Что создал аристотель. Что открыл Аристотель

Аристотель (лат. Aristotle) (384 год до нашей эры, Стагира, полуостров Халкидика, Северная Греция – 322 год до нашей эры, Халкис, остров Эвбея, Средняя Греция), древнегреческий ученый, философ, основатель Ликея, учитель Александра Македонского.
Отец Аристотеля – Никомах, был врачом при дворе македонских царей. Он сумел дать сыну хорошее домашнее образование, знание античной медицины. Влияние отца сказалось на научных интересах Аристотеля, его серьезных занятиях анатомией. В 367 году, в возрасте семнадцати лет, Аристотель отправился в Афины, где стал учеником Академии Платона. Через несколько лет Аристотель сам начал преподавать в Академии, стал полноправным членом содружества философов-платоников. В течение двадцати лет Аристотель работал вместе с Платоном, но был самостоятельным и независимо мыслящим ученым, критически относился к воззрениям своего учителя. После смерти Платона в 347 году Аристотель выходит из Академии и переселяется в город Атарней (Малая Азия), которым правил ученик Платона Гермий.

После смерти Гермия в 344, Аристотель жил на острове Лесбос, а в 343 году македонский царь Филипп II пригласил ученого стать учителем своего сына Александра. После того как Александр взошел на престол, Аристотель в 335 вернулся в Афины, где основал собственную философскую школу. Местом школы стал гимнасий неподалеку от храма Апполона Ликейского, поэтому школа Аристотеля получила название Ликей. Читать лекции Аристотель любил, прогуливаясь с учениками по дорожкам сада. Так появилось еще одно название Ликея – перипатетическая школа (от перипато – прогулка). Представители перипатетической школы помимо философии занимались и конкретными науками (историей, физикой, астрономией, географией).

В 323 году до нашей эры после смерти Александра Македонского в Афинах начался антимакедонский мятеж. Аристотеля, как македонца, не оставили в покое. Его обвинили в религиозном непочитани, и он был вынужден покинуть Афины. Последние месяцы жизни Аристотель провел на острове Эвбея.

Научная продуктивность Аристотеля была необычайно высокой, его труды охватывали все отрасли античной науки. Он стал основоположником формальной логики, создателем силлогистики, учения о логической дедукции. Логика у Аристотеля – не самостоятельная наука, а методика суждений, применимая к любой науке. Философия Аристотеля содержит учение об основных принципах бытия: действительности и возможности (акт и потенция), о форме и материи, действующей причине и цели (см. Энтелехия). В основе метафизики Аристотеля лежит учение о принципах и причинах организации бытия. В качестве начала и первопричины всего сущего Аристотель выдвинул понятие субстанционального разума. Для классификации свойств бытия Аристотель выделил десять предикатов (сущность, количество, качество, отношения, место, время, состояние, обладание, действие, страдание), которые всесторонне определяли субъект. Аристотель установил четыре начала (условия) бытия: форма, материя, причина и цель. Главное значение имеет соотношение формы и материи.

В натурфилософии Аристотель следует следующим принципам: Вселенная конечна; все имеет свою причину и цель; постигать природу математикой невозможно; физические законы не имеют всеобщего характера; природа выстроена по иерархической лестнице; следует не объяснять мир, а классифицировать его составляющие с научной точки зрения. Природу Аристотель разделял на неорганический мир, растения, животных и человека. Человека от животных отличает наличие разума. А так как человек представляет собой общественное существо, важное значение в учении Аристотеля имеет этика. Основной принцип аристотелевой этики – разумное поведение, умеренность (метриопатия).

В политике Аристотель дал классификацию форм государственного устройства, к наилучшим формам он отнес монархию, аристократию и политию (умеренную демократию), к наихудшим – тиранию, олигархию, охлократию. В учении об искусстве Аристотель утверждал, что суть искусства – подражание (мимесис). Он ввел понятие катарсиса (очищения человеческого духа), как цели театральной трагедии, предложил общие принципы построения художественного произведения.

