Что делать в дивеевском монастыре. О причастии и исповеди в Дивееве

Первое, о чем стоит подумать, готовясь к такой поездке, – о ее цели. Если цель – почтить святого Серафима, Саровского и всея России чудотворца; помолиться перед чудотворным образом Божией Матери о заступничестве и помощи в житейских обстояниях; поблагодарить святых земли Дивеевской за помощь и поддержку, заказав благодарственный молебен, – это одно. Но если цель – "духовно подлечиться", чтобы затем продолжать вести прежнюю греховную жизнь, – совсем другое...

Обычно это "лечение" состоит из набора строго определенных действий: пройти по канавке Богородицы и 150 раз прочитать "Богородице Дево радуйся..." (при этом не забыть загадать желание; и ходят такие "паломники" с четками в руках, наивно полагая, что несут великий подвиг); окунуться в три святых источника, по три раза, непременно с головой; обязательно взять сухариков и масличка, а еще засушенной травки с канавки Богородицы, да и землички оттуда же не забыть. Правда, набрав с собой всех этих "святынек", люди сами потом недоумевают: а что же с ними делать? Так и лежат годами дома, хорошо, если не выбросят...

Дивеево. "Канавка Богородицы"

Как видим, рецептура "духовного оздоровления" весьма проста: не надо ни ежедневных молитв, ни исповедания грехов, ни постов, ни работы над собой. Достаточно просто поехать и выполнить все предписания, которые ничтоже сумняшеся выдают руководители "паломнических" групп, в огромных количествах отправляющихся от различных турфирм, общественных организаций и т.п. И при этом не забывают добавить самый главный "рецепт" – оказывается, чтобы "оздоровиться" окончательно, в Дивеево надо съездить не менее 3 раз. Особо сообразительные руководители добавляют: в году!

Весь этот суррогат духовности печалит. Получает ли пользу больной, лечащийся поддельными лекарствами? Сопровождающий паломников – лицо особо ответственное, с него спросится за каждое слово, за каждого паломника, которого он ввел в заблуждение. Может ли слепой вести людей в верном направлении? Может ли человек, не имеющий отношения к Церкви или не понимающий смысла и цели христианства, раздавать духовные советы? Вопрос риторический.

Дивеево. Апофеоз безумия: надевание на голову чугунка преподобного Серафима Саровского. Основано на бреднях (поддерживаемых, увы, местными священниками), что исходящая благодать от "тубареточки или чугунка, в котором освящают сухарики, гораздо сильнее (!), чем благодать исходящая от раки с мощами святого" по причине того, что эти мощи якобы подложные.

Второе, о чем стоит подумать перед тем, как совершить поездку, – как ехать: группой на автобусе или самому на машине? Если вы там не были, съездите сначала в составе паломнической группы, чтобы как минимум узнать маршрут. Если же вы уже были в Дивеево, желание съездить туда повторно на автомобиле, да еще захватить кого-то из знакомых можно только приветствовать. Если же вы решили поехать на автобусе (разумеется, от церковной паломнической службы), то обязательно поинтересуйтесь: давно ли работает эта служба, имеет ли благословение Правящего Архиерея, как организована поездка. Желательно отдать предпочтение той службе, о которой вы имеете добрые отзывы. Личность сопровождающего также имеет большое значение. Его непрофессиональная работа может испортить впечатление от самой благодатной поездки, и наоборот – опыт и знания могут даже неидеально организованную поездку превратить в праздник души.

В то же время, если во время путешествия в ответ на ваши замечания сопровождающий не принимается немедленно исправлять положение, а говорит: "Молитесь и смиряйтесь" – лучше как можно быстрее распрощаться с таким "руководителем группы".

Маленький город Дивеево, что в Нижегородской области, известен на всю страну как крупный духовный центр русского православия, а также как место с богатой историей и уникальными достопримечательностями. Его популярность главным образом связана с находящимся тут Свято-Троицким Серафимо-Дивеевским женским монастырем, который ежегодно посещают тысячи паломников со всех уголков страны.
Поселение Дивеево возникло в 1559 году на берегу реки Вичкензы. Его основал татарский мурза Дивей, который получил право властвовать над этими землями от самого Ивана Грозного. Поселение было названо в честь его основателя. Особенностью Дивеева было то, что село находилось на пересечении нескольких паломнических путей и давало приют уставшим с дороги путникам. Вскоре на территории села был возведен храм, посвященный святителю Николаю, который был главным храмом поселения до XVIII века. В конце XVIII века здесь был основан женский монастырь. В честь святого Серафима Саровского, который опекал монахинь, монастырь был назван в его честь. Несмотря на тяжкие испытания, выпавшие на долю монастыря в советскую эпоху, сегодня Дивеевская обитель является важным духовным центром и ежегодно принимает тысячи верующих с разных концов России и зарубежья.

