Чем грозит новый закон о регистрации - записки русского путешественника. Правовой статус иностранцев и апатридов в рф

Поделится в соц. сетях:

Наверное каждый знает о том, что такое место регистрации. Это то место проживания, за которым официально «закреплен» человек. Именно ориентируясь на этот адрес гражданину обычно и оказываются различные госуслуги. В народе же до сих пор применим и популярен более емкий и удобный термин — «прописка».

Однако у многих возникает вопрос «Действительно ли регистрация закрепляет человека за одним адресом и не дает ему возможности жить где то еще?». Особенно этот вопрос актуален для иностранных граждан, которые просто обязаны в течение определенного времени по прибытию в РФ где — то себя прописать. В этой статье мы расскажем вам, действительно ли вы должны проживать по месту регистрации и касаются ли общие правила иностранных граждан.

Проживание гражданина РФ

Для начала рассмотрим тех, у кого есть гражданство РФ. Законодательство в целом не говорит ничего конкретного о том, должен ли проживать гражданин по месту своей регистрации или нет. Поэтому сразу перейдем к рассмотрению практики. На деле же все достаточно просто и понятно — гражданин не обязан проживать по тому месту, в котором он зарегистрирован. Однако если он всегда будет жить там, где он прописан, то ему будет проще получать различные услуги, так как большинство госслужб (и в частности ) достаточно серьезно относятся к данной «привязке».

Совсем другое дело если человек уезжает на заработки или длительное проживание в другой город. В этом случае ему все же стоит сделать себе новую временную регистрацию хотя бы для того, чтобы так же продолжить получать необходимый пакет услуг или же не нарушать множество норм (в основном, трудовых). К тому же временная регистрация не требует от вас «отписываться» от основного места жительства, что весьма удобно.

В целом же никто особенно не ограничивает право гражданина жить там, где ему угодно. В большинстве случаев место регистрации — это всего лишь еще один идентификатор физического лица . Тем более что практически во всех бланках, договорах и прочих заполняемых документах имеется отдельная строчка «Место фактического проживания», в которой гражданин может указать то место, в котором он действительно живет.

Пребывание иностранного гражданина

Теперь поговорим об иностранных гражданах. Их перемещение на территории РФ курируется значительно строже, а сами они должны проходить обязательную регистрацию при прибытии в Россию. Однако существует некоторая разница между регистрацией по месту пребывания и местом проживания. Для начала рассмотрим место пребывания. Это, как правило, отель, кемпинг или иное место жительства, которое имеет свойство быть временным. Если у находящегося в России иностранца имеется только временная регистрация по месту пребывания, то он обязан проживать именно там, где он прописан. В противном случае ему грозит выдворение или весьма крупный штраф. Кроме того, даже если иностранец сменит место первоначального пребывания на другое аналогичное, не уведомив об этом миграционную службу, его так же

Проживание иностранного гражданина

Теперь поговорим именно о проживании. Если иностранец прибыл в РФ и оформил себе место для постоянного проживания (например, с целью получить РВП, ВНЖ или даже гражданство РФ), то он будет так же обязан проживать именно там, де он зарегистрирован. Однако это — уже не настолько жесткое требование. Связано это с тем, что даже если иностранец и не появляется по месту проживания, доказать его отсутствие там бывает достаточно тяжело. Так что на практике проблемы у того иностранца, который не живет по месту регистрации, могут возникнуть в следующих ситуациях:

  • При трудоустройстве. Особенно актуально при проверках работодателя на наличие нелегальных рабочих на его предприятии. Если иностранец зарегистрирован в одном месте, а работает в другом, то ему может грозить депортация;
  • При , ВНЖ . В этом случае с точки зрения государства иностранный гражданин достаточно сильно привязан к место своей прописки. И если будет установлено, что он там просто не живет, то иностранцу могут даже отказать в разрешении на дальнейшее проживание на территории РФ;
  • При проведении проверок. Например, если гражданин иностранного государства совершил какое — то нарушение, а затем еще и оказалось, что по месту регистрации он не проживает. В этом случае ему так же грозит депортация.

Как видите, опять же складывается двоякая ситуация. Фактически, иностранный гражданин обязан постоянно проживать там, где он зарегистрирован. Практически же допускается ряд поблажек, которые могут как облегчить иностранцу передвижение и проживание в РФ, так и обеспечить ему неприятности. Так что мы настоятельно рекомендуем всем иностранцам придерживаться законодательства и проживать только по меступрописки.

Александр Еремеев

Опыт работы юристом - с 2005 года. Закончил Московский государственный открытый университет с красным дипломом. Частная практика, специализация - миграционное и гражданское право.

Одним и главных условий построения демократического и социально ориентированного российского государства является его открытость для мира. Граждане других стран, находясь в России, должны обладать полноценным «пакетом» прав, и закрепленный в законодательстве административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ подтверждает их наличие. Иностранцы и апатриды, как и сами россияне, равны перед российским законом, а при получении официального статуса могут пользоваться большинством социальных благ. Рассмотрим все по порядку.

Гражданство: что это

Иностранцы: кто это

Согласно все той же ст. 3 Закона «О гражданстве РФ», иностранцем считается тот, кто не является россиянином и при этом имеет гражданскую принадлежность к другому государству. Правовое положение иностранного гражданина в РФ определяется одноименным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ, в соответствии со ст. 2 которого для приобретения статуса иностранца мало просто не иметь российского паспорта – нужно также иметь доказательства наличия иного гражданства, например, паспорт другой страны.

Конституция РФ, в частности ст. 62, декларирует равенство иностранных и российских граждан, наделяя владельцев обоих статусов равными правами и обязанностями на территории страны. Тем не менее, права иностранцев в ряде случаев носят ограниченный характер: в или участии в избирательном процессе, не исключена также и так далее.

При этом важно понимать, что понятие «иностранец» объединяет в себе множество категорий физических лиц: , временно пребывающие и постоянно проживающие иностранцы, сотрудники дипломатических ведомств и др.

Апатриды: кто это

Апатриды, или лица без гражданства, согласно ст. 2 Закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации » № 115-ФЗ от 25 июля 2002 года, представляют собой группу лиц, не являющихся россиянами и не имеющих паспорта и гражданства какой-либо другой страны. Несмотря на такое принципиальное отличие от иностранных граждан, в своем правовом положении апатриды приравнены к иностранцам. Никто не может сказать наверняка, какое количество людей без гражданства проживает в мире. По данным ООН, это около 12 млн человек. По официальным данным российских миграционных органов, апатридов около 14 тыс. человек, хотя неофициальные источники оценивают безгражданство в России десятикратно больше.

Существует несколько основных причин безгражданства: рождение от родителей апатридов при условии, что законодательство страны их пребывания это предусматривает; , если он возможен; распад страны и так далее.

Например, самую массовую группу апатридов в стране составляют граждане бывшего СССР, которые после распада Союза не приняли гражданство России по своим личным убеждениям.

