Что такое фашизм? Значение и толкование слова fashizm, определение термина.

Фашизм является сложной идеологией. Существует множество определений фашизма: одни описывают его как тип или набор политических действий, другие – как политическую философию или массовое движение. Большинство определений сходятся в том, что фашизм авторитарен и любой ценой поощряет национализм, однако его основные характеристики являются предметом многих споров.

Фашизм обычно связывают с немецкими и итальянскими нацистскими режимами, которые пришли к власти после первой мировой войны, хотя фашистские режимы или их элементы также присутствовали и в нескольких других странах. в Германии, в Италии, Франсиско Франко в Испании и Хуан Перон в Аргентине были известными фашистскими лидерами 20-го века.

Роберт Пакстон, почетный профессор социальных наук Колумбийского университета в Нью-Йорке, считается основателем исследований фашизма в США. Он определил данный термин, как «форму политического поведения, характерную для 20-го века, которая с помощью сложных пропагандистских методов вызывает у людей антилиберальные, антисоциалистические, насильственно разделяющие, экспансионистско-националистические намерения».

Пакстон утверждает, что другие определения слишком полагаются на документы, которые Муссолини, Гитлер и другие написали до того, как они пришли к власти. Оказываясь у власти, фашисты не всегда соблюдали свои ранние обещания. Как выразилась Американская историческая ассоциация, говоря о фашизме в Италии: «Провозглашенные цели и принципы фашистского движения были реализованы далеко не полностью. Они провозглашали почти все: от крайнего радикализма, в 1919 году, до крайнего консерватизма, в 1922 году».

Лачлан Монтегю, австрийский писатель и исследователь фашизма, экономической истории и межвоенных лет, писал в Live Science: «Фашизм определенно революционный и динамичный». Он утверждает, что некоторые определения фашизма, такие как описание Зеева Стернэлла в качестве «формы крайнего национализма» в работе «Не правые, не левые» слишком широки, чтобы быть полезными.

Хотя фашизму и трудно дать определение, все фашистские движения характеризуются некоторыми основными убеждениями и действиями.

Основные элементы фашизма

Фашизм подразумевает приверженность некоторым основным понятиям, таким как нация, национальное превосходство и высшая раса или группа. Основной принцип, который Пакстон описал, как единственное определение морали фашизма – сделать нацию более сильной, могущественной, крупной и успешной. Поскольку фашисты видят национальную силу единственным, что делает нацию «достойной», они будут использовать любые средства, необходимые для достижения этой цели.

Исходя из этого, фашисты стремятся использовать активы своей страны для повышения её же силы. Это приводит к национализации активов. По словам Монтегю в этом фашизм напоминает марксизм. «Если марксизм предполагал разделять активы во имя экономической идеи в громаде стран, то фашисты пытались сделать то же самое в одной стране», – сказал он.

Руководствуясь принципом крайнего национализма, фашистские режимы склонны совершать схожие действия, хотя некоторые их особенности различаются. Автор Джордж Оруэлл писал в своем эссе «Что такое фашизм?» соответственно утверждениям Пакстона, что эти режимы превосходят пропаганду и используют грандиозные жесты, такие как парады и яркие появления лидеров. Фашисты очерняют другие группы, несмотря на то, что эти группы отличаются по странам и времени. Вот почему немецкий нацистский режим чернил евреев и других, в то время как итальянский режим Муссолини порочил большевиков.

Пакстон, автор нескольких книг, в том числе «Анатомия фашизма», сказал, что фашизм основан скорее на чувствах, чем на философских идеях. В своем эссе 1988 года «Пять этапов фашизма», опубликованном в 1998 году в «Журнале современной истории», он определил семь чувств, которые действуют как «мобилизация страстей» для фашистских режимов:

  1. Главенство группы. Создается впечатление, что поддержание группы даже более важно, чем индивидуальные или общие права.
  2. Убежденность, что ваша группа является жертвой. Это оправдывает любое поведение против врагов группы.
  3. Вера в то, что индивидуализм и либерализм приводят к упадку и негативно влияют на группу.
  4. Сильное чувство общности или братства. Данное братство – это «единство и чистота, подкрепляемые общей убежденностью, если это возможно, или исключительным насилием, если это необходимо».
  5. Индивидуальная самооценка связана с величием группы. Пакстон назвал это «усиленным чувством идентичности и принадлежности».
  6. Экстремальная поддержка «естественного» лидера, который всегда является мужчиной. Это приводит к тому, что один человек берет на себя роль национального спасителя.
  7. «Красота насилия и воли, когда они посвящены успеху группы в дарвиновской борьбе», – писал Пакстон.

Идея естественно высшей группы или, особенно в случае Гитлера, биологического расизма, вписывается в фашистскую интерпретацию дарвинизма.

Пакстон отмечал, что, оказываясь у власти, фашистские диктаторы подавляли индивидуальные свободы, заключали в тюрьмы противников, запрещали забастовки, обеспечивали неограниченную полицейскую власть во имя национального единства и возрождения и совершали военную агрессию.

Почему так трудно дать определение фашизму?

«Вероятно, самый страшный момент для любого эксперта фашизма – это пытаться дать определение фашизму» — Л. Монтегю.

В 1944 году, в то время как большая часть мира по-прежнему находилась под влиянием фашистских режимов, Оруэлл писал, что очень трудно определить фашизм. В эссе «Что такое фашизм?» он объяснял, что большая часть неприятностей заключается в многочисленных различиях между фашистскими режимами: «Нелегко, например, вместить Германию и Японию в одни рамки, и еще сложнее это сделать с некоторыми из малых государств, которые описываются как фашистские».

Фашизм всегда берет на себя индивидуальные черты страны, в которой он находится, что приводит к различным между собой режимам. Например, Пакстон описывал в «Пяти этапах фашизма», что «религия будет играть большую роль в фашизме, происходящем из Соединенных Штатов», чем в более светской Европе. Он также отмечал, что национальные варианты фашизма отличаются более широко, чем национальные варианты, например, коммунизма или капитализма.

Ещё больше осложняет дело то, что нефашистские правительства часто подражали элементам фашистских режимов, чтобы придать видимость силы и национальной жизнеспособности. Например, массовые мобилизации граждан в цветных рубашках не приравниваются автоматически к фашистской политической практике.

«Преобладание слова в простом разговорном языке также вызывает проблемы определения. В наши дни термин «фашист» использовался как оскорбление так сильно, что он разбавил смысл, и в особенности злую природу, которую это слово несёт», — поясняет Монтегю.

В отличие от большинства других политических, социальных или этических философий, таких как коммунизм, капитализм, консерватизм, либерализм или социализм, фашизм не имеет определенной философии. Как писал Пакстон: «Не было «фашистского манифеста», нет основополагающего фашистского мыслителя».

Подготовка сцены для фашизма

На протяжении всей истории 20-го века фашистские режимы поднимали определённые социокультурные и политические вопросы. Стоит также отметить, что во многих странах, таких как Великобритания в 1920-х и 1930-х годах, фашистские идеи обретали популярность и без прихода режимной власти, а фашистские партии становились звёздными политическими игроками.

Прежде всего, фашистским режимам в XX веке, чтобы завоевать популярность и власть, требовались экстремальные национальные кризисы. После поражения в первой мировой войне многие в Германии и Италии были озабочены культурой своих стран. По словам Монтегю им обещали национальную славу и экспансию, и потому они чувствовали стыд и разочарование после поражения.

Европейские фашистские идеи вдохновили установить режимы на всю Латинскую Америку, в том числе в Боливии и Аргентине. «У этих стран также было очень трудный период во время депрессии, и обычные партии среднего класса, действующие в парламентских системах, были явно безуспешными», – описывал Пакстон, – Аргентина была богатой страной в 1900 году, экспортируя зерно и мясо, но её вытеснили из этих рынков, и Аргентина обеднела. Это было похоже на поражение в войне. Они обратились к военачальнику, который пользовался народной популярностью».

Испания и Португалия были диктатурами до 1975 года, но эти правительства представляли собой смесь консервативных и фашистских партий.

