Чем опасно дробление закупок для заказчика. Дробление закупок Дробление лотов по 44 фз

Когда заказчик закупает у едпоставщика один и тот же объект слишком часто, контролер может заподозрить, что закупку дробят намеренно, чтобы уйти от конкурентной процедуры. Расскажем, что такое дробление закупки, по каким признакам контролер определит дробление, чем оно опасно и как за это накажут.

Что такое искусственное дробление закупок по 44-ФЗ

Дроблением контролер назовет ситуацию, когда заказчик вместо того, чтобы провести конкурентную процедуру, делит большую закупку на малые и покупает у едпоставщика. Например, заказчик каждый месяц покупает бумагу для принтера. Цена контракта не превышает 100 тысяч рублей, поэтому контракт проводят у едпоставщика.

Потребность у заказчика постоянная, и правильно было бы провести все через конкурентную процедуру, а не делить на мелкие. Но заказчик решил упростить себе задачу и регулярно закупать бумагу у едпоставщика. В таких поставках с идентичными объектами, одинаковыми сроками исполнения и одинаковыми поставщиками контролер наверняка усмотрит дробление. Формально заключать малые контракты с идентичными объектами не запрещено, но рискованно.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Дробление закупок до 100 тысяч по 44-ФЗ

Заказчики дробят закупки, потому что у единственного поставщика быстрее и удобнее покупать. , чтобы сделать все вовремя. В ходе конкурентной процедуры кто-то из участников может пожаловаться. Даже если жалоба формальная, просто чтобы потянуть время, контролер рассмотрит ее. Это может затянуть сроки процедуры. Если победитель окажется уклонистом – снова затягивание времени. Например, бумага для принтера входит в перечень распоряжения Правительства от 31.03.2016 № 471-р , значит закупать надо аукционом.

Зачем дробят закупки

Для аукциона нужно готовить документацию, обоснование НМЦК, проводить исследование рынка, запрашивать коммерческие предложения, рассчитывать сроки проведения, отчитываться об исполнении контракта. Для приобретения этой же бумаги у единственного поставщика не нужно даже обосновывать НМЦК. Закон № 44-ФЗ не обязывает заказчика обосновывать НМЦК в закупках у едпоставщика. Оно будет нужно только чтобы доказать аудитору, что заказчик соблюдает принцип эффективного расходования бюджетных средств.

Формально Закон № 44-ФЗ не запрещает заключать два и более контрактов, с одним и тем же поставщиком на один и тот же объект. Но если заказчик злоупотребляет этим правом, наказание может быть очень серьезным и не только в рамках административной ответственности. Контрактная система разрешает проводить процедуры у едпоставщика только в исключительных случаях, а не каждый раз, чтобы сэкономить время.

Джамал Рабаданов ,
редактор-эксперт

Есть ли запрет дробить закупку

Прежние правила госзаказа запрещали заказчику уходить от конкурентных процедур. Закупать у единственного поставщика одноименные товары, работы или услуги в течение квартала можно было только в установленном размере. Одноименными считали предметы закупки, которые относились к одной номенклатурной группе. Нельзя было дробить заказ с одноименными товарами, чтобы уйти от конкурентной процедуры.
Сейчас такого правила нет.

Продолжение читайте в статье

Признаки дробления закупки

Основных признаков, по которым контролер выявит дробление, три.
Первый признак – одинаковый объект закупки в нескольких малых контрактах.
Второй признак – небольшой промежуток времени между заключением этих контрактов и срок их действия.
Третий, косвенный признак – один и тот же поставщик фигурирует по всех контрактах.

Сочетание всех трех признаков позволит контролеру сделать вывод о том, что вы дробите закупку вместо того, чтобы купить конкурсом или аукционом. Но если у вас были другие намерения и вам действительно было необходимо проводить именно малые контракты – попытайтесь доказать это контролеру, обоснуйте свою необходимость.

