Быть принят на муниципальную службу. Прием на муниципальную службу и основания ее прекращения

Прием на муниципальную службу. Он осуществляется, как правило, в форме назначения, т.е. заключение трудового договора с лицом возможно только после издания уполномоченным должностным лицом приказа (распоряжения) о назначении на вакантную должность. С гражданином после издания приказа (распоряжения) заключается либо договор на неопределенный срок (таковым считается договор без указания в нем его срока) либо срочный трудовой договор на срок не более пяти лет (если договор заключен на больший ограниченный срок, он де-юре должен рассматриваться как заключенный на неопределенный срок).
На муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие 18-летнего возраста, владеющие государственным языком РФ и соответствующие квалификационным требованиям. Поступление на муниципальную службу и замещение должности муниципальной службы должно осуществляться, как правило, на конкурсной основе. Однако конкурс может не проводиться: при назначении на иные муниципальные должности категорий "руководители", "помощники, советники", высшей и главной групп должностей, назначение на которые или освобождение от которых осуществляется должностными лицами местного самоуправления; при заключении срочного служебного договора; на отдельные должности муниципальной службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому Президентом РФ. По решению органа местного самоуправления конкурс может не проводиться при назначении на должности, относящиеся к группе младших должностей муниципальной службы.
Претенденту может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с его несоответствием квалификационным требованиям по вакантной должности, а также в связи с ограничениями, установленными законодательством для поступления на муниципальную службу и ее прохождения. Претендент, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение.
Для проведения конкурса муниципальным правовым актом органа местного самоуправления образуется конкурсная комиссия. Состав комиссии должен исключать возможность возникновения конфликта интересов, могущего повлиять на результаты принимаемых комиссией решений. Положение о конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы, определяющее порядок и условия его проведения, публикуется в средствах массовой информации. Сроки и порядок проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы утверждаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
Гражданин, поступающий на муниципальную службу, при заключении контракта (договора) о прохождении муниципальной службы и замещении должности муниципальной службы или муниципальный служащий при заключении служебного договора о замещении должности муниципальной службы обязуется исполнять должностные обязанности, соблюдать требования служебного поведения и действующие в органе местного самоуправления правила трудового распорядка. В договоре предусматривается ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязанностей и обязательств в соответствии с законодательством. Запрещается требовать от муниципального служащего исполнения должностных обязанностей, не установленных контрактом (договором). Контракт (договор) заключается в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр договора передается муниципальному служащему, другой хранится в его личном деле в органе местного самоуправления. Договор заключается на основе акта органа местного самоуправления о назначении гражданина на должность муниципальной службы.
Для лиц, впервые принимаемых на муниципальную службу, в том числе и по конкурсу, а также для муниципального служащего при переводе на должность другой группы или иного профиля устанавливается испытание (со стажировкой) от трех до шести месяцев, а для младших служащих - от одного до трех месяцев. В срок испытания не засчитывается период, когда муниципальный служащий отсутствовал на службе. При неудовлетворительном результате испытания муниципальный служащий может быть переведен с его согласия на прежнюю или другую должность, а при отказе от перевода уволен с муниципальной службы. Если срок испытания истек, а муниципальный служащий продолжает службу, он считается выдержавшим испытание. Порядок и условия испытания устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ.
При поступлении на муниципальную службу представляются следующие документы: а) личное заявление поступающего; б) документ, удостоверяющий его личность; в) трудовая книжка; г) документ о профессиональном образовании; д) справка из органов государственной службы о представлении сведений об имущественном положении; е) другие документы, если это предусмотрено федеральным законодательством.
Прекращение муниципальной службы. Общими основаниями прекращения служебных отношений являются: 1) отставка служащего; 2) его увольнение; 3) признание в установленном порядке безвестно отсутствующим (ст. 42 ГК РФ устанавливает, что если в течение одного года в месте жительства лица нет сведений о его местопребывании, он может быть признан безвестно отсутствующим судом по заявлению заинтересованных лиц); 4) смерть служащего.
Муниципальный служащий имеет право на расторжение договора и увольнение с замещаемой должности муниципальной службы по собственной инициативе, предупредив об этом руководство органа местного самоуправления в письменной форме за две недели.
В случае, когда заявление муниципального служащего об увольнении с замещаемой должности муниципальной службы по его инициативе обусловлено невозможностью продолжения им исполнения должностных обязанностей и прохождения муниципальной службы, орган местного самоуправления обязан расторгнуть служебный договор в срок, указанный в заявлении муниципального служащего.
Договор может быть расторгнут и по инициативе органа местного самоуправления. Муниципальный служащий может быть уволен с замещаемой должности муниципальной службы в случаях:
1) несоответствия муниципального служащего замещаемой должности вследствие: состояния здоровья (в соответствии с медицинским заключением), недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации;
2) неоднократного неисполнения муниципальным служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;
3) однократного грубого нарушения муниципальным служащим должностных обязанностей: а) прогула (отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня); б) появления на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; в) разглашения охраняемой федеральным законом тайны (государственной, служебной или иной), ставшей известной муниципальному служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей; г) совершения по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного на применение административных взысканий; д) нарушения требований по охране профессиональной служебной деятельности (охраны труда), если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на службе, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий;
4) совершения виновных действий муниципальным служащим, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основания для утраты доверия к нему со стороны органа местного самоуправления или должностного лица;
5) совершения муниципальным служащим грубого нарушения требований служебного поведения;
6) принятия необоснованного решения муниципальным служащим, замещающим должность муниципальной службы категории "руководители", и т.д.
Конкретный перечень оснований увольнения устанавливается законодательством.

Для муниципальных служащих федеральным законом в статье 13 устанавливается широкий круг ограничений. Такое большое количество ограничений подчёркивает высокие требования к муниципальным служащим, обусловленные публичным характером их деятельности. Как считает С. Н. Братановский, «наличие (…) ограничений, предусмотренных ст. 13, является препятствием не только для прохождения муниципальной службы, но и для поступления на службу (например, - для участия в конкурсе)» Братановский С. Н. Проблемы совершенствования муниципальной службы в России..

«1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу;

3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности муниципальной службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой муниципальным служащим должности муниципальной службы связано с использованием таких сведений;

4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации (…);

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с главой муниципального образования, который возглавляет местную администрацию, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью этому должностному лицу, или с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе;

8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу;

9) непредставления предусмотренных настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами сведений или представления заведомо недостоверных или неполных сведений при поступлении на муниципальную службу;

10) признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту)» О муниципальной службе в Российской Федерации..

Положение пункта 7 уже было рассмотрено ранее.