Фашизм в наши дни

Фашизм в основном потерял популярность в Европе и Северной Америке. «Это стало политическим оскорблением, что привело к чрезмерному употреблению и уменьшению значения этого определения», — говорит Пакстон. Тем не менее, в последние несколько десятилетий в Европе и Северной Америке происходят фашистские или протофашистские движения. «По мере того, как коммунизм терпел упадок после 1989 года, протофашизм стал основным средством протестного голосования в Европе», – пишет он.

Рост популизма в Европе и Соединенных Штатах в 2000-х годах заставил многих забеспокоиться, укрепится ли снова фашизм. Однако Пакстон не считает, что фашизм находится на подъёме в Соединенных Штатах: «Я думаю, в нашей стране преобладает традиционный консерватизм. Основная социальная политическая программа представляет собой индивидуализм, но не для всех, а для предпринимателей. Он поддерживает право бизнесменов добиваться максимальной прибыли без правил и контроля. У нас есть олигархия [Определена Оксфордским английским словарем как «небольшая группа людей, контролирующих страну или организацию»], которая научилась некоторым умным маневрам, чтобы завоевать популярность и поддержку ораторскими приёмами, которые напоминают фашизм.

Например, Соединенные Штаты находятся в значительно лучшей форме, чем Германия или Италия после первой мировой войны. Однако некоторые политики убедили многих американцев в том, что ситуация в стране близка к тяжелой».

Что такое Фашизм? Значение и толкование слова fashizm, определение термина

2) Фашизм - - политическое течение, возникшее в капиталистических странах в период общего кризиса капитализма, выражающее интересы наиболее реакционных и агрессивных сил империалистической буржуазии. Идеология фашизма - вождизм, антидемократизм, антикоммунизм, крайний национализм, оправдание геноцида, всевластие государственной машины, крикливая демагогия для затушевывания обеспечения привилегий элиты. При своем становлении фашизм опирается на идеологию мелкой буржуазии. Методы фашизма - жесткая диктатура, применение крайних форм насилия и массового террора. В условиях общего кризиса капиталистического способа производства, глобальной диктатуры монополистического капитала, а также ряда кризисов глобального масштаба (демографического, социального, сырьевого, экологического и т.п.) возможность установления фашистской диктатуры в пределах всего земного шара становится реальной. Остановить ее может только объединение трудящихся всех стран с целью в дальнейшем вообще покончить с капитализмом и товарным способом производства, как исчерпавшими себя, и противопоставление идеологии фашистской идеологии пролетарской.

3) Фашизм - - (от итал.fascismo - пучок, связка, объединение) - вариант тоталитарного политического режима, особенностью которого является стремление к установлению жесткой, иерархически структурированной власти, проповедь беспрекословного подчинения авторитету вождя, оправдание применения крайних мер принуждения для обеспечения в стране стабильности и порядка, введение однопартийной системы, ставка на огосударствление всех сторон жизни и идеологическую монополию. Родиной фашизма является Италия и Германия. Он возник в 1919 году в Италии, в 20-30-е годы фашистские партии захватили власть в Италии и Германии, а также в других капиталистических странах и установили в них открыто террористическую диктатуру. Партия Муссолини взяла в качестве символа фасции - пучки прутьев с топором в середине, связанные ремнем, - знаки достоинства древнеримских магистратов. Идеология фашизма - это антидемократизм и антимарксизм. Все фашистские программные документы содержат тезис об идейном и фактическом банкротстве либерализма и социализма. Все фашистские идеологи - от Муссолини, Гитлера до Н.Устрялова - клеймили парламентскую демократию. Муссолини заявлял, что послевоенный опыт знаменует поражение либерализма. Русский идеолог фашизма Н.Устрялов проповедовал, что в России и Италии "можно править помимо и против всякой либеральной идеологии... Люди устали от свободы...есть другие слова, вызывающие обаяние, гораздо более величественно: порядок, иерархия, дисциплина". Политологи предпринимали не одну попытку дать классификацию признаков, вбирающих в себя такое явление как фашизм. Так или иначе, к ним можно отнести: абсолютизацию власти; ненависть или неприязнь к иным нациям; опора не на гражданское общество, а на авторитет вождя, его волю, силовые структуры и т.д. Одна из плодотворных попыток такого рода принадлежит российскому ученому В.Ядову. Он дал развернутую характеристику фашистской системы взглядов, выделил основные черты этой идеологии, которые совмещаются с принципами практического их осуществления и призваны удовлетворять определенные социальные интересы. К ним относятся: 1. Безусловная доминанта национального интереса над какими-либо иными, т.е. интернациональными или общечеловеческими. 2. Утверждение особой миссии данного народа (избранного, согласно философии Ницше) в создании справедливого порядка либо во всем мире, либо как минимум в зоне "геополитических интересов" данного народа. Отсюда - принцип разделения мира на сферы влияния, что составляло важный элемент известного пакта стран фашистской "оси". 3.Отвержение демократической системы как формы государственного устройства в пользу сильной диктаторской власти, каковая в интересах всей нации обеспечивает справедливый порядок и гарантирует благополучие всем слоям населения, включая малоимущих и нетрудоспособных (отсюда "социализм"). 4.Установление особого, национального кодекса нравственных и моральных принципов, решительное отвержение каких-либо общечеловеческих нравственных норм. 5. утверждение принципа использования силы (военной силы, репрессивного режима внутри страны и в зоне геополитических интересов данной нации) для подавления инакомыслия и тем более сопротивления установленному порядку путем практических действий. 6. безудержная демагогия как стиль пропаганды, т.е. обращение к обыденным интересам простых людей и обозначение в зависимости от ситуации национального противника (люди другой расы, иных политических взглядов, иного вероисповедания и т.д.). Постоянное фиксирование внимания на определенном (или нескольких) опасном противнике долженствует содействовать сплочению нации, утверждению общенациональной солидарности, освящаемой данной идеологией. 7. Наконец, культ харизматического лидера, вождя, каковой наделяется чертами прозорливости, данной свыше, безусловной преданностью национальным интересам, решительностью, неподкупностью и чувством безусловной справедливости в рамках национального кодекса нравственных принципов. Острота переживаемых социальных проблем порождает почву для фашизма. Если нация чувствует себя ущемленной, люди подавлены ощущением тревоги из-за наступающего хаоса, они не верят власть имущим, тогда есть реальные социально-психологические предпосылки для фашизма и экстремизма, как бы они не назывались.

4) Фашизм - - крайне антидемократическое, радикально-экстремистское политическое течение, тяготеющее к установлению террористической диктатуры.

5) Фашизм - (от лат. "фашио" - пучок, связка, объединение) - идейно-политическое течение правоэкстремистского толка, прославляющее тоталитарное государство, вождизм и превосходство одной нации.

6) Фашизм - (итал. fascismo fascio пучок, связка, объединение) - категория для обозначения определенных типов тоталитарных политических движений, партий и режимов, возникших вскоре после окончания Первой мировой войны в странах Европы, а также соответствующей им идеологии. Важнейшей причиной развития этого феномена является глобальный долговременный кризис, поражающий все основные социальные группы общества. Ф. является попыткой быстрого и относительно эффективного выхода из кризиса. Но цена, которую общество соглашается платить за решение своих проблем новой фашистской элитой, является столь высокой, что приводит в конечном итоге к разложению и краху самого общества. Ф. - это определенная идеология национальной мобилизации и солидаризма, поиск "места под солнцем" для стран, проигравших Первую мировую войну. Это набор во многом мистических идеологий, по-новому организующих и структурирующих общество, это во многом мистический этатизм и государственный патернализм, это предельные из известных формы национализма и расизма. Это обязательное разделение любого социального целого по принципу "свой - чужой" с обязательной направленностью уничтожения всего "чужого", культивированием образа врага, ксенофобией, расизмом, милитаризмом. Это идеология мифологической ориентации на традиционные моральные ценности при тенденции к действительной их утрате. Ф. - это массовое политическое движение, и поэтому он с необходимостью порождает специфический технологический комплекс управления массовым поведением, стержнем которого является огромный агитационно-пропагандистский аппарат. От иных форм реакционных диктатур Ф. отличает наличие относительно широкой социальной поддержки в большинстве социальных слоев, каждому из которых лидеры Ф. обещают определенные социальные выгоды. Социальную базу фашистских движений и режимов составляют в первую очередь представители социальных групп, в наибольшей степени пострадавших от кризиса, поэтому в различных странах эта база может быть относительно различной, но это обязательно средние и низшие слои социальной структуры. Ф. Бауэр считает, что в Ф. проявился антагонизм средних классов по отношению к элите, их " бунт " против ущемления собственных интересов в период индустриализации. По мнению С. Липсета, социальной базой Ф. является экстремистская часть среднего класса. Ф. создает особый тип тоталитарной или авторитарной политической культуры, особый тип отношений между людьми в семье, в быту, на производстве, который проявляется в практике воздействия фашистской партии на все сферы общественной жизни. Общность черт, присущих Ф. как политическому движению и режиму, не исключает реализацию различных его форм, таких, как монархо - фашизм, военно-фашистские режимы и др.