Как обосновать дробление

Одной из причин, по которым контролер может согласиться, что вы не можете закупать иначе – отсутствие складских помещений. Например, в той же закупке бумаги. Бумага для принтера – товар, который надо хранить в сухом помещении. В подвал ее не положишь – там сыро, она утратит свойства. А сухого склада, чтобы хранить большой объем бумаги у вас нет физически. Вы можете закупить аукционом, но хранить товар вам будет негде и оснований отказать в приемке тоже не будет.

Поэтому проводить большую процедуру вы не можете. И закупать новую партию можете только после того, как израсходовали предыдущую. Вот и выходит, что один и тот же объект фигурирует в разных малых контрактах с небольшой периодичностью. Будьте готовы к тому, что контролер может передать сведения в следующие инстанции, потому что ответственность за нарушения в госзаказе ужесточили - ниже читайте, что поменялось.

Какая ответственность предусмотрена за дробление закупок по 44-ФЗ

Раньше за дробление закупок могли наказать штрафом. Контролер, который выявил дробление, штрафовал за неправильный выбор способа процедуры.

Как штрафуют за дробление по КоАП

Оснований для штрафа в КоАП было два. Штраф 30 тысяч рублей назначали, если квалифицировали нарушение по ч.1 ст.7.29 за покупку с нарушениями Закона № 44-ФЗ. Второй вариант – штраф 50 тысяч рублей, если, по мнению контролера, закупали у едпоставщика, а должны были конкурсом или аукционом по ч.2 ст.7.29 КоАП РФ.

Основная опасность была в том, что штраф могли назначить за каждый раздробленный контракт, а не сам факт нарушения. Но ситуация поменялась – теперь в дроблении закупок могут усмотреть нарушение, за которое предусмотрено уголовное наказание, а не административное.

Как наказывают за дробление по УК

В дроблении могут усмотреть преступления – превышение должностных полномочий по ст.286 УК РФ, прецеденты уже есть. Как связано дробление и превышение полномочий? Когда сотрудник заказчика – контрактный управляющий, принимал решение о покупке у одного и того же едпоставщика, он мог иметь личную заинтересованность. И именно из-за нее поспособствовал выбору едпоставщика.

Следственный комитет, который занимается уголовными делами по нарушениям в госзакупках , посмотрит на ситуацию именно так: управляющий влиял на выбор поставщика в личных интересах. Наказание за такое преступление предусмотрено трех видов: штраф, принудительные работы и лишение свободы. Дополнительно могут лишить права заниматься определенной деятельностью и занимать определенные должности.

Вид наказания будет зависеть от суммы ущерба, который нанес сотрудник своими действиями. Ущерб разделен на два вида – крупный и особо крупный. Крупный – от 2млн 250 тыс рублей до 9 млн. руб. Особо крупный – выше 9 млн.руб.

Чем дробление закупки опасно для поставщика

Дробление закупки опасно не только для заказчика, потому что его оштрафуют, но и для поставщика, потому что ему могут вообще не заплатить. Так может произойти, если раздробленные контракты признают ничтожными. Представьте, поставщик привез товар по нескольким контрактам и ждет оплаты, а к заказчику приходит проверка.

Проверка выясняет, что товар, который привез поставщик по нескольким контрактам – одинаковый. Да, его закупили небольшими партиями с малым промежутком времени, но если сложить три контракта – сумма получается большая. Что мешало заказчику провести конкурентную процедуру, если он знал, что все равно будет закупать несколько партий и одним контрактом не обойдется? Только желание купить проще, быстрее, и у «своих». Контролер выдает предписание и штрафует заказчика. Заказчик идет в суд оспаривать штраф, суд признает закупки дроблением и выносит решение о ничтожности сделок, поскольку их заключили с нарушением законодательства. Поставщик поставил товар, за который никто не заплатит.

