Частица св. мощей свт

Большой ажиотаж на центральных телеканалах вызывало событие, поданное в виде сенсации: «Мощи святого Николая, хранящиеся в папской базилике Бари, впервые в истории были доставлены в Россию 21 мая. Торжественную встречу святыни в храме Христа Спасителя возглавил патриарх Московский и всея Руси Кирилл. За все 930 лет пребывания мощей в Бари они никогда не покидали города. Святыня доступна для паломников в храме Христа Спасителя до 12 июля, а с 13 июля по 28 июля она будет находиться в Петербурге» (Интерфакс, 29.5.2017). «Желание приложиться к мощам Николая Угодника выразили 72 % россиян» (Интерфакс, 26.5.2017). К храму образовалась многокилометровая очередь верующих (над которой насмехаются СМИ от антихристианского "Эха Москвы" до мультихристианского "Кредо.ру").

Более всего этот ажиотаж подогревался церковными властями: « Это событие, – сказал глава отдела внешних церковных связей Московской патриархии митрополит Иларион, – происходит впервые во всей истории пребывания святых мощей святителя Николая в городе Бари. Они никогда не покидали этого города. Мощи находятся под спудом, то есть они замурованы под землей. Тем не менее специально для этого события часть мощей была извлечена из-под спуда, и она будет доставлена в Москву... Договоренность о таком беспрецедентном деянии была достигнута по результатам исторической встречи Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Папой Римским Франциском 12 февраля 2016 года» (ТАСС, 28.4.2017).

Частицы мощей Николая Чудотворца в храмах Москвы

Можно порадоваться за всех, кто принес Богу и святителю свою скромную жертву, выстояв в многочасовой очереди под дождем для обретения духовной радости. Это само по себе имеет значение независимо ни от чего.

Однако повод для очереди из-за сенсации был надуманным, а ее живописание в СМИ – неверным. В Москву были привезены не полностью мощи свт. Николая в том виде, как они пребывают в Бари, а лишь их частица – ребро святителя. И произошло это не "впервые в истории": во многих российских храмах в честь св. Николая Чудотворца с дореволюционных времен имелись частицы его мощей и к ним добавились новые.

Более того, прибытие ребра святителя Николая в Москву стало поводом для заявления патриарха, что в будущем христиане разных конфессий снова объединятся в одну Церковь:

«"Сегодня мы еще разделены, поелику богословские проблемы, пришедшие к нам из древности, не дают возможности нам воссоединиться", – сказал патриарх в воскресенье в храме Христа Спасителя, где он совершил богослужение у мощей Николая Чудотворца, впервые в истории доставленных из Италии. Как отметил предстоятель, объединение христиан может произойти "не по их усилиям, каким-то церковно-дипломатическим шагам, богословским соглашениям, а только если Дух Святой снова соединит всех, кто исповедует имя Христово". "Верим, что святитель Николай, слышащий молитвы христиан Востока и Запада, предстоит пред Господом, в том числе и прося у него соединить Церкви воедино", – сказал он». (Интерфакс, 21 мая)

Ажиотажная трактовка всего этого "исторического" события с приездом и наградами католической делегации и данное заявление главы МП – всё это вызвало смущение во многих православных СМИ. Ведь если бы первоиерарх сказал хотя бы так: "верю, что христиане разных конфессий в будущем осознают свои заблуждения, обратятся к истине и на ней объединятся в одну Церковь" – то не возникло бы подозрений, что высший церковный чиновник мечтает объединиться без этого условия, а лишь потому, что мешающие «богословские проблемы пришли к нам из древности». Эта оговорка о "древности" показательна: мол, мешает ветхое старье, которое пора отбросить (такое впечатление создается на общем фоне общения МП с католиками)? Проблема сатаны еще древнее – но это не делает его возможным объектом примирения с ним.

На такие подозрения счел необходимым откликнуться даже редактор лояльно-патриархийного сайта РНЛ (курсив наш):

Противостоять – чему?