Достопримечательности Дивеева с описанием и фото

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь

Дивеевская обитель считается четвертым уделом на Земле, которому покровительствует сама Богородица. У монастыря богатая и интересная история. Как гласит предание, в 1767 году в Дивеево, направляясь в Саровский монастырь, остановилась паломница Агафья Мельгунова. Здесь во сне к ней явилась Богородица и велела возвести в Дивеево женский монастырь. Уже в 1772 году в селе был возведен храм в честь Казанской иконы Божией матери и была основана женская религиозная община. В 1788 году храму был дарован земельный удел для постройки келий. Монастырь активно развивался и расширялся в течение 150 лет. В 1825 году опеку над монахинями взял преподобный Серафим Саровский, который к тому времени закончил свой 55-летний затвор. Здесь он принимал всех, кому нужно было его духовное наставление. Как гласит предание, однажды во сне преподобному явилась Богоматерь, которая, обойдя монастырь, велела обнести его валом и выкопать вокруг него канавку. Это должно было навсегда уберечь святое место от дьявольских проявлений и прочих бед. Монахини рыли канавку около четырех лет. Увидев проделанную работу, преподобный Серафим Саровский сказал монахиням: «Тут вам и Афон, и Иерусалим, и Киев». Существует поверье, что Божия матерь обязательно услышит молитву того, кто совершит ход по канавке и 150 раз прочтет молитву Богородице.
Во времена советской эпохи монастырь пережил тяжелые времена. Храмы были закрыты, земляной вал срыли, святую канавку практически полностью засыпали. В помещениях монастыря разместили трудовую артель и склады. Позже это место полностью закрыли, и монастырь начал медленно приходить в упадок. Однако в 80-е годы прошлого века монастырь начали потихоньку восстанавливать. Храмы вернули церкви и реставрировали, святую канавку, пришедшую в запустение, снова вырыли и обустроили. В 2012 году началось возведение нового храма – Благовещенского, который был задуман еще Серафимом Саровским. Святой даже указывал место, на котором он должен размещаться. Сегодня Серафимо-Дивеевский монастырь считается одним из главных паломнических центров Российской Федерации, ежегодно принимающим тысячи верующих со всего мира.

Храмы Дивеева

Свято-Троицкий собор


Свято-Троицкий собор

Это место является главным храмом Серафимо-Дивеевского монастыря. Здесь хранятся мощи святого Серафима Саровского и многих преподобных саровских старцев. По преданию, место под возведение собора указала Серафиму Саровскому сама Богородица. Преподобный купил указанный участок земли на собственные средства, а купчую на землю велел хранить в монастыре до подходящего для постройки храма времени. Закладку храма сделали в 1865 году, а его строительство продолжалось 10 лет. Изначально собор должен был стать местом для летнего проведения служб. Интерьер собора уникален – все росписи внутри храма сделаны не на стенах, а на больших холстах. Главной иконой собора и одной из самых важных реликвий Дивеевского монастыря является икона Божией Матери «Умиление», перевезенная сюда из Саровской пустыни после ухода из жизни Серафима Саровского, который всю жизнь молился перед этим чудотворным образом.

Казанская церковь Божией Матери


Казанская церковь Божией Матери

Казанская церковь является самой древней на территории Дивеевского монастыря. Именно с его возведения началась история местной женской монашеской общины. Казанская церковь была освящена в 1780 году. В то время она имела два придела, посвященных святителю Николаю и архидиакону Стефану. Женская православная община под началом матушки Александры управлялась старцами Саровской пустыни. По словам Серафима Саровского, Казанская церковь – одна из трех, «которые со всего света будут взяты целиком неразрушенными на небо».