Три книги трактата «Риторика» Аристотель посвятил ораторскому искусству. В этом трактате риторика обрела стройную систему, была увязана с логикой и диалектикой. Аристотель создал теорию стиля и разработал основные принципы классической стилистики.
Сохранившиеся произведения Аристотеля можно расположить по четырем основным группам, согласно предложенной им классификацией наук:

1. Сочинения по логике, составившие свод «Органон» (труды «Категории», «Об истолковании», первая и вторая «Аналитика», «Топика»);
2. Сводный труд о началах бытия, называемый «Метафизика»;
3. Естественнонаучные работы («Физика», «О небе», «Метеорология», «О происхождении и уничтожении», «История животных», «О частях животных», «О возникновении животных», «О движении животных»);
4. Работы в которых рассматриваются проблемы общества, государства, права, исторические, политические, этические, эстетические вопросы («Этика», «Политика», «Афинская полития», «Поэтика», «Риторика»).
Космология Аристотеля при всех достижениях (сведение всей суммы видимых небесных явлений и движений светил в стройную теорию) в некоторых частях была отсталой в сравнении с космологией Демокрита и пифагореизма. Влияние геоцентрической космологии Аристотеля сохранялось вплоть до Коперника. Аристотель руководствовался планетной теорией Евдокса Книдского, но приписал планетным сферам реальное физическое существование: Вселенная состоит из ряда концентрич. сфер, движущихся с различными скоростями и приводимых в движение крайней сферой неподвижных звёзд. «Подлунный» мир, т. е. область между орбитой Луны и центром Земли, есть область беспорядочных неравномерных движений, а все тела в этой области состоят из четырёх низших элементов: земли, воды, воздуха и огня. Земля как наиболее тяжёлый элемент занимает центральное место, над ней последовательно располагаются оболочки воды, воздуха и огня. «Надлунный» мир, то есть область между орбитой Луны и крайней сферой неподвижных звёзд, есть область вечноравномерных движений, а сами звёзды состоят из пятого – совершеннейшего элемента – эфира.

В области биологии одна из заслуг Аристотеля – его учение о биологической целесообразности, основанное на наблюдениях над целесообразным строением живых организмов. Образцы целесообразности в природе Аристотель видел в таких фактах, как развитие органических структур из семени, различные проявления целесообразно действующего инстинкта животных, взаимная приспособленность их органов и т.д. В биологических работах Аристотеля, служивших долгое время основным источником сведений по зоологии, дана классификация и описание многочисленных видов животных. Материей жизни является тело, формой – душа, которую Аристотель назвал «энтелехией». Соответственно трём родам живых существ (растения, животные, человек) Аристотель различал три души, или три части души: растительную, животную (ощущающую) и разумную.

В этике Аристотеля выше всего ставится созерцательная деятельность разума («диано-этические» добродетели), которая, по его мысли, заключает в себе ей одной свойственное наслаждение, усиливающее энергию. В этом идеале сказалось характерное для рабовладельческой Греции 4 в. до н. э. отделение физического труда, составлявшего долю раба, от умственного, составлявшего привилегию свободных. Моральным идеалом Аристотеля является бог – совершеннейший философ, или «мыслящее себя мышление». Этическая добродетель, под которой Аристотель понимал разумное регулирование своей деятельности, он определял как середину между двумя крайностями (метриопатия). Например, щедрость – середина между скупостью и расточительностью.

Искусство Аристотель рассматривал как особый, основанный на подражании вид познания и ставил его в качестве деятельности, изображающей то, что могло бы быть выше исторического познания, имеющего своим предметом воспроизведение однократных индивидуальных событий в их голой фактичности. Взгляд на искусство позволил Аристотелю – в «Поэтике» и «Риторике» – развить глубокую, сближающуюся с реализмом теорию искусства, учение о художественной деятельности и о жанрах эпоса и драмы.
Аристотель различал три хорошие и три дурные формы управления государством. Хорошими он считал формы, при которых исключена возможность корыстного использования власти, а сама власть служит всему обществу; это – монархия, аристократия и «полития» (власть среднего класса), основанная на смешении олигархии и демократии. Напротив, дурными, как бы выродившимися, видами этих форм Аристотель считал тиранию, чистую олигархию и крайнюю демократию. Будучи выразителем полисной идеологии, Аристотель был противником больших государственных образований. Теория государства Аристотеля опиралась на огромный изученный им и собранный в его школе фактический материал о греческих городах-государствах. Учение Аристотеля оказало громадное влияние на последующее развитие философской мысли.
В трудах Аристотеля отразился весь научный и духовный опыт Древней Греции, он стал эталоном мудрости, оказал неизгладимое влияние на ход развития человеческой мысли.

