Что делать, если сбил пешехода, а он ушел? Что делать, если вы сбили пешехода или животное? Инструкция к действию и советы юриста ○ Сбил животное на дороге.

Каждый водитель, соблюдающий правила движения, старается избежать ДТП. Однако бывают ситуации, когда ничего сделать нельзя – и был причинён вред животному или даже человеку. Что закон требует от водителя в этом случае?

○ Что делать если сбил пешехода?

Самой страшной для автомобилиста является ситуация, когда под удар его машины попал человек. Даже в том случае, если все требования ПДД были соблюдены, тщательно выдерживался скоростной режим, а автомобиль был абсолютно исправен – пешеход может переходить дорогу в неположенном месте, внезапно выйти на проезжую часть из-за припаркованного автомобиля, либо каким-то иным способом оказаться сбитым. К сожалению, автомобиль всегда был и остаётся источником повышенной опасности, который владелец не может полностью контролировать, и неприятные случайности могут произойти в любой момент.

Как поступать водителю в этом случае?

✔ Как действовать после ДТП?

С точки зрения закона действия водителя после столкновения описаны в п. 2. 6 ПДД. Правила требуют от автомобилиста:

  1. Немедленно оказать помощь пострадавшему.
  2. Вызвать скорую и полицию, а самому оставаться на месте в ожидании их прибытия. Лишь в экстренном случае дозволяется покинуть место ДТП, но лишь для того, чтобы доставить пострадавшего в больницу.
  3. Освободить проезжую часть для движущегося транспорта, если машина мешает проезду. Перед этим нужно зафиксировать (в том числе и с помощью фото- либо видеосъёмки) положение машины, пострадавшего, следы торможения и другие обстоятельства имеющие отношения к делу. В том же случае, если оставленный на проезжей части автомобиль можно объехать, действует п. 2.5 ПДД, по которому водителю достаточно выставить знак аварийной остановки и ждать прибытия сотрудников правоохранительных органов.
  4. Записать данные очевидцев и передать их прибывшим сотрудникам полиции.
  5. Связаться со своей страховой компанией и адвокатом. Этих требований нет в ПДД, однако они необходимы, чтобы возместить ущерб пострадавшему и избежать несправедливого наказания.

Отдельно нужно оговорить оказание первой помощи. Сейчас она уже не называется медицинской: никто не требует от каждого водителя наличия медицинских знаний. Однако есть некоторый минимум того, что сделать может каждый. В него входят:

  • Остановка кровотечений, в том числе и с помощью жгута.
  • Искусственное дыхание, если пострадавший не дышит.
  • Закрытый массаж сердца, если отсутствует сердцебиение.
  • Наложение шин на места переломов, если планируется доставка пострадавшего в медицинское учреждение своими силами.

Однако если ожидается прибытие скорой, лучше предоставить это профессиональным медикам. Первую помощь оказывать можно только в том случае, если есть серьёзный риск для здоровья или жизни пешехода.

✔ Фиксация обстоятельств и оформление.

Фиксировать все следы на том месте, где произошло ДТП, обязаны сотрудники полиции. Однако и сам водитель может кое-что сделать.

Прежде всего, необходимо воспользоваться фотосъёмкой. Поскольку сейчас мобильные телефоны есть практически у всех, а на большинстве моделей предусмотрена камера, имеет смысл тщательно сфотографировать:

  • Положение пострадавшего и автомобиля.
  • Повреждения автомобиля.
  • Тормозные следы на асфальте.
  • Осколки, если при ДТП были разбиты стёкла или пластиковый бампер автомобиля.
  • Состояние асфальта (сухой, мокрый, покрытый снегом, грязью и т. д.).

Съёмку можно (и нужно!) производить и во время осмотра места происшествия сотрудниками полиции. Крайне желательно настроить аппаратуру так, чтобы на снимке печатались дата и время, когда он был сделан.

При составлении протокола необходимо проследить, чтобы все обстоятельства и данные замеров были внесены в документ точно. Если водитель не согласен с тем, что зафиксировано в протоколе, он вправе сделать об этом отметку в специальной графе, а позднее – указать это сначала в объяснениях, а позднее, если будет возбуждено дело – в протоколе допроса.

○ Ответственность за ДТП с пешеходом.

ДТП, в котором пострадал пешеход – повод для применения к водителю мер ответственности по закону. Разберёмся, в чём они состоят, и как избежать несправедливого наказания.

✔ Как доказать невиновность?

Говоря о сбитых пешеходах, необходимо помнить: автомобиль – источник повышенной опасности. Это означает, что избежать ответственности удастся лишь в том случае, если окажется, что в ДТП виноват сам пешеход. Однако есть разница между гражданской ответственностью и возмещением вреда – и уголовной или административно-правовой, когда водитель будет не компенсировать причинённый ущерб, а отвечать непосредственно перед государством.

