Что из классики прочитать подростку. Кен Кизи «Пролетая над гнездом кукушки»

Инструкция

Еще в 2002 году вышел в свет потрясающий роман, написанный французской писательницей по имени Анна Гавальда. Этот роман носит название «35 кило надежды». Это произведение рассказывает читателю о тринадцатилетнем подростке-школьнике, который ненавидел свое учебное заведение и был уверен, что оно только разрушает его жизнь. Но он решает не опускать руки и не пускать все на самотек. В голу приходят некоторые идеи, при помощи которых он круто изменяет свою жизнь. Это произведение является не только интересным, но и поучительным, так как раскрывает такие жизненные ценности, как любовь, семья и преданность.

Еще одна интересная книга для подростков была написана Валерием Воскобойниковым. Она называется «Все будет в порядке». Главным героем является одиннадцатилетний мальчик, который познает трудности и опасности окружающего мира. Эта книга учит читателя таким качествам, как смелость, целеустремленность, справедливость, милосердие, доброта, искренность и преданность. В ней раскрывается проблема терпимости, толерантности и нравственности. В 2007 году автор этой повести получил в награду Национальную премию по детской литературе и диплом детского читательского жюри.

Книга «Спорим, это мальчик!», написанная Теренсом Блэкером, тоже получила положительные от своих читателей подросткового возраста. Эта книга рассказывает о мальчике Сэме, который в своей жизни сталкивался с различными трудностями и преодолевал их. Книга написана простым и понятным языком и наполнена множеством потрясающих и забавных историй из жизни главного героя. Основными проблемами, которые пытался отразить автор в своем произведении, являются отношения двух полов, отношения между сверстниками и родными людьми.

Произведение Клауса Хагерюпа «Маркус и Диана» немного отличается от остальной литературы, предназначенной для подростков. Если другие книги чаще всего написаны в приключенческом жанре, автор этого произведения постарался более тонко раскрыть психологию человеческого взросления, наполнив свою книгу юмором, любовью и даже грустью. Главным героям предстоит понять то, кем они являются, кем хотят стать в жизни и как им этого добиться. «Маркус и Диана» понравится не только читателям подросткового возраста, но и взрослым.

В 1996 году была опубликована и номинирована на Букеровскую премию книга Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом». Конечно, кому-то может показаться пугающим ее название, однако это произведение достойно вашего внимания. Главным его героем стал восьмилетний мальчик, который жил со бабушкой и дедушкой. Это произведение показывает способность ребенка становиться самостоятельными и принимать собственные решения по поводу тех или иных вещей.

В мировой литературе немало произведений, написанных для подростков. Важно из всего этого многообразия выбрать книги, которые не отобьют любовь к чтению. К счастью, достойных произведений немало как в отечественной, так и в зарубежной подростковой литературе.

Отечественные книги для подростков

В советское время было написано немало прекрасных произведений для подростков. Роман «Два капитана» Вениамина Каверина был впервые опубликован в 1944 году, но с тех пор не устарел. Написанный в героической стилистике роман Каверина рассказывает о вечных ценностях: дружбе, любви, мужестве, верности своим идеалам. При этом книгу нельзя обвинить в излишнем морализаторстве, прежде всего это приключенческий роман, насыщенный событиями и сюжетными поворотами, которые не дадут читателю заскучать.

Юные герои повести Бориса Васильева «Завтра была война» стоят на пороге взросления. Их волнуют в сущности те же вещи, что и современных сверстников: первая любовь, поиск себя, противостояние окружающему миру. Только юность героев повести оборвется очень рано: скоро начнется война и им придется быстро повзрослеть.

Владислав Крапивин – классик советской приключенческой литературы для юношества. Герои его книг – мальчики, исследующие мир, умеющие находить увлекательные приключения везде. Они преданно дружат, благородно поступают и умеют отличать хорошее от плохого. Романы «Трое с площади Карронад», «Колыбельная для брата», «Мальчик со шпагой» и другие произведения Крапивина отличаются увлекательным сюжетом и удивительным проникновением в мир подростков.

Произведения другого советского автора, Анатолия Алексина, реалистичны по содержанию. Их герои – обычные советские дети и подростки, которых волнуют не только духовные, но и бытовые проблемы. В своих повестях и рассказах («Безумная Евдокия», «Мой брат играет на кларнете», «Сердечная недостаточность» и другие) Алексину удается в бытовых сюжетах поднять вечные нравственные проблемы. Его герои на своем опыте понимают, что эгоистичные поступки рано или поздно ударят по тебе самому.

В современной российской литературе для подростков тоже появляются достойные произведения. «Класс коррекции» Екатерины Мурашовой рассказывает о детях, которые по разным причинам оказываются в классе для отстающих. Кажется, что они навсегда обречены находиться на обочине жизни, но ребята мечтают о большем. В романе появляется мистическая составляющая, параллельная реальность, куда герои уходят, когда наша реальность становится для них невыносимой.

Зарубежные книги для подростков

«Убить пересмешника» Харпер Ли – один из лучших романов о воспитании. История девочки по прозвищу Глазастик затрагивает много важных тем, доступно, но без упрощения рассказывая о терпимости, личной ответственности за происходящее вокруг, необходимости относится к людям без предубеждения. «Убить пересмешника» можно перечитывать в любом возрасте: каждый найдет в этом глубоком и многослойном романе что-то важное для себя.

Действие трилогии «Левиафан», «Голиаф» и «Бегемот» Скотта Вестерфельда происходит во время Первой мировой войны. Несмотря на то, что действие происходит в некой альтернативной реальности, в книгах много исторических фактов. Романы сопровождаются прекрасными рисунками, действие увлекательно и не дает заскучать.

Сказочные книги Дианны Уинн Джонс любимы многими поколениями читателей. Роман «Ходячий замок» рассказывает о

Из списка «must read». Туда вошли в основном книги двухтысячных. Разумеется, у читателей возник вопрос - а где Сэлинджер и Ремарк? В этом обзоре учитель русского языка и литературы Татьяна Кокусева напоминает о классической зарубежной литературе. Не все эти произведения написаны о подростках и для них, но так получилось, что именно этими книгами зачитываешься в 16-17 лет.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

1. Джером Сэлинджер «Над пропастью во ржи»

О чём речь : Холден Колфилд, неуравновешенный подросток, рассказывает свою историю, размышляя о жизни.

Зачем это надо подросткам : Честно, грубо и откровенно о жизни в этом сложном, запутанном и не особенно приятном мире. Мировоззрение Колфилда до сих пор не жалуют приличные родители приличных детей, считая, что бедный Холден плохо влияет на неокрепшие умы, призывая к бунту и эскапизму. Тем больший интерес вызывает книга у самих подростков.

