Ч 2 ст 19.15 коап судебная практика. Если хозяин жилья отказывается вас прописывать

Постановление вынесено правомочным лицом, каких-либо нарушений я не вижу. Полагаю, что вы должны оплатить штраф.

Необходимость регистрации ребенка в 7-ми дневный срок прямо не прописана в законе, но это следует из системного толкования норм права. Приложение на которое ссылаются юристы, якобы освобождающее вас от ответственности за административное правонарушение, к вам не относится.

В подтверждение своей позиции приведу решение суда, подтвердившие правомерность привлечения к административной ответственности лица за нарушение правил регистрации в квартире новорожденного ребенка. На номера статей внимание не обращайте, так как до конца 2013 года статья 19.15.2 КоАП РФ была статьей 19.15 КоАП РФ, суть решения суда от этого не изменилась.

...........................

Решение по административному делу № 12-118/2013
Р Е Ш Е Н И Е
г. Златоуст 05 июня 2013 года

Судья Златоустовского городского суда Челябинской области Максимов А.Е., при секретаре Акатышеве А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Златоустовского городского суда жалобу Манатиной Татьяны Васильевны, <данные изъяты> на постановление по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное заместителем начальника ОУФМС России по Челябинской области в Златоусте о привлечении Манатиной Татьяны Васильевны к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного <данные изъяты> КоАП РФ,

у с т а н о в и л:
Манатина Т.В. обратилась в суд с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное ДД.ММ.ГГГГ начальником ОУФМС России по Челябинской области в Златоусте, которым она (Манатина Т.В.) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного № КоАП РФ и подвергнута наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

В своей жалобе Манатина Т.В. просит отменить обжалуемое постановление, ссылаясь на то, что Правила регистрации и снятия граждан России с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации не предусматривают какого-либо срока, в течение которого родители обязаны зарегистрировать по месту жительства своего несовершеннолетнего ребенка, поэтому считает, что в ее действиях не содержится состава административного правонарушения.

Манатина Т.В., ее защитник Манатин А.А. в судебном заседании жалобу поддержали по основаниям, в ней изложенным.

Защитник Манатин А.А. дополнительно пояснил, что после рождения ребенка он и жена Манатина Т.В. по месту регистрации не проживали, снимали квартиру. Ранее не обращались для регистрации новорожденного ребенка по месту жительства, поскольку Манатина Т.В. находится дома с ребенком, а он был занят на работе.
Представитель Управления Федеральной миграционной службы по Челябинской области в г. Златоусте в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Представил отзыв на жалобу Манатиной Т.В., из которой следует, что на родителей возлагается обязанность зарегистрировать по месту жительства своих несовершеннолетних детей, в том числе новорожденных, с момента рождения ребенка в течение 7 дней с момента получения свидетельства о рождении, что предусмотрено Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации. Ребенок Манатиной Т.В. со дня его рождения нигде не был зарегистрирован, в связи с чем ею, как законным представителем несовершеннолетнего, были нарушены указанные Правила (л.д.13-15).

Заслушав Манатину Т.В. и ее защитника, исследовав материалы дела, судья находит жалобу не подлежащей удовлетворению на основании следующего.
В соответствии со ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судьей проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

В соответствии с ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Статьей 3 Закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» предусмотрено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, его территориальные органы и органы внутренних дел.

Во исполнение данного закона Правительством РФ своим постановлением от 17.07.1995 года № 713 были утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию (далее Правила № 713).

Данными Правилами предусматривается, что граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать настоящие Правила (п.4).

Гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию (п. 16).

Регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних путем внесения сведений о них в домовые (поквартирные) книги или алфавитные карточки родителей (усыновителей, опекунов). Указанная регистрация осуществляется с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства (п. 28).

Регистрация по месту пребывания несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста, осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность находящихся вместе с ними родителей (усыновителей, опекунов) или близких родственников, а также свидетельства о рождении этих несовершеннолетних с выдачей свидетельства о регистрации по месту пребывания (п. 29).

В соответствии с п.п. 78, 79 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утв. приказом Федеральной миграционной службы от 20.09.2007 года № 208, новорожденные регистрируются по месту жительства родителей или одного из родителей. В случае прибытия несовершеннолетних граждан вместе с родителями (усыновителями, опекунами) к месту жительства в жилые помещения государственного, муниципального и специализированного жилищного фонда, регистрация детям осуществляется независимо от согласия наймодателя, нанимателя и граждан, постоянно проживающих в данном жилом помещении. Сведения о них вносятся в поквартирные карточки или домовые (поквартирные) книги. На них составляется и направляется в адресно-справочное подразделение территориального органа отдельный адресный листок прибытия. На несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста, заполняется отдельная карточка о регистрации и скрепляется с карточкой законного представителя (родителя, опекуна), который от имени ребенка представлял заявление о регистрации ребенка по месту жительства. По достижении ребенком 14-летнего возраста карточка открепляется и размещается в картотеке в общем порядке.

Статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК) определено, что местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их родителей. Согласно п. 1 ст. 21 ГК способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста. Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей (ч. 1 ст. 64 Семейного кодекса Российской Федерации).
Часть 2 статьи 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность в виде штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей за допущение лицом, ответственным за соблюдение правил регистрационного учета, проживания гражданина Российской Федерации без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства, а равно допущение гражданином проживания в занимаемом им или в принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении лиц без удостоверения личности гражданина (паспорта) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства.

Как следует из протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, составленного инспектором УФМС России по Челябинской области ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ в 15-30 час в помещении УФМС установлено, что Манатина Т.В. допустила проживание сына без регистрации по месту жительства в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, чем нарушила п. 16 Правил № 713.

Указанный протокол составлен правомочным на то лицом, в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья считает, что должностное лицо, выносившее ДД.ММ.ГГГГ постановление по делу об административном правонарушении № (л.д.3), обоснованно пришло к выводу о виновности Манатиной Т.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку ее виновность подтверждается:
свидетельством о рождении ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, выданным ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС администрации Златоустовского городского округа Челябинской области за № №№, в котором в качестве родителей ребенка указаны Манатин Андрей Александрович и Манатина Татьяна Васильевна; пояснениями Манатиной Т.В. и ее защитника Манатина А.А. в судебном заседании о том, что они зарегистрированы по адресу <адрес> в доме брата Манатина А.А. до рождения ребенка и по настоящее время, но с ДД.ММ.ГГГГ не регистрировали своего новорожденного ребенка по месту жительства, поскольку считали, что такая обязанность не ограничена определенным сроком и у них не было на это времени.
Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что Манатина Т.В. имела регистрацию по месту жительства в <адрес> до рождения у нее ребенка. ДД.ММ.ГГГГ у Манатиной Т.В. родился сын ФИО2.

С учетом собранных доказательств, системного толкования норм, содержащихся в Правилах № судья приходит к выводу, что, несмотря на отсутствие указания в пунктах 28 и 29 Правил № 713 прямого указания на срок, в течение которого родители обязаны зарегистрировать своих несовершеннолетних детей по месту своего жительства общая обязанность, установленная в п. 16 Правил № 713, должна быть исполнена. Данную обязанность Правила связывают с приобретением лицом нового места жительства. А поскольку у новорожденного ранее не имелось места жительства, то родители, исполняя свои родительские обязанности, должны не позднее 7 дней со дня прибытия ребенка на свое первое место жительства произвести его регистрацию.

Доказательств в подтверждение своего довода о том, что она по месту регистрации фактически с ребенком не проживает, Манатиной Т.В. не представлено, поэтому данный довод не может повлиять на существо обжалуемого решения.
Таким образом, судья находит установленным нарушение Манатиной Т.В. пункта 16 Правил № 713. Имеющиеся в материалах дела доказательства являются допустимыми и достаточными для установления ее вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы Манатиной Т.В. о том, что она не нарушила указанные Правила, судья находит несостоятельными, поскольку они опровергаются совокупностью собранных и исследованных по делу доказательств.

При рассмотрении дела каких-либо оснований для отмены или изменения постановления по делу об административном правонарушении судья не усматривает.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 2 ст. 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.8, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом учтены личность виновного, характер совершенного административного правонарушения. Оснований для снижения наказания не имеется, поскольку оно назначено в минимальном размере.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

Жалобу Манатиной Татьяны Васильевны на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника ОУОМС РФ по Челябинской области в Златоусте, которым Манатина Татьяна Васильевна признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> оставить без удовлетворения, а постановление - без изменения.

Судья А.Е. Максимов

1. Нарушение правил регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до семисот пятидесяти тысяч рублей.

2. Нарушение, предусмотренное частью 1

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) - от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

3. Нарушение без уважительных причин нанимателем или собственником, предоставившими жилое помещение гражданину Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации сроков уведомления органа регистрационного учета о проживании данного гражданина в указанном жилом помещении без регистрации либо представление в орган регистрационного учета заведомо недостоверных сведений о регистрации гражданина Российской Федерации, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от четырех тысяч до семи тысяч рублей.

