Цель создания парижского клуба кредиторов. Парижский клуб (The Paris Club) - это

Существует огромное количество официальных международных организацией, занимающихся финансированием и кредитованием целых государств, однако помимо них есть еще две структуры, если их так можно назвать, которые также дают деньги в долги разным странам. Они являются не официальными организациями, а, скорее, просто группой кредиторов. Проводя аналогии с привычной действительностью, можно сказать что официальные структуры - это банки, а вот Парижский и Лондонский клубы - это некий аналог международных частных ростовщиков.

Что это такое

Парижский клуб кредиторов представляет собой, как уже было сказано, неофициальную/неформальную организацию, в состав которой входят экономически развитые государства, имеющие свободные средства и готовые давать их в долг на своих условиях всем желающим. В большинстве случаев этот клуб выходит на сцену тогда, когда заемщик, уже имеющий долги, не может по ним расплатиться. То есть он скорее не кредитует, а перекредитовывает, выполняя в первую очередь роль посредников.

История

Впервые информация об этом клубе появилась в 1956 году. Именно тогда Аргентиной проводились попытки консолидировать займы на общую сумму в 350 миллионов долларов США. Чтобы решить проблему, собрались 12 представителей стран Западной Европы, которые и были кредиторами Аргентины. Как раз тогда клуб начал свое действие. Интересен тот факт, что название этому объединению государств дали журналисты. Они высчитали, что чаще всего собрания производятся в Париже, в отеле Ritz. С тех пор прошло уже более 50 лет, совершено множество сделок и выдано огромное количество кредитов. Достоверных данных о деятельности клуба не слишком много, но сам факт того, что он до сих пор продолжает свою деятельность, уже может говорить о высокой эффективности его работы. Не последнюю роль в этом играет и желание не столько получить свою прибыль любой ценой, сколько получить ее же хотя бы когда-нибудь, что особенно актуально в случае с бедными и слаборазвитыми странами, набравшими кредитов, но не имеющими ни малейшего понимания, как их теперь возвращать.

Кредиторы

Так как это неформальная организация, какой-то жесткой структуры, устава, места работы и юридического статуса у нее нет. Члены парижского клуба приходят и уходят тогда, когда это им удобно и выгодно. Если при этом они не затрагивают интересы окружающих, то и вопросов к ним никаких не возникает. В то же время данное объединение работает по своим собственным правилам, принятым всеми странами Парижского клуба (это обязательное условие участия). Других ограничений нет и кредитором может стать кто угодно, при условии, что он вообще может выдавать деньги в долг и уже является держателем каких-то обязательств другого государства. Вступление в Клуб может дать стране неплохие преимущества, но потребует участия в работе этой неформальной организации, особенно в плане реструктуризации уже имеющихся задолженностей.

Сборы и место встречи

Все участники парижского клуба собираются примерно раз в месяц (10 или 11 раз в году). Во время своих «съездов» они обсуждают сложившуюся ситуацию с должниками, заключают договоры и обговаривают любые другие вопросы, интересные именно им. По традиции, сложившейся за полвека работы клуба, встречи происходят всегда именно в Париже, и каждый раз в роли председателя выступает кто-то из высшего руководства министерства финансов Франции. Обслуживающего персонала минимум и в основном он состоит из сотрудников секретариата все того же Министерства финансов. С одной стороны, это приводит к некоторым неудобствам, но они сполна компенсируются возможностью игнорировать бюрократию, что позволяет принимать решение и делать свое дело намного эффективнее. Этому у данного объединения стоит поучиться большинству официальных структур.

Парижский клуб: цели и функции

Главной задачей является избавление государства от кредитного давления самыми разными способами. Это не значит, что Клуб выступает в роли благодетеля, скорее, он просто позволяет выплатить долги по более приемлемым условиям, но при этом требует кое-что и себе. Начинается все непосредственно с переговоров, по итогам которых составляется специальный Согласованный протокол. В нем представлена все информация о потенциальной работе с задолженностью, сроки реструктуризации, даты выплат и другие особенности. Несмотря на то что в переговорах может участвовать большое количество сторон, одной из функций клуба считается полное соблюдение конфиденциальности всеми его участниками. Только и исключительно должник имеет право предоставлять информацию о собственных кредитах и условиях их погашения. Для выполнения поставленной цели могут применяться такие решения:

  • Превращение займа в субсидию, которую не нужно отдавать (разумеется, в ответ на другие услуги).
  • Увеличение срока кредита, что позволит растянуть выплаты по времени и несколько облегчить ситуацию с выплатами.
  • Замена одного кредита другим. При таком подходе появляется возможность получить задолженность на более выгодных условиях, что с большей долей вероятности позволит вернуть средства с меньшей нагрузкой на экономику.

Кроме всего прочего, для некоторых заемщиков могут изменяться другие условия уже полученных кредитов, благодаря чему выполнение их условий может стать более реальным. В рамках своей деятельности Парижский клуб кредиторов строго следует трем основополагающим принципам.

Первый принцип

Угроза прекращения выплат. Это первое, на что ориентируется Парижский клуб стран-кредиторов. Чтобы долг был пересмотрен, государство просто обязано обосновать, почему именно оно больше не имеет возможности платить, и доказать это. Самый простой вариант - показать большое количество долгов и их размер. Обычно этого бывает вполне достаточно, чтобы получить помощь клуба. В других ситуациях может приниматься за основу анализ Международного валютного фонда (МВФ).

Второй принцип

Смягчение требований по кредиту возможно только при условии выполнения определенных условий Парижского клуба. Это второй принцип его работы. То есть страны-участники должны понимать, что заемщик действительно будет стараться оптимизировать собственную экономику и в результате получит возможность выплаты долга. Без встречных шагов ни о какой реструктуризации не может быть и речи. Как правило, за основу берутся рекомендации МВФ. Хотя они обычно подразумевают серьезное падение уровня жизни населения, но помогают высвободить достаточное количество свободных средств, которые можно будет направить на выплату кредита. Среди всех рекомендаций можно выделить несколько самых распространенных и встречающихся практически в каждой ситуации:

  • Государство обязуется не вмешиваться в работу экономической системы страны.
  • Запрещается пытаться регулировать цены на любые товары или услуги.
  • Требуется усовершенствовать политику работы с обменным курсом государственной валюты, чтобы исключить возможность его завышения из-за возможной девальвации.
  • Бюджет страны не должен быть отрицательным. Обычно это подразумевает отказ от различных государственных программ, направленных на улучшение условий жизни населения, кроме самых основных. Одновременно возможен рост налогов, коммунальных платежей и так далее.
  • Помимо всего прочего, от страны-должника требуется ограничить рост массы денег в стране, то есть отключить печатный станок.

Несмотря на тот факт, что все эти программы должны улучшить ситуацию в экономике, как правило, она только ухудшается из-за нежелания населения мириться с ухудшением условий жизни (а в странах, которые берут кредиты, эти условия и так не самые лучшие). В результате возникают бунты, забастовки и другие подобные проблемы.

Третий принцип

Все проблемы, возникающие с долгом, обязаны быть разделены между всеми кредиторами той или иной страны. В первую очередь это касается льгот и сроков выплаты. Неважно, сколько именно денег должна страна и кому именно, абсолютно все кредиты обязаны быть приведены к единому знаменателю, чтобы не было искушения совершать выплаты только по каким-то одним договорам, игнорируя все остальные.

Торонтские условия по реструктуризации

Они применяются только в самых крайних случаях и ориентированы на очень бедные страны. Есть три варианта этих условий:

  1. Третья часть долга списывается безвозвратно, но на остальную сумму начисляются стандартные проценты, соответствующие текущей ситуации в мире. Максимальный срок кредита устанавливается в 14 лет, но в них входит целых 8 лет льготного периода. Подразумевается, что благодаря полученным средствам за эти восемь лет страна сможет улучшить свое экономическое состояние и за следующие 6 лет полностью расплатиться с долгами.
  2. Кредит сохраняется в том же размере, в каком и был, как и размер процентов, однако максимальный срок в данном случае срок может быть увеличен до 25 лет и из них 14 лет будут льготными.
  3. Последний вариант реструктуризации по Торонтским условиям - уменьшение процентов. Используется 2 разновидности этого действия. Проценты могут быть установлены в размере 3,5 % или в половину базовой ставки на рынке таких услуг, в зависимости от того, что будет больше. Условия по срокам идентичны варианту № 1.

