Что по мнению автора политики считают. Обществознание задания

Зависимость национального дохода от капитальных затрат. Модель Леонтьева. Реферат.

ВВЕДЕНИЕ:

ДОХОДЫ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ ПРОИЗВОДСТВОМ

Национальный доход страны и еенациональный продукт равны и, в сущности, являются двумя сторонами одной и той же медали: национальный продукт представляет собой стоимость произведенных товаров и услуг в ценах покупателя; а национальный доход -- сумму выплат за ресурсы, затраченные на производство этих товаров плюс то, что остается предпринимателю в качестве его дохода.

Для примера предположим, что строительная компания, чтобы произвести продукт -- в данном случае, дом, нанимает рабочих и покупает материалы: лес, гвозди, кирпичи. При продаже дома его цена служит измерителем произведенного продукта. В то же время зарплата рабочих, оплата материалов и то, что остается у строительной компании в качестве ее собственной прибыли (которая может быть как положительной, так и отрицательной) в сумме является доходом всех производителей, и в точности равно стоимости произведенной продукции.

Осознание связи между доходом и производством помогает увидеть единственный реальный источник экономического благосостояния. Жизненный уровень (доход) повышается при увеличении объема производства (выпуска нужных людям товаров). В частности, он зависит от того, сумеем ли мы с помощью того же самого или меньшего количества труда и других ресурсов построить еще один дом, создать еще один компьютер или видеокамеру.

Вот историческая иллюстрацияравенства доходов и производства. Рабочие в Северной Америке, Европе и Японии производят в среднем приблизительно в пять раз больше продукции на душу населения, чем их предшественники 50 лет назад. И доход на душу населения, рассчитанный с поправкой на инфляцию, -- то, что экономисты называют реальным доходом, -- сегодня тоже примерно в пять раз выше.

Объем выпуска продукции в расчете на одного работника служит причиной различий в заработках работников разных стран. Например, средний рабочий в Соединенных Штатах лучше обучен, применяет более производительные машины и пользуется преимуществами более эффективной экономической организации общества, чем такой же рабочий в Индии или Китае. В результате этого, средний американский рабочий производит продукции примерно в 20 раз больше. Не будь этого, его заработки были бы не выше, чем в других странах.

Довольно часто политики ошибочно утверждают, что источником экономического прогресса является создание рабочих мест. Во время избирательной кампании один из недавних политических лидеров доказывал, что его экономическая программа зиждется на трех столпах: "Рабочие места, рабочие места и еще раз рабочие места". Однако акцент на проблеме рабочих мест может только запутать ситуацию. Рост занятости не способствует ускорению экономического прогресса, если он не ведет к росту производства. Для достижения более высокого уровня производства на душу населения требуется отнюдь не больше рабочих мест, а, скорее, более производительные труд и оборудование, более эффективная организация труда.

Некоторые полагают, что технологический прогресс отрицательно влияет на положение рабочих. В действительности, верно как раз обратное. Если признать, что расширение выпуска продукции является источником более высокого уровня зарплаты, то становится очевидным положительное влияние технологических усовершенствований: передовая технология дает рабочим возможность производить больше и за счет этого больше зарабатывать. Фермер, например, в состоянии выполнить больший объем работ, заменив упряжку лошадей на трактор. Бухгалтеры могут работать с большим количеством документов, применяя компьютер вместо калькулятора. Точно так же секретарша успевает подготовить больше писем на компьютере, чем на пишущей машинке.

Иногда специфические рабочие места со временем исчезают вообще. Современная технология в значительной степени упразднила профессии изготовителей кабриолетов, лифтеров, молотобойцев, домашнюю прислугу, землекопов. Эти изменения, однако, высвобождают людские ресурсы, которые затем используются для расширения производства в других отраслях экономики, и, следовательно, служат средством для достижения более высокого жизненного уровня.

Осознание взаимосвязи между выпуском продукции и доходом помогает понять, почему ни законодательное установление минимальной заработной платы, ни усилия профсоюзов не в состоянии повысить общий уровень зарплаты рабочих. Повышение минимальной ставки зарплаты приводит к вытеснению с рынка части неквалифицированных рабочих. Следовательно, занятость среди этой категории будет падать, сокращая тем самым совокупное производство. Хотя это, наверное, и может помочь некоторым другим категориям рабочих, среднедушевой доход населения окажется в результате ниже, поскольку снизится выпуск продукции на душу населения.

Профсоюзы, конечно, в состоянии ограничить конкуренцию со стороны рабочих, в них не входящих, повысив тем самым уровень зарплаты для своих членов. Но без соответствующего увеличения производительности труда им не удастся повысить зарплату для всех. Если бы они могли это сделать, то средняя зарплата в Великобритании, где профсоюзы весьма многочисленны и активны, была бы выше, чем в Соединенных Штатах. На практике, однако, все наоборот. Зарплата в Великобритании, где половина рабочих" состоит в профсоюзах, по меньшей мере, на 40% ниже, чем в Соединенных Штатах, где членство в профсоюзах не достигает 20%.

Без высокой производительности труда не может быть и высокой зарплаты. Точно так же, без роста производства товаров и услуг, пользующихся спросом, не может быть роста реального национального дохода.

ЧЕТЫРЕ ИСТОЧНИКА РОСТА ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ:

    более квалифицированный труд

    накопление капитала

    технический прогресс

    улучшение экономической организации общества

Товары и услуги, создающие наше благосостояние, не падают с неба. Их производство требует затрат труда и интеллектуального потенциала, оборудования и инвестиций, организации трудового процесса и кооперации фирм. Существуют четыре основных источника роста производства и дохода.

Во-первых, повышение квалификации работников.

Образование, обучение и приобретение опыта являются главными средствами достижения более высокой квалификации. Совершенствуя свои навыки, люди приумножают главный капитал -- собственные способности.

Во-вторых, инвестиции.

Рабочие произведут больше продукции, используя более совершенное оборудование. Лесоруб, к примеру, срубит больше деревьев, если применит современную бензопилу вместо примитивной ножовки или топора. Водитель грузовика может перевезти больше грузов, чем извозчик. Но оборудование и машины -- не бесплатны. Ресурсы, используемые для их производства, могли бы найти иное применение: в изготовлении пищевых продуктов, одежды, автомобилей и других предметов каждодневного потребления.

Экономика учит, что тот, кто больше сберегает и инвестирует, больше производит в будущем.

В-третьих, технический прогресс.

Использование человеческого интеллекта, изобретающего новые товары или более аффективные технологии производства -- важнейший источник экономического роста.

За последние 250 лет развитие техники буквально преобразило нашу жизнь. Сначала паровая машина, затем -- двигатель внутреннего сгорания, электричество и ядерный реактор заменили мускулы человека и животных в качестве основного источника энергии. Автомобили, автобусы, поезда и самолеты вытеснили лошадь и повозку как основные способы передвижения. Технический прогресс продолжает изменять нашу жизнь и сегодня. Лазерные проигрыватели, микрокомпьютеры, текстовые редакторы, микроволновые печи, видеокамеры, магнитофоны, автомобильные кондиционеры существенно изменили характер нашей работы и досуга в течение последних двадцати лет.

