Что такое компенсация за семейное образование и как её получить. Родители детей на домашнем обучении требуют компенсаций от школ Домашнее обучение компенсация родителям

Некоторые родители в меру необходимости или собственного желания решают обучать своих детей в домашних условиях. Семейная форма обучения предусмотрена законодательством, ее нормы регулируются законом №273-ФЗ «Об образовании в РФ».

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Законодательство позволяет родителям отдавать почтение любым формам обучения своих детей, в зависимости от надобностей семьи или самого ученика.

На выбор домашнего обучения могут влиять и непредвиденные обстоятельства, которые просто заставляют оставлять школу и искать альтернативные пути приобретения образования. Иногда семейное обучение является непосредственным выходом из ситуации.

В приобретения образования дома есть свои нюансы. Вся ответственность за получаемый результат возлагается на родителей. Для грамотного проведения этой процедуры следует подобрать правильные программы, а также разъяснить процесс аттестации в школе.

Терминология

Многие путают или объединяют понятия семейное образование и домашняя учеба. Обучаться дома можно только по состоянию здоровья. В этом случае образовательным процессом полностью занимается ответственная школа. Домой к ребенку приходят учителя и проводят с ним уроки, проверяют задания и выдают аттестат.

Под семейным образованием надлежит понимать добровольную процедуру, когда родители забирают ребенка со школы учиться под их присмотром. В этом случае школа не участвует в обучении ребенка, а только проводит проверку его знаний – аттестацию.

Чтобы перейти на семейное образование, не нужно никаких дополнительных причин, кроме желания самих родителей.

Законодательная база

Переход на семейную учебу должен осуществляться на основании таких нормативных документов:

  • закон «Об образовании»;
  • приказ Минобразования №1015;
  • письмо Минобразования «О получении образования в семейной форме»;
  • приказ Минобразования №1400;
  • ФГОС;
  • законодательные акты отдельных субъектов России.

Нужно учитывать локальные нормативные акты, которые действуют в образовательном учреждении, принимающем аттестацию у обучающихся на семейной форме.

Выбор формы обучения

Принимать решение о выборе формы образования вправе только родители или законные представители ученика. Следует брать во внимание взгляд ребенка. Законодательство утверждает, что родителям нельзя отказать, если они хотят перевести своего ребенка на иную форму учебы.

Также допустимо сочетать несколько форм. Это значит, что законодательство не запрещает совмещать семейный и очный вариант обретения образования.

Родители совместно с ребенком могут принять решение обучаться некоторым предметам в школе, а прочие усваивать дома. Также по решению попечителей дети, учившиеся на семейной форме, могут в любое время перейти на очную и продолжить обучение в образовательной организации. После такого перехода ученик будет изучать предметы по установленным в школе образовательным программам.

Для осуществления перехода на семейную форму одному из родителей достаточно будет написать заявление в местный орган управления образованием и в школу, которую до сих пор посещал ребенок. Любые другие бумаги для этого не потребуются.

В законе указано, что каждый год проходить эту процедуру нет необходимости – заявление написать достаточно один раз. Если же родители сменили семейную форму образования на очную, то для последующей смены нужно будет снова писать заявление в соответствующие органы.

Сменить форму образования для ребенка и написать заявление об этом родители могут в любое время. В законодательстве нет никаких ограничений по срокам, а также максимальном числе проводимых изменений формы обучения. Это значит, что родители имеют право менять форму обучения столько раз, сколько понадобится.

Особенности семейного образования

В школе дети могут учиться на разных формах: очно, заочно или дистанционно. Если ребенка или родителей это не устраивает, они могут перевестись на семейную форму обучения. Для осуществления перехода можно не ждать окончания четверти или полугодия – сделать это можно в любой момент. Это же касается и возвращения в школу, если другая форма образования не подошла.

Администрации школ не любят, когда дети уходят на семейное обучение – это ухудшает статистику школы и выдвигает много лишних вопросов.

Часто родителей пытаются уговорить оставить ребенка хотя бы на заочной форме. Но последнее слово все же остается за родителями, так как законодательно школа не имеет права отказать в переходе на другую форму обучения.

Для перевода ребенка на другую форму образования следует предпринять такие шаги:

  1. Написать заявление на имя директора образовательного учреждения, в котором будет указано желание перейти на семейную форму.
  2. Направить уведомление в образовательный Департамент (это можно сделать как самостоятельно, так и через администрацию школы).
  3. Написать заявление для зачисления ребенка на экстернат для осуществления аттестации.
  4. Выбрать подходящую образовательную программу и проводить изучение школьных предметов дома.

Через некоторое время после окончания этой процедуры родителям может позвонить сотрудник Департамента и спросить о переходе на семейную форму. Это обычный процесс, так как с этого времени ребенок находится на учете в этой организации.

После окончания перехода родителей должны пригласить в школу для подписания договора о семейном обучении. Его оформляют в двух экземплярах, один из которых остается в школе, другой – передается родителям.

Договор должен содержать все необходимые аспекты, а именно:

  • проведение консультаций;
  • осуществление аттестации ученика;
  • использование школьной библиотеки;
  • участие в общешкольных мероприятиях и пр.

