Черный желтый белый флаг что значит. Описание флагов стран мира

ЧЕРНО-ЖЕЛТО-БЕЛЫЙ ФЛАГ КАК ОФИЦИАЛЬНЫЙ (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ) ФЛАГ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ БЫЛ ВВЕДЕН УКАЗОМ АЛЕКСАНДРА II ОТ 11 ИЮНЯ 1858 ГОДА

Цвета флага означали следующее: Черный цвет – цвет Российского двуглавого орла – символ Великой державы на Востоке, символ державности вообще, государственной стабильности и крепости, незыблемости исторических границ – вот та основа, которая определяла в веках и доныне смысл самого существования русской нации, создавшей огромное государство от Балтийского моря до Тихого океана. Золотой (желтый) цвет – некогда цвет знамени Православной Византии, воспринятого как государственное знамя России Иваном Третьим Васильевичем, – вообще символ духовности, устремление к нравственному совершенствованию и твердости духа. Для русских – символ преемственности и сохранения в чистоте христианской Истины – Православной веры. Белый цвет – цвет вечности и чистоты, не имеющий в этом смысле разночтений среди евразийских народов. Для русских – это цвет Святого Георгия Победоносца – символ великой, бескорыстной и радостной жертвенности за Отечество, за «други своя», за Землю Русскую, – той главной коренной черты русского национального характера, которая из века в век, из рода в род, озадачивала, восхищала и страшила иноземцев.

Первые два русских государственных цвета явились в нашем Отечестве в 1472 году после женитьбы Ивана Третьего на царевне Софье Палеолог, вместе с принятием герба от павшей под ударами турков Византийской империи. Византийский императорский стяг – золотое полотно с черным орлом, увенчанным двумя коронами, – становится государственной хоругвью России.

Еще до начала Смуты государственная хоругвь получает завершающую деталь – грудь орла закрывается большим гербовым щитом с изображением Святого Георгия Победоносца. Белый всадник на белом коне дал впоследствии законное основание третьему цвету флага – белому. Черно-желто-белый флаг соединил в себе цвета национальных геральдических эмблем и в царствование Императора Николая Первого утвердился как общегосударственный символ. Впервые в России черно-желто-белый флаг начал вывешиваться в торжественные дни после 1815 года, вслед за окончанием Отечественной войны с наполеоновской Францией.

В 1819 году в нашей Армии был впервые принят батальонный линейный значок, состоящий из трех горизонтальных полос: белой (верхней), желто-оранжевой и черной (жолнерский значок). 11 июня 1858 года Император Александр Второй собственноручно утвердил рисунок с расположением гербовых черно-желто-белого цветов Империи на знаменах и флагах для украшения на улицах при торжественных случаях. Черно-желто-белый флаг никогда не был законным порядком отменен, так же как и бело-сине-красный никогда не был общенациональным, хотя при демократах сменил свой статус коммерческого, гражданского морского флага на статус «государственного». Российский национально-государственный флаг со времени царствования Императора Александра Третьего, с особенной яростью подвергался нападкам леводемократической общественности за свой, как тогда писали, «подчеркнуто монархический и германофильский характер». Те же самые критики, которые не усматривали в бело-сине-красном флаге полной аналогии с национальными цветами Франции и Голландии, а также со множеством третьестепенных стран, таких как Аргентина, Гаити, Гондурас, Чили, находили «позорное германофильское подражательство» в одной-единственной верхней полосе черно-желто-белого флага.

28 апреля 1883 года (7 мая 1883 года) Александр III «Повелением о флагах для украшения зданий в торжественных случаях» распорядился использовать бело-сине-красный флаг в качестве государственного флага Российской Империи, вместо чёрно-жёлто-белого.

В последние годы становится популярным черно-желто-белый имперский флаг, или же бело-желто-черный. Каково значение имперского флага? Какова его история? Почему он забыт? Уже много десятилетий не утихают споры о том, какой же флаг - имперский. И каждая сторона находит неопровержимые доказательства своей правоты. Но после этого возникает следующий вопрос: стоит ли возвращаться к имперскому флагу?

История флага

В 1453 году пал Царьград, два месяца сдерживая осаду османов. Это был последняя надежда Византийской империи. При осаде XI Палеолог был убит.

Через некоторое время Ватикан стал искать союзников, собираясь организовать крестовый поход против турок. Сильным союзником могло стать Московское государство, которым правил тогда Иван III. Поэтому Папа Римский выдает замуж за Ивана III Софью Палеолог - племянницу императора Константина XI. Папа надеялся, что эта женитьба принесет плоды: отвоевывание бывших владений Византии. Кроме того, Ватикан хотел, чтобы Московия приняла Флорентийскую унию и подчинилась Риму. Но Иван III имел другие планы: усиление власти в Москве.

Женившись на Софье Палеолог, Иван III стал царем и защитником православия. А Москва стала наследницей Царьграда и Рима. Потому изменился и герб Московского государства. Византийский герб соединился с Московским - желтое поле и двуглавый черный орел и белый всадник на коне, поражающий змея.

Алексей Михайлович вводил этот герб в обращение. И другие правители следовали этой традиции такого изображения герба.

Сенат в 1731 году выпустил указ, по которому у каждого пехотного и драгунского полка должны были быть шарфы и шляпы, имеющие цвета герба. Российская армия должны была использовать для пошива одежды золотой и черный шелк. Кроме того, у них теперь были белые банты.

Петр I вводит новые цвета

Имперские флаги как таковые не существовали в то время. Трехцветный (бело-сине-красный) флаг появился в России, как утверждает большинство историков, во время царствования Алексея Михайловича. Воинский имел знамя, для изготовления которого использовалась червчатая, белая и лазоревая материи, то есть красная, белая и синяя. Это не всеми замечаемая деталь разрушает основной аргумент критиков триколора, поскольку большинство считает, что Петр I "привез" в нашу страну этот флаг. Петр Великий же начертал другой флаг: белое полотнище было разделено синим прямым крестом на четыре равные части, называющиеся крыжами. Первая и четвертая - белая, вторая и третья - красная. Ближе к концу XVII века флаг прочно держался за мачты русских судов.

