Что такое источники права их виды. Источники права: понятие, виды и краткая характеристика

Нормативный договор также имеет место в качестве источника права, однако распространен значительно реже.

Судебные прецеденты и правовые обычаи как источники права в Российской Федерации практически не встречаются.

Иерархию нормативно-правовых актов в Российской Федерации составляют:
Конституция РФ;
федеральные конституционные законы;
федеральные законы;
нормативные указы Президента РФ;
постановления Правительства РФ;
нормативные акты министерств и ведомств РФ;
законы субъектов РФ;
подзаконные акты органов власти субъектов РФ; локальные нормативные акты.

Конституция РФ является источником права высшей юридической силы. Она закрепляет основы экономического строя; основы политического строя; основополагающие права и свободы человека; федеративное устройство России; устанавливает систему органов .

Нормы Конституции влияют на все иные правовые нормы, так как они не должны противоречить конституционным.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, прямо указанным в Конституции (непосредственно развивают ряд положений Конституции), характеризуются более сложной процедурой принятия и отличаются повышенной стабильностью. Занимают промежуточное положение между Конституцией и федеральными законами.

Федеральные принимаются (как и федеральные конституционные законы) Государственной Думой и Советом Федерации ФС РФ. Федеральные законы распространяют свое действие на территорию всей страны и регулируют наиболее важные сферы общественных отношений. По своей юридической силе федеральный закон возвышается над всеми иными нормативными актами (кроме Конституции и федеральных конституционных законов) - подзаконными актами, которые должны соответствовать федеральному закону.

Указы Президента РФ могут быть:
нормативными (содержать нормы права общего характера);
ненормативными (например, регулировать вопросы назначения конкретных лиц на государственные должности).

Нормативные указы Президента обладают высшей юридической силой среди подзаконных актов. Они, как правило, распространяют свое действие на территорию своей страны и общеобязательны для исполнения. Указы Президента должны соответствовать Конституции и федеральным законам.

Актами Правительства РФ являются:
постановления (содержат );
распоряжения (регулируют оперативно-технические вопросы).

Следовательно, нормативно-правовыми бывают только постановления Правительства РФ. Данные акты издаются:
для регулирования важнейших и государственной жизни;
только на основании и во исполнение законов РФ и указов Президента РФ.

Нормативно-правовые акты федеральных министерств и ведомств (государственных комитетов, комитетов, федеральных агентств, федеральных инспекций, федеральных служб) принимаются в форме приказов, инструкций, положений, постановлений, писем, уставов.

Данные акты обычно регулируют общественные отношения в сферах экономики; науки; образования; здравоохранения; культуры; обороны и безопасности; правоохранительной деятельности.

Нормативно-правовые акты федеральных министерств и ведомств издаются только в случаях и пределах, установленных:
федеральными законами;
указами Президента РФ;
постановлениями Правительства РФ, и обязательны для организаций, учреждений, должностных лиц, подведомственных данным министерствам и ведомствам и для граждан (если на них распространяют свое действие нормы данных подзаконных актов).

Согласно Конституции РФ 1993 года субъекты Российской Федерации имеют право принимать законы (ст. 73 - "обладают всей полнотой государственной власти").

Законы субъектов РФ принимаются законодательными (представительными) органами субъектов РФ и регулируют вопросы:
исключительно ведения субъектов РФ;
совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Законы субъектов федерации не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, общеобязательны для исполнения на территории соответствующего субъекта РФ и обладают большей юридической силой, чем подзаконные акты субъекта РФ (ст. 76 Конституции РФ).

Среди законов субъектов РФ выделяются законы, обладающие высшей юридической силой на территории субъекта РФ, - конституции республик в составе РФ, уставы иных субъектов федерации. Локальные нормативные акты охватывают своим действием отдельные организации, предприятия и учреждения различных форм собственности.

Нормативный договор является отдельным видом источника права в РФ. Примером нормативного договора является Федеративный договор РФ от 31 марта 1992 года (Соглашения СНД РФ "Федеративный договор"). Он регулирует общественные отношения в сфере построения Федерации и взаимоотношения ее с субъектами, а также отношения между субъектами РФ.

К источникам права РФ относятся международные договоры РФ и признанные РФ . Согласно Конституции РФ нормы данных актов действуют в РФ непосредственно.

Обычай является редкой формой (источником) права РФ. Среди правовых обычаев можно привести обычаи делового оборота, санкционированные Гражданским кодексом РФ.

Источники права — это исходящие от государства или признаваемые им официально документальные способы выражения и закрепления норм права, придания им юридического, общеобязательного значения.

Источники права, следовательно, представляют собой единственное «место пребывания» юридических норм, резервуар, в котором юридические нормы только и находятся и откуда мы их «черпаем» (отсюда и название — «источники»).

Источникам права характерны точность понятий (закон, указ и т.д.). Источникам права присущ, как и позитивному праву в целом, официальный, публичный характер, они признаются государством, что и предопределяет поддержку содержащихся в них норм со стороны государства, их государственную обеспеченность.

Официальный, публичный характер источникам права практически придается двумя путями:

Путем правотворчества, когда нормативные документы принимаются (издаются) компетентными государственными органами, т.е. прямо исходят от государства;

Путем санкционирования, когда государственные органы, например суды, в том или ином виде одобряют социальные нормы (обычаи, корпоративные нормы), придают им юридическую силу.

Существуют три основные вида источников права, соответствующие трем формам позитивного права (условно названные: «право законодателя», «обычное право», «право суда»).

1. Нормативные юридические акты — официальные документы, содержащие юридические нормы (а также положения, отменяющие или изменяющие действующие нормы). К их числу в России относятся законы, нормативные указы, постановления, иные нормативные документы Президента, Правительства, ведомств.