Поэтому для того, чтобы отвести от себя ложные обвинения, водителю необходимо предпринять следующие шаги:

  1. Собрать как можно больше доказательств того, что ПДД нарушил пешеход. Записи видеорегистратора, показания свидетелей, пассажиров в салоне автомобиля, очевидцев – сгодится всё.
  2. Доказать, что сам водитель ПДД соблюдал, в частности - выдерживал нужный скоростной режим. Здесь очень поможет фиксация тормозного следа, который обычно чётко виден на асфальте.
  3. Внимательно следить за тем, что сотрудники полиции фиксируют в своих документов, внимательно читать все протоколы и при не согласии – ставить об этом отметку.
  4. Как можно быстрее обратиться к адвокату. Это касается тех случаев, когда в результате столкновения пешеход либо получил тяжкий вред, либо и вовсе погиб. В идеале стоит вызвать адвоката прямо на место ДТП.

В том случае, если может быть возбуждено дело по уголовной статье, последний пункт – самый важный, при этом обращаться надо именно к адвокату. Обычный юрист сможет помочь, когда грозит только компенсация ущерба, но по уголовным делам работать и выступать в качестве защитника на процессе он уже не сможет.

✔ Какая ответственность?

В том случае, если водитель сбил пешехода, виновного ждут следующие виды ответственности:

  • Гражданско-правовая – возмещение причинённого вреда. При этом вред понимается как материальный (в частности, так компенсируются понесённые расходы на лечение), так и моральный – возмещение испытанной боли и страданий. Избежать выплат можно лишь в том случае, если водитель сможет доказать, что никак не мог избежать столкновения – никакая презумпция.
  • Административная – за нарушение правил ПДД. В частности, если водитель покинул место ДТП, был пьян или превысил скорость, он дополнительно будет оштрафован и лишён прав.
  • Уголовная – касается тех случаев, когда был причинён тяжёлый вред здоровью, либо пешеход погиб по вине водителя.

✔ Компенсация ущерба.

В том случае, если водителю не удалось доказать свою невиновность, он должен будет компенсировать пешеходу:

  1. Вред имуществу – стоимость повреждённой одежды и иного имущества, которое было у пешехода при себе, и которое повредилось или было уничтожено при ДТП.
  2. Вред, причинённый здоровью – компенсация расходов на лечение, потери работоспособности и т. д. Здесь возможно взыскание и выгоды, упущенной из-за того, что человек пострадал от действий автомобилиста и не мог работать или получать прибыль.
  3. Моральный вред – возмещение понесённых страданий от боли и по другим нематериальным причинам. Особенность этого возмещения в том, что доказывание его – очень нетривиальная задача, и размер выплат часто остаётся целиком на усмотрении судьи, который ведёт процесс по делу.
  4. Выплаты в случае гибели – расходы на похороны и выплата иждивенцам. Их перечень определяется ст. 1088 ГК РФ.

✔ Наказание за причинение смерти в результате аварии.

В том случае, если ДТП закончилось тем, что пешеход погиб, водителю придётся отвечать по нормам уголовного законодательства. Конкретно ст. 264 УК РФ гласит следующее:

  • 1. Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, -
  • наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
  • 2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, -
  • наказывается принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
  • 3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, -
  • наказывается принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
  • 4. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека, -
  • наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
  • 5. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, -
  • наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
  • 6. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, -
  • наказывается лишением свободы на срок от четырех до девяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Если вкратце подытожить, то водителю, из-за которого погиб человек, грозит не только срок от 2 до 9 лет – но и лишение прав после того, как будет отбыто наказание. Прав могут лишить на долгое время – вплоть до 3 лет.

✔ Что если виновен пешеход?

Но далеко не всегда ДТП происходит по вине водителя. Что, если окажется, что столкновение произошло исключительно по вине того, кто передвигался пешком?

В этом случае для водителя последствия будут следующими:

  1. Он избежит возмещения вреда.
  2. К нему не будут применены административные штрафы, если не было дополнительной вины (оставления места аварии, вождения в пьяном виде и т. д.).
  3. Он не понесёт уголовной ответственности.

Более того: если авария произошла по вине пешехода, возможна ситуация, когда платить будет не водитель, а сам пешеход. В частности, если из-за нарушения Правил пострадал товарный вид автомобиля – виновный пешеход обязан будет компенсировать причинённый вред уже автовладельцу.

○ Особенности некоторых видов ДТП.

А теперь рассмотрим, какие последствия будут для водителя в некоторых конкретных случаях столкновения с пешеходом.

✔ Если авария произошла на пешеходном переходе.

Самый плохой вариант – если получилось так, что пешеход был сбит на «зебре». В этом случае почти никогда не удаётся избежать ответственности. Даже если пострадавший был легко ранен или вообще отделался испугом – водителя ждёт ст. 12.24 КоАП РФ. По ней виновного ждёт штраф до 5 тысяч рублей или расставание с правами до 2 лет.