Иностранцы и апатриды в международном праве

Каждая страна самостоятельно определяет правовой статус иностранцев и апатридов на своей территории. Однако принципы, которые должны содержаться в таком национальном законодательстве, закреплены международным законодательством. Что же касается таких понятий, как «апатриды» и «бипатриды», в международном праве эти статусы не тождественны. Термин «бипатрид» обозначает лицо, имеющее гражданство двух или более стран, источники его возникновения могут быть разные, при этом специфика статуса одинакова: государство, гражданин которого имеет также иностранное гражданство, рассматривает его исключительно как своего гражданина со всеми вытекающими из этого правами и обязанностями.

Права иностранцев и апатридов отражены в Декларации ООН о правах человека от 1985 года. Она, в частности, позволяет странам-членам самостоятельно определять правовой режим иностранцев на своей территории, обязывать их соблюдать законы страны пребывания и нести ответственность за их нарушение, запрещает массовую высылку иностранцев из страны, а также вменяет в обязанность государства обеспечить иностранцам доступ к дипломатической защите со стороны государства гражданской принадлежности.

Апатридам международное право уделяет несколько больше внимания. Прилагая усилия к тому, чтоб обеспечить апатридам широкое использование общепринятых прав и свобод, Генассамблея ООН в 1954 году приняла Конвенцию о статусе апатридов . Данный документ предусматривает, что субъекты административного права страны пребывания лица без гражданства предоставляют ему статус, приравненный к иностранцам или же более благоприятный статус. Предполагается, что страна пребывания апатрида обязана выдать ему удостоверяющие документы, если таковые у него отсутствуют. Кроме прочего, страны-участники гарантируют невозможность дискриминации апатридов, доступ им ко всем гражданским, трудовым и прочим правам.

Вместе с этим в 1961 году ООН приняла Конвенцию о сокращении безгражданства, которая предполагает, что страны-участники должны создавать условия для натурализации апатридов, предоставляя им упрощенный порядок приобретения гражданства. В контексте Конвенции многие страны стали запрещать своим гражданам добровольно выходить из гражданства, становясь апатридом – в большинстве стран его можно лишь заменить иным гражданством (в том числе и в России).

Правовой статус неграждан в РФ

Как уже было сказано, основы правового положения иностранных граждан и апатридов в России в первую очередь заложены в Конституции (п. 3 ст. 62) и ст. 4 Федерального закона № 115-ФЗ, согласно которым иностранцы и лица без гражданства обладают таким же объемом прав и обязанностей, что и граждане РФ, за исключением тех изъятий, которые предусмотрены для них законодательством. Следует подчеркнуть, что в основу правового статуса как иностранцев и апатридов, так граждан РФ заложены одни и те же .

Так, административный статус таких лиц по законодательству исключает дискриминацию по отношению к ним, а также включает основные нормы, заложенные международно-правовыми актами. По российскому законодательству, иностранцы равны перед законом независимо от их происхождения, финансового положения, отнесения к той или иной национальности или расе, пола, языка, занятости, религиозных взглядов и прочих субъективных обстоятельств.

Конституционно-правовой статус бипатридов и апатридов и, конечно же, иностранцев предполагает для них ряд изъятий, среди которых:

  • невозможность принятия на государственную службу / государственную должность;
  • недопуск к государственной тайне;
  • отсутствие избирательных прав на государственном уровне;
  • отсутствие воинской обязанности;
  • специальные составы правонарушений и административных взысканий (например, нарушение сроков пребывания и соответственно);
  • проживание и деятельность на основании специальных разрешений и так далее.

Правила въезда и выезда

Правила, по которым и иностранный гражданин, и лицо без гражданства посещают или покидают страну, установлены положениями Закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию » от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ. Согласно ст. 24 данного нормативного акта, условия въезда/выезда зависят от категории иностранца и апатрида, к которой они относятся. В общих случаях для посещения России и выезда из нее указанным лицам необходим , а также российская виза. Обладатели РВП представляют на границе схожий пакет документов, а вот владельцы ВНЖ могут въезжать уже без визы. Примечательно, что ВНЖ для апатридов является удостоверяющим их личность документом, а поэтому они могут въезжать/выезжать в/из РФ лишь на его основании.

Согласно ст. 25 вышеуказанного закона, для получения визы иностранцам и апатридам требуется приглашение, которое могут оформить:

  • органы государственной власти;
  • дипломатические ведомства;
  • международные и российские организации;
  • граждане РФ и иностранцы, проживающие в РФ;
  • юридические лица, осуществляющие хоздеятельность и состоящие на учете в органах исполнительной власти и др.

Виза имеет установленную форму и может быть одно-, много- или двукратной – от этого зависит количество пересечений границы, на которое может претендовать иностранец. В зависимости от целей пребывания лицо может оформить разные формы визы: дипломатическую, служебную, туристическую, учебную и т.д.

При пересечении границы иностранцы, согласно ст. 25.9 закона, обязаны заполнять .

Ознакомьтесь более детально с информацией о .

Ограничения на въезд и выезд

По основаниям, указанным в ст. 24 ФЗ № 114, въезд и выезд из РФ могут быть не разрешены, что относится к ограничениям для лиц, не являющихся гражданами РФ. Основания для ограничения во въезде перечислены в статьях 26 и 27 закона.

Въезд в Россию может быть запрещен по следующим причинам:

  • нарушение таможенных правил (запрет на въезд до устранения нарушений);
  • сообщение недостоверных сведений в части целей своего пребывания в РФ;
  • привлечение на территории РФ к ответственности за административные проступки более двух раз за три года (запрет на въезд на три года с момента последнего правонарушения);
  • участие в международной организации, признанной нежелательной в РФ;
  • нарушение сроков пребывания в РФ (запрет на 3-10 лет с момента выезда);
  • ранее осуществлялись депортация, экстрадиция или выдворение (запрет на 5 лет с момента выезда);
  • неснятая или непогашенная судимость;
  • отсутствие медицинской страховки;
  • использование поддельных документов и др.

Читайте больше о тех, кому запрещен въезд в страну и кто занесен в .

Что касается выезда, то он также может быть ограничен для иностранцев и апатридов в случаях, предусмотренных ст. 28 закона:

  • задержание по подозрению в преступлении;
  • привлечение к уголовной ответственности;
  • привлечение к административной ответственности;
  • уклонение от обязанностей, возложенных решением суда;
  • неуплата установленных законодательством налогов.

Права, свободы и обязанности иностранцев и апатридов

Как уже было сказано, статус иностранца и апатрида во многом приравнен к статусу гражданина на территории РФ.

На практике это выражается в том, что иностранец или лицо без гражданства имеет право:

  • на свободу чести, совести, тайну переписки, защиту права собственности, жилища и т.д.;
  • на пособия, пенсии и прочие социальные блага в соответствии с законодательством;
  • на невмешательство в личную и семейную жизнь;
  • заниматься и иной хозяйственной деятельностью;
  • на обращение в суд и иные государственные органы с целью реализовать свои гражданские процессуальные права;
  • на получение бесплатной медицины и образования в РФ;
  • осуществлять (с некоторыми ограничениями в зависимости от категории иностранца);
  • на и как с российскими, так и с иностранными гражданами;
  • быть членом общественных организаций;
  • на социальную защиту, защиту от посягательств на жизнь и здоровье и др.

Иностранцы и апатриды пользуются в России правами и несут обязанности по налогам и иным обязательствам, возложенным на граждан РФ, лишь за некоторыми исключениями.