Спасо-Преображенский собор

Еще один храм, входящий в комплекс сооружений Дивеевского монастыря, который завещал возвести Серафим Саровский. Он находится в конце Святой канавки, рядом с Троицким собором. На месте, указанном преподобным, возвели маленькую Тихвинскую церковь из дерева, которая позже сгорела при пожаре. Собор же был заложен сбоку от Святой канавки в 1907 году. Выстроенный в неорусском стиле, он привлекает взгляды гостей монастыря легкостью архитектурных форм. Во времена советской эпохи помещение храма использовалось в качестве гаража и быстро пришло в запустение. На кровле храма выросли деревья, которые чуть не обрушили ее. Однако храм выстоял и был полностью восстановлен. Сегодня в нем хранятся святые мощи преподобной Марфы Дивеевской и блаженной Паши Саровской.

Святые источники

Источник Серафима Саровского


Источник Серафима Саровского

Сложенный на реке Сатис святой источник Серафима Саровского в Дивееве пользуется наибольшей популярностью среди верующих, посещающих монастырь. Изначально источник относился к Саровской пустыни, однако в последние годы его все чаще причисляют к Дивеевскому монастырю. Примечательна история возникновения этого целебного источника. Это событие произошло в 60-е годы прошлого века. По преданию, перед солдатом, который нес караульную службу на границе охраняемого периметра в лесу, появился старец в белом балахоне. Солдат спросил его: «Что вы здесь делаете?». Вместо ответа старец ударил своим посохом о землю, и в этом месте забил чистый родник. Узнав про эту историю, местные власти приказали засыпать родник. Однако техника, которую подогнали для этого, постоянно глохла и отказывалась работать. Трактористу, который должен был засыпать источник, явился старец в белых одеяниях и попросил не делать этого. После этого тракторист наотрез отказался засыпать источник, и его оставили в покое.

Сегодня Серафимовский источник обустроили и облагородили, и за целебной водой к нему приезжают все посетители Дивеевского монастыря.

Источник матушки Александры

Этот целебный источник расположен ближе всего к Дивеевскому монастырю. В дни церковных празднований сюда проходят крестные ходы и происходит ритуал освящения воды. Источник матушки Александры славится случаями чудесного исцеления после купания в нем. Изначально Александровский источник был расположен в другом месте, однако в середине ХХ века после постройки плотины он был затоплен. Вследствие этого название в честь первой настоятельницы монастыря перешло на этот родник.


Это сооружение является одним из главных святых мест Дивеевского монастыря. По преданию, вырыть ее повелела сама Богородица, явившаяся во сне Серафиму Саровскому. Обязательным условием было вырыть ее силами только монахинь Дивеевской обители. Преподобный указал расположение канавки, ориентируясь на тропу, по которой шла Богородица в его видении. Он же собственноручно начал копать канавку летом 1829 года. Оборудование канавки заняло несколько лет. Во времена советской эпохи канавку во многих местах зарыли. Ее восстановление началось в 1992 году. Сейчас во время богослужений часто совершаются обходы Святой канавки, сопровождаемые молитвами Богородице.

Дом блаженной Паши Саровской

В это место часто приходят помолиться паломники, посещающие Дивеевский монастырь. Здесь же в 2010 году открыли музей. В этом доме жила блаженная Паша Саровская (в миру Прасковья Ивановна). В свое время она предсказала гибель семьи Романовых и ежеминутно молилась за все человечество. За советом к ней часто приходили знатные люди того времени. Музей состоит из трех залов. В первом выставлена экспозиция, воссоздающая интерьер комнаты, в которой жила блаженная. Во втором зале посетители музея могут увидеть платья и монашеские одеяния, принадлежавшие как самой Прасковье Ивановне, так и первой настоятельнице монастыря матушке Александре. Третий зал посвящен святому Серафиму Саровскому – здесь можно увидеть мебель, которую изготовил сам святой, и другие старинные предметы.

Что посмотреть в Дивеево за один день?

В Дивееве не слишком много достопримечательностей, и расположены они весьма компактно, так что вполне реально самостоятельно посмотреть их все за один день. Для лучшей организации своей экскурсии ознакомьтесь со следующим ее маршрутом:

  • В начале своей экскурсии посетите Свято-Троицкий собор. Побывав там, отправляйтесь в Спасо-Преображенский собор, расположенный рядом.
  • Далее отправляйтесь в Казанскую церковь, а оттуда совершите ход по Святой канавке.
  • Посетите святые Серафимовский и Александровский источники.
  • Завершите свою экскурсию посещением дома блаженной Прасковьи Ивановны.