Семейное образование по новому закону об образовании 2019 не запрещает выбор семейной формы обучения. Однако следует помнить, что для осуществления такой процедуры в первую очередь родители должны иметь необходимые знания с большинства школьных предметов. Ребенок все равно будет сдавать школьные экзамены, а без соответствующих знаний это будет невозможно.

Если ребенок идет в первый класс

В том случае, если ребенок еще не учился в школе, а только должен идти в первый класс, писать заявление директору не нужно. Следует сразу же идти в Департамент образования и там писать специальное уведомление.

Сотрудник организации проведет с родителями беседу, и если он решит что их решение обдуманное и правильное, то направить в определенную школу. В этом учебном заведении ребенок будет проходить аттестации.

Каждая школа имеет свой Устав, в котором прописаны правила аттестации. Это значит, что в одном учреждении она может проходить каждую четверть, в другом – раз в год. Некоторые школы выбирают блочную систему для сдачи экзаменов, другие хотят, чтобы ребенок сдавал все контрольные работы.

Процедура обучения первоклассников на семейном образовании должна состоять из таких шагов:

  1. Изучить правила и Уставы местных школ.
  2. Попасть на прием в Департамент образования, заполнить уведомление.
  3. Согласовать прикрепление к школе с сотрудниками Департамента.
  4. Получить направление в образовательное учреждение для вступления на экстернат.
  5. Согласовать все необходимые моменты с директором школы.

В школе нужно будет написать заявление об аттестации. К этому аспекту следует отнестись очень внимательно, так как установленным в нем моментам придется следовать. Практически всегда для проведения всех аттестаций следует написать только одно заявления, но в некоторых школах просят писать заявление для каждой аттестации по отдельности.

Аттестация

Аттестация учеников бывает нескольких видов:

  • текущая;
  • промежуточная;
  • итоговая (государственная).

Для лиц, которые проходят обучение в семейной форме, не проводится текущая аттестация. Для получения возможности сдавать промежуточную и итоговую аттестацию в школе, ребенок туда оформляется экстерном.

В образовательном законодательстве нет пункта, который говорил бы об обязательном прохождении ежегодной промежуточной аттестации. В законе можно найти только упоминание о праве ребенка на принятия участия в такой аттестации.

Заявление о необходимости аттестации родители могу написать:

  • перед началом аттестации;
  • по окончании учебного года;
  • перед государственной аттестацией.

Если заявление будет подано непосредственно перед началом аттестации, то ребенок не будет числиться в образовательном учреждении. Если же заявление было написано в начале учебного года, то ребенок получит право пользоваться школьной библиотекой, а также ему полагается финансовая компенсация, если это предусмотрено нормами органов местной власти.

Для этого промежуточная школа для учащихся на семейной форме должна быть включена в муниципальное здание. В этом случае образовательное учреждение будет финансироваться из местного бюджета.

Если по итогам аттестации ученик получает неудовлетворительную оценку, формируется академическая задолженность. Если она не будет ликвидирована, ученика переведут на обучение в школе.

Ответственность

Статья 44 действующего закона об образовании возлагает всю ответственность за обучение ребенка на семейной форме на его родителей или опекунов. На школу возлагается ответственность только за организацию процедуры аттестации.

Действия должностных лиц, которые не являются правомерными, или же их бездействие могут быть обжалованы родителями в суде. Об этом говорится в статье 45 закона об образовании.

Часто задаваемые вопросы

Где можно найти образец заявления о переходе на семейную форму обучения? Такой бланк можно взять на сайте Департамента образования. Документ следует адресовать директору школы. В тексте нужно указать посылания на законодательные акты, опираясь на которые происходит переход.
Новое законодательство относит семейное образование к формам обучения вне образовательных учреждений. Насколько это хорошо или плохо? В статье 17 нового закона указано, что семейное образование считается таким, что происходит вне школы. Это следовало и из норм старого закона, но было описано не так четко. Это приводило к тому, что школы считали возможным контролировать образовательный процесс в семье.

В новом же законе четко указано, что обучение происходит за пределами школы, а значит, школа в него вмешиваться не имеет права. Это нововведение делает закон более ясным и устраняет двусмысленности.

Имеют ли дети, учащиеся в семье, отношение к школе? Имеют, но уже не в качестве непосредственных учеников, а только как аттестующиеся. В законе сказано, что аттестация происходит экстерном, а дети имеют право проходить ее бесплатно. Экстерны хоть и являются по закону обучающимися в образовательном учреждении, но они не считаются учащимися.
Обязательным ли условием считается согласование аттестации? Нет, но специалисты настоятельно рекомендуют это сделать. В таком случае родители будут точно знать, когда и какой экзамен ждет на ребенка. В ином случае можно слишком поздно узнать, что учителя уже заняты и некому принимать аттестацию. Дата может переноситься раз за разом, что не принесет комфорта ни родителям, ни ребенку.
Что можно предпринять, если директора школы нет на месте в часы приема, а больше никто не хочет принимать заявление? Заявление можно отправить по почте заказным письмом с уведомлением о том, что его уже вручили. Так не придется ждать на директора и родители будут полностью уверены в том, что документ дошел до адресата.
Когда ребенку уже не нужно будет посещать школу? Дату перехода на семейное обучение сообщит Департамент образования. С этого времени ходить в школу уже будет не нужно.
Сколько раз в год ребенку нужно будет посещать школу? Во-первых, необходимо будет приходить на аттестации. Их количество оговаривается в договоре. Во-вторых, ребенок сможет посещать школьную библиотеку и общешкольные мероприятия, но это уже полностью добровольно.
Какие права получает ребенок, пребывающий на семейном обучении? Ребенок может бесплатно получать учебники, пользоваться библиотекой, а также принимать участие в школьных мероприятиях. Кроме того, у семейного ученика есть право на консультации перед аттестацией. На каждый предмет выделяется по два часа.
Можно ли в таком случае оформить справку, что ребенок является учеником образовательного учреждения? Это возможно только в том случае, если ребенок зачислен в школу как экстерн. В ином случае он не будет считаться контингентом школы, поэтому и звания школьника у него не будет.
Как получить компенсацию за обучение ребенка на семейной форме? Это очень сложная процедура, так как компенсацию выплачивают не в каждом учебном заведении. О возможности получения подобных выплат стоит узнавать в местном Департаменте образования.
Гарантируются общедоступность и бесплатность основного общего образования.

