Честь и достоинство военнослужащего вооруженных сил рф. Военнослужащие рф

Понятие воинской чести

Воинский дух, воинская честь - совокупность всех положительных качеств, присущих человеку в военной форме. Это мужество и храбрость, воинственность и благородство, дисциплина, сознание своего долга перед отечеством, самоотверженность, вера в свои силы, выносливость в лишениях, страданиях.

Воинская честь

Воинская честь всегда была присуща войску и составляла его характерную черту во все исторические эпохи. В отличие от понятия чести вообще воинская честь - честь коллективная, так как ею обладает не один человек, а коллектив - армия. Всем известны и такие понятия, как честь полка, честь батареи, честь роты.

На какой же почве развивалось понятие воинской чести? Прежде всего, - это участие в войне. Война - тяжелое испытание для человека. Он рискует собственной жизнью, принося ее в жертву отвлеченному представлению об общем благе. А потому необходим какой-то стимул, который смог бы подавить в человеке чувство самосохранения. Этот стимул может иметь исключительно нравственный характер - потому что никакое реальное благо не в силах конкурировать с благом жизни, - и должен корениться в природе человека - потому что, взятый извне, он не будет обладать достаточной интенсивностью. Таким стимулом является чувство личного самолюбия. Поэтому участие в войне с давних времен приобретает почетный и даже религиозный характер. Подвиги превозносятся. Победителя окружают ореолом славы. Все это способствует поднятию в воине-победителе чувства воинской чести.

Имея столь глубокое обоснование, воинская честь составляет положительное условие военного быта. Её упадок неизбежно повлек бы за собой невозможность для войска выполнять свое назначение.

определение слова «честь»


Определения к слову "честь" можно встретить во многих орфографических, толковых и энциклопедических словарях. В толковом словаре Даля, например, находим следующее объяснение: "Честь - внутреннее, нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть; Словарь Ушакова трактует понятие чести как "моральное или социальное достоинство, то, что вызывает, поддерживает уважение (к самому себе или со стороны окружающих) " . Возьмем еще одно определение: "Честь и достоинство - неукоснительное соблюдение человеком профессионального долга и нравственных норм делового общения; достойные уважения и гордости моральные качества, принципы человека" .

А что включает в себя понятие "офицерская честь"? К обсуждению данной проблемы были причастны и русские военные мыслители, и военачальники, и многие писатели-классики.

Петр I понимал офицерскую честь как служение Отечеству: "В службе - честь!".

В изданной в XIX в. книге для офицеров "Наставление к самодисциплине и самовоспитанию" (имеющей подзаголовок "Собрание писем старого офицера к своему сыну") на этот счет сказано следующее: "Истинная честь есть добрая слава, которой мы пользуемся, общее доверие к нашей правдивости и справедливости, к нашей чистосердечной любви к людям".

Видный военный историк и публицист Советского периода Д.А. Волкогонов дает следующее определение: "Честь офицера - это выражения сознания им своего достоинства и готовности к выполнению воинского долга перед обществом" .

Кодекс Чести русского офицера


Воинская честь во все времена составляла важнейшее духовное качество офицера. Понятие чести восходит к истории Российской империи, когда офицеры представляли собой особое сословие и являлись носителями воинской чести. Неукоснительно следовать девизу "Жизнь - Отечеству, честь - никому!" - являлось основным нравственным принципом в офицерской среде. Традиционно связанные со служением в армии представления о чести, достоинстве, благородстве обеспечивали высокий престиж офицера в русском обществе. Лучшие многовековые традиции русского воинства, их уникальные духовные ценности, единое мировоззрение офицерской корпорации нашли свое отражение в "Кодексе Чести русского офицера", который вырабатывался на протяжении 3-х столетий и являлся по сути дела сводом моральных и этических норм. Воинская честь в Кодексе определялась как "внутреннее достоинство, верность, доблесть, благородство души, чистая совесть, почет и уважение".

1) Важнейшим критерием понимания воинской чести являлось личное достоинство офицера , которое подразумевает уважение к себе, сознание своих человеческих прав, подобающее поведение. В дореволюционной России чувство собственного достоинства воспитывалось с детства и затем шлифовалось в кадетских училищах, военных гимназиях, а позже в академиях. Известный военный писатель и публицист XIX в., генерал-майор М.С. Галкин в частности отмечал: "Честь - святыня офицера, она высшее благо, которое он обязан хранить и держать в чистоте. Честь - его награда в счастье и утешение в горе... Честь не терпит и не выносит никакого пятна"

Одним из принципов офицерской идеологии было убеждение, что высокое положение офицера в обществе обязывает его быть образцом высоких нравственных качеств. Кадровый военный при любых обстоятельствах должен был сохранять свое личное достоинство как составляющую достоинства своего звания

2) Внутреннее чувство благородства , на котором зиждилось представление офицера о своем положении в обществе, составляло неотъемлемый элемент понятия чести. Благородство состоит в способности жертвовать личными интересами в пользу других, великодушии, неспособности унижаться и унижать окружающих.

3) Русский офицер всегда и во всем обязан был представлять собой образец честности и порядочности .

Фраза "даю слово офицера" считалось сильнейшим моральным обязательством, и нарушить данное слово - значило раз и навсегда погубить свою репутацию.

4) Честь офицера - это, в том числе, и здоровое чувство честолюбия . Честолюбие в воинской среде проявляется в стремлении к уважению, почету, почестям, наградам и славе. "Доблестное честолюбие", гордость за свою профессию рассматривалось как одно из самых важных качеств офицера. Петр I, Екатерина II, все русские полководцы ставили честолюбие на одно из первых мест среди воинских добродетелей. Они понимали, что чувство здорового честолюбия имеет большое значение в период военных действий, когда каждый рассчитывает, что его геройский поступок будет замечен и должным образом оценен.

5) С понятием офицерской чести неразрывно была связана неприкосновенность личности офицера.

