотографий, кукол, любых вещей) и животных в условиях одиночества обусловливается потребностью объективировать партнера по общению в какой-то вещественной, материальной форме. Общение в таких условиях снимает напряжение. Кстати, психиатры сделали вывод о том, что эффективным средством предупреждения неврозов в условиях стресса является разговор вслух с самим собой.

Выход из ЭС и ЧС

Психологические детерминанты

Самосохранения

Не менее важным является выход их экстремальной или чрезвычайной ситуации. Исследования отмечают, что “шлейф” сохраняется как минимум двое суток и сопровождается острой реакцией. О.Н. Кузнецов и В.И. Лебедев выявили, что в поведении большинства испытуемых после прекращения длительных сурдокамерных экспериментов наблюдалась двигательная геперактивность, сопровождавшаяся оживленной мимикой и пантомимикой. Многие из них навязчиво стремились вступить в разговор с окружающими. Они много шутили и сами смеялись надо своими остротами, причем в обстановке, не совсем подходившей для проявления такой веселости. В этот период они отличались повышенной впечатлительностью.

Даже через два – четыре года эти люди отмечали ряд фактов и мелких деталей, которые запомнились им до мельчайших подробностей и расценивались как особо приятные, эмоционально ярко окрашенные. Нередко отмечалось “перескакивающее” внимание. Каждое новое впечатление как бы вызывало забывание предшествующего и переключало внимание на новый объект. Большинство испытуемых были довольны собой и высоко оценивали проведенный эксперимент, хотя в ряде случаев это была некритичная оценка проделанной работы. Своих ошибок при экспериментально – психологическом исследовании в послеизоляционном периоде испытуемые не замечали, а при указании экспериментатора на ошибки реагировали крайне благодушно, хотя и старались, иногда весьма убедительно, представить свою работу в лучшем свете.

В ряде исследований так же было показано, что в условиях групповой изоляции с увеличением времени пребывания (три – шесть лет) у сотрудников начинает преобладать психопатические и шизоидные проявления личности, склонность к повышенному настроению, отмечаются неадекватность этической ориентации принятым нормам, импульсивность, склонность к конфликтам, плохо предсказуемому поведению и др. Например, после 12 лет жизни в Арктике и на высокогорье в структуре личности начинают доминировать ипохондрические тенденции со склонностью к пониженному настроению в сочетании с ростом социальной интроверсии.

В исследованиях доцента кафедры психологии здоровья и физической культуры Южного федерального университета Л.Р. Правдиной показано, что люди по-разному оценивают как экспериментальные ситуации, так и свои собственные возможности их преодоления. Ею были смоделированы экспериментальные ситуации и выявлено их влияние на динамику социально – психологических характеристик личности (самооценку, степень осмысленности жизни, стратегию преодоления) в связи с особенностями представлений личности об экстремальной ситуации. Например, у участников туристического похода в результате пребывания в экстремальных условиях социально – психологические характеристики личности изменяются следующим образом. Для лиц, представляющих экстремальную ситуацию:

- как приключение , характерно разнонаправленное, дисгармоничное изменение частных самооценок, возрастание самоуважения и доминантности, удовлетворенности самореализацией;

- как угрозу , характерно разнонаправленное, дисгармоничное изменение частных самооценок, снижение самоуважения, развитие тревожности, повышение степени целеустремленности;

- как испытание , характерно повышение самооценок по всем параметрам, повышение степени целеустремленности и удовлетворенности самореализацией.

Показано так же, что в процессе пребывания испытуемых в моделируемой экстремальной ситуации (в условиях приключенческого тура) у большинства респондентов происходит возрастание степени осмысленности жизни, целеустремленности и удовлетворения самореализацией.

Результаты исследований психолога И.В. Камыниной позв олили заключить, что интенсивное использование (эксплуатация) внутреннего ресурсного потенциала личности, находящейся в экстремальных условиях, может привести к истощению ресурсов и, как следствие, к ее астенизации и невротизации.

В связи с этим актуальной становится разработка стратегий профессиональной психологической помощи, направленной на сохранение и развитие личностного потенциала людей, проживающих в экстремальных условиях. При этом важно учитывать особенности динамики копинг – стратегий (т.е. реакцию человека на чрезмерные или превышающие его ресурсы требования, а так же каждодневные стрессовые ситуации) и их специфику на каждом этапе развития личности, в частности целесообразно пропедевтическое стимулирование детей в овладении навыками конструктивных коммуникаций, формировании адекватной самооценки личности.

Безопасность в ЧС – состояние защищенности населения, объектов экономики, окружающей среды (ОС) от опасностей в ЧС.

Экстремальная ситуация – это обстановка, возникающая в природе или в процессе деятельности человека, при которой психофизиологические параметры могут превысить пределы компенсации организма, что приводит к нарушению безопасности жизнедеятельности человека. Например высокие и низкие температуры физическая нагрузка, поражающие токсичные дозы сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ), высокие дозы облучения и др.

