Что должен убирать дворник летом. Кто отвечает за уборку придомовой территории (дворов) многоквартирного дома или чья это обязанность: что должны делать дворники? Что за белую крошку сыплют на асфальт во дворе

Олимпиада школьников по литературе
2012-2013 учебный год

8 класс

Максимальное количество – 32 балла

Задания

Часть 1

1.

Тестовые задания по теории литературы

Выбрать определение жанра былины (обвести цифру правильного ответа)

1.Жанр русского фольклора; эпическая песня героико – патриотического содержания, повествующая о богатырях и исторических событиях средневековой Руси

2. Жанр фольклора, близкий к народной балладе, в котором содержится лирическая оценка какого-либо исторического события или исторической личности

3. Жанр русской средневековой литературы, содержащий описание легендарных и реальных событий и мифологических представлений.

Выбрать определение гиперболы

1.Один из тропов, чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета

2. Один из тропов, сопоставление предметов и явлений по их внешнему сходству, присущим им качествам.

3.Один из тропов, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общего для обоих признака

Выбрать определение летописи

1.Биографии духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью

2.Произведение, отличающееся поэтическим вымыслом, но претендующее на некую достоверность в прошлом.

3.Историческое повествование, которое велось по годам

4.Обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально- исторических событиях

3 балла

2. Перед вами термины, которые были собраны в три группы, но нечаянно перепутались. Определите, какие это группы, дайте название каждой группе слов, сделайте исправления.

а) дактиль а) сравнение а) аллегория

б) рассказ б) ямб б) басня

в) роман в) анапест в) баллада

г) хорей г) метафора г) поэма

д) эпитет д) олицетворение д) антитеза

е) гипербола е) пословица е) инверсия


2 балла
(1 балл за название групп и 1 балл за верные исправления)

3. Соотнесите имя и фамилию русских и зарубежных писателей

1) Иван Алексеевич 1) Маршак

2) Роберт 2) Метерлинг

3) Михаил Юрьевич 3) Бунин

4) Василий Андреевич 4) Жуковский

5) Роберт Льюис 5) Крылов

6) Самуил Яковлевич 6) Бёрнс

7) Иван Андреевич 7) Стивенсон

8) Морис 8) Лермонтов

4 балла (по 0,5 балла за каждый правильный ответ)

4. С именами каких писателей и поэтов связаны литературные места России:

а) Ясная Поляна;

б) Спасское-Лутовиново;

в) Нежин;

г) Тарханы;

д) Михайловское.

    баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ)

5.Многие басни содержат выражения, ставшие пословицами и поговорками. Укажите название басен И.А.Крылова по приведенным строкам.

    1. «На задних лапах я хожу ».

      «Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку».

      «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет».

      «Избави, бог, и нас от этаких судей ».

      «Великий человек лишь громок на делах».

    баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ)

а) «Я добрался, наконец, до угла леса, но там не было никакой дороги: какие-то некошеные, низкие кусты широко расстилались передо мною, а за ними, далеко-далеко, виднелось пустынное поле. Я опять остановился. "Что за притча? Да где же я?" Я стал припоминать, как и куда ходил в течение дня... "Э! да это Парахинские кусты! - воскликнул я наконец, - точно! Вон это, должно быть, Синдеевская роща... Да как же это я сюда зашел? Так

далеко?.. Странно! Теперь опять нужно вправо взять".

б) «…ничего не видал, кроме деревушки, окружённой бревенчатым забором. С одной стороны стояли три или четыре скирда сена, полузанесённые снегом; с другой – скривившаяся мельница, с лубочными крыльями, лениво опушенными…улицы были тесны и кривы; избы низки и большею частию покрыты соломою».

в) «Внизу глубоко подо мной

Поток, усиленный грозой,

Шумел, и шум его глухой

Подобился. Хотя без слов,

Мне внятен был тот разговор,

Немолчный ропот, вечный спор

С упрямой грудою камней.

То вдруг стихал он, то сильней

Он раздавался в тишине;

И вот, в туманной вышине

Запели птички, и восток

Озолотился; ветерок

Сырые шевельнул листы;

Дохнули сонные цветы,

И, как они, навстречу дню

Я поднял голову мою…»

3 балла (по 1 баллу за каждый правильный ответ)

Часть 2. Творческое задание

1. Развернутый ответ на вопрос

Прочитайте фрагмент текста и ответьте на вопрос: Почему главные герои пьесы Д.И. Фонвизина носят столь «недворянские» фамилии: Простаковы и Скотинины?

Г-жа Простакова (Тришке). А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире. Дитя, первое, растет, другое, дитя и без узкого кафтана деликатного сложения. Скажи, болван, чем ты оправдаешься?

Тришка . Да ведь я, сударыня, учился самоучкой. Я тогда же вам докладывал: ну да извольте отдавать портному.

Г-жа Простакова. Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько. Экое скотское рассуждение!

10 баллов (за развернутый аргументированный ответ)

Ответы:

1 вопрос

Былина - жанр русского фольклора; эпическая песня героико – патриотического содержания, повествующая о богатырях и исторических событиях средневековой Руси;

Гипербола - один из тропов, чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета;

Летопись - историческое повествование, которое велось по годам.

2 вопрос

жанры

тропы

размер

рассказ, роман, басня, п ословица, баллада, поэма

с равнение, метафора, аллегория, эпитет, олицетворение, антитеза, гипербола, инверсия

дактиль, хорей, анапест, ямб

3 вопрос

Самуил Яковлевич Маршак

Морис Метерлинг

Иван Андреевич Крылов

Михаил Юрьевич Лермонтов

Василий Андреевич Жуковский

Иван Алексеевич Бунин

Роберт Льюис Стивенсон

Роберт Бернс

4 вопрос

а) Л.Н.Толстой, б) И.С.Тургенев, в) Н.В.Гоголь, г) М.Ю.Лермонтов, д) А.С.Пушкин.