4. Нарушение, предусмотренное частью 3 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от семи тысяч до десяти тысяч рублей.

5. Нарушение лицом, ответственным за прием и передачу в орган регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета гражданина Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации сроков представления в орган регистрационного учета документов для регистрации граждан Российской Федерации либо представление в орган регистрационного учета заведомо недостоверных документов для регистрации гражданина Российской Федерации, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Примечания:

1. Граждане Российской Федерации освобождаются от административной ответственности за нарушение правил регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в случае представления документированной информации о том, что они являются супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками, внуками нанимателей (собственников) жилого помещения, имеющих регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении.

2. Наниматель (собственник) жилого помещения освобождается от административной ответственности за нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков уведомления органа регистрационного учета о проживании гражданина Российской Федерации в указанном жилом помещении без регистрации в случае:

представления таким гражданином документированной информации о его регистрации по месту жительства в другом жилом помещении, находящемся в том же или ином населенном пункте того же субъекта Российской Федерации;

проживания гражданина Российской Федерации в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, если он зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области;

проживания гражданина Российской Федерации в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области, если он зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области;

проживания гражданина Российской Федерации в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Севастополе или в одном из населенных пунктов Республики Крым, если он зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Севастополе или в одном из населенных пунктов Республики Крым.

Шадрина Лилия Валерьевна,кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административной деятельности ОВД, ФГКУ ВПО «Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России» г. Тюмень[email protected]

Порядок процессуальногооформления правонарушения,

предусмотренного статьей 19.15.2 КоАП РФ

Аннотация.В статье на основе действующих нормативноправовых актов дан алгоритм действия сотрудников полиции при поступлении заявлений от граждан о фактах нарушения правил регистрации по месту пребывания и по месту жительства.Ключевые слова:правила регистрации по месту пребывания, место жительства, сотрудники полиции, алгоритм действий.