2. Уильям Голдинг «Повелитель мух»

О чём речь : Группа детей оказывается на острове и быстро доходит до первобытного состояния, предпочитая повиноваться власти силы.

Зачем это надо подросткам : Жесткий и даже жестокий роман-размышление о природе человека. Возраст невинности закончился, подросток превращается в самостоятельного человека. Самое время подумать, кем ты станешь, когда вырастешь, кто победит в тебе - зверь или человек.

3. Харпер Ли «Убить пересмешника »

О чём речь : Три года из жизни семьи Финч во времена Великой депрессии в небольшом городе штата Алабама.

Зачем это надо подросткам : Великая депрессия, закон Линча, простые жестокие люди, расизм и несправедливость - на таком симпатичном фоне герой книги Аттикус, отец семейства, проявляет неожиданную для обычного человека смелость. Нравственный закон для героев романа стоит выше страха. Одна из лучших книг о выборе правильного поступка в сложной ситуации.

4. Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»

О чём речь : Литература подлежит немедленному уничтожению огнем, а владельцы книг - аресту и лечению.

Зачем это надо подросткам : Страшненькая антиутопия о тоталитаризме. Люди помалкивают в тряпочку, раскрывая рот разве что для обсуждения чепухи. Книги горят, прошлое осталось в прошлом, в настоящем только интерактивное телевидение и бесконечное счастье. В этом благополучном мире, конечно, находятся недовольные обладатели пытливого ума и сомнений.

Роман ставит неприятные вопросы очередного выбора: достаточно ли твоим мозгам тележвачки, нужны ли книги обществу или любой думающий человек скоро окажется вне закона.

5. Герман Гессе «Степной волк»

О чём речь : Записки Гарри Галлера, очень одинокого человека.

Зачем это надо подросткам : Вообще-то Гессе писал книгу для взрослых, но непонятая душа главного героя немедленно привлекла непонятых и страдающих подростков. Одиночество в сытом мещанском мире, противоречия с самим собой, куда прибиться, если ты тонко чувствующий, думающий человек, а вокруг толпы обывателей.

6. Олдос Хаксли «О дивный новый мир»

О чём речь : Роман-антиутопия о счастливом дивном новом мире, в котором что-то не так.

Зачем это надо подросткам : Как выглядит мир без страданий? Примерно так - люди искусственно выращиваются в пробирках, затем их разделяют на касты, на все вопросы есть готовые ответы. «История - сплошная чушь» в новом государстве, любовь и переживания мешают жить. Если кто-то приуныл, есть прекрасный антидепрессант - сома. «Сомы грамм и нету драм». Казалось бы, все идеально, осталось ответить на вопрос - хочется ли нам жить в таком мире, наслаждаясь стандартизированным счастьем.

7. Ивлин Во «Мерзкая плоть»

О чём речь : Жить весело, вокруг карнавал и деньги давят карманы. Сатира на британское высшее общество.

Зачем это надо подросткам : Мечта о сытой беззаботной жизни, принадлежности к элите общества, спортивном автомобиле и одежде от именитых парижских модельеров волнует юные сердца. Тем интереснее погружаться в ядовитый мир Ивлина Во, высмеивающего британскую аристократию. Оказывается, сливки общества могут быть не очень-то умными, а их глупости порой обходятся дорого.

8. Хулио Кортасар «Игра в классики»

О чём речь : В духовных и интеллектуальных поисках можно не заметить, что теряешь.

Зачем это надо подросткам : Главный герой романа Орасио Оливейра уже далеко не подросток по возрасту, ему сорок. Однако его поступки, сомнения и поиски выглядят весьма инфантильно. Не оценив то, что имеет, он предал любимую девушку, потеряв ее, запутался и не то покончил, не то не покончил жизнь самоубийством. Это за него должен решить читатель.

9. Кен Кизи «Пролетая над гнездом кукушки»

О чём речь : Даже в психиатрической клинике можно оставаться самим собой.

Зачем это надо подросткам : Патрик Макмерфи - символ бунтарства и свободы. Все мы живем в большом сумасшедшем доме, где нас пытаются сделать кроликами. Как быть - приспособиться для спокойной жизни или бороться, наплевав на все правила? А если выбрать путь борьбы, то что делать с ответственностью за тех, кто идет за тобой, но не настолько уверен в себе?

10. Ирвин Уэлш «На игле»

О чём речь : О ужас! О наркоманах и наркотиках!

Зачем это надо подросткам : Герои книги, чуть за двадцать, плотно сидят на героине. Тема раскрыта чуть более, чем полностью. Наркотики - это ноль работы, ноль брезгливости, полуживые отношения, интерес к жизни ушел в минус. Чем больше проблем, тем больше сожалений. Написано честным и жестким языком, далеким от назидательных бессмысленных страшилок о наркотиках, популярных в каждой школе.

1. Стивен Чбоски "Хорошо быть тихоней"(главный герой - замечательный, добрый, искренний мальчик. Книга рассказывает историю жизни мальчика "Чарли", который пишет письма своему анонимному другу. Чарли описывает жизнь тинейджера, в которой он сталкивается с издевательствами, наркотиками, сексуальными домогательствами) очень интересная и занимательная книга книга, читается на одном дыхании. Книгу легко читать, потому что она написано честно, просто, откровенно.

2. Джоджо Моейс "До встречи с тобой"(главный герой- молодой человек 35-ти лет, Уилл Трейнор. Главная героиня- Луиза Кларк, девушка 27 лет. Очень романтичная история любви двух людей, этот роман заставит плакать каждого.) Лу Кларк знает, сколько шагов от автобусной остановки до ее дома. Она знает, что ей очень нравится работа в кафе и что, скорее всего, она не любит своего бойфренда Патрика. Но Лу не знает, что вот-вот потеряет свою работу и что в ближайшем будущем ей понадобятся все силы, чтобы преодолеть свалившиеся на нее проблемы.

Уилл Трейнор знает, что сбивший его мотоциклист отнял у него желание жить. И он точно знает, что надо сделать, чтобы положить конец всему этому. Но он не знает, что Лу скоро ворвется в его мир буйством красок. И они оба не знают, что навсегда изменят жизнь друг друга. мне безумно понравилась эта книга. Она о настоящей любви, самопожертвовании. Очень грустная концовка. Книга стоит того, чтобы ее прочитал каждый, она о многом заставляет задуматься. Книга никого не оставит равнодушным. Лучше читать подросткам 16+

3. Джон Грин "Виноваты звезды". Замечательная книга о любви. Оба подростка больны раком, но это не мешает им наслаждаться жизнью и любить друг друга самой настоящей, искренней любовью. После прочтения можно посмотреть фильм, но он впечатлит не так, как книга.

4. Пауло Коэльо "Вероника решает умереть"

Немного философская книга, заставляет задуматься о своей жизни.