2. Санкционированные обычаи — вошедшие в привычку правила, которым государство придало общеобязательное значение и соблюдение которых оно гарантирует своей принудительной силой. Санкция государства, придающая обычаям юридическое, общеобязательное значение, дается либо путем отсылки на обычаи в нормативном акте, либо фактическим государственным признанием в судебных решениях, иных актах государственных органов.

3. Судебный или административный прецедент — судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается общеобязательное юридическое значение.

Среди других источников права необходимо выделить нормативный договор — соглашение двух или более субъектов, содержащее общеобязательные, юридические нормы (например, федеративный договор). По своим основным юридическим особенностям нормативный договор относится к нормативным юридическим актам.

Источники права еще в большей мере, чем сами юридические нормы и правоотношения, связаны с практической деятельностью юристов, касаются всех, кому приходится, так или иначе, соприкасаться на практике с юридическими вопросами. И вот тут необходимо иметь в виду то существенное положение, что законы, все другие источники права являются не только общими понятиями и представлениями, но и своего рода юридическими реальностями — документами, текстами, точными формулировками юридических норм. Поэтому в данной области так важны приемы и правила обращения с документами, юридическая техника, знания сугубо практического порядка.


А теперь подробнее рассмотрим источники права.

Виды источников (форм) права

Обычай как источник права

Под правовым обычаем понимается правило поведения, сложившееся вследствие его фактического применения в течение длительного времени и признаваемое государством в качестве общеобязательного права.

Обычай был основным источником права на ранних этапах развития рабовладельческого и феодального строя. Известны были, например, такие перешедшие из родового строя обычаи, как талион (причинение виновному такого же вреда, который нанесен им), вира (штраф за убийство человека). Ряд юридических источников того времени представлял собой главным образом систематизированные записи наиболее важных правовых обычаев. Примером может служить Русская Правда .

Подход к понятиям «обычай» и «обычное право» в различных научных школах неоднозначен. В отечественном дореволюционном и современном западном правоведении эти понятия вообще не разграничивались. Под системой обычного традиционного права понимается существующая форма регламентации общественных отношений (например, в странах экваториальной, южной Африки и на Мадагаскаре), основанная на государственном признании сложившихся естественным путем и вошедших в привычку населения социальных норм (обычаев).

Обычай является наиболее древним источником права, известным всем правовым системам, однако если в странах романо-германского и англосаксонского права он выполняет лишь второстепенную роль, то в Африке он был и продолжает оставаться важным регулятором общественных отношений, особенно за пределами городов.

Некоторые ученые рассматривают обычное право как первоначальный способ создания правовых норм, возникший раньше, чем общество конституировалось в политическом отношении. По их мнению, право, установленное обычаем, применялось в основном на достаточно ранних ступенях развития общества, в архаических правовых системах. Однако это не совсем так, поскольку, как утверждает этнографическая наука, обычаи и сегодня применяются некоторыми народами, кроме того, продолжается процесс создания новых обычаев, отражающих этнокультурное развитие общества.

Особенность обычая состоит в том, что это правило поведения, вошедшее в привычку. С юридической точки зрения, обычай — неписаный источник права, характеризующийся неупорядоченностью, множественностью и разнообразием. Причина этого заключается в многочисленности культур, населяющих тот или иной регион.

Обращение к мировому опыту сравнительного правоведения показывает, что большинство ученых, ярким представителем которых является Рене Давид, считают, что обычай не является тем основным и первичным элементом права, как того хочет социологическая школа. Он лишь один из элементов, позволяющих найти справедливое решение. И в современном обществе этот элемент не имеет первостепенного значения по отношению к законодательству. Но его роль вместе с тем отнюдь не так незначительна, как полагает юридический позитивизм.

Л.Г. Свечникова пишет, что «огромное влияние в формировании национальной правовой системы принадлежит национальным, религиозным и иным особенностям, присущим конкретному этническому образованию (или их совокупности), а также тем привычкам, традициям и обычаям, которые, повторяясь и закрепляясь в сознании индивидов, становятся нормами поведения». Далее она пишет о том, что с дальнейшей эволюцией правовых установлений общества обычаи не теряют своего значения, а продолжают действовать как на обыденном уровне, так и играя существенную роль при формировании новой правовой системы.

Обычай, санкционированный государством, — весьма редко встречающаяся форма права.

В ст. 5 Гражданского кодекса установлено новое понятие — «обычаи делового оборота», в качестве которых признаются сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы они в каком-либо документе или нет.

В настоящее время сфера применения обычаев делового оборота в основном ограничена внешнеторговыми сделками, но думается, что дальнейшее развитие рыночных отношений потребует более детального регулирования сложившихся в этой сфере обычаев. По такому пути уже идет законодатель, установивший в ст. 427 ГК правило, по которому санкционированным обычаем можно признать примерные условия типового (примерного) договора.

Как отметили участники научно-практической конференции «Обычно право и его роль в формировании современной правовой культуры» (Ростов-на-Дону - Майкоп, 19 - 21 апреля 1999 г.) проблематика обычного права и правового плюрализма сегодня добавляет все новые аспекты в крайне интересную и драматичную ситуацию, которая складывается в России и во многих других регионах бывшего Советского Союза.

Нормы местных «неофициальных» систем обычного и мусульманского права, казалось бы, находившиеся в состоянии бездействия на протяжении многих десятилетий, вопреки тому, что пишут в учебнике, оказываются действенными, и это явление нельзя не учитывать в современном правотворчестве.

Судебный прецедент

В юридическом энциклопедическом словаре прецедент определяется как поведение в конкретной ситуации, которое рассматривается как образец при аналогичных обстоятельствах. Судебный прецедент — решение по конкретному делу, являющееся обязательным для судов той же или низшей инстанции при решении аналогичных дел либо служащее примерным образцом толкования закона, не имеющим обязательной силы. Сущность судебного прецедента заключается в придании нормативного характера решению суда по конкретному делу.