6) Преданность войсковому товариществу в русской армии дореволюционной России являлась неотъемлемым слагаемым офицерской чести. Под товариществом понимается не попустительство, круговая порука и покрывательство, а высокая требовательность друг к другу, основанная на доверии, порядочности и взаимовыручке.

В русской армии всегда признавали, что офицерский корпус - "особое воинское братство, сплоченное общими интересами и духовными ценностями, единым мировоззрением и доктриной, вековыми традициями, корпоративной солидарностью и этикой". Офицерству было свойственно родственность по духу, глубоко дружественное единение на основе ратного труда, взаимного доверия и уважения, взаимовыручки и солидарности. Военное братство поддерживалось сознанием своего правого дела и славы русского оружия. Кодекс чести призывал крепить офицерское братство, проявлять взаимопомощь и взаимовыручку, удерживать сотоварищей от дурных поступков.

7) Но не стоит думать, что в то время честь офицера заключалась только в его благородном поведении. Воинская честь состояла, прежде всего, в верности и преданности, строжайшем исполнении долга . Чувство долга считалось величайшей добродетелью в глазах государства. Известный военный историк И. Ильин, рассуждая о рыцарских и дворянских традициях в мировой истории, в частности говорил по этому поводу: "Истинною и живою опорою государства и государственной власти всегда были те люди, те слои, те группы, которые воспринимали общественное деяние как сверхклассовое служение Родине; которые в этом служении видели долг чести и бремя ответственности; которые стремились именно служить земле, а не властвовать над нею". Долг чести обязывал российского офицера любить Россию, служить Отечеству верой и правдой, неукоснительно следовать девизу "Честь и Родина", сохранять верность присяге, свято чтить боевое знамя воинской части, как символ чести и доблести защитников Родины и напоминание о долге. Исполнение долга для русского офицера зачастую граничило с самопожертвованием.

Даже в наши дни никто не сочтет устаревшим «Кодекс Чести русского офицера». Он по-прежнему силен нравственностью, способен побудить любого к размышлению о сути воинской службы, особенностях жизненного выбора.

Боевые традиции российских Вооруженных сил - это исторически сложившиеся в армии и на флоте и передающиеся из поколения в поколение правила, обычаи и нормы поведения военнослужащих. Многие государства мира имеют свои боевые традиции, содержание которых складывается в каждой стране с учетом своих исторических особенностей.

Боевые традиции определяются общественным и государственным строем, а также характером национальных особенностей и предназначением вооруженных сил.

Свои неповторимые традиции есть у каждого вида и рода войск, у пехотинцев и танкистов, у летчиков и моряков, у каждой части и у каждого подразделения. Как правило, эти традиции связаны с историей данного коллектива или рода войск, его профессиональными особенностями, героическими или другими событиями.

Однако есть много общих традиций для всех Вооруженных сил России.

Важнейшими боевыми традициями российских Вооружённых сил являются:

  • - преданность Родине, уверенность в своих силах, постоянная готовность к ее защите;
  • - верность Военной присяге, военному долгу, массовый героизм в бою;
  • - верность Боевому Знамени воинской части, Военно-морскому флагу корабля;
  • - товарищество;
  • - неустанное стремление к овладению военно-профессиональными знаниями, совершенствованию воинского мастерства, высокая бдительность, постоянное поддержание боевой готовности своей части, корабля.

Патриотизм, верность воинскому долгу - неотъемлемые качества русского воина, основа героизма

Что такое патриотизм?

Патриотизм (от греческого patris - родина, отечество) - это любовь к своей Родине, народу, его истории, языку, национальной культуре. Каждый должен уяснить, что под патриотизмом понимается не только и не просто любовь к Родине, а преданность ей, гордость за нее, стремление служить ее интересам, защищать от врагов. Это целенаправленная деятельность по ее прогрессивному развитию и процветанию. Истинный патриот любит свое Отечество не за то, что оно дает ему какие-то блага и привилегии перед другими народами, а потому, что это его Родина. И поэтому он верен ей в самые тяжелые минуты.

Верность воинскому долгу

Патриотизм всегда находит свое выражение в чувстве долга перед Родиной. В зависимости от конкретных условии жизни людей, характера их деятельности чувство долга принимает различные формы. Обязанности по отношению к Отечеству выражает патриотический, гражданский долг; к вооруженной защите страны - воинский, к товарищам - товарищеский долг. В каком бы виде чувство долга ни выступало, оно всегда связано с общественными интересами, с нравственными ценностями и поступками. Высокое чувство долга помогает каждому из нас устоять от соблазнов, от неверного шага, сохранить чистой совесть и достоинство.

Исполнение долга показывает истинное лицо человека, раскрывает нравственные качества личности. Недаром в народе говорят. «Попробуй исполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть».

Из какой бы республики, края, области ни был призван на военную службу юноша, он ответствен за надежную защиту нашей общей земли, народа, культуры, родных, близких, любимых, то есть за все наше Отечество. Безопасность Отечества во многом зависит от глубины и силы патриотических чувств его защитников.

Истинный патриотизм проявляется не в словах, а в делах и, прежде всего в верности своему конституционному, воинскому долгу.

Долг - это концентрированное выражение определенных обязанностей человека. Высшим выражением долга выступает гражданский, патриотический долг перед Отечеством.

Осознание каждым человеком общественных обязанностей как своих личных, четкое их претворение в жизнь и есть выполнение общественного долга. Без этого невозможна полноценная жизнь любой организации, коллектива, семьи, да и каждого отдельного человека.

Воинский долг - это нравственно-правовая норма поведения военнослужащего. Он определяется требованиями общества, государства и назначением Вооруженных сил. Сегодня, когда наша страна переживает кризис и в духовной и в нравственной сферах, далеко не все правильно осознают свой долг. В погоне за наживой и удовольствиями некоторые граждане думают только о себе. Человеческую порядочность и долг они понимают своеобразно - с точки зрения приоритета своих эгоистических представлений. Это ведет к росту правонарушений в нашем обществе и моральным перекосам в общественном сознании. Часть молодежи своей главной жизненной целью избирает только деньги и личное благополучие. Некоторые из них делают все, чтобы уклониться от исполнения своего воинского долга. Это пагубно для страны, да и для этих молодых людей.

