Бог солнца ярило. Ярило бог весны и плодородия

Ярило, Яровит и Руевит - это разные ипостаси одного божества плодородия ("ярь", "яровые"), ярого бога пробуждающейся материи ("ярость"), силы и молодости ("ярка" - молодая сильная овца, "переярок" - волчонок) и вешнего света ("яркий") (вост. слав. Ярило; зап. слав - Яровит, зап. слав. - Яромир (распространённое славянское имя с тем же корнем) по непризнанной за подлинную "Краледворской рукописи" Вацлава Ганки 1). Ярило или Ярила (от яр- "ярый, храбрый, сильный" и увеличительного суффикса -ил) - в славянской мифологии бог пробуждающейся природы и плодородия, символ сексуальной мощи и покровитель растительного мира. Известен также как Ярун (летописец Ананий Фёдоров в 1754 году сообщал о почитании в городе Суздале бога Яруна), в Беларуси он - Ярыла, на Украине - Джурило (Журило). Славили Ярилу (под различными именами) также сербы, болгары, хорваты, словенцы. После христианизации Руси Ярилу стали называть святым Георгием \ Юрием \ Егорием Храбрым.

Ярило способствует земному плодородию, любви и деторождению (в Сербии девицы молили святого Юрия о женихах). Он же - бог-пастух, оберегающий скот от хищных зверей, болезней и колдунов.

Как и другие слова с корнем яр (jar), имя бога связывают с представлениями о весеннем плодородии (ср. русское "яровой, "ярый", "весенний, посеянный весной", украинское ярь - "весна", "ярец" - май); хлебе (яровой хлеб, ярина - ячмень, овёс; ярь, ярица и другие обозначения хлебов), животных (бычок-яровик, ярка и т.п.); любовной страсти ("ярун" - токующий тетерев или бык-производитель); сравнимо также с русским "ярый" в значении "сердитый, горячий, огненный", украинское ярнш, ярий - "весенний, молодой, полный сил, страстный", и те же значения слов с корнем яр у южных и западных славян.

Имя Ярилы

Имя Ярилы сохранилось в названиях многих славянских селений. Это Яшиовичи, Ярыловая роща и река Ярынь в Белоруссии, Ярилово поле в Костромской области, Ярилова долина во Владимирской области. От имени этого Бога также происходят и такие распространённые в Древней Руси имена: Ярополк, Яромир, Ярослав и Ярослава (распространены и по сей день), Ярина, Яросвет, Ярилина и другие с тем же корнем.

Упоминается как Яровит (по Эббону 2) или Геровит, а в Сербии и Хорватии как Леро. В латинских средневековых сочинениях отождествляется с римским богом войны Марсом3. Представляется интересным, что этот бог имеет свои аналоги у целого ряда народов. И, хотя ряд исследователей скорополительно записывают Ярилу в позднесредневековые выдумки, этого быть не может поскольку корень "яр" является древнейшим общеславянским и даже индоарийским корнем. Этимологически и функционально славянскому Яриле соответствуют: римский Эрил, имеющий несколько жизней, как и Марс, бог яркой силы и возрождения природы, хетто-хурритский бог войны Ярри, аккадский бог войны Эрра, греческий бог войны Арес-Арей.

Яровит (Геровит) - бог войны у балтийских славян, чьё капище было в Волегасте 4 (Волегоще). Возможно, что Яровит и Руевит - Ярый и Рьяный - два имени единого божества у западных славян. Ругевит или Руевит - у ругов-руян 5 ("Деяния Данов" и "Книтлингасага") семиликий бог войны, кумир его стоял в г. Карензе (Корница) на Рюгене. Саксон так повествует о нём:

"(Город) знаменит капищам трёх славных храмов. Главное капище находилось посреди передней части храма, которая так же как и капище, не имея стен, завешано было пурпуровой тканью, так что кровля лежала на одних колоннах. Когда сорваны были оба покрова, то дубовый идол Руевита безобразно раскрылся со всех сторон".

Кумир Руевита был истреблён епископом Абсалоном в 1168 году после того, как был уничтожен храм Святовита (Световита) в Арконе6. Он имел восемь мечей и семь голов и был исполинского (богатырского) роста. Четыре головы были мужские и женские, седьмая звериная была на груди. Разве лишь атрибутика говорит, что это разные боги в понимании ругов и штетинцев.

Атрибутами Яровита были золотой шлем и огромный щит с золотыми бляхами на стене святилища в Вольгасте, скорее всего олицетворял Солнце, поскольку праздники в честь него устраивали перед началом лета (как у Ярилы, призывая плодородие на поля); его нельзя было сдвигать с места в мирное время; в дни войны щит несли перед войском.

У бедных почитался как защитник обездоленных и слабых. К врагам жалости не имел, и воины считали, что лучшей жертвой Яровиту будет поверженный противник.

Яровит был связан с культом весеннего плодородия. Яровиту был посвящён также весенний праздник плодородия; в одном из источников приводится речь жреца Яровита, согласно которой сей бог властвует над зеленью и плодами земли: "Я бог твой, я тот, который одевает поля муравою и леса листьями; в моей власти плоды нив и деревьев, приплод стад и всё, что служит на пользу человека. Всё это дарую я чтущим меня и отнимаю у тех, которые отвращают от меня". Крестьяне считали, что этот бог охраняет посевы, цвет на деревьях. Если Яровит будет добрым и примет жертву, услышит обращение людей - осенью урожай будет хорошим.

В "Книге Коляды" повествуется о битве Ярилы со змеёю - Суровой Ламией, которую бог Сива наслал на жителей Царьграда7, которые перестали почитать его должным образом: "храмы вновь пустуют, и вновь ему жертвуют не сурью, а простую воду". Ламия стала разорять город, топтать нивы и поедать всю скотину, которую приводили ей люди. Когда же кончилась и скотина, она начала требовать на съедение людей. Бросили люди жребий и выпал он на дочь царя Царьграда - молодую царевну Ярину, которую приковали за городом у самого берега моря и оставили там. "И взмолилась Ярина Всевышнему, а потом Велесу и сыну его Яриле. И услышали боги моление. И вскочил Ярила на белогривого коня, и приехал под стены Царьграда, и увидел у берега прекрасную Ярину. А в это время Ламия летала над Царьградом и кричала: - Я сегодня разрушу город! Перед Сивой вы провинились! Прилетела Ламия к берегу моря и увидела прикованную Ярину, а рядом бога Ярилу. И тогда Ярила сразился со Змеею и победил её".