Торонтские условия были использованы Парижским клубом кредиторов для реструктуризации задолженности Мали, Мадагаскара, Танзании, Нигера и многих других подобных стран.

Хьюстонские условия

Они применяются для не слишком богатых стран, население которых имеет достаточно высокий уровень дохода.

  • Максимальный срок не более 20 лет с льготным периодом на 10 лет.
  • Кредиторы получают право менять или продавать обязательства.

При этом получить такую реструктуризацию не так-то и просто. У Парижского клуба есть три базовых критерия, и государство, которое хочет получить кредит подобного типа, обязано соответствовать хотя бы двум из них:

  • Масштаб задолженности - общая сумма кредитов составляет 50 % от ВВП или больше.
  • Соотношение между задолженностью коммерческим организациям и долгов Клуба обязано быть 1,5.
  • Доход населения не должен быть выше установленного ВБ (Всемирный банк).

Такой вариант реструктуризации получили Египет, Польша, Марокко, Сальвадор, Конго и другие.

Другие условия

Для самых бедных и абсолютно не способных справиться с кредитами стран предлагаются и другие условия. Например, по Тринидадским условиям возможно списание большей части долга (около 2/3) со значительным увеличением сроков погашения (до 25 лет) и льготным периодом на 5 лет. А по Лондонским условиям можно списать около 20 % кредита, снизить проценты и дать такой же долгий срок до полного погашения. Долги Парижскому клубу все равно приходится отдавать, и сами его представители делают все, чтобы страна действительно получила такую возможность. Намного выгоднее немного «подвинуться» в требованиях и в конечном итоге вернуть свои деньги, чем настоять на строгом соблюдении обязательств и в результате не получить вообще ничего (должнику будет проще объявить себя банкротом). Вот на этой грани обычно и балансирует вся система.

Парижский клуб и Россия

Российская Федерация вступила в Парижский клуб в 1997 году. Это помогло выплатить внешние долги с большей эффективностью, получить серьезное международное влияние и в конечном итоге начать диктовать собственные условия уже для своих же должников. В результате вступления в Клуб Россия смогла зафиксировать долги СССР (которые она выплачивала как за себя, так и за отделившиеся страны) на уровне 60 копеек за 1 доллар США. Это значительно облегчило дальнейшие выплаты. Более того, получилось согласовать возможность досрочного погашения (что обычно запрещено). Как результат, за 2005-2006 год страна расплатилась сразу со всеми своими долгами и очень хорошо сэкономила на процентах, которые в противном случае пришлось бы выплачивать намного дольше.

Вывод

Парижский клуб, как и его Лондонский аналог - достаточно эффективная неформальная организация, действительно помогающая государствам, погрязшим в долгах, расплатиться. Да, зачастую это напрямую связано с серьезным ухудшением условий жизни граждан, однако, учитывая банкротство как единственную альтернативу, такой подход даже лучше, так как помогает избежать связанных с банкротством волнений или даже революций.

Парижский и Лондонский клубы и их роль в регулировании финансово-кредитных отношений

Система мировых финансовых институтов не ограничивается Меж­дународными межправительственными организациями (ММПО): МВФ, Всемирным банком и региональными банками развития. Она включает в себя две неформальные организации - Парижский и Лон­донский клубы, играющие ведущую роль в урегулировании проблем внешней задолженности, с которыми сталкивается значительная часть развивающихся стран, а в связи с созданием рыночной модели эконо­мики и страны Центральной и Восточной Европы.

Парижский клуб (Paris Club) - неформальная организация прави­тельств экономически развитых стран, выступающих в качестве креди­торов, для согласования действий в том случае, если страны-заемщи­цы не в состоянии соблюсти первоначально утвержденные условия выплаты внешних займов.

Начало его деятельности относится к 1956 г., когда Аргентина предприняла меры по консолидации займов на сумму 350 млн долл. США. Для согласования этого вопроса в Париж на переговоры были приглашены представители 12 западноевропейских стран - кредито­ров Аргентины для переговоров по двухсторонним клиринговым сче­там 1 . И хотя своим названием Парижский клуб обязан журналистам, которые окрестили его так за любовь руководителей финансовых ве­домств этих стран к парижскому отелю «Ritz», однако в настоящее вре-

1 Финансово-кредитный словарь: в 3 т. Т. 2 / под ред. В. Ф. Гарбузова. М., 1986. С. 390.


226 Глава 3. Международные финансовые организации

мя название символизирует не столько место проведения переговоров, сколько традиционные процедуры, сложившиеся в ходе прошедших, без малого, пятидесяти лет.

Неформальное объединение Парижского клуба сложилось вокруг вполне формального ядра - комитета десяти стран, которые являются крупнейшими кредиторами МВФ (табл. 3.14).

В настоящее время основными членами Парижского клуба явля­ются следующие развитые страны: Австрия, Австралия, Бельгия, Ве­ликобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кана­да, Нидерланды, Норвегия. Российская Федерация, США, Финлян­дия, Франция, Швейцария, Швеция.

Таблица 3.14. Главные кредиторы Парижского клуба

Парижский клуб не имеет жесткой организационной структуры. У него нет штаб-квартиры, Устава. Клуб не имеет юридического стату­са. В то же время членом Клуба могут быть любые страны, которые яв­ляются кредиторами, принимают практику его работы и являются дер­жателями обязательств по долгам. Работа Клуба строится на опреде­ленных правилах, которые согласованы и приняты всеми участниками Парижского клуба. Решения по обращениям стран принимаются на основе фактов и доказательств, согласованности, обусловленности, солидарности, сопоставимости.



Страны-кредиторы встречаются 10-11 раз в году для переговоров или обсуждения ситуации внешней задолженности стран-дебиторов и других вопросов.

Встречи проходят в Париже. Председателем Парижского клуба традиционно является высокопоставленный чиновник министерства финансов Франции. Небольшой секретариат размещается во француз­ском казначействе. Пятнадцать человек из Министерства финансов Франции оказывают поддержку секретариату и часть своего времени


работают в Парижском клубе. Поскольку организация неформальная, то это дает возможность работать с ограниченным числом персонала и подвижной структурой.

Главной функцией Клуба является проведение многосторонних пе­реговоров с крупнейшими должниками и урегулирование их внешней задолженности (государственной или гарантированной государством).

Порядок решения проблемы реструктуризации долга начинается с переговоров с должниками на многосторонней основе. Членами Па­рижского клуба подписывается Согласованный протокол (Agreed Minutes) реструктуризации долга, который содержит: условия о консо­лидации платежей по обслуживанию долга и просроченных платежей; дату, по состоянию на которую подписанные соглашения о кредитах попадают под реструктуризацию; консолидационный период, в тече­ние которого должна произойти реструктуризация долга; доля долга, подлежащая реструктуризации; условия первого взноса по реструкту­ризованной задолженности и график платежей. Условия согласован­ного протокола вступают в силу только после того, как страна-креди­тор и страна-должник договорятся на двусторонней основе по списку кредитов, подлежащих реструктуризации".

Парижский клуб проводит политику конфиденциальности. Кре­диторы не раскрывают своей информации о экономическом финансо­вом положении должников, масштабов предоставляемых им льгот по погашению долгов. Только сам должник может предоставлять такую информацию третьим странам.

За прошедшие 48 лет существования Клуба он стал главной фигу­рой в проведении международной стратегии в области обеспечения погашения задолжности стран. В основе стратегии Парижского клуба лежат два принципа: проведение страной-должником внутренней ре­формы и структурной перестройки экономики.