7) Фашизм - - система политических идей, или реальная политическая практика, основанные на представлениях об интеллектуальном, моральном, историческом превосходстве одних рас или наций над другими.

8) Фашизм - Террористическая диктатура наиболее реакционной и агрессивной буржуазии. Фашизм уничтожает демократические права и свободы внутри страны, милитаризует государственный аппарат, общественную жизнь, проводит политику развязывания войны. Идеология фашизма - расизм и шовинизм. Впервые фашистский режим был установлен в 1922 в Италии; в 1933 фашисты пришли к власти в Германии; в 1939 - в Испании. Разгром гитлеровской Германии во второй мировой войне (1939-45) спас народы многих стран от фашистского рабства и подорвал силы реакции.

Политическое течение, возникшее в капиталистических странах в период общего кризиса капитализма, выражающее интересы наиболее реакционных и агрессивных сил империалистической буржуазии. Идеология фашизма - вождизм, антидемократизм, антикоммунизм, крайний национализм, оправдание геноцида, всевластие государственной машины, крикливая демагогия для затушевывания обеспечения привилегий элиты. При своем становлении фашизм опирается на идеологию мелкой буржуазии. Методы фашизма - жесткая диктатура, применение крайних форм насилия и массового террора. В условиях общего кризиса капиталистического способа производства, глобальной диктатуры монополистического капитала, а также ряда кризисов глобального масштаба (демографического, социального, сырьевого, экологического и т.п.) возможность установления фашистской диктатуры в пределах всего земного шара становится реальной. Остановить ее может только объединение трудящихся всех стран с целью в дальнейшем вообще покончить с капитализмом и товарным способом производства, как исчерпавшими себя, и противопоставление идеологии фашистской идеологии пролетарской.

- (от итал.fascismo - пучок, связка, объединение) - вариант тоталитарного политического режима, особенностью которого является стремление к установлению жесткой, иерархически структурированной власти, проповедь беспрекословного подчинения авторитету вождя, оправдание применения крайних мер принуждения для обеспечения в стране стабильности и порядка, введение однопартийной системы, ставка на огосударствление всех сторон жизни и идеологическую монополию. Родиной фашизма является Италия и Германия. Он возник в 1919 году в Италии, в 20-30-е годы фашистские партии захватили власть в Италии и Германии, а также в других капиталистических странах и установили в них открыто террористическую диктатуру. Партия Муссолини взяла в качестве символа фасции - пучки прутьев с топором в середине, связанные ремнем, - знаки достоинства древнеримских магистратов. Идеология фашизма - это антидемократизм и антимарксизм. Все фашистские программные документы содержат тезис об идейном и фактическом банкротстве либерализма и социализма. Все фашистские идеологи - от Муссолини, Гитлера до Н.Устрялова - клеймили парламентскую демократию. Муссолини заявлял, что послевоенный опыт знаменует поражение либерализма. Русский идеолог фашизма Н.Устрялов проповедовал, что в России и Италии "можно править помимо и против всякой либеральной идеологии... Люди устали от свободы...есть другие слова, вызывающие обаяние, гораздо более величественно: порядок, иерархия, дисциплина". Политологи предпринимали не одну попытку дать классификацию признаков, вбирающих в себя такое явление как фашизм. Так или иначе, к ним можно отнести: абсолютизацию власти; ненависть или неприязнь к иным нациям; опора не на гражданское общество, а на авторитет вождя, его волю, силовые структуры и т.д. Одна из плодотворных попыток такого рода принадлежит российскому ученому В.Ядову. Он дал развернутую характеристику фашистской системы взглядов, выделил основные черты этой идеологии, которые совмещаются с принципами практического их осуществления и призваны удовлетворять определенные социальные интересы. К ним относятся: 1. Безусловная доминанта национального интереса над какими-либо иными, т.е. интернациональными или общечеловеческими. 2. Утверждение особой миссии данного народа (избранного, согласно философии Ницше) в создании справедливого порядка либо во всем мире, либо как минимум в зоне "геополитических интересов" данного народа. Отсюда - принцип разделения мира на сферы влияния, что составляло важный элемент известного пакта стран фашистской "оси". 3.Отвержение демократической системы как формы государственного устройства в пользу сильной диктаторской власти, каковая в интересах всей нации обеспечивает справедливый порядок и гарантирует благополучие всем слоям населения, включая малоимущих и нетрудоспособных (отсюда "социализм"). 4.Установление особого, национального кодекса нравственных и моральных принципов, решительное отвержение каких-либо общечеловеческих нравственных норм. 5. утверждение принципа использования силы (военной силы, репрессивного режима внутри страны и в зоне геополитических интересов данной нации) для подавления инакомыслия и тем более сопротивления установленному порядку путем практических действий. 6. безудержная демагогия как стиль пропаганды, т.е. обращение к обыденным интересам простых людей и обозначение в зависимости от ситуации национального противника (люди другой расы, иных политических взглядов, иного вероисповедания и т.д.). Постоянное фиксирование внимания на определенном (или нескольких) опасном противнике долженствует содействовать сплочению нации, утверждению общенациональной солидарности, освящаемой данной идеологией. 7. Наконец, культ харизматического лидера, вождя, каковой наделяется чертами прозорливости, данной свыше, безусловной преданностью национальным интересам, решительностью, неподкупностью и чувством безусловной справедливости в рамках национального кодекса нравственных принципов. Острота переживаемых социальных проблем порождает почву для фашизма. Если нация чувствует себя ущемленной, люди подавлены ощущением тревоги из-за наступающего хаоса, они не верят власть имущим, тогда есть реальные социально-психологические предпосылки для фашизма и экстремизма, как бы они не назывались.

Крайне антидемократическое, радикально-экстремистское политическое течение, тяготеющее к установлению террористической диктатуры.

(от лат. "фашио" - пучок, связка, объединение) - идейно-политическое течение правоэкстремистского толка, прославляющее тоталитарное государство, вождизм и превосходство одной нации.

(итал. fascismo fascio пучок, связка, объединение) - категория для обозначения определенных типов тоталитарных политических движений, партий и режимов, возникших вскоре после окончания Первой мировой войны в странах Европы, а также соответствующей им идеологии. Важнейшей причиной развития этого феномена является глобальный долговременный кризис, поражающий все основные социальные группы общества. Ф. является попыткой быстрого и относительно эффективного выхода из кризиса. Но цена, которую общество соглашается платить за решение своих проблем новой фашистской элитой, является столь высокой, что приводит в конечном итоге к разложению и краху самого общества. Ф. - это определенная идеология национальной мобилизации и солидаризма, поиск "места под солнцем" для стран, проигравших Первую мировую войну. Это набор во многом мистических идеологий, по-новому организующих и структурирующих общество, это во многом мистический этатизм и государственный патернализм, это предельные из известных формы национализма и расизма. Это обязательное разделение любого социального целого по принципу "свой - чужой" с обязательной направленностью уничтожения всего "чужого", культивированием образа врага, ксенофобией, расизмом, милитаризмом. Это идеология мифологической ориентации на традиционные моральные ценности при тенденции к действительной их утрате. Ф. - это массовое политическое движение, и поэтому он с необходимостью порождает специфический технологический комплекс управления массовым поведением, стержнем которого является огромный агитационно-пропагандистский аппарат. От иных форм реакционных диктатур Ф. отличает наличие относительно широкой социальной поддержки в большинстве социальных слоев, каждому из которых лидеры Ф. обещают определенные социальные выгоды. Социальную базу фашистских движений и режимов составляют в первую очередь представители социальных групп, в наибольшей степени пострадавших от кризиса, поэтому в различных странах эта база может быть относительно различной, но это обязательно средние и низшие слои социальной структуры. Ф. Бауэр считает, что в Ф. проявился антагонизм средних классов по отношению к элите, их " бунт " против ущемления собственных интересов в период индустриализации. По мнению С. Липсета, социальной базой Ф. является экстремистская часть среднего класса. Ф. создает особый тип тоталитарной или авторитарной политической культуры, особый тип отношений между людьми в семье, в быту, на производстве, который проявляется в практике воздействия фашистской партии на все сферы общественной жизни. Общность черт, присущих Ф. как политическому движению и режиму, не исключает реализацию различных его форм, таких, как монархо - фашизм, военно-фашистские режимы и др.

