Чрезвычайные ситуации на автомобильном транспорте. Понятие и основные виды дорожно-транспортных происшествий Кто считается раненым при ДТП

Дорожно-транспортным называется происшествие, возник­шее в процессе движения механических транспортных средств и повлекшее за собой гибель или телесные повреждения людей, повреждение транспортных средств, сооружений, гру­зов или иной материальный ущерб. К механическим транс­портным средствам относятся автомобили, мотоциклы, мото­роллеры, мопеды, велосипеды с подвесными двигателями, трамваи, троллейбусы, тракторы и другие самоходные механиз­мы. Различают несколько основных видов дорожно-транспорт­ных происшествий (ДТП).

Столкновение - происшествие, при котором движущиеся механические транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным железнодорожным составом.

Опрокидывание - происшествие, при котором движущееся механическое транспортное средство потеряло устойчивость и опрокинулось. К этому виду происшествий не относятся опро­кидывания, вызванные столкновением механических транс­портных средств или наездом на неподвижные предметы.

Наезд на препятствие - происшествие, при котором меха­ническое транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, огражде­ние и т.д.).

Наезд на пешехода - происшествие, при котором механи­ческое транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся механическое транспортное сред­ство, получив травму.

Наезд на велосипедиста - происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на человека, передвигающегося на велосипеде (без подвесного двигателя), или он сам натолкнулся на движущееся механическое транс­портное средство, получив травму.

Наезд на стоящее транспортное средство - происшествие, при котором движущееся механическое транспортное сред­ство наехало или ударилось о стоящее механическое транс­портное средство.

Наезд на гужевой транспорт - происшествие, при кото­ром механическое транспортное средство наехало на упряж­ных, вьючных или верховых животных или на повозки, транс­портируемые этими животными.

Наезд на животных - происшествие, при котором механи­ческое транспортное средство наехало на диких или домашних животных (исключая животных, указанных выше).

Падение пассажира - происшествие, при котором пасса­жир (любое лицо, кроме водителя, находящееся в транспорт­ном средстве или на нем) упал с движущегося механического транспортного средства. К этому виду происшествий не отно­сятся падения людей, произошедшие при столкновении, опро­кидывании механических транспортных средств или их наез­дах на неподвижные предметы.

Прочие происшествия - происшествия, не относящиеся к перечисленным выше. К ним относятся сходы трамвая с рель­сов (не вызвавшие столкновения или опрокидывания), паде­ние перевозимого груза на людей и др.

В число погибших при ДТП включаются люди, скончав­шиеся на месте происшествия или от полученных ранений в течение 7 суток с момента происшествия, в число раненых - люди, получившие телесные повреждения, вызвавшие необхо­димость госпитализации или назначение после оказания пер­вой медицинской помощи амбулаторного лечения.

Уровень ДТП и количество травм среди населения остают­ся значительными. По данным ООН, ежегодно в мире в резуль­тате автомобильных дорожно-транспортных ЧС погибает около 300 000 человек, 8 млн. человек получают ранения. Авто­мобильные аварии и катастрофы встречаются чаще, чем и объясняется наибольшее число санитарных (раненые) и без­возвратных (погибшие) потерь.

Городской транспорт - наибо­лее многочисленный и наиболее аварийный. Самым опасным признан автотранспорт. На 1 млрд. пассажиро-километров на железнодорожный транспорт приходится 2 погибших, на воз­душный - 6, на автомобильный - 20 человек. Жертвами ава­рий становятся водители, пассажиры и пешеходы. По статис­тике, на месте происшествия погибает 65% людей, причем 2/3 погибает внутри транспортных средств. На улицах городов и населенных пунктов происходит почти 60% аварий, 40% - на загородных дорогах. Наибольшее число ЧС приходится на период с июня по сентябрь, преимущественно в пятницу и суб­боту. До 70% аварий случается по вине лица, управляющего транспортным средством. По некоторым данным, в городе с интенсивным движением водитель каждые 1-2 мин принима­ет командное решение, каждые 2-4 мин совершает оператор­ское действие, а каждые 20 мин попадает в обстановку, близ­кую к критической. Гарантией безаварийности транспортных средств могут служить острое зрение, быстрая реакция, эмо­циональная устойчивость и хорошее самочувствие водителя. Наибольшую опасность представляют собой ДТП, произошед­шие по причине превышения водителем скорости движения. Данные статистики указывают на то, что столкновение на скоро­сти свыше 115 км/ч приводит к гибели почти 100% водителей.

Основные причины ДТП:

Нарушения водителями транспортных средств правил дорожного движения;

Употребление спиртных напитков за рулем;

Техническая неисправность транспортных средств;

Нарушение ПДД и личная неосторожность пешеходов;

Плохие состояние дороги, метеоусловия.

  • соответствия действий участников ДТП Правилам дорожного движения;
  • наличия у водителей технической возможности предотвращения ДТП.

Для выяснения этих вопросов проводят анализ обстановки и объектов на месте происшествия и показаний очевидцев. От качества анализа зависит все, поэтому требуй все фиксировать на схеме, обращай внимание сотрудников ГИБДД, свидетелей на важные, по твоему мнению, факты дорожной обстановки и следы аварии. Полезность в таких случаях фотоаппарата и рулетки очевидна.

