Человек и закон тест по обществознанию санкции. Тест по обществознанию на тему "Человек и закон" (7 класс)

Контрольный тест по теме «Закон и право»

1. Приведите в соответствие группы и конкретные права и свободы граждан, провозглашенные в Конституции РФ:

1) право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей;

2) каждый имеет право на образование;

3) каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность;

4) труд свободен; каждый имеет право свободно … выбирать род деятельности и профессию;

5) каждый имеет право на жилище;

6) каждый имеет право на жизнь;

7) право частной собственности охраняется законом;

8) каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца… и в иных случаях, установленных законом.

А. Гражданские права и свободы.

Б. Политические права и свободы.

В. Экономические права и свободы.

Г. Социальные права и свободы.

2. Закончите высказывание: «Комплекс отраслей права, регулирующих имущественные и иные отношения граждан и юридических лиц, защиту их индивидуальных интересов, называется …»

10. Для частного права в отличие от публичного характерно следующее:

Б) регулирование имущественных отношений;

В) утверждение правовых норм законодательным органом страны;

Г) защита частной жизни граждан.

11. Юридическая ответственность – это, в частности, предусмотренная нормами права ответственность за следующее:

А) невыполненное обещание;

Б) мысль о краже;

В) дисциплинарный проступок.

12. Примером правонарушения является следующее:

А) молодой человек не уступил место в трамвае ветерану ;

Б) водитель нарушил правила дорожного движения;

В) ученик не выполнил домашнее задание.

13. Примером нормы уголовного права является:

А) виновным в преступлении признается лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности;

Б) гарантируется свобода массовой информации;

В) место нахождения юридического лица определяется его госрегистрацией.

14. Примером нормы семейного права является следующее:

А) каждый из супругов свободен в выборе занятий, профессии и места жительства;

Б) подсудимый имеет право на последнее слово в судебном заседании;

В) основные права и свободы человека неотчуждаемы.

15. Примером нормы трудового права является:

А) уничтожение природы влечет наложение штрафа;

Б) при приеме на работу запрещается требовать документы, не предусмотренные законодательством;

В) при жизни супругов брак, может быть, расторгнут по заявлению одного из супругов.

Разрешение ситуаций.

Ситуация 1 .

В результате проверок, проведенных органами прокуратуры, было выявлено, что во многих организациях коллективные договоры либо не заключались из-за отказа работодателей их заключать, либо носили формальный характер, не затрагивая специфики работников в данной организации. Кроме того, в коллективных договорах предусматривалась возможность работодателя направлять работников в длительные отпуска без сохранения заработной платы на период приостановки работы из-за отсутствия сырья или временного затоваривания продукцией.

1) Обязан ли работодатель заключать коллективный договор?

2) В чем заключаются особенности коллективно-договорных условий и каково их соотношение с нормами труда?

3) Законно ли включение в коллективный договор указанного условия?

(При разрешении ситуации использовать Трудовой кодекс РФ гл.6,7)

Ситуация 2.

Иванов был зачислен заместителем начальника отдела с месячным испытательным сроком . Через 23 дня он заболел и отсутствовал на работе 17 дней, а через день после выхода на работу он был уволен по ст. 23 КЗОТа, как не выдержавший испытания. Иванов обратился с иском о восстановлении на работе .

1) В каком порядке и какой продолжительности устанавливается испытательный срок при приеме на работу?

2) Как исчисляется испытательный срок и когда может быть уволен работник, не выдержавший его?

3) Куда может обратиться Иванов для разрешения спора?

4) Правильно ли уволен Иванов?

(При разрешении ситуации использовать Трудовой кодекс РФ, ст. 70, 71)

Ситуация 3.

К репродукциям картин, разложенных на прилавке магазина, одновременно подошли Иванов и Сидоров. Иванов взял в руки репродукцию картины Б. Светлова «Космос» и начал ее рассматривать. Сидоров, выяснив у продавца стоимость этой же репродукции, оплатил ее через кассу, и после предъявления чека продавцу попросил завернуть ему покупку. Иванов настаивал, чтобы имевшийся в магазине экземпляр репродукции «Космос» остался за ним, так как он первый взял ее в руки. Продажа репродукций в магазине производилась без выписки товарных чеков.

1) Что называется договором купли-продажи и каково его применение?

2) В чем заключаются основные права и обязанности сторон по договору купли-продажи?

3) С какого времени договор розничной купли-продажи считается заключенным и когда наступает момент перехода собственности на купленный товар?

4) Кому из покупателей должна быть передана репродукция?

(При разрешении ситуации использовать Гражданский кодекс РФ, ч. 2, ст. 492-493, 501)

Ситуация 4.

Ввиду необходимости увеличения количества складских помещений, промышленным предприятием был произведен капитальный ремонт , а также завезено оборудование, сделаны стеллажи и установлена сигнализация. Кроме того, арендатор за свой счет исправил водопроводную и канализационную системы. После окончания ремонта и переоборудования промышленное предприятие прекратило уплату арендной платы , считая, что понесенные расходы должны быть отнесены к статье расходов домоуправления. Домоуправление предъявило предприятию иск об уплате арендной платы и о расторжении договора аренды .

1) Должен ли арендатор производить текущий и капитальный ремонт арендуемого помещения?

2) Может ли арендатор отнести расходы, понесенные им по ремонту и улучшению нанимаемого помещения, в счет арендной платы?

3) Где и как следует разрешать разногласия сторон по условиям задачи?

(При разрешении ситуации использовать Гражданский кодекс РФ, ч. 2, ст. 616, 623.)

Ситуация 5.

Сотрудницей НИИ Ивановой был получен под отчет по разовой доверенности прибор, который она по небрежности сломала. Прибор стоил 900 тысяч рублей (в 1997 году). Администрация института обратилась в суд с иском о взыскании с Ивановой ущерба. В суде выяснилось, что у Ивановой двое малолетних детей, которых она воспитывает одна.

1) В каком объеме должна возместить ущерб Иванова? (Ее оклад 400 рублей в месяц)

2) Вправе ли суд уменьшить сумму взыскания с Ивановой за причиненный ущерб?

(При ответе использовать Трудовой кодекс РФ)

Вариант 1

Первая часть

Ответьте на вопросы теста. Внимание

1. Мера воздействия, применяемая к нарушителям установленных норм, правил:

а) норма; б) порядок; в) право; г) санкция.

2. Совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом:

а) привычка; б) натура; в) обряд; г) поведение.

З. Политические права:

1) ориентированы на благосостояние, достойный уровень жизни человека;

2) обеспечивают возможность участия граждан в политической жизни страны.

4. Правило, которое устанавливает государство:

а) закон; б) аксиома; в) порядок; г) мораль.

5. Возможность каждого получать то, на что он имеет право:

а) справедливость; б) закон; в) мораль; г) желание.

6. К внешним угрозам нашей стране относится:

а) создание незаконных вооруженных формирований; б) торговля наркотиками на улицах;

в) военный конфликт в соседнем государстве; г) распространение оружия.

