Что должен делать главный по подъезду. Старшие по домам и подъездам

Еще в 1991 году с принятием З акона о приватизации жилых помещений, государство полностью переложило ответственность за содержание многоквартирных домов на его собственников. Однако, понимания как реализовать эту обязанность не было ни у собственников, ни у государства, и, в реальности, управление домами оставалось в руках муниципальных предприятий, за очень редким исключением, когда наиболее организованные и продвинутые собственники с 1993 г. начали создавать . Привычное нам положение дел, когда треть домов управляется ТСЖ и ЖСК, а оставшиеся 2/3 находятся в управлении УК, берет свое начало с 01.03.2005 (момента вступления ЖК РФ в силу). Тогда ЖК РФ впервые определил 3 способа управления многоквартирными домами, а, главное, снова подчеркнул, что управление домом это не только право, но и обязанность собственников.

В той первоначальной редакции ЖК РФ было установлено, что органом управления и контроля ТСЖ является общее собрание его членов, а реализацией решения собрания занимается правление, которое избирается из самих же собственников и, по сути, является правительством в государстве (если дом воспринимать как мини государство, то правление в нем правительство, собрание членов - парламент, а председатель ТСЖ - президент). В такой структуре участие собственников в жизни дома максимальное, стопроцентное, ведь ТСЖ это и есть собственники, самостоятельно управляющие домом.

Ситуация с УК была обратной, участие собственников в жизни дома было сведено к нулю, выбор такого способа управления означал, что собственники, передав управление профессионалам (специалистам), полностью делегировали свои права и обязанности. Способ контроля над такими профессионалами ЖК РФ предусмотрен не был, хотя был необходим. В связи с этим не на уровне закона, а на уровне бытовой жизни появилось понятие «старший по дому», а также «старший по подъезду», которые брали на себя ответственность по взаимодействию с УК и контроль над ее действиями. Однако, поскольку такой институт как «старший по дому/подъезду» не был предусмотрен законом, то и правовых инструментов осуществления контроля над УК у таких инициативных граждан не было.

Только в 2011 году «старшим по домам/подъездам» дали правовой статус, наделили их правами и обязанностями. Федеральным законом от 04.06.2011 N123-ФЗ были внесены изменения в ЖК РФ, и появилась новая статья 161.1. «Совет многоквартирного дома».

1. Совет дома это орган контроля над УК, то есть совет дома создается только в домах, где нет ТСЖ или ЖСК.

2. Совет дома орган коллективный, количество его членов определяется собранием собственников.

3. Совет дома избирается только на общем собрании собственников. Необходимое количество голосов для такого избрания - более 50% «ЗА» от кворума.

4. Совет дома осуществляет свои функции как коллектив граждан и не регистрируется как юридическое лицо.

5. Совет дома избирается только для данного дома, не может существовать на несколько домов.

6. Если в течение календарного года решение об избрании совета многоквартирного дома собственниками помещений в нем не принято или соответствующее решение не реализовано, орган местного самоуправления в трехмесячный срок созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, в повестку дня которого включаются вопросы об избрании в данном доме совета многоквартирного дома, в том числе председателя совета данного дома, или о созданиив данном доме товарищества собственников жилья (ч. 2 ст. 161.1.ЖК РФ).

7. Из состава совета дома избирается председатель совет дома, который осуществляет руководство текущей деятельностью совета многоквартирного дома и подотчетен общему собранию собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 6 ст. 161.1.ЖК РФ).

8. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о выплате вознаграждения членам совета многоквартирного дома, в том числе председателю совета многоквартирного дома. Такое решение должно содержать условия и порядок выплаты указанного вознаграждения, а также порядок определения его размера (ч. 8.1. ст. 161.1.ЖК РФ).Необходимое количество голосов для такого избрания - более 50% «ЗА» от кворума.

9. Срок полномочий совета дома устанавливается общим собранием собственников и не ограничен по времени. Если собрание не установило срок полномочий, тогда совет дома должен переизбираться каждые 2 года. Совет дома может быть переизбран досрочно только в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей.

