Человек и закон тест по обществознанию санкции. Тест по обществознанию на тему "Человек и закон" (7 класс)

Для быстрого поиска по странице нажмите Ctrl+F и в появившемся окошке напечатайте слово запроса (или первые буквы)

Тема 1. Введение. Основы теории государства

Для унитарного государства характерна:

Единая система органов государственной власти и управления

Две относительно самостоятельные системы органов государства: федеративная и система органов субъектов федерации

оба варианта возможны

правильный ответ отсутствует

Под суверенитетом государства понимают:

независимость государственной власти вовне;

верховенство государственной власти внутри страны

Верховенство государственной власти внутри страны и независимость ее вовне

правильный ответ отсутствует

Понятие «форма государства» включает в себя:

форму государственного устройства

форму правления

политический режим

Все ответы верны

По форме правления государства делятся на:

монархии и конфедерации

республики и федерации

Республики и монархии

правильный ответ отсутствует

Друзья, более 600 собак Воронежского приюта Дора https://vk.com/priyt_dora очень нуждаются в поддержке! Приют бедствует, не хватает средств на корм и лечение. Не откладывайте добрые дела, перечислите прямо сейчас любую сумму на «Голодный телефон» +7 960 111 77 23 или карту сбербанка 4276 8130 1703 0573. По всем вопросам обращаться +7 903 857 05 77 (Шамарин Юрий Иванович)

Верховенство государственной власти означает:

Что в пределах государственных границ никто, кроме государства, не вправе издавать законы т.е. акты высшей юридической силы, обязательные для всего населения страны

что органы государственной власти подчиняют себе деятельность органов местного самоуправления

оба ответа верны

правильный ответ отсутствует

Основные функции государства изложены:

В Конституции РФ

в Постановлении правительства

в федеральном законе

правильный ответ отсутствует

Государственная власть подразделяется на:

Законодательную, исполнительную и судебную

исполнительную и судебную

законодательную и исполнительную

правильный ответ отсутствует

Под политическим режимом понимаются:

Приемы и способы осуществления государственной власти

территориальная организация государственной власти, соотношение между центром и остальными властями государства

организация высшей власти государства, компетенция, взаимодействие высших органов государства, степень участия населения в их образовании

правильный ответ отсутствует

Тема 2. Основы теории права

Соотношение между нормой права и социальной нормой:

нормы права в отличие от социальных норм создаются обществом в целом либо какой-то его частью без участия властных государственных структур

Нормы права в отличие от социальных норм принимаются либо санкционируются государством

социальная норма является частью нормы права

все ответы верны

правильный ответ отсутствует

Федеральный закон вступает в силу:

может вступать в силу как до, так и после официального опубликования
до его официального опубликования

все ответы верны

правильный ответ отсутствует

Основаниями юридической ответственности являются:

факт совершения правонарушения, т.е. виновного деяния, совершенного деликтоспособным субъектом

принятие властного акта компетентным правоохранительным органом {судом, милицией, государственной инспекцией и т.д.), осуждающего правонарушителя, накладывающего на него меры наказания

норма права, запрещающая определенное деяние и предусматривающая применение санкций за его совершение

правильный ответ отсутствует

Все ответы верны

Диспозитивные нормы – это:

повелительные, строго обязательные предписания

Правила, дающие сторонам регулируемого отношения возможность самим определять путем заключения договора права и обязанности

правильный ответ отсутствует
все ответы верны

Состав правонарушения состоит из:

объекта правонарушения

субъекта правонарушения

субъективной стороны правонарушения

объективной стороны правонарушения

Все ответы верны

По общему правилу закон в Российской Федерации:

имеет обратную силу, т.е. действует и на те факты, события, отношения, которые имели место до вступления его в силу

вопрос об обратной силе закона решается Государственной думой в каждом конкретном случае

Не имеет обратной силы, т.е. не действует на те факты, события, отношения, которые имели место до вступления его в силу

правильный ответ отсутствует

Норма права состоит из:

санкции

правильный ответ отсутствует

гипотезы

диспозиции

Все ответы верны

Тема 3. Основы конституционного права

По форме правления Российская Федерация является:

конституционной монархией

президентской республикой

Смешанной республикой

правильный ответ отсутствует

Федеративное государственное устройство России построено:

По территориальному признаку

все ответы правильные

по национальному признаку

правильный ответ отсутствует

Конституция Российской Федерации провозглашает:

приоритет интересов общества

приоритет интересов государства

Приоритет интересов личности

правильный ответ отсутствует

По форме государственного устройства Российская Федерация относится к:

Федеративному государству

унитарному государству

конфедерации

правильный ответ отсутствует

Для правового государства характерными признаками являются:

верховенство закона во всех сферах общественной и государственной жизни

реальность прав и свобод личности, обеспечение ее свободного развития

осуществление государством эффективного контроля за исполнением законодательства

строгое исполнение требований закона, господство в государстве принципа законности

взаимная ответственность государства и личности, обязательность закона не только для граждан, но и самого государства

Все ответы верны

Законодательная власть в Российской Федерации осуществляется:

Как на уровне Российской Федерации, так и на уровне субъектов Российской Федерации

на уровне Российской Федерации

на уровне субъектов Российской Федерации

правильный ответ отсутствует

Органы местного самоуправления:

Не входят в систему органов государственной власти

правильный ответ отсутствует

входят в систему исполнительных органов государственной власти

входят в систему законодательных органов государственной власти

Тема 4. Основы гражданского права

К источникам правового регулирования гражданско-правовых отношений в Российской Федерации относятся:

судебные решения

федеральные законы

законы субъекта РФ

Все ответы верны

Право собственности включает в себя правомочие:

пользования

владения

распоряжения

Все ответы верны

Легальное определение юридического лица дано:

правильный ответ отсутствует

В Гражданском кодексе Российской Федерации

в Конституции Российской Федерации

в Указе Президента Российской Федерации

Право собственности является:

как абсолютным, так и относительным правом

Абсолютным правом

относительным правом

правильный ответ отсутствует

Филиалы и представительства – это:

Территориально обособленные структурные подразделения юридического лица

Структурные подразделения юридического лица

самостоятельные юридические лица

правильный ответ отсутствует

Высшим органом управления акционерного общества является:

наблюдательный совет

Общее собрание акционеров

совет директоров

правильный ответ отсутствует

Коммерческая организация по законодательству Российской Федерации - это:

организация, учрежденная предпринимателями

организация, наделенная правом осуществления предпринимательской деятельности

Организация, основная цель деятельности которой направлена на получение прибыли

правильный ответ отсутствует

Способом прекращения деятельности юридического лица, связанным с правопреемством является:

ликвидация

Реорганизация

как реорганизация, так и ликвидация

правильный ответ отсутствует

Правоспособность и дееспособность юридического лица возникают:

С момента регистрации юридического лица

по истечении первого года хозяйственной деятельности юридического лица

С момента составления учредительных документов

правильный ответ отсутствует

Тема 5. Основы административного и уголовного права (верно 6 из 7)

Под административным правонарушением понимается:

противоправное, виновное деяние физического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Федерации установлена административная ответственность

Противоправное, виновное деяние физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Федерации установлена административная ответственность

противоправное, виновное деяние юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Федерации установлена административная ответственность

все ответы верны

правильный ответ отсутствует

В сферу административно-правового регулирования входят отношения:

Которые складываются по поводу и в связи с осуществлением исполнительной власти в процессе государственного управления

которые складываются по поводу и в связи с осуществлением судебной власти в процессе государственного управления

которые складываются по поводу и в связи с осуществлением законодательной власти в процессе государственного управления

все ответы верны

правильный ответ отсутствует

В состав административного правонарушения включаются:

субъективная сторона

субъект объект

объективная сторона

Все ответы верны

Максимальное наказание за совершение преступления небольшой тяжести не превышает:

Трех лет лишения свободы

пяти лет лишения свободы

десяти лет лишения свободы

двадцати лет лишения свободы

Признаками преступления являются:

наказуемость

виновность

противоправность

общественная опасность

Все ответы верны

К юридическим признакам административного правонарушения относятся:

Виновность

Наказуемость

Противоправность

общественная опасность

нет верного ответа

Преступлением по российскому законодательству признается:

общественно опасное деяние, запрещенное как Уголовным кодексом РФ. так и Кодексом об административных правонарушениях РФ под угрозой наказания

виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное как Уголовным кодексом РФ, так и Кодексом об административных правонарушениях РФ под угрозой наказания

общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания

Виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания

Тема 6. Основы трудового права

Трудовое право в Российской Федерации является:

подотраслью

правовым институтом

правильный ответ отсутствует

Трудовые договоры могут заключаться на:

определенный срок более пяти лет

Определенный срок не более пяти лет

Неопределенный срок

все ответы верны

Трудовой договор может быть расторгнут:

по инициативе работника

по инициативе работодателя

по соглашению сторон

в других предусмотренных законом случаях

Все ответы верны

Метод трудового права включает в себя:

только элементы диспозитивного воздействия

правильный ответ отсутствует

только элементы императивного воздействия

Как элементы диспозитивного, так и императивного воздействия

Трудовой договор является:

Добровольным соглашением между работником и работодателем по поводу существенных условий труда

принудительным соглашением между работником и работодателем по поводу существенных условий труда

как добровольным, так и принудительным соглашением между работником и работодателем по поводу существенных условий труда

Тема 7. Основы семейного права

Семейное право регулирует следующие отношения:

только личные имущественные отношения между супругами

только личные неимущественные отношения между супругами

имущественные отношения между организациями

личные неимущественные отношения между гражданами

Личные неимущественные и имущественные отношения между супругами

Семейное право устанавливает:

Условия и порядок вступления в брак

получение наследства после смерти одного из родственников

передача имущества, принадлежащего одному из членов семьи, какой-либо организации по завещанию

оформление сделок по дарению одному из членов семьи

все перечисленное

Брачный договор регулирует:

неимущественные отношения родителей и детей

Личные имущественные отношения супругов

отношения между усыновителями и усыновленными

личные неимущественные отношения супругов

отношения между супругами и органами опеки и попечительства

К специфическим особенностям семейных отношений относятся:

семейные отношения возникают из односторонних волеизъявлений субъектов

семейные отношения являются общественными

семейные отношения возмездные

Семейные отношения являются строго личными

все перечисленное

Тема 8. Основы экологического права

Экологическое право в Российской Федерации является:

Самостоятельной отраслью права

подотраслью права

правовым институтом

правильный ответ отсутствует

За экологические правонарушения и преступления предприятия могут быть привлечены:

к административной ответственности

к гражданско-правовой ответственности

Все ответы правильные

правильный ответ отсутствует

Экологическое право представляет собой совокупность правовых принципов и норм, регулирующих общественные отношения:

по рациональному использованию природных ресурсов

по обеспечению экологической безопасности

по охране экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц

по охране окружающей среды от вредных воздействий в процессе хозяйственной и иной деятельности

Все ответы правильные

Государственный экологический контроль осуществляется:

федеральными органами исполнительной власти

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Все ответы верны

правильный ответ отсутствует

Экологический контроль в России проводится в форме:

государственного контроля

муниципального контроля

производственного контроля

Все ответы верны

Тема: «Право».

Часть 1. Уровень А.

А1 . Укажите верное определение: «Право – это…»

1) наука об обществе

2) регулятор общественных отношений

3) способ существования демократических режимов

4) элемент государственного устройства

А2 Конституция является

3) основным законом государства

4) формой государственного управления

А 3. Гражданским правонарушением является

1) продажа недоброкачественного товара в магазине

2) забастовка шахтеров

3) продажа легких наркотиков на дискотеке

4) продажа квартиры в кредит

А 4. Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе

А 5.

2) состязательность сторон в судебном процессе

4) давление на суд со стороны средств массовой информации

А 6 . В систему правоохранительных органов входит

1) Совет Федерации

2) администрация Президента

3) Правительство РФ

4) прокуратура

А 7 . Верны ли следующие суждения о правонарушении?

А. Пропаганда в средствах массовой информации расистских и экстремистских взглядов и убеждений является правонарушением.

Б. Правонарушение может быть выражено как в действии, так и в бездействии.

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верны оба суждения

4) Оба суждения не верны

А 8 . В приведенном перечне действий дисциплинарным проступком является

1) невыполнение правил, предусмотренных Уставом школы

2) отказ уступить место пожилому человеку в транспорте

3) распитие пива на детской площадке

4) кража кошелька у прохожего

А 9 . Российская Федерация гарантирует всем ее народам право

1) на выход из состава РФ

2) на сохранение родного языка

3) быть субъектом международных отношений

4) на всю полноту государственной власти

А 10 . Администрация частной фирмы уволила гражданина С. без уважительных причин. Нормы какого права станут основой для разбирательства иска гражданина С. в суде?

1) трудового

2) гражданского

3) административного

4) предпринимательского

А 11 Верны ли следующие суждения о международном праве?

А. Международное право – это совокупность юридических норм, регулирующих отношения между суверенными государствами.

Б. Международное право это совокупность юридических норм, регулирующих правовое положение, вопросы внутреннего управления какого- либо государства, его взаимоотношения с иными субъектами.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А 12 Нормы права, в отличие от норм морали,

1) регулируют общественные отношения

2) обеспечиваются силой общественного мнения

3) соответствуют общепринятым представлениям о добре и зле

4) выражаются в форме официальных документов

А 13. Нормативно-правовой акт, правовой обычай, правовой прецедент относятся к

1) видам юридической ответственности

2) видам правоотношений

3) источникам права

4) принципам права

А 14 Принципом демократического судопроизводства является

1) использование в суде всех доказательств вины независимо от способа их получения

2) гласность судебного разбирательства

3) отказ в праве на защиту обвиняемым в тяжких преступлениях

4) возможность отстранения судей Президентом

А 15 . Каким из перечисленных ниже прав гражданин РФ может воспользоваться только по достижении полной дееспособности?

1) на презумпцию невиновности

2) на участие в общественной организации

3) на свободу слова

4) на участие в выборах Президента

А 16 .Верны ли следующие суждения о конституции в иерархии нормативных актов?

А. Конституция РФ предусматривает особый порядок изменения ее статей, в чем проявляется ее исключительность по сравнению с обычными законами.

Б. Нормы Конституций республик в составе России не могут противоречить Конституции РФ.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения не верны

А 17 .В системе источников современного российского права приоритет имеют

1) указы Президента РФ

2) постановления Правительства РФ

3) правовые прецеденты

4) законы РФ

А 18. Среди перечисленных правонарушений административным является

2) дача взятки чиновнику

4) неоплаченный провоз багажа

А 19 .Ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных сообщений допускается только на основании решения

1) уполномоченного по правам человека

3) милиции

4) Министерства юстиции

А 20. Верны ли следующие суждения о правах граждан?

А. В референдуме имеет право участвовать гражданин РФ, достигший 18-летнего возраста.