Литература
Большая советская энциклопедия.
Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А.

Аристотель родился на побережье Эгейского моря, в Стагире. Год рождения его находится в промежутке 384-332 годов до н.э. Будущий философ и энциклопедист, получил хорошее образование, ведь его отец и мать служили врачами у царя, деда Александра Македонского.

В 17-летнем возрасте подающий надежды юноша, обладая энциклопедическими знаниями, поступил в Академию самого , которая располагалась в Афинах. Там он пробыл целых 20 лет, вплоть до смерти своего учителя, которого достаточно высоко ценил и в то же время позволял себе входить с ним в споры из-за разных взглядов на значимые вещи и идеи.

Покинув греческую столицу, Аристотель стал личным наставником и переехал в Пеллу на 4 года. Отношения между воспитателем и учеником складывались достаточно тепло, до того момента, пока Македонский не взошел на трон с завышенными амбициями - покорить весь мир. Великий естествоиспытатель не одобрял этого.

Аристотель открыл собственную философскую школу в Афинах - Ликей, которая имела успех, однако после смерти Македонского началось восстание: взгляды ученого не были поняты, его назвали богохульником и атеистом. Местом смерти Аристотеля, многие идеи которого живы до сих пор, называют остров Эвбея.

Великий естествоиспытатель

Значение слова «естествоиспытатель»

Слово естествоиспытатель состоит из двух производных, поэтому дословно это понятие можно принять как «проверять природу». Следовательно, естествоиспытателем называется учёный, который изучает законы природы и ее явлений, а естествоиспытание представляет собой науку о природе.

Что изучал и описывал Аристотель?

Аристотель любил мир, в котором жил, жаждал познать его, овладеть сутью всего сущего, проникнуть в глубинный смысл предметов и явлений и передать свои знания последующим поколениям, предпочитая сообщение точных фактов. Одним из первых он основал науку в самом широком её понимании: впервые создал систему природы – физику, определяя её основное понятие – движение. В его творчестве не было ничего важнее изучения живых существ, а, значит, и биологии: он раскрывал суть анатомии животных, описывал механизм движения четвероногих, изучал рыб и моллюсков.

Достижения и открытия

Аристотель внёс огромный вклад в древнее естествознание – предложил собственную систему мира. Так, он считал, что в центре находится неподвижная Земля, вокруг которой двигаются небесные сферы с закрепленными планетами и звездами. При этом девятая сфера является этаким двигателем Вселенной. Кроме того, величайший мудрец древности предугадывал учение о естественном отборе Дарвина, он демонстрировал глубинное понимание геологии, в частности, о происхождении окаменелостей в Малой Азии. Метафизика нашла воплощение во многих произведениях древнего грека – «О небе», «Метеорология», «О возникновении и уничтожении» и других. Наука же в целом была для Аристотеля высшей ступенью познания, ведь ученый создал так называемую «лестницу познания».

Вклад в философию

Основополагающее место в деятельности исследователя занимала философия, которую он делил на три вида - теоретическую, практическую и поэтическую. В трудах по метафизике Аристотель развивает учение о причинах всего сущего, определяя четыре основные: материю, форму, производящую причину и цель.

Учёный одним из первых раскрыл законы логики и классифицировал свойства бытия по определенным признакам, философским категориям. В основе лежала убежденность учёного в материальности мира. Его теория основана на том, что сущность находится в самих вещах. Аристотель дал собственную трактовку платоновской философии и точное определение бытия, а также досконально изучил проблемы материи, чётко определил её сущность.

Взгляды на политику

Аристотель принимал участие в разработках основных сфер знаний того времени - и политика не исключение. Он уделил особое внимание значению наблюдения и опыта и был сторонником умеренной демократии, понимая справедливость как общее благо. Именно справедливость, по мнению древнего грека, должна стать главной политической целью.

