Что отвечать, когда атеист говорит, что не обязан доказывать отсутствие Бога? Профессор сказал, что Бога нет. Студент доказал, что он ошибается

«Сказал безумец в сердце своем: Нет Бога » (Псал.13:1). Безумцем Св. Татеваци считает неверующего, глупого и дерзкого человека, и приводит в пример таких, как Эпикура и других, которые также отрицали существование Бога. Но в чем заключается их безумство, и какие доводы приводят они, когда говорят, что Бога нет? Во-первых они верят только тому, что воспринимается чувствами, поэтому и отрицают Его существование. На это ответим, что суетно и ложно такое понятие, ибо «Бог есть дух » (Иоан.4:24), и Он не может восприниматься чувствами, а только бывает познаваем разумом. Человек тем и отличается от животных, что имеет разум и познание, но если человек не имеет разума и знания, то он не может принадлежать роду человеческому, а только животному. Тот, кто не знает Бога, тот глупее животных, о чем и говорит Иов: «И подлинно: спроси у скота, и научит тебя, – у птицы небесной, и возвестит тебе; или побеседуй с землею, и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские. Кто во всем этом не узнает, что рука Господа сотворила сие? » (Иов 12:7-9). Далее, они не видят своей души и поэтому верят только своим делам, тогда как душа двигает тело и дает ему жизнь. Так и Бог, Которого не видно, приводит в движение небо и светила. Далее, как всякий человек верит в свидетельства других людей, что он родился от отца и матери, несмотря на то, что он и не видел себя при рождении, так должны и верить Творцу по свидетельствам философов, пророков, апостолов и учителей Церкви. Во-вторых, они говорят, что поскольку в мире есть зло и беспорядочное движение, то нет и Бога, ибо если был бы абсолютно добрый Бог, то не допустил, чтобы в мире было бы зло. На это ответим, что такое понятие также суетно и ложно. И то, что они говорят, что в мире существует зло, этим уже становится явным, что есть Бог. Значит надо, чтоб добро тоже было бы, ибо философы говорят, что само зло не что иное, как отсутствие добра. Итак, если есть какое то добро, которое имеет недостаток, то значит надо чтоб было бы абсолютное и совершенное добро, которое не имеет недостатков, и это добро есть Сам Бог. Далее, множество зла и беспорядка, которое существует в мире уже доказательство того, что есть Бог. Ибо грех не что иное, как нарушение заповедей Божьих, а если нет Бога, то значит нет не заповедей и не грехов. А поскольку видим грех и зло, значит есть заповеди и Сам Бог. Так же скажем, что Бог печется о всех равным образом, и если Он уничтожил бы зло, то исчезло и много доброго. Например, если не было бы гонителей, то не было бы и венцов уготовленных святым, и поэтому Бог терпит зло, чтобы вынести из него добро. Итак, ложны понятия безумцев, которые говорят, что Бога нет.

А мы, следуя словам апостола Петра: «будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением » (1Петр3:15), следующими способами утвердим, что есть Бог: 1. Естественным исследованием разума, 2. Верою, 3. Святым Писанием. Итак…

1. Естественное исследование разума по словам Св. Татеваци бывает разным. Аристотель говорит, все то, что двигается, приводится в движение со стороны другого. И это бывает или по природе, как, например камень падает из-за своей тяжести, или же бывает по воле и по силе, как, например тело приводится в движение со стороны души. Далее, сила, которая двигает солнце, бывает или подвижной, или же неподвижной. Если эта сила подвижная, то она возносит нас в безграничное (чему не будет конца), что выше нашего познания, или же этим находим первое движущее, которое не движется, и это есть Сам Бог.

Далее, известно, что есть творения, которые тленны, т.е. имеют начало и конец, и есть творения, которые имеют начало, но не имеют конца, как, например небесные тела, ангелы, разумные души. Мудрецы говорят, что причина всегда благородна и имеет превосходство по отношению к последствию. И поэтому, те, что имеют начало и конец, или же имеют начало, но не имеют конца, не могут быть причиной. Значит, сама причина должна быть безначальной и бесконечной, и это есть Бог. Далее, мудрецы говорят, что, то, которое несовершенно смотрит на совершенное и от него же отображается. И то, которое является одним из предметов смотрит на общее; то, которое находится под подчинением смотрит на того, который самодержавен; то, что неполноценно смотрит на то, что безупречно. Итак, если есть несовершенное, частное, находящееся под подчинением, неполноценное, то надо, чтоб было бы и совершенное, общее, самодержавное и безупречное, т.е. Сам Бог.

