Что такое инь и ян? Что такое инь и янь.

В древнекитайском даосизме полярные космические начала. Инь - женственная, пассивная, слабая и нередко разрушительная сторона реальности. Ян - мужское, сильное и созидательное начало. Их просхождение - от невыразимого Дао.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЯН и ИНЬ

взаимносопряженные понятия древнекитайской философской школы даосизма, а также китайский символ двойственного распределения сил, включающий активный или мужской принцип (Я.) и пассивный, или женский, принцип (И.). Обладает формой круга, разделенного надвое линией, напоминающей сигму; образованные таким образом две части приобретают динамическую интенцию, которой не бывает, когда деление осуществляется с помощью диаметра. (Светлая половина представляет силу Я., а темная - означает И.; однако каждая из половин включает в себя кружок - вырезанный из середины противоположной половины, таким образом символизируя тот факт, что каждый из модусов должен содержать в себе зародыш своей противоположности.) Предполагалось, что природа и человек порождаются Землей и Небом. В момент начала Бытия прозрачный воздух, эфир, в Пустоте отделяется от Хаоса, трансформируются и порождают Небо; тяжелый и мутный воздух, осаждаясь, образует Землю. Соединение, сцепление мельчайших частиц Неба и Земли осуществляется при помощи Я. и И., взаимодействующих и взаимопреодолевающих друг друга сил, а также начал Зла и Добра, Холода и Тепла, Тьмы и Света. Взаимообусловленность и взаимозависимость Я. и И. описывались в контексте нарастания одного в другом, прохождения стадии предела преобладания одного, затем - другого и обратно. Бесконечный процесс мирового движения, активного бытия выстраивается концентрическими кругами вокруг условного центра мироздания, ассоциирующегося для человека с чувством гармонии, уверенности, покоя. И. (Земля) и Я. (Небо) порождают четыре времени года и все вещи мира (и неодушевленные предметы, и одушевленные существа), выступающие как субстанция "жизненной энергии" ("ци" - кит., "ки" - япон.). Взаимодействие И. и Я. продуцирует пять главных стихий, способных переходить друг в друга: дерево, землю, воду, огонь и металл. Бесконечное небо, обозначаемое бесконечной линией (окружностью); земля, ввиду своей ограниченности в пространстве, описываемая знаком квадрата вкупе с человеком, символом которого выступает треугольник - феномены таинства жизни, проходящей череду метаморфоз ("схватываемых" магическими знаками-символами "гуа") - в центре их классического изображения в виде круговой схемы и помещается "монада" жизни - взаимодополняющие друг друга И. и Я. Они - первооснова всяческих перемен, несущая конструкция "Великого предела" ("Тайц-зы") - неизбывного источника. Я. выступает как "внутренняя" жизнь, наступающее, созидающее мужское начало; И. - как внешний мир, отступающий, разрушающийся - женская ипостась двуединого основания бытия. Внутренние органы человека и их совокупности (комплексы) подразделяются на Я.- и И.-"подсистемы". Я.-органы подвержены воздействиям состояний сознания и неосознаваемых психических импульсов, здоровье организма обусловливается И.-органами. Испуг, тревога, волнение (и прочие Я.-влияния) способны деструктивно влиять на И.-органы. Взаимопревращение, взаимодополнение, взаимообогащение, взаимопоглощение, взаимосозидание всего и вся - Я. и И. - всего, что может быть понято и постигнуто человеком, и того, что лежит за пределами его понимания, - основной закон дао. Теория И. и Я. зародилась в середине 1 тысячелетия до н.э. В традиции современного сексуально-эротического городского фольклора европейского типа символ И. и Я. приобретает значение, существенно дополняющее эталонные поведенческие модели. Постулируется не только неразрывное единство, взаимная ответственность и необходимость гармонии любящих людей, - провозглашается высокая ценность готовности влюбленных индивидов к самотрансформациям (не обязательно осознаваемым и рационально мотивируемым) с целью достижения соответствия инициируемым внешней средой спонтанным душевным и телесным метаморфозам своего близкого, а также подлинно человечески смысл и звучание феномена присутствия в "И. - Я."-союзах приобретенных и интериоризированных духовных черт друг друга.