Из положений федерального закона, предусматривающих ограничения, связанные с муниципальной службой, следует, что муниципальный служащий обязан быть полностью дееспособным лицом, являющимся либо гражданином Российской Федерации или гражданином иностранного государства, характеристика которого указана в пунктах 6 и 7 части 1 статьи 13 федерального закона о муниципальной службе, не состоящим в близком родстве или свойстве с главой муниципального образования в случае непосредственной подчинённости ему или другим муниципальным служащим, представившим все необходимые сведения для выполнения своих должностных обязанностей, а также прошедшим военную службу по призыву и в определённых случаях прошедшим процедуру допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну. Причём прохождение военной службы обязательно для муниципального служащего только тогда, когда у него нету законных оснований для её непрохождения. Кроме того, в случае близкого родства или свойства муниципального служащего с главой местной администрации данный служащий не может замещать должность главы местной администрации по контракту, о чём гласит часть 2 статьи 13 федерального закона о муниципальной службе.

Федеральным законом о муниципальной службе предусмотрено ещё большее по сравнению с количеством ограничений количество запретов в отношении муниципальных служащих. По мнению С. Н. Братановского, запреты отличаются от перечисленных выше ограничений тем, что они ««вступают в силу» после назначения лица на должность муниципальной службы» Братановский С. Н. Проблемы совершенствования муниципальной службы в России. , а не до назначения на эту должность. По причине столь большого количества запретов целесообразно не перечислять и не комментировать их все, а подробно остановиться на наиболее важных из них. Об этих запретах говорит статья 14 федерального закона о муниципальной службе.

Гражданин не может замещать должности муниципальной службы, а муниципальный служащий не может исполнять свои обязанности в том случае, если он избран или назначен на государственную должность Российской Федерации или её субъекта, а также в случае избрания на выборную оплачиваемую должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования. Кроме того, муниципальный служащий не может одновременно быть назначенным на должность государственной службы или избранным или назначенным на муниципальную должность.

Муниципальному служащему запрещено состоять членом органа управления коммерческой организации. Исключения из этого правила возможны при условиях, названных в пункте 1 части 1 статьи 14 федерального закона о муниципальной службе. Такими исключениями являются поручение в соответствии с федеральными законами и законами субъектов федерации и в порядке, предусмотренном муниципальными правовыми актами участвовать в управлении коммерческой организацией, а также указание в федеральных законах на возможность такого управления.

Муниципальному служащему запрещается заниматься предпринимательской деятельностью. Определение этой деятельности даётся в Гражданском кодексе Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 2 гражданского кодекса, предпринимательская деятельность - это «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301.. Данный запрет введён законодателем для того, чтобы не допустить лоббирование служащим в органах местного самоуправления личных интересов, а также интересов той коммерческой организации, членом которой он является.

Также служащий не в праве получать вознаграждения от физических лиц в связи со своим должностным положением и с выполнением своих должностных обязанностей. Все полученные муниципальным служащим вознаграждения в виде денежных средств, подарки и иные виды вознаграждений становятся муниципальной собственностью и передаются в тот орган местного самоуправления, в котором лицо, получившее эти вознаграждения, проходит муниципальную службу. Передать эти материальные ценности служащий должен по акту. Исключение из этого правила установлено Гражданским кодексом Российской Федерации. Из смысла подпункта 3 пункта 1 статьи 575 ГК РФ следует, что «обычные подарки, стоимость которых не превышает трёх тысяч рублей» Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 5. Ст. 410., не подлежат передаче по акту в орган местного самоуправления и, соответственно, могут оставаться у муниципального служащего на законных основаниях. Однако Е. В. Марьина видит некоторый недостаток в данном положении Гражданского кодекса РФ. По её мнению, он состоит в том, что «законодатель (…) не указал порядок принятия подарков. В связи с этим может возникнуть ситуация, когда (…) служащий принимает подарки систематически от одних и тех же лиц» Марьина Е. В. Коррупционные преступления и проступки // Законодательство. 2010. № 12. . В связи с этим следует урегулировать данный порядок во избежание систематического дарения, которое по своей сути походит на коррупционный гражданско-правовой деликт.

К тому же, муниципальный служащий не может выезжать в командировки за счет средств физических и юридических лиц. Однако в случае взаимной договорённости органа местного самоуправления, в котором командируемый служащий проходит муниципальную службу, с иными органами местного самоуправления Российской Федерации или иностранных государств, а также иностранными некоммерческими организациями выезд в такую командировку возможен, о чём гласит федеральный закон о муниципальной службе.

Данный федеральный закон также защищает муниципальное имущество от его нецелевого использования муниципальным служащим. Такое использование муниципального имущества служащему запрещено.

Публичные высказывания, в том числе в средствах массовой информации, содержащие суждения о деятельности органа местного самоуправления, а также оценки деятельности этого органа или его руководителей муниципальным служащим запрещено во всех случаях, когда это не входит в круг их непосредственных обязанностей. Муниципальные служащие также не могут публично выражать своё отношение к общественным объединениям, в том числе к политическим партиям, а также использовать своё должностное положение в интересах этих объединений. Публичное разглашение и иное использование в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, служебной или иной конфиденциальной информации также запрещено, и причём без всяких изъятий и исключений. Этот запрет распространяется в том числе и на граждан, уволенных с муниципальной службы. Кроме того, муниципальным служащим запрещено использовать своё должностное положение для предвыборной агитации или для агитации по вопросам референдума.

Принцип внепартийности реализуется федеральным законом о муниципальной службе путём установления запрета на создание муниципальными служащими в муниципальных органах политических партий и иных общественных объединений. Им разрешено создавать только профессиональные союзы и органы ветеранской или иной общественной самодеятельности. Запрещено также любое содействие организации указанных выше объединений.

Муниципальному служащему также запрещено быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в муниципальном органе, в котором он проходит службу, принимать без письменного разрешения главы муниципального образования награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями, прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования трудового спора, входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и т. д. Невыполнение каждой из этих запрещающих норм является основанием для досрочного прекращения исполнения муниципальным служащим своих обязанностей.

Из всего сказанного в данной главе следует вывод о том, что муниципальный служащий в Российской Федерации обладает правами и свободами, которые позволяют ему беспрепятственно исполнять свои служебные полномочия, развивать свои профессиональные навыки и продвигаться вверх по карьерной лестнице, пользоваться социальными и иными гарантиями в связи с работой по трудовому договору, а также защищать свои права и законные интересы. Но в отношении муниципального служащего в то же время действует множество жёстких ограничений и запретов; он также наделён большим количеством обязанностей. Обязанностей, ограничений и запретов, закреплённых федеральным законом о муниципальной службе в отношении муниципальных служащих, в сумме приблизительно в три раза больше, чем прав у этих служащих. Данная диспропорция между количеством прав и количеством обязанностей, ограничений и запретов может быть обусловлена тем, что деятельность муниципальных служащих является деятельностью в органах муниципальной власти, которая по своей природе является разновидностью публичной власти. А чрезмерная свобода действий представителей публичной власти может быть причиной злоупотреблений со стороны этой власти. С целью не допустить этих злоупотреблений законодатель как раз и установил множество запрещающих норм в отношении муниципальных служащих.

1. Гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу;

3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности муниципальной службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой муниципальным служащим должности муниципальной службы связано с использованием таких сведений;

4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе;

7) наличия гражданства иностранного государства (иностранных государств), за исключением случаев, когда муниципальный служащий является гражданином иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе;

8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу;

9) непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Гражданин при поступлении на муниципальную службу и затем ежегодно обязан представлять представителю нанимателя указанные сведения. Интересно, что закон не предусматривает отказа в приеме на муниципальную службу (или увольнения со службы) вследствие предоставления неполной информации о доходах или имуществе

2. Гражданин не может быть принят на муниципальную службу после достижения им возраста 65 лет - предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы.

На наш взгляд, этот возрастной предел следовало бы назвать предельным возрастом поступления на муниципальную службу, поскольку в отличие от законодательства, регулирующего прохождение государственной гражданской службы, данный закон допускает пребывание на муниципальной службе и по достижении предельного возраста (ст. 19). Комментируемая норма устанавливает, что гражданин не может быть принят на муниципальную службу по достижении 65 лет.

Важной характеристикой правового статуса муниципального служащего являются накладываемые на него законом запреты, связанных с прохождением муниципальной службы. Действие запретов ограничено временем прохождения муниципальной службы, а в особых случаях гражданин обязан соблюдать запреты и после увольнения с муниципальной службы.

Запрет представляет собой категорическое требование законодателя не совершать каких-либо действий и не вести определенную деятельность, несоблюдение, которого влечет за собой юридическую ответственность. Назначение запретов, связанных с муниципальной службой, состоит в обеспечении эффективной профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в предотвращении служебных злоупотреблений; создании условий для формирования отношений доверия между государственными органами и населением.

В отличие от ограничений, адресованных как претендентам на муниципальную службу, так и муниципальным служащим, запреты, обусловленные особенностями и спецификой муниципальной службы, адресованы только служащим. Запреты предусмотрены для того, чтобы действия муниципальных служащих полностью отвечали принципам и содержанию служения обществу

1. В связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается:

1) состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

В п. 1 ст. 50 ГК РФ указано, что коммерческими организациями могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, и могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Лицо или совокупность лиц, уполномоченных в соответствии с законом, иными правовыми актами или учредительными документами осуществлять управление деятельностью юридического лица, является его органом. Состав, порядок образования органов, а также распределение компетенции между ними зависят от организационно-правовой формы юридического лица и определяются законом и учредительными документами.

Согласно п. 5 ст. 1 Закона "Об акционерных обществах" особенности создания и правового положения акционерных обществ, созданных в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий, определяются правовыми актами Российской Федерации о приватизации указанных предприятий. Особенности правового положения акционерных обществ, созданных при приватизации государственных и муниципальных предприятий, действуют с момента принятия решения о приватизации и до момента отчуждения государством или муниципальным образованием 75 процентов принадлежащих им акций в таком акционерном обществе, но не позднее окончания срока приватизации, определенного планом приватизации данного предприятия. Итак, в случае принятия решения о введении в отношении конкретного акционерного общества специального права ("золотой акции") орган, принявший решение о приватизации указанного предприятия, назначает, минуя собрание акционеров в органы управления общества, совет директоров и ревизионную комиссию своих представителей.

В качестве таких представителей могут назначаться соответственно государственные или муниципальные служащие. Представители осуществляют свою деятельность на основании положения, утверждаемого Правительством РФ. Эти представители являются членами совета директоров акционерного общества, его ревизионной комиссии. Правительство РФ своим Постановлением от 23 января 2003 г. N 44 утвердило Положение о порядке управления находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права Российской Федерации на участие в управлении открытыми акционерными обществами ("золотой акции"). В данном положении подробно расписаны порядок назначения и деятельности представителей государства в органах управления и контроля открытых акционерных обществ.

2) замещать должность муниципальной службы в случае:

а) избрания или назначения на государственную должность Российской Федерации либо на государственную должность субъекта Российской Федерации, а также в случае назначения на должность государственной службы;

б) избрания или назначения на муниципальную должность;

в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования;

Государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации - это должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (ст. 1 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").

Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.

Должности гражданской службы подразделяются на четыре категории (руководители; помощники (советники), специалисты, обеспечивающие специалисты) и пять групп (высшие должности гражданской службы; главные должности гражданской службы; ведущие должности гражданской службы; старшие должности гражданской службы; младшие должности гражданской службы).

Должности категорий "руководители" и "помощники (советники)" подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы. Должности категории "специалисты" подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы. Должности категории "обеспечивающие специалисты" подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

Должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утвержден Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 1574 "О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы".

Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы и реестры должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации образуют Сводный реестр должностей государственной гражданской службы Российской Федерации. Порядок ведения Сводного реестра должностей государственной гражданской службы Российской Федерации утверждается указом Президента Российской Федерации.

Разделение государственных должностей и должностей гражданской службы отражает наличие двух базовых функций государственного управления: политической и организационно-административной. Теория дихотомии политической власти и государственной службы была развита в законах многих зарубежных стран о публичной службе, выразилась в дифференциации должностей в системе государственного управления. Во многих странах между политическими и административными должностями публичной службы проходит достаточно жесткое разделение.

Для России вопрос пределов политизации государственной службы очень актуален. Запрет на совмещение политических и административных должностей, а также должностей различных видов службы для муниципального служащего означает, что при избрании или назначении муниципального служащего на государственную должность, на должность государственной службы его муниципальная служба прекращается. Но в то же время в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды работы на государственных должностях Российской Федерации и государственных должностях субъектов Российской Федерации; должностях государственной гражданской службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы (государственных должностях государственной службы).

Запрещено муниципальному служащему также замещать должность муниципальной службы при избрании или назначении на муниципальную должность. Лицами, замещающими муниципальные должности, являются депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, члены избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса. Указанные лица не являются муниципальными служащими.

В случае, когда муниципальный служащий избран на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, даже если это должность в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, он не имеет права замещать одновременно должность муниципальной службы.

3) заниматься предпринимательской деятельностью;

то есть деятельностью, главной задачей которой является получение прибыли. В п. 2 ст. 11 комментируемого закона указано, что муниципальный служащий вправе, с предварительного уведомления представителя нанимателя, выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликта интересов. С учетом указанного запрета ясно, что эта работа не может быть предпринимательской деятельностью.

С запретом заниматься предпринимательской деятельностью связано требование представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (ст. 15 закона).

4) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования, в которых он замещает должность муниципальной службы либо которые непосредственно подчинены или подконтрольны ему, если иное не предусмотрено федеральными законами;

Гражданский кодекс РФ определяет представительство как совершение юридических действий представителем, при котором правовые последствия возникают у представляемого. Представитель может действовать на основании доверенности, указания закона либо акта уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления (ст. 182 ГК РФ). В ст. 971 ГК РФ указано, что поверенный - это одна из сторон договора поручения, которая обязуется совершить от имени и за счет доверителя определенные юридические действия.

Представитель действует не только от имени, но и в интересах представляемого. Разрешение на представительство в подобной ситуации означало бы возможность использования должностной прерогативы в интересах частных лиц. Поэтому выполнение представительских функций находится в противоречии с правовым статусом муниципального служащего и запрещено законодательством.