Он был убежден, что политическое устройство должно иметь три ветви: судебную, административную и законодательную. Формы правления у Аристотеля - это монархия, аристократия и полития (республика). Причем правильной он называет исключительно последнюю, ведь она сочетает в себе лучшие стороны олигархии и демократии. Говорил учёный и о проблеме рабства, обращая внимание на то, что все эллины должны быть рабовладельцами, своеобразными хозяевами мира, а остальные народы - их верными слугами.

Этика и учение о душе

Невозможно недооценить и вклад Аристотеля в психологическую науку, ведь его учение о душе является центром всех мировоззренческих взглядов. В соответствии с представлениями мудреца, душа связана с одной стороны - с материальной составляющей, а с другой - с духовной, т.е. с Богом. Она представляет собой только естественное тело. Иными словами, всё живое имеет душу, которых по убеждению ученого, всего три вида: растительная, животная и человеческая (разумная). Однако мнение о переселении душ древнегреческий философ категорически опровергал, считая душу хоть и не телом, но его неотделимой частью, и уверяя, что душе небезразлично, в чьей именно оболочке она пребывает.

Этика Аристотеля - это, в первую очередь, «правильная норма» поведения человека. Причём норма не имеет теоретических оснований, а обуславливается особенностями социума. Центральный принцип его этики - это разумное поведение и умеренность. Ученый был убежден, что только через мышление человек делает свой выбор, а творчество и поступки - это не одно и то же.

Значение трудов Аристотеля

Взгляды Аристотеля были распространены арабами по всей средневековой Европе и были поставлены под сомнение только во время технической революции середины 16 века. Все лекции ученого были собраны в книги - 150 томов, десятая часть которых сохранилась и до наших дней. Это биологические трактаты, философские сочинения, работы об искусстве.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя

Аристотеля считают одним из наиболее выдающихся философов Древней Греции. Родился он на территории полуострова Халкидики в македонском городе Стагира в 383 -384 году до нашей эры (точная дата на данный момент не известна). Отца его звали Никомах, и несмотря на свое «варварское» происхождение, ему выпала честь служить врачевателем, приближенным к македонскому царю Аминте Второму. Существует легенда, согласно которой Никомах является выходцем из рода Махаона, эпического героя, воспетого в знаменитой «Илиаде» Гомера. Мать Аристотеля, Фестида, происходила из благородного Эвбейского рода.

Когда юному Аристотелю едва исполнилось 15 лет, он остался круглым сиротой. Опекунство над мальчиком взял Проксен, приходившийся ему дядей по материнской линии, который сумел привить будущему философу любовь к книгам и страсть к изучению различных научных дисциплин. Спустя пару лет молодой Аристотель перекочевал в Афины, где он пополнил ряды студентов известной Академии под управлением самого Платона. Заметив выдающиеся способности молодого человека к обучению, уже через несколько лет ему выделили место преподавателя.

Несмотря на тот факт, что Аристотель входил в число любимчиков Платона, последний нередко обвинял своего рьяного ученика в отсутствии благодарности и должного уважения к именитому учителю. Причиной подобного отношения со стороны наставника были разногласия во взглядах, и то, что Аристотель упорно отстаивал собственную точку зрения, не желая признавать верховенство главы Академии. Именно отсюда берет свое происхождение известное на весь мир изречение «Платон мне друг, но истина дороже». Однако невзирая на все разногласия, Аристотель никогда не отзывался о великом мыслителе в негативном ключе.

Об увлечениях философа

Аристотель с юных лет испытывал страсть к изучению животного мира, составив впоследствии множество научных трудов, в которых присутствовала масса описаний различных млекопитающих, а также моллюсков и представителей водного царства. Его книга, посвященная истории животных, и носившая одноименное название, стала по-настоящему революционной работой, всколыхнувшей буквально весь античный мир. Систематизированное описание разных существ из знаменитой «Истории животных» изучалось в школах вплоть до конца восемнадцатого столетия нашей эры.

