Что такое место жительства - это место регистрации или проживания. Каковы правила регистрации граждан рф по месту пребывания и месту жительства, новый закон о прописке в апартаментах и выписке Закон о проживании по месту регистрации
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Статья 1
Внести в Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 32, ст. 1227; Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 45, ст. 4377; 2006, N 31, ст. 3420; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 27, ст. 3880; N 50, ст. 7341; 2012, N 53, ст. 7638; 2013, N 48, ст. 6165) следующие изменения:
1) статью 2 изложить в следующей редакции:
"Статья 2. Основные понятия
В целях настоящего Закона используются следующие основные понятия:
- регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации
- государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства; - регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания;
- регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства;
- снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания - фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений об убытии гражданина Российской Федерации из места пребывания;
- снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства - фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений об убытии гражданина Российской Федерации из места жительства;
- место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно;
- место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с настоящим Законом может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина;
- фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства - регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.";
2) статью 3 изложить в следующей редакции:
"Статья 3. Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации
В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
При регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации граждане Российской Федерации представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и иные документы, предусмотренные настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Заявления и документы, указанные в части третьей настоящей статьи, представляются в органы регистрационного учета в сроки, установленные статьями 5 и 6 настоящего Закона. В случае непредставления гражданином указанных документов в орган регистрационного учета для регистрации по месту пребывания или по месту жительства наниматель (собственник) жилого помещения, в котором проживает данный гражданин, по истечении установленного срока в течение трех рабочих дней уведомляет орган регистрационного учета о проживании данного гражданина в указанном жилом помещении. Форма и порядок такого уведомления устанавливаются правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания и регистрация граждан Российской Федерации по месту жительства в пределах Российской Федерации производятся бесплатно.
Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации, нанимателями (собственниками) жилых помещений, должностными лицами и лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, его территориальные органы и органы внутренних дел.";
3) статью 5 изложить в следующей редакции:
"Статья 5. Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания и снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания производится в срок, не превышающий 90 дней со дня прибытия гражданина в жилое помещение. Регистрация по месту пребывания производится без снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
Гражданин Российской Федерации вправе не регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении, если жилое помещение, в котором он зарегистрирован по месту жительства, находится в том же или ином населенном пункте того же субъекта Российской Федерации.
Гражданин Российской Федерации вправе не регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, если он зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области.
Гражданин Российской Федерации вправе не регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области, если он зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области.
Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина Российской Федерации по месту пребывания не позднее трех рабочих дней со дня получения им от гражданина или от лица, ответственного за прием и передачу в орган регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, заявления о регистрации по месту пребывания по установленной форме и иных документов, необходимых для такой регистрации, и не позднее восьми рабочих дней со дня подачи гражданином заявления о регистрации по месту пребывания и иных документов, необходимых для такой регистрации, в форме электронных документов.
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания и снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в медицинской организации или другом подобном учреждении, учреждении уголовно-исполнительной системы, исполняющем наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, производятся соответственно по его прибытии и выбытии администрацией соответствующего учреждения.
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания в учреждении уголовно-исполнительной системы, исполняющем наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, осуществляется после его снятия с регистрационного учета по месту жительства в соответствии с абзацем четвертым статьи 7 настоящего Закона.
В иных случаях регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания и снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания производятся органом регистрационного учета в соответствии с правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В случае выявления факта фиктивной регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания в жилом помещении производится снятие этого гражданина с регистрационного учета по месту пребывания на основании решения органа регистрационного учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.";
4) в абзаце третьем части первой статьи 6 слова "документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ)" заменить словами "документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и другими федеральными законами";
5) статью 7 дополнить абзацем следующего содержания:
"выявление факта фиктивной регистрации гражданина Российской Федерации по месту жительства
- на основании решения органа регистрационного учета, принятого в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.".