В-четвертых, улучшение экономической организации общества.

Исторически изменения в законодательстве всегда являлись важным источником экономического прогресса. В XVIII в. Патентная система предоставила инвесторам право частной собственности на идеи. Примерно в то же время признание корпорации в качестве юридического лица облегчило создание больших фирм, требовавшихся для массового производства промышленных товаров. Эти прогрессивные изменения в экономической организации общества способствовали росту производства в Европе и Северной Америке.

Эффективная экономическая организация общества способствует хозяйственному сотрудничеству людей и направляет ресурсы на производство нужных им товаров. Ее главные характеристики более подробно рассмотрены в следующей части.

ГОСУДАРСТВО -- ЗАТЫЧКА НЕ ДЛЯ КАЖДОЙ БОЧКИ

Оно не может быть использовано для исправления всех недостатков общества

Люди склонны считать, что правительство, особенно избранное демократическим путем, может исправить все недостатки общества.Государственное вмешательство, по их мнению, в состоянии решить любые общественные проблемы: помочь бедным, повысить качество медицинского обслуживания, поднять уровень образования, снизить стоимость жилья и т. д.

Эта точка зрения неверна по двум причинам.

Во-первых, правительство отнюдь не всегда принимает решения в "интересах общества", что бы ни скрывалось за этим туманным понятием. Во-вторых, оно отнюдь не всегда в состоянии улучшить дело там, где рыночная экономика не дает желаемого результата.

Государство -- это всего на всего форма организации общества -- институт власти, в рамках которого люди коллективно принимают решения и ведут определенную деятельность. Поэтому нет никакой гарантии, что политика, одобренная большинством избранных представителей народа, будет содействовать экономическому прогрессу. Наоборот, есть все основания опасаться, что всенародно избранные власти могут принимать решения, подрывающие общественное благосостояние, если большинство избирателей не сможет самоограничить свои намерения.

Многие ставят знак равенства между политической демократией и рыночной экономикой. Действительно, большинство стран с рыночной экономикой имеют демократические политические институты.

Могут быть, однако, и иные варианты. Например, в Гонконге с его динамичной рыночной экономикой никогда не было демократических выборов: будучи британской колонией, в течение почти целого века Гонконг находился под политическим контролем метрополии. В Сингапуре, Южной Корее и Чили -- странах с бурно развивающейся в последние годы рыночной экономикой -- политический режим был в определенные периоды репрессивным и авторитарным.

И наоборот, политическая демократия не всегда обеспечивает простор для развития рыночной экономики. Некоторые демократические страны -- в частности, Израиль и Индия -- в распределении товаров и ресурсов больше полагаются на административные методы и высокие налоги, нежели на рынок.

Важно понимать фундаментальные социальные различия междуполитической демократией и рыночной экономикой.

Когда демократическое государство облагает население налогами, чтобы финансировать предоставление своим гражданам определенных благ, имеет место принуждение.Несогласное меньшинство должно платить налоги и финансировать расходы на общественные блага независимо от того, получают ли и ценят ли они их. Право налогообложения позволяет государству, не спрашивая разрешения, забирать у людей их собственность, например, доход. Вчастном секторе подобной принудительной силы не существует. Частные фирмы могут назначать более высокие цены на свои товары и услуги, но они не могут заставить покупать их.

Кстати, продукция частной фирмы всегда представляет для потребителя ценность большую, чем его расходы, иначе фирма не выручит за нее ни доллара. Этого нельзя сказать о государственном учреждении. Когда оно финансируется или субсидируется за счет налогов, нет никакой гарантии, что результат его деятельности будет представлять для людей ценность большую, чем издержки на ее осуществление.

Неограниченная политическая демократия -- это система власти большинства, в то время как рыночное распределение -- это система пропорционального представительства всех.

Например, когда на государственном уровне принимается решение об увеличении расходов на жилищное строительство или половое воспитание детей в государственной школе, не заинтересованное в этом меньшинство обязано подчиниться и внести необходимую сумму для его реализации.

В противоположность этому рыночные отношения позволяют разным по численности группам голосовать за то, что они хотят, и получать желаемое. Так, если услуги образования предоставляются на рыночной основе, одни родители смогут выбрать школу, где пропагандируются религиозные ценности, другие же предпочтут отдать детей в более светские школы. Кто-то остановится на школе, где особое внимание уделяется практическим навыкам, либо культурным программам, либо высокопрофессиональной подготовке.

В условиях рынка каждый может получить то, чему он отдает предпочтение. Для этого не нужно принадлежать к большинству; любое меньшинство имеет возможность "голосовать" своими потребительскими долларами. Пока человек или группа людей готовы оплачивать издержки, рынок будет откликаться на их пожелания. В рыночной сфере каждый представлен пропорционально своим затратам. Поэтому процесс выбора на рынке не порождает конфликты, возникающие при принятии решений в государственном секторе.

ВАСИЛИЙ ЛЕОНТЬЕВ - ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, МОДЕЛЬ ЭКОНОМИКИ.

Американский экономист Василий Леонтьев родился в Санкт-Петербурге (Россия). Его родители – Василий Леонтьев, профессор экономики, и Евгения (в девичестве Беккер) Леонтьева. Годы детства Л. были временем великих социальных и политических потрясений. Ему было восемь лет, когда началась первая мировая война. Он был непосредственным свидетелем беспорядков русской революции и сохранил в памяти выступление Ленина на массовом митинге у Зимнего дворца в Петрограде, на котором присутствовал. Поступив в 1921 г. в Ленинградский университет, сначала изучал философию и социологию, а затем