Для учета и анализа ДТП подразделяются на 10 видов в зависимости от их характера; их формулировки желательно знать, чтобы правильно указывать в документах.
Столкновение - происшествие, при котором движущиеся механические транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог.
Опрокидывание - происшествие, при котором механическое транспортное средство потеряло устойчивость и опрокинулось. К этому виду происшествий не относятся опрокидывания, вызванные столкновением механических транспортных средств или наездом на неподвижные предметы.
Наезд на препятствие - происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет: опору моста, столб, дерево, ограждение л т. п.
Наезд на пешехода - происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся механическое средство, получив травму.
Наезд на велосипедиста - происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на человека, передвигающегося на велосипеде (без подвесного двигателя), или он сам натолкнулся на движущееся механическое транспортное средство, получив травму.
Наезд на стоящее транспортное средство - происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало или ударилось о стоящее механическое средство.
Наезд на гужевой транспорт - происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на упряжных, вьючных или верховых животных либо на повозки, транспортируемые этими животными.
Наезд на животных - происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на диких или домашних животных, за исключением фуражных, вьючных или верховых животных либо повозок, транспортируемых этими животными.
Падение пассажиров - происшествие, при котором пассажир упал с движущегося механического транспортного средства. Пассажиром называется любое лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве или на нем. К этому виду происшествия не относятся падения, происшедшие при столкновении, опрокидывании механических средств или их наезде на неподвижные предметы.
Прочие происшествия - происшествия, не относящиеся к перечисленным выше видам. К этим происшествиям могут быть отнесены сходы трамваев с рельсов, не вызвавшие столкновения или опрокидывания, падение перевозимого груза на людей и др.
Погибшими считаются люди, скончавшиеся на месте ДТП или от их последствий в течение семи последующих суток.
В число раненых включаются люди, получившие телесные повреждения, вызвавшие необходимость госпитализации на срок не менее суток либо назначения амбулаторного лечения.

В состав оперативной группы, выезжающей на место серьезного ДТП, должны входить сотрудники ГИБДД, следователь УВД, если пострадали люди или причинен большой материальный ущерб, эксперт оперативно-технического аппарата, судебно-медицинский эксперт или врач, когда имеются погибшие, сотрудник уголовного розыска, если водитель скрылся с места ДТП. Однако часто первичное расследование ДТП и оформление первичной документации возлагают на дежурного по подразделению или инспектора дорожно-патрульной службы ГИБДД, прибывшего на место ДТП. Нередко этим ограничиваются и в сложных случаях- вот откуда берут начало ошибки следствия и несправедливые судебные приговоры.

Составление первичной документации преследует цель зафиксировать все данные, относящиеся к происшествию, поэтому и водители и другие участники происшествия обязаны оказывать всяческое содействие в его оформлении. Состав первичной документации включает:

  • протокол осмотра места ДТП;
  • схему ДТП;
  • протокол осмотра и проверки технического состояния транспортного средства;
  • справку по ДТП;
  • объяснения участников происшествия и свидетелей,
  • вещественные доказательства;
  • протокол контроля трезвости водителей.

При отсутствии в результате происшествия телесных повреждений и смерти людей и при ущербе, не превышающем 500 минимальных зарплат, наступает гражданская ответственность на основании ГК РФ. Стороны могут регулировать взаимные претензии соглашением о возмещении материального ущерба, не доводя дело до суда.

При наличии телесных повреждений и смерти людей и при ущербе, превышающем 500 минимальных зарплат, наступает уголовная ответственность на основании УК РФ. Стороны могут урегулировать без суда только взаимные претензии в отношении возмещения материального ущерба. Решения о компенсации потерпевшим, потерявшим трудоспособность в результате происшествий, семьям, потерявшим кормильца, и об уголовном наказании принимает только суд.

Материальный ущерб определяется как сумма убытков от повреждений транспортных средств, груза, дорожных и других сооружений с учетом накладных расходов, а также от гибели животных.

Ниже приведен перечень документов, необходимых для производства всех видов расследований и для судебной авто-технической экспертизы (участникам происшествий или адвокатам необходимо позаботиться об их подготовке соответствующими службами, т. к. неполный набор документов может препятствовать вынесению объективного решения суда):

  • вышеперечисленные первичные документы;
  • протокол освидетельствования с использованием индикаторной трубки “контроль трезвости” или других предназначенных для этих целей технических средств;
  • постановление следователя или определение суда о назначении экспертизы - в случае возбуждения дела;
  • объекты, подлежащие исследованию, - транспортное средство и его части, другие вещественные доказательства;
  • протокол следственного эксперимента, если он проводился;
  • справка метеослужбы о состоянии погоды в период расследуемого ДТП (при необходимости);
  • справка о профиле дороги и состоянии дорожного покрытия в зоне ДТП (при необходимости);
  • сведения о продолжительности работы фаз светофоров (при необходимости);
  • протоколы допросов свидетелей (при необходимости).

Объяснения участников ДТП или свидетелей могут записываться или непосредственно участниками и свидетелями происшествия, или с их слов представителем ГИБДД. Непосредственным участникам происшествия лучше писать объяснения лично, но не сразу после происшествия, а после большого перерыва, чтобы прошел шок и можно было обдумать происшедшее без эмоций. Полнота информации в объяснениях свидетелей или участников происшествия служит основанием для проведения правильной экспертизы, поэтому никаких ограничений к ним по объему или по содержанию не делается.