7. Обязанности гражданина России:

1) обеспечиваются Конституцией Российской Федерации;

2) определены в статьях Декларации прав человека.

а) верно только 1; б) верно только 2; в) верно и 1, и 2; г) нет верного ответа.

8. Сознательная дисциплина или самодисциплина:

а) общеобязательная; б) специальная; в) внешняя; г) внутренняя.

9. Законопослушное поведение:

1) всегда связано с несовершеннолетними;

2) должно быть полезно обществу.

а) верно только 1; б) верно только 2; в) верно и 1, и 2; г) нет верного ответа.

10. Кто обеспечивает права подсудимого и защищает его интересы?

а) нотариус; б) частный детектив; в) адвокат; г) прокурор
Вторая часть

Дайте определение понятиям.

1.Этикет 2. Конституция З. Правонарушение
Третья часть

1.Адвокат, нотариус, прокурор, судья.

2.Подстрекатель, преступник, свидетель, соучастник.

3.Патрульно-постовая служба, паспортно-визовая служба, участковые уполномоченные, уголовный розыск.

Тест по обществознанию по теме:«Человек и закон»

Вариант 2

Первая часть

Ответьте на вопросы теста. Внимание - в тесте может быть только один правильный ответ.

1. Совокупность норм и правил, отражающих представления о должном поведении:

а) закон; б) привычка; в) этикет; г) диспут.

2. Особые действия, совершаемые специальными лицами в строгой последовательности:

а) привычка; б) ритуал; в) обряд; г) закон.

З. Гражданские права:

1) могут быть названы исходными;

2) обеспечивают право на духовное развитие личности.

а) верно только 1; б) верно только 2; в) верно и 1, и 2; г) нет верного ответа.

4. С какого возраста наступает уголовная ответственность за все виды нарушений?

а) с 12 лет; б) с 14 лет; в) с 16 лет; г) с 18 лет.

5. Армия, имеющая правильную и постоянную организацию:

а) регулярная; б) ополчение; в) наемная; г) войска специального назначения.

6. К внутренним угрозам нашей стране относится:

а) угроза ядерной войны; б) рост преступности; в) военные конфликты с соседними государствами; г) деятельность международных террористических организаций.

7. Свобода человека:

1) ограничена правами других людей;

2) в возможности делать все, что не приносит вреда другому человеку.

а) верно только 1; б) верно только 2; в) верно и 1, и 2; г) нет верного ответа.

8. Кто является Верховным главнокомандующим Вооруженных сил России:

а) министр обороны; б) начальник генштаба; в) президент России; в) глава правительства.

9. Противозаконное поведение:

1) причиняет вред обществу;

а) верно только 1; б) верно только 2; в) верно и 1, и 2; г) нет верного ответа.

10. Кто представляет интересы государства в судебном процессе?

а) нотариус; б) частный детектив; в) адвокат; г) прокурор.
Вторая часть

Дайте определение понятиям.

1. Закон 2. Преступление 3. Табу
Третья часть

Какое из понятий лишнее и почему?

1. Патрульно-постовая служба, паспортно-визовая служба, участковые уполномоченные, уголовный розыск.

2. Адвокат, нотариус, прокурор, судья.

3. Подстрекатель, преступник, свидетель, соучастник.

Тест по обществознанию по теме:«Человек и закон»

Вариант 3

А 1. Абсолютная надежность, правильное устроение:

1. Закон 2. Мораль 3. Порядок 4. Государство

А2. Верно ли, что:

А 3. Установленный порядок совершения чего-либо, тесно переплетающийся с особыми действиями, исполняемыми специальными людьми в строгой последовательности:

1.Привычка 2. Ритуал 3. Образ 4. Церемония

А 4. Верны ли суждения о социальных нормах?

А. Социальные нормы разрабатываются только государственными учреждениями.

Б. В социальных нормах прописаны правила поведения на все случаи жизни.

1.Верно только А 2.Верно только Б 3.Верны оба суждения 4.Оба суждения неверны

А 5. Определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали или требованиям какой-либо организации:

1.Закон 2. Обязанность 3. Дисциплина 4. Долг

А 6. Верно ли, что:

1.Верно только А 2.Верно только Б 3.Верны оба суждения 4.Оба суждения неверны

А 7. Задачей правоохранительных органов является:

1.Пресечение противоправной деятельности 2.Законотворческая деятельность 3.Борьба с инакомыслием 4.Утверждение моральных ценностей

А 8. Верны ли суждения о задачах органов правопорядка?

А. Сотрудники органов правопорядка проводят профилактические беседы с несовершеннолетними.

Б. Главная задача органов правопорядка – наказывать подозреваемых в правонарушениях.

1.Верно только А 2.Верно только Б 3.Верны оба суждения 4.Оба суждения неверны

А 9. Тайное хищение чужого имущества:

1.Вымогательство 2. Кража 3. Попрошайничество 4. Разбой

А 10. Верны ли суждения о внешней дисциплине?

А. Внешняя дисциплина – это дисциплина, основанная на законах, принятых государством.

Б. Внешняя дисциплина основана на внутреннем самоконтроле.

1.Верно только А 2.Верно только Б 3.Верны оба суждения 4.Оба суждения неверны

А 11. Какие права не закреплены в международных документах?

1.Гражданские 2. Социальные 3. Культурные 4. Партийные

А 12. Основной, главный закон страны:

В 1. Установите соответствие между этапами конфликта и их примерами. К каждой позиции, данной в первом столбике, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

1.Этикет А. установленный торжественный обряд, порядок совершения чего- нибудь.

2.Обряд Б. совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом

3.Церемония В. принятая в особых кругах система правил поведения

С 1. Что такое привычка? Приведите пример индивидуальных и групповых привычек.

С 2. Какие виды обязанностей выполняют военнослужащие? Приведите по одному примеру обязанностей военнослужащих.
Тест по обществознанию по теме:«Человек и закон»

Вариант 4

А 1. Что из перечисленного наиболее точно характеризует понятие «закон»?

1.Образ жизни и действия 2. Традиционно установившиеся правила поведения 3.Установленные государством общеобязательные правила 4. Внешние формы поведения человека

А 2. Верны ли суждения о свободе:

А. Свобода человека не может нарушать права другого человека.

Б. Беспредельная свобода может привести к произволу и нарушению собственных прав.

А.3. Нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определенном особом порядке органом законодательной власти или референдумом:

1.Закон 2. Правило 3. Мораль 4. Порядок

А 4. Верно ли, что:

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

А5. Дисциплина, основанная на страхе:

1.Общеобязательная 2. Внешняя 3. Самодисциплина 4. Специальная

А 6. Верны ли следующие суждения о воле?

А. Воля помогает преодолеть слабость, привычку не доводить до конца трудные дела.

Б. Воля помогает в случае неудачи не опускать руки.

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

А 7. Что из перечисленного означает запрет?

1.Талион 2. Закон 3. Мораль 4. Табу

А 8. Верно ли, что:

А. Сознательную дисциплину надо в себе воспитывать.