Понятие «чрезвычайный» трактуется как «исключительный, очень большой, превосходящий все» (Ожегов С.И. Словарь русского языка). Словосочетание «чрезвычайная ситуация» относится к совокупности опасных событий или явлений, приводящих к нарушению безопасности жизнедеятельности.

К техногенным относятся ЧС, происхождение которых связано с техническими объектами: взрывы, пожары, аварии на химически опасных объектах, аварии с выбросом экологически опасных веществ, обрушение зданий, аварии системах жизнеобеспечения и др.

Чрезвычайная ситуация – обстановка на определенной территории, возникшая в результате аварий, бедствия или катастрофы, которая повлекла или может повлечь гибель людей, ущерб их здоровью, окружающей среде и объектам хозяйствования, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможно уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций – это аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСиДНР), проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижении размеров ущерба, окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращения действия характерных для них опасных факторов.

Источник чрезвычайной ситуации – опасное природное явление, авария, инфекционное заболевание людей или животных, а также современные средства поражения, в результате чего произошла или может возникнуть в ЧС.

Авария – опасное техногенное происшествии, создающее на объекте, определенной территорий или акваторий, угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению здании, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, нанесение ущерба ОС.

Крупная авария с многочисленными человеческими жертвами и тяжелыми последствиями называется катастрофой .



Подразделяют пять стадий развития аварий и ЧС:

1. Стадия зарождения – постепенное накопление отрицательных эффектов, приводящих к аварии;

2. Стадия инициирования – начало развития ЧС;

3. Стадия кульминации – пик катастрофы, когда выделяется основное количество энергии или вещества;

4. Стадия затухания;

5. Стадия ликвидации последствий.

Катастрофа – разрушительное явление, повлекшее ЧС регионального или глобального масштаба.

Катастрофы классифицируется по масштабам и видам:

По масштабу:

Среднее

Большие.

Классификация ЧС приведена в таблице 1.

Таблица 1 – Классификация чрезвычайных ситуации

Чрезвычайные ситуации
По ведомственной принадлежности По сфере возникновения По масштабу распространения и тяжести По скорости распространения опасности
- строительство - промышленность - жилищно-коммунальная сфера - транспорт - сельское хозяйство - лесное хозяйство - транспортные коммуникаций - и т.д. - техногенного происхождения - природного характера - экологического характера - антропогенного характера - социального происхождения - объектовые - местные - региональные - национальные - глобальные - внезапные - с быстрораспрост. опасностью - распростран-ся с умеренной скоростью - с медленно распространяющейся скоростью

При определении масштаба за критерий берутся два показателя:

Количество пострадавших или нуждающихся госпитализации, территория, подвергшаяся воздействую последствий катастрофы.

По видам:

Естественные (природные и стихийные бедствия)

Искусственные (антропогенные)

Естественные:

Метеорологические

Тектонические и теллурические (вулканы, землетрясения)

Топологические (сели, оползни, сходы, лавины, наводнения)

Космические (метеориты, столкновения с ними)

Искусственные:

Транспортные

Производственные

Специфические (бактериологические и эпидемиологические)

Социальные (война, голод, алкоголизм, наркомания)

Каждая катастрофа имеет свой поражающий фактор и создает ЧС. Анализ причин выявляет общую черту всех ЧС (или стабильность).

Выделяют пять стадий развития катастроф:

1. накопление, отражается эффективностью (зарождение)

2. период развития (инициирование)

3. экстремальный период (кульминация), при котором выделяется основная доля энергий

4. затухание (действие остаточных и вторичных поражающих факторов)

5. Ликвидация последствий ЧС.

ЧС классифицируется по трем основным признакам:

По сфере возникновения

По ведомственным принадлежностям

По масштабу и скорости распространения

По сфере ЧС подразделяются:

Природные

Техногенные

Биолого-социальные.

По ведомственные принадлежности – отрасли хозяйства.

По масштабу – объектовые, местные, региональные, глобальные.

Для территорий РК характерны все ЧС: природные, геофизические, геологические, метеорологические, гидрологические опасности.

Все продукты, способные взрываться, подразделяются на взрывчатые вещества – ВВ конденсированного типа (тринитротолуол, гексоген, динамит) и взрывоопасные вещества – ВВ (газо-топливовоздушные смеси, газы, пыли)

Поражающим фактором при взрывных ВВ является воздушная ударная волна (ВУВ) – (резкое сжатие воздуха, двигающегося со сверхзвуковой скоростью).

Зоной ЧС при взрывах называют территорию, в пределах которой происходит поражение людей, животных разрушаются или повреждаются здания и сооружения. Границей зоны ЧС взрывного характера принимают DР Ф ≥ 10 кПа.