Видео обзор достопримечательностей Дивеево

Дивеево безусловно понравится любителям . А просмотрев специально подобранный для вас нами ролик, вы сможете убедится что он является довольно интересным и духовным местом.

Дивеево – городок, тесно связанный с духовностью и религией. Его посещение подарит вам покой и радостные впечатления, которые сохранятся в памяти надолго.

Посещали ли вы Дивеево? Какие впечатления у вас остались от этого города? Расскажите нам в комментариях!

Во время поездки в Дивеево паломники и туристы должны соблюдать следующие правила и рекомендации:

1. Все паломники и туристы, выезжающие с группой в Дивеево, обязаны:

  • Выполнять требования групповода, сопровождающего группу
  • Подчиняться общему расписанию на маршруте
  • Не сорить и не портить имущество транспортной компании (автобус)
  • В случае порчи имущество транспортной компании, возместить причиненный ущерб
  • Во время движения автобуса выполнять правила перевозки пассажиров на междугородних маршрутах: пристегнуть ремни безопасности, не вставать и не перемещаться по салону во время движения автобуса
  • Возвращаться в автобус вовремя, не заставляя группу ждать. В случае, если кто-то не явился в назначенное время отправления, группа ждет 10 минут и дальше имеет право продолжить маршрут без опоздавшего
  • Соблюдать правила поведения в монастыре, храмах, на источниках
  • Иметь соответствующую правилам монастыря одежду
  • Вести себя по отношению к участникам тура корректно, тактично и с уважением
  • Емкости для воды из 6 источников
  • Упаковочные пакеты для мокрой одежды, земельки, сухариков
  • Маленький флакончик с широким горлышком и без этикеток для маслица
  • Рубашки женщинам для купания в шести источниках
  • Четки
  • Небольшое полотенце
  • Маленькую подушечку под голову
  • Носочки х/б
  • Плед или тонкое покрывало
  • Зонтик или плащ - дождевик
  • Одежду и обувь необходимую для посещения монастыря
  • Еду на ранний завтрак, если не будите причащаться
  • Аптечку - медикаменты необходимые вам в дороге, пластырь, бинт

3 . Обувь и одежда

  • должна быть удобной, опрятной и соответствовать требованиям монастыря для паломников и обязательно нательный крестик для крещеных.

Женщины при посещении монастыря должны быть одеты:

  • В юбку, закрывающую колени (для паломниц до щиколоток)
  • Кофту, закрывающую плечи и не имеющую глубокого декольте(для паломниц длинный рукав и глухой ворот)
  • Закрытые туфли
  • Голова покрыта платком
  • Женщинам запрещается находиться на территории монастыря в брюках, шортах, коротких юбках и яркой вызывающей одежде

Мужчины при посещении монастыря должны быть одеты:

  • Длинные до щиколоток брюки
  • Рубашку или футболку, закрывающую плечи (для паломников длинный рукав)
  • Закрытые туфли

4. Правила поведения на святых источниках:

  • Погружаться в источник нужно троекратно с головой (равнозначно троекратное обливание из ведра)
  • Перед погружением нужно прочесть молитву «Во имя Отца, и Сына, и Святого духа. Аминь» , перекреститься и погрузиться (или облиться) с головой. Повторить эту процедуру нужно трижды.
  • При погружении в источник женщины должны быть одеты в рубашку, мужчины в исподнее белье.
  • Белье, в котором погружались, отжимается и убирается в пакетик. Дома оно высушивается и используется в трудное для вас время болезни души или тела. Погружаться в источник без белья категорически запрещено!!!
  • Женщинам в критические дни нельзя посещать святые источники.
  • Утварь (ведра, ковшики и воронки), используемая на источниках ни в коем случае не ставится на землю!!! Зачерпнув ведром воду из источника, ставите ведро на лавку и с помощью ковшика и воронки наполняете свою емкость для воды. Ведра для обливания пластиковые и находятся в купальнях. Воду для обливания пластиковыми ведрами черпают из купальни, а не из источника.