экономические науки. После окончания университета в 1925 г. он продолжил свое образование в Берлинском университете. В 1927...1928 гг., будучи еще студентом, он начал свою профессиональную карьеру в качестве младшего научного сотрудника Кильского университета. В возрасте 22 лет он получил степень доктора наук по экономике Следующий год. Л. провел в Панкине в качестве экономического советника при министерстве железных дорог Китая. Эмигрировав в 1931 г. в Соединенные Штаты, он поступил на работу в Национальное бюро по экономическим исследованиям. В 1932 г. он женился на поэтессе Эстелл Хелен Маркс. Их единственная дочь Светлана Алперс (по мужу) позже стала профессором истории искусств в Калифорнийском университете в Беркли. Л. начал свою продолжительную работу в США в Гарвардском университете в 1931 г. в качестве преподавателя экономики. В 1946 г. он стал полным (действительным) профессором. Через два года после этого он основал Гарвардский экономический исследовательский проект – центр исследований в области анализа по методу «затраты – выпуск» – и руководил этим проектом до его закрытия в 1973 г. Там же, в Гарвардском университете, Л. заведовал кафедрой политической экономии имени Генри Лис 1953 по 1975 г., после чего занял пост профессора экономики и директора Института экономического анализа Нью-Йоркского университета. Начиная с публикации в 1936 г. его первой статьи, посвященной методу «затраты – выпуск», научные произведения Л. отличались высокой аналитической строгостью и широким диапазоном интересов к общим экономическим проблемам. Хотя Л. сам является квалифицированным математиком, он постоянно критикует попытки применять математические теории к объяснению мировых экономических проблем. По его мнению, экономика относится к числу прикладных наук, и ее теории могут принести пользу, если будут эмпирически осуществлены в жизни. Эта точка зрения четко прослеживается уже в его первой книге «Структура американской экономики, 1919...1929 гг.: эмпирическое применение анализа равновесия» ("The Structure of the American Economy, 1919...1929: An Empirical Application of Equilibrium Analysis"), опубликованной в 1941 г. Эта исходная работа. излагающая метод экономического анализа «затраты – выпуск», легла в основу репутации Л. как выдающегося новатора в области экономики. Однако признание его системы в мире, охваченном Великой депрессией, пришло не сразу. Самыми болезненными экономическими проблемами тогда были хроническая безработица и нестабильность капиталистической экономики. Мир тогда целиком внимал английскому экономисту Джону Мейнарду Кейнсу, опубликовавшему в 1936 г. книгу под названием «Общая теория занятости, процента и денег» ("The General Theory of Employment, Interest, and Money"). Во время второй мировой войны безработица как проблема исчезла, но после войны снова резко обострилась. Вот тогда-то впервые Бюро статистики труда Соединенных Штатов обратилось к леонтьевскому методу «затраты – выпуск». Сначала в 1939 г., а затем в 1947 г. модель Л. была использована для того, чтобы предсказать, как всеобщая занятость и занятость по секторам будет изменяться по мере того, как экономика переходит от мира к войне и обратно. Экономика разоружения также впоследствии стала одним из предметов исследовательской деятельности Л., глубоко интересовавших его всю жизнь. Менее чем за 10-летие после работы, проведенной Бюро статистики труда, метод Л. стал главной составной частью систем национальных счетов большинства стран мира, как капиталистических, так и социалистических. Он применяется и совершенствуется до сих пор правительственными и международными организациями и исследовательскими институтами во всем мире. Анализ по методу «затраты – выпуск» относится к той области экономики, создателем которой был французский экономист XIX в. Леон Вальрас и которая известна как теория всеобщего равновесия. Она ставит в центр внимания взаимозависимость экономических отношений, представленную системой уравнений, выражающих экономику как единое целое. С самого начала своей работы Л. признавал систему взаимозависимостей Вальраса. Но до систематического применения Л. этих взаимозависимостей на практике анализ всеобщего равновесия не использовался как инструментарий в процессе формирования экономической политики. До нововведений Л. главным методом в основном потоке экономической науки был анализ частичного равновесия, ставящий в центр внимания небольшое число изменяющихся переменных. Так, например, экономист мог рассчитать, как налог на импортную нефть мог отразиться на спросе на автомобильный бензин, игнорируя при этом любые отдаленные последствия, которые этот налог мог вызвать в сталелитейной промышленности. Экономисты в течение длительного времени сознавали тот факт, что анализ частичного равновесия серьезно искажает реальность, если масштабы промышленности или степень изменений, которые подвергаются изучению, достаточно велики. Применение Л. системы Вальраса для решения этой проблемы и анализ Л. по методу «затраты – выпуск» связаны с составлением шахматных таблиц (шахматных балансов). Такая таблица делит хозяйство на большое число отраслей (секторов) – первоначально на 44 сектора. Продажи промежуточных продуктов и готовых товаров секторами, перечисленными в левой стороне таблицы, вписываются в вертикальные колонки под наименованиями соответствующих секторов, записанными в том же порядке в верхнем горизонтальном ряду. Вторая таблица, или сетка, составленная из «технических коэффициентов», выводится из закрытой модели шахматной таблицы Когда эти коэффициенты расставляются в системе уравнений, которые решаются одновременно, составляется третья таблица, называемая «инверсией Л.», которая показывает, что требуется от каждого сектора для приращения общего выпуска на один доллар. Значение инверсии Л. определяется тремя обстоятельствами. Во-первых, ее использование привело к улучшению положения при сборе международных экономических и статистических данных, невероятно выросших количественно в последние десятилетия. Во-вторых, инверсия в деталях раскрывает работу внутреннего механизма хозяйства, причем ограничителем выступает только громоздкость расчетов. В-третьих, после оценки спроса на готовые товары или определения его перспективы инверсия может быть использована для проведения анализа экономической политики, поскольку она показывает – и прямо, и косвенно, – что требуется от каждого сектора в виде затрат для увеличения выпуска данных товаров. Л. совершенствовал свою систему на протяжении 50-х и 60-х гг. С появлением более сложных компьютеров он увеличивал количество секторов и освобождался от некоторых упрощающих предположений, прежде всего от условия, что технические коэффициенты остаются неизменными, несмотря на изменение цен и технический прогресс. Чтобы исследовать проблемы экономического роста и развития, Л. разработал динамический вариант прежде статичной модели анализа «затраты – выпуск», добавив в нее показатели потребностей в капитале к списку так называемого конечного спроса, или конечных продаж. Поскольку метод «затраты – выпуск» доказал свою полезность в качестве аналитического инструмента в новой сфере региональной экономики, шахматные балансы начали составляться и для хозяйства некоторых американских городов. Постепенно составление таких балансов становилось стандартной операцией. В министерстве торговли Соединенных Штатов, например, управление межотраслевой экономики начало публиковать такие балансы каждые пять лет. Организация Объединенных Наций, Всемирный банк и большая часть правительств, включая правительство Советского Союза, также включились в работу по применению анализа «затраты – выпуск» в качестве важнейшего метода экономического планирования и бюджетной правительственной политики. Анализ по методу «затраты – выпуск» остается не менее продуктивным инструментом и при фундаментальных экономических исследованиях, в области которых Л. продолжал работать на важных направлениях. Например, начав, как и Вальрас, с неизменных технических коэффициентов, Л. позднее стал применять гибкие коэффициенты к ценовым отношениям и к техническому развитию. В середине 50-х гг. он доказал, что американский экспорт содержит больше трудозатрат, чем импорт, бросив тем самым вызов основному догмату теории международной торговли. Известный как «парадокс Л.», этот фундаментальный принцип стал источником более глубокого понимания структуры торговли в отношениях между странами. Успех Л. в применении моделей экономического анализа «затраты – выпуск» в немалой степени объясняется его выдающимися способностями как экономиста широкого профиля, имеющего разнообразные интересы во многих областях, таких, например, как теория международной торговли, теория монополии, эконометрика. Отношение Л. к методологии было четко выражено на протяжении десятилетий его научной деятельности. Он выступал против «имплицитного», как он это называл, экономического теоретизирования, присущего линии Кембриджской школы (Джон Хикс и Кейнс). В книге «Очерки по экономике: теории и теоретизирование» ("Essays in Economics: Theories and Theorizing", 1966) Л. писал: «Имеет значение прежде всего уместность основных материальных посылок, способность эффективно использовать все фактические данные, имеющиеся в распоряжении, и определить перспективные направления дальнейших теоретических исследований и эмпирических поисков». Л. был удостоен Премии памяти Нобеля по экономике в 1973 г. «за развитие метода «затраты – выпуск» и за его применение к важным экономическим проблемам». Будучи одним из первых экономистов. озабоченных воздействием экономической активности на качество окружающей среды, Л. привел в своей Нобелевской лекции простую модель «затраты – выпуск», относящуюся к мировой экологии, в которой загрязнение среды отчетливо фигурировало как самостоятельный сектор. «В менее развитых странах, – заключил он, – внедрение смягчающей деятельности строгих стандартов против загрязнения среды... вызовет увеличение занятости, хотя и потребует некоторых жертв в сфере потребления». Исследование Л. воздействия различных экономических стратегий на окружающую среду и на развитие мировой экономики продолжалось и в дальнейшем. Промежуточные итоги исследований Л. в этой области были опубликованы в 1977 г. в виде книги «Будущее мировой экономики» ("The Future of the World Economy"). Его работа над проблемами мировой экономики, особенно над межотраслевыми отношениями, продолжается под эгидой Организации Объединенных Наций и Института экономического анализа при Нью-Йоркском университете. Анализ по методу «затраты – выпуск» признан классическим инструментом в экономике, и Л. наравне с Кейнсом считается ученым, внесшим крупнейший вклад в экономическую науку XX в. Л. является американским гражданином. Помимо Нобелевской премии, он был возведен в звание офицера Почетного легиона Франции. Он – член американской Национальной академии наук, Американской академии наук и искусств. Британской академии и Королевского статистического общества в Лондоне. Он занимал пост президента Эконометрического общества в 1954 г. и Американской экономической ассоциации в 1970 г. Среди прочих ему присвоены почетные докторские степени университетов Брюсселя, Йорка, Лувена, Парижа.