Б. В самовоспитании человек сам устанавливает себе правила поведения?

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

А 9. Утверждение, что все люди рождаются свободными и равными в своих правах, подчеркивает характер прав человека как:

1.Равный 2. Неотчуждаемый 3. Всеобщий 4. Неделимый

А 10. Верны ли суждения о таможне?

А. Задача таможенной службы – надзирать за законом.

Б. Задача таможни – следить за законностью перемещения товаров через границу.

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

А 11. Основной задачей адвоката является:

1.Применение власти 2.Разоблачение обвиняемого 3.Поддержка правонарушителей 4.Обеспечение прав подсудимого

А 12. Верны ли суждения о наказании?

А. За некоторые нарушения закон устанавливает ответственность с 14-ти лет.

Б. Ответственность за малолетних правонарушителей несут их родители.

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

В 1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, соответствуют понятию «правосудие». Укажите термин, не относящийся к данному понятию.

1.Закон 2. Прокурор 3. Судья 4. Адвокат 5. Эмоции 6. Приговор

С 1. Почему защита Отечества – это долг, и обязанность всех граждан РФ?

С 2. Что ограничивает права и свободу человека?
Тест по обществознанию по теме:«Человек и закон»

Вариант 5

А 1. К основной деятельности нотариуса относится:

1.Составление документов и свидетельство верности подписи 2.Частная детективная деятельность 3.Защита потерпевших 4.Участие в розыскных мероприятиях

А 2. Верно ли, что:

А. Прокурор в судебном процессе представляет интересы государства.

Б. Прокурор исполняет судебные обязанности?

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

А 3. Противозаконное поведение характеризуется:

1.Нарушением норм морали 2.Нанесением вреда людям, всему обществу 3.Несоблюдением правил этикета 4.Несоответствием эстетическим нормам

А 4. Верны ли суждения об участниках преступлений?

А. Подстрекатель является участником преступления.

Б. Закон одинаково наказывает всех участников преступления.

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

А 5. Государственная организация, занимающаяся постановкой на учет и призывом граждан на военную службу:

1.Военный комиссариат 2. Генеральный штаб 3. Кадетский корпус 4. Федеральное собрание РФ

А 6. Верно ли, что:

А. защищать Отечество – значит обязательно служить в армии?

Б. защита Отечества – священный долг и почетная обязанность граждан РФ?

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

А 7. Что из перечисленного обеспечивается привычками и обычаями?

1.Закон 2. Постановление 3. Этикет 4. Указ

А 8. Верно ли, что:

А. Конституция РФ служит главным образцом справедливости.

Б. Справедливый суд опирается на моральные нормы.

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

А9. Основание для действия в данных случаях, известных обстоятельствах:

1.Поведение 2. Правила 3. Общение 4. Действия

А 10. Верно ли, что:

А. Правила этикета складывались веками.

Б. Правила этикета остаются неизменными в течение всей истории человечества.

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

А11. Официальное приглашение, обязательный вызов:

1.Контракт 2. Повестка 3. Присяга 4. Договор

А 12. Верны ли суждения о противозаконном поведении?

А. Противозаконное поведение причиняет вред обществу.

Б. Противозаконное поведение направлено на создание новых законов.

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

В 1. Установите соответствие между приведенными правоохранительными органами и их функциями. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго.

Прокуратура А. Надзирает за соблюдением законов, представляет интересы

государства в судебном процессе

Федеральная служба Б. Следит за общественным порядком, борются с

безопасности правонарушениями

Органы внутренних В. Борется с разными преступлениями против государства

С 1. Какими бывают права человека? Какой характер они имеют?

С 2. На какие группы разделяют правонарушения? Приведите по одному примеру для каждой группы.

Тест по обществознанию

Тест по обществознанию Почему важно соблюдать законы для учащихся 7 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом варианте по 10 заданий.

1 вариант

1. Какой термин обозначает должное, необходимое поведение человека?

1) права
2) обязанности
3) свободы
4) возможности

2. По перечисленным признакам назовите законодательный акт.

Нормативно-правовой акт высшей юридической силы, имеющий особый порядок принятия, — это

1) Конституция РФ
2) Закон об образовании в РФ
3) Уголовный кодекс РФ
4) Трудовой кодекс РФ

3.

1) ставят своей целью производство сельскохозяйственных товаров
2) предоставляют медицинские услуги населению
3) разжигают религиозную рознь
4) участвуют в политической деятельности

4. лишним

1) свобода
2) порядок
3) справедливость
4) законность
5) угнетение

5. Определите, что иллюстрирует каждый из примеров — право или обязанность: к каждому элементу первого столбца под­берите соответствующий элемент из второго столбца.

А) Иван Иванович имеет квартиру в собственности
Б) Сергей Сергеевич отправился на избирательный участок, чтобы проголосовать за кандидата в депутаты Государственной Думы
В) Пётр Петрович заплатил налог на имущество
Г) Александра призвали на военную службу
Д) Фёдор Фёдорович провёл отпуск в Сочи

Право или обязанность

1) право
2) обязанность

6.

1) установлены государством
2) поддерживают справедливость
3) регулируют отношения между людьми
4) воспитывают граждан

7.

1) Свобода состоит в возможности делать всё, что хочет­ся.
2) Люди обязаны соблюдать законы.
3) Трудовой кодекс указывает, какие действия являются преступлениями.
4) Российское государство гарантирует соблюдение прав и свобод человека.

8.

В соответствии с Конституцией РФ граждане равны перед (правительством, законом, обществом) и судом. Равенство прав и __________ (свобод, обязанностей, должностей) не зависит от национальности, языка, происхождения, имущественного положения и других обстоятельств. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и __________ (желания, средства, возможности) для их реализа­ции.

9.

1) Нина прочитала интересную книгу и рассказала о ней подруге
2) Чтобы укрепить здоровье, Анатолий при любой погоде бегает по утрам
3) Олег поступил в университет
4) Людмила купила автомобиль
5) В 14 лет граждане РФ получают паспорт
6) Георгий и Татьяна заключили брак

10. Заполните пропуск в таблице.

2 вариант

1. Какой термин обозначает обязательное, соответствующее закону поведение человека?

1) обязанность
2) свобода
3) право
4) долг

2. По перечисленным признакам определите понятие: принимается представительным органом или референдумом, имеет юридическую силу, существует в письменной форме.

1) этикет
2) закон
3) мораль
4) традиция

3. Найдите правильное окончание предложения.

Государство запрещает создание таких общественных объе­динений, которые

1) направлены на изменение конституционного строя
2) обеспечивают воспитание и образование молодёжи
3) участвуют в международных отношениях
4) защищают интересы граждан

4. Найдите слово (словосочетание), которое является лишним среди перечисленных, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) защита
2) произвол
3) права
4) гарантии
5) регулирование

5. Определите, что иллюстрирует каждый из примеров — пра­во или обязанность: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

А) Тарас получает высшее образование
Б) Николай вступил в политическую партию
В) Гражданин У. оформил регистрацию по новому месту жительства
Г) Лимонов и Апельсинов заключили сделку о продаже недвижимости
Д) Ирину Андреевну избрали депутатом городской думы

Право или обязанность

1) право
2) обязанность

6. В обществе существуют различные нормы и правила. Какая характеристика относится только к законам (нормам права)?