Размер зоны ЧС оперативно можно оценить зависимостью:

где Х – коэффициент, характеризующий зоны слабых (Х = 13,5 при DР Ф = 10 кПа), средних (Х = 8,2 при DР Ф = 20 кПа), сильных (Х = 6,4 при DР Ф = 30 кПа) и полных разрушений (Х = 4,7 при DР Ф = 50 кПа).

Безвозвратные потери рассчитываются по формуле:

N CM = P . G 0,666 ,

где G – масса ВВ, т; Р – плотность населения, тыс. чел./км 2 .

Из двух значений L ma х, L принимают меньшее.

По масштабам распространения и тяжести последствий ЧС природного и техногенного характера подразделяются на ЧС локального характера, ЧС муниципиального характера, ЧС межмуниципиального характера, ЧС регионального характера, ЧС межрегионального характера, ЧС республиканского характера.

К ЧС локального характера относятся ЧС, в результате которых территория, на которой сложилась ЧС и нарушены условия жизнедеятельности людей, не входит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью, составляет не более 10 человек либо ущерба окружающей природной среды и материальных потерь составляет не более 500 тысяч тн.

К ЧС муниципиального характера относятся ЧС, в результате которых зона ЧС не выходит за пределы одного поселения или одного района внутригородской территории города республиканского значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 25 млн. тн.

К ЧС межмуниципиального характера относятся ЧС, в результате которых зона ЧС затрагивает территорию двух или более поселений, полностью внутригородской территории города республиканского значения.

К ЧС регионального характера относятся ЧС, в результате которых зона ЧС не выходит за пределы территории одного субъекта (области) РК.

К ЧС республиканского характера относятся ЧС, в результате которых количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн. тн.

По природе возникновения ЧС можно разделить на техногенные, природные, экологические, биологические, антропогенные, социальные и комбинированные.

К техногенным относятся ЧС, происхождение которых связано с техническими объектами: взрывы, пожары, аварии, выбросы радиоактивных веществ, обрушение здний, транспортные катастрофы.

К природным относятся, связанные с проявлением стихийных сил природв: землетрясения, ураганы, наводнения, сели.

К экологическим бедствиям (ЧС) относятся аномальные изменения состояния природной среды: загрязнения биосферы, разрушения основного слоя земли, опустынивания, кислотные дожди.

К биологическим ЧС относятся эпидемии, эпизоотии, эпифитотии.

К социальным ЧС относятся события, порождаемые обществом и происходящие в обществе: межнациональные конфликты, терроризм, голод, войны.

Антропогенные ЧС являются следствием ошибочных действий людей, могут быть связаны с населением, экстремизмом, терактами.

По причине возникновения ЧС делятся на случайные и преднамеренные.

По режиму времени ЧС делятся на чрезвычайные ситуации мирного и военного времени.

По скорости развития ЧС делятся на: внезапные (землетрясения, взрывы, транспортные аварии), стремительные (связанные с пожарами, выбросами СДЯВ), умеренные (наводнения, извержения вулканов).

Пожары. Зоной пожаров называют территорию, в пределах которой в результате стихийных бедствий, аварий или катастроф, неосторожных действий людей, а также воздействия современных средств поражения возникают и распространяются пожары. Пожар считается ЧС в том случае, если для его ликвидации недостаточно сил и средств пожарной охраны, дислоцируемой на данной территории.

Основные характеристики пожара:

Интенсивность теплового излучения пожара, J, Дж/м 2 , К;

Удельная теплота сгорания, Q 0 , кДж/кг;

Удельная теплота пожара, Q 0 , кДж/м 2. с.

Основная литература: 2 .

Дополнительная литература: 1 .

Контрольные вопросы:

1. Классификация ЧС?

2. Как осуществляется учет ЧС?

3. Формирования ГО?

4. Что называют зоной пожаров?

5. Основные характеристики пожара?

На уроке шестиклассники познакомятся с определениями «опасная ситуация», «чрезвычайная ситуация» и «экстремальная ситуация». Узнают условия и причины возникновения опасных ситуаций.

На протяжении тысячелетий люди сталкиваются с разнообразными опасностями. И ныне человек получает травмы и гибнет в результате пожаров и отравлений в быту, криминальных ситуаций, транспортных аварий, и при встрече один на один с природой. В современном мире наибольшую опасность для людей представляет человеческая социальная и техногенная деятельность.

Вам хорошо известно, что большая часть травм в быту и на отдыхе является результатом нашей неосторожности, легкомыслия, или незнания (рис. 2). Жизнь и здоровье человека, зачастую, зависят от его грамотных и своевременных действий в опасных ситуациях. Осознание этой простой истины может стать первым шагом в овладении искусством выживания в природе и социуме.