Проведение страной-должником этих мер обеспечивает им полу­чение внешней финансовой помощи в форме новых займов или льгот­ных условий погашения прежних долгов.

В отношении стран-должников могут приниматься следующие ре­шения:

Консолидация кредита, т.е. замена еще не погашенных кредитов или частей кредитов на новые займы на новых условиях, выполнение которых более реально;

Изменение плана погашения, т.е. продление сроков выплаты;

Преобразование государственных займов в не подлежащие вы­плате субсидии;

http://www.clubdeparis.org.

Глава 3. Международные финансовые организации


Преобразование гарантированных государством частных креди­тов в государственные займы на более выгодных для страны-должника условиях 1 .

Большую часть займов и кредитов развивающиеся страны, а также государства Центральной и Восточной Европы получают от стран - членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), поэтому последние почти всегда участвуют в работе Париж­ского клуба. Среди других традиционных участников переговоров в Парижском клубе следует назвать МВФ, Всемирный банк, Конферен­цию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и, естественно, саму страну-должника, обратившуюся с просьбой о пересмотре задолжен­ности. Ряд крупных должников, например Россия и Бразилия, сами предоставляют значительные кредиты другим странам, и их должники также обращаются в Парижский клуб. Таким кредиторам выгодно ре­шать вопросы уже на многосторонней основе.

Многосторонний подход является наиболее эффективным и об­легчает работу Клуба в административно-организационном плане, так как должник имеет возможность вести переговоры со всеми кредито­рами одновременно, а не с каждым в отдельности. Кроме того, креди­торы придают большое значение принципу равенства или равномер­ного распределения бремени невыплаченных задолженностей. Они хотят быть уверенными в том, что полученные от них льготы в отноше­нии условий погашения долга не использованы для обслуживания дол­говых обязательств другими кредиторами 2 .

Парижский клуб пересматривает старые условия погашения кре­дита, если существует непосредственная угроза прекращения должни­ком своих выплат, которым наступил срок выплат.

Как правило, наличие крупных задолженностей по платежам в погашение внешних кредитов является для Парижского клуба доста­точным доказательством того, что эти платежи вскоре будут прекра­щены. Кроме того, Парижский клуб может-проанализировать сте­пень серьезности проблем данной страны с помощью прогноза МВФ о состоянии платежного баланса страны на будущий год 3 . Вопрос ре­структуризации долга согласно правилам Парижского клуба предпо­лагает определенные обязательства, которые должен взять на себя должник.

У должников, испытывающих финансовые трудности, зачастую накапливаются большие суммы неплатежей по погашению задол-

1 Финансово-кредитный словарь: в 3 т. Т. 2/подред. В."Ф. Гарбузова. С.129.

2 Каратаев, С. В. Деятельность Парижского и Лондонского клубов кредиторов и
интересы России // http://www.invest.delovoy.com/cgi-bin/I-e/work/news.

3 Саркисянц, А. Д. Система международных долгов. М.: ДеКА, 1999. С. 108-109.


3.5. Парижский и Лондонский клубы

женности не только перед официальными и частными кредиторами, но и перед МВФ. Устав МВФ запрещает предоставлять таким стра­нам новые кредиты и ссуды, следовательно, заключать с ними соот­ветствующие дополнительные договоренности. А это, в свою оче­редь, лишает страны-кредиторы Парижского клуба возможности урегулировать финансовые отношения с такими странами. Для ре­шения проблемы Парижский клуб разработал специальную страте­гию, согласно которой страна-должник должна осуществлять про­грамму макроэкономических преобразований в соответствии с тре­бованиями, которые предъявляются к получателям дополнительных ссуд от МВФ.

План преобразований включает в себя следующие требования:

Ограничение роста денежной массы;

Сокращение дефицита государственного бюджета;

Контроль над предоставлением кредитов, совершенствование политики обменного курса национальной валюты (речь идет об устра­нении искусственного завышения курса путем девальвации);

Устранение контроля над ценами, совершенствование торгового баланса;

Ограничение вмешательства государства в экономику.

К моменту завершения указанной программы страна-должник должна полностью рассчитаться с долгами и приобрести право на по­лучение кредитов от МВФ в обычном порядке.

Наиболее бедным странам списывается до 80% их внешнего долга официальным кредиторам. Принятая Клубом практика ограничивает сумму уступки страной-кредитором активов на вторичном рынке дол­гов пределом в 20 млн долл., или 10% общей суммы требований к дан­ной стране-кредитору (в зависимости от того, что больше).

Если страна-должник не является членом МВФ, она обсуждает в рамках Парижского клуба необходимые преобразования непосредст­венно с кредиторами. Как правило, страны-кредиторы направляют в эту страну группу экспертов для оценки реальной экономической об­становки. Такие группы были направлены в 1994 г. в Польшу и Мозам­бик до того, как эти государства вступили в МВФ. Такой же подход был принят и в отношении Кубы - страны, не являющейся членом МВФ. Кредиторы утверждают, что страны-должники неохотно идут на такие условия, так как в отличие от МВФ Парижский клуб не в состоянии предоставить новые кредиты в качестве стимула к проведению эконо­мических реформ 1 .

Каратаев, С. В. Указ. соч.


230 Глава 3. Международные финансовые организации

Позиция кредиторов Парижского клуба опирается на следующие правила: при распределении между собой бремени проблем, связан­ных с пересмотром условий погашения кредитов, необходимо дейст­вовать сообща, координировать свои требования и действия.

Данное правило называют принципом равных условий. Оно обес­печивает равномерное распределение среди кредиторов бремени про­блем, связанных с пересмотром условий погашения долговых обяза­тельств. В целях упрощения этой работы кредиторы Парижского клу­ба, как правило, договариваются о том, что для всех кредитов, предоставленных данной стране до определенного срока, будет уста­новлен один и тот же льготный период и срок погашения.

Указанный принцип распространяется и на кредиторов, не участ­вующих в переговорах в рамках Парижского клуба. Официальные кре­диторы не хотят, чтобы уступки, предоставляемые Парижским клу­бом, использовались должниками для покрытия долговых обяза­тельств перед другими категориями кредиторов. Поэтому в протоколе о пересмотре условий погашения задолженностей содержится требо­вание в адрес страны-должника о необходимости добиваться анало­гичных уступок по условиям погашения внешних задолженностей и от других кредиторов. Соответствующее положение протокола гласит: «В целях обеспечения равных условий для государств-кредиторов от частных кредиторов, правительство Республики «икс» обязуется доби­ваться от иностранных кредиторов, в том числе от банков и фирм-по­ставщиков, отсрочек и условий рефинансирования аналогичных изло­женным в настоящем протоколе в отношении кредитов с аналогичным сроком погашения, с тем чтобы не допустить возникновения неравных условий для различных категорий кредиторов».

Переговоры в Парижском клубе не требуют больших затрат, одна­ко для представителей стран-должников эта процедура унизительна и неприятна. Как правило, переговоры в Парижском клубе завершаются в течение одного дня, но.иногда бывают более продолжительными. Са­мые короткие за всю историю Клуба переговоры были в октябре 1983 г., когда для достижения договоренностей с делегацией Малави потребовался всего один час. Случается, что переговоры занимают до­вольно много времени, а бывает, что и заходят в тупик 1 .

Главная функция Парижского клуба - реструктуризация долга. Ре­структуризация долга - это одна из форм реорганизации условий долга, в ходе которой должники и кредиторы договариваются об отсрочке вы­плат задолженностей по основной сумме кредита и по Процентам, срок которых должен наступить в определенный период времени, а также о

Саркисянц, А. Д. Система международных долгов. М.: ДеКА, 1999. С. 111.


3.5. Парижский и Лондонский клубы

новом графике таких платежей. В последнее время реструктуризация внешнего долга стала достаточно популярной практикой. В Парижском клубе реструктурируются правительственные или гарантированные правительством долги. В рамках Парижского клуба реструктуризирует­ся задолженность в основном для беднейших стран.