5. На территории монастыря нельзя:

  • Громко разговаривать, ругаться, толкаться, бегать;
  • Сорить, рвать цветы и ломать ветки деревьев;
  • Фотографировать монахинь;
  • Вступать в праздные разговоры с насельниками;
  • Заходить на территорию братских корпусов;
  • Пользоваться фото и видеотехникой в храмах;
  • Женщинам в критические дни прикладываться к мощам и иконам; заходить в храмы (можно стоять только в притворе - это пространство между ступенями храма и его средней частью);
  • Курить на территории монастыря;
  • Праздно гулять по Канавке, взявшись под ручку и разговаривать, мешая тем самым людям, идущим с молитвой;
  • При посещении монастыря все должны быть подобающе одеты
  • По канавке нужно идти медленно с Богородичной молитвой, которую желательно прочитать 150 раз:

Богородица Дево, радуйся,

Благодатная Марие, Господь с Тобою;

Благословенна Ты в женах

И благословен плод чрева Твоего,

Яко Спаса родила еси душ наших.

  • При посещении монастыря можно приложить к мощам и чудотворным иконам:

Мощам Батюшки Серафима в Троицком соборе

Мощам дивеевских святых: Александры, Марфы и Елены в Казанском храме

Мощам дивеевских блаженных: Пелагеи, Праскевы и Марии в Казанском храме

Чудотворной Иконе Умиления Божией Матери в Троицком соборе

Чудотворной Иконе Казанской Божией Матери в Троицком соборе

  • Как правильно подойти к раке/чудотворной иконе: подходить к любой святыне нужно с молитвой. Подходя к святым мощам, обычно крестятся, делают два поклона, потом прикладываются краке. Потом - снова поклон. Если стоит очередь, желающих приложиться к чудотворной иконе и святой раке, не нужно долго стоять возле нее
  • Можно бесплатно набрать Землю с Богородичной Канавки в определенном месте. Набирая Землю со Святой Канавки в отведенном месте, категорически запрещается переступать ограждение и наступать ногами на Святую Землю
  • Бесплатно освещенное масло можно взять в Преображенском храме. Масло наливается во флакончик паломника и только для тех, кто прибыл лично в монастырь. Не нужно клянчить и просить для своих близких. Для них вы можете купить масло в любой из лавок монастыря
  • Бесплатно в свой пакетик получить Сухарики, освещенные в чугунке Батюшки Серафима, может каждый лично посетивший монастырь. Для своих близких можно купить Сухарики в лавке. Освещенные Сухарики, так же как и просфоры - это не еда и принимаются в трудные для вас дни и дни болезни натощак с молитвой и запиваются святой водой.
  • После 11.00 можно бесплатно покушать в трапезной монастыря (постный суп, постная каша, чай на травках)
  • В лавках монастыря можно купить иконы, книги, открытки, церковную утварь и предметы, освещенные на мощах, которые помогут вам в трудное для вас время.

ХРАНИ ВАС БОГ И ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА!