5. Лидия Чарская. Замечательные добрые произведения, которые учат только хорошему.

6. Л.Н. Толстой "Война и мир". Без лишних слов, этот роман-эпопея ОБО ВСЕМ. Не жалейте времени, прочитайте. Поистине великое произведение, которое должен знать каждый. Главные герои очень интересны. Истории их жизни не оставят равнодушными.

7. М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита". Необычный и захватывающий роман. В нем есть не только любовь. С первых страниц интересно разобраться, что к чему.

8. Тургенев "Отцы и дети". Классическое произведение русской литературы.

9. О. Уайльд "Портрет Дориана Грея"

10. Рэй Бредбери "451 градус по Фаренгейту"

11. Стивен Кинг "зеленая миля". Также можно посмотреть фильм. Замечательная история

12. Э. М. Ремарк "три товарища". Отлично подойдет в качестве примеров на сочинении на ЕГЭ по русскому языку(как и "Война и мир", без нее никуда;)).

Эти книги скорее больше подойдут для девочек. Но и мальчики могут их прочесть, не разочаруются. Все книги легко воспринимаются и легко читаются, что очень важно для подростков(возможно, кроме "Войны и мира"). Эти книги учат быть добрыми, искренними, учат любить по-настоящему, дружить и т.д. Желаю приятного чтения, не пожалеете!😉

Не знаете какую книгу можно подарить подростку – другу, подруге, сыну? А может вы ищите легкую литературу для себя? Представляем вам подборку отличного чтива для молодых ребят!

Здравствуйте, дорогие читатели Букли!
Сегодня я хочу рассказать вам о замечательных книгах, которые обязательно нужно прочитать нашим детям-подросткам. У меня есть племянники, которые очень скоро войдут в самую прекрасную пору своей жизни, когда хочется увидеть мир глазами взрослого, а знания они впитывают как губка.

В подростковом возрасте необходимо прививать не только высокие моральные качества и принципы, но и развивать воображение, а самое главное не забывать, что они ещё дети и могут верить в сказки.

Именно поэтому я решила сделать небольшую подборку книг, которые повлияют на каждого подростка. Здесь не будет ни Достоевского, ни Толстого, как и других великих писателей из школьной программы.

Фантастика, способная покорить сердце любого подростка

«Гарри Поттер» – Джоан Роулинг

Первое, что стоит прочитать и посмотреть – это удивительная история о «мальчике, который выжил». Гарри Поттер может действительно стать настоящим другом и проводником в мир магии. Все книги полны доброты, любви, верности, дружбы и справедливости. Можно говорить часами о необъятном смысле, которые несут в себе все семь частей. Если вы сомневаетесь, стоит ли ребенку читать «поттериану», то просто прочтите рецензии наших читателей на это эпохальное произведение:

  • Гарри Поттер – целая эпоха!
  • Мальчик, который выжил

Пару дней назад я испытала шок, когда услышала новость о том, что Джоан Роулинг одна из немногих называет главного злодея правильно – Волан-де-Мор. Моя жизнь не будет прежней… Но я буду называть его по-прежнему - Волан-де-Морт!

Просто принесите вашему ребенку одну книгу и позвольте поверить в магию и волшебство. Он сам откроет для себя удивительную вселенную, где возможно чудо. Он познает истинные чувства и поверит в себя, в то, что он тоже особенный.

«Хроники Нарнии» – Клайв Стэйплз Льюис

«Хроники Нарнии» полны удивительных образов и персонажей, некоторые из которых нам знакомы с детства. В произведении присутствует много образов из мифологии и ребенок уже с этого возраста может легко увлечься древними сказаниями. В этой истории реальность смешалась с фантастикой, и при перелистывании страницы за страницей тонкая грань между этими понятиями стирается и возникает новый мир.

К сожалению, с этим циклом я познакомилась уже будучи довольно взрослой, но я окунулась в сказку, полную волшебства, говорящих зверей, семейных ценностей, дружбы, любви, подвигов. Я попала в Нарнию!

«Перси Джексон» – Рик Риордан

Ну и конечно, не могу не сказать о серии книг о Перси Джексоне. В школе сейчас изучают мифологию Древней Греции. Мифы многих захватывают, а особенно удивительные подвиги. Так почему бы не познакомить подростка с Перси – сыном Посейдона и смертной женщины?

Семь книг, одна из которых это дополнительные истории о главных героях, станут открытием для вашего ребенка. Заговоры, битвы, подвиги идут наравне с любовью, дружбой, верой и справедливостью.

С Перси я познакомилась года два назад, после того, как посмотрела фильм. И эта серия меня не разочаровала. И надеюсь, не разочарует подростков.

Романы для подросткового возраста

Что ж, с воображением у подростка все будет отлично, если он прочтет три фантастических серии. А теперь погорим о реальной жизни, о философских мыслях и прописных истинах, о которых дети 11-16 лет даже не задумываются, а уже пора.

Романы Пауло Коэльо

Многие могут со мной не согласиться, но я считаю, что лет с 13 надо начать читать Пауло Коэльо. Десять лет назад о нем знали не так много. Это сейчас все кому не лень считают, что его книги бред и читать их не стоит. Но это не так. В 13 лет, на меня очень повлияли романы этого автора. Свое знакомство я начала с произведений:

  • «Алхимик»;
  • «Заир»;
  • «На берегу Рио-Пьедра села я и заплакала»;
  • «Вероника решает умереть» (рецензия);
  • «11 минут»;
  • «Книга воина света»;
  • «Брида».

Легкий язык автора и удивительная стилистика - вот что делает чтение легким. А вещи, о которых пишет Пауло Коэльо, просты и понятны. О некоторых вещах мы не раз рассуждали и думали сами, но у писателя все стройно и понятно.
В книгах показана жизнь, так как она есть. Иногда примешивается мистика, которая постепенно теряет свою фантастичность и становится реальной. Понимаешь, что все в этой жизни зависит только от нас самих.

В произведениях Коэльо прекрасная любовь, которая не придумана. Эта любовь реальна. Сам автор пишет о чувствах к своей жене. Все книги, которые упомянуты выше, заставили задуматься о жизни и пересмотреть свои максималистские взгляды.

Мистика для юного читателя? Не проблема!

Многие подростки в какой-то момент начинают увлекаться мистикой и ужасами. В этом случае лучшим, что можно прочитать и при этом не повредиться рассудком, являются книги Стивена Кинга. Начать следует с романа «Кэрри». История о школьнице, которая открыла в себе способности к телекинезу, как только стала превращаться из девочки в девушку. Мистика идет наравне с жестокостью школьников, которые не знают границ, когда начинают издеваться над сверстником.