Парижский клуб в своей деятельности учитывает уровень развития и состояния национальной экономики должников. В связи с этим всё страны подразделяются на следующие категории:

Беднейшие страны;

Беднейшие страны со средним уровнем дохода;

Страны со средним уровнем дохода.

У развивающихся стран с большим внешним долгом существуют проблемы платежеспособности. Они испытывают постоянно расту­щую потребность в отсрочке платежей по прежним соглашениям. Пе­ресмотр условий погашения ранее реструктурированных долгов усу­губляет непосильное бремя внешней задолженности, так как растут проценты, начисляемые в период приостановки выплат. На совеща­нии глав государств «большой семерки» в июне 1988 г. в Торонто были приняты рекомендации относительно совершенствования условий пе­ресмотра внешних долгов беднейших стран с самыми большими объе­мами внешней задолженности с целью предотвращения их дальнейше­го роста. Руководители государств «большой семерки» предложили кредиторам предоставить данной категории должников льготные ус­ловия погашения кредитов.

Были разработаны три варианта льготных условий, которые могли быть предоставлены кредиторами странам-должникам. В сентябре 1988 г. Парижский клуб заявил о своем согласии с этими вариантами, которые и стали известны как Торонтские условия (рис. 3.6).

Первыми странами получившими отсрочку погашения долга на Торонтских условиях, стали Республика Мали, Мадагаскар, Нигер и Танзания.

Торонтские условия применялись при пересмотре долгов афри­канских стран, расположенных к югу от Сахары; в то же время отсроч­ки по погашению долгов в соответствии с этими условиями были пре­доставлены и некоторым странам Центральной и Южной Америки. В период 1988-1990 гг. Парижским клубом было заключено 26 согла­шений о пересмотре долгов на основе Торонтских условий на общую сумму 5,8 млрд долл.


232 Глава 3. Международные финансовые организации

Условия пересмотра внешних долгов беднейших стран
\ ,
ТОРОНТСКИЕ УСЛОВИЯ ТРИНИДАДСКИЕ ЛОНДОНСКИЕ
(1988г.) УСЛОВИЯ (1990 г.) УСЛОВИЯ (1991г.)
Данные условия применяются лишь Аннулирование 2/^ долга Аннулирование 25%
в отношении стран с доходом на ду- стран-должников, входящих долга и реструктуриро-
шу населения не выше установлен- в соответствующие катего- вание оставшейся суммы
ного Всемирным банком уровня, ко- рии. на 23 года с 6-летним
торый дает право на получение Гибкий график платежей льготным периодом и на-
кредитов от Международной ассо- в соответствии с экспортны- числением процентов
циации развития (в настоящее вре- ми возможностями страны- по рыночным ставкам.
мя - 540 долл. в год). должника: реструктуризация Реструктурирование
Вариантыусловий: оставшейся части долга на 25 долга с применением
А(уменьшение суммы долга): лет; предоставление льготно- льготных процентных
списать третьдолга; го периода в 5 лет; капита- ставок на 23 года без
* в отношении остальной части дол- лизация процентов за первые льготного Периода.
га пересмотреть условия погашения 5 лет. " Реструктурирование
по рыночным процентным ставкам; Гибкий график платежей в обязательств по обслу-
срок погашения 14 лет, включая соответствии с экспортными живанию кредитов, пре-
льготный период в 8 лет. возможностями страны- доставленных в порядке
должника. оказания официального
В (долгосрочные долги): содействия развитию, на
" проценты начисляются по рыноч- Отбор кандидатов на предос- 30 лет с 20-летним льгот-
ным ставкам; тавление льготных условий ным периодом
срок погашения 25 лет, включая осуществляется по крите-
льготный период в 14лет. риям, аналогичным Торонтс­ким условиям
С (уменьшение платежей по обслу-
живанию долга):
предоставление льготных про-
центных ставок (выбрать бблыиую
из двух величин: 3,5% в год или
половина рыночной ставки);
■ срок погашения 14 лет, включая
льготный период в 8 лет
1 "
НЕАПОЛЬСКИЕ УСЛОВИЯ (1995г.) 67%-ное списание по чистой при­ веденной стоимости или реструкту­ рирование долга с целью его сокра­ щения на 67% по ставкам ниже рыноч­ ных (ВВП на душу населения менее 500 долл., или долг/экспорт более 350%). 50%-ное списание (для других категорий). ■ Капитализация 50% и их выплата в течение 33 лет с 8-летним льготным периодом, остальная часть в течение 23 лет с 6-летним льготным периодом с прогрессивной шкалой аморти­зации. Реструктуризация на 40 лет с 16- летним или 20-летним льготным периодом, проценты по прежней ставке ЛИОНСКИЕ УСЛОВИЯ (1995 г.) ■ 80%-ное снижение долго­ вых обязательств. Доведение соотношения «внешний долг - экспорт» до 200-250%. ■ Доведение соотношения «платежи - экспорт» до 20-25%

Рис. 3.6. Условия пересмотра внешних долгов беднейших стран


3.5. Парижский и Лондонский клубы

В сравнении с обычными условиями применение Торонтских ус­ловий привело к сокращению примерно на 20% выплат по погашению процентов за период приостановки выплат по основной сумме 1 .

Торонтские условия считаются исключением из обычных правил пересмотра условий погашения долгов. Такие условия применяются лишь в отношении стран с низким доходом на душу населения и хро­ническими проблемами платежного баланса, имеющими наиболь­ший объем внешнего долга. Под воздействием роста процентных ста­вок в 1999 г. Торонтские условия претерпели значительные измене­ния, не сыграв существенной роли в уменьшении бремени внешних долгов.

В 1990 г. на совещании министров финансов стран Британского содружества в Тринидаде Джон Мейджор, бывший тогда министр фи­нансов Великобритании, предложил аннулировать 2 / 3 суммы долга беднейших стран и стран с наибольшими суммами внешнего долга. Эти предложения известны сегодня как Тринидадские условия, со­гласно которым должнику значительно продлевают сроки погашения кредитов и льготные периоды, но не уменьшают суммы долга.

Тринидадские условия не были приняты в полном объеме. Однако
на совещании стран «большой семерки» в Лондоне была признана не­
обходимость предоставления беднейшим странам новых льгот по по­
гашению долгов в дополнение к Торонтским условиям. Эта рекомен­
дация в новом варианте (Лондонские условия) была принята Париж­
ским клубом в 1991 г. Вместо списания 2 / 3 объема долга были приняты
четыре варианта сокращения на 50% чистой приведенной стоимости
подлежащих консолидированию сумм непогашенных коммерческих
кредитов 2 . За 1991 - 1993 гг. были пересмотрены долги десяти бедней­
ших стран на"общую сумму 4 млрд долл. На этих условиях были сокра­
щен официальный внешний долг Польше (приблизительно с 30 млрд
долл. до 15 млрд долл.) 3 . Сокращение долга осуществляется поэтапно и
тесно связано с выполнением нынешних и будущих кредитных согла­
шений с МВФ. " "

С января 1995 г. действуют Лионские, Неапольские условия и «Инициатива HIPC», а с 1997 г. для стран с низким уровнем развития и чрезмерной задолженностью принята программа МВФ и Всемирного

1 UNCTAD. Trade and Development Report 1989. NY. : United Nations, 1989.
P. 53-54; UNCTAD. Debt and Managing Adjustment: Attracting Non-Debt-Creating
Financial Flows and New Lending. Doc. TD/C. 3/234 of 19 th February, 1990. P. 5.

2 UNCTAD. Trade and Development Report 1991. NY. : United Nations, 1991.
P. 54-55.

3 UNCTAD. Trade and Development Report 1994. NY. : United Nations, 1994.
P. 54-55.


234 Глава 3. Международные финансовые организации

банка, являющаяся своего рода дополнением к Лионским условиям и предполагающая снижение платежей в МВФ. Впервые это было при­менено в 1997 г. в Уганде, Боливии и Буркина-Фасо. В соответствии с данной программой соотношения «долг - экспорт» первых двух стран были снижены в 1998 г. до 20,2 и 20,5% соответственно, а аналогичный коэффициент Буркина-Фасо было намечено снизить до 22,5% к апре­лю 2000 г.