Обязательным для судов является не все решение или приговор, а только «сердцевина» дела, суть правовой позиции судьи, на основе которой выносится решение. Это, как называют специалисты по англосаксонской правовой системе , «ratio decidendi». Как справедливо заметил Р. Давид, английские юристы рассматривают свое право главным образом как право судебной практики (cause low). Из прецедента постепенно могут складываться и нормы законов. В странах, где судебный прецедент признан обязательным, он является источником права.

Судебный прецедент — один из источников права в Англии, США, Канаде, Австралии, то есть там, где воспринята система общего права. Во всех этих странах публикуются судебные отчеты, из которых можно получить информацию о прецедентах.

Следует, однако, подчеркнуть, что в разных странах даже одной правовой семьи судебный прецедент применяется по-разному.

Правило прецедента в Англии, например, связано следующими положениями:

1) решения, вынесенные палатой лордов, обязательны для всех судов;

2) решения, принятые Апелляционным судом, обязательны как для всех нижестоящих судов, так и для самого этого суда (кроме уголовного права);

3) решения, принятые Высоким судом, обязательны для низших судов и, не будучи строго обязательными, имеют весьма важное значение и обычно используются как руководство различными отделениями Высокого суда и Судом Короны. В США правило прецедента не действует так жестоко в силу особенностей федеративного устройства страны. Во-первых, Верховный суд США и верховные суды штатов не обязаны следовать собственным решениям и могут таким образом изменить свою практику. Во-вторых, штаты независимы, и правило прецедента относится к компетенции лишь в пределах судебной системы конкретного штата.

Авторитет прецедента не утрачивается с течением времени. Фактическая сила прецедента с годами даже возрастает, и суды не склонны отвергать давние прецеденты, если только они не явно ошибочны. Прецедент, может быть отвергнут либо законом, либо вышестоящим судом. В последнем случае считается, что отменяемое прежнее решение было вынесено в результате неверного понимания права, а заключенная в нем правовая норма как бы никогда не существовала.

Признание прецедента источником права дает возможность суду выполнять правотворческие функции, как в случае отсутствия соответствующего закона, так и при его наличии, этот постулат характерен для всей системы общего права.

Юридическая доктрина

Мнения ведущих ученых-юристов в большинстве правовых систем не образуют право в собственном смысле слова. Однако в формировании модели правового регулирования значение научных работ в области права всегда было довольно велико. Законодатель часто учитывал те тенденции, которые фиксировались в доктрине. В романо-германской правовой семье основные принципы права были выработаны именно в университетских стенах. Роль доктрины в современных условиях чрезвычайно важна в совершенствовании законодательства, в создании правовых понятий и в методологии толкования законов.

В то же время истории развития права известны случаи, когда юридическая доктрина воспринимается как непосредственный источник права. Так, в англоязычных странах судьи нередко обосновывают свои решения ссылками на труды английских ученых. Мусульманское право вообще основано на принципе авторитета, в связи с чем заключения древних юристов, знатоков ислама , имеют официальное юридическое значение. Обширные своды правил общеобязательного поведения, почерпнутых из трудов видных юристов, известны индусскому праву.

Религиозные тексты

Это священные книги различных религий, положения которых имеют общеобязательное значение в соответствующих системах религиозного права (христианского канонического права, индусского права , иудаистского права , мусульманского права). В первую очередь следует назвать Коран и Сунну (Коран — это священная книга, представляющая собой собрание поучений, речей и заповедей Аллаха; Сунна — сборник жизнеописания пророка Мухаммеда), которые являются двумя главными источниками мусульманского права.

При этом необходимо иметь в виду, что соответствующее религиозное право (мусульманское, индусское и т.д.) — это право соответствующей религиозной общины (право, регулирующее поведение членов общины верующих), а не национально-государственная система права.

Нормативный правовой договор

Это правовой акт, основанный на взаимном волеизъявлении сторон, которым образуется правовая норма. В качестве основной нормативно-правовой формы выступает в международном праве.

Договор — эффективное юридическое средство по определению прав и обязанностей, правил взаимоотношений граждан и юридических лиц. Большое значение он имеет в отношениях между государствами. Однако в неменьшей степени договор важен и как один из основных источников права в сфере коммерческих отношений и имущественного оборота.

С юридической точки зрения, договор, как правило, представляет собой соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. В условиях становления в Российской Федерации рыночной экономики роль договора как инструмента саморегулирования значительно возрастает. Свобода и равенство сторон предполагают свободное вступление в договорные отношения без какого-либо административного диктата. Содержанием договора поэтому являются взаимоустановленные юридические права и обязанности.

Договор заключается на следующих принципах:

1) равенства;

2) автономии (независимости) сторон и их свободного волеизъявления;

3) имущественной ответственности за нарушение обязательства.

Особенность договора как подзаконного источника права заключается в том, что стороны могут заключить как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами договор. Основное требование к форме, содержанию и предмету договора — чтобы он не противоречил действующему законодательству. Может сложиться впечатление, что правовое регулирование института, договора в российском законодательстве отсутствует. Однако это не так. Один из важнейших юридических документов нашего государства — Гражданский кодекс — посвятил договору три главы.

Условия договора должны соответствовать нормам, содержащимся в законодательстве. В противном случае он может быть признан утратившим юридическую силу. Вместе с этим законодатель установил юридический приоритет договора над законом, принятым после заключения договора (п. 2 ст. 422 ГК РФ).

  1. Понятие и виды нормативно-правовых актов.

  1. Понятие и виды источников права.

Право как модель социальной организации для того, чтобы стать регулятором общественных отношений, должно получить внешнее выражение. В правовой науке формы, с помощью которых государственная воля становится правовой нормой, обозначаются источниками права.