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ В. Леонтьева

В отличие от многих кабинетных экономистов-теоретиков Василий Леонтьев видит свою главную цель в том, чтобы его теоретические и методологические разработки служили экономической практике, открывая перед ней все новые возможности прогресса. Разработанная им методология межотраслевого анализа на основе принципа "затраты - выпуск" послужила основой составления межотраслевых балансов для многих стран, в том числе и для Советского Союза.

Леонтьевские принципы разработки межотраслевых балансов на основе широкого применения математики и ЭВМ вызвали большой интерес со стороны советских экономистов и политиков. Первый межотраслевой баланс был разработан ЦСУ СССР в 1959 г. С этого времени резко активизировались работы по их составлению на всех уровнях. В 1966 г. межотраслевые балансы появились во всех союзных республиках. Заметно выросло и количество научных исследований в области народнохозяйственного планирования и прогнозирования.

Советские экономисты, творчески используя леонтьевскую методологию анализа межотраслевых связей, внесли существенный вклад в разработку межотраслевых балансов, теорию и практику управления структурными сдвигами в экономике.

Вопрос открыт 22.06.2017 в 18:23

Осознание связи между доходом и производством помогает увидеть единственный реальный источник экономического благосостояния. Жизненный уровень (доход) повышается при увеличении объёма производства (выпуска нужных людям товаров). В частности, он зависит от того, сумеем ли мы с помощью того же самого или меньшего количества труда и других ресурсов построить ещё один дом, создать ещё один компьютер.

Довольно часто политики ошибочно утверждают, что источником экономического прогресса является создание рабочих мест. Во время избирательной кампании один из недавних политических лидеров доказывал, что его экономическая программа зиждется на трёх столпах: «Рабочие места, рабочие места и ещё раз рабочие места». Однако акцент на проблеме рабочих мест может только запутать ситуацию. Рост занятости не способствует ускорению экономического прогресса, если он не ведёт к росту производства. Для достижения более высокого уровня производства на душу населения требуется отнюдь не больше рабочих мест, а, скорее, более производительные труд и оборудование, более эффективная организация труда.

Некоторые полагают, что технологический прогресс отрицательно влияет на положение рабочих. В действительности, верно как раз обратное. Если признать, что расширение выпуска продукции является источником более высокого уровня зарплаты, то становится очевидным положительное влияние технологических усовершенствований: передовая технология даёт рабочим возможность производить больше и за счёт этого больше зарабатывать.

Иногда специфические рабочие места со временем исчезают вообще. Эти изменения, однако, высвобождают людские ресурсы, которые затем используются для расширения производства в других отраслях экономики, и, следовательно, служат средством для достижения более высокого жизненного уровня.

Без высокой производительности труда не может быть и высокой зарплаты. Без роста производства товаров и услуг, пользующихся спросом, не может быть роста реального национального дохода.

(По Р. Строупу, Дж. Гвартни)

С1-Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

С4-Используя обществоведческие знания, объясните связь роста производства пользующихся спросом товаров и услуг с увеличением доходов домохозяйств (семей), фирм, государства (дайте объяснение по каждому из указанных субъектов экономики).

С5-В регионе Z в связи с отсутствием спроса на уголь закрылись угледобывающие предприятия, и шахтеры потеряли работу. Одни из них после переобучения устроились на автозавод; другие – на железную дорогу; третьи стали работать в сфере торговли и общественного питания.

Найдите в тексте объяснение данной ситуации. Предположите, почему подобная ситуация является психологически тяжёлой для работников.

С6-Владельцы фирмы обсуждали, как повысить производительность труда работников. В качестве возможных средств были названы ежемесячные премии по итогам работы и система штрафов за нарушение дисциплины. Какие ещё средства могут использовать владельцы фирмы? Укажите любые два средства и кратко поясните, как каждое из них может повлиять на производительность труда.

Начало формы

1. В 2004 и 2014 гг. учёные опросили совершеннолетних граждан страны Z. Им задавали вопрос: «Один из экологически целесообразных способов переработки мусора предполагает сортировку бытовых отходов. Если бы у Вас была возможность выкидывать каждый вид мусора в отдельный контейнер, стали бы Вы сортировать Ваш мусор?».

Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены в таблице.

Уже делаю так

Обязательно стал(-а) бы

Скорее стал (-а) бы

Скорее не стал (-а) бы

Безусловно не стал (-а) бы

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и

Доля тех, кто уже сортируют мусор, возросла за 10 лет.

Доля тех, кто обязательно стали бы сортировать мусор, за 10 лет сократилась.

Доля тех, кто считают, что скорее стали бы сортировать мусор, осталась неизменной в 2014 г. в сравнении с 2004 г.

Равные доли опрошенных в 2014 г. считают, что скорее не стали бы и безусловно не стали бы сортировать мусор.

Доля тех, кто безусловно не стали бы сортировать мусор, увеличилась за 10 лет.

Конец формы

Начало формы

Результаты опроса, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

Запишите цифры, под которыми они указаны.

В стране Z у некоторых граждан есть специальные контейнеры для сортировки мусора.

Граждане страны Z мало информированы об экологически целесообразных способах переработки мусора.

