Что едят на день мабо в австралии. День Мабо: Австралия для австралийцев

Ученые и исследователи считают, что до высадки европейцев на австралийский берег в 1788 году, коренные народы, в том числе и жители островов находящихся в проливе Торреса, жили на Зеленом континенте и окружающих его островах приблизительно 70 тысяч лет. Аборигены вели кочевой образ жизни. Мужчины охотились на больших животных, а дети и женщины собирали плоды и по возможности охотились на мелких млекопитающих. Живя в единении с природой, люди не только пользовались её плодами, но и искали в ней духовные составляющие своего бытия, гармонию души и окружающего мира. Считалось, что умершие предки участвуют во всех процессах, проходящих на вокруг жителей всей земли. В то время превалировало понятие земли, как объекта общественного, где право собственности переплеталось с ответственностью за "ритуальное владение" и за весь находящийся на ней животный мир. Территории граничили друг с другом по естественным природным рельефам, рекам, озерам. Земля не продавалась и не покупалась. Не допускалась передача земли и в качестве подарка. Аборигены Австралии не обладали навыками письма, все законы и традиции передавались посредством танцев, песен и устных рассказов. По законам 18 века, если в обществе, проживающем на определенной территории, отсутствовало политико-социальная система, то земля признавалась ничейной и переходила в подчинение государства, которое эту землю "открыло". Англичане никогда не отрицали право на проживание в Австралии местных жителей, однако они считали населяющие эти земли народы слишком примитивными для владения землей в цивилизованном контексте этого слова. Ко всему этому добавилось полное отсутствие каких-либо органов, с которыми бы возможно было вести переговоры о покупке земель. И хотя аборигены отступили под напором европейских болезней и огнестрельного оружия, однако вот уже 200 лет они продолжают отстаивать права на свою самобытную культуру. Пиком этой борьбы ознаменовался иск Эдди Мабо, Давида Пасси и Джеймса Райса поданного в Верховный Суд Австралии в 1982 году. В качестве ответчика выступил отобравший в свою пользу в 1879 году эти острова штат Квинсленд. Главной целью истцов было определение реальных владельцев островов Вейэр, Мер и Даур на которых спокон веков обитает племя Мериам. Революционное решение Верховного Суда 3 июля 1992 года положило конец всем спорам. Было принято решение, по которому народы владеющие землей с доколониальных времен, имеют полное право владеть ей и сегодня. Таким образом, был полностью разрушен миф о том, что территории Австралии не имеют законных хозяев. Теперь компании заинтересованные в разработке и добыче природных ресурсов должны выплачивать традиционным владельцам земель компенсации согласно праву Native Title. В честь этого события, восстановившего справедливость, было принято решение объявить 3 июня Днем Мабо. Праздник в основном отмечается коренным населением. На островах Торесса этот день объявлен выходным. В возрасте 56 лет Эдди Мабо покинул этот мир, но в памяти миллионов он останется истинным сыном своей земли и достойным примером для подражания.

День Мабо в Австралии

По мнению ученых, к моменту прибытия Первого флота (1788), коренные народы (аборигены и жители островов пролива Торреса) населяли австралийский континент и прилегающие к нему острова около 70 тысяч лет.

Ведя традиционный кочевой образ жизни охотников-собирателей, мужчины промышляли охотой на крупных животных, женщины и дети занимались собиранием фруктов и ягод, а при случае и охотой на мелких животных.

Как и для многих других коренных народов, живших в гармонии с природой, земля не только обеспечивала аборигенам средства к существованию, но и являлась центром их духовной жизни, источником идентичности. Считалось, что через землю мир живущих неразрывно связан с миром предков.

На бытовом уровне, земля находилась не в индивидуальной, а в общественной собственности, где под правом собственности в первую очередь подразумевалось не право проживания или использования с целью получения экономической выгоды, сколько ответственность за свое «ритуальное владение» и за все живое на нем. Границами таких владений служили естественные ориентиры — реки, озера и горы. Считалось, что земля не может быть продана, куплена или подарена.