Осуществление контроля за соблюдением гражданами правил регистрации требует четкой регламентации действий сотрудников полиции, как в повседневной деятельности, так и при проведении профилактических мероприятий. От того насколько четко и грамотно сотрудники полиции выявляют и документируют такие правонарушения зависит эффективность как общей так и специальной профилактики таких деяний. Именно поэтому в последнее время особое внимание уделяется алгоритмизации деятельности сотрудников полиции. Алгоритм действий сотрудников полиции при поступлении заявлений и сообщений от граждан о фактах нарушений правил регистрации:1. Деятельность дежурной части по приему заявления:При личном обращении заявителя в территориальный орган внутренних дел сотрудник дежурной части отдела полиции обязан принять устное (письменное) заявление и выяснить:1) место совершения административного правонарушения;2) время и характер противоправных действий правонарушителя;3) фамилия, имя, отчество заявителя, адрес фактического проживания и номер контактного телефона;2. Регистрация заявления. Дежурный после проверки информации и документов обязан принять и зарегистрировать в дежурной части отдела полиции информацию (п.1 ч.1 ст.12 ФЗ РФ «О полиции»)в Книге учета сообщений о происшествиях (далее –КУСП).В соответствии с требованиями раздела II и III Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (далее –Инструкция)при получении материалов (далее − информации), являющихся поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, поступивших из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений, содержащих данные указывающие на наличие события административного правонарушения (п.3 ч.1 ст. 28.1 КоАП РФ).При личном обращении в дежурную часть ОВД гражданину одновременно с регистрацией сообщения о происшествии в КУСП выдается талон –уведомление (п. 34 Инструкции, п.1 ч.1 ст.12 ФЗ РФ «О полиции»).3. Передача заявления для проверки. Дежурный отдела полиции принимает меры реагирования и передает сообщения исполнителю для проверки информации (п. 42 Инструкции). Проведенные мероприятия оформляются составлением рапорта о проверке полученного сообщения о происшествии.4. Проверка исполнителем сообщения. На этом этапе исполнитель собирает и процессуально оформляет доказательства по делу об административном правонарушении, а именно факт нарушения правил регистрации граждан РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении, подлежащие доказыванию в соответствии со ст. 19.15.2 КоАП РФ.Данный этап предполагает осуществление следующих действий:4.1.Установление субъекта административного правонарушения предусмотренного ст. 19.15.2 КоАП РФ.Порядок установления следующий:4.1.1. Проверка правоустанавливающих документов на жилое помещение.Основным правоустанавливающим документом, подтверждающим право собственности на квартиру, является свидетельство о государственной регистрации права собственности. Однако же закон предусматривает много видов правомерного владения и пользования жилым помещением о которых сотрудникам полиции необходимо знать, что бы правильно установить субъекта данного вида правонарушения.Для приватизированной квартиры правоустанавливающими документами являются: договор передачи жилого помещения в собственность, прошедший государственную регистрацию и свидетельство о праве собственности на жилое помещение.Для квартиры, приобретенной по договору куплипродажи, дарения, мены: договор куплипродажи, дарения или мены, прошедший государственную регистрацию; если квартира приобретена по договору дарения − справка из налоговой инспекции об уплате налога с имущества, переходящего в порядке дарения или наследования.Для квартиры, полученной по наследству: свидетельство о праве на наследство; справка из налоговой инспекции об уплате налога с имущества, переходящего в порядке дарения или наследования. Для квартиры ЖСК с выплаченным паем: свидетельство о праве собственности на жилое помещение; справка ЖСК о сумме выплаченного пая.Для комнаты в приватизированной коммунальной квартире: договор передачи комнаты в собственность, прошедший государственную регистрацию; свидетельство о праве собственности на комнату (с указанием ее размера и общей площади коммунальной квартиры); соглашение об определении долей собственников в коммунальной квартире, заверенное нотариально и прошедшее государственную регистрацию; заявление соседей по коммунальной квартире с отказом от права преимущественной покупки.Для жилого дома: если жилой дом был приобретен в порядке приватизации или по договору куплипродажи, дарения, мены или в порядке наследования, − то правоустанавливающие документы те же, чтои для квартиры; если жилой дом был построен на отведенном для этого участке, то: договор о предоставлении земельного участка для строительства жилого дома на праве личной собственности; если дом был построен до 26 августа 1948 г., − то нотариально удостоверенный договор о возведении индивидуального жилого дома на праве личной собственности на отведенном земельном участке (договор о праве застройки, заключенный до 26 августа 1948 г.); регистрационное удостоверение.Право собственности на жилой дом, построенный лицом на отведенном ему в установленном порядке земельном участке и принятый в эксплуатацию, возникает с момента его регистрации.Если имеются какиелибо решения суда относительно данного жилого дома, например: исполнительный лист или копия вступившегов законную силу решения суда, подтверждающие право собственности на строение; нотариальный договор о разделе дома и др.4.1.2.В случае отсутствия соответствующих документов в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции» и ст. 26.10 КоАП РФ вынести определение об истребовании сведений в территориальный орган УФМС, или в органы государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, органов местного самоуправления в области жилищных отношений, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационнораспорядительных или административнохозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями государственного и муниципального жилищного фонда о личности субъекта административного правонарушения данного жилого помещения и предоставлении иных сведений, необходимых для производства по делу об административных правонарушениях. По общему правилу территориальный орган УФМС, органы государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, органы местного самоуправления в области жилищных отношений, лица занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационнораспорядительных или административнохозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями государственного и муниципального жилищного фонда в трехдневный срок должны предоставить такие сведения (ст. 26.10 КоАП РФ) либо при невозможности в такой же срок в письменной форме уведомить должностное лицо вынесшее определение.В случае отсутствия своевременного ответа на определениевиновное лицо привлекается к административной ответственности по ст. 17.7. КоАП РФ за невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.4.2. При установлении личности субъекта, необходимо проверить уведомлял ли данный субъект орган регистрационного учета о сроке и месте проживания гражданина без регистрации при личном обращении, по почте или в электронной форме с использованием информационнотелекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал. Срок уведомления не должен превышать 3 рабочих дней. Форма уведомления о проживании гражданина РФ в жилом помещении содержится в приложении Постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995г. №713. В соответствии с п. 34 Приказа ФМС России №338, МВД России № 587 от 01.08.2013 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой, ее территориальными органами и Министерством внутренних дел Российской Федерации, его территориальными органами государственной функции по контролю за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации»(далее −Приказ ФМС России №338, МВД России № 587) сотрудники территориальных органов ФМС России и их структурных подразделений в целях предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений информируют соответствующие территориальные органы МВД России о выявлении в ходе исполнения служебных обязанностей:граждан Российской Федерации, проживающих по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации;нанимателей (собственников), допустивших в занимаемых ими по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов либо в принадлежащих им на праве собственности жилых помещениях проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства безрегистрации;нанимателей (собственников), нарушивших без уважительных причин установленные законодательством Российской Федерации сроки уведомления органа регистрационного учета о проживании гражданина Российской Федерации в занимаемых ими по договорам социального найма и договорам найма жилых помещениях государственного и муниципального жилищных фондов либо в принадлежащих им на праве собственности жилых помещениях без регистрации по месту пребывания или по месту жительства или представивших в органы регистрационного учета заведомо недостоверные сведения о регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства;лиц, ответственных за прием и передачу в орган регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета гражданина Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, в случае представления ими в орган регистрационного учета заведомо недостоверных документов для регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства;граждан Российской Федерации, в отношении которых в орган регистрационного учета поступили уведомления от нанимателей (собственников) жилых помещений, где проживают данные граждане по месту пребывания или по месту жительства без регистрации;нанимателей (собственников), зарегистрировавших гражданина Российской Федерации по месту пребывания либо по месту жительства в занимаемые ими по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фондов либо в принадлежащие им на праве собственности жилые помещения без намерения предоставить ему это жилое помещение для постоянного или временного проживания.При установлении фактов нарушения Правил регистрации, за которые в соответствии с КоАП РФ предусмотрена ответственность, сотрудниками составляются протоколы об административных правонарушениях, учет которых ведется в территориальных органах ФМС России, их структурных подразделениях, в территориальных органах МВД России в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.4.3. После получения ответа в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции» необходимо вызвать собственника или нанимателя для получения объяснения по факту нахождения гражданина РФ без регистрации по месту жительства (п. 3 ФЗ«О полиции»). Объяснение оформляется в соответствии со ст. 26.3 КоАП РФ. До получения сведений лицу разъясняются права, предусмотренные ст.25.1 КоАП РФ, а также собственник (наниматель) предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложных показаний по ст. 17.9. КоАП РФ.5. Принятие решения по собранному материалу проверки и регистрация принятого решения.На данном этапе сотрудник принимает одно из следующих решений:1)о возбуждении дела об административном правонарушении по ст.19.15.2 КоАП РФ –составляется протокол об административном правонарушении, либо иной протокол в порядке ч. 4 ст. 28.1. КоАП РФ с регистрацией в Журнале учета производства по делу об административном правонарушении и в подразделении по исполнению административного законодательства; 2)об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, на основании обстоятельств, исключающих производство по делу (ст. 24.5 КоАП РФ), если информация не подтвердилась –выносится определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (ч.5 ст.28.1 КоАП РФ) с регистрацией в Журнале учета производства по делу об административном правонарушении;3)о направлении материалов проверки по подведомственности, если рассмотрение дела не входит в компетенцию органов внутренних дел –выносится определение о направлении материала по подведомственности, с регистрацией в Журнале учета исходящих документов отделения делопроизводства и регистрации ОВД;4)о проведении проверки в порядке ст.144 Уголовнопроцессуального кодекса российской Федерации (далее − УПК РФ) либо о передаче материалов в подразделения дознания для возбуждения уголовного дела (при наличии признаков состава преступления).6. Информирование заявителя о принятом решении, с разъяснением прав на обжалование принятого решения и порядок обжалования (п.70 Инструкции).7.В случае составления протокола об административном правонарушении материалы направляются в течение 3х суток должностному лицу, уполномоченному его рассматривать (ст. 23.3КоАП РФ). Субъектами административной юрисдикции по привлечению к ответственности по указанной норме согласно приказу МВД РФ от 05 мая 2012г. №403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию»являются:−Должностные лица подразделений организации охраны общественного порядка на улицах и при проведении массовых мероприятий; отрядов мобильных особого назначения;−Начальник отделения по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних; старший инспектор по делам несовершеннолетних, инспектор по делам несовершеннолетних;−Должностные лица подразделений вневедомственной охраны;−Должностные лица подразделений охраны общественного порядка;−Начальник отделения по делам несовершеннолетних; старший инспектор по делам несовершеннолетних; инспектор по делам несовершеннолетних;−Должностные лица строевых подразделений ППСП;−Должностные лица подразделений по досмотру;−Должностные лица подразделений ЦСН ВО МВД России.