Статья 2
Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 1999, N 28, ст. 3491; 2001, N 11, ст. 1002; N 47, ст. 4405; 2003, N 27, ст. 2712; N 50, ст. 4848; 2004, N 30, ст. 3091; 2005, N 1, ст. 13; 2008, N 15, ст. 1444; 2009, N 52, ст. 6453; 2010, N 19, ст. 2289; 2011, N 11, ст. 1495; N 50, ст. 7362; 2012, N 30, ст. 4172; N 53, ст. 7633, 7637) следующие изменения:
1) дополнить статьей 322.2 следующего содержания:
"Статья 322.2. Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации
Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, а равно фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации -
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Примечание. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления.";
2) дополнить статьей 322.3 следующего содержания:
"Статья 322.3. Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации
Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации -
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Примечания. 1. Под фиктивной постановкой на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях в Российской Федерации понимается постановка их на учет по месту пребывания (проживания) в жилых помещениях на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилых помещениях без намерения пребывать (проживать) в этих помещениях или без намерения принимающей стороны предоставить им эти помещения для пребывания (проживания).
2. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления.".
Статья 3
Пункт 1 части третьей статьи 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2002, N 22, ст. 2027; N 44, ст. 4298; 2003, N 27, ст. 2700; N 50, ст. 4847; 2005, N 1, ст. 13; 2007, N 24, ст. 2833; 2011, N 15, ст. 2039; N 30, ст. 4601; N 50, ст. 7362; 2012, N 10, ст. 1166; N 31, ст. 4330, 4331; N 49, ст. 6752; N 53, ст. 7637; 2013, N 9, ст. 875; N 26, ст. 3207; N 27, ст. 3442; N 30, ст. 4078) после слов "322.1 частью первой," дополнить цифрами "322.2, 322.3,".
Статья 4
Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; N 18, ст. 1721; N 44, ст. 4295; 2003, N 27, ст. 2700, 2717; N 46, ст. 4434, 4440; N 50, ст. 4847; 2004, N 19, ст. 1838; N 31, ст. 3229; N 34, ст. 3529, 3533; N 44, ст. 4266; 2005, N 1, ст. 13, 40; N 13, ст. 1077; N 19, ст. 1752; N 27, ст. 2719; N 30, ст. 3131; N 50, ст. 5247; N 52, ст. 5574; 2006, N 1, ст. 4, 10; N 2, ст. 172; N 6, ст. 636; N 18, ст. 1907; N 19, ст. 2066; N 31, ст. 3420; N 45, ст. 4634, 4641; N 50, ст. 5281; N 52, ст. 5498; 2007, N 16, ст. 1825; N 26, ст. 3089; N 31, ст. 4007, 4015; 2008, N 20, ст. 2259; N 49, ст. 5745; N 52, ст. 6227, 6235, 6236; 2009, N 7, ст. 777; N 23, ст. 2759, 2776; N 29, ст. 3597; N 52, ст. 6406; 2010, N 1, ст. 1; N 19, ст. 2291; N 25, ст. 3070; N 27, ст. 3416; N 30, ст. 4002, 4006; N 31, ст. 4164, 4193, 4198, 4206, 4207, 4208; N 46, ст. 5918; 2011, N 1, ст. 10, 23; N 7, ст. 901; N 15, ст. 2039; N 17, ст. 2310; N 19, ст. 2714; N 23, ст. 3260; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4298; N 30, ст. 4585, 4590, 4600, 4601; N 47, ст. 6602; N 48, ст. 6728, 6730; N 49, ст. 7025; N 50, ст. 7346, 7362, 7366; 2012, N 6, ст. 621; N 10, ст. 1166; N 24, ст. 3082; N 29, ст. 3996; N 31, ст. 4320, 4322; N 41, ст. 5523; N 47, ст. 6402, 6403, 6404, 6405; N 53, ст. 7577, 7602, 7640; 2013, N 8, ст. 718; N 14, ст. 1651, 1666; N 19, ст. 2319, 2323; N 26, ст. 3207, 3208, 3209; N 27, ст. 3469, 3477; N 30, ст. 4025, 4029, 4031, 4032, 4040, 4082; N 31, ст. 4191; N 43, ст. 5444; N 44, ст. 5624, 5644; N 48, ст. 6163, 6165; Российская газета, 2013, 4 декабря) следующие изменения:
1) абзац первый части 1 статьи 3.5 после слов "не превышающем пяти тысяч рублей," дополнить словами "а в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 19.15.1 и частью 2 статьи 19.15.2, - семи тысяч рублей,";
2) в абзаце первом части 1.1 статьи 18.8 слова "срока пребывания, -" заменить словами "срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -";
3) в статье 18.9:
а) в абзаце первом части 1 слова "выезда за ее пределы -" заменить словами "выезда за ее пределы, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -";
б) в абзаце первом части 4 слова "миграционного учета -" заменить словами "миграционного учета, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -";
4) статью 19.15 изложить в следующей редакции:
"Статья 19.15. Проживание гражданина Российской Федерации без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта)
1. Проживание по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении гражданина Российской Федерации, обязанного иметь документ, удостоверяющий личность гражданина (паспорт), без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), или по недействительному документу, удостоверяющему личность гражданина (паспорту), -
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.
влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.";
5) дополнить статьей 19.15.1 следующего содержания:
"Статья 19.15.1. Проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации
1. Проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации либо допущение такого проживания нанимателем или собственником этого жилого помещения свыше установленных законом сроков -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до семисот пятидесяти тысяч рублей.
2. Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) - от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.
Примечание. Граждане Российской Федерации освобождаются от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, в случае:
- проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в соответствующем населенном пункте субъекта Российской Федерации, если они зарегистрированы по месту жительства в другом жилом помещении, находящемся в том же или ином населенном пункте того же субъекта Российской Федерации;
- проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, если они зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области;
- проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области, если они зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области;
если они являются супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками нанимателя (собственника) жилого помещения, имеющего регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении; - если проживающие совместно с нанимателем или собственником жилого помещения лица являются по отношению к нему супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками.";
6) дополнить статьей 19.15.2 следующего содержания:
"Статья 19.15.2. Нарушение правил регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении
1. Нарушение правил регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до семисот пятидесяти тысяч рублей.
2. Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) - от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.
3. Нарушение без уважительных причин нанимателем или собственником, предоставившими жилое помещение гражданину Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации сроков уведомления органа регистрационного учета о проживании данного гражданина в указанном жилом помещении без регистрации либо представление в орган регистрационного учета заведомо недостоверных сведений о регистрации гражданина Российской Федерации, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от четырех тысяч до семи тысяч рублей.
4. Нарушение, предусмотренное частью 3 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от семи тысяч до десяти тысяч рублей.
5. Нарушение лицом, ответственным за прием и передачу в орган регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета гражданина Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации сроков представления в орган регистрационного учета документов для регистрации граждан Российской Федерации либо представление в орган регистрационного учета заведомо недостоверных документов для регистрации гражданина Российской Федерации, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -
влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Примечания:
1. Граждане Российской Федерации освобождаются от административной ответственности за нарушение правил регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в случае представления документированной информации о том, что они являются супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками, внуками нанимателей (собственников) жилого помещения, имеющих регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении.
2. Наниматель (собственник) жилого помещения освобождается от административной ответственности за нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков уведомления органа регистрационного учета о проживании гражданина Российской Федерации в указанном жилом помещении без регистрации в случае:
- представления таким гражданином документированной информации о его регистрации по месту жительства в другом жилом помещении, находящемся в том же или ином населенном пункте того же субъекта Российской Федерации;
- проживания гражданина Российской Федерации в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, если он зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области;
- проживания гражданина Российской Федерации в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области, если он зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области.";
7) в статье 19.16:
б) абзац первый изложить в следующей редакции:
"Умышленные уничтожение или порча документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), либо небрежное хранение документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), повлекшее утрату документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), -";
8) в статье 19.17:
а) в наименовании слова "удостоверения личности гражданина (паспорта)" заменить словами "документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта),";
б) в абзаце первом части 1 слова "удостоверения личности гражданина (паспорта)" заменить словами "документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта),";
в) в абзаце первом части 2 слова "удостоверения личности гражданина (паспорта)" заменить словами "документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта),";
9) в статье 19.18:
а) в наименовании слова "удостоверения личности гражданина (паспорта)" заменить словами "документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта),";
б) в абзаце первом слова "удостоверения личности гражданина (паспорта)" заменить словами "документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта)";
10) в статье 19.27:
а) в абзаце первом части 1 слова "лицом без гражданства -" заменить словами "лицом без гражданства, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -";
б) в абзаце первом части 2 слова "принимающей стороной -" заменить словами "принимающей стороной, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -";
11) в статье 23.3:
а) часть 1 после цифр "19.15," дополнить цифрами "19.15.1, 19.15.2,";
б) пункт 9 части 2 после цифр "19.15," дополнить цифрами "19.15.1, 19.15.2,".