10. В соответствии с ч. 5 ст. 161.1. ЖК РФ к полномочиям совета дома относятся:

1) обеспечивает выполнение решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме;

2) выносит на общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в качестве вопросов для обсуждения предложения о порядке пользования общим имуществом в многоквартирном доме, в том числе земельным участком, на котором расположен данный дом, о порядке планирования и организации работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке обсуждения проектов договоров, заключаемых собственниками помещений в данном доме в отношении общего имущества в данном доме и предоставления коммунальных услуг, а также предложения по вопросам компетенции совета многоквартирного дома, избираемых комиссий и другие предложения по вопросам, принятие решений по которым не противоречит настоящему Кодексу;

3) представляет собственникам помещений в многоквартирном доме предложения по вопросам планирования управления многоквартирным домом, организации такого управления, содержания и ремонта общего имущества в данном доме;

4) представляет собственникам помещений в многоквартирном доме до рассмотрения на общем собрании собственников помещений в данном доме свое заключение по условиям проектов договоров, предлагаемых для рассмотрения на этом общем собрании. В случае избрания в многоквартирном доме комиссии по оценке проектов договоров указанное заключение представляется советом данного дома совместно с такой комиссией;

5) осуществляет контроль за оказанием услуг и (или) выполнением работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и за качеством предоставляемых коммунальных услуг собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и пользователям таких помещений, в том числе помещений, входящих в состав общего имущества в данном доме;

6) представляет на утверждение годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме отчет о проделанной работе;

7) осуществляет принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме в случае принятия соответствующего решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с пунктом 4.2 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.

11. В соответствии с ч. 8 ст. 161.1. ЖК РФ к полномочиям председателя совета дома относятся:

1) до принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о заключении договора управления многоквартирным домом вправе вступить в переговоры относительно условий указанного договора, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме вправе вступить в переговоры относительно условий договоров, указанных в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса;

2) доводит до сведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме результаты переговоров по вопросам, указанным в пункте 1 настоящей части;

3) на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, заключает на условиях, указанных в решении общего собрания собственников помещений в данном доме, договор управления многоквартирным домом или договоры, указанные в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса. По договору управления многоквартирным домом приобретают права и становятся обязанными все собственники помещений в многоквартирном доме, предоставившие председателю совета многоквартирного дома полномочия, удостоверенные такими доверенностями. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе потребовать от управляющей организации копии этого договора, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме копии договоров, заключенных с лицами, осуществляющими оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в данном доме, от указанных лиц;

4) осуществляет контроль за выполнением обязательств по заключенным договорам оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, подписывает акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о нарушении нормативов качества или периодичности оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также направляет в органы местного самоуправления обращения о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса;

5) на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, выступает в суде в качестве представителя собственников помещений в данном доме по делам, связанным с управлением данным домом и предоставлением коммунальных услуг;

6) осуществляет принятие решений по вопросам, которые переданы для решения председателю совета многоквартирного дома в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятым в соответствии с пунктом 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.

Огромный минус действующего законодательства в части полномочий и возможностей совета дома в том, что все перечисленные в ч. 5 ст. 161.1. ЖК РФ полномочия носят декларативный характер, многие формулировки неточные и вызывают массу вопросов. По своей сути, даже полномочия по контролю за деятельностью УК, ничем не подкреплены, у совета нет механизмов воздействия на УК, нет инструментов (наложение санкций, распоряжение денежными средствами дома, удержание средств в связи с некачественно предоставленными услугами и т.п.). В случае выявления советом со стороны УК каких-либо нарушений, совет с этим ничего не может сделать, только лишь обращаться в надзорные органы, но таким правом обладают и другие собственники дома. Деятельность совета дома в подавляющем большинстве случаев носит безвозмездный характер, т.к. предусмотренная в ч. 8.1. ст. 161.1. ЖК РФ возможность установления вознаграждения членам совета дома, является лишь правом, а не обязанностью собрания, хотя с момента избрания совета дома, члены такого совета обязаны реализовывать свои полномочия. Даже при утверждении такого вознаграждения, механизм его выплаты (должен ли заключаться договор с УК, из каких средств оплачиваются эти деньги, ведь статья «содержание дома» является целевой и не предусматривает таких расходов?) неясен. Письмом от 29.09.2015 N32395-ОГ/04 Минстрой России разъяснил один из возможных порядков оплаты вознаграждения членам и председателям советов МКД, однако письмо содержит лишь мнение Минстроя и нормативным правовым актом не является.