Отделаться от наказания не выйдет: даже если никакого вреда здоровью не было. Не пропущенный на переходе человек – это для автомобилиста всегда ответственность. Как минимум по ст. 12.18 КоАП РФ. Даже если никто не пострадал – водителя, нарушившего п. 14.1 ПДД ждёт штраф в 1500 рублей.

Единственная возможность избежать наказания – это доказать, что столкновение произошло в тот момент, когда автомобиль уже пересекал «зебру». В этом случае, как показывает практика, водитель никогда не признаётся виновным: он исполнил свои обязанности, а пешеход виноват сам, если чётко не обозначил намерение перейти.

✔ Если авария была вне пешеходного перехода.

В том случае, если столкновение произошло за пределами «зебры», у водителя больше шансов оправдаться. Для этого ему необходимо доказать:

  1. Что он не мог избежать столкновения (к примеру, пешеход выскочил с тротуара слишком близко к машине – и водитель физически не успевал затормозить).
  2. Что после ДТП он принял все необходимые меры – вызвал скорую и полицию, оказал первую помощь, выставил аварийные знаки и т. д.
  3. Что причинённый пешеходу вред был незначительным. Если пострадавший не был серьёзно ранен, а отделался синяками и порванной одеждой – вопрос об уголовной ответственности ставиться не будет, даже если автомобилист и виноват в столкновении. Однако здесь может быть довольно серьёзное административное наказание – штраф и возможное лишение прав до 2 лет.

В целом же действия водителя при таком ДТП должны осуществляться по стандартному алгоритму: «Помощь пострадавшему – вызов служб – фиксация доказательств».

✔ Чем может грозить неоформление мелких аварий?

Если речь идёт о ДТП, в котором никто серьёзно не пострадал, у участников часто возникает соблазн не оформлять всё через ГИБДД, а «договориться на месте». И действительно, так проще: не нужно ждать, пока приедут инспектора, пока оформят все бумаги, можно избежать штрафа и т. д. Но стоит ли так делать?

Дело в том, что сразу определить, насколько существенен вред для пешехода, обычно нельзя. Человек может искренне чувствовать себя здоровым – и лишь потом обнаружить, что у него не синяк, а трещина в ребре, не просто ушиб головы – а сотрясение мозга. Если обнаружится такое, водителя может ждать дополнительное наказание.

Кроме того, пешеход может оказаться юридически грамотным. В этом случае он позднее соберёт доказательства и уже сам обратится в суд с требованием возместить ущерб и компенсировать моральный вред. Отбиваться в суде владельцу машины будет тогда намного труднее.

Но даже и в этом случае есть возможность обезопасить себя: водитель должен взять у пострадавшего расписку. В ней должно быть чётко зафиксировано, что:

  • Претензий пострадавший не имеет.
  • Вред ему компенсирован или же будет компенсирован в чётко установленные сроки и в чётком размере.
  • От вызова ГИБДД он отказывается сам.

✔ Если машина сбила человека и скрылась.

В том же случае, если произошёл наезд на пешехода, но водитель предпочёл скрыться, действовать надо следующим образом:

  1. Вызвать ГИБДД.
  2. Опросить свидетелей, записав модель и цвет машины. Очень хорошо, если свидетели запомнят номер автомобиля. Чем больше информации – тем выше вероятность, что виновного найдут.
  3. Прибывшим на место ДТП сотрудникам необходимо сообщить всю информацию, а также данные о свидетелях ДТП.
  4. Написать заявление, в котором будет просьба привлечь виновного в ДТП к ответственности.
  5. Если повреждения серьёзные и потребовалась скорая – пострадавшему надо убедиться, что медработники зафиксировали то состояние, в котором его обнаружили.

После того, как виновный будет найден, уже может идти речь о возмещении вреда через суд.

○ Сбил животное на дороге.

Отдельно надо разобраться с куда более частыми, но, к счастью, менее тяжёлыми случаями, когда под колёса машин попадают животные. Здесь тоже есть свои нюансы, связанные с определением статуса животных и порядком оформления ДТП.

✔ Пошаговая инструкция что делать.

В том случае, если под колёса угодил зверь, от водителя требуются следующие шаги:

  1. Остановиться, включив аварийную сигнализацию.
  2. Осмотреть машину и животное. Оказывать помощь законодательство не требует.
  3. Вызвать ГИБДД.
  4. Попытаться найти владельца, погонщика или иное лицо, отвечающее за животное (если оно сельскохозяйственное или домашнее). Если животное дикое – сообщить в местный природоохранный комитет.
  5. После прибытия на место ДТП инспекторов – провести оформление ДТП.