Каждому важно понять, что воинский долг - не пожелание, а непременное требование российского общества. Служба в армии и на флоте не знает оговорок: «не хочу», «не желаю», «не буду». Свое «хочу» или «не хочу» должно быть подчинено общественному «надо», «должен». Только тот, кто способен переломить себя, свой эгоизм и слабость, может считаться настоящим мужчиной, воином.

Воинский долг в сравнении с другими видами общественного долга включает в себя дополнительные нравственные обязанности, свойственные предназначению Вооруженных сил. Выполнять воинский долг нелегко. Однако он должен быть добросовестно исполнен, несмотря на встречающиеся трудности.

Что значит для российского воина в современных условиях быть верным воинскому долгу? Ответ на этот вопрос очень четко дается в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» (1998 г.). «Защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации, - отмечается в Законе, - составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащих:

  • - быть верными Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно и умело защищать свое Отечество;
  • - строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров;
  • - дорожить честью и боевой славой защитников своего народа, честью воинского звания и войсковым товариществом;
  • - совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;
  • - быть дисциплинированными, бдительными, хранить государственную и военную тайну;
  • - соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации».

Тот, кто знает эти требования и повседневно, ежечасно следует им в своих делах и поступках, тот и проявляет верность воинскому долгу.

Память поколений - дни воинской славы России

В соответствии с данным законом установлены дни воинской славы России:

  • 18 апреля - День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 г.).
  • 21 сентября - День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 г.).
  • 7 ноября - День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612 г.);
  • 10 июля - День победы русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении (1709 г.).
  • 9 августа - День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра I над шведами у мыса Гангут (1714 г.).
  • 24 декабря - День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова (1790 г.).
  • 8 сентября - День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией (1812 г.).
  • 1 декабря - День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 г.).
  • 23 февраля - День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 г.) - День защитника Отечества.
  • 5 декабря - День начала контрнаступления советских войск под Москвой (1941 г.).
  • 2 февраля - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 г.).
  • 27 января - День снятия блокады города Ленинграда (1944 г.).
  • 9 мая - День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (1945 г.).

Дружба и войсковое товарищество - основа боевой готовности войск

Русская армия всегда отличалась внутренней спаянностью, крепким, единым военным организмом. Солдат видел и сознавал свою силу в военном коллективе, в котором он был одним из членов большой и дружной семьи. Солдат всегда дорожит войсковым товариществом и знает, что если он, не щадя своей жизни, выручит товарища, то в опасной ситуации сам получит помощь.

Воинский коллектив - объединенная группа людей, занятых несением военной службы, выполнением задач, вытекающих из функций Вооруженных сил Российской Федерации.

Как правило, это различные по предназначению и численности воинские формирования. Их состав обычно определяется организационной структурой поиск. Воинские коллективы бывают первичные (воинские подразделения) и вторичные (воинские части, военно-учебные заведения).

В первичных воинских коллективах происходит постоянное межличностное общение и взаимодействие.

Коллектив обладает как официальной (формальной), так и социально-психологической (неформальной) структурой, складывающейся на основе личных симпатий и антипатий. Характер отношении между формальной и неформальной структурами существенно влияет на жизнь и деятельность воинского коллектива, на выполнение его членами своего воинского долга.

Через первичный воинский коллектив воин входит в коллектив части, ощущает свою принадлежность к соответствующему соединению, объединению, роду войск и виду Вооруженных сил. Всем укладом армейской жизни воины подразделения поставлены в такие условия, когда на занятиях, в походах, на боевом дежурстве, в казарме и на отдыхе они действуют сообща, чувствуют локоть друг друга, пульс своего коллектива.

Служебная деятельность и поведение военнослужащих, их взаимоотношения регулируются законами, воинскими уставами, инструкциями, наставлениями, приказами и распоряжениями начальников.

Юноша, призванный в Вооруженные силы Российской Федерации, находясь в составе воинского коллектива (отделения, экипажа, взвода, роты, боевой части), обязан выполнять свой конституционный долг. Он должен быть верен Военной присяге, умело, мужественно, не щадя своей жизни защищать Родину.

Во многом этому способствует воинский коллектив, где взаимоотношения строятся на высокой нравственности и взаимном уважении. Гласность, социальная справедливость, взаимное доверие, дружба между воинами различных национальностей, уважение их чувств, религий, традиций (обычаев) - вот норма его жизни и деятельности.

Руководителем воинского коллектива является командир-единоначальник. Он отвечает за сплочение подразделений, воинское воспитание подчиненных, за создание в коллективе товарищеской обстановки и боевого настроения. Командир выступает перед воинами не только как воспитатель, но и как товарищ, член единого воинского коллектива, которому дороги его честь, успехи в учении и бою. Воинский коллектив обладает большими воспитательными возможностями, влияет во многом на поступки воинов, их поведение. Воспитательная роль коллектива определяется силой его воздействия, целенаправленностью практической деятельности, взаимной требовательностью, характером отношений между воинами, сложившимися традициями и т.д.

Сила воинского коллектива - в его моральном воздействии, выраженном в форме общественного мнения. Оценка коллектива - сильный моральный стимул деловой и общественной активности воина, побуждающий к постоянному самосовершенствованию, равнению на передовых, развитию коллективизма. Каждый военнослужащий проникается чувством ответственности не только за свое дело, но и за работу всего воинского коллектива. Важное средство воспитания военнослужащих в коллективе - положительный пример.

.

5.1. Военнослужащий - патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества

Военнослужащий есть вооруженный защитник Отечества. В связи с этим на него возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. С учетом особенных обязанностей, возложенных на военнослужащего, он должен обладать рядом качеств, присущих вооруженному защитнику Отечества в современных условиях.

Прежде всего, военнослужащий - патриот, который любит свое Отечество не за то, что оно дает ему какие-то блага и привилегии, а потому, что это его Родина (вклейка, фото 18).