Статья 5
Внести в Федеральный закон от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 30, ст. 3285; 2009, N 29, ст. 3636; 2010, N 21, ст. 2524; N 52, ст. 7000; 2011, N 13, ст. 1689; 2013, N 48, ст. 6165) следующие изменения:
1) часть 1 статьи 2 дополнить пунктами 10 и 11 следующего содержания:
"10) фиктивная регистрация по месту жительства - регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо их регистрация по месту жительства без их намерения проживать в соответствующем жилом помещении, либо их регистрация по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) соответствующего жилого помещения предоставить им это жилое помещение для проживания;
11) фиктивная постановка на учет по месту пребывания в жилом помещении - постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом помещении на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилом помещении без их намерения пребывать в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для пребывания.";
2) часть 1 статьи 19 дополнить пунктом 6 следующего содержания:
"6) принятия органом миграционного учета решения о снятии иностранного гражданина с регистрации по месту жительства при установлении в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции, факта фиктивной регистрации по месту жительства иностранного гражданина в жилом помещении, правом пользования которым он обладает и по адресу которого он зарегистрирован.";
3) в статье 23:
а) часть 1 дополнить пунктом 4 следующего содержания:
"4) установления в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции, факта фиктивной постановки на учет по месту пребывания в жилом помещении.";
б) часть 2 дополнить пунктом 4 следующего содержания:
"4) по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 1 настоящей статьи, - после выявления факта фиктивной постановки соответствующего иностранного гражданина на учет по месту пребывания в жилом помещении.".
Порядок регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, а также другие особенности миграции и смены места проживания, предусматривается Федеральным законом № 5242-1 “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации”.
Поправки, внесенные в закон о регистрации граждан РФ по месту жительства
Федеральный закон № 5242-1, предусматривающий права граждан РФ на свободу перемещений и правила прописки по месту жительства, был подписан президентом и вступил в силу 25.06.1993 года.
Последние изменения в законодательстве о миграции и прописке были введены 6.04.2017 года с принятием закона № 65-ФЗ. Редакция коснулась изложения пятой статьи. Помимо этого, Госдумой вносились корректировки в Федеральный закон №224. Подробнее об этом читайте
Статья 5 предусматривает следующие условия осуществления регистрации гражданина по месту проживания и снятия его с учёта:
- Регистрация по месту нахождения производится в течении 90 дней с момента прибывания гражданина на новое жилое место. Снятие с регистрационного учёта по месту жительства для данной процедуры не требуется;
- Если квартира или жилой дом находится в том же населённом пункте, где гражданин зарегистрирован по месту жительства, он вправе не производить запись о пребывании;
- Также регистрирование о пребывании можно не оформлять в Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе, если запись по месту жительства оформлена в одном из населённых пунктов соответствующего федерального округа;
- Регистрация по месту пребывания производится органами миграционного учёта в течение трёх дней с момента предоставления гражданином необходимых для данной процедуры документов, и в течение восьми дней, если бумаги отправляются в электронном формате;
- В ряде учреждений (санаторий, пансионат, гостиница, медорганизации, уголовно-исполнительные учреждения и т.д.) процедура регистрации и снятия с места проживания производится управляющими лицами организации по дате прибытия и убытия;
- При выявлении нарушений правил регистрации по месту проживания, миграционные органы снимают гражданина с учёта и применяют к нему штрафные санкции.
Гражданин может быть освобождён от обязанности постоянной регистрации по месту проживания, если срок его пребывания составляет меньше 90 дней. В этом случае необходимо оформить временную прописку.