А32-38440/2015? постановление 3-го арбитражного апелляционного суда от 20 октября 2016 года по делу № А33-9823/2015.Приведенными выше решениями, такие сделки признаны ничтожным, притворными, посягающими на публичные интересы - часть 2 статьи 170, часть 2 статьи 169 Гражданского кодекса Российской Федерации. посягающей на публичные интересы является в том числе сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом (соответствующая правовая позиция содержится в пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»). Примечание автора: какой же запрет нарушен? Императивного запрета на заключение контрактов у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) нет в Законе о контрактной системе.

Дробление закупок: как разбить большой госзаказ на несколько маленьких

Внимание

Перед заказчиком часто встает выбор: провести одну крупную закупку или разделить ее на несколько небольших. С одной стороны прямого нарушения законодательства в том, чтобы раздробить закупку, нет.


Но на практике ФАС и судебные инстанции нередко усматривают в этом ограничение конкуренции. Как представителям контрактных служб, так и поставщикам будет не лишним разобраться в принципах и особенностях дробления, способах выявления таких закупок и ответственности, которую за это можно понести.
Что такое искусственное дробление закупки Искусственным дроблением закупки принято называть умышленное разбиение стоимости одного крупного заказа на несколько. Это справедливо как для 44-ФЗ, так и для 223-ФЗ.

Дробление закупок

Важно

Какой способ определения поставщика выбрать Важно понимать, что ни Закон 44, ни 223 не содержат понятия «дробление закупки». Заказчик может на свое усмотрение выбирать способ определения победителя: как конкурентный (аукционы, конкурсы, запросы котировок и т.


д.), так и неконкурентный (договор с единственным поставщиком -

Инфо

ЕП). Проведение торгов не всегда является более эффективным и результативным способом заказа, по сравнению с ЕП. Налицо сокращение временных издержек (для конкурса, аукциона публикация извещения 7-20 дней, мораторий на срок заключения контракта, к примеру, не раньше 10 дней от даты определения победителя), уверенность в наличии претендента (при проведении торгов может быть не подано ни одной заявки) и др.


Напомним, что случаи ЕП отражены в ст. 93 Закона о контрактной системе, и наиболее часто используемый способ - заключение контракта на сумму, не превышающую 100 000 руб.

Форум о госзакупках и тендерах good-tender

Необходимо учитывать следующие нормы:

  1. Бюджетное законодательство, ст. 34 Бюджетного кодекса. Дробление может быть признано контролирующими органами как нарушение принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств.
  2. Гражданское законодательство, ст.

    Гражданского кодекса. Дробление может подразумевать создание притворных сделок, которые совершаются с целью прикрытия единого крупного заказа. Согласно ч. 2 ст. 170 ГК, притворные сделки являются ничтожными (недействительными).

  3. Закон о защите конкуренции, ст.

    15 Закона № 135 от 26.07.2006. Необходимо соблюдать принцип обеспечения конкуренции, не допускается необоснованное сокращение числа участников.

Ответственность за нарушение при выборе способа определения поставщика, согласно ч. 2 ст.

«дробление закупок» до 100 (400) тысяч рублей: практика контроля

Исходя из стоимости системы, заказчик не имел оснований на то, чтобы разделять заупку на несколько договоров. Необходимо было выбрать один из конкурентных способов приобретения товаров.

В этой ситуации на заказчика было наложено взыскание за неправильный выбор способа определения поставщика. Судебная практика Окончательное решение о правомерности разукрупнения заказа может быть вынесено только в суде.

Поэтому заказчикам, в отношении которых ФАС вынесло решение о наложении штрафа, рекомендуется обжаловать его в суде. В судебной практике также немало дел, когда после рассмотрения всех обстоятельств было признано решение о признании действий заказчика незаконными.


Например, на одно из дел, рассматриваемых в Уральском Арбитражном суде, было подано три апелляции. Все они были отклонены. На заказчика было наложено взыскание за намеренное ограничение конкуренции.