Зрелые годы

В период с 368 по 365 годы до нашей эры Аристотель посетил Афины, где он стал основателем собственной школы, которая была расположена неподалеку от храма, посвященного Аполлону Ликейскому. Называлось учебное учреждение «Ликей», а лекционным залом для учеников нередко выступала территория пышного сада, окружающего школу. Здесь преподавались такие предметы, как риторика, физика, биология и ряд других дисциплин.

После смерти Платона, в 348 году до нашей эры, Аристотелю пришлось покинуть стены храма знаний и бежать из Афин. Причиной этому послужил назревающий в Македонии военный конфликт и распри со Спевсипом, возглавившим Академию после кончины ее прежнего руководителя. Из Греции Аристотель по приглашению своего хорошего приятеля, диктатора Гермия, перебрался в Ассос, город, расположенный в Малой Азии. Некоторое время спустя, тирана, боровшегося с персидским игом, убили в результате заговора, и Аристотель был вынужден срочно бежать из Ассоса.

Убегая из объятого восстанием города, Аристотель взял с собой молодую родственницу Гермия по имени Пифиада, которая в дальнейшем стала супругой философа. Прибежищем для молодоженов стал город Митилена, расположенный на греческом острове Лесбос. Здесь случилось событие, ставшее для философа судьбоносным. В 341 году до нашей эры греческий монарх Филипп, отец Александра Македонского, пригласил Аристотеля стать наставником его отпрыска, с ранних лет подававшего большие надежды.

Философу довелось обучить будущего завоевателя азам гуманистической доктрины, медицины и этики, а также основам политического дискурса и естественным наукам. В скором времени захватнические взгляды Македонского вошли в противоречие с воззрениями Аристотеля, и тот отдалился от своего подопечного. Спустя год после смерти завоевателя в 323 году до нашей эры скончался и Аристотель. По одной из версий причиной летального исхода стало отравление ядовитым растением борец. Согласно другой версии, великий философ умер от желудочного заболевания.

Творческое наследие Аристотеля

Из дошедших до наших дней письменных трудов греческого мыслителя сохранился ряд биологических, физических и логических трактатов. В философском сочинении «Метафизика» Аристотель описывает существование в различных аспектах, а в этических сочинениях рассказывается о жизни Эвдема и Никомаха.

Сохранились такие произведения, как «Риторика», «Метеорологика», истории о растениях, животных, пороках, добродетелях, физиогномике и механике.

АРИСТОТЕЛЬ (лат. Aristotle ) (384 до н. э., Стагира, полуостров Халкидика, Северная Греция - 322 до н. э., Халкис, остров Эвбея, Средняя Греция), древнегреческий ученый, философ, основатель Ликея, учитель Александра Македонского.

Отец Аристотеля - Никомах, был врачом при дворе македонских царей. Он сумел дать сыну хорошее домашнее образование, знание античной медицины. Влияние отца сказалось на научных интересах Аристотеля, его серьезных занятиях анатомией. В 367, в возрасте семнадцати лет, Аристотель отправился в Афины, где стал учеником Академии Платона. Через несколько лет Аристотель сам начал преподавать в Академии, стал полноправным членом содружества философов-платоников. В течении двадцати лет Аристотель работал вместе с Платоном, но был самостоятельным и независимо мыслящим ученым, критически относился к воззрениям своего учителя.

После смерти Платона в 347 Аристотель выходит из Академии и переселяется в город Атарней (Малая Азия), которым правил ученик Платона Гермий. После смерти Гермия в 344, Аристотель жил в Митилене на острове Лесбос, а в 343 македонский царь Филипп II пригласил ученого стать учителем своего сына Александра. После того как Александр взошел на престол, Аристотель в 335 вернулся в Афины, где основал собственную философскую школу.

Местом школы стал гимнасий неподалеку от храма Апполона Ликейского, поэтому школа Аристотеля получила название Ликей. Читать лекции Аристотель любил прогуливаясь с учениками по дорожкам сада. Так появилось еще одно название Ликея - перипатетическая школа (от перипато - прогулка). Представители перипатетической школы помимо философии занимались и конкретными науками (историей, физикой, астрономией, географией).