На практике, конечно, этот порядок соблюдается лишь в случаях, если или животное было крупным, и автомобиль оказался помят, либо когда оно было хозяйским – и хозяин сразу же начал предъявлять претензии. Тем не менее, даже если на пустой загородной дороге сбит заяц – лучше подстраховаться и оформить всё по правилам.

В ноябре 2014 года в г. Сызрань произошло дорожное происшествие. Около шести часов вечера на перекрестке улицы Красильникова с улицей Маршала Жукова и улицей Хлебцевича (перекресток «У вертолета») автомобиль Lada 4x4 наехал на переходившую дорогу женщину.

Водитель не стал останавливаться и удрал с места аварии . Пешехода бригада скорой помощи увезла в больницу. Очевидцы сообщили о происшествии в полицию. Прибывший наряд провел обследование близлежащих дворов. Нарушителя обнаружили буквально через пятнадцать минут. Им оказался некий Добряков С.В.


Казалось бы, водитель установлен, есть пострадавшая, имеются очевидцы происшествия - что еще нужно для принятия быстрого и справедливого решения? Но, как оказалось позже, следствие решило не утруждать себя сбором доказательств и приняло весьма странное решение.

Дело, шитое белыми нитками

Итак, водитель Добряков С.В., когда его обнаружили сотрудники Госавтоинспекции, был в состоянии сильнейшего алкогольного опьянения. Как указал в своем рапорте инспектор Лаврентьев, водитель Лады мирно спал прямо за столом, на котором лежали пустые бутылки из-под водки и остатки закуски. На вопросы отвечал невнятно. Правда, смог подтвердить, что это он сбил женщину. А то, что уехал с места аварии, так это, дескать, с испугу.

Дело о наезде попало к следователю СУ МУ МВД России «Сызранское» майору юстиции Шигорину Е.А.

Тот опросил инспекторов ДПС, которые приезжали на место аварии, а также самого Добрякова С.В. и свидетелей происшествия - супружескую пару Клипач. Успел поговорить и с пострадавшей - к несчастью, через неделю она скончалась в больнице от полученных травм.

По непонятным причинам, следователь долго тянул с решением. Хотя никаких телодвижений по делу не было. Только после жалобы родственников погибшей, спустя 8 (!) месяцев следователь назначил экспертизу.

Самое интересное, что в качестве исходных данных для эксперта были предоставлены лишь показания самого Добрякова С.В. Никаких свидетельских показаний и объяснений очевидцев в деле попросту не оказалось.

Как пояснил в дальнейшем следователь Шигорин Е.А., свидетелей и очевидцев по делу установить не представилось возможным. Место же наезда на пешехода было обозначено благодаря показаниям супружеской пары Клипач. К этим показаниям мы еще вернемся.

Итак, Добряков С.В. рассказал следующее. В тот злополучный день он, предварительно выпив 150 граммов водки, поехал по делам. Двигался со стороны ул. 1-я Мурманская через улицу Загорская в сторону улицы Красильникова (карта места аварии, рисунок слева). Ему нужно было повернуть на улицу Маршала Жукова налево. Перед перекрестком он остановился и, убедившись в отсутствии других автомобилей, медленно начал движение. Внезапно для него на дорогу вышла женщина, и он ее задел правым передним крылом. Касание было несильным, но женщина упала на дорогу. Испугавшись, он уехал с места аварии.

Именно эту версию и проверял эксперт. По его заключению, у Добрякова С.В. не было технической возможности избежать наезда на пешехода. А раз так, то следователь Шигорин Е.А. прекратил уголовное дело за отсутствием состава преступления.

С широко закрытыми глазами

После знакомства с отказным постановлением мне стало очевидно, что у следствия были попросту закрыты глаза. Иначе как можно объяснить решение следователя Шигорина?

Дабы получить подтверждение своим заключениям или их опровергнуть, я решил провести небольшое расследование. Для начала обратился за консультацией к специалисту судебно-экспертной организации «Кримэкспертиза» Александру Гладышеву. Изучив материалы дела, он пояснил следующее.

Следователю нужно было полнее разобраться в механизме взаимодействия автомобиля и пешехода. Возможно, это позволило бы, проверить версию водителя Добрякова. Не исключено, что эта версия ложная. По мнению Гладышева, нужно было делать комплексную (судебно-медицинскую, трасологическую и автотехническую экспертизу) с тремя специалистами. Только такое исследование позволило бы дать объективную оценку происшествия.

Эксперт обратил внимание и на то, что в материалах дела есть данные о следах от контакта с автомобилем на одежде пострадавшей. В частности, на куртке, брюках и сапогах множественные следы, характерные при переезде автомобиля через пешехода. Кроме того, механизм повреждения головы (что впоследствии и послужило причиной наступления смерти) говорит о том, что голову чем-то давили. Такие повреждения невозможно получить при падении и ударе о дорожное покрытие.