Б. Гражданин, признанный судом недееспособным, не может принимать участия в выборах.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения не верны

А 21 .Что является правонарушением

1) невыполнение строительной фирмой условий договора о строительстве дома

2) отключение подачи электроэнергии в некоторые населенные пункты из-за урагана

3) выезд начинающего автолюбителя на трассу в час-пик

4) выступление работника на собрании коллектива с критикой директора

А 22 . Первой формой выражения права был(а)

1) судебный прецедент

2) правовой обычай

3) нормативно-правовой акт

4) правовая доктрина

А23 . Примером правового документа, регулирующего предпринимательскую деятельность, является

1) Гражданский кодекс РФ

2) Семейный кодекс РФ

3) закон РФ «Об образовании»

4) Всеобщая декларация прав человека

А 24 . Кровная месть, распространенная у многих древних народов, является примером

1) судебного прецедента

2) родового обычая

3) религиозного догмата

4) нормативного акта

А 25 . Среди перечисленных правонарушений административным является

1) производство контрафактных видеокассет

2) дача взятки чиновнику

3) присвоение чужого изобретения

4) неоплаченный провоз багажа

А 26 . Получение наследства регулируется правом

1) административным

2) семейным

3) трудовым

4) гражданским

А 27 . определение опасных для личности, общества и государства деяний как преступных и установление видов наказаний за их свершение закреплено в

1) Конституции РФ

2) Гражданском кодексе

3) Уголовно-процессуальном кодексе

4) Уголовном кодексе

А 28 . Увольнение с работы по причине сокращения персонала или ликвидация фирмы относится к правоотношениям

1) трудовым

2) семейным

3) административным

4) гражданским

А 29 . Административное право – это отрасль права, которая

1) регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организации и исполнительно-распорядительной деятельности государственного управления

2) определяет преступность и наказуемость деяний, опасных для данной системы общественных отношений

3) регулирует имущественные отношения и связанные с ними личные неимущественные отношения

4) регулирует основы социально-экономического, политического и территориального устройства

А 30. Гражданин П. составил доверенность на своего сына на пользование принадлежащим ему автомобилем. Данная ситуация иллюстрирует правоотношения

1) семейные

2) трудовые

3) административные

4) гражданские

А 31 Какая из ситуаций является примером финансового правоотношения?

1) В местный бюджет были перечислены деньги из федерального бюджета.

3) Руководитель предприятия был уличен в получении взятки.

4) Гражданин по суду получил компенсацию за моральный ущерб.

А 32. Отрасль частного права

1) избирательное право

2) экологическое право

3) финансовое право

4) предпринимательское право

Верны ли следующие суждения о правовых актах?

А. Одним из признаков нормативного правового акта является письменная форма.

Б. Законы отличаются от подзаконных нормативных правовых актов тем, что принимаются судебными органами власти.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения не верны

А 34 . Верны ли следующие суждения о нормативно-правовых актах?

А. В РФ население страны участвует в принятии законов путем референдума.

Б. Нормативно-правовые акты различаются по юридической силе.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения не верны

А 35 .Нормы, определяющие наказание за дисциплинарное правонарушение, содержится в

1) Гражданском кодексе

2) Уголовном кодексе

3) Административном кодексе

4) Трудовом кодексе

А 36 . С какого момента гражданин РФ становится субъектом правоотношений?

1) с момента рождения

2) с момента получения паспорта

3) с момента наступления совершеннолетия

4) с начала трудовой деятельности

А 37. Гражданка М. получила наследство, по которому не уплатила налог. Какие данные необходимы налоговому ведомству для того, чтобы установить, что гражданка М. совершила правонарушение.

1) стоимость полученного наследства

2) степень родства с наследодателем

3) дееспособность гражданки М.

4) имущественное положение гражданки М.

А 38 . Верны ли следующие суждения о праве?

А. В законе право приобретает свою определенность, точность, завершенность.

Б. Практическое значение права состоит в защите прав человека.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения не верны

А 39. Гражданка М. обратилась в суд с жалобой на нарушение ее права на получение квартиры, но суд отказался принять эту жалобу к рассмотрению. Верховный Суд, в который обратилась гражданка, также отказался удовлетворять ее требование. Каких данных вам не хватает, чтобы определить - правовое это государство или нет?

1) есть ли в данном населенном пункте свободные квартиры

2) сколько лет стоит гражданка М. в очереди на получение квартиры

3) каков состав семьи гражданки М.

4) действительно ли было нарушено право гражданина на получение квартиры

А 40 . Противоправными обычаями называются обычаи, которые

1) распространены в малой первичной группе

2) не соответствуют системе социальных ценностей общества

3) сохранились как пережиток родо – племенных отношений

4) распространены среди людей одной этнической общности

А 41 .Когда возникают правовые отношения?

1) при возникновении разногласий

2) с момента возникновения юридических фактов

3) в момент обращения в суд

4) при возникновении ссоры

А 42 . Какое право провозглашено в одной из норм Всеобщей декларации прав человека?

1) право на двойное гражданство

2) право на занятие предпринимательской деятельностью

3) право определять и указывать свою национальность

4) право на гражданство своей страны

А 43 . Гражданин Л. Возглавил инициативную группу рабочих завода, требующих от администрации предприятия повышения заработной платы в связи с ростом инфляции. Руководство завода решило не идти на уступки трудовому коллективу и уволило с работы гражданина Л. Как руководителя инициативной группы. Статьи какого кодекса регулируют данные правоотношения?

1) уголовного

2) финансового

3) административного

4) кооперативного

А 44 . Совокупность юридических норм, регулирующих государственное управление, образует

1) экономическое право

2) конституционное право

3) административное право

4) обязательное право

А 45 . Кто осуществляет защиту прав обвиняемого во время судебного разбирательства?

1) присяжные заседатели

2) адвокат

4) уполномоченный по правам человека

А 46. В ведении федеральных органов власти находится

1) защита прав и свобод человека и гражданина

2) разработка конституций субъектов Федерации

3) система органов государственной власти республик

4) вопросы местного самоуправления

А 47. Владелец частного предприятия приказал рабочим выйти на работу в праздничный день. Администратор предприятия отказался выполнить приказ, за что был уволен. Статьи какого кодекса станут основанием для разбора дела в суде?

1) Административного

2) Трудового

3) Кооперативного

4) Гражданского

А 48 . Верны ли следующие суждения о дееспособности?

А. Лишить человека дееспособности можно как по суду, так и по решению медицинской комиссии.

Б. В некоторых определенных законом случаях полная дееспособность может наступить по достижении лицом совершеннолетия.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения не верны

А 49 . Какой из перечисленных источников права является главным в РФ?

1) законы РФ

2) постановления Верховного Суда РФ

3) Конституция РФ

4) постановления Конституционного Суда РФ

А 50. Какое из правонарушений является административным?

1) сбор подписей избирателей в запрещенном месте

2) хищение имущества, принадлежащего преступнику

3) фальсификация итогов избирательной компании

4) публикация статьи, порочащей честь гражданина

А 51 Главным источником семейного права является

1) Конвенция о правах ребенка

2) Конституция РФ

3) Семейный кодекс

4) Гражданский кодекс

А 52 . Среди прав, представляемых Конституцией РФ 1993 г, новым является право на

1) образование

2) местное самоуправление

3) выбирать и быть избранным

4) право на жизнь

А 53 . Свобода совести предполагает:

1) возможность не отвечать за собственные поступки

2) право исповедовать любую религию или быть атеистом

3) возможность говорить неправду родителям

4) право обманывать близких

А 54 Укажите лишнее в перечне отраслей права

1) конституционное право

2) уголовное право

3) гражданское право

4)парламентское право

А 55. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является

1) Президент

2) Правительство

3) Федеральное собрание

4) Народ России

А 56 Какое из перечисленных прав относится к правам ребенка

1) право на заботу и воспитание

2) право выбора способа воспитания

3) право на свободное распоряжение собственностью родителей

4) право выражать свое мнение по всем вопросам семейной жизни

А 57 .Какое из нижеперечисленных положений не относится к правам человека

1) право на свободу мысли, совести, слова

2) право собственности

3) право иметь друзей

4) право на свободу убеждений

А 58 .Право возникает одновременно с появлением

1) религиозных воззрений

2) человека современного типа

3) общественных институтов

4) государства

А 59 . Объявление амнистии относится к конституционным полномочиям

1) Федерального собрания РФ

2) Конституционного собрания РФ

3) Государственной думы РФ

4) Совета Федерации РФ

А 60 . Ни один закон и подзаконный акт РФ не может

1) противоречить Конституции РФ

2) вступить в законную силу без решения Конституционного суда

3) вступить в законную силу без указа Президента РФ

4)противоречить постановлениям Правительства РФ

Часть 2. Задания уровня В.