Ответственность При детальной проверке договоров, заключенных заказчиком по методике дробления, контролирующие органы могут усмотреть нарушение статьи 34 Бюджетного Кодекса России. Такие процедуры часто признаются неэффективным расходованием средств, выделенных из бюджета. Если рассматривать разукрупнение закупки с точки зрения Гражданского Кодекса, можно усмотреть признаки притворной сделки. Заключение нескольких договоров рассматривается как прикрытие единой крупной сделки.
Впоследствии такие сделки могут быть признаны недействительными. Дробление закупки также нарушает и закон о защите конкуренции.

Заключая несколько контрактов с единственным поставщиком, заказчик лишает другие компании возможности поучаствовать в тендере. Необоснованное ограничение конкуренции является прямым нарушением действующего законодательства.

Дробление закупки что это такое по 44 ap

Пункты 4,5 призваны облегчить жизнь заказчикам с малым объемом закупок, которые не имеют возможности содержать профессиональные кадры для проведения конкурентных процедур. Этой же позиции придерживаются и суды общей юрисдикции при рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности:Решение Владимирского областного суду от 30 января 2014 года N 11-17/14, Постановление заместителя председателя Свердловского областного суда от 7 февраля 2014 года № 4а-7/2014, Решение Новосибирского областного суда от 03 марта 2015 года по делу № 7-103/2015, Решение Пензенского областного суда от 16 июля 2015 года по делу № 7-267/2015.

Однако, практика в арбитражных судов несколько иная.Для примера:(Решение от 20 февраля 2016 г.

Дробление закупки что это такое по 44 фз

  • Главная
  • Контракт

Автор: Черданцева Татьяна 24 ноября 2017 Провести единую крупную закупку или осуществить несколько мелких заказов по одному объекту, решает заказчик. Рассмотрим основные факторы, влияющие на выбор. Можно ли «разукрупнить» заказ, не нарушая при этом положения законодательства? Искусственное дробление закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ - это преднамеренная и умышленная разбивка стоимости отдельного заказа на несколько договоров при условии, что заказчику заранее известна потребность в такой продукции или работах на плановый период, и не существует препятствий технологического или экономического характера, не позволяющих провести одну процедуру для приобретения всего объема требуемых товаров, работ, услуг.
Разберем процедуру дробления закупок по 44-ФЗ, ответственность за нарушения при выборе процедуры.
Menu ГлавнаяНовости- Закупки в СМИ- Мероприятия- Новости ЕИС- Вестник Института госзакупок- Аукционный вестник- Авторские статьи- Юмор в госзаказе44-ФЗ- Нормативно-правовые акты- Письма и разъяснения- Руководства и документация- Шаблоны документов- Судебная практика- Решения контролирующих органов223-ФЗ- Письма и разъяснения- Нормативно-правовые актыВидео- Вебинары- СеминарыВопросыЗаказчику- Консультация по 44-ФЗУчастнику- Электронная подпись- Банковская гарантия- Консультация по 44-ФЗ- Свидетельство СРО, ЛицензияСсылки- Учебные центры- Сервисы и справочники- Специализированные организации- Эксперты- Торговые площадки- Общественные организации У нас много планов и проектов для Вас, но ограниченное количество ресурсов.


Настоящий «бумом» и актуальным направлением контроля в сфере закупок в настоящее время является поиск и выявление нарушения как искусственное дробление закупок.

Казалось бы, понятие одноименности (вместе с дроблением) должно было уйти вместе с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ и Приказом
Минэкономразвития РФ от 07.06.2011 г. N 273 «Об утверждении номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков», но традиции - штука сильная (особенно надзора), за законодательством они меняться не успевают.

Дело в том, что в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закон о контрактной системе возможно заключить договора до ста тысяч (совокупный объем таких договоров не более двух миллионов для «малых заказчиков») без конкурентных способов, чем собственно и пользуются заказчики. Иногда так бывает, что требуемые товары, работы, услуги не «умещаются» в сто тысяч, и заказчик заключает несколько идентичных договоров, например на ремонт одного и того же помещения.