В той же книге говориться о свите Ярилы и Велеса: "Богу Яриле и его отцу - Велесу подчиняются лесовики, русалки и домовые. Эти существа - потомки древних народов, некогда населявших землю. Рождены они были вместе с животными и людьми в давние времени, они - родственны людям. Так многие древние роды русалок (царский род) - это внуки Лины Святогоровны и Ильмара (Ильма Морского). Древнейшие царские роды гмуров, альвов и друдов (их также зовут гномами, эльфами и дриадами) - дети Алины Святогоровны и Ильматыря (Ильма Сварожича). Потом в роды русалок и лесовиков вошли и некоторые потомки Богумира. Они рождались от его дочерей и духов созвездия Большой Медведицы, детей Велеса. Так, в древесных духов (русалок и друдов) обратились потомки мудреца Анта (Онта) Велесича и Прии Богумировны. Кукеры, покровители домашнего скота и зверей из свиты Ярилы, также лесной народ из рода лесовиков. К свите Ярилы и Велеса также принадлежат воины-оборотни волколаки (полулюди-полуволки), а также берендеи (оборачивающиеся бером-медведем). Согласно древней ведической традиции, венеды (а также сваны, вайнахи, литовцы) почитали своими предками волкодлаков, а русские казачьи берендеевские роды (а также половецкие и ряд иных тюркских родов) почитали своими предками воинов-полумедведей".

Некоторые исследователи рассматривают Ярилу как умирающего и воскресающего сына или явью ипостась Велеса, который зимой выступает как Мороз и уничтожает всё то, что родил весной, а по весне вновь возрождается Ярилой. По предположениям некоторых исследователей: матерью Ярилы была Дива-Додола. Родился Ярило от того, что Дива понюхала чудесный ландыш в который превратился Велес.

Его символ - копьё, стрела, блин, а также солярные (свастичные) символы. Его день - вторник или воскресенье. Его месяц - март, названный так в честь римского бога Марса и июнь; его метал - железо или золото; камни - янтарь, рубин, гранат, гематит.

Ниже приводятся толкования некоторых солярных (свастичных) символов божества:

Солнечный крест - символ Духовной Силы Ярилы-Солнца и процветания РОДа. Применялся как нательный оберег. Как правило, Солнечный Крест наделял наибольшей силой: жрецов леса, гридней (дружинников) и кметей (ратников), которые его изображали на одежде, оружии и культовых принадлежностях.

Коловрат - символ восходящего Ярилы-Солнца; символ вечной победы Света над тьмой и символ вечной жизни над смертью. Цвет Коловрата также имеет важное значение: огненный символизирует возрождение; небесный - обновление; чёрный - изменение.

Колард - символ Величия Плодородия Матери Сырой Земли, получающий Свет, Теплоту и Любовь от Ярилы-Солнца; символ процветания земли Предков. Символ огня, дающий достаток и процветание РОДам, созидающим для своих потомков, во Славу Светлых Богов и Многомудрых Предков.

Посолонь - символ заходящего, то есть уходящего на покой Ярилы-Солнца; символ завершения созидательного труда на благо РОДа; символ духовной стойкости человека и покоя Матери-Природы.

Сваор-Солнцеврат - символизирует постоянное движение Ярилы-Солнца по Небосводу. Для человека применение этого символа означало: чистоту помыслов и деяний, благость и свет духовного озарения.

Инглия - символизирует первичный жизнь родящий божественный огонь творения, из которого появились все Вселенные и наша система Ярилы-Солнца. В обереговом обиходе Инглия - символ изначальной божественной чистоты, защищающий мир от мрака.

Празднование Ярилы

Празднование Ярилы, во-первых, приходится на 21 марта (день весеннего равноденствия, в тот же день отмечается языческая "Масленица"), от сего дня начинается время его вплоть до летнего солнцестояния - 21-22 июня (самый длинный день, самая короткая ночь). Начало первого месяца языческого года, связано это с тем, что "скотий бог8 вздевает Зиму на рога". Возможно, в тот же день чествовались боги, пробуждающие жизнь - Жива, Даждьбог и Сварог. Чтут Ярилу и на Юрия Зимнего - 9 декабря, вместе с Дажьбогом.

Ежегодно апрель у славян начинался весенними праздниками возрождения жизни. Днём Ярилы считалось 15 апреля. В селениях славян появлялся молодой рыжеволосый всадник на белом коне. Он был одет в белую мантию, с венком из весенних цветов на голове, в левой руке он держал ржаные колосья, босыми ногами понукал своего коня. Ярилу представляли себе мужчиной, пылким, влюблённым женихом. Сам он молодой, светлоглазый и со светлыми (или рыжими) кудрявыми волосами. В его руках, по разным представлениям или в разных ипостасях этого Бога были: копьё (наиболее распространённое представление), молния и солнечный щит (культ Яровита); в правой меч, а в левой - солнечный луч; в правой руке человеческий череп или отрубленная голова, в левой - ржаные колосья.

Обряды Ярилы

На празднике для Ярилы выбирали невесту и нарекали её Ярилихой, кое-где, желая подчеркнуть его юность и красоту, "Ярилой" наряжали девушку. Её сажали на белого коня, надевали венок из полевых цветов, давали в левую руку колосья, а в правую... символ смерти - изображение человеческой головы. Коня с "Ярилой" водили по полям, приговаривая:

"Куда ногою, там жито копною, а куда глянет, там колос зацветает!"

"Волочился Ярило по всему свету, Полю жито родил, Людям детей плодил, Где он ступит, Там жито стеной, А куда взглянет, Там колос зацветет".

"Житом" в разных местностях называли основную злаковую культуру: на юге - пшеницу, на севере - рожь и даже ячмень. Ибо "жито" - это от слова "жить": то, от чего зависела жизнь. А изображение головы, которое "Ярила" держал в правой руке, вероятно, связано с тем, что он, подобно египетскому Осирису9, принадлежит к ежегодно умирающим и воскресающим богам плодородия. Проводам, "похоронам" плешивого, состарившегося Ярилы тоже был посвящён праздник. Люди знали: минует зима - и Ярила вернётся, воспрянет. Так же, как зерно, похороненное в земле, воскресает стеблем, колосом и в итоге новым зерном. Не случайно зерновые культуры, которые сеют весной (в отличии от озимых), называют "яровыми"...

Все участники обряда были в венках из цветов, а вокруг "Ярилы" длинной вереницей вился хоровод.

Где Ярило пройдёт - будет хороший урожай, на кого посмотрит - у того в сердце разгорается любовь. Ярило отождествляли с Солнцем. Во многих русских народных песнях, присказках люди обращаются к этому божеству с просьбой о тёплом лете и хорошем урожае.

Весьма характерно, что Ярило в белорусских праздниках участвует то в виде Яры-Ярилихи, то в виде мужчины с огромным фаллосом. Между тем корень "яр" присутствует в таких специфически "женских" словах: яровая овца - ярка, ярмо, яровая пшеница, яровые хлеба, а вот употребление данного корня в женском роде: ярость, доярка, ярь, ярина (овечья шерсть), яра (весна).

Выдающийся исследователь религий Элиаде Мирча пишет: "Двуполость фигурирует среди атрибутов божеств именно в качестве парадигматического выражения творящей силы. (...) Большинство божеств растительности и плодородия двуполы или несут на себе следы андрогинности"; по-видимому, с этим связано исполнение роли Ярилы девушкой.

23 (цветеня) апреля также считался Днём Ярилы ("Ярило Вешний"). В этот день проводится важный обряд - "Отмыкание Земли", или по-другому - ЗаРОД. В этот день Ярила "отмыкает" (оплодотворяет) Мать Сыру-Землю и выпускает росу, от чего начинается бурный рост трав.