Ссылки на источники1.Федеральныйзакон от 07.02.2011 № 3ФЗ«О полиции»// Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 7. Ст. 900; 2015. № 29 (часть I). Ст. 4374.2.Приказ МВД России от 29 августа 2014 г. №736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях»// Рос.газ. 2014. 14 нояб.3.Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой, ее территориальными органами и Министерством внутренних дел Российской Федерации, его территориальными органами государственной функции по контролю за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации: приказ Федеральной миграционной службы и МВД России от 1 августа 2013г. №338/587: ред. от 22 дек. 2014 г. // Рос.газ. 2013. 29 нояб.4.Приказом ФМС России № 338, МВД России № 587 от 01.08.2013 (ред. от 22.12.2014) "Об утверждении административного регламента исполнения федеральной миграционной службой, ее территориальными органами и министерством внутренних дел российской федерации, его территориальными органами государственной функции по контролю за соблюдением гражданами российской федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан российской федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах российской федерации» // Российская газета № 270 от 29.11.2013г.5.Уголовнопроцессуальный кодекс Российской Федерации от 22 ноября 2001 г. № 174ФЗ: ред. от 13 июля 2015 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 52 (ч. 1). Ст. 4921; 2015. 2015 г. № 29 (часть I). Ст. 4391.6.Приказ МВД РФ от 5 мая 2012г. №403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2012. № 36.