Система политических идей, или реальная политическая практика, основанные на представлениях об интеллектуальном, моральном, историческом превосходстве одних рас или наций над другими.

Террористическая диктатура наиболее реакционной и агрессивной буржуазии. Фашизм уничтожает демократические права и свободы внутри страны, милитаризует государственный аппарат, общественную жизнь, проводит политику развязывания войны. Идеология фашизма - расизм и шовинизм. Впервые фашистский режим был установлен в 1922 в Италии; в 1933 фашисты пришли к власти в Германии; в 1939 - в Испании. Разгром гитлеровской Германии во второй мировой войне (1939-45) спас народы многих стран от фашистского рабства и подорвал силы реакции.

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

Юрисдикция - 1) Компетенция судебных органов по рассмотрению гражданских, уголовных...

Код нашей кнопки.

В некоторых случаях для фашизма характерно неприятие монархии.

Для фашистских государств характерно наличие развитой экономики при сильной регулирующей роли государства, корпоратизация государства посредством создания системы массовых организаций и социальных объединений, насильственные методы подавления инакомыслия, неприятие принципов либеральной демократии, открытый террор против рабочего движения.

Общие черты фашистских партий

Часто, фактором возникновения и роста фашистских партий является наличие в стране экономического кризиса в случае, если он вызывает также кризис в социальной и политической области .

Фашистские партии часто милитаризировались и применяли необычный в то время политический стиль: массовые манифестации, массовые марши, подчеркивание мужского и юношеского характера партии, формы некоторой секуляризированной религиозности, бескомпромиссное одобрение и применение насилия в политических конфликтах.

У фашистских партий были сравнимые идеологии и цели, отличительным признаком которых была заложенная в их основу амбивалентность . Фашистская идеология обнаруживает одновременно антисоциалистические и антикапиталистические , антимодернистские и специфически современные, крайне националистические и тенденциозно транснациональные моменты. Эти отношения не во всех видах фашизма выступают в одинаковой форме.

Антикапиталистические пункты программы, большей частью сформулированные намеренно расплывчатым образом, в ходе развития итальянской НФП и НСДАП все больше отступали на задний план. Они были относительно сильно выражены у венгерских «Скрещенных стрел» , у румынской «Железной гвардии» , в некоторых частях фаланги , во французской ФНП Дорио и у австрийских национал-социалистов до аншлюса . Напротив, они относительно слабо проявлялись у австрийских хеймверовцев , норвежского «Национального единения», бельгийских рексистов, у некоторых частей остальных французских фашистских партий и у голландской НСС.

Крайне антимодернистские установки обнаруживаются у НСДАП, у «Железной гвардии» и усташей . Но и эти движения никоим образом не отказывались применять специфически современные орудия и методы в пропаганде, политике, военном деле и экономике. Поэтому фашизм вообще нельзя описать ни как исключительный антимодернизм, ни как «порыв к современному» или, тем более, как «социальную революцию».

Все фашистские партии были ориентированы крайне националистически; большей частью они ориентировались на определенные «славные» периоды соответствующей национальной истории. Но мелкие фашистские движения, вольно или невольно, должны были в некоторой степени считаться с национальными интересами других фашистских движений, и прежде всего фашистских режимов. Именно вследствие такой ориентации на иностранный фашистский образец с этими партиями боролись не только левые, но и правые силы крайне национального направления.

Все фашистские партии проявляли решительную и бескомпромиссную волю к уничтожению своих политических противников, а также - отчасти произвольно выбранных - меньшинств.

Этимология

Слово фашизм происходит от итальянского fascio (фашио ) - «союз» (название политической радикальной организации Б. Муссолини - Fascio di combattimento - «Союз борьбы»). Это слово, в свою очередь, восходит к латинскому fascis - «связка, пучок», которым, в частности обозначались символы магистратской власти - фасции , связки розг с воткнутым топором. Изображение фасций стало символом движения Муссолини, апеллировавшего к имперским традициям Древнего Рима (в частности, Муссолини утверждал, что первым фашистом был Юлий Цезарь .)

Итальянский фашизм

Эмблема с символикой итальянского фашистского движения

Фашизм в узком смысле слова, то есть доктрина Бенито Муссолини , выдвигала на первый план идею корпоративного государства - государства как власти корпораций, представляющих и гармонизирующих интересы всех слоёв населения (в противоположность парламентской демократии как власти партий). Фашистская идеология зародилась в Италии в конце -х гг., итальянская фашистская партия пришла к власти и установила диктатуру Муссолини в 1922 г. Сам Муссолини в своей книге «La Dottrina del Fascismo» использовал слово «фашизм» и в значении «режим», и в значении «идеология»:

«Il fascismo, oltre a essere un sistema di governo, è anche, e prima di tutto, un sistema di pensiero» («Фашизм - это не только система управления, это также, и прежде всего, система мысли»)

Фашизм и Коминтерн

Ленин еще в ноябре 1922 года сопоставил итальянских фашистов с "бандами" (согласно лексике автора) черносотенцев царского времени .

Тогда же, почти одновременно, социалистические и коммунистические авторы стали обозначать как «фашистские» все антиреволюционные движения и режимы .

Впоследствии в дискуссии коммунистов о понятии фашизма такое обобщение, по-видимому, не вызывало сомнений, хотя в начале 20-х годов Клара Цеткин , Антонио Грамши , Пальмиро Тольятти и некоторые другие итальянские авторы предостерегали от обозначения всех антидемократических и антикоммунистических явлений как фашистских, поскольку при этом стирались специфические черты итальянского фашизма .

С конца 1920-х годов противники германского национал-социализма всё чаще именуют его «фашизмом». В частности, это было характерно и для советской политической фразеологии.

Классическим марксистским определением фашизма считается определение, представленное в резолюции XIII пленума ИККИ и повторенное на VII Конгрессе Коминтерна Георгием Димитровым , докладчиком по этому вопросу (так называемое «димитровское» определение) :

Фашизм - это открытая террористическая диктатура наиболее реакционных, наиболее шовинистических, наиболее империалистических элементов финансового капитала… Фашизм - это не надклассовая власть и не власть мелкой буржуазии или люмпен-пролетариата над финансовым капиталом. Фашизм - это власть самого финансового капитала. Это организация террористической расправы с рабочим классом и революционной частью крестьянства и интеллигенции. Фашизм во внешней политике - это шовинизм в самой грубейшей форме, культивирующий зоологическую ненависть против других народов.

В то же время для режима и господствующей идеологии некоторых стран термин «фашизм» почти не использовался, хотя он и подходил по формальным признакам. Например, в СССР было принято характеризовать политический режим Японии как «японский милитаризм». Вероятно это связано с особенностями формированием реакционного режима 20-40х гг Японии, преимущественно "сверху" руками военных экстремистов. Хотя дзайбацу нередко использовали уголовников для запугиваний и убийств противников реакции, свидетельств формирования неподконтрольных армии отрядов штурмовиков не встречается.