Если благоприятствовала погода, в этот день совершался торжественный выгон скота на пастбище - на Ярилину росу до самой зари. Перед выгоном скотины, хозяева гладили животных по хребту крашенным в красный или жёлто-зелёный цвет яйцом, которым потом одаривали пастуха. После чего скотину выгоняли веткой вербы во двор и кормили "бяшками" - особыми хлебцами. Перед выгоном со двора под ноги скотины выкладывали поясок, чтобы она перешагнула через него. Это делалось для того, чтобы скот знал дорогу домой. Пасут скот до тех пор, пока роса не спадёт.

Просили Ярилу - покровителя пастухов, охранителя домашнего скота и Волчьего Пастыря - оберечь скот от всякого хищного зверя.

Рано утром молодёжь обходила все дворы с приговором:

"Ты спаси скотинушку, Нашу сиротинушку, Всю животинушку, В поле, да за полем, В лесе, да за лесом, В лесу за горами, За широкими долами, Дай ты скотине траву до воду, А злому медведю пень да колоду!"

Пастух гудит в рожок, оповещая народ о начале обряда "обхода", после чего, взяв в руки решето, трижды обходит стадо посолонь10 (на жизнь) и трижды противосолонь (на смерть).

После правильно проведённого обряда вокруг стада выстраивалась невидимая волшебная изгородь, которая защищала "от змея ползучего, от медведя могучего, от волка бегучего". После чего волшебный круг замыкался железным замком.

На Ярилу Вешнего запахивали пашню, говорили: "На Ярилу выезжает и ленивая соха".

С этого дня начинаются весенние свадьбы. Мужчины и женщины катаются по полям, надеясь с помощью чудодейственной росы стать сильными и здоровыми. Вечер заканчивался всеобщим гулянием.

В Белоруссии этот древний праздник назывался встречей Ярилы (27 апреля), который, по свидетельству Древлянского, сохранялся ещё в 19 веке.

Этот же праздник во многих других местах справляли в слегка христианизированном виде - как день святого Георгия или Юрия (23 апреля). К нему на Руси было приурочено начало земледельческих работ и первый выгон скота на пастбища. Хорваты и словенцы 23 апреля встречали "Зелёного Юрия": ряженый, покрытый зеленью, в сопровождении свиты, ходил прыгал и раздавал зелёные ветки.

В Словении при этом пели:

"Зелёного Юрия водим, Масло и яйца просим, Ежи-Бабу прогоняем, Весну рассыпаем!"

Во завершении обряда ряженого окунали в реку. По мнению некоторых исследователей, это - пережиток человеческого жертвоприношения: во многих европейских странах персонажей, подобных словенскому Зелёному Юрию (Короля, Дикаря, Пфингстля) символически умерщвляли различными способами на праздники весны. Ярило - бог растительности; как считали наши предки, подобно ей он ежегодно умирает, отдавая свою силу природе, и воскресает вновь.

Как пишет А.Н. Афанасьев в "Поэтических воззрениях славян на природу":

"В некоторых местностях России выбирают на Юрьев день красивого парня, одевают его в зелень и кладут ему на голову большой круглый пирог, убранный цветами; с зажжённым факелом в руке он несёт этот пирог в поле, а следующая за ним толпа девиц поет в честь Юрия обрядовые песни. Так обходят они трижды вокруг засеянных нив; после того разводят наподобие круга костёр, оставляя в середине его пустое место, куда кладут принесённый пирог. Все усаживаются возле огня, пируют и делят между собой пирог - так, чтобы каждому досталось по куску". Этот же автор, сообщает, что 23 апреля "(...) по всей Руси служат на пашнях молебны и окропляют их святой водою; в Тульской губернии молебны совершаются у колодцев (...) рано поутру крестьяне катаются на нивах по росе, чтобы "быть сильными и здоровыми, как Юрьева роса", а на другой день начинают сеять яровые хлеба".

Широко распространены были и обряды, связанные с пастушескими функциями Ярилы. В "Юрьев День" скот выгоняли в поле освященной вербой и обращались с молитвой к Егорию: "Егорий ты наш Храбрый! Ты спаси нашу скотинку, В поле и за полем, В лесу и за лесом, От волка хищного, От медведя лютого, От зверя лукавого" [христианский аналог языческого приговора].

Болгары и сербы в этот праздник приносили в жертву ягнят. По свидетельству А.Н. Афанасьева, "В некоторых местностях России и в Карпатах, по случаю весеннего выгона скотины на пастбище, поселяне приготовляют пирог в виде овна, который зарезывается рукою главного пастуха, как символическая жертва богу - покровителю стад, и потом сохраняется, как целебное лекарство для овец".

Ещё в прошлом веке кое-где в России справляли праздник "Ярилки", приуроченный к 27 апреля, к самому пику весеннего буйства природы. Целую ночь по возвышенным местам горели костры, а молодёжь гуляла, пела песни, плясала. По мнению православных священников, эти гулянья, на которых все считались друг другу женихами и невестами, носили "разнузданный" характер. Язычники же, наоборот, полагали, что всеобщий весенний расцвет должен пробуждать в людях нежность и страсть. А людская любовь, в свою очередь, - увеличивать плодородие полей, способствовать урожаю. Ведь язычники не противопоставляли себя природе и не отвергали её законов. И эти верования, близкие душе земледельца, очень стойко держались в крестьянской среде до тех пор, пока неумолимое движение истории не разрушило традиционного жизненного уклада деревни.

22 мая отмечалась "Ярилина среча". Этот день славяне традиционно почитали как время торжества Жизни и Света. Природа радует глаз буйством и разнообразием красок. Солнце ярует (освещает) Землю, даруя возможность нового посева. Ярило открывает небо, и зелёные травы наливаются волшебной силой. Уходит весна, приходит лето. До восхода солнца умываются целебной росой, обходят нивы с хлебом, освещают дома и ворота.

Украшение праздника

Украшение праздника - "писанки" - разноцветные яйца. Раскрашенные обережными узорами и освящённые Солнцем, они становятся мощными оберегами для дома и семьи.

В народе также известны пословицы и поговорки посвященные сему божеству:

"Пришёл бы Ярило, а тепло будет".

"До Ярилы крепись, хоть разопнись, с Ярилы живи не тужи".

"Средний посев ярового - с Ярилы".

После зачина проводился обряд "Постриги". Далее устраивался пир в поле, где вкушали обрядовые яства: сладости, жарили яичницу (во славу Солнца жариться) и ели пироги. На сем празднике также приносились требы богам и разыгрывалась сказка или древнее предание, после чего начинались игрища и пляски.

Общеславянский Ярилин День - 4 июня (кресеня) справлялся всенародно по всей Руси вплоть до XIX века, вызывая бешенство христианской православной церкви. Епископ Тихон Задонский в своём "Слове" писал: "Из всех обстоятельств праздника сего видно, что древний некий был идол, называемый именем Ярилы, который в сих странах за бога почитаем был". И ещё: "Праздник сей, как я от старых людей слышал, называют игрищем, которое издавна началось и год от году умножается, так что люди ожидают его как годового торжества". В 1771 году Тихон запретил празднество.