К слову, по словам родственников пострадавшей, на месте аварии были очевидцы, которые рассказывали, как машина, сбив женщину, начала движение задним ходом и попросту переехала пешехода! Об этом говорила и сама пострадавшая, пока находилась в больнице.

Но следователь почему-то не придал этим данным никакого значения.

Не менее интересным можно считать и то, как следствие обозначило место наезда на пешехода. Зафиксировано оно было с помощью того же Добрякова С.В, который при осмотре места аварии и лыка не вязал. Но, по мнению следователя Шигорина Е.А., пьяному водителю можно верить. Ведь на то же место наезда указали и очевидцы - супруги Клипач.

Нам удалось поговорить с Юлией Клипач, якобы одним из очевидцев, которая показала, где произошел наезд. В телефонной беседе Юлия рассказала, что ни она, ни ее муж не видели, как произошло дорожное происшествие. Более того, они даже не знают, в каком конкретно месте был совершен наезд. О происшествии, в котором сбили женщину, они слышали. В тот день они с мужем сами стали участниками другой аварии и ехали в ГИБДД для получения справки. По дороге видели скопление людей на дороге. Пока проталкивались к перекрестку, услышали, что там сбили пешехода. Но они не останавливались и не выходили из машины!

В ГИБДД, пока ждали оформления бумаг, к ним обратился кто-то из сотрудников и попросил подписать акт осмотра места происшествия. Они и подписали.

Получается, что эксперту, проводившему исследование, предоставили сфальсифицированные данные! Ведь кроме показаний Добрякова С.В., которого, напомню, застали в состоянии сильнейшего опьянения, никаких доказательств следствие и не думало собирать, да и имеющиеся толком не проверяли. Получается, что в основу постановления об отказе в возбуждении уголовного дела легли весьма сомнительные данные и «липовые» доказательства.

Очевидный исход?

Сейчас, наверное, сложно будет установить, что в действительности произошло на этом перекрестке. По словам родственников погибшей, Добряков С.В. ехал на своем автомобиле совсем не так, как установило следствие. По их версии, водитель вседорожника ехал на приличной скорости по улице Красильникова и направлялся в сторону 1-й Мурманской через улицу Загорская (карта места аварии, рисунок справа). Сбив пешехода (удар был по касательной, поэтому автомобиль не пострадал), водитель остановился. Потом он начал движение задним ходом, переехал пешехода и скрылся с места аварии.

Учитывая данные медицинской экспертизы о травмах пешехода, а также сильное опьянение Добрякова С.В., эта версия вполне соответствует обстоятельствам.

Но следствие почему-то посчитало по-другому. Привлекать к уголовной ответственности Добрякова С.В. не стали.

Что это - халатность или отсутствие у следователя желания работать? Обращения родственников с жалобами в прокуратуру ни к чему не привели. Может быть, наша публикация поможет правоохранительным и надзорным ведомствам разобраться в ситуации?

По данным ГИБДД по Новосибирской области, 2 февраля в 17:35 на ул. Автогенной у дома № 146 внедорожник Toyota Highlander сбил 33-летнюю женщину с 4-летним ребенком. Как изначально было указано в сводке ДТП, пешеходы переходили дорогу «в неустановленном месте». Тяжелое столкновение привело к критическим травмам для матери и сына - женщина получила переломы крестца, костей таза и плеча, а мальчик - ушиб головного мозга, переломы шейного и грудного отделов позвоночника.

рассказал представитель регионального управления ГИБДД Алексей Толочный. Саму же причину наезда 38-летний мужчина пояснил тем, что у него замерзло стекло на непрогретой машине. «Ввиду плохой видимости включил щетки лобового стекла. Поскольку машина была холодной, омыватель на лобовом стекле замерз. У меня образовались на стекле разводы, что очень сильно усугубило видимость, в результате совершил наезд на пешеходов, не видя их», - так водитель описал ДТП в объяснительной, признавая в целом свою вину.

Жительница ул. Автогенной Татьяна Рублева, видевшая последствия аварии, рассказала: «Женщина лежала на дороге, встать не могла, подальше от перехода. Располагалось так: переход, потом машина за "пешеходником" и пострадавшие», - описывает Татьяна. НГС.НОВОСТИ нашли и непосредственного очевидца, на чьих глазах автомобиль сбивал людей. «Я подходила к переходу, женщина с ребенком с той стороны почти дошла до середины, и их этот джип сбил. Все так быстро - бах, и всё. Это прям на переходе.

Ребенка протащил, и ее маленько - она поближе лежала, - он протащил их. Ребенок вообще под колесами был.

Мужчина рядышком какой-то на коленях стоял и молился, говорит, господи, только бы ты жив был», - рассказывает местная жительница Виктория Ключевская.