За 10 лет граждане страны Z стали более сознательно относится к вопросу переработки мусора.

Всегда есть те, кто не связывают своё поведение с экологическими потребностями современного общества.

Граждане страны Z не осознают необходимости сохранения природной среды.

Начало формы

2.Учёные опросили совершеннолетних граждан страны Z, имеющих разный уровень образования. Им задавали вопрос: «Высшее образование какого профиля, на Ваш взгляд, даёт сегодня молодым людям больше возможностей для достижения жизненного успеха?». (Можно было выбрать не более трёх ответов).

Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.

Запишите цифры, под которыми они указаны.

Уровень образования оказывает влияние на представления о том, какого профиля высшее образование даёт сегодня молодым людям больше возможностей для достижения жизненного успеха.

Большинство опрошенных каждой группы рассматривают высшее техническое образование как возможность для достижения жизненного успеха.

В стране Z достичь жизненного успеха может только тот, кто получил высшее образование.

Правительству страны Z следует принять меры для популяризации высшего юридического и экономического образования.

Большинство опрошенных связывают возможность достижения жизненного успеха с наличием высшего образования.

Конец формы

Начало формы

Доля тех, кто считают, что молодым людям даёт больше возможностей для достижения жизненного успеха медицинское образование, выше среди опрошенных со средним образованием, чем среди получивших высшее образование.

Равные доли респондентов с высшим образованием ответили, что молодым людям даёт больше возможностей для достижения жизненного успеха экономическое и техническое образование.

Среди тех, кто считают, что молодым людям даёт больше возможностей для достижения жизненного успеха педагогическое образование, доля опрошенных со средним образованием выше, чем доля опрошенных с высшим образованием.

Большинство опрошенных в обеих группах считают, что получение высшего образования необязательно для достижения жизненного успеха.

Равные доли получивших среднее образование ответили, что молодым людям даёт больше возможностей для достижения жизненного успеха военное и гуманитарное образование.

Начало формы

3.Осознание связи между доходом и производством помогает увидеть единственный реальный источник экономического благосостояния. Жизненный уровень (доход) повышается при увеличении объёма производства (выпуска нужных людям товаров). В частности, он зависит от того, сумеем ли мы с помощью того же самого или меньшего количества труда и других ресурсов построить ещё один дом, создать ещё один компьютер.

Довольно часто политики ошибочно утверждают, что источником экономического прогресса является создание рабочих мест. Во время избирательной кампании один из недавних политических лидеров доказывал, что его экономическая программа зиждется на трёх столпах: «Рабочие места, рабочие места и ещё раз рабочие места». Однако акцент на проблеме рабочих мест может только запутать ситуацию. Рост занятости не способствует ускорению экономического прогресса, если он не ведёт к росту производства. Для достижения более высокого уровня производства на душу населения требуется отнюдь не больше рабочих мест, а, скорее, более производительные труд и оборудование, более эффективная организация труда.

Некоторые полагают, что технологический прогресс отрицательно влияет на положение рабочих. В действительности, верно как раз обратное. Если признать, что расширение выпуска продукции является источником более высокого уровня зарплаты, то становится очевидным положительное влияние технологических усовершенствований: передовая технология даёт рабочим возможность производить больше и за счёт этого больше зарабатывать.

Иногда специфические рабочие места со временем исчезают вообще. Эти изменения, однако, высвобождают людские ресурсы, которые затем используются для расширения производства в других отраслях экономики, и, следовательно, служат средством для достижения более высокого жизненного уровня.

Без высокой производительности труда не может быть и высокой зарплаты. Без роста производства товаров и услуг, пользующихся спросом, не может быть роста реального национального дохода.

(По Р. Строупу, Дж. Гвартни)

Конец формы

Конец формы

Начало формы

В регионе Z в связи с отсутствием спроса на уголь закрылись угледобывающие предприятия, и шахтеры потеряли работу. Одни из них после переобучения устроились на автозавод; другие – на железную дорогу; третьи стали работать в сфере торговли и общественного питания.

Найдите в тексте объяснение данной ситуации. Предположите, почему подобная ситуация является психологически тяжёлой для работников.

Конец формы

Конец формы

Начало формы

Используя обществоведческие знания, объясните связь роста производства пользующихся спросом товаров и услуг с увеличением доходов домохозяйств (семей), фирм, государства (дайте объяснение по каждому из указанных субъектов экономики).

Конец формы

Начало формы

Владельцы фирмы обсуждали, как повысить производительность труда работников. В качестве возможных средств были названы ежемесячные премии по итогам работы и система штрафов за нарушение дисциплины. Какие ещё средства могут использовать владельцы фирмы? Укажите любые два средства и кратко поясните, как каждое из них может повлиять на производительность труда.

Начало формы

4.Социологи используют термин супружеская нуклеарная семья. Это понятие обозначает семью, состоящую только из супружеской пары и их детей. Нуклеарная семья в индустриальном обществе стала преобладать над распространённой ранее расширенной или многопоколенной семьей. Последняя включает и других родственников: бабушек, дедушек и др.

Но семья не только уменьшилась в своём количественном составе. Изменились правовые основы семейных отношений, а также изменились функции семьи. На одном полюсе мы обнаружим патриархальную семью Древнего Рима, в которой отец имел неограниченную власть, простиравшуюся вплоть до власти над жизнью и смертью каждого из членов семьи. На другом полюсе мы обнаружим семейное право современных западных обществ, в котором всё большее внимание уделяется независимым правам каждого члена семьи, включая детей, и можем говорить о семье демократического типа.

Произошло также существенное изменение экономической функции семьи - сдвиг от производства к потреблению. В прежние времена семья была единицей, участвующей в общественном производстве. Это справедливо в отношении и крестьянина, и ремесленника, и лавочника. Такая производственная функция семьи практически исчезла. Технологическое производство вытеснило семью из её древней производственной роли…

По оценкам ряда социологов происходит «сжатие» и образовательно-воспитательной функции семьи. Её всё шире начинает осуществлять система дошкольных и школьных учреждений. Сокращение общественно значимых функций семьи, по мнению этих социологов, приводит к уменьшению её роли в обществе. Другие исследователи указывают на сохранение за семьёй других важных функций.

(Адаптировано по кн. П. Бергер, Р. Коллинз)

Какие функции семьи изменились, по мнению авторов, в современном обществе? Назовите две функции.

Конец формы

Начало формы

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Конец формы

Начало формы

Ученик М., приводя на уроке пример семьи расширенного типа, назвал семью, состоящую из взрослых и нескольких детей. Учитель посчитал этот ответ неполным. Что ещё следует знать для отнесения семьи к данному типу? Приведите фрагмент текста, который помог Вам ответить на вопрос.

Конец формы

Начало формы

В тексте рассматриваются две пары семей различных типов. Укажите эти пары.

Конец формы

Начало формы

Опираясь на текст и используя обществоведческие знания, укажите главную причину, которая привела к ослаблению производственной роли семьи. В чём конкретно выражается ослабление этой роли? (Приведите два проявления).