Форма права показывает как организовано и выражено во вне содержание права. А понятие «источник права» охватывает истоки форматирования права, систему факторов, предопределяющих его содержание и формы выражения (Лучин В.О., Мазуров А.В.) Совпадение формы и источника права имеет место тогда, когда речь идет о так называемых вторичных, формально-юридических источниках права. В них форма указывает на то, как, каким образом организовано и выражено во вне юридическое (нормативное) содержание, а источник на то, каковы те юридические истоки, факторы, предопределяющие рассматриваемую форму права и ее содержание. Типичный пример – закон или иной нормативно-правовой акт.

Известны следующие виды источников права:

1- Правовой обычай – это правило поведения, сложившееся вследствие его фактического применения в течение длительного времени и признаваемое государством в качестве общеобязательного правила.

Обычай был основным источником права на ранних этапах развития рабовладельческого и феодального строя. Известны были такие перешедшие из родового строя обычаи, как талион – причинение виновному такого же вреда, который им нанесен; вира – штраф за убийство. Русская Правда, например, представляет собой акт систематизации наиболее важных правовых обычаев.

По мере развития централизации и укрепления государственной власти сфера применения обычая сужается. Он либо совсем вытесняется, либо включается в национальные правовые системы. Обычай, включенный в нормативный акт, становится частью законодательства и перестает быть источников права.

В современных условиях роль обычая невелика. Как источник права он сохраняет значимость в той мере, в какой полезен для применения закона или в тех случаях, когда сам закон отсылает к обычаю.

-2- Судебный (юридический) прецедент – письменное или устное решение судебного или административного органа, ставшее нормой, эталоном, образцом (правилом поведения) при рассмотрении аналогичных дел в будущем. Данное первичное решение становится обязательным для всех, т.е. получает государственную поддержку. Характерной особенностью прецедента является то, что все последующие решения могут вносить отдельные изменения в ранее сформировавшийся прецедент, которые в свою очередь также становятся нормой права. Например, Верховный Суд США и верховные суды штатов не обязаны следовать собственным решениям и могут изменять свою практику. Штаты независимы, и правило прецедента относится к компетенции штатов лишь в пределах судебной системы конкретного штата.

Судебный прецедент – один из источников права в Англии, США, Канаде, Австралии, т.е. там, где воспринята система общего права. В этих странах публикуются судебные отчеты, из которых можно получить информацию о прецедентах.

Признание прецедента источником права дает возможность суду выполнять правотворческие функции как в случае отсутствия необходимого закона, так и при его наличии.

-3- Нормативный договор представляет собой содержащее правовые нормы соглашение между различными субъектами права. Договоры не только устанавливают права и обязанности сторон, но могут быть направлены на установление норм права, которым обязуются на будущее время подчиняться субъекты.

-4- Общие принципы права – отправные, исходные начала правовой системы. При отсутствии законодательной нормы происходит отсылка на принципы справедливости, доброй совести, социальной направленности права.

Общие принципы права – это положения (правила) объективного права, которые могут выражаться. А могут и не выражаться в текстах, но обязательно применяются в судебной практике и обладают достаточно общим характером

Им уделяется повышенное внимание во Франции, где они нашли законодательное закрепление как в Декларации прав человека и гражданина 1789 г., так и в последующих конституционных актах. Речь идет о таких принципах, как принципы «приверженности правам человека», «национального суверенитета», принцип выражения в законе общей воли, принцип признания «воспрещенным»лишь тех деяний, которые «вредны для общества», принцип свободы действий («возможность делать все, что не приносит вреда другому»), принцип установления в законе «лишь тех наказаний, которые строго и бесспорно необходимы», принцип «отчетности каждого должностного лица по вверенной ему части управления» перед обществом и др.

В Конституции Испании закрепляются и гарантируются такие принципы как законность, иерархичность нормативных актов, принцип «отсутствия обратной силы у норм, содержащих санкции, не способствующие осуществлению личных прав или ограничивающие их» и др.

-5- Идеи и доктрины – мнения ведущих ученых-юристов. В англоязычных странах судьи нередко обосновывают свои решения ссылками на труды английских ученых. Мусульманское право основано на принципе авторитета, в связи с чем, заключения древних юристов, знатоков ислама, имеют официальное юридическое значение.

Используются в Греции, Франции, Швеции.

Доктрина – это учение, научная теория, руководящий теоретический или политический принцип. Правовая доктрина оказывает определенное влияние на правотворческий, правоприменительный и правоохранительный процессы. В Англии в научной литературе справедливо указывается, что труды выдающихся юристов признаются в качестве источника права уже в силу того, что они содержат «необходимые обобщения, анализ как писаных, так и неписаных норм английской конституции».

В Англии, Канаде и Австралии функционируют доктрины верховенства парламента, в США – многочисленные судебные доктрины типа доктрины «политического вопроса», запрещающей федеральным судам принимать к своему рассмотрению дела политического свойства, поскольку все такие дела содержат в себе «политический конфликт», который должен решаться не в судебном порядке, а с помощью политических средств. К другим доктринам относятся судебные доктрины «государственных действий», «явной и вредной опасности», «вредной направленности». Для всех без исключения стран общего права весьма характерна доктрина обязательности соблюдения (следования) прецеденту.

6- Религиозные воззрения . Они выражены в виде догм, уточняющих во что должен верить мусульманин, и предписывающие верующим, что они должны и чего не должны делать. Шариат – «путь следования» - составляет то, что называют мусульманским правом, который указывает как нужно вести себя в соответствии с религией.

В основе мусульманского права лежат 4 источника:

Священная книга Коран, состоящая из высказываний Аллаха, обращенных к последнему из его пророков и посланцев Магомету;

Сунна – сборник традиционных правил, содержащий высказывания Магомета, воспроизведенные рядом посредников;

Иджма – конкретизация положений Корана в изложении крупных ученых,

Кияс – рассуждения по аналогии о тех явлениях, которые не охватываются предыдущим толкованием трех первых источников.