Вот взял бы товарищ Степанов и начал свое противостояние с основных проблем в МП, которые заключаются далеко не только в "историческом" привозе ребра святителя и о которых не раз говорилось (в традиции РПЦЗ), в том числе и с критикой шумных "ревнителей", например, по подобному поводу в связи с их возмущением Гаванской декларацией:

«При этом нас удивляет, что лишь данная символическая встреча в Гаване вызвала протесты, тогда как еще полвека назад уния была фактически узаконена в ряде официально опубликованных документов МП: "Определения Священного Синода Русской Православной Церкви" от 16 декабря 1969 г. и "Разъяснение председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима... о невозбранном допущении к Святым Таинствам старообрядцев и католиков" от 17 марта 1970 г.: «...Православная и Римско-Католическая Церкви имеют одинаковое учение о Святых Таинствах и взаимно признают действенность этих таинств, совершаемых в них... [это] облегчит следование по пути к вожделенному вероисповедному единству, заповеданному Христом Спасителем всем, кто исповедует Его всесвятое Имя» (Журнал Московской Патриархии. 1970. № 5. С. 25). Эти документы до сих пор не дезавуированы.

Не вызвали протестов и недавние заявления второго лица в МП, митрополита Иллариона (Алфеева, председателя Отдела внешних церковных связей МП), что «Православная Церковь признает всю полноту благодати в католической Евхаристии» , что с католиками «мы должны, не дожидаясь решения всех проблем, научиться действовать как единое целое, как единая структура» , – Как же возможно единое благодатное целое при разных пониманиях самого важного: Боговоплощения, человеческого происхождения и достоинства Божией Матери, сущности греха, посмертной судьбы людей и проблемы антихриста? Не говоря уже о непогрешимости Римского папы, не собирающегося отказываться от своей богословской непогрешимости в этих вопросах.

Не вызывали в духовенстве такого же широкого отторжения, как Гаванская встреча, и давние вопиющие факты еретических искажений Православия руководством МП посредством его участия в руководстве и финансировании "Всемiрного Совета Церквей". ВСЦ провозглашает себя «содружеством Церквей» и в своих документах определяет себя как «тело», имеющее свой «экклезиoлогический смысл» (т.е. церковный), который «не может быть основан на какой-либо одной концепции Церкви». «Всем участникам нравится равный статус в межконфессиональной общей молитве. Будь это клирик или мiрянин, мужчина или женщина, какой бы ни была наша конфессиональная основа – как простые паломники в экуменическом путешествии мы участвуем как равные в межконфессиональной общей молитве». В Правилах ВСЦ в главе 2 утверждается: «Членство в ВСЦ означает... приверженность экуменическому движению как составной части миссии Церкви. Предполагается, что церкви-члены ВСЦ... поощряют экуменические связи и действия на всех уровнях их церковной жизни». ()

В сравнении с этими еретическими документами Гаванская декларация просто меркнет... Еретическое отношение к экуменической деятельности с поклонением "единому Всевышнему" было уже выражено на многих совместных молитвенных мероприятиях "за мир и безопасность", – и опять-таки против этого не было заметных протестов духовенства внутри МП. Как и против совместных торжественных заседаний православных архиереев в главном храме столицы вместе с представителями "традиционной" христоненавистнической религии, готовящей царство антихриста.

Не менее кощунственной выглядит почти вековая уния церковного руководства МП даже не с инославной структурой, а с открыто богоборческой партией КПСС. Эта богопротивная уния возникла не добровольно, а под насилием власти, однако в наши дни продолжается уже добровольно и сохранила свою еретическую основу в виде ложно толкуемых слов апостола: «Нет власти не от Бога», то есть якобы любая власть богоугодна. В оправдание этой явной ереси (ведущей к принятию и власти антихриста) по сей день продолжается восхваление коммунистического богоборческого режима, сущностью которого якобы были не сатанинское разрушение православной государственности с убийством десятков миллионов людей и программой уничтожения религии, а "солидарность" и "стремление к справедливости", – такую сущность провозгласил в нем глава МП в 2015 году (http://www.patriarchia.ru/db/text/3960558.html).

Почему же это оправдание сатанизма до сих пор не вызывает у ревнителей в духовенстве МП столь же непримиримого отношения, как Гаванская встреча?