Во время Великой Отечественной войны советский народ воевал против немецко-фашистских захватчиков

С началом Второй мировой войны такое понимание термина перенимается буржуазно-демократическими и демократическими слоями стран - участниц антигитлеровской коалиции . Вот, например, что пишет Британская энциклопедия:

В период с 1922 по 1945 гг. к власти в ряде стран пришли фашистские партии и движения: в Италии - возглавляемая Муссолини Национальная фашистская партия (Partito Nazionale Fascista), в Германии - Национал-социалистическая рабочая партия (Nationalsozialistische Deutsche Arbeiterpartei), или нацистская партия, руководимая Адольфом Гитлером и представлявшая его национал-социалистическое движение…

В современных СМИ

После Второй мировой войны слово фашист обрело крайне негативную окраску, и для политических групп стало непопулярно соотноситься с фашизмом. В настоящее время некоторые политики в своих выступлениях используют слово «фашизм» для того, чтобы заклеймить своих политических оппонентов и их убеждения. Слово «фашизм» стало ругательным словом в политической демагогии , часто теряя своё смысловое содержание. Для некоторых обвинения в фашизме стали орудием борьбы с политической оппозицией.

В средствах массовой информации зачастую фашизмом называют любые действительные или мнимые проявления тоталитаризма в сочетании с идеей национальной или расовой исключительности, а также симпатии к нацистской символике и эстетике.

Современные исследования фашизма

С конца 1980-х среди академических историков и социологов проявляется значительный интерес к исследованию феномена фашизма. Выпускается целый ряд научных монографий, как в Европе (см., например, Роджер Гриффин) так и в России (см., например, Александр Галкин).

Фашизм и религия

См. также раздел «Национал-социализм и религия» в статье «Национал-социализм »

«в фашистском государстве религия рассматривается как одно из наиболее глубоких проявлений духа, поэтому она не только почитается, но пользуется защитой и покровительством»

Бенито Муссолини. Доктрина фашизма. 1932

Фактически отношение фашистского режима в том или ином государстве к религии и церкви зависело от того, насколько глубоко он был связан с традиционными структурами - так, например, тесная связь между фашистским режимом и церковью была характерна для Румынии, Венгрии и Испании.

Итальянский фашизм зарождался как атеистическое и антиклерикальное движение, но затем пошел на компромисс с церковью. Католическая церковь получила по Латеранскому договору , заключенному в феврале 1929 года , даже больше власти и влияния, чем прежде. Наряду со значительными государственными дотациями она выговорила себе далеко идущие права вмешательства и контроля в области воспитания и семейной жизни. Оскорбление Папы Римского стало уголовно наказуемым преступлением .

Гитлера поддержали некоторые высокопоставленные представители Русской Зарубежной Церкви и Московского Патриархата . Это объясняется тем, что лидеры православных Церквей видели в нападении Германии и ее союзников на СССР возможность восстановить на оккупированных территориях церковную жизнь, почти уничтоженную или загнанную в подполье советской антирелигиозной политикой, а в перспективе - восстановить дореволюционные формы власти в России.

В позиции немецких властей на оккупированнных территориях СССР сочеталось несколько тенденций. Рейхсминистр Восточных земель Альфред Розенберг стремился к реанимации православия в умах народа с помощью создания автономных церковных структур, разделённых по национальному и территориальному признаку и контролируемых нацистскими чиновниками. С другой стороны, фашистские военные всячески приветствовали возрождение православия на оккупированных территориях, участвовали в восстановлении церквей. По многочисленным свидетельствам, при занятии фашистами очередного населенного пункта СССР (а иногда и до прихода фашистских войск) в нем по инициативе православных верующих сразу же открывались церкви, которые не успела разрушить советская власть. К храмовому богослужению вернулись тысячи приходских и монашеских общин, в советское время ушедших в подполье . Некогда закрытые храмы впервые за долгие годы были отреставрированы и переполнены молящимися. На оккупированных территориях одно время оказалось больше действующих храмов, чем во всей остальной Советской России .

Одновременно с этим, на контролируемых СССР территориях представители Русской Православной Церкви заявляли о духовной поддержке советского народа (обращение к верующим Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия 22 июня 1941 года (впервые напечатанном в 1943 году ), о поддержке блокадного Ленинграда ), ими был организован ряд акций в борьбе против фашистской армии (перечисление денежных средств в фонды обороны и Красного Креста, сбор одежды и продовольствия в приходах, сбор средств на постройку танковой колонны имени Дмитрия Донского ), которые советским правительством были оценены как популистские. При этом часть этих акций были организованы по инициативе самого советского правительства

По мнению православных исследователей, в цели германского руководства укрепление православия не входило. Возрождение народной религиозности по их мнению использовалось Германией исключительно в пропагандистских целях противодействия советскому руководству. В подтверждение своей точки зрения православные исследователи приводят тезис о том, что Гитлер желал видеть Православную Церковь раздробленной, а ее епархии на оккупированных территориях - независимыми от влияния Московского Патриархата . Также, в подтверждение этой точки зрения приводятся факты о том, что некоторые иерархи и простое священничество оказывали сопротивление предполагаемой политике Германии в отношении Православной Церкви . Их скептицизм скорее подтверждается реальными указаниями Гитлера и Геринга о послевоенном уничтожении русского народа.

В некоторых случаях германские оккупационные власти запрещали поместные церкви. Так, 27 сентября 1942 года была запрещена Православная Церковь Чешских земель и Словакии . Ее Предстоятель епископ Горазд и несколько священников были расстреляны, имущество Церкви конфисковано, храмы закрыты, духовенство подвергнуто арестам и заключениям, миряне отправлялись на принудительные работы в Германию. Причиной этому послужило то, что православные священники укрыли в кафедральном соборе святых Кирилла и Мефодия группу чешских агентов, заброшенных из Великобритании и расстрелявших генерала обергруппенфюрера СС Рейнхарда Гейдриха .

История

См. также

  • Экономическая социализация

Примечания

Ссылки

  • Собственные определения:
    • Бенито Муссолини «Доктрина фашизма»
    • Юлиус Эвола «Фашизм с точки зрения правых»
  • Александр Тарасов «Фашизмов много»
  • Борис Кагарлицкий «Фашизм для собственного пользования»
  • Умберто Эко «Вечный фашизм»
  • Вольфганг Випперман Европейский фашизм в сравнении 1922-1982
  • Вильгельм Райх «Психология масс и фашизм»
  • Александр Чанцев «Эстетический фашизм»
  • И. С. Кон «Психология предрассудка» - подробный материал о социально-психологических корнях этнических предубеждений, как одной из основ фашизма
  • А. Михайлов «К критике феноменологии фашизма» (о базисе фашизма)
  • Илья Смирнов «Фашизм в Прибалтике в годы Второй мировой войны»
  • Б. Муссолини, Доктрина фашизма , Перевод В. Н. Новикова, La Renaissance, Париж, 1938 год.
  • Галкин А. Российский фашизм// Социологический журнал, № 2, 1994. С.17-27.
  • Ганелин Р., Bune O. и др. Национальная правая прежде и теперь.
  • Дашичев В. И., Банкротство стратегии германского фашизма. В 2-х томах. Москва, Издательство «Наука», 1973.
    • Том 1 - Подготовка и развертывание нацистской агрессии в Европе 1933-1941 гг ;
    • Том 2 - Агрессия против СССР. Падение «третьей империи» .
  • Илюшенко В.Русский фашизм и религия// Диа-Логос. 1998-1999. Вып. II.160-172.
  • Лакер У. Черная сотня: происхождение фашизм в России - М.: Текст, 1994.
  • Лихачев В. Современная русская правая и антисемитизм: эскалация конфликта или примирение? - Тирош. Труды второй молодежной конференции СНГ по иудаике. Вып. II. М.: 1998. С.146-153.
  • Мороз Е. Ведизм и фашизм// Барьер, № 3, 1993. С. 4-8.
  • Нестерова Т. Фашистская мистика: религиозный аспект фашистской идеологии // Религия и политика в XX веке. Материалы второго Коллоквиума российских и итальянских историков. М., 2005, с. 17-29
  • Мануэль Саркисянц. Английские корни немецкого фашизма. От британской к австробаварской «расе господ»
  • Родзаевский К. В. Завещание русского фашиста. М., 2001.
  • Соловей В. Фашизм в России: концептуальные подходы - Демократия и фашизм. М., 1995. С.45-54.
  • Стефан Д. Русские фашисты. Трагедия и фарс в эмиграции, 1925-1945 - М.: Слово, 1992.
  • Крысин Михаил. Прибалтийский фашизм. История и современность. ИЗДАТЕЛЬСТВО: Вече. 2007. СТРАНИЦ: 576. ISBN 978-5-9533-1852-5
  • Умланд А. Старый вопрос, поставленный заново: что такое «фашизм»? (теория фашизм Роджера Гриффина)// Политические исследования, № 1 (31), 1996
  • Филатов С. Новое рождение старой идеи: православие как национальный символ// Полис (политические исследования), № 3, 1999.
  • Шнирельман В. Евразийцы и евреи // Вестник Еврейского университета в Москве, № 12 (11), 1996. С.4-45.
  • Язык мой… Проблема этнической и религиозной нетерпимости в российских СМИ - Под ред. Верховского А. М.: РОО «Панорама», 2002.