Этот роман также будет полезно прочитать родителям, ведь некоторые, даже в наше время, забывают просветить своих детей об интимных и физиологических сторонах жизни. Понятно, что в Интернете подростки сами находят все самое важное, но ничто не заменит разговор с родителями.

Стивен Кинг написал 50 романов и около 200 рассказов, так что вы сможете найти книги, которые оставят неизгладимый след у вас в сердце.

Погрузите своего ребенка в мир приключений

И весь это коктейль из фантастики, реальности и ужасов, необходимо разбавить чем-то историческим и приключенческим. В этой роли отлично выступят книги Александра Дюма, а в особенности «Д’Артаньян и три мушкетёра».

Историческая составляющая отправит во Францию времен храбрых мушкетёров. История, полная приключений, придворных заговоров, дворцовых переворотов, мужской дружбы и трагической любви.

У Букли есть рецензия на книгу «Три мушкетёра» от Елены Фильченко.

Также можно прочитать «Железная маска». Странный узник в Бастилии носит железную маску. Никто не знает, кто скрывается за сталью. У некоторых представителей аристократии просыпается интерес и выясняется, что под маской скрывает брат-близнец короля. Великий обман ждет на страницах этого романа.

Помимо этого, Александр Дюма написал множество произведений, которые отправят каждого в прошлое, раскроют тайны королей и простых смертных.

Другие бестселлеры для тинэйджера

Безусловно, всем подросткам следует познакомиться с трилогией «Властелин колец» и «Хоббит или туда и обратно» Толкина, а также с «Эрагоном» Кристофера Паолини.

И так можно перечислять бесконечно. Самое главное, просто дайте возможность своему чаду познакомиться с этими авторами, и пусть подросток сам выберет, что ему по душе.

Проблема выбора книг именно в этом возрасте связана, на мой взгляд, с двумя вещами. Во-первых, с внутренним состоянием отдельно взятого ребенка (одни растут быстро и уже давно рвутся, да и могут, читать книги взрослые, а другие еще никак не вырастут из детства); во-вторых, с неизбежным, но мучительным переходом от полного запрета что-либо читать (смотреть) про «взрослую» любовь к умению читать (смотреть) об этом спокойно, не «зацикливаясь», то есть по-взрослому. Избавить детей от этого порога невозможно. Держать их в шорах вплоть до появления собственных детей - не очень, мягко говоря, разумно. Как раз с 14 до 17 лет надо как-то суметь перевести подростков через эту читательскую грань, и каждому ребенку, вероятно, нужно проложить какую-то свою дорогу в дебри сугубо «взрослых» книг, в которых уж лет сто, как перестали чего бы то ни было стесняться.

Составляя условные списки книг для этого возраста, я не пыталась объять необъятное. Спросила у своих знакомых, добавила их мнение к своим воспоминаниям и попыталась выстроить некоторую систему, впрочем, не слишком логичную и академичную. У меня был, строго говоря, один критерий - насколько эти книги были любимы, «читабельны». Никаких «правил» (если читаем «это» - почему не читаем «то» и нарушаем историческую справедливость?) тут не признается. Если «то» для подростка нечитабельно - значит, потому и не читаем. В 14 - 15 лет все еще актуальна задача не отпугнуть от чтения, а наоборот, всячески приохотить к этому занятию. В список попали только действительно любимые, по нескольку раз читанные книги - как ни странно это может показаться в некоторых случаях.

И еще одно соображение. Взрослый филолог, составляя такой список, волей-неволей начинает смущенно оглядываться: как это, мол, я упомяну о книге, которая давно считается довольно средненькой, а то и вовсе не выдерживает никакой художественной критики? Не порчу ли я вкус юного читателя? Такого рода предрассудки в данном списке не учитывались. Дело, на мой взгляд, в том, что в детстве и юности нужно многое прочитать не ради эстетического наслаждения, а ради кругозора. Однажды я прочитала у С. Аверинцева очень меткую реплику: если человек знает только свое время, свой узко современный круг понятий, он хронологический провинциал. А если не знает других стран и обычаев - географический провинциал (это моя экстраполяция). И чтоб не быть провинциалом, надо годам к 17 поначитать множество всяких книг - просто про жизнь, про «быт и нравы» разных народов и эпох.

Книги в данном списке сгруппированы достаточно условно, а группы расположены по возрастающей «взрослости». Так, на мой взгляд, будет проще выбирать. По ходу представления текстов позволю себе иногда кое-какие комментарии.

Совсем еще «детские» книги

А. Линдгрен Суперсыщик Калле Блумквист. Рони - дочь разбойника. Братья Львиное Сердце. Мы на острове Сальткрока .

Последняя книга - самая «взрослая» в списке, но, строго говоря, все это нужно было прочитать еще к 12 - 13 годам. Как, впрочем, и другие книги этого раздела. Но если подросток задержался в детстве, не начитал еще всего, что следовало, то эти книги не будут раздражать «мелюзговостью». Они именно для подростков.

В. Крапивин По колено в траве. Тень каравеллы. Оруженосец Кашка. Белый шарик матроса Вильсона. Портфель капитана Румба. (И еще сказка про тополиную рубашку - не помню точного названия)

Крапивин написал много книг, и кто-то, возможно, предпочтет у него «мистико-фантастические» циклы. А я больше всего люблю те его книги, где фантастики почти (или совсем) нет, зато есть настоящие воспоминания о детстве. История же про капитана Румба смешна и жизнерадостна - артистически, без натуги, а этого подросткам не хватает, как витаминов.

Р. Брэдбери Вино из одуванчиков.

Как раз история про то, как трудно выходить из детства - еще с точки зрения детства, а не юности.

Алан Маршалл Я умею прыгать через лужи.

Все ее вдруг вспомнили с любовью.

Р. Киплинг Пэк с холмов. Награды и феи.

Историю бы Англии еще к этому приложить или просто энциклопедию, где можно уточнить, кто есть кто и что есть где…

Корнелия Функе Король воров. Чернильное сердце.

Это уже «произвольная» часть списка. Дело в том, что всякому читателю нужна (кроме шедевров) прослойка книжек средних - на закуску, для передыха, просто чтобы не поднимать все время тяжести. И еще для правильного понимания масштабов. Те, кого с детства кормили одними шедеврами, не знают цену книгам. Читая постоянно тексты, написанные для детей, одни забываешь, а другие все-таки выделяешь, хотя они и не шедевры. Но можно, наверно, заменить их чем-то другим, просто мне попались эти.

Ллойд Александер Цикл романов про Тарена (Книга трех. Черный котел. Тарен-странник и др.).

История, география, зоология и прочее

Д. Лондон Северные рассказы. Смок Белью. Смок и Малыш.

Д. Кервуд Бродяги Севера (и прочее - пока не надоест).

