Чем может помочь роспотребнадзор. Чем занимается Роспотребнадзор: функции, полномочия, задачи

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы

СанПиН 2.4.3.1186-03

(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

2.4.1. Естественное освещение

2.4.1.1. Учебные, учебно-производственные, рекреационные, жилые и др. помещения с постоянным пребыванием обучающихся имеют естественное освещение.

Без естественного освещения допускается проектировать:

    снарядные, умывальные, душевые, уборные при гимнастическом зале;

    душевые и уборные персонала;

    кладовые и складские помещения (кроме помещений для хранения легковоспламеняющихся жидкостей);

    радиоузлы;

    кинофотолаборатории;

    книгохранилища;

    бойлерные, насосные водопровода и канализации;

    камеры вентиляционные и кондиционирования воздуха;

    узлы управления и другие помещения для установки и управления инженерным и технологическим оборудованием зданий;

    помещения для хранения дезсредств.

Светильники для образовательных кабинетов

Мощность светильника 36 Вт, 4500 К, 3200 Лм, встраиваемый.


Мощность светильника 38 Вт, 5000 К, 3450 Лм, встраиваемый/накладной.



Мощность светильника 36 Вт, 4000 К, 3800 Лм, встраиваемый/накладной. Опция - аварийный блок.



Мощность светильника 33 Вт, 4800 К, 2900 Лм, IP54, встраиваемый


2.4.1.2. Основной системой естественного освещения учебных помещений является боковое левостороннее. Направление основного светового потока не должно быть спереди и сзади от обучающихся. При глубине учебных помещений более 6 метров обязательно устройство правостороннего подсвета.

В учебно-производственных мастерских, актовых и спортивных залах применяют системы освещения (боковое - одно, двух- и трехстороннее) и комбинированное (верхнее и боковое). Выбор системы освещения определяют характером зрительной работы, габаритами помещения и оборудования, особенностями светового климата и др. Для мастерских с большой глубиной - наилучшими системами следует считать двухстороннее боковое и комбинированное (в одно- и двухэтажных зданиях).

Направленность света от боковых окон на рабочую поверхность, как правило, левостороннее. В слесарных и токарных мастерских направление света от боковых окон справа (при этом обеспечивается наименьшее затенение от корпуса тела работающего и громоздкой левой части токарных станков).

2.4.1.3. В учебных помещениях коэффициент естественного освещения (КЕО) должен быть 1,5% на расстоянии 1 м от стены, противоположной световым проемам, кабинетах технического черчения - 2,0%. В спортивном зале при боковом освещении - 1,0%, при верхнем и комбинированном - 3,0%.

2.4.1.4. В учебно-производственных мастерских и рабочих местах обучающихся на предприятиях КЕО обеспечивается в соответствии с характеристикой зрительной работы согласно требованиям, предъявляемым к естественному и искусственному освещению. В помещениях, специально предназначенных для работы или производственного обучения подростков, нормированное значение КЕО повышается на один разряд и должно быть не менее 1,0%.

2.4.1.5. Неравномерность естественного освещения в учебно-производственных помещениях не должна превышать 3:1 (отношение среднего значения КЕО к наименьшему в пределах характерного разреза помещения). Ориентация окон учебных помещений должна быть на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, а также помещение кухни; ориентация кабинета вычислительной техники - на север, северо-восток.

2.4.1.6. Соотношение яркостей в поле зрения не должно превышать 3:1 - между тетрадью и поверхностью стола, 10:1 - между тетрадью и стеной; 1:3 - между классной доской и стеной и 20:1 - между световым проемом и стеной.

2.4.1.7. Для окраски и отделки поверхностей интерьера и оборудования учебных помещений и учебно-производственных мастерских следует использовать диффузно-отражающие материалы светлой гаммы цветов: потолок и верхнюю часть стен, двери и оконные рамы окрашивают в белый цвет, стены - в светло-желтые, светло-голубые, светло-розовые, бежевые, светло-зеленые цвета с коэффициентом отражения не менее 0,6 - 0,7; столы - в светло-зеленые и цвета натурального дерева - с коэффициентом отражения не менее 0,5; классные доски - в темно-коричневые или темно-зеленые цвета с коэффициентом отражения не менее 0,2; пол - в светлые тона с коэффициентом отражения 0,4 - 0,5.

Светильники для школьных коридоров и подсобных помещений


Мощность светильника 15 Вт, 5000 К, 1750 Лм, встраиваемый/накладной, IP30. Опция - аварийный блок.


Мощность светильника 18 Вт, 4000 К, 2100 Лм, встраиваемый/накладной.


Мощность светильника 32 Вт, 4000 К, 2800 Лм, IP40, накладной. Опция - аварийный блок.


2.4.2.3. В учебных помещениях предусматривают люминесцентное освещение (допускается лампами накаливания). Следует применять люминесцентные лампы ЛБ, могут применяться лампы ЛХБ, ЛЕЦ. Не следует использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания.

Для общего освещения учебных помещений (кабинетов, аудиторий, лабораторий) следует использовать люминесцентные светильники: ЛСО02-2х40, ЛПО28-2х40, ЛПО02-2x40, ЛПО46-4х18-005, могут использоваться и другие светильники по типу приведенных с аналогичными светотехническими характеристиками и конструктивным исполнением.