1) регулируют отношения между людьми
2) выражают интересы общества
3) поддерживают порядок
4) связаны с государственным принуждением

7. Выберите правильные высказывания.

1) Закон об образовании регулирует трудовые отношения.
2) Каждый обязан защищать природу.
3) Законы, как и моральные нормы, относятся к социальным регуляторам.
4) Свобода личности -это ничем и никем не ограниченная возможность удовлетворять свои потребности.

8. Заполните пропуски в тексте, выбрав правильные варианты из предложенных в скобках.

Законом высшей юридической силы в Российской Федерации является __________ (Уголовный кодекс, Конституция РФ, Семейный кодекс). Все остальные __________ (законы, традиции, обычаи) должны соответствовать этому нормативно­-правовому акту. __________ (Общество, государство, страна) силой закона поддерживает порядок и применяет принудительные меры к его нарушителям.

9. Укажите ситуации, которые регулирует закон (норма права).

1) Ирина получила первую зарплату
2) Григорий сделал предложение Анне
3) Юлия и Степан воспитывают сына и дочку
4) Булат научился ездить на скейте
5) Евгения припарковала машину на обочине дороги
6) Семья Климовых купила дачу

10. Заполните пропуск в таблице.

Ответы на тест по обществознанию Почему важно соблюдать законы
1 вариант
1-2
2-1
3-3
4-5
5-11221
6-1
7-24
8. законом, свобод, возможности
9-3456
10. Трудовой
2 вариант
1-1
2-2
3-1
4-2
5-11211
6-4
7-23
8. Конституция РФ, законы, государство
9-1256
10. Уголовный

Тема: «Право».

Часть 1. Уровень А.

А1 . Укажите верное определение: «Право – это…»

1) наука об обществе

2) регулятор общественных отношений

3) способ существования демократических режимов

4) элемент государственного устройства

А2 Конституция является

3) основным законом государства

4) формой государственного управления

А 3. Гражданским правонарушением является

1) продажа недоброкачественного товара в магазине

2) забастовка шахтеров

3) продажа легких наркотиков на дискотеке

4) продажа квартиры в кредит

А 4. Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе

А 5.

2) состязательность сторон в судебном процессе

4) давление на суд со стороны средств массовой информации

А 6 . В систему правоохранительных органов входит

1) Совет Федерации

2) администрация Президента

3) Правительство РФ

4) прокуратура

А 7 . Верны ли следующие суждения о правонарушении?

А. Пропаганда в средствах массовой информации расистских и экстремистских взглядов и убеждений является правонарушением.

Б. Правонарушение может быть выражено как в действии, так и в бездействии.

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верны оба суждения

4) Оба суждения не верны

А 8 . В приведенном перечне действий дисциплинарным проступком является

1) невыполнение правил, предусмотренных Уставом школы

2) отказ уступить место пожилому человеку в транспорте

3) распитие пива на детской площадке

4) кража кошелька у прохожего

А 9 . Российская Федерация гарантирует всем ее народам право

1) на выход из состава РФ

2) на сохранение родного языка

3) быть субъектом международных отношений

4) на всю полноту государственной власти

А 10 . Администрация частной фирмы уволила гражданина С. без уважительных причин. Нормы какого права станут основой для разбирательства иска гражданина С. в суде?

1) трудового

2) гражданского

3) административного

4) предпринимательского

А 11 Верны ли следующие суждения о международном праве?

А. Международное право – это совокупность юридических норм, регулирующих отношения между суверенными государствами.

Б. Международное право это совокупность юридических норм, регулирующих правовое положение, вопросы внутреннего управления какого- либо государства, его взаимоотношения с иными субъектами.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А 12 Нормы права, в отличие от норм морали,

1) регулируют общественные отношения

2) обеспечиваются силой общественного мнения

3) соответствуют общепринятым представлениям о добре и зле

4) выражаются в форме официальных документов

А 13. Нормативно-правовой акт, правовой обычай, правовой прецедент относятся к

1) видам юридической ответственности

2) видам правоотношений

3) источникам права

4) принципам права

А 14 Принципом демократического судопроизводства является

1) использование в суде всех доказательств вины независимо от способа их получения

2) гласность судебного разбирательства

3) отказ в праве на защиту обвиняемым в тяжких преступлениях

4) возможность отстранения судей Президентом

А 15 . Каким из перечисленных ниже прав гражданин РФ может воспользоваться только по достижении полной дееспособности?

1) на презумпцию невиновности

2) на участие в общественной организации

3) на свободу слова

4) на участие в выборах Президента

А 16 .Верны ли следующие суждения о конституции в иерархии нормативных актов?

А. Конституция РФ предусматривает особый порядок изменения ее статей, в чем проявляется ее исключительность по сравнению с обычными законами.

Б. Нормы Конституций республик в составе России не могут противоречить Конституции РФ.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения не верны

А 17 .В системе источников современного российского права приоритет имеют

1) указы Президента РФ

2) постановления Правительства РФ

3) правовые прецеденты

4) законы РФ

А 18. Среди перечисленных правонарушений административным является

2) дача взятки чиновнику

4) неоплаченный провоз багажа

А 19 .Ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных сообщений допускается только на основании решения

1) уполномоченного по правам человека

3) милиции

4) Министерства юстиции

А 20. Верны ли следующие суждения о правах граждан?

А. В референдуме имеет право участвовать гражданин РФ, достигший 18-летнего возраста.

Б. Гражданин, признанный судом недееспособным, не может принимать участия в выборах.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения не верны

А 21 .Что является правонарушением

1) невыполнение строительной фирмой условий договора о строительстве дома

2) отключение подачи электроэнергии в некоторые населенные пункты из-за урагана

3) выезд начинающего автолюбителя на трассу в час-пик

4) выступление работника на собрании коллектива с критикой директора

А 22 . Первой формой выражения права был(а)

1) судебный прецедент

2) правовой обычай

3) нормативно-правовой акт

4) правовая доктрина

А23 . Примером правового документа, регулирующего предпринимательскую деятельность, является

1) Гражданский кодекс РФ

2) Семейный кодекс РФ

3) закон РФ «Об образовании»

4) Всеобщая декларация прав человека

А 24 . Кровная месть, распространенная у многих древних народов, является примером

1) судебного прецедента

2) родового обычая

3) религиозного догмата

4) нормативного акта

А 25 . Среди перечисленных правонарушений административным является

1) производство контрафактных видеокассет

2) дача взятки чиновнику

3) присвоение чужого изобретения

4) неоплаченный провоз багажа

А 26 . Получение наследства регулируется правом

1) административным

2) семейным

3) трудовым

4) гражданским

А 27 . определение опасных для личности, общества и государства деяний как преступных и установление видов наказаний за их свершение закреплено в

1) Конституции РФ

2) Гражданском кодексе

3) Уголовно-процессуальном кодексе

4) Уголовном кодексе

А 28 . Увольнение с работы по причине сокращения персонала или ликвидация фирмы относится к правоотношениям

1) трудовым

2) семейным

3) административным

4) гражданским

А 29 . Административное право – это отрасль права, которая

1) регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организации и исполнительно-распорядительной деятельности государственного управления

2) определяет преступность и наказуемость деяний, опасных для данной системы общественных отношений

3) регулирует имущественные отношения и связанные с ними личные неимущественные отношения

4) регулирует основы социально-экономического, политического и территориального устройства

А 30. Гражданин П. составил доверенность на своего сына на пользование принадлежащим ему автомобилем. Данная ситуация иллюстрирует правоотношения

1) семейные

2) трудовые

3) административные

4) гражданские

А 31 Какая из ситуаций является примером финансового правоотношения?

