Что такое концепция определение в философии. Концепции развития науки

Логика и философия

Концептуализация как способ создания концепций. Особенности концепции в различных дисциплинах. Особенности религиозных концепций. Основные особенности богословия. Причины догматичности религиозных концепций. Способы защиты религиозных концепций от разрушения. Особенности научных концепций. Понятие научной концепции. Роль концепций в развитии науки

Министерство образования и науки Российской Федерации

Новосибирский государственный технический университет

Реферат

по дисциплине «Философия»

на тему:

«Роль концепции

в развитии человеческого знания»

Факультет: АВТФ

Группа: АМ-711

Студент: Малахов С.А.

2008


Оглавление


Введение

1. Понятие концепции

2. Концептуализация как способ создания концепций

3. Особенности концепции в различных дисциплинах

3.1. Особенности религиозных концепций

3.1.1. Основные особенности богословия

3.1.2. Причины догматичности религиозных концепций

3.1.3. Способы защиты религиозных концепций от разрушения

4. Особенности научных концепций

4.1. Понятие научной концепции

4.2. Роль концепций в развитии науки

4.3. Борьба научных концепций в процессе развития науки

4.4. Взаимодействие научных концепций

5. Особенности философских концепций

Заключение


Введение

В современной научной литературе понятие концепции стало очень популярным. Новые концепции появляются практически во всех областях человеческого знания – примером могут являться современные концепции экономики, педагогики, психологии.

Однако чтобы четче понимать границы применимости концепций в разных сферах, нужно глубже разобраться в самом понятии концепции. Изучение особенностей концепции в различных дисциплинах, таких как наука, религия, философия, позволяют точнее определить ее роль и место в структуре человеческого знания.

Данный реферат посвящен роли концепций в развитии знаний о природе и обществе.

1. Понятие концепции

Рассматривая роль концепции, прежде всего, необходимо остановиться на самом понятии термина «концепция».

«Новейший философский словарь» под ред. А.А.Грицанова дает следующее определение концепции:

«КОНЦЕПЦИЯ (лат. conceptio – понимание, единый замысел, ведущая мысль) – система взглядов, выражающая определенный способ видения («точку зрения»), понимания, трактовки каких-либо предметов, явлений, процессов и презентирующая ведущую идею или (и) конструктивный принцип, реализующие определенный замысел в той или иной теоретической знаниевой практике. Концепция – базовый способ оформления, организации и развертывания дисциплинарного знания, объединяющий в этом отношении науку, теологию и философию как основные дисциплины, сложившиеся в европейской культурной традиции.

Концептуальный аспект теоретического знания выражает прежде всего парадигмальное «сечение» последнего, задает его топику и риторику, т.е. определяет релевантные области применения и способы выражения конституируемых на основе развертывания «порождающей» идеи систем понятий (базовых концептов). Концепция исходит из установок на фиксацию предельных для какой-либо области («фрагмента» действительности) значений и реализацию максимально широкого «мировидения» (на основе «отнесения» к ценностному основанию познания).

Она имеет, как правило, ярко выраженное личностное начало, означена фигурой основателя (или основателей, которые не обязательно являются реальными историческими персоналиями, так как в качестве таковых могут выступать мифические персонажи и культурные герои, трансцендентное божественное начало и т.д.), единственно знающего (знающих) исходный замысел.

Концепция вводит в дисциплинарные дискурсы необязательно эксплицируемые в них онтологические, гносеологические, методологические и (особенно) эпистемологические допущения (способ дисциплинарного видения и доступные внутри него горизонты познания), без которых невозможна последующая более детальная проработка («раскрутка») презентируемой идеи. Кроме того, она «онтологизирует» и «маскирует» внутри исходной (базисной) теоретической структуры компоненты личностного знания, нерационализируемые, но необходимые внутри нее представления, «стыкуя» между собой различные по языковому оформлению и генезису (происхождению) компоненты, вводя с этой целью ряд дисциплинарных метафор.

Таким образом, концепции прежде всего вводят в теоретические дискурсы дисциплин их исходные принципы и предпосылки («абсолютные предпосылки», согласно Коллингвуду), определяющие базисные понятия-концепты и схемы рассуждений, формируя «фундаментальные вопросы» («идеи»), в соотнесении с которыми получают свое значение и обоснование выстраиваемые внутри этих дискурсов специальные утверждения. Коллингвуд считал, что изменение концептуальных оснований – наиболее радикальное из всех, которые может испытывать человек, так как оно ведет к отказу от обоснованных ранее убеждений и стандартов мышления и действия, к смене исходных концептов-понятий, обеспечивающих целостное восприятие мира» [ ].

2. Концептуализация как способ создания концепций

Для понимания роли концепции необходимо обратиться и тесно связанному с ней понятию концептуализации:

«КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ – процедура введения онтологических представлений в накопленный массив эмпирических данных; первичная теоретическая форма, обеспечивающая теоретическую организацию материала; схема связи понятий, отображающих возможные тенденции изменения референтного поля объектов, позволяющая продуцировать гипотезы об их природе и характере взаимосвязей; способ организации мыслительной работы, позволяющей двигаться от материала и первичных теоретических концептов ко все более и более абстрактным конструктам, отображающим в пределе допущения, положенные в основание построения картины видения исследуемого сегмента реальности.

В первых трех случаях можно говорить о первичном концептуальном объяснении, вводящем в работу с имеющимися данными интерпретационный (распознающий) фактор, отсутствующий в простых первичных эмпирических генерализациях, закрепленный в специально-изобретенном понятии – концепте (типа: "сплоченность", "фрустрация", "конфликт" и т.д.), разворачивающем возможную (ранее по поводу концепта разработанную) объяснительную стратегию.

В последнем случае речь идет о выработке концептуальной схемы (модели, знаковой системы) изучаемой области, отражающей лишь самые существенные ее стороны (минимально-необходимый набор исходных концептов-конструктов, позволяющий задавать картину научной реальности). В этом отношении она соотносима с интерпретационной схемой, обеспечивающей движение от концептуальной схемы к эмпирическому базису (введение фактора первичного концептуального объяснения), и обратное движение от уровня данных к их концептуализации в определенной модели.

Концептуализация как движение в направлении абстрактного соотносится с операционализацией как движением к конкретному. Концептуализация позволяет: двигаться ко все более объемлющему объясняемые области фактору ("ослабленный" и "сциентизированный" вариант ее понимания); вписывать одно знание в другое, более общее, а в конечном итоге - и в культуру. Концептуальная схема задает теоретическое понимание целостности объекта, поддерживает системные представления о нем в исследовательских процедурах, удерживает смысловое единство внутри научно исследовательского сообщества.

Проблематизация или (и) дискредитация сложившейся системы представлений происходит не только под воздействием новых данных, им противоречащих (что ведет скорее к уточнениям концептуальной схемы), но, главным образом, через разрушение задаваемых концептуальной схемой предметностей (а, следовательно, и ее самой). В концептуальных допущениях выявляются неясности, допущения и противоречия, требующие построения нового предмета и онтологизирующей его новой концептуальной схемы (в этом смысле нахождение предмета изучения и исследования есть видение объекта в свете концептуальных предпосылок, вытекающих из накопленного знания, или обнаруженного незнания).

Цель концептуализации – обозначить универсум возможных на данный момент способов работы на теоретическом уровне (в том числе обеспечение внутренней связности используемых концептов и конструктов), предложить "оптику", т.е. видение предметных полей работы в исследовательском режиме, а также задать представление об уровневой организации знания. Сама концептуальная схема имеет, как правило, многоуровневый характер, внутри нее складывается сложная сеть взаимоотношений концептов, не обязательно непосредственно связанных между собой.

Таким образом, концептуальную схему можно определить как определенную совокупность гипотез и предложений (допущений) о природе исследуемых объектов, основанную на имеющихся теоретических выводах и заключениях, схватывающую тенденции и зависимости (законы) между отдельными компонентами исследуемой области и соответствующую сложившейся системе понятий и позволяющую выходить (через интерпретационную схему) на уровень эмпирической работы с заданными предметами (установление внешних связей понятий). Большинство стандартных теоретических проблем формируется и так или иначе разрешается преимущественно на уровне концептуальных схем (с подключением схем интерпретационных), служащих универсальным средством теоретического описания (изложения).