Патриот сознательно любит свое Отечество, готов встать на его защиту, готов к любым жертвам и подвигам во имя Родины. Вот как сказано о патриотизме у Н. М. Карамзина: «Патриотизм есть любовь ко благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях. Он требует рассуждения, а потому не все люди имеют его».

Военная история Отечества включает множество примеров героического поведения российский солдат и офицеров. Приведем некоторые из них.

В 1812 году, в ходе Бородинского сражения генерал В. Г. Костенецкий заменил убитого начальника артиллерии русской армии генерал-майора А. И. Кутайсова. Когда на одну из русских батарей ворвались французы, Костенецкий, обладавший богатырской силой, стал в ряды защитников и отбивал нападающих артиллерийским банником. Банник сломался в руках генерала, но атака была отбита. За Бородино Костенецкий был награжден орденом Георгия 3-й степени.

В ходе русско-японской войны 1904-1905 годов немало строк в героическую летопись Отечества вписали русские моряки. Всем хорошо известен подвиг экипажей крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец». В Цусимском сражении японцами был подбит эскадренный броненосец «Князь Суворов». Потеряв управление, корабль выходит из строя, но не прекращает огня. Лейтенанты Вырубов и Богданов, прапорщик Курсель и 30 матросов отказываются сойти с корабля и продолжают бой. «Суворов» ведет огонь из последней уцелевшей трехдюймовой пушки. Потопленный торпедами, он гибнет с развевающимся Андреевским флагом.

В начале октября 1941 г. гитлеровские армии подошли близко к Москве.

Большая часть советских войск, защищавших столицу, оказалась в окружении в районе Вязьмы. Дорога на Москву с юга со стороны Варшавского шоссе была открыта. Для переброски резервов требовалось 5-7 дней, и для обороны в район Малоярославца были выдвинуты курсанты пехотного и артиллерийского подольских училищ. В течение двенадцати дней за время боев с превосходящими силами противника курсанты подольских училищ уничтожили до 5000 гитлеровцев, подбили 100 танков противника.

Курсант-артиллерист Юрий Добрынин в одном из боев подбил из орудия 6 танков и 2 бронетранспортера. Подольские курсанты почти все погибли, но выполнили приказ - враг был задержан и на ближних подступах к Москве был создан новый рубеж обороны.

В послевоенные годы в мирной будничной жизни и в ходе боевых действий в ряде стран наши воины своими ратными делами и героическими подвигами множество раз убедительно доказывали свою верность воинскому долгу, присяге, преданность Родине. Только в 80-е годы за самоотверженное выполнение воинского долга на афганской земле 86 человек удостоены звания Героя Советского Союза и более 200 тыс. человек награждены орденами и медалями, из них 110 тыс. солдат и сержантов.

Вот как действовали в бою два наших российских героя. Душманы настойчиво атаковали господствующую высоту, стремясь сбросить оттуда десантников. Гвардии рядовой А. Мельников и гвардии младший сержант В. Александров вели уничтожающий огонь из пулеметов на флангах. В короткие минуты затишья десантники дали клятву: высоту не сдавать, сражаться до последнего патрона. При очередной ожесточенной атаке противника В. Александров вызвал огонь на себя, а раненый А. Мельников, после того как заклинило пулемет, успел бросить в гущу наступавших гранату, но и сам погиб. Павшие герои не умирают, они живут в благодарной памяти потомков, служат для них нравственным эталоном.

Чувство патриотизма и сегодня остается высшей нравственной ценностью и наиболее убедительным смыслом службы в армии реформируемого Российского государства. Отрадно, что любовь к Родине у воинов-патриотов не ограничивается словесными заверениями, а включает созидательное начало, выражается в конкретных благородных делах и героических поступках.

Свою любовь к Родине, верность воинскому долгу российские воины каждодневно доказывают в поле, на стрельбищах и танкодромах, в классах и за пультами боевых машин, в ходе караульной и внутренней службы, а при необходимости и в боевой обстановке, как это происходило в Чеченской республике. Вот лишь два примера.

В бою на одной из городских улиц была подбита БМП-3, где наводчиком-оператором был сержант Михаил Аппаков. Десант тут же покинул боевую машину и оказался под прицельным огнем противника. Но в тот же момент ожили пушки и пулемет Аппакова. Шквал смертоносного металла обрушился на боевиков. Михаил вызвал огонь на себя, тем самым спас своих боевых товарищей, сумевших выйти невредимыми из-под обстрела. Когда же подошло подкрепление и дудаевцы бежали, тело мужественного сержанта извлекли из подбитой машины. Он дрался до последнего снаряда, до последнего патрона - боекомплект был весь израсходован.

Во время штурма объекта погиб командир взвода. Командование подразделением взял на себя сержант Евгений Саркисов и продолжил выполнение боевой задачи. Евгений получил ранение, но оставался в строю и руководил боем. И лишь после того, как разрывом гранаты Е. Саркисову оторвало руку, его вынесли с поля боя. И подобных примеров можно привести много. Ими наполнены дни опасной, но очень необходимой для сохранения целостности Родины военной службы на территории Чечни.

Еще в русской армии установилась добрая традиция бережно сохранять память о ее героях. О них писались книги, слагались стихи и песни. А начиная с 1840 г., воины, совершавшие наиболее яркие подвиги, стали навечно заноситься в списки частей и подразделений. Первым в этом списке стоит рядовой Тенгинского полка Архип Осипов, подорвавший пороховой погреб и себя в Михайловском укреплении во время войны на Кавказе. За этот подвиг приказом военного министра А. Осипов был навечно зачислен в списки 1-й гренадерской роты полка. При упоминании этого имени в строю первый за ним рядовой отвечал: «Погиб во славу русского оружия в Михайловском укреплении». Традиция считать воинов, павших смертью героев, навечно зачисленными в воинскую часть, сохраняется в российской армии и поныне.