Статья 43 Конституции России

Что такое компенсация за семейное образование

На обучение каждого ребёнка государство выделяет деньги. Школы на них закупают учебники, платят зарплату учителям и так далее. При семейном образовании логично, чтобы средства выделялись родителям, ведь они тоже несут организационные расходы.

До 2012 года компенсация за семейное образование была зафиксирована на федеральном уровне. В новой редакции закона «Об образовании» возможность выплаты компенсации не исключена, но платить или нет теперь решают субъекты Российской Федерации.

О том, что компенсировать затраты родителей при семейном образовании - это право, а не обязанность регионов, говорится также в рекомендательном письме Министерства образования и науки.

Субъекты Российской Федерации в рамках имеющихся полномочий вправе предусмотреть оказание поддержки нуждающимся семьям при их выборе получения образования в семейной форме. Субъектом Российской Федерации может быть введена для таких семей компенсация в качестве меры социальной поддержки.

В каких регионах выплачивают компенсацию за семейное образование

Положения о семейном образовании и компенсации за него на сегодняшний день действуют:

  • в Омской области (Приказ министерства образования Омской области от от 25.06.2015 года →);
  • в Пермском крае (Постановление Правительства Пермского края от 17.09.2013 года →);
  • в Свердловской области (Постановление Правительства Свердловской области от 25.06.2014 года →).

Сложная ситуация в Москве. Формально действует закон №25 от 20 июня 2001 года. Но по факту выплаты семейникам в Москве и Московской не осуществляются. Родители отстаивают свои права через суд, но выигранных дел мало.

Размер компенсации за семейное образование

Величина компенсации зависит от местного законодательства. В среднем, она составляет от 80 до 150 тысяч рублей в год.

Важный момент! Ребёнок должен быть прикреплён к школе в том регионе, где предусмотрена компенсация. Например, если вы живёте в Омске, но аттестации сдаёте в Санкт-Петербурге, то на выплаты рассчитывать не стоит.

Как оформить компенсацию за семейное образование

  • Перевестись на семейное образование.
  • Прикрепиться к школе и заключить с ней договор, где будет прописан размер компенсации и порядок её выплаты.
  • Если школа отказывает в заключении такого договора, обратиться в управление образования региона.

«Домашняя школа Фоксфорда» поддерживает семьи на семейном образовании. Юрист и координаторы проекта готовы помочь вам с переходом на СО и оформлением документов. Для более подробной консультации заполните следующую форму.

Публикуем подготовленную экспертами Межрегиональной общественной организации «За права семьи» правовую справку о том, какими федеральными нормами регулируется возможность выплаты компенсаций в связи с семейным образованием в регионах России и о действительной правовой ситуации с компенсациями за семейное образование в Москве.

СПРАВКА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И
РЕГИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕНСАЦИИ В СВЯЗИ С СЕМЕЙНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ.
КОМПЕНСАЦИИ В СВЯЗИ С СЕМЕЙНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В МОСКВЕ.
(вопросы нормативного регулирования по состоянию на 19.10.2013)

Настоящая правовая справка подготовлена экспертами Межрегиональной общественной организации «За права семьи» в связи с обращениями граждан, содержащими вопросы о возможности получения компенсаций в связи с семейным образованием в Москве и других регионах. В данной справке рассмотрены вопросы нормативного регулирования выплаты компенсаций в связи с семейным образованием на федеральном уровне, а также вопросы нормативного регулирования выплаты таких компенсаций в Москве в соответствии с действующим на 19.10.2013 региональным законодательством.

1. Вопрос: Каковы общие основания для выплаты компенсаций в связи с семейным образованием в текущей ситуации?

Ответ: Статья 43 часть 2 Конституции РФ гарантирует «общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях ». Бесплатность общего образования обеспечивается путем государственного финансирования получения образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Таким образом, государственное финансирование негосударственного образования (в частности, получаемого в частных школах или в семье) не является прямой конституционной обязанностью государства.

Тем не менее, статья 43 часть 5 Конституции РФ указывает, что «Российская Федерация … поддерживает различные формы образования и самообразования» . Эта государственная поддержка может осуществляться в различных формах, в том числе и в форме финансовой поддержки или финансового обеспечения.