После поездки в Голландию молодой царь решил строить корабли, поэтому сразу отправился в Архангельск. По пути в столицу он зашел в Вологду, где подарил архиепископу Афанасию три флага со своего корабля. Самый большой был "флагом царя Московского". Он представлял собой три горизонтальные полосы: белую, синюю и красную (сверху вниз). Также на полотнище был вшит двуглавый орел, державший скипетр и державу. Грудь орла украшал красный щит со Святым Георгием.

Существует версия, что флаги он создал уже в Архангельске. Некоторые источники утверждают, что российский флаг был задуман по типу голландского триколора, но с другим порядком цветов. Но ошибка заключается в том, то Петр I уже создал этот флаг до поездки в Голландию.

После появления флага Московского царя бело-сине-красный имперский флаг с гербом нашивным оставался царским корабельным штандартом. В 1697 году Петр ввел новый трехцветный флаг, уже без нашивного орла.

При Петре I триколор являлся боевым знаменем России, сухопутных и морских войск. Но во время Северной войны армия и флот стали использовать В 1705 году, 20 января, Петр I приказал использовать бело-сине-красный флаг только в торговом флоте.

В послепетровское время наибольшее влияние оказывало немецкое окружение царствующих особ. Поэтому национальные цвета были практически утеряны.

Императорский штандарт

Имперские флаги также дополнял императорский штандарт. Его утвердил Петр I: на желтом полотнище изображен двуглавый черный орел, держащий морские карты с Белым, Азовским и Каспийским морем. Довольно быстро была добавлена четвертая морская карта. Частично побережье Балтийского моря присоединилось в 1703 году.

До этого, в 1696 году, император создал гербовое знамя, в основе которого лежало использовавшееся во времена правления Алексея Михайловича. Знамя было красным с белой каймой, по центру был изображен золотой орел, который парил над морем. В кругу на его груди изобразили Спасителя, рядом - Святого Духа и святых апостолов Павла и Петра.

В 1742 году состоялась коронация Елизаветы Петровны. Перед этим событием создали новое Государственное знамя империи: на желтом полотнище - черный двуглавый орел, окруженный 31 овальным щитком с гербами. Тогда на крыльях орла еще не изображались территориальные гербы.

Барон Бергард Карл Кёне создал второе государственное знамя. Его подготовили к коронации Александра II (1856 год, 26 августа). Помимо государственного знамени, Бернгард Кёне создавал также большой, средний и малый герба Российской империи. После он создал герб Дома Романовых и вообще провел геральдическую реформу российских территориальных гербов. Основной идеей Кёне было установление цветов, которые отражают цвета герба на флагах, знаменах. Праздничные драпировки и военная форма также имели эти оттенки. Так было принято в Королевстве Пруссии и Австрийской империи. Но утверждены гербовые цвета были при Анне Иоановне (1731 год, 17 августа).

Так как на государственном гербе был золотой щит, двуглавый черный орел, серебряные короны, скипетр и держава, то Бергард Карл Кёне рассудил, что гербовыми цветами по правилам геральдики являются черный, золотой и серебряный.

В 1883 году было создано третье государственное знамя к коронации Его расписал художник Белашёв. Но вместо золотого глазета использовали шелковую ткань, имеющую цвет старого золота.

К коронации Николая II, проходившей в 1896 году, выполнили четвертое государственное знамя. Его изготовили из золотой ткани с шитьем, а не с росписью.

Укрепление единства нации

Завершилась Отечественная война с Наполеоном, и бело-желто-черный флаг стали вывешивать только в праздничные дни. Существование флага в таком виде продолжалось только до момента его официального принятия. Николай I приказал использовать цвета будущего имперского флага на кокардах гражданских служащих.

Николай I вообще стремился принять государственные символы и атрибуты. Он был убежден, что так можно укрепить единство нации. Именно поэтому император утвердил патриотический гимн "Боже, Царя храни" как государственный.

Перевернутый флаг

Александр II желал навести порядок в государственной символике, так как ее следовало привести к общеевропейским геральдическим стандартам. Поэтому в 1857 император назначил барона Бергарда-Карла Кёне начальником гербового департамента.

1858 год служит точкой, с которой начинается история имперского флага как государственного. В 1858 году, 11 июня, Александр II подписал Указ, утвердивший новый державный флаг. Только теперь он был перевернутым: черно-желто-белым. Он должен был висеть на всех государственных учреждениях, казенных зданиях. При этом частные лица имели право использовать только флаг торгового флота со старым триколором: белый, синий, красный.

Автором проекта имперского флага выступил Бернгард-Карл Кёне. Именно ему принадлежит идея сделать черно-желто-белый имперский флаг. Что означают цвета на полотнище? Почему барон перевернул флаг? Вообще в геральдике перевернутый стяг обозначает траур. В море - это сигнал бедствия. Об этом не мог не знать прекрасный геральдист Кёне. Символично или нет, но после этого судьба страны стала сильно меняться не в лучшую сторону.

Картины художников "зафиксировали" расположение цветов в следующем порядке: белый, желтый и черный.

Смысл цветов

Цвета имперского флага России носят глубокий смысл, который заставляет задуматься о прошлом, настоящем и будущем страны. Мы будем рассматривать первый вариант имперского флага.

Нижний слой - черный цвет - это олицетворение державного герба империи. Здесь сосредоточена стабильность и процветание всей страны, с нерушимыми и крепкими границами и единством нации.

Средний слой - желтый цвет - нравственное развитие, высокая духовность русского народа. Также этот цвет трактуют как отсылку к временам Византийской империи - как прародительницы России в православном мире.

Верхний слой - белый цвет - молитва и воззвание к Георгию Победоносцу, который уже много веков является покровителем русских земель. Кроме того, этот цвет является символом жертвенности народа России. Он готов потрясти мир в порыве отдать все за свою страну, только бы сохранить ее величие и собственную честь.