В рамках структуры научной теории концептуальная схема переформулируется как фундаментальная (или частная) теоретическая схема. Хорошая теоретическая (концептуальная в целом) схема должна иметь минимум исходных концептов и утверждений и продуцировать из себя максимально много следствий. Как предельно широкую концептуальную схему в принципе можно трактовать и научную картину мира» (В.Л. Абушенко) [ http://slovari.yandex.ru/dict/sociology/article/soc/soc-0518.htm? ].

3. Особенности концепции в различных дисциплинах

В статье «Новейшего философского словаря», посвященного термину «концепция», выделяется специфика концепций в различных дисциплинах европейской культурной традиции: «Концепции, являясь формой выражения дисциплинарности, по-разному специфицируются в философии, теологии и науке».

Для определения сути концепции, ее места и роли в структуре человеческого знания необходимо более подробно остановиться на особенностях концепции в различных дисциплинах.

3.1. Особенности религиозных концепций

Дисциплинарная концептуальность философии принципиально разомкнута в гиперпространство. В этом отношении теология принципиально «замыкает» свои горизонты через механизмы догматизации, соответственно – свои догматы. «Сам термин «концепция» заменяется здесь, как правило, близким ему термином «доктрина» (лат. docere — учить, doctrina — учение, например, доктрина грехопадения). Будучи содержательно релевантной концепции, доктрина в смысловом отношении делает акцент на «непреложности», «конечности» оснований-предпосылок, не подлежащих релятивизации (что периодически происходит в философских концепциях)» [ http://slovari.yandex.ru/dict/phil_dict/article/filo/filo-362.htm? ].

3.1.1. Основные особенности богословия

«Непреложность» «сущностной стороны богословия» особо отмечает и автор статьи «Эпистемологические парадигмы богословия и науки: возможен ли синтез?» :

«В отличие от науки, теология опирается не на практическую эффективность или доступный каждому для повторения опыт, а на однократно данное человечеству откровение, или Благую Весть, если говорить о христианстве. Истина явила себя в определённый исторический момент, и задача богословия – сохранить и лучше понять её, применять её к новым временам и реалиям. Богословие имеет жёсткую основу, без которой оно перестаёт существовать. Как пишет Г. Кюнг (Кюнг Г. Куда идет христианство? // Путь. Международный философский журнал. 1992, №2, с.144-160), смена парадигм как «суммы убеждений, ценностей, методов, разделяемой членами определенного сообщества» (Т.Кун) не означает изменения постоянного ядра христианской веры, или «вечной истины»: «Слово Бога было, есть и будет…» , «Иисус есть Христос», «Иисус – Божий Мессия и Божий Сын», «Бог несет, ведет и хранит человека». Кюнг вместе с тем подчеркивает, что «истина всегда доступна нам только в исторически обусловленной форме: неизменная, вечная истина передается всегда в новых парадигмах, в новых констелляциях убеждений, ценностей, методов и т.п.». Г. Кюнг перечисляет следующих выдающихся христианских теологов, создавших новые парадигмы: апостол Павел, блаженный Августин, Лютер, Шлеермахер и Барт16. Несмотря на радикальное изменение христианского миропонимания, которое подчас приводило к церковным расколам, парадигмы всех этих теологов сохраняли основное ядро христианства нетронутым. Богословские парадигмы, таким образом, в своей изменчивости ограничены жёстким ядром веры и не могут выходить за пределы данного в прошлом Откровения. Смена парадигм возможна только как переосмысление этого Откровения. А поскольку в богословии, как было отмечено выше, не существует единого способа выявления истины по спорному вопросу, то когда возникает новая парадигма, например, протестантизм, конфликт между ней и старой парадигмой неразрешим и чаще всего приводит к расколам».

«a. оно направлено на познание сверхчувственных сущностей, недоступных для непосредственного изучения;

b. оно догматично: обладает жёстким ядром, не изменяющимся при парадигмальных сдвигах;

c. в нём нет эффективных методов выяснения истины по спорным вопросам, поэтому смена парадигм, как правило, приводит к расколам;

d. богословие не монолитно, каждая религия и конфессия обладает собственной эпистемологической программой».

3.1.2. Причины догматичности религиозных концепций

Интересный взгляд на причины жесткой догматичности религиозных концепций и учений высказывает автор статьи «Иммунная система» религиозно-мистической концепции» [ ].

Под религиозно-мистической концепцией в статье подразумевается «любая онтологическая и/или антропологическая концепция религиозного, духовного или мистического характера, претендующая на роль более или менее целостного учения о человеке, о мире и существующих в нем высших силах.

Многочисленные религиозно-мистические концепции, существующие и возникающие в настоящее время, с психологической точки зрения, выполняют две главные функции: когнитивную и экзистенциальную.

Человек нуждается в целостном взгляде на мир и на себя. Его знания должны быть упорядочены и непротиворечивы. Только в этом случае человек чувствует себя комфортно и психологически безопасно: он как будто бы знает, чего ждать от мира.

В противном случае мир будет восприниматься человеком как пугающий своей неопределенностью и непредсказуемостью беспорядок.

И религиозно-мистическая концепция выстраивает для человека картину понятного и упорядоченного мира.

3.1.3. Способы защиты религиозных концепций от разрушения

Однако ни одна концепция, какой бы совершенной и продуманной она ни была, не может адекватно отразить наш многообразный мир. А поскольку никакая схема не сможет исчерпывающе описать наш мир, то всегда найдутся факты, которые будут противоречить этой схеме. Всегда будет какой-то остаток, который не вписывается в эвристический диапазон концепции. Этот остаток уже своим присутствием наносит ущерб концепции, поскольку заставляет сомневаться в ее истинности. Поэтому любая теория должна иметь некий буфер, защитную оболочку, которая убережет ее от влияния разрушительного воздействия внешней среды…

…Чтобы «выжить» в «реальном мире» и прочно занять свое место в сознании людей, любая более или менее развитая религиозно-мистическая концепция должна иметь свою «иммунную систему», задача которой состоит в том, чтобы беречь эту концепцию от разрушения…

…«Иммунная система» религиозно-мистической концепции не есть обман или какое-то специальное воздействие на потенциальных потребителей данной концепции; в «иммунной системе» испытывают естественную необходимость и ученики, и эксперты. Использование «иммунных средств» происходит не на сознательном, а скорее на бессознательном уровне; «иммунные средства» помогают снизить тревогу, вызванную когнитивным диссонансом».

1. Рациональные средства, основанные на логике (средства аргументации и контраргументации) – это самая малочисленная группа, поскольку ни одна религиозно-мистическая концепция не может опираться исключительно на логику.

2. Иррациональные средства – огромный арсенал псевдологических, псевдонаучных, образных и эмоциональных средств от мирных и спокойных до весьма экспрессивных и даже агрессивных.

Эта последняя группа средств защиты многочисленна и разнообразна. Автор статьи подробно останавливается на самых распространенных способах психологической и концептуальной самозащиты:

« Отрицание – проявляется в фильтрации внешней информации и умалчивании фактов, которые противоречат картине мира, описываемой данной религиозно-мистической концепцией, в избегании обсуждения некоторых сомнительных тем, в игнорировании оппонентов и т.д.

Адаптация – в том случае, когда с фактами уже нельзя не считаться, к ним приходится приспосабливаться. Например, ни одна религиозно-мистическая концепция, основанная на картине мира древних людей, не может обойти современные открытия, опровергающие эту картину мира.

Иллюстрации – любая теория должна быть способна защитить себя от нападающих на нее оппонентов, и в этом ей поможет солидный банк примеров и неопровержимых «доказательств». Несостоятельность этих «доказательств» не всегда заметна, но обязательно обнаруживается, если суметь отвлечься от их гипнотического воздействия.