В настоящее время на уровне государственной политики в области образования реализуется принцип «деньги следуют за учеником». Хотя этот принцип, сам по себе, и не получил нормативного закрепления, он осуществляется на практике – в частности, Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об образовании в РФ») четко предусматривает финансовую поддержку деятельности частных общеобразовательных организаций в области общего образования в виде субсидий на возмещение затрат (ст. 8 ч. 1 п. 6, ст. 99 ч. 5, ст. 108, ч. 13, п. 1 подпункт «б» и п. 2 подпункт «б»). Пояснительная записка, сопровождавшая законопроект № 121965-6 «Об образовании в Российской Федерации» , указывала, что такая возможность финансовой поддержки общего образования в частных образовательных организациях со стороны государства направлена «на повышение конкурентоспособности образовательной системы в целом, доступности и качества каждой образовательной услуги».

При этом не существует никакого разумного основания для исключения семейного образования (как и самообразования) из общей модели финансового обеспечения по принципу «деньги следуют за ребенком».

Как показывают данные исследований, семейное образование дает в среднем академические и социальные результаты, не худшие, а во многих случаях и лучшие, чем обучение в «школьном» формате . Научные данные не позволяют считать, что семейное образование в чем-либо уступает школьному обучению, что имеются какие-либо основания предпочитать школьное обучение семейному. Являясь, по экспертным оценкам, наиболее быстро растущей формой общего образования в мире, семейное образование, безусловно, является самостоятельной и самоценной формой обучения, обладает собственными преимуществами и спецификой, и не может считаться лишь субститутом школы.

Не случайно государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 15.05.2013 N 792-р), относя в разделе 2.2 к приоритетам государственной политики в сфере дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей на период до 2020 года обеспечение «качественно нового уровня индивидуализации образования», прямо связывает его, в том числе, и с развитием семейного образования.

В этой ситуации очевидно, что финансовая поддержка семейного образования ничуть не менее, чем финансовая поддержка частных образовательных организаций, будет содействовать «повышению конкурентоспособности образовательной системы в целом, доступности и качества каждой образовательной услуги».

Необходимо учитывать и тот факт, что действующее российское законодательство предъявляет ко всем формам обучения, включая и семейное образование, требование о соответствии их результатов федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС). Семья, обучающая ребенка дома, как и образовательная организация, должна прилагать усилия и трудиться для того, чтобы обеспечить такое соответствие, она не в меньшей степени, чем государственные, муниципальные и частные школы, содействует выполнению государственных задач в области обеспечения качественного образования подрастающих граждан.

В таких условиях нормативная ситуация, обеспечивающая финансовую поддержку всех видов получения общего образования в школе, но не семейного образования, не может быть признана разумной, справедливой и сбалансированной. Отсутствие финансовой поддержки семейного образования (в особенности при наличии такой поддержки частных образовательных организаций) может обоснованно рассматриваться как несправедливое и дискриминационной. Такая дифференциация предоставления поддержки различным формам образования является неоправданной и необоснованной.

Исходя из всего сказанного и с учетом принципов справедливости, представляется необходимым и целесообразным обеспечить финансовую поддержку семейного образования на федеральном, региональном или муниципальном уровнях, соразмерную государственной финансовой поддержке иных форм общего образования.

2. Вопрос: Предусмотрена ли выплата компенсаций в связи с семейным образованием на федеральном уровне.

Ответ: Действующий Федеральный закон «Об образовании в РФ» не предусматривает выплату компенсаций в связи с семейным образованием в качестве федеральной нормы. Как будет показано ниже, однако, это не препятствует осуществлять финансовую поддержку семейного образования в форме выплаты таких компенсаций на региональном (или муниципальном) уровнях.

Таким образом, на данный момент федеральное законодательство конкретизирует положение ст. 43 ч. 5 Конституции РФ о поддержке различных форм образования и, выходя за рамки узких конституционных гарантий, предусмотренных ст. 43 ч. 2 Конституции РФ, предусматривает финансовую поддержку получения общего образования в любых условиях, включая государственные, муниципальные, частные образовательные организации, кроме образования в семье.

Необходимо отметить, что до 2004 года федеральное законодательство предусматривало на уровне общеобязательной федеральной нормы финансовую поддержку семейного образования.

П. 8 ст. 40 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» (далее «прежний Закон РФ «Об образовании») устанавливал:

«Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются дополнительные денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении, определяемых государственными (в том числе ведомственными) и местными нормативами финансирования. Выплаты производятся за счет средств учредителей государственных или муниципальных образовательных учреждений соответствующих типов и видов до получения ребенком среднего (полного) общего или начального профессионального образования либо до достижения им возраста, определенного законодательством Российской Федерации в качестве предельного для выплат социального пособия на детей. Сумма указанных выплат не включается в облагаемый подоходным налогом доход граждан» (ред. от 20.07.2004).

Статья 40 Закона РФ «Об образовании», включая и данный пункт, утратила силу в 2004 г., в результате принятия Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, принимавшегося «в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оптимизации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также с учетом закрепленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами вопросов местного значения» (Преамбула к закону).