5 вопрос

    «Две собаки»

    «Кукушка и петух»

    «Лебедь, рак и щука»

    «Осел и Соловей»

    «Две бочки»

6 вопрос

    И.С. Тургенев «Бежин луг»

    А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

    М.Ю.Лермонтов «Мцыри»

Олимпиадные задания по литературе

8 класс

а) Тарханы;

б) Спасское-Лутовиново;

в) Ясная Поляна;
г) Таганрог;
д) Константиново;
е) Михайловское;
ж) Грешнево;
з) Васильевка.

(8 баллов)
2. Перед вами термины, которые были собраны в три группы, но нечаянно перепутались. Определите, какие это группы, дайте название каждой группе слов, сделайте исправления.

а) дактиль а) сравнение а) пословица;

б) рассказ б) ямб б) басня;

в) роман в) анапест в) гипербола;

г) хорей г) метафора г) поэма;

д) эпитет д) олицетворение д) антитеза.

(15 баллов)

3. Разгадайте кроссворд:

1) Лиро- эпическое произведение, т.е. рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера.

2) Назовите средство художественной выразительности: « У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строениями». (Н.В. Гоголь)

3) Одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает своё отношение к ним через изображение внешности героев.

4) В фольклорных произведениях этот троп постоянный.

5) Название одного из родов литературы.

6) Назовите фигуру речи:

Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза.

С.А. Есенин

7) Троп, основанный на перенесении свойств одного предмета на другой по принципу их сходства.

8) Один из элементов сюжета. Момент наивысшего напряжения в развитии действия.

9) Назовите фигуру речи, использованную в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус».

10) Один из трёхсложных размеров стихосложения.

(10 баллов)

А) Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.

1) «Матушка»; 2) «Одинцова»; 3) «Портрет»; 4) «Алые паруса».

Б) «... чиновник нельзя сказать, чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица, что называется, геммороидальным...»

1) «Шинель»; 2) «Крыжовник»; 3) «Портрет»; 4) «Хорь и Калиныч».

(4 балла)

5. Героини каких произведений русской классики носят имя Елизавета? Кем они являются? Не забудьте указать авторов художественных произведений.

(12 баллов)

6. Верите ли вы, что 1) Хлестакову каждое утро из Парижа привозили арбуз за 700 рублей; 2) панночка была ведьмой; 3) поэт А.С. Пушкин обожал зиму; 4) предок Н.В. Гоголя был выходец из Шотландии; 5) М.Ю. Лермонтов никогда не был на Кавказе; 6) о бедной Лизе написал Н.М. Карамзин; 7) М.В. Ломоносов разговаривал с Анакреонтом; 8) песнь о вещем Олеге написал Пушкин; 9) в рассказе «Лошадиная фамилия» речь идет о лечении зубов; 10) Ася гуляла по Бежину лугу? Почему одним фактам можно доверять, а другим нет? Обоснуйте свой ответ.

(12 баллов)

7. Запишите перед каждым названием произведения фамилию автора. У какого произведения нет автора? Аргументируйте свой ответ.

«Детство», «В людях», «Кортик», «Бирюк», «Два капитана», «Уроки французского», «Путешествия Синдбада-морехода», «Дубровский», «Повесть временных лет», «Портрет».

(12 баллов)

а) В надежде славы и добра

Гляжу вперед я без боязни:

Начало славных дней Петра

Мрачили мятежи и казни.

(А.С. Пушкин)

Б) Чёрная, потом пропахшая выть!

Как мне тебя не ласкать, не любить?

Выйду на озеро в синюю гать,

К сердцу вечерняя льнёт благодать.

(С.А.Есенин)

(4 балла)

1) - Оно чем больше ломки, тем больше означает деятельность градоправителя.

2) - Спешу уведомить тебя, душа моя Тряпичкин, какие со мной чудеса.

3) - Разговаривает все на тонкой деликатности, что разве только дворянству уступит; пойдешь на Щукин - купцы тебе кричат: «Почтенный!»

4) Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело.

5) - С тех пор как я принял начальство, - может быть, вам покажется даже невероятным, - все как мухи, выздоравливают. Больной не успеет войти в лазарет, как уже здоров; и не столько медикаментами, сколько честностью и порядком.

6) - Пошли к Почечуеву, да на дороге Петр Иванович говорит: «Зайдем, говорит, в трактир. В желудке-то у меня… с утра я ничего не ел, так желудочное трясение». Да-с, в желудке-то у Петра Ивановича… «А в трактир, говорит, привезли теперь свежей сёмги, так мы закусим».

(8 баллов)

10. Напишите небольшой диалог (10-20 реплик) между Петром Гринёвым из романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и Митрофаном Скотининым из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

(15 баллов)

Ответы к олимпиадным заданиям по литературе

8 класс

1 . С именами каких писателей и поэтов связаны литературные места России:

а) Тарханы – М.Ю. Лермонтов;

б) Спасское - Лутовиново – И.С. Тургенев;

в) Ясная Поляна – Л.Н. Толстой;
г) Таганрог – А.П. Чехов;
д) Константиново – С.А. Есенин;
е) Михайловское – А.С. Пушкин;
ж) Грешнево – Н.А. Некрасов;
з) Васильевка - Н.В. Гоголь. (8 баллов)

2. Ответ.