Терминология – любая уважающая себя религиозно-мистическая концепция имеет тщательно разработанный терминологический аппарат, с помощью которого она описывает мир. Своя собственная терминология — это не только заявка на новый взгляд, новое видение мира, но также гарантия того, что никто «со стороны» не сможет сделать критическую ревизию данной концепции и навести в ней свой порядок.

Интерпретации – толкования (объяснения) многочисленных не вписывающихся в эту концепцию ситуаций и событий. Главная цель таких интерпретаций — наделить «выпадающие» из концепции факты и ситуации новым значением, благодаря которому они смогут благополучно встроиться в эту концепцию или даже превратиться из опровержений в доказательства. Например, всем известна фраза вроде: «Всевышний не услышит молитв человека порочного, снедаемого никчемными мыслями и обуреваемого низменными желаниями». Эта фраза, даже если она была изначально создана не для этого, может стать прекрасным «иммунным средством», объясняющим, почему у человека нет тех или иных духовно-мистических результатов: если желаемое в молитве не исполняется, то это не есть опровержение религиозно-мистической концепции, это доказательство недостаточной усердности или греховности последователя этой концепции.

Нападение – интеллектуально-агрессивное поведение, направленное против потенциальных оппонентов: критический обзор существующих теорий, их моральной, исторической, практической и т.д. несостоятельности; наделение оппонентов значением противоборствующих сил; прямое и косвенное унижение оппонентов» [ http://www.ucheba.com/met_rus/k_psihologiya/k_psihollichnost/trynov.htm ].

Таким образом, главную причину жесткой догматичности религиозных концепций автор видит в потребности человечества следовать учениям (и сохранять их от разрушения), помогающим осмыслить человека, мир и нечто, находящееся за его пределами, и защищающим от неопределенного и непредсказуемого беспорядка мира.

4. Особенности научных концепций

4.1. Понятие научной концепции

Некоторые философы прошлого наделяли научные концепции догматичностью, подобно религиозным, например, П.А. Флоренский в книге «У водоразделов мысли» (1922 г.) писал: «Каждая научная теория исходит из своей точки зрения, одной из многих возможных, но утверждает эту свою точку зрения как единственно истинную. Поэтому претензия на исключительность имеет обратной стороной условность науки. Наука представляет собой «неподвижное описание», стремящееся к конструированию неизменной системы, которая заменила бы собой реальность.

С другой стороны, такая замкнутость науки – лишь её идеал. Время от времени сама жизнь открывает бедность ограниченной области науки и искусственность её точки зрения. Наука пытается адаптироваться к этим запросам жизни, меняя свою форму и содержание, но снова пытаясь утвердить их как единственные. Наука в принципе консервативна: несмотря на изменения, сохраняет требования неизменности и ограниченности» [ ].

Однако, несмотря на долю «неизменности и ограниченности», научные концепции, в отличие от религиозных догм, всегда представляли собой рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или математическом доказательстве.

«Новейший философский словарь» так определяет понятие «концепции» в науке: «В классических дисциплинарных дискурсах была сильна тенденция к отождествлению понятия «концепция» с понятием «теория». Иногда им обозначали «неполную», «нестрогую» и т.д. теорию именно для того, чтобы подчеркнуть ее «неполноту», «нестрогость» и т.д.

В неклассической науке понятие концепции стали, как правило, редуцировать к фундаментальной теоретической (концептуальной) схеме (включающей в себя исходные принципы, универсальные для данной теории законы, основные смыслообразующие категории и понятия), или (и) к идеализированной (концептуальной) схеме (модели, объекту) описываемой области (вводящей, как правило, структурно-организационный срез предметного поля, на которое проецируются интерпретации всех утверждений теории). Таким образом, концепция редуцируется к предварительной теоретической организации «материала» внутри научной теории, которая в своей полной «развертке» выступает как ее реализация (в том числе «переводящая» исходные базовые концепты в конструкты).

Однако в науке концепция способна быть и самостоятельной формой организации знания, особенно в социогуманитарном знании (например, диспозиционная концепция личности или концепция социального обмена в социологии), «замещающей» собой теорию. Акцент на концептуальности в научном знании имплицитно актуализировал социокультурную и ценностно-нормативную составляющую в нем, смещал фокус с «когнитивного», «логического», «внутрисистемного» в теории на «праксеологическое», «семантическое», на ее «открывание» вовне, что актуализировало проблематику социокультурной исторической обусловленности научного знания в целом. Эксплицитно это было осознано в постклассической методологии науки и в социологии знания.

В целом постклассическая методология сильно поколебала и представления о теории как высшей форме организации научного знания, и представления о возможности преодоления его «гипотетической природы», реабилитировав тем самым и концепцию как самостоятельную форму знания» [ http://slovari.yandex.ru/dict/phil_dict/article/filo/filo-362.htm? ].

4.2. Роль концепций в развитии науки

Взгляды исследователей на роль концепций в развитии науки отражаются, в основном, в работах, посвященных развитию отдельных отраслей науки. Так, автор работы «Концепции естествознания и научная картина природы» [ http://naturalsciences.ru/content/view/21/209/ ] излагает свою точку зрения на роль концепций в развитии естествознания следующим образом:

«В науке термин «концепция» используется обычно для обозначения системы понятий и принципов, в частности при объяснении определенного круга явлений и процессов. Такие концепции могут заметно отличаться друг от друга как по глубине раскрытия сущности явлений, так и по широте их применения.

Как правило, в начале для объяснения применяются феноменологические концепции, основанные на непосредственном описании изучаемых явлений, или феноменов, откуда происходит название самой этой концепции.

В дальнейшем обращаются к различным теоретическим концепциям, которые раскрывают внутренние механизмы протекания явлений и опираются на абстрактные понятия и принципы. Так, например, при объяснении оптических явлений сначала появилась феноменологическая концепция, которая описывала простейшие явления прямолинейного распространения света, его отражения и преломления. Но она не касалась вопросов о природе света и не пыталась объяснить, почему световые лучи распространяются по прямой линии или угол отражения равен углу падения луча. Первой концепцией, которая попыталась это объяснить, была корпускулярная концепция, поддержанная Ньютоном. Она рассматривала свет как движение мельчайших корпускул света и удовлетворительно объясняла все простейшие эмпирические законы световых явлений. Однако корпускулярная концепция оказалась не в состоянии объяснить явления интерференции и дифракции света. Поэтому она была вынуждена уступить место новой, волновой концепции, которая рассматривала свет как волновое движение, подобное движению волн на поверхности воды. Эта концепция сумела объяснить интерференцию света посредством взаимодействия световых волн (их наложения друг на друга), а дифракцию – огибанием световыми волнами препятствий. Однако слабым местом волновой концепции было допущение о существовании светового эфира, упругой специфической среды, поперечными колебаниями которой объяснялось распространение световых волн. Впоследствии благодаря созданию Дж. Максвеллом теории электромагнетизма исчезла необходимость в обращении к световому эфиру, а сами оптические явления стали рассматриваться как особый вид электромагнитных колебаний. Установление взаимосвязи между электрическими, магнитными и световыми явлениями способствовало объединению их в рамках единой электромагнитной концепции. Эта концепция в конечном итоге способствовала формированию новой электромагнитной картины природы, которая показала, что наряду с веществом в мире существует также электромагнитное поле.

Этот краткий экскурс в историю физики ясно показывает, как происходит формирование теорий, научных концепций и картин природы, создаваемых отдельными науками. То же самое можно было бы проиллюстрировать на примере химии, биологии и других наук.

Таким образом, построение картины природы в отдельной науке проходит ряд последовательных стадий. Сначала для объяснения наблюдаемых явлений создаются простейшие понятия и эмпирические законы. Затем открываются законы и теории, с помощью которых пытаются объяснить сущность наблюдаемых явлений и эмпирических законов. В дальнейшем возникают фундаментальные теории или концепции, которые могут стать картиной природы, создаваемой отдельной наукой. Диалектический синтез картин природы отдельных наук приводит к формированию целостной картины мира.