Жюль Верн Да все, что читается, если еще не прочитано.

А. Конан Дойль Затерянный мир. Бригадир Жерар (а это уже история).

В. Скотт Айвенго. Квентин Дорвард.

Г. Хаггард Дочь Монтесумы. Копи царя Соломона.

Р. Стивенсон Похищенный. Катриона. Сент-Ив (увы, не законченный автором).

Р. Киплинг Ким.

Мальчишки это очень любят, если им хватает умения прочитать не самую легкую книгу. Можно подсунуть ее с кратким комментарием: это история про то, как мальчишка-англичанин стал шпионом, да еще в Индии. А воспитывал его старый индиец-йог («О сын мой, разве я тебе не говорил, что колдовать нехорошо?»).

А. Дюма Граф Монтекристо.

Мушкетерскую-то эпопею к этому времени уже давно пора бы прочитать. И «Королеву Марго», наверно, тоже. Но не читать его нельзя.

С. Форестер Сага о капитане Хорнблоуэре. (вышли три книги в «Исторической библиотеке для юношества»).

Книга написана в ХХ веке: история английского моряка от мичмана до адмирала во времена наполеоновских войн. Дотошная, авантюрная, достоверная, очень обаятельная. Герой вызывает большую симпатию, оставаясь обычным, но очень достойным человеком.

Т. Хейердал Путешествие на Кон-Тики. Аку-аку.

Д. Хэрриот Записки ветеринара и проч.

Книги автобиографические, забавные и любопытные, полные бытовых деталей. Для любителей всякой живности - большое утешение.

И. Ефремов Путешествие Баурджеда. На краю Ойкумены. Рассказы.

Почему-то сейчас эти книги не знают даже историки. А это такое подспорье и по истории древнего мира (Египет, Греция), и по географии (Африка, Средиземноморье). А рассказы скорее «палеонтологические» - и тоже очень интересные. Это ранний Ефремов, тут нет (или почти нет) соблазнительных идей - про йогу, красоту всяческих тел и проч., как в более поздних «Лезвии бритвы» и «Таис Афинской». И нет политики, как в «Часе быка» (это все вряд ли стоит давать детям). Зато, может быть, интересно и невредно почитать «Туманность Андромеды» - она, конечно, сильно устаревшая утопия, зато успешно избавляет от невежества в области астрономии. Ефремов вообще хорош (на мой взгляд) именно как популяризатор науки. У него есть документальная повесть о палеонтологических раскопках в Монголии «Дорога ветров» - очень любопытная.

М. Загоскин Юрий Милославский. Рассказы.

А «Рославлев» мне что-то совсем не нравится.

А.К. Толстой «Князь Серебряный».

Читали ведь уже, да и никто его особенно не любит - так, в меру. А упыриные рассказы («Семья вурдалака» особенно) соблазнительны - но прочитать их, вероятно, надо - для общего развития.

То, что любят девочки

Ш. Бронте Джейн Эйр.

Э. Поттер Поллианна (и вторая книга - про то, как Поллианна вырастает, хотя, конечно, это и к 10 годам прочитывается).

Д. Уэббстер Длинноногий дядюшка. Милый недруг.

Обаятельные, хоть и простенькие книги. И редчайшая форма - романы в письмах, остроумные и достаточно остросюжетные.

А. Монтгомери Энн Ширли из усадьбы «Зеленые крыши».

Сам Набоков брался переводить… Но книга слабая. Есть замечательный канадский телефильм. И японский классный (говорят) мультик - но я еще не видела.

А. Егорушкина Настоящая принцесса и бродячий мостик.

Фэнтези, довольно средненькая, а продолжения и вовсе слабые. Но девчонки 12-13 лет от нее в полном восторге.

М. Стюарт Девять карет. Лунные пряхи (и другие детективы).

А это чтение уже для барышень 14-16 лет. Тоже очень любимое, познавательное и, кажется, безвредное. Английский быт после войны, Европа (Греция, Франция), дивные пейзажи и обязательно любовь. Детективы у М. Стюарт средние, но добротные. Вот история про Артура и Мерлина - шедевр, но о нем в другом разделе.

И. Ильф, Е. Петров Двенадцать стульев. Золотой теленок .

Л. Соловьев Повесть о Ходже Насреддине.

Текст обаятельный и озорной. Может быть, самый подходящий, чтобы без лишних мук привыкнуть к взрослым разговорам «про жизнь».

В. Липатов Деревенский детектив. Серая мышь. Сказ о директоре Прончатове. Еще до войны.

В. Астафьев Кража. Последний поклон.

«Кража» очень страшная история про детский дом за полярным кругом, где выживают дети сосланных и уже погибших родителей - противоядие от советских утопий.

В. Быков

Мертвым не больно. Обелиск. Его батальон .

Э. Казакевич Звезда .

И очень интересная книга «Дом на площади» - про советского коменданта в немецком оккупированном городке, но это, разумеется, соцреализм со всем своим лукавством. Не знаю больше лирической прозы о войне. Разве что «Будь здоров, школяр» Б. Окуджавы?

Н. Думбадзе Я, бабушка, Илико и Илларион. (А фильм еще лучше - с Верико Анджапаридзе кажется). Белые флаги (относительно честное относительно разоблачение советской сплошь подкупленной системы).

Ч. Айтматов Белый пароход.

Впрочем, не знаю… О более позднем Айтматове уж точно скажу «нет», а вот об этом тоже не могу с уверенностью сказать, что стоит прочитать. Только точно знаю, что какое-то представление о жизни в советские времена у детей должно быть. Неправильно, если просто останется провал и пустота. Ее потом легко будет заполнить всяким враньем. С другой стороны, мы-то умели читать советские книги, вынося вранье за скобки, а дети уже не понимают очевидных для нас условностей.

Воспоминания про воспитание

А. Герцен Былое и думы (тт.1-2).

В детстве читали с удовольствием, именно в эти годы.

Е. Водовозова История одного детства.

Книга уникальная: воспоминания выпускницы Смольного института, учившейся у самого Ушинского. И о Смольном, и о своем детстве в поместье она пишет очень нелицеприятно (она вообще «шестидесятница»), но умно, точно, достоверно. Я ее читала в детстве (издание было очень ветхое), но лет пять назад ее переиздали.

В. Набоков Другие берега.

А. Цветаева Воспоминания.

К. Паустовский Повесть о жизни.

А. Куприн Юнкера. Кадеты.

А. Макаренко Педагогическая поэма.

Ф. Вигдорова Дорога в жизнь. Это мой дом. Черниговка.

Это та самая Вигдорова, которая записала процесс над Бродским. А книги (это трилогия) написаны о детском доме, созданном учеником Макаренко еще в 30-е годы. Масса интереснейших деталей о жизни, школах и проблемах того времени. Читается очень легко. Советское заметно, но и антисоветское тоже.