Комментарий: если неправильно названа группа при правильном распределении терминов, один балл снимается.

а) дактиль, ямб, анапест, хорей – размеры стиха; б) рассказ, пословица, басня, роман, поэма - жанры;

в) гипербола, метафора, эпитет, олицетворение, антитеза, сравнение – изобразительно- выразительные средства.

(15 баллов)

3. Ответ:

(10 баллов)

4. Определите произведение по приведенной портретной характеристике:

А) «Портрет»;

Б) «Шинель».

(4 балла)

5. Императрица Елизавета Петровна из «Оды на день восшествия…» Ломоносова, крестьянская девушка из повести Карамзина «Бедная Лиза», воспитанница графини из повести Пушкина «Пиковая дама», дворянская дочь из повести Пушкина «Барышня-крестьянка».

(12 баллов)

6. Верите ли вы, что 1) Хлестакову каждое утро из Парижа привозили арбуз за 700 рублей; (нет) 2) панночка была ведьмой; (да) 3) поэт А.С. Пушкин обожал зиму; (нет) 4) предок Н.В. Гоголя был выходец из Шотландии; (нет) 5) М.Ю. Лермонтов никогда не был на Кавказе; (нет) 6) о бедной Лизе написал Н.М. Карамзин; (да) 7) М.В. Ломоносов разговаривал с Анакреонтом; (нет) 8) песнь о вещем Олеге написал Пушкин; (да) 9) в рассказе «Лошадиная фамилия» речь идет о лечении зубов; (да) 10) Ася гуляла по Бежину лугу (нет)? Почему одним фактам можно доверять, а другим нет? Обоснуйте свой ответ. Всего 12 баллов: 10 за ответы + 2 за обоснование.

7. Перед каждым названием произведения дети написали фамилию автора (10 баллов). Аргументированно определили название, у которого нет и не может быть автора (2 балла). «Детство» (Л. Толстой, М. Горький), «В людях» (М. Горький), «Кортик» (А. Рыбаков), «Бирюк» (И.С. Тургенев), «Два капитана» (В. Каверин), «Уроки французского» (В. Распутин), «Дубровский» (А.С. Пушкин), «Повесть временных лет» (монах Киево-Печерского монастыря Нестор), «Портрет» (Н.В. Гоголь). «Путешествия Синдбада-морехода» - цикл сказок Шахерезады, вымышленного персонажа восточных сказок и легенд «Тысяча и одна ночь».

8. Определите стихотворный размер:

а) ямб;

б) дактиль.

(4 балла)

9. Назовите героя, которому принадлежат эти слова:

1) - Оно чем больше ломки, тем больше означает деятельность градоправителя – Сквозник– Дмухановский, городничий;

2) - Спешу уведомить тебя, душа моя Тряпичкин, какие со мной чудеса – Хлестаков;

3) - Разговаривает все на тонкой деликатности, что разве только дворянству уступит; пойдешь на Щукин - купцы тебе кричат: «Почтенный!» - Осип, слуга Хлестакова;

4) Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело – Ляпкин - Тяпкин, судья;

5) - С тех пор как я принял начальство, - может быть, вам покажется даже невероятным, - все как мухи, выздоравливают. Больной не успеет войти в лазарет, как уже здоров; и не столько медикаментами, сколько честностью и порядком – Земляника, попечитель богоугодных заведений;

6) - Пошли к Почечуеву, да на дороге Петр Иванович говорит: «Зайдем, говорит, в трактир. В желудке-то у меня… с утра я ничего не ел, так желудочное трясение». Да-с, в желудке-то у Петра Ивановича… «А в трактир, говорит, привезли теперь свежей сёмги, так мы закусим» - Бобчинский и Добчинский, городские помещики.

Н.В. Гоголь «Ревизор».

ОЛИМПИАДА

ЛИТЕРАТУРА

8 КЛАСС

1этап

Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя: То как зверь она завоет, То заплачет, как дитя… А.С. Пушкин

3. Верите ли вы, что

2 этап

Быть упорным и искать:

Раза два в году ты можешь,

Как король, торжествовать…

Если где-нибудь случайно,-

В маскараде иль в гостях,

На площадке ли вагона,

Иль на палубных досках,-

Ты столкнёшься с человеком

Благородным и простым,

До конца во всем свободным,

Сильным, умным и живым,

Накупи бенгальских спичек,

Закажи оркестру туш,

Маслом розовым намажься

И прими ликёрный душ!

Десять дней ходи во фраке,

Нищим сто рублей раздай,

Смейся в горьком умиленье

И от радости рыдай…

Раза два в году – не шутка,

А при счастье – три и пять.

Быть упорным и искать.

2. Героини Мария

5. Назовите 3-4 писателей

6. Назовите прочитанные Вами 2 - 3 литературных произведения

3 этап

1. Читая стихотворения, нужно учиться видеть настроение автора, его внутренний мир, те средства, с помощью которых создаётся каждый образ. Докажите, что вы умеете читать лирическое произведение, анализируя стихотворение известного

Полночь в моё городское окно

Входит с ночными дарами:

Позднее небо полным-полно

Скученных звёзд мирами.

Где-нибудь в дедовском поле

Скопища эти холодным огнём

Точно бы в темя кололи.

Звёздное небо томило:

В центре вселенского мира.

Космоса дальнего светы,

Как муравьиная злая возня

Маленькой нашей планеты.

3. Запишите перед каждым названием произведения фамилию автора. Аргументируйте свой ответ. У какого произведения нет автора?