В 1

Субъекты гражданских правоотношений


Физические лица

………………….

Российская Федерация


В 2 Восполните пробел в приведенной ниже схеме

…….. права


нормативно-правовой акт

судебный прецедент


В 3 Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано

(1) Правовое государство - величайшее завоевание цивилизации. (2) Правда, идеальных правовых государств нет в мире и сегодня. (3) Уже несколько веков назад в ряде стран законодательная власть отделилась от исполнительной. (4) Обрела самостоятельность и судебная власть.

Определите, какие положения текста носят:

А. фактический характер

Б. характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер.

В 4 Установите соответствие между конкретной ситуацией и правоотношением, которое она иллюстрирует: к каждой позиции, указанной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СИТУАЦИЯ

ПРАВООТНОШЕНИЯ

В квартире гражданина Л. всю ночь громко играла музыка, беспокоя соседей.

Административное

Гражданин А. взял в долг у друзей деньги на покупку машины.

Гражданское

Строители заключали договор на строительство дачного дома с гражданином М.

Гражданин П. был доставлен в отделение милиции за нецензурную брань на городском рынке

В5 . Установите соответствие между отраслями и суперотраслями права: к каждой позиции, указанной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОТРАСЛИ ПРАВА

СУПЕРОТРАСЛИ ПРАВА

Конституционное

Гражданское

Публичное

Административное

Семейное

Уголовное

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

В 6 . Восполните пробел в приведенной ниже схеме

Нормативные правовые акты


…………….

постановления

распоряжения


Ответ_____________________________________

В 7 Восполните пробел в приведенной ниже схеме

Федеральное собрание


Совет Федерации

………………………


В 8 Найдите в приведенном ниже списке примеры административных правоотношений и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) отношения правительства с министерствами

2) отношения отдела внутренних дел с гражданами

3) отношения городского Департамента образования с частным лицом

4) отношения покупателя с продавцом

Ответ___________________________

В 9 Найдите в приведенном ниже списке санкции, применяемые за административные правонарушения, и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) увольнение с работы

2) предупреждение

3) лишение свободы

5) исправительные работы

Ответ________________________________

В 10 . Найдите в приведенном ниже списке основания, по которым наступает гражданско-правовая ответственность, и обведите цифры под которыми они указаны.

1) неисполнение договорных обязательств по ремонту квартиры

2) нецензурная брань в общественном месте

3) отказ продавца вернуть покупателю сумму, уплаченную за недоброкачественный товар

4) уход в отпуск по семейным обстоятельствам

5) нанесение ущерба здоровью пешехода из-за превышения мотоциклистом скорости

Ответ________________________

В 11 . Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

« Прокуратура – это орган, наблюдающий в районе за исполнением и соблюдением _________(1) всеми гражданами, должностными лицами, частными, общественными, муниципальными и государственными ________(2). Районного прокурора назначает на должность Генеральный________(3) Российской Федерации сроком на пять лет. Районный прокурор не подчиняется никаким органам местного самоуправления или власти, он подчиняется только вышестоящему прокурору. Прокуратура проводит _______(4) на основе поступивших сообщений и имеющихся сведений о нарушении закона. По фату нарушения закона прокурор может вынести _________(5), внести представление, вынести протест. Протест приносится на незаконные правовые __________(6), принятые органом власти или должностным лицом».

А) прокурор

В) организация

Г) присяга

Д) расследование

Е) постановление

Ж) благодарность

З) правопорядок

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

В 12. Какому понятию соответствует следующее определение?

Система норм, устанавливаемых и контролируемых государством, исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения называется…

Ответ_____________________________

В 13. Установите соответствие между ветвями власти, указанными в первом столбце, и их полномочиями, указанными во втором.

ВЕТВЬ ВЛАСТИ

ПОЛНОМОЧИЕ

Законодательная власть

Создает законы

Исполнительная власть

Защищает право

Судебная власть

Реализует принятые решения

В 14 .Установите соответствие между конкретным выражением санкций, данных в первом столбце, и видом, к которому они относятся, данных во втором.

ВЫРАЖЕНИЕ САНКЦИЙ

ВИДЫ САНКЦИЙ

Объявление выговора

Формальные негативные санкции

Проявление недружелюбия

Неформальные негативные санкции

Отказ от сотрудничества

Наложение штрафа

Объявление бойкота

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

В15 . Установите соответствие между отраслями права, приведенными в первом столбце, и суперотраслями права, приведенными во втором.

ОТРАСЛИ ПРАВА

СУПЕРОТРАСЛИ ПРАВА

конституционное

гражданское

публичное

административное

уголовное

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

В 16. В приведенном ниже списке найдите положения, относящиеся к конституционному праву РФ.

1) определяет границы должного поведения людей

2) относится к нормативной системе общества

3) существует как в устной, так и в письменной форме

4) за нарушение этих норм следует общественное порицание

5) формулируется и поддерживается государством

Часть 3. Задания уровня С.

С 1 Старшеклассник без разрешения забрал из открытого портфеля одноклассника компакт – диск и присвоил его себе. Являются ли его действия правонарушением? Укажите три признака, по которым вы это определили.

С 2 . Четырнадцатилетний подросток совершил вооруженное нападение на прохожего. Суд квалифицировал его деяние как преступное. Назовите любые два аргумента (основания) для данного решения. Какой вид ответственности повлекут за собой действия подростка?

С 3. Ученые – правоведы называют ее «молекулой права», живой клеткой, из которой формируется правовая материя. Она обладает всеми признаками права и является его исходным элементом. Назовите понятие, о котором идет речь. Укажите любые два признака, которые присущи и праву, и каждой его «молекуле».

С 4 . Назовите любые три вида правонарушений

С 5. Текст.

« Что же такое преступность? В самой общей форме, как это сформулировано криминологической наукой, преступность не сумма преступлений, но массовое, исторически изменяющееся, относительно самостоятельное социально-правовое явление, которое подчиняется определенным закономерностям, имеет свои причины…Для понимания природы преступности важно иметь в виду, что она отражает особенности, противоречия и деформации социального бытия. Правомерно сказать, что преступность есть крайнее выражение противоречий общественного развития, влекущее такие негативные последствия для общества и его членов, которые не влечет ни одно из других явлений социального процесса. Преступность наносит ущерб экономическим, идеологическим, социально-культурным и иным отношениям в обществе, правопорядку в нем, жизни, здоровью, интересам личности, «изымает» из нормальной жизни и созидательной деятельности общества его членов. Преступность – явление социальное ибо коренится в недрах общественных отношений, но она еще и явление правовое, ибо к преступным относятся лишь те деяния, которые предусмотрены уголовным законом…

Весь человеческий опыт говорит, что переоценка уголовных наказаний, переизбыток уголовных законов никогда к положительным результатам в борьбе с преступностью не приводили. Скорее наоборот. Жестокость рождает ответную жестокость. Уголовное законодательство и уголовная репрессия должны быть экономны, разумны и гуманны.»