В число основных обязанностей иностранцев входит:

  • постановка на по прибытии в Россию;
  • уведомление миграционных органов о смене места пребывания или проживания;
  • соблюдение Конституции, законов и подзаконных нормативных актов;
  • уплата налогов в соответствии с законодательством и налоговым режимом, применяемым к лицу;
  • обязательство не использовать права и обязанности в целях злоупотребления ими;
  • бережное отношение к природе, окружающей среде и природным богатствам;
  • бережное отношение к культурному и историческому наследию;
  • обязанность выехать из РФ по окончании действия визы или срока временного пребывания и так далее.

Правовой режим

Совокупность всех указанных прав и обязанностей, а также особенности конституционного регулирования положения иностранцев и апатридов вместе составляют правовой режим, который характеризует правовой статус лица в стране в целом. Именно от установленного в стране правового режима зависит объем правомочий, предоставляемых негражданам. Правовой режим обычно определяется национальным законодательством и международными договорами.

Доктринально различают:

  1. Национальный режим – предоставление негражданам такого же объема прав и обязанностей, которые гарантированы гражданам.
  2. Преференциальный режим – особый льготный режим, распространяющийся по международному договору на две договорившиеся страны и не распространяющийся на все остальные.
  3. Режим наибольшего благоприятствования – установленный международным договором режим, при котором стороны гарантируют гражданам договаривающихся стран особый благоприятный режим, которым уже пользуются граждане иной страны.
  4. Режим реторсий – те страны, в которых установлен режим реторсий по отношению к некоторым странам, в определенной степени ограничивают права и обязанности граждан этих стран на своей территории.
  5. Режим привилегий – когда иностранцы из определенной страны пользуются большим объемом прав, чем собственные граждане.

Учитывая положения ст. 62 Конституции РФ, можно смело говорить, что в России для иностранцев действует национальный режим, который, впрочем, и предусматривает некоторые ограничения.

Отдельно стоит разобраться, какой правовой режим распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства в области наследования.

Так, согласно ст. 2 ГК, Гражданский кодекс применяется и к отношениям, в которых участвуют иностранцы и апатриды, это значит, что указанные лица могут наравне с россиянами оставлять наследство, завещать его, а также наследовать имущество.

Принцип равенства отражен и в ряде международных договоров РФ, включая Минскую конвенцию 1993 года. Таким образом, в области наследования для неграждан действует также национальный правовой режим.

Участие неграждан в гражданских правоотношениях

Далее попробуем выяснить, может ли апатрид быть участником гражданских правоотношений. Таким правоотношением являются любые отношения между субъектами гражданского права, если они регулируются Гражданским кодексом. Как правило, они касаются имущества и нематериальных благ, а также возникновения по отношению к ним прав и обязанностей у субъектов. Чтобы было понятнее: гражданские правоотношения – это отношения, касающиеся приобретения и прекращения прав на вещи и объекты интеллектуальной собственности, исполнения определенных видов услуг и т.д.

Так, все та же ст. 2 (абз. 4 п. 1) ГК позволяет применять к отношениям, возникающим с иностранцами или апатридами, гражданское законодательство. А это значит, что указанным лицам разрешено участвовать в гражданских правоотношениях.

Правосубъектность неграждан

Правосубъектность иностранцев и апатридов представляет собой общую категорию, сочетающую в себе их дееспособность и правоспособность. Правоспособностью, согласно ст. 17 ГК, является способность лица автоматически приобретать права и обязанности, а дееспособностью, согласно ст. 21 ГК, является способность приобретать права и обязанности посредством своих действий. С учетом этого объем правосубъектности неграждан определяется правовым режимом, а так как в РФ действует национальный режим, иностранцы обладают такой же правосубъектностью, что и граждане РФ, за некоторыми изъятиями.

Эти изъятия, в частности, могут касаться гражданской правосубъектности. Например, запрет на владение отдельными видами имущества, в частности, земельными участками в приграничных территориях, долями в стратегически важных предприятиях и др. Обратим внимание, что гражданская дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства определяется по праву страны их гражданской принадлежности и , но если негражданин постоянно проживает в России, то его дееспособность определяется ГК РФ.

Ограничения предусмотрены и для трудовой правосубъектности. Так, иностранцы не могут быть капитанами, старшими помощниками и старшими механиками российских морских судов, не могут работать на предприятиях, связанных с обороноспособностью страны, не могут быть судьями, выступать учредителями российских СМИ.

Касается это и административной правосубъектности. Так, после прибытия в Россию у неграждан возникает полная административная правоспособность, но при этом их дееспособность несколько уже, чем у граждан. Касается это занятия административных должностей в органах власти, осуществления деятельности, связанной с принадлежностью к гражданству, доступу к гостайне и т.д.

Ответственность неграждан за правонарушения

Анализ действующего законодательства позволяет отметить, что деятельность, поведение, а следовательно, и ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ контролируется на тех же основаниях, что и деятельность российских граждан. При совершении уголовного или административного проступка они привлекаются к ответственности на общих основаниях и по одним нормативным актам.

Вместе с этим для отдельных категорий неграждан на время их пребывания в России могут быть предусмотрены некоторые особенности правового статуса. Например, для сотрудников дипломатических ведомств и членов их семей предусмотрен иммунитет – юрисдикция РФ на них не распространяется. Кроме дипломатов, при исполнении служебных обязанностей не подчиняются российской юрисдикции капитаны самолетов и кораблей, а также военнослужащие других стран.

Помимо вышеуказанных исключений, иностранцы, совершившие правонарушение в РФ, могут понести специальную форму ответственности, например, административное выдворение, которое может быть применено, например, за и только в отношении неграждан. Еще одна специальная форма – депортация, которая применяется при нарушении режима пребывания, осуществлении противоправной деятельности, принятии решения о нежелательности пребывания гражданина и т.д.

Категории неграждан

В зависимости от статуса и сроков нахождения в РФ, законодательство различает следующие категории иностранных граждан и лиц без гражданства:

  • временно пребывающие;
  • временно проживающие;
  • постоянно проживающие.

Каждая из них имеет свои особенности правового статуса, поэтому их целесообразно рассмотреть подробнее.

Временно пребывающие

В общих случаях максимальный срок временного пребывания, согласно ст. 5 ФЗ № 115, определяется сроком действия визы. Если негражданин прибыл в РФ по безвизовой схеме, то срок его пребывания составляет не более 90 дней в течение полугода, за некоторыми исключениями. Например, если он осуществляет трудовую деятельность, срок его временного пребывания будет равен сроку действия разрешения на работу. По окончании срока действия визы, или разрешенного безвизового пребывания негражданин обязан либо выехать из России, либо продлить срок своего временного пребывания, либо .

Временно проживающие

Таковыми, согласно ст. 6 закона, считаются все, кто смог оформить разрешение на временное проживание. Данное свидетельство позволяет всем его иностранным владельцам проживать в РФ на протяжении трехлетнего срока и оформить вид на жительство.

Разрешение на временное проживание выдается иностранцам в пределах установленной Правительством РФ квоты: на 2019 год она составляет чуть более 90 тыс. разрешений. Законом также установлены категории лиц, которые могут претендовать на РВП вне , в том числе нетрудоспособные родители совершеннолетних россиян, инвесторы, супруги россиян и проч. РВП оформляется миграционными органами по месту проживания заявителя по правилам, установленным Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 года № 789.