Конец формы

Начало формы

В тексте приводится утверждение ряда социологов о том, что сокращение общественно значимых функций семьи приводит к уменьшению её роли в обществе. Согласны ли Вы с этим утверждением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

Начало формы

5. В странах Z и Y один из фондов изучения общественного мнения провёл среди граждан опрос: «Есть ли в вашей стране правовое государство? Свой ответ поясните».

Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

Запишите цифры, под которыми они указаны.

Наибóльшая доля опрошенных в стране Y считает, что живёт в правовом государстве.

Граждане страны Y в большей степени, чем граждане страны Z, обеспокоены отсутствием правового государства.

В стране Z установился демократический режим.

Представления о правовом государстве меняются под влиянием опыта преобразований.

Правительствам обеих стран предстоит серьёзная работа в области обеспечения прав и свобод человека.

Конец формы

Начало формы

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

Доля тех, кто дал отрицательный ответ, одинакова в обеих странах.

В стране Z доля тех, кто дал отрицательный ответ, ниже суммарной доли тех, кто дал положительный ответ.

Доля тех, кто дал положительный ответ и правильно объяснил свой вывод, в 2 раза больше в стране Y, чем в стране Z.

Доля тех, кто затруднялся с ответом, в стране Y, меньше, чем в стране Z.

В стране Y доля тех, кто дал положительный ответ, правильно объяснив его, в 3 раза больше доли тех, кто дал положительный ответ, но не смог его правильно объяснить.

Начало формы

6. Статья 40.

Брачным договором признаётся соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения.

Статья 41.

1. Брачный договор может быть заключён как до государственной регистрации заключения брака, так и в любое время в период брака.

Брачный договор, заключённый до государственной регистрации заключения брака, вступает в силу со дня государственной регистрации заключения брака.

2. Брачный договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению.

Статья 42.

1. Брачным договором супруги вправе изменить установленный законом режим совместной собственности, установить режим совместной, долевой или раздельной собственности на всё имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов.

Брачный договор может быть заключён как в отношении имеющегося, так и в отношении будущего имущества супругов.

Супруги вправе определить в брачном договоре свои права и обязанности по взаимному содержанию, способы участия в доходах друг друга, порядок несения каждым из них семейных расходов; определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака, а также включить в брачный договор любые иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов.

2. Права и обязанности, предусмотренные брачным договором, могут ограничиваться определёнными сроками либо ставиться в зависимость от наступления или от ненаступления определённых условий.

3. Брачный договор не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов, их право на обращение в суд за защитой своих прав; регулировать личные неимущественные отношения между супругами, права и обязанности супругов в отношении детей; предусматривать положения, ограничивающие право нетрудоспособного нуждающегося супруга на получение содержания; содержать другие условия, которые ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение или противоречат основным началам семейного законодательства.

Статья 43.

1. Брачный договор может быть изменён или расторгнут в любое время по соглашению супругов. Соглашение об изменении или о расторжении брачного договора совершается в той же форме, что и сам брачный договор.

Односторонний отказ от исполнения брачного договора не допускается…

(Извлечения из Семейного кодекса РФ)

Совершеннолетние дееспособные мужчина и женщина обратились в органы ЗАГСа с заявлением о регистрации брака, однако им было отказано, так как они предварительно не заключили брачный договор. Правомерны ли действия сотрудников ЗАГСа? Используя обществоведческие знания, приведите объяснение своего ответа.

Конец формы

Начало формы

Существует мнение, что заключение будущими супругами брачного договора заранее обрекает семью на развод. Используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите один аргумент (объяснение) в поддержку и один – в опровержение этого мнения.

Конец формы

Начало формы

Что такое брачный договор? Когда он может быть заключён?

Конец формы

Начало формы

Приведите два примера ситуаций, которые определяются брачным договором, и два примера ситуаций, которые не могут им регулироваться.

Конец формы

Начало формы

Сформулируйте название каждой из приведённых статей Семейного кодекса РФ.

Конец формы

Начало формы

Какие режимы собственности супругов могут быть установлены брачным договором? (Используя текст Семейного кодекса, укажите три режима и кратко поясните сущность любого одного из них.)

Конец формы

Конец формы

Конец формы

Конец формы

Конец формы

Ответами к заданиям 1–27 является цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля ответов справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

1

«Производится столько благ, сколько необходимо для потребления». Такая установка характерна для общества

1. традиционного

2. индустриального

3. массового производства

4. постиндустриального

2

К какой сфере общественной жизни относится разработка законопроекта об охране авторских и изобретательских прав?

1. социальной

2. духовной

3. политической

4. экономической

3

Верны ли следующие суждения?

А. Наука - это совокупность знаний о мире, проверенных опытным, прежде всего, экспериментальным путём.

Б. Рациональный тип мышления не свойственен учёному.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

4

Выберите среди предложенного социальные факты, содержащие проявление важнейших социальных потребностей личности.

1. В трудовом коллективе, куда пришла выпускница экономического вуза, сначала ей было непросто: многие вопросы существенно различались с вузовскими знаниями. Но более опытные коллеги своими советами помогли ей войти в курс дела.

2. Для юноши чрезвычайно важен его круг общения, друзья и подруги: с ними можно обсудить порой то, что не обсудишь ни с родителями, ни с учителями.

3. Молодой человек преуспел в туристическом бизнесе, создав крупную компанию, специализирующуюся в области экстремального туризма. Но теперь его больше волнует слава мецената, покровителя молодых дарований - недавно им была учреждена стипендия для молодых учёных.

4. Каждую последнюю субботу месяца профессор посвящает походу в консерваторию на концерты камерной музыки.

5. Каждый человек нуждается в поддержании теплового баланса тела, поэтому зимой мы надеваем варежки, тёплые сапоги и куртки.

5

Важным условием становления рыночной экономики является

1. частная собственность на средства производства

2. государственное регулирование экономических процессов

3. индустриализация промышленности

4. преобладание аграрного сектора экономики

6

Показатель, отражающий степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств, называется

1. профицитом

2. активом

3. конкурентоспособностью

4. рентабельность

7

8

Верны ли следующие суждения?

А. Равновесной называют цену, при которой объём спроса на рынке равен объёму предложения.

Б. Рыночное равновесие характеризуется состоянием на рынке, когда весь предложенный продавцом товар будет куплен покупателем.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

9

Найдите в приведённом списке характеристики, присущие любому налогу. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. обязательность уплаты

2. безвозмездность

3. пропорциональность доходу

4. возвратный характер

5. законодательное установление

6. добровольный характер уплаты

10

Социальная стратификация отражает сложившееся в обществе представление

1. о социальном неравенстве

2. о социальной справедливости

3. об уровне доходов населения

4. о размерах минимальной оплаты труда

11

Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

А. Назначение менеджера по работе с персоналом директором фирмы иллюстрирует восходящую вертикальную мобильность.