Мы опасаемся, что концентрация протестов только на Гаванской встрече не станет достаточно убедительной для основной части церковного народа (которую нетрудно успокоить аргументами, что "святейший не поступился нашей верой, но разрушил антироссийский фронт Запада", как в этом убеждают и целый хор "патриархийных папистов" на "Русской народной линии", и проповеди в храмах, – этот хор обширнее, чем разрозненные голоса протестов). Кроме того, возможны и успокоительные "уступки" церковного начальства с некоторым декларативным отыгрыванием назад.Всё это продолжит маскировать более существенные пороки нынешней структуры МП, не способной быть духовной властью для нашего народа и надеющейся вместе с "мiровыми религиями" найти себе нишу в Новом мiровом порядке – царстве антихриста. Вот в каком масштабе, по нашему разумению, следует отстаивать церковную истину, в то же время спокойно, с трезвомыслием, без кликушеских преувеличений и домыслов, опираясь на доказательные факты. (А это, к сожалению, не всегда так, да и причины некоторых протестов могут быть не вполне искренними, а преследовать какие-то личные или местечковые цели...) ()

Нетрудно предположить, как реагировал бы на это в наше время святитель Николай, известный тем, что дал пощечину еретику...

А что же РПЦЗ?

Что касается упомянутого традиционного отношения РПЦЗ к этим проблемам, то оно, к сожалению, к сегодняшнему дню столь же раздробилось, как и сама РПЦЗ. Патриархийная РПЦЗ МП лояльно молчит, не протестует даже против незаконного захвата патриархией имущества РПЦЗ в этом самом Бари (см. об этом в конце статьи ).

А критика со стороны некоторых "осколков" доходит до .

Никогда еще в истории Церкви не было столь удручающего состояния, которое предвидел прп. Серафим Саровский: «архиереи так онечестивятся, что нечестием своим превзойдут архиеерев греческих во времена Феодосия Юнейшего, так что главнейшему догмату веры Христовой и веровать уже не будут» ; и о котором свт. Феофан Затворник предупреждал: «имя христианское будет слышаться повсюду, и повсюду будут видны храмы и чины церковные, но все это – только видимость, внутри же отступление истинное» . Время, о котором Сам Господь Иисус.Христос предрек: «Сын Человеческий пришед убо обрящет ли веру на земле» (Лк. 18:8)...

Отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Обсуждение: 5 комментариев

    Отступничество церковного руководства может происходить и без внешнего изменения символа веры. Полагаю, что правильный ответ на Ваш вопрос зависит от конкретных обстоятельств. Но это не в моей компетенции простого мiрянина, тем более что я не прихожанин РПЦ МП и никогда не был. Моя церковная жизнь началась в 1970-е годы в РПЦЗ, и с тех пор я остаюсь в той части РПЦЗ, которая сохранила свою традицию. О моем отношении к РПЦ МП я ответил на вопрос одного из читателей:

    Спаси Христос за статью. Факты о секретных документах РПЦ МП 2008 года, признающие главенство понтифика, услышала впервые. Некоторые "ревнители" приводят примеры пророчества старцев о том, что в Церкви можно причащаться, пока не изменят Символ Веры. Интересно знать ваше мнение, уважаемый редактор, по этому поводу.

    29 мая во время пребывания в Москве честных мощей свт. Николая Угодника, привезенных папистами из Бари на столицу и подмосковные регионы обрушился ураган, который стал самым смертоносным в Москве за всю историю метеонаблюдений. По последним данным погибли 16 человек, более 150 госпитализированы, повреждены кровли 243 домов, 135 опор освещения, около 2000 авто, повалены 14 тыс. деревьев. Шквал разрушил языческое капище — пирамиду на Новорижском шоссе. С некоторых храмов и колоколен были сорваны Кресты и крыши. Была сорвана крыша с Сенатского Дворца — резиденции президента Путина.

    Символ Веры уже изменен. Всего на одну букву. Но в корне изменяющую смысл 9-го члена, что приводит к искажению всей православной веры в корне. Теперь вместо "верую во едину Святую и Апостольскую Церковь..." принято петь "во единуЮ".