2.4.2.4. В учебных помещениях используют люминесцентные светильники с пускорегулирующими аппаратами (ПРА) с особо низким уровнем шума.

2.4.2.5. Необходимое количество светильников и их размещение в помещении определяют по светотехническим расчетам с учетом коэффициента запаса в соответствии с требованиями, предъявляемыми к естественному и искусственному освещению.

В учебных кабинетах светильники с люминесцентными лампами располагают параллельно светонесущей стене на расстоянии 1,2 м от наружной стены и 1,5 м - от внутренней. Классную доску оборудуют софитами и освещают двумя светильниками типа ЛПО-30-40-122(125), расположенными выше верхнего края доски на 0,3 м и на расстоянии 0,6 м перед доской в сторону класса.

Предусматривают раздельное включение светильников или отдельных их групп (с учетом расстановки учебного и технологического оборудования).

2.4.2.6. Рабочее искусственное освещение в учебно-производственных мастерских и на предприятиях проектируют двух систем: общее (равномерное и локализованное) и комбинированное (к общему добавляется местное).

2.4.2.7. При выполнении в помещении работ I - IV разрядов следует применять систему комбинированного освещения. Освещенность рабочей поверхности, создаваемая светильниками общего освещения в системе комбинированного, должна составлять не менее 10% в соответствии с требованиями, предъявляемыми к естественному и искусственному освещению.

Для общего освещения в системе комбинированного следует использовать преимущественно люминесцентные лампы независимо от типа источника света местного освещения. Для местного освещения следует применять люминесцентные лампы или лампы накаливания.

2.4.2.8. Уровни освещенности при отдельных видах работ, выполняемых подростками, представлены в Приложении 1.

2.4.2.9. Выбор источника света следует производить с учетом характеристики зрительной работы, уровня освещенности, требований к цветоразличению в соответствии с требованиями, предъявляемыми к естественному и искусственному освещению.

2.4.2.10. Для общего и местного освещения производственных помещений со специфическими условиями среды (пыльные, влажные, взрывоопасные, пожароопасные и др.) применяют светильники в соответствии с их назначением и светотехническими характеристиками.

2.4.2.11. Неравномерность освещения (отношение максимальной освещенности к минимальной) не должна превышать 1,3 для работ I - III разрядов при люминесцентных лампах; при других источниках света - 1,5; для работ IV - VII разрядов - 1,5 - 2,0 соответственно. Для производственных помещений, в которых выполняются работы I - IV разрядов, следует предусматривать ограничение отраженной блескости.

2.4.2.12. Очистку от пыли светильников общего освещения следует производить не реже 2-х раз в год; замену перегоревших ламп - по мере выхода из строя. К этой работе обучающиеся не привлекаются. Неисправные и перегоревшие люминесцентные лампы собирают и хранят до сдачи в местах, недоступных для обучающихся.

Мощность светильника 18 Вт, 4000 К, 2100 Лм. Монтируется на вертикальную поверхность с помощью кронштейнов.

У Вас остались вопросы по освещению образовательных учреждений ? Звоните нам, мы с удовольствием ответим на все Ваши вопросы.

В настоящее время в сфере потребительского рынка и услуг функционирует новый контролирующий орган - Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека (Роспотребнадзор) . К нему перешли полномочия ранее существовавшей Госторгинспекции и частично - органов Госсанэпидемнадзора. Таким образом, его полномочия распространяются на сферы торговли, общественного питания, здравоохранения, гигиены и пр.

Причем в территориальных органах Роспотребнадзора созданы управления (отделы) по защите прав потребителей, территориальные отделы эпидемиологического надзора, отделы надзора на транспорте и санитарной охраны территорий, отделы надзора за состоянием среды обитания и ­условиями проживания.

Следует отметить, что в ряде субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления создают общественные организации и общества по защите прав потребителей в рамках требований статьи 44 закона «О защите прав потребителей». Например, в Москве существует департамент потребительского рынка и услуг, который может проводить по жалобам потребителей плановые и внеплановые проверки совместно с другими контролирующими органами. Однако, имея законное право на существование, подобные общества выполняют добровольно-вспомогательную функцию и не подменяют контролирующие органы, не имеют права налагать и взимать штрафы за нарушения. При проведении поверок они наделены лишь правами обычного потребителя, поэтому правомочны составить коллегиальный акт о нарушениях в ходе проверки, а впоследствии направить его в государственный контролирующий орган (территориальные органы Роспотребнадзора, Госстандарта, милицию, налоговые органы и др.).

В отличие от многочисленных общественных организаций, Роспотребнадзор, являясь государственным контролирующим органом, наделен довольно широким спектром полномочий, вытекающих из раздела 2 постановления Правительства от 30.06.2004 г. №322. Так, он имеет право осуществлять:

    надзор и контроль над исполнением обязательных требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия;

    защиту прав потребителей в области потребительского рынка;

    контроль над соблюдением правил продажи отдельных, предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг;

    организацию проведения необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности и др.