Таким образом, отмена федеральной нормы о выплате компенсаций в связи с семейным образованием предполагала дальнейшее осуществление финансовой поддержки семейного образования на региональном уровне. Однако обязанность региона обеспечивать такую финансовую поддержку федеральным законом установлена не была. Это привело к тому, что лишь несколько регионов (в их числе Москва и Ярославская область) осуществляли финансовую поддержку семейного образования в форме выплаты соответствующих компенсаций родителям после 2004 года.

Таким образом, отмена федеральной нормы о компенсациях в 2004 году привела к существенному ухудшению положения семей и детей, использующих семейное образование. Практика показала, что соответствующие вопросы редко и с трудом решаются на региональном уровне.

В связи с этим представляется необходимым вернуть на федеральный уровень рамочную норму, предусматривающую финансовую поддержку семейного образования, соразмерную государственной финансовой поддержке иных форм обучения. Никаких принципиальных препятствий для этого не усматривается.

Вместе с тем, пока федеральная норма отсутствует, представляется необходимой и справедливой финансовая поддержка семейного образования в форме выплаты компенсаций на уровне регионов или муниципалитетов. Отсутствие такой поддержки, как это было показано выше, едва ли может быть признано справедливым, даже если федеральное законодательство и не предусматривает на сегодняшний день прямой обязанности региона ввести и осуществлять такую поддержку.

3. Вопрос: Вправе ли регионы и муниципалитеты осуществлять выплату компенсаций в связи с семейным образованием.

Ответ: Хотя федеральный закон явным образом не устанавливает обязанности или права субъекта Российской Федерации или муниципалитета осуществлять финансовую поддержку семейного образования путем выплаты соответствующих компенсаций родителям получающих его детей, из федерального закона прямо следует возможность такой поддержки и право региона (муниципалитета) ее осуществлять.

Существует несколько путей нормативного закрепления выплаты компенсаций в связи с семейным образованием на уровне региона:

А) Выплата компенсации родителям детей, получающих семейное образование в качестве меры социальной поддержки:

Выплата компенсаций родителям в связи с семейным образованием может устанавливаться и рассматриваться в качестве дополнительной меры социальной поддержки регионального или муниципального уровня.

Возможность этого на региональном уровне прямо следует из действующей редакции статьи 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», которая, в частности, устанавливает:

«Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право ».

Такая же возможность на муниципальном уровне прямо следует из действующей редакции ст. 20 ч. 5 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которая, в частности, устанавливает:

«Органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право».

Таким образом, выплата компенсации в связи с семейным образованием может устанавливаться в качестве меры социальной поддержки нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Такой подход представляется наиболее логичным и преемственным по отношению к существовавшей до 2004 года федеральной норме о финансовом обеспечении семейного образования (из текста которой следует, что рассматриваемая выплата рассматривалась в качестве социального пособия или его аналога).

Примером такой нормы является п. 3.1 ст. 6 регионального Закона г. Москвы от 20.06.2001 N 25 «О развитии образования в городе Москве», которая устанавливает:

Выплата компенсации на региональном (или муниципальном) уровне может устанавливаться в качестве меры социальной поддержки обучающихся (конкретной категории обучающихся – детей, получающих семейное образование) или в качестве меры социальной поддержки конкретной категории семей, имеющих детей (семей, дети в которых получают семейное образование).

Представляется справедливым, чтобы объем этой компенсации был соразмерен объему финансовой поддержки иных форм обучения. Именно на это и направлены как действовавшая до 2004 года федеральная норма, так и процитированная выше норма регионального московского законодательства. Эта цель достигается в указанных нормах путем нормативной привязки размера данной меры социальной поддержки к размеру соответствующих нормативов финансового обеспечения получения образования в образовательных учреждениях.

Поскольку речь идет о мере социальной поддержки, выплата соответствующих компенсаций никак не связана и не может быть связана с тем, зачислен ли на данный момент ребенок, получающий семейное образование, в школу в качестве экстерна для прохождения промежуточных и итоговых аттестаций, или нет. Представляется, что данная мера социальной поддержки также не может правомерно привязываться к образовательным результатам ребенка как таковым (иное было бы необоснованной дискриминацией детей в области социальной поддержки по признаку учебных достижений).

Представляется, что если такая компенсация регионального уровня рассматривается как мера социальной поддержки обучающегося (как представляется, именно такая трактовка косвенно следует из текста ранее действовавшей федеральной нормы и ныне действующей нормы регионального московского законодательства), то ее выплата должна учитываться в бюджете мер социальной поддержки по линии регионального органа управления образованием, а в случае если она устанавливается как мера социальной поддержки семьи, имеющей детей – по линии соответствующего регионального органа управления социальной защитой населения.

Финансовое обеспечение данных мер социальной поддержки, согласно положениям ранее указанных федеральных законов осуществляется за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления соответственно.

Б) Учет в нормативах финансирования образовательных учреждений.

Альтернативный механизм финансовой поддержки семейного образования может реализовываться на региональном уровне в рамках Федерального закона «Об образовании в РФ» с 1 января 2014 года.

Прежний Закон РФ «Об образовании» в подпункте 6.1 ст. 29 п. 1 включал в полномочия органов государственной власти Российской Федерации полномочие в следующей формулировке:

«обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации».