Иноязычные издания

  • Agursky M. The Third Rome: National Bolshevism in the USSR - Boulder, 1987.
  • Allersworth W. The Russian Question: Nationalism, Modernization, and Post-Communist Russia - Lanham, MD: Bowman and Littlefild, 1998.
  • Antisemitism, Xenophobia and religious Persecution in Russia’s Regions - Washington, 1999.
  • Brundy Y. Reinventing Russia. Russian Nationalism and the Soviet State, 1953-1991 - Cambridge, Massachusetts, London: Harvard university press, 1998
  • Die schwarze Front: Der neue Antisemitismus in der Sowjetunion - Reinberk bei Hamburg, 1991.
  • Dunlop J. The Faces of Contemporary Russian Nationalism - Princeton: Princeton university press, 1983.
  • Dunlop J. Alexander Barkashov and the Rise of National Socialism in Russia// Demokratizatsiya: The Journal of Post-Soviet Democratization, 1996, Vol. 4, № 4. P.519-530.
  • Griffin R. The Nature of Fascism - London, 1993.
  • Griffin R. Fascism - Oxford, 1995.
  • Laquer W. Black Hundred: The Rise of the Extreme Right in Russia - New York, 1993.
  • Parland T. The Rejection of Totalitarian Socialism and Liberal Democracy: A Study of the Russian New Right// Commentationes Scenarium Socialium, 46th Vol., Helsinki, 1993.
  • Pribylovsky V. A Survey of Radical Right-Wing Groups in Russia// RFE/RL Research Report, № 16, 1994.
  • Pribylovsky V. What Awaits Russia: Fascism or a Latin American-style Dictatorship?// Transition, vol. I, № 23. 23 June 1995.
  • Shenfield S. Russian Fascism: Traditions, Tendencies, Movements - USA: M.E.Sharpe, 2000.
  • Simonsen S. Alexander Barkashov and Russian National Unity: Blackshirt Friends of the Nation// Nationalities Papers, Vol.24, № 4.
  • Williams Ch., Hanson S. National-Socialism, Left Patriotism, or Superimperialism? The «Radical Rigth» in Russia. - The Radical Right in Central and Eastern Eurpoe since 1989. Ed. by Ramet S. The Pennsylvania State University Press, University Park, Pennsilvania, 1999. P. 257-279.
  • Stepanov S. Silent Lie: Soviet Fascism - Ukraine: Kievizdat, 2008.
  • Ramone T. Stalinism - Eastern Fascism? - London, 1968.

Wikimedia Foundation . Толковый словарь Ожегова

- [ит.] – приверженец фашизма; член фашистской организации Большой словарь иностранных слов. Издательство «ИДДК», 2007 … Словарь иностранных слов русского языка

фашист - см.: Получи, фашист, гранату! … Словарь русского арго

I м. 1. Приверженец фашизма. 2. Член фашистской организации. 3. разг. Солдат или офицер гитлеровской Германии, воевавший с СССР в 1941 1945 гг. II м. 1. разг. сниж. Крайне злобный, агрессивный человек. 2. Употребляется как порицающее или бранное… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Фашист, фашисты, фашиста, фашистов, фашисту, фашистам, фашиста, фашистов, фашистом, фашистами, фашисте, фашистах (

В современном обществе термины «нацизм», «национализм» и «фашизм» часто могут восприниматься как синонимы, однако это не так. Два термина, а именно нацизм и фашизм, были отождествлены во время Великой Отечественной войны, поскольку Италия и Германия выступали в данной войне на одной стороне. Именно тогда появилось словосочетание «фашистская Германия», которое очень не нравилось пленным немцам. Национализм и нацизм и вовсе практически неотличимы для обычного человека. Но если смысл у этих понятий один, как же их различить и и нацизм?

Фашизм и франкизм

Фашизм в переводе с итальянского означает «объединение» или «пучок». Данный термин означает обобщение крайне правых политических движений, а также их идеологии. Также он обозначает политические режимы диктаторского типа, которые возглавляются данными движениями. Если брать более узкое понятие, то под фашизмом подразумевается массовое политическое движение, которое существовало на территории Италии в 20-40-х годах ХХ века под руководством Муссолини.

Помимо Италии, фашизм также существовал в Испании во время правления генерала Франко, отчего он получил несколько иное название — франкизм. Фашизм был и в Португалии, Венгрии, Румынии, Болгарии, а также во многих Если верить работам советских ученых, то к фашизму стоит отнести и национал-социализм, существовавший в Германии, однако чтобы разобраться в этом, необходимо понять, что такое нацизм?

Признаки фашистского государства

Как же отличить фашистское государство от других? Несомненно, у него есть свои признаки, которые позволяют отделить его от других стран, где властвует диктатор. Основные черты идеологии фашизма - это:

  • Вождизм.
  • Корпоративизм.
  • Милитаризм.
  • Экстремизм.
  • Национализм.
  • Антикоммунизм.
  • Популизм.

Фашистские партии, в свою очередь, возникают тогда, когда страна находится в состоянии экономического кризиса, притом в том случае, если он влияет на состояние политической и социальной сферы.

После окончания Второй мировой войны понятие «фашист» обрело очень негативную окраску, поэтому для любой политической группы стало крайне непопулярно относить себя к данному направлению. В советских СМИ традиционно фашизмом назывались все антикоммунистические военные диктатуры. В качестве примера можно привести военную хунту Пиночета на территории Чили, а также режимы Стресснера в Парагвае.

Фашизм не синоним слову национализм, поэтому не стоит путать два этих понятия. Нужно просто разобраться, и нацизм.

Национализм

Следующий термин, который следует узнать, чтобы понять что такое нацизм — это национализм. Он являет собой одно из направлений политики, в качестве основополагающего принципа которого выступает тезис главенства нации в государстве. Данное политическое движение стремится отстоять интересы какой-либо определенной национальности. Но так происходит не всегда. Иногда национализм может формировать народ не только по принципу одной крови, но и по принципу территориальной принадлежности.

Как отличить национализм от нацизма?

Главные отличия нацизма от национализма состоят в том, что представители второго более терпимо относятся к другим этносам, но не стремятся с ними сближаться. Помимо этого, они, как уже упоминалось выше, могут быть сформированы по территориальным или же религиозным признакам. Также реже противоречит экономике, свободомыслию и свободе слова. Оно умеет качественно вклиниваться в правовое поле государства и способно справляться с Тот, кто понимает, что такое нацизм, должен знать, что при нем государство следует тоталитарным устоям, и в нем нет места свободомыслию.

Нацизм

Что такое нацизм? Определение этого понятия стало широко известно всему миру после окончания Второй мировой войны. Именно Третий рейх является основным примером, благодаря которому можно понять, что такое нацизм. Под этим понятием понимается та форма общественного устройства государства, при которой социализм объединяется с крайней степенью расизма и национализма.

Цель нацизма состояла в том, чтобы объединить на обширной территории общность расово чистых, арийских людей, которые смогут привести страну к процветанию на протяжении веков.