Наиболее часто в указанную службу поступают жалобы граждан на сферу торговли, антисанитарное содержание территорий, нарушения в области общественного питания и т.п. Поэтому, если говорить более конкретно о полномочиях представителей территориальных органов ­Роспотребнадзора, они имеют право:

Какие нарушения допускают проверяющие?

Ряд перечисленных выше прав органов Роспотребнадзора не вызывает сомнений и опирается на прочную нормативно-правовую базу. Однако наличие множества противоречий в законодательных актах, которыми руководст­вуются проверяющие, приводит к тому, что последние не только превышают свои полномочия, но и действия их могут быть отнесены к незаконным. Подобный вывод подтверждается письмом от 07.03.2006 г. «О разъяснении отдельных положений действующего законодательства» , полученным всеми территориальными подразделениями Роспотребнадзора.

Самый распространенный случай - сотрудники Роспотребнадзора осуществляют контрольные закупки. Действительно, контрольная закупка очень эффективна при выявлении фактов нарушений при продаже товаров или оказании услуг. К Роспотребнадзору перешли полномочия Госторгинспекции, которая имела право проводить контрольную закупку, однако в действующих нормативных актах, касающихся полномочий Роспотребнадзора, весьма неконкретно закрепляются его права на проведение рассматриваемого мероприятия.

Судебно-арбитражная практика

Противоречивые толкования по данному вопросу были полностью исключены письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 07.03.2006 г. № 0100/2473-06-32. В нем указано, что факт проведения контрольной (проверочной) закупки должностными лицами Роспотребнадзора должен рассматриваться как противоправный акт, свидетельствующий о превышении ими своих полномочий.

Кроме того, действующим административным законодательством «контрольная закупка» также не предусмотрена в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ст. 27.1 КоАП РФ). Однако не следует забывать, что Роспотребнадзор уполномочен решать вопрос о возбуждении и рассмотрении административного правонарушения по статье 14.7 Кодекса об административных правонарушениях «Обман потребителей».

Чтобы доказать нарушение, организации необходимо зафиксировать факт купли-продажи товара (оказания услуг) конкретному гражданину. Иначе доказать факт купли-продажи и, как следствие, - правонарушение контролеров - не представляется возможным.

Единственное исключение из этого запрета, когда органы Роспотребнадзора могут проводить контрольную закупку, - выявление факта обмана потребителей, которое должно осуществляться при наличии потерпевшего (ст. 25.2 КоАП РФ) и свидетелей по делу (ст. 25.6 КоАП РФ). Возможно, контролеры и будут в дальнейшем использовать при проведении подобного мероприятия «добровольных помощников», «внештатных инспекторов» и т.п. Однако можно с уверенностью утверждать, что выявить и доказать факт обмана потребителей им будет затруднительно, а у предпринимателей и руководителей коммерческих структур появятся дополнительные ­возможности обжаловать действия проверяющих в суде.

Более того, права проведения контрольной закупки лишены и органы милиции, с которыми должностные лица Роспотребнадзора могут осуществлять совместные мероприятия. Оперативно-розыскные органы (к которым в том числе относятся ОВД) могут провести проверочную закупку при наличии признаков преступления, предусмотренного УК РФ (п. 4 ст. 6 закона от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»). ­Следует отметить, что к указанным органам Роспотребнадзор не относится.

Анализ контрольных мероприятий, проводимых сотрудниками Роспотребнадзора, показывает, что при осуществлении проверки или после нее предпринимателю или руководителю фирмы они выдают предписание об устранении правонарушений. Таким образом, проверяющие единолично признают сотрудников и фирму виновными в правонарушении. Однако возложить обязанности по устранению нарушений (и их причин), а также признать виновным лицо может исключительно суд. Подобные действия нарушают ключевой принцип демократического государства - принцип презумпции невиновности. Соответственно, выдача предписаний проверяющими Роспотребнадзора на основании положений пункта 3 статьи 9 закона от 08.08.2001 г. № 134-ФЗ противоречит Кодексу об административных правонарушениях, который был введен в действие позднее указанного закона и имеет большую юридическую силу.

Довольно часто сотрудники Роспотребнадзора при проведении проверки приостанавливают работу магазинов, кафе. Законодательство не предоставляет им подобного права. Проверка не должна препятствовать производственной деятельности или дезорганизовывать работу торговых точек, работающих круглосуточно.

При проверке качества товара, установления срока годности и соответствия его стандартам контролеры Роспотребнадзора продолжительное время осуществляли процедуру отбора образцов и проб. В соответствии со статьями 8 и 9 закона № 134-ФЗ данное действие оформляется актом. Однако налицо - правовая коллизия, заключающаяся в том, что Кодексом об административных правонарушениях упоминается о составлении протокола при взятии проб и образцов товаров (ст. 26.5 КоАП РФ). Если сотрудники Роспотребнадзора будут оформлять указанные действия по отбору проб актами, то результаты последующих исследований и экспертиз, проведенных на их основании, будут исключены из числа доказательств о делу об административном правонарушении (ст. 26.2 КоАП РФ), а ­действия проверяющих могут быть признаны незаконными.

Как проходит проверка?