Рис. 2. Не рискуйте без надобности ()

Современные маугли

Вы, скорее всего, слышали сказку Редьярда Киплинга о Маугли или смотрели мультфильм по этой замечательной сказке. История мальчика, выросшего в волчьей стае, поражает. А знаете ли вы, что в современности тоже встречаются дети, выращенные животными.

Например, в Камбодже в 2007 году нашли женщину, выросшую в джунглях (рис. 3). Женщина пришла в селение и попыталась украсть у крестьянина еду, но попалась на горячем. Хозяин дома отвел странную грязную женщину в местный участок полиции. Полицейский признал в дикой женщине свою дочь, которая потерялась в джунглях в 1988 году в возрасте восьми лет.

Рочом, так звали лесную девушку, три года прожила с людьми, но привыкнуть к ним не смогла. Продолжала мяукать, из кхмерского языка выучила только три слова: «мама», «папа» и «живот болит». Больше любила ползать, чем ходить.

Рис. 3. Найденная в джунглях Камбоджи женщина ()

Весной 2010 года Рочом сбежала в джунгли, родную и понятную среду обитания. В июне ее снова нашли. Лесную женщину отмыли от нечистот и передали команде испанских психологов, которые учат ее нормам человеческого поведения.

Восьмилетняя девочка смогла выжить в природной среде, но, будучи лишенной человеческого общения, вряд ли сможет стать полноценным членом общества.

Ранее мы упоминали об опасных и чрезвычайных ситуациях в природной среде. Что же они собой представляют? Это ситуации, возникающие при взаимодействии человека с окружающей средой.

Опасная ситуация - это неблагоприятная обстановка, в которой действуют вредные и опасные факторы, угрожающие здоровью, жизни человека.

Экстремальная ситуация - это прямое взаимодействие человека со сверхсложной обстановкой.

Такие ситуации могут случиться с человеком или группой людей на природе: в лесу, в степи, в горах, в пустыне, т. е. в тех местах, где много опасностей и помощи ждать неоткуда.

Условиями возникновения некоторых из подобных ситуаций могут быть:

Болезнь или повреждение организма человека, находящегося в природной среде (простуда, мигрень, переломы, ушибы, отравления, укусы животных и т. д.);

Другим условием может быть:

Резкое ухудшение погодных условий (сильные морозы, вьюга, метель, сильная жара, засуха и т. п.);

Вынужденное автономное, т. е. самостоятельное, пребывание в природных условиях. Например, когда человек заблудился в лесу или потерпел аварию.

Например, есть люди, увлекающиеся охотой. Но ведь в лесу и степи много опасностей: охотник может подвергнуться нападению дикого зверя; может попасть в капкан, поставленный другими охотниками (рис. 4); его может застать непогода; охотник может заблудиться в чаще; потенциальную опасность представляют также старые деревья, которые могут упасть. Любая из перечисленных ситуаций может стать для человека экстремальной.

Рис. 4. Охотники должны быть аккуратными, чтобы не попасть в капкан, поставленный другими охотниками ()

Можно сделать вывод, что большинство опасностей являются результатом нашего легкомыслия или неправильных действий, отсутствия необходимых знаний.

Например:

Спровоцировал на агрессию зверя;

Отравился ягодами в лесу;

Отстал от туристической группы на маршруте

Потерял ориентацию в лесу;

Заблудился в пещере.

Успех автономного выживания человека в природных условиях зависит от его знания особенностей климата, в котором он находится, особенностей флоры и фауны. Об особенностях флоры и фауны своего края вы могли узнать на уроках природоведения. Если человек знает об этих особенностях, то он может обеспечить себя питанием, добыть огонь, воду, соорудить себе убежище, защитить себя от основных опасностей в любое время года.

На уроках географии вам расскажут о климатических поясах - обширных территориях, для которых присущ определенный климат, растительность, животный мир.

Волчьи ягоды

Так уж получилось, что под термином «волчьи ягоды» скрываются разные понятия.

Вы знаете, что волчьи ягоды есть нельзя, поскольку многие из них ядовиты.

Волчьи ягоды - это собирательное, народное название ряда растений, плоды большинства которых имеют токсические или раздражающие свойства:

Белладонна, волчеягодник, вороний глаз, крушина ломкая. Все эти растения встречаются в наших широтах, поэтому не стоит есть незнакомые ягоды, даже если они внешне привлекательны (рис. 5).

Рис. 5. Волчье лыко ()

Во-первых, волчьи ягоды - это одно из народных названия кустарника, который называется волчье лыко (другие названия - волчеягодник, волчник, дафна).

Яркие красные ягоды волчьего лыка величиной с горошину сидят прямо на ветках по 2-3 штуки, как у облепихи.