2 Выпишите из текста фразу, содержащую перечисление сторон общественной жизни и жизни граждан, которым преступность наносит ущерб. Приведите любой пример, иллюстрирующий негативное влияние преступности на общественную жизнь или жизнь граждан.

3 Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите три аргумента, подтверждающие связь уровня преступности и состояния общества, условий жизни.

4 Опираясь на знание обществоведческого курса, подтвердите или опровергните утверждение автора о связи гуманизации уголовного законодательства и снижения преступности. Приведите три аргумента в защиту своей позиции.

С 6 Текст.

Право и закон

« Существует следующее понимание сущности права: право – это не законы, принимаемые демократически избранными учреждениями и выражающие суверенную волю народа, а общие (абстрактные) принципы гуманизма, нравственности, справедливости. Но такие нечеткие, аморфные представления о праве отдаляют нас от желаемого правопорядка и задач его укрепления, ибо указанные принципы, идеи («неписаное право»), несмотря на их, бесспорно, высокую ценность, все же не могут сами по себе, без необходимой формализации, служить критериями правомерного и неправомерного, законного и противозаконного, а следовательно, не в состоянии обеспечить стабильность и организованность в обществе. Исчезает нормативная основа права, подрывается его регулятивная роль.

В этом случае открывается простор для… произвола, поскольку свобода, демократия, мораль понимаются различными политическими субъектами, в том числе властвующими, по – разному…Да и почему законы (нормальные, гуманные, созданные с соблюдением всех общепринятых процедур) не могут выражать указанные выше идеалы? Встает также непростой вопрос о том, кто и как должен определять –«правовой» тот или иной закон или «неправовой»? Где критерии? Кто судьи?

Конечно, категории права и закона не совпадают. Закон есть одна из форм выражения права… их отождествление недопустимо. Но и излишнее противопоставление этих двух понятий не ведет к достижению позитивных целей. Это порождает правовой нигилизм…»

Н.И. Матузов.

1.Укажите два подхода к пониманию сущности права, охарактеризованные в тексте.

2 Какой из данных подходов, с точки зрения автора, является правильным? Приведите три любые аргумента, с помощью которых автор показывает несостоятельность другого подхода.

3 Какой термин равнозначный термину «источник права», употреблен в тексте? Считает ли автор, что законы являются единственным источником права? Опираясь на знания обществоведческого курса, укажите три другие источника права.

С 7 . Назовите три любых признака гражданского общества.

Задания по выбору

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы.

Выполняя задание, следует использовать соответствующие понятия обществоведческого курса и, опираясь на знания, полученные в курсе обществознания, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы в обоснование своей позиции.

1 «Всякая власть предполагает минимум права, всякое право предполагает минимум власти» (Б.П. Вышеславцев)

2 «Чем развитее, зрелее и глубже правосознание, тем совершеннее право». (И.А. Ильин).

3. «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого». (М.Бакунин).

5. «Правозаконность- одно из величайших достижений либеральной эпохи, послуживших не только щитом свободы, но и отлаженным юридическим механизмом ее реализации» (Ф.Хайек).

6. «Наказание не может быть вечным, но вина пребывает вовек» (изречение из римского права).

7. «В здравой теории, так же как и в практике, свобода только тогда становится правом, когда она признается законом». (Б.Чичерин).

8. «Народ с развитым правосознанием должен интересоваться и дорожить своим судом, как хранителем и органом своего правопорядка» (Б. Кистяковский).

9. « Сильная власть грядущей России быть не внеправовой и не сверхправовой, а оформленной правом и служащая по праву, при помощи права – всенародному правопорядку» (И.Ильин).

10. «Общество вынуждено постоянно прилагать усилия к тому, чтобы сориентировать на соблюдение прав человека всю свою правовую и политическую систему» (Ж.Маритен).

11 «Законы должны для всех иметь одинаковый смысл» (Ш.Монтескье).

Ответы

Часть 1 Уровень А

задания

ответ

Часть 2. Уровень В.

задания

ответ

юридические лица

источники

Государственная Дума

Часть 3. Уровень С.

Ответ должен содержать следующие позиции:

1) утверждения о том, что имело место правонарушение;

2) три признака, например:

Было совершено действие (старшеклассник взял диск);

Действие причинило ущерб, т.е. вред другому человеку;

Были нарушены нормы права (диск взят без разрешения владельца, т.е. в данном случае нарушено право собственности);

Подобные деяния запрещены законом, за их совершение предусматриваются санкции;

Подобные действия могут быть квалифицированы судом как воровство.

Правильный ответ может содержать следующие позиции:

1) аргументы (основания), например:

Деяние запрещено законом (т.е. правонарушением);

В деянии прослеживаются признаки преступления:

а) виновность действия подростка;

б) противоправность;

в) особая общественная опасность;

Данное деяние определено как преступное в Уголовном кодексе.

2) указание на то, что действия повлекут уголовную ответственность.

1) должно быть названо понятие – «правовая норма» или «норма права»;

2) могут быть указаны любые два признака нормы права, например:

Общеобязательность;

Формальная определенность;

Нормативность;

Установление и защита государством.

С 4 Ответ:

Административные, гражданские, трудовые, уголовные.

С 5 Текст.

1) В ответе должны быть названы причины:

Противоречия (деформации) общественных отношений;

Переоценка значения уголовных наказаний («жестокость рождает жестокость»).

1) выписана фраза из текста: « Преступность наносит ущерб … общества его членов»;

2) приведен пример, иллюстрирующий негативное влияние преступности, допустим:

Преступления в сфере экономики приводят к появлению фальсифицированных лекарств на рынке, что может нанести непоправимый ущерб здоровью граждан;

Увеличение количества хулиганских проявлений приводит к тому, что граждане боятся выходить вечером на улицу, боятся отпускать детей одних на прогулку, боятся посещать вечерние спектакли в театрах.

В правильном ответе могут быть приведены следующие аргументы, например:

1) экономическая нестабильность приводит к неуверенности в завтрашнем дне и толкает на преступления с целью обеспечить свое будущее;

2) усиливающийся разрыв в уровне доходов населения вызывает стремление любым путем достигнуть высокого уровня благосостояния;

3) бедность вынуждает искать любые способы выживания.

Возможны иные, имеющие основания позиции.

Правильный ответ должен содержать следующие позиции:

1) высказано собственное мнение;

2) приведены аргументы в его обоснование.

Наказание, унижающее человеческое достоинство, способствует озлобленности, желанию отомстить;

Негуманные, жестокие наказания, как показывает опыт, не ведут к снижению преступности;

Главная задача наказания – воспитать человека, преступившего закон, помочь ему стать полноценным членом общества, а не отомстить ему;

Ужесточение наказания преступников должно удержать от преступления, тех, кто еще только собирается его совершать;

Гуманизация наказания преступников может привести к общественному недовольству, так как господствующим мнением является необходимость ужесточения наказания преступников;

Гуманность к преступнику является негуманным актом по отношению к потерпевшим.

Текст.

Право и закон

1) В ответе должны быть указаны два подхода к пониманию сущности права:

1) право – э то законы, принимаемые демократически избранными учреждениями и выражающие суверенную волю народа;

2) право – это общие (абстрактные) принципы гуманизма, нравственности, справедливости.

2) Могут быть приведены любые три аргумента, содержащиеся в тексте, например:

Размываются критерии правомерного и неправомерного, законного и противозаконного;

Затрудняется решение задачи укрепления правопорядка;

Затрудняется решение задачи поддержания стабильности и организованности в обществе;

Размывается нормативная основа права, затрудняется его регулятивная роль;

Открывается простор для произвола в политике;

Остается не ясным вопрос о критериях определения закона как «правового» или «неправового»;

Порождается правовой нигилизм.