Те, кто оформил РВП, ежегодно обязаны уведомлять миграционные органы о своем проживании в РФ. При наличии РВП они могут свободно выезжать за пределы РФ, трудоустраиваться без разрешения (в пределах региона проживания) и пользоваться основным набором социальных благ.

Право неграждан постоянно проживать в стране удостоверяется видом на жительство. Обладатели ВНЖ свободно могут въезжать и выезжать из России. Согласно ст. 8 ФЗ № 115, документ выдается иностранцам, которые прожили в РФ на протяжении минимум одного года с РВП или в льготном порядке (например, для переселяющихся соотечественников). ВНЖ выдается сроком на 5 лет с неограниченное количество раз.

Как и при наличии РВП, владелец ВНЖ обязан ежегодно подтверждать свое проживание в России, но вместе с этим он волен самостоятельно менять место своего проживания, участвовать в муниципальных и региональных выборах, без территориальных ограничений устраиваться на работу, оформлять приглашения для приезда родственников и друзей, пользоваться всеми социальными гарантиями, что и граждане. Кроме того, вид на жительство позволяет по прошествии 5 лет претендовать на оформление гражданства РФ.

Ознакомьтесь более детально с тем, что собой представляет .

Передвижение по территории РФ

Иностранные граждане, находящиеся на территории России на законных основаниях и имеющие соответствующие документы, в личных или деловых целях наделены, согласно ст. 11 ФЗ № 115, свободой передвижения. То есть они вольны передвигаться по территории России всеми доступными видами транспорта в любое необходимое им место. Следует понимать, что к личным целям относится туристическая поездка, путешествие по России или поездка к родственникам/знакомым. К деловым, в свою очередь, стоит относить передвижения, связанные с профессиональной или хозяйственной деятельностью, посещение конференций и семинаров.

Но есть и исключения. Так, иностранцы и лица без гражданства на территории РФ не обладают возможностью посещать ряд режимных объектов и территорий без специального разрешения. Постановлением Правительства от 11 октября 2002 года № 754 определен перечень таких территорий, в него входят военные городки, пограничная зона, зоны экологического бедствия, объекты Вооруженных сил и т.д.

Кроме того, отдельный акцент законодатель сделал на запрет на смену места жительства для обладателей РВП. Так, они не могут без разрешения менять свое место жительства даже в пределах региона проживания. Запрет, однако, на передвижения не распространяется.

Правовое положение беженцев и переселенцев

Еще одной категорией неграждан являются беженцы. Данный гуманитарный статус предоставляется им в соответствии с Федеральным законом «О беженцах» , согласно которому претендовать на этот статус могут иностранцы и апатриды, если есть обоснованные опасения полагать, что на территории страны их гражданской принадлежности или проживания они могут стать жертвой преследований по расовым, этническим, религиозным, национальным, социальным и иным мотивам.

Оформив данный статус в России и получив соответствующее , его обладатель имеет право:

  • на размещение в центре временного пребывания с питанием и бытовыми услугами;
  • на финансовую и натуральную помощь, предусмотренную законодательством;
  • на осуществление хозяйственной и трудовой деятельности без специального разрешения;
  • на беспрепятственный выезд из России и др.

Данный гуманитарный статус следует отличать от статуса вынужденного переселенца. Так, последние, в отличие от беженцев, как правило, граждане РФ, переселяющиеся внутри страны или приехавшие в Россию из-за преследований за рубежом.

Право на политическое убежище. Экстрадиция

В отличие от статуса беженца, политическое убежище предоставляется исключительно президентом и лишь в случае преследования за политические убеждения и общественную деятельность, если таковое направлено непосредственно против просителя убежища. Порядок предоставления политического убежища предусмотрен Указом Президента от 21 июля 1997 года № 746, согласно которому, если такой проситель преследуется в своей стране за действия, признаваемые Россией как преступление (также имеются иные основания для отказа), политическое убежище ему не предоставляется.

В связи с этим вопрос убежища тесно связан с вопросом экстрадиции – выдачи преступника государству, которым он преследуется за уголовные преступления. Конституция запрещает выдавать лиц, преследуемых по этническим, политическим и иным подобным мотивам. Совершенно другое дело – обвинение в преступлении. Россия ведет активное международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства, без проблем выдавая преступников союзным странам, даже если те попросили политического убежища.

Заключение

Резюмируя вышесказанное, отметим, что в России действует национальный режим национального пребывания иностранцев и апатридов. Это значит, что неграждане пользуются всеми теми же правами и обязанностями, за некоторыми исключениями. Так, иностранцы в полной мере могут претендовать на медицинскую и социальную помощь, судебную защиту, осуществление трудовой и хозяйственной деятельности, свободу передвижения и выезда за пределы РФ и иные гарантированные Конституцией РФ права. Однако в зависимости от категории, к которой они относятся, для них могут быть предусмотрены некоторые ограничения.

Статус гражданина и человека в РФ: Видео

Большое количество иностранных граждан въезжают на территорию нашей страны в соответствии с миграционным законодательством, но нередко по тем или иным причинам утрачивают основания для нахождения в России, в результате чего становятся нелегальными мигрантами.

Так, иностранный гражданин может пребывать в Российской Федерации в течение срока действия выданной ему визы. В случае, если он прибыл в страну в порядке, не требующем получение визы, то срок его проживания в России ограничен 90 днями (ч. 1-2 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ " "; далее – закон об иностранных гражданах). Таким образом, иностранец обязан выехать из Российской Федерации до истечения срока его легального пребывания в стране, в противном случае его нахождение на территории России становится незаконным (ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ " "; далее – закон о порядке выезда и въезда в Российскую Федерацию).

ФОРМА
Уведомление о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином или лицом без гражданства

Для нарушителей миграционного законодательства предусмотрена административная ответственность, в том числе и такая мера, как принудительное выдворение. Согласно нарушение иностранным гражданином режима пребывания в Российской Федерации влечет наложение административного штрафа в размере от 2 тыс. до 5 тыс. руб. с административным выдворением за пределы страны. Административное выдворение заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан через государственную границу за ее пределы (). Такой вид наказания назначается судьей ().

Вместе с тем, например, Московский городской суд доводы нарушителя Д. о том, что его жена является гражданкой Российской Федерации и проживает в нашей стране, учел при назначении наказания. По его мнению, каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, и такая мера наказания, как выдворение, не может быть признана правомерной при таких обстоятельствах (решение Московского городского суда от 30.11.2016 по делу № 7-13565/2016).

Однако некоторые суды принимают во внимание наличие у нарушителя родственников в России, но не любых. Севастопольский городской суд на доводы иностранца по аналогичному делу о том, что у него имеются родственники в России – дяди и тети, в решении отметил, что у виновного отсутствуют на территории Российской Федерации семья и близкие родственники (). Напомним, что в соответствии со близкими родственниками считаются супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки.