Несмотря на то что они выглядит очень аппетитно, есть их ни в коем случае нельзя, так как они сильно ядовиты! Впрочем, у волчеягодника ядовиты все части растения. Даже маленькая капелька сока растения, попав на кожу или слизистую оболочку губ или глаз, вызывает раздражение. Если съесть ягоду волчника, начнется жжение, тошнота, рвота, слабость, могут начаться судороги, поднимется температура... Поэтому постарайтесь не подходить к этому красивому кустику!

Только, пожалуйста, не обращайтесь с этим растением как с врагом, если вам посчастливится встретить его в лесу! Оно достаточно редкое и занесено в Красную книгу.

Что же способствует выживанию человека в природе? Есть несколько факторов:

Психологическая подготовленность. Если вы морально готовы к тому, что может случиться экстремальная ситуация, то, попав в таковую, вас не охватит паника. Думаю, вам известно, что паника - худший враг в экстремальных ситуациях, поскольку парализует волю человека, и он окончательно теряет способность принимать правильные решения и контролировать свои действия.

Физическое здоровье (сильные мышцы, закалка, выносливость).

Знания о том, как вести себя в подобной ситуации, о том, как обеспечить себе пищу, воду и кров на время вынужденного автономного пребывания.

Необходимое снаряжение: спички, нож, бинт, бактерицидный пластырь, специальная одежда, запас пищи.

Обучение выживанию

Если вы заинтересовались способами выживания, вы можете попросить родителей о том, чтобы во время летних каникул они записали вас в лагерь по обучению выживанию.

В подобных лагерях (срок пребывания в них варьируется от 14 дней до месяца) вы научитесь разводить огонь без спичек, обустраивать ночлег. Узнаете, как найти пропитание и воду в экстремальной ситуации, как оказывать первую помощь (рис. 6).

Эти знания, несомненно, вам пригодятся, как пригодились они Денису из Костромы. Он с 8 лет ходил в походы и владел основными навыками выживания. В одном из походов случилось так, что он остался отрезан от своей группы. При переходе через горный массив начался камнепад. Группе пришлось разделиться на две части. Денис вместе с раненым товарищем остался один в горах. Остальная группа поспешила за помощью. Пока спасатели старались освободить горную тропу от камней, Денис оказал первую помощь пострадавшему товарищу и нашел убежище, чтобы обезопасить себя от повторного камнепада. Таким образом, парень помог себе и товарищу.

Рис. 6. Тренировка в лагере по обучению выживанию ()

Знания основ выживания в лесу могут вам также пригодиться. А еще в лагере по обучению выживанию вы получите возможность узнать много нового о природных явлениях, полезных растениях, животном мире. Ну и, конечно, это незабываемые впечатления, общение со сверстниками, интересные события.

Специалисты дают такие советы:

Экстремальных ситуаций нужно по возможности избегать;

Экстремальных ситуаций нужно не допускать;

Не поддаваться страху и панике при любых обстоятельствах;

Чтобы не допустить ЭС, нужно знать их причины;

Чтобы выйти из ЭС, нужно знать, как правильно действовать.

Знания - одно из важнейших богатств человека. Обладая знаниями о том, как ориентироваться на местности без специальных приборов, как развести огонь на природе, как добыть себе пищу и воду, как оказать первую помощь и как соорудить укрытие, ты сможешь обеспечить не только собственное выживание, но и помочь другим в экстремальных ситуациях.

Например, в замечательном мультфильме «Утиные истории» трое братьев, попадая в затруднительное положение, всегда обращались к справочнику, в котором находили ответы на все свои вопросы. Таким справочником могут стать твои знания, если ты будешь все внимательно усваивать.

Список литературы

  1. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / М.П. Фролов [и др.] под ред. Ю.Л. Воробьева. - Москва: Астрель, 2013. - 190 с.: ил.
  2. ОБЖ, 6 класс Учебник для общеобр. учр./Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т., Фролов М.П., Вихорева Т.С. - 1-е изд. - М: Изд-во АТС, 1996. - 160 с.
  3. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. - 2012, 209 с.
  1. Dic.academic.ru ().
  2. YouTube ().

Домашнее задание

  1. Выполните задание № 4 на стр. 13. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / М.П. Фролов [и др.] под ред. Ю.Л. Воробьева. - Москва: Астрель, 2013. - 190 с.: ил.
  2. Представьте, что вы собираетесь выехать на пикник в лес. Запишите все опасности, которые могут ожидать вас в вашем путешествии.
  3. * Узнайте, какие съедобные растения распространены в вашем регионе. Изобразите несколько из них.

Невероятные факты

Представьте себе, что вы оказались посреди паникующей толпы, вас захватили в заложники или на вас надвигается смерч.

Казалось бы, безвыходная ситуация , но выход всегда есть, если попытаться сохранять спокойствие и быстро реагировать.