Данный перечень расходов, включаемых в субвенцию, являлся закрытым и не допускал дополнений. Перечень, действующий до 1 января 2014 согласно Федеральному закону «Об образовании в РФ», является аналогичным (ст. 108 ч. 13 п. 1 подпункт «а»).

Однако с 1 января 2014 года вступает в силу новая формулировка указанного полномочия, предусмотренная ст. 8 ч. 1 п. 3 Федерального закона «Об образовании в РФ»:

«обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации».

Анализ текста данной нормы показывает, что устанавливаемый ею перечень является не закрытым, а открытым (на это указывает как использование в ней слова «включая», так и, в особенности, последующего уточнения в форме «за исключением…», которое было бы совершенно бессмысленным, если бы нормой предполагался закрытый характер перечня). Это позволяет включать в нормативы финансирования достаточно широкий перечень затрат, с учетом региональной и иной специфики. При этом, в соответствии со ст. 99 ч. 2 Федерального закона «Об образовании в РФ» данные нормативы определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в частности, «по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения».

Следует отметить, что аналогичный перечень, также открытый по своему характеру, для финансовой поддержки частных образовательных организаций путем субсидирования содержится в пункте 6 части 1 той же 8 статьи Федерального закона «Об образовании в РФ».

Данные нормы в их совокупности позволяют региону реализовать еще одну модель финансовой поддержки семейного образования – через включение средств на выплату компенсаций в связи с семейным образованием в нормативы финансирования образовательных организаций.

Пример такого решения можно видеть в Законе Омской области от 18.07.2013 N 1569-ОЗ «О регулировании отношений в сфере образования на территории Омской области», соответствующие положения которого вступают в силу с 1 января 2014 года.

Данный региональный закон включает в нормативы обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных образовательных организациях особый норматив, предназначенный для финансовой поддержки семейного образования: «Норматив обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в форме семейного образования в части выплаты одному из родителей (законных представителей) компенсации за получение образовательной услуги вне муниципальной общеобразовательной организации» , предусматривая конкретную формулу для его расчета (см. п. 44 и 59 Приложения № 1 к указанному региональному закону Омской области).

Порядок выплаты указанных средств родителям в этом случае могут определяться особым нормативным актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (в случае Омской области – порядок утвержден приказом областного Министерства образования).

Данный вариант финансовой поддержки семейного образования представляется полностью отвечающим нормам федерального законодательства.

Однако, хотя его использование вполне возможно, он имеет и два существенных недостатка:

  • выплата компенсации при этом варианте нормативного регулирования возможна лишь через образовательную организацию – а значит компенсацию не могут получать те дети, которые в данный момент не зачислены в контингент обучающихся образовательной организации (в качестве экстернов, для прохождения аттестации), при том, что ребенок, получающий семейное образование не обязан постоянно числиться в образовательной организации;
  • выплата компенсации в этом случае происходит опосредованно, через бюджет образовательной организации – между тем практика показывает, что образовательные организации негативно воспринимают такие ситуации, считают, что от них уходят деньги, которые «уже стали их средствами», а кроме того при этом создаются условия для коррупции со стороны образовательной организации (удержание части средств компенсации под различными предлогами).

В связи с этим представляется более целесообразным включать в нормативы финансового обеспечения нормативы затрат на проведение промежуточной и итоговой аттестации экстернов (включая затраты на необходимые консультации перед аттестацией), а компенсации для родителей все же устанавливать отдельно в качестве меры социальной поддержки (по ранее рассмотренному варианту нормативного регулирования).

В любом случае, в соответствии с действующим законодательством субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно осуществлять финансовую поддержку семейного образования в форме выплаты соответствующих компенсаций. Представляется справедливым и целесообразным, чтобы все субъекты Российской Федерации установили соответствующие нормы.

4. Предусмотрена ли выплата компенсаций в связи с семейным образованием действующим законодательством города Москвы?

Ответ: Да, предусмотрена.

Как уже было указано ранее, п. 3.1 ст. 6 регионального Закона г. Москвы от 20.06.2001 N 25 «О развитии образования в городе Москве» устанавливает:

«Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в государственном образовательном учреждении в порядке, определяемом правовыми актами города Москвы. Выплаты производятся за счет средств учредителей государственных образовательных учреждений соответствующих типов и видов до получения ребенком среднего (полного) общего или начального профессионального образования либо до достижения им возраста, определенного законодательством Российской Федерации в качестве предельного для выплат социального пособия на детей».

Указанный региональный московский закон является действующим. Он не отменялся, в целом сохраняют силу, а его нормы – остаются обязательными для региональных московских органов власти.

Утверждения, которые, по сообщению ряда родителей, звучали в общении из уст отдельных представителей государственных органов Москвы, о том, что с принятием нового Федерального закона «Об образовании в РФ» данный московский закон автоматически перестал действовать, является недействующим – не соответствует действительности.

Законодательство не предусматривает подобного механизма автоматической утраты силы ранее действовавшим региональным законом при принятии нового федерального закона по соответствующему предмету регулирования из области совместного ведения.

Более того, Федеральный закон «Об образовании в РФ» прямо устанавливает в ст. 111 ч. 5:

«Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, регулирующие отношения в сфере образования, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации .

Из этой нормы, в ее нормативной взаимосвязи с положениями ст. 4 ч. 5 Федерального закона «Об образовании в РФ», следует, что все ранее действовавшие нормативные акты субъектов РФ в области образования (включая и рассматриваемый Закон г. Москвы) остаются действующими, за исключением тех их конкретных положений, которые вступают в противоречие с Федеральным законом «Об образовании в РФ» и принятыми в соответствии с ними федеральными нормативными правовыми актами.

Из ранее приводившегося анализа (Вопрос № 3) очевидно, что рассматриваемая норма московского закона не вступает в противоречие с федеральным законодательством, а значит полностью сохраняет свою силу. Правовыми актами города Москвы должен быть установлен порядок выплаты соответствующих компенсаций, и они должны продолжать выплачиваться.

Сказанное относится и к регулировавшему ранее получение образования в различных формах, включая и семейное образование, «Положению о формах получения образования в государственных образовательных учреждениях города Москвы, реализующих общеобразовательные программы» (утв. Постановлением Правительства Москвы от 25.09.2007 N 827-ПП «Об организации деятельности государственных образовательных учреждений города Москвы, реализующих общеобразовательные программы, в различных формах получения образования», далее «Положение»).

Утрачивают силу лишь те норму указанного Положения, которые вступают в противоречие с новым Федеральным законом «Об образовании в РФ» и иными нормами федерального законодательства.

Это, однако, не относится к норме Положения, устанавливающей порядок выплаты компенсаций при семейном образовании – а именно п. 4.8, который гласит:

«Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и обучение несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе обучения в государственном образовательном учреждении, определяемом в соответствии с финансовыми нормативами затрат. Выплаты производятся за счет средств учредителя государственных образовательных учреждений соответствующих типов и видов до получения ребенком среднего (полного) общего образования или начального профессионального образования либо до достижения им возраста, определенного законодательством Российской Федерации в качестве предельного для выплат социального пособия на детей».

Нетрудно увидеть, что данное положение лишь практически дословно воспроизводит соответствующую норму регионального закона.

Утверждения о том, что выплата компенсаций при семейном образовании теперь невозможна, поскольку дети находятся вне образовательных организаций, также несостоятельно и необоснованно.

Нетрудно убедиться, изучив вышеприведенные нормы, что они никоим образом не увязывают выплату компенсаций с нахождением ребенка в образовательном учреждении. При этом ранее упоминавшийся закон г. Москвы ничего не говорит о необходимости зачисления ребенка в образовательную организацию для выплаты компенсаций – в п. 3.1 ст. 6, устанавливающей компенсацию ничего не говорится о зачислении в школу, речь идет лишь о том, что компенсация выплачивается за счет средств учредителя образовательной организации, а в п. 4 той же статьи закона говорится лишь о «закреплении» ребенка за соответствующей организацией (об учредителях которой, очевидно, и говорит п. 3.1). Такое закрепление, само по себе, не связано нормативно с зачислением в контингент.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 17 ч. 3, ст. 34 ч. 3, ст. 33 ч. 1 п 9, ребенок, получающий семейное образование, который пользуется своим правом пройти промежуточную и итоговую аттестацию в школе, зачисляется в нее в качестве экстерна, который, в свою очередь, относится в этом качестве к обучающимся образовательной организации.

В любом случае, ни рассматриваемый московский закон, ни рассматриваемое Положение никоим образом не связывают выплату компенсации с зачислением в образовательную организацию и не ставят ее выплату в зависимость от такого зачисления.

Из этого следует, что порядок выплаты соответствующих компенсаций, устанавливаемый правовыми актами города Москвы, должен обеспечить ее выплату всем детям – жителям Москвы – получающим общее образование в семье, вне зависимости от их зачисления в ту или иную образовательную организацию, за которой они «закреплены» в соответствии с п. 4 ст. 6 рассматриваемого московского закона.

Никаких оснований для утверждений, что компенсация отменена, не может или не должна выплачиваться жителям города Москвы, осуществляющим семейное образование своих детей, в положениях нормативных правовых актов как федерального, так и регионального уровня не усматривается и, следовательно, такие основания отсутствуют. Действующие нормы, напротив, дают родителям московских детей, получающих семейное образование, право на такую компенсацию.

Следует отметить, что, с учетом выше рассмотренных вопросов, не усматривается каких-либо оснований для отмены такой компенсации и в будущем, при принятии новых нормативных правовых актов города Москвы в области образования. Представляется необходимым и целесообразным сохранение установленной законом города Москвы компенсации, особенно в свете того, что ранее председатель комиссии по образованию и молодежной политики Московской Городской Думы В.М. Кругляков публично заверил общественность, что в новом законе города Москвы об образовании будут максимально сохранены те гарантии в области образования, которые есть в действующих московских законах .

Сегодня в России на дому занимаются примерно сто тысяч детей. Подобную форму обучения родители выбирают по разным причинам. Право на то у них есть и гарантируется законом. Но при этом возникает немало проблем.