Не имея письменности, аборигены передавали законы и традиции последующим поколениям через песни, танцы, живопись и устные рассказы.

В то же самое время, по международным законам XVIII века, при отсутствии очевидных социальных и политических систем вновь «открытые» земли признавались terra nullius («ничейными») и переходили в собственность государства, «открывшего» эти земли.

Хотя британское правительство и не отрицало присутствия на территории Австралии коренных народов, считалось, что аборигены и жители островов Торесса были слишком примитивны, чтобы владеть землей в европейском понимании этого слова. К тому же, первопоселенцы не обнаружили у туземцев привычных для европейцев органов управления, с которыми британское правительство могло бы вести переговоры о приобретении земли.

В конце концов, аборигены оказались бессильны против огнестрельного оружия и европейских болезней, хотя и продолжали в той или иной степени отстаивать свои права на протяжении последующих 200 лет.

Вершиной этой борьбы стал иск, поданный Эдди Мабо (Eddie Koiki Mabo), Давидом Пасси и Джеймсом Райсом из племени Мериам с острова Марэй в проливе Торесса в Верховный Суд Австралии в 1982 году. Ответчиком по иску выступил штат Квинсленд, аннексировавший эти острова в 1879 году. Истцы ставили своей целью установить законных владельцев островов Мер, Даур и Вейэр — мест традиционного обитания племени Мериам.

В своем решении от 3 июня 1992 года Верховный Суд установил, что в доколониальные времена коренные народы владели землей согласно традиционному праву, фактически существующему и по сей день. Миф о «ничейности» австралийских территорий был окончательно разрушен.

Верховный Суд подтвердил право аборигенов и жителей островов пролива Торесса владеть и пользоваться землей в местах их традиционного обитания. Это право получило название Native Title, по которому правительства штатов, заинтересованные в приобретении прав на разработку природных ресурсов, обязаны были выплатить традиционным владельцам компенсацию.

В ознаменование этого события 3 июня был обьявлен Днем Мабо (Mabo Day). Наиболее широко День Мабо отмечается в местах традиционного проживания коренного населения, а на островах Торесса этот день является выходным. К сожалению, Эдди Мабо не дожил до этого момента. В январе 1992 года он умер в возрасте 56 лет.

П ервые корабли с «каторжным грузом» на борту прибыли из Британии в Австралию, как известно, в 1788 году. К этому времени уже около 70 000 лет австралийский континент и прилегающие к нему острова населяли здешние коренные народы, то есть аборигены и жители островов пролива Торреса. Туземцы вели традиционный кочевой образ жизни охотников–собирателей. Мужчины промышляли охотой на крупных животных. Женщины и дети занимались собиранием фруктов и ягод, а при случае отлавливали и убивали для еды мелкое зверьё.

Аборигены жили в гармонии с природой. Земля дарила им не только средства к существованию. Она стала для них всем - служила центром их духовной жизни, была источником их индивидуальности. Считалось, что именно земля неразрывно связывает мир ушедших предков с миром живых людей.

Землёй владели все вместе - она находилась в общественной собственности, а не в отдельных частных руках. Это подразумевало, прежде всего, ответственность аборигенского люда за своё «ритуальное владение» и за всё живое на нём. Именно такой принцип был главным и единственным, а не право всего лишь жить на этой земле или использовать её ради экономической выгоды. Границами территориальных владений служили естественные ориентиры - реки, озёра и горы. Считалось, что земля не может быть продана, куплена или подарена.

Аборигены не имели письменности, и поэтому передавали законы и традиции своего народа последующим поколениям через песни, танцы, живопись и устные рассказы.

И вот на материк, населённый аборигенами, высадились англичане. Они, обитатели совсем другой части света, как и граждане соседних с ними стран, жили совсем по другим законам. По европейским международным законам, которые сложились в XVIII веке, - во времена континентальных захватов. Вновь «открытые» земли признавались «terra nullius» («ничейными») и переходили в собственность государства, «открывшего» эти земли.