Б. Переезд гражданки С. из однокомнатной квартиры на первом этаже в двухкомнатную квартиру на втором этаже социальной мобильностью не является.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

12

В ходе социологического опроса респондентам в возрасте от 14 до 20 лет, проживающим в населённых пунктах различного типа, предлагалось ответить на вопрос: «Как вы относитесь к народной культуре?» Полученные результаты представлены в виде гистограммы.

1. Существует тесная связь молодёжной субкультуры с народной культурой.

2. Только каждый третий участник опроса считает, что народная культура способствует формированию мировоззрения молодёжи.

3. Исследование выявило: чем старше возраст респондентов, тем выше уровень знания и понимания особенностей народной культуры.

4. Подавляющее большинство молодых людей не интересуются народной культурой и не считают её своей.

5. Каждый десятый из опрошенных отметил важную роль народной культуры в формировании мировоззрения молодёжи.

13

К внутренним функциям государства относится

1. охрана государственных границ

2. реализация геополитических интересов

3. природоохранительная

4. оборонная

14

Парламентские партии для своей деятельности в представительном органе власти называются

1. общественным движением

2. фракцией

3. оппозицией

4. коалицией

15

Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

А. В гражданском обществе государство контролирует общественную жизнь граждан.

Б. Гражданское общество - это сфера частных интересов.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

16

Политическая партия находится в меньшинстве в законодательном собрании и критикует деятельность властей. Она не имеет широкого круга членов, предпочитая создавать на местах небольшие, но компетентные и профессиональные штабы. Партия отстаивает идеи социальной справедливости, введения прогрессивной шкалы налогообложения. Выберите из перечня понятия, термины, имеющие отношение к характеристике данной партии.

1. социал-демократическая

2. массовая

3. оппозиционная

4. нелегальная

5. кадровая

17

«Лицо сознаёт общественную опасность своего деяния, предвидит наступление общественно вредных последствий и желает их наступления». Такая форма вины в юриспруденции называется

1. прямым умыслом

2. состоянием аффекта

3. неосторожностью

4. несчастным случаем

18

Между предприятием ООО «Водоканал», поставщиком воды в муниципальное образование и муниципальным учреждением возник спор по вопросу места размещения счётчиков воды (водомеров) в здании или в колодце на улице. Этот спор может быть разрешён в рамках

1. решения исполнительного органа власти муниципалитета

2. административного процесса

3. уголовного процесса

4. арбитражного процесса

19

Верны ли следующие суждения о формах защиты прав несовершеннолетних?

А. Опека - форма защиты прав малолетних в возрасте до 14 лет, когда заботу об их имуществе, правах и обязанностях с этим связанных берут на себя взрослые дееспособные лица.

Б. Попечительство - форма защиты прав детей старше 14 лет и до 18 лет, когда заботу об их имуществе, правах и обязанностях с этим связанных берут на себя взрослые дееспособные лица.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

20

Найдите в списке примеры административных проступков и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Гражданин Н. распылял на улице баллончик со слезоточивым газом.

2. Гражданка К. припарковала свой автомобиль на газоне в парке.

3. Бригада строителей нарушила сроки строительства загородного коттеджа для гражданина П.

4. Молодой человек, гуляя в парке с подругой, написал на скамейке свое имя и имя девушки ярким маркером.

5. Директор фирмы уволил заместителя главного бухгалтера на основании утраты им доверия.

21

Найдите в приведённом ниже списке характеристики правовой нормы. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. имеет общеобязательный характер

2. обеспечивается силой государственного принуждения

3. за нарушение предусмотрены общественные санкции

4. вступает в силу с конкретного срока

5. закрепляется в актах в письменной форме

6. вводится в действие постепенно

22

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Направление развития

23

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) многопартийность; 2) вариативность программ; 3) многообразие позиций СМИ; 4) конкуренция лидеров; 5) политический плюрализм; 6) различие политических взглядов.

24

Ниже приведён ряд терминов, все они за исключением двух, характеризуют понятие «акционерное общество».

1) дивиденды; 2) ограниченная ответственность; 3) пай; 4) продажа акций; 5) совет директоров; 6) личное трудовое участие; 7) собрание акционеров.

Найдите 2 термина, выпадающих из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

25

Установите соответствие между отраслями права и регулируемыми ими видами деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

26

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) В современном мире насчитывают несколько сотен наций. (Б) В 1993 году образован Европейский союз. (В) Национальная политика - это деятельность по согласованию интересов всех проживающих в стране народов, обеспечению правовой и материальной основы для их развития на принципах добровольного, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества. (Г) Учёт этнонациональных особенностей в жизни общества целесообразно осуществлять в границах соблюдения прав человека.

Определите, какие положения текста имеют

1. фактический характер

2. характер оценочных суждений

3. характер теоретических утверждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

А Б В Г Д

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

27

«В середине XIX века К. Марксом и Ф. Энгельсом была создана новая теория общественного развития - ______ (А). Признавая существенную роль духовной сферы в развитии общества, они утверждали, что его первоосновой является _____ (Б) людей, направленная на удовлетворение материальных потребностей. ______ (В) определяет общественное сознание. Общественное производство включает в себя две стороны: ______ (Г) и производственные отношения, образующие способ производства. Исторический тип общества, основывающийся на определённом способе производства, называется ______ (Д)».

Список терминов:

1) общественно-экономическая формация

2) марксизм

3) революция

4) трудовая деятельность

5) производительные силы

6) политический процесс

7) общественное бытие

А Б В Г Д

Часть 2.

Для записи ответов на задания этой части (28-36) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (28, 29 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 28-31.

КРИЗИС «ПРОНИКНОВЕНИЯ» ВЛАСТИ

«Кризис «проникновения» отражает противоречия, которые возникают при стремлении правящих сил (прежде всего высших органов государственной власти) реализовать свои решения во всех сферах общественной жизни. В условиях модернизации соперничество групп за ресурсы власти, господство своих ценностей, властные полномочия приводит к появлению множества центров влияния, обладающих возможностью изменять в свою пользу содержание управленческих решений (законов, установлений) центральных властей. Например, местные элиты апеллируют к местным нормам, обычаям и интересам, что при распаде хозяйственных и иных связей позволяет им сохранить и усилить свое влияние. На изменение характера принятых решений могут претендовать не только местные правящие элиты, стремящиеся к дополнительным полномочиям и прерогативам при решении политических вопросов, но и оппозиция. Снижают эффективность политического регулирования также и разнородность позиций различных групп и слоёв населения, отсутствие у граждан политического опыта, иррациональные черты массового сознания, влияющие на неадекватное восприятие решений центра.

В результате законы, постановления и иные нормативные распоряжения властей во многом теряют свою регулирующую способность, т. е. не проникают в достаточной мере в социальные и политические отношения. Понижение эффективности решений центральных властей принижает авторитет не только режима, но и исповедуемых им ценностей. Попытки исправить положение, любой ценой «продавить» необходимые решения нередко заставляют режим перешагивать допустимые границы в политическом торге с оппонентами, толкают правящие круги к популизму, способствуют нарастанию коррупции, усиливают теневые механизмы власти.