Протокол осмотра места ДТП содержит:

  • дату осмотра, должности и фамилии лиц, участвующих в осмотре, фамилии, имена и отчества водителей и понятых, а в содержательной части - описание всех обнаруженных элементов места происшествия:
    • участков дорог или улиц с указанием названий, с их проезжей частью, тротуарами и обочинами;
    • размеров и формы пересечения, ширины и разметки проезжей части, рядности движения, значимости дорог;
    • характеристики обочин, кюветов, разделительных полос, бордюров, тротуаров, пешеходных тропинок, дорожного покрытия, его состояния - влажное, сухое, обледенелое; особенностей - колеи, ямы, бугры; окружающих объектов - деревья, сараи, ларьки; неподвижных препятствий на дороге - ямы, бугры, “волны” на асфальте;
    • объектов, являющихся результатом ДТП, - автомобилей, их положения на местности и взаимного; точного места столкновения, его геометрических параметров относительно осевой линии и границ проезжей части (принятое к расследованию положение места столкновения часто решающим образом сказывается на установлении виновного);
    • средств организации движения - линий разметки, дорожных знаков, светофоров, указателей; расположения имеющих отношение к происшествию дорожных знаков, возможности увидеть их при движении с места водителя перед происшествием, зоны их действия;
    • состояния погоды и видимости в момент осмотра; положения солнца, видимости и обзорности с места водителя;

Кроме того, в протоколе:

  • фиксируют все размеры и расстояния, имеющие значение для расследования; в случае сомнения в правильности указанных данных эксперт должен потребовать у назначившего экспертизу лица точные сведения;
  • перечисляют предметы, изъятые с места ДТП;
  • указывают действия по фиксированию обстановки на месте ДТП и изъятию предметов - изготовлялись ли слепки отпечатков протектора, фотографировалось ли место происшествия;
  • излагают заявления по существу осмотра, поступившие от водителей, очевидцев, потерпевших, специалистов и понятых;
  • указывают время начала и окончания осмотра.

Важно обнаружить и зарисовать следы движения транспортных средств, пока они не уничтожены проезжающим транспортом, лучше всего сфотографировать с разных точек. При зарисовке следов обязательно отмечают место перехода отпечатков протектора в следы скольжения при торможении или заносе, начало и длину каждого вида следов - сплошных, прерывистых, скользящих, их интенсивность, расположение на соответствующей части дороги по ширине, а также различия в следах каждого колеса. Следы торможения от их начала до оси задних колес измеряют с указанием размеров каждого участка, отличающегося по характеру следа, в том числе и из-за различного качества покрытия. Длина следов торможения является базой расчета скорости движения автомобиля.

Протокол подписывают лица, производившие осмотр и участвовавшие в осмотре: водители, специалисты и др.

Схема ДТП составляется инспектором ГИБДД по возможности точнее с использованием измерительных инструментов, на основании данных осмотра места происшествия, показаний его очевидцев и участников. На схеме наносится положение автомобилей, объектов соударения, окружающей обстановки, протяженности и направления тормозного пути. Схема должна обеспечить качественную экспертизу и правильное воспроизведение ситуации ДТП при следственном эксперименте.

Схема фиксирует координаты транспортных средств и пешеходов после происшествия и их примерное положение перед происшествием, а также траекторию движения. Для точного представления о размерах объектов и расстояний схема должна быть выполнена в масштабе. Графическое изображение необходимо сопроводить пояснениями о климатических условиях, состоянии уличного освещения и видимости дороги.

Особое внимание уделяют положению предметов, ограничивающих обзорность дороги с места водителя: домов, деревьев, стоящих транспортных средств. Точно определить расположение транспортного средства на проезжей части при экспертизе можно только в том случае, если его изображение на схеме “привязано” к постоянным неподвижным ориентирам: километровому указателю, зданию, столбу, дереву.

На схеме указывают размеры:

  • один размер параллельно осевой линии дороги - от переднего или заднего моста транспортного средства до избранного ориентира;
  • два размера перпендикулярных осевой линии дороги, - от осей передних и задних колес или от передней и задней габаритных точек до границы проезжей части.

В каждом конкретном случае могут быть выбраны свои ориентиры на мести ДТП: бордюр, столб и т. п. - и характерные точки на транспортном средстве; ступицы колес, буксирный крюк и т. п.

Если кромка проезжей части из-за износа покрытия или снега четко не просматривается или отсутствует (на грунтовых дорогах), то перед замерами на местности проводят базовую линию.

Между двумя заметными неподвижными ориентирами натягивают ленту рулетки или шнур и все расстояния замеряют от полученной линии, которую называют базовой. Базовая линия позволяет точно зафиксировать объекты сложной конфигурации, кривизну криволинейного участка дороги и тормозного следа.

Базовую линию разбивают на доли равной длины - 1 м, от концов долей и замеряют расстояния до объектов. Схема и протокол осмотра места ДТП должны содержать ясные характеристики следов колес на покрытии. Если характеристику следа трудно описать целиком, т. к. по нему видны и качение, и юз, и занос, то замеряют длину всех характерных участков следа и описывают каждый.

Схема не всегда объективно отражает обстоятельства ДТП. Одна из причин - на месте происшествия обычно составляют лишь эскиз схемы,. а оформляют ее окончательно на посту ГИБДД, иногда значительно позже, причем ряд деталей восстанавливают по памяти. Другая причина - на схеме предметы изображают в плане, в то время как участники и свидетели ДТП видели их каждый в своем ракурсе и их восприятие различно. Эти причины приводят к ошибкам в схеме и к неверным выводам эксперта.

Фотосъемкой фиксируют общий вид местности в зоне ДТП и наиболее важные объекты - поврежденную часть автомобиля, тело погибшего, вошедшие в кадр общего плана. Детальной съемке подвергают объекты, которые могут стать вещественными доказательствами: части тормозов и рулевого управления, протектор шины, разбитые фары, а также следы шин, повреждения дорожного покрытия и транспортных средств, вмятины на кузове.

Протокол осмотра технического состояния транспортных средств -

фиксирует выявленные технические неисправности и повреждения. Он составляется представителем ГИБДД на месте происшествия до эвакуации на место временного хранения. При этом фиксируются места повреждения автомобиля, степень деформации или разрушения частей автомобиля, зона разброса разрушенных деталей, расстояние от объекта столкновения. Этот протокол служит только для определения существа ДТП и не служит основой для предъявления экономических претензий. Неисправности могли стать причиной ДТП, а повреждения - следствием.