Вот эти и другие угрожающие жизни ситуации , и советы, которые помогут вам выйти из них с минимальными потерями.


Правила поведения в опасных ситуациях

1. Давка


Попытайтесь оставаться на ногах – это ключ к выживанию. Как только вас собьют с ног, ваши шансы существенно уменьшаются.

В этом случае, если вы не можете сразу встать, примите защитную позу , подобрав ноги и прикрыв голову руками. Направьте голову в направлении движения толпы, чтобы вас не ударили и постарайтесь встать обратно на ноги.

В случае огня, нужно оставаться внизу, чтобы избежать дыма и дышать через влажную ткань.

2. Нападение собак


Сохраняйте спокойствие, попытайтесь не кричать, не смотреть в глаза собаке , не показывать страх или тревогу. Убедившись в вашей безопасности, она может потерять к вам интерес.

Не позволяйте собаке находиться позади вас. Если она начинает кружиться вокруг вас, что является признаком надвигающегося нападения, поворачивайтесь вместе с ней.

Если у вас с собой есть какой-то предмет, например, зонт , поместите его перед собой, чтобы казаться больше и лучше управлять своим пространством.

Во всех случаях помните, что нужно защищать лицо, грудь и горло . Держите руки в кулаках, чтобы защитить пальцы.


3. Авиакатастрофа


Во-первых, прежде чем сесть в самолет , одевайтесь соответствующе на случай аварийной ситуации. Джинсы и длинные рукава могут в какой-то степени защитить вас от ожогов и острых предметов.

Пассажиры в задней части самолета чаще выживают, чем в передней. Самым опасным временем являются первые 3 минуты после взлета и 8 минут перед приземлением . В это время лучше всего не снимать обуви, поднять столик, и обратить внимание на ближайшие выходы. Держите ручную кладь под сидением впереди, чтобы ноги не ударились об сиденье. Если удар неизбежен, примите правильное положение.


Первые 90 секунд после крушения важны. В это время нужно сохранять спокойствие и выбираться из самолета, как можно быстрее .

Опасные ситуации природного характера

4. Снежная лавина


Не пытайтесь ее перегнать. Лавина будет быстрее вас, даже если вы на лыжах. У вас гораздо больше шансов, если вы будете двигаться не прямо вниз, а по горизонтали .

Если это невозможно, закройте рот и поместите руки перед лицом, чтобы создать воздушный карман, который понадобиться вам, когда упадет снег.

Не пытайтесь кричать , так как это расходует нужный вам кислород. И наконец, можете помочиться (серьезно!), чтобы поисковые собаки легче вас нашли.

5. Поведение во время грозы


Попытайтесь найти низменное место и присядьте на корточки . Нужно находиться, как можно ниже, но чтобы ваше тело как можно меньше касалось земли.

Теперь прикройте уши . Если вы действительно оказались посреди грозы, гром может повредить барабанные перепонки.

6. Торнадо


Самое главное в этой ситуации - найти укрытие . Если вы не можете его найти, попытайтесь определить направление смерча.

Выбирайтесь из машины и бегите в противоположном направлении. Смерч может двигаться со скоростью до 100 км в час, поэтому стоит поторопиться. Если ничего не помогает, ложитесь на землю, прикройте голову и держитесь.

7. Большая волна


Лучше всего попытаться переплыть волну, пока она не разбилась. Если это невозможно, нужно вытянуть руки и ноги , чтобы распределить удар и удержать себя от глубокого погружения в воду.

Сделайте глубокий вдох и подождите, пока волнение не утихнет. Вас будет бросать из стороны в строну, но попробуйте сохранять ориентацию и не паникуйте. Постарайтесь вернуться на поверхность как можно быстрее, дышите и попытайтесь пересмотреть ситуацию, так как можете снова в нее попасть.

8. Падение с горного склона


Не старайтесь дотянуться до какой-то опоры, это вам не поможет. Прижмите подбородок к груди и постарайтесь использовать свои ноги в качестве тормозов.

9. Укус медузы


Постарайтесь быстрее добраться до берега и посыпать песок на остатки щупальцев медузы.

Как только они высохли, воспользуйтесь предметом, типа кредитной карты , чтобы счистить их одним движением. Не трите это место, так как это может привести к дальнейшему выпусканию токсинов в кожу.

Возникновение опасных ситуаций

10. Вы провалились под лед

Выбирайтесь в том же направлении, откуда вы пришли, так как вы знаете, что там лед смог вас выдержать.

Если рядом нет никого, кто мог бы вам помочь, вам придется использовать свои предплечья, чтобы вытолкнуть себя . Обопритесь широко расставленными руками о край льдины и подтянитесь, вытаскивая по очереди туловище и ноги.

Не становитесь на ноги, а ползите к берегу .