А. Кронин Юные годы. Путь Шеннона (продолжение).

И можно, вероятно, «Цитадель». «Юные годы» -- очень симпатичная книга, правда, там всякие проблемы с верой возникают. Бедный ребенок рос ирландцем-католиком в окружении англичан-протестантов и в конце концов стал биологом-позитивистом.

Д. Даррелл Моя семья и другие звери.

А. Бруштейн Дорога уходит вдаль. В рассветный час. Весна.

Воспоминания имеют революционный акцент, своеобразно сочетающийся с еврейским взглядом на русско-литовско-польскую действительность. И это очень интересно, познавательно и обаятельно. Не знаю, как будет восприниматься современными детьми, но масса реалий начала ХХ века мало где еще так ясно отразилась. Разве что у А. Цветаевой - но та скорее подчеркивает исключительность, а не типичность их уклада.

Н. Роллечек Деревянные четки. Избранницы.

Книги редкие и, вероятно, соблазнительные. Воспоминания девочки, отданной родителями на воспитание в приют при католическом женском монастыре. Дело происходит в Польше уже после ее отделения от России, но до войны. Быт и нравы приюта (да и монастыря) достаточно неприглядны; похоже, что описаны они правдиво, хоть и небеспристрастно. Зато показывают жизнь с неведомой нам стороны.

Н. Кальма Дети горчичного рая. Вернейские грачи. Книжная лавка на площади Этуаль.

Что называется - под звездочкой. Автор - советский детский писатель, специализировавшийся на описании жизни «ваших сверстников за границей». Очень политизировано, с классовой борьбой, естественно, забастовками и демонстрациями, но все же до какой-то степени добросовестно изображаются реалии совсем неведомой нам жизни. К примеру, выборы «президента» в американской школе или быт французского приюта во время войны. Или участие совсем еще подростков во французском Сопротивлении. Хорошо бы почитать что-то более достоверное - но нету почему-то. Или я не знаю. Да и эти книги уже вряд ли легко добыть. Но автор, при всей советской наивности, имеет какое-то своеобразное обаяние, особенно для подростков. И я ее любила, и совсем недавно кто-то из наших деток вдруг принес мне показать («Книжную лавку») как что-то заветное и дорогое.

А. Рекемчук Мальчики .

Можно и раньше, конечно; достаточно детская история про музыкальную школу и хор мальчиков. Кстати, есть еще такой автор М. Коршунов, он тоже писал то об учениках специальной музыкальной школы при консерватории, то - про ПТУ железнодорожное. Не очень все это серьезно, но очень любопытно в соответствующем возрасте. Других книг в этом роде не помню, а ведь их в советские времена было немало.

Фантастика и фэнтези

А. Беляев Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля (и все другое - если еще почему-то не прочитано, детям оно не вредно).

А. Толстой Гиперболоид инженера Гарина. Аэлита.

Последняя скорей странна, чем интересна. А «Гиперболоид» поражает опять же достоверностью предвоенной Европы - чего у нас в книгах крайне мало.

Г. Уэллс Война миров. Зеленая дверь.

И другое по желанию. Мне кажется, рассказы у него вообще сильнее, чем романы.

С. Лем Рассказы о пилоте Пирксе. (Магелланово облако. Возвращение со звезд. Звездные дневники Йона Тихого).

Умные, с хорошим юмором рассказы. И очень грустные романы, необычные для того времени, с какой-то тревожной лирикой. «Дневники» - книга смешная, подростки это ценят. А поздние его книги читать невозможно - это полный, жуткий и, главное, скучный мрак.

Р. Брэдбери 451 по Фаренгейту. Марсианские хроники и другие рассказы.

А. и Б. Стругацкие Путь на Амальтею. Полдень ХХ II век. Трудно быть богом. Попытка к бегству. Обитаемый остров. Понедельник начинается в субботу.

Эти вещи не вызывают недоумения. Две первые - утопия, очень любопытная и обаятельная, с юмором и грустная. Сама я в юности любила практически запрещенный «Обитаемый остров» - вещь глубоко антисоветскую. А «Понедельник» все ребята любят.

Г. Гаррисон Неукротимая планета.

Это очень плодовитый автор. Мальчики (даже взрослые) многое у него любят, потому что у него фантазия физика и инженера. Ровно поэтому мне он не очень интересен. А это роман «экологический», мудрый по главной идее и обаятельный благодаря плуту-герою.

Теперь про фэнтези или про то, что этому предшествовало

А. Грин Золотая цепь. Бегущая по волнам. Блистающий мир. Дорога в никуда. Фанданго.

Д.Р.Р. Толкин Властелин колец. Сильмариллион.

К.Льюиса , наверно, все читали раньше - «Хроники Нарнии». А «Космическую трилогию» или «Расторжение брака», наверно, читать еще рано. Про «Письма Баламута» вообще не знаю, когда их стоит прочитать.

К. Саймак Заповедник гоблинов.

Удивительно милая книга. Ничего подобного он больше не написал, хотя вообще писатель-фантаст ровный и приятный. Рассказы у него лучше, романы - хуже (на мой взгляд). Разве что «Город»…

Урсула Ле Гуин Волшебник Земноморья (первые 3 книги очень сильные, дальше похуже).

Даже как-то неловко рекламировать, но знаю: есть средних лет поколение, которое пропустило появление этих книг, а они очень хороши. «Космические истории», на мой взгляд, у нее все-таки послабее (Хайнский цикл), но и они годятся для подростков. А вот тексты-исследования семьи, брака, психологии мужской и женской и прочих тяжелых вещей («Левая рука тьмы») - хотя они тоже замаскированы под фантастику - это книги первоклассные, зато, естественно, более чем недетские.

Диана У. Джонс Ходячий замок Хаула. Воздушный замок. Миры Крестоманси. Заговор Мерлина.

На мой взгляд, лучшая из книг - «Воздушный замок». Там юмор строится на стилизации и игре слов. Но вообще это автор детский, всегда достаточно интересный и недостаточно серьезный. Чтобы сделать по ней глубокий фильм, Х. Миядзаки пришлось столько всего добавить…

М. и С. Дяченко Маг дороги. Слово Оберона. У зла нет власти.

Очень достойная фэнтези для подростков, написанная «взрослыми» авторами. То, что они для взрослых делают, неровно, но серьезно и интересно. Иногда чересчур жестко и чересчур откровенно. Без оглядки давать их не стоит. А это - в самый раз.

С. Лукьяненко Рыцари сорока островов.