На поезде можно добраться из Москвы. Уходит ряд поездов до ст. Арзамас -2,по-моему с Казанского вокзала, а оттуда на автобусе или на такси. Поезда в основном уходят вечером, а прибывают рано утром, поэтому на такси удобнее добираться. Если ехать на машине, то примерно 6 часов, через Муром. В Муроме можно будет заехать к мощам св. благоверных Петру и Февронии - покровители благополучной семейной жизни. Если ехать в теплое время года, то проблем нет,а ближе к холодам убирается понтонный мост через Оку и ходит паром, ждать в очереди приходится долго. В Дивеево можно остановиться в гостиницах, а можно в частном секторе, только будьте осторожны, люди очень разные. Даю телефон гостиницы, где мы с мужем останавливались в последний раз: гост. Родничок, ул. Арзамасская, д. 29/1 8 5383143 4 35 36. Находится прямо напротив монастыря, очень удобно. Но у них номер люкс один, остальные обычные с удобствами на этаже. Люкс сейчас стоит 1300 в сутки, но это того стоит. Отдельный вход с улицы, никто не беспокоит. Можно остановиться в гост. Дивеево, но она далеко от монастыря: 8 5383143 4 25 50 (4 25 69). Есть гостиница Московская, тоже около монастыря, но там дороговато:8 5383143 4 37 70. Дам еще телефон квартиры, где я останавливалась 2 раза, так что люди проверенные, от монастыря недалеко:8 5383143 4 22 74 Анна Андреевна и Николай Никандрович Ганины, у них 3-х комнатная квартира. Только звоните заранее, места расхватывают с такой быстротой, что удивляешься. Если есть возможность, то ехать лучше в будние дни, народу никого, а в выходные тысячи поломников со всей России и не только.
Как приедете на место лучше идти к мощам Серафима Саровского. Там можно заказать молебен, поставить свечки, постоять в сторонке со своими мыслями и просьбами. Если будет открыта икона Божией Матери "Умиление", приложитесь к ней. Потом на канавку Божией Матери, тихонько идти и читать 150 раз "Богородице, дево радуйся....". Если не знаете, в лавке можно будет купить Богородичное правило, там эта молитва есть. По канавке лучше пройти три раза в день, можно с перерывами. Потом на источники, их там много. Но обязательно на источник батюшки Серафима. Он находится в Поселке Цыгановка. Есдли поедете своим ходом, то от монастыря отходят автобусы до источника, все можно будет узнать там. Если на машине, то это быстро. Окунаться надо в сорочках, мужчинам в трусах или в плавках. Есть закрытые купальни, есть открытые. Как мне говорили знающие люди, в закрытые купальни заходят женщины с женщинами, мужчины с мужчинами. Жене вместе с мужем лучше не ходить. После того как окунулись полотенцем не вытерайтесь, обсыхайте так-больше благодати. Да и еще один момент, окунайтесь полностью с головой, с двумя руками, чтобы все части тела были погружены в воду. Дух захватывает, вода всего 4 градуса и зимой и летом, но ощущения непередаваемые. Есть там еще один источник Святого Духа, но про него мало кто знает, если вам подскажут в монастыре, обязательно съездийте, очень сильное место. А так еще много источников, про которые можно узнать уже на месте. На источнике Серафима Саровского наберите водички, привезите домой и пейте как святую воду. Купите сухариков из котелка батюшки Серафима и кушайте только не с пищей а отдельно. Ну и в последующие дни тоже самое- к мощам на канавку, если хватит силы воли, то на источники. Хорошо отстоять монастырскую службу, но они очень долгие. Еще лучше причаститься, перед этим попоститесь 3 дня (избегать животную пищу: молоко, яйца, мясо,) а накануне исповедоваться. Но это как Бог даст. Да, совсем забыла, сходите на могилу Николая Мотовилова, очень интересная личность, как он сам себя называл служка Божией Матери и батюшки Серафима. Про него рассказывать очень долго, можно будет купить книгу про Дивеево и там все написано подробно. На могиле у него огромная береза, из которой появилась медвежья морда, а сдругой стороны очертания образа Божией Матери "Умиление" (ей молился Серафим Саровский)и застрявший железный крюк. В советские годы пригнали машину и решили березу выкорчевать, а могилу сравнять с землей. Вдруг раздался медвежий рев, и из коры дерева появляется та самая морда. Крюк застревает и его не могут вытащить. Дело в том, что когда Серафим Саровский жил отшельником, к нему приходил медведь и он его подкармливал. Теперь мишка пришел на помощь и спас данное место. Вот такая история. Когда будете на канавке,обратите внимание с правой стороны огромное лиственное дерево, оно там одно такое, было посажено монахинями в честь рождения царевича Алексея Романова в 1903 году. Дивеево очень большую роль сыграло в жизни царской семьи. Обо всем можно будет прочитать в книге.
Зайдите к мощам Дивеевских блаженных: Паша Саровская, Наталия Дмитриевна и Мария Ивановна и к мощам Александры, Марфы и Елены Дивеевским. Все они в лике святых. Могилы блаженных были вскрыты в 2003 году и мощи перенесены в храм, могилы же так и остались, потому что не положено их ликвидировать.
Девочки, если поедете, езжайте в юбках, не забудьте платки на голову, это монастырь и лучше соблюдать данное правило.
Да еще мясо лучше не есть, когда едите в такие поездки.
Вроде основное все сказала. Вообще про Дивеево можно рассказывать очень и очень долго. Езжайте и увидете все сами, потом будет очень тянуть в это место еще и еще раз.
Всем удачи и терпения.

Просмотров