Имейте в виду, что при проведении проверки сотрудники территориальных органов Роспотребнадзора обязаны иметь служебное удостоверение с фотографией, распоряжение о проведении мероприятия по контролю (см. Приложение 1) проверки предприятия с подписью руководителя, печатью, а также с указанием даты, цели и задачи проверки. Указанные документы должны быть предъявлены предпринимателю, руководителю фирмы (или его заместителю). При отсутствии данных документов вы имеете право отказать контролерам в доступе на территорию предприятия.

Кроме того, проверьте, кто именно указан в распоряжении в качестве проверяющего? Тот же сотрудник, который пришел? Дело в том, что проверку может проводить только то должностное лицо (лица), которое указано в документе. Продолжительность мероприятия не должна превышать одного месяца. Срок может быть продлен еще на один месяц, но только в исключительных случаях и на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего проверку (ч. 2.3 ст. 7 закона № 134-ФЗ).

Проверочные мероприятия могут быть плановыми и внеплановыми. При этом они могут осуществляться комплексно с другими контролирующими органами (Госстандарта, налоговыми службами, органами Госпожнадзора, органами санитарно-эпидемиологического надзора) с целью выявления нарушений, входящих в компетенцию других контролирующих органов.

Если проверка внеплановая (внезапная), то в распоряжении указываются ее причины, к которым можно отнести: обращение граждан, организаций, частных предпринимателей с жалобами о нарушении их прав и законных интересов; сообщения в средствах массовой информации о нарушении прав потребителей или санитарно-эпидемиологических правил; получение информации об аварийных ситуациях, об изменении или о нарушении технологических процессов, выхода из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей и окружающей среде; возникновение угрозы загрязнения окружающей среды и др.

Совместные проверки в сфере потребительского рынка могут осуществляться во взаимодействии со специализированными подразделениями органов милиции (БЭП, УНП). Для проведения совместных мероприятий межведомственным приказом утвержден Регламент взаимодействия . Отметим, что при проведении совместной проверки права органов милиции значительно шире прав органов Роспотребнадзора. Это объясняется тем, что милиция руководствуется не только указанным совместным приказом, но и Законом «О милиции» (п. 25 ст. 11).

Что не могут делать проверяющие?

При проведении контрольных мероприятий сотрудники Роспотребнадзора не вправе:

    проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют должностные лица;

    осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц, или работников проверяемых юридических лиц, или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;

    требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, не относящихся к предмету проверки;

    требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;

    распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

    превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю (ст. 8 закона № 134-ФЗ).

Все проверочные мероприятия контролирующих органов юридические лица и частные предприниматели обязаны фиксировать в журнале учета мероприятий по контролю, который должен быть прошит, пронумерован и скреплен печатью. В указанном журнале следует произвести запись о проведенном мероприятии, которая должна содержать сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), дате, времени проведения мероприятия, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия по контролю, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах, об административных правонарушениях и о выданных предписаниях. Должны быть также указаны фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю, и проставлена его (их) подпись.

Подчеркнем еще раз: в фиксации проверки в первую очередь заинтересован руководитель организации, например, в случае, когда надо доказать, что проверка на предприятии уже была осуществлена.

По окончании проверки представители Роспотребнадзора составляют акт по результатам мероприятия по контролю (см. Приложение 2) в 2-х экземплярах. Один экземпляр остается у контролирующих лиц, а другой передается проверяемому лицу.

Приложение 1

Приложение 2

Какое решение могут принять проверяющие?

В процессе проведения органами Роспотребнадзора контрольного мероприятия возможны две ситуации.

В первой ситуации документы проверяющими представлены в полном объеме для проведения контрольного мероприятия. Несмотря на это руководитель фирмы не допустил контролеров на свою территорию. По факту невыполнения законных требований инспекторов Роспотребнадзора может быть составлен административный протокол по статье 19.4 Кодекса об административных правонарушениях и направлен в суд. Максимальным наказанием, которое может применить судья в подобной ситуации, является штраф. Для руководителя фирмы и предпринимателя он составит сумму от 1 000 до 2 000 рублей, для других сотрудников - от 500 до 1 000 рублей.

Во второй ситуации проверка была проведена в полном объеме. По ее итогам в зависимости от выявленных проверяющими лицами фактов могут приниматься следующие меры:

    составление протокола о привлечении лица к административной ответственности (ст. 14.2, 14.4-14.8, 14.15, 14.16, 19.14 КоАП РФ);

    рассмотрение материалов проверки. Например, в настоящее время в компетенцию Роспотребнадзора входит рассмотрение материалов по статье 14.7 Кодекса об административных правонарушениях «Обман потребителей»;

    передача материалов проверки в другие контролирующие органы (Федеральный антимонопольный комитет), а также арбитражный, районный суд или мировому судье (ст. 14.1, ч. 2 ст. 14.16, ч.1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5-19.7, ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ);

    передача материалов в органы внутренних дел для решения в соответствии со статьей 140 Уголовно-процессуального кодекса вопроса о возбуждении уголовного дела;

    информирование санитарно-эпидемиологических служб о фактах нарушения санитарно-гигиенических правил на предприятиях ­розничной торговли;

    передача материалов в средства массовой информации.