В протоколе указывают виды повреждений, их расположение и размеры. При осмотре могут быть обнаружены частицы одежды, крови, краски, земли, а также предметы, которые помогают установить обстоятельства происшествия.

Осмотр выявляет наличие дефектов, с которыми запрещается эксплуатация автомобиля, устанавливает, соответствует ли работа механизма предъявляемым требованиям. В первую очередь это касается систем автомобиля, влияющих на безопасность: рулевого управления, тормозной системы, шин, подвески, систем освещения и сигнализации.

Проверяют комплектность агрегатов и соответствие деталей марке автомобиля. На автомобилях могут быть не соответствующие техническим условиям шины и т. п., возможна потеря некоторых деталей при ДТП.

Протокол лучше дополнить фотографиями наиболее серьезных повреждений, взаимного расположения транспортных средств и объектов после столкновения.

Справка ПО ДТП составляется инспектором ГИБДД, осматривавшим место происшествия, на основании данных, полученных в процессе осмотра, предварительного опроса очевидцев, участников и пострадавших. Инспекторы ГИБДД в справке нередко навязывают свою субъективную оценку действий участников происшествия. Объективную оценку можно получить только после тщательного расследования, а порой после авто-технической экспертизы. Справка должна включать лишь объективные обстоятельства происшествия, сведения о месте и времени происшествия, краткое его описание с указанием адресов пострадавших и лечебного учреждения, куда они направлены, информацию об автомобилях, участвовавших в ДТП, и их водителях.

Справка содержит сведения, относящиеся не только к моменту осмотра места происшествия, но и к моменту события. Показания свидетелей и обвиняемых иногда учитываются, однако к использованию этих материалов следует относиться с крайней осторожностью ввиду возможной их недостоверности, преднамеренной или непреднамеренной, и встречающихся противоречий. Все противоречия в показаниях должны быть устранены в ходе предварительного или судебного следствия. Окончательный вариант указывают в постановлении о проведении экспертизы. Если, например, водитель и пешеход настаивают на разных величинах скорости машины, то эксперт должен исследовать обе версии и дать заключение по каждой. Например: “При скорости 35 км/ч водитель имел “техническую возможность” предотвратить наезд. При скорости 50 км/ч он такой возможности не имел”. Суд принимает решение, учитывая заключение эксперта и другие обстоятельства.

Не всегда вещественные доказательства, собранные на месте ДТП, проясняют события во время происшествия; но они помогают следователю сформулировать ключевые вопросы при допросе свидетелей, а также подтвердить или опровергнуть иные показания, данные другими участниками ДТП. При отсутствии надежных свидетелей вещественные доказательства позволяют отсеять то, что не могло произойти, и ограничиться рассмотрением ряда более вероятных вариантов механизма ДТП. Фиксация вещественных доказательств заключается в правильности привязки, фотосъемки и последовательности описания в протоколе осмотра (обнаружения) их нахождения на месте происшествия.

Контроль трезвости

Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения выполняется на основании:

  • факта ДТП;
  • наличия у водителя признаков опьянения;
  • заявления граждан об употреблении водителем спиртных напитков;
  • признания самого водителя в употреблении спиртных напитков.

Освидетельствование может проводиться работниками ГИБДД и участковыми инспекторами сельской местности с помощью индикаторных трубок “контроль трезвости”, а также в лечебном учреждении.

Не подлежат использованию трубки, если они имеют повреждения внутреннего устройства, нарушена их герметичность, наполнитель имеет зеленые вкрапления и пересыпается по трубке, истек гарантийный срок их годности, который указывается в паспорте изделия “контроль трезвости”.

Освидетельствование водителя обязательно проводится в присутствии двух свидетелей. Трубка вскрывается непосредственно перед применением в присутствии обследуемого и свидетелей. Отрывок из приказа Министерства здравоохранения СССР от 8 сентября 1988 г. за № 694: “Трубка вскрывается на глазах водителя и двух свидетелей. Взяв из упаковки одноразовый мундштук, водитель должен “дыхнуть”. Вина доказана, если наполнитель трубки изменит цвет с желтого на зеленый за 1-2 мин. Если это случилось, а водитель не согласен с результатом, его отправляют на освидетельствование в медицинское учреждение”.

Освидетельствование оформляется протоколом на бланках строгой отчетности.

Положительная проба на алкоголь в выдыхаемом воздухе является подтверждением факта употребления алкогольного напитка.

При согласии водителя с результатами обследования протокол служит основанием для привлечения его к ответственности за управление транспортным средством в нетрезвом виде..

При травматических повреждениях водителя контроль его состояния с помощью индикаторных трубок не производится, ему на месте оказывается медицинская помощь и он доставляется в медицинское учреждение для оказания врачебной помощи и проведения освидетельствования на состояние опьянения.

Если инспектор ГИБДД будет подвергать проверке на трезвость, нужно вспомнить, что:

  • нельзя признаваться, не следует ничего придумывать в оправдание вроде позавчерашнего дня рождения, в протокол обязательно занесут все, что может быть истолковано против водителя;
  • не следует подвергаться проверке без свидетелей- работник ГИБДД и врач, которого ГИБДД пригласила для освидетельствования водителей, свидетелями быть не могут, как заинтересованные лица;
  • отметив в протоколе несогласие с результатами освидетельствования, нужно как можно быстрее ехать в медицинское учреждение, где на основании объективных анализов смогут подтвердить отсутствие в крови и моче следов алкоголя.