7- Нормативный акт. Это акт правотворчества, исходящий от компетентного органа и содержащий нормы права. Он рассчитан на регулирование неограниченного числа случаев и действует непрерывно. Нормативный акт имеет преимущества перед другими источниками права: 1) государственные органы имеют большие координационные возможности для выявления общего интереса; 2) в силу определенных правил изложения нормативный акт является лучшим способом оформления устоявшихся норм; 3) на него легко ссылаться при разрешении дела, вносить необходимые коррективы, осуществлять контроль за его исполнением.

Нормативный акт является наиболее распространенным и первостепенным источником права.

1. Понятие источника (формы) права.

2. Виды источников права.

3. Законы как источник права. Виды законов.

4. Подзаконные акты.

1. В юридической науке используется два понятия - форма права и источник права.

Под формой права понимается офици­альное закрепление содержания норм права в целях придания им общеобязательности как государственно-властных велений. Термин «источник права» имеет несколько смысловых значе­ний - основание права; его исходное начало, письменный доку­мент, причина, факторы, действия; сила права. Источник права указывает на истоки его формирования, его корни, те факторы, ко­торые предопределяют содержание права и форму его выражения. Под источниками права в материальном смысле понимаются материальные условия жизни общества или способ бытия людей, т.е. совокупность исторических, экономических, политических, нравственных факторов,- характеризующих социально-духовный мир конкретного народа и его материальную жизнь. Источник права в идеальном смысле предполагает те философ­ские идеи, которые легли в основу данной правовой системы. Источник права в формальном, или юридическом, смысле оз­начает различные способы внешнего выражения норм права. Фор­мальные источники являются носителями информации о правилах, моделях поведения субъектов права. В настоящее время термин «источник права» чаще всего обозна­чает юридические источники, или источники в юридическом смысле. В литературе приводятся следующие определения юридических источников - это официальные формы выражения и закрепления норм права, действующих в данном государстве (проф. А.В. Миц­кевич). Или другое, но близкое определение: это официально-доку­ментальные и иные формы или способы выражения и закрепления норм права, придания им общеобязательного юридического значе­ния (проф. В.И. Червонюк).

2. Различным государствам известны следующие виды источни­ков права: правовой обычай; судебный прецедент; правовая док­трина; договоры нормативного содержания; религиозные нормы; принципы права; судебная практика; нормативные правовые акты. Иногда в качестве самостоятельного источника права называют принципы и нормы международного права и договоры между госу­дарствами.

Правовой обычай считается исторически первым источником права, поскольку обычаи возникли раньше позитивного права, а первые законы представляли собой санкционированные государст­вом обычаи. Таким образом, обычай приобретает правовой характер после одобрения и признания его государством. Одновременно этот обычай получает и защиту со стороны государства. Такие законода­тельные памятники, как Русская Правда, Салическая Правда, Зако­ны Ману и др., представляют собой сборники правовых обычаев. Правовые обычаи не потеряли своего регулирующего значения и в современных условиях. Так, в ст. 5 ГК РФ дается определение обычаев делового оборота: это сложившееся и широко применяемое в предпринимательской деятельности правило поведения, не преду­смотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Деловой обычай (обычай делового оборота) признается рядом статей Гражданского кодекса РФ, на­пример ст. 508 - о периодах поставки товаров, ст. 510 - о достав­ке товаров поставщиком и др.

Судебный прецедент - это решение судебных органов по кон­кретному делу, которое впоследствии принимается за обязательное правило при рассмотрении аналогичных дел. Таким образом, дан­ное решение судебных органов приобретает значение своеобразного образца для последующих решений, т.е. играет роль нормы права. В переводе с латинского языка «прецедент» означает «предшест­вующий». Более конкретно судебный прецедент можно определить как правоположение, оформленное надлежащим образом, на кото­ром основывается решение суда в соответствии с установленными фактами, которому обязаны следовать нижестоящие суды при рас­смотрении аналогичных дел. Судебному прецеденту присущи сле­дующие черты:

1) обладает общеобязательной юридической силой;

2) результат правотворческой деятельности судов;

3) находится в подчиненном по отношении к закону положении, так как:

а) законом может быть отменено действие судебного прецедента;

б) суд, создавая прецедент, должен действовать в соответствии с законом;

в) после принятия закона прецедент прекращает свое действие.

Важно отметить, что для нижестоящих судов обязательно не все судебное решение или приговор, но лишь правовая позиция судьи, на основе которой выносится решение. Иначе говоря, главной ча­стью судебного решения; которая составляет собственно судебный прецедент, является мотивировочная часть, где излагаются право­вые принципы, применяемые к правовым вопросам, возникающим из конкретных обстоятельств. Остальная часть судебного решения составляет так называемое «попутно сказанное», которая не обладает обязательной силой, но служит убеждающим прецедентом. Судьи обладают достаточно широкими полномочиями при применении прецедента. Они могут: во-первых, не применять су­дебный прецедент из-за особенностей рассматриваемого дела; во-вторых, выбрать конкретный прецедент из всех существующих прецедентов и по-своему его объяснить; в-третьих, сформулиро­вать новую норму.

В настоящее время наука и практика все больше склоняются к признанию прецедента в качестве источ­ника права (хотя и дополнительного) и приданию, в частности, по­становлениям пленумов Верховного суда Российской Федерации и Высшего арбитражного суда Российской Федерации формы пре­цедента.