В пламени Вечного огня, величественных мемориалах и скромных обелисках, в произведениях литературы и искусства, в сердцах современников и наших потомков навсегда сохранится память о бессмертных подвигах тех, кто первым поднимался в атаку, кто прикрывал собой от убийственного огня командира, кто стоял насмерть на поле боя, кто не сломился под пытками и не выдал военной тайны.

Патриотизм - одно из основных качеств защитника Отечества, без которого он может превратиться просто в наемника. Только истинный патриот до конца может быть верен Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно, умело, не щадя своей крови и самой жизни, защищать Российскую Федерацию, выполнять воинский долг, стойко переносить трудности военной службы (вклейка, фото 19).

Военнослужащий должен с честью и достоинством нести высокое звание защитника Российской Федерации, дорожить честью и боевой славой Вооруженных Сил, своей воинской части и честью своего воинского звания.

Для этого он должен быть гражданином своей Родины, свято соблюдающим Конституцию, законы Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты.

Военнослужащий обязан также знать и неукоснительно соблюдать международные правила ведения военных действий: обращение с ранеными, больными, лицами, потерпевшими кораблекрушение, и гражданским населением в районе боевых действий, а также с военнопленными.

Воинская честь и достоинство - неотъемлемые качества военнослужащего. Честь - это достойное уважения и гордости моральное качество, «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть» (В. Даль).

Достоинство военнослужащего выражается в уважении к себе, в осознании своих человеческих прав, моральных ценностей, в подобающем образцовом поведении.

Военнослужащий Вооруженных Сил России - это человек, обладающий таким общечеловеческим свойством, как гуманность. Человеколюбие - это неотъемлемое качество российского воина во все времена.

В суворовской «Науке побеждать» об этом сказано так: «Не менее чем оружием побеждать противника человеколюбием. В поражениях сдающимся в полон давать пощаду. Обывателям ни малейшей обиды и озлобления не чинить».

Честью и достоинством военнослужащего Вооруженных Сил России является соблюдение международных правил ведения войны. Четыре Женевские конвенции 1949 г. закрепляют принципы уважения человеческой личности в условиях военного конфликта, в них предусмотрено:

Обеспечение равенства при уходе за ранеными как своей, так и неприятельской стороны без каких-либо различий;
- уважение личности человека, его чести, семейных прав, религиозных убеждений, в особенности защита прав ребенка;
- запрещение жестокого обращения с пленными, взятия заложников, истребления, пыток, наказания без суда и следствия, грабежей и неоправданного уничтожения имущества;
- разрешение делегатам Международного Комитета Красного Креста посещать военнопленных и осуществлять гуманитарные акции с целью помощи жертвам войны;
- запрещение убивать или наносить увечье противнику, который сдается в плен или прекратил участие в военных действиях. Захваченные в плен участники военных действий и гражданские лица, находящиеся во власти противника, включая жителей оккупированных территорий, имеют право на сохранение их жизни, уважение достоинства, личных прав и убеждений. Они должны иметь право на переписку со своей семьей и на получение помощи.

Необходимо отметить, что звание воина всегда было почетно. Звание воина велико потому, что оно требует громадной силы воли, великой любви и самопожертвования.

Воинское звание священно потому, что воины своим трудом, потом, кровью и собственной жизнью защищают Отечество от врагов. Чтобы с честью и достоинством выполнять свой воинский долг, военнослужащий должен быть честным, дисциплинированным, беспрекословно повиноваться командирам (начальникам) и защищать их в бою, оберегать Боевое Знамя воинской части.

Необходимо отметить еще очень важные профессиональные качества военнослужащего Вооруженных Сил России. Современный российский воин в совершенстве знает и содержит в постоянной готовности к применению вверенное ему вооружение и военную технику , постоянно овладевает военно-профессиональными знаниями и совершенствует свое воинское мастерство.

Какими основными качествами должен обладать военнослужащий, чтобы с честью и достоинством нести звание защитника Отечества?
Во-первых, каждый военнослужащий должен глубоко осознать личную ответственность за защиту Родины, добросовестно и честно выполнять свои служебные обязанности.

Во-вторых, иметь четкие и ясные представления о высоком смысле военной службы, о жизненно важном значении боеспособности и боевой готовности для защиты Отечества.

В-третьих, быть всегда морально-психологически и физически готовым к преодолению трудностей при исполнении воинского долга в мирное и военное время.

В-четвертых, быть внутренне готовым в любых условиях соблюдать военную присягу, законы Российской Федерации и требования воинских уставов.

В-пятых, дорожить боевой славой Вооруженных Сил России и воинской части, честью Боевого Знамени, своим званием российского солдата, чтить боевые традиции Вооруженных Сил, своего соединения, части (корабля), подразделения.

В заключение отметим, что патриотизм, долг и честь солдата - это те морально-духовные качества, которые делают армию непобедимой.

Вопросы и задания

1. Патриотизм, его основные понятия и определения.
2. Основные качества, присущие военнослужащему - защитнику Отечества.
3. Понятие о чести и достоинстве военнослужащего, в чем они проявляются.

Смирнов А. Т., Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, В. А. Васнев. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2002. - 159 с. - ил.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Честь и достоинство военнослужащего Вооружённых Сил Российской Федерации Цель урока: Познакомить учащихся с общими понятиями о чести и достоинстве военнослужащего Вооруженных Сил РФ и их содержанием.

2 слайд

Описание слайда:

Военнослужащий должен с честью и достоинством нести высокое звание защитника Российской федерации, дорожить честью и боевой славой Вооружённых Сил, своей воинской части и честью своего воинского звания.

3 слайд

Описание слайда:

Воинская честь и достоинство - неотъемлемые качества военнослужащего. Честь - это достойное уважения и гордости моральное качество, «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть» (В. Даль).

4 слайд

Описание слайда:

Военнослужащий Вооружённых Сил России - это человек, обладающий таким общечеловеческим свойством, как гуманность. Человеколюбие - это неотъемлемое качество российского воина во все времена. В суворовской «Науке побеждать» об этом сказано так: «Не менее чем оружием, побеждать противника человеколюбием. В поражениях сдающимся в полон давать пощаду. Обывателям ни малейшей обиды и озлобления не чинить».