В процессе эволюции и прогресса научного познания происходит смена старых понятий новыми понятиями, менее общих теорий более общими и фундаментальными теориями. А это со временем неизбежно приводит к смене научных картин мира, но при этом продолжает действовать принцип преемственности, общий для развития всего научного знания. Старая картина мира не отбрасывается целиком, а продолжает сохранять свое значение, уточняются только границы ее применимости».

4.3. Борьба научных концепций в процессе развития науки

В ряде работ более глубоко рассматривается роль борьбы концепций в процессе развития науки в частности и познания мира в целом: «История становления и развития естествознания это история борьбы концепций и школ, стоящих за ними» (В.А.Ацюковский. Философия и методология современного естествознания, Лекция 3. Общественное производство и естествознание, 3.4. Борьба концепций в естествознании.) ; «В динамике научного знания особую роль играют этапы развития, связанные с перестройкой исследовательских стратегий, задаваемых основаниями науки. Эти этапы получили название научных революций» (В.С.Степин, В.Г.Горохов. Философия науки и техники.) [ ].

Говоря о научных революциях, о появлении новых концепций в научном познании, авторы приводят примеры развития отдельных наук: физики, математики, естествознания.

«Но по мере развития науки она может столкнуться с принципиально новыми типами объектов, требующими иного видения реальности по сравнению с тем, которое предполагает сложившаяся картина мира. Новые объекты могут потребовать и изменения схемы метода познавательной деятельности, представленной системой идеалов и норм исследования. В этой ситуации рост научного знания предполагает перестройку оснований науки…

Примером… может служить история квантово-релятивистской физики, характеризовавшаяся перестройкой классических идеалов объяснения, описания, обоснования и организации знаний» [ http://society.polbu.ru/stepin_sciencephilo/ch66_i.html ].

4.4. Взаимодействие научных концепций

Новые концепции, утверждаясь в некоторой науке, затем могут оказать революционизирующее воздействие на другие науки. «Особенности этого варианта научной революции состоят в том, что для преобразования картины реальности и норм исследования некоторой науки в принципе не обязательно, чтобы в ней были зафиксированы парадоксы. Преобразование ее оснований осуществляется за счет переноса парадигмальных установок и принципов из других дисциплин, что заставляет исследователей по-новому оценить еще не объясненные факты. Обычно в качестве парадигмальных принципов, "прививаемых" в другие науки, выступают компоненты оснований лидирующей науки.

Показательным примером в этом отношении могут служить революции в химии XVII - первой половине XIX столетия, связанные с переносом в химию из физики идеалов количественного описания, представлений о силовых взаимодействиях между частицами и представлений об атомах» [ http://society.polbu.ru/stepin_sciencephilo/ch66_iii.html ].

С развитием науки, таким образом, суть научной концепции существенно меняется: концепцию теперь нельзя воспринимать только как достаточно непротиворечивую систему гипотез и интерпретаций экспериментальных данных – настоящую научную концепцию характеризует выход за рамки конкретного, выход «вовне», за границы узкодисциплинарной применимости.

5. Особенности философских концепций

Давая определение концепции, авторы «Новейшего философского словаря» подчеркивают, «наиболее адекватной собственно концептуальной форме является философия, которую «можно трактовать как дисциплинарность по порождению и обоснованию концепций (в которых культура (само)описывает себя), «производству» базовых концептов культуры, определяя «концептуальные возможности» последней» [ http://slovari.yandex.ru/dict/phil_dict/article/filo/filo-362.htm? ].

В уже упоминавшейся книге «У водоразделов мысли» П. А. Флоренский подчеркивал, что философия не удовлетворяется никаким неподвижным описанием, всё время стремясь к большей полноте, всегда рождает новый вопрос к реальности, внешней по отношению к познающему субъекту. Именно в своём бесконечном пути философия и может сколь угодно близко подойти к реальности. Поэтому, в отличие от науки, философия объективна как полнота всех возможных точек зрения, развёртываемых в соответствии с их внутренней логикой: «Наука довольствуется единичным опытом и, построив схему, обволокнув его схемою, работает над обволакивающей схемой; философия ищет присно-неувядаемого опыта, и мысль снуёт от себя к жизни и от жизни вновь к себе. Это снование есть диалектика, философский метод… ритм вопросов и ответов… Никакой ответ не есть погранично-последний ответ. Сопоставленный с реальностью, он побуждает к новому вопросу, но и ответ на этот вопрос не будет последним» [ http://www.researcher.ru/methodics/development/Lnp/a_1xj0be.html ].

Научное знание основывается на прочной почве фактов. Даже самые смелые научные гипотезы должны находить подтверждение в данных опыта. Только знание, проверенное опытом, считается в науке истинным. Но философские концепции, касающиеся исходных, «предельных» оснований сознательного отношения людей к действительности, являются утверждениями, которые нельзя ни доказать, ни опровергнуть какой-то совокупностью опытных фактов. Причина этого кроется именно в «предельном» характере таких идей: «предельность» их в том и состоит, что они выходят за рамки нашего опыта и выступают как нормативы мышления о том, что в опыте не дано.

Поскольку во многих случаях философские утверждения невозможно с помощью опытных данных «окончательно» доказать или опровергнуть, постольку по одному и тому же вопросу в философии могут существовать различные точки зрения. Плюрализм философских теорий и концепций – необходимое условие развития философской мысли. Разные и даже противоречащие друг другу решения философских проблем могут содержать какую-то долю истины – каждое по-своему. Исторический опыт свидетельствует, что в процессе развития философии постановка «вечных» проблем изменяется, понимание их углубляется, и нередко истины, казавшиеся несовместимыми, впоследствии сочетаются и взаимно дополняют друг друга.

Философские концепции направлены не на частное – они выявляют закономерности, общие для явлений природы, развития общества и человеческого познания. «Философия же, в отличие от науки, выносит универсальные суждения и стремится открыть законы всего мирового целого» [ http://www.krugosvet.ru/articles/102/1010261/1010261a1.htm ]. При этом выявляются не только те наиболее общие идеи и принципы, которые являются предпосылкой освоения объектов на данной стадии развития науки и общества, но и формируются концептуальные схемы, значимость которых обнаруживается лишь на будущих этапах эволюции познания.

Заключение

Итак, подведем краткий итог. Обладая рядом специфичных характеристик, отличающих концепцию от теорий и гипотез, принятых в классической науке, концепция является важной составляющей неклассических, гуманитарных дисциплин. Действительно, возникновение и расцвет таких наук, как социология, психология, принципиально не сводимых к набору проверяемых формулами положений, естественным образом сформулировало вопрос о методах научного знания в подобных дисциплинах, в первую очередь о месте и роли концепции.

Приведенные в работе исследования с различных сторон рассматривают концепцию как сложившееся понятие и явление, определяя ее роль в классической и неклассической науке, религии, философии. Большинство из них сходится на первичности концепции относительно таких форм, как теория, гипотеза, предположение в первую очередь за счет того, что концепции определяют то, что в классической науке называлось "школой": набор философско-этических категорий, предназначенный для описания фактов и событий в данной дисциплине. Подобная широта подхода и позволяет концепциям выходить «за флажки» узкодисциплинарной применимости: если изменение в теории ограничивается лишь своей областью, то изменение концепции вызывает каскад изменений в смежных и не только дисциплинах (достаточно вспомнить революционные изменения в научном знании в начале XX века).

Подобная «широта» делает понятие концепции особенно важным для философии, поскольку именно философское знание изначально максимально «общо» и имеет наиболее широкую область применимости. Таким образом, определение сути концепции, ее места и роли в структуре человеческого знания – вопрос далеко не праздный, и поэтому можно утверждать, что в недалеком будущем понятие «концепция» займет свое законное место в ряду других классических методов познания.


Литература:

1. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. - Мн.: Книжный Дом. 2003.- 1280 с. - (Мир энциклопедий). Составитель и главный научный редактор: А.А. Грицанов (http://slovari.yandex.ru/dict/phil_dict/article/).

2. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко, 2003 г. (Национальная социологическая энциклопедия http://voluntary.ru/dictionary/568/)

3. Дмитрий Трунов. “Иммунная система” религиозно-мистической концепции. – "Журнал практического психолога", 2004, №6 (http://www.ucheba.com/met_rus/k_psihologiya/k_psihollichnost/trynov.htm ).

4. Интернет-ресурсы:

http://www.atsuk.dart.ru/books_online/04filmetest/filmetest_text3.shtml (В.А.Ацюковский. «Философия и методология современного естествознания»).

http://society.polbu.ru/stepin_sciencephilo/ch66_i.html (В.С.Степин, В.Г.Горохов. «Философия науки и техники»).

http://www.standrews.ru/private/standrews/prices/2007_Kalmykova.pdf (Калмыкова Е.О. «Эпистемологические парадигмы богословия и науки: возможен ли синтез?».

http://naturalsciences.ru/content/view/21/209 / («Концепции естествознания и научная картина природы»).

http://www.krugosvet.ru/articles/102/1010261/1010261a1.htm#1010261-L-104 («О философии»).

http://www.researcher.ru/methodics/development/Lnp/a_1xj0be.html (Горелов А.С. Отношение науки и реальности в философии Павла Флоренского).


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53989. Types of questions 66 KB
Загальні питання (general questions)Ставиться до всього речення і вимагає відповіді «так» або «ні» Does Peter read books? Спеціальні питання (special questions) Ставиться за допомогою спеціальних питальних слів для з’ясування чогось конкретного.
53990. Revision of the types of question 840 KB
The Thames is a short river. It’s only 349 km long. The Amazon in Brazil is 6 437 km long! Many people think the Thames is not clean but this is not true. More than 97 types of fish live here, for example salmon and eels. Eels are a traditional food in East London. People make a pie and serve it with mashed potatoes.
53991. Подорож. Traveling 48.5 KB
Our theme for today is “Traveling” and our aim is to revise our knowledge that we have got studding in this theme. We’ll revise all materials on the topic “Traveling” and we’ll speak, read, write translate and listen to the dialogue on the computer and make up your own dialogues.
53992. Визначні місця Великобританії 48.5 KB
You are right. I’m sure that you’ve learned a lot about this country at your geography lessons, from TV programmes. At our lesson we’ll try to enlarge your knowledge about this country while doing different activities. But first of all I want you to answer my questions.
53993. British lifestyle 53 KB
Мета: Учити учнів спілкуватися за темою вживаючи нову лексику. Розвивати та розширювати уявлення учнів про традиції англійців. 190 Для перевірки домашнього завдання учні обмінюються зошитами. Учні в парах читають вірші здогадуються про які свята йдеться та заповнюють пропуски назвами свят.

От докторанта требуется в автореферате не только четко описать методологический аппарат исследования, но и сформулировать концепцию исследования, в которой необходимо логично и последовательно описать суть работы, ее новизну, подходы к решению поставленных задач.

Концепция - это общий замысел работы, ее главная идея или совокупность нескольких научных идей, которые далее будут представлены к защите. Докторская диссертация - достаточно объемный труд ученого, в котором представлена как теоретическая новизна, так и практическая. Подготовка и написание диссертации, ее освещение в научных рецензируемых журналах занимает несколько лет, поэтому научная концепция вырабатывается диссертантом на самых первых этапах работы над темой, чтобы четко представлять путь проведения дальнейшего исследования. В процессе работы над диссертацией некоторые гипотетические положения могут быть опровергнуты автором, а методы или условия проведения исследования измениться, поэтому потребуется изменить содержание концепции, сделать его логически завершенным текстом в отличие от рабочего варианта, который был разработан ранее.

Докторант может писать свою работу самостоятельно или иметь научного консультанта, который имеет уже докторскую степень в данной области научного знания. Консультант может разъяснить, как составляется ее рабочий и заключительный вариант. Важно, чтобы докторант научился мыслить концептуально, видеть содержание своей диссертации в перспективе и уметь любому другому научному оппоненту концептуально излагать суть своей работы или отдельных ее глав.

В любой научной концепции должна быть отражена личностно значимая авторская идея, т. е. для диссертанта концепция - это определенный способ понимания и изложения ведущая идея для освещения изучаемого явления или процесса. При проведении практического исследования, которое осуществляется не столько самим диссертантом, сколько другими исполнителями под его руководством, нужно уметь и до них четко донести основную идею своего новшества, иначе процесс исследования может быть осуществлен по-разному и результаты не будут достоверными.

Концепция - это не просто краткое изложение диссертации, а доказательный и понятный текст, отражающий проблему современной науки и свой способ разрешения этой проблемы. С помощью научной концепции можно продемонстрировать особенность и уникальность своей работы в сравнении с диссертациями, близкими по теме. Таким образом, она позволяет показать «прирост» знания в исследуемой области. Если для диссертаций на соискание степени требуется только устное изложение концепции, то в докторских диссертациях концепция - это ключ к пониманию, какими способами и средствами автор решает поставленные задачи, какие результаты получает и насколько это актуально для современной модернизации образования, или медицины.

Если получение степени доктора наук производится по совокупности в рецензируемых журналах и по текстам монографий, тогда весь автореферат - это концепция автора, представленная реферативно. Доклад соискателя при защите диссертации может представляться в виде развернутой концепции с пояснениями, иллюстрациями и резюме. Но чаще всего концепция - это система взаимосвязанных и вытекающих один из другого взглядов на изучаемые явления и процессы, которые кратко излагаются диссертантом в разделе методологии. Если идея изложена емко, кратко и логично, рецензенты и оппоненты имеют возможность увидеть всю суть работы именно так, как это видит сам автор, без искажений.

Для их систематич. освещения. Термин «К.» употребляется также для обозначения ведущего замысла, конструктивного принципа в науч. , художеств., технич., политич. и др. видах деятельности.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

КОНЦЕПЦИЯ

(от лат. conceptio)

ведущий замысел, определенный способ понимания, трактовки какого-либо явления; внезапное рождение идеи, осн. , художественного или др. мотива.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

КОНЦЕ́ПЦИЯ

(от лат. conceptio – понимание, система) – определ. способ понимания, трактовки к.-л. предмета; осн. на предмет; руководящая идея для его систематич. освещения. Термин "К." употребляется также для обозначения ведущего замысла, конструктивного принципа в науч., художеств., технич., политич. и др. видах деятельности человека.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

КОНЦЕПЦИЯ

КОНЦЕПЦИЯ (от лат. conceptio - схватывание) - философского дискурса, который выражает или схватывания, понимания и постижения смыслов в ходе речевого обсуждения и конфликта интерпретаций, или их , представленный в многообразии концептов, не отлагающихся в однозначных и общезначимых формах понятий. Концепция связана с разработкой и развертыванием личного знания, которое в отличие от теории не получает завершенной дедуктивно-системной формы организации и элементами которого являются не идеальные объекты, аксиомы и понятия, а концепты - устойчивые смысловые сгущения, возникающие и функционирующие в процессе диалога и речевой коммуникации. Концепции, приобретая пропозициональную форму теории, утрачивают свою сопряженность с коррелятивностью вопросов и ответов, образующих определенный .

Концепции коррелируют не с объектами, а с вопросами и с ответами, выраженными в речи, и смысловыми “общими голосами”, признаваемыми участниками диалога. Референщ ильное к предметам в них опосредовано речью Другого и моей речью, ориентированной на Другого. Каждый элемент концепции коррелирует не с объектом, а с целостностью личного опыта.