    Понимают ли люди, которые себя "христианами" называют, что просто их тупо разводят, как безмозглых идиотов, наживаясь на мошенничестве? Какие мощи вы страстно облизываете?
    В средние века в монастырях хранились и почитались верующими многие священные реликвии. Порой весьма необычные с точки зрения современного человека. На Руси почитался кусочек тьмы Египетской в специальной зачерненной бутылочке (Киево-Печерская Лавра), пузырек с "чихом" Святого Духа, обломок лестницы, которую библейский патриарх Иаков видел во сне, бутылочка с "Ахом" сказанным Иосифом мужем Девы Марии, а также многие другие. В европейских монастырях, кроме того, мирянам показывали 12 голов Иоанна Крестителя, 7 его челюстей, 4 плеча, 9 рук и 8 пальцев, несмотря на то, что согласно Евангелиям его труп был полностью сожжен. Святой Петр после себя оставил в разных монастырях 16 туловищ. Святой Юлиан - 20 туловищ и 26 голов, Святой Андрей, крестивший Русь, обладал после смерти 5 туловищами, 6 головами и 17 руками и ногами. Столь же многочисленные останки оставили после себя и многие другие святые. В добавление к этому сохранилось в общей сложности около 200 гвоздей которыми некогда прибили Иисуса к кресту.
    Лох не мамонт, лох не вымрет!
    Мошенник Назаров, тебе в тюрьме место, как активному соучастнику воровства и обмана вместе с попами-жуликами.

В 2017 году впервые за 930 лет мощи святителя Николая Чудотворца покидают пределы итальянского города Бари - теперь им смогут поклониться верующие в России. В ожидании этого события «Фома» подготовил небольшой справочный материал о принесении святых мощей на российскую землю. .

Когда привезут мощи Николая Чудотворца

Мощи святителя Николая будут пребывать в России с 21 мая по 28 июля 2017 года, за это время поклониться им можно будет в одном из двух городов:

Принесение мощей святителя Николая – уникальное событие. Следует отметить что почти тысячу лет они не покидали Италию. То, что их наконец принесут в Россию, стало результатом личной договоренности Патриарха Кирилла и Папы Франциска. Поэтому следует заранее подготовиться к тому, что желающих прийти к мощам будет очень много.

Мощи Николая Чудотворца в Москве 2017

Храм Христа Спасителя. Фото Сергея Милова/Журнал “Фома”

Специально для столь большого события в городе создан оперативный штаб, который уже успел опубликовать свои рекомендации относительно того, как лучше действовать, если вы хотите совершить паломничество к мощам святителя Николая.

Так, 22 мая святыня будет доступна для поклонения лишь во второй половине дня с 14.00 до 21.00. Поэтому организаторы настоятельно просят не планировать свой визит на этот день - вы можете не успеть. В дальнейшем, с 23 мая по 12 июля, доступ к мощам святителя Николая будет открыт с 8.00 до 21.00 , но занимать очередь после 17.00 не имеет смысла - вы не успеете до закрытия храма.

Чтобы занять место в очереди следует проехать до станции «Парк Культуры» и пройти до Пречистенской набережной .

В целом святыня пробудет в Москве целых 52 дня, так что не стоит переживать - времени поклониться ей должно хватить всем желающим.

Где обычно находятся мощи Николая Чудотворца

Уже почти тысячу лет мощи святого Николая Чудотворца хранятся в городе Бари на самом юге Италии. Туда они были перенесены из города Мира, где при своей земной жизни святитель служил епископом. Сегодня этот город называется Демре и находится на территории Турции. В 1087 году итальянские купцы похитили оттуда мощи, чтобы перевезти их к себе на родину в Бари. Об этой авантюрной истории «Фома» уже рассказывал .

В католической базилике Святого Николая в городе Бари на данный момент хранится большая часть мощей святителя, здесь им могут поклониться паломники. Возле мощей регулярно проходят православные богослужения и даже совершается Литургия.

Другая часть мощей хранится на противоположном конце Италии - в Венеции, а точнее на острове Лидо, в католическом храме, который также посвящен святителю Николаю.

Маленькие частицы мощей святителя разнесены по всему мир.

В Россию будут привезены не все мощи из Бари, а только ребро святителя.

Мощи Николая Чудотворца в Петербурге 2017

Мощи святителя Николая будут пребывать в Петербурге с 13 июля по 28 июля , в данный момент в городе идет подготовка ко встрече святыни и организации доступа к ней паломников, однако более подробной информации о том, где и как можно будет поклониться святым мощам пока нет.