5 слайд

Описание слайда:

Четыре Женевские конвенции 1949 г. закрепляют принципы уважения человеческой личности в условиях военного конфликта, в них предусмотрено: обеспечение равенства при уходе за ранеными как своей, так и неприятельской стороны без каких-либо различии; уважение личности человека, его чести, семейных прав, религиозных убеждений, в особенности защита прав ребёнка; запрещение жестокого обращения с пленными, взятия заложников, истребления, пыток, наказания без суда и следствия, грабежей неоправданного уничтожения имущества; разрешение делегатам Международного комитета Красного Креста посещать военнопленных и осуществлять гуманитарные акции с целью помощи жертвам войны; запрещение убивать или наносить увечья противнику, который сдаётся в плен или прекратил участие в военных действиях.

6 слайд

Описание слайда:

Современный российский воин в совершенстве знает и содержит постоянной готовности к применению вверенное ему вооружение военную технику, постоянно овладевает военно-профессиональными знаниями.

7 слайд

Описание слайда:

Качества которыми должен обладать военнослужащий, чтобы с честью и достоинством нести звание защитника Отечества? каждый военнослужащий должен глубоко осознать личную ответственность за защиту Родины, добросовестно и честно выполнять свои служебные обязанности. иметь чёткие и ясные представления о высоком смысле военной службы, о жизненно важном значении боеспособности и боевой готовности для защиты Отечества. быть всегда морально, психологически и физически готовым к преодолению трудностей при исполнении воинского долга в мирное и военное время. быть внутренне готовым в любых условиях соблюдать Военную присягу, законы Российской Федерации и требования воинских уставов. дорожить боевой славой Вооружённых Сил России и воинской части, честью Боевого знамени, своим званием российского солдата, чтить боевые традиции Вооружённых Сил, своего соединения, воинской части (корабля), подразделения.

Правовые основы защиты чести и достоинства личности военнослужащих

Согласно Конституции РФ человеку его права и свободы являются высшей ценностью. Признание достоинства личности - основа всех его прав и свобод и необходимое условие их существования и соблюдения. Достоинство личности охраняется государством, и ничто не может быть основанием для его умаления.

Указанные конституционные положения в полной мере относятся к военнослужащим. Более того, в соответствии со статусом военнослужащих их честь и достоинство находятся под особой защитой государства.

Общие положения

В соответствии с п. 1. ст. 5 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и ст. 7 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы являются представителями государственной власти и находятся под защитой государства. П. 2 ст. 5 Федерального закона «О статусе военнослужащих» установлено, что оскорбление военнослужащих, насилие и угроза его применения, посягательство на их жизнь, здоровье, честь, достоинство, жилище, имущество, а равно другие действия, нарушающие и умаляющие их права в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, влекут ответственность согласно федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Честь - объективная оценка личности, определяющая отношение общества к гражданину (военнослужащему), это социальная оценка моральных и иных качеств личности обществом, окружающими людьми (внешняя оценка личности).

Достоинство - это самооценка личности, осознание ею своих качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга и своего общественного значения (внутренняя оценка личности).

Репутация - это приобретенная общественная оценка, создавшееся общее мнение о качествах, достоинствах и недостатках, складывающиеся на основе имеющегося объема информации об объекте.

Безусловно, репутация может быть как хорошая, так и плохая. Деловая репутация военнослужащего есть сложившееся мнение о его деловых и моральных качествах в сфере повседневной служебной деятельности.

Каждый человек так или иначе представляет свое место, положение в обществе. У него имеется представление о том, какой он пользуется репутацией. При этом он исходит из своего понимания; имеющихся у него достоинств и недостатков, и из того, как они могут быть оценены другими людьми, обществом. Это и есть достоинство человека, то есть его внутренняя самооценка.

Внешняя же оценка человека окружающими не всегда совпадает с его собственной внутренней оценкой. В обществе складывается свое понимание тех или иных ценностей и их значимости, а также и свое представление о достоинствах и недостатках конкретной личности.

Основными формами посягательства на честь и достоинство военнослужащих являются:

Клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь другого лица или подрывающих его репутацию;

Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме.

В соответствии с п. 2 постановления Пленума Верховного Суда от 18 августа 1992 г. № 11 «О некоторых вопросах, возникших при применении судами дел о защите чести, достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» «порочащими являются не соответствующие действительности сведения, содержащие утверждение о нарушении гражданином действующего законодательства или моральных принципов (о совершении нечестного поступка, неправильном поведении в трудовом коллективе, быту, другие сведения, порочащие общественную деятельность, и т.п.), которые умаляют честь, достоинство либо деловую репутацию гражданина». Подразумевается опубликование таких сведений в печати, трансляция по радио- и телевидеопрограммам, демонстрация в кинохроникальных программах и других СМИ.

В результате клеветы и оскорбления страдают не только честь и достоинство потерпевшего, но и травмируется его психика. Могут также последовать неприятности по службе, самоубийство потерпевшего или его близких и т.п. Эти последствия суд по своему усмотрению может учитывать при назначении наказания виновному. Возникшие в результате клеветы тяжкие последствия существенным образом повышают степень общественной опасности содеянного.

Оскорбление одним военнослужащим другого является преступлением против чести и достоинства, предусмотренным ст. 336 УК РФ.

Неприличная форма оскорбления состоит в унижении чести и достоинства в циничных выражениях или действиях, противоречащих общепринятым нормам морали, нравственности и воинской этики.

Унижение чести и достоинства личности может также выражаться в бесчеловечном обращении с тем или иным лицом на протяжении нескольких часов беспрерывно или если в результате его был нанесен реальный физический вред человеку либо причинены глубокие психические страдания.

Наиболее характерным видом унижения чести и достоинства военнослужащих является нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими.

Жизнь, здоровье, честь, достоинство гражданина, в том числе военнослужащего, являются нематериальными благами. Они существуют независимо от их правовой регламентации, не отчуждаемы и не передаваемы другим лицам. Конституция РФ гарантирует каждому возможность защиты указанных прав, в том числе и судебной.