Отметим также, что намерение иностранного гражданина создать в России семью судами также не принимается как основание признания правонарушения малозначительным (решение Московского городского суда от 20 февраля 2017 г. по делу № 7-1772/2017). Так, по делу о привлечении гражданки Ч. к административной ответственности за нарушение режима пребывания в России суду была предоставлена справка о том, что она беременна и, с ее слов, намерена вступить в брак с гражданином Российской Федерации. Но суд посчитал, что гражданка Ч. на момент рассмотрения в суде дела в отношении нее в браке с гражданином России не состояла (заявление о регистрации брака подано уже после вынесения постановления о возбуждении дела), сведений о невозможности получения сопутствующего беременности медицинского обслуживания на территории страны гражданской принадлежности ею не было представлено. В связи с чем суд посчитал, что оснований для признания правонарушения, вмененного Ч., малозначительным или назначенного административного наказания чрезмерно суровым не имеется.

В то же время Верховный Суд Российской Федерации недавно дал ответ на вопрос, следует ли назначать в отношении иностранных граждан, имеющих семью и детей на территории Российской Федерации, административное наказание в виде выдворения за пределы Российской Федерации при нарушении ими режима пребывания на территории России ().

Так, по делу гражданки Д., которая по истечении разрешенного срока временного пребывания не выехала за пределы Российской Федерации, суд первой и надзорной инстанции определили ей наказание в виде штрафа с административным выдворением в виде самостоятельного контролируемого выезда из Российской Федерации (постановление Ногликского районного суда Сахалинской области от 1 октября 2013 г. по делу № 5-31/2013 , постановление Сахалинского областного суда от 11 января 2016 по делу № 4а-1/2016). На доводы защитника Д. о том, что нарушитель находится в брачных отношениях с гражданином Российской Федерации и имеет несовершеннолетнего ребенка, суды посчитали, что эти обстоятельства не освобождают ее от обязанности соблюдать иммиграционное законодательство и не являются основанием к невозможности применения к ней наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

ВС РФ с позицией судов первой и надзорной инстанций не согласился (). По мнению суда, назначение наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к виновному лицу такой меры ответственности. Кроме того, суд считает, что такая мера наказания назначается в случае, если это единственно возможный способ достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

Суд также отметил, что согласно данный кодекс основывается на , общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации. В силу положений (далее – Конвенция) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни и не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права. Вместе с тем иностранному гражданину въезд в Российскую Федерацию не разрешается в течение пяти лет со дня административного выдворения (). Таким образом, суд пришел к выводу, что такая мера наказания, как выдворение, не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права Д. на уважение семейной жизни.

Кроме того, ВС РФ подчеркнул, что признал, что устанавливаемые в правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, личность правонарушителя, но и гарантировать тем самым адекватность порождаемых последствий тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения.

Так, с учетом личности Д., а также конкретных обстоятельств (ее семейного положения), суд принял решение, что назначение Д. административного наказания в виде административного выдворения противоречит требованиям .

Таким образом, постановления судов первой и надзорной инстанции подлежат изменению путем исключения из них указания на назначение ей административного наказания в виде административного выдворения, постановил ВС РФ.

Dec. 25th, 2013 03:07 pm Чем грозит новый закон о регистрации

«В 1921 году было несколько иначе, чем в 1924 г. Именно нельзя было так ездить: снялся и поехал черт знает куда! Очевидно, те, что ведали разъездами граждан, рассуждали приблизительно таким образом:

Ежели каждый начнет ездить, то что же это получится?

Нужно было поэтому получить разрешение.»

М. Булгаков «Богема»

Попытался тут разобраться, чем же грозит нам всем новый закон об ужесточении наказания за нарушение правил регистрации, подписанный президентом несколько дней назад . Текст закона можно посмотреть вот здесь - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156010 или http://www.rg.ru/2013/12/25/izmeneniya1-dok.html . Там много чего понаписано: внесены дополнения в «Закон о праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», в Уголовный кодекс РФ (УК РФ), Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ), Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), в «Закон о миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» и т. д.

Подробно пересказывать и разбирать все эти пункты не буду, поскольку главное для меня - понять, чем они грозят законопослушным гражданам. А грозят они появлением двух новых статей в Уголовном кодексе РФ и трёх статей - в Кодексе РФ об административных правонарушениях. То бишь, граждане, нас всех теперь дополнительно можно засудить за два уголовных и за три административных правонарушения. Сейчас попробую рассмотреть их все по порядку.

Для простоты, если отдельно не указано обратное, я объединяю понятия «постановка на миграционный учёт иностранного гражданина», «регистрация иностранного гражданина по месту жительства», «регистрация гражданина РФ по месту пребывания», «регистрация гражданина РФ по месту жительства» в одно общее понятие - «регистрация». Это всё немного разные вещи и регулируются они разными нормами, но за нарушение этих правил предусмотрены схожие санкции, а для объяснения сути дела так будет проще.

Уголовка

Итак, в Уголовном кодексе РФ появились две новые статьи и, соответственно, два новых преступления: «Фиктивная регистрация гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в РФ и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в РФ» (ст. 322.2 УК РФ) и «Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в РФ» (ст. 322.3 УК РФ). За эту самую «фиктивную регистрацию» по обеим статьям суд может впаять огромный штраф, принудительные работы и даже три года (!) лишения свободы.

Естественно, сразу возникает вопрос, что же это за зверь такой - фиктивная регистрация. Процитируем текст закона, причём наиболее интересные места я выделил жирным шрифтом.

Так вот, фиктивная регистрация гражданина РФ - это регистрация «на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении , либо регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица» (новая редакция «Закона о праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», ст. 2).

Фиктивная регистрация иностранных граждан похожа по содержанию - это регистрация «на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилых помещениях без намерения пребывать (проживать) в этих помещениях или без намерения принимающей стороны предоставить им эти помещения для пребывания (проживания) » (новая редакция УК РФ, ст. 322.3).

Что такое «намерение пребывать (проживать) в помещении», в чём оно выражается и как доказать его отсутствие у человека - лично мне не очень понятно. Например, мой друг зарегистрировал меня у себя дома на месяц, я у него прожил денёк и уехал в другое место - у меня было намерение проживать или нет? Или мой друг меня зарегистрировал у себя дома, и я даже громогласно заявил ему о намерении проживать у него, но, только получив регистрацию, передумал и сразу уехал - это как расценивать? Или мой друг меня зарегистрировал у себя дома, а потом говорит: «Слушай, дружище, извини, ко мне тёща с тестем приезжают, а они гостей не любят, поживи, пожалуйста, у кого-то другого» - было тут намерение «нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение» или он мне дурил голову?

В общем, когда отсутствие определённого мыслительного процесса в голове человека является неотъемлемой частью состава преступления - это выглядит несколько странно. Вы в любой момент можете сказать, что намерение у вас было, «но, знаете, как-то не сложилось». И кто, кроме вас, может достовернее сказать, что происходит у вас в голове? В общем, доказать «отсутствие намерения» в принципе невозможно, и как суды будут это делать, мне совершенно непонятно. Логика и здравый смысл подсказывают, что осудить человека по этим статьям невозможно. Но так как в российском суде возможно всё, то на логику и здравый смысл я бы, конечно, не уповал.