Расскажите, в каких книгах Вы встречали эти места?

5. Назовите 3-4 писателя , с помощью которых Вы узнали Что вы знаете об их творчестве?

6. Назовите прочитанные Вами 2 - 3 литературных произведения

И.С. Тургенев

Два богача

Задания по литературе для 8 класса.

Итоговая работа по литературе для 8 класса.

Задание 1.

Какому русскому святому принадлежат слова: «Не в силе Бог, а в правде»?

Задание 2.

К какому жанру относится произведение А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»?

Задание 3.

Какие исторические события лежат в основе повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»?

Задание 4.

Что подарил Пётр Гринёв Пугачёву на постоялом дворе? (Пушкин «Капитанская дочка»)

Задание 5.

Когда Гринёв впервые встречается с Пугачёвым? (Пушкин «Капитанская дочка»)

Задание 6.

Как отреагировал купец Калашников, узнав, что Кирибеевич оскорбил его жену?
(Лермонтов «Песнь про купца Калашникова…»)

Задание 7.

Как И. грозный «наградил» Калашникова после поединка с Кирибеевичем?

Задание 8.

Что, по мнению Тараса Бульбы, является самым важным для казака?

Задание 9.

Что делает Тарас Бульба ради спасения Остапа?

Задание 10.

Считал себя предателем Андрий? Что для него было Отчизной? (Гоголь «Тарас Бульба»)

Задание 11.

Как поступили во время пира с боярином, не угодным И. Грозному
в романе А. Толстого «Князь Серебряный»?

Задание 12.

Что особенно умилило в облике отца Вареньки Ивана Васильевича? (Л. Толстой «После бала»)

Задание 13.

Назовите главный композиционный приём в рассказе Л. Толстого «После бала».

Задание 14.

Какое историческое событие лежит в основе басни И. А. Крылова «волк на псарне»?--

Задание 15.

Докажите, что защита родной земли и товарищество – самое важное в жизни Тараса Бульбы
(по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»).

Задание 16.

Почему Сергий Радонежский считается покровителем учащихся? Как он обрёл грамоту?

Задание 17.

Какова причина смерти князя Олега (по стихотворению Пушкина «Песнь о вещем Олеге»?

Задание 18.

Назовите имя главного героя повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
Как погибают капитан Миронов и Василиса Егоровна в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»?

Задание 19.

Что делает Маша Миронова, чтобы спасти Гринёва? (Пушкин «Капитанская дочка»)

Задание 20.

Как Кирибеевич пытается завоевать любовь Алёны Дмитриевны?
(Лермонтов «Песнь про купца Калашникова»)

Задание 21.

Как звали сыновей Тараса Бульбы?
(Гоголь «Тарас Бульба»)

Задание 22.

Как Тарас наказывает сына-предателя?
(Гоголь «Тарас Бульба»)

Задание 23.

Как погибает Тарас Бульба?

Задание 24.

Перечислите произведения, героем которых является И. Грозный?
Как ведёт себя князь Серебряный, когда ему на пиру подносят чашу вина, возможно, отравленную?
(А. Толстой «Князь Серебряный»)

Задание 25.

Какова цветовая и звуковая гамма в сцене наказания татарина (Л. Толстой «После бала»

Задание 26.

Как изменилось отношение Ивана Васильевича к Вареньке после сцены наказания татарина?

Задание 27.

Какой приём является главным в изображении Петра I и Карла XII в поэме А. С. Пушкина «Полтава»?

Задание 28.

Что защищал в кулачном бою купец Калашников? Почему народ на его стороне?

Задание 29.

Почему после сцены наказания татарина Иван Васильевич разлюбил Вареньку?
Как это связано с гуманистическими идеями Л. Толстого?
(по рассказу Л. Толстого «После бала»).

Тест по «Песне про царя Ивана Васильевича.." Лермонтова

Тест по «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова

Вариант 1
а) 14

б) 15

в) 16

г) 17

2. Где происходят события первой части поэмы?
а) в доме купца

б) в Коломенском

в) в Московском Кремле

г) в Новгородском Кремле

3. Что Кирибеевич просит у царя?
а) Женить его

б) Дать должность при дворе.

в) Дать надел земли.

г) Опустить сражаться с басурманами.

4. Какая вещь Алёны Дмитриевны, осталась у Кирибеевича?
а) Кольцо.

б) Фата.

в) Серьги.

г) Кулон.

5. Чего больше всего боится Алёна Дмитриевна?
а) Царского суда.

б) Немилости мужа.

в) Людской молвы.

г) Лютой смерти.

II. Выберите из текста I части «Песни…»
6. С какой птицей сравнивает автор царя Ивана Грозного и молодого опричника во время пира? Выпишите цитату. _______________________________________________________________________________

7. Из какой семьи происходил Кирибеевич ___________________________________________

8. Вставь пропуски. Кому из героев принадлежат данные слова? Сделай вывод о причине поединка между Калашниковым и Киребеевичем.
Опозорил он, осрамил меня,

Меня ____________________, -

И что скажут злые соседушки,

И кому на глаза покажусь теперь?

Опозорил _____________________

Злой опричник царский Кирибеевич;

А такой обиды не стерпеть душе

Да не вынести сердцу молодецкому.


9. Почему Калашников, признавая, что убийство Кирибеевича было совершенно им умышленно, отказывается назвать царю причину своего поступка? Ответ обоснуйте.
10. Какие детали поединка подчёркивают, что для Калашникова божья воля важнее воли царской? Ответ обоснуйте.

Вариант 2
I. Выбери один вариант ответа:
1. В каком веке происходят описываемые события?

