Что делают опущенные в тюрьме. «Опущенные»: почему их боятся в русской тюрьме

Для того чтобы разобраться в количестве слухов и верных сведений от «очевидцев», касающихся того, что делают в тюрьме с насильниками, нужно подробно изучить саму статью УК, отличия зон и колоний.

Статьи

Статьи 131-135 предполагают наказание за развратные действия или насилие. Они рассматривают с несовершеннолетними, а также принуждение к половому акту без обоюдного согласия с применением угроз, физической силы одним человеком или преступление, совершенное группой людей. В неправомерные действия входят также домогательства лиц, не достигших возраста 14-16 лет.

Российским государством по каждому отдельному эпизоду прописывается и применяется наказание с учетом обстоятельств. Подразумевается как административное наказание - в виде общественных работ или штрафа, так и уголовное (от 3 до 6 лет). Это пребывание преступника в заключении и изоляции от общества. об изнасиловании может подать лицо, достигшее возраста 18 лет, родители или органы опеки.

СИЗО

После подачи заявления начинается процесс привлечения виновного к ответственности. С учетом тяжести преступления, обвиняемый может дожидаться суда дома или в следственном изоляторе.

В СИЗО обвиняемого по статьям о насилии обязаны определить в отдельную камеру для более удобной работы органов защиты и прокуратуры. Но на практике «статусного» не принято изолировать, чтобы он с большим рвением мог учувствовать в проведении следственной работы и стал сотрудничать. Поэтому осужденного сажают в общую камеру, где он проходит «обучение», то есть там его просто избивают.

Суд и этап

Если суд решает, что обвиняемый виновен, ему определяют меру наказания и место заключения.

В практике осужденных распределяют по тяжести преступления. Если срок небольшой, человека могут оставить в колонии по месту проживания. Если вина тяжкая, осужденного отправляют пребывать наказание подальше. Это обоснованно несколькими причинами. Во-первых, уменьшает возможность бунта преступника, во-вторых, родственники потерпевшего имеют меньше шансов самостоятельно отомстить обидчику.

Этап - это транспортировка осужденного на место отбывания наказания.

Как поступают с насильниками в тюрьме и на зоне

До 90-х годов законы преступного мира основывались на чистоте помыслов. Воровство и убийство считались элитными занятиями, в которых нет места насилию. Это «благородная» работа, и ее нельзя было позорить бессмысленным и бесполезным издевательством над жертвой. В связи с этим насильники считались презренными членами общества, не людьми, и подвергались унижению. «Опускание» происходило как на сексуальной почве, так и в виде психологической ломки человека.

Что ждет насильников в тюрьме в наше время? К 2015 году приоритеты немного сместились. Сексуальные действия с применением силы не имеют больше такого позорного статуса. Особенно, если заключенный доказал сокамерникам «необходимость содеянного» или вину жертвы. Неизменно низким остается статус педофилов и людей с болезненной тягой к жестокости (маньяков). В этих случаях никакие оправдания не рассматриваются.

Тонкости тюремных законов

Новому человеку статус присваивается довольно быстро. На его определение влияет репутация, которую он заслужил на воле, статья и личное поведение. Каких-то строгих законов не придерживаются, а решают в каждом случае отдельно. Поэтому «опустить» могут не только насильника, но и человека, который неправильно себя ведет или замечен в «крысиных» поступках.

«Опущенные» и «петухи»

Что делают в тюрьме с насильниками? «Смотрящие» подробно выясняют обстоятельства и принимают решения. Если речь идет о насилии над женщиной, то у человека есть возможность воспользоваться оправдательными моментами. Это и шантаж «коварной» любовницы с целью женитьбы, и месть за неверность и обман. Такие истории воспринимаются с сочувствием и оправдывают поступок.

Что делают в тюрьме с насильниками мужчин? Их «петушат». Гомосексуализм остро не приветствуется в преступном обществе. Здесь осужденному трудно найти оправдание, и он становится общим «любовником».

Нужно определить различие, ведь «опускание» и «петушение» - это не одно и то же. «Опущенный» может не быть «петухом». Он спит у параши, убирает в камере, выполняет любые прихоти сокамерников от рассказывания сказок до кормления с ложечки. Это общий раб, но и у него есть свои привилегии. Если «опущенный» хорошо и добросовестно выполняет свои обязанности, его нельзя зря и без причины бить и заниматься с ним сексом. Его можно даже приласкать, как домашнее животное, и подкормить хорошей едой. Но нельзя здороваться с ним за руку и есть из одной тарелки.

Что делают с насильниками на зоне, если его «запетушили»? У такого человека свои обязанности. Это выполнение сексуальных желаний хозяина. У него может быть один любовник или его услугами могут пользоваться все. Если у него один хозяин, то «петух» может ублажать его и сказками, и массажем ног, но другим этого делать не будет. Он не обязан мыть парашу и убирать за сокамерниками. Такое распределение считается логичным, чтобы не смешивать секс и человеческие отходы.

Что делают в тюрьме с насильниками и хорошо ли им там живется? Если заключенный доказал свою невиновность по моральному кодексу «блатных», то у него есть все шансы ходить в «мужиках», то есть в уважаемых людях. Если нет возможности доказать, что был прав, то всегда можно просто отмахаться. В истории есть случаи, когда человек пронес нож и просто не подпустил к себе группу наказания.

В любом случае не стоит скрывать ни статью, ни мотивы. Тюрьма давно уже не изолированное общество и достать правдивую информацию можно легко и быстро. В таком случае обман не прощается. Если только за период проверки насильник не зарекомендовал себя с наилучшей стороны перед смотрящим и сокамерниками.

Насилие над детьми

Педофилия не прощается и ничем не оправдывается. В преступном мире мало святого, но дети и мать - понятия неприкосновенные. Что делают с насильниками детей в тюрьме? Их убивают и на «красной», и на «черной» зонах. По понятиям, такие люди не должны выйти из места заключения. Их не «петушат» и не «опускают»: если вина доказана, им не жить.

По закону, насильников и маньяков должны держать в изолированном заключении. Но и руководители зон и «блатные» в любом случае найдут способ избавиться от ненужного элемента. «Убрать» можно «случайно» при транспортировке, обосновывая это как вынужденную меру при попытке к бегству. А на месте отсидки может произойти «несчастный случай».

Но если вину маньяка или насильника доказывает суд и статьи достаточно для смертного приговора среди сокамерников, то педофилию нужно еще доказать или опровергнуть.