Правовая доктрина во многих правовых системах признается источником права. В Древнем Риме суды обязательно ссылались при вынесении решений на работы наиболее известных римских юристов - Ульпиана, Павла, Гая, Папиниана (II -III вв.) и др. В английских судах также при создании судебного прецедента воз­можны ссылки на труды известных юристов. В мусульманских странах труды известных ученых-юристов считаются единствен­ным источником права. Несмотря на то что термин «правовая доктрина» широко ис­пользуется в юридической науке, в правотворческом и правоприме­нительном процессах, в теории государства и права отсутствует общепризнанное определение данного понятия. Вместе с тем отме­чается, что суждения и мнения отдельных ученых юристов являют­ся лишь высказанными точками зрения, а не образуют правовой доктрины в целом. Ее образует лишь выработанная юридической наукой система взглядов на проблемы правового регулирования об­щественных отношений и иные государственно-правовые явления, которые основываются на общих принципах и ценностях и отража­ют закономерности и тенденции их развития. Для правовой доктрины характерны следующие признаки:

а) она результат профессиональной научной деятельности;

б) служит способом выражения позиций ученых по различным проблемам правового содержания;

в) имеет особую форму выражения - научного исследования текстового изложения каких-либо правоположений, правовых прин­ципов и т. д.;

г) обладает общезначимостью, так как отражает потребности социально-экономического, политического и духовного развития государства и общества на конкретном историческом этапе.

Выделяют три вида правовой доктрины: 1) общеправовая; 2) отдельной отрасли права; 3) отдельного правового института.

Правовая доктрина служит источником права в двух основных сферах: правотворческой деятельности и правоприменении. Что касается правотворчества, то юридическая доктрина нахо­дит свое воплощение, во-первых, при разработке законопроектов, когда к этой работе привлекаются научные центры и наиболее авто­ритетные представители юридической науки; во-вторых, при про­ведении юридической экспертизы законопроектов; в-третьих, влия­нии на правосознание законодателя. В сфере правотворчества правовая доктрина призвана обеспе­чить эффективное действие будущих норм права, предвидение динамики развития регулируемых общественных отношений, соот­ветствие норм права объективным реалиям и тенденциям общест­венного развития. Правовая доктрина должна также использоваться в качестве ис­точника при внесении изменений в действующее законодательство. В правоприменительной деятельности правовая доктрина ис­пользуется как источник при обнаружении пробелов в праве, кол-лизионности норм и при толковании юридических актов. Важно иметь в виду, что в этих случаях правоприменительные органы не создают новой нормы права, а воспроизводят ее содержание, исхо­дя из правовой доктрины или выявляя ее, исходя из общепринятой доктрины права.

Договоры нормативного содержания (нормативные договоры) представляют собой соглашение двух или более субъектов, в ре­зультате чего устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права. Нормативный договор служит результатом волеизъявления его сторон, на основе которого происходят взаимный учет и согла­сование интересов субъектов. Нормативные договоры служат осно­вой для принятия последующих нормативных правовых актов. На его основе формулируются новые нормы права. В юридической ли­тературе принято относить нормативные договоры к категории до­говоров, действующих в сфере публичного права, так как они пре­следуют публичные цели и выполняют публичные функции. Можно выделить следующие особенности нормативных договоров:

1) они ставят своей целью реализацию общественного интереса, общего блага, например, распределение компетенции между орга­нами государства, обеспечение прав и свобод человека и граждани­на и др.;

2) представляют собой волевое соглашение не менее двух субъ­ектов, один из которых или оба наделены государственно-властны­ми полномочиями;

4) заключаются на основе норм публичного права - конститу­ционного, административного, финансового и др.;

5) подлежат обязательной публикации в силу общеобязательно­сти договорных условий;

6) оформляются по определенным процедурно-процессуальным правилам;

7) являются источником права.

Вместе с тем надо отметить, что нормативные договоры по сво­ему содержанию не могут противоречить действующему законода­тельству, выходить за пределы конкретизации законов и, следова­тельно, играют роль дополнительного источника права. К договорам нормативного характера принято относить различ­ные международные акты - конвенции, соглашения, двусторонние и многосторонние межгосударственные договоры и т. д. Как прави­ло, они устанавливают соответствующие права и обязанности для участников и учитываются во внутригосударственном (националь­ном) праве.

Религиозные нормы играют важную роль в некоторых государ­ствах, а принимаемые государством законы не могут противоречить Религиозным нормам. Это относится в первую очередь к теократи­ческим государствам. В частности, мусульманское, индусское, иудейское право основаны на религиозных источниках: церковных книгах, актах религиозных деятелей и религиозных органов, неко­торых догматах теологической теории. Например, в мусульманских странах важнейшим источником права считаются: Коран - свя­щенная книга всех мусульман; Сунна - жизнеописание пророка Мухаммеда; Иджма - согласие мусульманского общества относи­тельно обязанностей мусульманина; Кияс - суждение по анало­гии. Каноническое право играет важную роль в Германии.

Принципы права выступают источниками права практически во всех правовых системах. В романо-германской правовой системе допускается обосновывать судебное решение в случае пробелов в праве общими правовыми принципами. Как уже указывалось, Гражданским кодексом РФ установлено, что при применении ана­логии права необходимо опираться на принципы разумности, спра­ведливости и добросовестности. В научной литературе даются различные определения понятия принципов права. Тем не менее можно согласиться с тем, что прин­ципы права - это основополагающие идеи, закрепленные в офи­циальных источниках права или получившие признание в юриди­ческой практике и отражающие закономерности развития общественных отношений.