Полный текст ст. 19.15 КОАП РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 19.15 КОАП РФ.

1. Проживание по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении гражданина Российской Федерации, обязанного иметь документ, удостоверяющий личность гражданина (паспорт), без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), или по недействительному документу, удостоверяющему личность гражданина (паспорту), -
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

2. Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, -
влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

(Статья в редакции, введенной в действие с 3 января 2014 года Федеральным законом от 21 декабря 2013 года N 376-ФЗ.

Комментарий к статье 19.15 КоАП РФ

1. Комментируемая статья предусматривает административную ответственность за нарушение норм Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (с изм. и доп.), а также норм, установленных Указом Президента РФ от 13 марта 1997 г. N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации" (с изм. и доп.), Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию" (с изм. и доп.).

2. Объектом правонарушения являются отношения в сфере порядка управления в Российской Федерации.

Паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории РФ. В соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828, паспорт обязаны иметь все граждане РФ, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории РФ (см.: Административный регламент Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина на территории Российской Федерации (РГ. 2010. 5 марта)). Названным выше Законом РФ (ст. 3) установлено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и месту жительства.

3. Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, характеризуют проживание или пребывание гражданина РФ без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному такому удостоверению либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства.

Содержание понятий "место пребывания" и "место жительства" определено в Законе РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1, указанном в п. 1 комментария к данной статье. Именно с данными понятиями, как представляется, связывается установление законодателем ответственности за проживание или пребывание без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта). Совмещение в диспозиции ч. 1 данной статьи положений об отсутствии документа, удостоверяющего личность, и регистрации по месту пребывания или по месту жительства предписывает должностному лицу, принимающему решение о возбуждении дела о данном правонарушении, устанавливать в случае отсутствия у гражданина РФ удостоверения личности гражданина (паспорта) его регистрацию по месту пребывания или жительства.

Следует учитывать, что документы на регистрацию в соответствии со ст. 6 данного Закона должны быть поданы в органы регистрационного учета не позднее 7 дней со дня прибытия гражданина на новое место жительства.

Что касается установленного упомянутым Законом трехдневного срока регистрации по месту пребывания, то согласно Постановлению Правительства РФ от 22 декабря 2004 г. N 825 указанный срок регистрации наступает по истечении 90-дневного срока пребывания гражданина РФ, в течение которого такая регистрация не требуется.

Следует также иметь в виду уведомительный характер регистрации граждан РФ по месту жительства (см.: Постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1998 г. N 4-П // СЗ РФ. 1998. N 6. Ст. 783), что, однако, не отменяет обязательности самой регистрации.

В соответствии с п. 9 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 (с изм. и доп. на 11 ноября 2010 г.), граждане вправе уведомить орган регистрационного учета о сроке и месте своего пребывания по почте или в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего доступа.

Органы регистрационного учета в 3-дневный срок со дня поступления документов, перечень которых определен указанными Правилами, регистрируют граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, и выдают им соответствующее свидетельство. По желанию гражданина этот документ может быть направлен по почте. Собственнику (нанимателю) в 3-хдневный срок направляется уведомление о регистрации лица, подавшего заявление.

Порядок регистрации граждан по месту жительства определен п. п. 16 - 18 Правил. Ныне также предусмотрена возможность представления заявления установленной формы о регистрации по месту жительства и копий необходимых документов в электронной форме через единый портал.

Органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне, или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, являются эти органы, в остальных населенных пунктах - органы местного самоуправления.

Следует учитывать, что контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, его территориальные органы и органы внутренних дел.