1) В местный бюджет были перечислены деньги из федерального бюджета.

3) Руководитель предприятия был уличен в получении взятки.

4) Гражданин по суду получил компенсацию за моральный ущерб.

А 32. Отрасль частного права

1) избирательное право

2) экологическое право

3) финансовое право

4) предпринимательское право

Верны ли следующие суждения о правовых актах?

А. Одним из признаков нормативного правового акта является письменная форма.

Б. Законы отличаются от подзаконных нормативных правовых актов тем, что принимаются судебными органами власти.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения не верны

А 34 . Верны ли следующие суждения о нормативно-правовых актах?

А. В РФ население страны участвует в принятии законов путем референдума.

Б. Нормативно-правовые акты различаются по юридической силе.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения не верны

А 35 .Нормы, определяющие наказание за дисциплинарное правонарушение, содержится в

1) Гражданском кодексе

2) Уголовном кодексе

3) Административном кодексе

4) Трудовом кодексе

А 36 . С какого момента гражданин РФ становится субъектом правоотношений?

1) с момента рождения

2) с момента получения паспорта

3) с момента наступления совершеннолетия

4) с начала трудовой деятельности

А 37. Гражданка М. получила наследство, по которому не уплатила налог. Какие данные необходимы налоговому ведомству для того, чтобы установить, что гражданка М. совершила правонарушение.

1) стоимость полученного наследства

2) степень родства с наследодателем

3) дееспособность гражданки М.

4) имущественное положение гражданки М.

А 38 . Верны ли следующие суждения о праве?

А. В законе право приобретает свою определенность, точность, завершенность.

Б. Практическое значение права состоит в защите прав человека.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения не верны

А 39. Гражданка М. обратилась в суд с жалобой на нарушение ее права на получение квартиры, но суд отказался принять эту жалобу к рассмотрению. Верховный Суд, в который обратилась гражданка, также отказался удовлетворять ее требование. Каких данных вам не хватает, чтобы определить - правовое это государство или нет?

1) есть ли в данном населенном пункте свободные квартиры

2) сколько лет стоит гражданка М. в очереди на получение квартиры

3) каков состав семьи гражданки М.

4) действительно ли было нарушено право гражданина на получение квартиры

А 40 . Противоправными обычаями называются обычаи, которые

1) распространены в малой первичной группе

2) не соответствуют системе социальных ценностей общества

3) сохранились как пережиток родо – племенных отношений

4) распространены среди людей одной этнической общности

А 41 .Когда возникают правовые отношения?

1) при возникновении разногласий

2) с момента возникновения юридических фактов

3) в момент обращения в суд

4) при возникновении ссоры

А 42 . Какое право провозглашено в одной из норм Всеобщей декларации прав человека?

1) право на двойное гражданство

2) право на занятие предпринимательской деятельностью

3) право определять и указывать свою национальность

4) право на гражданство своей страны

А 43 . Гражданин Л. Возглавил инициативную группу рабочих завода, требующих от администрации предприятия повышения заработной платы в связи с ростом инфляции. Руководство завода решило не идти на уступки трудовому коллективу и уволило с работы гражданина Л. Как руководителя инициативной группы. Статьи какого кодекса регулируют данные правоотношения?

1) уголовного

2) финансового

3) административного

4) кооперативного

А 44 . Совокупность юридических норм, регулирующих государственное управление, образует

1) экономическое право

2) конституционное право

3) административное право

4) обязательное право

А 45 . Кто осуществляет защиту прав обвиняемого во время судебного разбирательства?

1) присяжные заседатели

2) адвокат

4) уполномоченный по правам человека

А 46. В ведении федеральных органов власти находится

1) защита прав и свобод человека и гражданина

2) разработка конституций субъектов Федерации

3) система органов государственной власти республик

4) вопросы местного самоуправления

А 47. Владелец частного предприятия приказал рабочим выйти на работу в праздничный день. Администратор предприятия отказался выполнить приказ, за что был уволен. Статьи какого кодекса станут основанием для разбора дела в суде?

1) Административного

2) Трудового

3) Кооперативного

4) Гражданского

А 48 . Верны ли следующие суждения о дееспособности?

А. Лишить человека дееспособности можно как по суду, так и по решению медицинской комиссии.

Б. В некоторых определенных законом случаях полная дееспособность может наступить по достижении лицом совершеннолетия.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения не верны

А 49 . Какой из перечисленных источников права является главным в РФ?

1) законы РФ

2) постановления Верховного Суда РФ

3) Конституция РФ

4) постановления Конституционного Суда РФ

А 50. Какое из правонарушений является административным?

1) сбор подписей избирателей в запрещенном месте

2) хищение имущества, принадлежащего преступнику

3) фальсификация итогов избирательной компании

4) публикация статьи, порочащей честь гражданина

А 51 Главным источником семейного права является

1) Конвенция о правах ребенка

2) Конституция РФ

3) Семейный кодекс

4) Гражданский кодекс

А 52 . Среди прав, представляемых Конституцией РФ 1993 г, новым является право на

1) образование

2) местное самоуправление

3) выбирать и быть избранным

4) право на жизнь

А 53 . Свобода совести предполагает:

1) возможность не отвечать за собственные поступки

2) право исповедовать любую религию или быть атеистом

3) возможность говорить неправду родителям

4) право обманывать близких

А 54 Укажите лишнее в перечне отраслей права

1) конституционное право

2) уголовное право

3) гражданское право

4)парламентское право

А 55. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является

1) Президент

2) Правительство

3) Федеральное собрание

4) Народ России

А 56 Какое из перечисленных прав относится к правам ребенка

1) право на заботу и воспитание

2) право выбора способа воспитания

3) право на свободное распоряжение собственностью родителей

4) право выражать свое мнение по всем вопросам семейной жизни

А 57 .Какое из нижеперечисленных положений не относится к правам человека

1) право на свободу мысли, совести, слова

2) право собственности

3) право иметь друзей

4) право на свободу убеждений

А 58 .Право возникает одновременно с появлением

1) религиозных воззрений

2) человека современного типа

3) общественных институтов

4) государства

А 59 . Объявление амнистии относится к конституционным полномочиям

1) Федерального собрания РФ

2) Конституционного собрания РФ

3) Государственной думы РФ

4) Совета Федерации РФ

А 60 . Ни один закон и подзаконный акт РФ не может

1) противоречить Конституции РФ

2) вступить в законную силу без решения Конституционного суда

3) вступить в законную силу без указа Президента РФ

4)противоречить постановлениям Правительства РФ

Часть 2. Задания уровня В.