Уже более 50 дней паломники со всей России и ближайших стран едут в Москву в Храм Христа Спасителя, чтобы поклониться мощам Николая Чудотворца , доставленным из итальянского города Бари . Очередь приходиться занимать с раннего утра и выстаивать почти по 13 часов. Не останавливает верующих холодная погода с ливнями, вооружившись зонтами и дождевиками, они идут в храм. Поклониться мощам можно до 12 июля. Это будет последний день прибывания святыни в Москве, после чего ее перевезут в Санкт-Петербург .

Продлевать время посещения храма мы не будем, потому что мощи в ночь с 12 на 13 июля будут перевозить в Санкт-Петербург - утром их уже встретят в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры, - рассказала «Комсомольской правде» Мария Коровина , руководитель пресс-центра Оргкомитета принесения мощей святителя Николая Чудотворца. - В последний день паломники смогут поклониться мощам Святого Николая также, как и в предыдущие дни. Очередь закроется в 16.30 или 18.00 - это будет зависеть от количества пришедших людей.

Признаюсь, что я тоже хотела пойти в храм, но стоять в длиннющей очереди - так и не решилась.

А зачем мучиться? Сходи в Даниловский монастырь. Там тоже есть мощи Святого Николая. А главное - никаких очередей, - посоветовала мне подруга Мира.

Моему счастью не было предела, когда я сходила в Даниловский монастырь и обнаружила там ковчег с частицей мощей Святителя Николая. Очередь к ним тоже выстраивается, но это человек 10-15 максимум. Такую выстоять уж можно.

Но и это не единственное место в Москве и области - есть 25 храмов, где на постоянной основе находятся мощи Николая Чудотворца в Москве.

СПИСОК 25 ХРАМОВ:

1. Сретенский ставропигиальный мужской монастырь. Адрес: ул. Большая Лубянка, д. 19. Время посещения: ежедневно с 6.30 до 18.00.

2. Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Адрес: Малый Ивановский переулок, 2А, стр. 1. Время посещения: ежедневно c 8.00 до 20.00.

3. Новодевичий женский монастырь. Адрес: Новодевичий проезд, 1, стр. 2. время посещения: ежедневно с 9.00 до 17.00.

4. Храм святителя Николая в Старом Ваганькове . Адрес: Староваганьковский переулок, д. 14. Время посещения: ежедневно с 9.00 до 19.00.

5. Богоявленский кафедральный собор в Елохове . Адрес: улица Спартаковская, 15. Время посещения: ежедневно с 7.30 до 19.00.

6. Храм-музей святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее. Адрес: Малый Толмачевский переулок, д. 9. Время посещения: ежедневно, кроме понедельника с 12.00 до 16.00. А также во время служб (смотрите расписание на сайте храма).

7. Храм Всех Святых на Кулишках. Адрес: Славянская площадь, д. 2. Время посещения: по четвергам с 11.00 и до окончания вечернего богослужения.

8. Храм Святого Николая на Трёх Горах. Адрес: Нововаганьковский переулок, д. 9. Время посещения: по воскресеньям на литургии.

9. Храм святителя Николая в Котельниках. Адрес: 1-й Котельнический переулок, д. 8, стр. 1. Время посещения: ежедневно с 11.00 до 19.00.

10. Храм Георгия Победоносца в Старых Лучниках. Адрес: Лубянский проезд, 9, стр. 2. Время посещения: ежедневно с 8.00 до 19.50.

11. Храм святого Николая Мирликийского в Голутвине . Адрес: 1-й Голутвинский переулок, 14. время посещения: ежедневно с 8.00 до 17.00.

12. Храм святителя Николая в Покровском. Адрес: ул. Бакунинская, 100. Время посещения: ежедневно, кроме среды, после акафеста, который начинают читать в 12.00.

13. Храм святителя Николая в Хамовниках. Адрес: улица Льва Толстого , 2. Время помещения: ежедневно во время служб.

14. Храм Вознесения Господня на Гороховом Поле. Адрес: Улица Радио, 2. Время посещения: ежедневно с 8.00 до 19.00.

15. Храм Воскресения Словущего на Успенском вражке . Адрес: Брюсов переулок, 15/2. Время посещения: ежедневно с 7.15 до 20.00.