Правовые средства защиты

Защита чести, достоинства или деловой репутации военнослужащих - это прежде всего охрана их права на то, чтобы сведения об их поведении и деятельности, влияющие на оценку их окружающими, соответствовали действительности.

Честь, достоинство и репутация человека охраняются прежде всего нормами гражданского и уголовного права. Выбор способа защиты зависит, как правило, от усмотрения самого потерпевшего. Защита нарушенного права одновременно и в гражданском, и в уголовном процессе недопустима. Вместе с тем это не исключает возможность лица использовать указанные способы зашиты поочередно, если первоначальное решение суда его не удовлетворяет.

Посягательство на честь и достоинство личности военнослужащего в зависимости от состава совершенного правонарушения влекут уголовную, административную (дисциплинарную) или гражданско-правовую ответственность.

Уголовным кодексом РФ предусмотрена уголовная ответственность:

а) за клевету (ст. 129 УК РФ) виновный наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

Клевета, содержащаяся в публичном выступлении или средствах массовой информации, наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев.

Клевета, соединенная с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет;

б) за оскорбление (ст. 130 УК РФ) виновные наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до ста двадцати часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев.

Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении или средствах массовой информации, наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов. Либо исправительными работами на срок до одного года;

в) за оскорбление (ст. 336 УК РФ) одним военнослужащим другого во время исполнения или в связи с исполнением обязанностей военной службы наказывается ограничением по военной службе на срок до шести месяцев или содержанием в дисциплинарной воинской части на тот же срок.

Оскорбление подчиненным начальника, а равно начальником подчиненного во время исполнения или в связи с исполнением обязанностей военной службы наказывается ограничением по военной службе на срок до одного года или содержанием в дисциплинарной воинской части на тот же срок. В данном случае УК РФ одинаково защищает честь и достоинство как начальников от подчиненных, так и подчиненных от посягательств начальников, что соответствует требованиям ч. 1 ст. 19 Конституции РФ о равенстве всех перед законом и судом.

Преступление, предусмотренное статьей 336 УК РФ, нарушает закрепленный в уставах порядок воинских отношений, унижает честь и достоинство военнослужащего. Оно может быть совершено не только в расположении воинской части и в служебное время, но и во время нахождения военнослужащего в увольнении, отпуске, командировке и т. п. Оскорбление признается воинским преступлением независимо от места и времени его совершения. Если оно нанесено на почве сугубо личных взаимоотношений военнослужащих, не связано с исполнением потерпевшим обязанностей военной службы, то оно не может быть признано воинским преступлением. Такое оскорбление может быть квалифицировано по ст. 130 УК РФ;

г) за нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности (ст. 335 УК РФ) виновный в таком преступлении наказывается содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет или лишением свободы на срок до трех лет. То же деяние, совершенное неоднократно, в отношении двух или более лиц, организованной группой, с применением оружия, с причинением средней тяжести вреда здоровью, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет. Нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, повлекшие тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок до десяти лет.

По данной статье УК РФ подлежат квалификации насильственные и другие действия, совершенные в связи со служебной деятельностью потерпевшего либо иных побуждений, с учетом того, что в момент совершения преступления потерпевший или виновный находился при исполнении обязанностей военной- службы. В соответствии с Уставом внутренней службы Вооруженных Сил РФ военнослужащие находятся при исполнении обязанностей военной службы во всех случаях их фактического выполнения в расположении воинской части или вне ее (ст. 7).

Нарушения уставных правил взаимоотношений конкретно могут проявляться в принуждении потерпевших совершать действия, унижающие их личное достоинство: оказывать личные услуги старослужащим, выполнять за них те или иные обязанности военной службы, вступать в сексуальные отношения в извращенной форме и т.д. Они могут быть связаны с изъятием у молодых воинов предметов обмундирования и продуктов питания. Все эти действия обычно совершаются с применением насилия или угрозой его применения.

По ч. 1 ст. 335 УК РФ подлежат квалификации нарушения уставных правил взаимоотношений, сопряженные с угрозой применения различных видов насилия, а также с нанесением побоев, причинением легкого вреда здоровью, иными насильственными действиями, связанными с причинением физической боли потерпевшему либо ограничением его свободы.

С субъективной стороны рассматриваемое преступление совершается умышленно. В конкретных случаях вина субъекта по отношению к наступившим тяжким последствиям (например, к смерти потерпевшего и его самоубийству) может быть выражена в форме неосторожности.

Субъектами преступления могут быть военнослужащие, равные с потерпевшим по служебному положению и воинскому званию, старшие и младшие по воинскому званию, но не состоящие в отношениях подчиненности. В тех случаях, когда нарушение уставных правил взаимоотношений сопровождается изъятием у потерпевших материальных ценностей, являющихся их личной собственностью, действия виновного, кроме ст. 335, подлежат квалификации по соответствующей статье гл. 21 УК. Отобрание с применением или угрозой применения насилия отдельных предметов продовольственного пайка или предметов обмундирования, выданных военнослужащему, как одно из проявлений нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими охватывается ст. 335 УК и дополнительной квалификации по статьям о преступлениях против собственности не требует.

Защита чести и достоинства граждан (в том числе военнослужащих) помимо уголовной в ряде случаев предусматривает и гражданско-правовую ответственность, в частности, за распространение сведений, порочащих честь и достоинство граждан.

Гражданский кодекс РФ относит достоинство личности, честь и доброе имя, деловую репутацию к нематериальным благам (ст. 150 ГК). Отношения, складывающиеся в обществе по поводу этих нематериальных ценностей, и есть предмет спора по делам о защите чести, достоинства или деловой репутации. Честь, достоинство или деловая репутация выступают как объект этих отношений, то есть то, по поводу чего они складываются.

Специальное общее правило о защите чести, достоинства и деловой репутации закреплено в ст. 152 ГК РФ. Согласно п. 1 названной статьи гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший1 такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.