Существует еще одна версия относительно того, что означает цвет имперского флага. Белая полоса - православие, являющееся фундаментом и основой жизни. Желтая полоса - самодержавие, которое утверждается на православии, так как это единственная данная Богом форма власти. - народ, который зиждется на православии и самодержавии. Черный - потому что это цвет земли, Россия должна жить благородным трудом на земле.

Споры

Бело-желто-черный флаг как государственный стяг в последующие 15-20 лет воспринимался однозначно и не оспаривался. Но ближе к 70-м годам XIX века в империи укрепилась оппозиция из либеральных кругов, выступающая против монархического строя. Ее представители хотели, чтобы в стране начала следовать западной модели развития. Вследствие этого у них была тяга к европейской символике. Утвержденный Петром I флаг в какой-то степени относится к европейской символике.

Монархисты ратовали за сохранение имперского флага. Их мотивы вполне понятны: один народ - это единая Империя, а значит, и один имперский флаг. Что означает все вместе - страна непобедима и сильна.

Имперские флаги: их два?

1881 год - год смерти Александра II. Его смерть пришлась на очень сложный и важный момент для государства. Александр III довольно скоро (в 1883 году, 28 апреля) наделил бело-сине-красный флаг статусом державного, хотя ему предлагали сделать его только лишь торговым флагом. Ситуация осложнялась тем, что действие имперского флага не было отменено.

В 1887 году был издан Приказ по военному ведомству, который утверждал черно-желто-белые имперские флаги как национальные.

Ситуация была очень двойственной, следовало незамедлительно что-то решать. В апреле 1896 года представители Академии наук и Министерств решили, что новый державный стяг может быть национальным. А имперский флаг не обладает никакими геральдическими традициями.

Николай II повелел к своей коронации подготовить новое коронационное знамя, прототипом которого служили аналогичные знамена его предшественников.

В марте 1896 года, перед коронацией, Николай II собрал представителей от Академии Наук и иностранных и различных министерств. На совещании решили, что триколор должен называться национальным, российским. Цвета его именуются государственными (красный, синий и белый).

Толкование нового триколора

Новые цвета флага - белый, синий и красный - стали национальными и получили официальное толкование. Итак, новый имперский флаг. Что означает каждая его полоса?

Самой популярной расшифровкой является следующая:

  • белый - символ благородства и откровенности;
  • синий - символ честности, целомудрия, верности и безупречности;
  • красный - символ смелости, любви, мужества и великодушия.

Красный - державность. Синий - Богоматерь, покрывающая Россию. Белый - свобода и независимость. Также эти цвета говорили о содружестве Белой, Малой и Великой России. Несмотря на сложную историю этого флага, на самом деле за его цветами нет никакого исторического и геральдического смысла.

Интересно, что Временное правительство продолжало использовать новый триколор как государственный. Советский Союз не сразу отказался от триколора. Только в 1918 году Я. М. Свердлов выдвинул на утверждение боевой красный флаг, который и стал государственным на 70 лет.

Перед революцией

Но споры продолжались. В 1910 году, 10 мая, было учреждено Особое совещание, председательствовал министр юстиции А. Н. Веревкин. Целью этого совещания было выяснение вопроса о том, какие же цвета являются государственными, национальными. Над этой проблемой работали крупнейшие ученые-геральдисты. Несмотря на долгую работу, они не смогли найти четкие геральдические обоснования ни для одного из флагов. Но большая часть ученых считала, что государственные цвета - это черный, желтый и белый. Российский имперский флаг должен носить эти цвета. Другой флаг мог использоваться только торговыми судами во внутренних водах.

Кроме того, монархисты хотели вернуть "правильный" флаг по случаю приближения 300-летия Дома Романовых.

27 июля 1912 года прошло заседание, в ходе которого решили получить еще одно мнение с точки зрения целесообразности и практической приемлемости. Этим должна были заняться особая комиссия при Морском министерстве.

Комиссия провела два заседания. Большинство голосов в результате решило, что Особым совещанием при Министерстве юстиции была предложена неудобная реформа.

Совет министров 10 сентября 1914 года решил передать решение вопросов о министерству. Но с 1914 года правительство и общество уже не могло заниматься геральдическими спорами. Успели создать "симбиоз" обоих флагов. Бело-сине-красное полотнище в "крыже" теперь имело желтый квадрат с двуглавым черным орлом. На Первой мировой войне это демонстрировало единство нации и монархической власти.

Спустя 70 лет

Правительство РСФСР 5 ноября 1990 года решило создать проекты Государственного герба и флага страны. С этой целью учредили Правительственную комиссию. В ходе работы возникла идея возродить бело-сине-красный флаг. Все поддержали ее единогласно. И 1 ноября 1991 года на Съезде народных депутатов России была принята поправка в Конституции. Кроме того, изменили статью, которая описывала Государственный флаг.

Имперский флаг сегодня

В последнее время не раз поднимался вопрос о том, чтобы вернуться к имперскому флагу. Но в данном вопросе много неточностей. Начиная с того, что неизвестно точное и правильное расположение цветов. Кроме того, это флаг императорской семьи. В каком-то смысле сейчас возвращать флаг Руси - имперский флаг - неуместно.

К сожалению, многие люди не понимают, что значит имперский флаг. Часто его ошибочно принимают за флаг нацистов, путая их с националистами.

Существует интересный современный вариант стяга - "Коловрат". Имперский флаг носит символику, которая понятна людям посвященным и родноверам. Центр полотнища занимает древний символ славянских народов - коловрат, или громовник. Когда наши предки рисовали этот солярный символ, они призывали на помощь богов. Они рассчитывали на их помощь в ратном деле. Просили богатый урожай, хотели получить священные знания, которые практически не дошли до нашего времени. Сейчас немногим понятно, что означает имперский флаг России. Но для некоторых людей он по-прежнему олицетворяет величие и победы Российской империи.