Отличное определение

Неполное определение ↓

В Китае этот символ носит название Тай Цзи, или «великий предел». Графически он изображается в виде круга, в который вписаны два эмбриона, похожие на большие запятые чёрного и белого цвета. Чёрное олицетворяет инь, а белое — янь. В центре белой запятой есть чёрная точка, а в центре чёрной — белая. Это изображение — символ единства всего живого. До настоящего времени нет чёткого определения тому, что же такое инь (или ян). Даже древние китайские философы не делали таких попыток, они лишь состовляли длинные списки противоположностей.

Инь и ян - две космические силы, которые противоположны друг другу, которые постоянно трансформируются одна в другую и вместе составляют гармоничное целое. Они постоянно взаимодействуют, создавая все сущее, возникнув тогда, когда невидимая жизненная сила впервые поделилась на две. Инь и Ян немыслимы друг без друга.

Инь – это темнота, ночь, тишина, неподвижность, плавные линии, сырость, холодное и мягкое, ночь, луна, обычно выступает как женское начало. Она всегда направлена на север. В каждом доме есть элементы, принадлежащие инь (мягкая мебель, ковры, встроенные шкафы, неприятный запах, затхлый воздух). При избытке Инь люди становятся чересчур тихими, спокойными, медлительными. Они не горят желанием что-то делать и куда-то бежать, к чему-то стремиться. Такому человеку сложно приобрести авторитет в глазах окружающих, защищать свои права.

Ян – это свет, горячее и твердое, громкий звук, движение, прямые линии, сухость, приятный аромат, выступает как мужское начало. К янь в доме относится высокая, легко передвигающаяся мебель, яркое освещение. Переизбыток Ян проявляет себя гипертрофированной активностью, постоянной занятостью и суетливостью.

В характере каждого человека также могут преобладать качества инь (замкнутость, хладнокровие) или янь (общительность, жажда деятельности). Чтобы чувствовать себя комфортно, спокойно и безопасно в своей квартире или где либо, необходимо поддерживать в ней баланс инь и янь. Для этого не обязательно перестраивать дом или перепланировать квартиру – фен-шуй имеет много рецептов, которые помогут сделать это, затратив минимум сил и средств.

Организм человека, его внутренние органы также находятся под влиянием инь или янь, поэтому недостаток того или другого элемента в питании, окружающей среде, неизбежно приведёт к физическому недомоганию, развитию болезней. По этой причине китайцы тщательно следят за равновесием инь и янь в тех местах, где человек находится длительное время (кухня, столовая, спальня, рабочий кабинет).

В старинных китайских книгах часто встречается символическое изображение инь и янь не в форме чёрно-белых запятых, вписанных в круг, а в виде борющихся или совокупляющихся белого (или красного) тигра и зелёного дракона. Тигр символизирует инь, Запад, женское начало, а дракон – янь, Восток, мужское начало. Древние считали, что строить нужно в том месте, где произошло соединение этих животных, поскольку при этом рождается живительная энергия ци.

Схема Тай Цзи «великого предела»

Ян Ян

———— == == ==

Небо Земля

Солнце Луна

Лето, весна Зима, осень

День (от 24-х часов до 12 часов) Ночь (от 12 часов до 24 12 часов)

Тепло Холод

Отец Мать

Энергия (ци) Масса

Движение Покой

Мужчина Женщина

Внешний Дух (нечто Внутренний (материальное

нематериальное) вещество)