Порядок регистрации граждан РФ по месту жительства
Процедура осуществления прописки по месту проживания для российских граждан состоит из следующих шагов:
- Составление заявления о снятии с регистрационного учёта с текущего места прописки.
- Далее необходимо пройти процедуру снятия с учёта. Для этого требуется явиться с необходимыми документами в федеральную миграционную службу или другой компетентный орган, осуществляющий данные процедуры по месту жительства. На базе предоставленных бумаг составляется лист выбытия, после чего гражданин заполняет форму для прописки, которая подтверждает факт снятия с регистрационного учёта.
- Следующим шагом является подача документов в соответствующие органы для регистрации по новому месту долгосрочного пребывания. Помимо пакета документов, в регистрационное учреждение ФМС должны прийти все члены семьи от 14 лет, которые участвуют в перерегистрации. После проверки бумаг, если они правильно заполнены, их передают главе отделения, который осуществляет прописку и указывает в какой срок можно забрать документы;
- Оформленные бумаги выдаются любому члену семьи, проходящему процедуру регистрации, под роспись.
Правила регистрации по месту жительства устанавливаются следующими законодательными актами:
- Законом № 5242-1 “О праве граждан на свободу передвижения”;
- Конституция Российской Федерации;
- Жилищный кодекс РФ;
- Постановление правительства РФ № 713 от 17.07.1995 “Об утверждении правил регистрирования”.
В субъектах Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные особенности процедуры регистрации, однако перечисленные шаги являются основными и действуют на территории всей страны и её субъектов.
Читайте также о последних изменениях в ФЗ № 181
Сроки
Согласно законодательству № 5242-1, регистрационные органы службы миграции обязаны в течение трёх дней произвести регистрацию гражданина на новом месте и выдать в течение этого срока его паспорт с соответствующей пометкой о месте прописки.
Для регистрации можно обратиться в следующие учреждения:
- Отделение Федеральной миграционной службы;
- Отделение МВД, которое осуществляет функции ФМС, если она отсутствует в населённом пункте;
- Паспортный стол;
- Многофункциональный центр;
В соответствии с законом о прописке, граждане вправе выбирать на своё усмотрение организацию для осуществления прописки.
В соответствии со статьёй 19.15.1 КоАП РФ, проживание без временной или постоянной регистрации — недопустимо. Прописка является обязательной для всех.
При выявлении отсутствия регистрации, административным кодексом предусматриваются следующие штрафные санкции:
- 3 тысячи рублей для проживающего;
- 5 тысяч рублей для хозяина жилой площади;
- в Москве и Санкт-Петербурге штраф составляет 5 и 7 тысяч рублей соответственно.
В соответствии со статьёй 322.2 УК РФ, в случае фиктивной прописки гражданина РФ или иностранца, для владельца квартиры или другого лица, совершившего правонарушение, устанавливаются следующие меры наказания:
- штраф в размере от 100 до 500 тысяч рублей или трёхгодичной заработной платы;
- исправительные работы на протяжении до трёх лет с ограничениями на отдельные виды деятельности;
- заключение на срок до 3 лет.
Если правонарушитель самолично сообщает о фиктивной регистрации, он может быть освобождён от штрафных санкций.
Проживание без прописки допускается только в случае, если жилец является близким родственником хозяина квартиры или зарегистрирован в том же городе.
Список документов
Перечень документов, необходимых для регистрации по новому месту жительства, устанавливается статьёй 6 настоящего законодательства.
Список требуемых бумаг:
- Удостоверение личности;
- Заявление;
- Листки о выбытии и прибытии;
- Документы, которые подтверждают право прописки (договор аренды или собственности).
- Разрешение на регистрацию, если гражданин не является собственником жилья.
В заявлении на регистрацию необходимо указать следующую информацию:
- Полное название организации, в которую оно подаётся;
- Контактные данные заявителя и собственника жилья (фамилия, имя, отчество, номер телефона);
- Адрес квартиры или дома;
- Основания для прописки;
- Сведения о выселении с предыдущего жилья;
- Подпись владельца жилого помещения.