История российского флага насчитывает несколько веков. На протяжении столетий знамя видоизменялось, но не переставало осуществлять свои важнейшие функции - служить опознавательным знаком, а также представлять и символизировать страну и нацию в целом. Каждый гражданин должен знать, как выглядел флаг России раньше и что он представляет собой в наши дни, что олицетворяет и какой смысл он несет.

Флаг и знамя - два термина, обозначающих важнейший символ любого государства

В русском языке издавна использовались два слова, имеющие схожий семантический смысл: "знамя" и "флаг". Первый имеет славянские корни и происходит от слова "знамение" или "знак". Он указывает на своего владельца и выступает в качестве особого символа. Второй термин "флаг" пришел к нам из Голландии и в переводе обозначает "корабельное и мореходное знамя". Обычно он поднимался на специальной мачте, называемой "флагшток".

Издавна флаг выглядел как кусок ткани определенной геометрический формы, который прикреплялся к шнуру или древку. Он мог иметь разную окраску, и зачастую его цвета несли особенный смысл. Сложно переоценить роль знамени в древних сухопутных, морских битвах и средневековых сражениях, когда с его помощью велось управление воинскими отрядами. По сей день оно используется как символ государства, власти, как "представитель" нации.

Все страны мира имеют свое особое одноцветное или разноцветное знамя. Современный флаг Российской Федерации легко узнаваем - он представляет собой полотнище прямоугольной формы, имеющее три горизонтальные полосы белого (верхняя), синего (средняя) и красного (нижняя) цветов. Около трех веков русский народ "прошел" под триколором. А как выглядел флаг России ранее? Что он символизировал? Давайте попробуем в этом разобраться.

Стяги древних славян

Историкам немного известно о древнейших знаменах славянских народов. Предположительно, первые из них были примитивны и состояли из травы или конских хвостов, которые крепились на шестах, остриях копий или просто длинных палках. Считается, что они походили на бунчуки тюркских племен. В "Повести временных лет" упоминались знамена, обозначавшие воинские отряды, - стяги (полотна, крепившиеся к древку). Постепенно появилась и особая должность - стяговник: он должен был хранить знамя и разворачивать его во время боя. Со временем стяги не только стали служить ориентирами в сражении, но и трансформировались в особые символы власти. Князья, захватывая города, начали водружать свои знамена над ними, оповещая о своих притязаниях.

Знамена Древнерусского государства

На Руси в IX-XIII вв. были распространены стяги вытянутой треугольной формы, прапоры со скошенным клином и каймой, а также знамена с пришитыми к ним косицами, развевающимися на ветру. Нередко в битвах использовались и хоругви - особые священные знамена, на которых изображались лики святых, Богородицы или Спасителя. Древние стяги выполнялись из разной ткани и окрашивались в разные цвета. При этом наиболее часто использовались зеленый, красный, синий, белый и голубой оттенки. На Куликовом поле над русскими воинами простиралось большое на котором был изображен Нерукотворный Спас.

Царские знамена в период XVI-XVII вв.

Вплоть до XVIII столетия Россия не имела единого государственного знамени. Существовало большое количество разнообразных стягов и хоругвей. Малые и Большие царские знамена отличались особой яркостью и красотой. Как правило, они богато украшались и оформлялись религиозными сюжетами.

Примером подобных знамен является известный "Великий стяг" царя Ивана Грозного. Он представлял собой огромное разноцветное полотнище трапециевидной формы. Украшено оно было изображениями Святого Михаила, сидящего на золотом крылатом коне, и Иисуса Христа в славе. Также на полотне были искусно нарисованы золотые херувимы, серафимы и ангелы в белых одеждах. Это величайшее знамя более 150 лет сопровождало в боях и походах русскую армию: оно побывало в Крымских (1687, 1689 гг.) и Азовских (1696 г) походах, а также на войне со шведами. Фото флага царской Росси, к сожалению, не передает всей его красоты и мощи.

Подобным царским знаменам воздавались особые почести: их освещали, наравне с иконами, им поклонялись. Полковые и сотенные стяги были меньше по размеру и не так богато украшены, как царские. Часто на них вместо ликов святых изображался простой крест. С XVII в. на стяги на западный манер стали наносить светские эмблемы, например рисунки змеи, орла, льва и пр.

Как выглядел флаг России при Петре Великом

В период царствования Алексея Михайловича появились первые упоминания о едином Российском флаге. Государь, изучив знамена других стран, выбрал для своего три основных цвета - белый, синий и красный. В 1686 г. на первом торговом был поднят новый флаг царской России. По некоторым версиям, он имел прямоугольную форму. На нем был изображен синий крест, левый верхний и правый нижний углы были окрашены в белый цвет, а остальные два - в красный. Петр I, продолжая дело своего отца, видоизменил флаг, определив на нем порядок горизонтальных полос. Фото флага царской России представлено далее - он был похож на современный триколор, но имел двуглавого орла по центру.

Также Петр Великий создал флаг и для торгового флота. Он представлял собой белое полотнище с черным двуглавым орлом, с державой и золотым скипетром в лапах. С 1705 г. был официально утвержден торговый флаг России - триколор, который использовался на военных судах вплоть до 1712 г, пока не был утвержден единый кормовой Андреевский флаг - белое полотнище с голубым крестом по диагонали. После этого триколор стал использоваться лишь на коммерческих судах.

История имперского флага России. Царское знамя в 18-19 вв.

В дальнейшем российский флаг претерпевал значительные изменения. В 1742 г. было сделано новое знамя в связи с предстоящей коронацией Елизаветы I. Как выглядел флаг России теперь? На желтом полотне был изображен черный двуглавый орел, которого окружали овальные щитки с гербами.

При Александре I черно-бело-желтые цвета постепенно стали восприниматься как государственные. На знаменах русских полков изображали черного двуглавого орла на золотом фоне. В 1858 г. был разработан новый герб, а также и флаг Российской империи. Александр II утвердил из трех полос - черной сверху, желтой по центру и белой снизу - имперский флаг России. Фото демонстрирует, каким было знамя в 19 столетии.