В 1

Субъекты гражданских правоотношений


Физические лица

………………….

Российская Федерация


В 2 Восполните пробел в приведенной ниже схеме

…….. права


нормативно-правовой акт

судебный прецедент


В 3 Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано

(1) Правовое государство - величайшее завоевание цивилизации. (2) Правда, идеальных правовых государств нет в мире и сегодня. (3) Уже несколько веков назад в ряде стран законодательная власть отделилась от исполнительной. (4) Обрела самостоятельность и судебная власть.

Определите, какие положения текста носят:

А. фактический характер

Б. характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер.

В 4 Установите соответствие между конкретной ситуацией и правоотношением, которое она иллюстрирует: к каждой позиции, указанной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СИТУАЦИЯ

ПРАВООТНОШЕНИЯ

В квартире гражданина Л. всю ночь громко играла музыка, беспокоя соседей.

Административное

Гражданин А. взял в долг у друзей деньги на покупку машины.

Гражданское

Строители заключали договор на строительство дачного дома с гражданином М.

Гражданин П. был доставлен в отделение милиции за нецензурную брань на городском рынке

В5 . Установите соответствие между отраслями и суперотраслями права: к каждой позиции, указанной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОТРАСЛИ ПРАВА

СУПЕРОТРАСЛИ ПРАВА

Конституционное

Гражданское

Публичное

Административное

Семейное

Уголовное

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

В 6 . Восполните пробел в приведенной ниже схеме

Нормативные правовые акты


…………….

постановления

распоряжения


Ответ_____________________________________

В 7 Восполните пробел в приведенной ниже схеме

Федеральное собрание


Совет Федерации

………………………


В 8 Найдите в приведенном ниже списке примеры административных правоотношений и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) отношения правительства с министерствами

2) отношения отдела внутренних дел с гражданами

3) отношения городского Департамента образования с частным лицом

4) отношения покупателя с продавцом

Ответ___________________________

В 9 Найдите в приведенном ниже списке санкции, применяемые за административные правонарушения, и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) увольнение с работы

2) предупреждение

3) лишение свободы

5) исправительные работы

Ответ________________________________

В 10 . Найдите в приведенном ниже списке основания, по которым наступает гражданско-правовая ответственность, и обведите цифры под которыми они указаны.

1) неисполнение договорных обязательств по ремонту квартиры

2) нецензурная брань в общественном месте

3) отказ продавца вернуть покупателю сумму, уплаченную за недоброкачественный товар

4) уход в отпуск по семейным обстоятельствам

5) нанесение ущерба здоровью пешехода из-за превышения мотоциклистом скорости

Ответ________________________

В 11 . Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

« Прокуратура – это орган, наблюдающий в районе за исполнением и соблюдением _________(1) всеми гражданами, должностными лицами, частными, общественными, муниципальными и государственными ________(2). Районного прокурора назначает на должность Генеральный________(3) Российской Федерации сроком на пять лет. Районный прокурор не подчиняется никаким органам местного самоуправления или власти, он подчиняется только вышестоящему прокурору. Прокуратура проводит _______(4) на основе поступивших сообщений и имеющихся сведений о нарушении закона. По фату нарушения закона прокурор может вынести _________(5), внести представление, вынести протест. Протест приносится на незаконные правовые __________(6), принятые органом власти или должностным лицом».

А) прокурор

В) организация

Г) присяга

Д) расследование

Е) постановление

Ж) благодарность

З) правопорядок

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

В 12. Какому понятию соответствует следующее определение?

Система норм, устанавливаемых и контролируемых государством, исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения называется…

Ответ_____________________________

В 13. Установите соответствие между ветвями власти, указанными в первом столбце, и их полномочиями, указанными во втором.

ВЕТВЬ ВЛАСТИ

ПОЛНОМОЧИЕ

Законодательная власть

Создает законы

Исполнительная власть

Защищает право

Судебная власть

Реализует принятые решения

В 14 .Установите соответствие между конкретным выражением санкций, данных в первом столбце, и видом, к которому они относятся, данных во втором.

ВЫРАЖЕНИЕ САНКЦИЙ

ВИДЫ САНКЦИЙ

Объявление выговора

Формальные негативные санкции

Проявление недружелюбия

Неформальные негативные санкции

Отказ от сотрудничества

Наложение штрафа

Объявление бойкота

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

В15 . Установите соответствие между отраслями права, приведенными в первом столбце, и суперотраслями права, приведенными во втором.

ОТРАСЛИ ПРАВА

СУПЕРОТРАСЛИ ПРАВА

конституционное

гражданское

публичное

административное

уголовное

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

В 16. В приведенном ниже списке найдите положения, относящиеся к конституционному праву РФ.

1) определяет границы должного поведения людей

2) относится к нормативной системе общества

3) существует как в устной, так и в письменной форме

4) за нарушение этих норм следует общественное порицание

5) формулируется и поддерживается государством

Часть 3. Задания уровня С.

С 1 Старшеклассник без разрешения забрал из открытого портфеля одноклассника компакт – диск и присвоил его себе. Являются ли его действия правонарушением? Укажите три признака, по которым вы это определили.

С 2 . Четырнадцатилетний подросток совершил вооруженное нападение на прохожего. Суд квалифицировал его деяние как преступное. Назовите любые два аргумента (основания) для данного решения. Какой вид ответственности повлекут за собой действия подростка?

С 3. Ученые – правоведы называют ее «молекулой права», живой клеткой, из которой формируется правовая материя. Она обладает всеми признаками права и является его исходным элементом. Назовите понятие, о котором идет речь. Укажите любые два признака, которые присущи и праву, и каждой его «молекуле».

С 4 . Назовите любые три вида правонарушений

С 5. Текст.

« Что же такое преступность? В самой общей форме, как это сформулировано криминологической наукой, преступность не сумма преступлений, но массовое, исторически изменяющееся, относительно самостоятельное социально-правовое явление, которое подчиняется определенным закономерностям, имеет свои причины…Для понимания природы преступности важно иметь в виду, что она отражает особенности, противоречия и деформации социального бытия. Правомерно сказать, что преступность есть крайнее выражение противоречий общественного развития, влекущее такие негативные последствия для общества и его членов, которые не влечет ни одно из других явлений социального процесса. Преступность наносит ущерб экономическим, идеологическим, социально-культурным и иным отношениям в обществе, правопорядку в нем, жизни, здоровью, интересам личности, «изымает» из нормальной жизни и созидательной деятельности общества его членов. Преступность – явление социальное ибо коренится в недрах общественных отношений, но она еще и явление правовое, ибо к преступным относятся лишь те деяния, которые предусмотрены уголовным законом…

Весь человеческий опыт говорит, что переоценка уголовных наказаний, переизбыток уголовных законов никогда к положительным результатам в борьбе с преступностью не приводили. Скорее наоборот. Жестокость рождает ответную жестокость. Уголовное законодательство и уголовная репрессия должны быть экономны, разумны и гуманны.»