Федеральным законом от 29.06.2015 N176-ФЗ (вступил в силу 30.06.2015) статья 44 ЖК РФ была дополнена пунктом 4.2., теперь общее собрание собственников может принять решение «о наделении совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме ». Такое полномочие появилось в кодексе как отражение существующей реальности, когда советы дома только для этого собственниками и создавались, чтобы участвовать в определении видов текущего ремонта, определения сроков, согласование с УК подрядчика на выполнение работ, согласование сметы, участие в приемке результатов выполненных работ. По сути, советы домов только этим и занимались, только в этом видели свою роль, хотя законодательством это никак не было разрешено. Сейчас совет дома может только , но не просто так, а после того, как собрание собственников наделит совет такими полномочиями. Но остается не ясным, а что значит «принимать решение о текущем ремонте »? Проводить или нет и какие виды работ? А как же подрядчик, смета, цена, - то самое принципиальное, что влияет на результат? Кто решает эти вопросы? Представляется, что мало кто из собственников обратит внимание на эти законодательные тонкости, а советы домов продолжат жить так, как привыкли, и так, как это действительно выгодно для их дома.

В перечне полномочий председателя совета дома сразу же в глаза бросается тот факт, что председатель осуществляет все свои ключевые полномочия в области контроля над УК исключительно на основании доверенности от собственников . Только не ясно, а какое количество доверенностей должно быть у председателя на руках, в каком виде выдается такая доверенность (должен ли это быть специальный отдельный документ или достаточно проголосовать на собрании за указанные полномочия, а бюллетень для голосования и, как результат, протокол собрания, по сути, и будет этой доверенностью?). Что делать в ситуации, когда не все собственники подписали такую доверенность, в таком случае председатель будет действовать только в отношении тех, кто доверенность выдал, а интересы других собственников представлять не будет, или нет? Как быть в ситуации, когда председатель подписывает акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о нарушении нормативов качества или периодичности оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества (п. 4 ч. 8 ст. 161.1. ЖК РФ), ведь невозможно подписать подобные акты только от имени собственников, которые выдали доверенность, ведь оказанные услуги оказываются в отношении всего дома, и вычленить в натуре долю каждого собственника не возможно.

Необходимо дополнительно учесть, что стороной Договора управления являются собственники помещений, и право подписывать акты приемки выполненных по договору управления работ имеются именно у собственников, как у стороны Договора. Поскольку согласно части 1 статьи 161.1 ЖК РФ членами совета МКД являются именно собственники помещений дома, право подписывать акты и у членов, и у председателя совета дома, разумеется, имеется. Таким образом, указанная норма, как и все остальные, касающиеся совета МКД, является декларативной, она не наделяет членов и председателя совета дома некими исключительными полномочиями , она лишь указывает, что такие полномочия у них есть. Но ведь эти полномочия имеются у председателя и членов совета МКД и без указанной нормы, в силу того, что совет МКД формируется из собственников, уже обладающих указанными полномочиями. Более того, полномочиями, указанными в п.4 ч.8 ст.161.1 ЖК РФ, обладают все собственники помещений МКД, независимо от их членства в совете дома .

Таким образом, мы видим, что придав в 2011 совету дома правовой статус, закон по сути не дал совету дома механизма реализации его прав, а главное, не обязал УК взаимодействовать с советом и выполнять его требования (в ЖК РФ вы не найдете ни одной такой нормы). В связи с этим получается, что собственники действительно нуждаются в контроле над деятельностью УК, но на практике это остается лишь только хорошей идеей.

Особо хочется отметить следующий момент. В данной статье проанализированы некоторые аспекты регулирования деятельности советов МКД, указаны недоработки жилищного законодательства в этой части, но ни в коем случае не делается попытка «принизить» результаты деятельности советов МКД. Активисты, занимающиеся жилищными вопросами, представляющие и отстаивающие интересы своего дома, своих соседей по МКД, заслуживают лишь похвалы. Однако не стоит заблуждаться относительно неких особых полномочий председателей и членов советов домов - в реальности эти полномочия абсолютно такие же, как и полномочия любого собственника помещения МКД, независимо от его членства в совете дома. И любой грамотный активный собственник способен добиться положительных изменений в отношениях с УО, позитивных результатов для своего дома, независимо от того, будет этот собственник избран в состав совета МКД или нет.