2. Существование Бога также утверждает вера Вселенской Церкви, ибо она верит в Бога, что Он есть, верит словам Божьим, а также верит в Боге, т.е. любить Его и посредством веры приближаться к Нему. Верить в Бога и в Его слова принадлежит как добрым, так и злым людям, а вот любить Бога свойственно только святым. Итак, свидетельством веры становится ясным, что есть Бог, и не только это, но и то, что совершенно только само бытие Бога.

3. Что есть Бог, мы видим также из Святого Писания. В книге Бытия написано: «В начале сотворил Бог небо и землю » (Быт.1:1), в книге Исход Бог сказал Моисею: «Я есмь Сущий » (Исх.3:14). Далее, в псалмах мы видим следующее: «Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас » (Пс.99:3), а в Евангелии говорится: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Иоан.1:1). И таких свидетельств, которые можно найти в Св. Писании – множество.

Говорят, что Бога нет… А куда Он делся? Много тысяч лет Он был, и вдруг Его не стало? Может быть, Его атеисты заменили и назвали «природой»? Как-то в школе в четвертом классе беседовал я с детьми и задал им такой вопрос: "Скажите, дети, что такое природа?" Девочка на первой парте подняла руку и говорит: "Природа – это все то, что нас окружает." – Правильно, давайте разберемся, что нас окружает? Под природой мы разумеем солнце, луну, планеты, звезды, воздух, землю и все на ней, воду и все в ней. А скажите: солнце, луна, планеты… одушевленные? Дети говорят: "Нет, потому что отвечают на вопрос «что?». – Разум они имеют? – Конечно, нет. – Но в эту природу, – говорю, – еще входят человек, животные и птицы. Они одушевленные? – Да, потому что отвечают на вопрос «кто?» – А кто из окружающей природы имеет творческий разум? – Человек. – Правильно. Давайте еще раз подчеркнем, что солнце, луна, земля, вода неодушевленные и разума не имеют. А вот, когда летят самолет и птица, в полете они похожи друг на друга? – Да, потому что академик Жуковский модель самолета взял от птицы. – Скажите, дети, – продолжал я спрашивать, – птицу можно убить, разобрать по косточкам, так же можно разобрать и самолет по частям, а что легче собрать: самолет или птицу?.. Конечно, всем понятно, что самолет, птицу еще никто никогда не собрал. Кто конструктор самолета? – Человек. – А кто конструктор птицы? – Природа, – хором ответили дети. – Хорошо, – говорю, – а кто из окружающей природы имеет творческий разум? – Человек. – Может человек создать птицу? – Нет. – Как же неразумная неодушевленная природа могла создать живую птицу? Человек – это тоже часть природы, выходит, и его создала неразумная, неодушевленная природа, или он сам себя создал? Взял где-то руки, ноги, голову… Странно… Может быть, солнце, луна, планеты, воздух, земля, вода собрались и стали думать: как создать птицу? Так кто же конструктор птицы? Половина класса отвечает: «Бог!», а другая: «Природа». Если все создала природа, значит, было такое время, когда ее не было, а если ее не было, то как она могла создаться? Надо подняться на одну ступеньку выше и задать себе вопрос: а кто так разумно устроил все в природе? Человеческому разуму это неподвластно, это может только Высший Разум. Этим Высшим Разумом является Господь. Бог – это не дедушка с бородой, который летает за облаками. Господь – это Чистейший Дух. Бога никто никогда не видел, но Он часто открывался и открывается людям. В нашей жизни много такого, что мы не можем увидеть, осязать, но знаем, что это есть: так, мы не видим свой разум, не видим любовь, не видим, что весь эфир заполнен радиоволнами, несущими мысли человеческие… И чтобы узнать, что есть любовь, надо полюбить, чтобы «увидеть» радиоволны, нужен специальный аппарат. Так и в духовной жизни: когда человек повернется ко Господу, настроит свой аппарат – душу, он «увидит» Бога, узнает Его и получит множество свидетельств тому, что Господь есть. Архимандрит Амвросий (Юрасов)


369

Кто был этим студентом?

Речь идет о реальной истории, которая случилась где-то в XX веке.

Профессор философии был атеистом и пытался объяснить студентам, почему люди с научным складом ума не верят в Иисуса Христа.