После ДТП водитель проходит освидетельствование в обязательном порядке. У медиков имеются чувствительные газовые хроматографы-алкометры, они обнаруживают наличие алкоголя в крови, несмотря ни на какие таблетки. Освидетельствование в медицинских учреждениях для установления факта состояния алкогольного опьянения проводится в любое время суток в специализированных кабинетах наркологических диспансеров, или в определяемых органами здравоохранения лечебно-профилактических учреждениях, или в передвижных специализированных медицинских авто-лабораториях врачами-психиатрами, психиатрами-наркологами, невропатологами, а также специально подготовленными врачами других специальностей.

Освидетельствование необходимо провести не позднее чем через 2 часа с момента совершения ДТП или выявления нетрезвого состояния. В обязательном порядке проводятся исследования для установления концентрации алкоголя в биологических средах (выдыхаемый воздух, моча, слюна) и объективного установления фазы алкогольной интоксикации. В акте освидетельствования отражаются исчерпывающие данные о внешнем виде обследуемого, поведении, нарушении его сознания, ориентировки, памяти и речи, координации движений, состоянии неврологической и соматической сферы, наличии запаха алкоголя в выдыхаемом воздухе; в обязательном порядке также отмечаются данные лабораторных исследований. Водителю необходимо знать, что для выявления положительной химической реакции на алкоголь в выдыхаемом воздухе требуется не менее двух различных методов при обязательном двукратном отборе этих проб с интервалом 20-30 мин. Акт освидетельствования составляется в двух экземплярах и подписывается врачам. При несогласии обследуемого лица с результатами освидетельствования производится повторное освидетельствование другим врачом. Данные лабораторных исследований признаются действительными, если они выполнены в течение суток с момента происшествия или первичного освидетельствования. За нарушение порядка производства освидетельствования, вынесение заведомо ложного заключения о состоянии обследуемого работники милиции и медицинских учреждений несут ответственность. Для передвижных наркологических лабораторий установлен упрощенный, не в пользу водителя, порядок - здесь не требуется присутствия свидетелей, т. к. есть медицинский работник, а обычный порядок освидетельствования, обязательный для медицинских учреждений, сведен к анализу выдыхаемого воздуха.

Если состояние опьянения не подтверждено, недобросовестные врачи под чьим-то нажимом могут написать в заключении, что “произошло естественное вытрезвление”. Эта формулировка для ГИБДД и суда равносильна подтверждению нетрезвости. Для мотивированного обжалования незаконных заключений необходимо привлекать независимых экспертов.

Содержимое трубки “контроль трезвости” может позеленеть, несмотря на трезвость водителя. Реагенты индикаторных трубок не являются специфическими индикаторами именно этилового спирта, поэтому могут давать

положительный результат при заболеваниях зубов, верхних дыхательных путей, употреблении некоторых лекарственных препаратов, некоторых соков и кваса. Самостоятельно доказать ошибочность освидетельствования практически невозможно, лучше обратиться к специалистам независимой экспертизы.

При подозрении на наркотическое опьянение или действие лекарств водитель также может быть направлен на обследование.

Иногда инспектор останавливает машину для проверки и по тем или иным причинам заставляет пройти проверку на трезвость, несмотря на то что водитель явно трезв, спешит на самолет, на поезд и т. д. Если ты трезв, и сорвана важная поездка или потеряно много времени, что привело к убыткам, доводи дело до анализа крови. А когда отсутствие алкоголя в организме будет доказано, следует взять справку о том, что был задержан (когда, кем и на сколько), копию заключения о проверке на алкоголь, приложить просроченные билеты, письмо с работы о том, что в результате срыва командировки или прогула потеряна такая-то сумма, и подать в суд от имени предприятия или от своего имени, если убытки были только личными. Убытки возместят.

Задержание Водителя милицией может быть применено в случае происшествия. Разница между задержанием и трестом в том, что при задержании не нужна санкция прокурора. Закон предусматривает два типа задержания:

  • административное задержание - не более чем на 3 ч по подозрению в административном правонарушении;
  • уголовно-процессуальное задержание - до 72 ч по подозрению в преступлении.

При отказе предъявить документы милиционеру или пройти в отделение за “злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции или дружинника” могут арестовать на 15 суток.

На тот же срок может быть арестован и водитель, который не остановился по требованию ГИБДД. Однако и водитель вправе записать данные служебного удостоверения милиционера.

За “сопротивление работнику милиции или дружиннику” или публичное оскорбление можно получить до года лишения свободы. Угрозы и насилие по отношению к ним могут увеличить этот срок до пяти лет.

Вину гражданина обязаны доказать, поэтому при напряженных контактах с представителями власти нужно требовать внесения в протокол фамилий свидетелей - ими могут быть родственники и друзья, которые расскажут о событии объективно.

Во всех случаях надо вести себя сдержанно, понимая, что работники милиции выполняют должностные обязанности так, как понимают их они.

Изъятие автомобиля

Владельца могут легально лишить автомобиля, если:

  • позеленела трубка контроля трезвости;
  • автомобилем управляет человек, не имеющий права управления;
  • автомобилем управляет человек, не имеющий при себе документов;
  • автомобиль эксплуатируется без номерных знаков или с подложными номерными знаками, а также с нестандартными, нечитаемыми или установленными с нарушением Правил дорожного движения. В этих случаях составляется протокол об административном правонарушении, а машину отвезут на специальную стоянку за счет водителя и отдадут, когда причина изъятия будет устранена;
  • автомобиль стал предметом преступного посягательства - его угнали или имеется подозрение, что на нем было совершено преступление, или его владельца подозревают в совершении преступления. По указанным фактам милиция возбуждает уголовное дело. В этих случаях на автомобиль может быть наложен арест, он может быть приобщен в качестве вещественного доказательства или изъят во время обыска.