Корреспондент НГС.НОВОСТИ, осмотрев место аварии, пришел к выводу, что двухполосная проезжая часть здесь достаточно широка, и можно выехать на середину дополнительным третьим рядом. Знаки перехода установлены по обеим сторонам и просматриваются хорошо, зрительных помех или поворотов здесь нет, как, впрочем, и нет «зебры» на асфальте. Фактически это типичное место, в котором, как правило, сбивают пешеходов по невнимательности. Статистика областной ГИБДД показывает, что число сбитых новосибирцев растет: в 2015 году таких было 1105 человек, в 2014-м - только 950. Сюда входят ДТП на самих переходах, где, как правило, пешеход считается невиновным: сбито 325 человек против 278 человек годом ранее. Остальные случаи - это вина самих пешеходов, которые перебегают дорогу в неположенных местах.

Впрочем, и на «зебрах», поясняют эксперты, пешеходы не всегда правы. «Автомобиль не может резко остановиться, если он едет на скорости. Трудно доказать, что пешеход не убедился в безопасности маневра, он скажет: "Я шел, дорога была пустая". Только видеозаписью можно подтвердить. Если экспертиза покажет, что у водителя не было технической возможности избежать наезда на пешехода, что он его обнаружил только в последний момент, то пешеходу будет вынесен штраф за нарушение правил дорожного движения, есть отдельная статья», - объясняет автомобильный юрист Денис Алмазов, отмечая, что этот штраф небольшой - всего 500 руб. «Они расслабились, понимая, что им должны уступать дорогу, если они ступили на переход. Некоторые даже не смотрят по сторонам», - добавляет юрист.

Представитель новосибирского отделения «Федерации автовладельцев России» (ФАР) Вячеслав Ашурков выделяет особо беспечные группы людей, которые редко смотрят по сторонам. «Первое - это дети: "Ой, я опаздываю на урок!" - и сломя голову помчался, хотя вроде бы его и не было на переходе.

На втором месте - это бабушки, они даже не безалаберные, а они делают как назло: мне надо, и я пойду, я знаю, что я права. На третьем месте - дедушки. Вот это понимание - я был прав… Ну что оно ему - на могильном камне написать "Я был прав"?» - говорит Ашурков.

Руководитель автошколы «Ягуар» Маргарита Политова считает, что жизнь человека в любом случае находится в его руках, и он несет ответственность, даже если формально не виноват. «Только убедившись, что водитель тебя действительно увидел, только тогда я могу ступить на переход. А вдруг там дурачок едет? Или тормоза заблокировало», - объясняет Политова. Однако осуждение сбитого пешехода со стороны общества специалист считает неприемлемым. «Он несчастный человек, у нас у каждого есть промашки. По неосторожности получилось, может, у него горе какое, задумался там. И теперь ему больно, ему страшно, его нельзя осуждать, это обоюдная трагедия. У нас общество - как пираньи набрасываются на жертву, нельзя так», - заключает Маргарита Политова.

Дмитрий Косенко

«Одна – об стойку. Другая – в лобовое»

Рассказывает Михаил, 55 лет

Это случилось на день молодежи, в ночь на 25 июня. Было без десяти четыре утра. Я возвращался с работы. Остановила меня молодая женщина, сказала, что поругалась с мужем, надо к матери доехать. «Таксисты не берут, денег нет». Взял ее, она – быстрей, скорей.

А тут мне жена позвонила: «Мама упала с костылей, я ее одна не подниму. Скоро будешь дома?» Я полетел. Под знак «сорок».

На дорогу выбежала вторая – кто знал, что так будет? Пьяная вусмерть. Бежала, из стороны в сторону ее мотало. 2,8 было у нее опьянение, это потом выяснилось.

Я ей сигналю, чтоб двигалась быстрее, а она наоборот остановилась. До нее оставалось метров 50, а скорость моя была сто пятьдесят. Прямо секунды – и все. Пытался ее объехать, дал по тормозам, залетел на бордюр передним правым и задним правым. А там арматура. Колеса на выстрел, меня – в опору. Пассажирка моя об стойку убилась. Та, другая, влетела в лобовое стекло.

У меня особых травм не было. Только стекла в глазах. Повезли меня в больницу, пока везли – роговица разорвалась. Лечился потом. Глаза не мог открыть.

Говорят, что, когда время проходит, все забывается. Но вот рассказываю и как сейчас все вижу и чувствую ужас. А потом отупение какое-то. И ощущение, что все, конец пришел.

Суда я ждал на воле, не знаю, почему меня не закрыли. Состояние все время было полушоковое, давление начало шпарить, до 230-250.

Я признал себя виновным, суд был особым порядком – без свидетелей. Хотели мне дать пять лет по статье 264, часть 3 (нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека). Дали три – в колонии-поселении. Отбыл я два, вышел по УДО. Там не сладко было, хлебнул всякого.