Так как муниципальные служащие не имеют права совершать сделки от имени другого лица (представляемого), то сделка будет признана недействительной как заключенная неуполномоченным лицом (ст. 168 ГК РФ).

Муниципальный служащий, получивший полномочия представлять интересы третьих лиц в органе местного самоуправления, в котором он замещает должность муниципальной службы, обязан устраниться от ведения дел от имени органа и информировать представителя нанимателя о возможном конфликте интересов.

5) получать в связи с должностным положением или в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные муниципальным служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются муниципальной собственностью и передаются муниципальным служащим по акту в орган местного самоуправления, избирательную комиссию муниципального образования, в которых он замещает должность муниципальной службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации;

При перечислении возможных вознаграждений законом назван максимально широкий спектр для избежания двусмысленного понимания: подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплата развлечений, отдыха, транспортные расходы и др. Этот запрет установлен для того, чтобы муниципальные служащие не оказывали предпочтения каким-либо лицам на основе семейных, дружеских, иных связей и не оказывались обязанными по отношению к организациям, желающим получить выгоду посредством вознаграждения муниципального служащего.

Вознаграждения считаются принятыми в связи с исполнением должностных обязанностей, если:

в договоре дарения или в иных документах, связанных с вознаграждением, или на подарке указана должность лица, его принимающего;

вознаграждение вручено по месту службы или во время участия служащего в мероприятиях, в которых он представляет соответствующий орган местного самоуправления;

даритель прямо или косвенно заинтересован в управленческом решении, действии по реализации муниципальным служащим своих должностных полномочий, либо в отсутствии такого действия, и при этом принявший вознаграждение в силу своей должности непосредственно осуществляет полномочия органа МСУ или непосредственно участвует в осуществлении или подготовке осуществления указанных полномочий.

Запрет получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц означает наказуемость любых действий по извлечению доходов, выгод имущественного и иного характера, получению услуг за счет создания коллизии служебных и иных интересов.

При наличии признаков преступления, предусмотренных ст. 285 (злоупотребление должностными полномочиями) и 290 (получение взятки) УК РФ, в отношении муниципального служащего может быть возбуждено уголовное дело.

Подарки, полученные муниципальным служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются муниципальной собственностью и передаются муниципальным служащим по акту в орган местного самоуправления, избирательную комиссию муниципального образования, в которых он замещает должность муниципальной службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации.

6) выезжать в командировки за счет средств физических и юридических лиц, за исключением командировок, осуществляемых на взаимной основе по договоренности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования с органами местного самоуправления, избирательными комиссиями других муниципальных образований, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления иностранных государств, международными и иностранными некоммерческими организациями;

7) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического, финансового и иного обеспечения, другое муниципальное имущество;

Под указанный запрет подпадают также использование на службе, но вне служебной необходимости, не по назначению, без соблюдения правил эксплуатации оргтехники, средств коммуникации; использование средств, выделенных на официальные расходы в личных целях. Такого рода действия влекут применение дисциплинарных наказаний, которые могут быть наложены независимо от привлечения к материальной, административной или уголовной ответственности.

8) разглашать или использовать в целях, не связанных с муниципальной службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральными законами к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (п. 1 ст. 23). Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ст. 24).

Данный запрет прямо связан с особенностями службы как профессиональной деятельности. Взаимодействие с гражданами, решение вопросов, связанных с частной жизнью, при исполнении обязанностей или владение информацией, недоступной помимо административных коммуникативных каналов, позволяет установить требование неразглашения и неиспользования вне служебной деятельности служебной информации - не только как защиту служебных интересов, но и как защиту интересов лиц, предоставляющих муниципальным служащим информацию о частной жизни.

9) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования и их руководителей, если это не входит в его должностные обязанности;

Запрет связан не с исполнением особых функций, а с концепцией отношений между служащим и его нанимателем. Муниципальный служащий является гражданином и в этом качестве может пользоваться общественными правами и свободами, но в качестве служащего он не может всегда свободно выражать свое мнение, так как может быть создана угроза надежному функционированию органов местного самоуправления. В ряде законов о публичной службе зарубежных стран такая двойственность между полной свободой мнений и ограниченной свободой выражения проявляется в обязанности служащего соблюдать профессиональную сдержанность.

Обязательства лояльности вынуждают служащего воздерживаться от поступков или публичных высказываний, которые могут выражать негативное отношение к государству, власти, органам управления. Служащий не может выражать на службе или вне ее мнения, которые ослабили бы доверие клиентов, получателей муниципальных услуг к муниципальной службе.

Меры ответственности за несоблюдение данного запрета должны быть адекватны как содержанию публичных высказываний, так и занимаемой муниципальным служащим должности и характеру выполняемых функций. Значительно больший урон репутации органа местного самоуправления может быть нанесен при отсутствии сдержанности в выражении взглядов у служащих, замещающих высшие должности муниципальной службы.

Один из принципов муниципальной службы (ст. 4) говорит о необходимости доступности информации о деятельности муниципальных служащих. В органах местного самоуправления могут быть должности или структурные подразделения, прямой обязанностью которых является взаимодействие со средствами массовой информации. Если муниципальный служащий не связан с подобной деятельностью должностными обязанностями, то он не имеет права публично высказывать суждения и оценки о деятельности государственных органов.

10) принимать без письменного разрешения главы муниципального образования награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций;

Признание иностранным государством или организацией каких-либо заслуг лица, находящегося на муниципальной службе в Российской Федерации, могло бы поставить служащего в двусмысленное положение.

Смысл данного запрета связан не только с предотвращением использования должностного положения муниципальным служащим в неслужебных целях, но и с защищенностью служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Исключением из запрета являются случаи, когда в должностные обязанности муниципального служащего входит взаимодействие с иностранными государствами, международными организациями. Принцип взаимодействия с общественными объединениями и гражданами является одним из важнейших принципов гражданской службы. Также возможно получение муниципальным служащим научных наград или званий иностранных государств, международных организаций, так как муниципальный служащий вправе выполнять иную работу при наличии условий, предусмотренных законом (п. 2 ст. 11).

11) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

Конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (п. 2 ст. 32) в данном случае не нарушается. Муниципальный служащий, как и любой гражданин Российской Федерации, может участвовать в выборах и референдумах. Запрет касается использования административных ресурсов и должностного положения в предвыборной агитации, что может поставить участников выборного процесса в неравные условия.

К формам решения непосредственно населением вопросов местного значения относится местный референдум, который может проводиться на всей территории муниципального образования (ст. 22 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ"). Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения. Правовую основу местного референдума в настоящее время составляют следующие нормативные правовые акты:

Конституция РФ (ст. 130, 32);

Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 г. N 5-ФЗ "О референдуме в Российской Федерации";

Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

Конституции, уставы субъектов Российской Федерации;

законы субъектов РФ о местном референдуме;

законы субъектов РФ о местном самоуправлении;

муниципальные нормативные правовые акты.

12) использовать свое должностное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений, а также публично выражать отношение к указанным объединениям в качестве муниципального служащего;

Конституция РФ, признавая идеологическое и политическое многообразие, многопартийность в Российской Федерации, определяет, что в Российской Федерации никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной, а общественные объединения равны перед законом (ст. 13).