Чтобы решения исполнялись, несмотря на сопротивление, правящие круги должны прежде всего формировать рациональную организацию власти. С одной стороны, к прерогативам центра следует относить только те вопросы, которые необходимо решать в масштабах всего государства (соблюдение равенства всех граждан перед законом, охрана границ, обеспечение стабильности валюты и т.д.), способствуя тем самым активному перераспределению полномочий между центром и местами, возлагая на территориальные органы управления ответственность за принятие конкретных решений по вопросам реформ в их регионах. С другой стороны, такая реорганизация власти должна сохранять вертикальную ответственность нижестоящих органов управления, препятствовать их атомизации и обеспечивать надёжные формы контроля за деятельностью всех структур, задействованных в принятии и осуществлении решений. Таким образом, можно будет не только сохранить необходимую обществу централизацию управления, но и решить более общую задачу - обеспечение зависимости государства от гражданского общества».

(В. П. Пугачёв, А. И. Соловьёв )

Кризис «проникновения» отражает противоречия, которые возникают при стремлении правящих сил (прежде всего высших органов государственной власти) реализовать свои решения во всех сферах общественной жизни.

2. Указана специфика соперничества групп:

В условиях модернизации соперничество групп за ресурсы власти, господство своих ценностей, властные полномочия приводит к появлению множества центров влияния, обладающих возможностью изменять в свою пользу содержание управленческих решений (законов, установлений) центральных властей.

29 . Укажите любые два обстоятельства, влияющие на снижение эффективности принимаемых властью политических решений, на которые обращают внимание авторы. Какие последствия возможны, по мнению авторов, в случае ненадлежащего исполнения политических решений? Приведите любые два последствия.

1. Указаны обстоятельства, допустим:

  • позиции местных элит, сознательно идущих на искажение решений центральной власти в своих интересах и с учётом местных традиций и особенностей;
  • деятельность оппозиции, тех сил, партий и движений, которые выступают оппонентами властей;
  • разнородность позиций различных групп и слоёв населения;
  • отсутствие у граждан политического опыта;
  • иррациональные черты массового сознания, влияющие на неадекватное восприятие решений центра.

2. Приведены последствия, например:

  • понижение авторитета режима и исповедуемых им ценностей;
  • исправление положения «любой ценой» может привести к тому, что власть перешагнёт допустимые границы в политическом торге;возможно возрастание популизма, коррупции, теневых механизмов власти.

Ответ может быть дан в иных, близких по смыслу, формулировках.

Опираясь на текст, знание обществоведческого курса и понимание социальных реалий укажите по два проявления прерогатив центральной власти и полномочий местных властей.

1. Дан ответ, например:

  • под рациональной организацией власти авторы понимают систему, при которой органично распределены полномочия центра и регионов, а также сохранение необходимости вертикальной ответственности органов госуправления, обеспечение действенного контроля.

2. Приведены прерогативы центра и местных органов, допустим:

  • прерогативы центра:
  • соблюдение равенства всех граждан перед законом;
  • охрана границ;
  • обеспечение стабильности валюты;
  • гарантирование прав собственности;
  • организация вооруженных сил и т. д.;
  • полномочия местных органов:
  • содержание школ, детских садов;
  • организация местной торговли;
  • защита окружающей среды на местном уровне;
  • поддержка малого предпринимательства и т.д.

Могут быть приведены и иные верные прерогативы и полномочия

31 . Авторы полагают, что для эффективности государства необходима не только централизация управления, но «обеспечение зависимости государства от гражданского общества». Приведите три аргумента в обоснование заявленной точки зрения.

  1. связь государства с гражданским обществом позволит быстрее распознавать реальные общественные интересы и потребности, быстрее реагировать на них;
  2. гражданские институты и организации способны формировать новые инициативы, возникающие в обществе, например, движение экологов, автомобилистов, интернет-сообщества и т.д. Государство способно вырабатывать и принимать необходимые политические решения;
  3. большую роль играют гражданские ассоциации в противодействии коррупции и злоупотреблению со стороны чиновников;
  4. гражданское общество должно обеспечивать общественную экспертизу и критику проводимой политики;

    Могут быть сформулированы и иные адекватные аргументы о взаимосвязи личных и коллективных интересов граждан

32 . Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «налоги»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно, раскрывающее одну из функций налогов, второе - содержащее информацию о видах налогов.

  1. Дано определение налогов: Налоги - обязательные платежи государству, которые в установленном законом порядке выплачивают физические и юридические лица.
  2. Одно предложение о функциях налогов: Налоги выполняют важную скальную функцию, связанную с обеспечением поступления денег в казну.
  3. Одно предложение, содержащее информацию о видах налогов:

Налоги могут быть прямыми (платит собственник или получатель дохода) или косвенными (платит покупатель).

33 . Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три характеристики деятельности, относящиеся к международному гуманитарному праву.

  1. право войны, право вооружённых конфликтов, право определяет состояние войны. Например, стороны конфликта обладают определёнными правами по отношению друг к другу, методы ведения войны ограничиваются этим правом;
  2. нейтралитет, право называет статус государства, которое может считаться нейтральным в конфликте. Например, территория нейтрального государства считается неприкосновенной в конфликте.
  3. определяет ответственность за военные преступления. Например, Нюрнбергский процесс над военными преступниками периода Второй мировой войны привлёк к ответственности верхушку нацистской Германии.

34 . Один юноша написал Марку Твену письмо, в котором жаловался, что его родители «малопонятливы» - «Потерпите. Когда мне было 14 лет, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его, но когда мне исполнился 21 год, я был изумлён тем, насколько этот старый человек за истекшие семь лет поумнел».

Сделайте два вывода на основе анализа приведённых данных. Опираясь на свои знания социальной психологии, укажите одну из возможных причин того, что мнение об отце и его суждениях изменилось.

35 . Вам предстоит подготовить развёрнутый план по теме «Человек как духовное существо». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему.

План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1. Понятие духовного мира человека и его элементы:

1.1. знания,

б) чувства;

в) стремления.

2. Мораль, ценности, идеалы человека:

а) золотое правило нравственности;

в) совесть, патриотизм, гражданственность.

3. Мировоззрение и его роль в жизни человека:

а) типы мировоззрения;

б) мировоззрение как ориентир и цели деятельности человека.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Выполняя, задание 36, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (36.1- 36.5).

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

36.1 Философия «Разумный человек приспосабливается к миру; неразумный - упорно пытается приспособить мир к себе. Поэтому прогресс зависит от неразумных людей». (Б. Шоу)
36.2 Экономика «Центральный банк - это банк, при помощи которого государство вмешивается в дела частных банков и который, в отличии от них, сам может печатать нужные ему деньги». (К. Гепперт, К Пат)
36.3 Социология, социальная психология «Старики всему верят, люди средних лет всех подозревают, молодые всё знают». (Уайльд О.)
36.4 Политология «Почти всегда в политике результат бывает противоположен предвидению». (Франсуа Рене Де Шатобриан)
36.5 Правоведение «Кто хочет разбогатеть в течение дня, будет повешен в течение года». (Леонардо да Винчи)


Просмотров