Книга о взрослении и нравственных проблемах, которые приходится решать в искусственно сконструированных условиях. Заметно влияние Крапивина и Голдинга. И, как мне кажется, этого довольно. Можно, впрочем, читать и более «взрослые» его книги, но вот «Мальчик и тьма», по-моему, читать как раз не нужно, хотя оно вроде бы для детей писалось. Автор он довольно обаятельный, но в голове такая каша и путаница…

М. Семенова Волкодав.

Очень странная смесь народных сказок, мифов и восточных «практик». Мировоззренческий коктейль. Жуткая путаница навороченных сюжетов. Любовь к язычеству при враждебном непонимании христианства (и любых мировых религий, исключая, вероятно, буддизм). Со знанием дела описанные восточные боевые искусства. Много чувственности. А в общем, книги симпатичные по-своему. Мне, правда, стало скучновато уже к концу первой (и лучшей) части…

Д. Роулинг Гарри Поттер.

Если хотят его читать - ну пусть читают. Там много интересного, много чужого, а в общем, популярность этих книг такая же загадка, как популярность Чарской, так мне кажется. Я его честно прочитала, не так давно причем, а уже плохо помню.

Детективы

А. Конан Дойль Рассказы о Шерлоке Холмсе .

Э. По Рассказы (лучше для начала читать «Золотого жука» - он не такой мрачный).

У. Коллинз Лунный камень.

Девчоночье несколько чтение, но занимательное. «Женщина в белом» заметно хуже.

А. Кристи Смерть в Восточном экспрессе.

Выбор не мой, а как раз знакомой барышни, недавно вышедшей из названного возраста. Надо же что-то почитать у знаменитой леди. Но я ее совсем не люблю.

Г.К. Честертон Рассказы о патере Брауне (и другие рассказы).

Он дразнит, конечно, но не отталкивает.

М. Шеваль и П. Валё Гибель 31-го отдела. И любые другие романы.

Редкие у нас скандинавы с хорошим чувством юмора и трезвым взглядом на современную цивилизацию. Читать их, конечно, необязательно, но можно - если кто-то очень любит именно детективы.

Дик Фрэнсис Фаворит. Движущая сила.

Мучительно перебирала все прочие произведения данного автора в поиске приличных. Не вспомнила, к сожалению. Дело в том, что это очень полезный писатель. И я, к примеру, думаю, что мне его книг явно не хватало именно в юности. Не детективной стороны, а удивительного отношения к жизни: мужественного, прямого, очень заинтересованного, противоположного слабости и унынию. И, кроме всего прочего, романы Фрэнсиса - это энциклопедия реальности. Человек, прошедший войну (военный летчик), с азартом осваивал все новое, что видел в жизни: и компьютеры, и яхты, и банковскую систему, и налоговый учет, и выдувание стекла, и фотографию, и… Писала все это, как вроде бы выяснилось, его жена - просто писать она умела лучше. В общем, для кругозора и формирования жизненных установок автор изумительный, но даже не пытающийся быть «приличным». Ну, взрослый автор, что тут сделаешь?

А. Хейли Аэропорт. Колеса. Отель. Окончательный диагноз.

Почти та же история, только книги слабее во много раз: нет точного и глубокого изображения характеров. Но есть знания о реальности (натуральная школа своего рода), которых так не хватает в юности. Кстати, он «поприличнее» Фрэнсиса в деталях.

Большие романы и серьезные повести (рассказы)

В. Гюго Отверженные. Собор Парижской Богоматери.

Остальное по вдохновению. В 14 лет «Отверженных» любила страстно. А позже их вот так всерьез уже не прочитаешь. «Собор» понравился меньше, но это дело личное, а знать-то надо в первую очередь именно его.

Ч. Диккенс Оливер Твист. Дэвид Копперфилд. Холодный дом. Мартин Чезлвит. Наш общий друг. Домби и сын (и так далее. Все названия неточные, потому что они у него всегда накрученные).

Вообще читаю Диккенса класса со второго. Больше всего любила «Дэвида Копперфилда» - классе в четвертом. Позже - «Холодный дом», но тут тоже у каждого свои пристрастия. Обычно как войдешь во вкус Диккенса, так уже не оторвешься. «Мартин Чезлвит» - книга тяжелая, злая (насколько Диккенс умеет быть злым), антиамериканская, между прочим. «Домби и сын» понравился мне, пожалуй, меньше других. Но существует радиоспектакль с Марией Бабановой в роли Флоренс, с дивной песней про море. Сейчас радиокниги в моде - так, может, есть возможность разыскать эту давнюю постановку? Очень достойный вариант. И есть английские фильмы: «Большие надежды» и старый мюзикл «Оливер!» - совершенно дивный. Нового фильма не видала, а американский Дэвид - ну, кому-то, может, и понравится, он ничего, только уж очень куцый. Мы еще читали Тэккерея «Ярмарку тщеславия» - но это уж для англоманов.

Д. Остин Гордость и предубеждение.

Моя бы воля, я б всю Остин заставила перечитать - для прибавления ума. Но, к сожалению, дети не понимают этот тонкий и насмешливый анализ. Они ждут от нее страстей в духе Ш. Бронте, а тут холодноватая ирония. Но с этим можно подождать.

Г. Сенкевич Потоп. Огнем и мечом. Крестоносцы.

Самое чтение в таком возрасте. Романтично, боевито, обаятельно, переживательно… Не то чтоб очень глубоко, но кругозора прибавляет.

Д. Голсуорси Сага о Форсайтах.

Может, во мне говорит выпускник английской школы, прочитавший ее в обязательном порядке, но почему-то именно эта «средняя» книга дала что-то вроде системы координат, чтобы ориентироваться на стыке 19 - 20 веков и дальше - до Второй мировой войны. Чувство времени как смены стилей - вот что он может дать, по-моему. Популярно, поверхностно, но для начала - очень надежные привязки. В последнее время сталкиваюсь с тем, что дети не различают 19 и 20 века, не чувствуют разницу между довоенной и послевоенной культурой. Это серьезная проблема, и надо тут, мне кажется, соломки подстелить. У нас-то в это время шла совсем другая история, и стиль у нее другой.

Т. Манн Будденброки.

В школе я это не читала, но если бы попалось - наверняка бы очень понравилось. Книга, которая прикидывается степенной и основательной, а на самом деле держится на таком юном и отчаянном нерве. Мрачна, правда, ближе к концу, как злой затравленный подросток. У Манна есть еще довольно легкая вещь «Королевское высочество». Остальное у него уже не для детей.

Р. Пилчер Искатели раковин. Возвращение домой. Сентябрь. Канун Рождества.

Бытописательные обаятельные книги (женская проза). Англия во время Второй войны - мы слишком мало об этом знали, между прочим. И вполне современная (то есть 1980-х годов) Англия. И об этом мы тоже мало знаем. В последней книге этакая приходская утопия, правда, кое-что там будет для нас странно. Читается достаточно легко, девочкам, наверно, понравится больше. Издавалась у нас совсем недавно в серии «У камина» (такие клетчатые томики, их чаще всего выставляют в сентиментальных разделах, иногда - в современной прозе: книги-то вполне серьезные).