11. Заблудился в лесу: что делать


Используйте ветки и листья, чтобы вы могли вернуться по пройденному пути. Взберитесь на возвышенность , чтобы понять, сможете ли вы сориентироваться.

Теперь двигайтесь по спуску, пока не найдете реку или другую движущуюся массу воды. Следуйте в направлении потока , это обычно приводит к городу или деревне.

Если вы его не обнаруживаете, продолжайте двигаться прямо и ориентируйтесь по солнцу.

12. Машина упала в реку


Если вы случайно заехали в какой-то водоем, у вас есть примерно 90 секунд, прежде чем кабину полностью зальет водой. К сожалению, при погружении нижнего края двери, открыть ее становиться невозможным, поэтому нужно открыть окно и отстегнуть ремни безопасности . Если вы не можете открыть окна, попытаетесь выбить их ногами.

13. Действия при пожаре


Как правило, убивает людей не огонь, а дым. Нужно находиться как можно ниже , так как нагретые газы поднимаются вверх.

Оставайтесь возле стены и пройдите по ней, пока не найдете выход. Что бы вы не делали, старайтесь не вдыхать газ. Если чувствуете, что теряете сознание, ложитесь пластом на пол напротив двери. Это поможет пожарным легче вас найти.

14. Судорога в ноге: что делать


Судорога в воде может быть очень опасной. Первое, что нужно сделать – это перевернуться и плыть на спине , чтобы вода не попала в легкие. Затем растяните место, где возникла судорога, например, потянув стопу на себя , или подождите, пока она не пройдет.

15. Нога увязла в водорослях


Если это возможно, плывите на спине, как и в случае с судорогой. Если ваша голова находится под водой, постарайтесь не паниковать и сохраняйте кислород. С помощью руки спустите водоросли с ноги, пока не освободитесь.

Не пытайся активно двигаться , так как это может ухудшить ваше положение.

16. Что делать, если подавился


Если вы находитесь в общественном месте, лучше там и оставаться. В этом случае у вас больше шансов, что кто-то придет на помощь.

Если рядом никого нет, вам придется проделать прием Геймлиха самому. Это значит, что вам нужно совершить резкий удар по животу (между пупком и реберными дугами) об твердый предмет, например стул. Цель состоит в том, чтобы сжать воздух в диафрагме и вытолкнуть объект из горла.

17. Случай нападения в лифте


Самое худшее, что можно сделать и что часто жертва инстинктивно делает – это отодвигаться к дальней стене лифта.

Лучше всего находиться в углу возле двери рядом с панелью управления лифтом. По крайней мере, так вы лучше контролируете ситуацию.

18. Падение с высоты


Как бы ни была безнадежна эта ситуация, были случаи, когда люди выживали. Есть несколько факторов, которые повышают ваши шансы.

Во-первых, примите "положение прогнувшись " (известный в парашютизме термин). По сути, нужно вытянуться как можно сильнее, чтобы создать сопротивление.

Во-вторых, наметьте приземление , избегая бетонной поверхности (в идеале приземлиться в воду). Можно попробовать передвинуться вправо, например, опустив правое плечо и наоборот.

И наконец, расслабьтесь, согните колени, ступнями вперед и попытайтесь перекатиться. Так, по крайней мере, вы увеличите свои шансы на счастливый конец.

Опасные и чрезвычайные ситуации

19. Ядерный взрыв


В этой ситуации можно выжить, если вы находитесь вне радиуса ударной волны . Само собой, если есть предупредительные знаки, нужно найти укрытие, желательно под землей. Если вы находитесь в пораженной области, падайте на землю и закройте голову , как только увидите взрыв, так как может потребоваться до 30 секунд, чтобы ударная волна вас достигла.

Не смотрите на вспышку, это сразу вас ослепит. Если у вас есть хорошее укрытие, лучше всего сидеть там и ждать спасения.

20. Стрельба в школе и других помещениях


Американские исследования по случаям стрельбы в школе показали, что есть 4 фактора, которые увеличивают ваши шансы на выживание. Как бы банально это не звучало, но первое, что нужно сделать - это убежать (желательно зигзагом) .

Однако это не всегда возможно. Второе – это забаррикадировать дверь . Если вы создадите препятствие, вооруженный, скорее всего, не будет на это тратить свое время. Однако если он все-таки решит проникнуть, лучше всего притвориться мертвым . Для этого нужно сохранять спокойствие и контролировать свое дыхание. И четвертое, если ничего не помогло, используйте адреналин в своих целях и попытаетесь дать отпор.

21. Вас захватили в заложники


Если вы планируете сбежать, нужно делать это быстро. Важны первые несколько минут. Вокруг могут быть еще люди, но стоит быть острожным. Если шансы малы, можно усложнить свою ситуацию, и в этом случае лучше вести себя по правилам.