Нельзя сказать, будто британское правительство не знало, что территория Австралии обитаема и что коренное население наверняка будет претендовать на землю. Но английские пришельцы и их правительство считали, что аборигены и жители островов Торесса слишком примитивны, чтобы владеть землёй в европейском понимании этого слова. К тому же, первопоселенцы не обнаружили у туземцев привычных для европейцев органов управления, с которыми британские власти могли бы вести переговоры о приобретении земли.

И начался безжалостный ее захват. Аборигены оказались бессильны против огнестрельного оружия и европейских болезней. Они проиграли. Тем не менее, продолжали упорно отстаивать свои права. Борьба длится уже 200 лет.

Пиковой точкой этой борьбы стал судебный разбор земельного иска, который в 1982 подали в Верховный суд Австралии коренные жители Эдди Мабо, Давид Пасси и Джеймс Райс из племени Мериам с острова Марэй в проливе Торесса. Ответчиком по иску выступил штат Квинсленд, аннексировавший эти острова в 1879 году.

Истцы ставили своей целью установить законных владельцев островов Мер, Даур и Вейэр - мест традиционного обитания племени Мериам.

Минуло целых десять лет. Наконец, 3 июня 1992 года Верховный суд принял решение. В пользу истцов. Суд отверг саму идею, которая господствовала в «белом» обществе к началу европейской колонизации, - о «ничейности» австралийских территорий. Верховные арбитры безоговорочно признали, что до встречи с европейцами коренные народы распоряжались природными ресурсами земли по традиционному праву.

А ещё Верховный суд счёл законным право коренных народов на владение и пользование землей в местах их традиционного проживания. Это право получило название «Native Title». Кроме того, главные арбитры страны обязали правительства штатов, заинтересованных в приобретении прав на ресурсы, подпадающие под Native Title, выплатить традиционным владельцам компенсацию.

Однако, чтобы передать контроль над территориями штату или, наоборот, племени, потребовалось иметь и суметь выполнить некие условия и положения. Но это уже другая история…

И всё–таки туземцы могли праздновать победу. И 3 июня, когда свершилась эта победа, был объявлен Днём Мабо. Особенно широко этот день отмечают темнокожие австралийцы, традиционно проживающие в аборигенской глубинке. А на островах Торессова пролива День Мабо не только праздничный, но и выходной.

Сегодня, 3 июня, в Австралии выходной по случаю дня Мабо. Кто такой Мабо и почему его именем назван целый национальный континентальный праздник — расскажу прямо сейчас.

К моменту Первого английского флота, приставшего к австралийскому берегу, земли этого континента на протяжении 70 тыс. лет населяли местные племена аборигенов. Скажу больше: они не только населяли эти земли, но и полноправно ими владели.

Ведя традиционный кочевой образ жизни охотников-собирателей, мужчины промышляли охотой на крупных животных, женщины и дети занимались собиранием фруктов и ягод, а при случае и охотой на мелких животных.

Как и для многих других коренных народов, живших в гармонии с природой, земля не только обеспечивала аборигенам средства к существованию, но и являлась центром их духовной жизни и источником идентичности.

Не имея письменности, аборигены передавали законы и традиции последующим поколениям через песни, танцы, живопись и устные рассказы. Я представляю себе, как если бы американцы, например, не имея письменности, передавали бы из поколения в поколение Декларацию независимости при помощи нижнего брейка или, там, русский дедушка передавал бы своему внуку Конституцию Российской Федерации через «Яблочко».

Но вернемся в Австралию. Из-за отсутствия письменных документов на владение землей территория, на которой проживали аборигены, была объявлена ничейной. И вот в 1982 г. инициативная группа австралийских аборигенов во главе с Эдди Мабо подала иск в Верховный Суд Австралии. Истцы ставили своей целью установить законных владельцев островов Мер, Даур и Вейэр — мест традиционного обитания племени Мериам.

В течение 10 лет аборигены настойчиво боролись за справедливость, которая была восстановлена таки 3 июня 1992 года. Эта дата и стала новым государственным праздником Австралии - Днем Мабо. О борьбе австралийских аборигенов за свои острова поют мои любимые антиподы из группы "Midnight Oil".