В этот день в народе развивают берёзки, бросают венки в воду; если тонет венок - к несчастью, плавает - к добру. День-синитель, васильковый повелитель. Все весенние цветы расцветают. Не сеяли, не пахали - этот день пережидали, чтоб поля не засорились, васильки не уродились. Считалось, что массовое появление оводов - к урожаю огурцов, а сильные росы на хороший урожай.

Второй раз Ярилу чествовали ближе к середине лета. Молодёжь собиралась за селением, на специальном месте - "ярилиной плешке". Здесь весь день шумело гуляние, народ угощался, пел, танцевал и чествовал юношу и девушку в белых одеждах, украшенных бубенцами и яркими лентами, - Ярилу и Ярилиху.

На Ярилиной неделе (вероятно с 14 по 21 июня) особенно неотразимую силу имеют всевозможные любовные заговоры - на присуху и на отсуху (т.е. приворот-отворот), на зазнобу да на разгару. Лихие люди, умышляющие злобу на своего ближнего, "вынимают след" у него в эти дни, и, по народному преданию, это является особенно действенным средством.

У славян был широко распространён обряд проводов (похорон) Ярилы, символизирующий ежегодную смерть божества. С наступлением темноты зажигали многочисленные "ярилины огни". Обряд "похорон Ярилы" и его невесты заканчивались тем, что соломенные чучела с масками из глины выносили в поле и оставляли там или бросали в воду. Этим люди будто говорили: "Попраздновали и хватит, пора и честь знать". Да и некогда больше было веселиться и плясать - с каждым днём прибавлялось все больше работы в поле.

А. Терещенко в своей книге "Быт русского народа" так описывает "похороны Ярилы": "В Костроме отправляли ещё погребение в честь Ярилы на Всесвятское заговенье. Там старик, одетый в изорванное платье, нёс во гробе куклу Ярилы, которая изображала мужчину со всеми естественными его частями. Пьяные женщины провожали её с рыданиями и потом зарывали в землю".

На Руси "похороны Ярилы" совершались в разных местах в разное время, но наиболее вероятная дата это 21-22 июня - праздник летнего солнцестояния, пересекающийся, вероятно, с праздником Ивана Купалы, который обычно отмечался в те же дни, либо 23-24 июня. По другим источникам датой "похоронного" ритуала является 29 июня.

Праздник в честь Купалы и Ярила были вместе с тем праздником завершения любви Солнца к Матери-Сырой Земле. На этих праздниках происходило свободное сближение обеих полов, как отголосок древних отношений в эпоху матриархата. Купанье было основным обрядом, освящающим вступление в брак.

Иван Кирчук в своей работе "Ярила-Купала" пишет: "Ярилин день справлялся почти в то же время, что и Купала, чаще всего в петровские заговены (примерно 27 июня). Название Ярилин День, или Ярилки, сохранилось там, где Купалу не праздновали". И.М. Снегирев отмечал, что "Иван Купала... между чернью назывался Ярилов день в Ярославской, Тверской и Казанской губерниях".

Б.А. Рыбаков предположил, что исконной датой сего действа является "Ярилин День" - 4 июня. Его предположение основывается на найденном возле реки Рось кувшине-календаре IV века со знаком дерева на изделии, соответствующем 4 июня. В этот день в Нижнем Новгороде провожали Ярилу, завивая берёзку и скатывая с горы огненное колесо; на эту же дату, по свидетельству Оттона Бамберского, у западных славян приходился крупный праздник.

Каждый год, славяне встречали Ярилу, чествовали его и провожали (хоронили). Следует отметить, что встреча и проводы Ярилы могли проходить в разное время либо, наоборот, отмечаться в рамках одного и того же праздника. Словенцы, как уже было сказано, встречали "Зелёного Юрия" 23 апреля и в этот же день окунали в реку ряженого, изображавшего бога. В Кинешме (Ивановской области) праздник Ярилы длился два дня: в первый день Ярилу встречали, во второй - хоронили. Обряд "похорон" мог отображать не только смерть бога, но и его последующее воскресение - Дж. Дж. Фрезер в "Золотой ветви" приводит такие сведения: "(...) в Украине бытовал обычай отмечать в пасхальную неделю похороны божества весны, по прозвищу Кострубонько. Вокруг девушки, которая лежала на земле, притворившись мёртвой, медленно двигался хоровод с песней: "Умер, умер наш Кострубонько! Умер, умер наш дорогой!" Неожиданно девушка вскакивала на ноги, и хор радостно восклицал: "Ожил, ожил наш Кострубонько! Ожил, ожил наш дорогой!"

Чествование Ярилы сопровождалось разгулом и весельем: пиром, плясками, кулачными боями, любовными играми: как пишет А. Терещенко "Матери охотно отпускали своих дочерей на ярилино гулянье, как они говорили, "поневеститься". Женихи высматривали невест, а невесты женихов, но, однако, происходили дурные последствия от "поневествования". Во время ярилиного разгула дозволялись обнимания, целования, совершавшиеся под лиственными деревьями, которые прикрывали таинственные ощущения". Впрочем, нужно сказать, что на Руси оргиастический характер носил летний праздник проводов Ярилы; встреча бога весной проходила довольно благопристойно.

Следует также коснуться вопроса о связи Ярилы с Солнцем. Многие исследователи Традиции отрицают наличие таковой, например, Л.Р. Прозоров утверждает: "Ярило - один из известнейших славянских Богов; но с ним же связано и одно из известнейших заблуждений в области славянской мифологии, закреплённое популярной и художественной литературой, а ныне - и иными произведениями "славянского фэнтези". Я говорю, конечно, об отождествлении Ярилы с Солнцем". Мнение Льва Николаевича является ошибочной, ибо Ярило действительно является богом Солнца и света. Ниже приведены некоторые доводы "за" (по большей части взятые из книги М.Д. Дудко - "Матерь Лада"):

1) В сербских песнях на белом коне ездит Солнце. Согласно представлениям белорусов, конь Ярилы был белым (есть и другие варианты его цвета - белорусы также считали коня святого Георгия золотым, а, по мнению хорватов, конь Зелёного Юрия был зелёным). Во многих древних традициях лошадь - животное, связанное с Солнцем.

2) В русских заговорах у святого Георгия белый конь и белая борода, он ходит в белой одежде и золотом венце, спускается с неба по золотой лестнице, неся триста золотых стрел и луков, поражает нечисть стрелами и пламенным копьём. На древнерусских иконах он изображался, опять же, на белом коне, а на одной иконе XV века - с Солнцем на щите.

3) В русских духовных стихах у Егория Храброго руки по локоть в золоте, ноги - по колено в серебре, во лбу - солнце, на затылке - месяц, в косах - звёзды. В болгарской песне его плащ - месяц, перстень - звезда, а шапка - солнце.