а) 14

б) 15

в) 16

г) 17

2. Какой перстень вручил царь Кирибеевичу?
а) С яхонтом.

б) С алмазом.

в) С яшмой.

г) С жемчугом.

3. Где в Москве происходили кулачные поединки?
а) На Красной площади.

б) На Москве-реке.

в) На Каменном мосту.

г) В Александрийском саду.

4. Какого цвета традиционно была рубаха палача?
а) Белого.

б) Чёрного.

в) Красного.

г) Не носил рубахи.

5. Что пообещал Иван Грозный братьям купца после его казни?
а) казнить

б) лишить купеческого звания

в) разрешить беспошлинную торговлю

г) пристроить при дворе

II. Выберите из текста III части «Песни…»
6. С какой птицей сравнивает автор купца Калашникова перед боем? Выпишите цитату. ____________________________________________________________________________________

7. Где схоронили купца Калашникова _________________________________________________

8. Вставь пропуски. О ком из героев идет речь? Сделай вывод о таком порядке поклонов героев.
_________________ молча кланяется,

Скидает с могучих плеч шубу бархатную,

Подпершись рукою правою,

Поправляет другой шапку алую

Поклонился прежде ________________,

После _____________ да _____________,

А потом ________________________.

Горят его очи соколиные,

На опричника смотрят пристально

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

III. Дайте развёрнутый ответ на вопросы.
9. Почему смутился Кирибеевич, когда узнал имя своего соперника? Ответ обоснуйте.
10. Прочитайте финальный эпизод песни. Почему автор ни слова не говорит о могиле Кирибеевича? Как это соотносится с жанром произведения, которое Лермонтов назвал «Песней…». Что воспевает автор? Ответ обоснуйте.

Олимпиадные задания по литературе для 8 класса.

Олимпиадные задания по литературе для 8 класса. (С ответами)

Задание 1.

Определите жанр произведения.

А) М.Горький «Детство»
Б) И.Тургенев «Бирюк»

В) П.Бажов «Медной горы хозяйка»

Г) А.Твардовский «Василий Теркин»

Д) М.Ю.Лермотнтов. «Утес»


Задание 2.

Узнайте героя, укажите название и автора произведения.

А) Кто неподвижно возвышался
Во мраке медною главой,

Того, чьей волей роковой

Над морем город основался…

Б) Было что-то своё; особенное в складе смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами. Она была грациозно сложена, но как будто не вполне ещё развита.

В) С пятнадцатилетнего возраста отдан я на руки стремянному Савельичу, за 1,5 трезва поведения пожалованному мне в дядьки. Под его надзором на двенадцатом году выучился я грамоте и мог здраво судить о свойствах борзого кобеля. В это время батюшка нанял для меня француза, мосье Бопре, которого выписали из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла.

Г) Красивый, статный, высокий, свежий, с белыми усами, белыми бакенбардами, с блестящими глазами, радостной улыбкой, с широкой грудью, сильными плечами и длинными стройными ногами.

Д) Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?

Ты проснешься ль, исполненный сил,

Иль судеб повинуясь закону,

Всё, что мог, ты уже совершил,-

Создал песню, подобную стону,

И духовно навеки почил…?


Задание 3.

Определите стихотворные размеры.

А) Ребенком я, не зная страху,
Хоть вечер был и шла метель,

Блуждал в лесу и встретил пряху,

И полюбил ее кудель…

Б) Здравствуй, тяжкая работа,
Плуг, лопатка и кирка!

Освежают капли пота,

Ноет жалобно рука.


Задание 4.

Соедините имена, отчества и фамилии русских писателей

Пушкин
Лермонтов

Гоголь

Некрасов

Тургенев

Николай Алексеевич
Николай Васильевич

Иван Сергеевич

Александр Сергеевич

Михаил Юрьевич


Задание 5.

Кто был первым книгопечатником на Руси?


Задание 6.

Какой известный вятский художник создал иллюстрацию к балладе А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»



Ответы.

1.
А) повесть

Б) рассказ

В) сказ

Г) поэма

Д) стихотворение

2.
А) Петр I. «Медный всадник» А.С.Пушкин.

Б) Ася. «Ася». И.Тургенев.

В) «Капитанская дочка». (Петр Гринев). А.С.Пушкин

Г) (отец Вареньки) «После бала» Л.Н.Толстой

Д) (русский народ) «Размышления у парадного подъезда». Н.А.Некрасов.

3.
Размеры: А). - ямб; Б). - хорей.

5. Иван Федоров.

6.
В.Васнецов.

Задания олимпиад по литературе для 8 класса.

Часть 1.

Задание 1.

Из каких произведений эти герои? Кто их автор?

а) Очумелов; б) Дефорж; в) Земляника г) князь Холмский; д) советник юстиции Кнап.


Задание 2.

Найдите и исправьте смысловую ошибку в приведенном отрывке текста:

а).
Ты слушать заповедь мою
Сюда пришел, благодарю.
Все лучше перед кем-нибудь
Словами облегчить мне грудь,
Но людям я не делал зла,
И потому мои дела
Немного пользы вам узнать,
А душу можно ль рассказать?
М.Ю.Лермонтов «Мцыри»

б).
И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был братом:
Слуга царю, отец солдатам
Да, жаль его; сражен булатом,
Он спит в земле сырой.
М.Ю.Лермонтов «Бородино»


Задание 3.

Вспомните фразеологизмы, пришедшие из мифов Древней Греции.


Задание 4.

Пейзажные зарисовки в художественном произведении играют немаловажную роль.
Перед вами - несколько из них.
Укажите автора, название художественного произведения, откуда приведена цитата.