Министерство экономического развития Российской Федерации в своих письмах, от 14 июля 2016 года № Д28и-1805, от 18 ноября 2015 года № Д28и-3447, от 20 октября 2015 года № Д28и-3179 сформулировал позиции согласно которой, заказчик в пределах 2-х миллионного лимита может делать, потому что Закон о контрактной системе не содержит понятия однородности. В целом, это справедливо и логично, так как для этого все и «затевалось». Пункты 4,5 призваны облегчить жизнь заказчикам с малым объемом закупок, которые не имеют возможности содержать профессиональные кадры для проведения конкурентных процедур.

Этой же позиции придерживаются и суды общей юрисдикции при рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности:
Решение Владимирского областного суду от 30 января 2014 года N 11-17/14, Постановление заместителя председателя Свердловского областного суда от 7 февраля 2014 года № 4а-7/2014, Решение Новосибирского областного суда от 03 марта 2015 года по делу № 7-103/2015, Решение Пензенского областного суда от 16 июля 2015 года по делу № 7-267/2015.

Однако, практика в арбитражных судов несколько иная.
Для примера:
(Решение от 20 февраля 2016 г. по делу № А34-6943/2015) Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 26.08.2016 N Ф09-8787/16 по делу № А34-6943/2015 -«оспариваемые договоры поставки направлены на достижение единой хозяйственной цели, приобретателем по ним является одно и то же лицо, имеющее единый интерес, предметом - одноименные товары, в связи с чем фактически образуют единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную двумя самостоятельными договорами-документами; ну и далее - Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 7 ноября 2016 года № 03АП-6465/16, Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 июля 2016 года № 04АП-3241/16,
постановление 3-го арбитражного апелляционного суда от 07 ноября 2016 года по делу № А69-2168/2016? постановление 15-го арбитражного апелляционного суда № 15АП-5451/2016 от 25.05.2016 г. по делу № А32-38440/2015? постановление 3-го арбитражного апелляционного суда от 20 октября 2016 года по делу № А33-9823/2015.
Приведенными выше решениями, такие сделки признаны ничтожным, притворными, посягающими на публичные интересы - часть 2 статьи 170, часть 2 статьи 169 Гражданского кодекса Российской Федерации. посягающей на публичные интересы является в том числе сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом (соответствующая правовая позиция содержится в пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Примечание автора: какой же запрет нарушен? Императивного запрета на заключение контрактов у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) нет в Законе о контрактной системе. Норма является императивной, если она содержит явно выраженный запрет, который недвусмысленно выражен в тексте нормы» (пункт 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 «О свободе договора и ее пределах»). И обхода никакого в таком случае нет, так как нечего обходить =)).

Интересно также, что трактовка понятия одноименности, точнее «однородности» товаров (работ, услуг) (используемая в приведенных решениях АС) осуществляется через приказ Министерства экономического развития РФ от 2 октября 2013 года № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)», который является методическими рекомендациями и не является нормативным (Дело № А42-2927/2014, Дело № А69-1077/2016).

Помимо признания сделки не действительной в силу ее притворности, заказчика могут обвинить в ограничении конкуренции в связи с обходом конкурентных процедур (часть 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции»(см. Решение Красноярского УФАС по делу № 90-16-15, и неправомерный выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (часть 2 статьи 7.29 КОАП РФ - штраф 50 тысяч рублей).

Основными признаками искусственного дробления являются:
1. Договоры заключены одной и той же датой;
2. Договоры заключены с одним и тем же лицом;
3. Договоры предусматривают поставку одного и того же товара, либо работ или услуг в отношении одного и того же объекта и заключены согласно одной и той же хозяйственной цели.