К сожалению, новый вид флага не пришелся по душе простому народу, а воспринимался как сугубо казенный. К тому же новый стяг был очень похож на немецкий. По этой причине Александр III, известный русофил, вновь вернул бело-сине-красный триколор на пьедестал. В 1914 г., после широкого празднования 300-летия династии Романовых на российском престоле, появился симбиоз знамен. Бело-сине-красный флаг был дополнен черно-желтым императорским штандартом, который изображался в верхнем углу древка. Такое знамя просуществовало до г.

Флаги и знамена РСФСР И СССР. Сложный 20 век

Русская и Февральская революции прошли под ярко-алыми знаменами. Не только они, но и вся массовая символика была красной. Октябрьский переворот 1917 г. также осуществился под алым флагом. 10 июля того же года был принят окончательный вариант нового знамени.

Флаг РСФСР представлял собой красное полотнище. В левом верхнем углу, у древка, помещалась золотая надпись - "РСФСР". С 1918 г. использование имперского триколора было строго запрещено. Над Кремлем водрузили алое знамя.

В 1924 г. Конституция СССР утвердила новый флаг. На алом полотнище теперь изображались золотые серп и молот, над которыми помещалась пятиконечная звезда с золотой каймой. Во Второй мировой войне советское знамя стало великим символом победы русского народа над фашизмом.

Возвращение знаменитого российского триколора

После более чем семидесятилетнего перерыва был поднят российский триколор в столице, над зданием Верховного Совета. Произошло это знаменательное событие в дни августовского г. Сейчас флаг РФ поднимается не только на зданиях органов власти на территории нашей страны, но и на дипломатических представительствах за рубежом.

Кроме триколора, по сей день используется Андреевский флаг, а также которое было учреждено президентским указом в 1996 г. Оно символизирует героизм и великое мужество русского народа, проявленные в дни Великой Отечественной войны. Надеемся, наша статья оказалась полезной, и теперь вы знаете, какие флаги были в России. Любой гражданин должен знать великое историческое прошлое своего народа!

Депутат Госдумы от партии ЛДПР Михаил Дегтярёв предложил .

В настоящее время чёрно-жёлто-белое знамя используется русскими националистическими, монархическими и патриотическими организациями, футбольными фанатами.

Имперский штандарт имел официальный статус с 1858 по 1883 годы. Считается, что под чёрно-жёлто-белым знаменем Россия ни разу не проигрывала в войнах.

Что такое имперский флаг?

Имперским флагом в просторечии именуют гербовый флаг Российской империи, утверждённый во второй половине XIX века. Бело-сине-красное знамя считалось торговым флагом, «скопированным» Петром I у голландского флота. Имперский штандарт также называли «флагом романовских цветов», «государственным флагом», «национальным флагом», «флагом гербовых цветов».

Значение флага

Флаг состоит из трёх горизонтальных полос: чёрной, жёлтой (золотой) и белой.

Чёрный цвет был взят с герба России, на котором изображался чёрный двуглавый орёл. Чёрный цвет символизировал величие России, самодержавие, государственную стабильность, незыблемость исторических границ и непобедимость.

Жёлтый (или золотой) цвет на гербе означал поле, над которым парил чёрный орёл. Также этот цвет символизировал духовность, устремление к нравственному совершенствованию и твёрдость духа.

Белый (или серебряный) цвет был известен как цвет Георгия Победоносца, поражающего копьём дракона.

О том, кто такой Георгий Победоносец,

История флага

  • До 1858 года

Первые упоминания о флаге относятся ко временам правления императрицы Анны Иоанновны . В 1731 годув драгунских и пехотных полках шарфы приказано было делать «по российскому гербу» из чёрного шёлка с золотыми нитями.

В 1815 году в ознаменование победы над Наполеоном (а впоследствии во все праздничные дни) на зданиях стали вывешивать торжественные трёхцветные знамена; кроме того, подобную расцветку приобрела и армейская символика (орденские ленты, знамёна, а также кокарды, распространившиеся и среди гражданских чиновников).

В 1819 году появился жолнерский значок с номером батальона в полку, выполненный в виде трёх горизонтальный полос — чёрной, жёлтой, белой.

Российский имперский флаг. Фото: www.russianlook.com

  • 1858 - 1917

Официально чёрно-жёлто-белый флаг был утверждён указом императора Александра II от 11 июня 1858 года. Он был государственным символом Российской империи в течение 25 лет.

В 1883 перед коронацией Александра III императору на утверждение представили два флага: чёрно-оранжево-белый и бело-сине-красный. Царь выбрал из них последний, назвав его исключительно русским. После этого был издан закон, согласно которому для украшения зданий можно было использовать только бело-сине-красный стяг.

Однако чёрно-жёлто-белые флаги также вывешивали в торжественные дни, как при коронации Александра III , так и впоследствии. В итоге у России появились сразу два штандарта: чёрно-жёлто-белый и бело-сине-красный.

Для того, чтобы решить вопрос с официальным флагом империи, в преддверии коронации Николая II в апреле 1896 года созвали специальное совещание. На нём было решено, что «флаг бело-сине-красный имеет полное право называться российским или национальным, и цвета его: белый, синий и красный именоваться государственными; флаг же чёрно-оранжево-белый не имеет к тому ни геральдических, ни исторических оснований». В качестве аргументов, в частности, были приведены следующие:

«Если для определения народных цветов России обратиться к народному вкусу и народным обычаям, к особенностям природы России, то и этим путём для отечества нашего определятся те же национальные цвета: белый, синий, красный.

Великороссийский крестьянин в праздник ходит в красной или синей рубашке, малорос и белорус в белой; бабы русские рядются в сарафаны тоже красные и синие. Вообще, в понятиях русского человека что красно, то хорошо и красиво…

Если к этому присоединить белый цвет снежного покрова, в который вся Россия облекается в течение более полугода, то, на основании и этих признаков, для эмблематического выражения России, для русского народного или государственного флага, наиболее свойственным оказываются цвета, установленные Великим Петром».