Напоследок хочется привести не совсем верную с точки зрения юриспруденции норму, введенную в ЖК РФ Федеральным законом от 29.06.2015 N176-ФЗ, и имеющую отношение к полномочиям совета МКД, а именно: пункт 4.3 части 2 ст.44 ЖК РФ устанавливает, что к компетенции Общего собрания собственников (ОСС) относится «принятие решения о наделении председателя совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений по вопросам, не указанным в части 5 статьи 161.1 настоящего Кодекса, за исключением полномочий, отнесенных к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме ».

Вообще-то никто не вправе наделять кого-либо полномочиями, которыми сам не обладает!

А указанная норма фактически говорит о том, что ОСС имеет право наделить председателя совета МКД полномочиями, которыми само ОСС не обладает. Например, может ли ОСС возложить на председателя Совета полномочия по объявлению войны соседнему дому (или соседнему государству)? Исходя из приведенной нормы, может!

Можно, конечно, относиться к таким нормам с юмором, но необходимо учесть, что это норма Жилищного кодекса, установленная федеральным законом, проект которого проходил многократные проверки различными инстанциями, и был признан соответствующим действующему законодательству РФ.

В современных условиях в системе управления многоквартирным домом появился новый для россиян персонаж – старший по подъезду: права и обязанности этого гражданина порой не до конца ясны, как и порядок его назначения или выборов.

Как выбирают старшего по подъезду?

Жилищный кодекс РФ обязывает собственников жилья в многоквартирных домах участвовать в расходах на его содержание и обслуживание. Общим собранием владельцы квартир могут принять решение о создании ТСЖ или доверить управление домовым имуществом специализированной компании. И в том, и в другом случае для повышения эффективностью управления имуществом и контролем за деятельностью коммунальных служб, управляющей компании и иных структур, может быть выбран старший по подъезду.

Это выборная должность, которая является формой реализации общественной инициативы. Соответственно, труд старшего по подъезду не предполагает материального вознаграждения. В Жилищном кодексе РФ и других действующих нормативно-правовых актах деятельность этого активиста и порядок его выборов никак не регламентируются.

В ТСЖ может быть принят локальный акт, устанавливающий четкие полномочия, особенности назначения старших по подъезду. В случае, если такую должность решили доверить жильцу обычного дома, то для его выборов может быть проведено общее собрание собственников жилья, в протоколе которого будет указано, что один из участников согласился исполнять обязанности старшего по подъезду. Процедура голосования, выдвижения кандидатов и подсчета голосов при выборе кандидата на эту должность законом также не регламентируется.

Обычно старший по подъезду – человек, который пользуется уважением соседей, обладает определенной правовой грамотностью, готов к представлению интересов группы жильцов в общении с представителями муниципальных и государственных служб.

Полномочия старшего по подъезду

Доверенное лицо жильцов подъезда может быть наделено следующими полномочиями:
  • контроль качества и своевременности уборки мест общего пользования (лестниц, тамбуров, лестниц);
  • контроль качества уборки придомовой территории;
  • контроль за выполнением мероприятий, направленных на благоустройство придомовой территории;
  • контроль за соблюдением требований СанПиНов и других нормативно-правовых актов, регулирующих обеспечение санитарно-гигиенической, эпидемиологической, противопожарной безопасности, в том числе за проведением дератизации, дезинсекции и дезинфекции;
  • ведение разъяснительной работы среди жильцов относительно их прав и обязанностей, в том числе касательно содержания домашних животных, соблюдения режима тишины и других аспектов.
Старшие по подъезду в многоквартирном доме совместно составляют актив дома, который может участвовать в обсуждении вопросов, связанных с повышением качества управления имуществом на уровне муниципалитета.

Ранее мы уже рассказывали о том, . Но кто эти люди — старшие по дому и подъезду, и чем они занимаются? Для начала стоит отметить, что такое понятие, как старший по подъезду или дому в новом Жилищном кодексе Российской Федерации отсутствует. Тем не менее, его можно найти в нормативных актах органов местного самоуправления. В связи с этим типовой инструкции прав и обязанностей старшего по подъезду/дому просто не может быть, для каждого населённого пункта она будет своей.

В то же время, большинство инструкций содержит основные пункты:

1. Общие положения , в которых прописывается, кем признаётся старший по подъезду/дому и кому он подчиняется.