У той женщины, которая ехала со мной в кабине, родственники были адекватные. Не мотали нервы, не кричали, не обвиняли ни в чем. Я по суду выплачивал ее ребенку пенсию до 18 лет. Сейчас уже он вырос.

А родственники той, что выбежала на дорогу, насчитали мне такой счет, что даже если бы я все продал, что у меня было, все равно бы остался должен, – посчитали все, даже водку на поминках. Но суд отклонил.

Водительский стаж у меня с 1979 года. Никогда не было аварий. То, что случилось, -стечение обстоятельств. Права мне вернули через два года после освобождения. Швырнули в окошко, помню, как собаке.

Сначала я всем подряд занимался, чтобы прожить. Мясником был на базаре, грузчиком. Когда права отдали, пошел на маршрутку работать. Вожу нежно, тихонько. Пассажиры бывают недовольны. Но больше не хочется в колонию и шока того – тоже.

В третье воскресенье ноября (в 2016 году – 20 ноября) в мире отмечается День памяти жертв дорожно-транспортных происшествий (World Day of Remembrance for Road Traffic Victims). Учрежден он был в 2005 году резолюцией Генеральной ассамблеи ООН.
Этот день признан привлечь внимание к печальной статистике: в мире в результате ДТП ежедневно погибает более трех тысяч человек и около 100 тысяч получают серьезные травмы.

«Женщина оказалась в слепом пятне»

Рассказывает Наталья, 30 лет

Я работала водителем в службе доставки пиццы. У меня были четыре ночные смены подряд, часов по 15 каждая. 12 июня это было, день независимости. Все отмечали – много заказов.

Когда кончилась четвертая смена, я ехала домой. Было восемь утра. Мне надо было повернуть налево, на зеленый. Там был переход, и пешеходы переходили тоже на зеленый.

Когда работаешь в доставке, все время торопишься. И я, когда к повороту подъезжала, видела, что зеленый, все переходят. И подгадала скорость так, чтобы, когда все пройдут, спокойно повернуть, не останавливаясь.

Включила поворотник. Въехала на переход. И сбила женщину. Она тоже шла, не останавливаясь, ей тоже был зеленый. Меня ослепило восходящее солнце. Женщина попала в слепое пятно. Увидела я ее, когда она уже была у меня на капоте. Перелетела через машину, упала с другой стороны. Ей было 55.

Я сразу остановилась, выбежала в шоке. Женщина сильно ударилась ногой, но в целом все с ней было в порядке. Однако обе мы были напуганы очень. Помню, что она все время мне говорила: «У меня сын сдает на права, как это опасно!..»

Тут же кто-то вызвал ДПС, скорую. Я довела женщину до своей машины, усадила, перепарковалась, чтобы никому не мешать ехать. Как выяснилось, этого делать было нельзя. Однако я так переживала за женщину, что на все остальное мне было наплевать. Я боялась, что у нее от удара в голове что-то может быть повреждено, тромб какой-нибудь оторвется…

Мы обменялись номерами телефонами, и ее увезли в больницу.

Полицейские сначала очень жестко со мной общались. Например, в таком духе: «Что, не сбила бабушку с утра – день насмарку?» Но когда я им сказала, что сейчас Богу душу отдам от страха, они вроде бы перестали так со мной разговаривать.

В итоге я поехала в полицию, где на меня начали давить, просить денег. Сказали, что это уголовное преступление, что я сяду, что нужно дело замять. А я была в таком шоке, что ничего не соображала. Я даже не могла толком вспомнить, на какой улице ДТП произошло. В итоге позвонила родителям, они решили заплатить. Хотя сейчас я думаю, надо было оставить все, как есть. Вряд ли бы меня в тюрьму посадили. Ну лишили бы прав – не конец света. Больше всего боялась, что женщина умрет, и я стану убийцей.

Пока она лежала в больнице, я ее навещала, часто ей звонила, возместила все расходы на лечение. Сначала она относилась ко мне нормально, а потом начала денег требовать, когда дело было уже закрыто. Денег я была готова заплатить, но она, не дожидаясь, начала грозить судом. Я и на это была согласна. Но так она никуда и не пошла.

После этого случая я поняла такую вещь: хороший водитель – не тот, у кого не было ни одного ДТП. Хороший водитель – тот, у которого было только одно ДТП.

Один раз ты прочувствуешь, насколько реально убить человека или причинить ему вред, и переоценишь все. С того случая я изменила манеру езды, вожу очень аккуратно.

В России за 2015 год было совершено 184 тысячи дорожно-транспортных происшествий. Погибли 23114 человек, включая пешеходов, пассажиров и водителей . Ранены – 231197 человек.