Во всех указанных случаях следователем или дознавателем составляется соответствующее постановление. Хранение арестованного имущества по закону может быть поручено разным лицам или организациям, в том числе и самому владельцу этого имущества, или его родственникам, или иному лицу, с которого берется подписка о том. что ему разъяснена его ответственность за сохранность имущества. В случае необходимости имущество, на которое наложен арест, может быть изъято. Арест имущества производится с обязательным составлением протокола. Его копия вручается под расписку лицу, у которого арестовали имущество. В протоколе обязательно указываются индивидуальные признаки автомобиля и, по возможности, его стоимость. Кроме того, там должны быть перечислены находящиеся в салоне вещи или дополнительное оборудование, например магнитофон или компьютер. Еще в законе сказано, что наложение ареста на имущество может быть отменено следователем, если в применении этой меры отпадает дальнейшая необходимость. Итак, арест автомобиля не самое страшное, что с ним может произойти. Весьма вероятно, что его после ареста отдадут владельцу на хранение, и закон не запрещает им пользоваться, если при аресте не сняты номера. После выяснения всех обстоятельств дела, или по его завершении, или по решению суда арест с автомобиля может быть снят.

Если автомобиль является вещественным доказательством (по постановлению следователя, дознавателя, прокурора или определению суда), он должен быть обязательно описан и сфотографирован, а после этого помещен на специальное место, где будет обеспечена его сохранность, о чем в деле должна быть соответствующая справка. Хранятся вещественные доказательства до тех пор, пока приговор суда не вступит в законную силу или не истечет срок на обжалование постановления следователя или определения суда о прекращении дела. Затем автомобиль должен быть возвращен под расписку владельцу.

Автомобиль арестовывают или конфискуют в обеспечение возмещения ущерба пострадавшему по решениям судов и иных органов, которым законом предоставлено такое право.

При обыске автомобиль могут изъять, только предъявив постановление, на котором есть слова “Санкционирую. Прокурор такой-то”, имеется его подпись и печать, и обязательно вручив копию протокола об изъятии. Протокол и его копия подписываются следователем. Аналогично оформляется и арест имущества.

Если при регистрации подержанного автомобиля инспектор обнаруживает “признаки подделки представленных документов, государственных регистрационных знаков, изменения заводской маркировки транспортных средств, несоответствия номеров агрегатов представленным документам или регистрационным данным, а также наличие сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов или представленных документов в розыске”, это не является законным основанием для изъятия имущества - автомобиля, пока не возбуждено уголовное дело, и проведение соответствующих проверок должно выполняться без задержания автомобиля.

Если оказалось, что купленный автомобиль числится в розыске МВД или по Интерполу, его все равно не должны задерживать до заведения на территории России уголовного дела. Сотрудники милиции могут задержать только владельца или его документы. Только после того как прежний владелец или его страховая компания выставит нынешнему владельцу через суд по месту жительства иск об истребовании имущества, находящегося в чужом незаконном владении, суд будет решать вопрос о праве собственности на автомобиль.

Другие действия по задержанию, возмездному изъятию, конфискации или другие способы лишения, пусть даже временного, автомобиля у владельца незаконны.

Введение

В данном реферате раскрыта тема "Дорожно-транспортные происшествия", эта тема является наиболее актуальной на сегодняшний день, так как практически каждый день мы видим на улицах нашего города дорожно-транспортные происшествия. Случаются они из-за банального незнания правил дорожного движения, а порой отчасти и из-за невнимательности водителей и иных участников движения или случайного стечения обстоятельств. Дорожно-транспортные происшествия неизбежны в процессе дорожного движения. Совершенных систем не существует и, если уж человеческий организм, который создала природа, дает сбои, то автомобиль -- творение рук человеческих -- иногда ведет себя непредсказуемо. Череда нелепых случайностей порой приводит к страшным трагедиям на дороге. Чаще всего причиной ДТП является нарушение правил дорожного движения, например, езда за рулем в нетрезвом виде, чем грешат не только отечественные водители, но и автомобилисты зарубежные. Если верить официальной статистике Государственной автоинспекции, только на территории Российской Федерации в результате ДТП в год погибает около 30 тысяч человек, более двухсот тысяч получают травмы. Аварии на дорогах со стремительной скоростью растут, и многие специалисты считают, что дорожно-транспортные происшествия могут увеличить показатель смертности в мире в ближайшие двадцать лет на шестьдесят шесть процентов, что поставит данный вид смертности в один ряд со стихийными бедствиями.

Цель данного реферата раскрыть сущность, дорожно-транспортных происшествий и выяснить какие последствия оно за собой влечет.

Исходя из цели, данного реферата рассмотрим следующие задачи:

1. рассмотрим классификацию дорожно-транспортных происшествий;

2. проанализируем статистику дорожно-транспортных происшествий;

3. выясним основные причины происшествий;

4. раскроем понятие об экспертизе дорожно-транспортных происшествий.

Предметом исследования являются дорожно-транспортные происшествия. Методологические основы для выполнения работы явились труды Российских авторов, таких как Бабков, В.Ф.,А. Г. Волошин, В. П. Мартынов, А. Г. Романов, Коноплянко В.И., Лукьянов, В.В. , Овечников, Е.В., Рябчинский А.И., Хомяк Я.В.

Дорожно-транспортные происшествия

Понятие и квалификация дорожно-транспортного происшествия

Дорожно-транспортным (ДТП) называется происшествие, возникшее в процессе движения механических транспортных средств и повлекшее за собой гибель или телесное повреждение людей, повреждение транспортных средств, грузов или иной материальный ущерб.