16. Данилов Свято-Троицкий монастырь. Адрес: Даниловский вал, 22. время посещения: ежедневно с 7.30 до 20.00.

17. Храм Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни при Кунцевском кладбище. Адрес: улица Рябиновая, д. 18. Время посещения: ежедневно с 8.00 до 19.00.

18. Храм Архангела Михаила в Тропареве . Адрес: проспект Вернадского , д. 90. Время посещения: ежедневно с 8.00 до 18.00.

19. Храм Воскресения Христова в Сокольниках. Адрес: Сокольническая площадь, 6. Время посещения: ежедневно с 8.00 до 18.00 и во время служб.

20. Храм Успения Пресвятой Богородицы в Косино . Адрес: Большая Косинская улица, 29, стр. 3. Время посещения: ежедневно с 7.40 до 17.00.

21. Храм Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев в Гольянове . Адрес: улица Байкальская, 37А. Время посещения: ежедневно с 7.00 до 18.00.

22. Николо-Перервинский монастырь. Адрес: ул. Шоссейная, 82. Время посещения: ежедневно с 7.30 до 17.00.

23. Храм святых апостолов Петра и Павла в Лефортове . Адрес: улица Солдатская, 4. Время посещения: ежедневно с 8.00 до 17.00.

24. Храм апостолов Петра и Павла в Ясеневе . Адрес: Новоясеневский проспект, д. 42. Время посещения: с 8.00 до 18.00.

25. Николо-Угрешский монастырь. Адрес: Московская область, город Дзержинский, площадь Святителя Николая, 1. Время посещения: ежедневно с 6.45 до 17.00.

РЕПОРТАЖ

Как мы с Мизулиной 11 часов к мощам за силой стояли

Занимать очередь к ковчегу с ребром Николая Чудотворца сенатору пришлось с боем


В храмах столицы хранятся более двух десятков фрагментов мощей почитаемого святого.

21 мая в Москву привезут частицу мощей святителя Николая. Сообщается, что часть мощей Николая Чудотворца будет доставлена из базилики итальянского города Бари в Россию впервые за 930 лет. Это не означает, однако, что до сих пор в России и Москве не было частиц мощей святителя Николая.

Редакция сайт предлагает неполный список тех московских храмов и монастырей, где хранятся частицы мощей .

С 22 мая по 12 июля мощи святителя Николая будут доступны для поклонения верующих в храме Христа Спасителя. С 13 июля по 28 июля мощи будут находиться в Санкт-Петербурге.


Частицы мощей Николая Чудотворца в храмах Москвы и Московской области

Частица мощей святого хранится в московском Даниловом монастыре в ковчеге из серебра. Ковчег находится в северном, Даниловском приделе храма Святых Отцов Семи Вселенских соборов. Частица подарена монастырю в 1991 году. Адрес монастыря - Даниловский вал, 22.

Сретенский монастырь (улица Большая Лубянка, 19). Частица была передана монастырю 21 мая 2014 года.

Иоанно-Предтеченский женский монастырь (Малый Ивановский пер., 2А, стр. 1).

Новодевичий женский монастырь (Новодевичий проезд, 1, стр. 2). Икона свт. Николая с частицей мощей находится в Успенском соборе обители.

Николо-Перервинский монастырь (ул. Шоссейная, 82). Частицу мощей свт. Николая, привезенную из Иерусалима, передали в дар обители 17 февраля 2014 года благотворители монастыря.

Богоявленский кафедральный собор в Елохове (ул. Спартаковская, 15). У северной стены храма, под Распятием XIX в., находится металлическая рака с частицей Древа Животворящего Креста Господня, десницей ап. Андрея Первозванного, главой свт. Иоанна Златоуста, частицами мощей свт. Николая Чудотворца и свт. Петра, митрополита Московского.

Храм Воскресения Христова в Сокольниках (Сокольническая пл., 6). Здесь хранится икона свт. Николая Чудотворца с частицами мощей самого святого, а также нескольких десятков других святых - Иоанна Рыльского, Марии Египетской, Пимена Великого, вмц. Екатерины, апостолов Матфея, Марка и Луки, свт. Спиридона Тримифунтского и др. и частицы пелены с Гроба Господня.