По мнению Гитлера, социализм являлся древнеарийской традицией. По мнению высокопоставленных лиц Третьего рейха, именно их предки впервые начали использовать земли сообща, старательно развивая идею о всеобщем благе. Коммунизм, по их словам, не являлся социализмом, а был лишь замаскированным марксизмом.

Основными идеями национал-социализма являлись:

  • Антимарксизм, антибольшевизм.
  • Расизм.
  • Милитаризм.

Таким образом, можно понять, что такое фашизм и нацизм, а также национализм. Это три совершенно разных понятия, которые, несмотря на некоторое сходство, не являются синонимами. Но, несмотря на факты, многие люди по сей день считают их одним целым.

Фашизм (итал. fascismo, от fascio – пучок, связка, объединение), политическое течение, возникшее в капиталистических странах в период общего кризиса капитализма и выражающее интересы наиболее реакционных и агрессивных сил империалистической буржуазии. Ф. у власти – террористическая диктатура самых реакционных сил монополистического капитала, осуществляемая с целью сохранения капиталистического строя. Важнейшие отличительные черты Ф. – применение крайних форм насилия для подавления рабочего класса и всех трудящихся, воинствующий антикоммунизм, шовинизм, расизм, широкое использование государственно-монополистических методов регулирования экономики, максимальный контроль над всеми проявлениями общественной и личной жизни граждан, разветвленные связи с достаточно значительной частью населения, не относящейся к правящим классам, способность путём националистической и социальной демагогии мобилизовать и политически активизировать её в интересах эксплуататорского строя (массовая база Ф. – по преимуществу средние слои капиталистического общества). Внешняя политика Ф. – политика империалистических захватов.

Общность черт, присущих Ф. как политическому течению, не исключает существования различных его форм, определяемых часто степенью преобладания политических или милитаристских сил. Преобладание милитаристских сил характерно для военно-фашистских режимов.

В борьбе за создание массовой социальной базы Ф. выдвинул систему взглядов (т. н. фашистская идеология), использовавшую в значительной мере реакционного учения и теории, сложившиеся до его появления (расистские идеи Ж. А. де Гобино , Ж. В. де Лапужа , Х. Чемберлена и др.; антидемократические концепции Ф. Ницше и О. Шпенглера , антисемитизм; геополитика , пангерманизм и т. д.).

В центре фашистской идеологии – идеи военной экспансии, расового неравенства, «классовой гармонии» (теория «народного сообщества» и «корпоративности»), вождизма («принцип фюрерства»), всевластия государственной машины (теория «тотального государства»). В наиболее концентрированном виде эти идеи были выражены в книге А. Гитлера «Майн кампф» (1925). Весьма существенная черта фашистской идеологии – крикливая демагогия с целью маскировки её истинного содержания. Этой цели служило, в частности, спекулятивное использование Ф. популярности идей социализма в массах.

Возникнув как реакция на революционный подъём, наступление которого возвестила Великая Октябрьская социалистическая революция в России, Ф. превратился в ожесточённого и опасного противника всего прогрессивного человечества и прежде всего международного революционного рабочего движения. Первые фашистские организации появились весной 1919 в Италии в виде полувоенных дружин из националистически настроенных бывших фронтовиков. В октябре 1922 фашистами, превратившимися в крупную политическую силу, был инсценирован вооружённый «поход на Рим», давший правящим кругам Италии предлог для назначения 31 октября 1922 премьер-министров главаря итальянских фашистов («дуче») Б. Муссолини. В течение последующих четырёх лет фашистское руководство постепенно ликвидировало буржуазно-демократические, свободы, устанавливало всевластие фашистской олигархии. В 30-х гг. в Италии было завершено создание корпоративного государства, содействовавшее милитаризации итальянской экономики. Демократическое профсоюзное движение, экономические и политические завоевания рабочего класса были ликвидированы. правительство Муссолини проводило всё более активно политику империалистической экспансии. В 1935 фашистская Италия развязала войну против Эфиопии, после захвата которой (1936) приняла участие в интервенции против республиканской Испании (1936–1939), в 1939 захватила Албанию, в октябре 1940 напала на Грецию, а ещё раньше, в июне того же года, объявила войну Франции, вступив тем самым во вторую мировую войну 1939–45 . В ходе этой войны фашистский режим в Италии потерпел крушение (1943).

Нем. фашистская Национал-социалистская партия возникла в 1919 (официальное название – Национал-социалистская немецкая рабочая партия отражало стремление её организаторов использовать в интересах крайней реакции влияние идей социализма среди герм.(германский) трудящихся). В обстановке углублявшегося политического кризиса, опираясь на поддержку группы крупных монополий и заключив союз с влиятельными кругами в руководстве рейхсвера, вождь («фюрер») герм.(германский) фашистов Гитлер получил в конце января 1933 мандат на формирование правительства. Инсценировав поджог рейхстага и приписав вину за него коммунистам (см. Лейпцигский процесс 1933 ), германские фашисты в течение нескольких месяцев полностью «унифицировали» страну, обрушив кровавый террор на все демократические и либеральные течения, бросая в тюрьмы и физически уничтожая всех действительных и потенциальных противников нацистского режима. Вслед за Коммунистической партией были запрещены Социал-демократическая и все традиционные буржуазные партии. Были распущены все общественные организации и прежде всего профсоюзы, лишён своих прерогатив парламент, отменены все формы общественного контроля за государственной администрацией. Созданный национал-социализмом механизм диктатуры включал в себя отличавшийся крайней жестокостью террористический аппарат (СА, СС, Гестапо, а также «Народный трибунал» и др. органы фашистской юстиции), аппарат организационного воздействия на население (Национал-социалистская партия, Национал-социалистский женский союз, Гитлеровская молодёжь, Немецкий рабочий фронт, организация «Сила через радость» и т. д.), контролировавший все формы общественной деятельности, а также аппарат по пропагандистской обработке масс (возглавлялся министерством пропаганды). В тесном союзе с генералитетом гитлеровское правительство проводило форсированную милитаризацию Германии. Незамедлительно был взят курс на милитаризацию экономики, сопровождавшийся осуществлением различных форм государственно-монополистического регулирования (государственные капиталовложения, главным образом на военные цели, налоговая политика, политика кредитов и запланированной инфляции, административный контроль над хозяйственным развитием, принудительное синдицирование или картелирование промышленности, создание новых объединений монополистов и др.). Были разорваны международные соглашения, ограничивавшие вооружение Германии, и проведён ряд агрессивных актов, рассчитанных на укрепление военно-стратегических позиций герм.(германский) империализма в его борьбе за мировое господство. В 1936–39 Германия совместно с Италией участвовала в интервенции против республиканской Испании. В 1938 было совершено насильственное присоединение (аншлюс) Австрии, в 1938–39 захвачена и расчленена Чехословакия. Нападением на Польшу в сентябре 1939 фашистская Германия развязала 2-ю мировую войну.

Оказавшись у власти в Италии и Германии, фашисты поставили под свою эгиду многочисленные фашистские и профашистские организации за рубежом. В некоторых странах эти организации стали представлять серьёзную опасность для буржуазно-демократических режимов. В период между двумя мировыми войнами были установлены режимы фашистского типа в ряде государств Восточной и Центральной Европы: в Венгрии (режим Хорти), Австрии, Польше («санационный режим»), Румынии, прибалтийских государствах и т. д. Под влиянием Италии и Германии развивалось фашистское движение в Испании, где после кровопролитной гражданской войны 1936–39 (см. в ст. Испанская революция 1931–39 ) была установлена (март 1939) при военной и политической поддержке итальянских и германских интервентов фашистская диктатура Франке. Ещё раньше в Португалии утвердилась фашистская диктатура Салазара.