Образец заявления (форма № 6) можно скачать .
Скачать действующую редакцию закона
Для детального ознакомления с положениями закона № 5242-1 “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации” можно скачать актуальную редакцию документа
; указанный земельный участок предназначается для ведения огороднической или садоводческой деятельности, а также личного хозяйства, а недвижимость, которая на нем находится, является жилой или относится к категории гаражей. Как оформить права собственности на дачу в СНТ В 2017 году в отличие от того порядка, который существовал ранее, процедура оформления дачного участка в частную собственность может осуществляться в упрощенном порядке, если соблюдаются указанные выше условия. При этом стоит отметить тот факт, что участок должен быть закреплен за обратившимся лицом, и при этом его не должны предварительно изъять из оборота уполномоченные государственные органы. Упрощенная процедура, в соответствии с которой будет осуществляться оформление дачного участка в частную собственность, действует на протяжении ограниченного промежутка времени. В связи с этим дачники должны регистрировать свои права, не откладывая решение насущного вопроса на продолжительный промежуток времени. Подача документов на регистрацию может осуществляться лично или же с помощью услуг уполномоченных представителей, которые должны получить нотариальную доверенность. Действующее законодательство предусматривает возможность оформления коллективной заявки на получение в частную собственность сразу нескольких дач, но в таком документе должны присутствовать подписи каждого из участников приватизации. Сама процедура оформления территории в частную собственность будет выглядеть так: Согласование Приступать к оформлению дачного участка в частную собственность нужно с согласования этой возможности через соответствующие государственные органы, так как в соответствии с нормами, указанными в статье 252 Гражданского кодекса, любой член кооператива имеет право на то, чтобы требовать выделение надела в долевую собственность, если только это никоим образом не нарушает законные права и интересы других членов кооператива. Подача заявления Решение по выдаче дачных участков в частную собственность принимается территориальными органами администрации, занимающимися решением земельных отношений. Рассмотрение документов Процедура рассмотрения поданных документов осуществляется на протяжении двух недель, по истечению которых принимается окончательное решение, о котором оповещают заинтересованное лицо. Если лицу отказывают в приватизации, он должен получить мотивированный отказ, оформленный в письменном виде. Определение границ В случае вынесения положительного решения подается обращение в Кадастровую палату для определения границ рассматриваемого земельного участка на указанной территории. Регистрация на государственный учет После проведения межевальных работ земельный участок должен в обязательном порядке быть поставлен на кадастровый учет с последующей выдачей кадастрового паспорта новому собственнику. Срок оформления документа в соответствии с действующим законодательством составляет пять дней. Регистрация в Росреестре Конечным этапом является регистрация права собственности обратившегося лица через территориальное отделение Росреестра. Данная процедура проводится на протяжении десяти рабочих дней, отсчет которых начинается с момента предоставления полного перечня бумаг. Можно ли изменить целевое назначение участка и дома Если появилась необходимость в смене разрешенного вида использования земельного участка, можно перевести надел в другую категорию или же сменить вид пользования, не меняя категорию надела. Первый вариант предусматривает наличие любых вариантов допустимого использования надела, в то время как во втором случае нужно будет выбрать ту категорию участка, которая предусмотрена для конкретной территории. Межевание и какие для этого нужны документы Межевание представляет собой услугу, которая предоставляется исключительно уполномоченными кадастровыми инженерами, работающими в специализированных геодезических организациях или же в качестве частных предпринимателей. Для этого нужны будут следующие бумаги: если изготовление межевого плана осуществляется доверенным лицом, на него нужно будет оформить доверенность, заверив ее у нотариуса, а также предоставить специалисту собственный паспорт; далее оформляется кадастровый план с указанием технических характеристик и стоимости рассматриваемой территории; оформляется правоустанавливающая документация, куда входит акт, подтверждающий право собственности на рассматриваемый земельный участок или свидетельство, удостоверяющее право собственности, которое было оформлено позднее 2001 года. После сбора этих бумаг можно будет обратиться к кадастровому инженеру и заказать проведение межевальных работ.">Дача 32
C 03 января 2014 года вступают в действие в Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".