Каждый участник дорожного движения, особенно водители механических транспортных средств, должны иметь представление о разновидностях ДТП, их причинах и механизме перерастания нормального режима движения транспортного средства в аварийный. Дорожно-транспортные происшествия подразделяются на группы в зависимости от тяжести последствий, характера ДТП, места происшествия и других признаков. По тяжести последствий ДТП делятся на три группы: со смертельным исходом, с телесными повреждениями людей и с материальным ущербом. Дорожно-транспортные происшествия подразделяются на столкновения, опрокидывания, наезды на препятствия, наезды на пешеходов, наезды на велосипедистов, наезды на стоящие транспортные средства, наезды на гужевой транспорт, наезды на животных, падение пассажиров, прочие происшествия. Кратко их определяют так:

столкновением называется происшествие, при котором движущиеся механические транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом на железной дороге;

опрокидывание -- происшествие, при котором механическое транспортное средство потеряло устойчивость и опрокинулось. К этим происшествиям не относятся опрокидывания, вызванные столкновением механических транспортных средств или наездом на неподвижные предметы;

наезд на препятствие -- происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет;

наезд на пешехода -- происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство и получил травму;

наезд на велосипедиста -- происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на человека, передвигающегося на велосипеде, или велосипедист натолкнулся на движущееся транспортное средство и получил травму;

наезд на стоящее транспортное средство -- происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на стоящее транспортное средство или ударилось в него;

наезд на гужевой транспорт -- происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на упряжных, вьючных или верховых животных либо на повозки, транспортируемые этими животными;

наезд на животных -- происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на птиц, диких или домашних животных (исключая гужевой транспорт), в результате чего пострадали люди или причинен материальный ущерб;

прочие происшествия -- все происшествия, не относящиеся к перечисленным выше. К ним относятся сходы трамваев с рельсов; падение перевозимого груза или отбрасывание колесом транспортного средства предмета на человека, животное, другое транспортное средство; наезд на лиц, не являющихся участниками движения, или на внезапно появившееся препятствие; падение пассажиров с движущегося транспортного средства или в салоне этого средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и пр.

Классификация ДТП по степени тяжести последствий. В зависимости от степени тяжести последствий ДТП делятся на повлекшие: материальный ущерб, легкие телесные повреждения, телесные повреждения средней степени тяжести и тяжкие, смерть потерпевшего, особо тяжкие последствия (погибло 4 и более или ранено 15 и более человек).

Материальный ущерб от ДТП может, например, складываться из стоимости ремонтно-восстановительных работ при повреждении транспортного средства, грузов, дорожных и иных сооружений; затрат на выполнение функций правоохранительных органов; оказание медицинской помощи; потерь от остановки движения.

Степень тяжести вреда здоровью. Судебно-медицинская экспертиза устанавливает характер телесных повреждений участников ДТП и причины смерти, причины телесных повреждений и их связь с ДТП. До 14 сентября 2001 г. проведение такой экспертизы регламентировалось Правилами судебно - медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью, являющимися приложением к Приказу Минздрава РФ от 10 декабря 1996 г. N 407, "в целях упорядочения ведомственных нормативных правовых актов Министерства здравоохранения Российской Федерации" отмененному Приказом Минздрава РФ от 14 сентября 2001 г. N 361.

Федеральный закон от 22 апреля 2005 года N 38-ФЗ внес изменения в статью 12.24 КоАП РФ, расширив действие статьи на случаи причинения средней тяжести вреда здоровью (раньше было только для случая причинения легкого вреда), а также ввнес определения этих понятий:

1. Под причинением легкого вреда здоровью следует понимать кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.

2. Под причинением средней тяжести вреда здоровью следует понимать неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть" (ст.12.24. КоАП РФ).

Заметим, что хотя в настоящее время эти Правила судебно - медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью и не должны применяться при производстве экспертизы, но квалифицирующие признаки вреда здоровью не изменились.

Квалифицирующими признаками тяжести вреда здоровью являются: опасность вреда здоровью для жизни человека; длительность расстройства здоровья; стойкая утрата общей трудоспособности; утрата какого-либо органа или утрата органом его функций; утрата зрения, речи, слуха; полная утрата профессиональной трудоспособности; прерывание беременности; неизгладимое обезображивание лица (установление неизгладимого обезображивания лица не входит в компетенцию судебно - медицинского эксперта, так как это понятие не является медицинским); психическое расстройство. Для установления тяжести вреда здоровью достаточно наличия одного из квалифицирующих признаков. При наличии нескольких квалифицирующих признаков тяжесть вреда здоровью устанавливается по тому признаку, который соответствует большей тяжести вреда здоровью.

Что такое стойкая утрата общей работоспособности. С судебно - медицинской точки зрения стойкой следует считать утрату общей трудоспособности либо при определившемся исходе, либо при длительности расстройства здоровья свыше 120 дней. Легкие телесные повреждения. Под причинением легкого вреда здоровью следует понимать кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности (ст.12.24. КоАП РФ). Обычно телесные повреждения признаются легкими, если сопровождаются кратковременным расстройством здоровья, продолжительностью не свыше 21 дня, либо незначительной стойкой утратой работоспособности (до 5%). Телесные повреждения средней степени тяжести Под причинением средней тяжести вреда здоровью следует понимать неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть (ст.12.24. КоАП РФ). Признаками вреда здоровью средней тяжести являются: отсутствие опасности для жизни; длительное расстройство здоровья (более 21 дня); значительная стойкая утрата общей трудоспособности менее, чем на одну треть (от 10% до 30% включительно).