Размер административного штрафа во многом будет зависеть от того, кто признан виновным: фирма, ее должностные лица или сотрудники фирмы. При этом штраф в отношении юридического лица (учреждения, организации, предприятия) по административному законодательству превышает размер штрафа, налагаемого на физическое лицо (продавца, товароведа, частного предпринимателя и др.).

1 Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» (с изм. от 02.05.2006 г., 14.12.2006 г.).

2 Организации и предприниматели должны фиксировать факт проверки в журнале учета контрольных мероприятий, где проверяющие лица производят соответствующую запись (ст. 9 закона от 08.08.2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»).

3 Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 07.03.2006 г. № 0100/2473-06-32.

4 В советском уголовном судопроизводстве Украины были исторические периоды, когда проведение контрольной закупки с участием внештатных инспекторов расценивалось как провокация, а действия правоохранительных и контролирующих органов соответственно признавались незаконными.

5 См.: Определение Конституционного Суда РФ от 22.04.20005 г. №198-О.

6 Регламент взаимодействия органов внутренних дел и территориальных органов Роспотребнадзора при выявлении и пресечении административных правонарушений на потребительском рынке Российской Федерации. Приложение к приказу МВД РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 03.11.2006 г. №879/746.


Роспотребнадзор РФ – это государственный орган, защищающий права потребителей путем контроля за соблюдением всевозможных санитарных норм.

На что влияет

Функции Роспотребнадзора регламентируются следующими документами:

Сфера влияния настолько обширна, что включает функции и задачи прочих контролирующих организаций. Вот самое основное, чем занимается Роспотребнадзор РФ:

  • Забота о соблюдении санитарных нормативов.
  • Слежение за соблюдением прав граждан.
  • Проведение мониторингов.
  • Оформление заключений.
  • Проведение обучения сотрудников, работающих в пищевой промышленности, образовании и медицине.
  • Координирование региональных отделений.
  • Сбор статистики.

Организация управления

Схема и структура органов Роспотребнадзора следующая. Во главе находится так называемый Центральный аппарат. В него входят: руководители и их помощники, пресс-служба и управления подчиняемых структур. Центральному аппарату подчиняются:

  • Управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации.
  • Центры гигиены и эпидемиологии в субъектах РФ.
  • Научно-исследовательские институты.
  • Противочумные учреждения.
  • Санитарно-эпидемиологические службы министерств и ведомств.

Роспотребнадзор имеет право выступать против вас в суде независимым лицом в процессах, связанных с нарушением законных интересов населения. В связи с этим представители Роспотребнадзора могут брать материалы по открытому делу, представлять доказательства, требовать привлечения новых участников процесса и совершать другие действия, предусмотренные Гражданским кодексом.

Обязанности Роспотребнадзора – формировать и координировать работу региональных управлений, которые ведут обязательный надзор за предпринимательской деятельностью на своей территории и реагируют на обращения граждан, подавших заявления о нарушениях.

Обязанности Роспотребнадзора – формировать и координировать работу региональных управлений, которые ведут обязательный надзор за предпринимательской деятельностью.

Проверки Роспотребнадзора

Проводя проверки, Роспотребнадзор уделяет особое внимание объектам, которые связаны с продуктами питания, медикаментами, оказанием услуг, а также особо пристально проверяются детские организации. Проверки делятся на два вида: плановые и внеплановые, которые также бывают выездными и документарными.

Плановые

Они проводятся по заранее сформированному плану, который утверждается прокуратурой в конце года. Перечень проверок вывешивается на сайте прокуратуры и на сайте Роспотребнадзора вашего региона. В плане подробно описана информация о проверке: кто проверяется, каким органом надзора, каковы сроки проверки, что конкретно вас ожидает. Минимум за три дня вас обязательно оповещают о предстоящей плановой проверке. Причем извещение вручается лично проверяющим или отправляется заказным письмом. Такой вид проверки ожидает раз в три года.

Внеплановые

Внеплановая проверка проводится при одном из трех обстоятельств:

  1. Истек срок предыдущей проверки, причем каждое ваше нарушение могут проверять в разные дни.
  2. Письменное заявление недовольных потребителей. Важно, что анонимные или необоснованные заявления не рассматриваются проверяющими. Заявления можно подать на официальном сайте, письмом, электронной почтой, через портал госуслуг.
  3. Нарушения становятся слишком очевидны.

Выездные

Они проводятся непосредственно на территории, где вы занимаетесь своей деятельностью. Проверяющий приезжает к вам по адресу, указанному в лицензии, и проводит полную проверку документации (список уточняйте в своем подразделении), осуществляет осмотр всех помещений, оборудования, а также закрепленной за адресом прилегающей территории. Берутся пробы (воздуха, воды) для лабораторного исследования, ведутся замеры освещения, температуры, возможны и другие исследования, все зависит от специфики организации или предприятия.

Документарные

При таких проверках вы сами отвозите представителям Роспотребнадзора все необходимые документы. Проверяющие внимательно изучают не только документы, но и вашу продукцию, если вы что-либо производите. Такая проверка при выявлении значительных нарушений может перерасти в выездную.

Мероприятия по контролю проверки

Обязательно перед началом проведения проверки вам предъявляется удостоверение служащего Роспотребнадзора вместе с распоряжением, где есть подпись руководителя районного подразделения Роспотребнадзора. В предъявленном документе обратите внимание на следующие пункты: период проведения проверки, адреса объектов проверки, данные представителей службы надзора.