Высокая температура тела Низкая температура тела

Пища, богатая натрием Пища, богатая калием

Пища животного Пища растительного

Происхождения происхождения

Быстрое развитие Медленное развитие

Левый Правый

Задний Передний

Восток Запад

Дракон Тигр

Триграмма Триграмма

Цянь Кунь

Впервые два начала под названием «инь» и «ян» упомянуты в знаменитом древнекитайском трактате «Книга перемен». Инь, согласно этой книге, символизирует темное и мягкое вещество, ян – светлое и твердое. В этом произведении еще не высказана идея об их взаимодействии, она начинает развиваться чуть позже, по мере совершенствования китайской философии. Оба начала приобретают все более выраженные и детальные черты: инь становится символом тьмы, ночи, луны, земли, холода, нечетных чисел, отрицательных явлений, ян – полная противоположность. Философы начинают задумываться о том, как эти концепции влияют друг на друга.

Древние китайские мудрецы пришли к выводу, что полярные силы должны постоянно взаимодействовать друг с другом, чтобы породить изменения в природе, которые дают начало жизни. Инь и ян , они тесно связаны друг с другом и представляют собой единое явление. В результате развития этой идеи появилось новое учение под названием даосизм: две противоположные стороны бытия раскрывают понятие Дао, объясняют изменчивую природу мира и взаимодополнение всех существующих явлений. Не может быть света без тьмы, добра без зла, белого без черного – обе идеи равноправны. Более того, для гармоничного развития они должны уравновешивать друг друга, иначе возможны нарушения. Так, согласно этому учению, дисбаланс инь и ян может быть причиной болезней, развивающихся в организме человека.

Значение инь и ян

Взаимодействие обоих начал хорошо представлено на знаменитом даосском символе – круге, разделенном на две половины, черную и белую, с точками противоположного цвета на каждой из них. Эти точки означают, что каждая сила несет в себе зерно другого начала. Симметрия символизирует стабильность и равновесие двух сил, а – изменчивость, отсутствие статичности, постоянное движение по кругу.

Каждому из понятий соответствует целый набор , противоположных по смыслу. Ян – это мужское начало, оно символизирует активность, жизнь, огненную стихию, сухость и тепло. Ян – это движение наружу, это пространство и расширение. С этим началом связывают красный и белый цвета, ему соответствуют кислый и горький вкусы. Лето – это проявление ян, все животные и злаки – это порождение этой силы.

Инь – женское начало, соответствующее холоду, пассивности, мягкости и тяжести. Инь символизирует сжатие, положение внутри, направленность на свое состояние, а не на окружающую среду. Поэтому в интровертах сильна сторона инь, а в экстравертах – ян. Инь описывается фиолетовым и черным цветами, ему соответствуют сладкий, острый и соленый вкусы, а также все

Философская концепция

В «Книге перемен» («И цзин») ян и инь служили для выражения светлого и тёмного, твёрдого и мягкого, мужского и женского начал в природе. В процессе развития китайской философии ян и инь все более символизировали взаимодействие крайних противоположностей: света и тьмы, дня и ночи, солнца и луны, неба и земли, жары и холода, положительного и отрицательного, четного и нечетного и т. д. Исключительно абстрактное значение инь-ян получили в спекулятивных схемах неоконфуцианства , особенно в учении о «ли» (кит. 禮 ) - абсолютном законе. Концепция о взаимодействии полярных сил инь-ян , которые рассматриваются как основные космические силы движения, как первопричины постоянной изменчивости в природе, составляет главное содержание большинства диалектических схем китайских философов. Учение о дуализме сил инь-ян - непременный элемент диалектических построений в китайской философии. В -III вв. до н. э. в древнем Китае существовала философская школа инь ян цзя . Представления об инь-ян нашли также разнообразное применение в разработке теоретических основ китайской медицины, химии, музыки и т. д.

Открытый в Китае несколько тысячелетий назад, этот принцип первоначально базировался на физическом мышлении. Однако по мере развития он стал более метафизическим понятием. В японской же философии сохранился физический подход, поэтому деление объектов по инь и ян свойствам у китайцев и японцев различаются . В новояпонской религии оомото-кё это понятия божественных Идзу (огонь, ё ) и Мидзу (вода, ин ).