Первый эскиз парашюта, как вы знаете, нарисовал Леонардо да Винчи в 1483 г. «Если у человека есть шатёр из накрахмаленного полотна шириной в 12 локтей и вышиной в 12, - писал гениальный ученый, - то он сможет бросаться с любой высоты, без опасности для себя». Парашют Леонардо был похож на современный, однако из-за отсутствия практической надобности развитие парашютного дела законсервировалось на 200 лет.

Впервые построил и испытал такое устройство французский физик Ленорман, который и дал ему название - «парашют», от греческого «пара» - против и французского «шюте» - падение. И вот 3 июня 1785 года французский воздухоплаватель Франсуа Бланшар продемонстрировал в Лондоне сконструированный им парашют для прыжков с воздушного шара. Сам Бланшар опробовать свое изобретение не решился и с высоты 300 м скинул, на фиг, на парашюте собаку… какую-то, мимо пробегала.

Животное приземлилось благополучно. Спустя год в немецком Гамбурге Бланшар провел следующий эксперимент. На этот раз с неба на землю спустился баран, хотя несколько минут назад это еще был симпатичный белокурый юноша из соседней пивоварни.

3 июня 1943 г. в Алжире, который к тому времени еще был французской колонией, под руководством Шарля де Голля был создан Французский комитет национального освобождения. Однако борьбу с фашизмом было единодушно начать с борьбы против голода. Именно поэтому на этой встрече было выпито 64 бутылки Бордо, съедено 12 кг фуа-гра и подчистую уничтожено более 150 хрустящих багетов.

3 июня 1965 г. американский астронавт Эдвард Уайт стал первым американцем и вторым в мире человеком, вышедшим в открытый космос. Как известно, сейчас любой современный космонавт ежедневно выходит в открытый космос, один раз - надолго и 3-4 раза - на чуть-чуть.

3 июня в разные годы родились: основоположник российской нейрохирургии Николай Бурденко, чьим именем в Москве назван знаменитый госпиталь; также в этот день появился на свет советский археолог академик Борис Рыбаков, автор потрясающе интересных книг о русском и славянском язычестве.

3 июня родился король Англии Георг Y, внешне, кстати, очень похожий на своего двоюродного брата - русского царя Николая II. По иронии судьбы, похожий только внешне, потому что Георг Y был значительно одареннее своего слабоумного родственника.

Автор книги «Жизнь растений», русский ученый-естествоиспытатель Климент Тимирязев появился 3 июня и, наконец, сегодня родилась - неважно, в каком году - русская чемпионка дагестанского розлива, замечательная прыгунья с шестом Елена Исинбаева. Наши поздравления Елене. Помимо дня рождения, у Елены сегодня, кс тати, еще и именины. Так что - даешь новые рекорды и новые рекламные контракты.

При слове «Австралия» аборигены приходят на ум, увы, не сразу - вначале кенгуру, эвкалипты, дайвинг и даже овцы. Но аборигены тут тоже есть и каждый год справляют 3 июня свой праздник - День Мабо. В колониальные времена коренные австралийцы подвергались жестоким притеснениям, их численность упала в 10-20 раз. Теперь историческая справедливость вроде бы восстановлена, но тоже не всегда самым лучшим образом.

Редактор LJ Media

День Мабо

Сегодня уже никто не скажет, сколько именно было аборигенов в Австралии до начала её колонизации англичанами в конце XVIII века - по разным оценкам от 300 тысяч до миллиона, объединённых в более чем 500 племён и говоривших более чем на 200 языках. До прихода белых они населяли австралийский материк на протяжении 70 000 лет. Сегодня численность аборигенов Австралии - уже около 550 тысяч (2,7% населения страны), но на рубеже XIX-ХХ веков они были на грани истребления - всего 60 тысяч человек, причем во многих районах (например, на довольно крупном острове Тасмания) исчезли полностью в результате ранее неизвестных им болезней и прямых конфликтов с британскими поселенцами.