Срок проверки не может превышать 20 дней (без письменного распоряжения руководителей Роспотребнадзора, которое выдается только в некоторых случаях). О продлении сроков проверки вас должны уведомить письменно, опять же заранее.

На проверку выделяется не более пятнадцати часов микропредприятиям, а малым предприятиям недавно срок продлили до 50 часов. Эти сроки образуются математическим путем – складывается время в часах, которое необходимо проверяющему органу на проверку одного юридического лица, учитываются только рабочие часы в будни.

Что проверяют

В первую очередь проверяется следующая документация:

  • Лицензия.
  • Документы на право собственности или аренду помещений.
  • Устав предприятия.
  • Договоры на вывоз отходов, проведение дезинфекции.
  • Документы учета санитарных проверок.
  • Трудовые договоры (контракты).
  • Трудовые книжки сотрудников.
  • Медкнижки.
  • Квалификация сотрудников (свидетельства об образовании, специализации).
  • Ведение журнала, предусмотренного Федеральным законом № 134-ФЗ .
  • Акцизы на продукции и сертификаты.
  • Контрольно-кассовые аппараты.

Роспотребнадзор во время проверки обычно берет пробы продукции и делает «контрольные» закупки. При визуальном обследовании помещений и территорий инспектор сравнивает реальность и представленные вами документы, а также соответствие нормам СанПиН (внимательно следите за ежегодным обновлением). Требования различаются по регионам, поэтому лучше заранее проконсультироваться в вашем подразделении Роспотребнадзора. Узнать адрес вашего территориального подразделения можно на официальном сайте федеральной службы .

При визуальном обследовании помещений и территорий инспектор сравнивает реальность и представленные вами документы, а также соответствие нормам СанПиН.

Причем обычно, если вы заранее проявляете заинтересованность в сотрудничестве, приезжаете за консультацией задолго до проверки, то к вам во время самой проверки относятся очень благожелательно!

Окончание проверки

Проведя проверку, инспектор составляет заключение о результатах. При выявлении у вас нарушений еще выдается предписание, где указаны нарушения и сроки исправления. Если вы не успеваете выполнить предписание в положенные сроки, то на вас составляется административный протокол о совершении правонарушения согласно , рассматривается в суде.

Обычно за административное правонарушение Роспотребнадзор налагает штраф: в среднем на физическое лицо – 20 000 рублей, юридическое лицо – 2 000 000 рублей. У суда вы можете просить рассрочку на погашение штрафа. При обнаружении случаев, угрожающих жизни и здоровью, инспектор может приостановить вашу деятельность до 90 суток, но только по решению суда. Если нарушения более серьезные, например распространение инфекционных заболеваний, то возможно лишение свободы.

Что запрещено проверяющим

  • Проводить проверку без проверяемого, кроме случаев, представляющих очевидную угрозу.
  • Изымать оригиналы документов.
  • Проверять то, что не предусмотрено предписанием.
  • Затягивать время проверки.
  • Взимать образцы и пробы без необходимых документов или больше положенных объемов.

В итоге

Хотя существует большое количество строгих нормативов и ограничений, есть и хорошие новости – начиная с 2008 года Роспотребнадзор проводит политику по снижению административных затруднений и барьеров для малого и среднего бизнеса. Существенно сокращен список государственно регистрируемой продукции с тридцати видов всего до семи. В 3 раза меньше стал срок рассмотрения документов предпринимателей.

На 2016 год были отменены все планируемые проверки малого бизнеса, а главное ведомство и дальше будет сокращать количество проверок. Несмотря на приятные тенденции, намеченные в последние годы, нельзя забывать о соблюдении всех норм и предписаний, которые содержит

Что такое Роспотребнадзор и какие функции он выполняет? Контролем за работой организаций, предпринимателей, юр. лиц занимаются много служб, в их число входит Роспотребнадзор. Многие знают данную службу, как организацию по защите потребительских прав. В каких случаях можно обращаться в Роспотребнадзор и какие вопросы он помогает решать?

Обязанности

Роспотребнадзор – это федеральная служба, которая призвана защищать права и интересы граждан как потребителей. Все предприниматели обязаны направлять сведения о начале своей деятельности в эту службу. В каждом субъекте создается территориальный орган, который контролирует подведомственную ему территорию. Функции Роспотребнадзора – проведение мероприятий, контролирующих соблюдение потребительских прав.

Кроме того, служба работает по проверкам обращений на предмет компетентности.

Какие еще имеет функции Роспотребнадзор:
  • надзор за соблюдением санитарных норм в сфере продуктов питания, строительства, образования;
  • потребительский контроль за соблюдение прав граждан в сфере услуг и торговли;
  • проведение санитарных экспертиз и выдача заключений;
  • проведение аттестации работников сферы производства;
  • наблюдение за условиями труда работников предприятий;
  • контроль правильности утилизации отходов, состояния почвы и воздуха;
  • контроль объектов водного общего использования.
Для осуществления своей деятельности сотрудники Роспотребнадзора имеют право:
  1. Получать доступ к трудовым договорам, медицинским книжкам сотрудников предприятия, на котором проводится проверка.
  2. Проверять сертификаты и лицензии на качество продукции.
  3. Проверять правильность функционирования контрольно-кассового аппарата.
  4. Проводить контрольные закупки.
  5. В случаях обнаружения нарушений выписывать штрафы.
  6. Выдавать предписания для устранения нарушений.