Уже в средневековой философии “доктрина-дисциплина”, где одна сторона характеризует для обучающего, а другая - для обучаемого, была восполнена Абеляром схоластическим методом “Да” и “Нет”, что не только углубило антиномии религиозности, но и вынудило комментирующий обратиться к герменевтике как к искусству истолкования и к осмыслению особенностей знания, функционирующего в речевом обсуждении и конфликте интерпретаций. Философия Нового времени, ориентировавшаяся на построение теории, сначала полностью освободила знание от его коммуникативных связей и особенностей и свела идею концепта к понятию, а концепцию - к теоретико-системному знанию. Однако в начале 19 в. в английском эмпиризме (В. Гамильтон, Ш. X. Ходжсон) и концепция были поняты как формы, восстанавливающие перцептивного опыта, но все же отличающиеся от перцепции концентрацией внимания. В 20 в. концепция связывается с символизацией личностного перцептивного опыта через (С. Лэнгер), через метафору (X. Блюменберг) или через систему тропов (X. Уайт). В современном постмодернизме (Ж. Делёз, Ф. ) понимается как “творчество концептов” (Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? СПб., 1998, с. 56), противопоставляемых понятиям науки. Концепты, понятые как ядро концепции, рассматриваются ими как “нечто внутренне присутствующее в мысли, самой ее возможности, живая , элемент трансцендентального опыта” (там же, с. 11), как “фрагментарные единства, не пригнанные друг к другу, т. к. их края не сходятся” (там же, с. 40), научающие нас пониманию, а не познанию, как “архипелаг островов” смысла. Коммуникативная концептов и концепций не позволяет описать их с помощью интенциональной феноменологии, делающей акцент на направленности сознания на . Поэтому наряду с концепциями диалога (Μ. Μ. Бахтин, В. С. Библер), где концептуальным ядром выступает произведение, и с “респонсивной феноменологией” (Б. Вальденфельс), исходящей из отношений Я и Другой, из значимости вопросов и ответов для сознания, ныне развиваются трансцендентальная языка (К. О. Апель), речевых актов (Д. Серль), теория коммуникативного действия (Ю. Хабермас), сопрягающие формы сознания с формами коммуникаций.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :

Смотреть что такое "КОНЦЕПЦИЯ" в других словарях:

    - (лат. conceptio, от concipere схватывать, думать, замышлять). Соображение, способ понимания, восприятие. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КОНЦЕПЦИЯ 1) восприятие, способ понимания; 2) способность… … Словарь иностранных слов русского языка

    Понятие, идея; учение, задумка, автогенез, представление, тезис, доктрина, аристогенез, батмогенез, финитизм, положение, замысел, план, теория, мысль, система Словарь русских синонимов. концепция 1. см. идея. 2. см … Словарь синонимов

    концепция - и, ж. conception f. , нем. Konzeption <лат. conceptio система, совокупность, сумма. 1. Система взглядов, то или иное понимание действительности. Я почерпаю современныя идеи не из жалких переводов, а из оригиналов и слежу за концепцией главных… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Концепция - (лат.conceptio түсіну, бірыңғай ой, тұтас ой) қайсы бір нәрселерді, құбылыстарды, процестерді көрудің (көзқарас), түсінудің, түсіндірудің (трактовка) белгілі тәсілін білдіретін көзқарастар жүйесі. Пәндік білімнің (дисциплинарное знание)… … Философиялық терминдердің сөздігі

    концепция - 1. Система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов. 2. Единый, определяющий замысел. концепция (ITIL Service Strategy) Документ, который содержит описание новой услуги, значительного… … Справочник технического переводчика

    Система взглядов и способов достижения целей, общее понимание явлений. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    - (от латинского conceptio понимание, система), определенный способ понимания, трактовки каких либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности … Современная энциклопедия

    - (от лат. conceptio понимание система), определенный способ понимания, трактовки каких либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности … Большой Энциклопедический словарь

    - (лат. conceptio) 1) генеральный замысел, определяющий стратегию действий при осуществлении реформ, проектов, планов, программ; 2) система взглядов на процессы и явления в природе и в обществе. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б..… … Экономический словарь

    КОНЦЕПЦИЯ, концепции, жен. (лат. conceptio) (книжн.). Замысел, теоретическое построение; то или иное понимание чего нибудь. Новые концепции производительных сил в политической экономии. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Книги

  • Концепция государственной регистрации прав на недвижимость в Российской Федерации , Алексеев В.А.. Концепция государственной регистрации прав на недвижимость в Российской Федерации содержит описание действующей системы регистрации, систематизированные предложения по ее совершенствованию и…

Наука развивается в ходе истории человечества. Вопрос в том, «почему» и «как» она развивается.

Согласно концепции интернализма, развитие науки определяют внутринаучные факторы (накопление знаний, любознательность ученых, гении и т.п.).

Согласно концепции экстернализма, развитие науки определяется внешними, социально-экономическими факторами.

Согласно концепции кумулятивизма (лат. cumulatio – накопление), развитие науки идет путем постепенного, непрерывного накопления новых знаний.

Согласно концепции некумулятивизма, развитие науки идет скачкообразно, катастрофически, т.к. здесь имеют место научные революции.

Научные революции – особый вид фундаментальных новаций, связаны с перестройкой основополагающих научных концепций. К существу научной революции относятся: создание новых методов исследования, новых теоретических концепций и новых исследовательских программ.

Современные теории научных революций разработали И. Лакатос и Т. Кун. Последний вывел концепцию научных революций как смены парадигм – научных теорий, выступающих в качестве образца научного исследования на определенном этапе развития науки. И. Лакатос рассмотрел концепцию научных революций как смены научно-исследовательских программ.

П. Фейерабенд выдвинул анархический принцип пролиферации идей – «размножения теорий», где условием развития науки является стремление к максимальному разнообразию взаимоисключающих гипотез и теорий.

5. ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ

Сознание – это проявление человеческого духа; присущая человеку способность целенаправленно и обобщенно воспроизводить действительность в идеальной форме; высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности в ходе общественной практики. Человеческому сознанию присуща активная творческая деятельность. Субъектом сознания могут выступать человеческий индивид, коллектив, общество в целом. Носителем, формой и способом существования сознания является язык.

Существует несколько трактовок сознания:

· идеализм – сознаниеесть независимое от материального бытия царство идей, чувств, воли, способное творить и конструировать действительность (Платон, Фихте, Шеллинг, Гегель и др.);

· вульгарный материализм – сознание имеет вещественную природу; мысль есть продукт деятельности мозга, т.е. мозг выделяет мысль, «как печень выделяет желчь» (Бюхнер, Фохт, Молешотт и др.);

· диалектический материализм – сознание есть свойство выскоорганизованной материи, сущность сознания идеальна;

· сознание есть высшая форма отражения мира, т.е. источником его содержания выступает объективный мир;

· сознание есть продукт эволюции природы, человека и общества;

· необходимыми факторами формирования человеческого сознания являются труд, общество и речь (Маркс, Энгельс, Ленин).

Согласно учению диалектического материализма, основой сознания является отражение – всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении в ходе взаимодействия одним явлением особенностей другого объекта. Выделяют три уровня отражения: в неживой природе (физико-химические взаимодействия), на биологическом уровне (раздражимость, чувствительность, восприятие, представления, рефлексы) и социальное отражение (сознание).

Сознание есть высшая ступень развития психики – особого свойства высокоорганизованной материи (живых организмов), заключающегося в активном и избирательном отображении реальности в форме идеальных образов. Психика животных обусловлена биологическими закономерностями; психика человека носит социальный характер и направлена на преобразование мира.

В структуру сознания входят: знание, внимание, память, воображение, эмоции, воля и другие феномены.

Знание – результат процесса познания, отражение действительности в виде чувственных и рациональных образов.

Эмоции включают в себя чувства (удовольствие, радость, горе и т.д.), настроения (эмоциональное самочувствие), страсти и аффекты.

Чувства – переживания человеком своего отношения к окружающей действительности, к другим людям, к каким-либо явлениям; могут быть кратковременными и длительными. Особая группа – это высшие чувства (чувства долга, чести, любви, дружбы, патриотизма, эстетические чувства и др.).

Настроение – длительное эмоциональное состояние (ра­достное, угнетенное и т.п.), которое придает определенный эмоциональный тон, окраску всем другим переживаниям, а также мыслям и действиям человека.

Страсть – сильное и глубокое чувство, захватывающее человека надолго.

Аффект (душевное волнение) сильно и бурно протекаю­щее эмоциональное переживание ярость, ужас, оцепенение, плач, крик и т.п.