Место пребывания и место жительства, в чем отличия?
Место пребывания - жилое помещение, в которых гражданин проживает временно. В качестве таковых закон называет в том числе гостиницы, санатории, дома отдыха, пансионаты, кемпинги, туристские базы, медицинские организации или другие подобные учреждения.
Место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение служебное или в общежитии, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения, и где он зарегистрирован по месту жительства.
С какого момента гражданин обязан регистрироваться по месту пребывания?
Обязанность регистрироваться по месту пребывания возникает у граждан РФ, прибывших по месту временного проживания в жилое помещение на срок свыше 90 дней. Такие граждане обязаны, до истечения этого срока обратиться к должностным органам, ответственным за регистрацию и предоставить паспорт, заявление о регистрации установленного образца, а также документ - основание для временного проживания (договор аренды, социального найма, и пр.). Данный порядок содержится в Правилах «Регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713.
За несоблюдение данного требования установлена административная ответственность :
В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге
- для нанимателей жилья - от 3000 рублей до 5000 рублей,
- для собственников жилья - от 5000 рублей до 7000 рублей;
В других регионах Российской Федерации
- для нанимателей жилья - от 2000 рублей до 3000 рублей,
- для собственников жилья - от 2000 рублей до 5000 рублей.
Исключения из этого правила:
Если временные жильцы прибыли на временное проживание в тот же субъект Российской Федерации, где они имеют постоянное место жительства;
Если временные жильцы постоянно зарегистрированы в Москве или одном из населенных пунктов Московской области, и место временного проживания также расположено в городе Москве или одном из населенных пунктов Московской области;
Если временные жильцы постоянно зарегистрированы в городе Санкт-Петербурге или одном из населенных пунктов Ленинградской области, и место временного проживания также расположено в городе Санкт-Петербурге и одном из населенных пунктов Ленинградской области;
Если непрерывный срок пребывания данного гражданина в соответствующем месте не превышает 90 дней со дня его прибытия.
Фиктивная регистрация и постановка на учет
Введена уголовная ответственность за фиктивную регистрацию гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации по ст.322.2 УК РФ.
За совершение данного преступления предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительные работы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Аналогичная ответственность установлена за фиктивную постановку на учет по ст.322.3 УК РФ.
Лицо освобождается от уголовной ответственности , при условии, если оно способствовало раскрытию этого преступления, и, если в его действиях не содержится иного состава преступления.
Часто мне задают вопросы: Что является фиктивной регистрацией? Будет ли считаться фиктивной постановкой на учёт, если гражданин зарегистрирует на свою площадь лицо, которое не будет проживать? Считается ли фиктивной регистрация, когда лицо проживает не постоянно, а периодически в течении непродолжительных периодов?
Закон прямых ответов на данные вопросы не содержит.
ВАЖНО: чтобы органы, осуществляющие регистрацию, не обвинили Вас в фиктивной постановке на учет, необходимо делать ссылку, что в момент Вашего обращения с заявлением о регистрации, лицо было намерено временно проживать на Вашей жилплощади. Причиной того, что впоследствии это лицо по каким-то причинам передумало переезжать к Вам могут быть разные, но Вам о них ничего не известно, и лицо о своем отказе от временного пребывания Вас не уведомило. То, что после этого Вы не аннулировали регистрацию, всегда можно объяснить тем, что просто не успели этого сделать, поскольку строгих сроков, в течение которого собственник должен обратиться с заявлением о прекращении регистрации в Законе «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации » и Правилах «Регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ » не установлено.
Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства - регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.
Федеральный закон от 21.12.2013 N 376-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принявшая угрожающие размеры поддельная регистрация, спровоцировала Государственную думу к обсуждению нового законопроекта. Принятый в первом чтении закон о прописке вызвал массу негодований среди общественности, лидером которой стало движение Прописке.нет.