Основной функцией службы Роспотребнадзор является защита прав потребителей, охрана их здоровья.

Проверки предпринимателей

Основным методом работы службы является организация проверок. Они делятся на плановые и внеплановые.

Проверка предприятия может проводиться независимо от того, проводится ли проверка данного предприятия другими ведомствами. Задачей плановых проверок является выявление соблюдения или нарушения норм законодательства. Ревизии должны проводиться на основании планов, составленных прокуратурой. Графики составляют на каждый год отдельно.

Запланированные проверки назначаются в следующих случаях:
  • по истечении трех лет после регистрации ИП или юридического лица;
  • после последней проверки прошло три года;
  • в ситуации, когда предприниматель расширяет спектр своей деятельности и уведомляет об этом Роспотребнадзор.

Проверки могут проводиться двумя способами: выезжая на предприятие, такой вид носит название выездных проверк, и изучая предоставленную документацию на своем месте, камеральные проверки.

Внеплановые проверки проводятся при возникновении таких обстоятельств как:
  1. По последним проверкам на предприятии были обнаружены нарушения и вынесено предписание по их устранению. После истечения срока, отведенного на исправление нарушений, служба проводит повторную проверку.
  2. При поступлении в адрес Роспотребнадзора жалобы от гражданина на предпринимательскую деятельность или действия юр. лица.
  3. Нанесение вреда здоровью и жизни человека.
  4. Развитие чрезвычайных ситуаций, связанных с катастрофами техногенного и природного характера.
  5. Обращение граждан с жалобой на нарушение их прав и интересов.

При организации проверок и экспертиз Роспотребнадзор выступает в качестве незаинтересованного, третьего лица.

Сроки проверок

Проверки, установленные по плану, организуются раз в три года. Но в этом правиле есть исключения. Если фирма связана со здравоохранением, образованием, оказанием услуг, проверки могут проводиться намного чаще. Это не будет нарушением закона.

Сроки проведения проверки во всех случаях разные. Но ее продолжительность не должна превышать 20 дней. Общее количество часов, отведенных на выездные проверки, составляет 50 часов на одну организацию. Если предприятие небольшое, на него выделяется 15 часов. Срок может быть изменен, если проводится экспертиза сложного случая. Нельзя продлевать внеплановые выезды.

Служба Роспотребнадзора обязана уведомить предприятие, в отношении которого планируется проведение проверки, не позднее трех рабочих дней до ее начала. Для этого отсылается копия приказа с сопроводительным письмом.

О проверке, которая возникла вне плана, сотрудники могут уведомить за 24 часа до начала проведения. В этой ситуации уведомление может быть произведено любым возможным способом.

Можно не уведомлять о начале проверки в следующих ситуациях:
  • если из-за работы предпринимателя или юридической фирмы был причинен вред здоровью или возникла угроза жизни людям;
  • производство влечет за собой вред животному и растительному миру;
  • нанесены повреждения памятникам культуры;
  • деятельность допустила нарушение безопасности государства;
  • возникли катастрофы техногенного характера или предпосылки к их развитию;
  • были обнаружены факты .

Все внеплановые проверки должны проводиться только после утверждения прокуратурой.

Защита потребительских интересов

Если в сфере услуг и потребления были нарушены права, можно отправить запрос разными способами:

  • заказным письмом;
  • на адрес электронной почты;
  • на официальном сайте службы;
  • через Госуслуги;
  • в территориальном отделе службы при личном приеме.

Ответ на жалобу граждан должен быть предоставлен не позднее 30 дней. Если вопрос не касается сферы деятельности органа, он должен быть направлен нужному адресату. Передача по компетенции составляет 7 дней.

Деятельность, по которой рассматриваются обращения граждан, связана с двумя направлениями:
  • несоблюдение прав граждан как потребителей;
  • контроль за соблюдением норм санитарного благополучия населения.

Проверки могут осуществляться как самостоятельно, так и с привлечением других служб, если вопрос подпадает под их компетенцию.

Отвечая на вопрос, что такое Роспотребнадзор, можно сказать, что это служба, занимающаяся контролем в сфере продуктов питания, их производства, качества хранения. Это контроль за соблюдение прав и интересов граждан, поддержание их санитарного благополучия. Услуги данной службы пользуются большим спросом среди населения. Ежегодно по запросам граждан проводятся сотни проверок деятельности предпринимателей и юридических лиц.

Рыночная экономика в стране дает право предпринимателям и юридическим лицам предлагать свои товары и услуги на конкурирующей основе. Покупатель самостоятельно выбирает поставщика или продавца. Однако такие отношения не остаются без контроля со стороны государства. Контролирующие инстанции не допускают нарушения прав потребителей. Одной из таких организаций является Роспотребнадзор.

Что такое Роспотребнадзор и чем он занимается?