В 323 после смерти Александра Македонского в Афинах начался антимакедонский мятеж. Аристотеля, как македонца, не оставили в покое. Его обвинили в религиозном непочитании и он был вынужден покинуть Афины. Последние месяцы жизни Аристотель провел на острове Эвбея.

Научная продуктивность Аристотеля была необычайно высокой, его труды охватывали все отрасли античной науки. Он стал основоположником формальной логики, создателем силлогистики, учения о логической дедукции. Логика у Аристотеля - не самостоятельная наука, а методика суждений, применимая к любой науке. Философия Аристотеля содержит учение об основных принципах бытия: действительности и возможности (акт и потенция), о форме и материи, действующей причине и цели (смотри Энтелехия). В основе метафизики Аристотеля лежит учение о принципах и причинах организации бытия. В качестве начала и первопричины всего сущего Аристотель выдвинул понятие субстанционального разума. Для классификации свойств бытия Аристотель выделил десять предикатов (сущность, количество, качество, отношения, место, время, состояние, обладание, действие, страдание), которые всесторонне определяли субъект. Аристотель установил четыре начала (условия) бытия: форма, материя, причина и цель. Главное значение имеет соотношение формы и материи.

В натурфилософии Аристотель следует следующим принципам: Вселенная конечна; все имеет свою причину и цель; постигать природу математикой невозможно; физические законы не имеют всеобщего характера; природа выстроена по иерархической лестнице; следует не объяснять мир, а классифицировать его составляющие с научной точки зрения. Природу Аристотель разделял на неорганический мир, растения (деревья, кактусы , цветы и т.п.) животных и человека. Человека от животных отличает наличие разума. А так как человек представляет собой общественное существо, важное значение в учении Аристотеля имеет этика. Основной принцип аристотелевой этики - разумное поведение, умеренность (метриопатия).

В политике Аристотель дал классификацию форм государственного устройства, к наилучшим формам он отнес монархию, аристократию и политию (умеренную демократию), к наихудшим - тиранию, олигархию, охлократию. В учении об искусстве Аристотель утверждал, что суть искусства - подражание (мимесис). Он ввел понятие катарсиса (очищения человеческого духа), как цели театральной трагедии, предложил общие принципы построения художественного произведения.

Три книги трактата "Риторика" Аристотель посвятил ораторскому искусству. В этом трактате риторика обрела стройную систему, была увязана с логикой и диалектикой. Аристотель создал теорию стиля и разработал основные принципы классической стилистики.

Сохранившиеся произведения Аристотеля можно расположить по четырем основным группам, согласно предложенной им классификацией наук:

1. Сочинения по логике, составившие свод "Органон" (труды "Категории", "Об истолковании", первая и вторая "Аналитика", "Топика");
2. Сводный труд о началах бытия, называемый "Метафизика";
3. Естественнонаучные работы ("Физика", "О небе", "Метеорология", "О происхождении и уничтожении", "История животных", "О частях животных", "О возникновении животных", "О движении животных");
4. Работы в которых рассматриваются проблемы общества, государства, права, исторические, политические, этические, эстетические вопросы ("Этика", "Политика", "Афинская полития", "Поэтика", "Риторика").

В трудах Аристотеля отразился весь научный и духовный опыт Древней Греции, он стал эталоном мудрости, оказал неизгладимое влияние на ход развития человеческой мысли.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Аристотеля

После себя Аристотель оставил наследие, которым и сегодня продолжают пользоваться. В свое время его учение охватило все доступные на тот момент науки – от философии до естествознания. Взгляды древнегреческого ученого оказали значительное влияние на развитие человечества.

Детство и юность

Будущий древнегреческий философ появился на свет в 384 году до н.э. в греческой колонии, расположенной неподалеку от Афонской горы, в Халкидиках. Благодаря отцу, служащим врачом у македонского царя Аминты III, Аристотель принадлежал семье потомственных врачей, в которой лекарское искусство передавалась из поколения в поколение. Соответственно, первым учителем в его жизни был отец.

Кроме того, его близость к царственным особам сделала возможным знакомство с отцом Филиппом. Через несколько десятков лет эта встреча сыграла свою роль в выборе воспитателя для будущего императора.