2 Выпишите из текста фразу, содержащую перечисление сторон общественной жизни и жизни граждан, которым преступность наносит ущерб. Приведите любой пример, иллюстрирующий негативное влияние преступности на общественную жизнь или жизнь граждан.

3 Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите три аргумента, подтверждающие связь уровня преступности и состояния общества, условий жизни.

4 Опираясь на знание обществоведческого курса, подтвердите или опровергните утверждение автора о связи гуманизации уголовного законодательства и снижения преступности. Приведите три аргумента в защиту своей позиции.

С 6 Текст.

Право и закон

« Существует следующее понимание сущности права: право – это не законы, принимаемые демократически избранными учреждениями и выражающие суверенную волю народа, а общие (абстрактные) принципы гуманизма, нравственности, справедливости. Но такие нечеткие, аморфные представления о праве отдаляют нас от желаемого правопорядка и задач его укрепления, ибо указанные принципы, идеи («неписаное право»), несмотря на их, бесспорно, высокую ценность, все же не могут сами по себе, без необходимой формализации, служить критериями правомерного и неправомерного, законного и противозаконного, а следовательно, не в состоянии обеспечить стабильность и организованность в обществе. Исчезает нормативная основа права, подрывается его регулятивная роль.

В этом случае открывается простор для… произвола, поскольку свобода, демократия, мораль понимаются различными политическими субъектами, в том числе властвующими, по – разному…Да и почему законы (нормальные, гуманные, созданные с соблюдением всех общепринятых процедур) не могут выражать указанные выше идеалы? Встает также непростой вопрос о том, кто и как должен определять –«правовой» тот или иной закон или «неправовой»? Где критерии? Кто судьи?

Конечно, категории права и закона не совпадают. Закон есть одна из форм выражения права… их отождествление недопустимо. Но и излишнее противопоставление этих двух понятий не ведет к достижению позитивных целей. Это порождает правовой нигилизм…»

Н.И. Матузов.

1.Укажите два подхода к пониманию сущности права, охарактеризованные в тексте.

2 Какой из данных подходов, с точки зрения автора, является правильным? Приведите три любые аргумента, с помощью которых автор показывает несостоятельность другого подхода.

3 Какой термин равнозначный термину «источник права», употреблен в тексте? Считает ли автор, что законы являются единственным источником права? Опираясь на знания обществоведческого курса, укажите три другие источника права.

С 7 . Назовите три любых признака гражданского общества.

Задания по выбору

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы.

Выполняя задание, следует использовать соответствующие понятия обществоведческого курса и, опираясь на знания, полученные в курсе обществознания, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы в обоснование своей позиции.

1 «Всякая власть предполагает минимум права, всякое право предполагает минимум власти» (Б.П. Вышеславцев)

2 «Чем развитее, зрелее и глубже правосознание, тем совершеннее право». (И.А. Ильин).

3. «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого». (М.Бакунин).

5. «Правозаконность- одно из величайших достижений либеральной эпохи, послуживших не только щитом свободы, но и отлаженным юридическим механизмом ее реализации» (Ф.Хайек).

6. «Наказание не может быть вечным, но вина пребывает вовек» (изречение из римского права).

7. «В здравой теории, так же как и в практике, свобода только тогда становится правом, когда она признается законом». (Б.Чичерин).

8. «Народ с развитым правосознанием должен интересоваться и дорожить своим судом, как хранителем и органом своего правопорядка» (Б. Кистяковский).

9. « Сильная власть грядущей России быть не внеправовой и не сверхправовой, а оформленной правом и служащая по праву, при помощи права – всенародному правопорядку» (И.Ильин).

10. «Общество вынуждено постоянно прилагать усилия к тому, чтобы сориентировать на соблюдение прав человека всю свою правовую и политическую систему» (Ж.Маритен).

11 «Законы должны для всех иметь одинаковый смысл» (Ш.Монтескье).

Ответы

Часть 1 Уровень А

задания

ответ

Часть 2. Уровень В.

задания

ответ

юридические лица

источники

Государственная Дума

Часть 3. Уровень С.

Ответ должен содержать следующие позиции:

1) утверждения о том, что имело место правонарушение;

2) три признака, например:

Было совершено действие (старшеклассник взял диск);

Действие причинило ущерб, т.е. вред другому человеку;

Были нарушены нормы права (диск взят без разрешения владельца, т.е. в данном случае нарушено право собственности);

Подобные деяния запрещены законом, за их совершение предусматриваются санкции;

Подобные действия могут быть квалифицированы судом как воровство.

Правильный ответ может содержать следующие позиции:

1) аргументы (основания), например:

Деяние запрещено законом (т.е. правонарушением);

В деянии прослеживаются признаки преступления:

а) виновность действия подростка;

б) противоправность;

в) особая общественная опасность;

Данное деяние определено как преступное в Уголовном кодексе.

2) указание на то, что действия повлекут уголовную ответственность.

1) должно быть названо понятие – «правовая норма» или «норма права»;

2) могут быть указаны любые два признака нормы права, например:

Общеобязательность;

Формальная определенность;

Нормативность;

Установление и защита государством.

С 4 Ответ:

Административные, гражданские, трудовые, уголовные.

С 5 Текст.

1) В ответе должны быть названы причины:

Противоречия (деформации) общественных отношений;

Переоценка значения уголовных наказаний («жестокость рождает жестокость»).

1) выписана фраза из текста: « Преступность наносит ущерб … общества его членов»;

2) приведен пример, иллюстрирующий негативное влияние преступности, допустим:

Преступления в сфере экономики приводят к появлению фальсифицированных лекарств на рынке, что может нанести непоправимый ущерб здоровью граждан;

Увеличение количества хулиганских проявлений приводит к тому, что граждане боятся выходить вечером на улицу, боятся отпускать детей одних на прогулку, боятся посещать вечерние спектакли в театрах.

В правильном ответе могут быть приведены следующие аргументы, например:

1) экономическая нестабильность приводит к неуверенности в завтрашнем дне и толкает на преступления с целью обеспечить свое будущее;

2) усиливающийся разрыв в уровне доходов населения вызывает стремление любым путем достигнуть высокого уровня благосостояния;

3) бедность вынуждает искать любые способы выживания.

Возможны иные, имеющие основания позиции.

Правильный ответ должен содержать следующие позиции:

1) высказано собственное мнение;

2) приведены аргументы в его обоснование.