Храм Всех Святых на Кулишках - подворье Александрийского патриархата в Москве (Славянская площадь, д. 2). Мощевик с частицей мощей св. Николая, а также большой мощевик с частицами других святых привез в столицу настоятель храма, представитель патриарха Александрийского при патриархе Московском и всея Руси митрополит Киринский Афанасий (Киккотис). Каждое воскресенье по окончании Божественной литургии эти ковчеги со святыми мощами перед началом водосвятного молебна выносятся для всеобщего поклонения.

Храм святителя Николая в Котельниках - представительство Православной церкви Чешских земель и Словакии (1-й Котельнический переулок, 8, стр. 1). Частица мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, была подарена храму архиепископом Михаловско-Кошицким Георгием.


Фото: Храм святителя Николая в Котельниках Храм апостолов Петра и Павла в Ясеневе - подворье Оптиной пустыни (Новоясеневский пр-т, 42).

Храм свт. Николая в Толмачах - домовый храм-музей при Государственной Третьяковской галерее (Малый Толмачевский переулок, 9).

Храм святителя Николая в Старом Ваганькове (Староваганьковский переулок, 14). Здесь хранятся чтимый образ святителя Николая и частица его мощей.

Храм вмч. Георгия Победоносца в Старых Лучниках (Лубянский проезд, 9, стр. 2). Частица мощей появилась в храме в марте 2011 года. Ее поместили в специально изготовленный мощевик и вставили в большую ростовую икону свт. Николая.

Храм свт. Николая Мирликийского в Голутвине (1-й Голутвинский пер., 14). В храме хранится икона св. Николая с частицей его мощей.

Храм святителя Николая в Покровском (ул. Бакунинская, 100). В церкви хранится ковчег с частицами мощей Николая Чудотворца, а также Ризы Господней, Животворящего Креста, камня Гроба Господня и частицами мощей многих святых: Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, апостолов Андрея Первозванного и Варнавы, святителя Иоанна Златоуста, великомученика и целителя Пантелеимона, вмч. Георгия Победоносца, вмц. Варвары и др.

Храм свт. Николая в Хамовниках (ул. Льва Толстого, 2). Частицу мощей святителя Николая, привезенную из города Бари, в декабре 2010 года передал на хранение в этот столичный храм Святейший патриарх Кирилл.

Храм свт. Николая на Трех Горах (Нововаганьковский пер., 9). Здесь хранятся реликварий с частицей мощей святого, который выносят из алтаря по воскресным и праздничным дням, а также икона Николая Чудотворца с частицей его мощей, находящаяся в Никольском приделе.

Храм свв. апп. Петра и Павла в Лефортове (ул. Солдатская, 4). Ковчег с мощами находится в главном приделе справа у амвона. В нем хранится частица мощей свт. Николая, а также частица Животворящаго Креста Господня, мощи прп. Исаакия, прп. Алипия иконописца, Печерского, ап. Фомы, мч. Иоанна Воина, вмч. Георгия, мч. Никиты, прп. Сергия Радонежского, вмч. Меркурия, вмч. Арефы, сщмч. Василия Амасийского, прп. Нила, блгв. князя Михаила Тверского.

Храм Вознесения Господня на Гороховом Поле (ул. Радио, 2). Здесь находится крест-мощевик с частицами мощей свт. Николая, прп. Сергия Радонежского, свт. Андрея Критского, частицей Гроба Господня, гроба Божией Матери и Животворящего Креста Господня.

Храм Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни при Кунцевском кладбище (ул. Рябиновая, 18). В храме хранится икона свт. Николая с частицей его мощей.

Храм Архангела Михаила в Тропареве с крестильным храмом Всемилостивого Спаса (просп. Вернадского, 90).

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Косино (Большая Косинская улица, 29, стр. 3). Здесь хранится чтимая икона свт. Николая с частицей его мощей.

Храм прпп. Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев в Гольянове (улица Байкальская, 37А). Частица хранится в мощевике, в котором собраны мощи около ста святых. Ковчег расположен с левой стороны солеи.

Домовый храм Русского культурно-просветительского фонда святого Василия Великого и компании «Вашъ Финансовый Попечитель» (ул. Б. Ваганьковская, 3). В 2010 году крупная частица была отделена от мощей и находилась в базилике Святителя Николая в Бари, а в 2012 г. передана благотворительному фонду. Этот храм посвящен Рождеству святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца.