Греческое образование, которое Аристотель получил благодаря своему происхождению, уже в юношеские годы сформировало у него соответствующие взгляды на образ правления. Поскольку он жил в Македонии, то достаточно скоро они оказались противоречившими тому, чем занимались правители этого государства. В дальнейшем это также сыграло определенную роль в судьбе древнегреческого мыслителя.

Он различал шесть форм управления государством. Три, по его мнению, были хорошими, а три «дурными». К первой категории относились те виды правления, при котором использование власти в корыстных целях было исключено. При этом она должна была применяться только лишь для служения всему обществу. При этом Аристотель выделял такую форму правления, как «полития», сочетавшую в себе элементы демократии и олигархии. Кроме того, хорошими считались аристократия и монархия.

В свою очередь, к неудачным видам правления относились тирания и крайние формы демократии. При этом философ отрицательно относился к государствам, занимающим большие территории. Эти взгляды были сформированы на истории о греческих городах-государствах. Македония сочетала все плохие черты, что в будущем оказало существенное влияние на жизнь философа в его последние годы.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


В 15-летнем возрасте он стал сиротой, лишившись сразу двух родителей. Опекунство над подростком взял Проксен. Отношения между ними были настолько теплые, что после смерти опекуна Аристотель усыновил Никанора, его сына. Кроме того, именно Проксен пробудил в нем любовь к книгам, которые в то время из-за трудоемкости изготовления и крайне ограниченного количества обученных грамоте людей были очень дороги. Их содержание в основном касалось биологии. В будущем на основе этих знаний Аристотель написал свою знаменитую работу «О возникновении животных».

В ней он указал на целесообразность строения живых организмов, которая, в частности, проявлялась в развитии органических структур из семени, проявлявшихся с их взрослением в инстинктах и взаимной приспособленности органов животных к образу жизни. Эта работа, в свою очередь, послужила основой для других книг по зоологии и философии. Согласно учению философа, тело было материей жизни, а душа – его формой. При этом им различалось три разновидности живых существ – человек, животные и растения. Каждому из них соответствовала свой вид души. У животных она отличалась наличием способности ощущать, а у человека – мыслить.

Труды

Через два года после смерти родителей Аристотель переехал в Афины, где продолжил обучение философии в Академии Платона, затем начав учить ей других. Этим он занимался в течение следующих двух десятков лет, вплоть до смерти ее основателя. Место Платона занял его племянник Спевсипп. Отношение с ним у философа не сложились, и он покинул греческую столицу, откликнувшись на приглашение правителя Ассоса Гермия.

В 343 году до н.э. он вернулся в Македонию, приняв приглашение царя Филиппа, который искал воспитателя для своего сына , будущего полководца и завоевателя, которому в то время исполнилось 13 лет. Этой работе Аристотель посвятил 8 лет своей жизни, по истечении которых он вернулся в Грецию, снова поселившись в ее столице Афинах. Здесь он основал собственную школу философии Ликей, которая проработала вплоть до 323 года до н.э. Начавшийся после смерти развал созданной им империи привел к росту антимакедонских настроений в Греции. Аристотель, родившийся и выросший в Македонии, был вынужден покинуть страну. Ему предъявили формальное обвинение, неподкрепленное никакими конкретными фактами, в кощунстве и неуважении к богам.

Личная жизнь

Аристотель женился в 347 году до н.э. Его избранницей стала Пифиада, приемная дочь правителя Ассоса Гермия. В 345 году до н.э. Гермий выступил против персов, после чего был предан и казнен. Аристотелю, как и многим другим, включая Пифиаду, пришлось покинуть Ассос, найдя убежище на острове Лесбос. У них родилась дочь, названная в честь матери. Жена философа умерла раньше, примерно в 326 году до н.э. Находясь на смертном одре, она попросила мужа быть погребенным рядом с ней. Это было отражено в завещании Аристотеля, где он просил похоронить его рядом с женой.

Последним пристанищем мыслителя стал халкидский остров Эвбея, где он скончался в 322 году до н.э. Причиной смерти 62-летнего философа стала наследственная болезнь желудка.



Просмотров