Проект под названием «Инициатива Н1РС» предусматривает целе­направленные усилия по снижению бремени долга самых бедных раз­вивающихся стран при условии проведения в этих странах в течение определенного периода реформ по финансовому оздоровлению, одоб­ренных Банком и МВФ. Уникальность данной программы состоит в том, что это первый случай, когда Банк и Фонд согласились не на рест­руктуризацию, а именно на списание части задолженности бедных стран.

Реализация «Инициатива HIPC» основана на использовании меха­низмов, существующих в Парижском клубе. К концу трехлетнего пе­риода оценивается возможность применения к стране-задолжнику стандартной операции по реорганизации долга. Для этого проводится специальный анализ, направленный на выяснение достаточности стандартной операции для достижения устойчивости внешнего долга в последующие три года.

В зависимости от результатов анализа возможны два варианта сни­жения бремени долгов:

1) страны, которым обычный механизм Парижского клуба не по­зволит стабилизировать ситуацию, получают расширенную под­держку;

2) страны, в отношении которых неясно, можно ли выправить си­туацию с внешним долгом при помощи обычных операций, получают возможность использовать реорганизацию долга в соответствии с про­цедурами Парижского клуба или специальные меры в рамках Инициа­тивы по своему выбору.

Страны, которые могут достигнуть устойчивости своего внешнего долга в течение трех лет с использованием обычной процедуры Париж­ского клуба, не смогут рассчитывать на дополнительную помощь в рамках Инициативы.

Участие в «Инициативе НIPC» предполагает проведение реформы в области макроэкономической, структурной и социальной политик под контролем МВФ и Всемирного банка.

Развивающиеся страны со средним уровнем дохода могут рассчи­тывать на пересмотр своих долгов лишь на обычных условиях. В эту группу входят страны, имеющие право на получение кредитов MAP и


3.5. Парижский и Лондонский клубы

МБРР. В связи с тем что некоторые из этих стран в 80-е гг. долгое время испытывали серьезные проблемы платежного баланса, на совещании стран «большой семерки» в 1990 г. в Хьюстоне было принято решение усовершенствовать условия погашения кредитов для этих стран-долж­ников на условиях, получивших название Хьюстонские, разработан­ные представителями США и Франции (рис. 3.7).

Условия погашения кредитов беднейших стран со средним уровнем дохода


Парижский клуб - неформальное объединение правительств 20 мировых ведущих стран-кредиторов (Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Ирландия, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, США, Швейцария, Швеция, Франция, Финляндия и Япония, Россия). Это международное объединение было создано в 1956 г. в целях реструктуризации погашения и обслуживания внешних государственных долгов.
Парижский клуб не имеет юридического статуса. У него нет штаб-квартиры, секретариата, а главное, нет устава. Тем не менее за 40 с лишним лет своего существования Клуб стал одним из главных действующих лиц в проведении международной стратегии в этой области. Здесь не рассматриваются кредиты частным организациям, международным финансовым организациям, кредиты для военных целей, кредиты до одного года.
Членство в Парижском клубе предполагает постоянный обмен информацией между кредиторами о задолженности и ходе ее погашения. Все соглашения стран-должников с Парижским клубом содержат статью, обязывающую их не предоставлять третьим странам