Принципы права имеют прямое регулирующее значение. Это относится в первую очередь к принципам, закрепленным в Консти­туции Российской Федерации. В литературе принято выделять принципы: общеправовые, межотраслевые и отраслевые. К общеправовым принципам относятся те, которые присущи всем без исключения отраслям права: справедливости, гуманизма, равноправия граждан, законности. Данные принципы закреплены в Уголовном кодексе РФ (ст. 3, 4, 6, 7); принцип равноправия - в Семейном кодексе РФ (ст. 3, 4). В ст. 6 Арбитражного процессуального кодекса РФ среди основных принципов деятельности арбит­ражных судов в Российской Федерации названы принципы законно­сти и равенства организаций и граждан перед законом и судом. Межотраслевые принципы присущи нескольким отраслям, на­пример процессуальным. Так, в Арбитражном процессуальном ко­дексе РФ названы такие принципы, как независимость судей, со­стязательность и равноправие сторон, гласность. Эти же принципы закреплены в ст. 7, 9 ГПК РСФСР, в ст. 4, 16, 18 УПК РСФСР. Отраслевые принципы отражают специфику той или иной от­расли права. Например, в семейном праве действует принцип рав­ноправия женщины и мужчины в семейных отношениях, принцип регулирования брачных и семейных отношений только государст­вом; в экологическом праве - принципы разумного сочетания эко­номических и экологических интересов, рационального использо­вания ресурсов; в сфере трудового права - принципы свободы труда, охраны труда и здоровья работников, гарантированное трудовых прав работников и др.

Судебная практика все больше утверждается как источник пра­ва. Применительно к современной России это означает, что:

1) в соответствии с Конституцией у судов общей юрисдикции появилась новая функция оценки законов и иных нормативных правовых актов. Так, согласно ч. 2 ст. 120 Конституции РФ «суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государст­венного или иного органа закону, принимает решение в соответст­вии с законом». Ранее суд выражал свое отношение к закону или иному акту путем его толкования, уясняя смысл и цель закона. Те­перь одного толкования недостаточно. Суд должен оценить закон с точки зрения его соответствия Конституции и общепринятым нор­мам и принципам международного права. И если такого соответст­вия нет, суд не должен применять данный закон или акт;

2) существенно расширена правозащитная функция судов: в су­дебном порядке можно обжаловать практически любые решения, действия и бездействие государственных органов и органов местно­го самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, которыми нарушены, ущемлены или созданы препятствия для реализации прав и свобод граждан или незаконно возложены ка­кие-либо обязанности. Кроме того, существенно расширены полно­мочия судов на дачу санкции на заключение под стражу, продление сроков содержания под стражей, личный обыск, арест банковских счетов, арест корреспонденции, контроль и запись телефонных и иных переговоров и т. д.;

3) наделение судов функцией нормоконтроля, т.е. контроля за содержанием законов и иных нормативных правовых актов, судеб­ный нормоконтроль осуществляется в двух формах:

а) опосредованный нормоконтроль, который реализуется при разрешении конкретных дел, когда суд придет к выводу, что подле­жащий применению закон или иной нормативный правовой акт не соответствует Конституции РФ или общепризнанным принципам и нормам международного права, либо акту более высокой юриди­ческой силы. Тогда суд решает дело, руководствуясь правилами о преодолении юридической коллизии;

б) абстрактный нормоконтроль, который осуществляется вне связи с рассмотрением конкретного дела и состоит в признании нормативного акта недействительным и не подлежащим примене­нию. Для российских судов это - новая форма нормоконтроля;

4) восполнение пробелов в законодательстве при рассмотрении судом конкретных дел. Тем самым суды в известной мере выполня­ют работу правотворческих органов;

5) разъяснения пленумов Верховного суда Российской Федера­ции и Высшего арбитражного суда Российской Федерации служат основанием для разрешения конкретных дел общими и арбитраж­ными судами.

В юридической литературе обычно указывается, что толкования высших судебных инстанций служат основанием к но­вому пониманию и применению тех или иных норм права. Однако в отличие от прецедентного права в системе континентального права такого рода толкования служат вторичным источником права. Тол­кования высших судебных инстанций как бы углубляют, дополня­ют закон.

Особое положение среди актов судебной практики занимают ре­шения Конституционного суда Российской Федерации. Согласно ст. 87 Закона о Конституционном суде, признание нормативного акта или договора, их отдельных частей не соответствующими Кон­ституции Российской Федерации, т.е. неконституционными, служит основанием для отмены этого акта, а сам акт не подлежит применению судами и другими государственными органами. Тем самым решения Конституционного суда Российской Федерации служат источником права, так как выступают основанием для изме­нения, отмены акта или для принятия нового акта.

Международное право также приобретает значение важнейшего источника права в силу укрепления сотрудничества между различ­ными государствами. Конституции большинства государств закреп­ляют, что общепризнанные принципы и нормы международного права и договоры между государствами являются источниками внутригосударственного права, а нередко имеют приоритет перед последними. Такого рода положения содержатся в Конституциях Франции, Италии, ФРГ, Испании, Греции, России, Японии и др. Например, Россия гарантирует права коренных малочисленных на­родов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (ст. 69 Конституции РФ).

Нормативные правовые акты - главный источник права. При­нятие данных актов относится к монопольному праву государства, а сами акты составляют иерархическую систему. Для нормативных правовых актов характерны следующие признаки: а) письменная форма; б) содержание составляют нор­мы права, т.е. правила поведения; в) исходят от государства: госу­дарственных органов и должностных лиц, наделенных правом принимать нормы права, изменять или дополнять их; г) принима­ются в особом порядке, называемом «правотворческий процесс»; д) иерархическая подчиненность актов. Под нормативным правовым актом понимается акт право­творческих органов государства, который содержит нормы пра­ва, принимается в особом порядке, в конкретной письменной форме и состоит в отношениях подчиненности с другими актами.

Нормативные правовые акты представляют собой пирамиду, верхушку которой занимает Конституция, далее следуют законы разнообразного вида, в том числе конституционные. Более низкую ступень занимают подзаконные акты, к которым относятся указы Президента, постановления Правительства, министерств, государ­ственных комитетов, федеральных служб. В федеративном госу­дарстве, каким является Россия, выделяют также конституции и ус­тавы субъектов Российской Федерации, законы субъектов, акты глав администрации и др.