Роспотребнадзор России – это Федеральная служба по защите прав потребителей, осуществляющая надзорные функции в различных областях. Организация была создана в марте 2004 года Указом Президента РФ «О системе и структуре Федеральных органов власти».

Деятельность Роспотребнадзора осуществляется на основании:

  • Конституции РФ.
  • Федеральных законов.
  • Постановления Правительства РФ от 6 апреля 2004 года «Вопросы Федеральной службы по надзору …».
  • Постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 322.

Ключевым видом деятельности Федеральной службы является проведение проверок в сфере обслуживания населения. Проверочная деятельность направлена на выявление завышенных тарифов, некачественных услуг, нарушений прав населения страны и т.д. Проверкам подвергаются как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели.

Структура

В своей структуре Роспотребнадзор имеет территориальные единицы. На местах служба осуществляет сотрудничество с органами исполнительной власти и иными государственными учреждениями. В области эпидемиологии и гигиены Роспотребнадзор состоит из более 80 территориальных центров и 90 центральных организаций.

Также имеются научные институты, занимающиеся исследованиями, 13 противочумных организаций и 33 станции, обеспечивающих дезинфекцию/дезинсекцию. В структуре работает более 100 тыс. сотрудников. Служба защищает права граждан, подвергшихся нарушениям со стороны организаций в сфере потребления и эпидемиологии.

Федеральная служба потребительского надзора принимает жалобы:

  • через официальный сайт;
  • лично;
  • через портал Госуслуги;
  • через обращение на электронную почту;
  • заказным письмом.

Функции Роспотребнадзора

Роспотребнадзор работает в сфере здравоохранения, эпидемиологии, антимонопольной политики и экономического развития торговли.

Надзорная служба имеет право проводить проверки в сфере потребления и соблюдения санитарных норм.

Полномочия Роспотребнадзора:

  • Проверять документы сотрудников об образовании, трудовые договоры, медицинские книжки, наличие пожарных и санитарных заключений территориальных органов.
  • Проверять наличие и правильность заполнения журнала по контролю на предприятии или в организации.
  • Оценивать юридическую чистоту акцизов, сертификатов и лицензий.
  • Производить контрольную закупку и проверять кассовые аппараты.
  • Выдавать предписания об устранении нарушений прав, выписывать штрафы, составлять протоколы о нарушениях.

Чем занимается Роспотребнадзор?

Занимается Роспотребнадзор:

  • эпидемиологическим надзором;
  • санитарным надзором;
  • защитой прав потребителей;
  • организацией своей деятельности;
  • международным сотрудничеством;
  • научным обеспечением;
  • деятельностью в рамках ВТО и Таможенного союза;
  • созданием санитарно-карантинных пунктов.

Обязанности

Надзорная служба в сфере потребления должна:

  • осуществлять координацию деятельности своих структурных подразделений;
  • проверять документацию подотчетных организаций;
  • реагировать на жалобы граждан;
  • проводить проверки по выявлению нарушений прав потребителей;
  • в сфере своей компетенции восстанавливать нарушенные права (выдавать предписания об устранении нарушений) и наказывать нарушителей и т.д.

Виды проверок

Надзорная инстанция проводит два вида проверок:

  • плановые;
  • внеплановые.

Плановые проводятся раз в 3 года. План проверок есть на сайте прокуратуры проверяемого региона. Такая проверка не может проводиться ранее или позднее установленного срока. Руководитель обязательно извещается о ней заранее. Извещение вручается лично или направляется заказным письмом в срок, не превышающий 3 дней до проверочных мероприятий.

Внеплановые осуществляются по жалобам граждан, организаций, органов местного самоуправления. Такие проверки могут проходить несколько раз в год при наличии жалоб или обращений, они возможны также при проверке деятельности организаций или ИП после вынесения предписаний об устранении нарушений.

Внеплановые проверки подразделяются на выездные и документарные:

  • Выездная осуществляется, если требуется проверка как документации, так и помещений, продукции и т.д. Сотрудники Роспотребнадзора выезжают на место и осуществляют проверочные мероприятия по всем направлениям.
  • Документарная осуществляется без выезда надзорных органов на место. Документы в отделение Роспотребнадзора доставляет руководитель организации или иное ответственное лицо. Предоставленная документация проверяется на факт нарушения законодательства или подделки. При выявлении нарушений документарная проверка может перерасти в выездную.

Есть ли структуры, контролирующие Роспотребнадзор России?

В структурных единицах надзор за деятельностью сотрудников осуществляют непосредственные начальники. Поэтому в случае невыполнения обязанностей гражданин или должностное лицо организации вправе пожаловаться вышестоящему руководству. Контроль за деятельностью структурных единиц осуществляет Роспотребнадзор России.

На всех уровнях надзорной инстанцией Роспотребнадзора является прокуратура РФ. Деятельность прокуратуры направлена на выявление нарушений прав граждан и их устранение.

Основным направлением деятельности Роспотребнадзора является проведение проверок по жалобам лиц, чьи права нарушены в сфере потребления товаров и услуг. Проверочные мероприятия проводятся в соответствии с утвержденным планом (раз в 3 года) или вне плана, когда требуется проверка поступившей жалобы. Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением норм законодательства Роспотребнадзором.

Сохраните статью в 2 клика.



Просмотров