В начале XX века чёрно-жёлто-белый флаг использовался российскими правоконсервативными силами, приверженцами Российской империи и императора. Черносотенцы «переворачивали» штандарт и трактовали его в соответствии с идеологией народности:

  • белый - «православие» (чистота веры);
  • жёлтый - «самодержавие» (блеск и слава царской власти);
  • чёрный - «народность» (цвет земли, к которой близок простой люд).

Во время Первой мировой войны Российскому правительству пришлось использовать бело-сине-красное знамя по причине того, что флаги государств-противников содержали в себе чёрный, жёлтый и белый (Германская и Австро-Венгерская империи), а страны-союзники, наоборот, имели на своих знаменах белый, синий и красный (США, Франция, Британская империя).

  • После 1917 года

После Февральской революции 1917 года Временное правительство назначило бело-сине-красный флаг государственным, а чёрно-жёлто-белый отменило как носитель имперского духа.

В 30- 40-е годы XX века имперский штандарт использовала крупнейшая русская белоэмигрантская антисоветская организация — Российская фашистская партия.

В конце 1980-х годов значительная часть монархистов и сторонников консервативных движений стала использовать чёрно-золото-белый флаг, противопоставляя его бело-сине-красному, который, начиная с 1988 года, стал использоваться демократическим движением.

Во время «Августовского путча» в 1991 году чёрно-жёлто-белый флаг, наряду с бело-сине-красным, использовался противниками ГКЧП.

В настоящее время под имперским знаменем зачастую встают русские монархические, националистические, патриотические организации и футбольные фанаты.

2 67534

Ходит множество споров о правильности расположения цветов на флаге Российской Империи. Имперский флаг, как сегодня мы привыкли видеть, состоит из верхней черной полосы, средней желтой и нижней белой. В таком виде он был принят в 1858 году. Как правильно: черный- желтый-белый или белый-желтый-черный?

С удовольствием публикую исследование исследование, посвященное истории Имперского флага России, ставшее сегодня одним из символов сопротивления либеральному режиму и национально-освободительной борьбы. Опубликованы материалы были на сайте « Москва - Третий Рим » (к сожалению, автора этого интересного материала установить не удалось).

Из статьи мы понимаем, что даже этот символ был перевернут стараниями иудо-простестантов, стремившихся максимально исковеркать смыслы. Сегодня в национал-патриотическом движении будет уже сложно объяснить, что многие годы использовался символ «с нарушенной логикой». Между тем, мы знаем, как обернуть ситуацию против тех, кто пытался подорвать Имперские символы и национальные смыслы.


Перевернутый флаг зачастую символизирует, что государство находится в критической ситуации. Филиппины являются единственным в мире государством, где флаг официально используется в двух версиях - обычной и перевернутой. Обратное положение цветных полос применяется когда Филиппины находятся в состоянии войны, или в стране вводится военное положение.

Сегодня Россия находится фактически оккупирована. Так пусть перевернутый флаг будет подчеркивать наше положение. А к логичному положению цветов Имперского триколора мы вернемся тогда, когда добьемся победы. Ведь, как говорил Конфуций ,
«З наки и символы правят миром, а не слова и правила » .

А теперь, сам материал статьи:


И СНОВА ОБ ИМПЕРСКОМ ФЛАГЕ... БИТВА ЗА ТРИКОЛОР
На эту тему существует море публикаций в основном познавательного характера, где нет обоснованного объяснения, как должны правильно располагаться цвета. Есть только ссылка на высочайше утвержденный указ №33289 от 11 июня 1858 года « О расположении гербовых цветов Империи на знаменах, флагах и других предметах, употребляемых для украшений при торжественных случаях ». Но не указываются обстоятельства, при которых был принят указ, текущее государственное положение и кто был автором данного документа.

Так вот до 1858 года флаг был иной. Порядок цветов в нем был таков: начиная с верхней полосы - белой, далее желтой и черной внизу. В таком виде он существовал до момента его официального принятия. Наряду с ним существовал бело-сине-красный… Но бело-желто-черный до Александра II , а после черно-желто-белый флаг обществом воспринимался как имперский, правительственный, в отличие от бело-сине-красного флага торгового флота России. С имперским флагом в сознании народа связывались представления о величии и могуществе государства. Это и понятно, что может быть величественного в торговом флаге, в самих его цветах, которые были искусственно привязаны к Русской культуре Петром I (который просто-напросто скопировал цвета флага Голландии).
Сосуществование двух флагов до 70-х гг. XIX в. было не столь заметным, однако постепенно начинает возникать вопрос о «двойственности» важнейшего государственного Российского символа. По-разному эта двойственность воспринимается и Русской общественностью. Ярые защитники Русского самодержавия считали, что ни о каком флаге, кроме имперского, узаконенного императором, речь идти не может: народ и власть должны быть едины. Оппозиция царскому режиму встала под торговые бело-сине-красные флаги, которые стали символом антиправительственных политических движений тех лет. Именно «торговый флаг» отстаивали т.н. «либеральные» круги, которые на весь мир кричали, что борются с деспотизмом и реакционностью царской власти, а, по сути, боролись с величием и благосостоянием своей собственной страны.
Во время этой бурной полемики от рук революционеров погиб Александр II. Его сын и преемник, Александр III 28 апреля 1883 г. придал бело-сине-красному флагу статус государственного, но при этом не отменив и имперский. В России стало два официальных государственных флага, что еще более усложнило положение. А уже с 29 апреля 1896 г. император Николай II повелел считать Национальным и Государственным флагом бело-сине-красный указав также что «другие флаги допускаемы быть не должны ».
Черно-желто-белый остался только у императорской фамилии. Императора «уговорили», поскольку якобы всем славянским народам присвоили таковые цвета - и это подчеркивает их «единство». И объясняя это еще тем, что черно-желто-белый флаг «не имеет геральдических исторических основ в России», чтобы считаться полотнищем, несущим русские национальные цвета. Напрашивается вопрос, а какие такие исторические основы есть у торгового флага?