а).
Внизу глубоко подо мной
Поток, усиленный грозой,
Шумел, и шум его глухой
Сердитых сотне голосов
Подобился. Хотя без слов,
Мне внятен был тот разговор,
Немолчный ропот, вечный спор
С упрямой грудою камней.
То вдруг стихал он, то сильней
Он раздавался в тишине;
И вот, в туманной вышине
Запели птички, и восток
Озолотился; ветерок
Сырые шевельнул листы;
Дохнули сонные цветы,
И, как они, навстречу дню
Я поднял голову мою

б).
Снеговая белая туча, огромная, как небо, обтянула весь горизонт и последний свет красной, погорелой вечерней зари быстро задернула густою пеленою. Вдруг настала ночь…наступил буран со всей яростью, со всеми своими ужасами.


Задание 5.

Помните ли вы

а). Сколько лет княжил Олег?
б). Кого Батый послал сражаться с Евпатием Коловратом?
в). Кто первым узнал Петра I в « Стекольном государстве»?
г). Сколько денег повелел заплатить молодцу «за бесчестие» царь Иван Васильевич?
д). Что произошло, когда на лобном месте Марфа закончила свою речь?



Часть 2.


Задание 1.

Назовите известные вам жанры древнерусской литературы. Приведите примеры произведений.


Задание 2.

С именами каких писателей и поэтов связаны литературные места России:

а) Ясная Поляна;

б) Спасское-Лутовиново;

в) Нежин;

г) Тарханы;

д) Михайловское.


Задание 3.

Назовите жанр произведений:

а) Н.М.Карамзин «Марфа-посадница…»;

б) В.А. Жуковский «Лесной царь»;

в) Н.В.Гоголь «Ревизор»;

г) К.Г.Паустовский «Радость творчества»

д) М.Ю.Лермонтов «Мцыри».


Задание 4.

Установите по приведенным ниже определениям литературоведческий термин:

а) Элемент композиции, в котором художественный конфликт достигает критической точки своего развития;

б) Художественное преувеличение, усиливающее какие-либо качества или результаты поступков, эмоционально воздействующее на читателя;


Задание 5.

Определите стихотворный размер:

а)
В надежде славы и добра
Гляжу вперед я без боязни:
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и казни.

б)
Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят.
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.


Задание 6.

Что связывает Черную речку и гору Машук?

Ответы.

Часть 1.

1.
а) А.П.Чехов «Хамелеон», б) А.С.Пушкин «Дубровский», в) Н.В. Гоголь «Ревизор», г) Н.М.Карамзин «Марфа-посадница…», д) Г.Х. Андерсен «Калоши счастья».

2.
а) заповедь, б) братом.

3.
Авгиевы конюшни, яблоко раздора, нить Ариадны, прокрустово ложе, ящик Пандоры, рог изобилия и т.д.

4.
а) М.Ю.Лермонтов «Мцыри» б) С.Т.Аксаков «Буран».

5.
а) 33 года, б) Хостоврул, в) шведский гетман, г) 500 рублей, д) упала башня Ярослава вместе с вечевым колоколом.

Часть 2.

1.
Летопись, житие, сказание, воинская или историческая повесть, поучения.

2.
а) Л.Н.Толстой, б) И.С.Тургенев, в) Н.В.Гоголь, г) М.Ю.Лермонтов, д) А.С.Пушкин.

3. а) историческая повесть, б) баллада, в) комедия, г) эссе, д) поэма.

4.
а) композиция, б) гипербола.

5. а) ямб, б) хорей.

6.
Это места дуэлей Пушкина и Лермонтова.

ОЛИМПИАДА

ЛИТЕРАТУРА

8 КЛАСС

1этап

1. Сопоставьте фрагменты стихотворений. В каком из них образ бури аллегоричен (иносказателен)? Свой ответ аргументируйте.

Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя: То как зверь она завоет, То заплачет, как дитя… А.С. Пушкин

2. Героини каких произведений русской классики носят имя Елизавета? Кем они являются? Не забудьте указать авторов художественных произведений.

3. Верите ли вы, что 1) Хлестакову каждое утро из Парижа привозили арбуз за 700 рублей; 2) панночка была ведьмой; 3) поэт А.С. Пушкин обожал зиму; 4) предок Н.В. Гоголя был выходец из Шотландии; 5) М.Ю. Лермонтов никогда не был на Кавказе; 6) о бедной Лизе написал Н.М. Карамзин; 7) М.В. Ломоносов разговаривал с Анакреонтом; 8) песнь о вещем Олеге написал Пушкин; 9) в рассказе «Лошадиная фамилия» речь идет о лечении зубов; 10) Ася гуляла по Бежину лугу? Почему одним фактам можно доверять, а другим нет? Обоснуйте свой ответ.

4. Напишите небольшое размышление на тему «Моя любимая поэтическая строка».

5. Назовите подлинное имя героев.

Мисюсь, пиковая дама, капитанская дочка, мечтатель, человек в футляре; Ася; автор повестей – Белкин; соперник купца Калашникова; два кавказских пленника; герой по прозвищу Хамелеон.

6. Переделайте в басню сказку о животных или сочините басню на тему, актуальную для вас и ваших ровесников.

7. По данному началу напишите небольшой текст и озаглавьте его.

Человечество охвачено сейчас, как я бы назвал, «вакханалией доступности». Но боюсь только, что с всеобщей доступностью сделается постепенно недоступным для нас такое понятие, как красота. (В. Солоухин).