4) Во время проводов Ярилы в Нижнем Новгороде (а также во время празднования Купалы в ряде мест) скатывали с горы горящее колесо - символ Солнца. По всей видимости, оно символизировало и Ярилу.

5) В храме Яровита (согласно житию Оттона Бамберского) висел золотой щит, посвящённый этому богу.

6) Мельников-Печёрский в книге "В лесах" приводит "Сказание наших праотцов о том, как бог Ярила возлюбил Мать Сыру Землю, и как она народила всех земнородных", по его словам, сохранённое староверами. В нём Ярила - бог света, а Солнце - Ярилино око.

Доподлинно неизвестно, являются ли Ярила и Хорс одним божеством, но отождествлять их пока преждевременно. В Древней Греции, к примеру, было три солнечных божества - Гелиос, Апполон и бог подземного Солнца Дионис (во многом сходный со славянским Ярилой).

В своей статье "Астрономические основы культа природы" интересную информацию даёт нам О.П. Знойко, вот отрывок из неё:

Число 7 стало математическим символом периодического закона природы, и ему придавали магическое значение.

(1. Экватор небесный - большой круг на небесной сфере, плоскость которого перпендикулярна к оси мира. 2. Эклиптика - большой круг небесной сферы, по которому происходит видимое движение Солнца; пересекается с небесным экватором в точках весеннего и осеннего равноденствия).

Этот большой закон коловращения и возрождения жизни в природе хорошо знали на Руси. Его олицетворением было Солнце, отмеченное семью знаками Зодиака. Солнце изменяло образ и содержание в каждом из 7 знаков Зодиака. Это породило богов равноденствия и солнцестояния. Солнце весеннего равноденствия на Руси - бог Ярило (юность, мужество). У протоэллинов и эллинов это были Геракл и Прометей, в Риме - Юпитер. Огненное Солнце летнего солнцестояния - бог Семиярило (летописное Симаргла). О нём в древнем мире говорили: "семь коней Солнца", "семь чистилищ - семь врат Ока Митры", "семь отар Гелиоса" и тому подобное. Праздник бракосочетания Семиярила с богиней воды Даной происходил в ночь на Купалу - 23 июня. Это был праздник периодического возрождения природы.

Бога "семи Ярил", сокрушительного Солнца, полабские славяне, изображали в виде великана с семью председателями под одним черепом и семью мечами - атрибутами войны. Восьмой меч он держал обнажённым в руке. Это достаточно позднее изображение (I ст. н.э.), и Семиярило здесь имел имя Руевит (вероятно, от эпитета разрушающий - "разрушительное огненное солнце").

Известный филолог-славяновед Г.Дьяченко исчерпывающе исследовал все летописные источники и дал безукоризненную семантику и этимологию имени Симаргла. Он взял менее всего повреждённое, древнее всего: Симаирьгла, Симаергла, Семаергла. Имя состоит из двух частей: Сима (Сема) и ирьгла (ергла). Сима - семь (укр.), Сема - семь (рус.). Вторая часть слова: Симаирьгла (Семаергла) - ирьгла (ерьгла) означает "Ярило". В российских областях также "Ерило". С "Ерило", с помощью придыхательного "г", образовалось Еригло, Ерьгло, Ерьгло - Ирьгла - Ергла. В "Слове Христолюбца..." встречается Ерьгла. [прим. Тем не менее это лишь одна из версий, достаточных оснований для отождествления Ярилы с Симарглом у нас нет.]

Семиярило - так же, как и имена: Семислав, Семикраса, Семирозум. Семиярило - Сварожич, Солнце с зодиакальной характеристикой, показано семиэлементным символом. Это Солнце, которое проходит 7 зодиакальных созвездий за трудовую половину года (весенне-осеннее полугодие) в календарях первобытных народов. Ежегодные наблюдения главного созвездия (большого божества) в связи с определением весеннего равноденствия повлекли возникновение других наук: астрологии, магии, кабалы. "Магическое" священное число 7 - первая часть имени большого божества Семиярила и, как показали наши специальные исследования, является математическим символом периодического закона также и в современном его научном понимании (например, периодический закон Д.И. Менделеева).

Список использованной литературы:

1) В.В. Топоров, В.Н. Топоров - Исследования в области славянских древностей, М.: "Наука", 1974.

2) Гаврилов Д.А., Наговицын А.Е. - Боги Славян. Язычество. Традиция., М.: "Рефл-бук", 2002.

3) А.Н. Афанасьев - Поэтические воззрения славян на природу (3 тома), М.: "Современный писатель", 1995.

4) Б.А. Рыбаков - Язычество Древней Руси, М.: "Наука", 1987.

5) А. Терещенко - Быт русского народа, М.: "Русская книга", 1999.

6) В.Н. Демин - Загадки Русского Севера, М.: "Вече, 1999.

7) Славяно-Арийские Веды - Книга Третья. Инглиизм., г.Омск: "Аркор", 2000.

8) Мифы народов мира. Энциклопедия. 2 тома, М.: "Советская энциклопедия", 1992.

9) О.П. Знойко - Астрономические основы культа природы, Киев: "Молодь", 1989.

10) Лев Прозоров (Озар) - Боги и Касты Языческой Руси. Тайны Киевского Пятибожия, М.: "Эксмо", 2006.

11) Свято-Русские Веды. Книга Коляды. М.: "ФАИР-Пресс", 2007.

12) Дмитрий Дудко - Матерь Лада, М.: "Эксмо", 2003.

13) Кирчук И.И. - Ярила-Купала (методические рекомендации по реконструкции и проведению летнего славянского праздника), Минск, 2005.

14) Мирча Элиаде - Мефистофель и Андрогин или мистерия целостности.

15) Фрэзер Дж. Дж. - Золотая Ветвь (исследование магии и религии), М.: "Политиздат", 1980.

16) П.И. Мельников (Андрей Печёрский) - "В лесах" (2 книги), М.: "Государственное издательство художественной литературы", 1955.

17) Славянская мифология. Энциклопедический словарь, М.: "Институт славяноведения РАН", 2002.

18) Саксон Грамматик - Деяния Данов. стр. 826, 830-831, 842-843.

19) Краледворская рукопись (перевод Н.В. Берга).

Сноски:

1 Вацлав Ганка (1791-1861 гг.) - чешский филолог и поэт, деятель национального возрождения, знаменит как сочинитель и изготовитель подложных (по мнению официальной науки) Краледворской и Зеленогорской рукописи (известных вместе как просто "рукописи", или RKZ).

2 Эббон (778-851 гг.) - французский писатель.

3 Марс - бог плодородия в римской мифологии, один из древнейших богов Италии и Рима; считалось, что он может либо наслать гибель урожая или падёж скота, либо отвратить их. В его честь первый месяц римского года, в который совершался обряд изгнания зимы, был назван мартом. Позднее Марс был отождествлён с греческим Аресом и стал богом войны.

4 Вольгаст (нем. Wolgast) - портовый город в Германии, в земле Мекленбург - Передняя Померания.

5 Руги-руяны, как сообщает ряд средневековых источников, назывались также и русами, и именно это и было, видимо, их "главным", родовым именем... Вот же он, "остров русов" (Руян).