Нормативные акты следует отличать от ненормативных, или индивидуальных, актов. Последние обращены к определенным ли­цам или коллективам, организациям. К ним относятся указы Пре­зидента Российской Федерации о назначении министров, послов, присвоении почетного звания, награждении орденами и медалями, присвоении высшего воинского звания и др. Индивидуальные ак­ты - это приговоры суда, судебные решения по гражданским спо­рам, приказы руководителей управленческих органов. Ненорма­тивные акты: принимаются на основе нормативных актов, в том числе законов; адресуются конкретным лицам или органам; принимаются по оперативным вопросам и прекращают свое дей­ствие в связи с исполнением данного индивидуального акта. Некоторые государственные органы могут принимать как нор­мативные, так и индивидуальные акты. Например, Федеральное Собрание принимает законы, постановления по отдельным вопро­сам, декларации, обращения.

3. Закон представляет собой нормативный правовой акт, приня­тый представительным законодательным органом власти в особом порядке, регулирующий наиболее важные общественные отноше­ния и обладающий высшей юридической силой.

Закон обладает рядом преимуществ по сравнению с другими нормативными правовыми актами. Закон, во-первых, занимает самое высокое место в системе законодательства, поскольку обла­дает высшей юридической силой. Другие акты не могут противо­речить закону; во-вторых, первичным образом регулирует обще­ственные отношения, т.е. те отношения, для которых впервые устанавливаются рамки их правового бытия. Это, как правило, ба­зовые, фундаментальные общественные отношения, например от­ношения собственности, земельные; в-третьих, действует прямо, непосредственно, без посредующих актов; в-четвертых, обладает большими материальными и финансовыми ресурсами для исполне­ния. Закон является несущей конструкцией и системо­образующим фактором всей системы законодательства государства. Законы, как известно, неоднородны. В настоящее время в рос­сийской правовой системе существуют следующие виды законов:

1.Основной закон страны - Конституция Российской Федера­ции. Конституции принимают и субъекты Федерации - респуб­лик. Остальные субъекты принимают уставы. Конституция занима­ет верховное место в иерархии системы законодательства, все акты государства не могут противоречить Конституции.

2.Конституционные федеральные законы занимают следующее после Конституции место в иерархии нормативных правовых ак­тов. Для конституционных законов характерны следующие черты:

а) они являются "продолжением действия конституционных норм и принципов и позволяют избегать частых поправок в текст Конституции;

б) обладают повышенной стабильностью и более широкой сфе­рой действия, чем другие законы;

в) регулируют основополагающие, достигшие определенной степени зрелости устойчивые общественные отношения;

г) имеют более высокую юридическую силу по сравнению с те­кущими законами;

д) имеют четко очерченную сферу регламентации, т.е. в ранге конституционных принимаются только те законы, которые прямо перечислены в тексте Конституции Российской Федерации;

е) принимаются в первоочередном порядке после вступления в силу новой Конституции и особом порядке (отсутствие вето Прези­дента, квалифицированное большинство голосов в палатах Феде­рального Собрания).

3.К разновидностям закона относят в последнее время закон о поправке к Конституции Российской Федерации. Этот вид закона выделен решением Конституционного суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. о толковании ст. 136 Конституции Российской Федерации. Этот закон обладает особой юридической силой и при­нимается в порядке, предусмотренном для федерального конститу­ционного закона, т.е. не менее чем 2/3 голосов от общего числа де­путатов Государственной Думы и 3/4 - от общего числа членов Совета Федерации. При этом вводится особое условие для вступле­ния поправок в силу необходимость их одобрения органами зако­нодательной власти не менее 2/3 субъектов Федерации. Вступив­ший в законную силу закон о поправке подлежит подписанию Президентом РФ и опубликованию.

4.Кодекс - самая распространенная форма закона. К этой форме часто прибегают и субъекты Российской Федерации, прини­мая законы в виде кодексов. Кодексы содержат в систематизированном виде все или боль­шинство норм, регулирующих однородные общественные отноше­ния. Кодексы обычно создаются, когда необходимо изменить право­вое регулирование в той или иной сфере общественных отношений либо если накоплен большой нормативный материал, требующий новых способов структурирования.

5.Основы законодательства в наибольшей мере соответствуют принципам разграничения компетенции по предметам ведения меж­ду Российской Федерацией и ее субъектами. Основы - форма законов, которые характерны исключительно для федерального го­сударства. Они призваны установить главные нормативно-сущностные характеристики институтов и заложить нормативную базу для принятия субъектами Федерации конкретных законов по предме­там совместного ведения Российской Федерации и субъектов.

6.Законы о ратификации и денонсации международных догово­ров выделяются в литературе в качестве разновидности законов. В пользу существования данного вида законов приводятся следующие аргументы: а) в них точно определен предмет регулирования; б) осо­бая процедура принятия, так как представляются документы, содер­жащие оценку соответствующего договора; в) закон содержит лишь формулировку «ратифицировать международный договор... подпи­санный...».

7.Модельные законы появились после создания СНГ. Цель этих актов - обеспечить единство в правовом поле СНГ. Модельные за­коны носят рекомендательный характер, служат ориентиром для законодательства государств - членов СНГ при регулировании оп­ределенных сфер общественных отношений. Но модельные законы могут быть полезными и для внутренних отношений федерального государства, поскольку призваны гармонизировать правовое регу­лирование в масштабе всей страны. Чаще всего модельные законы разрабатываются по вопросам исключительного ведения субъектов Российской Федерации и оказывают последним своего рода право­вую помощь. Обычно в модельном законе указывается целесооб­разная его структура, учитывается федеральное законодательство и предлагаются варианты регулирования отдельных вопросов с учетом специфики субъекта.



Просмотров