Разбираться в этом деле должны мировые судьи (им подсудна уголовка с наказанием не более чем на три года лишения свободы). С одной стороны, это наименее квалифицированные и компетентные судьи в российской судебной системе, с другой стороны, они ближе всего к населению и у них, возможно, ещё не атрофировано понятие о здравом смысле и справедливости, что иногда бывает с судьями вышестоящих судов. Короче, не очень понятно, как это всё будет реализовано на практике.

При этом, что характерно, в Уголовном кодексе РФ не появилось статей «Нерегистрация гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства» или «Непостановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания» или что-то в этом роде. То есть неправильная регистрация наказывается, а если вы её не делаете - никакого наказания нет. Таким образом, собственник жилья будет иметь меньше стимулов регистрировать живущего у него человека. И я бы, кстати, тоже не рекомендовал делать это без лишней необходимости: как уже было сказано, российский суд может выдать какой-то кульбит и посадить вас на три года только за то, что вы прописали у себя приятеля из другого города, а он сразу свалил к себе домой. А если вы никому никакой регистрации не делали, то и повода наказывать вас нет. Вернее, есть повод наказать вас за административные правонарушения по новой статье 19.15.2 КоАП РФ или по старой статье 18.9 КоАП РФ (часть 4), но там максимальное наказание - штраф 5 тыс. р. (в Москве и Питере - 7 тыс. р.). А это, согласитесь, не так фигово, как загреметь в лагерь на три года.

Вывод такой: новый туманный и неоднозначный закон позволяет трактовать как преступные многие действия по оформлению регистрации, так что лучше без крайней необходимости никого не регистрировать. Если же вы кого-то не зарегистрировали, то это пока не считается преступлением, так что при прочих равных это более безопасный вариант.

Да, и ещё одно небольшое лирическое отступление. Я тут всё пугаю собственников жилья, а может быть, всё напрасно - вообще-то в законе недостаточно чётко указан субъект преступления. Ведь регистрация - это «фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания» (новая редакция «Закона о праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», ст. 2). То есть действие под названием «регистрация» производит «орган регистрационного учёта», а если точнее - работник Федеральной миграционной службы, которому вы относите все необходимые документы. Соответственно, это он производит регистрацию, а если вы принесли ему заведомо недостоверные документы или достоверные, но без намерения вашего гостя жить у вас, то опять же именно он производит фиктивную регистрацию, а вовсе не вы (вы же никого не регистрируете, вы только документы принесли). То есть по идее, если у вашего гостя нет намерения проживать в вашей квартире, закон предписывает наказать за фиктивную регистрацию именно этого несчастного работника ФМС. Выглядит абсурдно, так что, видимо, наказывать будут всё-таки собственника жилья. А может, и нет. Впрочем, я еще не изучал уголовное право, и могу, конечно, что-то напутать. Ау, специалисты по уголовке! Мне правильно кажется, что закон как-то хреново написан, или я просто что-то не до конца понимаю?

Административка

Но вернёмся к нашим баранам и поговорим о новых административных правонарушениях. Благодаря новому закону появились две новых статьи в КоАП РФ, а одна старая статья была изменена. Раньше в КоАП РФ была только статья 19.15 «Проживание гражданина РФ без удостоверения личности гражданина (паспорта) или без регистрации». Она предусматривала наказание (максимум - штраф 2500 р.) за следующие действия: а) проживание без паспорта; б) проживание без регистрации; в) допущение собственником жилья того, что кто-то у него дома совершает «а» или «б».

Теперь все эти вещи развели по разным статьям и у нас получилось три отдельных статьи: статья 19.15 «Проживание гражданина РФ без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта)», статья 19.15.1 «Проживание гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации» и статья 19.15.2 «Нарушение правил регистрации гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении». Наказать по-прежнему можно и «регистрирующего», и «регистрируемого» - как за незаконную регистрации, и за её (регистрации) отсутствие. Штрафы за всё это дело повысили, но, к счастью, других наказаний не ввели (а могли бы и ножичком полоснуть, то есть могли бы и административный арест подвести под эту статью).

Статьи получились особенно многословными, потому что указаны некоторые категории граждан, которые могут не регистрироваться. Например, в качестве особого благодеяния могут забить на регистрацию супруг или ребёнок или родитель или бабушка и дедушка собственника жилья. Также можно забить на неё, если вы зарегистрированы в одном месте, а живёте в любом другом месте в том же регионе (при этом москвичам и питерцам можно также жить соответственно в Подмосковье и Ленобласти, и наоборот - жителям Подмосковья не нужно регистрироваться в Москве, а жителям Ленобласти - в Питере).

Но в принципе забить на регистрацию могут и все остальные граждане, поскольку закон не придумал ни новых санкций за её отсутствие, ни новых поощрений за её наличие.

Поясню подробнее - как и раньше, для граждан РФ сохранились два вида регистрации: регистрация по месту пребывания и регистрация по месту жительства. Отличаются они тем, что в первом случае гражданам выдается свидетельство о регистрации, во втором - ставится отметка в паспорт (прописка). И в первом случае регистрацию нужно сделать в течение 90 дней. Это всё раньше было прописано в постановление правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 «Об утверждении правил регистрации…», а теперь - в «Законе о праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» (в статьях 2 и 5 в новой редакции).

То бишь по-прежнему закон формально позволяет любому гражданину России временно проживать без регистрации в любом жилом помещении на территории нашей страны, если он проводит там не больше 90 дней. А фактически - неограниченное время, поскольку никто не в состоянии достоверно доказать, что он в течение 90 дней непрерывно проживал по какому-либо адресу .

Я об этом уже писал в статье про полицию (http://www.tvoiprava.info/obzory/police#TOC--37), но тут повторюсь. Главное, с чем нужно разобраться - с понятиями «место пребывания» и «временное проживание».

1) Место пребывания - это конкретное жилое помещение с определенным адресом. Из новой редакции «Закона о праве граждан РФ на свободу передвижения…»: «место пребывания - гостиница […] либо не являющееся местом жительства гражданина РФ жилое помещение, в которых он проживает временно». То есть местом пребывания не может быть территория города или какого-то населенного пункта. Находиться в Москве или другом городе без регистрации можно любое количество времени, если вы при этом не живете по одному адресу больше трёх месяцев либо живете, например, в палатке, на вокзале или на улице.

2) Временное проживание - понятие, которое в законе четко не определено. Но формально под ним можно подразумевать непрерывное проживание в течение 90 дней с обязательным ночлегом каждую ночь по этому адресу. Ведь если вы на ночь уедете в другое место, то уже будете «временно проживать» там и по возвращении на старое место отсчет 90 дней начнется заново.

Таким образом, штрафовать за отсутствие регистрации можно, только если вы непрерывно проживаете по определенному адресу больше 90 дней. И вспомните при этом про принцип презумпции невиновности - вы не обязаны доказывать, что живете по какому-либо адресу меньше 90 дней.

Да, и рассматривать дела по статье 19.15 КоАП, равно как и по новым статьям 19.15.1 и 19.15.2 могут только участковый (КоАП ст. 23.3 ч. 2 п. 9) или сотрудник Федеральной миграционной службы (КоАП ст. 23.67). Тут ничего не изменилось, так что любой другой сотрудник полиции (чиновник, сотрудник ФСБ и т. д.) все так же не имеет права ни проверять у вас регистрацию, ни тем более оформлять протокол или постановление о её отсутствии. Так что если постовой грозит вам «выписать штраф» за отсутствие регистрации, помните - это, скорее всего, пустые угрозы.