более выгодных условий погашения долга перед ними, чем условия, предоставленные членам Клуба.
Наиболее бедным странам списывается до 80% их внешнего долга официальным кредиторам. Парижский клуб функционирует в тесном сотрудничестве с МВФ. Если какое-либо государство- должник, испытывающее экономические трудности (например, по части баланса платежа), начинает осуществлять программу оздоровления под эгидой МВФ, Парижский клуб совместно с правительством данной страны вырабатывает соглашение о реструктуризации ее внешнего государственного долга. В результате появляется возможность уменьшить пассивное сальдо платежного баланса, не сокращая при этом объем импорта товаров и капиталов.
В рамках Парижского клуба страны, испытывающие трудности в выплате долгов другим государствам и частным учреждениям, проводят переговоры со своими кредиторами о пересмотре условий и графиков платежей.
Особенность структурной организации Парижского клуба состоит в том, что он являет собой собрание представителей суверенных государств-кредиторов. Будучи созданный не как постоянно действующий орган, а для решения конкретных проблем погашения кредитов отдельным должникам, клуб руководствуется рядом принципов, например, принципом консенсуса. Периодически некоторые принципы пересматриваются и уточняются.
Основные принципы долговой политики Парижского клуба: наличие у должника непосредственной угрозы прекращения платежей; обусловленность реструктуризации долга обязательством должника проводить определенную экономическую политику; равномерное распределение бремени невыплаченных долгов среди кредиторов.
Первые два принципа - это условия, которые страна-должник обязана выполнить, прежде чем вопрос о пересмотре старых условий погашения кредита может быть рассмотрен Парижским клубом. Третий принцип относится к позиции кредиторов и не является обязательным: он гласит, что в распределении между собой бремени проблем, связанных с пересмотром условий погашения кредитов, кредиторы должны действовать сообща и координировать свои действия и требования. Остановимся более подробно на названных принципах долговой политики Парижского клуба. Наличие непосредственной угрозы прекращения платежей.
Чтобы Парижский клуб начал действовать, должнику необходимо доказать, что он не в состоянии платить. Как доказать? Показать размер задолженности в соответствии с макроэкономическими показателями: состояние платежного баланса, бюджета, динамику ВВП, темпы инфляции.
Парижский клуб либо сам, либо с помощью МВФ проводит анализ проблемы: есть ли действительно угрозы прекращения платежей. Если такие угрозы усматриваются, то разрабатываются условия реструктуризации долга. Условия реструктуризации долга.
Реструктуризация долга - одна из форм реорганизации условий долга, в ходе которой должники и кредиторы договариваются об отсрочке выплат задолженностей по основной сумме кредита и по процентам, срок которых должен наступить в определенный период времени, а также о новом графике таких платежей.
В последнее время реструктуризация внешнего долга стала достаточно популярной практикой. В Парижском клубе реструктурируются долги правительств и гарантированные ими долги. Реструктуризация задолженности большей частью применяется в отношении беднейших стран.
В отношении разных стран государствами-кредиторами применяются различные методы. В результате этих подходов в настоящее время четко обозначились четыре категории стран-должников: беднейшие страны (ВВП на душу населения до 785 долл. в год) - применяются Торонтские, Лондонские, Неапольские условия урегулирования задолженности; беднейшие из стран со средним уровнем дохода (ВВП на душу населения от 785 до 3600 долл. в год) - применяются Хьюстонские условия; богатые из стран со средним уровнем дохода (ВВП на душу населения от 3600 до 10-12 тысяч долл. в год) - применяются стандартные условия Парижского клуба; исключения: в отдельных случаях сумма внешнего долга страны может быть сокращена на особых условиях в силу политических и иных соображений.
Торонтские условия. Данные условия, принятые в 1988 г., могут применяться лишь в отношении стран с годовым ВВП на душу населения не более 540 долл. и имеющих право на получение кредитов от Международной ассоциации развития. Страны, получившие отсрочку по погашению долгов в соответствии с Торонтскими условиями: Республика Мали, Центральноафриканская Республика, Мадагаскар, Нигер, Танзания и др.
Кредиторам предлагаются следующие варианты условий, которые они могут предоставлять должникам.
Вариант А (уменьшение суммы долга): списание трети долга; пересмотр условий погашения остальной части долга по рыночным процентным ставкам; срок погашения 14 лет, включая льготный период в 8 лет, в течение которого проценты по долгу не выплачиваются.
Вариант В (долгосрочные долги): проценты начисляются по рыночным ставкам; срок погашения 25 лет, включая льготный период в 14 лет.
Вариант С (уменьшение платежей по обслуживанию долга): предоставление льготных процентных ставок (кредитор может выбрать большую из двух величин - 3,5% в год или половину рыночной процентной ставки); срок погашения 14 лет, включая льготный период в 8 лет.
Однако Торонтские условия предназначены не для всех стран-
должников. Они применяются лишь в случае очень тяжелых обстоятельств по обслуживанию долгов и предоставляются странам с низким средним доходом на душу населения и хроническими проблемами платежного баланса на период осуществления ими глубокой структурной перестройки.
Хьюстонские условия. Приняты в 1990 г. в отношении стран, у которых годовой доход на душу населения превышает установленный максимальный уровень (в настоящее время - 785 долл. на душу населения), дающий право на реструктуризацию долгов на основе Торонтских условий.
По данным условиям: срок погашения коммерческих кредитов увеличен до 15 лет, льготный срок 8 лет; срок погашения кредитов, предоставленных в рамках программ официального содействия развитию, увеличен до 20 лет, льготный период - до 10 лет; кредиторам предоставлено право продавать или обменивать долговые обязательства по погашению всей суммы кредитов, предоставленных в рамках программ официального содействия развитию, либо 10% непогашенной суммы кредитов (либо обязательства по погашению коммерческих кредитов на сумму в 10 млн долл., если данная величина окажется больше, чем упомянутые 10%).
Чтобы претендовать на пересмотр кредита на основе Хьюстонских условий, страна должна удовлетворять двум из трех следующих критериев: годовой ВВП на душу населения не должен превышать установленный Всемирным банком потолок (1235 долл.); соотношение суммы долга кредиторам Парижского клуба и суммы долга коммерческим кредиторам должно составлять 1: 1,5; необходимо иметь следующие показатели масштабов задолженности: сумма долга - не менее 50% объема ВВП; сумма долга/стоимость экспорта - не менее 275%; коэффициент обслуживания долга - не менее 30%.
Некоторые страны, входящие в указанную категорию, занялись реструктуризацией своих долгов на основе Хьюстонских условий, причем первыми были Польша и Египет. Другие решили провести обменные операции с государственными долговыми обязательствами, как это допускается Хьюстонскими условиями. Так поступили Конго, Сальвадор, Гондурас, Марокко и Нигерия.
Тринидадские и Лондонские условия (усиленные Торонтские условия)
А. Тринидадские условия аннулирование 2/3 долга стран-должников, входящих в соответствующие категории; гибкий график платежей в соответствии с экспортными возможностями страны-должника: реструктуризация оставшейся части долга на 25 лет, предоставление льготного периода в 5 лет; капитализация процентов за первые 5 лет; отбор кандидатов на предоставление льготных условий по критериям, аналогичным Торонтским условиям.
Б. Лондонские условия аннулирование 25% долга и реструктурирование оставшейся суммы на 23 года с шестилетним льготным периодом и начислением процентов по рыночным ставкам; реструктурирование долга с применением льготных процентных ставок на 23 года без льготного периода; реструктурирование долга по рыночным процентным ставкам на 25 лет с 16-летним льготным периодом; реструктурирование обязательств по обслуживанию кредитов, предоставленных в порядке оказания официального содействия развитию, на 30 лет с 20-летним льготным периодом.
Этими условиями воспользовались такие страны, как Гвинея, Гондурас, Мавритания, Мали, Мозамбик, Сьерра-Леоне.
Неапольские, Лионские условия, Инициатива HIPC
А. Неапольские условия
Такие условия предусматривают:
67%-ное списание или реструктуризацию суммы долга с целью его сокращения. Данное условие действует для стран, у которых годовой ВВП на душу населения менее 500 долл. или долг/экспорт более 350%. Для других стран применяется 50%-ное списание долга; выплату оставшейся части долга в течение 33 лет с восьмилетним льготным периодом или в течение 23 лет с шестилетним льготным периодом с прогрессивной шкалой амортизации долга; реструктуризацию долга на 40 лет с 16-летним или 20-летним льготным периодом, с выплатой процентов по прежней ставке. В 1995-1998 гг. более 30 странам с низким уровнем дохода Парижский клуб сократил задолженность на условиях Неаполя.
Б. Лионские условия, Инициатива HIPC
С 1997 г. действуют Лионские условия, которые предлагают 80%-ное снижение долговых обязательств, а также доведение соотношения внешний долг/экспорт до 200-250% и платежи/экспорт до 20-25%.
Проект под названием «Инициатива HIPC» предусматривает целенаправленные усилия по снижению долгового бремени самых бедных развивающихся стран при условии проведения в этих странах в течение определенного периода реформ по финансовому оздоровлению, одобренных Всемирным банком и МВФ.
Стандартные (классические) условия Парижского клуба реструктуризация до 10% долга (в некоторых случаях только основной долг); срок погашения 10 лет с пятилетним льготным периодом; рыночные ставки.
Для реализации этих принципов должник должен представить программу макропреобразований для улучшения финансового состояния страны. В данную программу должны быть заложены следующие меры. Ограничение роста денежной массы (запрет Центральному банку кредитовать правительство, отказ от льготных кредитов, повышение налогов и т.п.). Сокращение дефицита госбюджета (одно из главных направлений - уменьшение государственных расходов, в том числе и социальных). Совершенствование политики обменного курса национальной валюты (не допускать повышения или понижения). Устранение госконтроля над ценами. Ограничение государственного вмешательства в экономику. Равномерное распределение бремени непогашенных долгов среди кредиторов (принцип равных услуг). Этот принцип обеспечивает равномерное распределение среди кредиторов бремени проблем, связанных с обеспечением условий долговых обязательств (срок погашения, процентные ставки).
Россия и Парижский клуб. 17 сентября 1997 г. в Париже Правительством Российской Федерации подписан Меморандум о взаимопонимании, оформивший присоединение Российской Федерации к деятельности Парижского клуба кредиторов в качестве полноправного государства-участника. Россия выступает в Парижском клубе не только как страна-кредитор, но и как страна-должник.
Присоединение к Парижскому клубу способствует дальнейшей интеграции России в международную финансовую систему и базируется на следующих основных принципах, изложенных в положениях Меморандума о взаимопонимании. Равноправное участие России в рассмотрении вопросов урегулирования задолженности государств-должников. Начиная с даты подписания Меморандума российские долговые требования приобретают тот же статус, что и аналогичные требования членов Парижского клуба. Признание и применение при урегулировании задолженности перед Россией официального курса Госбанка СССР. Предоставление начальной скидки на задолженность госу- дарств-должников перед Россией.
Уже к 2001 г. России удалось достичь успехов: долг нашей стране со стороны многих развивающихся государств был реструктурирован. Часть долга из долга кредитного была переведена в долг по ценным бумагам, т.е. произошла секьюритизация долга.
Негативные моменты присоединения к Парижскому клубу. Россия должна была признать часть царских долгов по облигациям, главным образом, перед гражданами Франции. Россия лишилась суверенитета в улаживании отношений со своими должниками, необходимо было учитывать условия урегулирования долга, принятые Парижским клубом. В частности по условиям Парижского клуба не допускается погашение долга товарами, правами на разработку полезных ископаемых. Кроме того, пришлось списать значительную сумму долга некоторым стра- нам-должникам: Ираку - 100% (11 млрд долл.); Монголии - 98% (11 млрд долл.); Вьетнаму - 86% (9,4 млрд долл.); Сирии - 70% (9,8 млрд долл.).
Кроме того, наша страна присоединилась к международным программам оказания безвозмездной помощи беднейшим странам для поддержания минимального уровня существования их населения. Это предусматривает уменьшение абсолютного объема финансовых требований к государствам-должникам из числа развивающихся стран в зависимости от их экономического положения.
Вместе с тем вступление в Парижский клуб имело и положительные моменты. Оно дало возможность России подписать ряд соглашений со странами-должниками. Среди них - 33 многосторонних меморандума о реструктуризации задолженности с 24 странами, в том числе с Бенином, Боснией и Герцеговиной, Мали, Мозамбиком. С 1999 по 2002 г. Россией было заключено 13 двусторонних соглашений о реструктуризации задолженности с Йеменом, Вьетнамом, Мадагаскаром, Гвинеей, Гвинеей-Бисау, Бенином, Экваториальной Гвинеей, Замбией, Пакистаном, Танзанией, Албанией, Мозамбиком, Мали и Конго.
В результате реструктуризации странам-должникам были установлены льготные графики погашения консолидированных сумм задолженности. Большая часть выплат будет осуществляться после 2015 г. Почти все соглашения о реструктуризации предусматривают возможность осуществления конверсионно-обменных операций оставшейся и неоплаченной задолженности, а также переуступку или продажу долга третьей стороне.
Проведенная реструктуризация долгов способствовала началу платежей некоторыми странами, увеличению доли выплат в СКВ, консолидации задолженности по процентам и основному долгу.