На днях я чуть не сбил пешехода. На зебре. Но не потому, что я нарушал ПДД, наоборот, я ехал в полном соответствии с правилами, что и спасло пешехода от неминуемого наезда. А потому, что многие пешеходы даже и не представляют, что нужно делать, чтобы трагедии не произошло.

Моё глубочайшее убеждение в том, что каждый участник дорожного движения, вне зависимости от наличия у кого-либо приоритета, должен следить за безопасностью и, в случае ошибки, предпринять всё, чтобы дорожно-транспортного происшествия не случилось.

Однако, очень долгое время, нам со всех голубых экранов страны рассказывали, что «в Европе только занесешь ножку и машины все встают как вкопанные», воинствующие тетеньки требовали разобраться с не пропускающими их «хамами» и, в итоге, это привело к обратному эффекту.

Наезжать стали больше

В Стратегии безопасности дорожного движения 2018−2024 приведены цифры наездов на пешеходов. Далее процитирую: «Особо следует отметить, что доля дорожно-транспортных происшествий из-за наезда на пешеходов именно на пешеходных переходах и пострадавших в них пешеходов ежегодно увеличивается и за 10 лет возросла более чем в 2 раза». Почему это произошло?

В моем случае пешеход был одет в черные ботинки, черные брюки, черную куртку, на голове был черный капюшон и под ним было одето что-то похожее на черную бейсболку. Было темно, шел сильный дождь, искусственное освещение было слабым. В результате мне этого человека во всём черном на фоне черного асфальта было просто не видно. Заметил я его случайно, когда его силуэт загородил блик от фонаря на луже. Я инстинктивно затормозил и, потом оказалось, что от бампера до пешехода оставалось не больше полуметра. При этом, моя скорость на свободной дороге составляла не более 30 км/ч при разрешенных 60-ти, что и спасло пешехода от встречи с полуторатонным куском железа.

Беспечность на дороге, усердно привитая СМИ огромным массам людей, которые даже и ПДД никогда не читали, всегда приводит к трагедиям. Конечно, потом водителя посадят в тюрьму, но вот будет ли от этого осознания своей правоты легче тому, кто окажется в инвалидной коляске?

Простые требования

Итак, если вы пешеход и хотите выжить на дороге, выполняйте простые требования, которые написаны в правилах дорожного движения. Их всего два, но они написаны кровью тысяч людей, которых с нами уже нет:

4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

Помните, что автомобиль никогда не останавливается мгновенно. У любого транспортного средства есть тормозной путь. Самый большой тормозной путь у трамвая. Как бы не был внимателен водитель, на физиологическую реакцию нажатия на педаль тормоза в среднем уходит от 0,8 до 1 секунды! На скорости в 60 км/ч это 16,7 метра! А потом еще в дело вступает инерция, что тоже даст похожее расстояние даже на сухой дороге! И это физика, её нельзя обмануть! Более того, если водитель докажет (например, у него был видеорегистратор), что он сбил пешехода потому, что банально не успел затормозить, то пешехода, еще и признают виновным! Выучите этот пункт правил как отче наш!

Но есть и другой важный пункт ПДД, касающийся пешеходов:

4.6. Выйдя на проезжую часть (трамвайные пути), пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).

Помните, что если вы не успели перейти дорогу и машины уже тронулись, не лезьте под колеса! Остановитесь посередине проезжей части и дождитесь зеленого сигнала светофора! Не требуйте от водителей вас пропустить! Самый классический случай, связанный с наездом на пешехода, это когда на ваш красный один «добросердечный» водитель останавливается и вас пропускает, а другой, едущий на свой зеленый в соседнем ряду, вас не видит и, не сбавляя скорости, сбивает вас, заканчивающего переход дороги.

Юридически здесь обоюдная вина, пешеход уже идет на красный, но у машины мятый капот и разбитое ветровое стекло, а у вас переломанные ноги и разбитая голова.

Заметность спасающая жизнь

И, если вы совсем сознательный пешеход, приобретите себе световозвращающий аксессуар. Любой, это может быть брелок, повязка, нашивка на пуховик, шапка с красиво нашитой световозвращающей лентой. Это позволит увидеть вас даже в тех случаях, когда погода и освещение этому явно не способствуют. Посмотрите на это фото и вы поймете, что человека видно очень плохо, а световозвращающий элемент очень хорошо. Стоимость такой нашивки - несколько десятков рублей. А она может сохранить жизнь вам, вашим детям, родным и близким.

То, что я говорю, это не пустые слова. Статистика ГИБДД полностью подтверждает тот факт, что осенне-зимний период самый опасный для пешеходов. Именно из-за того, что видно на дорогах плохо. Посмотрите на эти жуткие цифры и может быть они поспособствуют тому, что вы сходите в магазин и приобретете себе и своим детям что-то световозвращающее. Берегите себя, будьте осторожны, даже если вы.



Просмотров