Административная ответственность за данное правонарушение наступает при проживании или пребывании гражданина по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) в случае внесения в него отметок, не предусмотренных Положением "О паспорте гражданина Российской Федерации", либо при истечении сроков действия паспорта после 30 дней со дня достижения гражданином 25-летнего или 45-летнего возраста.

Объективная сторона по ч. 2 данной статьи характеризуется допущением лицом, ответственным за соблюдение правил регистрационного учета, либо гражданином в занимаемом им или в принадлежащем ему на праве собственности помещении проживания граждан РФ, нарушающих установленный названными нормативными правовыми актами порядок.

4. Субъектом предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи административного правонарушения является гражданин РФ, достигший 16-летнего возраста, а ч. 2 - юридическое лицо, должностное либо физическое лицо, ответственные за обеспечение правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения (см. ст. 2 Закона), должностные лица, ответственные за выдачу и замену паспортов, обеспечение контроля за регистрацией граждан.

При этом законодателем в данной статье не установлены дифференцированные штрафные санкции для юридических и должностных лиц.

К ответственности за данное правонарушение не могут быть привлечены военнослужащие, проходящие военную службу по призыву.

5. С субъективной стороны вина предполагает умысел либо неосторожность, например при несвоевременной замене документа, удостоверяющего личность (паспорта).

6. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (ст. 23.67), а также органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3).

Протоколы о совершении данных правонарушений составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3) и органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Консультации и комментарии юристов по ст 19.15 КоАП РФ

Если у вас остались вопросы по статье 19.15 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Российские и иностранные граждане обязаны соблюдать установленные правила регистрационного учета. В противном случае они подлежат ответственности (как административной, так и уголовной).

1. Ответственность граждан РФ за несоблюдение правил регистрационного учета

Регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ ведет МВД России (пп. 49 п. 11 Положения, утв. Указом Президента РФ от 21.12.2016 N 699).

Граждане РФ, прибывшие на срок более чем 90 дней для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, обязаны до истечения этого срока обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в территориальный орган МВД России документов для регистрации (ч. 1 ст. 5 Закона от 25.06.1993 N 5242-1).

Кроме того, при изменении места жительства гражданин РФ обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в территориальный орган МВД России документов, для регистрации и снятия с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства (ч. 1 ст. 6 Закона N 5242-1).

В период проведения в РФ чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г. (с 25.05.2018 по 25.07.2018) граждане РФ, прибывшие, в частности, в Москву и Санкт-Петербург для временного проживания (за исключением гостиниц, санаториев, домов отдыха и иных мест временного пребывания) или на новое место жительства, обязаны не позднее трех дней со дня прибытия обратиться в территориальный орган МВД России для регистрации. Указанное требование не распространяется на участников мероприятий (пп. «а» , «е» п. 4 Указа Президента РФ от 09.05.2017 N 202).

1.1. Административная ответственность за проживание гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства без регистрации

За проживание гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 2 000 до 3 000 руб.

Нанимателя или собственника жилого помещения (физическое лицо) привлекают к ответственности в виде штрафа в размере от 2 000 до 5 000 руб., если он допустил проживание лиц без регистрации по месту пребывания или по месту жительства свыше установленных законом сроков (ч. 1 ст. 19.15.1 КоАП РФ).

Обратите внимание!

За указанные правонарушения, совершенные в г. г. Москве или Санкт-Петербурге, предусмотрена повышенная административная ответственность в виде штрафа в размере от 3 000 до 5 000 руб. для граждан РФ, проживающих без регистрации, и в размере от 5 000 до 7 000 руб. для нанимателей или собственников жилого помещения (физических лиц) (ч. 2 ст. 19.15.1 КоАП РФ).

При этом граждане РФ освобождаются от указанной административной ответственности в случае (примечание к ст. 19.15.1 КоАП РФ):

  • проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в соответствующем населенном пункте субъекта РФ, если они зарегистрированы по месту жительства в другом жилом помещении, находящемся в том же или ином населенном пункте того же субъекта РФ;
  • проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в г. Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, если они зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, находящемся в г. Москве или в одном из населенных пунктов Московской области;
  • проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в г. Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области, если они зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, находящемся в г. Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области;
  • проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в г. Севастополе или в одном из населенных пунктов Республики Крым, если они зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, находящемся в г. Севастополе или в одном из населенных пунктов Республики Крым.

Примечание. Основания для освобождения гражданина РФ от регистрации по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в медицинской организации или другом подобном учреждении применяются в случае, если непрерывный срок его пребывания в соответствующем месте не превышает 90 дней (ч. 15 ст. 5 Закона N 5242-1);

  • если они являются супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками нанимателя (собственника) жилого помещения, имеющего регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении;
  • если проживающие совместно с нанимателем или собственником жилого помещения лица являются по отношению к нему супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками.