Оправдание педофилии в тюрьме

Современные органы опеки и родители подростков иногда доходят в воспитательном рвении до маразма. Если осужденный доказал в тюрьме, что его посадили за то, что он поцеловал свою дочь в щечку или хлопнул по попке, чтобы не капризничала, его не трогают и относятся с сочувствием. Также верят рассказам о том, что был соблазнен в клубе накрашенной девицей, но по паспорту она оказалась несовершеннолетней, а родители подали в суд.

В группу риска входят педагоги по физической культуре и тренеры, а также руководители студий и кружков. В современном мире педофилия - это страх и болезнь общества. Поэтому в 80% случаев судебных разбирательств - это просто истерия. Но подозреваемых по этой статье чаще всего осуждают, даже если нет прямых доказательств.

Что бывает в тюрьме с насильниками детей, пока идет выяснение сокамерниками того, виноват осужденный или нет? Их бьют. Пока не доказана невиновность, осужденных по статье о педофилии избивают все, кто хочет. Им можно защищаться до определенной степени. То есть закрываться можно, но наносить ощутимый вред избивающим не стоит. В таком случае можно не дождаться оправдания с воли и быть «опущенным» без права возврата в «мужики».

Как относятся в тюрьме к насильникам, мы рассмотрели. Их бьют всегда и везде, в СИЗО, на этапе и на зоне. Это называется «обучением». Часто сокамерники не дожидаются доказательств или решения суда и «опускают» подозреваемых уже в следственном изоляторе.

Что делают с насильниками на зоне и как происходит «опускание»? Фантазий на эту тему много. Могут надеть на голову человека нижнее белье, мазнуть калом или членом по губам во время сна, окунуть в парашу и так далее. Если «опустили» еще в СИЗО, то скрывать на зоне, что ты «опущенный» нельзя. Потому что на зоне могут принять такого человека за «мужика» (уважаемого), здороваться за руку, пить из одной кружки, а когда выяснится, что это был «опущенный», то все, кто к нему прикасался, тоже будут считаться «опущенными». За такой обман сразу убивают.

Откуп от наказания

Что в тюрьме с насильниками делают, если у них есть возможность откупиться? Если это педофил или маньяк, вина которого еще не доказана, то есть возможность купить себе неприкосновенность. Сумма каждый раз определяется индивидуально и может быть как единовременной выплатой, так и многоразовой, на протяжении всего срока. Если в течение срока наказания насильника перевели на другую зону, то платить придется еще раз. Предыдущий откуп не считается.

Маньяки

Как обращаются с насильниками в тюрьме, если сексуальные действия без согласия женщины не имеют веской причины? Если поступок не оправдан ничем, кроме болезненного удовлетворения своих желаний, сочувствия или откупа быть не может. Наравне с педофилами, маньяк считается самым ненужным человеком. Ненависть к таким людям такова, что обычно они не доживают даже до суда. Зафиксирован случай в Пермском крае, когда по одному делу по очереди арестовали 4-х подозреваемых и их всех убили сокамерники еще в следственном изоляторе.

Тюрьма - это жизнь

Неважно, за что человека осудили, в тюрьме сидят просто люди. Каждый из них - со своим сроком и бедой. Судить о местах заключения по фильмам и книгам нельзя. Среди преступников хватает и нормальных людей, и не очень, все как в жизни. Единственным предостережением может быть только одно: не доверять никому. «Добрых» там нет. Если кто-то вдруг начал заботиться о вашем самочувствии, то Близкой дружбы заводить ни с кем нельзя. Во-первых, приятельские отношения с новенькими заводят, чтобы потом подставить, во-вторых, если «друга» опустят, то вас тоже за компанию.

Что в тюрьме с насильниками делают, точно может ответить только тот, кто отбывал наказание. Но такие люди обычно не ведут блоги и не пишут статьи, не любят откровенничать. Поэтому приходится доверять устным рассказам через вторые руки.

"Опущенные", "дырявые", "пробитые", "отсаженные", "петухи" и так далее. Им дают женские имена. У заключенных с "низким социальным статусом", как о них говорят в официальных документах, много названий. Так же много путей попасть в "обиженные". И нет ни одной возможности подняться из этой масти (касты заключенных) обратно.

"Петухами" не рождаются, ими становятся

Наверное, около 80% разговоров, шуток, подколок, угроз и оскорблений в зоне связано с темой "опущенных". Если честно, зеки любят подобные разговоры. Они помогают почувствовать заключенным, что у них не все так плохо, поскольку есть те, кому гораздо-гораздо хуже. И над кем даже самый последний "конь" (слуга у зеков) имеет власть. Вообще, самое страшное, что может произойти с заключенным, — это переход в разряд "петухов", а случиться это может относительно легко.

От неправильно сказанного слова или оскорбления, на которое не ответил, до определенных поступков, — любая неосторожность может негативно повлиять на социальный статус.

У меня был знакомый, который, не подумав, сказал при людях, что занимался со своей девушкой петтингом. По сути, ничего непонятного в этом слове нет, но в зоне есть золотое правило: изъясняться простыми словами, чтобы мог понять последний дурак, поскольку любой недопонятый термин может быть использован против говорящего. А если этот термин как-то связан с сексом и на говорящего "точат зуб", то подобное высказывание может быть прямой дорогой в "гарем" (к "петухам", другим словом).

У знакомого примерно так и получилось: он ляпнул, не подумав, потом поругался с людьми, которым это ляпнул, и те, припомнив петтинг, попробовали доказать, что знакомому прямая дорога к "опущенным". И это при том, что парень сразу объяснил, что ничего страшного в этом слове нет и что это просто термин. Ему повезло: тогда за него вступились серьезные люди, поскольку самостоятельно он бы эту проблему не решил, поскольку только-только приехал в лагерь. После этой истории знакомого предупредили, что в зоне ни в коем случае нельзя рассказывать о своей личной жизни.

В тюремном мире очень много запретов для интимной жизни. Фактически единственный верный способ не попасть в "косяк" — заниматься исключительно классическим сексом, нигде и ничего больше не трогая. Оральным сексом лучше не заниматься вовсе, поскольку в нем допускается лишь возможность снять себе проститутку или же найти девушку, с которой никогда не будешь целоваться. Естественно, что при таком подходе незнакомые термины из сексологии автоматически заносят в разряд "стремных" (в данном случае позорных, "петушиных").