В мире функционируют два важных организации, которые занимаются реструктуризацией внешних долгов стран-должников - это Парижский и Лондонский клуб кредиторов.

Парижский клуб - неформальное объединение правительств стран-кредиторов, которыми являются Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Швейцария, Швеция, Франция, Финляндия и Япония. Объединение было создано в 1956 году с целью реструктуризации задолженности развивающихся стран. Членство в Парижском клубе предполагает постоянный обмен информацией между кредиторами о задолженности и ходе ее погашения. Все соглашения стран-должников с Парижским клубом содержат статью, обязывающую их не предоставлять третьим странам более выгодных условий погашения долга перед ними, чем условия, предоставляемые членам клуба. Наиболее бедным странам списывается до 80% их внешнего долга официальным кредиторам. Принятая клубом практика ограничивает также сумму компромисса страной-кредитором активов на вторичном рынке долгов пределом в 20 млн долларов, или 10% от общей суммы требований к данной страны-кредитора (в зависимости от того, что больше). Парижский клуб функционирует в тесном сотрудничестве с МВФ. Если какое-либо государство-должник, испытывает экономические трудности (например, по части баланса платежа), начинает осуществлять программу оздоровления под эгидой МВФ, Парижский клуб совместно с правительством данной страны производит соглашение о реструктуризации ЕЕ внешнего государственного долга. В результате появляется возможность уменьшить пассивное сальдо платежного баланса, не сокращая при этом объем импорта товаров и капиталов.

В рамках Парижского клуба страны, испытывающих трудности в выплате долгов другим и частным учреждениям, проводят переговоры со своими кредиторами о пересмотре условий и графиков платежей. Пожалуй, само название "Парижский клуб" не совсем точное, хотя это - неформальное объединение, а не официальная международная организация. У него нет штаб-квартиры, секретариата, а главное - нет устава. Другими словами, этот клуб не имеет юридического статуса.

Парижский клуб не очень известен широкой публике, что отчасти связано с политикой конфиденциальности, проводимой им: кредиторы стараются не раскрывать информацию, касающуюся их оценки экономического и финансового состояния того или иного должника и масштабов предоставляемых льгот по погашению долгов. Решение о том, должна ли такая информация предоставляться третьим сторонам и в каком объеме, принимается самим должником. Однако при более 50 лет своего существования клуб стал одним из главных действующих лиц в проведении международной стратегии в области кредитования и обеспечения погашения задолженностей. Указанная стратегия нередко корректируется, но в ее основе по-прежнему лежат два принципа: проведение внутренних реформ и структурной перестройки с предоставлением внешней финансовой помощи в форме новых займов или льготных условий погашения прежних долгов.

В 1956 году, как только клуб был организован, первые переговоры с официальными кредиторами в Париже провело правительство Аргентины с целью выработки взаимоприемлемых для просмотра графиков платежей по обеспечению государством экспортных кредитов. В последующие полтора десятилетия с просьбами о пересмотре графиков платежей в клуб обращались Бразилия, Чили и Турция. Наибольшая активность приходится на последние двадцать лет, когда около 100 стран заключили более двухсот соглашений о реструктуризации долгов на сумму более 350 млрд долл. Свой вклад вносят также и коммерческие банки, значительно сокращая обязательства должников по погашению не гарантирована государством кредитов.

Особенность структурной организации Парижского клуба заключается в том, что он представляет собой собрание представителей суверенных государств-кредиторов под председательством высокопоставленного чиновника государственного Казначейства Франции. Создан не как орган, постоянно действующий, а для решения конкретных проблем погашения кредитов отдельным должникам клуб руководствуется рядом принципов, например, принципом консенсуса. Некоторые из них периодически пересматриваются.

Поскольку Парижский клуб не имеет фиксированного членства, в переговорном процессе в рамках клуба может участвовать любое государство-кредитор, является держателем обязательств по долгам, по которым необходим пересмотр условий погашения. Большую часть ссуд и кредитов развивающихся, а также государств Центральной и Восточной Европы получают от стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), поэтому последние почти всегда участвуют в таких переговорах. Среди других традиционных участников переговоров в Парижском клубе нужно назвать МВФ, Всемирный банк, Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и, конечно, саму страну-должника, обращается с просьбой о пересмотре задолженности. Ряд крупных должников, например Россия и Бразилия, сами предоставляют значительные кредиты другим странам, а их должники также обращаются в Парижский клуб. Таким кредиторам выгодно решать вопросы уже на многосторонней основе.

Многосторонний подход является наиболее эффективным и облегчает работу в административно-организационном плане, поскольку должник имеет возможность вести переговоры со всеми кредиторами одновременно, а не с каждым отдельно. Кроме того, кредиторы придают большое значение принципа равенства или равномерного распределения бремени невыплаченных задолженностей. Они хотят быть уверенными в том, что от них льготы относительно условий погашения долга не будут использованы для обслуживания долговых обязательств другими кредиторами.

Лондонский клуб - это форум для пересмотра сроков погашения кредитов, предоставленных коммерческими банками (без гарантии правительства-кредитора). Поскольку такие переговоры между суверенными должниками и коммерческими кредиторами часто проходят в Лондоне, этот клуб получил название "Лондонского клуба". Данный "клуб" является неофициальным органом, включая коммерческие банки, перед которыми имеют задолженность страны "третьего мира".

Основная специфика их деятельности заключается в завуалированной деятельности, поскольку и клубы, и страны-должники стараются не афишировать свои трудности в финансовой сфере, связанные с выплатой долговых обязательств.

Парижский клуб кредиторов это важнейшее неформальное финансовое объединение лидеров мировой экономики. Парижский клуб более влиятелен, чем, например, Лондонский клуб, и объединяет в себе представителей банков-кредиторов 19 стран - Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония. Парижский клуб кредиторов был создан в 1956 году для обсуждения и урегулирования проблем задолженности суверенных государств.

Главная идея деятельности Парижского клуба - проявлять заботу о наиболее бедных странах, имеющих явно безнадежную внешнюю задолженность. Общественное мнение вполне поддерживает списание беднейшим странам части долгов. Еще в декабре 1994 года Парижский клуб решил, что в отдельных случаях может быть списано до 67 % долга той или иной страны. В феврале 1995 года Уганда стала первой страной, получившей такую скидку. Сейчас максимальная скидка увеличена до 80 %. Максимальная скидка предоставляется не всем. Для этого должнику нужно не только быть бедным, но и активно проводить рыночные реформы.

В 1995 году Россия вступила в Парижский клуб в качестве кредитора. Членство в Парижском клубе имеет для России неоспоримые преимущества. Развивающиеся страны Парижский клуб чрезвычайно уважают. Только Парижский клуб может при желании списать сколько угодно долгов и выдавать сколько угодно кредитов. И поэтому именно от него в наибольшей степени зависит экономическая политика развивающихся стран.

Так что, вступив в Парижский клуб, Россия, прежде всего, получила реальную возможность влиять на мировую экономику. Во-первых, контролировать экономическую политику развивающихся и постсоциалистических стран, задолжавших клубу. Во-вторых, на равных разговаривать с МВФ. Вступление в клуб позволит России повысить свой кредитный рейтинг и еще успешнее размещать еврооблигации.