Наказание, унижающее человеческое достоинство, способствует озлобленности, желанию отомстить;

Негуманные, жестокие наказания, как показывает опыт, не ведут к снижению преступности;

Главная задача наказания – воспитать человека, преступившего закон, помочь ему стать полноценным членом общества, а не отомстить ему;

Ужесточение наказания преступников должно удержать от преступления, тех, кто еще только собирается его совершать;

Гуманизация наказания преступников может привести к общественному недовольству, так как господствующим мнением является необходимость ужесточения наказания преступников;

Гуманность к преступнику является негуманным актом по отношению к потерпевшим.

Текст.

Право и закон

1) В ответе должны быть указаны два подхода к пониманию сущности права:

1) право – э то законы, принимаемые демократически избранными учреждениями и выражающие суверенную волю народа;

2) право – это общие (абстрактные) принципы гуманизма, нравственности, справедливости.

2) Могут быть приведены любые три аргумента, содержащиеся в тексте, например:

Размываются критерии правомерного и неправомерного, законного и противозаконного;

Затрудняется решение задачи укрепления правопорядка;

Затрудняется решение задачи поддержания стабильности и организованности в обществе;

Размывается нормативная основа права, затрудняется его регулятивная роль;

Открывается простор для произвола в политике;

Остается не ясным вопрос о критериях определения закона как «правового» или «неправового»;

Порождается правовой нигилизм.

3) В ответе должны быть:

3) указаны три другие источники права:

Правовой обычай;

Судебный прецедент;

Нормативный договор.

4) В ответе:

1) Должна быть названа регулятивная функция права, о которой упоминает автор.

2) Могут быть указаны любые три других функции права:

Экономическая;

Политическая функция;

Социальная функция;

Охранительная функция.

С 7 Могут быть названы любые три признака гражданского общества:

Социальная основа – средние классы;

Правовая основа – судебная и общественная защита прав человека;

Нравственная - взаимное доверие людей;

Культурная: наличие возможностей для массового приобщения к ультуре;

Не собственность подчиняется общему благу, а общее благо вытекает из собственности личности;

Не закон лежит в основе прав человека, а права человека – в основе закона и т.д.

Тест по теме: «Подросток и закон». 1 вариант.
1) Мнению ребенка придается юридический статус с:
а) 10 лет б) 12 лет в) 14 лет г) 16 лет
2) Лицо, совершившее кражу, подлежит уголовной ответственности с:
а) 16 лет б) 14 лет в) 18 лет г) 15 лет
3) Участвовать в общественных молодежных организациях можно с:
а) 10 лет б) 12 лет в) 16 лет г) 14 лет
4) Отметьте утверждения, с которыми вы согласны ­ не согласны, поставив соответственно знак
(+) или (­):
а) За вымогательство уголовная ответственность наступает с 14 лет
б) Президентом РФ можно стать лишь с 30 лет
в) Главным признаком преступления является вина человека
г) Гражданин должен встать на воинский учет в год достижения им 18 лет
д) Гражданин обязан состоять на воинском учете в военкомате по месту жительства
е) Подготовка граждан к военной службе подразделяется на обязательную и добровольную
5) Соотнеси правоохранительные органы и их задачи


наследственных прав

5) Нотариат д) Охрана общественного порядка; борьба с преступность
могут повторяться (мошенничество, кража, грабеж, разбой):
а) Схватил шапку с головы прохожего и скрылся
б) Залез в школьную раздевалку и забрал чужую куртку
в) Угрожая ножом, снял с женщины золотые украшения
г) В автобусе залез к пассажиру в карман
д) Вовлек в азартную уличную игру и путем обмана обыграл
е) Взял взаймы 100 рублей, пообещав через месяц вернуть 120 рублей, но денег так и не вернул
7) Продолжи фразы:
а) Лягушка – путешественница, отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на….
б) Буратино, схватив крысу Шушару за хвост, нарушил её право на…
в) Полицейский из сказки А. Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись каморку папы Карло,
нарушил его право на…
Прочитайте текст Конвенции о правах ребенка и выполните задания 1­4.


3. Возможно ли разлучение ребенка с родителями, согласно Конвенции о правах ребенка? В каких
случаях это может произойти?

4. Почему наряду с Всеобщей декларацией прав человека были приняты специальные документы:
сначала Декларация, а затем Конвенция о правах ребенка
5. Перечислите проблемы подросткового возраста и предложите пути их преодоления
Тест по теме: «Подросток и закон». 2 вариант.
1) За защитой своего права можно обратиться в суд с:
а) 16 лет б) 15 лет в) 12 лет г) 14 лет
2) Уголовная ответственность в РФ по общему правилу наступает с:
а) 12 лет б) 14 лет в) 16 лет г) 18 лет
3) Административная ответственность наступает за:
а) кражу б) повреждение телефонов­автоматов на улице в) разбой г) грабеж
4) Отметьте утверждения, с которыми вы согласны или не согласны, поставив соответственно
знак плюс или минус:
а) Дети и подростки имеют полный статус гражданства
б) Быть членами детских организаций разрешается с 12 лет
в) К политическим правам относят право на труд и свободный выбор профессии
г) Воинская обязанность распространяется на мужчин в возрасте от 17 до 65 лет
д) Отсрочку от призыва получают граждане, имеющие неснятую или непогашенную судимость
е) Уклонение от призыва на военную службу является административным правонарушением
5) Соотнеси правоохранительные органы и их задачи:
1) Суд а) Представление интересов обвиняемого
2) Полиция б) Осуществление надзора за исполнением законов
3) Прокуратура в) Удостоверение всевозможных сделок (договоров), оформление
наследственных прав
4) Адвокатура г) Разрешение конкретных правовых споров на основе закона
5) Нотариат д) Охрана общественного порядка; борьба с преступностью
6) Напишите к кому виду корыстных преступлений относится каждое правонарушение. Слова
могут повторяться (вандализм, кража, грабеж, разбой):
а) Вскрыл чужой автомобиль и забрал автомагнитолу
б) На остановке у подростка отобрал сотовый телефон
в) Разрезал ножом сиденье в общественном транспорте
г) Напал на инкассатора и отобрал выручку
д) Осквернение общественных сооружений надписями
е) Залез в школьную раздевалку и забрал чужую куртку
7) Продолжи фразы:
а) Балда из сказки А.С. Пушкина «Сказание о попе и его работнике Балде», нанявшись на работу к
попу, воспользовался своим правом на…
б) Царевич Иван из сказки «Иван­царевич и серый волк», украв Жар­птицу у царя Берендея, нарушил
его право на…
в) В сказке «Иван­царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на…
Прочитайте текст Конвенции о правах ребенка и выполните задания 1­ 4.
1. В семье Сидоровых трое детей: шестилетний Антон, двадцатилетняя Татьяна и Сергей, которому
двадцать два года. Кто из них попадает под защиту Конвенции о правах ребенка? Объясните, почему?
2. Какие права ребенка защищает Конвенция о правах ребенка. Назовите не менее 3 прав.



Просмотров