1.2. Административная ответственность за нарушение правил регистрации гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства

За нарушение правил регистрации гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства предусмотрена административная ответственность в виде штрафа, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния (ч. 1 , 2 ст. 19.15.2 КоАП РФ):

  • для граждан — в размере от 2 000 до 3 000 руб. (в гг. Москве или Санкт-Петербурге — от 3 000 до 5 000 руб.);
  • для нанимателей и собственников жилого помещения (физических лиц) — в размере от 2 000 до 5 000 руб. (в гг. Москве или Санкт-Петербурге — от 5 000 до 7 000 руб.).

Если наниматель или собственник, предоставившие жилое помещение гражданину РФ, нарушили без уважительных причин сроки уведомления МВД России о проживании гражданина в жилом помещении без регистрации, а также если представили заведомо недостоверные сведения о его регистрации (если нет признаков уголовно наказуемого деяния), то предусматривается административная ответственность в виде штрафа в размере от 2 000 до 3 000 руб. (в гг. Москве или Санкт-Петербурге — от 3 000 до 5 000 руб.) (ч. 3 , 4 ст. 19.15.2 КоАП РФ).

1.3. Уголовная ответственность за фиктивную регистрацию гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства

За фиктивную регистрацию гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в РФ предусмотрена уголовная ответственность (ст. 322.2 УК РФ).

Примечание. Под фиктивной регистрацией понимается регистрация гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации. Это также его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении или регистрация гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) гражданина (ст. 2 Закона N 5242-1).

2. Ответственность иностранных граждан за несоблюдение режима пребывания (проживания) в РФ

Иностранные граждане, временно пребывающие в РФ, постоянно или временно проживающие в РФ, при нахождении в месте пребывания, не являющемся их местом жительства, обязаны встать на учет по месту пребывания, а также выехать из РФ по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания (п. 20 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9; п. 2 ст. 5 Закона N 115-ФЗ).

2.1. Административная ответственность за нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в РФ

Административная ответственность в виде штрафа в размере от 2 000 до 5 000 руб. с выдворением за пределы РФ или без такового предусмотрена за нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в РФ, которое выразилось, в частности, в следующем (ч. 1 , 2 ст. 18.8 КоАП РФ):

  • нарушены правила миграционного учета;
  • нарушены правила передвижения, порядок выбора места пребывания или жительства;
  • нарушены правила транзитного проезда через территорию РФ;
  • не исполнены обязанности по уведомлению о подтверждении своего проживания в РФ в случаях, установленных законом;
  • заявленная цель въезда иностранца или лица без гражданства в РФ не соответствует деятельности или роду занятий, которые он ведет во время пребывания (проживания) в РФ.

Кроме того, административная ответственность в виде штрафа в размере от 2 000 до 5 000 руб. с выдворением за пределы РФ предусмотрена за нарушение иностранным гражданином в том числе режима пребывания (проживания) в РФ, выразившееся в следующем (ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ):

  • отсутствуют документы, подтверждающие право на пребывание (проживание) в РФ;
  • не подано заявление об утрате документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в РФ, если такие документы утрачены;
  • иностранный гражданин уклоняется от выезда из РФ по истечении определенного срока пребывания.

Обратите внимание!

За указанные правонарушения, совершенные иностранными гражданами в г. г. Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях, предусмотрена повышенная ответственность, а именно штраф в размере от 5 000 до 7 000 руб. с административным выдворением за пределы РФ или без такового (ч. 3 , 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ).

2.2. Уголовная ответственность за фиктивную регистрацию иностранного гражданина по месту жительства в РФ

За фиктивную регистрацию иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в РФ предусмотрена уголовная ответственность (ст. 322.2 УК РФ).

Кроме того, уголовная ответственность предусмотрена за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в РФ (ст. 322.3 УК РФ).

Примечание. Под фиктивной постановкой на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях в РФ понимается постановка на учет по месту пребывания (проживания) в жилых помещениях на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов. Также это постановка на учет по месту пребывания в жилых помещениях без намерения пребывать (проживать) в этих помещениях или без намерения принимающей стороны предоставить эти помещения для пребывания (проживания) (примечание к ст. 322.3 УК РФ).

При установлении факта фиктивной регистрации территориальный орган МВД России снимает иностранного гражданина с регистрации по месту жительства или с учета по месту пребывания (пп. «е» п. 16 Правил).



Просмотров