Эта история случилась во время его первой встречи с первокурсниками в сентябре.

Профессор: Поднимите руку христиане! Вот, мой дорогой друг, возьмем вас! Вы верите в Бога, не так ли?

Студент: Да, сэр!

Диалог развивался так:

— Итак, вы верите в Бога?

— Абсолютно, сэр.

— Бог — хороший?

— Конечно.

— Является ли Бог всемогущим?

— Мой брат умер от рака, хотя он молился Богу и просил исцелить его. В то же время большинство из нас, если смогли бы помочь, наверняка бы ему помогли. Но Бог этого не сделал. Так действительно ли Бог такой хороший?

Студент молчал.

Профессор продолжал:

— Вы не можете ответить, да? Давайте начнем сначала, молодой человек. Бог — хороший?

— А Сатана — хороший?

— А откуда Сатана взялся?

— Его создал Бог…

— Верно. Так скажи мне, парень, в мире полно зла, так?

— Зло повсюду, верно? И создал это все Бог? Так получается?

Студент не ответил.

Профессор продолжал:

— Болезни существуют? Безнравственность существует? Ненависть? Уродства? Всех этих существ полно в мире, не так ли?

— Да, сэр.

— Так кто это все создал?

Студент продолжал молчать.

А профессор все упивался неопровержимостью своих аргументов:

— Наука говорит, что у каждого из нас есть 5 органов чувств, которые позволяют нам наблюдать за миром вокруг себя. Скажи мне, парень, ты когда-нибудь видел Бога?

— Нет, сэр.

— Быть может, ты когда-нибудь слышал Бога?

— Нет, сэр.

— Может, ты когда-то чувствовал Бога — на своей коже, например? Или ощущал его на вкус? Ты знаешь, как он пахнет? Кто-то когда-то испытывал нечто подобное?

— Боюсь, сэр, со мной этого точно не случалось.

— Но вы все еще верите в него, студент?

— Давайте еще раз. Нет ни одного эмпирического, проверяемого, доказуемого факта существования Бога. Поэтому наука утверждает, что Бога нет. Что ты скажешь на это, сынок?

— Ничего, у меня есть только моя вера.

— Ах да, вера. И вот она — и есть главный враг науки.

— Сэр, но у науки нет никаких проблем с религией.

Профессор вскинул брови.

— Что вы имеете в виду? — прошипел он.

— Профессор, есть такая штука, как высокая температура? — начал отвечать студент.

— А такая штука, как холод?

— Нет, сэр, холода не существует.

В аудитории воцарилась звенящая тишина. Все были поражены таким поворотом сюжета.

Студент продолжал:

— Сэр, в комнате может быть много тепла, в ней может быть очень жарко, она даже может загореться, и сжечь нас. Это реально. Но у вас нет никаких доказательств, что холод — существует. Потому что даже если мы опустим температуру до 458 градусов мороза, это будет означать только то, что холод есть отсутствие тепла.

Слово «холод» мы используем, чтобы описать ситуацию, когда нет тепла. Мы не можем измерить холод. Мы можем измерить только низкую температуру.

В зале по-прежнему все внимали дискуссии. Студент-первокурсник продолжал:

— А как насчет темноты, профессор? Существует ли тьма?

— Да, разве вы будете с этим спорить?

— Вы снова не правы, сэр. Темнота есть просто отсутствие в пространстве фотонов света. Если вы не видите света, вы считаете, что появилась тьма.

Но если вам понадобится измерить темноту, вы будете считать плотность фотонов света в пространстве. Их отсутствие — и есть темнота.

— Так к чему вы ведете, молодой человек?

— Сэр, я лишь хочу сказать, что ваша философская предпосылка некорректна.

— Некорректна? Может, вы объясните, почему вы так решили? — недоумевал профессор.

Студент объяснил:

«Сэр, вы исходите из предпосылки, что все в мире двойственно. Вы утверждаете, что сначала есть жизнь, потом она сменяется смертью. Вам кажется, будто у Бога есть хорошие и плохие черты. Вы воспринимаете Бога как нечто конечное, то, что можно измерить. Сэр, но ведь наука даже не может объяснить, откуда в вашей голове берутся мысли. Она использует электричество и магнетизм, но мало кто думает о том, как выглядит общая картина.

Смерть — это не противоположность жизни: это просто ее отсутствие.А теперь скажите мне, профессор, вы учите своих студентов тому, что люди произошли от обезьяны?