Это не значит, что всякими "нехорошими" вещами никто на свободе не занимался, — об этом просто молчат.

В "гарем" можно заехать и за то, что не ответил на некоторые оскорбления. К примеру, если послали на три буквы и человек промолчал, значит, туда ему и дорога.

Но зек может стать "петухом" и за, казалось бы, обычные, бытовые поступки. С "отсаженными" нельзя контактировать. Все, до чего дотрагивается "опущенный", сразу же "фаршмачится" (то есть переходит в разряд вещей для "петухов"). Это правило не касается только "запретов" (запрещенных в зоне вещей), которые иногда и прячут у "отсаженных". Рассказывали, как некоторые из них проносили мобильные телефоны из жилой зоны в рабочую прямо в трусах. И зеков это абсолютно не смущало. Еще "опущенных" можно бить (палками или ногами) и использовать по второму назначению.

Мне рассказывали, что в некоторых зонах специально для "петухов", чтобы они не брались за ручки, в дверях были вбиты гвозди. У них свои столы, нары, унитазы, краны, все свое, что "мужикам" трогать нельзя. Поэтому, если зек возьмет у "опущенного" еду, сигареты, выпьет с ним чаю или сядет поесть за его стол, то сам попадет в низшую зоновскую касту. Конечно, если это не сделано "по незнанке" (когда человек не знает, что перед ним "петух", или что вещь "зафаршмачена").

Это вам не Калифорния

Две основные обязанности "обиженных": сексуально удовлетворять заключенных и делать всю грязную работу в зоне. Бить их могут в воспитательных целях и так, для души. Мне рассказывали случаи, когда "опущенных" будили ногой в лицо, чтобы те шли убирать туалет.

Администрация неоднозначно смотрит на "петушиный" вопрос. Долго работающие в МЛС милиционеры проникаются "понятиями" до мозга костей и, соответственно, относятся к "опущенным" немного не как к другим зекам. С другой же стороны, по долгу службы, охранники обязаны предотвращать любое проявление физического или психологического насилия среди заключенных, поэтому они всячески пытаются уследить, чтобы "петухов" сильно не били и не унижали. И в последнее время им это особенно удалось: бить "отсаженных" практически полностью перестали.

В зоне, где я сидел, еще в начале моего срока "обиженный" был обязан прижиматься к стене, когда по коридору проходил "мужик".

Если нет места, куда положить "опущенного", то он может спать прямо под нарами. На этапах, в транзитных камерах, все "петухи" отсаживаются либо к двери, либо к туалету. В общем, чтобы выжить в зоне, будучи "петухом", нужно иметь определенный тип личности, поскольку не каждый сможет вытерпеть постоянные унижения, побои, домогательства и полное уничтожение человеческого достоинства, которым подвергаются "обиженные".

Правда, и "опущенные" отличаются не меньшей жестокостью. Старожилы мне рассказывали, что якобы в одной из колоний решили провести эксперимент, и "петухов" со всей зоны поселили в одном отряде, чтобы никто их не трогал, и они могли спокойно себе жить. Так вот, не успели милиционеры это сделать, как "обиженные" создали в отряде точно такую же иерархию, что и во всей зоне: там появились свои "блатные", "мужики" и "опущенные". Но, в отличие от остальной зоны, в этом отряде иерархия поддерживалась, якобы, благодаря нечеловеческой жестокости (в принципе, оно и понятно). Эксперимент пришлось прекратить.

Не знаю, как в других лагерях, но в нашей зоне "петухов" всегда можно было внешне отличить. Не только по одежде, у них был какой-то особый отпечаток на лице. Было видно, что эти люди попали в "гарем" не зря.

Однако несмотря на все побои и унижения, у "опущенных" есть некоторые права и социальные гарантии.

Во-первых, все "петухи" делятся на рабочих и не рабочих. Рабочие оказывают сексуальные услуги, не рабочие, соответственно, нет. И никто не имеет права заставить "опущенного" заниматься "этим" против воли — это беспредел. Чаще всего интимные услуги предоставляются по обоюдному желанию.

Во-вторых, за секс нужно обязательно платить. Если заключенный не платит "пробитому" за секс, значит, он делает это по любви. А у кого может быть любовь с "петухом"? Правильно, у такого же. Вообще, в плане оплаты за уборки или за другие услуги "опущенных" не "кидали": платили в полном размере и всегда вовремя, поскольку они и так обижены жизнью, куда уж больше издеваться! Поэтому очень часто у заключенных с низким социальным статусом в материальном плане дела обстояли гораздо лучше, чем у зеков с более высоким статусом.

Вообще, в отношении к "петухам" проявляется суть заключенного. ЗК делятся на два лагеря, тех, кто пользуется услугами "дырявых" с удовольствием, не видя в этом никаких проблем, и тех, кто избегает подобных вещей, считая их активной формой гомосексуализма. Первых в зоне не так-то уж и много, тем более в последнее время, когда милиция активно взялась за искоренение интимных услуг. Не знаю, как в других лагерях, а в нашей колонии администрация добилась огромных успехов в этом деле. У нас зеки, перед тем, как обратиться к "петуху" с предложением заняться сексом, трижды думали: нужно ли им это.

Не плохо

Но вот что интересно. Несмотря на плохое положение "обиженных" в зоне, некоторые заключенные сознательно и абсолютно добровольно шли в "гарем". На моей памяти несколько человек специально что-то брали у "обиженных" или садились есть за их стол. Кое-кто делал это из протеста против чего-нибудь, у кого-то просто не выдерживали нервы. Но находились зеки, которые за время отсидки начинали понимать, что им нравится секс с мужчинами, причем во всех его проявлениях.

Мне всегда казалось, что столь жестокое отношение к "петухам" возникло как средство защиты против возможного распространения содомии. Психологи давно доказали, что в закрытых однополых коллективах возникает так называемый ложный гомосексуализм, Фрейд это явление называл приобретенной перверсией. Находясь долгое время среди мужиков, волей-неволей начинаешь присматриваться к некоторым из них, как к возможным объектам желания. Нет, конечно, все остаются гетеросексуальными, но женщины вдалеке и со временем становятся несколько абстрактным понятием, поэтому у многих внимание переключается на "своих". Кто-то скрывает это даже от себя, но есть те, кого подобное положение вещей совершенно не смущает. Бывали случаи, когда перед длительным свиданием с женой зек шел к "петуху", чтобы "скинуть напряжение и не ударить на свиданке лицом в грязь".