P.S. Настоящий «пост» является лишь абстрагированной оценкой практики применения действующего законодательства с правовой точки зрения и теоретическим анализом, а также представляет интерес для автора лишь с научной точки зрения, при этом, не характеризует личное отношение к субъектам, лицам, организациям, их взглядам, статусам и политическим предпочтениям и не является критикой.

МКУ города Красноярска «Управление дорог инфраструктуры и благоустройства» части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в избрании неконкурентного способа размещения заказа, а именно факта осуществления закупки на оказание услуг по отлову, учету, содержанию и иному обращению с безнадзорными домашними животными у единственного поставщика, с нарушением специальных норм законодательства — Федерального закона № 44-ФЗ ««О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». На основании изложенного Комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» РЕШИЛА: 1.

An error occurred.

ИП Версяцкасу В.с.И. Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

«дробление закупок» до 100 (400) тысяч рублей: практика контроля

Внимание

Таким образом, в действиях МКУ города Красноярска «Управление дорог инфраструктуры и благоустройства» имеются признаки нарушения ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в осуществлении, избрании неконкурентного способа размещения заказа, а именно в осуществлении закупки у единственного поставщика с нарушением специальных норм законодательства — Федерального закона № 44-ФЗ. Довод Ответчика о том, что ограничение конкуренции не имело место по причине того, что муниципальные контракты заключены именно с лицом, которое стало победителем торгов, подлежит отклонению по причине несостоятельности в правовом отношении. Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29 ноября 2011 г.

Дробление закупок: как разбить большой госзаказ на несколько маленьких

Важно

Разукрупняя заказы, заказчики преследуют следующие цели:

  1. Ускорить поставку товаров или оказание услуг. К примеру, такие ситуации нередко случаются перед новым годом, когда организации просто не успевают закупить праздничные подарки.
  2. Упростить процедуру проведения закупки. Иногда у заказчика нет желания или времени готовить полный пакет необходимых документов, размещать всю информацию в ЕИС и выжидать положенное время после торгов для заключения контракта.
  • Получить личную выгоду. Известно множество случаев, когда заказчики намеренно дробили заказы с целью получения «отката» от поставщика. Контрактный управляющий может намерено отказаться от проведения аукциона на сумму 500 000 рублей и заключить с конкретной фирмой 5 контрактов по 100 000 рублей каждый.
  • А34-6943/2015) Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 26.08.2016 N Ф09-8787/16 по делу № А34-6943/2015 -«оспариваемые договоры поставки направлены на достижение единой хозяйственной цели, приобретателем по ним является одно и то же лицо, имеющее единый интерес, предметом - одноименные товары, в связи с чем фактически образуют единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную двумя самостоятельными договорами-документами; ну и далее - Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 7 ноября 2016 года № 03АП-6465/16, Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 июля 2016 года № 04АП-3241/16,постановление 3-го арбитражного апелляционного суда от 07 ноября 2016 года по делу № А69-2168/2016? постановление 15-го арбитражного апелляционного суда № 15АП-5451/2016 от 25.05.2016 г.
    Дело в том, что в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закон о контрактной системе возможно заключить договора до ста тысяч (совокупный объем таких договоров не более двух миллионов для «малых заказчиков») без конкурентных способов, чем собственно и пользуются заказчики. Иногда так бывает, что требуемые товары, работы, услуги не «умещаются» в сто тысяч, и заказчик заключает несколько идентичных договоров, например на ремонт одного и того же помещения. Министерство экономического развития Российской Федерации в своих письмах, от 14 июля 2016 года № Д28и-1805, от 18 ноября 2015 года № Д28и-3447, от 20 октября 2015 года № Д28и-3179 сформулировал позиции согласно которой, заказчик в пределах 2-х миллионного лимита может делать, потому что Закон о контрактной системе не содержит понятия однородности.
    В целом, это справедливо и логично, так как для этого все и «затевалось».
    Доводы о невозможности применения двусторонней реституции вследствие утраты компьютерами значительной части их стоимости и установки на компьютеры программного обеспечения, которое с них нельзя удалить, судами не приняты. Выводы и возможные проблемы: Учреждения предпочитают размещать заказы у единственного поставщика. Но, оказывается, не всегда это законно. Поставщикам, оказывается, также нужно разбираться в тонкостях госзакупок и следить за выполнением закона.
    Иначе сделку отменят, и придется все возвращать. Строка для поиска похожих ситуаций в КонсультантПлюс: «Искусственное дробление сделки 44-фз».