3) В ответе должны быть:

3) указаны три другие источники права:

Правовой обычай;

Судебный прецедент;

Нормативный договор.

4) В ответе:

1) Должна быть названа регулятивная функция права, о которой упоминает автор.

2) Могут быть указаны любые три других функции права:

Экономическая;

Политическая функция;

Социальная функция;

Охранительная функция.

С 7 Могут быть названы любые три признака гражданского общества:

Социальная основа – средние классы;

Правовая основа – судебная и общественная защита прав человека;

Нравственная - взаимное доверие людей;

Культурная: наличие возможностей для массового приобщения к ультуре;

Не собственность подчиняется общему благу, а общее благо вытекает из собственности личности;

Не закон лежит в основе прав человека, а права человека – в основе закона и т.д.

Вариант 1

Первая часть

Ответьте на вопросы теста. Внимание

1. Мера воздействия, применяемая к нарушителям установленных норм, правил:

а) норма; б) порядок; в) право; г) санкция.

2. Совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом:

а) привычка; б) натура; в) обряд; г) поведение.

З. Политические права:

1) ориентированы на благосостояние, достойный уровень жизни человека;

2) обеспечивают возможность участия граждан в политической жизни страны.

4. Правило, которое устанавливает государство:

а) закон; б) аксиома; в) порядок; г) мораль.

5. Возможность каждого получать то, на что он имеет право:

а) справедливость; б) закон; в) мораль; г) желание.

6. К внешним угрозам нашей стране относится:

а) создание незаконных вооруженных формирований; б) торговля наркотиками на улицах;

в) военный конфликт в соседнем государстве; г) распространение оружия.

7. Обязанности гражданина России:

1) обеспечиваются Конституцией Российской Федерации;

2) определены в статьях Декларации прав человека.

а) верно только 1; б) верно только 2; в) верно и 1, и 2; г) нет верного ответа.

8. Сознательная дисциплина или самодисциплина:

а) общеобязательная; б) специальная; в) внешняя; г) внутренняя.

9. Законопослушное поведение:

1) всегда связано с несовершеннолетними;

2) должно быть полезно обществу.

а) верно только 1; б) верно только 2; в) верно и 1, и 2; г) нет верного ответа.

10. Кто обеспечивает права подсудимого и защищает его интересы?

а) нотариус; б) частный детектив; в) адвокат; г) прокурор
Вторая часть

Дайте определение понятиям.

1.Этикет 2. Конституция З. Правонарушение
Третья часть

1.Адвокат, нотариус, прокурор, судья.

2.Подстрекатель, преступник, свидетель, соучастник.

3.Патрульно-постовая служба, паспортно-визовая служба, участковые уполномоченные, уголовный розыск.

Тест по обществознанию по теме:«Человек и закон»

Вариант 2

Первая часть

Ответьте на вопросы теста. Внимание - в тесте может быть только один правильный ответ.

1. Совокупность норм и правил, отражающих представления о должном поведении:

а) закон; б) привычка; в) этикет; г) диспут.

2. Особые действия, совершаемые специальными лицами в строгой последовательности:

а) привычка; б) ритуал; в) обряд; г) закон.

З. Гражданские права:

1) могут быть названы исходными;

2) обеспечивают право на духовное развитие личности.

а) верно только 1; б) верно только 2; в) верно и 1, и 2; г) нет верного ответа.

4. С какого возраста наступает уголовная ответственность за все виды нарушений?

а) с 12 лет; б) с 14 лет; в) с 16 лет; г) с 18 лет.

5. Армия, имеющая правильную и постоянную организацию:

а) регулярная; б) ополчение; в) наемная; г) войска специального назначения.

6. К внутренним угрозам нашей стране относится:

а) угроза ядерной войны; б) рост преступности; в) военные конфликты с соседними государствами; г) деятельность международных террористических организаций.

7. Свобода человека:

1) ограничена правами других людей;

2) в возможности делать все, что не приносит вреда другому человеку.

а) верно только 1; б) верно только 2; в) верно и 1, и 2; г) нет верного ответа.

8. Кто является Верховным главнокомандующим Вооруженных сил России:

а) министр обороны; б) начальник генштаба; в) президент России; в) глава правительства.

9. Противозаконное поведение:

1) причиняет вред обществу;

а) верно только 1; б) верно только 2; в) верно и 1, и 2; г) нет верного ответа.

10. Кто представляет интересы государства в судебном процессе?

а) нотариус; б) частный детектив; в) адвокат; г) прокурор.
Вторая часть

Дайте определение понятиям.

1. Закон 2. Преступление 3. Табу
Третья часть

Какое из понятий лишнее и почему?

1. Патрульно-постовая служба, паспортно-визовая служба, участковые уполномоченные, уголовный розыск.

2. Адвокат, нотариус, прокурор, судья.

3. Подстрекатель, преступник, свидетель, соучастник.

Тест по обществознанию по теме:«Человек и закон»

Вариант 3

А 1. Абсолютная надежность, правильное устроение:

1. Закон 2. Мораль 3. Порядок 4. Государство

А2. Верно ли, что:

А 3. Установленный порядок совершения чего-либо, тесно переплетающийся с особыми действиями, исполняемыми специальными людьми в строгой последовательности:

1.Привычка 2. Ритуал 3. Образ 4. Церемония

А 4. Верны ли суждения о социальных нормах?

А. Социальные нормы разрабатываются только государственными учреждениями.

Б. В социальных нормах прописаны правила поведения на все случаи жизни.

1.Верно только А 2.Верно только Б 3.Верны оба суждения 4.Оба суждения неверны

А 5. Определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали или требованиям какой-либо организации:

1.Закон 2. Обязанность 3. Дисциплина 4. Долг

А 6. Верно ли, что:

1.Верно только А 2.Верно только Б 3.Верны оба суждения 4.Оба суждения неверны

А 7. Задачей правоохранительных органов является:

1.Пресечение противоправной деятельности 2.Законотворческая деятельность 3.Борьба с инакомыслием 4.Утверждение моральных ценностей

А 8. Верны ли суждения о задачах органов правопорядка?

А. Сотрудники органов правопорядка проводят профилактические беседы с несовершеннолетними.

Б. Главная задача органов правопорядка – наказывать подозреваемых в правонарушениях.

1.Верно только А 2.Верно только Б 3.Верны оба суждения 4.Оба суждения неверны

А 9. Тайное хищение чужого имущества:

1.Вымогательство 2. Кража 3. Попрошайничество 4. Разбой

А 10. Верны ли суждения о внешней дисциплине?

А. Внешняя дисциплина – это дисциплина, основанная на законах, принятых государством.

Б. Внешняя дисциплина основана на внутреннем самоконтроле.

1.Верно только А 2.Верно только Б 3.Верны оба суждения 4.Оба суждения неверны

А 11. Какие права не закреплены в международных документах?

1.Гражданские 2. Социальные 3. Культурные 4. Партийные

А 12. Основной, главный закон страны:

В 1. Установите соответствие между этапами конфликта и их примерами. К каждой позиции, данной в первом столбике, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

1.Этикет А. установленный торжественный обряд, порядок совершения чего- нибудь.

2.Обряд Б. совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом

3.Церемония В. принятая в особых кругах система правил поведения

С 1. Что такое привычка? Приведите пример индивидуальных и групповых привычек.

С 2. Какие виды обязанностей выполняют военнослужащие? Приведите по одному примеру обязанностей военнослужащих.
Тест по обществознанию по теме:«Человек и закон»

Вариант 4

А 1. Что из перечисленного наиболее точно характеризует понятие «закон»?

1.Образ жизни и действия 2. Традиционно установившиеся правила поведения 3.Установленные государством общеобязательные правила 4. Внешние формы поведения человека

А 2. Верны ли суждения о свободе:

А. Свобода человека не может нарушать права другого человека.