Память – закрепление, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его предыдущего опыта.

Воображение – способность создавать но­вые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе полученных впечатлений

Воля – созидательное устремление человека на выполнение тех или иных действий; преодоление внешних и внутренних трудностей на пути достижения желаемого действия и поставленной цели; власть над собой, над своими чувствами, действиями.



Интенция (лат. intention – стремление) – направленность сознания, мышления на какой-либо предмет (схоластика, Брентано, Гуссерля, неотомизм).

Бессознательное – неконтролируемые сознанием человека психические процессы и явления. Сознание и бессознательное взаимосвязаны, являются двумя относительно самостоятельными сторонами психики человека, взаимодействуют между собой и способны достигать единства.

Самосознание – это осознание и оценка человеком своей деятельности, мыслей, чувств, интересов, потребностей; целостная оценка самого себя и своего места в жизни.

Важную роль в формировании самосознания играет интроспекция –наблюдение человеком за своей внутренней осознанной психической жизнью.

Развитой формой самосознания выступает рефлексия – осуществление субъектом анализа собственной деятельности и явлений сознания.

Идеальное – субъективный образ объективной реальности, возникающий в процессе целесообразной деятельности человека, выраженной в формах сознания и воли человека (знаниях, нравственно-моральных нормах, рассуждениях и т.п.). В немецкой классической философии понятие идеального связывалось с активностью и творческой деятельностью субъекта (Фихте, Кант, Гегель). В отечественной марксисткой философии сложились две концепции:

1) социально-историческая (Э.В. Ильенков, П.В. Копнин и др.) – идеальное есть способность человека в своей предметно-практической деятельности духовно, в мыслях, целях, воле, потребностях воспроизводить вещь;

2) натуралистически-биологическая (Д.И. Дубровский, И.С. Нарский) – идеальное связано с материальными мозговыми процессами; его нельзя выносить за пределы человеческого мозга и субъекта.

6. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Познание – процесспостижения сознанием многообразных сторон и связей бытия; отражениев сознании человека свойств предметов реальности. В процессе познания происходит формирование в сознании идеальных моделей реальности. Познание – это такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире. Познание как процесс взаимодействия субъекта и объекта впервые начинает рассматриваться в немецкой классической философии. Для современной философии характерно стремление к преодолению противопоставления субъекта и объекта познания.

По вопросу о познаваемости мира выделяются позиции гносеологического оптимизма, скептицизма и агностицизма.

Представители гносеологического оптимизма верят в могущество разума и утверждают, что человек способен получать достоверное знание, истину (как правило, это материалисты и объективные идеалисты).

Сторонники скептицизма выражают сомнение в возможности достоверного познания объективной действительности; полагают, что мир познаваем только частично, любая истина носит субъективный (относительный) характер, не существует надежного критерия истины (Пиррон, Агриппа, Секст-Эмпирик).

Представители агностицизма отрицают возможность познания мира; утверждают, что невозможно однозначно доказать соответствие познания действительности (Дж. Беркли, Д. Юм, И. Кант и др.). Объективной предпосылкой агностицизма являются реальные трудности, проблемы в познании истины.

Структура познания включает субъекта познания, объект познания, знание, язык, виды познания.

Субъект познания – источник целеполагающей активности в познании; индивидуальный и коллективный носитель предметно-практической познавательной деятельности и оценки.

Объект познания – часть реальности (материальной и духовной), на которую направлена познавательная и преобразующая деятельность субъекта.

Знание – результат познания, предстающий как совокупность достоверных сведений об объекте, которым и располагает общество или индивид.

Язык – универсальное средство общения людей; система знаков, которая существует для получения, хранения, переработки и передачи информации. У животных язык является двигательной и звуковой формой сигнализации; у человека язык возник вместе с сознанием и обозначает вещи, свойства и отношения, выступает основой осознанного и целенаправленного поведения.

Различают три вида познания:

1. Чувственное познание (или живое созерцание) – процесс познания, осуществляемый посредством органов чувств (зрения, слуха, осязания и др.), через которые в сознание могут проникать сведения об окружающем мире.

Формы чувственного познания:

· ощущение – отображение отдельного свойства материального объекта, непосредственно взаимодействующего с органами чувств;

· восприятие – целостный образ предмета (синтез ощущений), непосредственно данный в живом созерцании;

· представление – опосредованно-чувственный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент; представление связано с памятью и творческим воображением.

2. Рациональное познание – процесс абстрактно-логического мышления, рассудочного и разумного познания мира.

Понятие – исходная форма рационального познания; единица (форма) мысли, фиксирующая общие и существенные свойства предметов и явлений, которые закрепляются в их определениях (дефинициях). В языке понятия выражаются словами и словосочетаниями, которые называются именем понятия.

Суждение – форма мышления, отражающая наличие или отсутствие определенных признаков у вещей, явлений, процессов действительности, их свойства, связи и отношения. Суждение обычно выражается повествовательным предложением и может быть либо истинным, либо ложным.

Умозаключение – форма мышления, посредством которой из ранее установленного знания (обычно из одного или нескольких суждений) выводится новое знание (обычно в виде суждения).

Мышление – оперирование с конкретно-чувствен-
ными и понятийными образами; активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций (понятий, категорий и др.).Мышление обусловлено как биологической природой человека (мозг), так и социальной составляющей (общение, речь, труд). Мышление первобытного человека (по Л. Леви-Брюлю) было в основе своей «пралогическим» (т.к. не стремилось избегать противоречий) и мистическим (коллективная вера в существование таинственных духов и сил). Мышление современного человека носит абстрактно-логический (стремится избегать противоречий) и натуралистический (поиск причин в законах природы) характер.

Абстрактное мышление – способность оперировать понятиями, суждениями, умозаключениями.

Рассудок – исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, шаблона, жесткого стандарта (формальная логика).

Разум – высший уровень рационального познания, для которого характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия); задача разума – объединение многообразного вплоть до синтеза противоположностей (диалектическое мышление).

3. Внерациональное познание – процесс получения знаний, основанный на эмоционально-волевых способностях человека, его субъективных переживаниях (феномены веры, убеждения, интуиции, творчества, понимания и т.п.).

Переживание – испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие собственной жизни.

Вера – оценка или признание информации как истинной в условиях недостатка или отсутствия достаточных логических и фактических обоснований, доказательств. Вера как особое состояние сознания проявляется в некритическом отношении к тому или иному знанию; связана с ценностным отношением к предмету верования. Неискоренимое присутствие веры в жизни и познании отстаивают представители прагматизма (Дж. Дьюи, Ч. Пирс и др.).

Убеждение – знание, соединенное с верой в него; выражение внутренней уверенности в своих взглядах, знаниях и оценках реальности.

Мнение – субъективная позиция; взгляд, точка зрения личности на что-либо.

Интуиция – процедура постижения истины без обоснования с помощью доказательств; способность человека решать проблемы без осознания путей и условий решения. Интуиция относится к сфере бессознательного. Иррационалисты считают интуицию высшей познавательной процедурой.

Понимание – познавательная процедура постижения смысла и значения объекта на основе его переживания, размещения его в своем сознании. Философское учение о понимании называется герменевтика .

Творчество – самостоятельно-поисковая деятельность по созданию качественно нового, оригинального, ранее не существующего. Результатом творческой деятельности являются изобретения , отличающиеся новизной, оригинальностью.

7. ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ

Истина – центральная категория теории познания (гносеологии), цель познания; идеальное воспроизведение в познании действительности, так как она существует вне и независимо от познающего субъекта. Вопрос об истине – это вопрос об отношении знания к объективной реальности.

Существует несколько трактовок истины:

· истина как свойство идеальных объектов бытия (объективный идеализм );

· истина как соответствие мышления чувственному опыту субъекта (эмпиризм, сенсуализм );

· истина как согласие мышления с самим собой (рационализм );

· истина как процесс развития знания (диалектика ).