2 этап

1. Читая стихотворения, нужно учиться видеть настроение автора, его внутренний мир, те средства, с помощью которых создаётся каждый образ. Докажите, что вы умеете читать лирическое произведение, анализируя стихотворение известного поэта-сатирика ХХ века Саши Чёрного (1880 – 1932) «Утешение», написанное в 1922 году.

Жизнь бесцветна? Надо, друг мой,

Быть упорным и искать:

Раза два в году ты можешь,

Как король, торжествовать…

Если где-нибудь случайно,-

В маскараде иль в гостях,

На площадке ли вагона,

Иль на палубных досках,-

Ты столкнёшься с человеком

Благородным и простым,

До конца во всем свободным,

Сильным, умным и живым,

Накупи бенгальских спичек,

Закажи оркестру туш,

Маслом розовым намажься

И прими ликёрный душ!

Десять дней ходи во фраке,

Нищим сто рублей раздай,

Смейся в горьком умиленье

И от радости рыдай…

Раза два в году – не шутка,

А при счастье – три и пять.

Надо только, друг мой бедный,

Быть упорным и искать.

2. Героини каких произведений русской классики носят имя Мария ? Кем они являются? Не забудьте указать авторов художественных произведений.

3. Запишите перед каждым названием произведения фамилию автора. Аргументируйте свой ответ. У какого произведения нет автора?

«Отрочество», «Мои университеты», «Слепой музыкант», «Алые паруса», «Чучело», «Безумная Евдокия», «Уроки французского», «Поучение Владимира Мономаха», «Морозко», «Тарас Бульба».

4. С этими местами связаны события многих произведений: Расскажите, в каких книгах Вы встречали эти места?

Бородино, Кавказ, Санкт-Петербург, Запорожская сечь, царская гридница, уездный город N, пустыня, Севастополь, страна чудес, Сибирь.

5. Назовите 3-4 писателей , с помощью которых Вы узнали о «человеке размышляющем», о «человеке чувствующем», о «человеке действующем». Что вы знаете об их творчестве?

6. Назовите прочитанные Вами 2 - 3 литературных произведения , авторы которых подробно рассказывали о своих героях. Через какие испытания на личную и общественную состоятельность проходили их герои? Где испытанием для героя становились экстремальные ситуации, любовь, нравственный выбор? Обоснуйте свой выбор, отвечая на поставленные вопросы по порядку.

7. «Ориентироваться в «книжной галактике» очень сложно, но настоящее художественное произведение рано или поздно получит свою достойную оценку». Как Вы понимаете смысл этого высказывания? Приведите не менее 3 аргументов, опираясь на свой читательский опыт.

3 этап

1. Читая стихотворения, нужно учиться видеть настроение автора, его внутренний мир, те средства, с помощью которых создаётся каждый образ. Докажите, что вы умеете читать лирическое произведение, анализируя стихотворение известного поэта ХХ века Александра Трифоновича Твардовского (1910-1971) «Полночь в моё городское окно…» (1967).

Полночь в моё городское окно

Входит с ночными дарами:

Позднее небо полным-полно

Скученных звёзд мирами.

Мне ещё в детстве, бывало, в ночном,

Где-нибудь в дедовском поле

Скопища эти холодным огнём

Точно бы в темя кололи.

Сладкой бессонницей юность мою

Звёздное небо томило:

Где бы я ни был, казалось, стою

В центре вселенского мира.

В зрелости так не тревожат меня

Космоса дальнего светы,

Как муравьиная злая возня

Маленькой нашей планеты.

2. Заглавие – это лаконичная, до предела сжатая информация о теме и идее произведения. Расскажите о смысле названия 2-3 произведений из данного списка по выбору: «Премудрый пискарь», «Капитанская дочка», «Смерть Поэта», «Затерянный мир», «Безумная Евдокия», «Человек на часах», «Чучело», «Арап Петра Великого», «Последний дюйм», «Любовь к жизни», «Механик Салерно», «Вересковый мёд».

3. Запишите перед каждым названием произведения фамилию автора. Аргументируйте свой ответ. У какого произведения нет автора?

«Детство», «В людях», «Мальчики», «Кортик», «Бирюк», «Два капитана», «Уроки французского», «Путешествия Синдбада-морехода», «Дубровский», «Повесть временных лет», «Портрет».

4. С этими местами связаны события многих произведений. Расскажите, в каких книгах Вы встречали эти места?

Итака, Киев, Москва, Чудов монастырь, Полтава, Диканька, Оренбург, дача, Мещёра.

5. Назовите 3-4 писателя , с помощью которых Вы узнали о «человеке в толпе», о «человеке вспоминающем», о «человеке сомневающемся». Что вы знаете об их творчестве?

6. Назовите прочитанные Вами 2 - 3 литературных произведения , авторы которых подробно рассказывали о своих героях, о своём к ним отношении. Где испытанием для героя становились дружба, поединок, предательство? Обоснуйте свой выбор.

7. Как Вы понимаете смысл этого стихотворения в прозе? Можно ли его назвать актуальным? Почему? Обоснуйте своё мнение, опираясь на свой жизненный или читательский опыт.

И.С. Тургенев

Два богача

Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых – я хвалю и умиляюсь.

Но, и хваля, и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разорённый домишко.

- Возьмём мы Катьку, - говорила баба, - последние наши гроши на неё пойдут, - не на что будет соли добыть, похлёбку посолить…

- А мы её… и не солёную, - ответил мужик, её муж.

Далеко Ротшильду до этого мужика!

Школьный этап

8 класс

Время выполнения - 2 урока

1. Что такое эпиграф? 1 б.