В настоящее время Россия уже погасила всю свою задолженность перед странами Парижского клуба, и наступит время, когда отношения между Россией и лидерами мировой экономики будут носить партнерский, равноправный характер.

Основные принципы работы Парижского клуба

В своей работе Парижский клуб руководствуется тремя основными принципами: наличие непосредственной угрозы прекращения платежей, обусловленность реструктуризации долга обязательством должника проводить определенную экономическую политику и равномерное распределение бремени невыплаченных долгов среди кредиторов. Первые два принципа - это условия, которые страна-должник обязана выполнить, прежде чем вопрос о пересмотре старых условий погашения кредита может быть рассмотрен Парижским клубом. Третий принцип относится к позиции кредиторов и не является обязательным: он гласит, что в распределении между собой бремени проблем, связанных с пересмотром условий погашения кредитов, кредиторы должны действовать сообща и координировать свои действия и требования.

1. Наличие непосредственной угрозы прекращения платежей по погашению задолженности.

Для того чтобы условия погашения кредита могли быть пересмотрены, должнику следует доказать, что без этого он не в состоянии выполнить свои обязательства по выплате внешнего долга. Как правило, наличие крупных задолженностей по платежам в погашение внешних кредитов является для Парижского клуба достаточным доказательством того, что эти платежи вскоре будут прекращены. Кроме того, Парижский клуб может проанализировать степень серьезности проблем данной страны с помощью прогноза МВФ о состоянии платежного баланса страны на будущий год.

Такие договорные обязательства по платежам, как правило, относятся к кредитам или особым финансовым условиям, предоставленным либо непосредственно правительству страны-должника, либо его уполномоченным учреждениям и ведомствам (долг государственного сектора), либо частным юридическим лицам, если они поместили сумму в местной валюте, равную сумме задолженности, в отечественный коммерческий банк или в центральный банк данной строены, и перевод средств иностранному кредитору в конвертируемой валюте не был осуществлен из-за нехватки иностранной валюты (долг частного сектора). Неспособность частного должника привлечь достаточные средства в национальной валюте для приобретения необходимой суммы в иностранной валюте (чтобы потом выплатить долг иностранному кредитору) не считается наличием непосредственной угрозы прекращения выплат по погашению задолженности. Такая ситуация представляет собой реализацию коммерческого риска и не влечет никакой ответственности со стороны государства.

2. Условия погашения для должников.

Смягчение условий погашения задолженности путем отсрочки платежей направлено на то, чтобы должнику восстановить кредитоспособность через осуществление всеобъемлющих реформ и преобразований. Поэтому государства- кредиторы идут на пересмотр графиков погашения задолженностей лишь при условии принятия странами-должниками программ макроэкономических преобразований, финансируемых при помощи дополнительных ссуд от МВФ. Данному факту государства-кредиторы придают большое значение. Обычно, в согласованном протоколе о пересмотре условий погашения задолженности содержится такое замечание: «Положения настоящего протокола сохраняют силу до тех пор, пока Республика Х имеет договоренность с Международным валютным фондом о дополнительных ссудах».

У должников, испытывающих финансовые трудности, зачастую накапливаются большие суммы неплатежей по погашению задолженности не только перед официальными и частными кредиторами, но и перед МВФ. Устав МВФ запрещает предоставлять таким странам новые кредиты и ссуды и, следовательно, заключать с ними соответствующие дополнительные договоренности. А это, в свою очередь, лишает страны-кредиторы Парижского клуба возможности урегулировать финансовые отношения с такими странами.

Чтобы вырваться из этого заколдованного круга, Парижский клуб разработал специальную стратегию, согласно которой страна-должник должна осуществлять программу макроэкономических преобразований в соответствии с требованиями, которые предъявляются к получателям дополнительных ссуд от МВФ. По мере успешного внедрения такой программы страна постепенно завоевывает право на получение финансовой помощи Фонда. И тогда эти права используются для погашения имеющихся задолженностей. К моменту завершения указанной программы страна-должник должна полностью рассчитаться с долгами и приобрести право на получение кредитов от МВФ в обычном порядке.

Обусловленность кредитов обязательствам должников проводить определенную экономическую политику не является строгим юридическим термином. Определения этого принципа нет даже в Договорах о Международном валютном фонде и о Всемирном банке. Некоторые страны-должники утверждают, что обусловленность кредитов МВФ обязательством проводить определенную экономическую политику лишь усугубляет экономические трудности.

План преобразований МВФ, который излагается в письме-обязательстве страны- заемщика, включает в себя, как правило, следующие требования:

  • ограничение роста денежной массы,
  • сокращение дефицита государственного бюджета,
  • контроль над предоставлением кредитов, совершенствование политики обменного курса национальной валюты (речь идет об устранении искусственного завышения курса путем девальвации),
  • устранение контроля над ценами, совершенствование торгового баланса,
  • ограничение вмешательства государства в экономику.

Однако в практическом плане программы преобразований МВФ связаны с сокращением расходов на социальные нужды (образование, здравоохранение и т.п.) и отменой государственных дотаций на производство продуктов питания и других товаров и услуг первой необходимости. Выполнение таких программ во многих случаях приводило к беспорядкам и политической нестабильности, так что при осуществлении подобных планов стабилизации правительство страны- должника нередко вынужденно прибегать к репрессивным мерам против собственного народа.

Бывают и исключения из этого правила: если страна-должник не является членом МВФ, она обсуждает необходимые преобразования непосредственно с кредиторами. Как правило, страны-кредиторы направляют в эту страну группу экспертом для оценки, реальной экономической обстановки. Такие группы были направлены в 1994 году в Польшу и Мозамбик до того, как эти государства вступили в МВФ. Такой же подход был принят и в отношении Кубы, а эта страна не является членом МВФ. Кроме того, кредиторы утверждают, что страны- должники неохотно идут на такие условия; ведь в отличие от МВФ Парижский клуб не в состоянии предоставить новые кредиты в качестве стимула к проведению экономических реформ.

3. Равномерное распределение бремени непогашенных долговых обязательств среди кредиторов.

Данное правило называют еще принципом равных условий. Оно обеспечивает равномерное распределение среди кредиторов бремени проблем, связанных с пересмотром условий погашения долговых обязательств. В целях упрощения этой работы кредиторы Парижского клуба, как правило, договариваются о том, что для всех кредитов, предоставленных данной стране до определенного срока, будет установлен один и тот же льготный период и срок погашения.

Указанный принцип распространяется и на кредиторов, не участвующих в переговорах в рамках Парижского клуба. Официальные кредиторы не хотят, чтобы уступки, предоставляемые Парижским клубом, использовались должниками для покрытия долговых обязательств перед другими категориями кредиторов. Поэтому в протоколе о пересмотре условий погашения задолженностей содержится требование в адрес страны-должника о необходимости добиваться аналогичных уступок по условиям погашения внешних задолженностей и от других кредиторов. Соответствующее положение протокола гласит: «В целях обеспечения равных условна для государств-кредиторов от частных кредиторов, правительство Республики «икс» обязуется добиваться от иностранных кредиторов, в том числе от банков и фирм-поставщиков, отсрочек и условий рефинансирования аналогичных изложенным в настоящем протоколе в отношении кредитов с аналогичным сроком погашения, с тем чтобы не допустить возникновения неравных условии для различных категории кредиторов».

Переговоры в Парижском клубе не требуют больших затрат, однако для представителей стран-должников эта процедура унизительна и неприятна. Как правило, переговоры в Парижском клубе завершаются в течение одного дня, но иногда бывают более продолжительными. Самые короткие за всю историю клуба переговоры были в октябре 1983 г., когда для достижения договоренностей с делегацией Малави потребовался всего один час. Случается, что переговоры занимают довольно много времени, а бывает, что и заходят в тупик.



Просмотров