2. Обязанности старшего , которые могут включать в себя:

а) периодический контроль за уборкой подъездов, лестничных клеток, кабин лифтов и других мест общего пользования, за выполнением жилищно-эксплуатационными организациями работ по уборке, благоустройству и оборудованию придомовых территорий, за соблюдением санитарно-гигиенических, экологических, противопожарных и эксплуатационных требований, правил содержания домашних животных;

б) осуществление контроля уборки придомовой территории и мест общего пользования в подъезде, контроль за уборкой снега на придомовой территории в зимний период;

в) приём всевозможных мер по устранению недостатков и нарушений в эксплуатации и содержании общего имущества в подъезде;

г) подготовка предложений по содержанию и сохранению имущества;

д) разъяснение жильцам их прав и обязанностей по содержанию и эксплуатации жилых и нежилых помещений, мест общего пользования, а также предоставление адресов эксплуатационных организаций, куда они могут обратиться в случае возникновения аварийных, чрезвычайных и иных ситуациях;

е) хранение комплекта ключей от запасного выхода, служебных и эксплуатационных помещений, электрических щитов и вводных устройств;

ж) осуществление контроля за проведением текущего и капитального ремонта;

з) оказание содействия органам пожарного надзора в осуществлении мероприятий по обеспечению противопожарного состояния жилых домов, органам социальной защиты в предоставлении помощи малоимущим гражданам, учреждениям здравоохранения в проведении профилактических и противоэпидемиологических мероприятий и органам внутренних дел в укреплении общественного порядка;

и) ведение и хранение журналов протоколов общих собраний жильцов, учёта обращений жителей, совместных технических осмотров общего имущества, паспорта многоквартирного дома;

к) ежегодное предоставление отчёта о проделанной работе.

Старший по подъезду/дому подотчётен общему собранию жильцов, решением которого срок его полномочий может быть продлён или прекращён досрочно.

3. В то же время, старший по подъезду/дому вправе :

а) запрашивать необходимую информацию и направлять управляющей организации (правлению ТСЖ или ЖСК) требования об устранении нарушений обязательств;

б) вносить предложения по улучшению содержания, эксплуатации и ремонта;

в) участвовать в осуществлении контроля за использованием финансовых средств на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества собственников помещений многоквартирного дома;

г) оказывать содействие населению по вопросам начисления платы за жилищные и коммунальные услуги;

д) направлять в управляющую организацию (правление ТСЖ или ЖСК) предложения о необходимости выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества собственников помещений многоквартирного дома;

е) оценивать качество работ, выполняемых управляющей организацией (правлением ТСЖ или ЖСК), участвовать в составлении актов приемки выполненных работ;

ж) принимать меры общественного воздействия в отношении нанимателей и собственников жилых помещений и проживающих с ними лиц, нарушающих правила пользования жилыми помещениями;

з) инициировать проведение общих собраний собственников помещений многоквартирного дома;

и) избираться в члены районного домового комитета, а также «старшим по району».

4. Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей старший по дому/подъезду несет в соответствии с действующим законодательством.

Жильцам сложно самостоятельно регулировать работу УК или ТСЖ, обращаться в необходимые инстанции для разрешения конфликтов и получения ответов на вопросы, связанные с содержанием общей собственности МКД.

Именно поэтому гражданами выбирается старший по дому, права, обязанности и зарплата которого устанавливаются в индивидуальном порядке.

Кто считается старшим по дому?

Жилищное законодательство не содержит такого понятия, однако на практике так называют лицо, представляющее интересы жильцов многоквартирного здания в различных организациях, государственных и муниципальных органах. Данный термин может встречаться в нормативно-правовых актах местной власти.

В связи с отсутствием регулирования работы данного лица на федеральном уровне в каждом населённом пункте к его деятельности могут быть предъявлены индивидуальные требования.

Стоит отметить, что большинство актов органов местного самоуправления содержат схожие положения, о которых пойдёт речь в этой статье.

Как происходит назначение?

Выбирается старший по многоквартирному дому на общем собрании всех его жильцов. На основании проведённого голосования осуществляется назначение на данную должность, сопровождающееся оформлением соответствующего протокола.

Выполнять свои полномочия старший по дому способен в течение определённого периода времени, установленного по усмотрению собрания.