Теперь менее увесистые тексты

Ален Фурнье Большой Мольн.

Такая юная, грустная, щемящее-романтическая сказочка.

Харпер Ли Убить пересмешника.

Все ее любят, я - нет, но это не аргумент. Дети могут и полюбить.

С. Лагерлёф Сага о Йосте Берлинге.

Она по-своему не хуже Нильса с дикими гусями. И жутковата, и красива, и очень любопытна. Мы такой Скандинавии себе не представляли.

Р. Роллан Кола Брюньон.

В противовес всякому модерну-декадансу. И, кстати, для привычки к взрослой откровенности: тут она стилизована под простонародную грубоватую прямоту.

Л. Франк Ученики Иисуса.

Германия после войны. Восстановление справедливости, мальчишки - Робин Гуды и всякие серьезные проблемы. Книжка более чем средняя (да еще и переведена не ахти), но я все о своем: кругозору нам, кругозору… А читается легко, сюжет лихой.

У. Голдинг Повелитель мух.

Обязательно надо подсунуть - хотя бы в качестве прививки от озверения.

Д. Сэлинджер Над пропастью во ржи. Рассказы.

Последний в списке, потому что у многих вызывает шок. Если дитя совсем еще малое, так лучше придержать, мне кажется, годик-другой. Но читать обязательно, конечно.

Книги «уже за гранью»

Э. Ремарк Три товарища. На западном фронте без перемен.

В сущности, очень юные книги. Но кое-кого шокирует обилие спиртного и проч.

Э. Хемингуэй Прощай, оружие! Рассказы.

Рассказы лучше, как мне кажется. Да все можно читать.

Г. Бёлль Дом без хозяина.

Все остальное у него не для детей, конечно. А с этого можно начать. Еще «Бильярд в половине десятого», мне кажется, пройдет без серьезного шока.

М. Митчелл Унесенные ветром.

С одной стороны - кто ж еще об этой войне нам расскажет? С другой - ну, недетские подробности, конечно… С третьей - не очень обаятельная героиня (особенно для читателей этого возраста), будет, возможно, скучновато… Но кино еще нуднее.

Т. Уайлдер

Теофил Норт. День восьмой. Мартовские иды.

Да все у него можно читать. Но «Теофил» настолько обаятелен и симпатичен, что от него не оторвешься. А в остальном много умственных схем, с которыми не так-то просто разобраться (и не всегда хочется соглашаться). А так - большой писатель-то.

И. Во Возвращение в Брайсхед.

Не знаю больше ни одной книги, где бы студенческая жизнь была так ностальгически и подробно описана. Потом встает, правда, вопрос, куда заводит ханжество и бунт против него… Но это тоже проблематика подростков.

М. Стюарт Хрустальный грот. Полые холмы. Последнее волшебство.

История Мерлина и через него - Артура. Книги великолепные, реконструкция исторически очень проработанная, достоверная - насколько достоверны наши знания об этих временах. А следы римской жизни в старой доброй Англии… А визит в Византию… А путеводитель по разным культам в ту эпоху, когда везде была мешанина верований… А пейзажи у нее какие… А Мерлин какой обаятельный рассказчик… В общем, попробуй не влюбись. Правда, третья книга уже слабее, а попытки продолжать - еще бледнее.

Г.Л. Олди Одиссей, сын Лаэрта.

Если кто-то еще не в курсе: это не англичанин, это два русскоязычных автора из Харькова (Громов и Ладыженский). Пишут фэнтези и вот такие романы-реконструкции мифов. Очень качественно пишут и очень необычно, неожиданно. Если возникает законное сомнение (зачем нам реконструкция, когда есть «Одиссея»?), стоит взять книгу, открыть первую страницу текста: «Не сравнивай жизнь со смертью, песнь с плачем, вдох с выдохом и человека с божеством - иначе быть вам тогда подобным слепому Эдипу Фиванскому…» - и решать. Но написано оно вполне по-античному - без скидок на какие-либо приличия. У этих авторов книг много, они неровные. Может быть, лучше начинать даже не с «Одиссея», а с «Ноппэрапона». Книга полегче, посовременнее (побледнее…).

Напоследок про три «эпопеи»

Эти книги для «взрослых» детей - безусловно. Юмор в том, что с двумя из них меня познакомили именно дети - принесли показать, потому что оно того стоило. И я детям благодарна, а вот когда это разумно начинать читать - не знаю.

Р. Желязны Хроники Эмбера.

Особенно хороши первые пять, где рассказчик - Корвин, европеец и эстет. Каким-то образом за каждым его словом чувствуется, что он прожил всю европейскую культуру - вот просто как свою нескладную жизнь (как оно, собственно, и было). Обаятельнейшая книга. И идея истинного мира, по отношению к которому все остальное - бледный слепок, показана очень убедительно. Советовать перевод нет смысла: вряд ли сейчас удастся достать вариант русскоязычного китайца, который попытался адекватно передать языковые фокусы и игры («Девять принцев в Янтаре», «жжеренные ящерковые окорочка» и проч.).

В. Камша Красное на красном (цикл «Отблески Этерны»).

Книга, про которую я возопила (дочитав ночью): «Да это «Война и мир» какая-то!» Это, конечно, не «Война и мир» - слишком растянуто в итоге вышло (и наворочено). Но это самое трезвое и адекватное осмысление нашей нынешней смутной жизни - хоть и в одеждах фэнтези, с мечами, парусами, мистикой и жутью. И очень вразумительно, осмысленно описана война. Даже мне было интересно и понятно. Книга умная, жесткая, но местами натурализма все же через край. И у автора всеобщая современная обида на веру и верующих. Тут есть о чем, кстати, поговорить и подумать.

Макс Фрай Лабиринты Ехо. Хроники Ехо.

Сама я не решилась «подсунуть» это ни в каких своих классах никаким, даже самым бесцензурным читателям. Так они и читали это сами по себе, ни у кого не спрашиваясь и ни с кем не обсуждая. Можно считать это моей причудой и крамолой, но все-таки мне кажется, что это самая качественная наша литература за последние лет 10. Правда, очень недетская. Да и взрослые, как показывает опыт, часто ее не понимают - считают низкопробным развлекательным чтивом.

Список, естественно, получился прихотливый и неполный. Имеет смысл добавить к нему то, что потом вспомнится. Или что-нибудь выкинуть. Впрочем, это не более чем шпаргалка, от которой можно просто оттолкнуться, когда ищешь книгу для конкретного ребенка.

О.В. Смирнова



Просмотров