6 Аркона (Яромарсбург) - город и религиозный центр балтийских славян 10-12 вв. на о. Рюген (Германия). Разрушен датчанами в 1169 году. Там же и располагался храм Святовита, который также был разрушен.

7 Царьград - Константинополь.

8 "Скотий бог" - имеется в виду Велес.

9 Осирис - бог возрождения, царь загробного мира в древнеегипетской мифологии.

10 Посолонь - означает движение по Солнцу с востока на запад, или, по часовой стрелке (направо).

Новости Партнеров

Ярило - имя какого то славянского божества и название весенних праздников, справлявшихся в разных местностях России до начала XIX века. Происхождение слова толкуется неодинаково. Ярило – бог солнца, любви и плодородия.

Ярило - (ст.слав.) – имя восточнославянского языческого Бога, почитаемого на Руси до второй половины XIX века. Это образ был сближен с образом Иоанна Крестителя, прозванного Купалой. ЯРИЛО - Шатко Ярило, московский стрелец. 1605. А. М. Г. I, 68. Ивашко Ярило, астраханец. Так, в Костромской деревне такое чучело под названием Ярило клали в гроб и давали носить по деревне старику, которого одевали в лохмотья, а вместо песен было оплакивание.

П. Древлянский описывал образ Ярило, как человека на белом коне и (если его изображала девушка) в белой мантии. Часть исследователей считали большу́ю часть данных Древлянского - в том числе и о Яриле - фальсификацией.

Вопрос о том, кем же являлся Ярило - божеством или всего лишь ритуальным персонажем - долгое время оставался открытым. Часть исследователей считает, что нет никаких данных, что Ярило был славянским божеством. Другие исследователи не разделяют этого скептицизма, и склоняются к тому, что Ярило был всё-таки божеством (его нередко, основываясь на сходстве имён, связывают с Яровитомбалтийских славян). Сохраняя за предложенными толкованиями относительное правдоподобие, можно установить только общность имени Ярило со словом ярый «белый».

Идёт удалый бог, Ярило-молодец, И снежный саван рвёт по всей Руси широкой! К примеру, во многих публикациях Ярилу называют «богом солнца», что в корне неверно, поскольку, по мнению Института славяноведения РАН, Ярило таковым не является. В ней Ярило прямо называется богом солнца, «Ярилой-Солнцем», что в корне неверно. В наши дни подобные спекуляции продолжаются в среде неоязычников. Ярило – Яростный – в славянской мифологии значит неукротимый, яровать – неистовать забываясь.

На игре значений этих слов построена, в частности, загадка «с картинками», то есть с двусмысленным содержанием, о венике: «Выбежал Ярилко из-за печного столба, зачал бабу ярить, только палка стучит». В накопленных языковых и обрядовых данных, касающихся образа Ярилы, современные исследователи видят отзвуки древнеславянского культа языческого божества весеннего плодородия. Отождествлению Ярилы с Юрием способствовало, прежде всего, созвучие их имен, поскольку слова с корнями яр- и юр- в славянских языках имеют близкие значения.

В церковном календаре было два дня памяти св. Георгия: весенний - 23 апреля, и осенний - 26 ноября. Ярило (Ярила, Яровит, Яромир) – славянский бог неистовой страсти, неудержимой силы, бог весны и расцвета всех жизненных сил человека. Ярило считался младшим из солярных богов (после Дажьбога и Хорса), входил в пантеон Ясуней и в поколение «боги-внуки» (по другой версии «боги-сыновья»). В системе религиозных верований наших предков Ярило бог стал воплощением весеннего солнца, только что покинувшего неласковые объятия зимы (Мары).

Что такое Ярило? Значение и толкование слова jarilo, определение термина

Яри́ла (Яри́ло) - персонификация одного из летних праздников в славянском народном календаре (преимущественно Верхнее Поволжье, южнорусские губернии). Имя Ярилы, как и другие слова с корнем яр-, связано с представлением о весеннем плодородии (ср. рус.яровой, ярый, укр.ярь «весна», схожие слова с тем же корнем у южных и западных славян).

Смотреть что такое «Ярило» в других словарях:

Во многих деревнях данные персонажи были в виде кукол, которые украшали и носили с песнями по деревне. Земля и урожай является главной ценностью для земледельца. Сначала выделяется «дух зерна» - сила плодородия, та которая и ведёт к урожаю.

Если Ярилу изображал парень, зачастую он был голым. Голову Ярилы покрывает венок из весенних цветов, в его руках - колосья. Во многих песнях, присказках люди обращаются к этому божеству с просьбой о тёплом лете и хорошем урожае. Иные же (например, Вяч. Вс. Иванов и В. Н. Топоров) считали их подлинными и использовали информацию Древлянского в своих реконструкциях. В энциклопедическом издании «Мифы народов мира»Ярила трактуется как «как божество весеннего плодородия».

Весьма характерно, что и Ярило в белорусских праздниках участвует в виде Яры-Ярилихи. Просто в отличие от Хорса (зимнее солнце) и Дажьбога (летнее солнце) Ярило был воплощением солнца весеннего. В видении древних славян неукротимый и бесшабашный Ярило бог выступал повелителем чувств, не подвластных разуму. Где Ярило пройдёт - будет хороший урожай, на кого посмотрит - у того в сердце разгорается любовь. В последствии этот праздник был привязан к переходящему церковному дню Троицы.

0 Сегодня вы узнаете о Ярило, славянском боге войны, который также является богом плодородия и весны. Его также называют "Ругевидом ", "Геровитом " и "Яривидом ". Ярило - сын Перуна, бога грома, но его украли у его отца, а затем отправили в подземный мир, где он был спасён Велесом. Некоторые люди представляли себе Ярило, как очень красивого молодого человек в белых одеждах, который скачет на белом коне. Его одежда была украшена цветами и колосьями.
Из-за этого в различных весенних ритуалах девушки украшают себя белыми цветами и садятся на лошадей в честь этого божества. Существует ещё одно убеждение, что Ярило был семиглавым воином в рыцарских доспехах. Добавьте наш сайт сайт к себе в закладки, чтобы всегда получать только полезную и проверенную информацию.
Впрочем, перед тем, как я продолжу, мне хотелось бы указать вам на парочку интересных публикаций по тематике образования и науки. Например, кто такой Световид , что такое Ипостась , как понять слово Аспект , узнайте больше про Кельтских богов и т. п.
Итак, продолжим, Ярило, бог славян, значение?

Ярило - это славянский бог растительности, плодородия и весны.

Этимология названия «Ярило»

Этот термин образовался от протославянского прилагательное «jarъ » (jâr = rage, jarko = bright, žar = fire, passion) выражает то, что характеризуется, как "молодая жизненная сила ", "яростная сила роста ". Эта мощь не воспринимается абстрактно, а является архаичным понятием. Эта сила проявляется в определённое время года, весной. Это весенняя энергия, которая открывает лето, знаменует собой начало лета и возрождение для природы.