Б. Беспредельная свобода может привести к произволу и нарушению собственных прав.

А.3. Нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определенном особом порядке органом законодательной власти или референдумом:

1.Закон 2. Правило 3. Мораль 4. Порядок

А 4. Верно ли, что:

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

А5. Дисциплина, основанная на страхе:

1.Общеобязательная 2. Внешняя 3. Самодисциплина 4. Специальная

А 6. Верны ли следующие суждения о воле?

А. Воля помогает преодолеть слабость, привычку не доводить до конца трудные дела.

Б. Воля помогает в случае неудачи не опускать руки.

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

А 7. Что из перечисленного означает запрет?

1.Талион 2. Закон 3. Мораль 4. Табу

А 8. Верно ли, что:

А. Сознательную дисциплину надо в себе воспитывать.

Б. В самовоспитании человек сам устанавливает себе правила поведения?

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

А 9. Утверждение, что все люди рождаются свободными и равными в своих правах, подчеркивает характер прав человека как:

1.Равный 2. Неотчуждаемый 3. Всеобщий 4. Неделимый

А 10. Верны ли суждения о таможне?

А. Задача таможенной службы – надзирать за законом.

Б. Задача таможни – следить за законностью перемещения товаров через границу.

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

А 11. Основной задачей адвоката является:

1.Применение власти 2.Разоблачение обвиняемого 3.Поддержка правонарушителей 4.Обеспечение прав подсудимого

А 12. Верны ли суждения о наказании?

А. За некоторые нарушения закон устанавливает ответственность с 14-ти лет.

Б. Ответственность за малолетних правонарушителей несут их родители.

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

В 1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, соответствуют понятию «правосудие». Укажите термин, не относящийся к данному понятию.

1.Закон 2. Прокурор 3. Судья 4. Адвокат 5. Эмоции 6. Приговор

С 1. Почему защита Отечества – это долг, и обязанность всех граждан РФ?

С 2. Что ограничивает права и свободу человека?
Тест по обществознанию по теме:«Человек и закон»

Вариант 5

А 1. К основной деятельности нотариуса относится:

1.Составление документов и свидетельство верности подписи 2.Частная детективная деятельность 3.Защита потерпевших 4.Участие в розыскных мероприятиях

А 2. Верно ли, что:

А. Прокурор в судебном процессе представляет интересы государства.

Б. Прокурор исполняет судебные обязанности?

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

А 3. Противозаконное поведение характеризуется:

1.Нарушением норм морали 2.Нанесением вреда людям, всему обществу 3.Несоблюдением правил этикета 4.Несоответствием эстетическим нормам

А 4. Верны ли суждения об участниках преступлений?

А. Подстрекатель является участником преступления.

Б. Закон одинаково наказывает всех участников преступления.

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

А 5. Государственная организация, занимающаяся постановкой на учет и призывом граждан на военную службу:

1.Военный комиссариат 2. Генеральный штаб 3. Кадетский корпус 4. Федеральное собрание РФ

А 6. Верно ли, что:

А. защищать Отечество – значит обязательно служить в армии?

Б. защита Отечества – священный долг и почетная обязанность граждан РФ?

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

А 7. Что из перечисленного обеспечивается привычками и обычаями?

1.Закон 2. Постановление 3. Этикет 4. Указ

А 8. Верно ли, что:

А. Конституция РФ служит главным образцом справедливости.

Б. Справедливый суд опирается на моральные нормы.

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

А9. Основание для действия в данных случаях, известных обстоятельствах:

1.Поведение 2. Правила 3. Общение 4. Действия

А 10. Верно ли, что:

А. Правила этикета складывались веками.

Б. Правила этикета остаются неизменными в течение всей истории человечества.

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

А11. Официальное приглашение, обязательный вызов:

1.Контракт 2. Повестка 3. Присяга 4. Договор

А 12. Верны ли суждения о противозаконном поведении?

А. Противозаконное поведение причиняет вред обществу.

Б. Противозаконное поведение направлено на создание новых законов.

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

В 1. Установите соответствие между приведенными правоохранительными органами и их функциями. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго.

Прокуратура А. Надзирает за соблюдением законов, представляет интересы

государства в судебном процессе

Федеральная служба Б. Следит за общественным порядком, борются с

безопасности правонарушениями

Органы внутренних В. Борется с разными преступлениями против государства

С 1. Какими бывают права человека? Какой характер они имеют?

С 2. На какие группы разделяют правонарушения? Приведите по одному примеру для каждой группы.

Тест по обществознанию

Контрольный тест по теме «Закон и право»

1. Приведите в соответствие группы и конкретные права и свободы граждан, провозглашенные в Конституции РФ:

1) право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей;

2) каждый имеет право на образование;

3) каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность;

4) труд свободен; каждый имеет право свободно … выбирать род деятельности и профессию;

5) каждый имеет право на жилище;

6) каждый имеет право на жизнь;

7) право частной собственности охраняется законом;

8) каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца… и в иных случаях, установленных законом.

А. Гражданские права и свободы.

Б. Политические права и свободы.

В. Экономические права и свободы.

Г. Социальные права и свободы.

2. Закончите высказывание: «Комплекс отраслей права, регулирующих имущественные и иные отношения граждан и юридических лиц, защиту их индивидуальных интересов, называется …»

10. Для частного права в отличие от публичного характерно следующее:

Б) регулирование имущественных отношений;

В) утверждение правовых норм законодательным органом страны;

Г) защита частной жизни граждан.

11. Юридическая ответственность – это, в частности, предусмотренная нормами права ответственность за следующее:

А) невыполненное обещание;

Б) мысль о краже;

В) дисциплинарный проступок.

12. Примером правонарушения является следующее:

А) молодой человек не уступил место в трамвае ветерану ;

Б) водитель нарушил правила дорожного движения;

В) ученик не выполнил домашнее задание.

13. Примером нормы уголовного права является:

А) виновным в преступлении признается лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности;

Б) гарантируется свобода массовой информации;

В) место нахождения юридического лица определяется его госрегистрацией.

14. Примером нормы семейного права является следующее:

А) каждый из супругов свободен в выборе занятий, профессии и места жительства;

Б) подсудимый имеет право на последнее слово в судебном заседании;

В) основные права и свободы человека неотчуждаемы.

15. Примером нормы трудового права является:

А) уничтожение природы влечет наложение штрафа;

Б) при приеме на работу запрещается требовать документы, не предусмотренные законодательством;

В) при жизни супругов брак, может быть, расторгнут по заявлению одного из супругов.

Разрешение ситуаций.

Ситуация 1 .

В результате проверок, проведенных органами прокуратуры, было выявлено, что во многих организациях коллективные договоры либо не заключались из-за отказа работодателей их заключать, либо носили формальный характер, не затрагивая специфики работников в данной организации. Кроме того, в коллективных договорах предусматривалась возможность работодателя направлять работников в длительные отпуска без сохранения заработной платы на период приостановки работы из-за отсутствия сырья или временного затоваривания продукцией.

1) Обязан ли работодатель заключать коллективный договор?

2) В чем заключаются особенности коллективно-договорных условий и каково их соотношение с нормами труда?

3) Законно ли включение в коллективный договор указанного условия?

(При разрешении ситуации использовать Трудовой кодекс РФ гл.6,7)

Ситуация 2.

Иванов был зачислен заместителем начальника отдела с месячным испытательным сроком . Через 23 дня он заболел и отсутствовал на работе 17 дней, а через день после выхода на работу он был уволен по ст. 23 КЗОТа, как не выдержавший испытания. Иванов обратился с иском о восстановлении на работе .

1) В каком порядке и какой продолжительности устанавливается испытательный срок при приеме на работу?