Уровень общественного развития аборигенов был первобытным: мужчины промышляли охотой, женщины и дети занимались собирательством фруктов и ягод, гусениц и насекомых. Аборигены, понятное дело, не имели письменности и тем более не понимали, как земля может быть продана, куплена или подарена. Англичане не обнаружили у туземцев привычных для европейцев органов управления, с которыми правительство могло бы вести переговоры о приобретении земли и потому просто поделили её между собой как «ничейную». Некоторые племена пытались сопротивляться, но оказались бессильны против огнестрельного оружия и европейских болезней. И лишь в ХХ веке их права начали восстанавливаться - вначале медленными темпами, затем быстрее. Традиционное австралийское оружие - бумеранг, в меньшей степени - музыкальный инструмент диджериду и картины художника-аборигена Наматжиры стали известны далеко за пределами Австралии.

В 1982 году Эдди Мабо и два его соплеменника из племени Мериам с острова Марэй в Торресовом проливе подали иск в Верховный суд Австралии. Ответчиком выступил штат Квинсленд, аннексировавший эти острова в 1879 году. Аборигены же ставили целью установить законных владельцев островов Мер, Даур и Вейэр - мест традиционного обитания племени Мериам. И спустя лишь 10 лет в своем решении от 3 июня 1992 года Верховный суд Австралии установил, что коренные народы владели землей согласно традиционному праву, фактически существующему и по сей день. Так 3 июня был объявлен Днем Мабо - в этот день потомки британских переселенцев решились компенсировать ущерб, причиненный аборигенному населению процессом колонизации.

Впервые аборигенов я увидел в Мельбурне, впечатление было самое отвратное, грязные, вонючие, хронически пьяные - бомжи. В основном обитают рядом с боттл-шопами где продают алкоголь, сами купить не могут, им запрещено продавать.

Но несмотря на неприглядный вид ведут себя с достоинством, нагло не попрошайничают, спросят вежливо один раз и больше не подходят. На фоне чистых и вылизанных улиц Мельбурна и Сиднея они выглядели как чуждый элемент, непонятного происхождения. И сами по себе они расово отличаются, телосложением длинные худые руки, животы, крупные носы и большие бездонные глаза, тяжелый взгляд которых выдержит не каждый. Они совсем другие, по поведению, менталитету ни на кого не похожи.

Поехав в центр страны в Элис Спрингс к красной скале Улуру там местных было больше, Австралийцы между собой называют их «черные» для посторонних толерантно «индижинос» - оригинальные люди. Волна комплекса вины в государстве началась в 1990-х годах, начали строить дома, давать пенсии и гранты с рождения, до этого был оголтелый расизм. К современному типу жизни они не приспособлены, работать не умеют, даже в национальных парках их держат для мебели и колорита. Мне рассказали что они не живут по правилам, сотрудник может внезапно пропасть и не выходить на работу и потом появиться через пару недель и как ни в чем ни бывало продолжать сидеть в туристическом офисе истуканом в форме рейнджера. Белые это знают, понимают и терпят, и серьезную работу им не поручают.

Алкоголь для них смерть, у них отсутствует фермент перерабатывающий спирт. Спиваются они за полгода, поэтому детей у них забирают в интернаты и отпускают обратно в племя в 18 лет, если племя живет подальше от цивилизации белых тем больше шансов прожить долгую жизнь, если нет то к 20 годам это опустившийся алкоголик. Употребляют всё, в пустыне на одинокой заправке где было всего две колонки для бензина и дизеля я увидел замки на пистолетах, что бы заправиться заправщица выходила и отпирала замок и после запирала. Сначала я подумал, наверно что бы не удрал не заплатив, оказалось проще, рядом паслись аборигены и выпрашивали плеснуть им в тряпку бензина понюхать.

На заправках не продают Редбулл и прочие возбуждающие напитки, алкоголя нет совсем. В отеле рядом с Улуру продают пиво и другой алкоголь, но только по предъявлению ключа от номера, и дабы соблюсти толерантность местным белым тоже не наливают, они раз в месяц выезжают в Алис Спрингс за 430 км(!) в один конец и закупаются там. Несмотря на насаждаемую всюду толерантность, все равно не получается, они сами по себе, белые сами. Даже в пабах есть условная линия, которую пересекать не принято.