По названию прилагательного во всех трёх его версиях: "jarъ", "jara" и "jaro " подразумевает «весну», «тепло», «свирепость», «молодой год » и т. д.
В Хорватии и Сербии "jar " означает «гнев», «жестокость », а в польском языке "jar " и украинском "йар " переводится, как «весна». В России "яр " (žar) означает «огонь», «гриль ».
Очевидно, что первоначальный смысл протославянского "jar " может в равной степени относиться к росту молодых животных и растений.

Ярило Воин

Итак, Ярило был представлен семью разделёнными статуями или даже, как одна статуя с семью головами. Есть много теорий, почему у Ярило было семь голов. Некоторые эксперты утверждают, что это существо на самом деле состоит из семи богов в одном теле, а другие предполагают, что его семь голов представляют семь месяцев в году, за которые отвечает Ярило. Одна сторона этого бога была связана с войной и его воинственным характером. Когда дело доходит до этой стороны характера, нужно понимать, что Ярило вовсе не был кровожадным. Он защищал слабых и беспомощных славянских людей от нападений. Он хотел мира и гармонии, поэтому из-за этого у Ярило в одной руке находится оливковая ветвь, в то время как в другой он сжимает меч.

Если не было другого способа решить проблему, Ярило использовал свой меч. Он нёс восемь мечей и большой щит, украшенный золотом. В то время, как семь мечей представляли семь месяцев в году, которые находятся под юрисдикцией Ярило, восьмой меч был его собственным. Самый большой храм Ярило находился на острове Рюген в Германии. В корне его названия лежит слово «jar », что означает "огонь", "ярость", "мощь " и, таким образом, раскрывает его огненный темперамент. Но, как говорилось ранее, Ярило не был злым богом, он был праведным и добродушным.

Ярило на самом деле является комбинацией несовместимых характеров. Прекрасный баланс между двумя совершенно разными понятиями. С одной стороны, у него присутствует ярость, мощь, мужество и навыки отличного бойца, а с другой - доброта, нежность, красота и плодовитость, выступающие в качестве олицетворения весны и лета.

Бог весеннего плодородия

Он стоит напротив Поревита (пятиликий бог у вендов, почитавшийся в городе Коренице на о. Рюген), который правил в течение оставшихся пяти месяцев зимы (в то время как Ярило царствовал ещё семь месяцев). Поревит также был братом Геровита (Ярило), чей храм находился на острове Рюген. Как божество плодородия, Ярило олицетворял собой исключительно наше жаркое светило, которое позволяет кукурузе быстро расти и вовремя вызревать, а так же защищает урожай от разрушительных штормов.

Святой Георгий и Ярило

Святой Георгий заменил Ярило в христианстве. Этот святой сражался с Драконом, который олицетворял собой тьму и зло. Одной из причин, почему Ярило был связан с Георгием, является сходство в их именах. Сегодня среди славянских народов имеются имена, основанные на имени Ярило (Ярослава, Яромир, Ярослав).
У Ярило были так же дни, когда люди праздновали и поклонялись ему. Славяне приносили в жертву Ярило свой скот (овец или коз), и люди использовали цветы и листья для украшения своих домов. После прихода христианства, его имя постепенно забывается, хотя существуют ещё люди, которые поклоняются древним богам.

Прочтя эту полезную статью, вы узнали, о славянском боге Ярило, и теперь не попадёте в затруднительное положение, если вам вдруг придётся услышать это имя.

Узнайте больше о славянских богах!







Сведения о многих богах, которых чтили наши предки, дошли до нас весьма расплывчато. О некоторых мы знаем только имя. Но это не относится к Яриле – богу плодородия и жизненной силы земли. Чтили его на всех землях, где жили славяне – от Руси до Сербии.
Неудивительно, что именно о нем нам известно больше, чем о других богах. Перуна чтили в первую очередь воины, составлявшие сравнительно небольшую часть населения. Род был настолько огромен, всесилен и непостигаем, что многие люди не слишком задумывались над его природой. Зато Ярилу с детства хорошо знал каждый ребёнок землепашца. Что и неудивительно – отвечая за урожай и плодородие земли, Ярило (или Ярила) часто вспоминался людьми. А если учесть, что в те времена львиная доля населения была именно землепашцами, то легко понять, почему все сведения и традиции, связанные с Ярилой, церкви не удалось уничтожить даже тысячу лет.
Можно сказать, что этот бог воплощал в себя плодородие. От него зависело, будет ли год плодородным, богат ли будет урожай, а значит, сытно ли будет жить простой человек.
Праздники, на которых славили Ярилу, растянулись почти на два месяца – с конца апреля и до конца июня. Это также легко объяснить. Май и июнь – самые важные месяцы для роста хлебов. Если взойдут они дружно в мае, пойдут в крепкий, крупный колос в июне, значит и в июле окрепнет, а в августе можно будет собрать богатый урожай, которого хватит и на семена, и на безбедную жить в течение всего года.
Конечно, за эти два месяца праздники были совсем разными. Например, в конце апреля праздновали пробуждение Ярилы. Его мощь напрямую сравнивалась с мощью зерен. Ярило пробудился и рожь с пшеницей взошла. Нужно подбодрить молодого бога, показать, что его помнят, чтут и любят. Поэтому до конца июня, всего за два месяца, не раз и не два поднимали кружки с медом за него.
А в конце июня Ярило… умирал. Да, отдав всю свою жизненную мощь зерну, он умирал и нуждался в соответствующих похоронах. Из соломы, старой одежды, веток мастерилась кукла, которую торжественно несли хоронить. Обычно её несли женщины, горестно плача и стеная – мол, на кого же ты нас покинул. Мужчины же шли следом и успокаивали (нередко весьма скабрезным образом), что ничего с ним не случится, оживет он через год и обязательно вернется на Землю, чтобы снова наполнить её силой и мощью.
Хоронили Ярилу по-разному, в зависимости от степени христианизации конкретного района. Где христианство набрало особую силу, а церковь особенно тщательно следило за тем, чтобы люди не жили традициями предков, куклу закапывали. Но все-таки в большинстве мест подготавливался большой костёр, на который торжественно укладывалась кукла-Ярила, после чего дрова поджигались. Грусти и слез не было – только улыбки, смех и радость. Все знали – пепел от костра разнесется по окрестностям ветрами, внуками Стрибожьими, и он уйдет в землю. А следующей весной Ярило снова пробудится, чтобы прожить всего два, но очень ярких, насыщенных месяца.
Праздник отмечался ярко – почти настолько же радостно, как Купала. Но в последующие недели и месяцы наши предки забывали о праздниках. Начиналась летняя страда, где нельзя было пропустить ни единого дня, а порой и часа. Ведь работать славяне всегда умели и любили.

Ещё одна статья, которая раскрывает потаённый смысл Славянского бога Ярило.