— Если вы спрашиваете, верю ли я в теорию эволюции, то я скажу: конечно, да.

— Вы когда-нибудь видели эволюцию своими глазами, сэр?

Профессор покачал головой. И вдруг стал улыбаться. Кажется, до него начал доходить смысл аргументов дерзкого студента.

— Следуя вашей логике, раз никто никогда не видел процесс эволюции в работе, значит, его не происходит? Так что с вашим логическим аппаратом, профессор? Вы, оказывается, не ученый, а проповедник?

В аудитории все зашушукались.

— Есть ли в аудитории кто-то, кто когда-нибудь видел мозг профессора? Значит ли это, что его нет?

Комната разразилась смехом.

— Есть ли здесь кто-то, кто когда-либо слышал мозг профессор, чувствовал его или знает его запах? Похоже, никто из вас таким похвастаться не может.

Затем он повернулся лицом к профессору:

— Давайте еще раз. Нет ни одного эмпирического, проверяемого, доказуемого факта существования у вас мозгов, профессор. При всем уважении, наука говорит, что мы не должны ходить на ваши лекции.

В помещении снова воцарилась тишина. Профессор был готов разодрать студента, но тот, казалось, был совершенно невозмутим.

Наконец, преподаватель произнес:

— Думаю, ты должен это принять на веру, парень.

«Вот, сэр, это именно то, о чем я говорю! Связь между человеком и Богом — это ВЕРА. Это и есть то, что поддерживает в людях жизнь и помогает им двигаться. Следуйте за своей верой, профессор, и она приведет вас к знаниям!».

Этого студента звали Альберт Эйнштейн.

А куда Он делся? Много тысяч лет Он был, и вдруг Его не стало? Может быть, Его атеисты заменили и назвали «природой»?

Как-то в школе в четвертом классе беседовал я с детьми и задал им такой вопрос:

Скажите, дети, что такое природа?

Девочка на первой парте подняла руку и говорит:

Природа - это все то, что нас окружает.

Правильно, давайте разберемся, что нас окружает? Под природой мы разумеем солнце, луну, планеты, звезды, воздух, землю и все на ней, воду и все в ней. А скажите: солнце, луна, планеты… одушевленные?

Дети говорят:

Нет, потому что отвечают на вопрос «что?».

Разум они имеют?

Конечно, нет.

Но в эту природу, - говорю, - еще входят человек, животные и птицы. Они одушевленные?

Да, потому что отвечают на вопрос «кто?»

А кто из окружающей природы имеет творческий разум?

Человек.

Правильно. Давайте еще раз подчеркнем, что солнце, луна, земля, вода неодушевленные и разума не имеют. А вот, когда летят самолет и птица, в полете они похожи друг на друга?

Да, потому что академик Жуковский модель самолета взял от птицы.

Скажите, дети, - продолжал я спрашивать, - птицу можно убить, разобрать по косточкам, так же можно разобрать и самолет по частям, а что легче собрать: самолет или птицу?.. Конечно, всем понятно, что самолет, птицу еще никто никогда не собрал. Кто конструктор самолета?

Человек.

А кто конструктор птицы?

Природа, - хором ответили дети.

Хорошо, - говорю, - а кто из окружающей природы имеет творческий разум?

Человек.

Может человек создать птицу?

Как же неразумная неодушевленная природа могла создать живую птицу? Человек - это тоже часть природы, выходит, и его создала неразумная, неодушевленная природа, или он сам себя создал? Взял где-то руки, ноги, голову… Странно… Может быть, солнце, луна, планеты, воздух, земля, вода собрались и стали думать: как создать птицу? Так кто же конструктор птицы?

Половина класса отвечает: «Бог!», а другая: «Природа». Если все создала природа, значит, было такое время, когда ее не было, а если ее не было, то как она могла создаться? Надо подняться на одну ступеньку выше и задать себе вопрос: а кто так разумно устроил все в природе? Человеческому разуму это неподвластно, это может только Высший Разум. Этим Высшим Разумом является Господь. Бог - это не дедушка с бородой, который летает за облаками. Господь - это Чистейший Дух. Бога никто никогда не видел, но Он часто открывался и открывается людям. В нашей жизни много такого, что мы не можем увидеть, осязать, но знаем, что это есть: так, мы не видим свой разум, не видим любовь, не видим, что весь эфир заполнен радиоволнами, несущими мысли человеческие… И чтобы узнать, что есть любовь, надо полюбить, чтобы «увидеть» радиоволны, нужен специальный аппарат. Так и в духовной жизни: когда человек повернется ко Господу, настроит свой аппарат - душу, он «увидит» Бога, узнает Его и получит множество свидетельств тому, что Господь есть.