Аналогичным образом осуществляется продление срока работы лица или снятие его с данной должности.

Стоит отметить, что старший по МКД отчитывается именно перед жильцами дома, а не перед управляющей компанией или иной организацией, отвечающей за содержание многоквартирного здания.

Обязанности и права старшего по дому

Выбрать старшего по МКД или заменить его на другого человека жильцы могут в любой момент. Назначенное на должность лицо должно соблюдать нормы российского законодательства и представлять интересы владельцев жилых помещений и квартиросъёмщиков.

При этом органы местной власти наделяют старшего многоквартирного дома правами и обязанностями.

Основные права старшего по МКД


Назначенное на данную должность лицо обладает определёнными правами, среди которых:

  • внесение предложений по содержанию общего имущества дома и проведению ремонтных работ;
  • содействие жильцам в тех или иных вопросах, касающихся ЖКХ;
  • отправление различных запросов в УК, обслуживающие организации, органы муниципальной и государственной власти (например, на предоставление информации о начисленной плате по ЖКУ или об исправлении имеющегося нарушения);
  • осуществление контроля за применением денежных средств, выделенных на ремонт или содержание общедомовой собственности;
  • отправление в УК или ТСЖ предложения о проведении капитального ремонта по просьбе жильцов;
  • контроль за нарушением собственниками жилья и квартиросъёмщиками интересов соседей и правил о пользовании общим имуществом МКД;
  • участие в оформлении актов принятия выполненной услуги и осуществление контроля за деятельностью УК (ТСЖ);
  • сбор общего собрания жильцов многоквартирного здания.

Кроме этого, данное лицо вправе претендовать на избрание в качестве старшего по району либо члена районного домового комитета.

Основные обязанности старшего по МКД

Лицо в данной должности обязано выполнять следующие функции:

  • информирование граждан, проживающих в доме, о тех или иных ситуациях (например, аварийного характера);
  • разъяснение жильцам дома их прав и обязанностей, связанных с использованием общедомовой собственности;
  • контроль за уборкой придомовой территории и помещений внутри многоквартирного здания (то есть лестничных площадок, коридоров, подъезда, лифта и т. д.);
  • контроль за содержанием и эксплуатацией общедомовой собственности;
  • соблюдение правил противопожарной безопасности и санитарных норм внутри МКД;
  • контроль за своевременным осуществлением ремонтных работ (в том числе и планируемого капитального ремонта);
  • исправление нарушений, связанных с эксплуатацией общего имущества МКД;
  • хранение ключей от служебных помещений в здании, пусковых механизмов, запасного выхода и электрощитов;
  • контроль за осуществлением плановых и внеплановых профилактических и иных мероприятий;
  • оформление и хранение протоколов общедомового собрания, обращений жителей дома и другой важной документации;
  • оказание содействия правоохранительным органам, противопожарной службе и иным инстанциям в случае необходимости.

Старший по МКД должен своевременно отчитываться перед жильцами и ежегодно предоставлять отчёт за проделанную им работу.

За неисполнение назначенных полномочий лицо может быть привлечено к ответственности, предусмотренной в конкретном случае нормами российского законодательства.

Зарплата старшего по дому

Величина финансового вознаграждения лица в данной должности устанавливается в индивидуальном порядке после проведения голосования на общем собрании жителей МКД. Размер заработной платы должен быть зафиксирован документально (к примеру, в соответствующем протоколе собрания).

Из чьих средств должна происходить оплата услуг старшего по дому? Вознаграждение формируется из финансов всех жильцов многоквартирного здания. При этом существует 2 возможных способа выплаты зарплаты старшего по МКД .

  • В первом случае УК уведомляется о назначении лица на должность, необходимая к оплате сумма делится между каждой квартирой в здании и фиксируется в платёжной квитанции, получаемой владельцами жилья ежемесячно.
  • Во втором случае жильцы самостоятельно собирают средства для осуществления расчёта со старшим по МКД. При этом важно посчитать не только сумму фактического вознаграждения, но и отчисления в различные фонды и налоговый орган.

Урегулирование вопроса о выплате зарплаты лица в данной должности на законодательном уровне отсутствует. Специалисты рекомендуют отражать информацию о найме лица и назначении ему вознаграждения не только в соответствующем протоколе, но и в трудовом договоре с гражданином.




Просмотров