То бишь схема действий может быть такая: подходит к вам на улице очередной полицейский, проверяет документы и спрашивает: «А регистрация где?» - «А нету» - «А вы сколько в Москве находитесь?» - «Две недели» - «А как докажете?» - «Никак не докажу, но, как следует из принципа презумпции невиновности, гражданин не должен доказывать свою невиновность, это задача правоохранительных органов доказать его виновность» - «Чё, больно умный?» - «То, что я говорю, кажется вам слишком умным?» ну и так далее.

Если спросит: «Знаете, что ввели уголовное наказание за нарушение правил регистрации?» можно сказать: «Знаю, но это касается только фиктивной регистрации, а у меня, как видите, вообще никакой регистрации нет, так что наказывать меня не за что». Или: «Знаете, что ужесточили наказание за нарушение правил регистрации?» - «Знаю, но меня это не касается - я-то ничего не нарушил, поскольку не проживал ни в каком жилом помещении больше 90 дней». В конец концов, можете сказать: «Послушайте, товарищ майор, если я что-то нарушил, то готов ответить по всей строгости закона. Пишите протокол и постановление об административном правонарушении, а я уже пойду в суд, и он разберется, виноват я в чём-то или нет». Даже если у него хватит ума выписать такое постановление, вы легко обжалуете его, и полицейский, скорее всего, получит дисциплинарное взыскание за такую глупость.

Если же в квартиру, где вы живете без прописки и регистрации, явился участковый либо сотрудник миграционной службы, они имеют полное право проверить у вас наличие регистрации. Впрочем, и они должны доказать, что вы непрерывно живете здесь больше 90 дней. Сложно представить, как они это сделают - разве что установят за вами слежку и будут три месяца дежурить в подъезде. Конечно, если у вас есть билеты на поезд или самолет, доказывающие, что вы пробыли здесь меньше 90 дней, можете их показать. Если нет - ничего страшного. Как уже было сказано, доказывать свою невиновность вы не должны.

Если кто не понял, то всё вышесказанное касается только граждан РФ. А с иностранными гражданами вообще ничего не изменилось. Нарушение иностранцем режима пребывания в России (под которое можно подвести отсутствие регистрации) всё так же предусмотрено статьей 18.8 КоАП и всё так же наказывается штрафом в размере от 2000 до 5000 руб. «с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового» (а если дело происходит в Москве, Подмосковье, Питере и Ленобласти - то штрафом от 5000 до 7000 и уже точно «с административным выдворением за пределы Российской Федерации»). Для тех же граждан РФ, кто принял у себя иностранцев, но не зарегистрировал, предусмотрен штраф в 2000-4000 р. (КоАП РФ, ст. 18.9 ч. 4) Все подробности про «регистрацию» иностранцев я уже расписал тут - http://www.tvoiprava.info/obzory/foreign#TOC--23 , и тут - http://www.tvoiprava.info/obzory/police#TOC--38 . Но вообще иностранцев новый закон почти не касается, направлен он, в основном, против граждан России - как тех, кто живёт не по месту прописки, так и тех, кто принимает у себя других граждан России или иностранцев.

Резюме

Таким образом, в новом законе нет никакого нового «кнута» за отсутствие регистрации, равно как и нет «пряника» за её наличие. Никаких новых стимулов делать регистрацию у граждан не появилось: по-прежнему вы можете в большинстве случаев работать без регистрации в любом регионе России, по-прежнему вы можете прикрепиться к поликлинике по месту фактического проживания, по-прежнему загранпаспорт вы можете оформить в любом отделении ФМС (правда, если у вас нет прописки в данном районе, то придётся ждать четыре месяца) и так далее и тому подобное. Каких-то вещей, правда, делать не сможете (например, голосовать на местных выборах), но в целом, как и прежде, жить без регистрации можно, чем и занимаются десятки и сотни тысяч наших сограждан. А президент Владимир Путин и партия «Единая Россия», вместо того, чтобы облегчить жизнь и гражданам, и государству, написали и приняли очередной бессмысленный закон.

Впрочем, ругать их нужно не столько за новый бестолковый закон, сколько за то, что совковую процедуру регистрации они до сих пор не приведут в соответствие с логикой и здравым смыслом. Вот, к напримеру, что пишет puerrtto о регистрации в Израиле (http://ru-antivisa.livejournal.com/332369.html?thread=1163857&): «Зашел на сайт МВД в интернете, заполнил онлайн форму, нажал "send". Примерно через неделю мне по почте пришел вкладыш в паспорт с новой регистрацией. Иными словами, абсолютно уведомительная система, при которой не нужно "выбивать" и "выстаивать". Здесь можно указать любой адрес, хоть канцелярии премьера. Важно только одно - если вы по этому адресу реально НЕ проживаете, то в случае, если вас будут искать (скажем, у вас долги в банке) и не найдут - дело поступит в суд. И вы не сможете постфактум говорить, что вы давно там не живете». Так что в израильских правилах регистрации я вижу удобство, логику и здравый смысл, в российском законе - нет.

А что касается освобождения ряда категорий граждан от регистрации (близких родственников собственника квартиры, людей, живущих не по месту прописки в пределах субъекта федерации и т. д.), то это ещё больше показывает абсурдность всех нынешних правил регистрации. То бишь по идее каждый обязательно-обязательно должен зарегистрироваться, чтобы его находили органы учёта и статистики, а также суд, полиция, прокуратура, налоговая и т. д. Но теперь, например, закон позволяет москвичу снять квартиру и жить без всякой регистрации в Солнечногорске или Дубне, жителю Сахалина - приехать и жить у своих внуков в Калининграде опять же без регистрации, жителю Норильска - уехать за две тысячи километров в Минусинск и безо всякой регистрации наслаждаться чистым воздухом на берегах Енисея - и вот это уже не страшно, тут всё в порядке, органы учёта и статистики, налоговая и прокуратура переживать не будут. То есть государство считает, что в пределах страны она не сможет найти человека без регистрации, а в пределах одного региона - без проблем. Это как с постановкой на миграционный учёт иностранных граждан - всем нужно строго-настрого встать на учёт, но украинцам, белорусам и казахам мы в знак особой милости по международным соглашениям позволяем нарушать это правило. Было бы смешно, если бы не было так грустно.

Многие граждане нашей страны хотят побывать за границей, чтобы посмотреть устои жизни иностранных жителей, отдохнуть и узнать много нового. Но стоит понимать, что, находясь за границей вы подпадаете под юрисдикцию другой страны, но это не отменяет того факта, что Российская Федерация по-прежнему может вас защищать в проблемных ситуациях. В данной статье мы поговорим о правах Россиян за границей , куда можно обратиться за помощью , кто должен помогать в другом государстве , и что если возникли проблемы , можно ли обратиться в посольство ?

Права Россиян за границей

Конституция Российской Федерации в статье 27 говорит о том, что любой гражданин может выезжать за пределы государства. Кроме того, данный гражданин Российской Федерации имеет право вернуться в свою страну.