Большинство людей в мире верят в существование Бога. Объективно же спорить о его существовании – задача не из простых. Однако вы можете предоставить веские доводы в пользу того, что его не существует, используя для этого научные, философские и культурные доказательства. Независимо от выбранного подхода, когда будете обсуждать существование Бога, не забудьте оставаться вежливым и тактичным по отношению к своему собеседнику.

Шаги

Часть 1

Научные свидетельства, опровергающие существование Бога

    Укажите на то, что живые существа не совершенны. Довод о несовершенстве указывает на то, что если Бог такой идеальный, почему же он так плохо создал нас и множество других живых существ? Например, мы уязвимы к многим болезням, наши кости легко ломаются, а с возрастом наши тела и умы приходят в упадок. Вы также можете упомянуть о наших плохо-спроектированных позвоночниках, негибких коленях и тазовых костях, которые приводят к трудным родам. Все это является биологическим доказательством того, что Бога не существует (или доказательством того, что он создал нас неидеальными, а значит, и поклоняться ему незачем).

    • Верующие могут оспорить этот довод, заявив, что Бог идеален и создал он нас настолько идеальными, насколько это было возможно. Они также могут заявить, что все то, что мы считаем изъянами, на самом деле имеет свое предназначение в творении Божьем.
  1. Укажите на то, что все сверхъестественное можно объяснить научным языком. Довод «Бог белых пятен» очень часто используется, когда люди пытаются доказать существование Бога. Оно основано на том, что хотя современная наука и объясняет большую часть всего сущего, некоторые вещи она все же объяснить не в состоянии. Вы можете опровергнуть это заявление, сказав, что число вещей, которые мы не понимаем, с каждым годом продолжает уменьшаться, и то, что научные объяснения заменяли теистические, тогда как сверхъестественные или теистические объяснения никогда не заменяли научных.

    • Например, вы можете привести в пример эволюцию, как область, в которой наука исправила предыдущую богоцентричную причину наличия такого разнообразия видов в мире.
    • Скажите, что религию часто использовали для объяснения необъяснимого. Греки использовали Посейдона, чтобы объяснить возникновение землетрясений, которые, как мы теперь знаем, происходят из-за движения тектонических плит.
  2. Укажите на неточности креационизма. Креационизм – это верование, что Бог создал мир, как правило, относительно недавно, примерно 5000-6000 лет назад. Воспользуйтесь огромным количеством доказательств, которые это опровергают, например, факты об эволюции, окаменелости, определение возраста радиоуглеродным методом и ледяные крены, и с их помощью оспорьте существование Бога.

    • К примеру, вы можете сказать следующее: «Мы постоянно находим камни, которым миллионы и даже миллиарды лет. Разве это не доказывает, что Бога нет?»

    Часть 2

    Культурные свидетельства, опровергающие существование Бога
    1. Укажите на то, что вера в Бога была определена социумом. Существует несколько вариаций этой идеи. Вы можете объяснить это тем, что в относительно бедных странах, практически все верят в Бога, а вот в довольно богатых и развитых странах количество верующих заметно ниже. Вы также можете сказать, что более образованные люди более склонны к идее атеизма, чем люди, с более низким уровнем образования. Вместе эти два факта свидетельствуют о том, что Бог - это лишь продукт культур, а вера в него зависит от личных обстоятельств каждого.

      Только потому, что большинство верит в Бога, не значит, что это правда. Одной из частых причин веры в Бога является то, что в него верит большинство людей. Данный довод об «общем согласии» может также предполагать, что из-за того, что в Бога верит так много людей, такое верование должно быть естественным. Однако вы можете разбить эту идею, заявив, что тот факт, что большинство людей верит во что-то, не говорит о его правдивости. Например, вы можете сказать, что в определенный период времени большинство людей считало рабство приемлемым.

      • Скажите, что если человека не вовлекать в религию или в идею существования Бога, они в него никогда не поверят.
    2. Раскройте разнообразие религиозных верований. Отличительные и характерные черты христианского, индуистского и буддистского Бога очень отличаются друг от друга. Поэтому вы можете сказать, что даже если Бог и существует, невозможно определить, какому именно Богу следует поклоняться.