Но вернемся к бело-желто-черному знамени. То есть, тогда, перед принятием, - бело-желто-черный флаг просто перевернули.

Прослеживается у «переворота» и автор - Бернгард Карл Кёне (о нем будет сказано в конце статьи, чтобы вполне представлять, что за человек влез «исправлять» российскую геральдику). Александр II по восшествии на престол решил, помимо всего прочего, привести в порядок государственную символику - и подвести ее под общеевропейские геральдические стандарты.
Заниматься этим должен был барон Бернгард-Карл Кёне, назначенный в 1857 году начальником гербового департамента. Кёне родился в семье тайного государственного архивариуса, берлинского еврея, еретика, принявшего реформатское вероисповедание. В Россию он попал по протекции. В геральдической историографии заслужил резкую отрицательную оценку, несмотря на бурную деятельность.
Но как бы то ни было – флаг был принят и в таковом виде он просуществовал до 1910 года, когда монархисты подняли вопрос о «правильности» флага, поскольку приближалось 300-летие Дома Романовых .
Было образовано Особое совещание для выяснения вопроса «о государственных Русских национальных цветах». Оно проработало 5 лет, и большинство участников проголосовало за возвращение имперского бело-желто-черного флага с «правильным» расположением цветов в качестве основного, государственного.

Отчего-то и почему – непонятно, но пошли на компромисс - в результате появился симбиоз двух конкурирующих флагов: эклектичный бело-сине-красный флаг имел в верхнем углу желтый квадрат с черным двуглавым орлом. С таким немного повоевали в Первую Мировую войну. Далее история имперского флага заканчивается по всем известной причине.
В геральдике перевернутый флаг означает траур , это прекрасно знал Кёне, возглавляя геральдическое ведомство Империи. Гибель русских императоров подтвердила это. В морской практике перевернутый флаг означает, что судно терпит бедствие. Понятно, что цвета и сейчас путают и вешают флаги кверху ногами сознательно и неосознанно, но что бы таковое происходило на государственном уровне и с многолетней борьбой - нужны особые усилия особых людей.
Существование бело-желто-черного флага подтверждают кинохроники, однако к ним относятся по-разному, ввиду черно-белой пленки. Приверженцы черно-желто-белого флага объясняют, что на съемках бело-сине-красный флаг, не смущаясь простым опытом сравнения цветов, при переводе цветных флагов в черно-белый режим при помощи любого известного графического редактора.
Также триколор в расположении белый-желтый-черный можно увидеть и на картинах художников.
(Васнецов В. М. «Известие о взятии Карса» 1878 год)


На картине Васнецова , посвященной русско-турецкой войне, устанавливают бело-желто-черный флаг. Интересный факт: картина датируется 1878 годом, то есть написана спустя 20 лет после выхода утверждения №33289 « о расположении гербовых цветов » в котором их поменяли наоборот. Выходит, что в народе еще были в ходу не перевернутые бело-желто-черные флаги.


(В центре, либо (сине-желто-красный) флаг Объединённого княжества Валахии и Молдавии, союзника Российской Империи в Русско-турецкой войне (1877—1878), либо панславянский (сине-бело-красный) флаг – трудности определения по репродукции о цветности средней полосы. Славянские народы в 1848 году на Панславянском конгрессе в Праге приняли общий панславянский флаг, повторивший цвета российского (бело-сине-красного) флага).


А вот картина Розанова «Ярмарка на Арбатской площади». На крышах зданий видно как развеваются бело-желто-черные флаги. А наряду с ними бело-сине-красные. Картина написана как раз во время сосуществования двух флагов.

(Розанов , «Ярмарка на Арбатской площади»)

Как только не объясняют расположение черной полосы вверху: это и непостижимость Бога (а как же Бог есть свет?), и величие Империи, и цвет Духовности (ссылаясь на монашеское одеяние). Также истолковывают как: черный – монашество, желтый - золото икон, белый - чистота души. Но все это из разряда народных толкований «кто как придумает».
При этом упускается самый главный момент, что цвета имперского флага должны быть тождественны словам, выражающим всю нашу славянскую суть: Православие, Самодержавие, Народность . Или же если сказать по-другому: Церковь, Царь, Царство . Какой цвет подходит к каждому из этих слов? Ответ очевиден.
В 1858 наряду с флагом были внесены изменения и в государственный герб. Кёне его создал таким, каким мы его привыкли видеть. Хотя при Николае I он был другим.

Герб Кёне, 1858 год


Для примера Герб, изображенный на монетах.
Вот монеты Николаевские, 1858 года



А вот монета 1859 года Александра II (правление Александра II, годы которого были прозваны «эпохой великих реформ», для российских евреев, как и для страны в целом, явилось резким контрастом к предыдущему периоду: реформы в экономике, относительные политические свободы, бурное развитие промышленности - все это, как и веком ранее в Пруссии, создало условия для еврейской ассимиляции, которой так и не произошло ). Здесь явственно видно, насколько точно «слизан» орел с герба Габсбургов. Особо яркая деталь - хвост орла. И это все в один год со сменой флага. Также появились на монетах магендовиды (шестиконечных звезды). Так как масоны большие символисты, им так и хотелось хоть каплю дегтя, но добавить в нашу геральдику.

Еще несколько монет для сравнения:



Еще в 59-ом выпустили памятную монету и медаль «Монумент Императора Николая I на коне ».

Магендавиды теперь настолько мелкие, что их можно только под лупой рассмотреть



Обновили медные монеты, дизайн изменился кардинально, звезды там «советские» - пентакли.



На изображении ниже представлено сходство герба который «сочинил» Кёне, с гербом Габсбургов.