Помню, мне рассказывали о том, как между одним "мужиком" и "петухом" возникла настоящая любовь. Они даже планировали жить вместе после освобождения, и "опущенный" собирался ради любимого сменить пол. Скорее всего, после того, как они вышли на волю, эти планы забылись, поскольку подобные мысли выветриваются, как только зек видит вокруг себя настоящих женщин. Зона постепенно забывается, но осадок остается, у некоторых на всю жизнь.

В "пятом корпусе" в начале 1994 г. "петухов" отсадили в т.н. "петушиную хату" ("петушатник") - камеру №133.
В Советское время в камерах туалетов не было, заключенные пользовались баками-"парашами", а дважды в день – утром и вечером их выводили в туалет ("север"), имевший два помещения и располагавшийся напротив расстрельной камеры. Им же пользовались и надзиратели. Когда в последний период Советской власти (в конце 1989 или начале 1990 г.) в камеры подвели воду и устроили там отдельные туалеты, дверь одного из "северов" закрыли, а второй перешел в пользование исключительно надзирателей.
Когда "пятый корпус" в конце 1993 г. был уже перегружен смертниками, бездействующий "север" в течение месяца приспособили под камеру, которой дали №133. В отличие от всех других, она имеет гораздо больший размер (3,1х3,25 м) . В туалете оставили одно "очко", поломали бетонный умывальник, слегка подремонтировали стены, поставили "шконки". Первоначально "шконки" в ней были расположены буквой "Г" вдоль двух стен, затем добавили еще одну двухместную одноярусную шконку вдоль третьей стены (буквой "П"). От туалета осталось не имеющее жалюзи большое зарешеченное окно – предмет зависти других камер, обитатели которых страдали от недостатка свежего воздуха и не видели солнечного света. "Иногда, при одновременном открытии и нашей, и их "кормушек", я видел это чудо - солнечный луч! И каждый раз не мог скрыть чувство зависти",- вспоминает бывший узник расположенной напротив камеры №125.- "Теперь, в Гобустане, у меня в камере окно без намордника, и в солнечные дни поток света на 1-2 часа в день заливает камеру. В эти часы я перемещаюсь по камере за лучом, стою или сижу под ним, радуясь, как дитя!"
В камере поставили длинный стол и скамью, забетонированные в полу. Получилась нестандартная 4-местная камера. В дальнейшем к "шконкам" наварили второй ярус, и там можно было разместить до 8 человек. На деле количество "жильцов" временами доходило до 14 человек.
Туда отсадили всех "испорченных", за исключением упомянутой "Эльмиры ханым", которую попросил оставить в своей камере его "муж". Контролёры смотрели на такую "любовь" просто и не препятствовали "семейным" гомосексуальным отношениям, которые были неотъемлемой частью уголовного мира. Кстати, сами контролёры, как утверждают ветераны "пятого корпуса", не соблазнялись на услуги "петухов".
Интересным было то, что к "петухам" подсадили "неопортаченного" - Э., который попал в "пятый корпус" летом 1994 г. Э. был очень обеспокоен этим и просил удалить его от "петухов". Да и сами "петухи" тоже просили убрать его из камеры. Однако администрация ни в какую не соглашалась, и тогда заключенные придумали, как быть Э., чтобы не оскверниться. Он должен был не допускать никого к "кормушке", сам получать пищу на всех в свою посуду и отливать каждому в его миску. И в дальнейшем туда нет-нет, да сажали "неопортаченных".
Но это было лишь начало. После побега, как и все камеры (за исключением "армянской" №126), эта тоже стала местом издевательств. Камеру открывали в последнюю очередь, и эта сцена была завершением утреннего цикла пыток. В ходе "операции пресс" содержавшихся в ней заключенных тоже били, но до избиения они должны были на четвереньках с лаем бегать по коридору подобно собакам, облаивать и кусать друг друга. Других заставляли под ударами танцевать и петь, бегая по коридору. Иных "спаривали", заставляя совершать друг с другом гомосексуальные акты. Это доставляло неописуемое удовольствие хохочущим истязателям. После примерно часа такого "развлечения" в полуживом состоянии заключенных забрасывали в камеру.
В дальнейшем, когда количество заключенных в камере выросло до 14 человек, администрация начала им потакать, и в их компанию специально подсаживали "неопортаченного" заключенного, который чем-то не угодил администрации. Естественно, что вскоре против него начинался "беспредел", подобный тому, что испытывали сами "петухи" в обычных камерах. "Беспредельно опущенные" мстили помещенному к ним "беспредельщику", и заключенный в конечном счете оказывался "опущенным", а затем убитым или умершим от болезней. Это была "пресс-хата" похлеще Фединой .
По словам свидетеля-смертника, "содержащиеся в этом камере мучались от желудочно-кишечных заболеваний и тяжелой формы туберкулеза. Камера была настоящим моргом. Было время, когда каждую неделю из камеры выносили 1-2 трупа. Стоны и крики, доносившиеся из этой камеры, невозможно описать". Смерти при этом, как водится, списывались на самих заключенных.
Отмечу, что в этой камере своими зверствами отличался и вышеописанный Расул, который таким образом мстил за свое унижение и, с другой стороны, удовлетворял свою гомосексуальную манию.
Другим знаменитым обитателем этой камеры, говорят, был некто Г. с характерной кличкой "Кинг-Конг" (или "Мангука") - единственный старожил камеры, кто смог пережить всю ее 4-летнюю историю. Возможно, этому помогло то, что он от рождения был душевнобольным и не принимал близко к сердцу те издевательства, которым подвергался. Сам он был безобидный, неавторитетный зек, не "петух", из тех, кого называют "бедолага" и "джындыр" (тряпка, оборванец). А кличку свою он заслужил тем, что во время пресса, когда он потерял все передние зубы, его клыки высовывались изо рта, выглядя особенно страшно на фоне опухшего и почерневшего от побоев и грязи лица . Сам он выговорить своё "погоняло" не мог, называя себя "Кинко", хотя вряд ли понимал, что означает эта кличка.
"Кинг-Конг" отличался тем, что игнорируя все наказания, высовывался в "кормушку" сразу, как ее открывали, и начинал, обливаясь слезами, побираться, выпрашивая сигарету, кусочек сахара либо кусочек газеты для самокрутки. "Кормушка" в 133-й камере была еще туалетной, большого размера, чтобы иметь полный обзор (а может, для передачи "параш"), и не имела обычного защелкивающегося при закрывании замка. Поэтому на ней была приколочена щеколда и временами, видимо, для комиссий на нее навешивали висячий замок.
Как только на "кормушке" щелкала щеколда, "Кинг-Конг" сразу высовывал из кормушки руку, плечо и голову. Некоторые "шутники"-надзиратели, зная эту его привычку, перед открытием "кормушки" заранее подготавливали ведро или банку холодной воды. Когда "Кинг-Конг" высовывался в открытую "кормушку" и поворачивал кверху свой беззубый клыкастый рот, его под издевательский хохот окатывали водой. Иные надзиратели проделывали это по несколько раз за смену, но отучить беднягу высовываться так и не смогли. Чаще всего он хоть что-то для себя урывал.
"Бедолаги" 133-й камеры жили одним днем, и такое существование иногда принимало совершенно уродливые формы. Например, для них настоящим праздником были дни, когда кто-то умирал в их или ближайшей камере. В этот момент подученный сокамерниками "Кинг-Конг", воодушевившись, начинал кричать, требуя чай, сахар, табак, в противном случае угрожая рассказать следователю об обстоятельствах смерти покойного. В дальнейшем, когда корпус начали посещать различные комиссии, он тоже пользовался этим незамысловатым шантажом. Не успокаивался, пока не получал жменю сахара, пару заварок чая, пачку-две каких-нибудь дешевых сигарет без фильтра. Камера гуляла! Но только до следующего утра, когда на техосмотре ее усиленно "прессовали". Как выражались по этому поводу заключенные, вчерашнее удовольствие "вытекало через нос"...
Впоследствии 133-я "хата" из "петушатника" стала "шерстяной". "Голубых" обитателей 133-й "хаты" разбавили другими "мастями". На тюремном жаргоне "шерстью" обычно зовут "ссучившихся" блатных. Есть мнение, что, если правит "шерсть", то это одна из разновидностей "красной масти", так как "суки" специально культивируются администрацией и творят беспредел по отношению к "правильным" заключенным.
Интересно, что в Советское время, ошибочно полагая, что изоляция "голубых" заключенных от "черных" исправит ситуацию, как-то раз в порядке эксперимента отсадили "обиженных" в отдельную колонию. И что же? Спустя некоторое время в "петушиной зоне" появилась копия воровской иерархии - со своим "паханом", "мужиками", "понятками" и даже собственными "петухами" . Так что 133-я камера являла копию "беспредела" всего корпуса.
Осталось добавить, что после этапирования последних смертников в Гобустан в один период в 133-ю камеру собрали со всей Баиловской тюрьмы венерических больных