Следовательно, участие в качестве муниципального служащего в деятельности политических партий, общественных объединений, если это влияет на служебную деятельность, несовместимо с должностью муниципальной службы. Задачи, выполняемые муниципальными служащими, требуют от них проявления нейтральности, компетентности, беспристрастности. Служащие обязаны руководствоваться в своей деятельности исключительно законодательством и не должны быть связаны решениями партий, политических движений и иных общественных объединений.

Запрет полностью исключает возможность для муниципальных служащих:

использовать свое положение для сбора средств на какие-либо политические кампании;

агитации за программы и задачи политических партий, общественных объединений;

использование должностных положений для создания позитивного или негативного имиджа политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений.

Зачастую принцип "политической нейтральности" муниципальных служащих неправильно трактуется. Законом не ограничивается свобода совести, мысли и слова. Каждый муниципальный служащий имеет право придерживаться любых взглядов, быть членом политической партии, но не использовать статус служащего вне служебных целей. Таким образом, запрет имеет целью обеспечить объективность и нейтральность профессиональной муниципальной службы в отношении всех граждан, независимо от их политических взглядов и убеждений.

В Российской Федерации каждому гарантируются свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 28 Конституции РФ).

Муниципальному служащему запрещено использовать должностное положение в интересах религиозных объединений, публично выражать отношение к ним. Это значит, что служащий не вправе заниматься пропагандой отношений к той или иной религии.

Конституцией РФ установлено, что Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст. 14), поэтому муниципальные служащие не вправе вмешиваться в их деятельность, создавать привилегии каким-либо из них.

13) создавать в органах местного самоуправления, иных муниципальных органах структуры политических партий, религиозных и других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, а также ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) или способствовать созданию указанных структур;

14) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования трудового спора;

Индивидуальный трудовой спор (в соответствии со ст. 381 ТК РФ) - это неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется ТК РФ и иными федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется, кроме того, гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

Муниципальному служащему запрещено прекращение исполнения должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора.

15) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

16) заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя (работодателя) оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

2. Муниципальный служащий, замещающий должность главы местной администрации по контракту, не вправе заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Муниципальный служащий, замещающий должность главы местной администрации по контракту, не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

2.1. В случае, если владение муниципальным служащим, замещающим должность главы местной администрации по контракту, приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(часть вторая.1 введена Федеральным законом от 25.12.2008 N 280-ФЗ)

3. Гражданин после увольнения с муниципальной службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

Закон об основах муниципальной службы устанавливает, что поступление на муниципальную службу осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде с учетом особенностей, предусмотренным данным Законом.

Прием на муниципальную службу осуществляется, как правило, в форме назначения. Иначе говоря, заключение трудового договора с лицом возможно только после издания уполномоченным должностным лицом приказа (распоряжения) о назначении на вакантную должность. После издания приказа (распоряжения) с гражданином заключается либо договор на неопределенный срок (таковым считается договор, в котором не указан срок действия), либо срочный трудовой договор на срок не более пяти лет.

К условиям поступления на муниципальную службу относятся:

  • · Гражданство Российской Федерации, ибо согласно Закону муниципальным служащим может быть только гражданин Российской Федерации.
  • · Владение государственным языком;
  • · Достижение 18-летнего возраста;
  • · Соответствие квалификационным требованиям, предъявляемых к должности муниципальной службы, и иным требованиям, установленным федеральными законами и законами субъектов Федерации.

Гражданин не может быть принят на муниципальную службу и находиться на муниципальной службе в случаях:

  • · Признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • · Лишения его судом права занимать муниципальные или государственные должности в течение определенного срока;
  • · Наличия подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего выполнению им должностных обязанностей;
  • · Наличия близкого родства или свойства с муниципальными служащими, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного другому;
  • · Отказа от предоставления сведений, предусмотренных законодательством о муниципальной службе.

Замещение вакантных должностей возможно и на конкурсной основе.

Для лиц, впервые принимаемых на муниципальную службу, в том числе и по конкурсу, а также для муниципального служащего при переводе на должность другой группы или иного профиля устанавливается испытание (со стажировкой) от трех до шести месяцев, а для младших служащих - от одного до трех месяцев. В срок испытания не засчитывается период, когда муниципальный служащий отсутствовал на службе. При неудовлетворительном результате испытания муниципальный служащий может быть переведен с его согласия на другую должность, а при отказе от перевода уволен с муниципальной службы. Если срок испытания истек, а муниципальный служащий продолжает службу, он считается выдержавшим испытание. Срок испытания засчитывается в стаж муниципальной службы. Порядок и условия испытания устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации.

При поступлении на муниципальную службу представляются следующие документы:

  • · Личное заявление поступающего;
  • · Документ, удостоверяющий его личность;
  • · Трудовая книжка;
  • · Документ о профессиональном образовании;
  • · Справка из органов государственной службы о представлении сведений об имущественном положении;
  • · Медицинское заключение о состоянии здоровья;
  • · Другие документы, если это предусмотрено федеральным законодательством.

Муниципальная служба прекращается при увольнении муниципального служащего, в том числе в связи с выходом на пенсию. Помимо оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, увольнение муниципального служащего может быть осуществлено также по инициативе руководителя органа местного самоуправления в случаях:

  • 1. Достижения предельного возраста, установленного для замещения муниципальной должности муниципальной службы;
  • 2. Прекращения гражданства Российской Федерации;
  • 3. Несоблюдения обязанностей и ограничений, установленных для муниципального служащего законом;
  • 4. Разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну.

Выход на пенсию муниципального служащего осуществляется в порядке, установленном федеральным законом. Предельный возраст для нахождения на муниципальной должности муниципальной службы - 60 лет. Допускается продление срока нахождения на муниципальной службе муниципальных служащих, достигших предельного для муниципальной службы возраста. Однократное продление срока нахождения на муниципальной службе муниципального служащего допускается не более чем на один год (ст.20 Закона об основах муниципальной службы).

муниципальная служба должность статус

При невозможности трудоустройства муниципальному служащему, заключившему трудовой договор на неопределенный срок, гарантируется переподготовка (переквалификация) за счет средств местного бюджета с сохранением на период переподготовки денежного содержания по занимаемой ранее должности и непрерывного трудового стажа, а также предоставление возможности замещения иной муниципальной должности муниципальной службы.

При увольнении в связи с ликвидацией органа местного самоуправления или сокращением численности его штата муниципальному служащему выплачивается средний заработок по ранее занимаемой должности в течение трех месяцев (без зачета выходного пособия). В случае непредставления муниципальному служащему в соответствии с его профессией и квалификацией иной должности он остается в резерве муниципальных служащих муниципального образования (с указанием "в резерве") с сохранением в течение года непрерывного стажа муниципальной службы.