Граждане могут выезжать по различным основаниям: отдых, смена временного жительства, приглашение родных и близких, образование, работа, туризм и т. д. Документом, удостоверяющим личность, по-прежнему остается паспорт, а для специальных субъектов это может быть паспорт дипломата, паспорт по службе, паспорт моряка. Связь с государством имеет важное значение, ведь именно оно взяло на себя обязанность заботится о своих граждан и защищать их права и обязанности. При контакте с государством стоит прежде всего обратить на свои права, которые первоначально даются в Конституции. Если вы контактируете с определенным государственным органом, то его деятельность регулируется либо федеральными законными, либо ведомственными актами.

Получи ответ на свой вопрос за 15 минут

Юристов готовы Вам помочь.

Таким образом, вы можете осознавать взаимные права и обязанности, и понимать их значение. Тем не менее, лучше почитать доктрину и практику по этому вопросу. Естественно стоит находить современную информацию, так как источники права могут поменяться, а информационные источники так и остаются в книгах и интернете. Практика имеет важное значение для изучения вопроса, так как несмотря на принцип законности, все же имеется масса действий, которых на самом деле производятся в нарушении нормативных норм и основополагающих принципов внутригосударственного и международного права.

Граждане Российской Федерации, которые проживают за рубежом имеют двойное подчинение законодательству, то есть они находятся под юрисдикцией Российской Федерации и правовой системы иностранного государства. В таком случае, например, если в Российской Федерации установлено правостороннее движение, а в Великобритании левостороннее, то, естественно, лицо не будет ездить по правой стороне дороги, если в РФ установлено иное. Также существуют лица с двойным гражданством, поэтому они обязана соблюдать законы так же обеих стран.

Кто должен помогать в другом государстве

Очень важно иметь ввиду статью часть 2 статьи 61 Конституции Российской Федерации, где говорится о том, что, когда гражданин выезжает за границу Российская федерация покровительствует его интересы.

Для этого создаются дипломатические и консульские учреждения в иностранных государствах для защиты прав и свобод отечественных гражданином. Кроме того, они выполняют некоторые услуги, помогающие взаимодействовать с государственными органами РФ.

По сути данные органы очень широки в своей компетенции, через них можно решать массу вопросов, связанных с государственными органами. Кроме того, данные органы помогают адаптироваться отечественным гражданам, произвести какие-либо действия, осуществляют помощь в защите прав и свобод. Таким образом, консульство и дипломатические учреждения по сути могут выполнить практически весь объем прав, которые выполняют другие органы в РФ, так как они могут выполнять лишь посреднические операции между отечественным государственным органом и гражданином.

Консульские и дипломатические учреждения руководствуется в своя деятельность в первую очередь законодательством Российской Федерации, поэтому важно отметить, что иностранное законодательство на них распространяется только в обывательских вопросах. Если же говорить о защите своих прав, то они имеют дипломатическую неприкосновенность, таким образом, они не привлекаются к ответственности в иностранном государстве. Таким образом, консулы и дипломаты могут беспрепятственно выполнять любые действия для защиты своих прав в пределах своей компетенции. Важно, что них можно разрешить практически любую проблему, связанную с различными правоотношениями. Если в отношении гражданина осуществляются незаконные действия, то ему в первую очередь стоит идти в консульство или дипломатическое учреждение.

При взаимодействии с государственными органами важно учитывать, что там люди хорошо знают свою компетенцию в виде права и обязанностей. Таким образом, доказать свою правоту в спорной ситуации может быть проблемной, учитывая, что у данных лиц есть определенные контакты с другими государственными органами. Тем не менее очень часто данные сотрудники превышают свои полномочия и не выполняют определенные обязанности, в этом случае может помочь обычная жалоба на имя начальника, либо в вышестоящий орган.

В этом случае можно рассчитывать на то, что действия сотрудника будут пресечены, а ваши права восстановлены. Кроме того, жалобы на государственные органы можно подавать до самой верховной инстанции органа, либо подать жалобу в прокуратуру, осуществляющую надзор за государственными органами. Методов защиты свои прав большое множество, просто необходимо научиться правильно пользоваться этим институтом. В этом случае вы сможете защищать свои права в любых правоотношениях, когда они были нарушены либо ущемлены.

На территории иностранного государства может случатся множество различных проблем, включая и самых критических. В этом случае Российская Федерация должна оказать любую поддержку своим гражданам, включая не только дипломатическую и консульскую, но и правоохранительную, судебную, медицинскую и др.

Куда можно обратиться за помощью

  1. Идите в полицию.А лучше возьмите свидетеля и идите в полицию. Даже если кража или нападение случились минуту назад, не пытайтесь найти воров самостоятельно. Потеряете время или нарвётесь на ещё большие неприятности.
  2. Если до поездки вы выполнили 10 перечисленных пунктов, копия паспорта у вас есть.Как и список ценных вещей. В списке подчёркиваете потерянное и вместе с копией паспорта отдаете сержанту на исполнение.
  3. Международной связи и интернета в полицейском участке, как правило, нет.Стандартная практика. С полицейским вам предоставят 10-15 бесплатных минут интернета в любом ближайшем отеле или кафе. Этого достаточно, чтобы сделать три вещи:
  4. Итак, рапорт у вас на руках.С печатью отделения полиции, подписью офицера и штампом, заверяющим подпись – без этого документ не действителен. Сделайте несколько копий.

Возникли проблемы можно ли обратиться в посольство?

При возникновении проблем именно в посольства, консульские и дипломатические учреждения необходимо обращаться в первую очередь. Некоторые ситуации, конечно, можно попробовать разобрать в иностранных государственных органах, но лучше сначала обратиться к своим соотечественникам, и выслушать их совет по этому поводу.

В иностранном государстве гражданину чужой страны тяжело защищать свои права. При спорных ситуациях с государственными органами стоит грамотно разработать последовательность действий. Возможно в данной ситуации вам понадобится юридическая помощь в зависимости от того, насколько сложная данная ситуация.

Бывает, что даже жалобу в государственные органы стоит правильно составить для того, чтобы она была правильно рассмотрена и оценена. Кроме того, ссылки на нормы права и правильное объяснение ситуации дает возможность оценить общественные отношения, указанные в жалобы с юридической точки зрения.

Таким образом, лучше первоначально обратиться за юридической консультации, где будет оценена ваша ситуация, потом юрист сможет понять, насколько вы правы и что можно сделать. Жалобы в вышестоящие органы и прокуратуру могут сыграть ключевую роль, но нельзя забывать о судебной защите граждан, которая тоже может оказать весомую роль для защиты ваших прав и свобод. В конечном итоге, реализация института защиты прав и свобод гражданина требует определенных познаний юридической сфере.

Важно! По всем вопросам прав граждан России за границей, если не знаете, что делать и куда обращаться:

Звоните 8-800-777-32-63.

Или можете задать вопрос в любом сплывающем окне, для того, что бы юрист по вашему вопросу смог Вам максимально быстро ответить и проконсультировать.

Юристы по международным вопросам и вопросам миграции, и адвокаты, кто зарегистрирован на Российском Юридическом Портале , постараются Вам помочь с практической точки зрения в сложившемся вопросе и проконсультируют Вас по всем интересующим вопросам.



Просмотров