Сейчас, когда "пятый корпус" стал обычным следственным корпусом, в этой камере содержатся заключенные с венерическими заболеваниями.
По нормам СИЗО советского времени, норма для 4 человек.
См. также главу "Беспредел"
Сейчас уже нет и их.
Г.Ф.Хохряков. Парадоксы тюрьмы. - Москва, "Юридическая Литература", 1991, стр. 85-86

Елена АНКУДО

Информацию о «петухах» можно почерпнуть лишь в специфических справочных изданиях - зеки избегают обсуждения этой темы. Но не только потому, что любой контакт с «петухом», за исключением, разумеется, сексуального, грозит «нормальному» зеку попаданием на «петушатню».

До какой беды доводит длинный язык, сколько в зоне «петухов» и почему далеко не все из них «рабочие», «Последнему слову» рассказал бывший заключенный с «многолетним стажем». Интервью стало возможным только на условии полной анонимности - собеседник скрыл свое имя, не назвал колонии, в которых отбывал наказание, и статьи уголовного закона, по которым привлекался к уголовной ответственности.

ОЧЕНЬ ИНТИМНОЕ НАКАЗАНИЕ

В советские времена, когда гомосексуализм считался уголовным преступлением, «петухами» становились в качестве наказания?

Бывало по-разному. Многие начинали на свободе, потом легко соглашались на отношения и за решеткой. До 1990-х гг. «петухами» действительно становились за статью - изнасилование малолетнего, сутенерство (сутенер хуже бл…ди) или после «наказания членом». Случалось, за некий тяжелый проступок осужденного не избивали, а мочились на него. Действие это несло определенные последствия - зек автоматом переходил в «петухи». Насколько страшное это наказание, можете представить по ситуации, когда в одной из зон зеки мочой плеснули на свободного человека - начальника отряда. Первым, кто сообщил, что никогда больше не станет пить с ним чай, был его же коллега.

«Петух» не обязан вступать в половую связь с другими осужденными, некоторые остаются мужчинами нормальной ориентации - во все времена были «рабочие» и «нерабочие» «петухи». Но место его определено в «петушатне», как правило, это «вокзал» - между «очком» и входом в камеру. Под шконку «петуха», как это было раньше, не загоняют. Где он будет спать, определяет завхоз - осужденный, назначаемый администрацией колонии. В советские времена, когда «петухов» было как грязи, они жили на деревьях, привязываясь к ним, на крышах, в подвалах.

В конце 1980-х гг. в белорусские лагеря стали приходить «воровские погоны» (письма) об отмене «наказания членом» - чтобы «петухи» не ссучивались и не озлобились на людей, не работали на ментов и чтобы не разводить педерастию. Несколько лет наказание еще встречалось кое-где на зонах, но сегодня уже не применяется. В советские времена пути попадания в «обиженные» были очень простыми, сегодня за этим явлением наблюдают авторитетные осужденные. В «петушатню» просто так не загонишь - нужны веские основания.

Одно из таких оснований - осуждение за изнасилование несовершеннолетнего, самое презираемое на зоне преступление?

До конца 1980-х гг. так оно и было. Но ведь не каждому это обвинение подходит - статью дает суд, а осудить могут незаконно. Попав на зону, человек объясняет, что с ним произошло, авторитетные осужденные принимают решение. Если осужденный сам стремится в «петушатню», он туда и попадет, если нет - доказывает поступками, что является нормальным членом тюремного общества. К примеру, откажется от предложения сокамерника вступить с ним в связь.

- Как мужчина нормальной ориентации может согласиться на такое предложение?