    Судебная практика по исскуственному дроблению фз 44

    А32-38440/2015? постановление 3-го арбитражного апелляционного суда от 20 октября 2016 года по делу № А33-9823/2015.Приведенными выше решениями, такие сделки признаны ничтожным, притворными, посягающими на публичные интересы - часть 2 статьи 170, часть 2 статьи 169 Гражданского кодекса Российской Федерации. посягающей на публичные интересы является в том числе сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом (соответствующая правовая позиция содержится в пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»). Примечание автора: какой же запрет нарушен? Императивного запрета на заключение контрактов у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) нет в Законе о контрактной системе.
    Иозаса УСТАНОВИЛА: В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение прокуратуры Кировского района города Красноярска (исх. № 2-14в-2015 от 25.02.2015, вх. № 3512 от 26.02.2015), в котором сообщается о результатах проверки расходования бюджетных средств на цели отлова бродячих собак в городе Красноярске. Нарушение законодательства заключается, по мнению прокуратуры, в заключении 47 договоров в период с 29.10.2014 по 15.12.2014 МКУ «УДИБ» и ИП Версяцкасом В.с.И. без проведения торгов, с нарушениями специальных норм законодательства (ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ), что привело к ограничению конкуренции на рынке услуг по санитарной очистке города Красноярска, включающего отлов безнадзорных животных. В соответствии с п. 6 ст.

    Инфо

    Перед заказчиком часто встает выбор: провести одну крупную закупку или разделить ее на несколько небольших. С одной стороны прямого нарушения законодательства в том, чтобы раздробить закупку, нет. Но на практике ФАС и судебные инстанции нередко усматривают в этом ограничение конкуренции.

    Как представителям контрактных служб, так и поставщикам будет не лишним разобраться в принципах и особенностях дробления, способах выявления таких закупок и ответственности, которую за это можно понести. Что такое искусственное дробление закупки Искусственным дроблением закупки принято называть умышленное разбиение стоимости одного крупного заказа на несколько. Это справедливо как для 44-ФЗ, так и для 223-ФЗ.
    Департамент городского хозяйства администрации города Красноярска на заседании комиссии поддержал позицию МКУ «УДИБ», дополнительно пояснив, что функции муниципального заказчика переданы учреждению путем внесения изменений в учредительные документы последнего. Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующим выводам: Конституцией Российской Федерации (статья 8) гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.

    У заказчиков нередко возникает соблазн разбить весь объем необходимого товара на несколько отдельных контрактов. Это позволяет избежать конкурентных процедур и быстро провести закупку, не затратив много сил на подготовку. Статья расскажет о дроблении закупок и о том, почему это может быть опасно .

    Что говорит закон

    Сразу отметим, что термина «дробление закупок » нет ни в законе 44-ФЗ, ни в законе 223-ФЗ. Из этого формально следует, что законодательство о закупках прямо такого явления не запрещает.

    Вместе с тем тендерная система базируется на определенных принципах. В частности, закупки должны быть эффективными и экономными. Однако если не проводится конкурентная процедура определения поставщика, то заказчик не получает лучшей цены. А значит, упомянутые выше принципы могут быть нарушены.

    Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

    С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

    Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

    Дроблением считается разбиение одного крупного заказа на несколько мелких. Причем наказуемо именно преднамеренное дробление. Подразумевается ситуация, когда заказчик заранее знает свою потребность в товаре , при этом нет никаких препятствий для того, чтобы сразу закупить весь его объем . Однако вместо этого закупка производится частями.