Наблюдайте за всем, что происходит и попытайтесь понять, почему вас похитили. Возможно, это поможет вам узнать, что планируют делать похитители.

Хотя многие заложники выживают, может потребоваться несколько лет, прежде чем придет спасение. Что бы ни произошло, не теряйте надежду и взвесьте весь риск и преимущество попыток к бегству.

22. Перекрестный огонь


Первое и самое очевидное – это попытаться ускользнуть. Если это невозможно и рядом нет никакого укрытия, ложитесь пластом на землю , положивв руки за голову (по крайней мере, это лучше, чем стоять, задрав руки над головой).

Постарайтесь оценить ситуацию и медленно отползите в безопасное место.

23. Заживо закопали в гробу


Как бы невероятно это не звучало, такие случаи уже были. Первое и самое важное - нужно перестать паниковать, накрыть лицо одеждой , так как предстоит грязная работа.

Вытяните руки и ноги вверх и, используя ноги (которые сильнее), толкайте. Молитесь, чтобы гроб оказался деревянным. В этом случае, вам нужно сделать пробоину .

Как только это произойдет, земля начнет сыпаться на вас (вот для чего нужно натянуть одежду на голову), и нужно ногами отталкивать ее к другому концу гроба.

При условии, что вы находитесь не очень глубоко, настает время прорыть себе дорогу к поверхности.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ "ЧГПУ")

Региональный институт педагогического образования и дистанционного обучения

(название кафедры)

Безопасность жизнедеятельности

(название)

Направление: направление подготовки 050700 – "Специальное (дефектологическое) образование"

Профиль "Логопедия"

________________________________

(код, наименование)

Составитель:

доцент каф. ТОФК Мамылина Н.В.

Челябинск 2011


4 часа лекций, 4 часа практических работ

Лекция 1 (4 часа)

Тема : Понятие экстремальной и чрезвычайной ситуации. Безопасность в быту, транспортно-дорожных ситуациях, экстремальных ситуациях криминогенного характера.

1. Понятие экстремальной и чрезвычайной ситуации.

2. Безопасность в быту.

3. Безопасность в транспортно-дорожных ситуациях.

4. Безопасность в экстремальных ситуациях криминогенного характера.

ПОНЯТИЕ ОБ ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ И ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ

Каждый человек в быту, на работе или в условиях окружающей его природной среды может попасть в такие ситуации, для которых характерны новизна и неожиданность возникновения, длительное, интенсивное воздействие внешних неблагоприятных факторов, а иногда и наличие непосредственной угрозы жизни. Такие ситуации, выходящие за рамки обычных, принято называть экстремальными ситуациями .

В экстремальной ситуации у человека неизбежно возникает особое состояние эмоционального напряжения, именуемое стрессом. Оно вызывает возбуждение всех систем организма и оказывает большое влияние на поведение и работоспособность человека. Влияние стресса на поведение и возможности конкретного индивидуума, на изменение его работоспособности чрезвычайно индивидуально. Одни действуют наиболее эффективно именно в состоянии высокого эмоционального напряжения - на экзаменах, ответственных соревнованиях и в любых опасных для жизни обстоятельствах. А других подобные ситуации психологически деморализуют. Наступает "психологический шок" - появляется сильная заторможенность или, наоборот, суетливость, поспешность, неспособность к разумным действиям.

Человек оказывается в экстремальных ситуациях по разным причинам, но, пожалуй, чаще всего это случается по его собственной вине - в результате отсутствия опыта безопасного поведения либо пренебрежения к нормам, правилам безопасности, непредусмотрительности, а порой и легкомыслия. К примеру, человек не знает, как поступить в той или иной жизненно опасной ситуации, или знает, но не умеет себе помочь. В ином случае он знает и может, но не хочет сделать то, чего требуют условия безопасности (или просто не хочет знать, что именно нужно делать). И вот, столкнувшись с непредви­денными обстоятельствами, очутившись в сложной, непривычной обстановке, когда нужны быстрые, точные действия, люди становятся совершенно беспомощными, неспособными решить простейшие, но жизненно необходимые вопросы.



Дабы уменьшить вероятность оказаться в экстремальной ситуации и увеличить свои шансы на сохранение здоровья и самой жизни, нужно:

Знать и учитывать факторы риска (опасности), сопровождающие нашу жизнь;

Выработать умение предвидеть возможность возникновения опасных ситуаций;

Стремиться избегать попадания в них. И, наконец, оказавшись в экстремальной ситуации, необходимо быстро оценить ее и свои возможности, принять грамотное решение и действовать. Таким образом, проблема выживания в экстремальных ситуациях сводится к четырем надо: надо знать, надо желать, надо уметь, надо действовать.

Чрезвычайные ситуации отличаются от экстремальных прежде всего своими масштабами и тяжестью последствий. Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.



Просмотров