Среди тех, кто переходит на семейное обучение, есть "особенные" дети. Школа не всегда готова работать с ними. Фото: Александр Рюмин / ТАСС

Так, министерство образования Омской области внесло в Законодательное собрание региона поправки в закон, отменяющий выплаты компенсаций за семейное образование. Родители, обучающие своих детей на дому, не будут получать ни копейки. Чиновники утверждают, что домашние уроки не регламентируются нормативной базой, и всеми способами пытаются отговорить желающих обучать ребятишек вне школьных стен.

Первые компенсации за уроки на дому жители Прииртышья начали получать в 2013 году благодаря омичке Ирине Глазковой, которая обратилась за помощью в "Российскую газету". После публикации материала проблемами "семейников" из Прииртышья заинтересовалась прокуратура. Сотрудников мэрии обязали разработать муниципальный нормативно-правовой акт, регламентирующий порядок получения образования в семье и определиться с размером выплат. Ведь по закону любой труд должен быть оплачен. В том числе и родительский. Норматив ежегодных финансовых затрат на одного учащегося средних классов в регионе составляет 117 тысяч 242 рубля. "Семейникам", после того как ребенок успешно сдаст экзамены, начали выплачивать от 7816 рублей до 11 724 рублей в месяц.

Эти деньги стали для нас хорошим подспорьем, - говорит Ирина Глазкова. - Ведь "домашние классы" мы оборудуем за свой собственный счет. А покупать необходимо многое. Начиная от специализированной литературы, карт и энциклопедий и заканчивая весьма дорогостоящим оборудованием для лабораторных опытов по физике и химии.

Сын Ирины в этом году заканчивает дома 11-й класс. В школу Дима перестал ходить после шестого класса. Учителей мальчику заменила мама, которая сама дипломированный педагог, а классный коллектив - товарищи по "музыкалке" и кружку судомоделирования. "Домашний" ребенок играет на фортепиано, занимается спортом, активно участвует в олимпиадах и конструирует корабли. Успешно сдает аттестацию и готовится к поступлению в вуз.

Мы сделали выбор в пользу семейного образования не потому, что ребенок часто простужался или конфликтовал с педагогами, - рассказывает мама. - Просто Дима - ребенок творческий, увлекается музыкой, у него немного другое мышление, а это нередко вызывало насмешки у одноклассников. К тому же я начала посещать уроки и убедилась, что на многих занятиях время действительно тратится впустую. Потенциал моего сына пропадает. Родители нанимают детям репетиторов, записывают их на курсы и дополнительные занятия. В результате у ребятишек не остается ни времени, ни сил на любимое увлечение и даже на то, чтобы просто погулять.

Примеру Глазковой последовали несколько сотен омичей. За три года количество "семейников" в Омске выросло с 7 до 407!

Учеба вне школы для многих семей стала выходом из той или иной ситуации, - считает многодетная мама Марина Карабаева. - Дети разные, не все могут успешно усваивать знания в коллективе. Кто-то часто болеет, кто-то не ладит со сверстниками, кто-то просто не может адаптироваться.

Однако, как оказалось, семейное обучение отягощает областную казну. Сетуя на скудный бюджет, чиновники приняли решение вернуть деньги и детей обратно в школы.

У семейной формы обучения есть не только плюсы, но и очевидные трудности, которые возникают у детей. Одна из них - социализация и развитие коммуникативных навыков, что возможно только в коллективе, - считает представитель Министерства образования Омской области Илья Крылич. - Но главная проблема в том, что родитель, зачастую не владеющий педагогическими технологиями и методиками преподавания различных предметов, основами педагогической науки, не может гарантировать освоение ребенком программ в соответствии с государственными образовательными стандартами.

"Домашний класс" родители оборудуют за свой счет. А покупать необходимо многое

У "семейников" - противоположная точка зрения. Они утверждают, что рост сторонников семейного образования - это лакмусовая бумажка, отражающая реальное состояние дел в омских школах.

Чиновникам следует изучить проблему и заняться качеством образования и воспитания, а не уничтожать альтернативу, которую предлагает закон, - говорят омичи. - Мы понимаем, что областной бюджет испытывает проблемы. Но почему в первую очередь решили экономить на детях?

Компетентно

В официальном письме Минобрнауки "Об организации получения образования в семейной форме", которое направлено во все регионы, говорится: "бесплатное и общедоступное обучение согласно Конституции гарантировано лишь тем детям, которые учатся в образовательных организациях - государственных или муниципальных". Родители, забирая ребенка из школы, должны сами позаботиться о средствах на обучение. При этом "учредителем могут быть определены нормативные затраты на оказание услуги... в форме семейного образования, покрывающие затраты на проведение аттестаций, приобретение учебников, учебных пособий и учебно-методические материалы, периодических изданий, издательских и полиграфических услуг, услуг доступа к электронным изданиям, непосредственно связанных с реализацией программы...". Если ученики захотят на какие-то уроки приходить в обычную школу - пожалуйста. Расходы на предоставление этой услуги возьмет на себя бюджет. Ученики, которые находятся на семейном обучении, имеют право участвовать во всех творческих конкурсах, олимпиадах в прикрепленной школе. При этом школа, где такой ученик сдает ЕГЭ или ГИА, никакой ответственности за качество его образования не несет. Но если ученик получил двойку, тест придется пересдать. Если по каким-то причинам не сумел заново пройти аттестацию, должен перейти на учебу в обычную школу.



Просмотров