В начале 2012 года президент РФ Владимир Путин внес к рассмотрению Государственной думой законопроект об изменении действующего законодательства в части регистрации граждан и пребыванию их по месту прописки. После непродолжительных дебатов проект успешно прошел первое чтение, что вызвало волну протеста среди населения. Связано это с фактическим ограничением свободы передвижения, ведь по новым правилам гражданин будет «привязан» к месту регистрации, а так же с ужесточением наказания за нарушения. Планируется ввести штрафные за регистрацию без намерения проживать и за проживание без регистрации в размере от 100 до 500 тыс. руб. Еще большее возмущение вызывают планы о внесении изменений в уголовный кодекс, по которым можно будет привлекать нарушителя и определять ему реальное наказание.
Как все начиналось
Нельзя так однозначно говорить, что рассматриваемый закон - это полностью новая инициатива. Сегодня закон о регистрации существует и применяется на практике. В соответствии с ним граждане обязаны иметь регистрацию по месту пребывания. Это относится, как к постоянной прописке, так и к временной. В соответствии с законом гражданин, сменивший место пребывания, в течение 90 дней с момента переезда должен оформить регистрацию. Причем, выписываться с основного места необязательно. Правила регистрации и снятия с учета регламентированы постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713. За нарушения правил предусмотрено наказание: по административному кодексу - штраф в размере 2-7 тыс. руб.; по уголовному (ст. 327) - арест до полугода.
Граждане РФ помимо обязанностей имеют права, закрепленные Конституцией РФ. В соответствии со ст. 27 Конституции РФ: «Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства».
Что предлагает взамен новый закон о прописке 2013 года?
Инициатива Президента была поддержана депутатами, которые пошли дальше и предложили еще более интересные решения. Сегодня поправки к существующему положению выглядят следующим образом:
- Внести изменения в Уголовный кодекс РФ в части ст. 327, увеличив срок наказания с полугода до трех лет.
- Увеличить штраф за проживание без регистрации, а так же штрафовать арендодателей пускающих в свое жилье неучтенных граждан.
- Обязать граждан проживать исключительно по месту регистрации.
- Производить регистрацию лиц в жилом помещении исходя из его площади. Предварительно: 1 человек - 18 кв. м. Считается, что это позволит избежать ситуации, когда в одной квартире прописаны десятки нелегалов. Но не было получено ответа на вопрос, а как будет проходить учет «обычных» граждан, проживающих большими семьями и не имеющих возможность улучшить жилищные условия. Сегодня среднестатистическая российская семья из четырех человек живет на 55 кв. м. Путем несложного расчета (4*18=72) становится понятно, что последнему «прописка не светит».
- Вводится понятие «фиктивная регистрация». Под этим термином понимается постановка на учет без намерения проживать. Открытым остается вопрос, а кто и как будет учитывать, и оценивать это намерение. Другая разновидность фиктивности - мошеннические действия. К слову, регистрация по поддельным документам и на сегодняшний день имеет правовую оценку.
Мнения специалистов и общественности
Лидер движения Прописке.нет считает выдвинутый законопроект очередной попыткой ограничить свободу граждан, загнать их в определенные рамки. За место ужесточения законов, лучше довести до ума уже существующие. Чтобы законы работали не надо свешивать все на граждан, необходимо, чтобы ответственные органы выполняли свои обязанности - участковые совершали обход территории, прислушивались к гражданам, ФМС боролось с нелегалами и пользовалось уже имеющимися рычагами для ограничения въезда гастарбайтеров в нашу страну.
Центр антикоррупционных исследований имеет свое мнение на этот счет. Во-первых, рост штрафов и ответственности приведет к увеличению суммы взятки и на деле не изменит ситуацию. Во-вторых, ограничение свободы передвижения поставит в безвыходную ситуацию жителей тех регионов, где нет работы.
Мнение юристов так же сводится к тому, что закон остается «сырым». Не понятно, как будет определяться намерение проживать. Не ясно, кто будет нести ответственность за фиктивную регистрацию только ли гражданин или учреждение, выдавшее ее. Каким образом будут введены изменения в действующее законодательство, в частности в Уголовный кодекс. Становится непонятно, что будет со статьей в целом, если из нее уберут основополагающие поправки.
Точно можно сказать одно - до тех пор, пока не будет четко сформулирован закон, все домыслы и трактовки будут вести к росту коррупции и злоупотреблений.