Попав за решетку, человек находится в смятении, впадает в депрессию. И вот ему, молодому и симпатичному, предлагают безбедную жизнь в обмен на сожительство. Думаете, не соглашаются? У каждого свои склонности - зоофилов, педофилов и других извращенцев в обществе хватает. Для меня сожительство мужчины 30-35 лет с пенсионеркой - отклонение, но таковые есть. На зоне то же самое - кто-то брезгует, а кому-то нравится. В зоне это явление существует ровно столько, сколько существует сама зона. В советские годы доля «петухов» составляла порядка 5% от всех заключенных, в 1990-е гг. их количество снизилось до 2% и продолжает оставаться примерно на том же уровне. В нынешнее время довольно много лиц гомосексуальной ориентации заезжают в зону со свободы - они определили свою жизнь до того, как попасть за решетку.

40 НА ОДНОГО

- «Обиженные» вступают в половой акт добровольно или по принуждению?

Добровольно. «Петуху» платят продуктами питания, сигаретами, шоколадкой. Всегда можно отказаться - «петухов» не насилуют. Оказавшись на зоне, активный гомосексуалист рано или поздно найдет себе «петуха». Предполагаю, что и сам «петух» подсознательно готов к гомосексуальному акту - многие практиковали это на воле.

Когда зеку захотелось вступить в связь, он предлагает «петуху» оплату. Взял - значит, согласился идти в подвал, подсобку - куда угодно, даже в туалет. Припоминаю, как в одной из белорусских колоний зека, изнасиловавшего трехлетнего ребенка, за ночь в туалете пропустило около сорока человек.

- Тоже по согласию?

Да. А потом этот зек написал на всех заявление, мол, изнасиловали его, хотя все было по согласию, каждый заплатил. Этот факт подтверждает мнение нормальных заключенных, что большинство педерастов - люди с ограниченной психикой, которые могут сотворить любую подлость. Уголовное дело по заявлению того осужденного не возбудили.

«ЕГО ДАЖЕ РУКОЙ БИТЬ НЕЛЬЗЯ»

- Можно ли определить «обиженного» по внешнему виду?

На воле устоявшиеся гомосексуалисты хорошо заметны, на зоне - не всегда. Зеки с самым низким статусом изворотливы, они, как змея, будут петлять, выдавая себя за кого угодно, только не за «обиженного». Бывает, «петухам» верят, здороваются за руку, чифирят. В этом случае проблемы будут у обоих. К обычному зеку будет определенное отношение, хотя в «петушатню» не загонят, а «обиженному» за сокрытие факта отсадят мозги. Если «петух» попытается скрыть статус, придя в зону по новому сроку, его сперва отымеют по очереди, а затем изобьют до полусмерти. Морально воздействовать на такого человека бесполезно, он же педераст, его даже рукой бить нельзя - только палкой или ногой. Но и «петуху», который знает свое место, многое не позволено.

- Запрещено сидеть за одним столом с зеками, здороваться за руку…

А еще надо уступать любому мужику, заходить последним в столовую, есть из отдельной посуды, к которой не прикасается черпак раздатчика. А вот дырок, просверленных в посуде педераста, сегодня уже нет.

«ОТСАДИТЬ НА КРУЖКУ»

- Может ли в статусе «петуха» оказаться нормальный мужчина?

Да, если поведет себя неадекватно, не постоит за свою честь и не уследит за языком. Многие попадают в «обиженные» из-за того, что разболтались, сами на себя наговорили. К примеру, расскажет в камере, как с женой спал. Ему зададут пару наводящих вопросов вроде «а там ты лизал?» , а если дождутся подтверждения - сделают вывод: «Теперь делай то же самое в «петушатне». И все, от тебя отказались.

Если один зек необоснованно назовет другого «педерастом», могут последовать неприятности - с человека будет физический спрос (порядочно отобьют голову, могут даже табуреткой или скамейкой). Поэтому не зря говорят «следи за метлой!» (не говори лишнего). Некоторые просят помощи у оперативных работников, но обычно администрация не вмешивается, более того, пытается замять конфликт.

А как поступают в случае, когда на зону этапировали человека с историей, скажем, изнасилованного, но старающегося скрыть этот факт?

Если в отношении некоего зека появились вопросы и сомнения, его до выяснения обстоятельств «отсадят на кружку». Это значит, что у человека появляется своя посуда (кружка), за стол с ним временно не садятся. Он еще не «петух», но уже под подозрением. Поэтому если за зеком тянется некая некрасивая история - пусть даже проигранный и не возвращенный долг, - оказавшись в камере, он должен объявить: «Я - фуфло!» - и дожидаться решения тюремной общественности. О любом решении «хаты» (камеры) смотрящий сообщает смотрящему по «централу». В спорной ситуации тот собирает мнение братвы, выходит на вора в законе, получает его ответ. Окончательное решение вопроса, в частности - отправлять человека на «петушатню» или нет, принимает вор. Ситуация, когда «петухом» становятся по решению одного зека или даже «хаты», невозможна.

Если же человек попал в «петушатню» без разрешения авторитета, возникает серьезный вопрос, кто рулит зоной? Кто кому дал полномочия загнать человека в «петушатню», а главное - на каких основаниях?

- Тюремная иерархия страхует зеков даже от произвола?

Нет. На глазах моего знакомого, правда, отбывавшего срок в российской тюрьме, группа малолеток, назвавшихся «братвой», вынудила одного из осужденных согласиться стать «петухом». Свидетели насилия - другие зеки не решились вмешаться, иначе попали бы под раздачу. Малолеток было слишком много, заступишься - будешь следующим, если и не «петухом», так поломают хребет. Через некоторое время была разборка, малолеток отлавливали по тюрьмам и наказывали. Но у человека, ставшего «петухом» по беспределу, обратного пути уже не было - таков закон.

- А вы говорили, что на зоне не насилуют…

Это не было насилием в прямом виде, на человека жестко надавили, к тому же история произошла в России. Но даже в этом случае у человека остается выбор - всегда есть «мойка» (лезвие), которой можно вскрыться. Ну, и вскрыть напоследок еще пару человек.

ВЫГОДНАЯ ИЕРАРХИЯ

Какие меры по борьбе с распространением гомосексуализма принимает администрация исправительных учреждений?

О таковых мне не известно - к явлению относятся прохладно, в процесс не вмешиваются. И кто будет убирать толчки и делать грязную работу, если не «обиженные»? Авторитеты живут «по понятиям», работой не занимаются. «Мужика» можно заставить взять в руки тряпку или метлу, но толчок никто мыть не будет.