Ярило заступает на солнечное дежурство сразу после Даждбога. Он принимает в свое солнечное владение уже подготовленную почву. Поэтому в первую очередь, Ярило бог позднего весеннего солнца. Да, Ярое солнце, красное солнце, это про Ярилу. Его время Конец Весны – начало лета.
Символом Ярилы - солнца является стилизованное солнце и венок из полевых цветок. На цветовом уровне Ярилу изображают в красно-белый цветах.
Семантика слова «Ярило» отсылает нас к древнему корню «Яр». Это обозначение всего насыщенно красного, вспомните только ягоду яргу. Ярый красный цвет солнца пробуждает природу и заставляет плодоносить. Некоторые учёные считают что в имени бога Ярило сокрыта ярая эротическая сила, буйство молодости, эротическое влечение. Но как мы писали в одной из статей, символы плодородия напрямую зависят как с солнцем, так и мощью полового влечения и последующего деторождения. Это буйство язычества. Недаром, по одной из версии Ярилу изображают голым на коне. Конь, как известно, олицетворяет солнечную колесницу. Это одна из привязок Ярилы именно к солярным функциям. Даже до определённого исторического периода герб Москвы был соотносим именно с таким образом Ярилы. Вообще в язычестве нет комплекса голого тела. В славянском зодчестве эта тема не так реализована, как скажем, в греческом язычестве, но это не меняет сути.
Считается что для треб Ярилы нужно пшеница и зерно, поэтому при обрядах это нужно обязательно соблюсти.
Есть же среди исследователей и иная точка зрения касательно Ярилы. Они считают его богом войны. Ярый приверженец данной позиции считается Мария Семёнова, которая реализовала данную позицию наиболее ярко в свой книге «Мы Славяне». Она рисует его также как и многие на белом коне, с красным плащом и с отрубленной головой привязанной к седлу. Другие исследователи просто несколько по иному трактуют ярую семантику божества. По их мнению Ярый боец, ярая сила. Это безумная сила воина, практически берсеркера, который в бешенстве совершает героические поступки. Но даже в такой концепции изображение этого божества происходит с элементами плодородия. Так в одной из рук у Ярилы меч, а в другой колоски пшеницы. Кстати, в древности, одна из разновидность пшеницы была с названием «Яровая».
Но есть и более консервативные учёные, которые вообще отрицают что Ярило был у славян божеством.
Есть и другая крайняя позиция у староверов инглингов. Они считают Ярило -солнцем трисветлым и это одно из верховных божеств славянского пантеона. Бог Демиург.
Ярица-супруга радостного, вечно молодого Славянского Бога Ярило.
Купить кумир с ликом

Удобная навигация по статье:

Бог древних славян Ярило

Ярило – солярное божество древних славян периода языческой Руси, который являлся самым младшим из солнечных богов, составляющих пантеон. Люди считали его братом Даждьбога и Хорса, веря, что он был незаконнорожденным сыном бога-оборотня Велеса и жены бога-громовержца Перуна Додолы. При этом, дошедшие до нас данные настолько скудны, а родословная богов славян настолько запутана, что сегодня разобраться в ней нет никакой возможности.

Легенда о славянском боге Ярило

Однако, из ранних летописных текстов нам историкам известно, что Ярило славянские народы относили к поколению внуков и сыновей основных богов. Ярило-Солнце считался божеством, одаривающим людей неистовой страстью и здоровыми детьми. Таким образом, он ассоциировался не только с расцветом природы и человеческих сил, но и с плотской любовью. Также, это божество довольно часто древние авторы называли воплощением весеннего солнца и богом весны.

При этом, если бог Коляда «заведовал» только рождённым, молодым светилом, которое только начинает свою жизнь после холодной зимы, то Ярило отожествлялся с набравшим силу весенним солнцем. Характерными чертами этой божественной сущности выступали искренность, яркость темперамента, неистовость и чистота. В целом, ему приписывались все так называемые «весенние» черты характера человека. Ассоциации данного бога с культом весны также можно отследить по названию яровых культур зерновых, засевающихся перед началом весны.

Словесное описание бога Ярило

Древним славянам Ярило представлялся молодым и статным парнем с голубыми глазами и прекрасными чертами лица. В большинстве случаев его изображали нагим по пояс, что символизировало не только жаркую погоду, за которую отвечал весной солнечный бог, но и его покровительство влюблённым и молодым людям. Однако, исследователи акцентируют, что божество не отвечало за чувства людей друг к другу, но лишь «вдохновляло» их желанием плотской любви.

Согласно одной из дошедших до нас легенд, прекрасная богиня Леля полюбила бога Ярило и признавшись ему, получила от него взаимность. При этом, Ярило признавался в любви Ладе, Маре и множеству земных женщин. Этот бог не признавал священные узы брака и семью, но выступал лишь за неукротимую страсть.

Праздник бога Ярило

День почитания этого солярного славянского божества или же Ярилин день на Руси праздновали в самом начале июня (по современному календарю). Как правило, празднование приходилось на первое – пятое число этого первого летнего месяца. Но, это совершенно не значит, что о нём забывали в другие важные сезонные праздники. К примеру, Ярила почитали на праздник весеннего равноденствия, на Ивана Купала, Масленицу и праздник Сороки. Это свидетельствует о важности для славянских народов поклонения солнечному свету и теплу.

Ярилин день являлся праздником конца весны и начала летних дней. Согласно народным поверьям, в данный день нечистая сила старалась спрятаться в самые недоступные места (под камни, в болото и пр.), ведь в этот день солнечные лучи обладали особой магической силой.

Стоит заметить, что отмечали этот праздник вплоть до восемнадцатого века, о чём есть свидетельства в записях Воронежской и других губерний. В Киевской Руси в этот праздник люди устраивали яркие масштабные ярмарки, которые заканчивались танцами и хороводами вокруг больших костров. Есть народная поговорка: «На праздник Ярилы все святые с ним борются, но побороть не могут», что свидетельствует ещё раз о том, что невзирая на запрет христианских священников и государства этот языческий праздник продолжал праздноваться людьми.

На празднике мужчины устраивали кулачные бои, веря, что и сам бог Ярило не отличается покладистым и мягким характером. Обязательными блюдами в этот день были яичница, сладости и пироги. Кроме того, ни один Ярилий день не обходился без обязательной требы идолам этого солнечного божества. Как правило, в качестве необходимой жертвы выступало пиво и мёд. Как и на каждый языческий праздник к ночи разжигались костры у которых плясала молодёжь, одевшая свои самые лучшие и яркие наряды. Согласно некоторым литературным источникам, имели место быть и игры брачного характера.

При этом, все заключённые в этот вечер браки считались полностью законными, а рождённые после праздника дети являлись рождёнными в браке. Не менее популярны в этот день были и походы к тем, кто делал привороты или умел гадать на судьбу и любовь.

Древнеславянский миф о Яриле рассказывает о любви этого божества к Матери-Земле, что по сути, является отражением верований о самом зарождении жизни на всей земле и о воскрешении этого мира после каждой зимы. Из этого текста мы узнаём, что изначально солярное божество влюбилось в пустую и холодную землю. Желая оживить её, он спросил разрешение у остальных богов, которые запретили ему это. Тогда Ярило направил к земле свой взгляд и вопреки их воле пробудил безжизненную землю, наполнив её своим теплом.



Просмотров