Единая изначальная материя тайцзи порождает две противоположные субстанции - ян и инь , которые едины и неделимы. Первоначально «инь» означало «северный, теневой», а «ян» - «южный, солнечный склон горы». Позднее инь воспринималось как негативное, холодное, темное и женское, а ян - как позитивное, светлое, теплое и мужское начало.

В трактате «Ней-цзин» по этому поводу говорится:

Чистая субстанция ян претворяется в небе; мутная субстанция инь претворяется в земле… Небо - это субстанция ян, а земля - это субстанция инь. Солнце - это субстанция ян, а Луна - это субстанция инь… Субстанция инь - это покой, а субстанция ян - это подвижность. Субстанция ян рождает, а субстанция инь взращивает. Субстанция ян трансформирует дыхание-ци, а субстанция инь формирует телесную форму.

Пять стихий как порождение Инь и Ян

Взаимодействие и борьба этих начал порождают пять стихий (первоэлементов) - у-син : воду, огонь, дерево, металл и землю, из которых возникает все многообразие материального мира - «десять тысяч вещей» - вань у , включая человека. Пять стихий находятся в постоянном движении и гармонии, взаимном порождении (вода порождает дерево, дерево - огонь, огонь - землю, земля - металл, а металл - воду) и взаимном преодолении (вода тушит огонь, огонь плавит металл, металл разрушает дерево, дерево - землю, а земля засыпает воду).

Аналогичные понятия в других учениях

  • Пуруша и Пракрити - фундаментальные понятия индуизма . Мужское и женское начала.
  • Анима и анимус - термины, введённый в психологию Юнгом . Мужское и женское начала.
  • Ор и кли (свет и сосуд) в каббале - две стороны одного действия, корень которого - взаимодействие Творца и творения.

См. также

Примечания

Литература

  • Мартыненко Н. П. Предпосылки возникновения концепции «инь-ян» в китайской культуре //Arbor mundi. Мировое дерево. Международный журнал по теории и истории мировой культуры. М., 2006. Вып. 12. С.46-69.
  • Марков Л. Система дуальных противоположностей Инь - Ян в сравнительном освещении.// Восток. М., 2003. № 5. С. 17-31.
  • Дёмин Р. Н. Школа инь ян // Культуры в диалоге. Вып. 1. - Екатеринбург, 1992. С. 209-221.ISBN 5-7525-0162-8
  • Зинин С. А. Пять элементов и концепция инь ян // Количественные методы в изучении истории стран Востока. М., 1986. С.12-17.

Категории:

  • Философия Китая
  • Символы
  • Ицзин
  • Понятия даосизма
  • Аналитическая психология
  • Китайская мифология
  • Философия даосизма
  • Дуализм

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Инь и ян" в других словарях:

    - (кит., букв. – темное и светлое) – одна из пар основополагающих категорий китайской философии, выражающая идею универсальной дуализированности мира и конкретизирующаяся в неограниченном ряду оппозиций: пассивное и активное, мягкое и твердое,… … Философская энциклопедия

    В древнекитайской мифологии и натурфилософии тёмное начало (инь) и противоположное ему светлое начало (ян), практически выступающие всегда в парном сочетании. Первоначально инь означало, видимо, теневой (северный) склон горы. Впоследствии при… … Энциклопедия мифологии

    - (или Шан), древнекитайское государство в XIV XI вв. до н. э. Было завоёвано племенем чжоу. * * * ИНЬ ИНЬ (Шан) (Yin, Shang), раннее государство на территории Китая. Около 1400 г. до н. э. иньцы представители группы племен носителей одной из… … Энциклопедический словарь

    ИНЬ ЯН, основные понятия древнекитайской натурфилософии, универсальные космические полярные и постоянно переходящие друг в друга силы (женское мужское, пассивное активное, холодное горячее и т. д.). Учение о силах инь ян систематизировано в… … Энциклопедический словарь