2) Как исчисляется испытательный срок и когда может быть уволен работник, не выдержавший его?

3) Куда может обратиться Иванов для разрешения спора?

4) Правильно ли уволен Иванов?

(При разрешении ситуации использовать Трудовой кодекс РФ, ст. 70, 71)

Ситуация 3.

К репродукциям картин, разложенных на прилавке магазина, одновременно подошли Иванов и Сидоров. Иванов взял в руки репродукцию картины Б. Светлова «Космос» и начал ее рассматривать. Сидоров, выяснив у продавца стоимость этой же репродукции, оплатил ее через кассу, и после предъявления чека продавцу попросил завернуть ему покупку. Иванов настаивал, чтобы имевшийся в магазине экземпляр репродукции «Космос» остался за ним, так как он первый взял ее в руки. Продажа репродукций в магазине производилась без выписки товарных чеков.

1) Что называется договором купли-продажи и каково его применение?

2) В чем заключаются основные права и обязанности сторон по договору купли-продажи?

3) С какого времени договор розничной купли-продажи считается заключенным и когда наступает момент перехода собственности на купленный товар?

4) Кому из покупателей должна быть передана репродукция?

(При разрешении ситуации использовать Гражданский кодекс РФ, ч. 2, ст. 492-493, 501)

Ситуация 4.

Ввиду необходимости увеличения количества складских помещений, промышленным предприятием был произведен капитальный ремонт , а также завезено оборудование, сделаны стеллажи и установлена сигнализация. Кроме того, арендатор за свой счет исправил водопроводную и канализационную системы. После окончания ремонта и переоборудования промышленное предприятие прекратило уплату арендной платы , считая, что понесенные расходы должны быть отнесены к статье расходов домоуправления. Домоуправление предъявило предприятию иск об уплате арендной платы и о расторжении договора аренды .

1) Должен ли арендатор производить текущий и капитальный ремонт арендуемого помещения?

2) Может ли арендатор отнести расходы, понесенные им по ремонту и улучшению нанимаемого помещения, в счет арендной платы?

3) Где и как следует разрешать разногласия сторон по условиям задачи?

(При разрешении ситуации использовать Гражданский кодекс РФ, ч. 2, ст. 616, 623.)

Ситуация 5.

Сотрудницей НИИ Ивановой был получен под отчет по разовой доверенности прибор, который она по небрежности сломала. Прибор стоил 900 тысяч рублей (в 1997 году). Администрация института обратилась в суд с иском о взыскании с Ивановой ущерба. В суде выяснилось, что у Ивановой двое малолетних детей, которых она воспитывает одна.

1) В каком объеме должна возместить ущерб Иванова? (Ее оклад 400 рублей в месяц)

2) Вправе ли суд уменьшить сумму взыскания с Ивановой за причиненный ущерб?

(При ответе использовать Трудовой кодекс РФ)

Тест по теме: «Подросток и закон». 1 вариант.
1) Мнению ребенка придается юридический статус с:
а) 10 лет б) 12 лет в) 14 лет г) 16 лет
2) Лицо, совершившее кражу, подлежит уголовной ответственности с:
а) 16 лет б) 14 лет в) 18 лет г) 15 лет
3) Участвовать в общественных молодежных организациях можно с:
а) 10 лет б) 12 лет в) 16 лет г) 14 лет
4) Отметьте утверждения, с которыми вы согласны ­ не согласны, поставив соответственно знак
(+) или (­):
а) За вымогательство уголовная ответственность наступает с 14 лет
б) Президентом РФ можно стать лишь с 30 лет
в) Главным признаком преступления является вина человека
г) Гражданин должен встать на воинский учет в год достижения им 18 лет
д) Гражданин обязан состоять на воинском учете в военкомате по месту жительства
е) Подготовка граждан к военной службе подразделяется на обязательную и добровольную
5) Соотнеси правоохранительные органы и их задачи


наследственных прав

5) Нотариат д) Охрана общественного порядка; борьба с преступность
могут повторяться (мошенничество, кража, грабеж, разбой):
а) Схватил шапку с головы прохожего и скрылся
б) Залез в школьную раздевалку и забрал чужую куртку
в) Угрожая ножом, снял с женщины золотые украшения
г) В автобусе залез к пассажиру в карман
д) Вовлек в азартную уличную игру и путем обмана обыграл
е) Взял взаймы 100 рублей, пообещав через месяц вернуть 120 рублей, но денег так и не вернул
7) Продолжи фразы:
а) Лягушка – путешественница, отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на….
б) Буратино, схватив крысу Шушару за хвост, нарушил её право на…
в) Полицейский из сказки А. Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись каморку папы Карло,
нарушил его право на…
Прочитайте текст Конвенции о правах ребенка и выполните задания 1­4.


3. Возможно ли разлучение ребенка с родителями, согласно Конвенции о правах ребенка? В каких
случаях это может произойти?

4. Почему наряду с Всеобщей декларацией прав человека были приняты специальные документы:
сначала Декларация, а затем Конвенция о правах ребенка
5. Перечислите проблемы подросткового возраста и предложите пути их преодоления
Тест по теме: «Подросток и закон». 2 вариант.
1) За защитой своего права можно обратиться в суд с:
а) 16 лет б) 15 лет в) 12 лет г) 14 лет
2) Уголовная ответственность в РФ по общему правилу наступает с:
а) 12 лет б) 14 лет в) 16 лет г) 18 лет
3) Административная ответственность наступает за:
а) кражу б) повреждение телефонов­автоматов на улице в) разбой г) грабеж
4) Отметьте утверждения, с которыми вы согласны или не согласны, поставив соответственно
знак плюс или минус:
а) Дети и подростки имеют полный статус гражданства
б) Быть членами детских организаций разрешается с 12 лет
в) К политическим правам относят право на труд и свободный выбор профессии
г) Воинская обязанность распространяется на мужчин в возрасте от 17 до 65 лет
д) Отсрочку от призыва получают граждане, имеющие неснятую или непогашенную судимость
е) Уклонение от призыва на военную службу является административным правонарушением
5) Соотнеси правоохранительные органы и их задачи:
1) Суд а) Представление интересов обвиняемого
2) Полиция б) Осуществление надзора за исполнением законов
3) Прокуратура в) Удостоверение всевозможных сделок (договоров), оформление
наследственных прав
4) Адвокатура г) Разрешение конкретных правовых споров на основе закона
5) Нотариат д) Охрана общественного порядка; борьба с преступностью
6) Напишите к кому виду корыстных преступлений относится каждое правонарушение. Слова
могут повторяться (вандализм, кража, грабеж, разбой):
а) Вскрыл чужой автомобиль и забрал автомагнитолу
б) На остановке у подростка отобрал сотовый телефон
в) Разрезал ножом сиденье в общественном транспорте
г) Напал на инкассатора и отобрал выручку
д) Осквернение общественных сооружений надписями
е) Залез в школьную раздевалку и забрал чужую куртку
7) Продолжи фразы:
а) Балда из сказки А.С. Пушкина «Сказание о попе и его работнике Балде», нанявшись на работу к
попу, воспользовался своим правом на…
б) Царевич Иван из сказки «Иван­царевич и серый волк», украв Жар­птицу у царя Берендея, нарушил
его право на…
в) В сказке «Иван­царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на…
Прочитайте текст Конвенции о правах ребенка и выполните задания 1­ 4.
1. В семье Сидоровых трое детей: шестилетний Антон, двадцатилетняя Татьяна и Сергей, которому
двадцать два года. Кто из них попадает под защиту Конвенции о правах ребенка? Объясните, почему?
2. Какие права ребенка защищает Конвенция о правах ребенка. Назовите не менее 3 прав.



Просмотров