Неужели сексуальная энергия, скапливающаяся у заключенных во время зачастую многолетнего воздержания, не пугает администрацию?

У человека есть мозги. Если он воспитывался в нормальной среде, вступать в колонии в связь с мужчиной не станет. Один раз, ради интереса, возможно, но не зря говорят на зоне, что «онанизм - не стремное явление» - у зека есть руки. «Рабочие обиженные» сами хотят, чтобы их имели, но пользуются ими только мужчины определенной направленности. Администрации выгодна иерархия в лагере - зеками, которые считают себя людьми, управлять куда сложнее, чем «петухами», «козлами» и «мужиками».

Но за соблюдением закона в колониях следит прокуратура, которой наверняка не по вкусу гомосексуальные связи в местах заключения…

Может, и не по вкусу, но ради показателей проблема замалчивается. Серьезный случай вроде смерти или убийства рассматривается, а когда кого-то в попу поимели…

«ЖЕНА О СТАТУСЕ ЗНАЕТ»

Распространяются ли требования к соблюдению норм поведения на заключенных, избежавших половых контактов с мужчиной, но волей судьбы оказавшихся в «петушатне»?

Да, им придется остаться «петухом» до конца срока - с соблюдением всех требуемых норм поведения. А вот уборку, если хорошо с деньгами, делать необязательно - в зоне достаточно «петухов», которые выполнят эту работу за тебя. Все зависит от того, как человек себя поведет. Знаю «петухов», которые жили лучше обычных зеков. Деньги за уборку, «подогрев» с воли, - все у них есть. А многие запреты, к примеру, на мобильный телефон, и вовсе удается обойти - редко кто шмонает «петушатню». К слову, зеки из касты «петухов» тоже могут быть гомосексуалистами, только активными, имея своих собратьев по касте.

- Приезжают ли на свидания к «петухам» их жены, если таковые имеются?

Конечно, имеются, ведь «петухи» - обычные люди. Как правило, жена знает о статусе, смысла его скрывать, особенно если находишься в «петушатне» формально, нет. На свободе он останется нормальным семьянином и забудет о статусе. А если осужденный молод и жене его лет 20, то они смотрят на проблему просто - всякое в жизни бывает, ее тоже могут изнасиловать. Поэтому жены навещают своих «петухов», заботятся, привозят посуду - ведь она должна быть своя.

СПРАВКА «ПОСЛЕДНЕГО СЛОВА». «Петух» (он же - «опущенный», «обиженный», «вафлёр», «маргаритка», «машка», «дунька», «василиса») - представитель низшей группы в неформальной иерархии заключенных, своеобразной касты неприкасаемых в пенитенциарных заведениях стран экс-СССР. Обычно считается, что «петухи» - это заключенные, которые добровольно или принудительно вступают в гомосексуальные контакты в пассивной роли (т.н. «рабочие обиженные»). Впрочем, существуют и «нерабочие обиженные». Причина появления «петухов» связана с проведением в СССР в 1961г. реформы пенитенциарной системы, когда места лишения свободы были поделены на несколько режимов. В результате основная масса «первоходов» оказалась отделена от рецидивистов и от накопленного ими опыта жизни в тюрьме. Среди заключенных стал распространяться ранее не характерный обычай наказания виновного в виде насильственного обращения его в пассивного гомосексуалиста.

В литературе описано множество внутренних тюремных правил, определяющих поведение по отношению к «петухам» прочих зеков. Они различны для разных типов тюрем. В колониях для малолетних запреты особенно жестоки и многочисленны. В условиях строгого режима положение «опущенных» лучше - там, к примеру, не принято бить их без причины, для развлечения.

Считается, что «петухи» обязаны выполнять самую грязную работу, например, мыть туалеты. К ним нельзя прикасаться (гомосексуальный контакт - исключение), брать из их рук какие-либо вещи, пить и есть с ними из одной посуды, докуривать после них сигареты, а также бить их руками - только ногами или какими-либо предметами. Существуют особые умывальники для «опущенных», часто помечаемые краской, ложки с пробитыми в ручках отверстиями и т.п. Едят «петухи» иногда из мисок с просверленными отверстиями - чтобы содержимое не вылилось, дырку приходится затыкать пальцем. Спят они обычно под нарами, возле параши или у дверей, и заходить туда, где живут другие заключенные, «петухи» не имеют права. Им запрещено к чему-либо притрагиваться. Вещи, к которым притронулся «опущенный», называются «запарафиненными», оскверненными, прикосновение к таким вещам может повлечь за собой попадание в касту.

Если «петуху» приходит продуктовая передача, он, как правило, не имеет права прикасаться к ней - ее распределением занимаются «авторитеты». «Опущенные» обязаны уступать дорогу заключенным из других каст, прижимаясь при этом плотно к стене и следить за тем, чтобы не приблизиться к ним. Разговоры «опущенных» с другими заключенными без особой необходимости не поощряются.

Сексуальное употребление «петухов» различно в той или иной зоне. Где-то «петухи» обязаны отдаваться другим заключенным по их требованию, причем при отказе их избивают или насилуют. Это приводит к тому, что «петуху» иногда приходится удовлетворять сексуальные желания нескольких десятков человек в день. Однако, как правило, «петухами» пользуются только с их согласия. «Опущенный» обязан принять сперму в рот или прямую кишку, чтобы не «запарафинить» какой-либо предмет или другого заключенного, нарушение этого требования наказывается избиением. После сексуального контакта принято расплатиться с «опущенным» несколькими сигаретами, банкой сгущенки, куском колбасы и т.п. Заключенный, не расплачивающийся с «опущенным», рискует навлечь на себя подозрения в совершении гомосексуального акта «по любви», что, скорее всего, низвергнет его самого в касту «опущенных». «Петухам» часто дают женские имена (Света, Маша, Галя и т.д.), отсюда происходят и названия всей этой группы заключенных - «машки», «дуньки», «василисы» и т.п. Некоторые опущенные становятся «персональными петухами» кого-либо из занимающих высокое положение заключенных и приобретают в их лице покровителя, который защищает их от издевательств.

«Опущенные» в тюрьме – это низшая иерархия заключённых.

И как только их не называют: «петухи», «гребни», «пинчи», «обиженные», «отверженные» и пр. Как их ни называй, а судьба и жизнь этих осуждённых просто ужасна.

О том, как опускают на зоне, пойдёт речь далее в статье.