    ЯН основные понятия древнекитайской натурфилософии, универсальные космические полярные и постоянно переходящие друг в друга силы (женское мужское, пассивное активное, холодное горячее и т. д.). Учение о силах инь ян систематизировано в приложении … Большой Энциклопедический словарь

    Инь изображаеется в виде прерванной линии и олицетворяет женское начало. Ян изображается в виде непрерывной линии и символизирует начало мужское. Вместе они символизируют все взаимодополняющие противоположности дуалистической вселенной в силах и… … Словарь символов

    Основополагающая парная категория кит. философии, выражающая идею дуальности мира. Этимологически восходит к идеограммам, обозначающим теневой (инь) и солнечный (ян) склоны холма. Обозначает универсальный ряд противоположных сторон мира вещей:… … Философская энциклопедия

    Одни из осн. понятий кит. философии. Исходное значение: пасмурная и солнечная погода или теневая и солнечная стороны (напр., горы, ущелья). Др. кит. мыслители использовали бинарность данного противопоставления для филос. выражения мн.… … Философская энциклопедия

Сегодня практически каждому известен символ инь и ян , он известен во всем мире, в каждом уголке нашей планеты, поскольку искусство фэн-шуй получило свое распространение по всему миру. Но далеко не каждый знает что он означает. Этот символ представляет собой незамысловатую фигурку, которая образована двумя капельками (или запятыми, как думают многие), как бы прильнувшими друг к другу. По китайской традиции данная фигурка изображается в черно-белых тонах, иногда в красно-синих. Но обязательное условие, чтобы эти цвета сочетались друг с другом. О сочетании цветов мы поговорим позже.

Итак, что же означает символ инь и ян ? В первую очередь он олицетворяет собой знак равновесия. Это взаимопроникновение, противоположные начала Вселенной, но противоположность абсолютно не означает враждебности и противоборства. Изначально слова «инь» и «ян» означают «светлый» и «темный». По этому поводу есть одно китайское утверждение:

«Все вещи несут в себе отрицательное, представляемое Инь, которое обращается в положительное, представляемое Ян. Оба они смешиваются, образуя ци»

Помимо двух капелек, в философии фэн-шуй, символами инь и ян являются дракон и тигр.

Вообще в целом, вся китайская философия основывается на понятии противоположностей. Китайцы уверены – все, что существует во Вселенной, все имеет свою противоположность. Например, женщина-мужчина, день-ночь, небо-земля, свет-тьма, гора-равнина и т.д.

В чистом виде в природе не существует ни инь ни ян. Если преобладает инь, то в нем хоть в малейшей доле есть частичка ян, и наоборот. Когда ян достигает своего пика, то в нем зарождается инь, и наоборот. Если Вы обратили внимание, на каждой «капельке» символа инь и ян существует по одной точке противоположного цвета – это и есть та самая частица противоположности. В каждом из нас преобладает либо начало инь, либо ян. Инь – это женское начало, Ян – мужское.

Основные характеристики инь и ян

Инь характеризуется, как спокойное, с плавными линиями, но его характеризуют еще и неприятные запахи.

Для энергии Ян характерны прямые углы и линии, активность, громкие звуки и приятные ароматы.

Как уже было сказано, в каждом из нас преобладает одно или другое начало – именно от этого зависит наше стремление обустроить свою жизнь, подобрать себе работу, жилье, друзей, спутника, занятия и т.д.

И наш организм не исключение – все его системы тоже подчинены влиянию энергий инь и ян. Поэтому избыток или же недостаток того или другого может привести к различным заболеваниям. Из этого следует одно очень важное правило – важно обеспечивать баланс этих двух начал в тех местах, где Вы проводите больше всего времени, особенно в спальне.

Поскольку эти два начала являются противоположностями, однако есть то, что их объединяет. Их объединение образует дао, связывающий человека со всей Вселенной и позволяющий им тесное взаимодействие.



Просмотров