3. Что такое композиция? 1 б.

5. Ямб и хорей - это: а) двусложные размеры стиха;

6. Закончите предложения:

« Руслан и Людмила» А.С.Пушкина - это а) баллада

б) поэма

в) сказка

г) рассказ;

«Хамелеон» А.П.Чехова - это а) роман

б) повесть

в) рассказ

г) стихотворение;

«Детство» М.Горького - это а) повесть

б) поэма

в) рассказ

г) роман. 3 б.

А) над толпой

И, отзыв мыслей благородных,

Звучал, как колокол на башне вечевой

М.Ю.Лермонтов.

В лесные чащи сумерки идут.

Засыпанные листьями сухими

Леса молчат - осенней ночи ждут.

И.Бунин 4 б.

Просмотр содержимого документа
«Олимпиадные задания по литературе для 8 класса»

Школьный этап

Всероссийской олимпиады школьников по литературе

8 класс

Время выполнения – 2 урока

1. Что такое эпиграф? 1 б.

2. Что такое идея произведения? 1 б.

3. Что такое композиция? 1 б.

4. Назовите известные вам жанры древнерусской литературы.

Приведите примеры произведений. 6 б.

5. Ямб и хорей – это: а) двусложные размеры стиха;

б) трёхсложные размеры стиха. 2 б.

6. Закончите предложения:

« Руслан и Людмила» А.С.Пушкина – это а) баллада

б) поэма

в) сказка

г) рассказ;

«Хамелеон» А.П.Чехова – это а) роман

б) повесть

в) рассказ

г) стихотворение;

«Детство» М.Горького – это а) повесть

б) поэма

в) рассказ

г) роман. 3 б.

7. Какие средства художественной выразительности использовали авторы?

А) Твой стих, как божий дух, носился над толпой

И, отзыв мыслей благородных,

Звучал, как колокол на башне вечевой

Во дни торжеств и бед народных.

М.Ю.Лермонтов.

Б) Тропами потаёнными, глухими,

В лесные чащи сумерки идут.

Засыпанные листьями сухими

Леса молчат – осенней ночи ждут.

И.Бунин 4 б.

8. О каком литературном понятии идёт речь: Это образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета или явления? Приведите пример. 2 б.

9. Назовите трёх самых известных русских поэтов 19 века. 3 б.

10. О каком герое, какого произведения идёт речь?

«От роду 23 года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русы, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказалось». 2 б.

11. Назовите имена «соперников Руслана» и произведение А.С.Пушкина, из которого приведён отрывок:

В унынье, с пасмурным челом,

За шумным свадебным столом

Сидят три витязя младые;

Безмолвны, за ковшом пустым,

Забыты кубки круговые,

И брашна неприятна им;

Не слышат вещего Баяна;

Потупили смущённый взгляд:

То три соперника Руслана… 4 б.

12. Узнай произведение по его началу, назови автора:

Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие:

То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич.

Позади его стоят стольники,

Супротив его всё бояре да князья,

По бокам его всё опричники… 2 б.

13. Вспомните эпиграф к повести «Капитанская дочка». Какой смысл он имеет? 3 б.

14. Узнайте произведение по напутствия родителей своим детям при расставании, назови автора:

А) «Теперь благослови, мать, детей своих. Моли бога, чтобы они воевали храбро, не запятнали честь рыцарскую, чтобы стояли всегда за веру Христову, а не то пусть лучше пропадут, чтобы и духу их не было на свете»

Б) «Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся, на службу не напрашивайся, от службы не отговаривайся». 4 б.

15. Как называется сборник Н.В.Гоголя, в который вошли произведения: «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий», «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». 1 б.

16. Перечислите имена зарубежных писателей, чьи произведения вы читали. от 1 б

17. Комплексный анализ прозаического произведения (10 б).

Напишите отзыв на миниатюру И.С.Тургенева «Воробей».

При выполнении этой работы раскройте художественную идею предложенного вам текста;

определите суть характеров, мотивы поведения и отношения действующих лиц рассказа.

Воробей.

Возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище…но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке…Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился…видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущённого пса – и удалился, благоговея.

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею только любовью держится и движется жизнь.

Апрель, 1878

Ответы к заданиям олимпиады

по литературе (8 класс)

1.Эпиграф – короткий текст (обычно цитата, пословица и т. п.), помещаемый

идее произведения. 1 б.

2. Идея произведения- -его главная, основная мысль. 1 б.

3. Композиция – построение произведения. 1 б.

4. Житие – «Житие протопопа Аввакума»;

летопись – «Повесть временных лет»; 6 б.

5. Ямб и хорей – А)двусложные размеры стиха. 2 б.

6. « Руслан и Людмила» - Б (поэма);

«Хамелеон» - В (рассказ); «Детство» - А (повесть). 3 б.

7. А - сравнение; Б – метафора. 4 б.

8. Эпитет. Например, красная девица. 2 б.

9. А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.А.Некрасов. 3 б.

10. Владимир Дубровский из повести А.С.Пушкина «Дубровский». 2 б.

11. Поэма А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». Ратмир, Рогдай, Фарлаф. 4 б.

12. М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого

опричника и удалого купца Калашникова». 2 б.

13. «Береги честь смолоду». 3 б.

14. А - «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя;

Б - «Капитанская дочка» А.С.Пушкина. 4 б.

15. «Миргород» - сборник Н.В.Гоголя. 1 б.

16. Мольер «Мещанин во дворянстве»… от 1 б.

Комплексный анализ прозаического текста 10 б.

Итого: 50 баллов



Просмотров