      • Эта идея известна как «Довод от противоречивых религий».
    3. Укажите на противоречия в религиозных текстах. Большинство религий считают свои священные тексты результатом и свидетельством существования своего Бога. Если вы сможете указать на противоречия и прочие пороки священных текстов, то предоставите прочное обоснование того, что Бога не существует.

    Часть 3

    Философские свидетельства, опровергающие существование Бога

      Если бы Бог существовал, он бы не допустил такого количества неверия. Этот довод говорит о том, что в местах, где распространен атеизм, Бог бы спустился или лично вмешался в мирские дела, и раскрыл себя атеистам. Сам факт существования такого большого числа атеистов и то, что Бог не попытался убедить их через божественное вмешательство, означает, что никакого Бога нет.

      • Верующие могут оспорить это заявление, сказав, что Бог допускает свободу воли, потому неизбежным исходом этого и является неверие. Они могут процитировать конкретные примеры в своих священных текстах о случаях, когда Бог раскрывал себя тем, кто отказывался в него верить.
    1. Раскройте противоречия в веровании другого человека. Если его вера основана на идее, что Бог создал мир, потому что «У всего имеется начало и конец», спросите его: «Если это так, тогда кто создал Бога?» Этим вы укажите на то, что другой человек несправедливо предположил, что Бог существует, когда на самом деле, этот же посыл (что все имеет начало) ведет к двум противоречивым заключениям.

      • Люди, верующие в Бога могу оспорить это, сказав, что, будучи всемогущим, он находится вне времени и пространства, а потому является исключением из правила, что у всего имеется начало и конец. В таком случае вы должны направить спор в сторону противоречия идеи всемогущества.
    2. Раскройте проблему зла. Проблема зла заключается в том, как Бог и зло могут существовать одновременно. Другими словами, если Бог существует, и он есть добро, тогда он должен уничтожить все зло. Вы можете сказать: «Если бы Бог по-настоящему заботился о нас, тогда не было бы войн».

      • Ваш собеседник может ответить так: «Правление человеческое нечестивое и ошибочное. Люди, чинят зло, а не Бог». Таким образом, ваш оппонент может снова прибегнуть к идее свободной воли и оспорить мысль, что Бог ответственен за все злодеяния, которые происходят в мире.
      • Вы можете пойти дальше и сказать, что если существует плохой Бог, который позволяет творить зло, он не стоит того, чтобы ему поклонялись.
    3. Покажите, что моральность не нуждается в религиозном веровании. Многие считают, что без религии планета бы погрузилась в хаос аморальности и безнравственности. Однако вы можете сказать, что ваши собственные поступки (или любого другого атеиста) практически не отличаются от поступков верующего человека. Признайте, что хотя вы и не безупречны, никто таким не является, и что вера в Бога не обязательно делает человека более нравственным или праведным.

      • Вы можете опровергнуть идею более морального верующего, сказав, что религия не только не ведет к доброте, она ведет к злу, так как множество религиозных людей совершают аморальные поступки именно во имя своего Бога. Например, вы можете упомянуть об испанской инквизиции или религиозном терроризме по всему миру.
      • Более того, животные, которые не способны понять человеческую концепцию религии, проявляют явные признаки инстинктивного понимания морального поведения и того, что есть правильно, а что нет.
    4. Покажите, что хорошая жизнь не требует Бога. Многие верят, что лишь с верой в Бога человек может жить богатой, счастливой и полной жизнью. Однако вы можете указать на тот факт, что множество неверующих живут более счастливой и успешной жизнью, чем те, кто выбрал религию.

      • Например, расскажите о Ричарде Докинзе и Кристофере Хитченсе и о том, какого большого успеха они добились, несмотря на тот факт, что они оба не верят в Бога.
    5. Объясните противоречие между всезнанием и свободой воли. Похоже, что всезнание (способность все знать) противоречит множеству вероучений. Свободная воля – это идея того, что вы отвечаете за свои действия и потому ответственность за них также лежит на вас. Большинство религий верят в обе концепции, при том, что они не совместимы.

    6. Скажите о том, что Бог не может быть всемогущ. Всемогущество – это способность делать все. Если бы Бог мог все, тогда он смог бы, к примеру, нарисовать квадратный круг. Но так как это противоречит всякой логике, нет основания считать, что Бог всемогущ.