, 2015 год

Одежду они не стирают, носят пока не истлеет и потом меняют на новую. Дома которые им строят, мечта любого европейца приходят в негодность через пару лет, ломается водопровод, газ, выламываются окна, в комнатах разводятся костры, когда дома приходят в негодность их сносят и строят новые, все бесплатно. Аборигенам с рождения платят грант, выдают пластиковую карту на которую можно купить любые продукты, кроме алкоголя, красок, растворителя и всего остального от чего можно торчать. Карту стараются выдавать женщинам, как более ответственным.

Аборигенское правосудие простое: преступник становится центр круга диаметром 20 метров, вокруг становятся воины с копьями, и если это первое преступление то кидают копья в ноги до колен преступника, если рецидив то до пояса, если третий раз то до шеи, наказуемый может уворачиваться и если ловок то может избежать увечий, хотя увидев как они владеют копьем я понял что шансов промазать минимальны. Что считается преступлением? Жениться или выйти замуж за чужака из другого племени, воровство.


, 2011 год

Законодательство в Австралии разделено, для аборигенов и белых наказание разное, на своей земле абориген может сесть покакать посередине Мельбурна, ему ничего не будет, белому либо срок либо крупный штраф, за фото сакральных мест священных для аборигенов штраф 1500 долларов. В Дарвине аборигены любят проводить время в городском парке на лужайках, валяются, пьянствуют, деликатно попрошайничают, видел как пришел белый австралиец нагружённый едой с пакетами из KFC и раздал все черным. Мы разговорились, он сказал, они все деньги на бухло тратят не едят ничего, каждый день сюда прихожу, подкармливаю...

____________________________

Большая часть аборигенов бесцельно прогуливается по улицам, как правило, в компании себе подобных. Такие же компании собираются на травке в парках, на скамеечках и в других местах, где можно лениво посидеть в тенечке. Молодое поколение чем-то неуловимо напоминает российских гопников, а старшее (30-34 года) больше похоже на бомжей. Есть, впрочем, пока еще не испорченные радостями велфера милые дети. К фото-туристам аборигены относятся с плохо скрываемым раздражением, фотографировать себя не позволяют - приходилось целиться издалека.

, 2011 год

За всю поездку я не встретил ни одного работающего аборигена. Даже в туалете в аборигенском центре занятости сидит на входе белый мужик вполне интеллигентного вида. Работать аборигенам не обязательно. Они находятся под покровительством государства. Коммуны аборигенов получают от государства плату за пользование их землей, долю от выручки национальных парков, долю от добычи полезных ископаемых и т.д. Для аборигенов есть специальные социальные карточки, по которым они могут без денег получить в магазинах еду и прочие нужные им вещи. Правда, не во всех магазинах, а в тех, что участвуют в этой программе - но на практике в любом маленьком городке это означает, что в любом из двух-трех местных магазинов. Государство таким образом пытается искупить свою вину за эпоху дикого колониализма, но, по-моему, делает только хуже.

У аборигенов, не обремененных лишним образованием и навыками сосуществования с другими людьми в современном (как бы к нему не относится) обществе, нет никакого стимула интегрироваться. Вот они и маются от безделья и лени. Есть, конечно, исключения, есть отдельные представители аборигенов, добившиеся успеха в своей сфере деятельности - спортсменка Кети Фримэн, художники, музыканты - но это лишь единицы. Конечно, государство пытается с этим как-то бороться - во многих местах есть специальные центры занятости для аборигенов. Когда я был в Алисе, там проводилась «неделя карьеры», ориентированная на аборигенов, но энтузиазма у коренных жителей по этому поводу нет. Центр занятости для аборигенов в Алис-Спрингсе - лозунги гласят: «горд быть австралийцем, горд быть аборигеном». Но центр пуст, ни одного человека...



Просмотров