Закон "О муниципальных должностях и муниципальной службе" закрепляет за кадровыми службами органов местного самоуправления следующие полномочия:

  • 1. Обеспечение проведения конкурсов на замещение вакантных должностей, аттестации муниципальных служащих, квалификационных экзаменов;
  • 2. Оформление нормативных правовых актов муниципального образования по вопросам муниципальной службы;
  • 3. Ведение Единого реестра муниципальных должностей и должностей муниципальной службы, содержащего данные о каждом лице, занимающем муниципальную должность, и лице, замещающем должность муниципальной службы, в соответствующем муниципальном образовании, а также ведение их личных дел;
  • 4. Консультация муниципальных служащих по вопросам их правового положения, соблюдения ограничений, связанных с про хождением муниципальной службы;
  • 5. Анализ уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих, организация переподготовки и повышение квалификации муниципальных служащих и др.

Общими основаниями прекращения служебных отношений являются:

  • · Отставка служащего;
  • · Увольнение служащего;
  • · Признание служащего в установленном порядке безвестно отсутствующим
  • · Смерть служащего.

Органы публичной власти не могут функционировать без сотрудников, обеспечивающих их деятельность, иначе говоря, без чиновников. В органах государственной власти это государственные служащие, в местных органах власти (если говорить юридическим языком - органах местного самоуправления) - муниципальные служащие. Характер работы муниципальных служащих имеет публичное значение, и регулирование их трудовой деятельности отличается определенной спецификой. Об этих особенностях мы расскажем в нашей статье.

Определение понятия муниципальной службы дано в Федеральном законе от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Закон № 25-ФЗ). Это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нередко к муниципальным служащим относят депутатов представительных органов муниципальных образований, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления. Однако непосредственно в Законе № 25-ФЗ установлено, что эти лица не являются муниципальными служащими, они относятся к лицам, замещающим муниципальные должности, и действие указанного Закона на них не распространяется.

Должность муниципальной службы - это должность в органе местного самоуправления с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий данных органов, аппарате избирательной комиссии муниципального образования. А муниципальный служащий - это гражданин, исполняющий обязанности по должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Следует отметить, что зачастую к муниципальным служащим относят работников муниципальных учреждений (школ, детских садов, поликлиник и т. д.), а также муниципальных предприятий. Однако названные организации не являются органами местного самоуправления, поэтому указанные лица не считаются муниципальными служащими и к ним не применяются положения Закона № 25-ФЗ.

Сохраняется ли статус муниципальных служащих у сотрудников местной администрации при наделении администрации правами юридического лица и придании ей организационно-правовой формы муниципального казенного учреждения?

Необходимо исходить из того, что наделение местной администрации правами юридического лица осуществляется во исполнение требований Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-Ф3) и не изменяет статус местной администрации как органа местного самоуправления. Следовательно, данный фактор не влияет на статус сотрудников, обеспечивающих деятельность местной администрации.

Сотрудник местной администрации исполняет обязанности, связанные с выполнением администрацией переданных государственных полномочий (ведение воинского учета). Считается ли он муниципальным служащим?

Как уже указывалось, должность муниципальной службы - это должность в органе местного самоуправления. Она создается с целью обеспечения исполнения всего объема полномочий органа местного самоуправления (в рассматриваемом случае - местной администрации), т. е. как полномочий по решению вопросов местного значения, так и полномочий по реализации переданных государственных полномочий. Поэтому лицо, замещающее должность в местной администрации и исполняющее обязанности, связанные с осуществлением местной администрацией переданных государственных полномочий, является муниципальным служащим.

Распространяются ли на муниципальных служащих нормы трудового законодательства?

Основное правило, которым следует руководствоваться в отношении муниципальных служащих, заключается в том, что на них распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Законом № 25-ФЗ.?

Так, ТК РФ установлено, что продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска по общему правилу составляет 28 календарных дней. Для муниципальных служащих в этом отношении действуют специальные нормы Закона № 25-ФЗ, устанавливающие продолжительность отпуска 30 календарных дней.

А вот порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством, поскольку в этом случае особенности Законом № 25-ФЗ не предусмотрены.

СРОК ТРУДОВОГО ДОГОВОРА НА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ

Начальник отдела администрации сельского поселения оформила отпуск по уходу за ребенком. Можно ли в этой ситуации заключить срочный трудовой договор для исполнения обязанностей временно отсутствующего муниципального служащего?

Законом № 25-ФЗ установлены особенности срочного замещения должностей муниципальной службы, учреждаемых для непосредственного обеспечения полномочий лиц, замещающих муниципальные должности. В остальных случаях применяются общие нормы ст. 59 ТК РФ, согласно которой возможно заключение срочного трудового договора на время исполнения обязанностей отсутствующего работника.

Обратите внимание! В отношении каждого кадрового вопроса на муниципальной службе следует определить, установлена ли Законом № 25-ФЗ специфика его решения. При отсутствии таковой нужно руководствоваться нормами трудового законодательства

Штатное расписание в органе местного самоуправления утверждается на основе реестра должностей муниципальной службы, который предусматривается каждым субъектом Российской Федерации самостоятельно. В реестр могут быть включены должности муниципальной службы, которые учреждаются для непосредственного исполнения полномочий лиц, замещающих муниципальные должности (депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления). Эти должности замещаются на срок полномочий данных лиц, соответственно, с данной категорией муниципальных служащих заключаются срочные трудовые договоры. К этой группе муниципальных служащих относятся, например, помощники депутатов.

В практике часто приходится сталкиваться с неверным применением положения о срочном трудовом договоре.

Так, при замещении должности главы местной администрации по контракту, заключаемому на срок полномочий представительного органа муниципального образования (но не менее чем на два года), с его заместителем также заключают срочный трудовой договор на такой же срок. Это ошибка, поскольку заместитель главы местной администрации обеспечивает деятельность местной администрации как органа местного самоуправления, а не руководителя данного органа. Поэтому с заместителем должен заключаться трудовой договор на неопределенный срок.

ОГРАНИЧЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ПРОХОЖДЕНИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

Законом № 25-ФЗ для гражданина, который претендует на замещение должности муниципальной службы, а также в отношении муниципального служащего установлены определенные ограничения.

Среди таких ограничений в ст. 13 Закона № 25-ФЗ указывается наличие заболевания, препятствующего прохождению муниципальной службы. Перечень таких заболеваний утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 984н «Об утверждении порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения». Названный документ содержит перечень врачей-специалистов, осмотр которыми обязателен при прохождении диспансеризации, и перечень лабораторных и функциональных обследований.

В перечне заболеваний, при наличии которых гражданин не может быть принят на муниципальную службу либо продолжать ее, предусмотрены, например, психические заболевания, расстройства поведения и эпилепсия.

Какие медицинские документы представляет гражданин при поступлении на муниципальную службу?

При поступлении на муниципальную службу гражданин представляет в орган муниципального образования Заключение по форме № 001-ГС/у (приложение ), выданное медицинским учреждением, имеющим лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по специальностям «психиатрия» и «психиатрия-наркология».

Возможно ли поступление на муниципальную службу иностранных граждан?

Поступление на муниципальную службу, а также ее прохождение иностранными гражданами возможно только в том случае, если с соответствующим государством Российская Федерация заключила договор, предусматривающий право граждан этой страны находиться на муниципальной службе.