Герб Габсбургов

Для сравнения:


1) Корона приобрела ленту (более похожая на змею), до этого в Российской геральдике эта лента никогда не использовалась;
2) Крылья ранее на всех орлах имели много перьев, а теперь стали абсолютно копировать Габсбургов, даже по оформлению, между большими перьями и там и там, есть маленькие перышки. При этом в нашем орле оказалось по 6 перьев, против 7;
3) Совокупность герба и цепочки, хотя такое расположение и использовалось ранее, но на всех предыдущих монетах, был четко виден орден Святого апостола Андрея Первозванного , теперь это просто цепочка, как собственно и Габсбургов;
4) Хвост. Все понятно без комментариев.



ДЛЯ СПРАВКИ: АВТОР ПЕРЕВОРОТА ФЛАГА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Бернгард Карл (в России "Борис Васильевич") Кёне (4/16.7.1817, Берлин – 5.2.1886, Вюрцбург, Бавария) родился в семье тайного государственного архивариуса, берлинского еврея, принявшего реформатское вероисповедание (сам Кёне и его сын остались протестантами, несмотря на то, что связали свою жизнь с Россией, только его внук стал православным).

Рано увлёкся нумизматикой и свою первую работу в этой области («Монетное дело города Берлина») опубликовал в возрасте 20 лет, когда ещё был учеником берлинской гимназии. Являлся одним из активных деятелей, а затем и секретарём Берлинского нумизматического общества. В 1841–1846 гг. руководил изданием журнала по нумизматике, сфрагистике и геральдике.

С Россией Кёне заочно познакомился ещё в начале 1840-х годов. Известный нумизмат Яков Яковлевич Рейхель , служивший в Экспедиции заготовления государственных бумаг, владелец одной из крупнейших нумизматических коллекций, обратил внимание на молодого человека, вскоре ставшего его помощником в собирательстве и «представителем» в немецких нумизматических кругах. После окончания университетского курса Кёне впервые приехал в Петербург.

В Берлин он вернулся с твёрдым желанием поступить на русскую службу и выступил претендентом на свободную тогда кафедру археологии в Петербургской Академии наук (чего так и не произошло). В результате протекции Рейхеля 27 марта 1845 г. Кёне был определён помощником начальника Первого отделения Императорского Эрмитажа (Первое отделение включало собрания антиков и монет, им руководил крупный нумизмат Флориан Антонович Жиль ) с чином коллежского ассесора. К концу жизни Кёне дослужился до тайного советника (1876).
В Петербурге Кёне развил бурную деятельность. Упорное желание попасть в Академию наук, причём по археологическому «направлению», стимулировало не только активное изучение им археологии, но и его не менее активную организаторскую работу. Стремясь обрести нужный вес в научных кругах, Кёне выступил инициатором создания в России специального нумизматического общества, но поскольку археология неизбежно привлекала его, он соединил две эти науки под одним «административным» названием – так появилось Археологическо-Нумизматическое общество в Петербурге (позднее Русское Археологическое общество).
Кёне стремился пропагандировать себя и общество в европейском масштабе. На нём лежала вся переписка с иностранными учёными. А иностранные научные общества неизменно принимали его в свои члены, так что к концу жизни он являлся членом 30 зарубежных обществ и академий (в Петербургскую он так и не попал). Кстати, ориентированность на Запад привела к тому, что Кёне старался не допускать на заседаниях докладов на русском языке (только на французском и немецком), и лишь после того как в общество вступил этнограф и археолог Иван Петрович Сахаров (1807–1863), русский язык был восстановлен в своих правах.
Вторая половина 1850-х годов – это «триумф» Кёне в Герольдии, когда он в 1856 г. создаёт Большой государственный герб империи, а в июне 1857 г. становится управляющим Гербовым отделением при департаменте (с оставлением в должности по Эрмитажу). Возглавив всю практическую работу в области российской геральдики, Кёне в течение последующих лет начал масштабную геральдическую реформу, стремясь унифицировать и придать системность корпусу российских родовых и территориальных гербов путём приведения их в соответствие с правилами европейской геральдики (например, поворот фигур в правую геральдическую сторону; замена некоторых, казавшихся Кёне не подходящими для геральдики, фигур на иные и т. д.) и введения новых принципов и элементов (помещение губернского герба в вольную часть городского, система эмблем внешней части территориальных и городских гербов, отражающих их статус и т. д.).
Кёне принадлежит также и авторство чёрно-жёлто(золотого)-белого государственного российского флага, решённого в цветах главной фигуры и поля щита российского государственного герба (чёрный орёл в золотом поле).
Карьера Кёне в Русском Археологическом обществе оборвалась с приходом нового августейшего руководителя Великого князя Константина Николаевича . Он не утвердил избрание Кёне секретарём третьего отдела общества (единственный случай за всю историю общества), в результате чего в начале 1853 г. Кёне покинул его ряды. Константин Николаевич питал к Кёне устойчивую неприязнь. В частности, он неодобрительно отнёсся к проекту государственного герба 1856–1857 гг.
15 октября 1862 г. Кёне было дозволено принять баронский титул, пожалованный 12/24 мая того же года правительницей (за малолетством принца Генриха XXII ) княжества Рёйсс-Грейцского Каролиной-Амалией . В литературе можно встретить утверждение, что этим титулом Кёне обязан созданному им государственному гербу Российской империи, но эти данные нуждаются в подтверждении. Скорее всего, предприимчивый нумизмат просто купил права на этот титул и таким образом стал, наверное, единственным в России бароном «Рёйсс-Грейцским».
При этом можно твердо заявить, что Николай II и цесаревич Алексей понимали проблему государственного флага Российской Империи и намеревались привести его цвета в изначальный вид, т.е. бело-желто-черный. Подтверждением этому служит то, что знамя Ливадийско-Ялтинской потешной роты имени Цесаревича Алексея состояло из белой, желтой и черной полос.

Кроме того, на 300-летие Дома Романовых Царём Николаем II была утверждена юбилейная медаль с использованием цветов: Бело-Жёлто-Чёрным.


Что же, это еще один показательный урок – уже на государственной символике - не допускайте козлов огород. Но мы уже знаем, как обернуть это оружие против них же самих .



Просмотров