Выделяют основные концепции истины:

1) классическая (корреспондентская) концепция – истина есть соответствие знаний объективной реальности, верное, адекватное отображение объективной реальности; впервые определение истины как суждения, соответствующего действительности, было дано Аристотелем – это наиболее распространенная концепция истины: ее придерживаются и материалисты, и идеалисты, не отвергают ее и агностики; различия внутри проходят по вопросам о характере действительности и механизмах соответствия;

2) релятивистская концепция (лат. relativus – относительный) – истина подвижна и меняется под воздействием различных факторов (время, место, точка зрения, система ценностей и прочее), поэтому объективной истины, т.е. знаний, истинных независимо ни от чего, не существует;

3) прагматическая концепция – истина есть такие знания, которые полезны, выгодны, т.е. позволяют добиться успеха в конкретной ситуации, достичь поставленной цели; истина есть то, что лучше «работает» для нас
(У. Джеймс, Д. Дьюи, Ч. Пирс);

4) конвенциальная концепция (лат. conventio – договор, соглашение) – истина есть то, что признается таковым большинством, т.е. является продуктом соглашения (к примеру, истинность математических аксиом, физических постулатов, научных теорий есть соглашение ученых по выбору наиболее целесообразных и удобных в использовании);

5) когерентная (логико-гносеологическая) концепция (лат. cohaerentio – внутренняя связь, сцепление) – истина самосогласованность, связанность знаний, т.е. истинными знаниями являются те, которые согласованы между собой в определенной непротиворечивой системе знаний (К. Поппер, Р. Карнап).

Объективная истина – познание объекта с точки зрения его существенных свойств, связей и тенденций развития. Это процесс, в котором в единстве представлены два момента знания – абсолютное (устойчивое, неизменное в знаниях) и относительное (изменчивое, преходящее; истинное в одном отношении, но ложное в другом).

Абсолютная истина – это полное, исчерпывающее знание об объектах и процессах действительности (гносеологический идеал); знание, которое не может быть опровергнуто в процессе дальнейшего познания.

Относительная истина – это неполное, условное, приблизительное, незавершенное, ограниченное знание об объекте; знание, зависимое от условий, места и времени его получения; истинное в одном отношении и ложное в другом.

По вопросу соотношения моментов абсолютности и относительности в знаниях выделяются позиции догматизма и релятивизма.

Догматизм – способ мышления, преувеличивающий значение абсолютной истины (истина есть знание верное всегда, при любых обстоятельствах), превращающий какие-либо положения в закостеневшие, неизменные факты.

Релятивизм (лат. relativus – относительный) – способ мышления, преувеличивающий значение относительной истины, основанный на идее условности и субъективности содержания познания, что приводит к отрицанию объективности познания (к скептицизму и агностицизму).

Критерии истины:

· ясность;

· самоочевидность, отчетливость знаний, логические построения (рационализм );

· подтверждаемость в опыте (эмпиризм ) или ощущениях (сенсуализм );

· общезначимость (конвенционализм );

· полезность, эффективность (прагматизм );

· практика (диалектический материализм ).

Практика – критерий истины в диалектическом материализме; общественно-историческая целесообразная деятельность, направленная на преобразование окружающей действительности.

Формы практики:

· общественное производство;

· научно-экспериментальная деятельность;

· социально-политическая деятельность;

· игровая практика;

· практика общения и др.

По смыслу истина отличается от заблуждений, лжи и ошибок.

Заблуждение – непреднамеренное искажение субъектом знаний о действительности; искаженное отражение действительности, т.е. знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Заблуждения могут способствовать созданию проблемных ситуаций и тем самым вести к истине.

Гегель рассматривал проблему истинного и ложного. Они относятся к тем определенным мыслям, которые неизменно считаются самостоятельными (eigene ) сущностями, из коих одна изолированно и прочно стоит по одну сторону, а другая – по другую, не имея ничего общего между собой. Вопреки этому следует указать, что истина не есть отчеканенная монета, которая может быть дана в готовом виде (gegeben werden ) и в таком же виде спрятана в карман. Не дано (gibt es ) ни ложного, ни злого. Правда, злое и ложное не так плохи, как дьявол, ибо рассматривать их в качестве дьявола – значит превращать их в особый субъект ; в качестве же ложного и злого они только всеобщее, хотя и обладают по отношению друг к другу собственной существенностью. Ложное было бы «иным» , было бы «негативной» субстанцией, которая, как содержание знания, есть истинное. Но субстанция сама есть по существу негативное, с одной стороны, как различие и определение содержания, с другой – как простое различение, т.е. как самость и знание вообще. Иметь ложное знание можно. Ложное знание о чем-нибудь означает неравенство знания с его субстанцией, однако именно это неравенство есть различие, которое есть существенный момент. Из этого различия возникает их равенство, которое и есть истина. Но оно есть истина не так, будто неравенство отброшено, как отбрасывается шлак от чистого металла, а как негативное, как самость, находящаяся в истинном как таковом. Однако на этом основании нельзя сказать, что ложное образует некоторый момент или некоторую составную часть истинного. В выражении «во всякой лжи есть доля правды», то и другое подобны маслу и воде, которые не смешиваясь, только внешне соединены. Именно потому, что важно обозначать момент совершенного инобытия , их выражения не должны больше употребляться там, где их инобытие снято. Так же, как выражения «единство субъекта и объекта, конечного и бесконечного, бытия и мышления и т.д.», нескладны потому, что объект и субъект и т.д. означают то, что они представляют собой вне своего единства, и, следовательно, в единстве под ними подразумевается не то, что говорится в их выражении, – точно так же и ложное составляет момент истины уже не в качестве ложного.

Ложь – преднамеренное, сознательное искажение субъектом знаний о действительности; в социальном плане – передача дезинформации.

Ошибка – результат неправильности действий человека в любой сфере его деятельности: ошибки в вычислениях, в политике, в делах и т.д.

8. ЧЕЛОВЕК И КУЛЬТУРА

Культура (лат. cultura – возделывание, обработка земли) – часть человеческого окружения, созданная самими людьми; форма деятельности людей по воспроизводству и обновлению социального бытия; совокупность надбиологических программ жизнедеятельности человека, обеспечивающая воспроизводство и изменение социальной жизни, а также включаемые в эту деятельность ее продукты и результаты (артефакты, «вторая природа»).

Культура становится предметом изучения в эпоху Просвещения, когда происходит противопоставление культуры и цивилизации (Ж.-Ж. Руссо).

Культура каждого народа уникальна и неповторима; с этим связана ценность различных культур. Современный этап в развитии культуры (XX–XXI вв.) характеризуется развитием глобальных коммуникационных технологий, что приводит к постмодернистскому пониманию культуры.

Э. Кассирер полагал, что культура есть сфера символических форм (языка, мифа, религии, искусства и др.).
Й. Хейзинга считал принципом становления человеческой культуры игру. З. Фрейд обосновал репрессивный характер культуры по отношению к природе человека.

Функции культуры:

· креативная (творчества артефактов);

· познавательная, информационная (носитель социальной информации);

· аксиологическая (вырабатывает и транслирует ценности);

· коммуникативная (передает опыт поколениям);

· интегративная (объединяет людей);

· адаптивная (обеспечивает приспособление человека к миру);

· регулирующая .

Культурный универсализм – концепция, в основе которой лежит идея создания мировой культуры на основе универсальных, общечеловеческих ценностей (Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, И. Гете, В.С. Соловьев и др.).

Культурный релятивизм – концепция, в которой подчеркивается самобытность и уникальность различных культур и критически оценивается возможность создания мировой культуры (М. Монтень, И. Гердер, К. Леви-Строс, О. Шпенглер, А. Тойнби, Н.Я. Данилевский, Л. Гумилев и др.).

О. Шпенглер трактовал культуру как «организм с душой», который обособлен от других «организмов», выделял в развитии культуры этапы ранней мифосимволической, метафизико-религиозной и поздней стадии, переходящей в цивилизацию. Согласно А. Тойнби, реальность ставит перед культурами задачи самоосуществления («вызов»), на который нужно дать верный «ответ».



Просмотров