В администрации сельского поселения начальником отдела образования работает женщина, сын который претендует на замещение в этой администрации должности муниципальной службы специалиста 1 категории юридического отдела. Можно ли принять его на службу? Какие ограничения существуют для принятия на муниципальную службу и прохождения муниципальной службы для лиц, находящихся в родственных отношениях, и кто из родственников подпадает под это ограничение?

Закон № 25-ФЗ содержит закрытый перечень таких лиц. К ним относятся: родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей. При этом предусматривается два случая, когда нельзя принять гражданина на муниципальную службу, а муниципальному служащему находиться на муниципальной службе.

Первый случай. Наличие указанных отношений с главой муниципального образования, но только если он осуществляет полномочия руководителя местной администрации.

Второй случай. Наличие близкого родства или свойства между двумя муниципальными служащими. При этом ограничение действует только тогда, когда между указанными лицами имеет место непосредственная подчиненность или подконтрольность.

На рассматриваемую ситуацию указанные ограничения не распространяются.

Что понимается под непосредственной подчиненностью?

Непосредственная подчиненность существует, когда муниципальный служащий в соответствии с документами, определяющими его должностной статус, подчинен главе муниципального образования.

Например, супруг избран главой муниципального образования и исполняет полномочия руководителя местной администрации. В такой ситуации супруга не может замещать должность заместителя главы местной администрации.

Другой вариант. Глава местной администрации замещает должность по контракту, т. е. является муниципальным служащим, так же как и его заместитель. И в этой ситуации супруга главы не может замещать должность его заместителя. Вместе с тем она может замещать иную должность муниципальной службы в местной администрации при условии, что отсутствует непосредственная подчиненность.

Как определить непосредственную подконтрольность?

Наличие таковой следует определять опять же исходя из документов, которые устанавливают статус муниципальных служащих, право одного из них контролировать другого.

ЗАПРЕТЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРОХОЖДЕНИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

Федеральный законодатель установил для муниципальных служащих определенный перечень запретов. Рассмотрим некоторые из них.

Запрет 1. Муниципальному служащему запрещается замещать должность муниципальной службы в случае избрания или назначения на муниципальную должность (напоминаем, это означает избрание депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления). При этом следует обратить внимание, что запрет не зависит то того, на какой основе - постоянной или непостоянной - исполняются полномочия.

Запрет 2. Муниципальному служащему запрещено замещение должности муниципальной службы в случае избрания на государственную должность как федеральную, так и субъекта РФ.

Вопросы возникают на региональном уровне и касаются, как правило, ситуации, когда муниципальный служащий избран депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ (областной думы, областного совета депутатов и т. д.) и осуществляет свои полномочия без отрыва от основной деятельности. Указом Президента Российской Федерации от 04.12.2009 № 1381 «О типовых государственных должностях субъектов Российской Федерации» депутат указанных региональных органов государственной власти отнесен к лицам, замещающим государственные должности субъектов РФ. Как и в отношении муниципального уровня, в данном случае запрет действует независимо от того, что полномочия депутата исполняются на непостоянной основе.

Запрет 3. Муниципальный служащий не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, входить в состав органа управления коммерческой организации (за исключением случаев, когда ему это поручено в соответствии с законодательством), в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, а также заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя (работодателя) оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством.

При соблюдении каких условий муниципальный служащий может заниматься «иной оплачиваемой деятельностью»?

Закон № 25-ФЗ разрешает муниципальному служащему заниматься иной оплачиваемой деятельностью, но при этом должны соблюдаться два условия.

Первое условие заключается в том, что конкретный вид деятельности не указан в качестве запрещенного для муниципального служащего, второе - в том, что деятельность не должна приводить к конфликту интересов, т. е. не должна влиять на объективность исполнения муниципальным служащим своих обязанностей.

Муниципальный служащий занимается иной оплачиваемой деятельностью, не имея разрешения представителя нанимателя (работодателя). Правомерно ли это?

Законом № 25-ФЗ установлено, что представитель нанимателя (работодатель) должен быть только уведомлен муниципальным служащим, разрешения не требуется. Естественно, что занятие иной оплачиваемой деятельностью возможно только за пределами рабочего времени.

Представителю нанимателя (работодателю) стало известно, что занятие муниципальным служащим иной деятельностью приводит к конфликту интересов. Каковы его полномочия в создавшейся ситуации?

Представитель нанимателя (работодатель) обязан принять меры по урегулированию конфликта интересов. Для этого он должен предупредить муниципального служащего о необходимости прекратить занятия оплачиваемой деятельностью, установив разумный срок, до истечения которого муниципальный служащий обязан выполнить требование представителя нанимателя (работодателя).

Представитель нанимателя (работодатель) вправе отстранить муниципального служащего от замещаемой должности до того момента, пока он не представит документальное подтверждение того, что им прекращена указанная деятельность. Если же муниципальный служащий этого не сделает, представитель нанимателя (работодатель) обязан его уволить за нарушение требований закона. Следует иметь в виду, что на период отстранения от должности за муниципальным служащим сохраняется денежное содержание.

ПОСТУПЛЕНИЕ НА МУНИЦИПАЛЬНУЮ СЛУЖБУ

В отличие от общего положения, согласно которому допускается заключение трудового договора с лицами, достигшими 16 лет, трудовой договор при замещении должности муниципальной службы может быть заключен только с гражданами, достигшими возраста 18 лет. При этом гражданин обязан владеть государственным языком РФ, соответствовать квалификационным требованиям, предъявляемым к определенной должности, а также не должно быть обстоятельств, служащих ограничениями для приема на муниципальную службу.

Что включают в себя квалификационные требования и кем они утверждаются?

Квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной (государственной) службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Данные требования устанавливаются принимаемым уполномоченным органом местного самоуправления правовым актом на основе типовых квалификационных требований, которые, в свою очередь, устанавливает закон субъекта РФ.

При подсчете стажа работы по специальности следует обратить внимание на следующую позицию Верховного Суда Российской Федерации: чтобы стаж работы по специальности мог быть включен в стаж, дающий право на замещение должности муниципальной службы, он должен быть выработан именно по специальности, полученной в высшем учебном заведении (определение ВС РФ от 25.06.2010 № 56-В10-2).

Гражданин претендует на замещение должности муниципальной службы, требующей не менее четырех лет муниципальной (государственной) службы или пяти лет работы по специальности. Он имеет высшее образование по специальности «учитель математики» и второе высшее образование по специальности «государственное и муниципальное управление». Три года гражданин работал учителем в школе и пять лет руководил муниципальной организацией, при этом диплом об образовании по второй специальности был получен в тот период, когда гражданин уже в течение одного года являлся руководителем указанной организации. В стаж работы по специальности включаются период работы преподавателем, поскольку в это время гражданин имел соответствующее высшее профессиональное образование, и период работы директором организации, но только с момента получения диплома о втором высшем образовании по специальности «государственное и муниципальное образование». Последний период составил четыре года (пять лет минус один год). Рассматриваемые периоды работы - три и четыре года - суммируются. В результате общий стаж по специальности составил семь лет при требуемых пяти.