    Выгода для заказчик

    В общем случае заказчики обязаны определять исполнителей контрактов в конкурентной борьбе. Однако эта процедура довольно сложная: нужно заранее включить закупку в план, разместить информацию в ЕИС, подготовить документацию и так далее. К тому же все это и еще не гарантирует, что процедура состоит, и заказчик получит хорошую цену.

    Вместе с тем законодательство дает на небольшие суммы. Так, закон 44-ФЗ позволяют заключать контракты с единственным поставщиком стоимостью не более 100 000 рублей .

    Неудивительно, что порой закачку гораздо проще разделить весь объем закупки на части и заключить несколько прямых контрактов. Это позволяет ему добиться следующих преимуществ:

    1. Быстро закупить товары и услуги, необходимость в которых возникла внезапно.
    2. Сэкономить время и силы на подготовку процедур по заранее запланированным закупкам.
    3. Преследовать личный интерес. Не секрет, что в госзакупках зачастую применяются коррупционные схемы, основанные на сговоре между представителем заказчика и поставщиком.

      Например, за определенное вознаграждение контрактный управляющий может вместо проведения конкурентной процедуры на полмиллиона рублей заключить с единственным поставщиком 5 контрактов по 100 000 рублей.

    Признаки дробления

    Предумышленное дробление можно распознать по ряду признаков:

    1. Заключено несколько контрактов на поставку товара , схожего по своим характеристикам.
    2. Соглашения заключаются практически одновременно , зачастую даже в один день.
    3. Исполнителем по контрактам выступает одно лицо .

    Если контролирующие органы обратят внимание на такую закупку, может последовать проверка.

    Что могут вменить в вину

    Дробление нарушает сразу несколько законов:

    1. Закон о защите конкуренции . Разделяя закупку и заключая несколько мелких контрактов, заказчик уходит от проведения конкурентной процедуры. Тем самым он лишает поставщиков возможности в ней поучаствовать. Это квалифицируется как необоснованное ограничение конкуренции.
    2. Гражданский кодекс . Разделение одного договора может быть расценено, как притворная сделка, цель который - замаскировать крупную операцию. В итоге заключение контракта с единственным поставщиком может быть признано недействительным.
    3. Бюджетный кодекс. Если закупка безосновательно разделена, это может быть расценено, как неэффективное использование бюджетных средств. Подразумевается, что при проведении конкурентных торгов заказчик могу получить более выгодную цену контракта.

    Подобные нарушения караются денежными штрафами в соответствии с КоАП. Например, за ограничение конкуренции либо неправильный выбор процедуры будет наложен штраф 50 000 рублей.

    Определение правомерности дробления

    Как контролирующие органы определяют, искусственно ли была раздроблена закупка либо это вызвано объективными причинами? Самые очевидные признаки фиктивного дробления мы уже упомянули. Но главное, что должен понять антимонопольный орган - были ли изначально основания делить закупку на более мелкие составляющие.

    Например, заказчику нужно закупить дорогостоящую информационную систему. Он решил не проводить торги, а заключить более 60 прямых контрактов с одним поставщиком. Предметами закупки по каждому соглашению выступают отдельные модули системы и комплект ПО для одного сотрудника.

    Это реальный случай из практики ФАС. Антимонопольный орган пришел к выводу, что у заказчика не было оснований дробить закупку. Ведь в конце концов, его целью было приобрести не каждый модуль в отдельности, а всю АИС целиком . Заказчика наказали штрафом за неправильный выбор процедуры определения поставщика.

    Как было сказано выше, дробление не всегда носит криминальный характер. Иногда делить закупку на составляющие приходится по объективным причинам. Если заказчик считает, что ФАС углядела искусственное разделение закупки там, где его нет, и наложила штраф неправомерно, то следует обращаться в суд .



    Просмотров