      • Вы можете предложить еще один логически невозможный принцип. Бог не может одновременно знать и не знать чего-то.
      • Вы также можете сказать, что если Бог всемогущ, почему же он позволяет случаться стихийным бедствиям, массовым убийствам и войнам?
    7. Переложите на них необходимость доказать существование Бога. По правде говоря, невозможно доказать того, что чего-то не существует. Существовать может все, но для того, чтобы вера была признанной и достойной внимания, необходимы неоспоримые доказательства в ее пользу. Предложите, чтобы верующий предоставил доказательства, что Бог все же существует.

      • Например, вы можете спросить, что случается после смерти. Многие верующие также верят и в загробную жизнь. Пусть они предоставят доказательства существования этой загробной жизни.
      • Духовные сущности, вроде Бога, Дьявола, рая, ада, ангелов, демонов и прочего никогда не были (и не могут быть) изучены научно. Укажите на тот факт, что доказать существование всего этого просто невозможно.

    Часть 4

    Подготовка к обсуждению религии Если ваши доводы не будут представлены в простой и понятной форме, ваш посыл будет утерян. Например, объясняя, как религия человека определяется его культурой, вы должны сделать так, что ваш оппонент согласился с каждой вашей предпосылкой (основные моменты, ведущие к умозаключению).
    • Вы можете сказать следующее: «Мексика была населена католиками, не так ли?»
    • Когда они ответят «да», перейдите к следующей предпосылке: «То есть большинство людей в Мексике исповедуют католицизм?»
    • Когда они снова ответят «да», перейдите к своему заключению, сказав следующее: «Причина, по которой большинство людей в Мексике верят в Бога, заключается в истории религиозной культуры на территории этой страны».
  3. Будьте уступчивы во время обсуждения о существовании Бога. Вера в Бога – довольно чувствительная тема. Подойдите к спору как к разговору, в котором и у вас, и у вашего оппонента имеются веские доводы в свою пользу. Говорите в дружной манере. Спросите их, почему они так сильно верят. Терпеливо выслушайте их причины и обдумайте ответ на услышанное.

    • Попросите своего оппонента рассказать об источниках (книгах или сайтах), в которых вы сможете побольше узнать об их точке зрения и вере.
    • Вера в Бога сложна, а заявления о существовании Бога (за или против) нельзя принимать за факты.
  4. Оставайтесь спокойны. Спор о существовании Бога может стать эмоционально напряженным. Если во время спора вы станете слишком возбуждены или агрессивны, вы можете начать говорить бессвязно и/или сказать что-то, о чем потом пожалеете. Глубоко дышите, чтобы оставаться спокойным. В течение пяти секунд глубоко вдыхайте носом, а затем в течение трех секунд выдыхайте ртом. Продолжайте так делать, пока не успокоитесь.

    • Замедлите скорость своей речи, чтобы у вас было больше времени обдумать то, что вы хотите сказать и не сболтнуть того, о чем вы позже пожалеете.
    • Если вы начнете злиться, скажите своему оппоненту: «Сойдемся на том, что каждый останется при своем мнении», после чего разойдитесь.
    • Будьте вежливы, когда будете обсуждать Бога. Не забывайте, что для многих людей тема религии довольно чувствительна. Не используйте оскорбительных выражений вроде «плохая», «глупая» или «ненормальная». Не обзывайте своего оппонента.
    • Вместо того, чтобы прийти к согласию, в конце спора ваш оппонент может сказать заезженную фразу: «Мне жаль, что ты отправишься в ад». Не отвечайте в подобном пассивно-агрессивном стиле.
  • Вы не обязаны спорить на тему существования Бога с каждым встречным верующим. Хорошие друзья не обязаны обо всем друг с другом спорить. Если вы всегда пытаетесь поспорить с другом или пытаетесь «навернуть» его, будьте готовы к тому, что у вас станет на одного друга меньше.
  • Многие выбирают религию, чтобы попытаться преодолеть тяжелый этап в жизни, например, зависимость или трагическую смерть близкого. Хотя религия может положительно повлиять на жизнь человека и помочь ему в трудную минуту, это не значит, что идеи, лежащие в основе религии, правдивы. Если вы встретите кого-то, утверждающего, что ему помогла религия, проявите осторожность и смотрите, не оскорбите его. Вы не обязаны избегать этого человека или притворяться, что понимаете его.


Просмотров