Мужской монастырь Давидова Пустынь (Чеховский район Московской области, пос. Новый Быт).

Николо-Угрешский монастырь (Московская область, город Дзержинский, площадь Святителя Николая, 1). В обители хранятся икона и складень с частицами мощей святителя Николая, которые передал в дар монастырю государственный объединенный музей-заповедник Коломенское-Люблино-Лефортово.


Частицы мощей святителя Николая в епархиях Русской церкви

Ковчеги и иконы с частицами мощей св. Николая Чудотворца хранятся во многих храмах и монастырях России. Подобные святыни находятся, например, в Иоанновском женском монастыре в Санкт-Петербурге, в Ново-Тихвинском женском монастыре в Екатеринбурге, в целом ряде приходских храмов.

В последние годы в Россию неоднократно привозили частицы мощей святителя Николая - как происходящие из православных храмов братских Поместных церквей, так и принадлежащие католическим монастырям и приходам, а также частным лицам.

Так, 19 мая 2012 года в храм во имя апостола Иоанна Богослова под Вязом (домовый храм Российского православного университета) привезли древний тосканский реликварий с частицей мощей святого Николая Угодника. Акцию приурочили к празднованию 925-летия перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари.


Фото: Francesco9062 (CC by-sa 3.0) Реликварий со святыней постоянно хранится в частной коллекции и был предоставлен храму для поклонения во временное пользование. Фрагмент мощей взят из левой большой берцовой кости от мощей святителя Николая, хранящихся в Венеции. Перед тем, как святыня была привезена в Москву, аутентичность реликвария подтвердили в воронежском центре экспертиз.

Чуть ранее, в марте 2012 года ковчег с частицей мощей святителя и Чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского, привозили в Тульскую епархию.

В мае 2013 года ковчег с частицей мощей свт. Николая Чудотворца был доставлен из Москвы в Покровский кафедральный собор г. Красноярска. Эта частица мощей была передана Благотворительному фонду свт. Николая Чудотворца францисканскими монахами, служащими при базилике святителя Николая Чудотворца в г. Бари. Фонд организовал провоз мощей по восточным епархиям Русской церкви. Мощи провезли по Оби и Енисею, они посетили многие города Сибири, от Омска до Салехарда, прошли всю Камчатку от Командорских островов до южного побережья Камчатки.

Мощи прошли по Амуру, Благовещенскому, Хабаровскому краю, Еврейской Автономной республике, по Барнаульской епархии, а также по всему Северному Ледовитому океану от Мурманска до Сахалина. За несколько лет пребывания святыни в России ей поклонились более миллиона верующих.

1 декабря 2014 года частицу мощей свт. Николая привезли в Таиланд. Ковчег со святыней был доставлен в бангкокский аэропорт Суваннапхум рейсом «Аэрофлота» из Москвы. В тот же день ковчег со святыней перевезли в храм Всех Святых в Паттайе. С 1 по 25 декабря святыню провезли по всем православным храмам Таиланда, а затем перед ней состоялся чин закладки нового храма во имя святителя Николая Чудотворца в столице Таиланда Бангкоке.

В ноябре 2016 еще один ковчег с мощами свт. Николая посетил Белгород.

В феврале 2017 года реликварий с частицей мощей святого находился в храме Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках.


Мощи святителя Николая. Краткая история

Мощи Николая Чудотворца были перенесены из Мир Ликийских в Бари в 1087 г. В настоящий момент основная часть мощей святого находится в этом итальянском городе. Гробница не открывалась вплоть до пятидесятых годов XX века. Вскрытие захоронения в Бари производилось только один раз, в 1953-1957 годах. Небольшие фрагменты мощей разошлись по многим крупным городам Европы, таким как Берлин, Париж, Рим, Венеция.

В Венеции, в храме св. Николая на острове Лидо находится примерно пятая часть мощей святителя. Мощи Николая Чудотворца хранятся в Венеции c 1099 года. «Венецианская часть» мощей святителя - это та часть, которую не успели в спешке забрать барийцы во время взятия основной части мощей из Мир Ликийских в 1087 году.

Православная церковь отмечает перенесение мощей Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари 22 мая (9 мая ст. ст.).



Просмотров