При поступлении на муниципальную службу, помимо тех документов, которые должны быть представлены в соответствии с ТК РФ, гражданин предъявляет:

  • собственноручно заполненную анкету по форме, утв. распоряжением Правительства РФ от 26.05.2005 № 667-р;
  • свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе;
  • заключение медицинского учреждения об отсутствии заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу.

При поступлении гражданина на муниципальную должность, которая включена в перечень, установленный правовым актом РФ, представляются также сведения о доходах за год, предшествующий году поступления на муниципальную службу, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей гражданина. Указанные сведения представляются в том же порядке и по такой же форме, которые в субъекте РФ утверждены для государственных гражданских служащих.

Сторонами трудового договора при поступлении на муниципальную службу являются представитель нанимателя (работодатель) и муниципальный служащий.

Хотелось бы обратить внимание на допускаемую на практике ошибку, когда в качестве нанимателя для муниципального служащего рассматривается орган местного самоуправления. Следует иметь в виду, что нанимателем для муниципального служащего будет муниципальное образование (городское, сельское поселение, городской округ, муниципальный район), а в отношения с гражданами, поступающими на муниципальную службу, так же как с муниципальными служащими, вступает не муниципальное образование, а его представитель. И он уже осуществляет те же действия, которые совершает работодатель. Однако в ТК РФ термины «наниматель» и «представитель нанимателя» не употребляются. Поэтому, чтобы обеспечить возможность применения положений ТК РФ к муниципальным служащим, Закон № 25-ФЗ использует не просто термин «представитель нанимателя», а дает его расшифровку, указывая «представитель нанимателя (работодатель)». Кто будет исполнять полномочия работодателя в отношении муниципального служащего, определяется в каждом муниципальном образовании самостоятельно.

Гражданин поступил на муниципальную службу в аппарат городского Совета без проведения конкурса. Не считается ли это нарушением законодательства?

Закон № 25-ФЗ не предусматривает обязательное проведение конкурса для замещения должности муниципальной службы. Данный вопрос решается в каждом муниципальном образовании по-своему. При этом может быть принято решение о том, чтобы поступление на все должности муниципальной службы проходило без конкурса (за исключением главы местной администрации), либо может быть предусмотрен перечень отдельных должностей, замещение которых возможно только по итогам конкурса.

Вместе с тем хотелось отметить позицию Верховного Суда РФ, выраженную в определении от 19.11.2008 № 78-Г08-36. Рассматривался вопрос о праве органов государственной власти Санкт-Петербурга установить в законе обязательность проведения конкурса для замещения должностей муниципальных служащих, в обязанности которых вменено выполнение отдельных переданных государственных полномочий. Суд указал на то, что «нормы Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливающие полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов Российской Федерации, являются специальными нормами, регулирующими спорные правоотношения по наделению органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге отдельными государственными полномочиями Санкт-Петербурга». Основываясь на этом выводе, Верховный Суд РФ признал право органов государственной власти субъекта РФ предусмотреть обязательное проведение конкурса в данном случае.

ОСОБЕННОСТИ СТАТУСА ГЛАВЫ МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

Здесь мы будем рассматривать ситуацию, когда местную администрацию возглавляет не глава муниципального образования, а глава, замещающий должность по контракту (далее - глава местной администрации). В этом случае он является муниципальным служащим, соответственно, на него распространяется действие Закона № 25-ФЗ, но с определенными изъятиями и дополнениями.

Законом № 25-ФЗ установлено, что порядок поступления на должность главы местной администрации по контракту определяетсяЗаконом № 131-ФЗ. Замещение указанной должности проходит исключительно на конкурсной основе. Решение о назначении лица на должность главы местной администрации принимается представительным органом муниципального образования (далее - представительный орган).

Следует обратить внимание на то, что согласно Закону № 131-ФЗ лицо назначается из числа кандидатов, т. е. у представительного органа должен быть выбор минимум из двух кандидатов. В противном случае результаты конкурса могут быть оспорены в суде как проведенные с нарушением требований Закона № 131-ФЗ.

Срок контракта определяется уставом муниципального образования и должен соответствовать сроку полномочий представительного органа, но при этом не может быть менее двух лет. Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования.

В каких случаях возможно заключение контракта не на срок полномочий представительного органа?

Такая возможность возникает, например, при досрочном прекращении полномочий главы местной администрации. В этой ситуации часть срока полномочий представительного органа уже истекла и тогда контракт заключается на оставшийся срок. Если он составляет более двух лет, то контракт должен заключаться на этот период. Если же оставшийся срок полномочий составляет менее двух лет, то контракт заключается на два года.

Помимо ограничений, предусмотренных Законом № 25-ФЗ для поступления на муниципальную службу в отношении всех лиц, для кандидатов на должность главы местной администрации установлено дополнительное ограничение, которое заключается в том, что гражданин не может быть назначен на эту должность в случае, если он находится в отношениях близкого родства или свойства с главой муниципального образования. В перечне указаны родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов.

На главу местной администрации распространяются ограничения, предусмотренные для муниципальных служащих. Но при этом глава местной администрации (в отличие от других муниципальных служащих) не имеет права заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности, которая, однако, не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Контракт с главой местной администрации может быть расторгнут до истечения его срока. Основания для досрочного расторжения контракта установлены Законом № 131-ФЗ. Необходимо особо отметить, что установленный перечень данных оснований имеет закрытый характер, т. е. никаких иных причин для досрочного расторжения контракта быть не может.

УВОЛЬНЕНИЕ С МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

Муниципальный служащий может быть уволен по основаниям, предусмотренным ТК РФ, а также по дополнительным основаниям, которые установлены Законом № 25-ФЗ.

Первое основание. Достижение предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы, - 65 лет. Но следует иметь в виду, что Закон № 25-ФЗ допускает продление срока нахождения на муниципальной службе.

До какого возраста допускается продление срока муниципальной И службы?

Продолжительность однократного продления составляет не более одного года. По истечении этого срока возможно продление трудового договора, но также не более чем на один год. Никакого возрастного ограничения на заключение данного вида трудового договора Закон № 25-ФЗ не устанавливает.

Второе основание. Оно связано с требованием в части гражданства, т. е. прекращение гражданства РФ, приобретение гражданства иностранного государства либо вида на жительство.

Третье основание. С муниципальным служащим также расторгается договор в случае несоблюдения им ограничений и запретов, а с муниципальным служащим, замещающим должность, включенную в перечень, и в случае непредставления предусмотренных Законом № 25-ФЗ сведений о доходах, имуществе и имущественных обязательствах.

Четвертое основание. Еще одно основание для расторжения трудового договора с муниципальным служащим - дисквалификация, которая является административным наказанием и назначается судьей.

Приложение

Форма заключения медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению

Журнал: Справочник кадровика, По состоянию на: 08.01.2013, Год: 2013, Номер: №2

  • Кадровое делопроизводство и Трудовое право


Просмотров