К середине 30-х гг. Ф. вырос в смертельную угрозу не только для рабочего и демократического движения отдельных стран, но и для всего человечества, поставив под вопрос существование многих народов. Осознание серьёзности этой угрозы привело к возникновению широкого антифашистского движения, основанного на сплочении всех политических сил, готовых оказать сопротивление Ф. Главную роль в организации такого сопротивления сыграли коммунистические партии, следовавшие решениям 7-го конгресса Коминтерна о едином рабочем и народном фронте (1935; см.(смотри) в ст. Коммунистический Интернационал ) с учётом особенностей обстановки в каждой отдельной стране. В странах, где Ф. находился у власти, коммунисты встали во главе подпольного антифашистского движения (см. Антифашистское движение ). В годы 2-й мировой войны фашистские оккупанты ввели в действие тщательно разработанную систему массового уничтожения людей на захваченных территориях. По некоторым подсчётам, через концентрационные лагеря и лагеря смерти, организованные национал-социалистами (см. Концентрационные лагеря немецко-фашистские ), прошло приблизительно 18 млн. чел. всех национальностей Европы. Из них 11 млн. чел. были зверски умерщвлены. Фашистский террор на оккупированных территориях, геноцид , преднамеренное уничтожение миллионов людей во всей полноте раскрыли бесчеловечную сущность Ф., который навлек на себя ненависть народов всего мира. В фашистском тылу, на оккупированных территориях и в самих фашистских странах возникло антифашистское Движение Сопротивления , подрывавшее боевую мощь фашистской армии и прочность фашистских режимов.

Разгром в 1945 Германии и её союзников силами антигитлеровской коалиции при решающем участии СССР нанёс тяжёлый удар по Ф. Однако в некоторых капиталистических странах (Испания, Португалия) правящим классам удалось в послевоенные годы продлить существование диктаторских режимов фашистского типа. В странах, возглавлявших фашистский блок, корни Ф. были ликвидированы не полностью. Начавшаяся после 2-й мировой войны «холодная война» привела к оживлению наиболее реакционных, в том числе фашистских, элементов и в тех капиталистических государствах, которые входили в прошлом в состав антигитлеровской коалиции. Не менее важно и то, что социальные и политические процессы, породившие Ф. и превратившие его на определённом историческом этапе в весьма влиятельную силу (развитие государственно-монополистического капитализма и углубление общего кризиса капитализма, экономические и политические потрясения в странах капиталистического мира), продолжают происходить и в современном капиталистическом обществе. В капиталистических странах, правящие круги которых придерживаются традиционных методов правления, сложилась более или менее влиятельная крайне правая оппозиция, в ряде случаев откровенно фашистская или полуфашистская по своему характеру. Сила и влияние этой оппозиции колеблются в зависимости от изменения экономической конъюнктуры и состояния международной обстановки, возрастая нередко при обострении кризисных явлений внутри страны и на международной арене и ослабевая при смягчении напряжённости.

В некоторых случаях фашистские и полуфашистские элементы в союзе с милитаристскими силами предпринимают попытки захватить господствующие позиции путём военных переворотов. В апреле 1967 был осуществлен государственный переворот в Греции, в сентябре 1973 – в Чили. В этих странах была установлена террористическая военно-фашистская диктатура. Значительно раньше (в 1954) утвердилась террористическая диктатура в Парагвае. Большое влияние на внутреннюю и внешнюю политику оказывает реакционная военщина и в ряде других латиноамериканских стран.

В новых условиях фашистские силы, естественно, принимают новое обличье, стремясь нередко отгородиться от скомпрометировавших себя фашистских движений прошлого. Поэтому, говоря о современном Ф., чаще всего употребляют термин неофашизм . В условиях обострения общего кризиса капитализма неофашистские силы широко применяют т. н. стратегию напряжённости, организуя террористические и др. подрывные акции. Основная цель этой стратегии в том, чтобы создать у политически неустойчивой части общественности впечатление полной неспособности парламентских правительств обеспечить общественый порядок и тем самым толкнуть группы умеренно консервативных избирателей в объятия «легальных» неофашистов. В целом, однако, позиции Ф. после 2-й мировой войны гораздо слабее, чем до неё. Свержение Ф. в Португалии (апрель 1974), Греции (июль 1974), а также крах франкизма в Испании – убедительное свидетельство слабости фашистских режимов в современных условиях. Расстановка классовых сил в промышленно развитых капиталистических странах в ряде случаев ограничивает самовластие монополистической буржуазии. Форсируемой власть имущими тенденции к сдвигу вправо противостоит тенденция к сдвигу влево – к расширению демократии, являющаяся результатом упорной борьбы народных масс и прежде всего рабочего класса. В обстановке распространения антифашистских настроений и роста притягательной силы социализма правящие классы капиталистических стран часто считают опасным переход от буржуазно-демократических форм правления к открыто фашистским методам.

Важнейшая преграда Ф. – создание сплочённого фронта демократических сил.

Источн. и лит.: Резолюции VII Всемирного конгресса Коммунистического Интернационала, М., 1935; VII Kongress der Kommunistischen Internationale, Moskau, 1935; VII Congress of the Communist International. Abridged stenographic report of proceedings, Moscow, 1939; VII Конгресс Коммунистического Интернационала и борьба против фашизма и войны, М., 1975; О фашистской диктатуре в Германии, М., 1934 (Коминтерн в документах); Грамши А., Избр. произв.(произведение), т. 1–3, М., 1957–59; Датт П., Фашизм и социалистическая революция, пер.(перевод) с англ.(английский), М., 1935; Димитров Г., Избр. произв.(произведение), пер.(перевод) с болг.(болгарский), т. 1–2, М., 1957; его же, В борьбе за единый фронт против фашизма и войны. Статьи и речи 1935-1937, М., 1937; Куусинен О., Фашизм, опасность войны и задачи коммунистических партий, М., 1934; Пик В., Избр. произв.(произведение), пер.(перевод) с нем.(немецкий), М., 1956; Тельман Э., Избр. статьи и речи, пер.(перевод) с нем.(немецкий), т. 1–2, М., 1957–58: Тольятти П., О задачах Коммунистического Интернационала в связи с подготовкой империалистами новой мировой войны, М., 1935; Эрколи (П. Тольятти), Какова была социальная база фашизма?, «Коммунистич. Интернационал», 1926, № 4; его же. Лекциио фашизме, [пер. с итал.(итальянский)], М., 1974; Zetkin С., Gegen Faschismus und imperialistischen Krieg, B., 1955; Нюрнбергский процесс над главными немецкими военными преступниками. Сб. материалов, т. 1–7, М., 1957 – 61: Der Hitler-Putsch. Bayerische Dokumente zum 8/9 November 1923, Stuttg., 1962; Jochmann W., Nationalsozialismus und Revolution. Dokumente. Fr./M.,1963; Hofer W., Der Nationalsozialismus. Dokumente 1933–1945, Fr./M., 1957; Бухенвальд. Док-ты и сообщения, М., 1962; Враг всего мира. Факты и док-ты, пер.(перевод) с нем.(немецкий), М., 1962; Zur Gcschichte der deutschen antifaschistischen Widerstandsbewegung. 1933 – 1945, В., 1958; Die Geschichte der deutschen Arbeiterbewegung, Bd 4 – 5, В., 1966; Безыменский Л. А., Германские генералы – с Гитлером и без него, М., 1961; Бланк А. С., Коммунистическая партия Германии в борьбе против фашистской диктатуры (1933-1945), М., 1964: Галкин А. А., Германский фашизм, М., 1967; его же, Социология неофашизма, М., 1971; Генри Э., Есть ли будущее у неофашизма?, М., 1962: Гинцберг Л. И., Тень фашистской свастики. Как Гитлер пришел к власти, М., 1967; его же, На пути в имперскую канцелярию. Германский фашизм рвется к власти, М., 1972; Джулио Ю., Фашистская Италия, [пер. с итал.(итальянский)], М. – Л., 1929; Лопухов Б. Р., Фашизм и рабочее движение в Италии 1919–1929. М., 1968; НДП – новая нацистская партия. Сб. статей, пер.(перевод) с нем.(немецкий), М., 1968; Розанов Г. Л., Германия под властью фашизма (1933–1939), 2 изд., М., 1964; Алатри П., Происхождение фашизма, пер.(перевод) с итал.(итальянский), М., 1961; Винцер О., 12 лет борьбы против фашизма и войны, пер.(перевод) с нем.(немецкий), М., 1956; Гейден К., История германского фашизма, пер.(перевод) с нем.(немецкий), М. – Л., 1935; Kis А., Az olasz fasizmus törtenete, , 1970.



Просмотров