Любой гражданин, в том числе военнослужащий, вправе потребовать от редакции опровержение не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений, которые были распространены в данном средстве массовой информации. Такое право имеют также законные представители гражданина, если сам гражданин не имеет возможности потребовать опровержения. Если редакция средства массовой информации не располагает доказательствами того, что распространенные сведения соответствуют действительности, она обязана опровергнуть их в том же средстве массовой информации.

Порядок опровержения указанных сведений осуществляется в соответствии со ст. 44 Закона РФ «О средствах массовой информации» и предусматривает следующие правила:

Опровержение должно быть помещено в том же средстве массовой информации;

Оно должно быть набрано тем же шрифтом, на том же месте полосы, что и опровергаемое сообщение;

Если опровержение дается по радио или телевидению, то оно должно быть передано в то же время суток и, как правило, в той же передаче.

В опровержении должно быть отказано, если данное требование либо текст опровержения:

Являются злоупотреблением свободой средств массовой информации;

Противоречат вступившему в законную силу решению суда;

Являются анонимными.

В опровержении может быть отказано:

Если опровергаются сведения, которые уже опровергнуты в данном средстве массовой информации;

Если требование об опровержении либо представленный текст его поступил в редакцию по истечении одного года со дня распространения опровергаемых сведений в данном средстве массовой информации.

В случае отказа средства массовой информации добровольно опубликовать опровержение распространяемых им порочащих сведений гражданин (военнослужащий) может обжаловать отказ в судебном порядке, что предусмотрено ст. 43 и 45 Закона РФ «О средствах массовой информации» и п. 1 ст. 152 ГК РФ.

Защита чести и достоинства человека возможна и после его смерти. Это положение, впервые закреплено в ч. 1 ст. 152 ГК РФ.

При защите чести и достоинства потерпевший вправе требовать компенсации морального вреда. По общему правилу он компенсируется вне зависимости от понесенного в результате нарушения репутации имущественного ущерба. Согласно ч. 4 ст. 1100 ГК РФ вред, причиненный распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию, компенсируется вне зависимости от вины причинителя вреда. Согласно ст. 151 ГК РФ такая компенсация производится только в денежной форме, хотя по соглашению сторон допускается иной вариант, если при этом интересы потерпевшего не будут нарушены. По общему правилу суд, определяя размеры возмещения, исходит из фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный ущерб, и индивидуальных особенностей потерпевшего, учитывая также иные заслуживающие внимания обстоятельства.

содержится указание на то, что право на судебную защиту чести и достоинства и возложение на лицо, распространившее порочащие сведения, обязанности доказать их соответствие действительности не нарушают свободу мысли и слова, недопустимость принуждения к выражению своих мыслей или отказу от них, гарантированные Конституцией РФ.

Основные направления деятельности командира по воспитанию чести и достоинства подчиненных

Уставы Вооруженных Сил РФ содержат четкие требования об уважении личности военнослужащих, недопустимости унижения их личного достоинства.

Воспитание чести у военнослужащих осуществляется всем укладом жизни воинского коллектива, всеми формами и методами воспитательной работы. Главенствующая роль принадлежит личному примеру командира (начальника) в соблюдении правовых и моральных норм.

Важное место здесь принадлежит последовательной работе по недопущению и изжитию нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими - наиболее уродливому явлению, попирающему честь и достоинство военнослужащих. В связи с этим весьма любопытными являются заметки о психологическом портрете российского солдата, содержащиеся в трудах великого русского писателя Л.Н. Толстого.

Приведем выдержку из его «Проекта о переформировании армии»: «У нас есть солдаты 3-х родов - есть угнетенные, угнетающие и отчаянные.

Угнетенные - люди, сроднившиеся с мыслью, что рождены для страдания, что одно качество, возможно и полезное для него, есть терпение, что в общественном быту нет существа ниже и несчастнее его.

Угнетенный солдат морщится и ожидает удара, когда при нем кто-нибудь поднимает руку; он боится каждого своего слова и поступка: каждый солдат годом старше его имеет право и истязает его, и он, угнетенный солдат, убежден, что все дурно, что только знают другие, хорошо же то, что можно делать скрытно и безнаказанно; его бьют и гнетут всегда и за все, потому что он - угнетенный и потому, что власть имеют над ним бывшие угнетенные -самые жестокие угнетающие.

Угнетающие солдаты - люди, перенесшие испытания и не упавшие, но ожесточившиеся духом. Их чувство справедливости заставляет страдать каждого столько же, сколько они страдали. Угнетающий солдат свыкся с мыслью, что он солдат, и даже гордится своим званием. Он старается и надеется улучшить свое положение угнетением и кражей. Он открыто презирает угнетенного солдата и решается высказывать иногда чувство достоинства, но нет чувства чести: он не убьет в сражении своего начальника, но осрамит его. Он так же, как угнетенный, невежествен, но твердо убежден в своих понятиях.

Отчаянные солдаты - люди, убежденные несчастьем. Что для них нет ничего незаконного, и ничего не может быть худшего. О будущей жизни они не могут думать, потому что не думают. Для отчаянного солдата нет ничего невозможного, ничего святого: он украдет у товарища, ограбит церковь, убежит с поля, перебежит к врагу, убьет начальника и никогда не раскается».

Неоценимая роль в развитии чести и чувства личного достоинства военнослужащих принадлежит правовому воспитанию. Известно, что большинство правонарушений в воинских коллективах, связанных с посягательством на честь и достоинство сослуживцев, совершаются субъектами только потому, что правонарушители уверены в своей безнаказанности, в том, что потерпевший не будет жаловаться из страха либо из ложного чувства прослыть «стукачом», а также из-за того, что большинство военнослужащих не знают своих прав и не приучены бороться за свои права. Высокоэффективная правовоспитательная работа призвана вооружить воинов умением отстаивать свои права всеми способами, не запрещенными законом.

Полковник юстиции,
кандидат юридических наук,
начальник юридической службы
Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил РФ Виктор Корякин



Просмотров