Тяжкие телесные повреждения. Вред, причиненный здоровью, считается тяжким, если это: опасный для жизни вред здоровью; потеря зрения, речи, слуха; потеря какого-либо органа либо утрата органом его функций; неизгладимое обезображение лица; расстройство здоровья, соединенное со стойкой утратой общей трудоспособности не менее чем на одну треть (более, чем на 33%); полная утрата профессиональной трудоспособности; прерывание беременности; психическое расстройство.

Опасным для жизни является вред здоровью, вызывающий состояние, угрожающее жизни, которое может закончиться смертью. Предотвращение смертельного исхода в результате оказания медицинской помощи не изменяет оценку вреда здоровью как опасного для жизни.

Дорожно-транспортное происшествие (далее ДТП) - дорожно-транспортное происшествие - происшествие, совершенное с участием хотя бы одного находившегося в движении механического транспортного средства, в результате которого причинен вред жизни или здоровью физического лица (погибли или ранены люди ), его имуществу либо имуществу юридического лица (повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, причинен иной материальный ущерб ).

На сегодняшний день дорожно-транспортные происшествия классифицируют по видам:

1. Опрокидывание - дорожно-транспортное происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось. К этому виду относятся опрокидывания, которым предшествовали другие виды дорожно-транспортных происшествий.

2. Наезд на препятствие - дорожно-транспортное происшествие, при котором транспортное средство наехало на неподвижный предмет или ударилось об него.

3. Наезд на животных - дорожно-транспортное происшествие, при котором транспортное средство наехало на диких или домашних животных (включая вьючных и верховых), птиц, либо сами эти животные или птицы ударились о движущееся транспортное средство, в результате чего пострадали люди или причинен материальный ущерб.

4. Столкновение — дорожно-транспортное происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с движущимся подвижным составом железных дорог. К этому виду также относятся столкновения движущегося транспортного средства с внезапно остановившимся транспортным средством и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством.

5. Наезд на пешехода - дорожно-транспортное происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство. К этому виду относятся также дорожно-транспортное происшествие, при котором пешеходы пострадали в результате их травмирования перевозимым на транспортном средстве грузом.

6. Наезд на велосипедиста - дорожно-транспортное происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

7. Наезд на гужевой транспорт — дорожно-транспортное происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство.

8. Наезд на стоящее транспортное средство — дорожно-транспортное происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп.

9.Прочие дорожно-транспортные происшествия - дорожно-транспортные происшествия, не относящиеся к перечисленным выше видам (сходы трамвая с рельсов, падение перевозимого груза и пр.).

Классификация дорожно транспортных происшествия


К дорожно-транспортным происшествиям относятся происшествия, возникшие в процессе движения механических транспортных средств и повлекшие за собой гибель или телесные повреждения людей, транспортных средств, сооружений, грузов или иной материальный ущерб. К механическим транспортным средствам относятся автомобили, мотоциклы, мотороллеры, мотоколяски, мопеды, велосипеды с подвесными двигателями, трамваи, троллейбусы, тракторы и другие самоходные механизмы.

К дорожно-транспортным происшествиям не относятся:
— происшествия с тракторами и другими самоходными механизмами во время выполнения ими основных производственных операций, для которых они предназначены (пахота, рытье траншей и т. п.), вследствие нарушения правил эксплуатации.и техники безопасности;
— пожары на движущихся механических транспортных средствах, не связанные с их технической неисправностью.

Не учитываются также следующие дорожно-транспортные происшествия:
— материальный ущерб от которых, определяемый как сумма убытка от повреждения транспортных средств, груза, дорожных и других сооружений с учетом накладных расходов, а также гибели животных, составляет менее 100 руб.;
— возникшие в результате умышленных действий, направленных на причинение ущерба жизни, здоровью людей или материального вреда;
— явившиеся следствием попытки пострадавшего покончить жизнь самоубийством;
— возникшие в результате стихийных бедствий; происшедшие на закрытых территориях предприятий, учреждений, аэродромов, воинских частей и других охраняемых объектов;
— возникшие во время спортивных соревнований, когда по собственной вине пострадали водители-спортсмены или другие участники соревнований.



Дорожно-транспортные происшествия подразделяются на следующие виды:
— столкновение - происшествие, возникшее в результате столкновения движущихся транспортных средств между собой или с железнодорожным составом;
— опрокидывание - происшествие, при котором транспортное средство потеряло устойчивость и опрокинулось. К этому виду происшествий не относятся опрокидывания, вызванные столкновением транспортных средств или наездом на неподвижные предметы;
— наезд на препятствие - происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижные предметы на проезжей части улицы (дороги) или обочине (строительные материалы, механизмы, устои мостов, ограждения и т. п.);
— наезд на пешеходов - происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущиеся транспортные средства, получив при этом травму;
— наезд на велосипедиста - происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на человека, передвигающегося на велосипеде без подвесного двигателя, или он сам натолкнулся на движущееся механическое транспортное средство и при этом велосипедист получил травму;
— наезд на стоящее транспортное средство - происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на стоящее механическое транспортное средство или ударилось о него;
— наезд на гужевой транспорт - происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на упряжных, вьючных или верховых животных либо на повозки, транспортируемые этими животными;
— наезд на животных - происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на диких или домашних животных (исключая упряжных, вьючных или верховых животных либо повозки, транспортируемые этими животными);
— падение пассажира - происшествие, при котором пассажир (любое лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве или на нем) упал с движущегося механического’ транспортного средства. К этому виду происшествий не относятся падение, происшедшее при столкновении, опрокидывании механических средств или их наезда на неподвижные предметы;
— прочие происшествия, не относящиеся к перечисленным выше видам. К этому виду происшествий относятся сходы трамвая с рельсов (не вызывающие столкновения или опрокидывания), падение перевозимого груза на людей и другие.



Просмотров