По одной из версий, опущенные выделились в отдельную тюремную касту после реформы 1961 года, в ходе которой лагеря разделились по строгости режима содержания. В результате первоходочники стали жить на зоне отдельно от матёрых зеков и рецидивистов .

Первоходочники – это в основном молодые люди, малознакомые с тюремными устоями, но стремящиеся побеждать в конкурентной борьбе путём проявления агрессии, издевательств над физически более слабыми заключёнными. И если более опытные зэки вовремя не разъяснили им правила жизни в тюрьме, то со временем их пребывание там становится всё более диким.

Любой заключённый может попасть в касту опущенных. Но некоторые категории попадают сюда автоматически или с большой вероятностью.

Справка: кроме «петухов» в сообществе заключённых существует каста «чертей» . Общее между этими кастами то, что и те, и другие являются неприкасаемыми, однако черти для сексуальных утех не используются.

Почему опущенных называют петухами? Скорее всего, название произошло от слова «петушить», которым именовался процесс изнасилования.

Петухами становятся совершенно по разным причинам . Чаще всего в зоне опускают осуждённых по ст. 131 УК (изнасилование). Сюда же попадают развратники, растлители и гомосексуалисты, независимо от того, какое преступление они совершили.

Но по статистике на 2019 год, в категорию опущенных всё чаще стали попадать заключённые из-за совершённых ими «косяков», недостойных звания зэка . Так, например, «порядочному» зэку не положено выполнять работу, связанную с сантехникой; этот вид деятельности — исключительно для петухов.

Кстати, вопреки стереотипному мнению, доля гомосексуалистов среди опущенных невысока. Большинство осуждённых становятся петухами за поступки, не имеющие отношения к сексуальной сфере.

Обычно опускают за различные нарушения правил тюремной жизни, такие как:

Опустить могут и по указу тюремной администрации с целью устранения неугодных осуждённых из тюремной жизни. Для этого чаще всего жертву запирают в петушатнике на всю ночь. После этого заключённый автоматически переходит в разряд петухов.

Правда, к таким обиженным отношение тюремного сообщества более-менее лояльное.

После 2000-ых наблюдается отказ от опускания посредством изнасилования. Это связано с тем, что стало уделяться большее внимание на защиту прав заключённых, вследствие чего усилился контроль над внутренним регламентом и укладом жизни в исправительных учреждениях.

Жизнь опущенных на зоне тяжела, а порой и ужасна . Они живут в тюрьме отдельно, в так называемом петушатнике, где сидят такие же обиженные, пинчи, покеры). Это самая презираемая (причём всеми) категория зэков. Что они делают в тюрьме?

Занимаются опущенные в тюрьме самой грязной работой: подметают плац, локалки; моют бани, сортиры; чистят канализацию, выполняют работы на запретке; убирают и грузят мусор. Есть среди опущенных и такие, которые зарабатывают тем, что продают себя; их называют «обиженные рабочие».

Обычные зэки не должны брать продукты, которыми питаются петухи . Моются опущенные из отдельных умывальников. Они обязаны уступать дорогу другим заключённым.

С ними почти не разговаривают представители других каст. Общение с петухом для зэка может обернуться потерей авторитета.

Опущенные должны сообщать о своём статусе всем новичкам. Сокрытие подобной информации карается нанесением тяжёлых физических увечий. Для того чтобы петухов было проще идентифицировать, на их тела наносятся особые татуировки.

Их могут поселить возле туалета, под кроватью («под шконкой»), и только в крупных лагерях для них выделяют отдельные бараки, которые и называются петушатниками.

Обиженные пользуются отдельными предметами быта . В их посуде обычно проделывают дырки, чтобы никто случайно не перепутал «зашкваренные» ложки и тарелки с нормальными. В курилке петуху можно отдать недокуренную сигарету, но уже взять бычок с рук опущенного нельзя ни в коем случае.

В лагерной церкви им выделяются отдельные скамейки, лавки, а в бане — тазики . Если обычный зэк случайно сядет не за тот стол или возьмёт не ту ложку, он автоматически попадает в петушиную касту. Даже если он не ел, не пил из приборов, он всё равно будет признан опущенным.

Как только обычный заключённый оказывается среди касты петухов, он идёт на любые ухищрения, чтобы перевестись из обиженных в разряд «нормальных» зэков.

Справка: число ограничений и запретов для опущенных зависит от типа пенитенциарного учреждения. В колониях строгого режима отношение к ним более лояльное, а вот в колониях для несовершеннолетних царят самые дикие порядки.

Ранее, ещё до двухтысячных годов, основной обязанностью опущенных было сексуальное удовлетворение зэков, но сейчас это практикуется редко и то только на добровольных началах.

По нынешним тюремным правилам, нельзя «использовать» обиженного безвозмездно, не вручая ему подарка, поэтому многие петухи занимаются добровольной проституцией по материальным соображениям.

Избиение опущенных практикуется, только если они нарушают правила, по которым обязана жить их каста. Бить петуха руками нельзя, можно только ногами, что особенно унизительно.

Ритуал «перевода» обычного зэка в разряд петухов сейчас изменился . Раньше прокажённого зэка просто насиловали или заставляли заниматься оральным сексом с одним из блатных. Однако после того как произошло несколько несчастных случаев с откусыванием «чужого достоинства» процесс стал проходить по-иному: петуху шлёпают половым членом по лбу или губам.

Иногда блатные просто объявляют какого-то зэка петухом; слух об этом быстро распространяется по зоне, после чего зэку уже не смыть с себя клеймо.

Новичкам, впервые попавшим на зону, следует чётко знать некоторые правила. Ключевое из них – ни в коем случае не соглашаться на «петушиную» работу, не брать в руки швабру, тряпку.

В столовой нужно садится вместе с сотоварищами и не торопиться занять свободный стол . В некоторых колониях вещи, предметы, имеющие отношение к опущенным, помечаются красной краской.

Если заключённый не является гомосексуалистом и не осуждён по «петушиным» статьям, то опустить его могут только за злостные проступки.

Таким образом, чтобы избежать участи опущенных, зэк должен жить по правилам тюремной жизни, а именно:

Даже в тюрьме стоит оставаться человеком, там это ценят. Такое явление, как «опущенные в тюрьме» – это дикость, пережиток тяжёлого прошлого страны.

Однако несмотря на смягчение порядков в исправительных учреждениях, данная категория заключённых по-прежнему существует, и с этим фактом приходится мириться.



Просмотров